Основные тенденции современной выставочной деятельности художественного музея: на материале музеев Санкт-Петербурга рубежа XX - XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Панченко, Анна Сергеевна

  • Панченко, Анна Сергеевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 199
Панченко, Анна Сергеевна. Основные тенденции современной выставочной деятельности художественного музея: на материале музеев Санкт-Петербурга рубежа XX - XXI вв.: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2012. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Панченко, Анна Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ.с

Глава I. МУЗЕЙНАЯ ВЫСТАВКА КАК КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ И МЕТОДОЛОГИИ

1.1. Музей как пространство актуализации культурно-исторической памяти.с

1.2. Понятие «музейная экспозиция» и ее типология.с

1.3. Понятие «художественная выставка» и ее типология.с

1.4. «Театрализация» и «интерактивность» как направления выставочной деятельности современного музея.с

Глава II. ИСТОРИЗМ И СИНТЕТИЗМ КАК ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

2.1 Историзм как тенденция современной музейной выставочной деятельности.с

2.1.1. Художественная выставка как форма исторического диалога.с

2.1.2. Художественная выставка как форма персональной истории.с

2.2. Выставка как форма художественного синтеза.с

2.3. Феномен малой выставки в современном музейном пространстве: к проблеме культурно-исторического диалога. .с

Глава III. КОММУНИКАТИВНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ КАК ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУЦИЙ

3.1. Виртуальное бытие искусства и проблемы современной музейной выставочной деятельности: онтологический и аксиологический аспекты.

3.2. Коммуникативность как тенденция современной выставочной деятельности.с

3.3. Музейный интернет-сайт в системе репрезентации художественного наследия.с

3.4. Галерейный интернет-сайт в современном интерактивном художественном пространстве.с

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Основные тенденции современной выставочной деятельности художественного музея: на материале музеев Санкт-Петербурга рубежа XX - XXI вв.»

Диссертация посвящена выявлению и анализу основных тенденций современной выставочной деятельности художественного музея на материале выставок и экспозиций художественных институций Санкт-Петербурга последнего десятилетия.

Актуальность исследования. Одним из постоянно действующих, а также постоянно изменяющихся и совершенствующихся видов музейной деятельности является художественная выставка. Она интересна многим исследователям, так как вбирает в себя разнообразные компоненты и сочетания, в результате их синтеза, получается единый сложный организм. Экспозиционная и выставочная деятельность музеев преодолела путь от полной статичности к динамичности и новым формам демонстрации произведений искусства. Для того чтобы осуществить тот или иной выставочный проект, современные технические и экспозиционные достижения позволяют преобразовывать выставочное пространство при необходимости, использовать мультимедийные технологии, а также приглашать к сотрудничеству не только специалистов из других музеев, но и выставочных дизайнеров из других стран. Художественная выставка подобна театральному спектаклю: синтезируя в себе освещение, пространственную среду и предметы, она создает свою неповторимую художественную среду, в которую вовлекает посетителя и делает его соучастником художественного процесса.

Художественная выставка является важным элементом современного культурного процесса, выполняя разнообразные культурно-эстетические (актуализация современного искусства, актуализация художественного наследия прошлого) и социальные (организация культурного досуга) функции, определяя черты художественного сознания эпохи и эстетические предпочтения. Выставка, как выражение современных эстетических и общекультурных факторов, утвердилась в статусе самостоятельного и самоценного жанра творчества. Типология и направленность выставочной деятельности во многом зависят от общекультурной ситуации, изменений социального заказа общества, а также от общих художественных и архитектурных концепций эпохи. Выставка является эффективным «полигоном» для «испытания» концептуальных решений и новых технологий.

Выставка рассматривается в современной теории искусства как «способность средствами различных экспозиционных форм заострять общественный интерес на непреходящих ценностях человеческого бытия, обращаясь к наиболее волнующим явлениям искусства» (C.B. Богородский). Современная выставка включает большое количество различных подходов к организации экспозиционных решений «от самых традиционных» до «многогранных систем концептуального дизайна», «эмоционально-образного построения экспозиции» и «театрализованному» сюжетно-драматургического построения» (Т.В. Майстровская).

Выставка, сочетая репрезентативные, творческие, эстетические функции, решает разнообразные гуманитарные задачи:

- актуализация культурно-исторической памяти и художественного наследия;

- формирование культурного и художественного пространства;

- актуализация современных форм искусства, и создание художественных проектов.

Пространство выставки сегодня - это не просто форма демонстрации произведений мировой культуры и искусства, но и форма художественной коммуникации, благодаря которой человек может не только обогащает свой культурно-исторический и социальный опыт, но и приобретает новый (эмоционально-психологический и художественный) опыт. Выставочное пространство - это сфера взаимодействия культур, сфера воссоединения знания и чувства, «территория» трансляции духовного опыта, накопленного человечеством.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется:

- необходимостью научного, искусствоведческого осмысления художественной выставки в структуре современных социальных и художественных коммуникаций как фактора развития современной культуры и художественного сознания;

- значимостью выставочной деятельности в ее многообразных формах и тенденциях (мношжанровость, историзм, тематизация, концептуальность, технологичность, интерактивность, открытость, вариативность, синтетичность и другие) в современной художественной культуре;

- оценкой перспектив развития современных форм выставочно-экспозиционной деятельности в контексте глобализации культуры и роли новых технологий.

Степень разработанности проблемы. Феномен художественной выставки в гуманитарном знании, в том числе в искусствоведении рассматривается в различных аспектах. Художественная выставка является уникальным явлением в культуре, что предполагает междисциплинарные подходы к ее изучению, использованию методик таких наук, как искусствоведение, культурология, музееведение, эстетика и другие. Художественную выставку рассматривают с таких позиций, как пространственные решения, с точки зрения художественной коммуникации, а также как средство арт-терапии и музейной педагогики.

В научной литературе феномен выставочной деятельности художественного музея рассматривается в контексте функционирования музея как социальной институции художественной культуры (Е.А. Богатырев1, О.В. Беззубова2, Т.П. Калугина3, Ф.Г. Кротов4,

Богатырев Е.А. Музей как социокультурный феномен современного российского мегаполиса. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. СПб., 2011.-24 с.

2Беззубова О.В. Некоторые аспекты теоретического осмысления музея как феномена культуры//Триумф музея? Сборник научных трудов. СПб.: Осипов, 2005. С.6-27.

3Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры - СПб.: Петрополис, 2002 -349 с.

4 Кротов Ф.Г. О задачах совершенствования экспозиций исторических и краеведческих

К.Г. Левыкина,1 H.B. Нагорский2, А.И. Михайловская,3 C.B. Пшеничная4, В. Хербст5, Т.Ю. Юренева6 и др.). Другие аспекты рассмотрения выставочной деятельности художественных институций: историческим (А.Б. Закс7, Г.Л. Малицкий8, E.H. Мастеница9, Д.А. Равикович10, A.M. Разгон11, К.Е. Рыбак12, А.Е. Коропов13, К.Г. Левыкина, Л.М. Шляхтина14, Т.Ю. Юренева и др.), предметом которого является исследование исторической динамики форм выставочной и экспозиционной деятельности в контексте истории культуры и искусства;

- теоретико-методологический и практический (О.Б. Архипова15, В.М. Ахунов16, C.B. Богородский17, Ф.А. Костриц18, В.В. Литвинов19, музеев //Музейное дело в СССР: сборник научных трудов Центрального музея Революции СССР. -М„ 1983— с. 8-9

1 Музееведение.Ред. проф. К.Г. Левыкина, проф. В. Хербст. Москва: Высшая школа., 1988.430 с.

