Взаимосвязь обучения рисунку и живописи учащихся старших классов в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Кравченко, Светлана Николаевна

  • Кравченко, Светлана Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 272
Кравченко, Светлана Николаевна. Взаимосвязь обучения рисунку и живописи учащихся старших классов в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2005. 272 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кравченко, Светлана Николаевна

Введение,3

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты взаимосвязи обучения рисунку и< живописи учащихся старших классов^

1.1 .Дидактическая характеристика взаимосвязи обучения рисунку и живописи в теории и практике

1.2.Особенности обучения рисунку и живописи учащихся в школах с углубленным изучением предметов художественноэстетического цикла48

1.3.Взаимосвязь обучения; рисунку и живописи в учебнотворческом процессе' 59

1.4.Обоснование критериев оценки работ по рисунку и живописи учащихся 10-11 классов71

Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи обучения рисунку и? живописи учащихся 10-11классов ^*:

2.1.Типичные недостатки в учебно-творческом процессе у учащихся 10-11 классов (констатирующий эксперимент) 95

2.2.Теоретическое обоснование взаимосвязи обучения рисунку и живописи учащихся старших классов ^114

2.3. Эффективность взаимосвязи обучения рисунку и живописи; старшеклассников (формирующий эксперимент)155

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимосвязь обучения рисунку и живописи учащихся старших классов в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»

Проблема исследования и ее актуальность. Концепция общеобразовательной? школы с углубленным изучением предметов» художественно-эстетического цикла: основывается на лучших традициях отечественной? художественной? педагогики. Традиционный путь обучения школьников* изобразительному искусству предусматривает первоначальное освоение умений'и навыков реалистического изображения и развитие творческих способностей. Большое внимание здесь уделяется профессиональному самоопределению, систематизации, специализации и:индивидуальности процесса обучения.

Одним из условий повышения эффективности обучения; является- поиск взаимосвязей: в обучении рисунку и живописи, предусматривающих решение таких проблем, как организация композиции, конструктивное построение изображения; передача? пропорции; предметов, лепка формы тоном- и цветом, пространственные задачи; передача; свето-воздушной среды и т.д. Для их решения целесообразно* применить системный подход. В дидактике под методической системой; принято понимать, упорядоченную совокупность, взаимосвязанных средств? и^ методов? управления; дидактическим процессам; т.е. управления познавательной- и учебно-творческой деятельностью» учащихся;

Познавательная? - и учебногтворческая* деятельность старшеклассников по рисунку и живописи формирует комплекс основ профессиональных знаний умений и навыков изобразительного искусства. Овладевая приемами (способами) учебной и творческой работы, учащиеся одновременно учатся управлять своей познавательной, учебно-творческой деятельностью; при этом развивается ассоциативное мышление, продуктивное воображение, зрительно-образная память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. В результате происходит постепенное формирование творческой индивидуальности ученика.

Именно школы или классы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла дают возможность наиболее продуктивно использовать взаимосвязи в обучении рисунка и живописи. Мы рассматриваем эту проблему на примере изображения; натюрморта. Выбор жанра продиктован его высокой познавательной ценностью, способностью передать духовный мир человека с его сложностями и противоречиями. В то же время произведения этого жанра дают возможность проиллюстрировать различные виды деятельности учителя и учащихся на уроках по изобразительному искусству и соответствующие им методы и приемы.

Специфика разработки данной проблемы в нашем исследовании определяется, во-первых, нашим стремлением отразить характер деятельности учителя и учащихся, во-вторых, поиском более эффективных взаимосвязей в преподавании рисунка и живописи.

Метод обучения определяется целью деятельности учителя и имеющимися в его распоряжении средствами изобразительного искусства. Под влиянием этой деятельности возникает и осуществляется процесс усвоения учеником изучаемого содержания, достигается намеченная цель или результат обучения. Критерием правильности выбора методов и ее соответствия цели обучения является положительный результат -учебно-творческие работы учащихся.

Таким образом, рассматривая данную проблему, следует отменить, что необходима методическая система целенаправленных действий учителя, организующего познавательную и учебно-творческую деятельность учащегося, которая обеспечивала бы усвоение им теоретических сведений* и формирование определенных практических навыков. В процессе обучения рисунку и; живописи и применение методов обучения во взаимосвязи предполагает целенаправленное взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого происходит усвоение учебного материала.

Большое значение в нашей системе уделяется взаимосвязи и взаимодействию методов как дидактической; категории и «методов» частных, т.е. способов, приемов технического выполнения графических и живописных работ. Эта деятельность организуется посредствам следующих методов: словесно-проблемный, наглядно-практический, поисковопрактический и творческо-исследовательский; они дифференцируются в зависимости от характера деятельности учащегося на рецептивные, репродуктивные и продуктивные. Суть рецептивной деятельности состоит в восприятии: материала, предложенного ученику в готовом виде; репродуктивная связана с запоминанием полученных знаний или выработкой умений и выражается в воспроизведении знаний или учебных действий; продуктивная, или творческая, направлена на самостоятельное добывание знаний. Названные виды деятельности осуществляются, в свою очередь, взаимодействием двух корректирующих систем - методов обучающей деятельности учителя, т.е. методов преподавания (лекция, беседа, объяснение и т.д.), и методов учебно-творческой деятельности учащихся, т.е. методов учения (анализ, синтез, сравнения, метод работы отношениями, метод «обрубовки», визирования, видоискания и т.д.). Методы учебного познания (символического и образного видения, придумывание и т.д.) побуждают учеников к творческой и самостоятельной изобразительной деятельности по усвоению нового учебного материала. Наиболее действенные среди них -продумывание учебных, исследовательских и творческих заданий с учетом художественно-выразительных средств рисунка и живописи, степени сложности, адекватной знаниям и умениям школьников. При этом осуществляется выбор наиболее эффективного сочетания различных методов преподавания и учения.

Для; получения обратной связи и осуществления- проверки знаний, умений и навыков эффективно применяются методы контроля и самоконтроля (индивидуальный и фронтальный опросы, «экспресс-контроль», контрольный срез, тестовое задание, проверка и анализ работ учащихся, самоанализ, выставка и т.д.). Контроль и самоконтроль являются необходимым структурным компонентом процесса обучения рисунку и живописи должны осуществляться систематически, из^ урока в урок в течение всего учебного года. Успешная организация учебно-творческого процесса предполагает разноаспектность контроля. Проверке подвергаются качество усвоения учебного материала, интенсивность накопления умений и навыков по рисунку и живописи, уровень индивидуального художественно-творческого развития учащихся. Все методы и формы контроля знаний и умений учащихся должны взаимодействовать с общедидактическими и частными методами и приемами обучения.

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что от того, что взаимосвязь и взаимодействия методов обучения рисунку и живописи, методы контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков используются слабо для повышения» качества обучения учащихся! старших: классов в школах с углубленным? изучением' предметов; художественно-эстетического цикла, в результате: чего; в значительной мере; страдает качество эстетического v воспитания- и; художественное образование учащихся.

На основании этих теоретических положений была выдвинута гипотеза, которая стала основой наших экспериментальных исследований.

Гипотеза исследования: взаимосвязь обучения- рисунку и живописи может быть» более эффективной при следующих условиях: отбора и систематизации методов обучающей деятельности учителя и характера учебно-творческой деятельности учащихся и методов контроля и самоконтроля учащихся с* учетом целей, задач, содержания заданий по рисунку и живописи и уровня» развития учащихся, степени их способности усваивать учебный материал; • учета специфики учебного материала, а именно, — необходимости? рационально-логического построения процесса изобразительной деятельности в сочетании с эмоционально-чувственным восприятием.

