Взаимодействие культур в архитектурно-градостроительном развитии среднего Поволжья середины XVI - начале XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, доктор архитектуры Айдарова, Галина Николаевна

  • Айдарова, Галина Николаевна
  • доктор архитектурыдоктор архитектуры
  • 1997, Москва
  • Специальность ВАК РФ18.00.01
  • Количество страниц 300
Айдарова, Галина Николаевна. Взаимодействие культур в архитектурно-градостроительном развитии среднего Поволжья середины XVI - начале XX веков: дис. доктор архитектуры: 18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Москва. 1997. 300 с.

Оглавление диссертации доктор архитектуры Айдарова, Галина Николаевна

ВВЕДЕНИЕ. НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА, ЦЕЛЬ, МЕТОДЫ, СОСТОЯНИЕ

НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ДОИСЛАМСКИХ И ИСЛАМСКИХ АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ С РАННЕЙ ДРЕВНОСТИ ДО СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА

1.1. Генезис архитектурной культуры Среднего Поволжья и структура архитектурно-градостроительных типов - от ранней древности до второй половины VII - конца IX веков

1.2. Архитектурно-градостроительные типы ранних булгар, домонгольской и золотоордынской Волжско-Камской Булгарии от второй половины

VII - конца IX веков - до середины XV века.

1.3. Архитектурно-градостроительная культура Казанского ханства (середина XV - середина XVI веков). Типы селений, жилищ, мечетей. Башня Сююмбике в контексте исламских традиций

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ I.

ГЛАВА II. СТОЛКНОВЕНИЕ ИСЛАМСКИХ И ХРИСТИАНСКИХ ТРАДИЦИЙ В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РУССКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI - КОНЕЦ XVII ВЕКОВ)

2.1. Преобразование архитектурно-нространственной структуры Казани. Развитие городов-крепостей (Свияжск)

2.2. Первые церкви христианской Казани. Архитектура кафедрального собора Благовещения Пресвятые Богородицы в Казанском Кремле

2.3. Архитектура нелегальных мечетей, миссионерских церквей и часовен на территории Казанской епархии.

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ II.

ГЛАВА III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ

РАЗВИТИИ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКОВ

3.1. Морфологическая структура Казанской губернии: градостроительные типы Заволжья и Предволжья

3.2. Особенности развития архитектурного пространства средневолжского губернского и уездного города (Казань, Свияжск)

3.3. Типы сел и этнических деревень Казанской губернии.

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ III

ГЛАВА IV. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ ЦЕРКВЕЙ, МЕЧЕТЕЙ И ЯЗЫЧЕСКИХ МОЛЬБИЩ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКОВ

4.1. Традиции русско-татарского средневековья в церковной архитектуре Казани эпохи барокко, классицизма, эклектики

4.2. Развитие архитектуры сельских приходских, миссионерских церквей, монастырей Казанской епархии.

4.3. Традиции и влияния в архитектуре мечетей и языческих мольбищ

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ IV.

ГЛАВА V. МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ С ДРЕВНОСТИ ДО НАЧАЛА XX ВЕКА

5.1. Модель исторического развития: периодизация, закономерности, взаимодействие культур

5.2. Архитектурно-градостроительная культура региона как сверхсистема.

5.3. Тип архитектурно-градостроительной культуры Среднего Поволжья

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ V.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимодействие культур в архитектурно-градостроительном развитии среднего Поволжья середины XVI - начале XX веков»

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА, ЦЕЛЬ, МЕТОДЫ, СОСТОЯНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ связана с поиском новых моделей развития общества на основе взаимодействия культур и цивилизаций, а также с проблемой моделирования глобальных социально-экологических процессов, взаимосвязи Цивилизации и Природы, экологии культур. Возрастающая роль регионов в мировой культурной интеграции требует выяснения историко-культурных закономерностей их развития.

