Специфика дизайн-проектирования стенда для промышленных экспозиций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат технических наук Серяков, Вадим Александрович
- Специальность ВАК РФ17.00.06
- Количество страниц 210
Оглавление диссертации кандидат технических наук Серяков, Вадим Александрович
Введение
Глава 1. Формирование выставочного стенда как многоуровневой коммуникационной среды
1.1. Средства образования коммуникационной среды первых промышленных выставок
1.2. Объемно-пространственные композиции стендов и их взаимодействие с выставочной средой»
1.3. Стенд для промышленных экспозиций как средство передачи концепции повествования
Глава 2. Особенности пространственной организации стенда для промышленных экспозиций
2.1. Определение взаимосвязи типа стенда от размеров экспоната
2.2. Основные типы пространственной организации стендов: достоинства и недостатки
2.3. Специфика формирования экспозиционных схем
2.4. Функциональные возможности использования секторной схемы
2.5. Функциональные особенности использования мобильного трансформе
Глава 3. Особенности использования современных модульных систем( и материалов при проектировании стенда
3.1. Анализ-современных модульных систем, использующихся*для проектирования выставочных стендов
3.2. Анализ современных материалов, использующихся при проектировании выставочных стендов
3.3. Рекомендации по выбору мобильного трансформера
Глава 4. Рекомендации по дизайн-проектированию выставочного стенда
4.1. Информационная эффективность стенда и площадь стенда
4.2. Определение максимальной нагрузки для модульной системы «Joker»
4.3. Специфика расположения экспонатов и формирование траектории движения посетителя
4.4. Исследование визуальной комфортности стенда при различном осве- 126 щении
4.5. Технология сборки выставочного модуля
4.6. Требования к безопасности работы на стенде
Глава 5. Эстетико-художественный принцип организации выставочного стенда
5.1. Комплексный подход к художественному решению выставочных стендов
5.2. Виды художественно-проектной деятельности при организации стенда
5.3. Особенности визуального восприятия выставочного стенда
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Художественно-композиционные основы и тенденции формирования оборудования экспозиций музеев изобразительных и прикладных искусств: опыт обоснования концепции1987 год, кандидат искусствоведения Майстровская, Мария Терентьевна
Выставка современного искусства как система: пространство - экспонат - человек2013 год, кандидат искусствоведения Порчайкина, Наталья Викторовна
Выставка произведений декоративно-прикладного искусства: История и специфика экспонирования2003 год, кандидат искусствоведения Торопова, Елена Олеговна
Модульная система как концептуально-образная основа эксподизайна2019 год, кандидат наук Монина Татьяна Александровна
Основные тенденции современной выставочной деятельности художественного музея: на материале музеев Санкт-Петербурга рубежа XX - XXI вв.2012 год, кандидат искусствоведения Панченко, Анна Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Специфика дизайн-проектирования стенда для промышленных экспозиций»
Проблема исследования эстетико-художественной организации промышленных выставок и экспозиций возникла в 1851г., с момента проведенияшер-вых всемирных промышленных выставок. В настоящее время проблема эстетической, художественной- выразительности, функциональной технологичности^ промышленных экспозиций, становитсявсе актуальней,.в связи с чем ее необходимо исследовать в условиях современной'выставочной культуры.