Мы исходили из предложения о том, что, если разработать методическую систему,.которая будет включать в себя:

•* цели, задачи и содержания обучения рисунку и живописи;;

• методы обучения и различные аспекты их взаимосвязи (методы общие и частные, методы обучения; и контроля, обще дидактические принципы и частные технические приемы и способы); • средства обеспечения учебно-творческого процесса (ТСО, наглядные пособия, натурная постановка и т.д.), то, получим более высокий результат обучения учащихся рисунку и живописи в школах углубленного изучения предметов художественно-эстетического цикла, потому, что данная методическая система обладает такими ценными качествами, как взаимосвязь и взаимодействия методов обучения рисунку и живописи, и активно использует методы контроля и самоконтроля. Эта методическая система основана на изучении отношений между обучающей деятельностью учителя (преподаванием) и. учебно-творческой деятельностью учащихся (учением) с целью формирования профессиональных знаний, умений и навыков по рисунку и живописи и развития художественно-творческих способностей.

Анализ состояния поставленной проблемы позволил сформулировать цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить методическую систему решения научно-педагогической задачи взаимосвязи обучения рисунку и живописи старшеклассников школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.

Объект исследованиям — системное обучение рисунку и живописи учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.

Предмет исследования — процесс взаимосвязи обучения рисунка и живописи на примере изображения натюрморта.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами были поставлены следующие задачи: •

1. Изучить и> проанализировать современное состояние проблемы взаимосвязи обучения; рисунка и живописи' в 10-11 классах^ школ с; углубленным? изучением? предметов; художественно-эстетического 1 цикл а;

2. Дать дидактическое обоснование взаимосвязи обучения изобразительному искусству и« разработать общие принципы, взаимодействия методов обучения5 на занятиях по рисунку и

ЖИВОПИСИ;

3". Выявить возможности предлагаемой нами? методики? обучения, контроля? и самоконтроля знаний; умений; и навыков для; совершенствования процесса преподавания рисунка и живописи:.

41 Предложить критерии оценки? работ учащихся по рисунку, живописи для: проверки эффективности разработанной методической системы обучения; изобразительному искусству.

5. Разработать и апробировать экспериментальную программу по рисунку и живописи для 10-11 классов школ с углубленным изучением художественно-эстетического цикла.

6. Осуществить экспериментальную» проверку эффективности предлагаемой методической! системы обучения рисунку и.живописи.

Для реализации поставленной цели и решения частных задач по проверке гипотезы нами использовались следующие методы: • Анализ и изучение литературы по педагогике, психологии, философии,.эстетике; теории и методики изобразительного искусства;

• Метод наблюдения за рецептивной, репродуктивной и творческой деятельностью старшеклассников в процессе обучения рисунку и живописи;

• Метод педагогического эксперимента — констатирующий и формирующий;

• Метод тестирования-и анкетирования;

• Методы математической и статистической обработки экспериментальных данных.

• Метод анализа продуктов деятельности учащихся.

Методологической базой исследования послужили такие категории классической диалектики, как общее и особенное, возможность и действительность и прочие, а также наиболее общие логические операции среди них индукция и дедукция, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, сравнение и сопоставление,, дифференциация и интеграция.

Теоретической? основой исследования являются; труды отечественных и зарубежных ученых, методистов и художников-педагогов в области педагогики, психологии, методики преподавания изобразительного искусства, рисунка и живописи.

Теоретические вопросы, связанные с педагогическим процессом обучения и в целом, с его системной организацией в частности освещаются в научных трудах И;Я.Лернера; М.Н.Скаткина, Ю.К.Бабанского, В;А.Сластенина,

И.П.ГТодласого, И.Ф.Харламова и т.д.

В исследовании проблемы развития творческих способностей в процессе обучения мы опирались на труды Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Н.С.Лейтеса, А.Н.Леонтьева, Е.И.Игнатьева, В.А.Хуторского, Л.Б.Ермолаевой-Томиной и др.

При- формировании концепции нашего исследования мы опирались главным^ образом на труды* Н.Н.Ростовцева, В.С.Кузина, Е.В.Шорохова и т.д.

Отдельные аспекты методической? системы эстетического воспитания нехудожественного образованияшолучили отражения; в работах А.Д.Алехина, Г.В.Беды, Л;А.Ивахновой, Т.С.Комаровой; Н.П.Сакулиной, В.К.Лебедко, Л.Г.Медведева, Н.М. Сокольниковой, А.С.Хворостова, А^А.Унковского, А.П.Яшухина, С.П.Ломова, Ю.М.Кирцера и др.

Этапы исследованиям

• Первый этап (2000-2001гг.) был посвящен изучению психолого-педагогической, искусствоведческой; литературы, трудов отечественных и зарубежных учёных по темам, так или иначе- связанных с исследуемой* нами проблемой. Был проведён анализ особенностей деятельности 10-11 классов школ с углубленным изучением^ художественно-эстетического цикла, включивший в себя ознакомление с публикациями в педагогических изданиях, беседы: с учителями, констатирующий; эксперимент. Определялись ш уточнялись гипотеза, предмет и задачи исследования, а также план опытно-экспериментальной работы, программа по рисунку и живописи 10-11 классов.

• Второй этап (2001-2002 гг.) представлял собой педагогический, эксперимент. Осуществлялась разработка тематического плана по рисунку и живописи для 10-11 классов. Уточнялись методические рекомендации к проведению занятий. Были определены дидактические особенности взаимосвязи' методов обучения; изобразительному искусству и методические аспекты их использования последних на занятиях по рисунку и живописи. На завершающем этапе было проведено контрольное исследование результатов.

• Третий этап (2002-2004гг.) был посвящен анализу результатов экспериментальной деятельности, корректировке теоретических положений диссертации и подведению итогов.

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. На материале занятий по изобразительному искусству разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена методическая система, которая включает: цели, задачи и« содержания обучения рисунку и живописи; методы обучения и различные аспекты их взаимосвязи (методы общие и частные, методы обучения и. контроля, общедидактические принципы, и частные технические приемы и способы); средства обеспечения учебно-творческого процесса (ТСО, наглядные пособия, натурная постановка и т.д.), которая решает проблему взаимосвязи обучения рисунку и живописи, учитывающая специфику деятельности учителя изобразительного искусства, с одной стороны, и индивидуально-психологических особенностей старшеклассника - с другой. Ведущая роль в этой системе отводится взаимосвязи и взаимодействию способов обучающей деятельности учителя и организации учебно-творческой деятельности учащихся; Это взаимодействие показано на примере натюрморта - одного из ведущих жанров изобразительного искусства.

2. Разработаны критерии оценки формирования знаний, умений и навыков по рисунку и живописи для учащихся 10-11 классов школ с углубленным изучением художественно-эстетического цикла.

3. Разработана экспериментальная учебная программа, включающая комплекс учебных, творческих заданий и упражнений по рисунку и живописи на примере изображения натюрморта, направленных на обеспечение межпредметной связи дисциплин изобразительного цикла для учащихся 10-11 классов школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в^ том, что в ней обоснована и разработана система методов обучения т методов контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков по изобразительному искусству, направленной на решение основных задач процесса взаимосвязи обучения рисунку и живописи учащихся 10-11 классов школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Дана дидактическая характеристика системного подхода в обучении изобразительному искусству. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшей теоретической разработки вопросов активизации учебно-воспитательного процесса учащихся-старшеклассников школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.

Практическая значимость результатов исследования имеет два взаимосвязанных аспекта: с одной стороны, в процессе вузовской подготовки учителя изобразительного искусства, а с другой - в практике школьного учителя, преподающего изобразительное искусство в общеобразовательных и специализированных учреждениях.

В частности, возможно творческое применение разработанного нами комплекса учебных заданий и упражнений, включающих устные опросы, тестовые и контрольные срезы, анализ и самоанализ учащихся.

Достоверность исследования обеспечена избранной методологической основой и системой частных методов исследования, прежде всего опытно-экспериментальной проверкой их эффективности при непосредственном участии автора в опытно- экспериментальной работе, а также сравнительно-сопоставительным анализом исходных и конечных результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры декоративно-прикладного и изобразительного искусства Нижневартовского государственного педагогического института. Основные результаты исследования нашли отражения в учебном курсе «Методика обучения изобразительному искусству» на ХГФ НГПИ, а также в процессе практической работы с учащимися МОМСШ № 2, МОеШ№31, МОСИШ»33. Автор неоднократно выступал с докладами на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства в Нижневартовском институте повышения квалификации.