История многонациональной российской архитектуры традиционно представлена в основном русской архитектурой крупных культурных центров и отдельных городов

России. Архитектурная культура регионов, особенно "национальных окраин", н « воспринималась как некое „отставание ^отклонение от универсальной европейской схемы развития. Так, отдельные периоды архитектурной культуры Среднего Поволжья укладывались в схему русско-европейской архитектуры, другие - восточно-мусульманской, посредством отбора примеров, выявленных методом аналогий с мировыми центрами Востока и Запада. Реальная же картина развития архитектурной культуры региона с этнически и конфессионально смешанным населением во всем многообразии архитектурно-градостроительных типов оставалась в тени.

Малоизученность процессов архитектурного развития пограничных историко-культурных регионов неизбежно .оказывает влияние на уровень знаний о глобальных путях развития русской и в целом европейской архитектурной культуры. В частности, остаются недостаточно исследованными вопросы становления и развития российской архитектурно-градостроительной культуры, а также вопросы, связанные с адаптационными и адаптирующими возможностями русских и европейских традиций в инокультурном окружении, роли взаимовлияний в формировании региональных традиций российской архитектуры. Новую актуальность приобретает старая проблема культурного типа России.

Все более очевидно, что необходимо специальное исследование по истории архитектуры и градостроительства Среднего Поволжья. Отставание фундаментальных исследований сказывается на состоянии прикладной науки, на уровне подготовки архитектурных кадров региона, на практике реставрации и проектирования культовых зданий, на развитии современной архитектуры Татарстана.

Непреходящую актуальность имеют вопросы, связанные с проблемой отношения к наследию, разработкой методологических принципов охраны памятников архитектуры и градостроительства, научных критериев при составлении свода памятников архитектуры Татарстана, а также с необходимостью разработки культурологических концепций в программах реконструкции исторических городов.

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в поиске ответов на следующие вопросы:

Каковы генезис и история развития архитектурно-градостроительной культуры Среднего Поволжья середины XVI - начала XX веков, складывавшейся в процессе взаимодействия системы сложившихся архитектурно-градостроительных типов доисламского и исламского периодов и традиций, привнесенных русской православной культурой? Как при этом архитектурно-градостроительная типология христианского православия взаимодействовала с типологией ислама и язычества? Изменились ли культуры в процессе их взаимодействия и сохранили ли свою культурную идентичность в архитектуре? Были ли выработаны общие региональные архитектурно-градостроительные традиции, близкие для различных религиозно-этнических групп? Что представляет собой тип архитектурной культуры Среднего Поволжья в системе Восток-Запад и Север-Юг? Насколько и какими внешними факторами развития детерминирована система типов архитектурно-градостроительной культуры региона и насколько подчинена внутренним закономерностям развития? Какова роль историко-культурной территории в формировании типа архитектурно-градостроительной культуры региона?

Многомерность проблемы не ограничивается вопросами конкретно-исторического исследования архитектурно-градостроительного развития Среднего Поволжья второй половины XVI - начала XX веков. По существу пространство проблемы разворачивается в трех плоскостях: истории, теории, методологии. Пересекаясь, они образуют как бы переходные проблемные точки и узлы. В историческом аспекте необходима реконструкция развития, выявление и описание феномена взаимодействия культур, системы архитектурно-градостроительных типов. В теоретическом аспекте необходим выход на концепцию и модель архитектурно-градостроительной культуры региона, выявление ее структуры, механизмов взаимодействия, закономерностей развития. В методологическом аспекте - поиск новых подходов к исследованию архитектурно-градостроительного развития региона со значительными утратами в наследии, что требует разработки новых методологических принципов, смены научной парадигмы, разработки понятийно-терминологического аппарата.

СОСТОЯНИЕ ЗНАНИЙ В ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ.

Гносеологической базой исследования явились, труды по истории, теории культуры, истории и теории русской, европейской, восточно-мусульманской и региональной архитектуры и градостроительства; истории, археологии, этнографии и архитектуре Среднего Поволжья, которые включены в подробную, рубрицированную библиографию.

Основу исследования культуры Среднего Поволжья составили труды по истории, археологии, искусствознанию, этнографии; авторы: Е.П. Бусыгин, Ф. Валеев, Н.И. Воробьев, П.М. Дульский, И.П. Ермолаев, Н.П. Загоскин, Н.Ф. Калинин, Е.А. Малов, Ш. Марджани, А. Можаровский, К. Насыри, Г.И. Перетякович, И. Покровский, А.П. Смирнов, К. Фукс, А.Х. Халиков, М.Г. Худяков, С.М. Шпилевский и др.

