Взаимодействие солиста и оркестра в западноевропейском скрипичном концерте XVII - XIX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Анисимов, Александр Владимирович

  • Анисимов, Александр Владимирович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 0, Б.м.
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 248
Анисимов, Александр Владимирович. Взаимодействие солиста и оркестра в западноевропейском скрипичном концерте XVII - XIX веков: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Б.м.. 0. 248 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Анисимов, Александр Владимирович

Введение

Глава I: Скрипка и оркестр в скрипичных концертах композиторов эпохи барокко . ■ '

§ 1. Становление жанра инструментального концерта в итальянском скрипичном искусстве XVII века

§2. Скрипичные концерты А. Вивальди

§3. Концерт для скрипки с оркестром в творчестве И.С. Баха ■.

Глава II: Концерт для скрипки с оркестром у венских классиков l

§1. Предпосылки создания классического скрипичного концерта

§2. Скрипичный концерт в творчестве В.А. Моцарта '

§3. Концерт JI. ван Бетховена: на пути к симфонической драматургии жанра

Глава III: Концерт в творчестве композиторов-скрипачей XIX века

§1. Концертное творчество Н. Паганини;

§2. Симфония виртуоза: Четвёртый концерт А. Вьётана

§3. Особенности взаимодействия партий в концертах Г. Венявского :

Глава VI: Симфонизация концерта в творчестве композиторов-романтиков

§1. Стилевые тенденции раннего романтизма в концерте Ф. Мендельсона

§2. Ролевые функции партий в Концерте Й. Брамса

§3. Солист и оркестр в Концерте Я. Сибелиуса

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимодействие солиста и оркестра в западноевропейском скрипичном концерте XVII - XIX веков»

Инструментальный концерт является одним из наиболее популярных и уникальных по жизнеспособности жанров музыкального искусства. На протяжении трех с половиной столетий с момента своего зарождения он не утратил привлекательности для композиторов, исполнителей и публики. Подобная «жизнестойкость» концерта объясняется его демократичной направленностью, рассчитанной на широкую публику. Кроме того, концерт оказался одним из наиболее гибких жанров, свободно интегрирующимся в неоднократно изменяющиеся стилевые каноны различных эпох, сохраняя актуальность в разные исторические периоды. С момента возникновения он претерпел многократные преобразования, коснувшиеся как музыкального языка, так и смысловой концепции.

Несмотря на тот факт, что в определённые исторические периоды развития музыкального искусства концерт вытеснялся с лидирующих позиций другими инструментальными жанрами, его эволюционное развитие, окрашенное новыми интеграционными процессами, не прерывалось. Более того, в музыке первой половины XIX века, где одним из определяющих факторов стала демонстративная виртуозная «доблесть» солиста, именно концерт обрёл статус лидера среди других жанров. Явившись квинтэссенцией стилевых традиций раннего романтизма, он оказал колоссальное влияние на всю музыкальную культуру XIX века. Триумфально пройдя через XX век, концерт продолжает привлекать к себе внимание авторов, о чем свидетельствуют регулярные премьеры новых произведений современных композиторов1.

Основная причина столь значительной популярности жанра состоит в уникальном для инструментальной музыки принципе - яркой соревновательности солирующего инструмента и оркестра. Отличительной чертой концерта стала новая в инструментальном жанре направленность: «состязание» совместно

1 Среди таковых, например, можно упомянуть следующие: 2008, 12 сентября, Уфа - премьера Концерта для скрипки с оркестром В.Скобёлкина (род. в 1968г., член СК РФ); 2009, 24 марта, Алма-Ата - презентация концерта «Сары Кыз» К.Дженкиса (род. в 1944 г., Великобритания). играющих музыкантов, предполагающее одновременно с тем взаимное согласование их партий, сочетание ведущего и аккомпанирующего голосов, рассчитанное на определённый состав исполнителей и ориентированное на устойчивые композиционно-структурные особенности.

Несмотря на столь интересные явления, отличающие инструментальный I концерт от других жанров музыкального искусства, в музыкознании на сегодняшний день почти не существует исследовательских работ, детально раскрывающих сущность его основного принципа: взаимодействия солиста и оркестра. Фактически отсутствуют труды, в которых подвергались бы рассмотрению развитие инструментовки скрипичного концерта, особенности оркестровой фактуры в контексте развития музыкального искусства конкретного стилевого периода (в т.ч. становления'языка композитора и его спецификации, жанровой направленности произведений, а также развития инструментального потенциала оркестра). Не подвергались специальному рассмотрению ролевые функции сольной и оркестровой партий в контексте развития инструментального мышления на протяжении существования жанра. Таким образом, динамика развития и переменность функциональной значимости сольной и оркестровой партий в скрипичных концертах до сих пор не становились объектами- изучения. 1

Этим и определяется актуальность данного исследования.

Исследуя заявленную проблему, необходимо показать трехвековую трансформацию трактовки партий в творчестве композиторов различных направлений, учитывая постоянное изменение эстетико-художественных платформ, формировавшихся в ту или иную историческую эпоху.

Цель исследования состоит в выявлении и систематизации основных параметров взаимодействия солиста и оркестра в западноевропейском скрипичном концерте XVII - XIX веков. В этой связи автор посчитал необходимым определить динамику развития и переменности функциональной значимости оркестровой партии в скрипичных концертах в историко-хронологическом аспекте.

Объектом исследования явились скрипичные концерты западноевропейских композиторов трёх стилевых эпох: барокко, классицизма и романтизма.

Предметом изучения стали типы и способы взаимодействия солиста и оркестра в скрипичных концертах XVII — XIX столетий.

Цель исследования обусловила постановку следующих задач:

• определение специфических особенностей сольной партии в концертах, её технических составляющих и функциональной роли в целом;

• теоретический анализ формы и структуры частей концертного цикла в его исторической перспективе;

• систематизация типологических черт оркестрового письма и применения инструментария в скрипичных концертах (к проблеме константных и переменных признаков);

• раскрытие взаимосвязи между оркестровым мышлением- композиторов и его отражением в партитурах концертов;

• составление многоуровневой системы соотношения партий солиста и оркестра в скрипичных концертах барокко, классицизма иромантизма.

-г-г I ~ " ~

При рассмотрении типов и уровней взаимодействия сольной и оркестровой партий за основу была взята классификация, введенная И. Кузнецовым (примечание" 1), который определяет три вида концертов:

1. паритетный (бицентрический) - подразумевает самостоятельность партий оркестра и солиста;

2. доминантно-сольный - блестящий, виртуозный концерт с преобладанием партии солиста;

3. доминантно-оркестровый, являющийся по сути концертом-симфонией, где преобладают симфонические методы развития.

Кузнецов разделяет концерты по характеру взаимодействия солиста и оркестра в контексте развития материала. Это в полной мере отвечает целям и задачам, обозначенным в данном исследовании. Базируясь на приведенной классификации, в процессе работы были раскрыты четыре типа функционального соотношения партии солирующего инструмента и оркестра:

2 Далее по тексту - «прим.»

1. Аккомпанемент. Сопроводительная функция оркестровой партии при явном лидерстве солиста;

2. Соперничество. Разграничение ролей оркестра и солиста на тематическом уровне. Взаимодействие — на контрасте партий;

3. Союзничество. Паритетное взаимодействие скрипки соло и оркестра;

4. Лидерство. Главенствующая роль оркестра в развитии основного тематического- материала. Подчинение партии скрипки solo задачам симфонического развития.

Причисление какого-либо концерта к определенному типу взаимодействия solo и tutti определялось путем установления разновидности, доминирующей в данном конкретном произведении. В процессе исследования стало необходимым определить трансформацию1 и динамику поэтапного изменения- ролевых функций партии оркестра в скрипичных концертах в историко-хронологическом аспекте.

В настоящей диссертации« проведено, терминологическое разграничение. Рассматриваемые произведения1 дифференцированы на два типа: «скрипичный концерт» и «концерт для скрипки». Партия violino solo в концертах, написанных композиторами-скрипачами, либо- авторами, владевшими технологией скрипичного исполнительства, существенно отличается от сольной партии в произведениях композиторов, не ставивших основной целью выдвинуть на первый план технико-виртуозную составляющую жанра. К первому типу относятся о концерты Вивальди, Моцарта, Паганини, Венявского. Яркими представителями второго типа являются произведения Бетховена и Брамса4.