Современные международные, узкоспециализированные выставки, оснащенные* рекламой различных товаров, услуг, новых технологий открываются каждый* месяц. Дизайн выставок унифицирован, принцип построения доведен до автоматизма: любая экспозиция собирается' из модульных систем- за несколько, дней'или часов. Лаконизм,, рационализм, обилие технической информации, использование цифровых технологий; с одной стороны, и отсутствие развлекательно-образовательных элементов и самой концепции построения промышленной экспозиции, завершенного дизайн-проекта, с другой стороны, привели к тому, что выставки интересны скорее специалистам, а не простым посетителям:
Сегодня^ ежегодно только в России проходит несколько десятков тысяч выставок. В Москве существуют несколько сотен профессионально оборудованных выставочных площадок. Крупнейшие из них: Экспоцентр на КраснойПре-сне, Сокольники, Центральный Дом Художника и так далее. Существуют специализированные выставки-гиганты, которые в силу своей' специфики* размещаются на специальных площадках (например, российский аэрокосмический салон МАКС). Здесь в момент авиа-шоу базируются сотни летательных аппаратов с разных концов света, посмотреть которые ежедневно приходит до полуI миллиона посетителей. '
Организация подобного рода уникальных мероприятий требует титанической подготовительной и организационной работы по формированию определенной концепции всей выставки, понимания, что выставки является мощным информационным поводом, художественно-эстетическим формообразованием научной деятельности, технологий, достижений.
I | 1
Сфера арт-дизайна промышленных экспозиций развивается^ быстрыми темпами, однако это не свидетельствует о качестве представляемых экспонентами дизайн-проектов, которые, в большинстве случаев, не имеют никакой художественной и композиционной ценности. В таких проектах не раскрыт концептуальный образ выставки, девиз, не определен или неправильно определен состав мобильного трансформера, не разработаны варианты вариативности выставочных модулей в процессе работы выставки. Также существенные проблемы возникают с выбором типа выставочного пространства, с определением схемы решения экспозиционного пространства, планировочной схемы, зонирования пространства.
Таким образом, актуальность диссертационной работы определяется: I
-необходимостью формообразующего планирования выставочного ком
I ' ' плекса и экспозиционного пространства стенда, связанной, с потребностью логически организованного расположения, павильонов, задающеей траекторию движения и посещения павильонов посетителем и разработки дизайн-проекта,
1 , создающего не только неповторимый стиль подачи товаров, продукции фирмы, » но и привлекающего посетителей* уникальными инсталляциями и другими I приемами оформления;
- необходимостью повышения эстетико-художественной выразительности промышленных экспозиций, с целью повышения конкурентоспособности промышленных товаров;
- необходимостью вариативности структуры выставочных модулей, связанной с актуальностью представления промышленных экспозиций в различных пространствах, а также с изменением концептуально-функциональных задач экспозиционного пространства при многократном проведении выставок.
Система дизайн-проектирования стенда для промышленных экспозиций способствует созданию конкурентоспособного проекта, с четкой, логически выстроенной концепцией повествования, достигающейся за счет нового формообразования художественных и технологических приемов, многоплановости решения структуры выставочных модулей, секторов, корректного использования модульных систем в составе мобильного трансформера.
Использование стандартных модульных систем и различных приемов в оформлении выставочных пространств, в соответствии с разработанными в диссертационной работе принципами организации выставочного стенда, способствует созданию неповторимого стиля подачи товаров, продукции фирмы, что, в свою очередь, подчеркнет имидж фирмы и ее успешность на рынке данных товаров и услуг.
Существует закономерность решения многоплановости структуры и вариативности выставочных модулей стенда во времени, и пространстве в связи с необходимостью проведения выставок многократно*и в связи с изменением концептуально-функциональных задач. Дизайнером-проектировщиком на первом этапе разрабатывается дизайн-проект как основополагающий фактор деятельности арт-дизайна. В дизайн-проект входят основные критерии необходимые как для» построения выставочного стенда, так и» для, его «жизнедеятельности». Без определения^ структурного разбиения- экспозиции стенда* и структурного «движения» проект будет не интересен в ходе всей выставки. Задача дизайнера направлена, в первую очередь, на работу по решению ряда вопросов, связанных с рациональной, художественно-эстетической и технологичной^ организацией экспозиции хтенда. Результатом работы будет являться выставочное пространство как самостоятельная структура, с вариативными возможностями формообразования отдельных составных частей. В свою очередь, инвариантности и организации динамики выставочного стенда дизайнер-проектировщик добивается путем использования мобильных модульных систем трансформера при секторном делении пространства.
