Отраслевая промышленная выставка как объект художественного конструирования. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Куклинов, Андрей Александрович

  • Куклинов, Андрей Александрович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1990, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 190
Куклинов, Андрей Александрович. Отраслевая промышленная выставка как объект художественного конструирования.: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 1990. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Куклинов, Андрей Александрович

ВВЕДЕНИЕ ♦

ГЛАВА I. РОЛЬ ВЫСТАВОЧНОГО ДИЗАЙНА В ОРГАНИЗАЦИЙ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ВЫСТАВОК.

§ I. Отраслевая промышленная выставка на современном этапе.

§ 2. Классификация отраслевых промышленных выставок

§ 3. Основные требования к организации отраслевых промышленных выставок средствами дизайна . . •

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА П. ОТРАСЛЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ВЫСТАВКА КАК ОБЪЕКТ

ДИЗАЙНА.

§ I. Концепция пространственной организации отраслевой промышленной выставки

§ 2. Общая планировка экспозиционного пространства

§ 3. Объемно-пространственное решение выставочной среды.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА Ш. ВЫСТАВОЧНЫЙ ДИЗАЙН И ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ

ЭКСПОЗИЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

§ I. Специфика моделирования выставочной среды

§ 2. Зондажный опрос в моделировании экспозиционного пространства.

§ 3. Моделирование информационно-коммуникативной среды выставки с учетом времени ее посещения

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Отраслевая промышленная выставка как объект художественного конструирования.»

В постановлении ЦБ КПСС, принятой в мае 1986 г., "О мерах по коренному повышению качества продукции" отмечается, что в целях обмена опытом по разработке и внедрению в производство прогрессивных технологических процессов, созданию новейших видов оборудования необходимо осуществлять систематическое проведение межотраслевых, отраслевых технологических выставок /8/. Поэтому, исходя из объективных условий постоянного совершенствования и развития выставочной деятельности, а также с учетом накопленного опыта, необходимо переосмыслить значение отраслевой промышленной выставки, поднять ее роль как важнейшего средства овладения передовой техникой и технологией и как механизма активизации и переориентации деятельности человека по всем направлениям научно-технического и культурного прогресса.

Говоря о своеобразии и специфике отраслевой промышленной выставки на данном этапе ее функционирования в нашей стране, необходимо учитывать объективные факторы развития отечественной экономики. Речь идет о том, что:

- во-первых, увеличивается темп, с каким появляются основные естественно-научные и технологические новинки. Прежде всего в таких решающих областях, как энергетика, микроэлектроника, средства автоматизации, вычислительная техника и информатика;

- во-вторых, уменьшаются сроки цикла наука-производство;

- в-третьих, качественно меняются научный, технический и технологический процессы. Ускоренная смена поколений изделий и технологий и соответственно высокие нормы их обновления позволяют нам говорить о новом качестве развития производительных сил;

- в-четвертых, сфера действия научно-технических преобразований увеличивается в небывалом до сих пор масштабе. В сущности, немыслима ни одна область общественного труда, на которую не оказал бы решительного воздействия научно-технический прогресс (НТП).

В этой связи необходимо отметить значительную роль отраслевых промышленных выставок, которые содействуют формированию и разработке прогрессивных проектов, определяющих в значительной мере перспективы развития этих отраслей, добиваются внедрения в производство новой продукции через изучение потребительского спроса на нее, а также являются информационными и пропагандистскими центрами передовых научно-технических идей.

Выставочная деятельность в настоящее время превратилась в специальную отрасль народного хозяйства, которая все более и более должна работать на основе хозяйственного расчета и самофинансирования. Различные по своим масштабам и характеру промышленные выставки и ярмарки ежегодно проводятся в большинстве стран мира. Крупные отраслевые фирмы и исследовательские подразделения имеют, как правило, в своем составе постоянно действующе центры, основной задачей которых является реклама выпускаемой продукции, привлечение потребителей, изучение спроса на отдельные виды товаров. Становится традицией организовывать выставки во время проведения крупных научно-технических совещаний. Такие выставки распространены в западноевропейских странах, организуются они и у нас в стране. Организация и проведение промышленных и научно-технических выставок становится с экономической точки зрения выгодным предприятием. Поэтому за рубежом сложилась целая сеть специальных компаний, занимающихся этой деятельностью.

У нас в стране также сформировалась определенная система организации и проведения различных по своему масштабу и тематической направленности промышленных выставок, ведущую роль в которой играет Торгово-промыщланная палата СССР (ТПП СССР). Только за годы XI пятилетки и за 1986 г. ТПП СССР организовано и проведено 172 национальных и торгово-промышленных выставок СССР за границей. На этих выставках ежегодно демонстрируется 80-90 тыс.экспонатов, представляющих продукцию примерно 600 предприятий и научно-исследовательских учреждений, 80 министерств и ведомств СССР. В Советском Союзе за последние 6 лет проведено 1060 выставочных мероприятий с участием фирм и организаций зарубежных стран, из них 117 международных отраслевых выставок /9/.

Помимо ТПП СССР, профессионально этими вопросами занимаются ВДНХ СССР, ВДОХ союзных и автономных республик, 42 сельскохозяйственные выставки в краях и областях РСФСР и 25 в областях УССР.

Выставочной деятельностью более активно стали заниматься советские промышленные объединения, предприятия, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты. Они участвуют не только в проведении упомянутых выше выставок, но и организуют свои специализированные выставочные зоны и производственно-демонстрационные центры.

Новые масштабы развития производительных сил превращают вопрос о социальных целях, условиях и воздействиях научно-технического прогресса на современное общество в проблему исключительной важности. При этом речь идет о дальнейшем росте имеющегося духовного потенциала, значительном повышении культурного и профессионального уровня людей на пути решения поставленных задач по овладению новым этапом в развитии производительных сил социализма.

Промышленная выставка в определенном плане может рассматриваться как своеобразное явление культуры с присущими ему характерными чертами, так как человек после посещения выставки невольно впитывает в себя те ценности, которые несут собой экспонируемые предметы как культурные образцы на данный период времени.

