Воспитание поликультурной компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Ковалева, Тамара Ивановна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 218
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ковалева, Тамара Ивановна
Введение.
Глава 1. Воспитание поликультурной компетентности как философско-педагогический феномен.
1.1. Духовная культура - основа воспитания поликультурной компетентности.
1.2. Проблема воспитания поликультурной компетентности в современной образовательной теории.
1.3 Музыкальная подготовка как условие воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Выводы по первой главе.
Глава 2. Проектирование процесса реализации воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ.
2.1. Воспитание поликультурной компетентности в колледже - его направления и реализация.
2.2. Система воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ (на материале преподавания дисциплин музыкального цикла).
2.3 Изучение состояния поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ для практической деятельности.
Выводы по второй главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Профессиональная готовность педагога-музыканта к воспитанию поликультурной личности школьника в учебных заведениях Казахстана2010 год, кандидат педагогических наук Макашева, Маргарита Сарманбаевна
Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов2006 год, доктор педагогических наук Федорова, Светлана Николаевна
Этнопедагогическая подготовка будущего учителя начальных национальных классов на традициях калмыцкого музыкального фольклора2006 год, кандидат педагогических наук Хулхачиева, Галина Шургаевна
Формирование у будущих воспитателей готовности к деловому сотрудничеству с музыкальным руководителем дошкольного образовательного учреждения2008 год, кандидат педагогических наук Торяник, Татьяна Юрьевна
Формирование готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в поликультурном социуме: на материале Республики Башкортостан2010 год, кандидат педагогических наук Политаева, Татьяна Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание поликультурной компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений»
Актуальность исследования. Россия исконно по составу населения многонациональна, многокультурна, поликонфессиональна. В условиях кардинальных социально-политических и экономических перемен эти сущностные характеристики государства и общества, обеспечивающие развитие, мир и согласие, выступают в качестве констант. Эта стратегическая линия в федеральной образовательной системе прослеживается в концепции поликультурности, первооснову которой составляют этнические, национальные культуры. Такая тенденция все больше утверждается в единой внутренней логике развития: школа, СПО, ВУЗ. Однако в этой «цепочке» слабым звеном остается «семья — ДОУ».
В таком составе элементов нарушается механизм регуляции и саморегуляции, возможны сбои в его функционировании. Об этом, в частности, свидетельствует незначительный массив теоретической и практической литературы, опытно-экспериментальных исследований. В обозначенном контексте поликультурное воспитание будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) является пионерным поиском в области теории и практики, который реализован в данном диссертационном исследовании.
Об актуальности проблемы поликультурности в педагогике свидетельствуют современные концепции и технологии: школа диалога культур (B.C. Библер), поликультурное воспитание (А.Н. Джуринский, А.А. Реан), поликультуризм в образовании (Г.М. Коджаспирова), социокультурный подход в образовании (В.А. Тишков), мультикультурное образование (О.В. Аракелян, К.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, З.А. Малькова, Г.В. Палаткина), этническое — мультикультурное образование (Е.В. Бондаревская, О.Д. Мукаева).
Весьма ценным представляется рассмотрение содержательных и функциональных оснований поликультурного образования в трудах отечественных ученых: Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриева, С.В. Куликовой, В.В. Макаева, JI.JI. Супруновой, JI.M. Сухоруковой, В. Шаповалова и др.
В ряде развитых стран мира построена модель информационного общества, которая включает новейшие открытия и достижения современного научно-технического прогресса, очередного его этапа (Г. Кан). С одной стороны, это желанный, приносящий человеку множество благ рывок по пути прогресса; с другой — он несет в себе господство рационализма в мышлении, образе и стиле жизни человека, общества в целом. Человек оказался во власти естественных и технических наук, технизации. В итоге идет процесс вытеснения многих культурных ценностей, ценностей гуманитарных наук, что обедняет эмоциональную и интеллектуальную сферы личности, влечет за собой ее отчуждение, принижение роли и значения художественно-музыкального воспитания и образования, берущего свое начало в семье и ДОУ.
