Воспитание культуры мира и толерантности учащихся начальных классов: на материалах традиций таджикского народа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Каюмова, Хурилико Тагайевна

  • Каюмова, Хурилико Тагайевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 182
Каюмова, Хурилико Тагайевна. Воспитание культуры мира и толерантности учащихся начальных классов: на материалах традиций таджикского народа: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Душанбе. 2013. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Каюмова, Хурилико Тагайевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. Основы теории воспитания культуры мира и толерантности у учащихся начальных классов (на материалах традиций таджикского

народа)

§1.1 .Труды выдающихся просветителей и мыслителей прошлого и народные

традиций посвященные нравственности

§ 1.2. Социальная сущность воспитания культуры мира и толерантности

§ 1.3. Местоположение и темы культуры мира и толерантности в учебных программах, учебных книгах и в методических и воспитательных

инструкциях

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. Пути воспитания учащихся в духе культуры мира и толерантности (на материалах традиций таджикского

народа)

§2.1. Основы морального воспитания культуры мира и

толерантности

§ 2.2. Воспитание культуры мира и толерантности у учащихся начальных классов в процессе обучения (на материалах традиций таджикского

-народа)______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 104-128

§ 2.3. Роль внеклассных работ в воспитании миролюбия у учащихся начальных классов

а) Внешкольные работы и их роль в воспитании миролюбия и толерантности.

б) Роль общества и семьи в воспитании миролюбия и толерантности.

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание культуры мира и толерантности учащихся начальных классов: на материалах традиций таджикского народа»

Введение

Актуальность проблемы исследования

В педагогической науке есть немало устоявшихся методов обучения и воспитания, однако жизнь выдвигает новые проблемы, требуя различных подходов и их воплощения.

Проблема воспитания подрастающего поколения актуальна для стран с переходной экономикой, где наряду с изменениями в общественно-политической сфере происходят большие изменения и в сознании людей. В связи с этим особое внимание уделяется вопросам нравственного воспитания молодого поколения в духе культуры мира, толерантности и патриотизма.

Формирование культуры мира и толерантности, уважение к государственной власти, защита национальных интересов государства, служение Отечеству нашли отражение в «Национальной концепции воспитания Республики Таджикистан», где уделено внимание «Национальному воспитанию всех граждан республики» (85:6).

В современном обществе патриотическое и миролюбивое воспитание подрастающего поколения приобретает особую актуальность по ряду причин: возрастает уровень информационности молодого поколения, процессы демократизации и проявление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма, культуры мира и толерантности, а также гражданского долга. Построение гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от

_ухилий—дееспособных—неответственных—людей,—способных-отстаивать—её

интересы.

Актуальность воспитания молодого поколения к культуре мира и толерантности, совершенствования этих качеств у учащихся в системе образования свидетельствует о принятии в последние годы в Республике Таджикистан государственных нормативных документов и актов: Закон Республики Таджикистан «Об образовании», «Концепция национальной школы», «Национальная концепция образования в РеспубликеТаджикистан»,

«Национальная концепция воспитания в Республике Таджикистан», Закон Республики Таджикистан « Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей».

В республике утверждены также программы воспитания в области культуры мира и толерантности, в которых определены основные задачи и направления по формированию патриотических чувств подрастающего поколения.

В последние годы все чаще на земном шаре стали вспыхивать вооруженные конфликты, обостряться отношения между различными группировками, предприниматься враждебные действия на почве религии, разгораться этнические конфликты, возрос терроризм. На поверхность всплыли многие застарелые конфликты, которым раньше внимание не уделялось.

Одной из причин терроризма в мусульманском мире является духовное воспитание молодого поколения и падения нравственности.

Духовные лидеры некоторых экстремистки настроенных религиозных групп используют молодёжь в своих грязных идеологических целях. И все это ради так называемой идеи, например, борьбы с капитализмом и империализмом.

Поэтому перед людьми всех стран мира встала задача удержать мир от новой войны. Однако вряд ли можно рассчитывать, что эта глобальная проблема «Проблеме мира» разрешится сама с собой, без целенаправленной

--деятельное-ти-всех—людей—Поэтому—такие-м&жд-ународные-орган-изации,-как____

ООН, ЮНЕСКО и Совет Европы, приняли большое количество документов по данному вопросу, что вносит вклад в борьбу с нетерпимостью, религиозными, расовыми и этническими предрассудками, а также с ненавистью, ксенофобией и антисемитизмом.

В 1993 году Международной организацией ЮНЕСКО была подготовлена и утверждена программа «на пути к культуре мира» (77:21).

Целью этой программы, рассчитанной на многие годы, является формирование внедрения в международные отношения культуры мира, культуры терпимости и ненасилия. В концентрированном виде суть культуры мира сформулирована следующим образом:

-воспитание детей и молодежи в духе открытости и понимания других народов, их многообразных культур и истории, в духе основополагающих принципов общности человечества;

-обучение молодежи отказу от насилия и использованию мирных средство в разрешении конфликтов;

-развитие у грядущих поколений чувств альтруизма, открытости и уважения к другим, солидарности и сопричастности на основе духа незыблемости своей собственности и самобытности, к признанию множественности человеческого существования в различных социальных и культурных контекстах.

В декларации о культуре мира отражено следующее: культура мира является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиции, типов поведения и образов жизни, которые отражают и поощряют: -уважение к жизни и ко всем правам человека;

-отказ от любых форм насилия и приверженность делу предупреждения ненасильственных конфликтов путем устранения в корне причин их возникновения и решения проблем посредством диалога:

-приверженность всестороннему участию в процессе справедливого

-----удовлетворения—потребное-тей—нынешни-х—и- буд-у-щи-х- поколений—в-област-и----

развития окружающей среды;

-приверженность принципам свободы, справедливости и демократии, а также терпимости, солидарности, сотрудничества, плюрализма, и культурного разнообразия. Диалога и взаимопонимания между народами, этническими, религиозными, культурными и другими группами и между отдельными людьми.