Основные положения диссертационной работы нашли отражение в опубликованных тезисах и статьях.

Результаты исследования применяются в практической деятельности учителей школ г. Нижневартовска.

На защиту выносятся:

• Психолого-педагогические аспекты взаимосвязи обучения рисунка и живописи в 10-11 классах школ с углубленным изучением художественно-эстетического цикла.

• Разработанная, научно-обоснованная, экспериментально проверенная система взаимосвязанных методов обучения и контроля знаний, умений и навыков рисунку и живописи учащихся 10-11 классов школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.

• Система заданий по рисунку и живописи на примере изображения натюрморта для старшеклассников школ с углубленным изучением художественно-эстетического цикла. Структура диссертации:

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Кравченко, Светлана Николаевна

Результаты исследования показали положительное влияние системы взаимосвязи методов обучения изобразительному искусству (рисунка и живописи) на учащихся 10-11 классов, развивают у них творческие способности и очень хорошо дают профессиональную направленность.

202

Заключение

В настоящем исследовании нами была разработана и апробирована система методов обучения, контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков по изобразительному искусству на занятиях по рисунку и живописи учащихся 10-11 классов школ с углубленным изучением художественно-эстетического цикла.

Представлены основные результаты исследования.

1.Процесс обучения изобразительному искусству - это целая система логически взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга образовательных, развивающих и воспитательных задач, которая неразрывно связана с особенностями предмета - рисунка и живописи.

2.Именно системный подход обеспечивает эффективное применение методов обучения изобразительному искусству. «Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод - сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом».

3.Выбор метода обусловлен двумя основными характеристиками: а) характером содержания обучения; б) уровнем развития старшеклассников, степенью их способности усвоить данный материал с помощью продуктивной системы видов обучающей деятельности и приемов ее осуществления.

4.Методы обучения изобразительному искусству могут быть разделены на четыре группы: словесно-проблемные, наглядно-практические, поисково-практические, творческо-исследовательские.

5.Система методов обучения должна быть приведена в соответствие с системой обратной связи, методами контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков.

6.Каждая группа методов характеризуется особыми функциями и дидактической нагрузкой. Названные методы дают максимальный эффект при условии их гармонического единства и взаимосвязи.

7.Эта взаимосвязь проявляется в целом ряде аспектов:

• Совместная деятельность учителя и учащихся (общение, взаимодействие в учебно-творческой работе по рисунку и живописи, пояснение, слушание, воспроизведение, обсуждение, применение знаний и умений).

• Соотнесение методов с этапами процесса познания. Так, при восприятии новых знаний используются, прежде всего, методы прямой и опосредованной передачи информации (беседа, объяснение и т.д.), а на этапе практического применения знаний самостоятельные задания и упражнения творческого, исследовательского характера.

• Соотнесение методов обучения с видами занятий, например, на практических занятиях используются рисование с натуры (рисунок и живопись) объяснение, а при организации самостоятельной работы — задания по изучению различных изобразительных техник, приемов и способов живописного письма и т.д.

• Синтез методов, своего рода включенность их друг в друга: появление в лекции элементов беседы при показе репродукций картин, работ учащихся, а в процессе самостоятельной работы — упражнений, заданий, приемов самопроверки и самоанализа.

• Осуществление проверки и коррекции знаний, умений и навыков при использовании методов контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков.

8.Обучение учащихся предметам художественно-эстетического цикла предполагает решение целого комплекса задач обучения, воспитания и развития. Взаимодействие педагогических, дидактических и методических аспектов обеспечивает эффективность обучения. Комплексный подход в планировании целей обучения, воспитания и развития охватывает и духовный мир ученика, и его практическую деятельность, способствуя развитию как эмоциональных, так и интеллектуальных сторон психики старшего школьника.

9.Анализ работ учащихся позволил выявить особенности динамики в качестве выполнения учебных и творческих работ школьниками 11-х классов. Сопоставление результатов учебной деятельности учащихся 10 и 11 классов дало возможность исследовать проблему в процессе, в развитии, от возникновения первичных навыков до формирования основ профессионального владения предметом,

10.В содержание обучения изобразительному искусству должны быть включены продуманные творческие задания, упражнения с учетом художественно-выразительных средств рисунка и живописи, степени сложности, базовых знаний и умений учащихся, а также задания контрольного характера. Выбор наиболее эффективного сочетания методов обучения, контроля и самоконтроля дает возможность учащимся самостоятельно применять свои знания, умения и навыки в учебно-творческих работах по рисунку и живописи.

11.Последовательное внедрение в учебный процесс по изобразительному искусству учащихся 10-11 классов специально разработанной системы взаимосвязанных методов обучения и контроля, самоконтроля знаний, умений и навыков, включающей определенный комплекс заданий по рисунку и живописи, способствует эффективному результату художественно-творческой деятельности старшеклассников.

Сказанное позволяет надеяться, что результаты экспериментального исследования могут быть использованы в методике обучения изобразительному искусству.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кравченко, Светлана Николаевна, 2005 год

1. Абаева Н.М. Интегрированный курс художественного творчества в общеобразовательной школе. М.: Валент, 1996.

2. Аверенко JI.K. Личностный рост. Учебно-методическое пособие. Новосибирск: сиб. АГС, 1998.-128с.

3. Авсиян О. Замысел и группировки в композиции. Юный художник, 1994 №5-6 с.40-46.

4. Азархин А.В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности. /АН СССР ИН-Т Философии Киев. Наук. Думка, 1990.- 191с.

5. Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964.-304с.

6. Анастази А. Психологическое тестирование./Пер. с анг./ М.: Педагогика кн. 1, 1982.-293с.

7. Аксенов Ю. Левидова М. Цвет и линия. Практическое руководство по рисунку и живописи. М.: Советский художник, 1986.-254с.: ил.

8. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа М.: Советский художник, 1968.- 288 с.

9. Алехин А.Д. Когда начинается художник. М.: Просвещение, 1994. 160 с.

10. Алпанов М.В. Композиция в живописи: Исторический очерк. М. - Л.: Искусство, 1940. - 129 е.: ил.

11. Аманжолов С.А. Особенности индивидуализации обучения младших школьников 1 — 4 классов на занятиях тематическим рисованием: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1992. 16 с.

12. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. / Пер. с анг. Самохина Б.: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртунэ, 1999.- 329 с.

13. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с анг. М.: Прометей, 1994. 352 с.

14. Аугсбург Ж. Новая школа рисования. Рисование для детей младшего и среднего возраста /Пер. с англ. — М.: Новое воспитание, 1917. 1917. — 160 с.

15. Аугсбург Ж. Рисование по американской системе. Руководство для учителей и родителей. Спб.: Общественная польза, 1905. - 100 с.

16. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Просвещение, 1978. 34с.

17. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещения учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1985.— 208 с.

18. Бабанский Ю.К. Педагогика высшей школы. Ростов,: Изд-во Ростовского ун-та, 1972. -124 с.

19. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

20. Бабанский Ю.К., Журавлев В.И., Розов В.К. и др. Введение в научные исследования по педагогике. Учеб. пособ для пед. институтов. М.: Просвещение, 1988. - 239 с.

21. Бабанский Ю.К., Потошник М.М. Оптимизация педагогического процесса: ( В вопросах и ответах). — К.: Радянська школа, 1982. 200 с.

22. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.:Прсвещение,1983.-608с.

23. Багдасарян К.М. Вопросы активизации художественного изображения объектов в действительности. Авториф. дис.конд. пед. наук. , 1975. - 21 с.

24. Бакушинский А.В. Искусство детей / Сб. «Искусство детей». Л.: Изд-во Ленингр. Обл. союза советских художников. 1935.

