Школьный театр в системе культуры и образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Лапина, Ольга Александровна

  • Лапина, Ольга Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 168
Лапина, Ольга Александровна. Школьный театр в системе культуры и образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2000. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Лапина, Ольга Александровна

Введение.

Глава 1. Школьный театр в истории культуры (историко-проблемный экскурс).

1.1. К вопросу о природе и происхождении школьного театра (зритель и актер в театральном творчестве).

1.2. Школьный театр в истории культуры России XVII и XVIII вв.

1.3. Педагогические проблемы школьного театра.

Глава 2. Школьный театр как проблема теории и практики современного образования.

2.1. Становление личности ребенка в театральном творчестве.

2.2. Театрализация как метод художественно-эстетического творчества.

2.3. Методические принципы школьного театра

2.4. Школьный театр в учебном процессе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Школьный театр в системе культуры и образования»

Российская школа переживает сегодня один из самых драматичных этапов своей истории. Разрушены структуры тоталитарного государства, а вместе с ними и отлаженная система управления образованием. Безнадежно устарели программы и учебники, "вопрос-ответная" методика передачи регламентированных знаний, умений и навыков. Педагоги и философы предлагают разнообразные концепции учебного процесса, учителя-новаторы - оригинальные методы и приемы обучения. Возникают разнообразные типы школ: государственных, частных, альтернативных. При этом вопрос о целях, содержании, методике обучения остается открытым и волнует не только отечественную школу, но актуален во всем мире (8, 71, 80 и др.).

Все более отчетливо в философско-культурологической литературе осознается необходимость строительства школы нового типа, отвечающей потребности общества в культурной личности, способной свободно и ответственно избрать свое место в этом противоречивом, конфликтном, динамично меняющемся мире. Видимо, речь идет о становлении новой педагогической парадигмы, нового мышления и творчества в образовательной сфере. Рождается школа "культуротворческого" типа, строящая единый и целостный учебный процесс как путь ребенка в культуру (9, 72 и др.).

В отличие от просветительской школы, транслирующей знания, новая школа имеет своей целью передачу культурного опыта поколений. А это значит - опыта жизни в культуре, общения с людьми, понимания языков культуры - вербального, научного, художественного. В такой школе, - и эта тенденция отчетливо нарастает сегодня, - особая роль будет принадлежать искусству, поскольку в его образах человечество отражается на всем протяжении всемирной истории, а человек сегодняшний узнает себя в ликах прошлого.

В становлении культуротворческой педагогики возможности школьного театра трудно переоценить. Этот вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох, известен как жанр от Средневековья до Нового времени. Театр может быть и уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и "другим", перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Театр как явление, как мир, как тончайший инструмент художественного и общественного познания и изменения действительности представляет богатейшие возможности для становления личности подростка. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа, путь к себе.

Школьный театр является средством развития творческих задатков и способностей подростка как в области восприятия и оценки произведений искусства, так и в собственном творчестве. Он развивает активность внимания, наблюдательность, умение фантазировать. Особенно большие возможности заложены в театральной работе со старшеклассниками. Именно в старших классах подростки начинают углубленно интересоваться вопросами искусства, моральными и эстетическими проблемами. В эти годы происходят поиски нравственных идеалов, критериев эстетических оценок явлений действительности. Возрастание общевоспитательного значения школьного театра для старшеклассников обусловлено и тем, что "самый эффективный "театральный" период для среднего и старшего школьного возраста - с 7 по 11 классы" (45,73). Именно в этом возрасте обнаруживается серьезный интерес школьников к театру и наибольшая восприимчивость к воздействию драматического искусства.

В современной школе недостаточно реализуется развивающий й воспитательный потенциал школьного театра в результате целого комплекса причин. Многие из них обусловлены материальным состоянием школы, слабой технической оснащенностью всего педагогического процесса и особенно - предметов художественного цикла. Другие - связаны с методической организацией деятельности, с формальным использованием средств искусства на уроках. Содержательные возможности школьного театра школой не используются в полной мере, поскольку нет их достаточно полного, ! * глубокого обоснования в педагогической науке, нет специально I подготовленных кадров. К сожалению, сегодня школьный театр не более чем внеурочная "самодеятельность", некое "отвлечение-развлечение". И связано это более всего с ориентацией школы на сообщение знаний, развитие интеллекта, а не личности подростка | во всей полноте ее качеств. Это приводит к формированию "технократического мышления" учащихся, к обеднению их воображения, ограниченности фантазии, как основ творчества, что, в свою очередь, отражается и на общем развитии личности, снижает ее художественно-творческую активность, сказывается на мировоззрении школьников. Основная причина невостребованности школьного театра в специфике тоталитарной педагогической парадигмы, где ребенок выступает в качестве пассивного объекта обучения. Возрождение школьного театра как активной образовательной формы деятельности - необходимость педагогики гуманистической, ори; ентированной на становление личности.

I В процессах рождения новой школы, педагогики совместного # поиска, "целостного человека", осваивающего мир всем комплексом своих возможностей - пластикой, голосом, словом и другими -школьный театр может и должен стать активным средством обучения, важнейшим компонентом учебно-воспитательной деятельности школы.

Разработка методики школьного театра, органично включенного в учебный процесс, сегодня становится актуальной педагогической потребностью. При этом важно подчеркнуть, что речь идет не об эпизодических приемах, а о системе методов превращения образовательного движения личности в процессе ее активного вхождения в культуру. Понятно, что эта система должна опираться на выверенную современную философско-психологическую концепцию личности, становящейся в культуре, "идею соотнесенности фило- и онтогенеза"(14,103).

На основании многолетней работы в школе, автор предлагаемой диссертации осознает острую необходимость теоретического осмысления собственной практики. На протяжении шести лет автор являлся руководителем музыкально-поэтического театра "Поиск", организованного на базе СПТУ-43 пос.Сиверский Ленинградской области. В театре занимались не только учащиеся всех курсов СПТУ, но и старшеклассники двух школ поселка. Разнородность состава участников обусловила и специфику работы с этим сложным коллективом, которая заключалась: в умении найти индивидуальный подход к каждому "театралу"; в знакомстве с различными с различными видами искусства: музыкой, литературой, живописью, хореографией; в правильном выборе репертуара театра; в построении каждого спектакля по законам жанра и многое Другое.

За шесть лет родилось семь спектаклей. Это были и музыкально-поэтические композиции, и документальный спектакль, и эстрадные шоу, и сатирическая сказка. В приложении предлагаются три авторских сценария: "Добро и зло", "Любовь-поэзия, любовь-музыка", "Гатчинская пушкиниана".

Кроме того, автор - директор Санкт-Петербургского Центра "Театр и школа", целью создания которого является: взаимодействие театра и школы, реализуемое путем органичного включения театральной деятельности в учебный процесс школ города; включение в творческий процесс детей и учителей, формирование школьных театральных коллективов и их репертуара с учетом возрастных особенностей участников, а также содержания учебного процесса; взаимодействие профессиональных театров со школами, разработка театральных абонементов, ориентированных на учебный процесс.

Несмотря на то, что жанр диссертационного исследования предполагает движение от общего к частному, от теории к практике, в опыте автора это движение было обратным, отсюда логика и структура исследования.

Разработка концепции целостного учебно-воспитательного процесса, предполагающего единство образования (воспитания, обучения и развития), требует рассмотрения проблем школьного театра на целевом, содержательном и организационно-методическом уровнях. Структура данной диссертационной работы строится в соответствии с этими задачами. Учитывая потребности практики, а также недостаточную разработанность вопроса о роли школьного театра в учебном процессе, можно утверждать актуальность избранной темы. Школьный театр в системе культуры и образования.

Школьный театр - форма образовательной художественно-эстетической деятельности, отвечающая потребности культуры в самосохранении и развитии. Школьный театр - феномен культуры и образования, проблема педагогической теории и практики рассматривается в диссертационном исследовании как методическая система, органично включенная в целостный учебный процесс.

Предлагаемое исследование носит междисциплинарный характер, поскольку в нем школьный театр предстает в качестве элемента художественной культуры (историко-культурологический аспект), как форма художественно-эстетической деятельности (искусствоведческий аспект), а так же как комплекс лсихолого-педагогических и методических проблем. Понятно, что каждый из этих подходов может быть использован в самостоятельном локальном исследовании. Автор данной работы видит свою задачу в том, чтобы прояснить культуротворческую роль школьного театра в учебном процессе, исследовать его возможности в становлении личности подростка и актуализировать этот вид учебно-воспитательной работы в современной школе.