Теоретическая актуальность диссертационной работы вызвана необходимостью систематизации знаний в области дизайн-проектирования выставочных стендов для промышленных экспозиций.
Объектом диссертационной работы является выставочный, стенд а для промышленных экспозиций. Предметом исследования является системное проектирование выставочного стенда для промышленных экспозиций.
Степень теоретической^ и практической разработанности проблемы выявляется в следующих научных работах:
- по истории развития промышленных экспозиций: Д.С. Алена, Н.В. Воронова, B.JI. Глазычева, Э.Б. Гусева, В.П. Зайцева, H.A. Ковешниковой;
- по теории и философии дизайна: К. Бергера, Я. Лоренца, М.С. Кухта, С.М. Михайлова, A.C. Михайловой, Б. Монтгомери; Ю!В. Назарова, Д. Олвуда, В.Ф. Рунге, Ji: Сколника;
- по практическому дизайну промышлен^ис выставок: Е.В. Волкодавовой, Е.В. Добробабенко, Н.С. Добробабенко, Г.А.Захаренко, P.P. Кликса, Е.А. Комяковой, Я.Г. Критсотакиса, Л.Ф. Назаренко;
- по формообразованию в дизайне: Ч". Дженкса, A.B. Иконникова, о *
И: Иттена; I
- по- проектированию промышленных" изделий: В.Г. Бандорина, Н.М. Беляева, С.А. Васина, Ю.А. Грабовенко, Л.А. Морозовой, В.А. Редько, А.Ю. Талащука;
- по оценке эстетических свойств промышленных экспозиций: Ю.С. Сомова, М.В. Федорова;
- по психологическому восприятию визуального образа: Р. Арнхейма, Дж. Гибсона, Р.Л. Грегори, Э. Плесси, В.А. Филина;
- по организации среды выставочного пространства (реклама, магазин, витрина, музейные экспозиции): В.В. Литвинова, A.B. Лебедева, Р. Нельсона, Н.В. Петровой.
Л.Ф: Назаренко в своей работе «Выставка как инструмент маркетинга» исследует актуальные тенденции проведения выставок, прежде всего как «разнообразнейших международных смотров», а не «рядового рабочего мероприяI тия»:
I I *
- «торгово-промышленные выставки являются; своего рода социально-экономическим индикатором* состояния»делш конкретной отрасли*, что придает^ им особенно важное значение в условиях отсутствия развитой системы стратегического государственного планирования»;
- «торгово-промышленные выставки из идеологизированного мероприятия превратились в привычный инструмент повседневной работы» [63, с. 4].
Также приводятся маркетинговые исследования максимальной эффективности работы выставки, основные типы выставок.
Е.В. Волкодавова и Е.А. Комякова в своей работе «Международные* выI ставки как фактор формирования», рассматривают выставки и основные их хаI рактеристики (количество выставок и соотношение специализированных выставок по отраслевым тематикам в России за 2001 г.), не выделяя при этом эстетико-художественных принципов построения экспозиционного пространства
1 í стенда?[11].
В* работе же ЯТ. Критсотакиса «Торговые ярмарки и выставки. Техника I участия и коммуникации» прослеживается тенденция, комплексной работы по организации и планированию выставочного стенда. Я.Г. Критсотакис рассматривает всемирные выставки, где упоминает Хрустальный дворец в Лондоне (1851 г.), Эйфелеву башню(1889 г.), дает типологию торговым выставкам, описывает организацию работы на стенде персонала, рассматривает стенд как средство коммуникации (размеры, расположение, топ стенда), дизайн стенда, правила проектирования стенда и так характеризует стенд:
- «эстетически удавшийся, но непрактичный стенд похож на птицу, у которой есть крылья, но нет ног!»;
- «дизайн стенда как результат строго распланированного процесса проектирования с сильным эмоциональным подтекстом является основным фактором презентации фирмы-экспонента»;
- «проектирование стенда - это разработка и воспроизведение в трех измерениях такого материального комплекса, который способен показать в выгодном свете экспонаты и фирменное лицо экспонента»;
- «неполноценность стенда может сама по себе «похоронить» даже самый лучший экспонат» [39, с. 108].