Иными словами культуру мира можно определить как культуру мирного сосуществования всех народов и государств.

В материалах ЮНЕСКО, которое было подготовлено для ООН, подчеркивается, что культура мира базируется на основополагающих ценностях, ради которых и была создана ООН и во имя этого она осуществляет свою деятельность.

Культура мира основана на несметных ценностях:

- уважение прав и свобод человека;

- толерантности;

- миролюбия и ненасилия;

- демократии.

Терпимость, диалог, культурное многообразие и примирение означают, что больше нет врагов, нет конфронтации, что положен конец насилию.

Миролюбию означает конец вражды, расширение информации о других, активный обмен знаниями и расширение подготовки для обретения навыков жизни в условиях мира, демократии и развития, а это, прежде всего, ненасилие. Миротворец - тот, кто способствует поддержанию мира, устранению войн, чьему-нибудь примирению.

Миротворец - лицо, способствующее сохранению или восстановлению

мира.

Конечно, становление культуры мира и толерантности является длительным процессом изменений в образе мышления и поведения людей.

------Этому-надо- учиться—поэтому-культуру-мира-на-до-понима-ть-как-школу-,-в---

которой мы все учимся жить вместе.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культуры нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Толерантность делает возможным достижения мира и способствует

замене войны культурой мира. Появление толерантности не означает

терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих

б

убеждений или уступки чужим. Толерантность означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим. В работе академика И.Х.Каримовой «На пути к культуре: формирование толерантности сознания» отмечается, что толерантное сознание - один из стержней культуры межнациональных отношений. Академик Ф. Шарифзода считает развитие толерантности в системе образования объективной потребностью современного общества.

Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г., провозглашает 16 ноября отмечаемым международным днем, посвященной толерантности. Рассмотрим определение толерантности на ведущих языках мира:

- tolerance (англ.) - готовность быть терпимым, снисходительным;

- to tolerance (англ.) - быть терпимым, позволять существованию различных мнений без их дискриминации;

- tolerance (фр.) - убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, которая может отличаться от вашей.

- tolerancia(ncn.) - способность принимать идеи или мнения отличные от собственных;

^loianrong (китг)^-~принимать-других- такими,-как-ие- они-есть,-и-быт-ь----

великодушными по отношению к другим;

- tasamul (араб.) - снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других, какие они есть, и прощать;

- толерантность, терпимость (рус.) - умение терпеть (выдерживать, мириться с чем-либо), принимать (признавать) существование какого-либо, быть снисходительным к чему-либо, кому либо;

- бо тахаммул муомила кардан (тадж.) - терпимость к кому-либо, принимать других такими, какими они есть, и прощать.

Определения толерантности, существующие на различных языках, в целом совпадают.

Однако в каждом из них просматриваются свои национальные особенности:

- английская - снисходительность;

- китайское - великодушие;

- русское - умение терпеть;

- таджикская - терпимость к кому-либо и прощать.

Развитие общества на современном этапе настоятельно диктует и развитие гуманистической идеологии, которая в будущем гуманистическом обществе найдет проявление и развитие духовной, творческой сущности человека, где одним из решающих факторов является совершенствование воспитания будущего поколения. Эти вопросы нашли свое отражение в наследии предков таджикского народа - произведениях таджикско-персидских классиках литературы как Рудаки, Авиценна, Хайям, Фирдоуси, Джами, Саади, Камол Худжанди и других великих мыслителей, а также народном фольклоре.

В советское время эти вопросы были отражены в произведениях Айни, Мирзо Турсунзаде, Лохути, Улугзаде, Рахимзаде, Миршакара и других таджикских просветителей.

Нежалый вкла~дпз~пе"дагогическую~науку~внесли_русские просветители:-----

Болдырев А.Н., Бауман Д.Е., Бабанский Ю.К., Брагинский И.С., Данилов М.А., Ковалев Н.Е., Комеников Н., Макаренко A.C., Сухомлинский В.А. и другие.

Немалая заслуга в педагогической науке принадлежит и таким таджикским ученым, как Лутфуллоев М., Каримова И.Х., Шарифзода Ф., Орифи М., Пахлавонов А. и другие.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена следующими факторами:

- отсутствием теоретической разработанности данной темы по формированию и развитию позитивного отношения к культуре мира и толерантности учащихся начальных классов;

- органической потребностью учащихся начальных классов в развитии позитивного отношения к культуре мира и толерантности в процессе обучения, которая обеспечивает долгосрочный результат в обучении и воспитании;

- отсутствием новых подходов и технологий, обоснованных научными данными по формированию позитивного отношения к культуре мира и толерантности учащихся начальных классов;

- научно-практическим и методологическим значением данной темы в условиях совершенствования и реформирования образования.

Степень разработанности проблемы

Вопросы воспитания нравственных отношений у подрастающего поколения, касающихся проблемам культуры мира и толерантности, всегда были в центре внимания объектом пристального внимания со стороны многочисленных исследователей. Ученые в своих трудах определяют эти условия не только как совокупность факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность процесса выработки позитивного отношения к культуре мира и толерантности, но как среду, в которых происходит

"формированйе ~ьГравственно"сти:—Проблемьг"воспитания--культуры—мира—и-----

толерантности проходит через высокие идеи и идеалы представителей таджикско-персидской литературы, известных просветителей, ученых и педагогов.