Междисциплинарный и комплексный характер исследования предполагает соответствующую комплексную методологическую базу. В нем используются: историко-культурологичекий, философ-ско-аксиологический, системно-деятельностный, психолого-педагогический подходы, которые обосновывают понимание школьного театра как явления культуры, личности как становящейся целостности и образовательного процесса как целенаправленной деятельности, вводящей личность в культуру. Психолого-педагогический подход служит обоснованию процессов личностного становления учащихся и является методологической базой для определения методики организации театральной деятельности как учебного процесса. Школьный театр рассматривается как художественно-эстетическое творчество и форма образовательной деятельности в его теории, истории и практике.

Предметом анализа в первой части работы становится генезис школьного театра, который органичен историческому движению театра как вида искусства в его сущностном отношении "актерзритель". Именно в этих взаимоотношениях и реализуется воспитательно-просветительская функция театра. Такая логика исследования приводит к важному выводу о синкретичном присутствии, а затем и рождении школьного театра как самостоятельного жанра театрального творчества в системе культуры и образования, о его актуальности для современной культуротворческой педагогики.

Во второй части работы школьный театр рассматривается в учебно-воспитательном процессе, определяются конкретные условия его эффективного функционирования, обосновываются его методические принципы.

Диссертационное исследование развивалось в методологии "восхождения" от методов фиксированного наблюдения (сопоставления, анализа различных проявлений личности подростка - характера, интересов, потребностей, интеллекта, воображения, вкусов) - к теоретическому обобщению, к выводам о культуротворческой миссии школьного театра в становлении личности, о его роли в системе культуры и образования.

В связи с междисциплинарным характером исследования и особенностями его методологических оснований особую сложность представляет анализ литературы, освещающей заявленную проблему. Здесь можно выделить три основных группы источников: историко-теоретические исследования о театре вообще и школьном театре, в частности; педагогическая литература о театральной деятельности детей и методические пособия, включающие частные рекомендации.

Чрезвычайно обширно и достаточно глубоко обследован театр как вид искусства в его историко-культурных проявлениях, социально-психологических и эстетических функциях, многообразии видовых и жанровых форм, в аспектах режиссерского и актерского творчества (102, 105, 107, 108, 113, 115 и мн. др.). Для нашей темы здесь особый интерес представляют исследования, освещающие социально-психологическую природу театрального творчества, в особенности его воспитательно-просветительские возможности (120, 124, 125, 132). Характер взаимоотношений "актер-зритель" изменяется в зависимости от жанрово-видовой специфики театрального зрелища с одной стороны и от социально-исторических условий - с другой. Поэтому автор с необходимостью обращается к обширной историко-театроведческой литературе.

Следует отметить актуальные для диссертанта работы, посвященные жанру школьного театра в истории отечественной педагогики. Энциклопедистом школьного театра современники называли H.H. Бахтина, многочисленные труды которого еще ждут своего исследования (145, 146, 147, 148, 149, 150). Не менее обширная группа теоретических исследований - педагогическая литература о театральной самодеятельности школьников, которая рассматривается как вспомогательно-иллюстративная по отношению к традиционным учебным предметам (литературе, истории) или как внеурочная самодеятельность (180, 185, 192, 193, 208, 231 и др.). В этой группе исследований для нас представляют интерес работы, освещающие вопросы режиссуры в детском театре, психолого-педагогические аспекты театрального творчества детей (207, 232, 236, 283 и др.), а также исследования историко-педагогического характера (151, 152, 156, 162, 163, 172, 175, 176 и др.).

Большинство исследований посвящены младшему и среднему возрасту, лишь несколько работ в некоторой степени затрагивают проблему педагогического воздействия школьного театра на учащихся старших классов (283, 288).

Значительный вклад в разработку проблемы воспитания детей средствами театра внесли - в теории - И.Л. Любинский (237, 238, 239, 240), Г.К. Осипова (253, 254, 255), Б.Н. Нащекин (243, 244, 245, 246, 247); в практической деятельности - Н.И. Сац, Е.Ю. Сазонов, O.A. Пермяков, Т.Л. Арабова, Е.Г. Сердаков, И.Н. Гостева, М.И. Кислов и многие другие.

В большинстве публикаций авторы рассматривают процесс работы только над художественно-драматическими произведениями, тогда как на школьной сцене могут быть поставлены спектакли различных жанров: литературные, музыкальные, документальные и т.д. Каждому из них присуща своя специфика, требующая особого рассмотрения и методических разработок.

Анализ научно-методической литературы, так или иначе касающейся школьного театра, показывает, что слабо освещены и недостаточно разработаны такие проблемы школьной театральной деятельности как: соответствие принципов работы школьного театра возрастным психологическим особенностям старшеклассников; художественно-педагогические принципы постановки школьных спектаклей с учащимися старших классов; принципы формирования школьного театрального репертуара и педагогические требования к нему; особенности деятельности педагога-режиссера школьного театра.

Описанное состояние избранной для диссертационного исследования проблемы позволяет определить его цели, задачи и структуру.

Цель исследования - обогащение учебно-воспитательного процесса современной школы средствами театрального творчества, методикой театральной педагогики, активно ориентированной на становление культурной личности.

Объект исследования - школьный театр как вид художественно-эстетического творчества, принадлежащий одновременно художественной культуре и образованию.

Предмет исследования - театральное художественно-эстетическое творчество как средство развития личности в образовательном процессе.

В процессе исследования выдвинута гипотеза:

- школьный театр как традиция отечественной культуры и образования и средство нравственно-эстетического воспитания, возвращенный современной школе, может способствовать построению Целостного учебного процесса, ориентированного на становление личностной нравственно-эстетической культуры учащихся, если строить работу школьного театра в соответствии с возможностями этого вида деятельности:

- рассматривать школьный театр как важную составную часть учебно-воспитательного процесса в школе, как средство достижения ее культуротворческих целей;

- видеть в театральной деятельности средство удовлетворения и развития познавательно-творческих потребностей и гармонизации личностных интересов подростков в совместной художественно-эстетической деятельности;

- организовывать работу школьного коллектива "по законам жанра", т.е. методически грамотно решать каждый из этапов художественно-эстетической работы с детьми в процессе организации коллектива, подбора репертуара и так далее;

- учитывать необходимость специальной подготовки педагога-режиссера школьного театра.

Соответственно заявленной гипотезе, диссертационное исследование строится следующим образом:

- школьный театр как форма образовательной художественно-эстетической деятельности рассматривается в историко-культурном контексте как традиция отечественного просвещения, с целью определения его собственных возможностей и целей;

- исследуется история и теория школьного театра как педагогическая проблема;

- анализируются некоторые аспекты практики школьного театра, проблемы его методики, на основании экспериментальной работы автора.

При этом каждый из разделов диссертации имеет свои конкретные задачи:

1. Определение актуальности проблемы и ее современного состояния на основе анализа обширной историко- культурологической, театроведческой, психолого-педагогической и методической литературы.

2. Выявление социально-психологических функций и возможностей школьного театра как вида художественно-эстетической и учебной деятельности в его историко-культурном движении и становлении.

3. Определение способов и форм включения школьного театра в учебно-воспитательный процесс, выявление развивающего, образовательно-воспитательного потенциала школьного театра в условиях эксперимента с целью разработки конкретных методик.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения: сценариев авторских спектаклей.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Лапина, Ольга Александровна

Выводы ко II главе:

1. В зависимости от того, какая концепция личности лежит в основе теории образования, могут быть осознаны возможности школьного театра, его роль в становлении человека и предложена соответствующая методическая система. Театр как синтетическое искусство наиболее полно "охватывает" все сущностные качества личности в ее отношениях к миру, людям, себе, универсально способствуя ее культурной самоидентификации. Цель школьного театра состоит в моделировании образовательного пространства, подлежащего освоению.

2. Театрализация как метод художественно-эстетического творчества реализуется в школьном театре, синтезируя в себе художественное и педагогическое начало. Комплексность театрализации определяется: спецификой педагогическо-режиссерского замысла, его целями и задачами; потребностями, интересами, способностями детей, задачами учебного материала; спецификой поэтики и структуры театрально-игрового действа.