25. Бакушинский А.В. О задачах и методах художественного воспитания / Искусство в трудовой школе. М., Новая Москва. 1927. - с. 3-12.

26. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Новая Москва, 1925 240 е., ил.

27. Батоев Г.Б. Развитие творческого воображения у учащихся (на материале изобразительной деятельности). Улан-Уде: Бурят, кн. изд-во, 1966. - 114 с.

28. Баумгарт А. Руководство к современному преподаванию графических искусств. Рисование и черчение в народных и других школах. Разработано по немецкому руководству В.И. Бейером. М.: Изд. Ю.Ф. Брокман, 1905. - 120 с.

29. Башилов Я.А., Кандахчан Е. Детские рисунки. М. — JL: Искусство, 1940. - 198 с.

30. Башилов Я.А. Ребенок художник. М.: Худ. издат. акц. изд ~ воАХР. 1929.- 72 с.

31. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Л., Учпедгиз, Ленингр. отд-ние, 1963. - 158 е., ил.

32. Бейер В.И. Графическая грамотность и педагогический рисунок. Петргад.: Издательство Петроградского журнала «Внешкольного образование», 1919. 15 с.

33. Бейер В.И., Лепилов К.М., Разыграев Е.В. Изобразительная грамотность в трудовой школе. — Л.: Универсальное научное издательство, 1929. 112 с. таблицы.

34. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2002.-272с., ил.

35. Бесчастнов Н.П. Живопись.- М.: Гуманит. Ж67 изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 224с., ил.

36. Берзинып О. Методические указания по изучению законов композиции на уроках изобразительного искусства 2-6 классов. Рига.: Министерство Просвещения Латвийской СССР, 1975. -140 с .

37. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка объективном изучении. Спб.: Тип. П.П.Сойкина, 1910.50 с.

38. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. -М.: Просвещение, 1964. 547 с.

39. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средне школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Дис.д-ра пед. наук.- М., 1993. 381 с.

40. Борев Ю.Б. Основные эстетические категории. М.: Высшая школа, I960.- 448 с.

41. Бранский В.П. Искусство и философия в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи.- Калининград: Янтарный сказ, 1999.- 704 е.: ил.- Б.ц.

42. Бухвалов В.А.Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2000-144с.

43. Брунер Дж. Процесс обучения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 84 с.

44. Бюлер К. Духовное развитие ребенка/ Пер. с нем. под ред. и с предисл. В.Е.Смирнова. М.: Новая Москва, 1924. -568 с.

45. В поисках оптимального варианта./Под. ред. действит. члена АПН СССР Ю.К. Бабабанского.- М.:Просвещение,1982.-168с.

46. Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: вопросы теории и истории. М.: Изобразительное искусство, 1983,-439 с.

47. Васильев А.И. Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения тематическому рисованию первоклассников шестилетнего возраста. М.: 1993.- 197с.

48. Венгер JI.A., Мухина B.C. Психология. М.: просвещение, 1988.- 336с.

49. Ветлугина Н.А. Художественный образ и детское творчество. Художественное творчество и ребенок. М., 1972,- с.22-36.

50. Вильде Т.Н. Теоретические и методические основы композиции как предмета в начальной школе гуманитарной гимназии: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. -16 с.

51. Волков И.П. Художественная студия в школе. М.: Просвещение, 1993.- 127с: ил.

52. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. / Под ред. И.С. Якиманской; Науч. -исслед. ин-т общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

53. Волков А. Искусство в первоначальном образовании// Вестник воспитания, 1898. 12, с 165-166.

54. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ис-тов по специальности «Педагогика и психология дошкольников» -М.: Просвещение, 1991. 144с.

55. Волков Н.Н. Восприятие картины/ Н.Н. Волков; Под ред. д-ра пед. наук И.П. Глинской. -2-е изд., доп.- М.:

56. Просвещение, 1976. 32с., ил.211

57. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. 508с.

58. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. -364с.

59. Волков Н.Н. Мысли об искусстве. М.: Советский художник, 1973. 142с.

60. Волков Н.Н. Очерки по психологии восприятия.// Известия академии педагогических наук РСФСР, 1948. Вып. 13, - С9-61.

61. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965. - 214с.

62. Волович М.Б. Не мучить, а учить/ О пользе педагогической технологии. М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1992. — 232с.

63. Вопросы психологии творчества. И.В. Страхов, Н.В. Крогиус, В.И. Страхов. Саратов: Саратовский гос. пед. ин-т, 1968. -112с.

64. Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. / сборник трудов. М.: 1975. 339с.

65. Восприятие и воображение (экспериментальные исследования) / Под ред. Е.И.Игнатьева: Ученые записки. МГПИ им. В.И. Ленина М.: 1963. - 368с.

66. Выбор методов обучения в средней школе./ Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Педагогика, 1981. — 176с.

67. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк. М.: Просвещение, 1991. 93 с.

68. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.

69. Выготский Л.С. Психология искусства.- М.: Педагогика, 1987. 344 с.

70. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,2000. -1008с.

71. Выготский JI.C. Умственное развитие детей в процессе обучения.- M.-JL: Учпедгиз, 1935. -135 с.

72. Вяхи-Ильвес JI.T. Декоративное искусство в школе. 1-1У классы. Л.: Учпедгиз, 1960.-84 с.

73. Гелб М.Дж. Научитесь мыслить как Леонардо да Винчи /Пер. с англ. Ю.Е. Андреева; Худ. обл. М.В.Драко. Мн.:

74. ООО «Попурри», 2000.- 304 е., ил.

75. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты.- М.: Учебная литература, 1998.- 208с., ил.

76. Гинзбург И. П.П.Чистяков и его педагогическая система. М.-Л., 11940.-349 с.

77. Голованова И.Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1997.

78. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970. - 278 с.

79. Грегори Р.Л. Разумный глаз. Пер. с англ. и предисл. д-ра мед. наук А.И.Когана. М.: Мир, 1972. - 216 е., ил.

80. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебное пособие.- 2-е изд., испр.- М.: Изд.центр «Академия», 1998.-272с.

81. Громов Е.С. Начала эстетических знаний. Эстетика и искусство.-2-е изд., доп.- М.: Советский художник, 1983.335 е., 68 л. ил.

82. Гросул Н.В. Художественный замысел в системе занятий с детьми изобразительной деятельностью изобразительной деятельностью; Диссертация . канд. пед. наук. М., 1991.210 с.

83. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1982. -168 с.

84. Грузенберг С.О. Психология творчества. Минск: Белтрестпечатъ, 1923.-168 с.

85. Дейнека А.А. Литературно-художественное наследие, т.2 М.: Искусство, 1977. - 294 с.

86. Денисова З.В. Детский рисунок в физиологическойинтерпретации. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974.- 200 с.

87. Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. -184с.

88. Джуринский А.Н Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития: учебное, для студентов педагогических институтов.- М.: Просвещение, 1993.-192с.

89. Дмитриев Н. А. Вопросы эстетического воспитания. М.: Искусство, 1956. -199 с.

90. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство 1962. - 314с.

91. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. -210с.

92. Дружинин В.Н. Психология общих способностей СПб.: Издательство "Питер", 2000. 368с.

93. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. /Цикл лекций спец. для студентов вузов. Смол.: 1974. -153 с.

94. Дяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает?- М.: Изд-во Знание, 1994.-160с.

95. Емалаева-Томина Л.Б., Акопянц И.А., Воеводкина В.К. Обучение через развитие познавательных процессов,- М.: «Издат-Школа», 1998.-176с .

96. Емалаева-Томина JI.Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований) Вопросы психологии- 1975,15.0166-176.

97. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью (в условиях кружковой работы): Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М.,1982.-16с.

98. Игнатьев Е.И Теоретические вопросы исследования процесса рисования по представлению// Психология рисунка и живописи.-М.,1954. С. 105-116.

99. Игнатьев Е.И Формирование сложного образа, пригодного для полноценного рисования по представлению// Психология рисунка и живописи. М., 1954. С. 69-104.