Специфика и направленность настоящей работы предполагала обращение к конкретному музыкальному материалу, в частности - к изданным партитурам. В диссертации не используется архивный нотный материал (рукописи, черновики и т.д.). Основой для работы послужили следующие концерты: А. Вивальди, цикл «Времена года»; И. С. Бах, Концерты E-dur, d-moll (для 2-х скрипок); В. А.

3 Один из ключевых вопросов изложения материала касается орфографии. Термин «Концерт» на протяжении работы будет печататься как с заглавной, так и с маленькой буквы. С заглавной - в том случае, когда «Концерт» -это не только принадлежность к жанру, но и название конкретного произведения (имя собственное). В случае хронолог ческой нумерации заглавная буква используется для обозначения номера (Второй концерт, Пятый концерт и т.п.).

4 Произведение, стоящее особняком в данной классификации - скрипичный Концерт Мендельсона. 6

Моцарт, Концерты №№ 3, 5; JL ван Бетховен, Концерт D-Dur; Н. Паганини, Концерты №№ 1, 2, 4; А. Вьётан, Концерт № 4; Г. Венявский, Концерты №№ 1, 2; Ф. Мендельсон, Концерт e-moll; Й. Брамс, Концерт D-Dur; Я. Сибелиус, Концерт d-moll.

Методологической базой диссертации стал комплексно-теоретический подход, что обусловило использование метода анализа музыкального произведения с точки зрения рассматриваемых в работе компонентов.

Основными источниками явились труды отечественных музыковедов, посвященных становлению и развитию жанра концерта: Е. Антоновой [11], Е. Гребневой [73], И. Кузнецова [131], JI. Раабена [176], В. Солнцева [197], А. Соловцова [198], М. Тараканова [204]. При определении роли жанра концерта в творчестве композиторов были изучены посвященные им монографии А. Альшванга [9], М. Вачнадзе [44], В. Галацкой [55], JI. Гинзбурга [66], В. Григорьева [74], М. Друскина [94, 97], В. Корганова [125], Е. Черной [225], Л. Энтелиса [230], И. Ямпольского [237] и других авторов. Ценным материалом стали работы зарубежных музыковедов: Г. Аберта [1], Г. Галя [58], К. Гейрингера [62], Э. Тавастшерна [203], М. Тибальди-Кьеза [206], Э. Эррио [231].

Анализу принципов оркестровки, характерных для тех или иных концертов, посвящены труды Н. Агафонникова [3], Б. Асафьева [14], Г. Благодатова [33], А. Веприка [48], Ф. Витачека [50], С. Левина [135, 136], Э. Прейсмана [166], Ю. Семенова [190].

Существенное место в работе посвящено изучению отличительных признаков, привнесенных в жанр композиторами-скрипачами. В этой связи учитывались результаты исследований Л. Бутира [39, 40], А. Гвоздева [60], В. Доброхотова [89], Д. Колбина [119], И. Ямпольского [234]. Исследуя природу и стилевые особенности жанра, автор посчитал необходимым использовать литературу, в которой содержатся воспоминания, интервью, письма исполнителей. Представителями данной литературы являются книги В. Григорьева [77], В. Юзефовича [232].

Научная новизна исследования определяется тем, что в российском музыкознании впервые был всесторонне исследован скрипичный концерт XVII-XIX веков с точки зрения его жанровой специфики, менявшейся на протяжении веков, стилевых особенностей творчества автора, а также функционально-ролевого соотношения партий солиста и оркестра. При этом в диссертации было сделано следующее:

1) проанализированы основные признаки соревновательности солирующего инструмента с оркестром в их исторической перспективе;

2) выявлены стилистические особенности оркестрового письма композиторов, нашедшие отражение в партитурах скрипичных концертов; г

3) дана внутрижанровая классификация, разделившая произведения на два вида в зависимости от его инструментальной специфики: «скрипичный концерт» и «концерт для скрипки»5;

4) рассмотрены основные виды соотношения сольной и оркестровой партий, базирующиеся на четырех составляющих: подчинение — симбиоз — А конкуренция - лидерство.

Положения, выводы и материалы работы могут быть использованы музыковедами для исследований в области, скрипичной и оркестровой музыки. Думается, они станут востребованы преподавателями курсов истории и теории музыки, истории и теории исполнительского искусства в высших и средних учебных заведениях, профилирующими специализациями которых являются культура и искусство. Работа адресована как ученым, так и музыкантам-исполнителям всех уровней, преподавателям по специальности «сольное исполнительство (скрипка)», дирижерам симфонических и камерных оркестров.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедр теории и истории музыки, оркестровых струнных инструментов Оренбургского государственного института искусств им Л. и М. Ростроповичей. Материалы исследования также использованы автором в практике преподавания дисциплин

5 Впервые попытка подобной дифференциации наблюдается в аналитическом очерке Э. Изиа «Анри Вьетан - мой учитель» [107], однако в приведённой работе рассматриваются концерты Л. ван Бетховена и Й. Брамса. Кроме того, автор не ставит целью системный анализ данных произведений, уделяя основное внимание концертам А.Вьётана. 8 специальный инструмент», «методика обучения игре на скрипке (альте)» и «оркестровый класс».

Большая часть материала изложена в монографии «О взаимодействии солиста и оркестра в скрипичных концертах композиторов Западной Европы ХУП-Х1Х веков» (Оренбург, 2008). Результаты научно-исследовательской работы по теме диссертации отражены в виде научных статей в изданиях по перечню ВАК РФ (Вестник ЧГГТУ, №8. - 2008, Проблемы музыкальной науки, №2. - 2008). Основные положения работы, представленные в виде материалов и докладов, были изложены на Международных и Всероссийских конференциях: «Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития» (Волгоград, 4-6 апреля 2007 г.); «Культура, искусство и образование провинциальной России в контексте истории» (Оренбург, 25-27 апреля 2007 года). Научные результаты данного исследования отражены в шести публикациях общим объёмом 3 печатных листов.

Работа состоит из Введения, четырёх глав, Заключения, Примечаний, Библиографического списка (243 наименования) и Приложений. В Приложении 1 представлены нотные примеры (103 примера), приведенные в качестве иллюстративного дополнения к тезисам, изложенным в аналитических разделах глав. Приложение 2 содержит краткую сводную таблицу, в которой обобщены основные определяющие признаки рассмотренных в исследовании скрипичных концертов согласно заявленным параметрам.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Анисимов, Александр Владимирович

Заключение

Скрипичный концерт на протяжении трех последовательно сменявших друг друга стилевых направлений претерпел существенные изменения по всем рассмотренным в работе параметрам.

Значительными трансформациями отмечена партия солирующего инструмента. Возникшая как серия импровизационных эпизодов-вставок между разделами формы, постепенно она выходит на лидирующую > позицию. Модификация ролевой функции сольной партии закономерно повлияла на включаемые в неё фактурные и технические компоненты. В партии солиста отразилась как общая тенденция развития скрипичного исполнительского искусства (что сказалось на используемых технических приемах), так и стилевые г отличия, свойственнь1е каждому из рассмотренных периодов: Соответственно развитию взаимоотношений solo и tutti менялся применяемый композиторами диапазон используемых средств и видов инструментальной фактуры. Подчеркнутая виртуозность, стремление к самодостаточности солирующего инструмента либо позиционирование скрипки как одного из инструментов общего состава, уровень знания инструментальной специфики - каждая из данных составляющих закономерным образом ' повлияла на многообразие видов инструментальной фактуры, позволив создать многоплановую панораму концертного жанра на протяжении трех стилевых эпох.

На протяжении трёх рассмотренных периодов структура цикла, тематические комплексы частей и связанные с этим ролевые функции скрипки и оркестра претерпели колоссальные изменения. Основополагающие традиции, заложенные создателем жанра Антонио Вивальди, неизменно сохранялись вплоть до первой половины XIX века: трехчастность цикла, чередование частей по принципу «быстро - медленно - быстро». Однако жанр оказался весьма восприимчив к эволюционным переменам, произошедшим в музыкальном искусстве, что сказалось на строении цикла и его отдельных частей. Старосонатная форма первой части, характерная для барокко, в творчестве Моцарта и Бетховена сменилась сонатной с обязательным наличием каденции-импровизации. Оркестровые вариации, включенные во вторую часть Концерта Бетховена, раздвинули рамки концертного формопостроения. В финале укрепилась рондо-соната.