3. В методике школьного театра, в которой спектакль выступает как совместное творчество играющего ребенка и педагога-режиссера. достаточно отчетливо прослеживаются следующие компоненты: режиссерско-педагогический замысел. создание сценарий, актерское мастерство, партитура спектакля, репертуар школьного театра. Однако они существенно корректируются, уточняются структурно и содержательно в зависимости от возрастных особенностей учащихся.

4. Включение школьного театра в учебно-воспитательный процесс школы действительная потребность развития современной системы образования, которая переходит от эпизодического присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной функции. Задача школьного театра совпадает с идеей организации целостного образовательного пространства школы как культурного мира, где он, школьный театр, оказывается универсальным педагогическим средством. С внедрением театральной педагогики в общеобразовательные процессы стало очевидно, что школа не может обойтись без профессионала, который синтезировал бы в себе качества педагога и режиссера.

Отрывки из книги отзывов на выступления музыкально-поэтического театра "Поиск": начало театру положено показом важнейшей темы. На наш взгляд, все действующие в спектакле ребята глубоко прочувствовали образы героев. Да и те ребята, что обеспечивали музыкальное сопровождение премьеры "Добро и зло" - доказали, что театр живет, что театр создан!" (преподаватели СПТУ-43).

Вами затронута очень важная тема и, просмотрев этот спектакль, начинаешь понимать, сколько еще зла на нашей планете. Только в сказках Добро побеждает Зло, а чтобы сказка стала явью, мы должны чаще задумываться над своими поступками и в этом помогает спектакль "Добро и зло" - (учащиеся 8-х классов Вырицкой школы).

Мы с большим интересом посмотрели композицию "Любовь-поэзия, любовь-музыка". Для большинства из нас - это настоящее откровение. И очень здорово, что появился коллектив, который помогает ребятам по-новому посмотреть на самые важные и необходимые в жизни чувства, понятия, отношения. Самое главное то, что композиция никого не оставила равнодушным. Был единый организм - зрители и актеры, которые думали и сопереживали вместе!" (учащиеся 10-х классов школы 43).

Вы заставили чувствовать сердцем каждую строчку уже давно знакомых стихотворений. Мы все услышали тревожащую музыку Моцарта. Было желание - еще продлить мгновение! Спасибо вам за ваши одухотворенные лица, за вашу искренность, за добро, которое вы творите." (педагоги школа №1, к нам присоединяются 390 выпускников нашей школы, перед которыми выступал ваш театр).

У нас в гостях 9-е классы школы 43. Один из вопросов анкеты, предложенной им после показа спектакля: "Хотели бы вы еще встретиться с нашим театром?" Мы получили такой ответ: "Я не ухожу, я остаюсь!"

Заключение

Проведенное исследование и экспериментальная работа, проделанная в его ходе, дают возможность утверждать следующее. :

Школьный театр как Форма образовательной художественно-эстетической деятельности, отвечающая потребности культуры в самосохранении и развитии, обладает мощным потенциалом универсального воздействия на личность, поскольку способствует становлению созидательно-творческой личности динамичного типа, идентифицирующей себя с родной культурой, принимающей общечеловеческие гуманистические ценности.

Школьный театр как Феномен культуры и образования. возникает в недрах культуры, соприроден театру как виду искусства и проходит путь исторического становления от синкретичных форм первобытности и Древнего мира к функциональной определенности учебного школьного театра позднего средневековья, к самостоятельному существованию в образовательных системах Нового времени.

В становлении культуротворческой педагогики возможности школьного театра трудно переоценить. Этот вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох, известен как жанр от Средневековья до Нового времени.

Социо-культурный феномен театра заключается в его способности моделировать жизнь и вводить учащихся сквозь эту модель в мир всечеловеческой культуры. Театр как познание мира, как самопознание человека дарит целостное представление о мире и ощущение себя в нем. Театр апеллирует ко всему запасу человеческих эмоций, переживаний, ко всей совокупности человеческих чувств и способностей. Как синтетический вид искусства затрагивает все стороны личности, универсально действуя в направлении ее движения к культуре, формируя тело, душу и дух.

Природа школьного театра как жанра обусловлена сущностным отношением "актер-зритель", которое детерминируется социокультурным запросом эпохи. В этом смысле, школьный театр предстает как феномен культуры и обусловлен спецификой ее исторического развития. Диалог "актер-зритель", определяющий природу театра, меняет свое содержание, меру активности его соучастников в зависимости от исторического типа художественной культуры, от характера социального запроса к театру. Однако остается неизменной и все более уточняется сущностная функция театра как модели взаимоотношений человека с другим человеком, с обществом, природой и богом, которые проигрываются в конкретных ситуациях, судьбах, конфликтах. Историческое движение форм театральности определяется своеобразием взаимоотношений "актер-зритель" в той "движущейся модели мира", которая воссоздается в театральном действе и характерна для конкретно-исторической эпохи в развитии художественной культуры.

Генезис школьного театра прослеживается от его синкретичного присутствия в первобытной культуре к воспитательно-гражданственной функции античного театра; от функционального вычленения школьного театра в эпоху средневековья к появлению самостоятельного театрального жанра в эпоху барокко и утверждению его просветительской функции, морализирующей, воспитывающей роли в эпоху Просвещения к теоретическому осмыслению школьного театра как педагогической проблемы в конце XIX и начале XX века.

Таким образом, школьный театр как самостоятельная форма образовательной художественно-эстетической деятельности развивается в России на протяжении Х\/И-Х\/111 в.в. вместе со становлением системы образования в духовных академиях и других учебных заведениях и обретает в эпоху Просвещения статус универсального способа введения обучающегося в систему социокультурных связей.

На протяжении Х1Х-ХХ в.в. школьный театр осмысливается как собственно педагогическая проблема, актуальная в образовании, ориентированном на сохранение и воспроизводство культурного опыта поколений.

Различно в художественных эпохах акцентируются функции театра - тренинг социальной роли (действия), нравственно-моральные ситуации и их разрешение в страстях и поступках, анализ душевных движений, судеб и характеров в различных конфликтных ситуациях (высоких - трагедийных, обыденных -драматических, низких - комических). Тем и определяется специфика актерской "маски", взаимодействий с залом, мера зрительского соучастия.

Тип культуры рождает тип театра. Значимость просветитель-ско-образовательной функции определяет тип культуры. Этот акцент всегда в любом историческом типе культуры зависит от социальной стратиграфии, от того, к какому общественному слою обращен. Историческое движение форм театральности определяется своеобразием взаимоотношений "актер-зритель" в той "движущейся модели мира", которая воссоздается в театральном действе и характерна для конкретно-исторической эпохи в развитии художественной культуры.

Функциями театра являются: тренинг социальной роли (действия), нравственно-моральные ситуации и их разрешение в страстях и поступках; анализ душевных движений, судеб и характеров в различных конфликтных ситуациях. Специфика социальной роли театра заключается в том, что он берет на себя функцию построения мира прекрасного, гармоничного, целостного.

В школьном театре как форме образовательной художественно-эстетической деятельности "уживаются", сосуществуют все типы взаимоотношений "актер-зритель". От первобытного синкретизма - все и для всех. От Средневековья - нравоучительный Характер, широта символико-аллегорического осмысления действительности. От Барокко - функции в учебном процессе, включение в программу школы. Однако остается неизменной специфика школьного театра, которая заключается во взаимозаменяемости актера и зрителя, в необязательности актерского профессионализма и зрительской позиции наблюдателя.

Роль школьного театра в образовании может быть осмыслена при условии понимания природы личности. В зависимости от того, какая концепция личности лежит в основе теории образования, могут быть осознаны возможности школьного театра, его роль в становлении человека и предложена соответствующая методическая система. В многообразии современных концепций личности для нас особенно актуальны те из них, которые принимают идею ее социо-культурного становления.

Цель школьного театра состоит в моделировании образовательного пространства, подлежащего освоению. Опираясь на идею различий образовательного мира на возрастных этапах становления личности, важно определить специфику школьного театра на этих ступенях, соответственно выстраивая методику театрально-педагогической работы. При этом "сквозным" методом выступает театрализация.