100. Игнатьев Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению/ Психология рисунка и живописи. М., АПН РСФСР. 1954. С5 58.

101. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. - 32с.

102. Игнатьев Е.И. Вопросы психологического анализа процессов рисования// Известия АПН РСФСР. 1950. Выл 25. 25 с. 589.

103. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения/ Известия АПН РСФСР. 1956. Вып. 76.С.3 17

104. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд., доп. - М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

105. Игнатьев Е.И. Развитие наблюдательности у ребенка в процессе рисования// Семья и школа. 1941. 10. З.с

106. Игнатьев Е.И. Развитие познавательной деятельности у школьников//Начальная школа. 1958. 1958.5 с.

107. Игнатьев Е.И. Теоретические вопросы исследования процесса рисования по представлению / Психология рисунка и живописи. М., АПН РСФСР. 1954. с. 105 116.

108. Игнатьев Е.И. Формирование сложного образа, пригодного для полноценного рисования по представлению/ Психология рисунка и живописи. М., АПН РСФСР. 1954. с.69 -104.

109. ИО.Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. М.: Акад. художеств СССР, 1952. - 213 с.

110. Ш.Иогансон Б.В. О живописи. М.: Профиздат, 1955. -30с.

111. Искусство в трудовой школе/ Редакция и вступ. статья А.В. Бакушинского. М.: Новая Москва, 1927. - 72 с.

112. Искусство и дети Эстетическое воспитание за рубежом./ Сост. В. Шестаков. М.: Искусство, 1969.- 261с

113. Исследования развития познавательной деятельности./ Под ред. Дж. Брунера, Р.Оливер и П. Гринфилд. Перевод с англ. М.И.Лисиной. М.: Педагогика, 1971. - 392 с.

114. Каган В.И. Искусство как феномен культуры// Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1967, С. 6-22.

115. Каган В.И. Начало эстетики. М.: Искусство, 1964. - 210 с.

116. Иттен И. Искусство формы. /Пер.с немецкого и предисловие Л.Монаховой. М.: Изд.Д.Аронов/2001. -136 е., ил.

117. Иттен И. Искусства цвета./Пер. с немецкого предисловие Л. Монаховой. М.: Изд. Д. Аронов, 2001. - 136., ил.

118. Кальней В.А. Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик».- М.: Пед. общество России, 1999. -15, 23с.

119. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: 1988. -111с.

120. Как собирать продукты. /Под ред. В.А. Артемова и Н.А. Рыбникова. М.: Б.и., 1924. - 32 с.

121. Кандинский В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. -110 с.

122. Карлсон А.В. Дидактика и методика на уроках рисования. Л.:1958. 94 с.

123. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества детей.- М.: Тип. т-ва И.Д.Сытина, 1914. 216 с.

124. Кибрик Е.А. К вопросу о композиции. М.: Акад. художеств СССР, 1959.-151 с.,24л.ил.

125. Кибрик Е.А./ Предисл. В.Каменьева, О.Верейского. Послесл. И.Кибрик.- М.: Искусство, 1984.- 255 е., ил.

126. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. С.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 304 с.

127. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. М.: Высш.шк., 1997. - 271с., ил.

128. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига.: НПЦ Эксперимент, 1995.-176 с.

129. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособие по спецкурсу для высш.пед. учеб. заведений, ин-тов усовершенствования учителей, повышения квалификации работников образования. М.: Арена, 1994.-222с.:табл.

130. Коллингвуд Р.Дж. Принципы искусства. //Пер.с англ. А.Г. Ракина под ред. Е.И. Стафьевой. М.: Языки русской культуры, 1999. - 328 с. р38.

131. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошк. учреждений. М.: Мнемозина, 1995. -160 с.

132. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Просвещение, 1976.- 158с.

133. Кондахчан Е.С. Методика рисования: Пособие для пед.училищ. М. Учпедгиз, 1947. -138 с.

134. Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Изд. Центр «Академия»,2000.-176с.

135. Косминская В.Б. Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей.- М.: Просвещение,1987.- 128с., ил.

136. Коргузалова Р.И. Тематическое рисование в школе. JL: Гос. учебно-пед. изд-во МП РСФСР, 1969. -64 с.

137. Коробко Ю.В. Теоретические и методические обоснование живописного понимания и видение цвета: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997. - 16 с.

138. Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979.-216 с.

139. Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. М.: Политиздат, 1971. -144 с.

140. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд-во МГУ, 1979. -144 с.

141. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. -144 с.143 .Костин В.И. и Юматов В. А. Язык изобразительного искусства. М.: Знание, 1978. - 112 е., 32 е., ил.

142. Костин В.И. Что такое художественный образ. М.: Советский художник, 1962. - 60 е., ил.

143. Кох Э., Вагнер Г. Индивидуальность цвета. Путь упражнений по живописи и переживанию цвета. / Пер. с нем. М.: Антропософия, 1998. -112 с.

144. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов. М: Высш.шк., 2001.- 319 е., ил.

145. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС 2001. - 368 с.

146. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000.-121с.

147. Кубышкина Э.И. Проблема цвета в изобразительном творчестве школьников 1-6 классов общеобразовательной школы (экспериментальное, исследование): Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М.,1980. -16 с.

148. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971. -142 с. 156. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей- М.: Просвещение, 1979. 192 е., ил.

149. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе: Пособие для учителей. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1977. - 208 е., ил.

150. Кузин B.C. Особенности изобразительной деятельности как познавательной деятельности. Пособие для учителя изобразительного искусства- М.: НИИ школ, 1969. -100 с.

151. Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.-М.: АГАР, 1997.-304 е., ил.

152. Кузина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970.

153. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей.- М.: Просвещение, 1965. 203 с.

154. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует: Книга о детском рисунке. -М.: Советский художник, 1979. 272 е., ил.

155. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М.: Наука, 1974.-208 с.

156. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М.: Изд-во ПН РСФСР, 1960. - 214 с.

157. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников.- М.: Изд. Центр «Академия»,2000.-320с.

158. Леонардо да Винчи. Книга о живописи мастера Леонардо живописца и скульптора флорентийского. М.: Изогиз, 1934, - 383 с.

159. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психологии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 304 с.

160. Лепилов К.М. Изобразительная деятельность детей в нулевых группах,- М.-Л.: ГИЭ,1930. 56с.

161. Лепидов К.М. Рисование и моделирование ребенка -дошкольника. Л.: Госиздат, 1925. - 116 с.

162. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание,1976.-38с.

163. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М.: Знание, 1980.-96с.

164. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

165. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974.-64 с.

166. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК.-М.: Юрайт, 1998.-464с.

167. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антипатия в структуре деятельности. М.: Наука, 1980.- 280 с.

168. Лопатина А., Скребцова М. Искусство видеть мир. М., Сфера, 1998.-576 с.

169. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 128 с.

170. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики. Книга для учащихся старших классов. — М.: Просвещение, 1983. 193с.

171. Лукьянов Б.Г. По законам красоты.- М.: Современник, 1988,-475с.

172. Марков М.Е. Искусство как процесс.- М.: Искусство,1970.-228с.

173. Макарова М.Н. Перспектива. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство».- М.: Академический Проект, 2002.-512с.

174. Масленникова Э.Д. Работа красками в школе.- Л.: Учпедгиз, 1959.-80с.

175. Маслоу А.Т. Дальние пределы человеческой психики. / Пер. с англ. A.M. Татлыбаевой; научн. ред., статья и коммент. Н.Н. Акуной. Спб.: Изд. Группа «Евразия», 1997.-430с.

176. Матисс А. Сборник статей о творчестве. М., 1958.-89с.

177. Матюшкин A.M. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики м.: Школа- Пресс, 1993 -128с.

178. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.- 215с.

179. Медведев Л.Г. Пути формирования графического художественного образа на занятиях по академическому рисунку: Автореф. дис.доктора пед. наук. — М., 1987.-31с.

180. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986.-158с., ил.

181. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. / Предисл. Б.Кедрова.- м.: Искусство, 1985.-318с.

