Воспитание театральной культуры школьников как педагогическая проблема тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Максимович, Владимир Владимирович
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 144
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Максимович, Владимир Владимирович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ
ТЕАТРАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
1.1 «Детский театр-Педагогика-Личность» в философском, психолого-педагогическом и эстетическом аспектах.
1.2. Школьная театральная педагогика на современном этапе: противоречия и тенденции.
1.3. Концептуальные основы воспитания театральной культуры школьников.
ГЛАВА 2. ПУТИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ.
2.1.Театрально — образовательное пространство как условие формирования театральной культуры школьников.
2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы. us
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Социально-культурное воспитание детей в школьном театральном кружке2003 год, кандидат педагогических наук Крамаренко, Оксана Константиновна
Школьная театральная педагогика как социально-культурный феномен2006 год, доктор педагогических наук Антонова, Ольга Александровна
Театральные технологии в гуманизации процесса обучения школьников2001 год, доктор педагогических наук Букатов, Вячеслав Михайлович
Воспитание учащихся средствами театрального искусства в России второй половины XIX - начала XX вв.2002 год, кандидат педагогических наук Ильина, Елена Александровна
Музыкально-театральная деятельность как фактор развития навыков социальной адаптации у младших школьников2014 год, кандидат наук Кузнецов, Алексей Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание театральной культуры школьников как педагогическая проблема»
Глобальные перемены, происшедшие в российском обществе, и их последствия резко заострили необходимость переосмысления современных стратегических воспитательных ориентиров. Надо понять, во-первых, что система образования не может стать прикладным средством обеспечения успешности в рыночной экономике, что центром приложения всех педагогических сил должен оставаться человек, способный к саморазвитию, самообразованию, самореализации в любом виде деятельности, а также философско-психологический аспект творчества, как высшая форма самосовершенствования личности. Во-вторых, понять, что роль театра, воссоздающего художественными средствами реальную жизнь в полном объеме ее проблематики, и при этом рассматривающего ее под нравственно-эстетическим углом зрения, от рождения человечества навсегда останется незаменимой в воспитании детей любого возраста.
Однако социокультурная ситуация свидетельствует о наступившем кризисе в художественно-театральной системе страны, который охватил все сферы - от репертуарной политики до качества режиссуры и игры актеров. В условиях резкого падения уровня культуры в обществе и необходимости «приспособления» театра к рыночной экономике из театра фактически исчезла подлинная классика, уступив место «современным прочтениям», более похожим на прямое надругательство над возвышенными идеалами, торжествует примитивный бытовой натурализм, обильно сдобренный пошлостью, смакованием «остреньких» деталей, множатся сомнительные «авангардистские эксперименты» и т.д. Фактически великое искусство лицедейства сводится до уровня обслуживания вкусов публики, превращается в одну из сфер шоу-бизнеса. Кроме того, компьютеризация - великое достижение человечества, заменила детям живое общение с театром на «кнопочное» участие в культуре вообще, а приучение детской психики к компьютерной автоматизации и алгоритмизации мышления фактически исключило из нее не только творческое образно- эстетическое начало, но и живое человеческое общение.
Дети перестали любить театр, причем, несмотря на обозначившийся в связи с рыночной экономикой «парадокс»: в условиях выживания взрослый профессиональный драматический театр как раз проявил заинтересованность в привлечении детей. Но опять же не с целью воспитательного воздействия на юные души, а только из-за финансовой заинтересованности, при этом на спектакли далеко не детского репертуара. Это привело к «овзросле-нию» репертуарной политики детских профессиональных театров и выразилось в участившемся преобразовании детских театров в молодёжные с традиционным репертуаром для взрослого зрителя.
Сегодня наблюдается дефицит научных работ по проблемам школьной театральной педагогики. Существующие же отдельные теоретические работы (в большей части это статьи и выступления) целиком замкнуты рамками театроведческого подхода к спектаклю, ввиду чего они ориентированы не на всестороннее развитие творческого потенциала личности путем воздействия театра как вида искусства, а сведены к своего рода «ознакомительному курсу» со спецификой и формами профессионально-театральной деятельности.