Современные исследователи (Н.М. Борытко, И.А. Колесникова, М.В. Крулехт, М.В. Корепанова, Н.К. Сергеев, Г.А. Цукерман и др.) приходят к общему выводу, что развитие ребенка возможно лишь во взаимодействии с педагогом, индивидуальность которого проявляется, прежде всего, в способности к самоизменению.
В начале XXI в. отмечается усиление процесса глобализации и интеграции в мире. Эти планетарные явления ведут к сближению и объединению народов, интенсификации их взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности. Вместе с тем появилась реальная угроза унификации и стандартизации духовной жизни на основе массовой культуры, явлений лжекультуры и антикультуры. В качестве «защитной реакции» закономерен и объясним «ренессанс» традиционной (этнической) культуры. В данном направлении проведены исследования, раскрывающие этнокультурную функцию образования в поликультурном обществе, ориентированного на подготовку такого педагога, нравственным принципом которого является уважительное отношение к другим народам и культурам (Г.Н. Волков, О.Д. Мукаева, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Сахипова, М.Г. Тайчинов, Г.Ш. Хулхачиева, И.А. Шоров и др.).
Музыка, как один из компонентов культуры, — мощное средство воспитания целостной личности, начиная с дошкольного возраста, может в существенной мере возродить духовность, тем более, если ее содержание поликультурно, может развивать и обогащать эмоциональную сферу и творческие способности. Раскрытию сущности подготовки будущего педагога ДОУ к музыкальному воспитанию дошкольников посвящены исследования Ю.А. Алиева, О.А. Апраскиной, И.В. Арановской, Б.В. Асафьева, Б.И. Канаева, А.В. Кенеман, Н.А. Метлова, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой и др.
Проблема формирования компетентного специалиста служит предметом научных трудов таких ученых, как Е.В. Бондаревская, О.Е. Лебедев, В.В. Сериков, А.В. Хуторской.
Анализ результатов исследований практики подготовки будущих педагогов дошкольных учреждений показывает, что в поликультурном образовании и воспитании важную функцию выполняет народное музыкальное творчество. В нем заключены народные традиции, отражающие самобытность и культуру народа. Однако, данное направление в профессиональной подготовке будущих специалистов ДОУ представлено недостаточно.
Таким образом, основываясь на анализе педагогической теории и практики, выявлены противоречия между: социальной потребностью в сохранении традиций народного музыкального творчества как составной части поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ, использовании этого потенциала в современном дошкольном образовательном учреждении ДОУ и недостаточной концептуальной разработанностью обозначенной проблемы; социально-педагогической потребностью в компетентном педагоге ДОУ, готовом к поликультурной деятельности, и недостаточностью теоретических исследований в этом направлении; потребностью воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ на всех ступенях образовательного процесса в педагогическом колледже и малоэффективной разработанностью соответствующего учебно-методического комплекса.
Указанные противоречия обусловили проблему исследования, которая заключается в необходимости научного обоснования эффективных путей воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ в ходе подготовки в педагогическом колледже (на материале преподавания дисциплин музыкального цикла).
Рассматриваемые концепции и теории гуманистической педагогики, труды известных ученых имеют важное значение для обоснования сущностных положений поликультурного образования будущих педагогов ДОУ. Однако их анализ демонстрирует разрозненность и фрагментарность теоретических идей, отсутствие целостности структурно-функциональных характеристик поликультурного образовательного процесса в педагогическом колледже.
Итак, актуальность исследования для науки и практики определяется необходимостью воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ в контексте профессиональной и самообразовательной деятельности и недостаточной разработанностью педагогических условий организации этого процесса. Все это обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Воспитание поликультурной компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений».
Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить процесс воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ.
Объект исследования: профессиональная подготовка будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в педагогическом колледже.