В решении вопросов воспитания культуры мира и толерантности

важное место отводится творческому применению наследия и традиций

таджикского народа, воплощенного в произведениях выдающихся

мыслителей: Рудаки, Саади, Авиценна, Хайяма, Фирдоуси, Джами, Восифи,

9

Камола Худжанди, Хамодани, Ахмади Дониша, С. Айни и др, которые оставили богатый материал для обогащения и углубления новых аспектов роли литературного наследия таджикского народа в духовно-нравственном развитии воспитания подрастающего поколения.

Различные аспекты формирования нравственных качеств подрастающего поколения нашли отражение в научных работах А.Бердяева, В.С.Библер, В.П.Вахтерова, В.В.Зеньковского, Н.И.Пирогова, В.С.Соловьева, Л.Н.Толстого, Ушинского. Проблемам воспитания духовно- нравственной культуры и образования посвящены исследования ученых педагогов и психологов Б.Т.Лихачева, А.С.Макаренко, И.С.Марьенко, Е.Н.Медынского.

Концептуальные положения в теории и практике развития личности нашли отражение в трудах Л.И. Божович, А.А Бодалева, Л. С.Выготского, Б.З. Вульфова, А. Н Леонтьева, Л.С. Рубинштейна, А.И. Рувинского, Д.И. Фельдштейна. Идеи об образовании как форме развития личности и общества, а также положения о самореализации личности отражены в трудах Л.Н.Куликовой, А.Н Солдатенкова, М.И. Шиловой, Н.Е Щурковой, И.Х. Каримовой,М.Лутфуллоева,Ф.Шарифзода, М.Шайхова, И.Г. Шапошниковой, Е.И. Щукиной и др. Аспирантом Хабибовой Н.Ш. была защищена диссертация на тему: «Педагогические основы формирования толерантности школьников младших классов».

Современные таджикские ученые-педагоги И.Х.Каримова,

М.Лутфуллоев, Ф. Шарифзода, Т.Шукуров и другие в своих исследованиях

касались отдельных частей" даннбй^проблемыг"Особенно —подробно--они-------

рассмотрели развитие и формирование нравственных качеств по проблемам культуры мира и толерантности в учебном процессе. Эти исследования сыграли большую роль в практическом решении проблем формирования и развития позитивного отношения к миру и толерантности учащихся начальных классов в учебно-познавательном процессе.

Кроме того, необходимо отметить монографии академика И.О.

Обидова, Х.С.Афзалова,Б.Р. Рахимова,К.Б.Кадирова,Р.И.Ходжимухамедовой,

ю

М.Арипова, Р.Я.Хамидова, В.Ч.Ревазова, Д.Н.Латьшова. Необходимо также отметить ряд кандидатских и докторских диссертаций, в которых в определенной степени отраженны отдельные аспекты исследуемой проблемы.

Но, несмотря на широту научных интересов вышеназванных исследований и актуальность рассматриваемых в них проблем, до настоящего времени проблема формирования и развития позитивного отношения к культуре мира и толерантности учащихся начальных классов не была предметом специальных исследований.

В настоящее время назрела органическая потребность учащихся начальных классов в развитии позитивного отношения к культуре мира и толерантности, которая обеспечивает необходимый долгосрочный результат для обучения и воспитания. В современных условиях важна актуальность разработанности данной проблемы, а также научно - практическом и методологическим её значением в условиях совершенствования и реформирования образования.

Цель исследования: теоретически обосновать психолого-педагогические и воспитательные особенности формирования и развития позитивного отношения к культуре мира и толерантности на традициях таджикского народа учащихся начальных классов в процессе обучения, и особенно при изучении родного (таджикского языка).

Объектом исследования является воспитание культуры мира и

антности~ учащихся-начальных—классов- -на- -традициях- -таджикского----

народа в процессе обучения.

Предмет исследования - педагогические пути воспитания культуры мира и толерантности учащихся начальных классов на традициях таджикского народа. Исследовать педагогические пути, средства и возможности формирования и развития позитивного отношения к культуре мира и толерантности в процессе обучения, и особенно на уроках родного

(таджикского языка), в котором немалое внимание уделяется традициям таджикского народа.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования была выдвинута научная гипотеза исследования: эффективность воспитания позитивного отношения к миру и толерантности учащихся начальных классов в процессе обучения на традициях таджикского народа достигается цели если:

- целенаправленном и систематическом использование функциональных возможностей учебных занятий специального цикла;

- уточнить педагого-психологические закономерности формирования позитивного отношения к культуре мира и толерантности учащихся начальных классов, позволяющие повысить их в учебно-познавателной деятельности;

-обеспечить участие учащихся начальных классов в активных формах и типах обучения, учитывающих индивидуально-личностные и возрастные особенности учащихся;

-проанализировать и оценить уровень разработанности проблемы культуры мира и толерантности в таджикской народной педагогике и традициях таджикского народа;

-углублённо осмыслить явления и события жизни путем применения современных образовательных технологий в процессе обучения;

-в процессе активного обучения использовать нестандартные уроки,

направленные Т[ гГ фор миро ван и е ~э л е м е нто в- системного- мышления-учащи-х-ея----

начальных классов и удовлетворения их познавательных потребностей и интересов.

Выделенная основная цель и рабочая гипотеза позволили определить конкретные исследовательские задачи:

-необходимо экспериментально определить педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование и развитие позитивного

отношения к культуре мира и толерантности у учащихся начальных классов в процессе обучения;

-определить и теоретически обосновать понятие, структуру и качественные характеристики компонентов культуры мира и толерантности учащихся начальных классов;

-разработать и внедрить систему и модель работы по формированию основ культуры мира и толерантности учащихся начальных классов;

-установить причины, препятствующие продуктивному развитию и формированию позитивного отношения к культуре мира и толерантности учащихся начальных классов и выявить источники их возникновения.