2 Нагорский Н.В. «Музей в духовной жизни общества» - СПб, 2004. - 432 с. 3Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М. Советская Россия. 1964.- 518 с, илл. "Пшеничная СВ. Музей как социокультурный феномен. Информационно-коммуникативная модель: Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологических наук. СПб., 1999.- 196 с.

5Музееведение.Ред. проф. К.Г. Левыкина, проф. В. Хербст. Москва: Высшая школа., 1988.430 с.

6Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М.: Русское слово. 2003.-536 с. 7 Закс А.Б. Из истории экспозиционной мысли советских музеев (1917-1936)//Труды НИИ Музееведения. 1970.№22

8Малицкий Г.Л. Основные вопросы истории музейного дела в России (до 1917 г.)// Очередные задачи перестройки работы краеведческих музеев. М. 1950. 9Мастеница E.H. Новые тенденции развития музея и музейной деятельности.//Триумф музея? СПб. 2005-458 с.

10Равикович Д.А. Социальные функции и типология музеев// Музееведение. Вопросы теории и методики. М., 1987; Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1988. "Разгон A.M. Общетеоретические вопросы музееведения в научной литературе социалистических стран//Музейное дело и охрана памятников.М. 1984. Вып.1. 12Рыбак К.Е. Музей в нормативной системе (историко- культурологический анализ). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии. СПб., 2006.-35 с.

Коропов А.Е. Музееведение. 2-е издание исправленное и дополненное.М.: Инфра-М, 2000.311 с.

14Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. М: Высшая школа, 2005 -183 е., илл. 15Архипова О.Б. Современные формы актуализации художественного наследия в музее (опыт специальных программ Государственного Эрмитажа): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. / СПбГУП. СПб., 2004. 26с. 16Ахунов В.М. «Современные формы культурно-образовательной деятельности в художественном музее (Опыт Государственного Русского музея) диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб, 2006., 231 с

A.B. Ляшко1, M.T. Майстровская2, H.B. Мазный3, Т.П. Поляков4,

5 6 7

C.B. Пшеничная, Е.А. Розенблюм , О.С. Сапанжа , Е.О. Торопова и др.);

- выставка как форма коммуникации, как знаковая и семантическая система (О.В. Беззубова, З.А. Бонами8, Е.В. Волкова9, P.P. Клике10, Т.П. Поляков, Е.А. Розенблюм, Е.О. Торопова, Э.А. Шулепова и др.), что предполагает анализ способов организации выставочно-экспозиционного пространства в аспекте взаимодействия «экспонат - зритель».

Однако, несмотря на большое количество научных исследований в области музейной и выставочно-экспозиционной деятельности, внимание исследователей, главным образом, обращено на социальный, исторический, а также практический аспекты выставочной деятельности, в то время, как рассмотрению выставки как целостной художественно-образной системы, как духовной и структурно-семантической целостности, включающей в себя онтологический, гносеологический, семантический, эстетический и

17 Богородский C.B. Художественная выставка в условиях современной культуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 2007., 165 с 18Костриц Ф.А. Репрезентация современного искусства в музее. Теоретические и практические аспекты. Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Спб., 2009-23 с.

Литвинов В.В. Практика современной экспозиции: Монография, Рудизайн, 2005 - 352 с.

1Ляшко A.B. Выставочная культура Петербурга: тенденции современной художественной жизни.//Триумф музея? СПб. 2005.- 458 с.

2Майстровская М.Т. Музейная экспозиция. Искусство - Архитектура - Дизайн - М. 2002 -275с., 25 илл.

3Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы -М.1997-211с.

4Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования или как делать музей-2 М., 2003. 456 с.

5Розенблюм Е.А. Время и пространство в музейной экспозиции//Музейная экспозиция. Серия электронных изданий MUSEUM PRO. Выпуск 4.О.М., 1997

6Сапанжа О.С. Культурологическая теория музейности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии. Спб., 2011.-58 с.

Торопова Е.О. Художественная выставка. Методика организации экспозиции -МаргИнфо СП62003. 44с.

Бонами З.А. Основы музейной коммуникации // Формы и методы научно-просветительской работы музеев. Сб. научн. трудов / Центральный музей Революции СССР. М., 1986. С.50-52.

9Волкова Е.В. Зритель и музей (Понимание и объяснение, сопереживание и созерцание). М., Знание, 1989 г. 64 С.

10Кликс P.P. Художественное проектирование экспозиции М.: Высшая школа., 1978. 368 с. аксиологический аспекты, уделяется гораздо меньше внимания.

Объект исследования - феномен художественной выставки в контексте современной культуры и динамики современного художественного процесса.

Предмет исследования - основные тенденции современной выставочной деятельности художественных институций (историзм, синтетизм, коммуникативность, технологичность) на материале выставок и экспозиций, осуществленных в Санкт-Петербурге последнего десятилетия.

Цель диссертационной работы заключается в выявлении и анализе основные тенденции современной выставочной деятельности художественных институций и построение их типологии.

Задачи исследования:

1. Раскрыть музейное пространство как сферу актуализации культурно-исторической памяти;

2. На основе анализа научной и специализированной литературы, а также практики современной музейной и галерейной деятельности представить экспликацию понятий «выставка» и «экспозиция»;

3. Выявить и проанализировать основные тенденции выставочной деятельности художественного музея как пространства актуализации культурно-исторической памяти;

4. Представить историзм и синтетичность как ведущие тенденции современной выставочной деятельности художественного музея;

5. Показать значение малой выставки в современной музейной практике;

6. Раскрыть значение коммуникативности и технологичности как факторов развития современной выставочной деятельности;

7. Раскрыть значение виртуальных художественных форм в выставочной деятельности современного музея.

Теоретико-методологическим обоснованием данного диссертационного исследования являются научные труды по музееведению, эстетике, теории и философии искусства, а также по социологии и психологии искусства. Данное исследование сосредоточено, главным образом, на исследовании выставки как знаково-символической и коммуникативной системы. Выставка понимается как связующее звено между художественным наследием и актуальной проблематикой современности. Ключевыми понятиями данной диссертационной работы являются:

• Художественный образ как духовная и структурно-семантическая целостность, включающая в себя онтологический, гносеологический, семантический, эстетический и аксиологический аспекты (В.П. Бранский1, A.JI. Казин2, М.С. Каган3, A.C. Мигунов4, И.Б. Роднянская5, Т.Е. Шехтер6 и др.)