Предмет исследования: процесс воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях преподавания дисциплин музыкального цикла.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой воспитание поликультурной компетентности будущего педагога ДОУ будет осуществляться более эффективно, если: в качестве сущностных характеристик поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ будут рассматриваться знания культуры и традиций своего народа, ценностное отношение к культуре и традициям других народов, готовность к трансляции культурных ценностей, способность к смыслообусловленному самосовершенствованию и развитию; модель процесса воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ будет проектироваться и реализовываться как научно обоснованная последовательность этапов, отражающая объективно существующую логику процесса воспитания поликультурной компетентности. Эта логика основывается на последовательной смене приоритетов в формировании компонентов поликультурной компетентности от актуализации процесса к поликультурным знаниям через формирование ценностного отношения к культурным традициям, к готовности передачи их детям и повышению творческих начал воспитания поликультурной компетентности, опыта рефлексии; педагогическими условиями, обеспечивающими воспитание поликультурной компетентности, будут рассматриваться занятия музыкальной деятельностью с этнокультурным и поликультурным содержанием, учитывающие интеллектуальный потенциал, личностно-эмоциональные переживания студентов; технологическое обеспечение процесса воспитания будет содержать индивидуальные образовательные программы, включающие национально-культурный аспект; методические разработки этнокультурного и поликультурного музыкального содержания; программы спецкурсов; культурно-досуговые сценарии, отражающие самобытность этноса, раскрывающие специфику и музыкальную культуру народов ближнего и дальнего зарубежья.
Цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Выявить сущностные характеристики поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ как готовности к особому виду творческой профессиональной деятельности.
2. Разработать модель процесса воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ в процессе преподавания дисциплин музыкального цикла в педагогическом колледже.
3. Обосновать педагогические условия, обеспечивающие воспитание поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ в процессе преподавания дисциплин музыкального цикла.
4. Разработать и экспериментально проверить технологическое обеспечение воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические концепции системно-целостного (B.C. Ильин, В.В. Краевский, Н.К. Сергеев, Н.М. Борытко) и компетентностного (Е.В. Бондаревская, О.Е. Лебедев, В.А. Болотов, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Л.М. Митина) подходов. В качестве специальной методологии выступили теоретические положения поликультурного образования (Д. Бэнкс, Г.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, Г.В. Палаткина, М.Г. Тайчинов и др.); концепции воспитания (У.Ш. Атангулов, Л.Н. Беленчук, Н.М. Борытко, М.П. Гурьянова, В.А. Караковский, И.А. Колесникова и др.); концепции гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.); положения общей и возрастной психологии (А.Г. Асмолов, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, И.С. Кон, Б.М. Теплов и др.); теории педагогического образования (П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин и др.); концептуальные исследования этнопедагогического и национального образования и воспитания (Т.Н. Волков, С.В. Куликова, О.Д. Мукаева, Т.Н. Петрова и др.); теории музыкально-эстетического развития личности (Э.Б. Абдулин, Ю.Б. Алиев, JI.B. Горюнова и др.); теории личностно-ориентированного образования (В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.); труды ученых, изучающих калмыцкий музыкальный фольклор (Т.Г. Басангова, Н.Ц. Биткеев, К.В. Кутушова, Б.Б. Оконов, Е.Э. Хабунова, Г.Ш. Хулхачиева и др.).
Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили методы исследования: общенаучные, включающие анализ, систематизацию, обобщение, сопоставление философской, социальной, психологической, педагогической, этнопедагогической, музыкальной и методической литературы; специальные: анализ особенностей воспитания поликультурной компетентности; изучение опыта подготовки будущих педагогов ДОУ; метод наблюдения; моделирование (описательная модель); методы опроса (анкетирование, интервьюирование, ранжирование, тестирование); педагогический эксперимент, а также методы статистической обработки количественных результатов исследования с использованием компьютерных технологий, наблюдения, контент-анализ (анализ учебной, творческой деятельности студентов, анализ отчетов студентов по практике, содержание поликультурных материалов для работы в ДОУ и др.).
Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью процесса воспитания поликультурной компетентности, серьезным анализом особенностей подготовки педагога к поликультурному воспитанию в ДОУ в Республике Калмыкия; использованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью выработки и тщательным анализом полученных данных, достаточной продолжительностью опытно-экспериментальной работы и ее результатами.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем: впервые представлена модель процесса воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ (на материале преподавания дисциплин музыкального цикла), разработанная в русле целостного подхода к использованию и моделированию педагогических феноменов; введено в научный оборот понятие «поликультурная компетентность будущих педагогов ДОУ» как интегративное личностно-профессиональное качество, проявляющееся в знаниях культуры, традиций своего народа, ценностном отношении к культуре и традициям других народов, готовности к трансляции поликультурных ценностей детям в ДОУ; конкретизированы и уточнены педагогические условия поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ в процессе преподавания дисциплин музыкального цикла в педагогическом колледже; научно обосновано технологическое обеспечение процесса воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ, основанное на этнокультурных музыкальных традициях.
Теоретическая значимость результатов исследования: определены сущность и специфика поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ как готовности к особому виду профессиональной деятельности; выявлены возможности музыкальной деятельности как условия, обеспечивающего развитие музыкально-эстетического сознания, интереса к национальной музыкальной культуре, ценностного отношения к музыкальной культуре и традициям других народов, эффективного для применения в образовательном процессе учреждений среднеспециального образования, что является вкладом в развитие теории целостного и личностного подходов в обучении; разработана логика процесса воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ, определены этапы, задачи и технологическое обеспечение, что может служить теоретической основой для выявления оптимальных условий развития поликультурной компетентности личности; теоретические выводы работы могут служить основанием для дальнейших научных исследований в области совершенствования процесса преподавания дисциплин музыкального цикла, способствующих воспитанию поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ.
Практическая ценность результатов исследования: разработана комплексная методика оценки уровней сформированности поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ, что позволяет диагностировать у студентов искомое личностное образование; построена и экспериментально проверена модель процесса воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ, что может служить основой для дальнейшего поиска эффективных педагогических решений творческого саморазвития студентов; выявлены возможности использования комплекса условий (занятия музыкальной деятельностью с этнокультурным и поликультурным содержанием) в воспитании у студентов поликультурной компетентности, которые позволят в дальнейшем будущему педагогу успешно адаптироваться и решать педагогические проблемы в поликультурной образовательной среде; материалы спецкурса «Поликультуризм как составляющая профессионально-личностной компетентности педагога ДОУ», педагогические ситуации, диагностический инструментарий могут быть использованы в процессе разработки новых технологий, методов и приемов обучения с целью формирования и развития поликультурной компетентности как неотъемлемого качества личности специалиста, а так же в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикации и выступления на Международных научно-практических конференциях и конгрессах: «Реальность этноса» (Санкт-Петербург, 2005, 2008 гг.); «Азия в Европе: взаимодействие цивилизаций» (Элиста, 2005 г.); на Всероссийских научно-практических конференциях: «Проблемы современной педагогики и системы образования» (Майкоп, 2004 г.); конференции, посвященной 80-летнему юбилею академика Г.Н. Волкова (Элиста, 2007г.); «Управление качеством профессиональной подготовки специалистов в условиях перехода на многоуровневое образование» (Волгоград, 2008г.); «Проблемы обучения родным языкам в условиях полиэтнического общества» (Нальчик, 2008 г.); ежегодных психолого-педагогических чтениях Юга России и собраниях Южного отделения РАО (2005—2008 гг.); Региональной научно-практической конференции «Воспитательная работа с молодежью» (Сальск, 2008 г.); на ежегодных совещаниях директоров педагогических колледжей ЮФО (Майкоп, 2003 г.; Элиста, 2004 г.; Ейск, 2005 г.; Волгоград, 2006 г.; Вешенская, 2007 г.; Астрахань, 2008 г.). Основные положения и рекомендации исследования, отражены в 14 публикациях. Выводы и рекомендации исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии, лаборатории этнопедагогических инноваций Калмыцкого государственного университета
Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе подготовки будущих педагогов ДОУ в Элистинском педагогическом колледже. Представленные в исследовании теоретические положения используются в методических разработках, выпускных квалификационных работах, в учебно-методических комплексах, рабочих программах, составленных соискателем. Рекомендации по включению информации поликультурного характера в содержание образовательных материалов внедрены в работу ДОУ: №5 «Березка», №10; №11 «Малышка»; №18 «Чебурашка»; №22 «Дружба»; №25 «Дельфинчик»; №26 «Бумбин орн».