На I этапе (младший школьный возраст) этот метод служит освоению синкретичного мира сказки, ориентирован на понимание языка культуры и природы. На I! этапе (средний школьный возраст), когда синкретичность мировосприятия нарушается в пользу активного становления понятийного мышления, этот метод работает в создании образов культуры, исторически сменяющих друг друга картин мира. Наконец, III этап (старший школьный возраст), когда активны процедуры самосознания, театрализация работает для разрешения проблемы "я и мир". Необходимая способность к самореализации в "игре жизни", которая проявляется в юношеском возрасте, должна с необходимостью опираться на выработанное умение входить в образы культуры, понимая их "изнутри", В ситуации образовательной игры. И в этой связи особую актуальность в современной школе приобретает театрализованная культуротвор-ческая игра как метод изучения культурно-исторических эпох как специфичных образов мира.

Театрализация как метод художественно-эстетического творчества реализуется в школьном театре, синтезируя в себе художественное и педагогическое начало. Комплексность театрализации определяется: спецификой педагогическо-режиссерского замысла, его целями и задачами; потребностями, интересами, способностями детей, задачами учебного материала; спецификой поэтики и структуры театрально-игрового действа. Театрализация позволяет реализовать комплексное развитие становящейся личности, ее духовно-познавательных потребностей, творческих способностей. Стимулирует активность процесса самоопределения личности в культуре, рождает способность к общению, но, самое главное, духовно возвышает и ребенка и учителя.

Методика школьного театра имеет своим предметом описание взаимодействия трех его «героев-соучастников», трех основных компонентов: спектакль как совместное творчество играющего ребенка и педагога-режиссера.

Организация работы над спектаклем - сложный и длительный процесс, имеющий свои трудности и противоречия, в котором достаточно отчетливо прослеживаются следующие компоненты: ре-жиссерско-педагогический замысел, создание сценария, актерское мастерство, партитура спектакля, репертуар школьного театра.

Режиссеоско-педагогический замысел - это нравственная, эстетическая, педагогическая идея-образ, возникающий при условии отчетливого понимания воспитательно-образовательной цели, оценки ситуации в коллективе, ценностного осмысления ожидаемого результата. В школьном театре он творится коллективно и раскрывается путем игры, совместного действия.

Работа над сценарием определяется выбранным материалом, но ей обязательно предшествует текст. Приемы погружения в условную среду, в соответствии с замыслом и избранной темой, многообразны, и их выбор определяется не столько особенностями материала, сколько качествами личности педагога-режиссера, его эрудицией, стилем педагогического общения, способностью «чувствовать» детский коллектив.

Принципы репертуарной политики школьного театра:

- принцип соответствия материала непосредственному жизненному интересу, кругу проблем, живо волнующих подростков, участников театрального коллектива и будущих зрителей;

- принцип соответствия избранного текста возможностям детей;

- принцип соответствия избранного материала педагогической художественно-эстетической задаче школьного театра;

- принцип соответствия материала идее целостного развития личности, возможность развернуть в нем спектр развиваемых способностей: интеллектуальных, моторных, творческих, речевых и т.п.

Работу начинающего школьного театра целесообразно строить в двух последовательных (а при готовности педагога-режиссера и "актеров" - параллельных) этапах выбора репертуара: остроактуальные художественные композиции, которые корректируются, уточняются всем коллективом в процессе работы, с одной стороны; сочиненные в сотворчестве ребенка и взрослого сценарии по материалам учебных курсов истории, мировой художественной культуры, литературы, исторического краеведения; отрывки из классических драматургических текстов (Эсхил, Шекспир, Брехт, Островский, Чехов, Гумилев и др.), также коллективно избранные, интересные детям, хронологически и проблемно связанные с учебным материалом.

Работа над актерским мастерством, которое есть не что иное как развитие способности владеть своим телом, выразительным жестом, голосом, пластикой. Артистические занятия (уроки мастерства, речи, сценодвижения, репетиции спектаклей) - одна из таких форм. Обучение некоторым артистическим приемам ориентировано задачей становления личности ребенка, помогать, стимулировать этот процесс. Артистические занятия должны быть направлены на удовлетворение творческих потребностей ребенка; постановка спектакля или композиции не является самоцелью.

В ходе поисков выразительных средств воплощения пространственно-временного образа спектакля участники коллектива выбирают и используют возможности света, музыки, пластики, декораций, костюмов, вещей (реквизита).

Сценическая площадка школьного театра - условное пространство, которое может быть организовано (так в современной практике) в любом помещении школы (класс, рекреация, но главное - актовый зал). Сценические законы в школьном театре интерпретированы в русле собственно-педагогических задач.

Отношения "актер-зритель" в школьном театре отличаются от театра профессионального как в особенностях актера, так и в характеристиках зрителя: их позиции по отношению к организму спектакля не закреплены жестко, они взаимозаменимы. Подобная взаимозаменимость отмечается в характеристике театра первобытной эпохи, а также в поэтике фольклорного театра. Однако этим генетическим сходством не ограничиваются особенности школьного театра. Эти особенности можно охарактеризовать как психологические, нравственно-эстетические.

Школьный театр - это взаимодействие актера и зрителя, спектакль возможен и нужен, более того, только и существует в этом сотворчестве.

Деятельность педагога-режиссера школьного театра определяется его позицией, которая развивается от позиции педагога-организатора в начале и до соратника-консультанта на высоком уровне развития коллектива, представляя в каждый момент определенный синтез разных позиций. Это личность, способная к активной самокоррекции: в процессе сотворчества с детьми он не только слышит, понимает, принимает идеи ребенка, но действительно изменяется, растет нравственно, интеллектуально, творчески вместе с коллективом.

Компоненты методики школьного театра являются типологически общими для методики художественно-эстетической работы с детьми. Однако они существенно корректируются, уточняются структурно и содержательно в зависимости от возрастных особенностей учащихся.

Методика школьного театра сегодня оказывается предметом пристального интереса, при этом педагогический поиск ведется в различных направлениях и с разной мерой успеха.

В современных процессах, связанных со становлением методики школьного театра, можно выделить несколько самостоятельных направлений, которые представлены в школах России:

1. Школы с театральными классами.

Театральные уроки включены в расписание отдельных классов, ибо в каждой школе всегда находится класс, который как бы предрасположен к театральной деятельности. Именно эти классы часто и бывают основой школьного театрального коллектива. Обычно эту работу ведут учителя-гуманитарии

2. Школы с театральной атмосферой, где театр является предметом всеобщего интереса. Это и интерес к истории и современности театра, это и увлечение любительским самодеятельным театром, где принимают участие много школьников.

3. Наиболее распространенная форма существования театра в современной школе - драматический кружок, моделирующий театр как самостоятельный художественный организм: в нем участвуют избранные, талантливые, интересующиеся театром дети. Его репертуар произволен и диктуется вкусом руководителя. Будучи интересной и полезной формой внеклассной работы драматический кружок ограничен в своих возможностях и не оказывает существенного влияния на организацию учебно-воспитательной работы в целом.

4. Детские театры вне школы представляют собою самостоятельную проблему, однако, их методические находки могут быть успешно использованы в школьном процессе.

5. Особо стоит отметить школы, где театр включается в число профилирующих художественных дисциплин. Подчеркнем, что режиссеры с профессиональной театральной подготовкой в данном случае переквалифицировались в соответствии с задачами педагогики школьного театра.

В других школах уроки театра введены либо в начальных классах, либо с I по VII классы.

Соединяя такие тонкие и сложнейшие явления, как театр и детство, необходимо стремиться к их гармонии. Сделать это можно, строя с детьми не "театр" и не "коллектив", а образ жизни, модель мира. В этом смысле задача школьного театра совпадает с идеей организации целостного образовательного пространства школы как культурного мира, где он, школьный театр, оказывается универсальным педагогическим средством.

Театральная работа с детьми решает собственно- педагогические задачи, включая и ученика и учителя в процесс освоения модели мира, которую выстраивает школа.

В этом смысле представляет особый интерес модель культу-ротворческой школы, разработанная на кафедре эстетики и этики РГПУ им. А.И.Герцена (14,105). Здесь предлагается концепция, ориентированная на становление личности ребенка соответственно идее соотнесенности онто- и филогенеза. И тогда школьный театр развертывается как методика введения ребенка в мировую культуру, которое совершается по возрастным этапам и предполагает проблемно-тематическую и целевую интеграцию дисциплин естественнонаучного, социогуманитарного и художественно-эстетического циклов. Работа школьного театра здесь может рассматриваться как универсальный способ интеграции.