Фундаментальную основу архитектурных исследований по научной реставрации и реконструкции руинированных памятников средневекового булгаро-татарского монументального зодчества составили труды С.С. Айдарова. В исследование народной архитектуры казанских татар, а также архитектуры Казани, Свияжска, малых городов Прикамья внесли свой вклад: И.Г. Гайнутдинов, В.В. Егерев, В.П. Остроумов, М. Фехнер, P.P. Аитов, C.B. Кузнецов, Ф.М. Мансурова, Х.Г. Надырова и др. Исследование, посвященное архитектуре мечетей Волго-Камья, выполнено

Н.Х. Халитовым.

Специального исследования по архитектурному и градостроительному развитию Среднего Поволжья, церковной архитектуре региона, взаимодействию исламских и христианских традиций не проводилось.

К настоящему времени сложились фрагментарные массивы накопленных исследований по отдельным аспектам архитектурно-градостроительного развития Среднего Поволжья. Исследователей в основном привлекали отдельные архитектурные или градостроительные типы в отдельные исторические периоды развития, преимущественно - памятники архитектуры. Ни по одному из исторических периодов нет комплексно изученной истории архитектуры и градостроительства, с выявлением основных архитектурно-градостроительных типов, их совместного бытования в архитектурном пространстве региона, особенностей развития, периодизации. Малоисследованными оставались такие исторические периоды, как: древность, Казанское ханство, Казанское наместничество, Казанская губерния, а также отдельные архитектурные типы: церкви, монастыри, языческие мольбища, малые города, этнические деревни и др. Мало разработана проблема историко-культурной взаимосвязи архитектурно-градостроительных традиций домонгольской Булгарии, Золотоордынской Булгарии и Казанского ханства.

Пробелы в пластах знаний связаны с проблемой источников исследования, необходимостью разработки новых методологических подходов и операциональных методик. Одним из порогов преткновения был издавна возникший узел проблем вокруг архитектуры Казанского ханства и Казанского наместничества. Согласно сложившейся парадигме, от Казанского ханства не осталось ни кирпича, и все, что сегодня есть в архитектурном наследии Татарстана, относится к русской культуре и не имеет отношения к традициям татарской архитектурной культуры. Продвижение научного знания требовало комплексной разработки модели исторического развития архитектурно-градостроительной культуры региона с середины XVI по начало XX веков и вместе с тем - проблемы взаимодействия исламской и христианской культур.

Исследование проблемы взаимодействия культур в архитектуре Среднего Поволжья было начато автором в рамках кандидатской диссертации на материале архитектурно-градостроительного развития Казани второй половины Х1Х-начала XX веков (1986). Был апробирован метод морфологического анализа, выявлены общие черты и черты отличия архитектуры и градостроительства Казани эпохи эклектики, модерна от архитектуры центральных городов России. Они проявились на трех структурных уровнях: градостроительном, стилистическом, композиционном и не только в архитектуре татарского населения, но и русского. Возникло предположение, что: 1) взаимодействие культур имеет глубокие корни, чем это принято было считать по отношению к Среднему Поволжью; 2) подлинные масштабы его могут быть раскрыты на материале архитектурно-градостроительного развития бредневолжского региона. Первые работы автора по исследуемой проблеме были опубликованы в конце 70-х годов.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: разработка модели-концепции исторического развития архитектурно-градостроительной культуры Среднего Поволжья второй половины XVI -начала XX веков как полиэтнического региона, в пространстве которого на протяжении веков сосуществовали политеизм, ислам и христианство; определение типа архитектурной культуры Среднего Поволжья.