В этих условиях вопрос стоит уже не просто о возвращении в общеобразовательную школу театральной педагогики, а о необходимости сделать театральную педагогику обязательной и равноправной областью массового школьного образования. В работе сделана попытка доказать это и обосновать содержание и формы театральной педагогики массовой школы на научной основе - с позиций классической теории познания.
Социально-педагогическая значимость проблемы воспитания театральной культуры школьников и масштабность поставленной в исследовании «сверхзадачи» потребовали ее содержательного рассмотрения в нескольких взаимосвязанных между собой аспектах.
Философский аспект. Наследие Аристотеля, Г.Ф.В.Гегеля, Э.В.Ильенкова, И.Канта, К.Маркса, Н.Г.Чернышевского, Ф.Энгельса и других мыслителей прошлого и настоящего дает возможность представить те4 атрапьную культуру в контексте духовной культуры человечества, обосновать концептуальные положения осуществления воспитательно-театрального процесса как «жизни человеческого духа», с научных позиций подойти к вопросам содержания и форм как самого театрального искусства, так и школьного театрального образования и просвещения.
Психолого-педагогический аспект проблемы воспитания театральной культуры школьников заставил обратиться к работам виднейших представителей отечественной педагогики (С.И.Гессен, Д.Б.Кабалевский, Н.К.Крупская, И.Я.Лернер А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, и др.). Разработка ими ключевых вопросов гуманистической педагогики в совокупности с творческим наследием лучших представителей отечественной психологической школы (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.) позволила не только проанализировать современные подходы и ведущие прогрессивные тенденции в образовании, но и содержательно рассмотреть проблему становления личности школьника.
Театральный аспект, в котором можно выделить три пласта. Профессиональная театральная педагогика позволила подойти к исследуемой проблеме с высоких позиций отраженных в трудах основоположника отечественной театральной школы К.С.Станиславского и продолжателей его идей, выдающихся режиссёров и педагогов - Н.П.Акимова, Е.Б.Вахтангова, О.Н.Ефремова, Б.Е.Захавы, М.П.Кедрова, М.О.Кнебель, В.Э.Мейерхольда, П.А.Хомского и др. В свете их наследия ясно обозначились особенности и возможности профессионального детского театра в воспитании театральной культуры школьника в совокупности ее сторон - эстетической, этической культуры, эмоциональной, речевой, движения и т.д. Детская театральная педагогика, представленная в работах А.А.Брянцева, В.М.Букатова, Р.А.Быкова, П.М.Ершова, А.П.Ершовой, Ю.П.Киселева, С.В.Образцова, Ю.И.Рубиной, А.И.Савостьянова, Н.И.Сац, В.С.Фридман, Е.К.Чухман и других авторов. Их творческое наследие, во-первых, позволило рельефно высветить роль и место в воспитании театральной культуры различных видов театрально-художественной деятельности - актерское, драматургическое, режиссерское, оформительское творчество и т.д. Во-вторых, помогло в раскрытии воспитательного потенциала различных форм театрального образования - специализированные уроки театра в общеобразовательной школе, «театрализация» преподавания различных школьных предметов, школьный театр, студия, кружок и пр. Определённую роль в осмыслении исследуемой проблемы сыграли уникальные исследования Ю.У.Фохт-Бабушкина, где отражено отношение молодёжи к искусству, театроведческие работы Н.А.Горчакова, В.Ф.Зивы, Б.А.Поюровского, П.А.Маркова — в них сделана попытка осмысления роли, значения, особенностей деятельности и репертуарной политики, в том числе детского театра.
В совокупности указанные аспекты позволили рассмотреть проблему воспитания театральной культуры как единство взаимосвязанных воспитательных пространств - театрального и образовательного, и показать, что эмоционально-образная театральная деятельность и педагогика должны органически переходить друг в друга.
Все изложенное определило тему и аппарат исследования.
Объект исследования — воспитание театральной культуры школьников в современной театральной педагогике массовой школы.