-проанализировать педагогический опыт теоретических и

методологических подходов по вопросам воспитания у учащихся начальных классов основ культуры мира и толерантности на богатых традициях таджикского народа.

Методологическую основу исследования составили философские и педагогические взгляды выдающихся мыслителей таджикского народа о формировании культуры мира и толерантности в воспитании целостной личности. Конституция Республики Таджикистан, нормативно-правовые документы Республики Таджикистан об образовании. Теоретические работы по педагогике, системный подход, основанный на поиске и нахождении целостных взаимосвязаны характеристик, изучающие педагогические факты и явления, идеи и взгляды российских и таджикских ученых в области "культуры ~м йр аи"толеа!!тнбстйТ

В процессе исследования состояния проблемы по воспитанию основ культуры мира и толерантности были изучены труды ученых историков, труды классиков таджикско-персидской литературы, педагогов, психологов, методистов, и на их основе проведены исследования и эксперименты.

Теоретическая основа исследования состоит - в обогащении понятия культуры мира и толерантности для учащихся начальных классов средней школы на богатом опыте традиции таджикского народа;

-в разработке педагогических основ по воспитанию основ культуры мира и толерантности;

-в разработке преподавания основ культуры мира и толерантности для учителей начальных классов общеобразовательных школ;

-в конкретизации и уточнении содержания понятий культуры мира и толерантности у учащихся начальных классов.

Источники исследования: труды зарубежных и таджикских ученых по вопросам формирования нравственных качеств учащихся начальных классов, а также исследования педагогов, психологов, методистов и опыт работы учителей республики.

Законодательные и нормативно-правовые акты Республики Таджикистан в сфере образования (Закон Республики Таджикистан « Об образовании», Национальная концепция образования Республики Таджикистан, Национальная Концепция воспитания Республики Таджикистан, Государственный стандарт образования Республики Таджикистан.), Закон Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей» и другие нормативные акты.

Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека; декларация и Программа действий, принятые на

В семи рн о?Г вс тр еч аГ на "высшем" уровне-в- интересах- со ц и а л н н о го ~ р а з в и т и я;-----

состоявшейся в Копенгагене; декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках; конвенция и Рекомендация ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования.

Методы исследования: -осуществить анализ научной, психолого-педагогической и научно-методической литературы;

-обобщить опыт нравственного воспитания учащихся по проблемам культуры мира и толерантности на традициях таджикского народа;

-осуществить наблюдение за работой учителей начальных классов; -педагогический эксперимент и исследования.

Базой исследования являются общеобразовательные школы города Душанбе №35, №15,№27 и школы-интернат№4, а также школ гор.Куляба №5 и №13.

Организация и этапы исследования Исследование осуществлялось в четыре этапа: Первый этап (2006 - 2007гг.) осуществлялось изучение сущности, содержания и особенностей воспитания основ культуры мира и толерантности у учащихся начальных классов (на материале традиций таджикского народа), определена актуальность темы исследования, его теоретические основы, продуманы научные подходы и исследования.

Второй этап (2008 - 2009 гг.) - поиски подходов к исследованию проблемы воспитания основ культуры мира, толерантности у учащихся начальных классов на (материале традиций таджикского народа).

Третий этап (2010 - 2011 гг.) - анализ педагогического опыта школ, отдельных учителей, выявление недостатков в воспитании основ культуры мира и толерантности, научного исследования, разработка материалов для педагогического эксперимента.

Четвертый этап (2012 - 2013 гг.) был посвящен обработке

результатов экспериментов внедрению-исследования- в~_практику- работы-----

педагогов, анализ полученных данных, обобщение результатов исследования, оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем: -сделана попытка раскрыть проблемы воспитания основ культуры мира и толерантности у учащихся младших классов (на материале традиций таджикского народа);

-разработаны концептуальные подходы для учителей начальной школы, которые включают понятия «культуры мира», «миролюбие», «толерантность», «патриотизм», «гуманизм»;

-раскрыты особенности воспитания основ культуры мира и толерантности для учителей начальной школы в процессе обучения и период внеклассной деятельности;

-научно обоснованные условия процесса воспитания основ мира и толерантности у школьников начальных классов.

Практическая значимость исследования состоит: -в разработке теоретико-методологических основ воспитания основ мира и толерантности у учащихся начальных классов на традициях таджикского народа;

-в разработке содержательного и технического аспектов для учителей по воспитанию основ мира и толерантности для учащихся начальных классов, обеспечении знаниями по данной программе с целью обеспечения учителей необходимыми знаниями и умениями, что позволяет значительно повысить эффективность процесса обучения и воспитания.

-в разработке рекомендации и пособий, внедренных в практику работы по воспитанию основ мира и толерантности для учащихся младших классов на наследии предков таджикского народа.

Положения, вносимые на защиту:

1.Концепция подготовки учителей начальных классов по вопросам основ культуры мира1^толфантностиЗ?^ащйх

таджикского народа для общеобразовательных школ , в которой раскрыты структура и содержание понятий «культуры мира», «миротворец», «миролюбие», «толерантность», «гуманизм» определены методологические и теоретические и педагогические основы данной проблемы.

2.Сущность и содержание подготовки учителей начальных классов по

вопросам воспитания основ мира и толерантности на традициях таджикского

народа, включающие единство нравственно-психологического,

методологического, теоретического и технологического компонентов структуры подготовки.

3.Воспитание основ культуры мира и толерантности у учащихся начальных классов, основанное на традициях народной педагогики, произведений классиков таджикско-персидской литературы являющееся сложным, системным, последовательным педагогическим процессом, направленным на формирование любви и уважения к Родине, родителям, её истории, родному языку, своему народу, её обычаям и идеалам.