В первой половине XIX века, в концертах, написанных скрипачами-виртуозами, структура формообразования упростилась. Из сонатной формы исчезла разработка, поменявшись на центральный эпизод. Форма второй части приобрела черты оперной арии. Произошла трансформация цикла на уровне изменения количества частей (Вьётан, Эрнст, Лало), либо стирания границ между частями (Мендельсон). Подобное новшество породило неоднозначность в оценках со стороны публики и музыкальной критики. Одним из принципиальных противников подобных новаций являлся В.Одоевский: «Концерт прежде состоял , из трех отдельных частей: Allegro, Largo, Presto, или Allegro con brio. Так написаны концерты Моцарта, Бетховена, Виотти, Роде. <.> Ныне все три части j i соединяются в одну пьесу и - мы не можем похвалить такого нововведения.

Концерт сделался короче - это правда, и иногда, сознаетесь, что тем лучше; но во, обще, в этой форме ни одна часть не может быть вполне развита, а сбитые все вместе, несмотря на отличительный характер каждой, они делаются похожими на попурри» [158, 167]. В творчестве композиторов-симфонистов XIX века цикл вновь обретает четкую трехчастную конфигурацию. t

XX век принес новые тенденции в формообразование. Многогранность музыкальных образов, глобализация содержания в произведениях как зарубежной, так и отечественной музыки XX столетия потребовали поисков новых средств выражения, что коснулось вариативности количества частей в концертном цикле. Экспериментаторский подход к жанру порождает новую форму цикла -двухчастную (Концерты И. Глазунова и А. Берга). Композиторы также обращаются к четырёхчастной модели цикла (Концерт И. Стравинского и Концерт №1 Д. Шостаковича). Тем не менее, большинство произведений (Концерты Б. Бартока, К. Шимановского, С. Барбера, П. Хиндемита С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Т. Хренникова и др.) остаются в рамках трехчастного цикла.

На протяжении формирования и развития жанра кардинальные- изменения претерпел оркестровый состав скрипичных концертов. Развитие оркестрового искусства отразилось на составляющих соревновательности solo и tutti самым непосредственным образом. Эволюция инструментария, всё более расширяющаяся тембровая и динамическая палитра оркестра предоставили возможность для многообразия диалогичности solo и tutti не только на мелодико-тематическом, но и темброво-красочном уровнях.

Состав оркестрового инструментария;, применяемого в. скрипичном концерте, I варьируется от камерного в современном понимании термина (струнная группа и continuo) до большого симфонического оркестра,! включающего тромбоны; и литавры. Однако общая, черта; инструментального состава оркестра, скрипичных концертов - компактность группы, духовых инструментов; Связан данный фактор прежде всего с динамическими; возможностями; солирующего инструмента.

Изначально состав, оркестра ограничивался? струнной группой и continuo; Гайдн, будучи создателем «парного» состава классического оркестра, в скрипичных концертах придерживается барочного стиля оркестровки. Моцарт ограничивается двумя гобоями; и валторнами. Полный состав деревянных духовых применит в • » своём• Концерте Бетховен (оггже первым.включит литавры, которые в дальнейшем займут постоянное место в партитурах скрипичных концертов), но из медной духовой группы в произведении заняты только валторны и трубы (причем трубы применяются исключительно в tutti); В романтическом искусстве XIX; века в составе оркестра происходят существенные изменения, в частности, утяжеляется состав медной духовой группы. Тенденция к увеличению состава зависела не столько от совершенствования? инструментов,, сколь, непосредственно от самого оркестрового стиля композиторов.

Во второй половине XIX века, когда жанр «Большого виртуозного концерта» начинает уходить со сцены, сменяясь произведениями лирико-драматической направленности, когда эффектность , динамических контрастов замещается глубоким развитием тематизма и подчинением виртуозной составляющей сольной партии симфоническому развитию, сокращается и инструментальный состав.

Тембрально «броские» инструменты - тромбоны, колокольчики, арфа, -исключаются из партитур Мендельсона и Брамса. Использование тромбонов Сибелиусом не носит характер показной яркости, они применяются исключительно для усиления динамики в tutti. t

Незначительные трансформации оркестрового состава продолжались на протяжении всего XX века, но основа (парный состав с компактной группой медных духовых), осталась неизменной82. Более уместно будет сказать о роли самого инструментария в концертах XX столетия. Новый музыкальный язык принес возросшие требования к исполнителям-оркестрантам. Симбиоз tutti и solo повлиял на виртуозную составляющую оркестровых партий. Усложнение ритмико-мелодических оборотов, повышение роли сольных голосов оркестра (особенно группы деревянных духовых), симфонизация фактуры, новые тембральные сочетания - эти параметры потребовали соответственного отношения солистов, оркестрантов и дирижеров к исполнительскому и репетиционному процессу.

Что касается соотношения violino solo и оркестра, за два с небольшим века вариативность сочетаний партий претерпела колоссальные и многогранные изменения, вариативность соотношения solo и tutti, ролевые функции скрипки и у оркестра в их взаимодействии включили в себя огромный диапазон вариантов. Столь различная трактовка взаимоотношений партий обусловлена прежде всего различностью подхода композиторов к самому жанру, их стилевой направленности, следованию или игнорированию инструментальной составляющей. Соответственно этому выстроилась широкая сфера типов взаимодействия солиста и оркестра: от абсолютной гегемонии сольной партии до её подчинения симфоническим принципам развития, от яркого персонифицирования ролевых функций партий до их симбиоза в общей оркестровой фактуре. Из паритетного типа взаимодействия к XIX веку выкристаллизовались два типа концертов -виртуозный и симфонизированный (симфонический). Виртуозный концерт В данном случае неуместно рассматривать Concerti Grossi Л.Шнитке как показатель вариативности оркестрового состава, поскольку композитор намеренно придерживался барочной стилистики инструментовки. h прошел один виток развития, симфонизированный - два. Первый пик симфонизи-рованного концерта, обозначенный одним произведением, приходится на 1806 год (концерт Бетховена). Вершина развития виртуозного концерта определяется 3040-ми годами XIX века (Паганини, Эрнст, Вьётан). Второй этап развития симфонического концерта приходится на творчество Брамса. В конце XIX столетия, пройдя сквозь несколько стилевых периодов, жанр возвращается к принципу паритетного взаимодействия. Таким образом, на протяжении трёх периодов жанр подвергался композиторским экспериментам, параллельно будучи зависимым от исполнительского стиля композиторов-скрипачей, создающих концерты для собственного исполнения.

К началу XX века доминантно-сольный вариант взаимодействия партий solo и tutti исчезает окончательно. Единственным исключением явился Концерт А.Хачатуряна, в котором автор внешне следовал традициям «Большого концерта» (масштаб частей, яркость тематизма, виртуозность скрипичной партии). Однако развитая оркестровка, перманентная диалогичность солиста и оркестра свидетельствуют скорее о принадлежности произведения к паритетному типу.

Основа взаимодействия solo и tutti в скрипичных концертах XX века переходит к бицентрическому типу с уклоном в сторону доминантно-оркестрового, что обусловлено симфонизмом, пронизывающим музыкальное искусство прошлого столетия. В связи с новой гармонией и мелодикой иной, более изысканной, становится фактура сольной партии. В композиторском творчестве прослеживается тенденция использовать солирующую скрипку как инструмент самодотаточный в отношении всех параметров. Инструментальное неудобство, «нескрипичность» концертов! композиторов XX века является следствием подчинения технологических аспектов исполнения музыкальному содержанию. Применение в партии скрипки соло двойных нот и аккордов служит в основном для динамизации фактуры, пассажная техника является следствием характерности музыкальных образов, заложенных в произведениях, нежели средством выражения виртуозной направленности (Концерты С. Прокофьева).