Промышленная выставка как носитель знаний и культуры, -рассматриваемая в контексте производства, является связующим звеном между исследовательским процессом и производством, а в конечном итоге и потребителем. Замыкаясь на потребителе, выставка становится инструментом маркетинга, предполагающего тщательный учет процессов, происходящих на рынке, для принятия хозяйственных решений.

Суммируя сказанное, можно констатировать, что промышленная выставка - это обобщающий показатель развития научно-технических достижений, культуры производства и дизайна отрасли на определенном этапе, показывающий место и уровень развития отрасли в системе народного хозяйства СССР и мировом разделении труда.

Новые грани более эффективного влияния на весь выставочный процесс открывает использование в области организации и проведения промышленных выставок современных технических средств, среди которых ЭВМ, используемые как в информационном плане, так и в качестве управляющих и контролирующих устройств, особенно на масштабных выставках, находят все более широкое применение. Например, на юбилейной национальной выставке "Венгрия на пути социализма 1945-1985 гг." (ВДНХ СССР, апрель 1985 г.) особые задачи выполняла электронно-вычислительная техника. ЭВМ прослеживали и фиксировали весь рабочий процесс выставки: подсчитывали число посетителей, контролировали состояние всех функционирующих на выставке приборов, печатали отчеты о встречах в коммерческом и пресс-клубах. Любая информация могла быть получена в любой час и день работы выставки. Тщательно продуманный проект, безотказная электроника сделали выставку четко функционирующим организмом.

Как показывает анализ, на выставках все активнее применяются два типа информационного оборудования: терминалы, позволяющие посетителям "общаться" с электронно-вычислительной машиной в диалоговом режиме и устройства, управляющие комплексами сложной аудиовизуальной аппаратуры в рамках выставки. Например, в Бостонском детском музее Си^</2с/г , который стремится приобщать посетителей к использованию электронной техники, работа многочисленных проекторов и звук управляются специально выделенной для этого мини-ЭВМ, запрограммированной для синхронизации движения магнитной ленты и пленки диапозитивов в каждом проекторе. При помощи специальных ЭВМ происходят действия, регулирующие освещение, микроклимат, отопление, систему пожарной тревоги /165/.

На московской выставке "Мастера культуры за мир" (сентябрь 1986 г.) интересным экспонатом стал "Мультивизион-86" - телевизионная видеостенка, состоящая из 32 мониторов. Здесь демонстрировались телепрограммы, составленные по особому сценарию из киноматериалов различных студий; это была широкая панорама жизни страны. Показом управлял компьютер - "электронный режиссер", который объединял различные сюжеты и эффекты в единую систему виде опредс тавления.

Вместе с тем существующие отечественные промышленные выставки зачастую не учитывают возросшего интеллектуального уровня людей, изменений их культуры, кругозора в ходе НТП. Характер выставочного искусства во многом концентрируется вокруг формализованных больших выставок. Большая общеотраслевая и в некоторых случаях тематическая выставка - это километры стен и большие пространства, где порой происходит девальвация чрезвычайно важных идей, а одновременно и выразительных форм. Способствуя популяризации идей технических, дизайнерских, выставки названного типа вместе с тем не могут ответить на все внутрипрофессиональные потребности специалистов всех уровней.

Несмотря на большую практику выставочного дела» специальных исследований, монографий, диссертаций, посвященных организации и проведению отраслевых промышленных выставок - крайне недостаточно. Причем все эти работы можно классифицировать по следующим основным направлениям: выставочной архитектуре и решению экспозиционного ансамбля, информационному процессу и средствам передачи информации, организации выставочного дела и вопросам повышения эффективности организации и проведения промышленных выставок.

Работы Ревякина В. "Новые типы универсальных выставочных зданий" /123/ и Овчинниковой Н. "Архитектура всемирных выставок" /103/ посвящены ансамблевому подходу к организации экспозиционной среды выставок. Значительным обобщением в области организации экспозиций является монография Рождественского К. "Ансамбль и экспозиция" /125/ и Рязанцева й. "Искусство советского выставочного ансамбля 1917-1970" /127/, где ретроспективно рассматриваются проблемы ансамблевой организации экспозиционной среды на примере крупномасштабных отечественных и зарубежных выставок. Особо следует отметить монографию Кликса Р. "Художественное проектирование экспозиций" /59/, которая является первым систематизированным обобщением опыта художественного проектирования выставок в нашей стране и за рубежом. Изучению деятельности посетителей выставки под углом маршрутов их следования к объектам показа посвящены исследования Э.Верона и МЛевассера в Центре Помпиду /185/. Вопросы эксподизайна разномасштабных и разнохарактерных выставок рассматриваются в монографии Р.Коникова "Выставочный дизайн" /181/, поназывающей необходимость художественной организации экспозиционного пространства. Подобные аспекты затрагиваются в проблемных выступлениях и статьях Аронова В., Быкова В., Коника М., Комарова И«, Пузанова В., Разлогова К., Тарханова А., Бенеша И,(ЧССР), Нельсони (США), Нейбурга Г. (Швейцария), Спарадо Ф. (Италия) и ДР.

Работу Комарова Н. "Принципы экспозиций промышленных выставок /61/ можно считать одной из первых, которая исследует выставку с точки зрения ее содержания и как средство передачи информации. Однако, автор ограничивается анализом средств информирования и рекомендациями по их применению. Подробно анализирует выставку с точки зрения психофизиологического фактора посетителя Вроблявичюс Ю. в работе "Принципы организации выставок" /32/. Вопросы тематического и информационного обеспечения экспозиций рассматриваются в работах Бурлаченко М. /23/, Дера В. /44/, Дон-дурея Д. /45/, Наконечного Ю./96/, Сильверстовой С. /135/, Тель-нова Н. /147/, Черневича Е. /167/, Ченхэлла Р.(CIA) /165/ и др.