Я.Г. Критсотакис не приводит вариантов экспозиции выставочного пространства, проектирование стенда включает в себя разработку его внешнего вида (основная конструкция) и внутренней планировки, от которой зависит показ экспонатов и контакт с посетителями.
Б.Монтгомери и Д. Олвуд в своей работе «Выставки: планирование и дизайн» приводят характеристики стендов и практические советы по планированию стенда (выбор модульной системы, экспонаты, привлечение внимания к стенду, элементы оформления), однако не раскрывают основных композиционных принципов и приемов по организации выставочного пространства [56].
Из последних зарубежных исследований, посвященных проблеме организации промышленных экспозиций, можно выделить работу Яна Лоренца в соавторстве с Ли Сколником и Крейгом Бергером «Дизайн выставок», в которой дизайн выставки рассматривается- с точки зрения разработанной коммуникационной среды для посетителями экспонента. Дается классификация дизайна выставочных экспозиций, среди которых выставочный дизайн для музеев; исторические, научные, художественные, детские, корпоративные музеи; выставочI ный дизайн для общественных центров; парки, центры наследия и ботаниче- • ские сады; выставочный дизайн для промышленных ярмарок и демонстрационных залов; промышленные ярмарки, демонстрационные залы и передвижные выставки. Также предложен поверхностный подход к процессу построения экспозиции стенда, который не дает представления о закономерностях организации экспозиции с конструкторско-технологической и с эстетико-художественной точки зрения. Работа является своеобразным практическим
I 1 руководством, в ней отражена современная ситуация развития дизайна выстаI вок и тематических сред, дана характеристика работ, но нет анализа, сопоставI ления, не предложен и не обоснован с научной точки зрения процесс организации экспозиции стенда для промышленных экспозиций [49].
Цель диссертационной работы — выявление особенностей в дизайн-проектировании выставочного стенда для промышленных' экспозиций.
Достижение цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Выявить особенности разработки концепции выставочных стендов, логику их структурной организации.
2. Определить принципы организации стенда и их влияние на формирование пространства выставочного комплекса. I
3. Выявить функциональные возможности секторного варианта планирования выставочного стенда.
4. Установить возможности каркасно-модульных систем и выставочных 1 материалов при проектировании мобильного трансформера. I
5. Выработать рекомендации по дизайн-проектированию стенда. ' I
В работе использовался системный подход, позволяющий развить концепцию дизайн-проектирования стенда в дизайне выставок, предметно-аналитический и сравнительно-исторический подходы, систематизирующие исследования российских и зарубежных теоретиков и практиков в. области дизайна выставочных стендов, метод экспертных оценок (критерий Стьюдента), метод исследования степени агрессивности визуальной среды (В.А. Филин).
Научную новизну, определяющуюся результатами работы, которые правомерно считать новыми, можно сформулировать следующим образом:
1. Обоснована и упорядочена система базовых понятий в области дизайн-проектирования выставочных стендов.
2. Определены принципы организации стенда и их влияние на формирование пространства выставочного комплекса.
3. Впервые предложен вариант секторного деления пространства, создающий комфортную визуальную среду и позволяющий увеличить информационную эффективность стенда, установлены его преимущества по сравнению с существующими схемами решения экспозиционного пространства стенда.
4. Определены возможности рационального выбора мобильного транс-формера.
5. Выработаны рекомендации по дизайн-проектированию стенда для промышленных экспозиций.
С 1999 года наблюдается тенденция к идеальной проработке простых геометрических форм, выявление кристаллической конструкции, так называемый природный конструктивизм. В формообразовании преобладают простые геометрические поверхности высочайшего качества. Стиль проектируемого предмета сочетает комбинацию простой геометрии с мягкими скульптурными переходами между объемами.