Роль каденций в произведениях композиторов XX века трансформировалась кардинальным образом - в них отсутствует импровизационная направленность, демонстрация виртуозных возможностей солиста. Каденция Первого концерта Д.Шостаковича представляет отдельную часть цикла, пространный монолог, в котором, по словам Д. Ойстраха, «солирующая скрипка способна подняться до такой же яркой кульминации, какие до неё были достигнуты оркестром» [232, 213]. В каденциях Второго концерта явно прослеживается желание композитора представить солирующую скрипку как фактурно-самодостаточный инструмент каденция первой части Второго концерта — не что иное, как проведение скрипкой соло главной темы репризы части).

Композиторское творчество конца XX' - начала XXI века характеризуется неким уклоном в сторону театральности, сценичности, синтезирования жанров. Все больше премьер представляют собой своеобразные перформансы. Не избежал

83 этих новомодных тенденций, и скрипичный концерт . И все же трудно предположить, что жанр окончательно исчерпал свои возможности и нуждается в дополнительных привнесениях извне во имя принятия его публикой. Диалог солиста и оркестра, соревновательность двух партнеров, их противостояние и взаимодействие навсегда останутся тем определяющим фактором, который сделал скрипичный концерт столь любимым слушателями и композиторами.

83 Последний образец - Viola Tango Rock Concerto В.Юсупова, финал которого представляет танцевальный номер (танго) с участием солиста.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Анисимов, Александр Владимирович, 0 год

1. Аберт, Г. В. А. Моцарт Текст.: в 2 ч. 4.1. Кн.2 / Г. Аберт; пер.с нем.; вступ, ст., коммент. К. К. Саквы. М.: Музыка, 1980. - 638с.

2. Абызова, Е. Некоторые вопросы тематизма и формы скрипичных концертов И. С. Баха Текст. / Е. Абызова // Вопросы теории музыки: вып. 3 / ред.-сост. Т. Мюллер. М.: Музыка, 1975. - С. 237 - 252.

3. Агафонннков, Н. Симфоническая партитура. 2-е изд. Текст. / Н. Агафонников. -Л.: Музыка, 1981.- 196 с.

4. Александрова, В.; Бронфин, Е. Ян Сибелиус. Очерк жизни и творчества. Текст. / В. Александрова, Е. Бронфин. М.: Музгиз, 1963. - 152 с.

5. Алексеев, А. Моцарт всегда поэт. Текст. / А. Алексеев // Как исполнять Моцарта. - М.: Классика-ХХ1, 2004. - С. 97 -99. ISBN 5-89817-089-8

6. Альшванг, А. Йосиф Гайдн Текст. // А. Алынванг. Избранные сочинения в двух томах. Том II. М.: Музыка, 1965. - С. 5 - 34.

7. Альшванг, А. Моцарт Текст. // А. Альшванг. Избранные сочинения в двух томах. Том II. М.: Музыка, 1965. - С. 35 - 41.

8. Альшванг, А. Симфонизм Бетховена Текст. // А. Альшванг. Избранные сочинения в двух томах. Том II. М.: Музыка, 1965. - С. 42 - 55.

9. Альшванг, А. Людвиг Ван Бетховен. Очерк жизни и творчества. Издание четвёртое Текст. / А. Альшванг. М.: Советский композитор, 1971. - 560 с.

10. Арановский, М. Симфонические искания. Проблемы жанра симфонии в сов. Музыке 1960 1975 гг. Исследовательские очерки Текст. / М. Арановский. -Л.: Советский композитор, 1979. - 287 с.

11. ХЪ.Аронов, А. Динамика и артикуляция в произведениях Бетховена Текст. / А. Аронов // Как исполнять Бетховена М.: Классика-ХХ1, 2004. - С. 140 - 162. ISBN 5-89817-095-2

12. Асафьев, Б. О симфонической и камерной музыке Текст. / Б. Асафьев. Л.: Музыка, 1981.-216 с.

13. Асафьев, Б. М.И. Глинка. Заметки об инструментовке Текст. / Б. Асафьев.

14. Избранные труды. T.I. Избранные работы о М. И. Глинке. М.: Изд-во

15. Академии наук СССР, 1952. С. 246 - 254.

16. Асафьев, Б. Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. Интонация Текст. / Б. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971.-376 С.

17. Бадура-Скода, П. и Е. Интерпретация Моцарта Текст. / П. и Е. Бадура-Скода; пер. с нем. Ю.А. Гальперн. М.: Музыка. - 1972 - 376 с.

18. Музыка, 1978. 208 с. 23 .Барсова, И.А. Очерки по партитурной нотации. XVI - первая половина XVIII вв. Текст. / И.А. Барсова. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1997. - 571. с.

19. Белецкий, И. Антонио Вивальди. Краткий очерк жизни и творчества Текст. / И. Белецкий. М.:-Музыка. - 1975. - 88 с.

20. Берников, В. Мировоззрение Бетховена и философско-эстетические проблемы его творчества Текст.: автореферат дис. . канд. филос. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1982. - 20 с.

21. Берков, В. Симфонии Бетховена. Путеводитель. Изд. 3-е Текст. / В. Берков. -М.: Музыка, 1970; 100 с.

22. Берков, В: Гармония Бетховена: Очерки Текст. / В. Берков. М.: Музыка, 1975.-248 с.

23. Берков, В. Хорошо темперированный клавир И. С. Баха Текст.; // В. Берков Избранные статьи и исследования^ — М.: Сов. композитор, 1976. С. 280 — 297.

24. Ъ^.Берков, В: Сонатная форма и строение сонатно-симфонического цикла Текст. / В. Берков. М.: Сов. Композитор, 1961. - 42 с.

25. ЪХ.Берфорд,. Т.В: Стилевые.истоки творчества Н; Паганини Текст.: дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02 СПб, 2000. - 213 с. РГБ ОД, 61:00-17/90-7

26. Ъ2.Бесселер, Генрих. Бах как новатор Текст. / Г. Бесселер // Избранные статьи музыковедов ГДР. М.: Музгиз, 1960. - С. 70 - 126.

27. Благодатов, Г.И. История симфонического оркестра Текст. / Г.И. Благодатов. Л.: Музыка, 1969. - 312 с.

28. Ъ А.Благодатов, Г.И. Заметки об оркестре Бетховена; Текст. / Г.И; Благодатов // Людвиг Ван Бетховен. Эстетика, творческое: наследие, исполнительство. Л.: Музыка, 1970. - С. 197-212.

29. Ъ5.Блок, М. Лев Моисеевич Цейтлин Текст. / М. Блок // Мастера скрипичной педагоги: Труды; вып. XVI. М.: Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, 1974. - С. 141 - 172.

30. Браиловский, М. Сибелиус // Музыка XX века: Очерки. — М.: Музыка^ 1977, Ч. I. 1890 - 1917. кн. 2. - С. 326 - 348.

31. Браудо, Е. Иоганн Себастьян Бах. Опыт характеристики Текст. / Е. Браудо. -СПб.: Светозар, 1922.-47 с.о

32. Брейтбург, Ю. А. Иозеф Иоахим педагог и исполнитель Текст. / Ю.А. Брейтбург. - М.: Музыка, 1966. - 116 с.

33. Ъ9.Бутир, Л. О роли концертов в творческом наследии И.С. Баха Текст. / JL Бутир // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 13. JL: Музыка. - 1974. - С. 187-214.

34. АЪ.Вайнгартнер, Феликс. Исполнение классических симфоний. Советы дирижерам Текст.: Том I / Ф. Вайнгартнер. М.: Музыка. - 1965. - 308 с.

35. Вачнадзе, М. Ян Сибелиус. Текст. / М. Вачнадзе. М.: Советский композитор, 1963. - 80 с.

36. Великая, В.Б. Скрипичное исполнительское искусство Франции XIX века Текст.: дис. канд. искусствоведения: 17.00.02.-М.: 1991.- 196 с. (61:93-17/4-9)

37. Великие музыканты Западной Европы Текст.: хрестоматия / сост. В.Б. Григорович. М.: Просвещение, 1982. - 224 с.- 41.Веприк, A.M. Об' изучении фактуры оркестра Текст. // Музыкальное образование. М.: 1930. - №6. - С. 6-19.