Исследования по изучению вопросов повышения экономической эффективности промышленных выставок были проведены чешскими экспозиционерами, что нашло свое отражение в "Методике и практике выставочного дела" Л.Шилгави /169/. Работы по проблеме организации и проведения выставок были опубликованы Владычиной Е., Ильиным С., Петелиным В., ВДНХ СССР, ТПП СССР под ред.Серова Д., Клейсоном Д.(США) и др.

Однако во всех указанных работах, как и во многих других, значительно не затрагиваются вопросы, которые связаны с резками переменами в выставочном деле под воздействием современных средств массовой коммуникации и передачи информации с использованием достижений научно-технического прогресса. В частности, вопросы использования электронно-вычислительной техники для художественного моделирования экспозиционной среды рассматриваются лишь под углом ее функционирования на выставке. Современные промышленные выставки характеризуются большой информационной емкостью и насыщенностью экспозиционного материала, ограниченным временем его просмотра посетителями, сложной структурой маршрутов их следования в экспозиционном пространстве при поиске интересующей их информации. Поэтому необходимо создание повышенных комфортных условий при пространственно-временной организации информационно-коммуникативной деятельности посетителей с привлечением средств, основанных на использовании компьютерной техники.

Тем не менее художественное конструирование современных отечественных промышленных выставок отстает от мирового уровня и ведется преимущественно традиционными архитектурно-художественными методами и средствами, которыми не достигается эффективное использование посетителями экспозиционного пространства и времени посещения выставки. До сих пор бытует поточная система запуска посетителей без их четкой ориентации в экспозиционном пространстве на то, где и какую информацию можно быстро получить через экспонаты или непосредственный контакт посетителей как между собой, так и с организаторами выставки. А именно это дает в практике выставочного дела отрицательные эффекты, которые необходимо заблаговременно устранять уже на стадии формирования проектного замысла выставочного мероприятия.

Исходя из всего вышесказанного цель данной диссертационной работы - выявить возможности повышения эффективности художественного конструирования отраслевых промышленных выставок разработкой нетрадиционных для дизайна средств моделирования коммуникативно-информационной среды выставок на базе использования компьютерной техники.

Поставленная цель конкретизируется в постановке и решении следующих основных задач:

- определить роль» назначение и функции промышленных выставок в деле повышения эффективности коммуникативно-информационной деятельности различных служб отрасли в целом;

- осуществить классификацию отраслевых промышленных выставок как объектов художественного конструирования под углом связи их назначения и различных форм коммуникативно-информационного обеспечения посетителей;

- разработать средства моделирования информационно-коммуникативной среды этих выставок с использованием игровых методов и компьютерной техники.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ, определяемая в соответствии со спецификой и последующим решением поставленных задач» включает такие методы как анализ» обобщение, систематизация, реконструкция, типология, классификация, математическое моделирование с использованием компьютерной техники.

ОБЪЕКТОМ исследования является отраслевая промышленная выставка, формируемая нетрадиционными средствами эксподизайна.

ПРЕДМЕТОМ исследования является пространственно-временная организация информационно-коммуникативной среды отраслевой промышленной выставки.

ГРАНИЦАМИ исследования следует считать разработку средств моделирования информационно-коммуникативной среды выставки с привлечением компьютерной техники.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ следующие новые научные результаты:

- классификация отраслевых промышленных выставок как объектов художественного конструирования, определяемых вариашшшш сочетаниями двух классов признаков, первый из которых характеризует целевое назначение выставки - представительское, дидактическое и коммерческое, а второй - степень связи информационно-коммуникативного оснащения выставки со средой, в которой реально функционируют демонстрационные объекты;

- образная типология "стратегий визита" посетителей в виде наиболее предпочтительных маршрутов следования к интересующим посетителей демонстрационным объектам, на основе которой определены типовые элементы планировочной структуры экспозиционного пространства ;

- вероятностная математическая модель, устанавливающая зависимость между предпочтительными маршрутами движения посетителей выставки к объектам экспонатуры и минимальным временем, затрачиваемым посетителями на их поиск.

- 13

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Куклинов, Андрей Александрович

- 131 -ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1. В решении текущих и перспективных задач научно-технического, экономического и культурного развития все большее значение приобретают отраслевые промышленные выставки. Однако, их эффективному функционированию мешает отсутствие в экспозиционной практике надежного научно-методического подхода. Это, а такде укоренившийся в выставочном деле декоративно-оформительский подход, который носит скорее показной, чем деловой характер, приводит к недостаточной заинтересованности посетителей и экспонентов в результатах их деятельности на выставке.

2. Для устранения вышеназванных недостатков необходимо внедрение в практику выставочного дела более эффективного подхода, который предусматривает уже на начальной стадии организации выставочного мероприятия четкое определение выставки как объекта проектирования с помощью классификации, устанавливающей связь целевого назначения и тематического содержания выставки с соответствующим способом ее информативно-коммуникативного обеспечения. Этот подход отвечает реальным запросам посетителя, спектр которых охватывает научно-технические достижения как в плане готовых промышленных образцов для серийного производства или закупки, так и в плане банка идей и возможных направлений их реализации специалистами различных отраслей.

3. Классификация является всего лишь средством выбора определенного объекта проектирования и поэтому не дает более конкретного представления о выставке как целом. Эту функцию выполняет типология "стратегий визита" посетителей, которая в образно-метафорической форме задает наиболее вероятные поведенческие акты посетителей в виде определенных конфигураций маршрутов их следования к экспонируемому адресату. Конфигурации маршрутов в этой работе

рассматриваются как типовые, то есть наиболее характерные элементы коммуникативной структуры выставочного пространства, число и взаимосвязь которых определяется в соответствии с конкретным и субъективным замыслом разработчиков выставки.

4. Типология однако же не дает исчерпывающего ответа на то, каким образом моделировать ориентацию посетителя выставки в экспозиционном пространстве на основе "стратегий визита". Решение этого вопроса только идеальными представлениями, как теоретическими, так и проектными, оказывается невозможным и требует привлечения метода "зондажного опроса". Этот метод показывает, что чисто пространственная организация экспозиционной среды выставки остается уязвимой и неконкретной, если при этом не принимается

во внимание время как показатель поведения посетителя в поисках нужного ему адресата. Поэтому, представление о "стратегии визита" посетителя нуждается в конкретизации с точки зрения того, как связаны пространственные маршруты следования к объектам показа с их временным прохождением в ограниченных интервалах.