• Художественное пространство как интегральное свойство произведения искусства и художественного процесса, как сфера бытования п искусства, как способ формирования художественного образа (Р. Арнхейм , М. Мерло-Понти8, Н.М. Тарабукин8, И.П. Никитина9, Т.Е. Шехтер, и др.);

• Художественная выставка как форма художественной коммуникации и способ актуализации культурно-исторического и

Бранский В.П. Искусство и философия. М.: Янтарный сказ, 1999, 451 с.

2Казин A.J1. Художественный образ и реальность: Опыт эстететико-искусствоведческого исследования/ A.JI. Казин. JL: Издательство Ленинградского Университетата, 1985.120 с.

3 Каган М.С. Философия культуры СПб, ТОО ТК Петрополис, 1996 .-С. 416.

4Мигунов A.C. Искусство и процесс познания/ A.C. Мигунов. М.: Издательство МГУ.

1986.120 с.

Роднянская И.Б., Кожинов В.В. Образ художественный // Краткая литературная энциклопедия. Т. 5. Стлб. 363-369.

6Шехтер Т.Е. Художественное воображение и логика фрактала// Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. Сс.58-62

Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994. 392 с.

8Морис Мерло-Понти. Феноменология восприятия. /Пер. с фр. под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. СПб., Ювента, Наука. 1999. 608 с.

8Тарабукин, Н. М. Проблема пространства в живописи / Н. М. Тарабукин // Вопросы искусствознания. 1994. № 1. С. 319—336.

Никитина, И. П. Эстетика : [учебное пособие для вузов] / И. П. Никитина. М.: Высшая школа, 2008. 766 с. и художественного наследия (З.А. Бонами, C.B. Богородский, А.Ю. Волькович1, М.Б. Гнедовский2, В.Ю. Дукельский3, Н.В. Мазный, М.Т. Майстровская, H.A. Никишин4, Т.П. Поляков, C.B. Пшеничная, Э.А. Шулепова и др.);

• Художественное сознание как сфера бытования представлений о природе, смысле и назначении искусства и его языка, художественных вкусов и предпочтений, идеалов, эстетических концепций (O.A. Кривцун5, Т.Е. Шехтер и др.).

• Художественная реальность как способ выражения и условие существования художественного сознания, как единство актуализованного культурой художественного наследия, художественной практики эпохи и художественных идей, одухотворяющих творческий поиск времени; как системы художественных образов произведения искусства (В.Ю. Борев6, Т.Е. Шехтер и др.);

В диссертационной работе выставка рассматривается как форма воплощения парадоксов «исторической компенсации» и «символической интерпретации» в искусстве (Т.Е. Шехтер).

Методы диссертационного исследования. В работе над диссертацией автор использовал комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и практическое осмысление темы. Методика исследования выстраивается на анализе музейной выставки в совокупности ее технологических, пространственных, экспозиционных, художественно-образных решениях. Ключевым понятием анализа выступает понятие

Волькович А.Ю. Музейная экспозиция как семиотическая система: Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологических наук/ А.Ю. Волькович. СПб., 1999. 192 с.

2Гнедовский М.Б. Музейная коммуникация и ритуал // Некоторые проблемы исследований современной культуры. Сб. научн. Трудов / НИИ Культуры. М., 1987. С.35-44.

3Дукельский В.Ю. Культурный проект: от замысла к реализации//Музей будущего: информационный менеджмент. М.: Прогресс-Традиция. 2001.С.82-92. "Никишин H.A. Язык музея как универсальная моделирующая система музейной деятельности. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. С.7-15.

5Кривцун O.A. Психология искусства. М.: Литературный институт, 2000. 224с.

6Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев. М,: Высш. шк., 2002. 511с. выставочный образ». К основным методам диссертационного исследования относятся:

• Аналитический метод исследования деятельности художественного музея;

• Типологический метод с целью систематизации основных тенденций современной выставочной деятельности;

• Метод художественно-стилистического и образного анализа художественных выставок;

• Сравнительно-описательный метод анализа интернет-сайтов художественных музеев и галерей современного искусства;

• Метод семантического анализа музейной выставки, направленный на раскрытие ее образной и смысловой природы;

• Принципы образно-стилистического, иконографического, символико-интерпретационного и ценностного анализа произведения искусства.

Гипотезой исследования является предположение о существовании нескольких тенденций современной музейно-выставочной деятельности, обладающих общими образно-стилистическими характеристиками. К таковым тенденциям относятся: историзм, коммуникативность, синтетичность, технологичность. Особую смысловую стилистическую форму представляет собой феномен малой выставки.

Источники исследования:

1). Осуществленные за последние годы художественные выставки в крупных художественных музеях и институциях Санкт-Петербурга:

- Государственный Эрмитаж: «Танец. К 100-летию «Русских сезонов» С.П. Дягилева»; «Дягилев. Начало»; Энтони Гормли «Во весь рост. Античная и современная скульптура»; «Центр Помпиду в Государственном Эрмитаже»; Тициан «Мадонна с младенцем и Святой Екатериной (Мадонна с Кроликом)»; П. Пикассо «Обнаженная в красном кресле»; «Гроза» Джорджоне, «Лютнист» Караваджо.

-Государственный Русский музей: «Вера Мухина 1889-1953. Посвящается 120-летию со дня рождения», «Петр Кончаловский. К эволюции русского авангарда», «Небо в искусстве»;

- Лофт проект Этажи «Межвременье»;

- Креативное пространство «Ткачи» «Видение» и другие.

• научные труды (монографии, сборники статей, материалы конференций, диссертации и другие), соответствующие теме диссертационного исследования (теория и история искусства, философия культуры, музееведение, теория, методика и практика выставочно-экспозиционной деятельности);

• научные каталоги и пресс-релизы музейных выставок (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей)

• Критические статьи, рецензии, профильные электронные ресурсы.

Научная новизна исследования заключается в осмыслении и обобщении современных принципов экспонирования, а также составления на их основе современной типологии выставочной деятельности. На основе составленной типологии был проведен анализ современных крупных выставочных проектов музеев и художественных институций Санкт-Петербурга. Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Выявлены и проанализированы основные тенденции современной выставочной деятельности художественных институций: синтетичность, историзм, технологичность, коммуникативность.

2. На основе выявленных тенденций сформулированы устойчивые концепции, наиболее распространенные в современной выставочной практике, каждая из которых обладает общими образно-стилистическими и экспозиционными решениями (исторический диалог; индивидуальная неповторимость художественного произведения; художественный синтез; интерактивная художественная коммуникация; создание персональной истории и др.).

3. Дана оценка «виртуальным» формам выставочно-экспозиционной деятельности.

Практическая значимость. Данное диссертационное исследование может служить источником для исследований проблематики выставочной и экспозиционной деятельности художественных институций. Работа может применяться в качестве методического пособия в преподавании учебных дисциплин (музееведение, история и практика выставочного дела, дизайн выставок и презентаций). Результаты диссертационной работы могут быть использованы в практической деятельности музеев и галерей, в частности в разработке экспозиционных решений выставок, а также в качестве практических рекомендаций в музейно-выставочной работе.