Предмет исследования - процесс воспитания театральной культуры как решающий фактор развития духовного мира личности школьника.
Цель исследования - обосновать содержание и формы театральной педагогики массовой школы на позициях классической теории познания.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа философской, психолого-педагогической и театроведческой литературы изучить значение и специфику воздействия театра как компоненты процесса личностного развития школьника.
2. Проанализировать современное состояние театральной педагогики общеобразовательной школы.
3. Определить педагогические условия воспитания театральной культуры школьников как необходимой составляющей философско-художественного мировоззрения.
4. Осуществить экспериментальную проверку воспитания театральной культуры школьников в условиях театрально-образовательного пространства, направленного на развитие фундаментальных способностей личности.
Гипотеза исследования — воспитание театральной культуры школьников будет осуществляться наиболее эффективно, если:
- будет определено значение и специфика воздействия театра как необходимой компоненты процесса личностного развития школьника;
- современная методологическая культура педагога и содержание театрального воспитания! будут основаны не только на опыте выдающихся мастеров театра и достижениях педагогической и театроведческой науки, но и на сущности театральной педагогики, в том числе «Системы Станиславского», «ядром» которой явится исторически предопределенное воспитывающее предназначение театра, как процесса становления человека Человеком;
- в основу деятельностного постижения школьниками театрального искусства, воспитания их театральной культуры будет положено создание педагогически целесообразного единого театрально-образовательного пространства, предпосылкой и целью которого является раскрытие гуманистической сущности театра;
- реализация модели единого театрально-образовательного пространства выступит как объединение всех воспитательных институтов на развитие сущностных сил и фундаментальных способностей школьника.
Методологической основой исследования явились: материалистическая теория познания, ядром которой выступает диалектика; концептуальные идеи развития личности, отражённые в научных трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и др.; теория деятельности, целостно раскрывающая человека в процессе его исторического разви7 тия; теория развивающего обучения В.В.Давыдова - Д.Б.Эльконина; научная школа Д.Б.Кабалевского, теоретические разработки В.А.Школяра и его учеников в педагогике искусства, а также концепции воспитания искусством Б.М.Неменского, Б.П.Юсова, утверждающие приоритет духовного совершенствования личности; теоретическое наследие основателя науки о театре K.G. Станиславского и его учеников и последователей Е.Б.Вахтангова, М.С.Топоркова, А.ДЛопова.
Методы исследования: теоретические методы изучения философ-ско-эстетической, психолого-педагогической, методической, театроведческой литературы по проблеме исследования; анализ диссертационных, междисциплинарных исследований по рассматриваемой теме; эмпирические методы: анализ многолетнего личного творческого и административного опыта работы в театре юного зрителя, осмысление собственной педагогической деятельности; диагностические методы: анкетирование, опросы детей и родителей, учителей и воспитателей, режиссёров и артистов; опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы, статистическая обработка данных.
Научная новизна исследования.
1.Впервые школьная театральная педагогика рассмотрена с позиций классической теории познания, позволяющая раскрыть закономерности театрального искусства, исходя из исторически предопределённого воспитывающего предназначения театра.
2. Обоснована необходимость воспитания театральной культуры школьников как области философско-эстетического мировоззрения. В его основу положен принцип взаимодействия педагогики и театроведения с одной стороны и педагогической практики и театра с другой стороны, учитывающей возрастные градации школьников как зрителей детского театра. На этой базе логически организован процесс постижения искусства театра как воспроизведение родовой природы человека.
3. Научно обоснован современный подход к обновлению содержания школьной театральной педагогики, учитывающей природу искусства, при8 роду театрально-художественного творчества и природу ребенка, обеспечивающий уровень его воспитания и развития.
Теоретическая значимость исследования.
1. Разработана теоретическая модель организации педагогически целесообразного театрально-образовательного пространства, направленного на развитие фундаментальных способностей личности в опоре на принцип органического взаимоперехода деятельности театра, семьи и школы.