38. Веприк, A.M. Трактовка инструментов оркестра Текст. / A.M. Веприк. М.: Музгиз, 1961.-304 с.

39. Веприк, A.M. Принципы оркестровки Баха Текст. // A.M. Веприк. Очерки по вопросам оркестровых стилей. Изд. 2-е, исправленное. М.: Советский композитор, 1978. -430 с.

40. Витачек, Ф.Е. '.Очерки по искусству оркестровки XIX века Текст. / Ф.Е. Витачек. М.: Музыка, 1978. - 151 с.

41. ЪХ.Волков, А.И. Леонид Коган. Текст. / А.И. Волков. М.: Музыка, 1978. - 24 с.

42. Волъдлшн, Я.И. Скрипичная школа конца XVIII первой половины XIX веков: Дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02. - М.: 1982. - 232 е.: ил. - Библогр. :с. 180-184.(61:85-17/96-4)I

43. Волъфрум, Филипп. Иоганн Себастиан Бах Текст. / Ф. Вольфрум. — М.: П. Юргенсон; 1912. -253 с.

44. Ворбс, Ганс. Христов. Феликс Мендельсон-Бартольди Текст. / Г.Х. Ворбс. -М.: Музыка, 1966. 320 с.

45. Галацкая, B.C. КС. Бах. 2-е изд. Текст. /B.C. Галацкая. М.: Музыка, 1966. - 87 с.

46. Галь, Ганс. Иоганнес Брамс. Творчество и личность Текст. / Г. Галь // Брамс. Вагнер.„В'ерди. Три мастера три мира. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - с. 23-230.

47. Гарлицкий, М. Абрам Ильич Ямпольский педагог, музыкант Текст. / М. Гарлицкий // Мастера скрипичной педагоги: Труды: вып. XVI. - М.: Государственныймузыкально-педагогический институт им. Гнесиных, 1974. С. 5 - 55. >

48. Гвоздев, A.B. Скрипичное творчество Брамса Текст.: автореф. дис. . канд. искусствоведения. JL: ЛГК им. H.A. Римского-Корскова, 1989. - 20 с.

49. Гинзбург, Л. Д.Ф. Ойстрах Текст. / JI. Гинзбург // JL Гинзбург. Исследования.

50. Гинзбург, Л. Анри Вьетан: Монография Текст. / JI. Гинзбург. М.: Музыка, 1983.- 176 с.

51. Гинзбург, Л. Современное музыкальное исполнительство: проблемы и средства Текст. / JL Гинзбург // Музыкальное исполнительство: Сборник статей. Вып. 11 / Сост. и общ. ред. В. Ю. Григорьева и В. А. Натансона. -М.: Музыка, 1983. С. 68 - 100.

52. Гинзбург, Л.; Григорьев, В. История скрипичного искусства-Текст.: Вып. 1 / JI. Гинзбург, В. Григорьев. М.: Музыка. - 1990. - 288 с.

53. Гинкен, A.A. Бетховен. Жизнь. Личность. Творчество. Часть III. Творчество Текст. / A.A. Гинкен. СПб.: Типография A.B. Орлова, 1910. - 234 с.

54. Ю.Глен Гулъд комментирует. Бах. Концерт №5 фа минор для клавира с оркестром Текст. / Г. Гульд // Как исполнять Баха. М.: Издательский дом «Классика

55. XXI», 2006. С. 156 - 158. ISBN 5-89817-148-7i t

56. Текст. / В.Ю. Григорьев. М.: Советский композитор, 1987. - 256 с.1%.Григорьев, В.Ю. Николо Паганини. Жизнь и творчество Текст. / В.Ю.

57. КІ.Гутников, Б. Об искусстве скрипичной игры Текст. / Б. Гутников. — JL:

58. Музыка, 1988. 56 с. %Ъ.Гуревич, Л.И. История оркестровых стилей / Уч. пособие для муз. вузов Текст.

59. Л.И. Гуревич. М.: Композитор, 1997. - 203 с.

60. Гуревич, Е. История зарубежной музыки: Популярные лекции: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип Текст. / Е. Гуревич. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 320 с. ISBN 5-7695-0634-2

61. Давидов, И.А. Бетховен, его жизнь и музыкальная деятельность Текст. / И.А. Давидов. СПб, тип. т-ва «Общественная польза», 1893. - 78 с.

62. Дарваш, Г. Книга о музыке: Пер. с венг. Текст. / Г. Дарваш. М.: Музыка, 1983.-446 с.

63. Ю.Доброхотов, В. Бранденбургские концерты И.С. Баха Текст. / В. Доброхотов.

64. М.: Музгиз, 1962.-88 с. 90.Долгов, П. Смычковые квартеты Бетховена / Ред. и вступит, статья В.

65. Доброхотова.: Текст. / П. Долгов. М.: Музыка, 1980. - 197 с.

66. Долинская, Е.Б. Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия: Исследовательские очерки Текст. / Е.Б. Долинская. М.: Издательский дом «Композитор», 2005. - 560 с. ISBN 5-85285-839-0

67. Дружинин, C.B., Система средств музыкальной риторики в оркестровых сюитах

68. И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Г.Ф. Телемана Текст.: дисс. . канд.искусствоведения: 17.00.02. М, 2002. - 210 е.: ил. РГБ ОД, 61:02-17/51-1 * t93,Друскин, М. Фортепианные концерты Бетховена. Путеводитель Текст. / М.

69. Друскин; М.: Советский композитор, 1973. - 88 с. 94 Друскин, М. Иоганнес Брамс. Монография Текст. // М. Друскин. Избранное.

70. М.: Советский композитор, 1981, с. 71 164. 95Друскин, M К полемике о романтизме. Текст. // Ml Друскин. Избранное:

71. Друскин, М. Парадокс симфонии. Текст. // М. Друскин. Очерки, статьи,заметки. Д.: Сов. композитор, 1987. - С. 220 — 232. 99Друскин, М. «Романтический» Бах Текст. // М. Друскин. Очерки, статьи, заметки. - Д.: Сов. композитор, 1987. - С. 185-196.

72. Дубравская, Т.Н. Бах в советском музыкознании Текст. / Т.Н. Дубравская // Русская книга о Бахе. Сост. Т.Н. Ливанова, В.В. Протопопов. 2-е изд. М.: Музыка, 1986. - с. 130-169.

73. Дуков, Е. Концерт в истории западноевропейской культуры Текст. / Е.

74. Дуков. М.: Классика XXI, 2003. - 256 с.

75. Еременко, К. А. Музыка от ледникового периода до наших дней Текст.: Кн. П / К.А. Еременко. М.: Советский композитор, 1991. - 288 с. ISBN 5-85285-289-9

76. Ержелюкгш, Г. Закономерности и парадоксы дирижирования. Психология. Теория. Практика Текст. / Г. Ержемский. СПб, производственно-коммерческое предприятие «Деан» при участии издательства «Ферт», 1993. -264 С. ISBN 5-85116-019-5

77. Ермакова, Г.А. Принципы воплощения конфликта в сонатно-симфоническом цикле Бетховена Текст.: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Киев.: киев. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1973. - 33 с.

78. Зароднюк, OíM. Феномен концертного жанра в отечественной музыке 198090-х годов Текст.: дисс. . канд. искусствоведения. Н. Новгород, Нижегородская гос. консерватория имени М: И. Глинки, 2006. - 232 с.

79. Зейфас, H. Concerti Grossi, op. 6, в творчестве Г.Ф. Генделя Текст. / Н. Зейфас // Вопросы теории и эстетики музыки. Выпуск 12. JL: Музыка, 1973. - с. 116-159.

80. Изаи, Э. Анри Вьетан мой учитель Текст. / Э. Изаи // Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. - М.: Музыка, 1973. - С. 213 - 238.

81. История зарубежной музыки. Вып. III. Текст.: учебник / В.Д. Конен- 7-еиздание, дополненное и переработанное. М.: Музыка, 1989. - 544 с.i

82. История зарубежной музыки. Выпуск IV Текст.: учебник / М. Друскин.-М.: Музыка, 1983.-528 с.