В задачи исследования входит реконструкция исторического развития архитектурно-градостроительной культуры Среднего Поволжья с выявлением ее генезиса, архитектурно-градостроительных типов, периодизации, закономерностей; выявление и описание феномена взаимодействия культур в архитектурно-градостроительном развитии региона, механизма взаимодействия традиций.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Архитектурно-градостроительная культура Среднего Поволжья в исторической динамике типов (система расселения этносов, генезис и развитие поселений (городов, сел, деревень), жилых и культовых сооружений (языческих святилищ, мечетей, церквей, жилищ).

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Взаимодействие этно-конфессиональных культур в архитектурном пространстве региона с исторически сложной динамикой и значительными утратами в архитектурном наследии.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Методологическим принципом, положенным в основу исследования, явился принцип единства мирового развития. Принятым в работе критерием архитектурно-градостроительного типа является пространственное выражение смыслов культуры, культурная норма, необходимая и достаточная для обеспечения жизнедеятельности общества в данном регионе в данное историческое время. В строгом понимании признаки типа, выраженные в метрических, структурно-композиционных, декоративных и ментальных характеристиках, будут хотя бы незначительно, отличаться от суммы признаков аналогичного типа другого историко-культурного региона, и непременно, хотя бы незначительно,будут отличаться системы их архитектурно-градостроительных типов.

Если рассматривать архитектуру как материально-пространственную реализацию культуры, а культуру как системообразующее начало, как фактор социальной динамики, то архитектурная культура региона - это структурообразующая пространственная система градостроительных и объемпо-нлапировочных типов, характерных для геофизического пространства данного региона. Региональный и культурологический подходы позволяют выявить структуру архитектурной культуры, ее элементы, системные связи, а также закономерности развития.

Любое явление архитектурной культуры существует в контексте мирового развития, в контексте времени и места, имеет эволюционные связи с предыдущими и последующими явлениями, а также с синхронными явлениями в других культурах, следовательно оно имеет с ними те или иные общие признаки.

Архитектурную культуру региона со значительными утратами в наследии по отдельным периодам можно в той или иной мере реконструировать, если в качестве источника рассматривать широкий контекст утраченного объекта. На основе известных типов представляется возможным выявить вероятностные типы, которые могли иметь место, исходя из закономерностей мирового и регионального развития зодчества. Экстраполируя эволюционные признаки, рамочно определяем структурные параметры типа. Степень вероятности может колебаться от самых приближенных признаков градостроительной или объемно-планировочной структуры объекта до деталей композиции. Искомая модель при этом находится где-то между дальним и ближним допущениями. Таким образом, недостающие звенья в системе архитектурно-градостроительных типов региона, утраченные в ходе исторического развития, могут быть приблизительно обозначены. Степень их вероятности может уточняться по мере продвижения научного знания.

Для настоящего исследования представляется важным соблюдение принципа метафизической целостности явлений культуры, сущность которых ускользает и не может быть исчерпывающе постигнута, поскольку не могут быть исчерпывающе выявлены и соответствующим образом интерпретированы все многообразные взаимосвязи: модель неизбежно идеализируется и упрощается. Метафизический подход предполагает наличие некоего изначально непознаваемого остатка. Изложенные методологические принципы исследования воплощаются в работе с применением методов историко-генетического, архитектурного и градостроительного анализа, а также -культурологического, морфологического, типологического, стилистического анализов.

В работе использованы материалы: Государственного архива Республики Татарстан (РТ), архива АН РТ, архива Центрального государственного музея РТ, ОРРК Государственной библиотеки им. Лобачевского , архива Госстроя РТ, архива Министерства культуры РТ, архива бюро технической инвентаризации Вахитовского, Приволжского и Бауманского райисполкомов города Казани, архива Государственной научно-реставрационной мастерской РТ, Центрального Государственного архива древних актов России, Центрального Государственного военно-исторического архива, материалы картографического отдела Государственной Российской библиотеки.

ГРАНИЦЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Территориальные границы охватывают историко-культурное пространство Среднего Поволжья или так называемого Казанского Поволжья, где последовательно развивались культуры доисламского периода, исламской, домонгольской и золотоордынской Булгарии, Казанского ханства, затем Казанского наместничества и Казанской губернии; складывались этнотерриториальные образования народов: мари (черемисов), удмуртов (вотяков), чувашей, булгар, татар, русских.