2. Воспитание методологической культуры педагога театрального искусства в общеобразовательной школе рассмотрено, как преломление теории познания в театральной педагогике через «Систему Станиславского». Дано определение театральной культуры: театральная культура школьников есть философско-художественное мировоззрение.
3. Определено, что педагогически обоснованное руководство и направление субъективного понимания целей и задач театрального воспитания влияют на динамику художественного и эстетического развития школьника и находят отражение в его самостоятельной творческой деятельности. Для отдельных школьников подобная интеграция может способствовать развитию не только эстетического, но и начального профессионального интереса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы учебных пособий, методики воспитания театральной культуры школьников могут быть положены в основу подготовки специалистов - педагогов-организаторов театрального воспитания; использоваться в дополнительном педагогическом образовании, на курсах повышения квалификации в системе общего художественного образования. Теоретические положения и практические рекомендации могут быть полезны при изучении педагогики театра, при формировании школьных театров, при разработке новых программ обучения, как в комплексе сценических искусств, так и в системе эстетического воспитания в целом. Многие положения исследования могут быть использованы в высших и средних художественных профессиональных учебных заведениях нетеатрального профиля, в педагогических вузах при изучении факультативных предметов по театральному искусству и дисциплин по выбору студентов.
Достоверность исследования обеспечена: его методологической базой; многоаспектностью рассмотрения проблемы и сопоставлением данных, полученных различными методами; опытом многолетней деятельности автора в качестве актера и директора детского театра; внедрением разработанной модели воспитания театральной культуры школьников в преподавание школьных предметов как эстетического, так и естественнонаучного цикла. Выводы и положения исследования одобрены в лаборатории театра Института художественного образования РАО.
Этапы исследования. На первом этапе исследования (1996 - 1998гг.) определялись исходные позиции исследования: в процессе изучения научно-теоретических и литературных источников была выбрана проблема и в ее рамках сформулирована тема исследования. Был проведен анализ развития вопроса в теории педагогики и психологии и обобщен опыт работы театров с педагогами общеобразовательных школ. На втором этапе (1999 - 2001 гг.) разрабатывались и внедрялись различного рода программы взаимодействия театра и школы при составлении репертуара театра, формулировалась гипотеза и задачи исследования, рассматривались пути взаимодействия педагогической части театра с педагогами школ. Обобщался научно-исследовательский опыт педагогов системы дополнительного образования; формулировались задачи повышения уровня профессиональной квалификации педагогов-организаторов педагогической части детского театра, проводились опросы и анкетирование зрителей. На третьем этапе (2002 - 2005 гг.) обобщались полученные результаты опытно-экспериментальной работы по организации детского театра, как центра воспитания школьников. Проверялись возможности влияния спектаклей на формирование эстетического вкуса и психологическое состояние школьников. Проводились зрительские конференции и обсуждения текущего репертуара; разрабатывались концепции проведения фестивалей детского творчества. Осуществлялась обработка материалов исследования и формулировались его выводы.
Результаты данного исследования внедрены в интегрированный воспитательный процесс: краевого драматического театра и общеобразовательной школы № 14 г.Ставрополя; лицея № 2, общеобразовательных школ №4, №25 и государственного театра юного зрителя г. Воронежа; Московского государственного областного театра юного зрителя и общеобразовательных школ Московской области (гг. Руза, Ивантеевка, Подольск), общеобразовательной школы с углублённым изучением традиционного прикладного искусства при государственном высшем учебном заведении Высшей школе народных искусств (институте) в Санкт-Петербурге. Кроме этого, результаты исследования используются в воспитательной работе профессиональны учебных заведений нетеатрального профиля: в Палехском училище лаковой миниатюрной живописи, Красносельском училище художественной обработки металлов, Нижне-Тагильском училище искусств.
База исследования. Основная работа по апробации результатов исследования проходила в Московском областном государственном театре юного зрителя, Московском областном учебно-методическом центре при Министерстве Культуры Московской области, Московском областном театре кукол, Воронежском и Тульском театрах юного зрителя, Московском центре «Золотой петушок». В прямом эксперименте с 1998 по2005 годы приняли участие более ста учителей общеобразовательных школ, более 2000 учащихся (1-11 ют.) школ Москвы, Воронежа, Тулы.