Современный предметный мир перенасыщен устаревшими формами и чувствуется некая неудовлетворенность, желание и требование нового, оригинального, специфического, того, что внесет разнообразие в уже устоявшийся в своем развитии привычный предметный мир. В силу устоявшегося правила, новые веяния в формообразовании в первую очередь прослеживаются в космической и авиационной промышленности. Дальнейшее развитие новые формы получают в автомобилестроении, а потом переходят или не переходят на бытовые предметы.
Известно, что взаимодействие в предметном окружении человека не ограничивается формулой «человек - предмет». Помимо этого существуют также взаимодействия: «предмет - человек» и «предмет — предмет». Человек выказывает свое отношение к предмету, но и предмет, в свою очередь, тоже влияет на человека посредством своих характеристик: размера, формы, цвета, материала
1 11 и даже цены. Форма характеризуется идеальностью и простотой! В цветовом отношении лучше всего воспринимаются родственные цвета1 спектра или кон I ■ .• ■ ■ трастные (теплый-холодный): ' :
Эволюция формообразования- в предметном мире в последнее время переживает период застоя, хотя и наблюдаются некоторые свежие концепции, поддерживающие на уровне эстетику форхмы.
Специфика формообразования экспозиции выставочного стенда подразумевает, что помимо- актуальных инноваций* на выставке необходимо демонстрировать не только сам товар и достижения, а также презентовать концептуальный образ экспозиции стенда, который необходимо так же оценивать,, как и результаты. научных достижений' и открытий:, Результатом суммы научных достижений и последних технологии в области экспозиционной презентаций этих же достижений:станет максимальный-эффект воздействия нашосетителяш; максимальная; отдача. ' ' . '
Арт-дизайш является инструментом, , системой; средств по воплощению смелых дизайнерских идей художника в выставочшлй стенд. В то же время выставочный стенд является результатом двух направлений в: проектной культуре:
- особое художествепно-концептуальное направление в современном искусстве и выставочной культуре, предмет'формообразования творческой мысли дизайнера, функциональный; объект, обладающий? художественно-культурной ценностью (эстетико-художественное: проектирование);
- направление технологических, инноваций и достижений в структуре модульных систем мобильного трансформера — функциональная, эстетико-технологичнаясоставляющаяпрезентации экспозиционного пространства (кон-структорско-технологическое проектирование). ' ' >
В процессе работы были рассмотрены творческие установки зарубежных дизайнеров; систематизирован материал по последовательности формообразования^ идей, определены принципы организации стенда и эстетико-художественные приемы его оформления. ,
Г 12
Проведен сравнительно-сопоставительный анализ современных выставочных стендов и на их основе:
- выявлена зависимость определения типа стенда от вида и размеров экспоната, типа пространства от типа стенда, зависимость, выбора схемы решения экспозиционного пространства от типа пространства;
- предложен вариант секторного деления пространства, доказаны его преимущества на основе анализа существующих схем решения экспозиционного пространства;
- установлена взаимосвязь определения траектории движения, организации динамики и вариативности экспозиции пространства при секторном делении и использовании оптимальных модульных систем трансформера.
Выработаны рекомендации по дизайн-проектированию выставочного стенда, заключающиеся в определении площади стенда, ширины проходов в зависимости от антропометрических и эргономических параметров, расположения экспонатов и условий их обзора, траектории движения посетителя. Выявлена зависимость определения ширины прохода от уровня расположения экспонатов. Результаты подтверждены расчетами на прогиб и прочность материалов при формировании стенда и его формы.
Практическая значимость полученных теоретических результатов подтверждается проектом выставочного стенда «Промышленная экспозиция фирмы «ЕЬЕСАБШ» в Лос-Анджелесе» (Акт внедрения, Приложение) реализованном автором диссертационной работы в 2009 году.