На защиту выносятся следующие положения:
1. К сущностным характеристикам поликультурной комптеентности, выступающей в качестве ведущей цели подготовки, будущих педагогов ДОУ относятся знания культуры и традиций своего народа, ценностное отношение к культуре и традициям других народов, готовность к трансляции поликультурных ценностей детям в ДОУ. Поликультурная компетентность выступает как готовность к особому виду творческой профессиональной деятельности. Основными функциями поликультурной компетентности являются: поисково-информационная (поиск и фиксация информации о ценностях культурного наследия); эмоциональная (эмоциональное отражение восприятий знаний о ценности культурного наследия в воспитании поликультурной компетентности); регулятивно-смысловая (осознание и принятие будущими педагогами ДОУ личностной значимости ценностей культурного наследия).
2. Формирование поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ рассматривается как поэтапный целенаправленный процесс, ориентированный на смыслообусловленное самосовершенствование и развитие будущих педагогов ДОУ в поликультурной образовательной среде. На когнитивно-креативном этапе у будущего педагога формируются знания о культуре своего народа; на коммуникативно-деятельностном этапе осуществляется воспитание ценностного отношения к культуре и традициям других народов; целью личностно-аксеологического этапа является готовность к трансляции поликультурных ценностей. В своем формировании модель поликультурной компетентности имеет уровневый характер: низкий (отсутствие знаний и интереса к этнокультуре); средний (интерес к культуре и традициям своего народа); высокий (готовность к трансляциям поликультурных ценностей, способность к смыслообусловленному самосовершенствованию, развитию и самореализации).
3. Педагогическими условиями воспитания поликультурной компетентности студентов в системе среднего специального образования рассматриваются занятия музыкальной деятельностью творческого характера, обеспечивающие формирование у будущих педагогов ДОУ знаний, умений и навыков в области музыкально-образовательной деятельности, развитие музыкально-эстетического сознания, проявляющегося в интересе к национальной музыкальной культуре, эстетических эмоциях и переживаниях, ценностных отношениях к национальной музыкальной культуре как первооснове поликультурной компетентности.
4. Эффективность технологического обеспечения процесса воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ достигается применением системы педагогических средств: индивидуально-образовательные программы; методические разработки; индивидуально-творческие уроки музыки и все виды практики в ДОУ с поликультурным содержанием; программа спецкурса «Поликультуризм как составляющая становления профессионально-личностной компетентности педагога ДОУ»; портфолио с адекватным тематическим содержанием; современные педагогические технологии (метод сольмизации — К. Орф, метод Судзуки — овладение игрой на музыкальных инструментах, игра в оркестре на детских музыкальных инструментах, интегрированные занятия: музыка и театральное искусство, музыка и ритмика, музыка и ИЗО, музыка и литература и д.р.); культурно-досуговые сценарии, основанные на этнокультурных музыкальных традициях, являющихся первоосновой поликультурного воспитания, постановка и решение комплекса педагогических задач, ситуаций этнокультурного характера.
Базой исследования служили Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова, где исследование проводилось на материале преподавания дисциплин музыкального цикла и ДОУ, где автор руководила педагогической практикой студентов: №2 «Буратино», №5 «Березка», №7 «Колокольчик», №10, №11 «Малышка», №13 «Белочка», №13 «Белочка», №15 «Золотой ключик», №18 «Чебурашка», №22 «Дружба», №25
Дельфинчик», №26 «Бумбин орн», №30 «Родничок» г. Элисты, ДОУ Приютненского и Целинного районов республики Калмыкия.