Развивающая функция театра имеет специфические особенности проявления (зоны ближайшего развития) в зависимости от возраста ребенка и характера его театрально-творческой увлеченности.

Первый этап обучения театру (младшие классы) связан с театральными занятиями детей на уроках и во внеклассной работе.

Второй этап (средние классы) - урок, факультатив, "час театра", театральная самодеятельность; в этих формах рождается сочетание интереса к профессиональному театру и самодеятельному театральному творчеству. На третьем этапе (старшие классы) - театральное обучение строится на взаимодействии всех компонентов системы: углубленная работа на уроках литературы, факультатив "Основы театральной культуры", наконец, школьный театр-студия.

Итак, включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы действительная потребность развития современной системы образования, которая переходит от эпизодического присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной функции.

Мы предлагаем не "насыщать" систему театрального воспитаний в школе всеми возможными формами и методами, а предоставить школе выбор в зависимости от опыта и увлеченности учителя и учеников. Чтобы учитель мог сделать этот выбор, ему необходимо видеть перспективу в театральной работе.

Актуализация проблем школьного театра рождает необходимость профессиональной подготовки педагога-режиссера школьного театра. Было бы целесообразно обсудить совместно с Министерством культуры России возможность подготовки кадров для преподавания, условно, предмета "Театр" на вечерних и дневных педагогических отделениях театральных вузов и училищ, а при педагогических Университетах открыть отделения, дневные и вечерние, для деятелей театра, собирающихся получить психолого-педагогическую подготовку для работы в школе.

Школьный театр - форма образовательной художественно-эстетической деятельности, динамичная, живая, самосовершенствующаяся система. Возвращенный современной школе как традиция отечественной культуры и образования может способствовать построению целостного учебного процесса, ориентированного на становление личностной нравственно-эстетической культуры учащихся. Возрождение школьного театра не просто благое пожелание просветителей-энтузиастов, это вызов современной культуры образованию. Это ее глубинная потребность в целостности. Это и есть гуманизация образования, когда речь идет о неповторимости и уникальности каждой личности, органично вписанной в культуру.

Научная новизна исследования:

- впервые рассматривается школьный театр как феномен культуры и образования в процессах его становления, развития и современного состояния;

- собран, обобщен, теоретически осмыслен комплекс документов, освещающих историю школьного театра в России;

- предложены принципы и подходы включения театра как художественно-эстетической деятельности в целостный образовательный процесс культуротворческого типа, прослежены возможности школьного театра в культурном становлении по возрастным этапам и доминантам.

Практическая значимость:

- сформулированы принципы и особенности театральной педагогики, которые могут быть использованы в развитии новой специальности по направлению "художественное образование";

- диссертационная разработка может быть использована в деятельности школьных театров Санкт-Петербурга и других городов России;

- на основании исторического материала, а также теоретических выводов, полученных в диссертации, может быть разработан учебный курс "Педагогика школьного театра" и "Основы актерского мастерства учителя".

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лапина, Ольга Александровна, 2000 год

1. Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание,1973,- 93с.

2. Амонашвили ША. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение^988-207с.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: изд-во ЛГУ, 1968.- 339с.

4. Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М.: Наука, 1967.- 455с.

5. Бахтин М.М. Проблемы содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве И Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975 - С.43-92.

6. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990 - 542с.

7. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. Л.: Лениздат, 1992.- 399с.

8. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. М.: Педагогика, 1988-254с.

9. Библер B.C. От наукоучения к "логике культуры". М. Политиздат, 1991.- 412с.

10. Благонадеждина Л.В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие//Вопросы психологии, 1968, №4- С. 15-28.

11. Блонский П.П. Избранные психологические сочинения Ив 2-х томах. М.: Просвещение, 1979 - 547с.

12. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения //в 2-х томах. М.: изд-во Акад.пед.наук, 1964 - 695с.

13. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М. Искусство, 1971,- 544с.

14. Валицкая А.П. Образование в России: стратегия выбора. -СПб.: изд-во РГПУ им АИ.Герцена, 1998-128с.

15. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. М.: Педагогика, 1913,- 400с.

16. Вахтеров В.П. Нравственное воспитание и начальная школа. М.: Педагогика, 1959,- 232с.

17. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989.-404с.

18. Виппер Ю.Б. XVII век в мировом литературном развитии М.: Наука, 1969.- 502с.

19. Взаимодействие и синтез искусств. Л.: изд-во ЛГУ, 1978-258с.

20. Вольперт Н.Е. Общая методика имаготерапии // Неврозы и их лечение. М.: Наука, 1978.- С.48-75.

21. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ. Союз, 1997- 91с.

22. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии, 1966, Моб.- С.15-34.

23. Выготский Л.С. Игры детей. М.: изд-во Акад.пед .наук, 1956-51с.

24. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 1998 -416с.

25. Выготский Л.С. К вопросу о психологии творчества актера //Приложение к книге: Якобсон П.М. психология сценических чувств актера. М.: Искусство, 1936 - С.3-21.

26. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М.: Просвещение, 1968.- 303с.

27. Гольдентрихг С.С. О природе эстетического творчества. М . изд-во МГУ, 1977 - 248с.

28. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьника. М.: Просвещение, 1978.- 160с.

29. Гусев В.Е. Истоки русского народного театра. Л.: ЛГИТМИК, 1977 - 87с.

30. Добрынин Н.Ф. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1965,- 295с.

31. Дсдонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978-272с.

32. Егоров А.Г. Проблемы эстетики. М.: Советский писатель, 1974.- 415с.

33. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология (Взаимодействие людей в жизни и на сцене). Дубна: издат.центр "Феникс", 1997,- 344с.

34. Зись А. Я Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы М.: Искусство, 1975 - 447с.

35. Изволина С.А. Театр и философия. М. Знание, 1988 - 64с.

36. Ильев ВА Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО Аспект Пресс, 1993.- 127с.

37. Иоффе И И. Синтетическая история искусств. Л.: Иэогиз, 1933.- 568с.

38. Искусство в системе культуры. Социологические аспекты.-Л.: изд-во ЛГУ, 1981,- 397с.

39. Искусство и педагогика.- СПБ: Образование, 1995.- 293с.

40. Каган М.С. Искусство в системе культуры- Л.: Наука, Ленинградское отд., 1987.- 272с.

41. Каган М.С. Культура философия - искусство: (Диалог).- М.: Знание, 1988.-63с.

42. Каган М.С. Морфология искусств. Л .: Искусство, 1972 - 440с.

43. Каган М.С. Социальные функции искусства. Л.: Знание, 1978,- 34с.

44. Каган М.С. Философия культуры: Становление и развитие. -СПБ.: Наука, 1998 308с.

45. Квятковский Е.В. Исследование художественных интересов школьников. М.: Просвещение, 1975 - 138с.

46. Коган Л.Н. Социологические проблемы художественной культуры. Екатеринбург: УрГУ, 1992 - 117с.

47. Козак А.И. Категория драматизации и ее место в системе эстетических категорий. М.: Просвещение, 1977- 23с.

48. Кон И.С. Открытие " Я'. М.: Политиздат, 1978 - 367с.

49. Корчак Я Как любить детей М.: Знание, 1991190с.

50. Культурология XX век. Энциклопедия, том 1 А-Л- СПБ.: Универс. книга Алетейя, 1998.- 447с.

51. Культурология XX век. Энциклопедия, том 2 М-Я- СПБ.: Универс.книга Алетейя, 1998 447с.

52. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем.- М.: Лайда, 1994.- 191с.

53. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М.: Наука, 1979,-207с.

54. Леонтьев А.Н. Восприятие и деятельность.- М.: изд-во МГУ, 1976 320с.

55. Леонтьев А.Н. . Деятельность. Сознание. Личность. М.: 197756. Леонтьев А.Н. Очерки психологии детей (младший школьныйвозраст).- М.: изд-во Акад.пед.наук, 1950.- 192с.

56. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: изд-во МГУ, 1981,- 584с.

57. Леонтьев А.Н. Философия психологии. изд-во МГУ, 1994 -285с.