5. При формировании выставки показатель времени, как правило, не учитывается, что порождено традиционным подходом создания промышленных экспозиций как увеселительно-развлекательных мероприятий, время посещения которых является значительным. В ситуации же создания отраслевой промышленной выставки этот показатель должен быть ограниченным, так как поиск нужного адресата носит деловой, рабочий характер. Этому соответствует модельное представление коммуникативной структуры, выражающее собой взаимосвязь двух основных типовых элементов: условно статичного пространства в виде объектов показа и его динамичного, временного состояния в виде маршрутов следования посетителей. Таким образом время, как и пространство, является внутренним, структурообразующим началом в

формировании экспозиционной среды.

6. В диссертации предпринята одна из возможных попыток моделирования экспозиционного пространства с использованием ЭВМ. В основе моделирования лежит метод вероятностного подхода, так называемый метод "Монте-Карло", применяемый в данном случае для выбора окончательного решения из многочисленных исходных вариантов планировочной структуры. С этой целью предложена математическая модель поиска информационно-коммуникативной структуры экспозиционной среды выставки по временным и пространственным показателям. Данная модель является конкретным выражением того, что моделирование экспозиционной среды возможно не только с помощью художественных, но и технических средств. Однако, эта идея нуждается в более тщательном и детальном изучении и может служить отдельным направлением в плане развития заявленной в диссертации проблематики.

7. Суммируя сказанное, можно констатировать, что художественно-композиционному решению экспозиционной среды способствует концепция целостного построения информационно-коммуникативного пространства

на основе предполагаемого образа-типа планировочной структуры проектируемой выставки. При этом целостность ее решения основными средствами эксподизайна, с учетом закономерностей организации демонстрационного материала, есть результат композиционной дифференциации пространства этими средствами на коммуникативные зоны неоднородной активности. То есть, дифференциация с помощью акцентов, производимая в рамках образно-типологического подхода, распространяется на организацию планировки экспозиционного пространства, его объемно-пространственной структуры, светоцветового климата и подачи информации. Осуществляя таким образом управление демонстрационным процессом, представляющее собой суть кибернетических аспектов эксподизайна, появляется возможность прогнозирования эффективности выставочного мероприятия как в функциональном, так и в эстетическом плане.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Куклинов, Андрей Александрович, 1990 год

1. Ленин BJ&- По поводу так называемого вопроса о рынках. // йшгн. собр- соч-: ТД- - 4-е жзд- - М»: Политиздат, 1949» - С.101.

2. Ленин. B-I- Приветствие Всероссийской Сельскохозяйственной выставке. // Поли.собр.соч.: Т„45. - 4-е изд- - М»: Политиздат,, 1955. - С-298.

3. Маркс К-,, Энгельс Ф- Потребности* производство и разделение труда. // Соч.: 1-42» - М„: Политиздат,, 1957. - С.129.,4., Горбачев M.JG- Перестройка и новое мышление для нашей страны И: всего мира» - M-г Политиздат, 1987» - С.30-86.

4. Горбачев M.JG» Политический доклад Центрального Комитета КПСС ПУП съезду Коммунистической партии Советского Союза 25 февраля 1986- - М-: Политиздат,, 1986. - 127 с.

5. Закон СССР о государственном предприятии (объединении). - М-:: Известия» 1987. - С-44.

6. Материалы Совещания в ЦК КПСС **0 повышении технического уровня, качества и конкурентоспособности выпускаемых машин ж оборудования",. 8 августа 1986г. // Правда.- 1986, - 9августа. - С.2-3.

7. Постановление; ЦК КПСС "О мерах по коренному повышению качества продукции". // Правда.- 1986- - 13 мая- - С.2.

8. Анисимо В., Пузанов В. Автодизайн-86. // Техническая эстетика, 1986. - № II. - С.9-14.

9. Арбоуз Дж. Организация телеконференций как перспективный метод осуществления учрежденческой деятельности. //¿/л-б&ъпаг^сопсг^1984. - № 12. - С.32-35. - КАЗНШ-НТИ. - № 675.

10. Артемов А.Д. Тиражирование выставок. // ВДНХ СССР, 1982. -» 5. - С.З.

11. Ачаповская А.М., Розет Й.М., Мельников А.Г. Техническая эстетика - предприятиям "Белглавэнерго". // Техническая эстетика,1982. - № 2. - С.15.

12. Безлюдов А.И. Отраслевая служба дизайна - эффективное средство управления. // Техническая эстетика, 1986. - № 7. - С.12.

13. Белов Л.А. Технические средства в учебном процессе. // Техническая эстетика, 1985. - $ 6 - С.8.

14. Бенеш Йозеф. Методы экспонирования. 1983. -№ 138. - С.30-35.

15. Вергенгрен У. К тотальной системе информации: координация систем классификации музеев. // , 1978. - 1 3/4. -213 с.

16. Блидман А. Опыт организации и проведения смотров "Со стендов ВДНХ СССР в производство". // ВДНХ СССР, 1981. - * II. - С.31.

17. Борисов Б. Информ.сб. ТПП СССР, 1981. - № 19. - С.15. - /Международные и иностранные выставки в СССР/.

18. БСЭ.: Т.16. - М.: Сов.энц., 1974. - С.1628.

19. Бурлаченко М.А. Тематические выставки и смотры. // ВДНХ СССР, 1981. - 1» 3. - С.31.

20. Быков В.В. Вопросы композиции в агитационно-оформительском искусстве: Советы худ.-оформит. - 2-е изд. - М.: Плакат,1983. - 64 с.и:

21. Быков В.В. Выставка: Советы художнику-оформителю. -1980» - 64 с.

22. Быков ВЛГ Материалы и техника художественно-оформительских работ: В помощь худ., и организатору нагляд.агит. - М„: Плакат, 1985. - €4 с.