182. Мейман Э. Как учить детей рисовать. Экспериментально-психологические основы преподавания рисования. СПб: Издание редакции «Художественно-педагогического журнала», 1911,- 32с., ил.

183. Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике. Наглядное обучение, обучение чтению, письму, рисованию и арифметике: В 3-х ч.- М.: Изд. т-ва «Мир», 1913.Ч.З -260с.

184. Мелек-Пашаев А.А. Способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной одаренности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1976.-18с.

185. Мелек-Пашаев А.А. Чувство и образ //Семья и школа. -1983 -15. -с.40-43.

186. Мелек-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступени к творчеству: (художественное развитие ребенка в семье). М.: Педагогика, 1987.- 126с., ил.

187. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Под ред. Комаровой Т.С.-М.: Просвещение, 1991.- 256с.

188. Мигунов А.С.Искусство и процесс познания. М.: Изд-во Московского университета, 1983.- 122с.

189. Милюков А.А. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся 4-6 классов в процессе обучения основам изобразительной грамоты в общеобразовательной школе (тематическое рисование) Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М., 1975.- 25с.

190. Михайлов A.M. Искусство акварели: Учеб. пособие. — М.: Изобразительное искусство. 1995.- 200с., ил.

191. Михайлов К.М. Формирование познавательных и творческих способностей детей в связи с их эстетическим воспитанием через обучение рисованию: Автореф. дне. . канд. пед. наук.- М., 1967.-20с.

192. Молева Н., Белютин.Э. П.П.Чистяков теоретик и педагог.-М.: Изд-во АХ СССР, 1953.- 228с.

193. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги: Кн. для учителя. -2-е изд., доп. М.: Просвещение,1991.-416с.

194. Мурзаев В. Творческое рисование //Народный учитель (Св. Воспитание).-!912/13.- 112.- С.96-99.

195. Мутья Н.Н. Композиция 11 класс. Наши педагогические находки. Методический сборник. — Нижневартовск: Нижневартовское Управление образования МОСШ№33, 1997.-159с.

196. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981,-239с.

197. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: просвещение, 1987,- 255с., 32л. ил.

198. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во Московского Университета, 1972. - 138с.

199. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? Новое в жизни науки, технике; серия «Педагогика и психология». — М.: Знание, 1978.-48с.

200. Одаренные дети: Пер.с англ./Общ.ред, Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого; Предисл. В.М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.- 376с.204.0днаралов Н.В. Материалы в изобразительном искусстве: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1983,- 144с., ил.

201. Окунь В. введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990.- 375с.

202. Окунь В. Основы проблемного обучения./Пер. с польского,-М.: просвещение, 1968.- 208с.

203. Оршанский И. Художественное творчество- М.: Типолитография Т-ва И.Н. Кушнерев и К, 1907.- 159с.

204. Освальд В. Цветоведение. M.-JL: Промиздат, 1926.- 204с.

205. Основы живописи и основы рисунка. /Перевод Ольги Вартановой.- Санкт-Петербург, 1994.-127с, ил.

206. Павлинов П. Каждый может научиться рисовать.- М.: Советский художник, 1966.- 104с.

207. Павлюк И.А. К проблеме оптимизации процесса художественного воспитания школьников. В сб. Оптимизация процесса художественного воспитания учащихся на основе новых программ по изобразительному искусству для школ Казахстана. Алма-Аты, 1986. С 90-96.

208. Платонов К.К. Занимательная психология. М.: Молодая гвардия, 1986.- 224с.

209. Пидкосистый П.И. Педагогика. М.: Российское педагогическое агентство, 1996.- 603с.

210. Повышение эффективности уроков изобразительного искусства /Под ред. B.C. Кузина.- М.: Просвещение, 1975.-160с. (Ростовцев Н.Н., Кузин B.C., Шпикалова Т.Я., Шорохов Е.В., Кубышкина Э.И.)

211. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2кн.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999,-КнЛ: Общие основы. Процесс обучения. — 576с, ил.

212. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Пособие Для школьных психологов.- Москва-Рига, 2000.-160с.

213. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М.: Политиздат, 1967.- 256с. со схем.

214. Пономарев Я.А. Психология творчества. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО1. МОДЭК», 1999.- 480с.

215. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. — М.: Изд-во АПН. РСФСР,I960.- 352с.

216. Попов М.М. Иллюстрированная история и методики рисования, и новейшие методы обучения искусствам в школе. С-Петербургъ, 1909.-299с., ил.

217. Поспелов Г.Н. О природе искусства (социалистическая пропаганда). М.: Искусства, I960.- 196с.

218. Психологический словарь / Под ред. Неймера Ю;Л. Ростов -на Дону.: изд-во Феникс, 2003. — 640 с.

219. Пранг Л. Элементарный курс преподавания искусства в начальных школах. Спб.: Издание Худ-пед. журнала, 1899.-180с.

220. Прангишвили А.С. Исследования психологии установки. -Тбилиси: Мецниереба, 1967.- 336с.

221. Претте М.К., Копальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания.- М.: Советский художник, в 2-х т.: Т.1, 1987.- 113с., т.2, 1985. 90с., ил.

222. Привалов А.В. Проблемы стереотипности в детском рисунке: Автореф. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. М.,1993.-18с.

223. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Общеобразовательная школа. /Сост. B.C. Кузин, B.C. Сиротин. М.: Дрофа, 1999.- 244с.

224. Развитие творческой активности школьников /Под ред. A.M. Маттошкина; Науч-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР- М.: Педагогика, 1991.-160с.: ил.

225. Разумный В.А. Художественный образ. М.: Знание, 1955.-31с.

226. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М.: Советский художник, 1978.- 237с.

227. Революция искусство - дети: Материалы и документы: Из истории эстетического воспитания в совет, шк.: Кн. для учителя в 2-х ч,- ч.1 сост. Н.П. Старосельцева 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1987.- 240с.

228. Риччи К. Дети художники. - М.: Изд-во Саблина, 1911.-84с.

229. Родари ДЖ. Грамматика фантазии. М.: 2-е изд-во. Прогресс, 1990.- 192с.

230. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в школе. Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1976. 118с., ил.

231. Рожкова Е.Е. Работа по памяти, ее место и значение в обучении рисованию. Дис. канд. пед. наук, 1949. 165 с.

232. Ромашко В.А. О некоторых особенностях композиционного построения рисунков у школьников / Восприятие и воображение: Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. М,, 194, 1963.С.289-310.

233. Розетт И.М. Психология фантазии. Минск.: Изда-во БГУ,1991. 312 с.

234. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисования: Зарубеж. Школа рисунка. Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». — М.: Просвещение, 1981. 192с., ил.

235. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф. Фак. Пед. ин-тов. — 3-е изд., доп. И перераб. М.: АГАР, 1998.-252 с.

236. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980. - 239 с.

237. Российская педагогическая энциклопедия. В двух томах. -М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993.-608с., ил. Т.1-А-М- 1993, 1998-б72с., ил. Т.2-М-Я-1999.

238. Ротенберг B.G. Сновидения, гипноз и деятельность мозга. -М.: ООО «Центр гуманитарной литературы «РОН», В. Секачев, 2001. 256 с.

239. Рубинштейн B.C. Основы общей психологии.: В 2- 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.

240. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии 1960, 3 СЗ-15

241. Рыбников Н. Детские рисунки и их изучение. М.- Л.: ГИЗ, 1926. -48 с.

242. Рылова Л.Б. Проблемное обучение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе: Авторф. Дис. канд. пед. наук. М., 1984. - 16 с.

243. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе. Учебное пособие. — Ижевск: Изд. Удмурского университета, 1992,-312с.

244. Рычик М.В. От наглядных образов к научным понятиям. К.: Радянская школа, 1987. — 79 с.

245. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.- М.: Педагогическое общество России, 1999.-220с.

246. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965. - 214 с.

247. Сакулина Н.П. Роль наблюдений в развитии детского рисунка: Автореф. дис.: канд. пед. наук. М., 1945.