Основные этапы исследования.
Первый этап — поисково-теоретический (2001—2004 гг.) — изучалось состояние проблемы в научно-практическом плане, изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая, культурологическая, методологическая, этнографическая, музыковедческая литература, диссертационные работы по исследуемой теме, продумывалась стратегия и тактика экспериментального исследования, проводился констатирующий эксперимент.
Второй этап — экспериментально-аналитический (2004—2006 гг.) — проведен формирующий эксперимент, осуществлены поиск путей решения исследуемой проблемы; разработка и обоснование проблемного портрета (модели) компетентного поликультурно-ориентированного педагога, выявлены критерии и уровни его готовности к педагогической деятельности в ДОУ. Определены условия и пути воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений и выявлена их эффективность на основе мониторинга качества подготовки студентов.
Третий этап — обобщающий (2006—2008 гг.) — обобщение результатов опытно-экспериментального исследования, их внедрение в практику воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ, оформление текста диссертации.
Объем и структура диссертации. Диссертация, общим объемом (218 е.), состоит из введения (16 е.), двух глав (1-я гл. — 65 с. и 2-я гл. — 79 е.), заключения (3 е.), списка литературы (241 наименований) и приложений 10. Текст диссертации сопровождается 4 схемами, 1 таблицей, 15 рисунками.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды2006 год, кандидат педагогических наук Борисова, Светлана Михайловна
Конструирование практики поликультурного образования на основе полипарадигмального подхода2012 год, доктор педагогических наук Хакимов, Эдуард Рафаилович
Становление поликультурной компетентности воспитателя в условиях профессиональной деятельности в дошкольном учреждении2010 год, кандидат педагогических наук Липова, Ирина Владимировна
Методика обучения музыкально-фольклорному творчеству учащихся педагогических колледжей как средство формирования готовности к работе с детьми дошкольного возраста2004 год, кандидат педагогических наук Никольская, Елена Васильевна
Поликультурное образование воспитателей дошкольных образовательных учреждений в системе непрерывного педагогического образования2006 год, кандидат педагогических наук Зарипова, Зифа Мирхатовна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Ковалева, Тамара Ивановна
Выводы по второй главе
Система поликультурно-музыкальной подготовки будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений представляет собой совокупность элементов, которые образуют единую цельную структуру, служат личностно-профессиональной компетентности студентов и способствуют становлению личности будущего педагога ДОУ, усваивающего родную и инородную этническую музыкальную культуру как первооснову поликультурности. Кроме этого, будущие педагоги ДОУ, посредством приобщении к разным видам и жанрам музыкального искусства, через слушание, разучивание, исполнение песен, танцев, хороводов, игры на детских музыкальных инструментах, элементов сценического искусства и его музыкального оформления, погружаются в духовное богатство музыкального искусства других народов. Они не только обогащаются духовно, но и постигают азы толерантности (еще одной ступеньки к поликультурно-музыкальному воспитанию). Здесь действует закономерность, выявленная и доказанная учеными о том, что становление и развитие одной какой-либо способности влечет за собой формирование других, как бы по принципу «цепной реакции». Это процесс присущ музыкальным способностям.