Положения, выносимые на защиту.
1. Театральная культура личности должна быть понята как составляющая широкого философско-художественного мировоззрения. В него обязательно входят: гуманистическое представление о мире как источнике искусства, природе человека, убеждение в необходимости приобщения школьника к театральному искусству как к родовой природе Человека. Современные возрастные градации зрителей в детском театре обуславливают методы и условия формирования и развития художественно-творческого потенциала школьников, обеспечивающие уровень его воспитания и развития.
2. Теоретическая база современной школьной театральной педагогики нуждается в существенном пересмотре. Ведущей научной базой театральной педагогики массовой школы выступает классическая теория познания, позволяющая раскрыть закономерности театрального искусства, исходя из его предназначения. В качестве методологической культуры педагога-организатора театральной деятельности школьников должно выступать философско-эстетическое сознание, «ядром» которого является театральное мышление. Оно исходит из природы театра как вида искусства и осуществляется как эмоционально-оценочное постижение смысла жизни и действенно-символическое их воспроизведение на диалектической основе.
3. Обязательным условием воспитания театральной культуры является создание единого (интегративного) театрально-образовательного пространства, представляющего единство воспитательных институтов, фокусирующих свою деятельность на воссоздании и развитии подлинной природы человеческого мышления, развитии сущностных сил и фундаментальных способностей человека, раскрытии гуманистической сущности театра на основе «Системы Станиславского», воссоздающей метод выведения природы театра и всех его элементов из монистического основания - диалектической сущности мира.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Народные традиции узбекского театра и их роль в эстетическом воспитании школьников УзССР1985 год, кандидат педагогических наук Аннамуратова, Светлана Каримовна
Творческое воспитание подростков средствами школьной театральной педагогики2004 год, кандидат педагогических наук Руденко, Александр Викторович
Воспитание зрительской культуры старшеклассников на уроках мировой художественной культуры и факультативе по театру2001 год, кандидат педагогических наук Некрасова, Людмила Михайловна
Школьный театр и драматизация в отечественной теории педагогики и в образовательной практике 1917 – 1931 гг.2024 год, кандидат наук Корсунова Татьяна Николаевна
Школьный театр в системе культуры и образования2000 год, кандидат педагогических наук Лапина, Ольга Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Максимович, Владимир Владимирович, 2005 год
1.Акимов Н.П. Театральное наследие. - Ленинград. Искусство. 1978. З.Александрова Е.А Возрастание роли театра в формировании гармоничной личности. Дисс. Канд. Искусств. Ярославль. 1986.
2. Андреева И.Г. Развитие творческой активности у детей младшего школьного возраста. Дисс. докт. пед. наук. Саратов. 2001.
3. Антарова К.Е. Беседы Станиславского. М. Искусство. 1952.
4. Аркин Е.А. Театр для детей и его зритель. Опыт работы в Московском театре для детей. М. Культура. 1934.
5. Аристотель. Соч. в 4-х т. М. 1983.
6. Арямов Н.А. Основы педологии. М. Московский рабочий. 1927.
7. Бакланова Н.К, Бакланов К.В. шаг к успеху: психология для вас. М. ИПО Профиздат. 2000.
8. Безгин И.Д. Организационные проблемы художественного творчества в театре. Дисс. док. искусствоведения. Киев. 1990.Ю.Белинский В.Г. Полное Собр. Соч. М. 1955. т.У!!.1..Белинский В.Г. Полное собр. соч. 11 т. М. М-Л. 1953.
9. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии) Па-риж.УМСА-ПРЕСС. 1949.
10. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М. 1961 М.Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка. М. 1966.
11. Бойко Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии. М. Вопросы психологии № 1. 1957.
12. Бояджиев Г.Н. Душа театра. М. Молодая гвардия. 1974.
13. Бруштейн АЛ. Советский театр для детей. М. Советский театр. 1947.
14. Брянцев А.А. Воспомининия, статьи, выступления. М.ВТО.1979.