4.Эффективность воспитания основ культуры мира и толерантности у учащихся младших классов обеспечивается тесным взаимодействием и сотрудничеством семьи и школы, сочетанием внеклассной работы и требует комплексной её организации, включающей такие направления, как историко-краеведческое, литературно-музыкальное, героическое и мемориальное. 5.Достоверность и обоснованность данных исследований обеспечивались целостным подходом к решению проблемы. Подготовки будущих учителей по вопросам воспитания культуры мира и толерантности у учащихся, методологической обоснованностью теоретических положений исследования; использованием методов исследования в процессе экспериментов, опытной проверке гипотезы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Каюмова, Хурилико Тагайевна, 2013 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абдуллоев И., Икромова Ф., Забони модари: Китоби дарси барои синфи 2. - Самара:

Корпоратсияи Фёдоров, 2000. - с. 156 (3; 7; 8; 25)

2. Абдурахмони Джоми. Сборни статей. Эпоха, жизнь и творчество. Изд. «Ирфон» Душанбе 1965 - с. 210, 80.

3. Авеста. Перевод с авестийского и комментарии праф. Стеблин-Коменского (избранные гимны). - Душанбе: «Адиб», 1990. С. 175

4. Авзалов Х.СРахимов Б.«история педагогической науки Таджикского народа». Душанбе: Маориф -1994 с. -192 (82; 1 85; 120; 102)

5. Айзерман Л.С. Уроки нравственного прозрения. Москва - 1983.

6. Айни С. Исёни Муканнаъ - Душанбе: «Ирфон», 1971 - с. 119.

7. Айни С. Темурмалик. Сталинобод, 1994 - с. 69, 85.

8. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. М,1996.С 25.

9. Амонов Р. Абдувалиев А. «Китоби хониши барои синфиз нашри IX» (Мухар. 3. Вохидов) Душанбе: Маориф 1981 - с.272

10.Амонов Р., Абдувалиев А. «Китоби хониш»-и синфи 3. Душанбе. Маориф. 1983 -С.223

11. Амонов Р., Абдувалиев А. «Китоби хониш» барои синфи 3. Нашри VII. Душанбе. Маориф. 1980 - с.272

12.Амонов Р. «Аз паи хикмати халк» Очерки илмии бадей. Душанбе: Нашрдавточик. 1963. С. 46. (4; 6; 8; 12; 40).

13.Амонов -Р., -Улугзода К. Таджикские народные сказки для детей. Изд. Нашрдовточик г. Сталинобод 1958. С. 34 (25)

14.Амонов Р. Улугзода К. Таджикские народные сказки. Сталинобод. Нашрдовточик. 1957 - с.511.

15.Амонов Р., Абдувалиев А. Китоби дарси: Китоби хониши синфи 4. Душанбе: Маориф 1992 - с. 1 75

16.Амонов Р., Абдувалиев А. Китоби хониш: Китоби дарси. Синфи 4.

Душанбе: Маориф 1989 - с. 1 74

172

17.Амонов P., Абдувалиев А. Китоби хониш барои синфи 3. Душанбе: Маориф 1989-с. 224

18.Амонов Р., Абдувалиев А. Китоби хониш барои синфи 3 нашри XII. Душанбе: Маориф 1985 - с. 224

19.Архив отдела фольклера института языка и литературы, тетрадь 1955 г.-с. 150, 98.

20.Асадуллоев С., Тошматов Р. «Кувваи сулх» маориф 1989. - с. 378 фолклори точик (христоматия).

21.Асрори Вохид. «Зарбулмасал ва маколхои точики». Сталинобод 1956-с. 110(4; 7; 61; 57; 66; 84)

22.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в школе. - Москва 1982. С. 11

23.Бабанский Ю.К. «Оптимизация педагогического процесса». Душанбе: 1987 - с. 192, 80.

24.Бабанский Ю.К. Педагогика - Москва, 1988.

25.Бауман Д.Е. Познавательные интересы учащихся как средство антивизации учебного процесса // советская педагогика. № 9, 1958. -с. 53.

26.Бобокалонов Чонон. «Нури маърифат» Душанбе 2000 - с. 92, 44.

27.Бобо Хочи. «Насими бахорон». Нашрдавточик. Сталинобод 1956. С . 93 (91; 33).

28.Болдырев А.Н. Воспитание коммунистической морали у школьников --"М., 1952. ~

29.Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников (вопросы теории). Педагогика. - М. 1979 - с. 224 (220).

30.Боронов Б., Бойев Б. Забони модари барои синфи 3. Душанбе 2004.

31 .Брагинский И.С. Авесто. Дар китоби «Энсиклопедияи советии точик» тахти тахрири М.С. Осимов, ч-1. Душанбе 1978 - с.

32.Вализода Саидали. «Пайванди чон» нашриёти «Ирфон» Душанбе 1981 -с. 231. (32).

33.Государственный стандарт среднего образования Душанбе. 1996.

34.Гуманистическая мысль. Школа и педагогика. - М. 1990 - с.25.

35.Данилов М.А. Скаткин М.А. Дидактика средней школы. - М. 1982.

36.Духовный И.М. О социалистическом гуманизме как составной части советской нравственности В.К.Н.: Очерки по педагогике. - М. 1981.

37.Джавхаризода Сухайли. «Бахори дусти» нашрдавточик. Сталинобод, 1956-с. 189 (40, 50).

38.Закон республики Таджикистан «Об образовании» Душанбе 2001 -с. 22.

39.Закон республики Таджикистан «О языке» - Душанбе: Ирфон, 1993 -с.39.