248. Сакулина Н.П. Художественное восприятие и творчество подростка / Искусство в трудовой школе. М., Новая Москва. 1927. с.81-105.

249. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. — М.: Просвещение, 1973. 208с.

250. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. -М.: Народное образование, 1998.-256с.

251. Славин А.В. Гносеологический образ и научное мышление. — Смоленск: Издательство Смоленского педагогического института, 1971. 100с.

252. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Изд. центр «Академия», 2002.-576с.

253. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. /Под ред. JI.A Венгера. М.: ИНТОР, 1996. - 128 с.

254. Сокольникова Н.М. Воспитание художественно-творческой активности учащихся I-XII классов в процессе иллюстрирования литературных произведений на уроках изобразительного искусства: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1988. - 16 с.

255. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для 5-6 кл.: В 4ч. 4.1. Основы рисунка. — Обнинск: Титул, 1996. 96 е., ил.

256. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для 5-6 кл.: В 4ч. 4.2. Основы живописи. Обнинск: Титул, 1996. - 80 е., ил.

257. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для 5-6 кл.: В 4ч. 4.1. Основы композиции. Обнинск: Титул, 1996. - 80 е., ил.

258. Словарь современного русского литературного языка. В 17ти томах. М.: АН СССР, 1950-1965.-БАС.

259. Страхов В.И. Психология творчества. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1968.- 47с.

260. Тедд Д.Л. Обучение рисованию по американскому способу профессора Д.Л. Тедда, директора художественно-промышленной школы в Филадельфии. СПб. — М.: Т-во М.О. Вольф, 1902.- 16с.

261. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. -536с.

262. Теплов Б.М. Способность и одаренность //Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 534с., С9-38.

263. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во Академии наук Грузинской ССР, 1961.-211с.

264. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990.- 286с.

265. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Советский художник, 1988.- 588с., ил.

266. Фаусек Ю. Значение рисования в школе Монтессори (опыты и наблюдения). Пб.: Время.- 62с.

267. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова. -6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991.- 560с.

268. Флерина Е.А. Детский рисунок. М.: Новая Москва, 1924. -84с.

269. Флерина Е.А. Изобразительное искусство детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956,- 160с.

270. Флерина Е.А. О детском изобразительном творчестве //Советская педагогика, 1946. 13.- С31-48.

271. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие.- 3-е изд. перераб. и доп.-М.:Юристъ, 1997.-512с.

272. Хрестоматия по возрастной психологии. Уч. пособие для студентов. / Под ред. Фелыптейна Д.И,- М.: Просвещение, 1994.- 256с.

273. Хрестоматия по психологии. Уч. пособие для студентов пед. инст. / Под ред. проф. Петровского А.В.- М.: Просвещение, 1977.- 527с.

274. Художественное творчество и ребенок. Монография. / Под ред. проф. Ветлугиной Н.А. М.: Педагогика, 1972.- 285с.

275. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 320с.

276. Ченнино Ченнини. Трактат о живописи. М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1933.- 140с.

277. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. Мн.: Харвест, 1999.-312с.

278. Чистяков П.П. и Савинский В.Е. Переписка. М.-Л.: Искусство, 1939.- 328с.

279. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. -М.: Искусство, 1953.- 591с.

280. Чяпяле Ю.М. Методы поиска изобретательских идей. — JI.: Машиностроениек. Ленинград, отд-ние, 1990.- 96с.: ил.

281. Шаобук С. Искусство- система отражение.- М.: Прогресс, 1976.- 222с.

282. Шегаль F. Колорит в живописи. М.: Искусство, 1957. -76с.

283. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. Учение о гармонии в истории эстетической мысли. — М.: Просвещение, 1998.- 158с., ил.

284. Шестаков В.П. Эстетические категории. Опыт систематического и исторического исследования. М.: Искусство, 1983. - 358с., табл.

285. Шитов Л.А. Ларионов В.Н. Живопись: кн. учащихся. М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.- 192с., ил.

286. Шиянов Е.В., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для пед. вузов,- М.: Изд. центр «Академия», 1999.- 288с.

287. Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. для студентов Худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 207с., ил.

288. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: пособие для учителей. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1977.- 112с.

289. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учеб. пособние для студентов пед. ин-тов по спец. №2109 «Черчение, рисование и труд». — М.: Просвещение, 1979.- 303с., ил.

290. Шорохов Е.В. Проблемы композиции в детском изобразительном творчестве и методические обоснования преподавания тематического рисования в школе (5-7 классы): Автореф. дис. . канд. наук. М., 1966.- 18с.

291. Шорохов Е.В. Художественный образ и искусство. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Вып.1. сб. статей. -М.: Прометей, 1996. 172с.

292. Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция. Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. 1 2003 Преподавание черчения и рисования. М.: Просвещение, 1978.- 160с., ил.136.

293. Шохин К.В. Эстетические категории. Содержание и форма в искусстве. М.: Всесоюзное учебно-педагогическое изд-во Профиздат, 1963.- 24с.

294. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1979 .- 192с., ил.

295. Щербаков А.В. Эскиз в учебной работе. Художник, 1975 №1, С 61-62.

296. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. (Проблемы руководства изобразительным творчеством детей.) М.: Просвещение, 1969.- 272с. с ил.

297. Эдварде Б. Откройте в себе художника /Пер. с англ. JI.A. Самсонов; Худ.обл. Б.Г. Клюйко. Мн.: ООО «Попурри», 2000.- 240с.: ил. + 12 с.вкл.

298. Эстетика: Словарь. /Под ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.- 447с.

299. Юон К.Ф. Об искусстве: в 2-х т., двухтомный сборник статей, выступлений и докладов, высказываний по вопросам живописи, рисунка, педагогики, театра и декоративного искусства. М.: Сов, художник, 1959. - т.1.- 248с.; т.2- 285с.

300. Юсов Б.П. Грамотность и выразительность детского рисунка: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1963.- 18с.

301. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. Педагогика, 1980,- 240с.

302. Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М., 1985.- 94с.

303. Якиманская И.С. Развивающее обучение. Педагогика, 1979.- 144с.

304. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. -М.: Искусство, 1964.- 88с.

305. О.Якобсон П.М. Психология художественного творчества.- М.: Знание, 1971.- 48с.

306. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-384с.

307. Яшухин А.П. Ломов С.П. Живопись.- М.: АГАР, 1999.-232с., ил.

308. Примерный тематический план курса. РИСУНОК 10 КЛАСС

309. Тема. Содержание занятия Вид занятий Кол- во часо в Цель и задачи Методы обучения и контроля самоконтроля ЗУН Задания учащимся

310. Материал: бумага, карандаш. Формат: A3, А4полутень, собственная тень, рефлекс. Использованиесветотени для убедительной трактовки объемной формы.

311. Метод контроля и самоконтроля ЗУН: опрос, анализ работ.3.

312. Рисунок каркасных, геометрических тел (куб, цилиндр, конус, пирамида) Упражнения.1. Рисование с натуры

313. Материал: карандаш. Формат: A3бумага,

314. Дать представление о плоскости рабочего листа, в котором средствами рисунка строится и лепится объемная форма. 1 .Ознакомление с приемами перспективного построения геометрических тел (куб, шар, цилиндр).

315. Практическое знакомство с правилами перспективного построения.

316. З.Ознакомить с конструктивным построением геометрических тел.1 .Словесно-проблемный метод: беседа-совет.

317. Наглядно-практический метод: наблюдение, образец, показ способов изображения.

318. Поисково-практический метод: упражнение, визирование, синтез и анализ, сравнение, показ способов изображения.

319. Метод контроля самоконтроля ЗУН: экспресс-контроль, анализ работ.4. Конструктивныенаброски бытовых предметов (в лежащем и стоячем на горизонтальной плоскости). Упражнения.

320. Материал: карандаш. Формат: A3бумага,1. Рисование с натуры

321. Дать представление о плоскости рабочего листа, в котором средствами рисунка строится объемная форма. 1 .Формировать навыкиконструктивного изображения.