23. ВДНХ СССР - Всесоюзный центр обмена передовым опытом. - 1», 1981., - 19 с» - / в помощь выстав., работнику. ВДЩ СССР/.

24. ВЕ& 1982: - еще разнообразнее,, чем прежде. /-еъ. ¿¿с*пе/ ¿есЬпоЛ 1982. - $ 7., - €.405-407. - ЩД - О- 6774137.

25. Владычина Е.Г. Мастера культуры за мир. //Техническая эстетика, 1986. - & 12. - С.,7.

26. Владычина Е.Г. Центр качества /комплексная программа по товарам и услугам в действии - выставка на ЩИ СССР/. //Техническая эстетика, 1В8в. - $ 9. - &Д1-16.

27. Вопросы теории и практики выставочного дела: Сб.статей ТПП СССР. /Под, ред. Серова Д.М» - М>„ 1978, 1979. - Ш 3, 4; 1982. -М> 7; 1983. - Ш 8.,

28. Вроблявичюс Ю.Р. Принципы организации выставок.: Автореф. дис. на соиск „уч.стен.канд.наук. - М., 1980.

29. Вудсон У., Коневер Д- Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. - М„: Мир, 1968- -С. 1-87.

30. Выставки - научно-техническому прогрессу! : Информ.сбЛ

31. Гитлиц М.В., Лишин J1.Г. Видеомагнитофоны и их применение. -М.: Связь, 1980. - 166 с.

32. Гнеденко Б.В., Хинчин А.Я. Элементарное введение в теорию вероятностей. - М.: йзд-во физико-математической литературы, 1961. - С.9.

33. Гореликов Н.И. Экономические аспекты дизайн-программы подотрасли электроприборостроения. // Техническая эстетика, 1978. - Ш 3. - С.?.

34. Гофман А.Б. Пути социально-психологического изучения потребителя. // Техническая эстетика, 1980. - № 2. - С.5.

35. Григорьев П.В. Об открытии центра технической эстетики ВНШТЭ. // Техническая эстетика, 1978. - te 3. - С.7.

36. Гутман Е.А. Некоторые проблемы слайд-фильма в системе научно-технической пропаганды: Сборник НТИ. Сер Л. - М., 1981.а.26-29.

37. Дера В.Г., Мельникова Л.В. Научно-техническая пропаганда в отрасли: Метод.пособие. - М.: ИПКЙР, 1986. - 87 с.

38. Дера В.Г., Соловьева А.А. Использование средств массовой информации и пропаганды в распространении достижений науки, техники и передового опыта. - М.: ИПКЙР, 1986. - С.3-9.

39. Дондурей Д. Для кого выставки? // Декоративное искусство в СССР, 1984. - № II. - С.15.

40. Жадова Л.А. Архитектура или дизайн? Или дизайн-архитектура? // Техническая эстетика, 1978. - te 5. - С.12.

41. Жилая предметная среда и социалистический образ жизни. /Отв. ред. Хан-Магомедов С.О. - М.: ВНЙИТЭ, 1986. - С.24.

42. Золотухин А. Круглый стол ДИ СССР. // Декоративное искусство в СССР, 1985. -13. - С.27.

43. Избирательное распространение информации: Метод.рекоменд. -М.: Изд-во Упр-я НТИ и пропаганды, 1980. - С.38.- 138

44. Ильин С.Б. Всенародная академия. - М.: Политиздат, 1986. -С. 28-30.

45. Ингремз Поль. Электронное оборудование для монтажа видеозаписей и киноматериалов. - М., 1979. - С.61-69. /Техника кинои телевидения/.

46. Информационно-рекламные выставки: Информ.сб. ТПП СССР, 1978.-Ш 12. - С.26-34. - /Междунар. и иностран.выставки в СССР/.

47. Итоги смотра-конкурса на лучшую пропаганду опыта передовых коллективов-победителей Всесоюзного социалистического соревнования. - М., 1980. - 19с. -/в Помощь выстав.работнику ВДНХ СССР/.

48. Как провести социологическое исследование. /Под ред.Горшкова М.К., Шереги Ф.Э. - М.: Политиздат, 1985. - С.13.

49. Калинкин Р. ВАЗ: Слагаемые успехи // Коммунист, 1986. - Ш 9. -С.8.

50. Карпов В.И. Конечный результат -внедрение. // ВДНХ СССР, 1980. - № 5. - С.31-32.

51. Клейсон Дж. Микромодели: простой инструмент управления // ИМПАКТ, 1987. - № 3. - С.83-96.

52. Клике P.P. Художественное оформление // ВДНХ СССР, 1981. -№ 4. - С.30-32.

53. Клике P.P. Художественное проектирование экспозиция. - М.: Высш.шк., 1978. - 367 с.

54. Клике P.P. ВДНХ СССР: Эффективнее служить делу ускорения // Декоративное искусство в СССР, 1986. - № 8. - С.17.

55. Комаров Н. Принципы экспозиций промышленных выставок.: Авто-реф. на коиск.уч.степ.канд.иск. - М., 1973.

56. Комаров й. Дизайн в выставочном ансамбле. // ВДНХ СССР, 1982.-№ 2. - С.31-32.- 139

57. Коник М. Выставка как искусство. // Декоративное искусство в СССР, 1981. - № 9. - С.9.

58. Костенко Й.Г. Центр технической эстетики ВНИИТЭ. /./ Техничес" кая эстетика, 1986. - 1 6. - С.6.

59. Котлов В. Стимулирование интенсификации промышленного производства. // Вопросы экономики, 1986. - № 5. - С. 12.

60. Красота полезного: Выставка ЧССР. /./ Техническая эстетика, 1985. - Ш 5. - С.12-15.

61. Крестников В.А. Технические проблемы отдельных изделий. // Техническая эстетика, 1986. - № II. - С. 12.

62. Кричевский М.Е., Римкуте Д.Э. Суперграфика в производственном интерьере. // Техническая эстетика, 1988. - № 3. - С.5.