40.Закон республики Таджикистан «Об образовании» - Душанбе:

Ирфон, 1994.-с. 30. 41.3иёев Т., Давронов X., Чумаев Б., Асосхои Илмии тарбияи шахрвандии хонандагон дар таълими таърихи кишвар. Мухарр. С. Анвари - Душанбе: «Паёми ошно», 2004. - с. 207. 42.3убайдов У .3. «Тафрика неруи пешбари раванди таълим - Душанбе» «Сарпараст», 2003 - с. 91.

43.Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана - М. Педагогика, 1991 - с. 256.

44.Ингекамн К. педагогическая диагностика. - Педагогика, 1991 - с. 239.

_45.«Калила- ва- Димнаж «анвори Сухайли»." ХусаигСВоизи Кошифи. «Ирфон» Душанбе 1966 - с. 346 (58, 172, 250).

46.Каримова И.Х. Культура - источник гуманизма. Душанбе. 1998 - с. 32.

47.Каримова И.Х. Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы. Афторев дисс 2000. - с. 44, 23.

48.Карякин Ю.Ф., Достоевский Ф.М.И. канун XXI века - М., 1989.

174

49.Кодиров К. Таърихи афкори педагогии халки точик. Душанбе 1998 -с.45.

50. Климова Л.Ф. Об усилении гуманистической направленности обучения в начальных классах. Н. Начальная школа, 1991 : - № 2.

51 .Ковалев В.Г. Психология личности. - М. Педагогика, 1970.

52.Ковалев Н.Е. Введение в педагогику. - М: «Просвещение» - с. 176 (156-160).

53.Колесников Н. Эффективность образования. - М., 1991.

54.Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения - М. - с. 22.

55.Конвенция о правах ребенка - Душанбе, 1989.

56.Кон И.С. Психология ранней юности - М., Просвещение, - 1989 - с. 255.

57.Королькова Е.С. Научное знание - основа гуманистического воспитания - //Советская педагогика//, 1991 - № 1 - с.5.

58.Коротов В.М. Воспитывающее обучение. - М: Педагогика, 1980 - с. 51.

59.Корчак Я. Избранные педагогические произведения - М., Педагогика. 1970-с. 155.

60.Конституция (основной закон) Республики Таджикистан глава 40. Город Душанбе, 2003 - с. 8, 15, 32, 86.

61 .Кримский, История Сасанидов и завоевания Ирина арабами. Москва 1905 - с. 220 (84).

- 62.Каххоров Мухтор. «Хофизи Сулхам» Ирфо'н. Г998. - с. 200 (14Т).

63.Крупская Н.К. «Дар бораи таълими дидактики» Душанбе 1969. - с. 23 (7).

64.Косимов М., Хомидов Р. «Корхои тарбияви дар мактаб Душанбе 1997-с. 71 )3).

65.Лутфуллоев М. Точикистони сохибистиклол ва масъалахои тарбия. Душанбе, 2001 - с. 49.

66.Лутфуллоев M. «Дидактикаи Муосир». Душанбе, 2001 - с. 336 (92, 95).

67.Лутфуллоев М. Сулхпазирии халки точик, тарбия ва ташаккули он. Дар мачмуаи «Илми педагогика - пояи устувори мактабу маориф» Душанбе, 2004.

68.Лутфуллоев М. Эхёи педагогикаи ачам. Душанбе, 1997 - с. 150.

69.Лутфуллоев М. Методикаи таълими забони модари дар синфхои ибтидои. Душанбе, 1985 с - 170 (24).

70.Лутфуллоев М. «Даре» Душанбе, 1995. - с. 192 (85).

71 .Лутфуллоев М. «Панду хикмат дар осори Чалолуддини Балхи» Маърифати омузгор. № 5. 2007.

72.Лутфуллоев М. Асосхои омузиш Кобул, 1982.

73.Лутфуллоев М. Самара ибо аёнияг гузаронидани даре. Мактаби совета № 8, 1961.

74.Макаренко A.C. Маърузахо дойр ба тарбияи бачагон. Душанбе: Маориф. 1980-е. 103 (94, 93).

75.Мацулевич В.П. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках физкультуры Автореферат дис-ция. Киев, 1975. - с. 30.

76.Махмадназаров X. «Дустиро чустучу дорем мо» Душанбе, 1975 - с. 156.

77.Методическое пособи по миротворческому образованию и формированию толерантности (для учителей и тренеров). Назрань, Издательство ООО «Пилигрим», 2006 - с. 1 70 (56, 57).

78.Методика воспитательной работы. Учебн.пособие. Под - ред. Л.И. Рувинского - М. «Просвещение», 1989, - с. 335.

79.Миршакар Мирсаид. «Садокат» Нашрдавточик. Сталинобод. 1952. -с. 383 (250).

80.Михалов C.B. Воспитание творческого читателя. Книга для учителя. -М: 1981.-е. 240.

81 .Мунтахаби Куллиёт: Сталинобод, 1956. - с. 402. (397, 2, 10).

82.Научное творчество. - М., 1969 - с. 50.

83.Нуров А. (Кори якчояи оила ва мактаб дар тарбияи ахлокии мактаббачагони хурдсол) Душанбе, 1989. С. 69, 38.

84.Национальная концепция образования республики Таджикистан. -Душанбе. 2007.

85.Национальная концепция образования республики Таджикистан, 2006.

86.0бидов И.О. Аз таълими ибтидои то ба маълумоти миёнаи умуми. -Душанбе: «Маориф», 1986-с. 194.

87.0рифи М. «Аз таърихи афкори педагогии халки точик» Нашрдавточик. Душанбе, 1962.-е. 143. (8, 7, 9, 17, 20, 26, 10).