Хронолог и ч е с к и е границы. В качестве основного периода выделен период с середины XVI - по начало XX веков (примерно с 1552 до 1920 года) в части авторского историко-теоретического материала исследования. Для выяснения генезиса архитектурно-градостроительной культуры региона, ее традиций и в целях реконструкции этапов ее развития предпринят историко-теоретический выход в предшествующие периоды: доисламский и исламский.

Проблемные границы включают генезис и развитие архитектурно-градостроительной культуры Среднего Поволжья середины XVI - начала XX веков как пространственно-временной системы архитектурно-градостроительных типов, которые складывались в процессе взаимодействия традиций язычества, ислама и христианства. Центральной проблемой является становление и развитие русской архитектурно-градостроительной культуры в инокультурном окружении, ее взаимодействие с коренными культурами, а также в целом - проблема формирования в рамках российской государственной цивилизации архитектурно-градостроительной культуры полиэтнического региона.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в следующем:

- выявлен, изучен, обобщен и вводится в научный обиход обширный комплекс новых материалов и источников; в их числе: архивные планы Казанской губернии, уездов, городов, сел, деревень, архивные фотографии и проекты мечетей, церквей; опыт авторских реконструкций некоторых архитектурно-градостроительных типов;

- впервые исследуется архитектурно-градостроительная культура Среднего Поволжья второй половины XVI - начала XX веков как целостная сверхсистема, ее структура, элементы системы, системные связи, закономерности развития, взаимодействие традиций ислама, христианства, язычества в архитектурном пространстве региона; предпринят опыт приближенного выявления системных признаков утраченных архитектурно-градостроительных типов; . .

- впервые исследуется в историко-культурном единстве развитие церковной архитектуры Среднего Поволжья от середины XVI до начала XX веков, а также архитектура языческих мольбищ; архитектура мечетей исследуется в соотношении с архитектурой церквей; впервые получена модель исторического развития архитектурно-градостроительной культуры Среднего Поволжья с обозримой древности до начала XX века; изменено представление о полной утрате архитектурно-градостроительных традиций Казанского ханства; изменен взгляд на роль исламских традиций в архитектурно-градостроительной культуре Российского периода; углублено понимание архитектурно-градостроительной культуры региона;

- впервые последовательно применен культурологический и региональный подходы к исследованию данной проблемы; предмет исследования комплексно рассмотрен в разных аспектах: методологическом, историческом, теоретическом; на разных структурных уровнях: градостроительном, объемно-планировочном, композиционном; в совокупности историко-культурных типов, в метафизической целостности и динамике явлений.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ:

- Модель исторического развития архитектурно-градостроительной культуры Среднего Поволжья второй половины XVI - начала XX века;

- Модель взаимодействия исламской и христианской культур (при участии языческой) в архитектурном пространстве Среднего Поволжья.

АПРОБАЦИЯ. Результаты исследования опубликованы в научных сборниках НИИТАГ, ИЯЛИ АН РТ, КГАСА, на республиканских, всероссийских и международных конференциях, в средствах массовой информации (газеты, журналы, радио).

Внедрение в практику республиканских программ происходило в рамках участия в практических семинарах по проблемам городов: Набережных Челнов (1990, 1993), Елабуги (1991), Свияжска (1996); по проблеме строительства мечети Кул-Шериф в Казанском Кремле (1997).

Материалы исследования внедрялись в учебный процесс Казанской Государственной архитектурно-строительной академии: в курсах "История мировой культуры", спецкурсе "Историко-культурные аспекты градостроительства", дипломном проектировании, методических пособиях и указаниях.