63. Кузьмичев Л.А., Пузанов В.И. Дизайн и строительно-дорожная техника. // Техническая эстетика, 1982. - й 5. - С.12-14.

64. Кузьмичев Л.А., Переверзев Л.В. О художественно-конструкторском уровне бытовой аппаратуры магнитной записи (БАМЗ). Формирование дизайн-программы. /./ Техническая эстетика, 1982. -1 3. - С.7.

65. Купер Вундринг. Проектируем то, что хотим продать.// Техническая эстетика, 1986. - № 6. - С.14.

66. Курс для высшего управленческого аппарата. /Под ред.Терещенко В.И. - М.: Экономика, 1980. - 169 с.

67. Кушелев Ю.Н. Методика и организация учебного процесса с использованием контролирующих и обучающих устройств. - М.: Высш. шк., 1979. - С.35.

68. Лебяжьев Г. Материалы В/О "Станкоимпорт".: Информ.сб.ТПП СССР, 1983. - № 21. - С.24.

69. Лундаль Г. Выставочные центры дизайна. ((&Ьът 1984. - 4. -С.36-38.- 140

70. Луссато Брюно. Культурный бульон. - Париж: Лафрон, 1987. -142 с.

71. Мальцев И. Выставки, стенды, конструкции: Советы худ.-оформителю: Варианты оформления. - М.: Плакат, 1983. - 63 с.

72. Материалы XXIX годичной конференции Общества по разработке общей теории систем - США, 1985 г. /./ Техническая эстетика, 1986. - 1 9,- СЛ.

73. Материалы заседания Совета по координации работы выставок достижений народного хозяйства союзных республик, состоявшегося на ВДНХ СССР 15-19 июня 1981 г. // ВДНХ СССР, 1981.№ 7. - С.48.

74. Мартынов Е.В. Информационный центр ВДНХ СССР. Порядок взаимодействия с подразделениями выставки. // ВДНХ СССР, 1983. -Ш 4. - 12 с.

75. Марчук Г.И. Некоторые проблемы развития Государственной системы научно-технической информации. - М.: Изд-во упр-я НТИ и пропаганды, 1980. - 10 с.

76. Мельникова Л.В. Аудиовизуальные средства научно-технической пропаганды: Метод.пособие. - М.: ИПКИР, 1984. - С.26.

77. Международная Загребская ярмарка.: йнформ.сб. ТПП СССР, 1982.-Ш 20. - С.18. -/Междунар. и иностран.выставки в СССР/.

78. Международная Пловдивская ярмарка,: йнформ.сб.ТПП СССР, 1981.-№ 19. - С.7. - /Междунар.и иностран.выставки в СССР/.

79. Международная Лейпцигская ярмарка.: Йнформ.сб.ТПП СССР,1980. -, № 16. - С. 14. /Междунар.и иностран.выставки в СССР/.

80. Методика рекламирования научно-технических достижений с целью продажи лицензий и экспорта. /Сост.Тягульская Т.Н. - Таллинн: Изд-во ин-та химии при АН ЭССР, 1984. - 22 с.

81. Методика художественного конструирования. - М.: ВНИИТЭ, 1983. -166 с.- 141

82. Методика художественного конструирования. Дизайн программа. -М.: ВНИИТЭ, 1987. - 172 с.

83. Методические материалы /Сост.Лобанов Г.В. Вып.1-3» - М.: ВЙМИ, 1987.

84. Методические указания по подготовке и проведению тематических выставок достижений автомобильной промышленности на ВДНХ СССР. - М.: йзд-во НИИ НАВТОПРОМ, 1980. - 30 с.

85. Методические указания по оформлению экспозиций павильонов ВДНХ СССР. - М.: ВНИИТЭ, 1979. - 16 е.- / В помощь выстав. работнику. ВДНХ СССР/.

86. Мозгалевская С.А. Научно-техническая информация на ВДНХ СССР.-М.: ВДНХ СССР, 1983. - С.II.

87. На службе мира и прогресса. : Из опыта организации показа и пропаганды экспозиций советского раздела международных выставок. - М.: ВДНХ СССР, 1980. - 15 с.

88. Наконечный Ю.О., Опыт создания, проблемы и перспективы использования полиэкранного слайд-фильма в НТП. Вып.1/102/. - М.: ЦНИИ "Электроника", 1983. - 67 с. - /Информатика-наука, практика/.

89. Наконечный Ю.О. Рекомендации по оснащению предприятий отрасли техническими средствами НТП и использованию их в практической деятельности. - М.: ЦНИИ "Электроника", 1984. - 48 с.

90. Наконечный Ю.О., Сухов С.Г. Современные технические средства научно-технической пропаганды и тенденции их развития. Вып. 3/894/. - М., 1982. - 87 с. - /Экономика и системы управления/.

91. Невыразительный фон и недостаток идей мешают восприятию выставки "Мемфиса".: Хя^г^ги? , 1983. - № 2. - С.13. -СХКБлегмаш - №1062.

92. Нельсон Д. Проблемы дизайна. - М.: Искусство, 1971. - 208 с.- 142

93. Новые типовые положения об органах научно-технической информации/ Сост.Т.В.Мальчевская. - В кн.: Теория и практика научно -технич ее кой информации: Материалы семинара. - М.: Книга, 1980. - С.13-23.

94. Новые формы НТП и рекламы в СССР и за рубежом. - М.: АГРОНИИ-. ТЭ0ЙТО, 1986. - 19 с.

95. Новые формы организации учебных мероприятий на базе выставок и смотров. - М.: ВДНХ СССР, 1977. - 16 с. -/В помощь выстав.работнику. ВДНХ СССР/.

96. О работе павильонов с министерствами и ведомствами по созданию экспозиций и выставок. - M., 1979. - 9с. -/В помощь выстав.работнику. ВДНХ СССР/.

97. Овчинникова Н. Архитектура всемирных выставок.: Автореф.на соиск.уч.степени канд.арх. - M., 1972.

98. Организация выставочной деятельности в социалистических странах Европы: Сб.материалов ТПП СССР. /Под ред.Акопова М.Х. -M., 1978. - 135 с.