15. Большая Советская Энциклопедия. Советская энциклопедия. М.1975.
16. Букатов В.М. Реализация общедидактических требований как условие художественно-творческого развития подростков на театральном отделении школы искусств. Дисс. Канд. Пед. наук. М. 1988.
17. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М. Искусство. 1956.
18. Буров А.И. Учебно-воспитательная работа в самодеятельном театре. М. 1985
19. Веретенникова JI.K. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников. Дисс. Док. Пед. наук. Казань 1997.
20. Ветлугина А.Н, Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М. Просвещение, 1983.
21. Воспитательная работа в драматических кружках школьников (сборник под ред. Седого Б.М.). М. 1951.
22. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е М. Просвещение. 1967.
23. Выготский JT.C. Психология искусства. М. Искусство. Изд. 2-е. 1968.
24. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М. Искусство. 1991
25. Гайдар Аркадий. Письма. Советский писатель. 1983.
26. Гегель. Сочинения т. 6. М. Просвещение. 1939
27. Гегель. Эстетика. Т.4. М. Искусство. 1973.
28. Герцен А.И. Сочинения. Т. 2. М. ГИХЛ. 1955.
29. Герцен А.И. Былое и думы. Минск. 1974.
30. Гершунский Б.С. Философия образования. М. АПН. 1986.
31. Гессен С.И. Основы педагогики. М. Школа-Пресс. 1995.
32. Гладков А.К. Театр. М. Искусство. 1980.
33. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М. Педагогика. 1986.
34. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Вахтангова. М. Искусство. 1957.
35. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. М. Искусство. 1951
36. Горчаков Н.М. Станиславский о работе режиссера с актером. М.Ис-во. 1950
37. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Книга для учителя. М. Просвещение. 1986.
38. Гиллгут Джон. На сцене и за кулисами. Л-д. Искусство. 1969.
39. Гущина Т.Н. Формирование методической компетентности студентов педагогических вузов. Дисс. Канд. Пед. наук. Ярославль. 2001.
40. Давыдкина В. Художественные знания. Умения. Навыки. Дисс. Канд. Пед. наук. М. 2003.
41. Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность. Томск Пеленг. 1995.
42. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения ( опыт теоретического ' и экспериментального психологического исследования. М. Педагогика.1986.
43. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении/логико-психологические построения учебных предметов/. М. Педагогика. 1972.
44. Давыдов В.В. Кудрявцев В.Т. Развивающее образование ( теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней).Вопросы психологии №1. 1997.
45. Дадамян Г.Г. Социологические исследования театральной жизни. М. ВТО. 1980.• 50.Деятельность: теории, методология, проблемы. М. Политиздат. 1990.
46. Диденко В.Д. Искусство и философия. М. Знание. 1986.
47. Дзержинский Ф.Э. Избранные статьи и речи. М. Политиздат. 1947.
48. Дидро. Собрание соч. в 10-ти т. Т. 5. М. M-JI. 1936.
49. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические произведения. М. 1952
50. Добролюбов Н.А. Собрание соч. в 6-ти. т. Госполитиздат. 1936.
51. Екатерина Куприяновна Чухман (ред.-сост. Каплан Б.С.). М. 1998.
52. Ершов П.М. Режиссура, как практическая психология. М. ВТО. 1972.
53. Ершов П.М. Технология актерского искусства. М.ТОО «Горбу* нок» 1992.
54. Ершов П.М, Ершова А.П, Букатов В.М.Общение на уроке, или режиссура поведения учителя. М.МПСИ Флинта. 1998.
55. Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие личности. М.АПН.1984.
56. Ершова А.П, Букатов В.М. Актерская грамота подросткам. Программы, советы. Ивантеевка. 1994.
57. Иванов С.П. Психология художественного действия субъекта. М. МПСИ.2002.
58. Иванова Н.В. Элементы театральной педагогики. Дисс. Канд. Пед. наук. Минск. 1992.
59. Ильенков Э.В. Идеальное. М. Философская энциклопедия. Т.2.1963.