Материал диссертационной работы включен в курсы лекций по теории дизайна и по истории развития дизайна промышленных экспозиций, а также в спецкурсы по арт-дизайну и проектированию выставочных пространств для студентов и аспирантов Национального исследовательского Томского политехнического университета.
В современном мире актуальным становится презентация своей фирмы, компании и успешное продвижение ее товаров и услуг, оптимальным и наиболее эффективным* способом решения этой задачи: будет являться запоминающийся эстетически-выразительный и: функционально-технологичный , выставочный стенд. Разработанные в диссертационной работе положения по < структурному разбиению (секторный;тип деления?пространства), вариативности, динамичности экспозиции стенда: будут полезны не только; историкам« и теоретикам дизайна, но и дизайнерам-проектировщикам.
Логика организации? структуры: диссертационной работы определяется целью и спектром задач, ведущих к ее достижению.
Во введении обозначена актуальность темы диссертации, сформулированы цели и задачи исследования, отражена научная новизна и практическая значит мость работы. Также разъяснены; термины в контексте^ содержания' работы и; определены границы работы. Приведено краткое- изложение структуры диссертации. Проанализированы отечественные и зарубежные литературные источники, описывающие проблему организации экспозиции стенда на?, основе конст-рукторско-технологических и эстетико-художественных приемов , дизайна: Исследована отечественная; и зарубежная литература, содержащая иллюстративный! ш аналитический' материал по- формированию и организации* всемирных промышленных;выставок:: , •' 1
ВС первой? главе: «Формирование: выставочного» стенда; как многоуровневой* коммуникационной» среды», - состоящей из, четырех параграфов; представлены историко-культурные, тенденции, развития концепции; повествования; в пространстве экспозиции» стенда: Выявлены основные: стадии последовательной разработки концепции повествования, исследованы объемнопространственные композиции стендов и определено их взаимодействие с выставочной средой:
Предложено рассмотрение выставочного дизайна, как системы, дизайн-проектирования выставочного стенда, которая- включает следующие этапы: разработку концепции, определение планировочных схем и дизайнпроектирование в области конструкторско-технологического проектирования выставочного стенда и эстетико-художественных приемов его формирования
Во второй главе «Особенности пространственной организации стенда для-промышленных экспозиций», состоящей из шести параграфов, представлена; детализация разработки проекта на уровне определения типа стенда от вида и размеров экспоната, типа пространства от типа стенда и выбора планировочных схем выставочного стенда; Предлагается новая формообразующая схема стенда, новый тип решения экспозиционного пространства - секторная сетка и выявляются ее преимущества.
В третьей главе «Особенности использования современных модульных систем и материалов при проектировании стенда», состоящей из трех параграфов, приведен сравнительный анализ современных материалов; мобильных конструкторов и модульных систем. Выделена эстетически-функциональная модульная система «ARTHEMA» («Joker», «Tritix», «Uno») и мобильный конструктор «Expo Frame», доказаны их преимущества использования для организации секторного пространства стенда.
Рассмотрены основные особенности и характеристики конструкторско-технологического проектирования мобильного трансформера: выбор материалов; определение его состава («Joker», «Tritix», «Uno», «Expo Frame»), организация: выставочных модулей- составление проектной документации. Выявлена закономерность использования рациональных модульных систем трансформера при создании экспозиции стенда. Рассмотрена специфика создания экспозиции стенда на основе дизайна опыта и поведения для улучшения организации тематических сред и лишения экспозиционного пространства социальных барьеров.
Проведено исследование по определению минимального радиуса прогиба для основных конструкционных пластмасс при формировании пространства на основе секторной сетки.
В четвертой главе «Рекомендации по дизайн-проектированию выставочного стенда» проведены исследования направленные на выявление эффективного выставочного стенда. Приведен пример расчета площади стенда в зависимости от количества работников стенда; площади, необходимой для работы одного работника стенда; коэффициента дополнительной площади, необходимой для переговоров работника стенда с клиентом (зона переговоров) и коэффициента площади размещения экспозиции.