Положения, выносимые на защиту:

1). Обоснование методики описания и анализа современных форм выставочной практики художественных институций, включающей в себя название выставки и ее концепцию, предметный и визуальный ряд выставки, экспозиционное и пространственное решение выставки, технологическое решение выставки, художественный образ выставки.

2). Выявление и обоснование основных модификаций выставочной деятельности художественных институций на основе принципов историзма и синтетизма:

- Художественная выставка как форма исторического диалога;

- Художественная выставка как форма создания персональной истории;

- Художественная выставка как формирование индивидуальной неповторимости произведения искусства;

- Выставка как форма художественного синтеза.

3). Выявление и обоснование основных модификаций выставочной деятельности художественных институций на основе принципов технологичности и коммуникативности:

- Выставка как форма интерактивной художественной коммуникации;

- Выставка как форма «виртуального бытия» искусства.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в 9 научных публикациях, в том числе в изданиях, определенных ВАК. Кроме того, результаты диссертационного исследования обсуждались на всероссийских научно-практических конференциях «Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок» (СПб.: СПбГУП, 2009-2012 гг.). Некоторые положения диссертационного исследования были применены в практической работе диссертанта в Центральном военно-морском музее: работа над топографо-экспозиционном планом при подготовке новой экспозиции в здании Крюковских (Морских) Казарм, оформление музейных выставок, а также при создании интернет-сайта музея.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. Общий объем диссертации -198 стр. Библиография включает 170 наименований на русском и английском языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Панченко, Анна Сергеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования,* можно заключить, что художественный музей в настоящее время переживает переходный период от устоявшихся правил и норм работы к новым формам организации и развития досуга для своих посетителей. Если ранее музей был сконцентрирован на хранении и статичной демонстрации артефактов, которые находились в экспозиции и неизменных условиях хранения и демонстрации, то теперь, поддаваясь требованиям современного мира, музеи ступили на путь динамики развития. Это характеризуется, во-первых, стремлением реорганизации выставочного пространства, во-вторых, желанием продемонстрировать посетителям либо уже хорошо знакомые им экспонаты в новой, неожиданной экспозиционной канве, либо продемонстрировать то, что посетитель никогда не видел, таким образом, вызвать интерес к институту музея. Уникальность художественного музея заключается в том, что произведение искусства как таковое превалирует над выставочным или экспозиционным пространством. Художественный музей призван напомнить нам о том, кто мы и каково наше место в этом мире.

В современном мире музей меняется постепенно, отходя от прежних, устаревших форм экспонирования, желая приобретать новый опыт, в этом ему помогают совместные выставочные проекты С /зарубежными коллегами или приглашенные специалисты из-за рубежа.

В музейной практике есть два понятия: «экспозиция» и «выставка». Обе эти формы существования музейного предмета в пространственной среде строятся по своим законам. Сегодня под экспозицией понимается целостно предметно-пространственная система, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом. Выставки — наиболее динамичная форма экспозиционной деятельности, способствующая на разных этапах музейной жизни возникновению, развитию и соверщенствованию основной экспозиции; совокупность предметов, выставленных для обозрения на определенный срок, временная экспозиция. Если экспозиция — это нечто устоявшееся, трудноизмеримое и консервативное, то выставка, наоборот, величина постоянно меняющаяся.

Музеи являются институциями, хранящими и концентрирующими культурную память через выставляемые предметы. Когда посетитель находится в зрительном контакте с музейным предметом, через него он дотрагивается до прошлого нации, пытается воспроизвести пробелы истории и культуры посредствам представленных в экспозиции музея предметов. Экспонат способен выступать в качестве источника сведений о явлениях культуры, природы, об исторических событиях. Музейный предмет способен «отражать» действительность, так как он веществен, материален. Он - «след», «остаток» реальной действительности, в наибольшей мере вводящей нас в обстановку прошедших или свершающихся событий. В этом аспекте большое значение имеет феномен вещи, так как именно ,он отвечает за передачу информации о предыдущем культурно-историческом опыте посетителю. В культурологии вещь понимается как форма накопления и передачи культурного опыта и носителя социокультурных функций и смыслов. Понятие «вещь» вмещает в себя разнообразное понятие смыслов, в частности, такие как онтологический, функциональный и экзистенциальный смыслы. Существуют также смыслы, указывающие на социальный статус человека, на его стремление следовать моде (актуальный смысл). Если говорить о музейной вещи, то здесь, главным образом, основными смыслами вещи являются духовный и культурно-исторический. Здесь предмет несет в себе представления о мироустройстве человека, информацию об истории, образе жизни предыдущих поколений, словом, музейный предмет является «связующим» звеном в цепочке «посетитель-история», так как вещь несет в себе те смыслы, которые мы с ней связываем.

Когда речь заходит о значении вещи и об актуализации ее культурно-исторического смысла в музее, в этот процесс включается механизм художественной коммуникации». Она характеризуется как своеобразный диалог между автором и читателем, слушателем или зрителем, опосредуемый произведением искусства. В коммуникацию включается как активные компоненты само произведение и воспринимающая его аудитория. Один из важных аспектов, который стоит принять во внимание при упоминании художественной коммуникации - это возможность и способность человека читать «текст». «Музейный язык» по своей природе принадлежит к знаково-предметным языкам культуры, генетически восходящим к древнейшему «предметному» способу передачи информации путем демонстрации конкретного предмета) и к возникшему на его основе предметно-визуальному, предметно-акустическому, предметнообонятельному, предметно-тактильному способам связи. Неотъемлемой частью «художественной коммуникации» является «музейная коммуникация». Именно это понятие является ключевым в отношениях «посетитель» - «предмет». «Музейная коммуникация» заключается в своего рода «общении» посетителя с оригинальным предметом: способность понимать этот язык, общение с предметами и возможность экспозиционеров выстраивать «повествование» предметов и является целью такой коммуникации. Музей имеет полное право являться частью этого типа коммуникации, так как является посредником между произведением автора и посетителем (реципиентом).

Феномен музея заключается в том, что он способен работать с группами посетителей и с индивидуальными посетителями одновременно. Существуют несколько типов восприятия посетителем произведения искусства (нецелостное художественное восприятие, ориентация на форму вне смысла, собственно художественное восприятие). Из этой градации, очевидно, что не только личный жизненный и культурный опыт помогают посетителю «освоить» музейный язык, но и степень общей художественной подготовки также немаловажна в данном аспекте. Один и тот же человек на разных этапах своей жизни может представлять одну из этих категорий: чем V л

I I старше человек становится, тем больше он накапливает необходимых знаний, развивает свое воображение, образное мышление и способен живо реагировать на предложенное произведение искусства.

За последние срок лет было написано много трудов, которые подробно исследовали выставочные приемы крупных музеев на территории Советского

Союза и на постсоветском пространстве. Теоретиков и практиков музейного дела и организации выставочного пространства интересовали оригинальные художественные приемы, с помощью которых можно было бы воздействовать на посетителя. Таким образом, появлялись различные классификации и теории, которые тут же реализовывались в экспозиционных пространствах музеев.