58. Лихачев Б.Т. Воспитание у школьников эстетического отношения к искусству. М.: б/и, 1972 - 69с.

59. Луначарский A.B. Статьи о театре и драматургии- М.-Л.: Искусство, 1938.- 256с.

60. Луначарский A.B. О воспитании и образовании.- М.: Педагогика, 1976 636с.

61. Макаренко A.C. Книга для родителей.- М.: Правда, 1986-446с.

62. Макарьев Л. С утра до вечера в театре. Рассказы режиссера.-Л.: Детская литература, 1973.- 96с.

63. Малюга Ю. Я Культурология,- М.: ИНФРА-М, 1998.- 333с.

64. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.- 284с.

65. Матейко А. Условия творческого труда. М.: Мир, 1970.-303с.

66. Махлах Е.С. Психологические особенности ролевой игры в школьном возрасте. -М.: 6Ai, 1955.-150с.

67. Маца И.Л. Проблемы художественной культуры XX века. -М.: Искусство, 1969.- 208с.

68. Мейлах B.C. Новое в изучении художественного творчества .М.: Знание, 1983.- 64с.

69. Мерлин B.C. Очерк психологии личности. Пермь. бУй, 1959 -173с.

70. Миронов В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1993 -175с.

71. Моисеев Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990 - 351с.

72. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987,- 253с.

73. Овчинникова С.И. Искусство в жизни, жизнь в искусстве. М.: Знание, 1988 - 64с.

74. Пирогов Н И. Народное образование в России XIX века М.: Педагогика, 1985.- 496с.

75. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979.- 335с.

76. Радищев А.Н. Русская философия, XVIII век- М.: Госполитиздат, 1952.- 276с.

77. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: изд-во Акад.наук СССР, 1959 - 354с.

78. Рудик П.А. Ифы детей и их педагогическое значение. М.-Л.: изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1948,- 64с.

79. Саймон Б. Общество и образование. М.: Прогресс, 1989-197с.

80. Соколов Э.В. Культура и личность.- Л.: Наука, 1972 228с.

81. Сопер Поль Л. Основы искусства речи. М.: Прогресс-Академия, 1992,- 416с.

82. Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования. Л.: изд-во ЛГУ, 1979- 288с.

83. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1988,-269с.

84. Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь. М.: Просвещение, 1966.- 304с.

85. Тураев С.В. От Просвещения к романтизму. М.: Наука, 1983.- 255с.

86. Хапизев В.Е. Драма как явление искусства. М.: Искусство, 1978.- 240с.

87. Художественная культура в капиталистическом обществе. -Л .: изд-во ЛГУ, 1986 286с.

88. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПБ.: "Питер-Пресс", 1997,- 608с.

89. Шацкий С.Т. Педагогика. М.: Просвещение, 1964,- 476с.

90. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994,- 240с.

91. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М.: Гослитиздат, 1957-791с.

92. Шингаров ГХ Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М.: Наука, 1971.- 223с.

93. Эльконин Д.Б. Психология игры- М.: Гуманит.иэдат.центр ВЛАДОС, 1999.- 359с.

94. Якобсон П.М. Психология чувства. М.: изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1966- 216с.

95. Якобсон П.М. Психологические предпосылки эстетического воспитания школьников //Советская педагогика, 1966, №4.- С. 1529.

96. Якобсон П.М. Психология художественного творчества,- М.: изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1971.- 345с.1.. Профессиональный театр

97. Авдеев АД. Происхождение театра. М.-Л.: Искусство, 1954.-266с.

98. Авров ДА Спектакль и зритель. М.: Просвещение, 1985 96с.

99. Аристотель. Поэтика, 2. М.: Мысль, 1978.- 687с.

100. Асмус В. Эстетические принципы системы Станиславского// Театр, 1939., №1,- С.48-63.

101. Барбой Ю.М. Методика пропаганды театрального искусства, -М.: Знание, 1979.- 18с.

102. Бояджиев Г. Театральность и правда. М.: Искусство,1960.-464с.

103. Брехт Б. Театр. М.: Искусство, 1965.- 472с.

104. Буров А.М. Проблема воспитания личности актера // От упражнений к спектаклю. М. Искусство, 1974,- С.45-70.

105. Варнеке Б. В. История античного театра. М.: Искусство, 1940 - 368с.

106. Всеволодемй-Гёрнгросе В.Н. История русского театра. Л,-М.: Искусство 1977.- 484с.

107. Гончаров А. Поиски выразительности в спектакле. М.: Искусство, 1964,- 144с.

108. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. Беседы и записи репетиций .-М.: Искусство, 1962.- 575с.

109. Дмитриевский В.Н. Репертуар и зритель. М.: Гос.б-ка СССР, 1983 - 41с.

110. Дубнова Е. Я О взаимодействии, взаимосвязи профессиональных и самодеятельных театров. М.: Знание, 1978,- 96с.

111. Ефремов О.Н. Предисловие к книге Ершова П.М. Режиссура как практическая психология. М.: Искусство, 1992.- С.3-18.

112. Завадский Ю А Об искусстве театра. М.: ВТО, 1965.- 347с.

113. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера- М.: Просвещение, 1978.- 334с.

114. Захаров Е.З. Театр как вид искусства. М.: Знание, 1987.-43с.

115. Искусство театра //Сборник научных трудов. Свердловск.: изд-во Урал .ун-та, 1987 - 185с.

116. Калашников ЮА Этика в системе Станиславского. М.: Искусство, 1960 - 354с.

117. Клюев В.П Театрально-эстетические взгляды Брехта. М.: Наука, 1966.- 183с.

118. Коонен А. Воспоминания о К А Марджанове. М.: Искусство, 1972 - 128с.

119. Корогодский 3. Я Начало. СПБ.: СПБГУП, 1996 - 434с.

120. Корогодский 3. Я Играй, театр.- М.: Советская Россия, 1982,-160с.

121. Крыжицкий Г.К. Беседы о режиссуре. М.: 6Л1,1953,- 144с.

122. Крыжицкий Г.К. О системе Станиславского. М.: Госкультлросветиздат, 1955.- 90с.

123. Лотман Ю.М. Об искусстве- СПБ. Искусство СПБ, 1998-702с.

124. Марков ПА. О театре. М.: Искусство, 1976.- 639с.

125. Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. М.: Искусство, 1968.-643с.

126. Песочинский Н.В. Проблемы актерского искусства в театральной концепции Мейерхольда (1920-30 г.г.). Л.: Искусство, 1983.-93с.

127. Попов А. Художественная ценность спектакля. М.: ВТО, 1959.- 195с.

128. Робинсон А.Н. Первый русский театр как явление европейской культуры. М.: Наука, 1976.- 511с.

129. Рогачевский МЛ. Театр. М.: Высшая школа, 1964 -59с.

130. Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. М.: изд-во Акад.наук СССР, 1962,- 139с.

131. Смирнов Б.А. Театр как вид искусства. Л.: ЛГИТМИК, 1977-74с.

132. Смирнов-Несвицкий Ю.А. Вахтангов- Л.: Искусство, 1987-248с.

133. Станиславский К.С. Мое гражданское служение России. М.: изд-во Правда, 1990.- 656с.

134. Станиславский К.С. Об искусстве театра. М.: ВТО, 1982.-510с.

135. Таиров А. Я Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М.: ВТО, 1970.- 603с.

136. Товстоногов ГА Зеркало сцены.- т.1.- Л.: Искусство, 1980-303с.; т.2.- Л.: Искусство, 1984 367с.

137. Царев М.И. Мир театра М.: Просвещение, 1987 - 253с.

138. Цимбал С. Театр. Театральность. Время. Л. Искусство, 1977,- 263с.

139. Чехов М. Записки.- М.: Искусство, 1970.- 215с.

140. Эфрос A.B. Продолжение театрального романа- фонд "Русский театр", изд-во "Панас", 1993,- 432с.

141. Южин-Сумбатов А.И. Воспоминания. Записки. М. Искусство, 1941,- 704с.

142. I. Детский театр в дореволюционной школе.

143. Алексеев В. О значении детского спектакля. М.: б/й, 1901.-58с.

144. Алферов А. Быть или не быть ученическим спектаклям в школе//Русские ведомости, 1902, №90.- С.8-12.