Рассчитано наилучшее с точки зрения эргономических требований расстояние до обозреваемого предмета и, как следствие, определено расстояние между проходами выставочного пространства.
Установлено, что при освещении различных уровней стенда, необходимо в зависимости от полученных результатов значения силы света и светового потока выбирать тип и модель лампы для экономии средств на освещение стенда и электроэнергии.
Выявлены три зоны выставочного стенда с позиции возможности общения человека: публичная, персональная и интимная. Установлено), что для формирования пространства комфортного общения в интимной зоне, необходимо' определить траекторию движения в зависимости от рационального расположения экспонатов в публичной и персональной зонах.
Для выявления влияния различных типов ламп на уровень комфортности визуальной среды стенда использован метод экспериментальной оценки коэффициента агрессивности визуальной среды. Установлено, что наиболее комфортной по уровню восприятия является люминесцентная лампа, т.к. ее спектр излучения приближен к естественному, а наиболее эффективна с точки зрения восприятия рекламы - светодиодная лампа, т.к. она позволяет создавать цвето-световые эффекты, привлекающие внимание.
В пятой главе «Эстетико-художественный принцип организации выставочного стенда», состоящей из трех параграфов, рассмотрены приемы и средства создания экспозиции стенда и определена их роль в формировании визуально-эмоционального восприятия выставочного стенда.
Среди принципов организации выставочного стенда выделен эстетико-художественный принцип, основными приемами организации которого явля
I | 1 ются графический дизайн, учитывающий основные цвета и формы бренда и I арт-дизайн, акцентирующий специфическими средствами идею выставки. Вы, I делены современные эстетико-художественные свойства стендов: информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, технологичность. Проведены исследования, позволившие определить параметры визуально комфортной среды стенда.
Арт-объекты и объекты арт-дизайна завершают концептуальный образ выставочного стенда. На основе системы дизайн-проектирования и выработанных принципов организации выставочного стенда реализован проект выставочного стенда секторного типа фирмы «БЬЕСАЯБ», получен акт внедрения результатов диссертационной работы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Композиционно-художественные тенденции формообразования музейной экспозиции: В контексте искусства, архитектуры, дизайна2002 год, доктор искусствоведения Майстровская, Мария Терентьевна
Отраслевая промышленная выставка как объект художественного конструирования.1990 год, кандидат искусствоведения Куклинов, Андрей Александрович
Художественная выставка в условиях современной культуры2007 год, кандидат искусствоведения Богородский, Сергей Витальевич
Временные экспозиции музеев Московского Кремля XIX-XX веков: Проблематика и исторический анализ2003 год, кандидат исторических наук Щербина, Екатерина Витальевна
Роль медиа-искусства в дизайне современных выставок2024 год, кандидат наук Чжэн Сян
Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Серяков, Вадим Александрович
Выводы диссертационной работы можно представить в следующем виде:
1. Разработана5 СИстема дизайн-проекти|зования выставочного стенда; позволяющая организовать многоуровневую коммуникационную среду за счет реализации концепции стенда.
2. Определены принципы организации стенда: принцип структурообразо-вания, принцип формообразования, принцип модульности, эстетико-художественный принцип. Представлены результаты рационального использования мобильного конструктора при формировании стенда секторного типа и при определении траектории движения посещения павильонов (стендов) посетителем. Установлена взаимосвязь определения типа стенда от размеров экспоната, типа пространства от типа стенда, рассмотрена специфика формирования экспозиционных схем.
3. Выявлены функциональные возможности секторной схемы решения пространства выставочного стенда, определены ее преимущества - организация :-:7 187 структуры стенда; функциональное разделение пространства на сектора, задающее траекторию движения по стенду; формирование: втягивающего пространства; создание комфортной визуальной среды, что в целом, позволяет, увеличить информационную эффективность стенда.