Музыкальные способности развиваются не в одиночку, а переплетаются с умственными, художественными, организаторскими и др. Становление, формирование, развитие эмоциональной сферы комплекса чувств и переживаний студентов обусловлено, в значительной степени, музыкальным сопровождением воспитания в колледже. В этом многогранном процессе, не снижая функций семьи, ключевая роль принадлежит преподавателям колледжа. Разработанная нами система образовании и воспитания студентов дошкольного отделения в Элистинском педагогическом колледже им. Х.Б. Канукова имеет свои отличительные особенности:
- система ориентируется на уровень культуры студента, как субъекта воспитательного процесса;
- система носит практико — ориентированный характер (разработаны учебные программы по музыке, истории театра, игре на музыкальном инструменте, фортепиано, баян, домбра, игре на детских музыкальных инструментах, с учетом поликультурной направленности);
- система опирается на принцип самореализации, самоутверждения личности, как ведущей потребности, обеспечивающей успешную творческую деятельность;
- компонентом выступает «Система относительной сольмизации и ее применение на уроках музыки»;
- слагаемой (составляющей) системы являются теоретические методические разработки: «Средства музыкальной выразительности как азбука музыкальной культуры», «Ритмических и технических навыков на индивидуальных уроках музыки», «Игра на детских музыкальных инструментах: эффективные способы и приемы обучения» и др.
Модель процесса воспитания поликультурной компетентности будущего педагога ДОУ сконструирована на основе теоретико-методологических положений, научных исследований, апробирована посредством реализации воспитательной деятельности в ряде ДОУ г. Элисты и районов республики Калмыкия, обработки эмпирического материала (изучения мнения студентов дошкольного отделения), с помощью различных методик, на основе опыта педагогической практики студентов педагогического колледжа и с учетом многолетней педагогической деятельности диссертанта. В составе ее компонентов представлен также процесс формирования творческого мышления будущих педагогов ДОУ.
Разработанная модель может быть экстраполирована на педагогические средние учебные заведения в других регионах с учетом их особенностей и специфики, при творческом подходе.
Вместе с тем автор исследования не претендует на «монополию» моделирования по обозначенной проблеме. Возможны и другие варианты.
Заключение
Проведенное диссертационное исследование показало, что вопросы воспитания стали проблемой мирового сообщества. Пространство России, Калмыкии представляет собой поликультурную модель жизни человека. В этом пространстве важно научить каждого жить вместе, осваивать культуру как способ встраивания в систему отношений, научиться работать, повышать свою компетенцию для регулирования различных ситуаций. Основная цель современного воспитания состоит в формировании целостного человека культуры, способного к культурной идентификации, осуществлению культурного образа жизни, формированию мировоззрения, в основе которых лежат общечеловеческие и национальные ценности.
Анализ философской, социологической, психологической, педагогической, культурологической и музыковедческой литературы по проблеме исследования показал высокую актуальность рассматриваемой проблематики, а аналитико-синергетическая работа проведенных исследований — его своевременность.
В поликультурном обществе важно обеспечить среду интеграций культурных традиций, социальных сообществ, как путь достижения национального согласия. Создание в регионе (республика Калмыкия) национально-регионального компонента воспитания позволяет сохранить лучшие традиции своей нации, ярчайшие образцы народного творчества (в том числе и музыкального), уникальное пространство жизни человека как носителя культурных и национальных традиций своего народа.
В результате проведенного исследования была достигнута поставленная цель, подтверждена выдвинутая гипотеза и получены положительные результаты в решении поставленных задач. В разработке теоретических аспектов педагогической науки было введено понятие «поликультурная компетентность будущих педагогов ДОУ». Разработаны основные теоретические положения, составившие концепцию поликультурной компетентности будущих педагогов ДОУ в аспекте национальных традиций. Основной идеей концепции является национальное согласие как путь обеспечения мира внутри человека и в профессиональном сообществе. Достижение этой цели состоит в воспитании мировоззренческой, рефлексивной, коммуникативной, правовой культуры, гражданской зрелости.
Определяя планируемые результаты исследования как получение нового научного знания по исследуемой проблеме, мы исходили из возможности анализа, сопоставления и развития психолого-педагогических концепций, основанных на гуманистическом подходе к пониманию целей, задач и содержания образования в подготовке будущих поликультурно-компетентных педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Для реализации поставленной цели использовались теоретико-методологические основы гуманистического подхода к процессу развития личности, ориентационного подхода к рассмотрению педагогического воздействия и системного подхода к анализу конструирования ориентации на воспитание поликультурной компетентности в образовательном процессе педагогического колледжа как открытой, развивающейся системы.