Диссертация состоит из текста (265 страниц, шрифт №11) и графических материалов исследования. Текст содержит: введение, 5 глав, примечания, выводы, приложения 1-6, библиографию из трех разделов, включающих 705 источников. Графическая часть содержит: 73 чертежа, 49 рисунков, 76 фотографий, - размещенных на 32 картонах размером 60x80 (см), основная часть которых публикуется впервые.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Айдарова, Галина Николаевна

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ВЫВОДЫ

В результате многолетних исследований диссертантом выявлен, описан и соответствующим образом интерпретирован феномен взаимодействия культур в архитектурно-градостроительном развитии Среднего Поволжья второй половины XVI -начала XX веков. Выявлен типологический комплекс архитектурно-градостроительной культуры Среднего Поволжья в динамике исторического времени, структура архитектурно-градостроительных типов, закономерности развития, традиции и влияния. Осуществлен опыт реконструкции истории архитектуры региона. Проведена классификация архитектурно-градостроительных типов, периодизация развития от ранней древности до начала XX века; разработана модель взаимодействия культур и модель архитектурно-градостроительной культуры региона, выявлен ее историко-культурный тип. Разработаны и апробированы методологические принципы исследования архитектурно-градостроительной культуры региона со значительными утратами в наследии, даны понятия, определения, термины.

Установлено, что региональные традиции Среднего Поволжья складывались из наложения и взаимодействия в пространстве региона традиций политеизма, ислама и христианства.

Собственные культурные идеи развивались здесь как следствие, отзвук идей глобального мирового развития. Периферия европейского и ближневосточного миров, Среднее Поволжье формировалось как культурный перекресток. Глобальной культурной идеей было сохранение экстенсивных форм организации пространства, баланса Природы и Культуры, сохранение раритетов мировой культуры, давно утраченных в крупных центрах.

Экстенсивность территориального освоения пространства региона повлияла на градостроительное развитие. Как устойчивые, прослежены признаки: прерывность в системах расселения, среде обитания, структурная рыхлость, невысокая степень урбанизации городских центров, незавершенность градостроительной формы, ее подчиненность геофизическому пространству, открытость к развитию, подвижность культур в пространстве региона, а также соотношение упорядоченного пространства с разупорядоченным и неупорядоченным.

В основе организации пространства находился принцип "сакрального каркаса", основанный на системе эзотерических знаний политеизма, ислама и христианства, как полноценной основы зонирования территории по степени ценности и назначению посредством ее маркировки системой культурных смыслов. Со второй половины

XVIII века этот принцип дополняется принципами русско-европейского рационального регулярного планирования.

Традиции архитектурно-градостроительной культуры Среднего Поволжья формировались из эволюционных процессов и влияний: внутрирегиональных и межрегиональных. Взаимодействие традиций в доисламский, исламский и исламско-христианский периоды проявлялось в наложении систем архитектурно-градостроительных типов разных культур и их дальнейшего совместного развития: в рамках синхронного бытования на одной территории, в рамках синхронного бытования на разных смежных и несмежных территориях, в рамках одного архитектурно-градостроительного типа (города, поселения, жилища, святилища, мечети, церкви, монастыри). Послойное наложение традиций (культурная многослойность архитектурного или градостроительного объекта, неоднородность его морфологической структуры -характерная черта архитектурной культуры региона, начиная с доисламского периода)

Исламская культура Среднего Поволжья представляет собой опыт адаптации архитектурно-градостроительных типов исламской культуры в условиях северо-восточной окраины европейского континента, где она внедрилась и выработала свои типологические разновидности городов, сел, деревень, жилищ, мечетей, а в целом—инвариантную систему архитектурно-градостроительных типов исламской культуры в условиях данного региона. Ислам в трансформированном виде сохранил значительно сократившееся пространство своей культуры в условиях взаимодействия с архитектурно-градостроительной типологией христианской культуры. Исламская архитектурная культура Среднего Поволжья, издревле знакомая с античной традицией, обогатилась русско-европейской традицией, которая стала ее неотъемлемой частью, по-существу, новой субстратной компонентой, вошедшей в культурный код системы архитектурно-градостроительных типов ислама Среднего Поволжья.

Допускается вероятность сохранения в морфологической структуре христианской Казани архитектурно-градостроительных наслоений ханской Казани, вероятность перестройки некоторой части мечетей в церкви, вероятность постройки башни Сююмбике и некоторых старинных каменных домов в Казани в исламский период.