Современная выставочная практика строит свои выставочные проекты на основе нескольких устойчивых концепциях. Каждая из этих концепций характерна для определенного сюжета выставки и эти направления востребованы сегодня музеями:

1. Выставка как форма исторического диалога. На примере данных проектов, можно выделить следующие общие черты, характерные для выставок такого плана. Это свободное пространство для перемещения посетителя перед витринами, арт-объектами и скульптурами. Преобладание искусственного света над естественным освещением, наличие тачскринов и видеотехники не разрушают художественную среду, а дополняют ее. Особым фактором здесь служит предметный ряд выставки. Во всех трех случаях, выбор живописи, скульптуры и графики способствует актуализации посетителя своего культурно-исторического прошлого, а в случае с выставкой «Во весь рост. Античная и современная скульптура», это еще и непосредственная возможность посетителя вступить в прямой диалог с историей.

2. Выставка как формирование индивидуальной неповторимости художественного произведения. Одной из востребованных по сей день форм организации выставочного пространства является «Выставка одного 4 произведения искусства». Такие выставки, как правило, устраиваются, для того, чтобы подчеркнуть уникальность произведения искусства. С целью его выделения из предметного ряда других экспонатов, предмет либо экспонируют отдельно в пустом помещении, чтобы ничто не отвлекало от просмотра, либо создают вокруг него «адекватную» его художественному образу среду. Можно выделить основные позиции, на которые опираются при организации выставок такого типа:

1. Персоналия автора (П.Пикассо «Обнаженная в красном кресле», Ж. Д. Энгр «Портрет Гране»); , .

2. История картины («Даная» Рембрандт, «Благовещение» Ян ван Эйк , «Венера перед зеркалом» Тициан.);

3. Сюжет картины («Лютнист» Караваджо, «Семейство Беллелли» Э. Дега.);

4. «Вновь открытый шедевр» (К этой категории можно отнести выставки типа «Экспонат в фокусе», которые, как правило, приурочены к демонстрации «найденных» в недрах музейных фондов художественных произведений, к произведениям, которые спешат выставить после реставрации, дабы продемонстрировать всегда поразительный эффект «до» и «после»).

3. Выставка как форма художественного синтеза (проблемно-тематическая выставка, где разноплановые художественные произведения сгруппированы в рамках обозначенной темы). В данном случае, это живопись, скульптура, инсталляция и арт-объекты, которые объединены общей темой «неба» (Государственный Русский музей) или двенадцать арт-объектов, выполненных разными французскими художниками в разные годы на протяжении всего XX века (Государственный Эрмитаж), которые знакомят посетителей с искусством Франции XX века.; Обе выставки были организованы в максимально просторных залах, их объединяет концепция, предусматривающая демонстрацию разноплановых предметов, показ видеоарта и элементы интерактива: на выставке в Государственном Русском музее посетителю предлагалось нажать на кнопку и, таким образом, появлялся пар, символизирующий облака, в Государственном Эрмитаже посетителю предлагалось пройти по туннелю (объект «Маяк»), таким образом, осуществив переход из одной реальности в другую. Новая художественная реальность здесь создается при непосредственном участии посетителей.

4. Выставка как форма интерактивной художественной коммуникации. В данном случае под понятием «интерактивность» следует понимать возможность непосредственного со-участия посетителя в происходящем (такие формы со-участия как видеоарт, различные инсталляции, где посетитель находится не в роли пассивного наблюдателя, а принимает активное участие в создании новой художественной реальности. Это происходи как в форме выставки как художественного синтеза, так и в форме некоего чувственного восприятия происходящего на экране во время просмотра видеоролика, где посетитель ощущает себя не столько зрителем, сколько участником происходящего, свидетелем, собеседником («Была хорошая погода», «Аннли», «список участников»).

При анализе данных проектов выделяются следующие характерные черты:

1. Пространственное решение (Для демонстрации выбрано помещение бывшей фабрики хлебозавода);

2. Оба пространства изолированы от' / остальной экспозиции (отдельный этаж);

3. Восприятие (Практически перед каждым экраном стоят банкетки, для того, чтобы каждый посетитель смог посмотреть ролик до конца, погрузившись в происходящее на экране. За счет изолированности посетителя, темноты, создается ощущение полного взаимодействия с происходящим на экране);

4. Технологическое решение (Присутствие минимального искусственного освещения, преобладание полумрака; выставочное пространство смоделировано щитами, обитыми черной тканью или покрашенными темной краской, таким образом, создается череда коридоров с небольшими комнатами, где и происходит демонстрация видеоарта).

Обе выставки также поднимают остросоциальные темы, задают вопросы о месте человека и искусства в современной шкале ценностей, но, как показывают представленные на выставке работы, на протяжении более двадцати лет, вопросов всегда больше, чем ответов. В целом, видео-арт, представленный на выставках, являясь неотъемлемой частью современного художественного процесса, служит убедительным доказательством того, что актуальное искусство является феноменом не только, а порой и не столько художественным, сколько социальным.

5. Выставка как форма персональной истории. На примере этого типа выставок, можно выделить следующие общие черты: предметный ряд, представленный на выставке, состоит исключительно из работ художников, таким образом, монографический тип выставки позволяет проследить творчество художников в его развитии. Разнообразный материал (живопись, графика, скульптура, стекло, коллаж) помогает посетителю составить более полное представление о творчестве в целом. В обоих случаях канва выставочного повествования не выдержана в хронологическом порядке, а, в случае с выставкой В.И. Мухиной, сформирована по условным группам: эскизы к театральным постановкам, графика, скульптура, изделия из стекла; в случае с выставкой П.П. Кончаловского, идет постепенная демонстрация его работ в разных техниках и жанрах (акварель, коллаж, живопись, графика и.т.д.). Таким образом, можно сделать вывод, что монографический ряд экспозиционно-выставочной деятельности способствует наиболее полному раскрытию темы творчества художника по'средством экспонирования разнообразного художественного материала.

При анализе этих проектов, можно проследить тенденцию, что основной задачей выставки любого типа является соучастие посетителя. Вся художественная среда строится таким образом, что посетитель чувствует себя активным участником художественного процесса и эмоционально вовлекается в выставочное пространство. Можно сделать вывод также, что большой интерес наблюдается к созданию выставок типа «Экспонат в фокусе», где все внимание сосредоточено на одном произведении искусства, так как это трудоемкий, но одновременно и увлекательный процесс, то выставки такого плана проходят не очень часто, но наблюдается некоторая периодичность в демонстрации («Шедевры музеев мира в Эрмитаже», а также проекты Гмии. им Пушкина). Сегодня выставка — это не просто способ демонстрации шедевров мировой художественной культуры, но и средство художественной коммуникации, благодаря которому каждый посетитель может не только актуализировать свой исторический и социальный опыт, но и приобрести нов^,ш эмоциональный и художественный опыт.