60. Ильенков Э.В. Философия и культура. Мыслители XX века. М. Политиздат 1991.
61. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии./Вопросы эстетики/ вып. 6 . 1964.
62. Ильенков Э.В. Диалектическая логика . Очерки истории и теории. М. Политиздат. 1974
63. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. М. МПСИ.2002.
64. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М. Педагогика. 1973.
65. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. Книга учителя. М. Просвещение. 1981.
66. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления; Избранные статьи, доклады. М. Педагогика. 1986.
67. Каган М.С. Социальные принципы искусства. Л-д. 1978.
68. Каган М.С. Человеческая деятельность. М. Изд.полит.лит. 1974.
69. Кант И. Сочинения в 6-ти т. т 5.1996.
70. Кантор С.Я, Ниегинский Е.П. Театр юного зрителя и школа. Л-д. 1959.
71. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М.1989.83 .Кедров М.Н. Статьи, речи, беседы, заметки. М.ВТО.1978.
72. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М. Искусство. 1977.
73. Комарова Т.С, Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей. М. ПОР. 2002.
74. Корогодский З.Я. Возвращение. Л-д. Искусство. 2001
75. Кроль В.М. Психология и педагогика. М. Высшая школа. 2004.
76. Крупская Н.К. Политехнизм при теперешнем состоянии техники. М. «На путях к новой школе» №6. 1930.
77. Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека. М. Вопросы психологии № 3. 1990.
78. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Часть 1.Дубна. 1977.
79. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Часть 2 Методологические проблемы психологии развития. Дубна. 1977.
80. Кулютин Ю.Н, Сухобская Г.Н. Развитие творческого мышления школьников. Л-д. 1967.
81. Кузьмичев И.К. Литература и нравственное воспитание личности. М. Просвещение. 1980.
82. Ладыгина А.Б, Гринин В.В. Искусство в системе духовных ценностей общества. М. Педагогика. 1986.
83. Латынина Д.И. История педагогики. М. «Форум». 1998.
84. Ленин В.И. Философские тетради. М. Политиздат. 1947. 97Ле*м С. звездные дневники И. Тихого. М. 1981.
85. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М. Политиздат. 1975.i! 99.Линькова Н.П. Личностный потенциал работника: проблемыформирования и развития. М. Наука. 1987. ЮО.Лихачев Б.Т. педагогика. Курс лекций. М. Юрайт.1998.
86. Лук А.Н. Мышление и творчество. М. Политиздат. 1976.
87. Максимович В.В. Детский театр: история и перспективы развития. М. Педагогика. 2003.
88. Малюков А.Н. Художественное воспитание подростков. Дисс. Кад. Пед. наук. М. 1980.
89. Ю.Марков М.И. Искусство как процесс. М. Искусство. 1970 111 .Марков П.А. О театре. В 4-х т. Т.1. Искусство. 1974.
90. Маркс К, Энгельс Ф. Об искусстве. М. Политическая литература. 1978. ИЗ. Маркс К, Энгельс Ф. Собр.соч. т. 46.часть1. М. Политиздат 1976. *' 1 Н.Маркс К, Энгельс Ф. Собр.соч. т.39. М. Политиздат. 1976.
91. Маркс К, Энгельс Ф. Собр. Соч. т.20. М. Политиздат. 19761. б.Марксистско-ленинская теория культуры. М. Политиздат. 1984.
92. Марченко Т.А. Театр воспитывает. М. Педагогика. 1967.
93. Межуев В.М. о понятии культуры. М. Педагогика 1968.
94. Мейлах Б.С, Высочина Е.Н. Новое в изучении художественного творчества. /Проблемы комплексного подхода/. М. Знание. 1983.
95. Миронова Н.И. Приобщение студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям. Дисс. Канд. Пед. наук. М. 1999.
96. Михайлова Л.И. Народная художественная культура. Вузовская книга.
97. Михалков С.В. Наш детский мир. М. Советский писатель 1971
98. Народное образование в СССР. М. Общеобразовательная школа.