99. Организация и проведение смотров по научно-технической информации и пропаганде отрасли: Метод.рекоменд. - М.: йзд-воупр-я НТП и пропаганды, 1980. - 30 с.

100. Опыт правофланговых - всем. - M., 1982. - 45 с. - /Б-чка выстав.работника. ВДНХ СССР/.

101. Основы выставочного дела: Сб.материалов ТПП СССР. /Под ред. Серова Д.М., Фильчиковой Н.Б. - M., 1980. - 161 с.

102. Основы инженерной психологии. /Под ред.Ломова В.Ф. - М.: Высш. шк., 1986. - 385 с.

103. Осипова Л.Я. Новое в оформлении экспозиции. /,/ВДНХ СССР, 1982. -19. - С.32.

104. TIO. Оформление экспозиций межотраслевых выставок: Метод.мат./ Сост.Лобанов Г.В. Вып.2,3. - M., 1978.

105. Павильон на хозрасчете: 0 работе межотраслевого павильона "Химическая промышленность". - М., 1977. - 24 с. - /Б-чка выстав.работника. ВДНХ СССР/.

106. Петелин В.Г. Научно-технические выставки. - М.: ИПКИР, 1983.93 с.

107. Петров В. Стоит ли поддерживать безвкусицу? /Декоративное искусство в СССР, 1987. - № 2. - С.23.

108. Плоды сотрудничества: Из опыта организации на ВДНХ СССР пропагандистских мероприятий Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. - М., 1978. - 33 с. -/Б-чка выстав.работника. ВДНХ СССР/.

109. Пристендовая литература для ВДНХ СССР: Метод.рекоменд. - М.: ВДНХ СССР, 1978. - 4 с.

110. Проблемы формирования дизайн-программ. /Отв.ред.Сидоренко В.Ф. и др. - М., 1982. - 112 с. - /Тр.ВНИМТЭ. техн.эстетика/.

111. Пронин Е.Й. Научно-техническая пропаганда в системе средств массовой информации. - М.: ИПКИР, 1982. - С.II.

112. Пространство в формировании структуры и образа предметной среды. /Отв.ред.Хан-Магомедов С.О. - М., 1983. -72 с. -/Тр.ВНИИТЭ. Техн.эстетика/.

113. Пузанов В.И. Сельхозтехника-78. //Техническая эстетика, 1978. - № 12. - С.16-21.

114. Пугачев Ю. Материалы Госкомитета СССР по делам изобретений и открытий. //Соц.индустрия, 14 ноября 1986 г. - С.2.

115. Разлогов К. Выставка и художественный процесс. //Декоративное искусство в СССР, 1986. - № 6. - С.4.

116. Ращупкина Л.И. Организация рекламы на ВДНХ СССР. //ВДНХ СССР, 1981. - № 12. - С.28-29.

117. Ревякин В. Новые типы универсальных выставочных зданий: Авто-реф.на соиск.уч.степ.канд.арх. - М., 1970.

118. Реклама и выставочное дело. - М., 1982. - 36 с. -,/Б-чка выстав.работника. ВДНХ СССР/.

119. Т25. Рождественский К. Ансамбль и экспозиция. - Л.: Художник РСФСР, 1970. - 231 с.

120. Романов И.И. Передвижные выставки: опыт организации и проведения, //ВДНХ СССР, 1979. - № I. - С.39-40.

121. Рязанцев И. Искусство советского выставочного ансамбля 19171970. - М.: Советский художник, 1976. - 350 с.

122. Садовская Н.В. Роль ярмарок в формировании планов производства и обеспечении рыночных и внерыночных потребителей. -Киев; Торговля, 1980. - С.8-12.

123. Сайч Н.С. Новая концепция организации ярморочной экспозиции.: УЖсыиЖьопхЖ - № 3. - С.56-57. - ВЦП. - 1 Б-3I5I5.

124. Санто Борис. Эффект от инноваций: опыт Венгрии. //Эко, 1987. - № I. - С.5.

125. Сборник положений, инструкций и методических указаний ВДНХ СССР.// ЩНХ СССР, 1978. - № 2. - 108 с.

126. Седака В. Передвижная выставка.: Сопьрм.Ьйп^ 1981. - № II. -С.27. - ВЦП - te Д - 57697.

127. Сильвестрова С.А. Показывает Венгрия. // Техническая эстетика, 1985. - te 8. - С.5.

128. Сильвестрова С.А. Техническая эстетика на службе качества. // Техническая эстетика, 1978. - № I. - С.7.

129. Сильвестрова С.А. Центр качества. // Техническая эстетика, - № 5. - С. 18.

130. Слепакова M. Наглядно и доходчиво. // ВДНХ СССР, 1983. -№ 2. - С.32.

131. Слово победителям смотра-конкурса "За эффективность пропаганды передового опыта и высокое качество обслуживания посетителей". - M., 1979. - 19 с. - /В помощь выстав.работнику ВДНХ СССР/.

132. Смирнова И.П. Изучаем запросы посетителей. // ВДНХ СССР, 1983. - № 2. - С.32.

133. Смирнова И.П. Справочно-информационный центр павильона. // ВДНХ СССР, 1979. - № 8. - С.32.

134. Совершенствовать среду социалистического образа жизни. // Декоративное искусство в СССР, 1985. - № 10. - С.24.1411 Спадаро Ф. Марио Беллини: архитектура для дизайна. /fôonbUô, 1988. - № 4. - С.14-15.

135. T4I. Спецэкспозиция - важная форма пропаганды: из опыта создания.-M., 1974. - 23 с. - /Б-чка выстав.работника. ВДНХ СССР/.

136. СССР на Всемирных выставках: Сб.материалов ТИП СССР. - М., 1975. - 79 с.

137. Степанов Г.В. Композиционные проблемы синтеза искусств. -Л.: Художник РСФСР, 1984. - 68 с.

138. Степанян Н. Шедевры и поделки внутри художественного процесса // Декоративное искусство в СССР, 1986. - К? 6. - С.6.