88.0сори Рудаки. Тахрири А. Мирзоев Сталинобод, 1958 - с. 519 (45, 329, 519, 432).

89.Основы нравственного воспитания школьников. Маренко И.С. Просвещение 1980-е. 183 (59,60).

90.Пахлавонов А. Афкори педагогии халки точик дар аерхои XX XII: Автореф. Педагогика - Душанбе 1995 - 42.

91 .«Панду хикмат» Фозилов М. Нашрдавточик. Душанбе, 1963 - с. 99.

92.Педагогика и методика начального образования: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 031 200/ под ред. В.В. Даниловой, - 2-е изд. - М. Флинта: Наука, 2001, - с. 208.

93.Г1едагогикай мактаб. Дастури таълими. Щукина Р.И. - М. «Просвещение». 1977-е. 391.

94.Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие - Ростов-н/Д: Феникс, 2002, - с. 544.

95.Пенкин М. Наука и искусство. - М., 1978 - с. 1 05.

96.Педагогикаи мактаб, Душанбе, 1997.

97.Педагогика (зери тахр. С.П. Баронов, В.А. Слестенина) М. 1986.

98.Педагогика (зери тахр. П.И. Пидкасист), М. 1996.

177

99.Педагогика (зери тахр. Ю.К. Бабанский) М. 1988.

100. Пинкевич А.Г1. Педагогика, - М., 1980.

101. Пистрак М.М. Педагогика. - М., 1936.

102. Пулодов Тилло. «Номаи бахт» Нашрдавточик. Сталинобод, 1958 -с. 99 (31).

103. Рахмонов Э. «Душанбе - шахри дуст ива бародари» Душанбе, 1998 -с. 200 ( 32,34,36).

104. Рахмонов Э. «Дируз, имруз ва фардои Точикистон». Хучанд, 1997.

105. Рахмонов Э. «Чавонон ояндаи миллат» Душанбе 1998.

106. Рахмонов Э. «Шукри истиклолиятия давлати, шукри сулху вахдати миль» (суханронии Президента Чумхурии Точикистон. Э. Рахмон дар мачлиси гантанави бахшида ба 15-солагии истиклолияти давлатии Чумхурии ориёи - Душанбе, 8 сентябр соли2006) // омузгор 15 сентябр 2006.

107. Рахмонов Э. «Вахдат, сулх ва бунёдкори мароми мост!» -Душанбе, 2000. - с. 120 (30, 36, 39).

108. Рахмонов Э. «Ватандусти ва худшиносии мили» Душанбе, 1999.

109. Рахимзода Боки «Шеърхо ва достонхо» «Маориф» Душанбе. 1983 -с. 208, 21.

1 10. Рахимов X. Педагогика. Душанбе 1987. С. 35.

111. Рахимов X, Нуров А. Педагогика. Душанбе 2000 - с. 29.

----- 112. "Расулов Д. Инъикоси" "масъалахои таълиму "тарбия дар

«Кобуснома»-и Койковус. Кулоб. 1996 - с.47.

113. Раджабов С. Дунявият иродаи хал каст. Душанбе, 1998 - с. 51.

1 14. Русско-таджикский словарь. Под. Ред. М.С. Асимова - М: «Русский язык», 1985, - с. 12, 79.

115. Сангинов Н. Дидактика, Душанбе. 1992 - с. 22.

1 16. Сайидов Насафи. Адабиёти форсу точик дар нимаи авали асри XI -с. 220, 70.

117. Саъдии Шерози. Бустон - Душанбе 1965. Нариёти Ирфон. - с. 390 (20), 374.

1 18. Саъдуллоев А. Нависандагони Шурави дар мубориза барои сулх ва прогрессии социали. Мухар: Каримов У. Душанбе: «Дониш» -1977-с. 25.

119. Саъдии Шерози - «Гулистон» Нашрдавточик Душанбе, 1962. -с.227 (140, 107, 122, 29).

120. Свешникова Е.А. Учитель и учащиеся - M. 1960.

121. Свадковский И.Ф. Тарбияи маънави. _Душанбе: «Маориф» 1976 -с. 155.

122. Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. - М. 1983.

123. «Словарь таджикского языка» в двух томах. Под редакцией. M.III. Шукурова, В.А. Капранова, Р. Хашима, H.A. Масуми Москва, 1969-с. 949.

124. Сорокин А. Дидактика - М. Просвещение, 1974.

125. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. Книга для учителя. М. «Просвещение», 1988-с.208.

126. Ситруве В.В. история Ирона с древнейших времен до конца XVIII века. Ленинград, 1958.-е. 195,59.

127. Суфизода А. Фолклор - афкори эстетики ва ичтимоии халк Душанбе - «Ирфон» 1982 Китоби дуюм 1982 - с. 224 (148, 25, 200).

- 128. Сухамлинский~В.А. «Беседа с молодым директором школы (на тадж.языке) Душанбе, с. 250, 74.

129. Сухамлинский В.А. «Родина в сердце» - Душанбе «Образ» 1986 -с. 192.

130. Суфизода А. Тахаввулоти назми шифохии точик. Ирфон, 1992 -с. 272, 29.

131. Суфизода А. Фолклор - санъати сухан - Душанбе: «Ирфон№ 1985 -е. 260.

132. Тарбияи худшиноси ва ифтихори мили. Мачмуаи маколахо зери тахрири Лутфуллоев М. Душанбе: 1999 - с. 138.

133. Таджикско-русекий словарь под редакцией М.В. Рахими И.Л.В. Успенской. Москва, 1954 - с.789.

134. Тачрибаи нодири тадбики сулх дар Точикистон. (Бишкек, 2000, с. 125. Гоибова Э., Ахмадов Б., Чумаев Ф., профессор Рахимджонов А.).