В результате теоретического анализа, обобщения эмпирических данных было разработано понятие «поликультурная компетентность будущих педагогов ДОУ». Оно показало необходимость аксиологического подхода, интегрирующего знания общей педагогики, народной педагогики, этнографии, психологии, философии, филологии, музыки и других наук как ценностей в подготовке будущего педагога ДОУ и формировании его ценностных ориентаций.
Реализация опытно-экспериментальной работы осуществлялась на основе опоры на жизненный опыт и мотивы выбора профессии; информационного обогащения о способах трансляции знаний из сферы музыкальной поликультуры детям дошкольного возраста в условиях реального образовательного процесса; стимулирование интереса к процессу познания музыкальной поликультуры и применения этих знаний в педагогической деятельности.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутые положения гипотезы и позволило убедиться в правомерности избранного пути конструирования процесса ориентации студентов педагогического колледжа на поликультурную компетентность. Статистически значимые данные о расширении и углублении поля ценностных ориентаций и изменении типов ориентации у студентов экспериментальных групп от преобладания на поликультурные музыкальные ценности через национальную культуру, «от родного порога - к поликультуре».
Данное диссертационное исследование является лишь одним из подходов к разработке проблемы воспитания поликультурной компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений и создает предпосылки для дальнейших исследований в других образовательных условиях.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ковалева, Тамара Ивановна, 2008 год
1. Абэлян, В.Х. Социально-педагогические аспекты становления культуры межнациональных отношений: дисс. канд. пед. наук / В.Х. Абэлян. - Майкоп, 1998. - 122 с.
2. Абакумов И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании.//Вопросы психологии. 2003. №3.
3. Авсентьев, А.В. Социальная оценка традиций и обычаев // Новый быт -новые обычаи: формирование прогрессивных традиций у народов Карачаево-Черкессии. Ставрополь, 1977. - С.48-51.
4. Авсентьев, А.В., Авсентьева В.А. Этнические проблемы современности и культуры межнационального общения. Ставрополь: СГПИ, 1993. 82 с.
5. Алиева, JT.B. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума//Педагогика. 2000 - №7. - С.48-52.
6. Алиева, Ю.М. Возрождение национальной культуры и ее роль в процессе воспитания молодежи/ЛЗоспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры. Материалы межвуз. науч.-практ. конф. 25-26 сентября 1996 года. с. 72-73.
7. Амонашвили, Ш.А. Педагогическая симфония М., 2002. - 117 с.
8. Амонашвили, Ш.А., Загвязинский, В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования//Педагогика, 2000. №2. -С.11-16.
9. Арнаутов, В.В. Саранов, A.M., Сергеев, Н.К. Проектирование учебно-научно-педагогического комплекса как инновационнойобразовательной системы: методологический аспект. — Волгоград: Перемена, 2001.- 174 с.
10. Арсалиев, Ш.М.-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев. М., 1998. -286 с.
11. Артановский, С.Н. Об абсолютной ценности личности // Вестник ЛГУ. Серия 6. вып. 3. 1988 - С.23 -31.
12. Арутюнов, С.А. Билингвизм и бикультурализм / С.А. Арутюнов // СЭ, 1978. №2, - С. 3-14.
13. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М., 1973,
14. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М., 1973.
15. Аутлев, М.Г. Адыги и русские: (Дорогами второго тысячелетия) / М.Г. Аутлев. Краснодар: Периодика Кубани, 2000. — 179 с.
16. Батищев, Г.С. Диалектика творчества. — М., 1984. — 140 с.
17. Батмаев, М.М. Калмыки в 17-18 вв. Элиста: АПП «Джангар», 1993. -382 с.
18. Батурина, Г.И., Кузина, Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.: АПО, 1995. - 72 с.
19. Бахтин, М.М. Философия поступка//Философия науки и техники. М., 1986.
20. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -427 с.23.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.