322. Формировать умения перспективного построения бытовых предметов.

323. Рисунок натюрморта из гипсовых.

324. Материал: бумага, карандаш, резинка. Формат: A31. Рисование с натуры18

325. Дать практику в рисовании группы геометрических тел в пространстве..Закрепить навыкиконструктивного построения изображения.

326. Формировать представление о закономерностях распределения светотени на объемных геометрических телах.

327. Передать особенности лепки объемной формы, пространственное положение этих предметов на плоскости.

328. Учить выполнять рисунок от общего к частному и от частного снова к общему.

329. Отрабатывать навыки работы карандашом. Уменияиспользовать выразительные средства рисунка (линия, штрих, пятно и т.д.).геометрических тел (цилиндр, шар, куб). Упражнения.И1..Словесно-проблемный метод: беседа-объяснение, совет, напоминание.

330. Наг ляд н о-п рактический метод: наблюдение, обследование, образец, показ работ, показ способов изображения.

331. Поисково-практический метод: упражнение, видоискание, визирование, синтез и анализ, сравнение, метод работы отношениями.

332. Метод контроля и самоконтроля: фронтальный опрос, анализ работ.1.l1. Виды графики.

333. Художествен невыразительные средства рисунка. Видеофильм Упражнения.1. Беседа графике

334. Познакомить с различными видами графики иизобразительными средствами (линия, точка, штрих, пятно, декор и т.д.)

335. Познакомить с произведениями художников-графиков.

336. Развивать творческое отношение к рисунку.

337. Подготовить к самостоятельной творческой работе.1 .Словесно-проблемный метод лекция-диспут.

338. Наглядно-п ракти чески й метод; Видеометод, показ картин и работ учащихся, показ способов изображения.

339. Метод контроля и самоконтроля ЗУН тестирование.7, Тематическийнатюрморт «Осень»

340. Формат: A3 Материал: бумага тон, карандаш, пастель. Упражнения.1. Рисование на тему101. Разработать композициюнатюрморта на заданную тему. Изучить жанр «натюрморт» в истории изобразительногоискусства.

341. Метод контроля и самоконтроля ЗУН: опрос, критический анализ.м ж

342. Натюрморт на тему «Дары земли», /творческий натюрморт/ Материал:

343. Тушь, перо или гелиевая ручка, тон. бумага. Формат: A3шшшшшм шт. шт1. ШШШ ШШШ.1. Рисование на тему1. Выполнить композициюнатюрморта на заданную тему в технике декоративногорисования.

344. Формировать умения постадийно разрабатывать тематический натюрморт.

345. Формировать знания и умения композиционного решения плоскости изобразительными средствами (линия и декор) З.Отработывать навыки работы тушью и пером,

346. Способствовать активизации познавательных способностей.

347. Развивать творческое воображение и образное мышление, художественную наблюдательность, зрительную память.1 .Словесно-проблемный метод: беседа, совет.

348. Наглядно-практический метод: образец, показ картин, показ способов изображения.

349. Писково-практический метод: упражнение, творческое задание.4.Творческоисследовательский метод: самостоятельный поиск, творческий опытхудожника, методобразного видения, метод оверлэппинга и египтян.

350. Метод контроля и самоконтроля ЗУН: опрос, критический анализ.

351. Рисунок гипсового орнамента (ветка лавра или цветок лотоса и т.д.).1. Материал:

352. Бумага, карандаш, резинка. Формат: A3 Упражнения.1. Рисование с натуры16

353. Передать характер и рельеф орнамента.

354. Учить методическим принципам поэтапного построения рисунка орнамента. 2.Учить проводить анализ постановки: композиционное решение, конструкция и пропорция орнамента, тоновые отношения и т.д.

355. Закреплять знания перспективного построения.

356. Формировать навыки конструктивного построения изображения.

357. Формировать знания об основных закономерностях светотени.

358. Отрабатывать навыки работы карандашом, уменияиспользовать выразительные средства рисунка (линия, штрих, пятно и т.д.).1 .Словесно-практический метод: беседа, объяснение.

359. Наглядно-практический метод: наблюдение, обследование, образец, показ способов изображения.

360. Поисково-практи ческий метод: упражнение, визирование, синтез и анализ, сравнение, метод работы отношениями.

361. Метод контроля и самоконтроля ЗУН: опрос, анализ работ.111. Натюрморт с гипсовойплитой.1. Материал:

362. Бумага, карандаш, резинка. Формат: A3 Упражнения.1. Рисование с натуры18

363. Отрабатывать навыки работы карандашом.1 .Словесно-проблемный метод: беседа, совет, пояснение, напоминание.

364. Наглядно-практический метод: наблюдение, обследование, образец, показ картин. показ способов изображения и способов действия.

365. Поисково-практический метод: упражнение, видоискание, визирование, синтез и анализ, сравнение, метод работы отношениями.

366. Метод контроля и самоконтроля ЗУН: опрос, самоанализ работ.

367. Рисунок драпировки. /Учебная работа \ Материал:

368. Бумага, карандаш, резинка. Формат: A3 Упражнения.

369. Конструктивные зарисовки драпировок.1. Рисование с натуры

370. Познать основные виды складок,особенности моделировки складок в рисунке. 1 .Передать различные формы складок (крупные, мелкие, округлые, плавные, ломаные) и особенности моделировки складок в рисунке.

371. Закреплять знания перспективного построения.

372. Осваивать правила и приемы рисования карандашом. метод работы отношениями, педагогический рисунок. 4, Метод контроля и самоконтроля ЗУП; опрос, самоанализ работ.

373. Просмотр Зачет Метод контроля и самоконтроля ЗУН -просмотр учебных и творческих работ учащихся. Выставка.

374. Примерный тематический план курса. РИСУНОК 11КЛАСС1. Тема.1. Содержание занятия1. Вид занятий1. Колво часов1. Цель и задачи1. Методы обучения1. Конечный результати

375. Натюрморт с гипсовой плитой двумя или тремя предметами и драпировкой. Материал:

376. Бумага, карандаш, резинка. Формат: А2 Упражнения.1. Рисование с натуры161. Передавать группуразличных по форме, величине, тональности, материальности предметов, составляющих постановку. 1 .Учить видеть цельно натюрморт.

377. Наглядн о-практи чески й метод: наблюдение, обследование, образец, показ работ учащихся, показ способов изображения.

378. Поиске-практический метод: упражнение, видоискание, визирование, синтез и анализ, сравнение, метод работы отношениями.

379. Ознакомить с произведениями выдающихся мастеров прошлого и настоящего времени.1 .Формировать навыки работы различнымиматериала. Упражнения.

380. Тематический натюрморт « Крестьянские мотивы»

381. У чебно-творческий натюрморт \ Формат: А2 Материал: бумага тон, карандаш, пастель. Упражнения.1. Рисование на тему10материалами и техниками рисунка.

382. Развивать творческое отношение к графике.композицию на заданную

383. Разработать натюрморта тему.

384. Изучить жанр «натюрморт» в истории изобразительного искусства,

385. Формировать знания О стадиях композиционной работы над натюрмортом (эскиз, натурные зарисовки, форэскиз, картон, завершающий произведение),

386. Формировать знания и умения композиционного решения плоскости изобразительными средствами (линия, штрих и пятно)

387. Метод контроля самоконтроля ЗУН тестирование.1 .Словесно-проблемный метод- беседа.

388. Иаглядно-п рактически й метод показ способов изображения.

389. Поисково-практи ческий метод- упражнение.4.Творческоисследовательский метод: самостоятельный поиск, творческий опытхудожника.

390. Метод контроля и самоконтроля ЗУН: опрос, критический анализ.

391. Отрабаты вать н авы ки работы мягким материалом (пастель). 4.Развивать творческое воображение и образное мышление, художественную наблюдательность, зрительную память. г to -ь. оо

392. Рисунок интерьера. Упражнения.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.