135. Таълими сулхдусти ва халли мусолиматомези низоъхо Душанбе, 1998 - с.64, 56.

136. Тиханов И.С. халки шурави дар мубориза барои сулх, ба мукобили оташдихандагони чанги нав. Нардавточик. 1951 - с.29.

137. Тиханов А.В. Воспитание младших школьников в духе гуманизма. Дисс. Канд.пед.наук. Вологда, 1969).

138. Турсунзода Мирзо. Куллиёт: Ирфон - 1985 ч IV - с. 185, 101.

139. Турсунзода Мирзо. «Асри ман» Нашриёти «Ирфон» Душанбе 1974-с. 250, 52.

140. Турсунзода Мирзо. Мачмуаи шеърхо - Душанбе, нашрдавточик. 1955 -с. 411.

141. Турсунзода Мирзо. «Аъзои чамъият» Сталинобод, 1961 - с.38.

142. Улугзода С. Киссахои драмави - Душанбе. «Ирфон» 1984 - с.383.

143. Улугзода С. «Достони Шохнома» китоби якум - Душанбе, 1976 -с.225, 100, 101, 75.

144. Унсурмаолии Кайковус «Кобуснома» Душанбе, 1979. " - - - -

145. Урок мира президента (научная статья), «Культура мира» (выступление президента РТ в аграрном университете). Изд. Омузгор. 8 сентября 2006 года.

146. Ушинский К.Д. Избранные педагогические чтения. - М. 1945. С.49.

147. Ушинский К.Д. собр.соч. в 11 тит т. 2, 5, 6, - М.: А.П.Н. Р.С.Ф.С.Р. 1949-1952.

148. Фаррухии Систони. Адабиёти форсу точик дар нимаи авали асри XI Мухар. Абдуллоев А. Нашриёти «Дониш№ Душанбе, 1979 - с. 272 (172, 173, 200, 201, 207).

149. Фольклор Каратегинской долины авт. Г. Сафиева. Душанбе: маориф 1986-с. 192 (90).

150. Фольклор Дангары: Душанбе, матбуот, 2002 - с. 1 75.

151. Фольклори даризабонони Афгонистон чамъкунанда ва мураттиб, муаллифи тавзехот: Норматов С., мухар масъул. Амонов Р. Душанбе «Ирфон» 1974-с. 310.

152. Фольклори диёри Восеъ мухар.Курбонова X. - Душанбе: Адиб, 1990-с. 160.

153. Фольклори Норак. Тартибдиханда: Махдиев С., Хисомов К. Душанбе: Нашрдавточик соли 1963 - с.315.

154. Фольклори сокинони саргахи Зарафшон. Тартибдиханда Амонов Раджаб. Сталинобод, 1960 — с. 1 14.

155. Фольклори точик. (Хрестоматия) (Мурат. Неъматов М., Асадуллоев С., Тошматов Р.) Душанбе: Маориф, 1989. - с.376 (60, 69, 57, 99, 101, 203).

156. Фольклори Уротеппа (мурат: Рабиев Ч. Мухар: Амонов Р., Азимов Н., Такриз: Тилавов Б., Шакармадов Н., Наимбоев С. Душанбе: маориф, 1990-с.230).

157. Харламов И.Ф. Педагогика, - М., 1990.

1 58. Харламов И.Ф. Активизация учения школьников, •гМйнск,~1970.

159. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания , - Минск, 1972.

160. Чернышенко И.Д. Трудовое воспитание школьников, - М.: «Просвещение», 1981 - с. 191.

161. Шамова Т.И. Активизация учения школьников // педагогика и психология, № 7, М.: 1979 - с. 5, 6, 29, 96.

162. Шарифов Акобир. «Суруди сулх» шеърхо Душанбе: Маориф, 1985 -с.224 (15, 16).

163. Шарифов Ф., Воронов Б., Шуайбова О., «Одобнома». Китоби дарси корпоратсия Фёдоров - 2000 - с.48, 73.

164. Шарифов Ф. Таълими хамгиро: Душанбе: Маориф. 2000 кисми 2.

165. Шарифов Ф. «Таълими муштарак» - асоси инкишоф ва тарбия. Душанбе, 1995 -с. 202 (3).

166. Шардаков М.Н. К характеристике развития мышления школьника. 1951. С.36.

167. Шанбезода Нодир. «Тарози дил» - Душанбе. Ирфон. 1984. - с. 384 (5).

168. Шарипов Э., Темирова X. Таълими хамгиро, Хучанд, 1999.

169. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. - М.: «Педагогика» 1.

170. Эренгбург Иля. «Барои сулх» (тарчумаи Э. Мулокандов. Мухарр: Ганни С. Сталинобод. Нашрдавточик. 1952. - с. 183 (32).

171. Эхсоси дусти: панду хикмат ва гуфторхо дар бораи дусти. Мураттиб ва муаллиф. Ортиков Расул Душанбе «Ирфон» 1979 -с.1 12.

172. Юнусов И. Педагогика: Китоби дарси барои колечхо ва омузишгоххои педагоги Душанбе: «Маориф ва фарханг» - 2005. - с. 380.

173. Юсуфшох яъкубов. «Таджики» Душанбе 1991 - с.52.

174". Юсуфшох. "ЯъКубов" «Асосгузори таърихи нави халки точик» Душанбе - 1999 - с. 73, 74.

175. Юркевич B.C. Светла радость познания // Педагогика и психология, № 3, М.: «Знание», 1 977.

176. Якуншина Л.С., Медведев В.П. Изучение драматического произведения в школе. - Архангельск. 1966. Нашриёти китобхои шимолу гарб.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.