83. Ксьменский, В. Некоторые особенности^ драматургической системы оркестровки Бетховена (на материале среднего периода творчества) Текст.: автореф. дис. . канд. искусствоведения. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1977. - 24 с.

84. Катунян, М. Basso continuo путь к новой музыке Текст. / М. Катунян // Проблемы теории западноевропейской музыки (XII - XVII вв.). Сб. трудов: Вып. 65. - М.: Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, 1983. - С. 96 - 111.

85. Кен, А.Г. Бетховен. Жизнь. Личность. Творчество. Часть III. Творчество Текст. / А.Г. Кен. СПб.: Типография A.B. Орлова, 1910. - 233 с.

86. Кенигсберг, А. Увертюры Мендельсона Текст. / А. Кенигсберг. М.: Музгиз, 1961. -'40 с.

87. Климовщкий, А. О творческом процессе Бетховена: Исследование Текст. /

88. A. Климовицкий. Л.: Музыка, 1979. - 175 с.

89. Климовицкий, А.; Селиванов, В. Бетховен и Гегель Текст. / А. Климовицкий,

90. B. Селиванов // Вопросы теории и эстетики музыки: Вып. 11. Л.: Музыка, 1972.-С. 131-146.

91. Коэ/сенова, И. О национальных особенностях симфонического творчества Я. Сибелиуса Текст. / И. Коженова // Из истории зарубеленой музыки. М.: Музыка, 1971.-С. 35-49.

92. Коженова, И. Национальное своеобразие симфонизма Сибелиуса Текст.: автореф. дис. . канд. искусствоведения. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1990. - 24 с.

93. Колбин, Д. К вопросу о подлинности скрипичного концерта D-dur В.А. Моцарта Текст. / Д. Колбин // Музыкальное исполнительство. Выпуск 7. М.: Музыка, 1972. С.266 - 303.

94. Колбин, Д. Скрипичные концерты В.А. Моцарта Текст.: автореф. дис. . канд. искусствоведения. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1974. - 26*с.

95. Коломийцов, В. Бетховен. К циклу вечеров его камерной музыки Текст. // В. Коломийцов. Статьи и письма. JL: Музыка, 1971. - С. 127 - 132.

96. Конен, В Д. К проблеме «Бетховен и его последователи» Текст. / В.Д. Конен // Бетховен. Сборник статей. Вып. I. Ред-сост. Н.Л. Фишман. - М.: Музыка, 1971.-С. 17-35.

97. Конен, В Д. К проблеме «Бетховен и романтики» Текст. // В.Д. Конен. Этюды о зарубежной музыке. Изд. 2-е, доп. М.: Музыка, 1975. С. 171-197.

98. Коней, В.Д. Театр и инструментальная музыка Моцарта Текст. // В.Д. Конен. Этюды о зарубежной музыке. Изд. 2-е, доп. М.: Музыка, 1975. стр. 154-170.

99. Корганов, В. Бетховен. Биографический этюд Текст. / В. Корганов. — М.: Алгоритм, 1997. 816 с. ISBN 5-88878-006-5

100. Кремлее, Ю. Фортепианные сонаты Бетховена Текст. / Ю. Кремлев. М.: Музгиз, 1952. - 272 с.

101. Кремлев, Ю. Бетховен и проблема шекспиризации музыки Текст. / Ю.

102. Кремлев // Шекспир и музыка. Д.: Музыка, 1964. - С. 57 - 72.

103. Кремлев, Ю. Историческое и эстетическое значение Моцарта Текст. // Ю. Кремлев. Избранные статьи. Л.: Музыка, 1976. - С. 191 - 204.

104. Кремнев, Б. Вольфганг Амадей Моцарт Текст. / Б. Кремнев. М.: Молодая гвардия, 1958.-288 с.

105. Кузнецов, И. Концертирование как метод тематического развития Текст. / И. Кузнецов // Проблемы музыкознания: Сб. тр. МГОЛК. М.: 1976. - Вып. 32. - С. 25-67.

106. Кузнецов, И. Ранний фортепианный (клавирный) концерт Текст. / И. Кузнецов // Вопросы музыкальной формы. Сб. ст. Вып. 3. Ред.-сост. Вл. Протопопов. М.: Музыка. - 1977. - С. 156 - 185.

107. Кузнецов, И. Фортепианный концерт. К истории и теории жанра Текст.: автореферат дис. . канд. искусствоведения. М.: МГК им. П.И.Чайковского, 1980. - 20 с.

108. Кузнецов, К; Ямполъский, И. Арканджело Корелли Тёкст. / К. Кузнецов, И. Ямпольский. М.: Музгиз, 1953. - 72 с.

109. Левык, Б. Иоганн Себастьян Бах 1685-1750. [Текст] / Б.Левик. М.: Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных, 1951. - 66 с.

110. Левин, С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры Текст.: Ч. I / С. Левин. Л.: Музыка, 1973. - 264 с.

111. Левин, С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Текст.: Ч. II / С. Левин. Л.: Музыка, 1983. - 192 с.

112. Лесман, И. Очерки по методике обучения игре на скрипке Текст. / И. Лесман. М.: Музгиз, 1964. - 272 с.

113. Ли Ён Чжун. История европейского симфонического оркестра и дирижерского исполнительства Текст.: автореф. дис. . канд. искусствоведения. СПб, РГПУ им. А. Герцена, 2000. - 24 с.

114. Ливанова, Т. Музыкальная классика XVIII века Текст. / Т. Ливанова. М.: Музгиз, 1939. - 520 с.

115. Ливанова, Т. История западноевропейской музыки до 1789 года Текст.: учебник. Кн. 1: От античности к XVIII веку / Т.Ливанова. М.: Музыка,1985.-462 с.

116. Ливанова, Т. История западноевропейской музыки до 1789 года Текст.: учебник. Кн. 2: От Баха к Моцарту [Текст] / Т.Ливанова. М.: Музыка,1986.-469 с.

117. Людвиг Ван Бетховен. 1770-1827. Жизнь, творчество, окружение [Альбом] М.: Музыка, 1971.-255 с.

118. Маркиз, Л.И. Давид Ойстрах. Творческий портрет Текст. / Л.И. Маркиз. -М.: Музыка, 1977. 24 с.

119. Маркус, С.А. История музыкальной эстетики. Том II. Романтизм и борьба эстетических направлений Текст. / С.А. Маркус. М.: Музыка, 1968. — 688 с.

120. Мартынов, PI. Очерки о зарубежной музыке первой половины XX века: 2-еиздание Текст. / И. Мартынов. М. Музыка, 1970. - 504 с.

121. Мартынов, И. Год Сибелиуса Текст. // И. Мартынов. О музыке и её творцах: Сборник статей. М.: Советский композитор, 1980. - С. 296 - 303.

122. Материалы и документы по истории музыки. XVIII век (Италия, Франция, Германия, Англия) Текст.: T. II. Переводы под ред. М. В. Иванова-Борецкого. -М.: ОГИЗ- 1934.-604 с.

123. Меркулов, А. Создавать собственные каденции! Текст. / А. Меркулов // Как исполнять Моцарта. М.: Классика-ХХ1, 2004. - С. 108 - 127. ISBN 5-89817-089-8

124. Методические рекомендации по изучению скрипичного концерта И. Брамса. Сост. Титков А. В. Текст. / Киев, 1990. - 30 с.

125. Мис, Пауль. Значение литавр в произведениях Бетховена Текст. / П. Мис // Бетховен. Сборник статей. Вып.1. Редактор-составитель H. JI. Фишман. М.: Музыка, 1971 - с. 422-444.

126. Морозов, С. А. Бах Иоганн Себастьян Текст. / С. А. Морозов. М.: Мол. гвардия, 1975. - 255 с.

127. Музыка Австрии и Германии XIX века Текст.: Книга 1. Под общей редакцией Т. Э. Цытович. М.: Музыка, 1975. - 512 с.

128. Музыка Французской революции XVIII века. Бетховен Текст. / Учебн. пособ. для теоретико-композит. фак. суз. вузов М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1967. - 437 с.

129. Назайкииский, Е.В. Взаимосвязи интервальных и ступеневых представлений в развитии музыкального слуха Текст. / Е.В. Назайкинский // Воспитание музыкального слуха. Сборник статей. М.: Музыка, 1977. - С. 25 - 77.

130. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки Текст. / Е.В. Назайкинский. М.:

131. Музыка, 1988. 254 с. ISBN 5-7140-1202-Х-ß 1

132. Новак, JI. Иозеф Гайдн. Монография.' Текст. / JI. Новак. M.: Музыка,1973.-448 с.

133. Ноймайр, А. Музыканты и медицина. Текст.: T.I / А. Ноймайр. Ростов н/Д: Феникс, 1997.-448 с. ISBN 5-85880-470-5

134. Ноль, Л. Бетховен. Его жизнь и творения Текст.: Т.1-3 / JI. Ноль. М.: типография A.A. Карцева, 1892. - 630 с.

135. Одоевский, В. Музыкально-литературное наследие Текст. / В. Одоевский. -М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. 724 с.

136. Оннегер, А. О музыкальном искусстве Текст.: Пер. с фр./коммент. В.Н. Александровой, В.И. Быкова / А. Оннегер. Л.: Музыка, 1979. - 264 с.

137. Орджоникидзе, Г. К вопросу о диалектике идеи рока в музыке Бетховена Текст. / Г.Орджоникидзе // Бетховен. Сборник статей. Вып. I. Ред-сост. H.JI. Фишман. - М.: Музыка, 1971. - С. 303 - 309.

138. Павлова, А. Жанр сольного инструментального концерта в российской музыке последних десятилетий. На примере произведений С. Беринского, Е. Подгайца, Т. Сергеевой Текст.: дипломная работа. — Н. Новгород, 1997. 65 с.

139. Павчинский, С. Некоторые новаторские черты стиля Бетховена Текст. / С. Павчинский. М.: Музыка, 1967. - 84 с.

140. Лазовский, A.M. Записки дирижера Текст. / A.M. Пазовский. М.: Музыка, 1966. т 566 с.

141. Палъмин, А. Николо Паганини. Краткий очерк жизни и творчества Текст. / А. Пальмин. JX: Музыка, 1968. - 88 с.

142. Прейсман, Э.М. Камерный оркестр как явление в музыкальной культуре

143. XVII-XX веков Текст.: Монография / Э.М. Прейсман. Красноярский государственный университет. Красноярск, 2002. - 253 с. ISBN 5-7638-0393-0

144. Протопопов, Вл. Принципы музыкальной формы Бетховена Текст. / Вл. Протопопов. М.: Музыка, 1970. - 332 с.

145. Протопопов, Вл. Принципы музыкальной формы И.С.Баха. Текст.: Очерки /

146. Вл. Протопопов. М.: Музыка, 1981. - 355 с.

147. Протопопов, Вл. Некоторые особенности сонатно-симфонических циклов Бетховена Текст. // Вл. Протопопов. Избранные исследования и статьи. М.: Советский композитор, 1983. - С. 231 - 241.

148. Протопопов, Вл. Сонатная форма в западноевропейской музыке 2-й половины XIX века Текст. / Вл. Протопопов. М.: Музыка. - 2002. - 134 с.

149. Раабен, Л. Скрипка Текст. / JI. Раабен. М.: Музгиз, 1963 - 96 с.

150. Раабен, Л. Жизнь замечательных скрипачей Текст.: Биогр. Очерки / JI. Раабен. М.; Л.: Музыка, 1967. - 312 с.

151. Раабен, Л. Советский инструментальный концерт Текст. / Л. Раабен. Л.: Музыка. - 1967.-308 с.

152. Раабен, Л. Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов Текст.: Биографические очерки / Л. Раабен. Л.: Музыка, 1969. - 264 с.

153. Раабен, Л. Стилевые тенденции в европейской камерно-инструментальной музыке 1890-1917 годов Текст. / JI. Раабен // Вопросы теории и эстетики музыки. Выпуск 12- Л.: Музыка, 1973. С. 3-60.

154. Раабен, Л. II prete rosso Текст. / Л. Раабен // Рассказы о музыке и музыкантах. Сост. М. Г. Арановский. - Л.-М., Советский композитор. - 1977. - 256 с.

155. Раабен, Л. История русского и советского скрипичного искусства Текст. / Л. Раабен. Л.: Музыка, 1978. - 200 с.

156. Раабен, Л. Скрипичные концерты барокко и классицизма. Монография Текст. / Л. Раабен. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 126 С. ISBN 5-8064-0246-0

157. Раабен, Л.; Шулъпяков, О. Михаил Вайман исполнитель и педагог Текст.

158. Л. Раабен, О. Шульпяков. Л.: Советский композитор, 1984. - 96 с.і

159. Рабей, В.О. Сонаты и партиты Баха для скрипки соло. Изд. перераб. и доп

160. Текст. / В.О. Рабей. М.: Классика-ХХ1, 2003. - 172 с. • і

161. Рева, В.В. Педклассическое скрипичное искусство Австрии, XVII -начало XVIII вв Текст.: дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02. М. -1990. - 207 с. (61:91-17/193-7)

162. Рнмский-Корсаков, H.A. Основы оркестровки / под ред. М.Штейнберга Текст. / H.A. Римский-Корсаков. М-Л.: Музгиз, 1946 - 123 с.

163. Робинсон, Пол. Караян Текст. / П. Робинсон; пер. с английского. М.: Прогресс, 1981.-168 с.

164. Рогаль-Левицкий, Дм. Беседы об оркестре Текст. / Дм. Рогаль-Левицкий. -М.: Музгиз, 1961.-288 с.

165. Рогаль-Левицкий, Дм. Современный оркестр Текст.: Том I / Дм. Рогаль-Левицкий. М.: Музгиз, 1953. - 484 с.

166. Рыжкин, И. Сюжетная драматургия бетховенского симфонизма Текст. / И. Рыжкин // Бетховен. Сборник статей. Вып. I. Ред-сост. Н. Л. Фишман. - М.: Музыка, 1971. - С. 101 - 160.191

167. Рыцарев, С. Из истории оркестровых стилей. Глюк и Пиччини Текст. / С. Рыцарев // Проблемы музыкальной науки. Сборник статей. Вып. 4. М.: Советский композитор, 1979. - стр. 201 — 231.

168. Саков, С. 5. Оркестровое tutti. Текст.: автореф. дис. . канд. искусствоведения. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2004. - 25 с.

169. Салюйленко, Е. М. Жанровая природа инструментального концерта и концертное творчество А. Эшпая Текст.: дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02 Москва, 2003. 178 с. РГБ ОД, 61: 04-17/33-9

170. Семенов, Ю. Предыстория композиторской инструментовки: Западноевропейский Ренессанс и Барокко- Текст.: дис. . канд. искусствоведения : 17.00.02. М., 1993. - 97 с. РГБ ОД, 61:94-17/2-5

171. Сигети, Иожеф. Воспоминания. Заметки скрипача Текст. / И. Сигети. М.: Музыка, 1969. - 308 с.

172. Сигети, Йожеф. Скрипичные произведения Бетховена. Заметки для^ исполнителей и слушателей Текст. / И. Сигети // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 5. -М.: Музыка, 1970. стр. 5 - 47.

173. Синявер, Л. Жизнь Бетховена Текст. / JI. Синявер. М.: Музгиз, 1961. - 215 с.

174. Соллертинский, И. Исторические типы симфонической драматургии Текст. / И. Соллертинский. М.: Музгиз, 1963. - 27 с.

175. Соллертинский, И. Симфонии Брамса Текст. // И. Соллертинский Музыкально-исторические этюды. Л.: Музгиз, 1963, С. 247 - 268.

176. Солнцев, В. В. Эволюция австро-немецкого скрипичного концерта от Бетховена до Брамса Текст.: дисс. . канд. искусствоведения: 17.00.02. СПб, 1994. - 197 с. РГБ ОД 61:95-17/71-0

177. Соловцов, А. Концерт. Издание 3-е, дополненное Текст. / А. Соловцов. М.:1. Музгиз, 1963. -48 с.

178. Сорокер, Я.Л. Скрипичные сонаты Бетховена, их стиль и исполнение Текст. /Я.Л. Сорокер. ГМ.: Музгиз, 1963. 159 с.