Христианская культура Среднего Поволжья развивалась несколько иным путем по сравнению с центром России. Динамика ее развития, архитектурно-градостроительная типология были в значительной степени скорректированы местными культурными условиями, встречным влиянием архитектурно-градостроительной культуры ислама и отчасти, косвенно, - политеизма. Здесь в большей степени ей удалось противостоять влияниям западно-европейской культуры.

Христианская архитектурно-градостроительная культура развивалась на морфологической основе исламской архитектурно-градостроительной культуры. При этом сложившиеся традиции доисламского и исламского периодов не были полностью утрачены, они определенным образом развивались как наряду с русскими градостроительными традициями, так и в русле этих традиций.

В церковной архитектуре Среднего Поволжья взаимодействие традиций христианства и ислама трансформировало исходную структуру типов культовых зданий русского православия: 1) в отношении изменения функциональной и культурной трактовки в рамках одного типа; 2) в отношении изменения композиционной трактовки типа; 3) в появлении некоторых новых признаков типа. В архитектуре церквей наложились стилевые традиции булгаро-татарского стиля, с псковскими, московскими традициями русского православия, в которые с начала XVIII века проникают опосредованные русской культурой влияния западно-европейской архитектуры.

Взаимодействие исламских и христианских традиций происходило в разных формах (противоборство, патронирование, противостояние) на всех структурных уровнях: градостроительном, объемно-планировочном, композиционном. Эволюционируя и взаимодействуя, все три системы архитектурно-градостроительных культур - ислама, христианства и политеизма в ходе совместного развития претерпели те или иные изменения: утрату отдельных архитектурно-градостроительных типов или их элементов, замену типов или их элементов. Вместе с тем, все они в разной степени сохранили свою культурную идентичность, соответствие изначальному содержанию и приобрели некоторые новые признаки культур-партнеров. Возникали пограничные типы: градостроительные, объемно-планировочные, композиционные, но и сохранялись свойственные для каждой культуры и не характерные для других культур архитектурно-градостроительные типы, имеющие различия хотя бы на одном из структурных уровней. В целом для системы архитектурной культуры Среднего Поволжья характерны крайние состояния в структуре типов, тенденциях развития по принципу "или-или", и по принципу "и то, и другое".

Опыт столкновения и выживания мировоззренческих систем политеизма, ислама и христианства показал возможность их противоречивого сосуществования в геофизическом пространстве региона. Сложившееся диалектическое равновесие разнообразных архитектурно-градостроительных типов явилось новым культурным качеством. Общей, как бы официальной для всех культур, к началу XX века стала русско-европейская традиция как универсальная основа, в рамках которой, конфликтуя с ней и независимо от нее, проявлялись локальные этнокультурные архитектурно-градостроительные традиции.

В процессе многовекового взаимодействия исламской, христианской и языческой культур в архитектурном пространстве Среднего Поволжья были выработаны общие региональные традиции на всех структурных уровнях: в системе расселения сложился полиэтнический уклад, отчасти совпадавший со средневековыми традициями расселения этносов в морфологических зонах Предволжья и Заволжья; в структуре градостроительных типов: полиэтнический губернский город, полиэтнические уездные города и села, полиэтнические и этнические деревни; типы церквей, часовен, монастырей, мечетей, языческих мольбищ, разнообразная типология жилых и общественных зданий. В Среднем Поволжье складывался опыт формирования типа архитектурно-градостроительной культуры России - как полиэтнического поликонфессионального государства.

Архитектурно-градостроительная культура Среднего Поволжья как сверхсистема имеет свою историко-культурную динамику, свою систему архитектурно-градостроительных типов, закономерности развития - сближающие и отличающие ее от других историко-культурных регионов. Она детерминирована процессами мирового развития, геофизическим и геокультурным пространством региона. В целом система типов и элементы системы имеют признаки неоднородности, мозаичности, культурной многослойности, конфигуративности, маргинальное™, автохтонности. Тип архитектурно-градостроительной культуры Среднего Поволжья можно рамочно определить как:

- северо-восточную периферию европейской античной традиции на территории Европы;

- северо-западную периферию исламской ближневосточной традиции;

- исламско-христианскую разновидность российской архитектурно-градостроительной культуры;

- центр пересечения культурных периферий, культурное пограничье в системе Восток-Запад и Север-Юг и в целом - "незападный" тип архитектурно-градостроительной культуры в системе Восток-Запад и Север-Юг.