Музеи становятся местами взаимодействия культур, восстанавливающими связь между знанием и чувством. Именно во временной предметно-пространственной среде музея осуществляется трансляция духовного, культурного опыта, накопленного человечеством за многие века его существования. I

188

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Панченко, Анна Сергеевна, 2012 год

1. 100 великих музеев мира / Автор-составитель H.A. Ионина. М.: Вече, 2002. 512с.

2. Актуальные проблемы выставочной деятельности художественных музеев: Материалы научной конференции «Випперовские чтения 2006». Выпуск XXXVII. Тула: Власта, 2008. 144 с.

3. Акулич Е.М. Музей и регион: Монография. Екатеринбург: Издательство УрГУ, 2004. 427с 1 ;

4. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб.: ДНК, 2001.200с.

5. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. М.: Сов. художник, 1979. 287с.

6. Архипова О.Б. Современные формы актуализации художественного наследия в музее (опыт специальных программ Государственного Эрмитажа): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. / СПбГУП. СПб., 2004. 26с.

7. Ахунов В.М. «Современные формы культурно-образовательной деятельности в художественном музее (Опыт Гоёударственного Русского музея) диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб, 2006. 231с.

8. Байгузина E.H. Интерпретация античного наследия в театрально-декорационном творчестве Л.С. Бакст. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, 2008. 26 с.

9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 482с.

10. Бачинин В.А. Социология: Энциклопедический словарь. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. 288с.

11. Беззубова О.В. Некоторые аспекты Теоретического осмысления музея как феномена культуры // Триумф музея? Сборник научных трудов. СПб.: Осипов, 2005. С.6-27.

12. Беззубова О.В. Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса // Коммуникация и образование. Сборник статей / Под ред. С.И. Дудника. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. С.418-427

13. Беззубова О.В. Музей как инстанция художественного, научного и идеологического дискурсов: Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук / СПбГУ. СПб., 2003. 22с.

14. Богатырев Е.А. Музей как социокультурный феномен современного российского мегаполиса. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. СПб., 2011. 24 с.

15. Богородский C.B. Художественная выставка в условиях современной культуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 2007. 165 с.

16. Бонами З.А. Основы музейной коммуникации // Формы и методы научно-просветительской работы музеев. Сб. научн. трудов / Центральный музей Революции СССР. М., 1986. С.50-52.

17. Брайан О'Доерти Внутри белого куба. 1976 Contemporary cultures of display., 1999. C.26

18. Валери П. Проблема музеев // Валери П. Об искусстве. М.: Искусство, 1993. 507 с.

19. Введение в социологию искусства / Дуков Е.В., Жидков B.C. и др. СПб.: Алетейя, 2001. 196с.

20. Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. 219 С.

21. Васильчук М.О. Художественный рынок и тенденции развития музейного пространства // Художественный рынок как объект гуманитарного знания. СПб.: СПбГУП, 2004. С. 160-169.

22. Волкова Е.В. Зритель и музей (Понимание и объяснение, сопереживание и созерцание). М.: Знание, 1989. 64 С.

23. Выготский JI.C. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000. 410 с.

24. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы филос. Герменевтики: пер.с. нем./ Общ. Ред. И вступ. Ст. Б.Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. 704 с.

25. Гнедовский М.Б. Музейная коммуникация и ритуал // Некоторые проблемы исследований современной культуры. Сб. научн. Трудов / НИИ Культуры. М., 1987. С.35-44. '

26. Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации в капиталистических странах: теория и практика // Музейное дело и охрана памятников. Обзорн.информ. Вып.1. М. Государственнаябиблиотека им. В. И. Ленина. 1986. 40 с.

27. Гнедовский М.Б. Проектирование прошлого и музей будущего: Метаморфозы проектного подхода в музейном деле // Социальное проектирование в сфере культуры. Прорыв к реальности. Сб. науч. тр. / НИИ культуры. М., 1990. С.85-100. •• s ,

28. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994. 296 с.

29. Гройс Б. О музее современного искусства // Художественный журнал. 1998. № 23. Сс 42-48.

30. Гусев Э.Б., Прокудин В.А., Салащенко А.Г. Выставочная деятельность в России и за рубежом: Учебно-методическое пособие/Под ред. Акад. РАН Н.П. Лаверова. М.: Дашков и К, 2005. 516 с.

31. Дукельский В.Ю. Культурный проект: от замысла к реализации // Музей будущего: информационный менеджмент. М.: Прогресс-Традиция, 2001.С. 82-92.

32. Музееведение. Вопросы теории и 'методики / Редкол.: В.Ю. Дукельский и др. М., 1987. 168 с. (Сб. научных трудов НИИ культуры).

33. Ерохин С.В Эстетика цифрового компьютерного изобразительного искусства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 2010 г.

34. Жидков B.C., Соколов К.Б. Искусство и картина мира. СПб.: Алетейя, 2003. 464с.

35. Зверьков Е.И. Советское изобразительное искусство и музеи. Тезисы доклада//музей и современный художественный процесс. Сборник тезисов научной конференции музейных работников. 16-21 октября. Красноярск, 1989г., С 12.

36. Каган М.С. Морфология искусства. М.: Искусство, 1972. 440 с.

37. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 416 с.

38. Казин А.Л. Художественный образ и реальность: Опыт эстет. -искусствоведческого исследования/ А. Л. Казин. Л.: Издательство Ленинградского Университетата, 1985. 120 с.

39. Казин А.Л. Эстетическое и художественное (К вопросу о границах искусства)/ А.Л. Казин // Вопросы Философии. 1978. № 2. С. 107118.

40. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры.J

41. Диссертация на соискание ученой стерни доктора философских наук. СПб., 2002.349 с.

42. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. СПб.: Петрополис, 2001. 224 с. 2-е изд. 2008 г., 244 с.

43. Калугина Т.П. Из истории экспозиций искусства 1920-1930-х годов // Творчество. 1989. № 6. С. 29-30

44. Камерон Д. Музей: храм или форум? / Д. Камерон // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр. / НИИ культуры. М., 1988. С. 259-275.

45. Карлова А.И. Музей современного искусства в культуре XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. СПб., 2009, 16 с.

46. Карпов A.B. Понятие «художественный рынок» в социально-гуманитарных науках // Художественный рынок как объект гуманитарного знания. Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции, 21-23 января 2004 года. СПб.: СПбГУП, 2004.-203 с.

47. Карпов A.B. Искусство в интерактивном пространстве культуры // KAFIS: сб. науч. ст. кафедры искусствоведения СПбГУП. Вып. 1. СПб.: Академ-Принт, 2003. С. 54-63.

48. Карпов A.B. Искусство в контексте интерактивной культуры // Духовные основы русского искусства и образования: сб. ст. Новгород Великий: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. С.247-254.

49. Карпов A.B. Малые музеи в системе культурного туризма // Музей и проблемы культурного туризма: Материалы третьего Круглого стола, 28 апреля 2005 года. СПб: Государственный Эрмитаж, 2005. С.43-47.

50. Клике Р.Р. Художественное проектирование экспозиций. М. Высшая школа. 1978. 368 с.