179. Сорокер, Я.Л. Йожеф Сигети Текст. / Я.Л. Сорокер. М.: Музыка, 1968. - 126 с.

180. Способны, И. Музыкальная форма: 5-е издание Текст. / И. Способин. М.: Музыка, 1972. - 400 с.

181. Ступелъ, A.M. Ян Сибелиус. Краткий очерк жизни и творчества Текст. /

182. A.M. Ступель. Л.: Музгиз, 1963.-108 с.t

183. Тавастшерна, Э. Сибелиус. Текст. / Э. Тавастшерна; Ч. I. Пер. Ю.К. Каявы. М.: Музыка, 1981. - 279 с.

184. Тараканов, М.Е. Инструментальный концерт Текст. / М.Е. Тараканов. М.: Знание. - 1986. - 56 с.

185. Тарасов, Б.А. О сущности музыкального тембра Текст. / Б.А. Тарасов // Выразительные средства музыки: Межвузовский сборник. Красноярск, изд-вокрасноярского университета, 1997. С. 159 - 174.

186. Тибалъди-Къеза, Мария. Никколо Паганини; Монография Текст. / М.

187. Тибальди-Кьеза. М.: Молодая гвардия, 1981. - 381 с.

188. Тидебелъ, Ommo. Скрипичный концерт Бетховена D-dur и его исполнение по традициям Иоахима Текст. / О. фон Тидебель. СПб: издание редакции «Русской музыкальной газеты», 1909. - 15 с.

189. Финкелъштейн, И.Б. Некоторые проблемы оркестровки. Напряженность музыкального тембра и оркестровая динамика Текст. / И.Б. Филькенштейн. -М.-Л.: Музыка, 1964. 40 с.

190. Финкелъштейн, И.Б. Оркестровка как один из факторов формообразования Текст.: автореф. дис. . канд. искусствоведения. Л.: 1967. - 27 с.

191. Фишер, Э. Фортепианные сонаты Бетховена Текст. / Э. Фишер // Как исполнять Бетховена-М.: Классика-ХХ1,2004. С. 12 - 25. ISBN 5-89817-095-2

192. Флеш, Карл. Искусство скрипичной игры Текст. / К. Флеш; Т.І. Вступ, статья, ред. перевода, комментарии и дополнения К. Фортунатова. - М.: Музыка, 1964. - 272 с.

193. Флеш, Карл. Воспоминания скрипача Текст. / К. Флеш // Исполнительское искусство зарубежных стран: Вып. 8. М.: Музыка, 1977. - С.11 - 156.

194. Фортунатов, Ю.А. История оркестровых стилей / программа для1музыковедческих факультетов музыкальных вузов. М.: 1973. - 20 с.

195. Фрид, Г. Музыка общение - судьбы: о московском молодежном музыкальном клубе. Статьи и очерки Текст. / Г. Фрид. - М.: Советский композитор, 1987. - 240 с.

196. Харлап, М. Ритмика Бетховена Текст. / М. Харлап // Бетховен. Сборник статей. Вып. I. Ред-сост. Н.Л. Фишман. - М.: Музыка, 1971. - С. 370 - 421.

197. Холопов, Ю. Концертная форма у И.С. Баха Текст. / Ю. Холопов // О музыке. Проблемы анализа. Составители: В.П. Бобровский и Г.Л. Головинский. М.: Советский композитор, 1974. - С. 119 - 149.

198. Холопов, Ю. Принципы классификации музыкальных форм Текст. / Ю. Холопов // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. Сборник статей. М.: Музыка, 1971. - С. 65 - 94.

199. Хубов, Г.Н. Себастьян Бах. 4-е изд Текст. / Т.Н. Хубов. М.: Музгиз, 1963. - 448 с.

200. Царева, Е.М. К проблеме стиля И. Брамса Текст. / Е.М. Царева // Из истории зарубежной музыки. М.: Музыка, 1971. - С. 19-34.

201. Царева, Е.М. Иоганнес Брамс Текст.: Монография / Е.М. Царева. М.: Музыка, 1986. - 383 с.

202. Царева, Е.М. Заметки о скрипичных сонатах Моцарта Текст. / Е.М. Царева // Проблемы творчества Моцарта. Материалы научной конференции [дек. 1991, ред-сост. Е.И. Чигарева]. М.: НТЦ «Консерватория», 1993. - С. 46 - 60.

203. Цуккерман, В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм Текст. /

204. В. Цуккерман. М.: Музыка, 1964. - 159 с.

205. Чайковский, П.И. о симфонической музыке. Избранные отрывки из писем и статей Текст. / П.И. Чайковский. М.: Музгиз, 1963. - 312 стр.

206. Черная, Е. Моцарт. Жизнь и творчество Текст. / Е. Черная. М.: Музгиз, 1961. - 376 с.

207. Черная, Е. Моцарт и Шекспир Текст. / Е. Черная // Шекспир и музыка. JL:1. Музыка, 1964. С. 35 - 56.t

208. Чичерин, Г. 'Моцарт. Исследовательский этюд. Издание 4-е Текст. / Г. Чичерин. Л.: Музыка, 1979. - 256 с.

209. Шабанова, О.В. Творчество Моцарта в интеллектуальном контексте его эпохи Текст.: дисс. . канд. культурологических наук: 24.00.01 М, 2003 227 с. РГБ ОД, 61: 04-24/4-5

210. Швейцер, Альберт. Иоганн Себастьян Бах Текст. / А. Швейцер; пер. с немецкого , Я.С. Друскина. М.: Классика-ХХ1,2002. - 816 с. ISBN 5-89817-044-8

211. Энтелис, Л. Ян Сибелиус Текст. // Л. Энтелис. Силуэты композиторов XX века. Л.: Музыка, 1971. - С. 89 - 98.

212. Эррио, Эдуард. Жизнь Бетховена. Изд. 4-е Текст. / Э. Эррио; пер. с французского Г. Эдельмана. М.: Музыка, 1975. - 350 с.

213. Юзефович, В. Давид Ойстрах. Беседы с Игорем Ойстрахом Текст. / В. Юзефович. М.: Советский композитор, 1985. - 384 с.

214. Ямполъский, И.М. Генрик Венявский Текст. / И.М. Ямпольский. М.: Музгиз, 1955.-40 с.

215. Ямполъский, И.М. Концерты Моцарта для скрипки с оркестром Текст. / И.М. Ямпольский. -М.: Музгиз, 1961.-40 с.

216. Ямполъский, И. М. Сонаты и партиты для скрипки соло И. С. Баха Текст. / И. М. Ямпольский. М.: Музгиз, 1963. - 72 с.

217. Ямполъский, И.М. Давид Ойстрах Текст. / И.М. Ямпольский. М.: Музыка, 1964. - 132 с.

218. Ямпольский, И.М. Никколо Паганини. Жизнь и творчество Текст. / И.М. Ямпольский. М.: Музыка, 1968. - 448 с.

219. Ямполъский, И.М. Фриц Крейслер. Жизнь и творчество Текст. / И.М. Ямпольский. М.: Музыка, 1975. - 162 с.

220. Campbell, Margaret. The great violinists/Margaret Campbell. London etc.: Granada publ.: Elek, 1980. - XXIX, 366 p. ISBN 0 236 40183 1.

221. Henryk Wieniawski: composer and virtuoso in the music culture of the XIX and XX / Henryk Wieniawski mus. soc. in Poznan ; ed. by Maciej Jabtonski a. Danuta Jasinska. Poznan: Rhytmos, 2001. - 334 p. ISBN 83-908462-6-8

222. Mendels sohn-Bartholdi F. Briefe aus leipziger arhiven. Lpz. o.Y. - 309 S.

223. Roth, Henry. Master violinists in performance / By Henry Roth; Forew. by Josef Gingold. Neptune City (N.Y.) : Paganiniana publ., cop. 1982. - 320 с. : портр.

224. Sudden, John. Niccolo Paganini: Supreme violinist or Devil's fiddler? / John Sudden. Tunbridge Wells (Kent) : Midas books, 1980. - 168 е., ил., нот. ил., портр., факс.; 26 см. ISBN 0-85936-202-7

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.