99. Некрасов Н.А. Полн. Собр. Соч. и писем.т. 10. М. Искусство. 1952.
100. Неменский Б.М. Искусство. Культура. Образование. М. МЦХК.1993.
101. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.АПН. 1982.
102. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. М. ЭГВЕС.2000.
103. Новикова Л.И. духовное производство: источники, функции, механизмы. М. 1977.
104. Панкратов В.Н. Игровая природа актерского творчества. Дисс. Канд. Искусствоведения. Спб. 1992.
105. Пиаже Ж. Избранные психологические труды . М. 1969.
106. Плеханов Г.В. Искусство и литература. М. Политиздат. 1978.
107. Попов А.Д. Творческое наследие. М. ВТО. 1980.
108. Поюровский Б.М. Беседы, статьи, рецензии, устные выступления.
109. Поюровский Б.М. Не верьте Образцову. М. Молодая гвардия. 1987.
110. Пушкин А.С. Полное собр. Соч. т.11. М.М-Л. 1943.
111. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю: как построено и функционирует произведение искусств. М. Сов. Художник. 1978.
112. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд. Доп. М. Музыка. 1972.
113. Рубина Ю.И. Возрастная направленность спектакля в детском театре, как художественно-педагогическая проблема. М. АПН. 1984.
114. Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М. АН СССР.1958.
115. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М. АН СССР. 1973.
116. Рыков Н.А. К вопросу об образовании умения. М.Сов.педагогика.!999.
117. Савостьянов А.И. Личностно ориентированный подход к профессиональной подготовке актера. Дисс. док.пед.наук. М. 2002.
118. Сазонов Е.Ю. К вопросу о комплексном воспитании в детском и юношеском театральном коллективе. М. АПН. 1984.
119. Сац Н.И. Новеллы моей жизни. М. Искусство. 1979.
120. Смайлс Самюэль. Ум и энергия. СПБ. 1905.
121. Соколова-Набойченко О.Н. Музыкально театральная деятельность в дополнительном педагогическом образовании. Дисс. Канд. Пед. на-ук.М.2003.
122. Спиноза Барух. Этика м. Политиздат. 1982.
123. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М. Искусство 1972.
124. Станиславский К.С. Беседы. М. Искусство. 1952.
125. Станиславский К.С. Этика. М. Искусство. 1981.
126. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8-ми т. М. Искусство 1975.
127. Столович Л.Н. Жизнь творчество — человек: функции художественной деятельности. М. Политиздат. 1985.
128. Стрижов А.А, Фомин С.Л. Опыт православной педагогики М. 1933.
129. Сухомлинский В.А. О воспитании. М. Политиздат. 1985.
130. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему М. РАО. 1998.
131. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. М. Педагогика. 1952.
132. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт антропологии. Собр. соч. т. 8. М. 195о.
133. Философская энциклопедия т.З . М.
134. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М.Наука.1982.
135. Фохт-Бабушкин Ю.У. Человек в мире художественно культуры. 1982.
136. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни молодых поколений России. СПБ. Плетейя. 2005.
137. Футлик Л.Я. Воспитание творчеством. Пермь. 1984.
138. Холодов Е.Г. Театр и зрители М.ГИИ. 2000.
139. Цветаева М.И. Театр, искусство. 1988.
140. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. Т.2. М.1950. 175.Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические высказывания. М. 1940.
141. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. М. 1980
142. Шварц E.JI. Живу беспокойно. Сов. Писатель. 1990.
143. Ширяева В.Г. Театр и дети. М. Знание 1961.
144. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. Опыт исследования проблемы. М. 1999.
145. Школяр JI.B. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения) Дисс. Док. Пед. наук. М. 1999.
146. Эльконин Д.Б. Психология игры. М. Просвещение. 1978. 182.Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников. М. Просвещение. 1966.
147. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М. Политиздат.1983.
148. Юсов Б.П. Воплощение основ гуманистической философии в становлении и развитии духовной личности ребенка. М. ИХО.
149. Якобсон П.М. Психология чувств. М. АПН. 1961.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.