139. Стронг Рой. Музей и коммуникация.:Ми^егт}1983. - 1 138. -С.3-9.

140. Тарханов А. Мастера культуры за мир. // Декоративное искусство в СССР, 1986. - № 12.

141. Тельнов Н.И. Технические средства информации и обучения. - М.: Искусство, 1985. - 215 с.

142. Теория, практика и средства НТД: Сб.лекций /Под ред.Дера В.Г.-М.: ИПКИР, 1977. - С.2.- 146

143. Технические средства информации. - M., 1977. - 31 с. -/ Б-чка выстав.работника. ВДНХ СССР/.

144. Тимофеева M.И. Промышленный дизайн Латвии на стендах выставки.// Техническая эстетика, 1985. - № 5. - С.21.

145. Типовые выставочные конструкции: Альбом /Отв.ред.Федоров В.К. и др. - М.: Плакат, 1983. - 60 с.

146. Тондл Л., Пейша И. Методические аспекты системного проектирования.// Вопросы философии, 1987. - № 2. - С.26.

147. Угаров Н. Земля и люди. /./ Декоративное искусство, 1982. -Ш 2. - С.8.

148. Усов В.В. Рекламная деятельность информационных органов.: Метод.пособие. - M., 1979. - 82 с. - Библиогр.: С.80.

149. Устинов А.Г. Системный дизайн и дизайн-программирование: Проблемы и суждения./,/ Техническая эстетика, 1981. - № 12. -С.З.

150. Федоров В.К., Соловьева К.Ю. Еще один Дизайн-центр. // Техническая эстетика, 1987. - № 8. - С.4.

151. Феофанов O.A., Кокарев Б.В. Реклама и выставочное дело. -M., 1982. - С.5. -/Б-чка выстав.работника. ВДНХ СССР/.

152. Фирма Аргус Трейдинг Лимитед /США/: Информ.сб.ТПП СССР. -M., 1983. - К? 21. - С.7. - /Междунар.и иностр.выставки в СССР/.

153. Формы, методы и средства научно-технической пропаганды: Метод.пособ. - М.: ИПКИР; МЦНТИ, 1979. - C.88-III.

154. Франко-советская палата в Москве: Информ.сб.ТПП СССР, 1980. - К 16. - С.5. - /Междунар.и иностр.выставки в СССР/.

155. Фудзиеаки Кэн, Хисаси Такэ. Новая японская система управления. - Токио: Дайямондо-ся, 1986. - С.54.- 147

156. Художественное моделирование комплексного объекта: Сборник. /Отв.ред. Сидоренко В.Ф. - М., 1981. - 116 с.

157. Художественные проблемы предметно-пространственной среды: Современная практика, проблемы, история. /Под ред.Хан-Магомедов С.О. - М.: ВНИИТЭ, 1978. - 89 с.

158. Цельтнер В. Размышления на выставке. //Декоративное искусство в СССР, 1986. - № 10. - С.6.

159. Ченхэлл Роберт. ЭВМ в музее сегодня.:^бй€^гД978, - 3/4. -С.139-145.

160. Черкасов Г.Н. Взаимодействие архитектуры и дизайна. //Техническая эстетика, 1978. - № 4. - С.45.

161. Черневич Е.В. О выставке молодых дизайнеров. // Техническая эстетика, 1978. - fe I. - С.2.

162. Шер И. Компьютер в музее: действительность и проблемы.'.Ммсшп, 1978. - I ЗА. - С. 132-138.

163. Шилгави Л. Методика и практика выставочного дела. - Прага, 1982. - ВЦП - № И - 27823.

164. Шнейдер ¡0. Дизайн-центр в Будапеште. // Декоративное искусство в СССР, 1987. - №> 4. - С.9-13.

165. J7I. Эйдельман М. Истоки пропаганды.: 0 методике подготовки экспозиций, посвященных опыту передовых предприятий, в павильоне "Машиностроение". // ВДНХ СССР, 1979. - № 12. - С.28-29.

166. Эстетическая ценность объектов дизайна и ее функционирование в системе культуры. /Отв.ред.Иконников A.B. и др. - М., 1982. - 63 с. -/Тр.ВНИИТЭ. Техн.эстетика/.

167. Юматов В. Выставка в контексте искусства. //Декоративное искусство в СССР, 1985. - № 10. - С.7.

168. Юрягин А.К. Роботокомплексы: курс на безлюдную технологию.// Техническая эстетика, 1985. - № 7. - 18 с.- 148

169. Ярве П.Я. Новые потребности: рост и ограничение. // Вопросы философии, 1987. - № I. - С.4.

170. Allwood John. The Great Exhibitions. - London: Studio Vista, cop. 1977. - 192р.

171. Braune Michael. The Museum Interior: Temporaty a Permanent Display Techniques. - New-York: Yrchit.book publ.cop., 1982. - 160 p.

172. Design and Design Exhibition: ADI Comitato. - Milano, 179. -179p.

173. Hilgard R.E. Wprowadzenie to psychologii. - Warszawa: PWN, 1972. - 138 p.

174. Kerlow V., Rosebuch. J. Computer Graphics for Designers and Artists. - New-York: Van Nostrand Reinhold со., cop. 1986. -298 p.

175. Konikow Robert B. Exhibit Design. - New-York: PBC International, 1984. - 255 p.

176. Tobin N. The Changing Role of OR. // Journal of the Operational Research Society, 1980. - N 4. - P.24.

177. Frappschuh E., Kornazki P. Design Exhibition in Keln.// Form, 1974. - N 65. - P.20-24.

178. Un jeu mythologique. // Expo-News Magazine, 1987. - N 5. - P.13, 58.

179. Veron E. Levasseur M. Ethnographie de l'exposition, l'espace, le corps et le sens. - Paris: Seririsce des études et de la recherche; Bibl.publ.d'inform. Centre Georges Pompidou,1983. - 220p.

180. Neuburg H., Burtin W., Fischli H. Conceptions of International Exhibitions. - Zurich: ABC, 1969. - 212p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.