145. Бахтин H.H. Воспитательное значение театра //Сб. педагогических статей, СПБ, 1907 С.32-49.

146. Бахтин H.H. Детский театр и значение его для народной школы//Художественно-педагогический журнал, 1914, №2 2326.

147. Бахтин H.H. Обзор пьес для детского и школьного театра //Русская школа, СПБ, 1912. №3,- С.36-38.

148. Бахтин H.H. О детском театре //Русская школа, 1913, №9.-С51-63.

149. Бахтин H.H. Репертуар детских спектаклей/УХудожественно-педагогический журнал, 1910, №5-8,12,14-17.

150. Бахтин H.H. Театр и его роль в воспитании // В помощь школе, М.: Польза, 1911240с.

151. Буткевич А. Воспитательное значение детского театра/УВоспитание и обучение, 1909, №5.- С.145-158с.

152. Всеволодский-Гернгросс В.И. История театрального образования в России,- СПБ.: Дирекция Императорских театров, 1913.- 463с.

153. Вундт В. Фантазия как основа искусства. СПБ.: т-во М.О.Вольфъ, 1914.-146с.

154. Гроос К. Душевная жизнь детей. Киев: Киевское Фребелевское о-во, 1916 - 242с.

155. Джонсон Ф. Драматизация как метод преподавания. М.: Финлэй, 1916.- 357с.

156. Дризен Н.В. Влияние театра на детей и юношей школьного возраста//Русская школа, 1911, №1.-С.38-52с.

157. Евреинов H.H. Происхождение драмы. ПГ.: 1921.- 265с.

158. Евреинов H.H. Театр для себя,- М.: 1915.-115с.

159. Евреинов H.H. Театр как таковой. М.: 1923 - 128с.

160. Евреинов H.H. Театр пяти пальчиков /Яеатр и искусство, 1914, №52,- С.37-55.

161. Евреинов Н.Н.Что такое театр. ПТГ.: 1921- 118с.

162. Звягинцева АД. Вредны ли спектакли для детей/УВестник воспитания, 1904, №7.- С.73-98.

163. Казанцев П. Театр как средство внешкольного образования/ЛГеатр и искусство, 1904, №42-44.

164. Каллистов Д.П. Античный театр. Л.: ЛГИТМИК, 1970.- 354с.

165. Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях. СПБ.: 1898,-186с.

166. Кейра Ф. Детские игры.-М.: 1908- 360с.

167. Коменский ЯА. Школа-театр. СПБ.: 1895 - 178с.

168. Комиссаржевский Ф.Ф. О гармонии искусства на сцене. М.: 1912,- 69с.

169. Конорская М.И. Детский театр, его вред и польза. СПБ.: 1901 - 75с.

170. Крымский С. Воспитание и театр//Семья, 1903, №50.- С.8-9.

171. Покатилов Э. Детские спектакли и их влияние на развитие детей. /Яеатр и искусство, 1889, №12.- С.26-33.

172. Резанов В.И. Из истории русской драмы. Школьные действа XVII-XVIII веков и театр иезуитов. М.: 1910 - 530с.

173. Ростиславов А. Искусство и театр для детей .//Театр и искусство, 1911, №7,- С.28-32.

174. Русова С. Драматический инстинкт и его значение в воспитании //Для народного учителя, 1916, №11-12.

175. Софронова Л.А. Поэтика славянского театра 17-18 в.в. М.: Наука, 1981.- 262с.

176. Спектакли в учебных заведениях./Яеатр и искусство, Петербург, 1909, №8,- С.15-18.

177. Холл Г. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте. //Школа и жизнь, 1913 С.38-43.1.. Школьный театр в советский период

178. Айхенвальд Ю. Театр и мои семнадцатилетние (о роли театра в эстетическом воспитании)/Яеатр, 1966, №1.- С.67-75.

179. Айхенвальд Ю. Мельпомена и дети (о роли театра в эстетическом воспитании)//Семья и школа, 1968, №5.- С. 15-17.

180. Андреева Т.П. Роль театрального кружка в воспитании советских школьников М.: Знание, 1950,- 45с.

181. Арнаутов Г. Задачи детских театровЛТеатр, 1949, №2.- С.43-46.

182. Ауслендер С А Детские театры дома культуры//Искусство в школе, 1930, Na2- С. 15-17.

183. Ауслендер С.А. Опыт работы по театру в 1 группе I ступени//Искусство в школе, 1927, Na2.- С.18-21.

184. Ауслендер С.А. Работа по театру в школе 2 ступени//Искусство и школа, 1927, Ne1- С.12-18.

185. Ауслендер С.А. Театральная работа в школе I ступени//Искусствов школе, 1930, Na1.- С.12-19.

186. Бардовский A.A. Основные принципы театрализованной массовой игры//Советское искусство, 1927, №1- С.28-30.

187. Бардовский A.A. Театрализация детских игр.- П.; 1924.- 186с.

188. Бахтин H.H. Детский театр и его воспитательное значение//Игра, 1918, №1- С. 15-18.

189. Белокопытов В. Школьный театр//Вопросы педагогики, 1928, ЬЬЗ.-С.183-208.

190. Берковский Н. Я Литература и театр.- М.: Просвещение, 1969 148с.

191. Берлянт М. Самодеятельный театр М.: Знание,1938- 105с.

192. Беспалов В.И. Три года работы драматического кружка в школе.- Новосибирск.: б/и, 1955,- 86с.

193. Бологое А. Литературно-эстрадный театр//Литература в школе, 1967, Nb3 С.72-73.

194. Бонди С.И. Детский театр//Советсмое искусство, 1928, №5.-С.68-74.

195. Бонди С.И. Работа по театру в школе 1 ступени М.: ВТО, 1968,- 134с.

196. Бруштейн А Пути детского театра /Яеатр, 1938, Na3.- С.92-98.

197. Венцкуг В. Школа, театр(эстетическое воспитание в 605 школе Москвы)//Народное образование, 1962, №6 С.78-81.

198. Вершковский Э.В. Театрализованные формы массовой культурно-просветительной работы.- Автореферат на соискание уч.ст.канд.пед.наук-Л.: 1978.- 24с.

199. Вопросы школьного театра//Вестник театра, 1919, Na19.-С.23-28.

200. Галахова О И. Воспитательный театр для детей.- Петроград.: 1919,- 47с.

201. Гармиза Н.В. Эстетические принципы современного советского самодеятельного театра Автореферат на соискание уч.ст.канд.филос.наук - М. 1980 - 25с.

202. Генкин Д.М. Массовые праздники.- М.: Знание, 1975 64с.

203. Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба.- Л.; Знание, 1969.- 75с.

204. Глаголин Б.С. Детский театр.- Одесса.: 192196с.205.

205. Гловацкий Б.С. Режиссер художественной самодеятельности Л. Просвещение, 1963.- 85с.

206. Городисская С. Педагогическая работа театра для детей//Искусство и дети, 1930, №10.-С. 19-22.

207. Горчаков Н.М. Работа руководителя театрального коллектива с исполнителями.- М.: Искусство, 1963,- 186с.

208. Гришина Л. Самодеятельный театр//Агитатор, 1960, №2,-С.25-28.

209. Гуревич С А Театр и школа/Яеатр, 1952, N811.- С. 112-122.

210. Дегожская Р.Н. Опыт проведения литературно-музыкального вечера, посвященного памяти Чехова Л.: Знание, 1957 - 68с.

211. Дейч А.Г. Мы любим театр,- М.: Искусство, 1960.- 127с.

212. Диспут о детских театрах/УСоветское искусство, 1932, №7 -С.28-36.

213. Дмитриев ГА Раздвинулся занавес школьного театра.- М.: Просвещение, 1965- 150с.

214. Дмитриева Н.И. Воспитательная работа в театральном кружке/ГСоветская педагогика, 1939, №5.- 82-88.

215. Добринская Е.И. Соотношение искусства и игры как эстетическая проблема Л.: Наука, 1975- 250с.

216. Дью Д. Дью Э. Ш<ола будущего Берлин.: 1922 - 240с.

217. Ершова А.П. Актерская грамота подросткам.- Ивантеевка, б/и, 1994 - 160с.

218. Ершова А.П. Искусство в жизни детей,- М.: Просвещение, 1991.-127с.