51. Кнабе Г.С. Вещь как феномен культуры//Музеи мира. Сборник научных статей. М.: НИИ Культуры. 1991.- 384 с. (с 111-141).

52. Кончаловский. Художественное наслёдйе / Вступительная статья А.Д. Чегодаева. М.: Искусство, 1964. 544 с.

53. Коссова И.М. Выставочная работа музеев в современных условиях. Конспект лекций. М, 1988. 52 с.

54. Коропов А.Е. Музееведение. 2-е изд. испр. и доп. М.: Инфра-М, 2000.311с.

55. Костриц Ф.А. Репрезентация современного искусства в музее. Теоретические и практические аспекты. Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 2009. 23 с.

56. Краткий словарь музейных терминов. М.: Наука, 1974. 176 с.

57. Кривцун O.A. Эстетика. М.: Аспект Прес'с, 2000. 429 с.

58. Кривцун O.A. Психология искусства. М.: Литературный институт, 2000. 224с.

59. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М.: ИП РАН, 1999. 240 с.

60. Кротов Ф.Г. О задачах совершенствования экспозиций исторических и краеведческих музеев // Музейное дело в СССР: сборник научных трудов Центрального музея Революции СССР. М., 1983. с. 8-9

61. Лебедев A.B., Музейные представительства в Интернет. Российский и зарубежный опыт // Музей и новые технологии. Серия на пути к музею XXI века. М.: 1999. С. 73-87 ' ,

62. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства: Учеб. пособие для студентов вузов по спец. «Психология». М.: Изд-во МГУ, 1998. 111с.

63. Литвинов В.В. Практика современной экспозиции: Монография, -Рудизайн, 2005. 352 с.

64. Ляшко A.B. Выставочная культура Петербурга: .тенденции современной художественной жизни.//Триумф музея? СПб. 2005. 458 с.

65. Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы М.1997. 211с

66. Мазный Н.В. Выставка как универсальная форма экспозиционной деятельности отечественных музеев: Автореферат дйссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук/ Российский институткультурологии. М., 1997. 29 с.

67. Майстровская М.Т. Композиционно-художественные тенденции формообразования музейной экспозиции (в контексте искусства, архитектуры, дизайна), Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М.,2002. 53с.

68. Майстровская М.Т. Музейная экспозиция. Искусство -Архитектура Дизайн М. 2002. 275с., илл.

69. Майстровская М. Музейная экспозиция: Тенденции развития // Музейная экспозиция: Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции: Сборник научных статей/ Российский институт культурологии. М., 1997. С. 11-36.

70. Малинковская О., Майстровская М. Музейная экспозиция. Теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции. Сб. Научных трудов М., 1996 /Обзор выставочной деятельности ГМИИ им. Пушкина (1980-1990 гг.) сс. 289-313

71. Мигунов A.C. Искусство и процесс познания/ A.C. Мигунов. М.: Издательство МГУ. 1986. 120 с.

72. Мастеница E.H. Новые тенденции развития музея и музейной деятельности.//Триумф музея? СПб. 2005-458 с.

73. Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М. Советская Россия. 1964.518 с, илл.

74. Музееведение.Ред. проф. К.Г. Левыкина, проф. В. Хербст. Москва: Высшая школа., 1988. 430 с.

75. Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика / Отв. Ред. Е.Г. Ванслова. М., 1989. 168 с.

76. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности / Редкол.: В.Ю. Дукельский (отв.ред.) и др. М., 1988. 218 с.

77. Музей будущего: информационный менеджмент / АНОК «Музей будущего», Российский институт культурологии. Сост. A.B. Лебедев. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 320 с.

78. Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен, И. М. Коссовой, А. А. Сундиевой. М.: ВК, 2003. 616 с.

79. Музейная деятельность на современном этапе: Сборник научных трудов СПб.: СПбГУ, 1996. 215с.

80. Музей и новые технологии / Серия Да пути к музею XXI века. Составитель и научный редактор H.A. Никишин. М.: Прогресс-Традиция, 1999. 216с.

81. Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции: Сборник научных статей/ Российский институт культурологии; Отв. ред.-сост. М.Т. Майстровская. М., 1997. 368 с.

82. Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества. СПб., 2004432 с.

83. Небо в искусстве/Альманах. Вып. 282. СПб: Palace Editions, 2010. 168 е., илл.

84. Основы Музееведения отв. Ред. Э.Я. Шулепова. М.:Едиториал УРСС, 2005 г. 504 с. '' ' /

85. Осташова Н.В. Музей: Вещная память о вечном//В поисках музейного образа. СПб, СПбГУ, 2007. Сс 27-32.

86. Пелевин Ю.А. Художественная экспозиция (принципы и методы построения). М.,1992. 49 с

87. Поляков Т.П. Актуальные проблемы отношения содержания и формы музейной экспозиции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.,1988. 16 с.

88. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования или «Как делать музей-2». М, 2003. 456 с.

89. Поляков Т.П. Как делать музей?: (О методах проектирования музейной экспозиции): Учеб. пособие / Рос. ин-т культурологии. М., 1996. 253 с.

90. Психологическое воздействие искусства -М.:ьИнститут психологии РАН, 1999 г. 240 с.

91. Пчелянская Т.М. Музеи и музейные экспозиции в новом спектре сетевых коммуникаций//Триумф музея? СПб. 2005 -458 с.

92. Проблемы функционирования музеев. М.: Инфра-М, 1999.-129с.

93. Пшеничная СВ. Музей как социокультурный феномен. Информационно-коммуникативная модель: Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологических наук. СПб., 1999. 196 с.

94. Пшеничная C.B. Музей как социокультурный феномен. Информационно-коммуникативная модель. СПб: Образование, 1999. 185с.

95. Ромедер Ю. Методы и средства музейной работы: педагогика обслуживания отдельного посетителя в музее/А Музееведение и охрана памятников: научно-реферативный сборник. М., 1986. С. 8-11.

96. Рыбак К.Е. Музей в нормативной системе (историко-культурологический анализ). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии. СПб., 2006.-35 с.

97. Сапанжа О.С. Культурологическая теория музейности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии. СПб., 2011. 58 с.

98. Сапанжа, О. С. Современный художественный музей: на службе человечеству или человеку? // В поисках музейного образа. СПб.: СПбГУ, 2007. С. 6-17.

99. Скульптура и время. Рабочий и колхозница. Скульптура В.И. Мухиной для павильона СССР на Международной выставки 1937 года в Париже. Авт.-сост. О. Костина. М.: Советский художник, 1987. 156 с.

100. Социология: Терминологический словарь / Ж. Ферреоль. СПб.: Питер, 2003. 160с.

101. Степанов Т.П. Композиционные проблемы синтеза искусств. Л., 1984. 236 с.

102. Столяров Б.А. Музей в пространстве художественной культуры и образования. СПб.: Союз музеев России, 2007. 340 е., илл.

103. Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004. 216 с. а

104. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. СПб.: Специальная литература, 1999. 109 с.