Осуществленное исследование имеет значение для региональной, российской и европейской истории и теории архитектуры. Выработанная в ходе исследования концепция исторического развития архитектурно-градостроительной культуры Среднего Поволжья может явиться основой разработки учебных программ по истории архитектуры Среднего Поволжья, а также - более полной истории архитектуры и градостроительства региона. Методология исследования может может быть использована для историко-теоретических исследований архитектурно-градостроительного развития других регионов, а также в междисциплинарных исследованиях. Полученные результаты могут способствовать продвижению прикладных исследований как основа для историко-культурологических разделов программ реконструкции городов, а также как методологическая основа для разработки современной концепции охраны памятников архитектуры и градостроительства, разработки критериев их оценки, основанных на культурологически более сложных соотношениях "старого" и "нового", "русского" и "татарского", "христианского" и "исламского".

Осуществленное исследование позволяет по-новому увидеть русскую архитектурную традицию в условиях инокультурного окружения и добавить новую страницу в историю русской, а также российской архитектуры середины XVI - начала XX веков, отражающую пути и формы развития колониальной архитектурно-градостроительной культуры. Для истории европейской архитектуры и градостроительства значение настоящего исследования заключается в открывании малоизвестного пласта культурных явлений восточно-европейской окраины как в отношении типологии, так и динамики ее развития. С точки зрения теории небезынтересным для европейского знания является углубление понимания так называемого "культурного отставания", как "неповторение" в деталях процесса и форм, развития культурных метрополий, а закономерная динамика и топология конкретного историко-культурного региона, имеющего общие признаки с.другими регионами, но в сумме признаков отличающегося от каждого из них. Для европейской культуры немаловажным явится познание того, как на Восточной окраине Европейского континента воплощались идеи Центральной Европы, какова в целом роль культурной периферии в мировом культурном процессе.

Список литературы диссертационного исследования доктор архитектуры Айдарова, Галина Николаевна, 1997 год

1. Труды по истории, философии, культурологии, междисциплинарным исследованиям

2. Абаев В.И. К вопросу о прародине и древнейших миграциях индо-иранских народов //Древний Восток и античный мир.-М., 1972.

3. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью Из истории культуры Средних веков и Возрождения.-М., 1976.

4. Алеврас, Наталья: Начала евразийской концепции в раннем творчестве Г.В.Вернадского и П.Н.Савицкого //Вестник Евразии №1.-М., 1996гс,5-18.

5. Алексеев В.П. Сравнительное культуроведение и космическое культуроведение //Советская культура.70 лет развития.-М.: Наука, 1987,-с.20-32.

6. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XII-XVII вв).-М., 1973.

7. Андреев Н.Е. Очерк колонизации севера в XV-XVI вв //Сборник стат. об-ва при русск. геогр.об-в: -1922.

8. Андрюхина Л.М. Стиль науки: культурно-историческая природа.-Екатеринбург: Йзд-во Уральского университета, 1992. 151 с.

9. Античность как тип культуры. Отв. ред. А.Ф.Лосев.-М.: Наука, 1988. 333 с.

10. Арнольдов А.И. Введение в культурологию.- М., 1993.

11. Арнольдов А.И. Теория культуры: историзм и вопросы методологии/Вместо введения//Культура, человек и картина мира -М.: Наука, 1987—с.5-27.

12. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л., 1967.

13. Аскин Я.Ф., Каратаев Л.П. Исторический и структурный аспекты естественных и общественных наук//Мировоззренческие и методологические вопросы современного научного познания.- Саратов: Саратовский гос.ун-т, 1985.

14. Ахтямов A.M. Идеализация в естественно-научном познании,- Казань.: КГУ, 1988. -91с.

15. Багалей Д.И. Материалы для истории колонизации и быта степной окраины Московского государства /Харьковской, отчасти Курской и Воронежской губерний в XVI-XVII столетиях,- Т.1 Харьков, 1886.15.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.