4. Установлены возможности мобильного трансформера, позволяющего унифицировать, рационализировать, варьировать, планировку выставочного стенда: Определены возможности использования таких материалов как полиэтилен: низкого-давления; полипропилен, полйвинилхлорид, поликарбонат; органическое стекло, полиоксимс гилен при формировании изогнутой формы ■ стенда:. ' • , '
5. Выработаны рекомендации по дизайн-проектированию выставочного, стенда, состоящие в определении площади стенда; ширины .проходов в зависимости от антропометрических и эргономических параметров, расположения экспонатов и условий их обзора, траектории движения посетителя. Выявлена зависимость ширины прохода от расстояния до обозреваемого экспоната с учетом» эвакуационных требований: от площади выставочного? стенда. Результаты подтверждены расчетами на прогиб и прочность материалов при; формировании; стенда и его формы.
6. На основе предложенной концепции формообразующего дизайн
• • ' ■ ■ I ■ ' ■ проектирования разработан и реализован проект выставочного стенда фирмы «ЕЬЕСА1Ю». Установлено, что стенд на основе секторной схемы комбинированного типа и использования мобильного трансформера позволяет реализовать динамику и инвариантность экспозиции.
Заключение
Полученные результаты исследования способствуют развитию функциональных особенностей- формообразования выставочных модулей в определенном контексте промышленной экспозиции стенда.
Таким образом, эволюция формообразования стандартных унифицированных каркасно-модульных систем позволит помимо актуальных инноваций« т достижений на выставке демонстрировать концептуально-новый .образ прог мышленной экспозиции стенда.
Исследованные и разработанные положения по структурному разделению (секторный- тип деления пространства);! вариативности, динамичности выставочного пространства будут служить> практическим руководством по? формообразованию и дизайну промышленных выставок и экспозиций. Результатом использования системного проектирования выставочного стенда, будет запоминающийся конкурентоспособный эстетически-выразительной и функционально-технологичной дизайн-проект.
Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Серяков, Вадим Александрович, 2010 год
1. Ален, Д.С. Отрасли Британской промышленности и их организация Текст. / Д.С. Ален М., 1961. - С. 28.
2. Арнхейм, Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: Феноменология и эксперимент Текст. / Р. Арнхейм — Душанбе: Издательство Дониш, 1973.-С. 8-98.
3. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие Текст. / Р. Арнхейм -М.: Прогресс, 1974. 392 с.
4. Беляев, Н.М. Сопротивление материалов Текст. / Н.М. Беляев — М., 1965. 856 е.: илл.
5. Бергер, К. Путеводные знаки. Дизайн графических систем навигации Текст. / К. Бергер М.: РИП-Холдинг, 2006. - 176 е.: илл.
6. Бхаскаран, JI. Дизайн и время. Стили и направления в современномiискусстве и архитектуре Текст. / JI. Бхаскаран. М.: Арт-родник, 2006. - 320 с.
7. Бердышев, С.Н. Организация выставочной деятельности Текст. / С.Н. Бердышев — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.-228 с. ' .
8. Воронов, Н:В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна: том 2. Текст. / Н.В: Воронов. М: Союз* Дизайнеров России, 2001.-392 е.: илл.
9. В мире науки- 1984.-№ 12.-С. 69-70.
10. Васин, С.А. Проектирование и моделирование промышленных изделий Текст. / С.А. Васин, А.Ю. Талащук, В.Г Бандорин, Ю.А Грабовенко, JI.A. Морозова, В.АРедько М.: Машиностроение-1,2004.-692 е.: илл.
11. Волкодавова, Е.В. Международные выставься как фактор формирования и реализации экспортного потенциала промышленных предпри- 'Ятий Текст. / Волкодавова Е.В., Комякова Е.А - Самара, 2004. - 158 с.12.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.