219. Ершова А.П. К вопросу о целесообразности занятий основами актерского мастерства со всеми учащимися.- М.: Просвещение, 1975 138с.

220. Ершова А.П. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы М : МП СССР, 1982.- 36с.

221. Ершова А.П. Сборник упражнений для театральных занятий в начальной школе,- М.: АПН СССР, 1986,- 52с.

222. Зеленко A.C. На перекрестке путей детского развлечения и детского труда//Искусство в школе, 1927, №2 С.21-24.

223. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр М.: Просвещение, 1982.- 64с.225. "Игра" не периодическое издание, посвященное воспитанию посредством игры -1918, №2.

224. Как поставить самодеятельный спектакль (старший возраст).-М.: Просвещение, 1937.- 68с.

225. Калитин Н И. Беседа об искусстве театра М.: Знание,1961-78с.

226. Калитин Н.И. Когда происходит чудо М.: Искусство, 1964.-65с.

227. Каргин A.C. Единство нравственного и эстетического воспитания участников художественной самодеятельности М.: Просвещение, 1977.- 86с.

228. Керженцев П.М. Творческий театр.- ПГР.: Госиздат, 1923.-54с.

229. Кнебель М.И. О действенном анализе пьесы.- М.: ВТО, 1959-235с.

230. Козлов П. Педагогическая работа в школе с учащимися над театральным спектаклем.- Автореферат на соискание уч.ст.канд.пед.наук,- А-Ата, 1953,- 25с.

231. Кокотова P.A. Педагог в театре для детей//Рабочий и театр, 1932, №7 С. 18-21.

232. Копесаев B.C. Театр для детей и детский самодеятельный театр М.: Знание, 1947.- 70с.

233. Комиссаржевский В. Ромео и Джульетта на улице Текстильщиков/УЛитературная газета, 1975, 28 мая.

234. Конникова Т.Е. Творческая игра в воспитательной работе школы.-Л.: ЛГПИ, Уч.записки, 1966, №297- С.125-132.

235. Лаврова Т.Н. Пути повышения эффективности педагогического руководства самодеятельным театральным коллективом Автореферат на соискание уч.ст.канд.пед.наук-Л., 1978- 24с.

236. Любинский И.Л. Педагогика и театр Мурманск: 1957- 240с.

237. Любинский И.Л. Из истории театра для детей в России.-Мурманск: 1959.- 138с.

238. Любинский И.Л. Театр и дети М.: Просвещение, 1962 - 145с.

239. Любинский И.Л. Программа факультативного курса 'Театр как средство эстетического воспитания" для пединститутов- М.: изд-во Акад.пед.наук, 1962 65с.

240. Михайличенко О.В. Совершенствование эстетического воспитания подростков средствами искусства.- Киев: 1985.- 70с.

241. Мудрик A.B. Педагогические проблемы свободного общения старшеклассников-М.: Просвещение, 1970 125с.

242. Нащекин Б.Н. Влияние школьного театрального коллектива на развитие творческой активности учащихся всей школы//Вопросы эстетического воспитания школьников- М. АПН СССР, 1971,- 65с.

243. Нащекин Б.Н. Идейно-нравственное воспитание учащихся в самодеятельном театральном коллективе//Формирование мировоззрения школьников в процессе эстетического воспитания,- М.: Просвещение, 1971 130с.

244. Нащекин Б.Н. Литературный спектакль в школьном театре//Литература в школе, 1967, №3.-С.64-72.

245. Нащекин Б.Н. Некоторые вопросы воспитательной работы в театральном коллективе старшеклассников М.: Знание, 1969-43с.

246. Нащекин Б.Н. О некоторых воспитательных возможностях школьного театраУ/Советская педагогика, 1972, №3- С. 77-82.

247. Неверов В.В. Первоначальное ознакомление с текстом художественных произведений и его роль в эстетическом воспитании старшеклассников М.: Просвещение, 1964,- 38с.

248. Невлер Л С. Нужен ли детям театр?//!"еатр, 1961, №6- С.154-156.

249. Некоторые советы по организации школьных театров-Пермь. 1965 57с.

250. Новицкий Б.В. Принципы детского театра/Жультура театра, 1921, №5 С.5-7.

251. Осипова Г.К. Совместная работа школы и театра по эстетическому воспитанию учащихся//Советская педагогика, 1957, №10 С.54-64.

252. Осипова Г.К. Театр и школа//Народное образование, 1958, №9 С.100-103.

253. Осипова Г.К. Эстетическое воспитание школьника средствами театраУ/Литература в школе, 1958, №6 С.56-65.

254. Офаринов К. Роль театра в эстетическом воспитании трудящихся.- М.: Знание, 1972 45с.

255. Петрова Л.М. Самодеятельный театр и формирование гармонически развитой личности.- М.: Знание, 1972 65с.

256. Подвойский Н.И. Массовые действа. Сценические игры М.: Просвещение, 1929 - 127с.

257. Погостина В.Л. Театр пришел в школу/Яеатральная жизнь, 1961, №6.- С.29-30.

258. Привалова Е.П. А.Т.Болотов и театр для детей (сб.18в.).- М,-Л.: Искусство, 1958 96с.

259. Программа факультативного курса "Основы театральной культуры" (для 7-10 кл. средней школы).- М.: 1976 86с.

260. Прядеин А.П. Социальные и эстетические основы игровой деятельности человека.- М.: Просвещение, 1970.- 84с.

261. Розанов Л.А. Записки о театре самих детей//Вестник просвещения, 1925, №11.- С.26-30.

262. Романенко И.И. Молодежные театральные объединения в школе//Литература в школе, 1965, №1- С.54-60.

263. Рубина Ю.И. Программа факультативного курса 'Театр как средство эстетического воспитания".- М.: Знание, 1962 85с.

264. Рубина Ю.И. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью М.: Знание, 1974 - 97с.

265. Рубина Ю.И. Театр и подросток.- М.: Знание.1970.- 80с.

266. Савченко Г. Актер живет в каждом (некоторые мысли о школьном театре)//Семья и школа, 1963, №4,- С.30-33.

267. Сазонов Е Ю. Город мастеров.- М.: Педагогика, 1984 128с.

268. Сазонов Е.Ю. Театр наших детей М.: Знание, 1988.- 94с.

269. Сахаров А. Влияние театра на современных школьников/УВестник воспитания, 1925,1925, №2-3.

270. Светлакова А.А. Желательны ли литературные суды в школе/ЛНовая школа, 1918, №15-20 С - 715-717.

271. Скрипин А.Г. Подготовка студентов педвузов к использованию различных видов искусства в воспитании учащихся Ташкент: 1985,- 86с.

272. Славина И.И. Литературный клуб старшеклассников.- Л.: Педагогика, 1969 75с.

273. Смирнов М. Декорации, костюмы своими руками (о самодеятельном театре в школе)//Художник, 1963, №3.- С.48-57.

274. Спасская К.С. Театр в школе 2 ступени//Революция -Искусство Дети,- М.: 1968 - С.45-60.

275. Сухоцкая Н.С. В школьном театре.- М.: Детская литература, 1971,- 511с.

276. Театр в школе//Пед.чтения М.: Педагогика, 1958 - 140с.

277. Театр и школа//Альманах, СПБ.: Лицей, 1999.- 111с.

278. Толбузин Д. Школьный театр Петроград: 1919 - 83с.

279. Урсин Н.П. Детский театр.- Петроград: 1919 78с.

280. Филиппов Вл. Театр и школа/Жультура театра, №5,- С.3-5.

281. Чухман Е.К. Московский школьный театр- М.: ВТИИ, 1998-516с.

282. Шевченко Г.П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков Автореферат на соискание уч.ст.доктора пед.наук,- Ворошиловград: 1986 - 40с.

283. Ширяева В.Г. Театральное творчество в эстетическом воспитании учащихся (в восьмилетней школе).- Автореферат на соискание уч.ст.канд.пед.наук.- М.: 1960,- 24с.

284. Шпет Л.Г. Теаработа.- М.: б/и, 1933 186с.

285. Эстетическое воспитание в советской школе. Драм.кру>м<и и театр для детей.- М.: Педагогика, 1984.- 137с.

286. Я^ов В.А. О различных подходах к концепции личности и связанных с ними различных задачах исследования массовых коммуникаций Тарту: 1969- 240с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.