105. Столяров Б.А., Бойко А.Г., Рева Н.Д. Художественный музей и система образования: концепция педагогического взаимодействия. СПб.: Издательство: Гос. Рус. Музей, 1995. 67 с.

106. Суздалев П.К. Вера Мухина. М.: Изобразительное искусство., 1971.522 с.

107. Торопова Е.О. Художественная выставка. Методика организации196 '• iэкспозиции. СПб.: МаргИнфо, 2003. 44с.

108. Федосеева O.A. Экспозиция современного музея // Музеи России: Поиски, исследования, опыт работы. СПб., 1995.С. 40-41.

109. Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. 196с.

110. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3 (40-41).

111. Художественный рынок как объект гуманитарного знания: Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции, 2123 января 2004 года. СПб.: СПбГУП, 2004. 204с. " ' /

112. Шехтер Т.Е. Искусство как реальность: очерки метафизики художественного. СПб.: Астерион, 2005. 258с.

113. Шехтер Т.Е. Художественное воображение и логика фрактала// Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 58-62.

114. Шехтер Т.Е. Искусство как образ мира: избранные работы по теории и истории искусства. СПб.: СПбГУП, 2012. 396 с.

115. Шляхтина JI.M. Основы музейного дела. М: Высшая школа, 2005 183 с. . •

116. Щепеткова И.А.Музей:метаморфозы театральности. СПб., 2005.190 с.

117. Щепеткова И.А. Театрализация музейного пространства как форма взаимодействия с посетителями, Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. СПб., 2006. 22с.

118. Югай И.И. Компьютерная игра как жанр художественного творчества на рубеже XX XXI веков. Автореферат на соискание степени кандидата искусствоведения. СПб., 2008. 27 с.

119. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М.: Русское слово. 2003. 536 с.л

120. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / Российский институт культурологии. М., 2001. 223 с.

121. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб.: Лань, 1999. 528с.

122. Brian O'Doherty. Inside the White Cube: The Ideology of the Gallery Space (expanded edition). Berkeley, U.C. Press, 19.76/1986., 122 c.

123. Cameron D. A Viewpoint: The Museum as a Communications System and Implications for Museum Education. // Curator, Vol. 11, #1, 1968. P. 33 — 40.

124. Cameron D.F. Problem in the language of museum interpretation // The Museum in service of man today and tomorrow. The museum's education and cultural role: The paper from the Ninth General Conference of ICOM. Oxford, 1972. P.89-99.

125. Museum in motion:An introduction to the history and functions of museums. Second edition Edward P.Alexander & Mary Alexander UK, Altamira Press, 2008 352 c.

126. Pomian D. Der Ursprung des Museums. Vom Sammeln. Berlin Verlag Klaus Wagenbach, 1988.108 c. '' ' /

127. Robert Smithson. Cultural Confinement", Artforum, October 1972,p.39

128. Robert Smithson: The Collected Writings, edited by Jack Flam, Published by University of California Press, Berkeley and Los Angeles, California; University of California Press,Ltd., London, England, 1996.

129. Петр Кончаловский. К эволюции русского авангарда. Науч. рук.: Е. Петрова. СПб.: Palace Editions, 2010. 280 с.

130. Дмитрий Левицкий. Смолянки и новые открытия. К 275. Науч. рук.: Е. Петрова.СПб.: Palace Editions, 2010. 88 с.

131. Вера Мухина. СПб.: Palace Editions, 2009! 160 с.

132. Дягилев. Начало. СПб.: Palace Editions, 2009. 256 с.1. Электронные ресурсы:

133. Вальц М. Современные музеи Федеративной Республики Германии между развитием музеологии, сокращением государственных дотаций и усилением маркетинговых тенденций //http://museum.trecom. tomsk.ru /win /Waltz.doc (Перевод Ирины А. Бердниковой).

134. Калугина Т.П. Место и роль музея в современной культуре. (http://www.rusmuseum.ru/center/tezl3.htm) ■ ' ,

135. Киссель О.М. Мультимедиа как современное средство интерпретации музейных инсталляций. http://www.adit.ru/adit2001/ papers/paper.asp?nomer=3 3

136. Осорина M.B. Психологические проблемы восприятия картины зрителем в музее :http://www.rusmuseum.ru/center/tez26.htm.

137. Государственный Эрмитаж, официальный сайт http://www.hermitagemuseum.org

138. Государственный Русский муз^й,, официальный сайт http://www.rusmuseum.ru '

139. Государственная Третьяковская галерея, официальный сайт http ://www.tretyako vgallery.ru/

140. Выставка, посвященная 150-летию со дня рождения М.А. Врубеля http://www.virtualmuseum.ru/dev

141. Лувр, Франция, официальный сайт: http://www.louvre.fr

142. Виртуальная выставка «Горизонты» http://www.virtualmuseum.ca/Exhibitions/Horizons/ index.html

143. Гмии. им. Пушкина, официальный сайт http://www.artsmuseum.ru; (предыдущая версия) http://www.museum.ru/gmji

144. Виртуальный музей русского примитива, сайт http://www.museum.ru/museum/primitiv/default.htm

145. Музей современного искусства Эрарта, Официальный сайт http://www.erarta.com

146. Новый Музей, официальный сайт http://www.novymuseum.ru.

147. Лофт проект Этажи, официальный сайт http://www.loftprojectetagi.ru

148. Московский центр современной культуры «Гараж», официальный сайт http://www.garageccc.com

149. Артцентр «Винзавод», официальный сайт http://www.winzavod.ru

150. Конференция «Электронные изображения и визуальные искусства» EVA Electronic Imaging & the Visual Arts. http://conf.cpic.ru/eva2010 /rus/info/str253 .html

151. Museum of Modern Art (Moma), официальный сайт http://www.moma.orgi

152. Museum fuer Moderne Kunst, официальный сайт http://www.mumok.at

153. Musee d'Orsay, официальный сайт http://www.musee-orsay.fr

154. Gallery White Cube, официальный сайт http://www.whitecube.com/

155. Официальный сайт Министерства Культуры Российской Федерации http://mkrf.ru

156. Официальный сайт «Фонд Петра Кончаловского»: http://www.pkonchalovsky.com

157. Галерея Гагосян, официальный сайт http://www.gagosian.com

158. Галерея Серпантин, официальный сайт http://www.serpentinegallery.org

159. Вашингтонская галерея, официальный сайт http://www.nga.gov

160. Галерея Тейт, официальный сайт http://www.tate.org.uk

161. Галерея Барбикян, официальный сайт http://www.barbican.org.uk

162. Галерея Саатчи, официальный сайт http://www.saatchionline.com

163. Музей Метраполитан, официальный сайт http://www.metmuseum.org

164. Виртуальный гид по Государственному Русскому музею http://rmtour.ru/rus

165. Информационный портал Газетару http://www.gazeta.ru

166. Информационный портал Коммерсант http://www.kommersant.ru

167. Материалы свободной энциклопедии Википедия http://www.wikipedia.com

168. Информационный портал Артинфо http://www.artinfo.com

169. Художественный проект портала Google http://www.googleartproject.com

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.