Воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов: на материале вокально-хоровой работы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Умеркаева, София Шавкатовна

  • Умеркаева, София Шавкатовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 250
Умеркаева, София Шавкатовна. Воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов: на материале вокально-хоровой работы: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2008. 250 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Умеркаева, София Шавкатовна

ВВЕДЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА I. Теоретические основы воспитания художественного вкуса будущих учителей начальных классов.

§1.1. Проблема художественного вкуса в эксплицитной эстетике (историко-теоретический анализ учений о вкусе зарубежных мыслителей и отечественных философов).

§1.2. Художественный вкус как предмет исследования педагогической науки.

§1.2.1. Учения о вкусе в трудах отечественных педагоговмузыкантов

§1.2.2. Проблема воспитания художественного вкуса в теории и практике музыкального образования на современном этапе.

§1.3. Критерии оценки художественного вкуса на основе интонационно-стилевого подхода к музыкальному образованию.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА И. Педагогические условия воспитания художественного вкуса будущих учителей начальных классов.

§2.1. Воспитание художественного вкуса в контексте профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов.

§2.2. Модель воспитания художественного вкуса студентов факультета педагогики и методики начального образования МГПИ.

§2.3. Метод художественно-исполнительского анализа как способ воспитания вкуса в условиях вокально-хоровой деятельности.

Выводы по второй главе.

ГЛАВА III. Практическая реализация модели воспитания художественного вкуса будущих учителей начальных классов: организация и ход опытно-экспериментальной работы

§3.1. Констатирующий эксперимент.

§3.2. Формирующий эксперимент.

§3.3. Анализ итогов формирующего эксперимента.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов: на материале вокально-хоровой работы»

Актуальность исследования. В условиях современной социокультурной действительности фактически сняты все ограничения, регламентирующие качество музыкально-художественной продукции, формирующей .идеалы и вкусы общества. Наиболее уязвимой в этом отношении оказалась молодежная аудитория. Юному поколению буквально навязывается огромное количество музыкальной информации подчас сомнительного художественного качества и уровня исполнительской культуры. Данный фактор является одной из основных причин непонимания или пренебрежительного отношения молодежи к серьезному искусству и, как правило, приводит к тотальному увлечению современными веяниями музыкальных стилей и жанров, в которых ведущие позиции занимает так называемая «массовая культура».

В связи с этим проблема воспитания взыскательного художественного вкуса личности представляется чрезвычайно важной задачей музыкально-эстетического образования. Ее безотлагательное решение вызвано необходимостью приобщения подрастающего поколения к высоким образцам музыкальной культуры и повышения вкусового критерия в оценках художественно-стилевых явлений, раскрывающих мир духовных ценностей, мировоззренческих ориентиров и морально-нравственных идеалов жизни.

Однако, если в музыкально-педагогической науке проблема воспитания художественного вкуса учащихся общеобразовательных школ достаточно широко и обстоятельно разработана (Ю.Б.Алиев, С.Б.Барило, Б.А.Брылин, Н.Л.Гродзенская, И.Г.Димова, Д.Б.Кабалевский, Л.М.Кузнецова, В.Г.Мозгот, Е.Н.Таллин, Н.М.Черноиваненко, В.Н.Шацкая, В.А.Щербаков и мн.др.), то проблема воспитания художественного вкуса учителя начальных классов, способного положительно влиять на формирование ценностных ориентаций и нравственных качеств ребенка, до сих пор недостаточно исследована.

Воспитание художественного вкуса имеет существенное значение в становлении личностной позиции молодого специалиста, формировании системы его жизненных ценностей, связанных с умением дифференцированно воспринимать и оценивать эстетические объекты, получать наслаждение от подлинно прекрасного, «преобразовывать» художественно-творческий опыт, проецируя в виде модифицированных знаний и умений в собственную профессиональную деятельность. Развитый художественный вкус как целостное явление, интегрирующее эмоционально-чувственный и интеллектуально-логический уровни сознания личности, служит противовесом однобокому влиянию массовой культуры, ориентиром в освоении искусства и явлений окружающей действительности и, в конечном итоге, обобщенным показателем педагогической компетентности будущего учителя в формировании духовной культуры младших школьников.

Вместе с тем практика показывает, что в процессе профессиональной ориентации у студентов факультета начальных классов формируются дисперсные (раздробленные) художественные представления, связанные с тем, что в высшей школе восприятие искусства зачастую носит стихийный, бессистемный характер. Эстетические ориентиры студентов в области художественной культуры и искусства в большинстве своем еще не отвечают уровню и качеству социального заказа в художественно-эстетическом воспитании детей и подростков. Возникающее противоречие, обусловленное значимостью проблемы воспитания художественного вкуса у будущих учителей начальных классов в период вузовского обучения и ее недостаточным теоретическим обоснованием и практической разработкой, определило актуальность темы исследования.

Цель исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании и практической проверке педагогических условий воспитания художественного вкуса у будущего учителя начальной школы.

Объект исследования - процесс профессионально-педагогической подготовки студентов факультета начальных классов.

Предмет исследования — воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов в контексте музыкально-хоровой деятельности.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущностную характеристику феномена «художественный вкус» в его философско-эстетическом, музыковедческом и музыкально-педагогическом аспектах.

2. Выявить специфику воспитания художественного вкуса будущего учителя начальных классов в системе профессионально-педагогической подготовки в вузе и определить параметры его оценки.

3. Предложить модель воспитания художественного вкуса студентов факультета начальных классов и проверить ее эффективность опытно-экспериментальным путем.

4. Разработать методические рекомендации по реализации предложенной модели в условиях интегрированных музыкальных занятий.

Методологическая основа исследования: общедидактические подходы к учебно-воспитательному процессу (О.А.Абдуллина, В.В.Краевский, В.В.Сластенин); концепции музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных факультетов (М.И.Лучинина, Е.А.Малыгина, Н.А.Порошина, Е.В.Потменская, В.В.Шишкина); философско-эстетическая литература по художественному вкусу в русле общеметодологического подхода (Ю.Б.Борев, Н.И.Киященко, Л.Н.Коган, А.Ф.Лосев, А.С.Молчанова, С.А.Наумов, В.К.Скатерщиков); исследования феномена вкуса в контексте отечественного массового музыкального образования (О.А.Апраксина, Б.В.Асафьев, Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, В.Н.Шацкая, Б.Л.Яворский); труды по музыкальной педагогике, освещающие вопросы воспитания художественного вкуса в различных видах музыкальной деятельности (Б.А.Брылин, О.А.Васильченко,

И.Г.Димова, В.Г.Мозгот, Е.А.Сивухина, Е.Н.Таллин, Н.М.Черноиваненко); теоретико-методологические и методические работы, посвященные проблемам музыкального воспитания и образования (Э.Б.Абдуллин, Л.Г.Арчажникова, Б.Д.Критский, О.П.Радынова, Г.П.Стулова, Г.М.Цыпин); музыковедческие концепции стилевой теории (Б.В.Асафьев, Л.А.Мазель, М.К.Михайлов, Е.В.Назайкинский, С.С.Скребков, В.А.Цуккерман), а также труды по стилевому педагогическому подходу к музыкальному образованию (Ю.Б.Алиев, Е.Д.Критская, Н.Г.Куприна, А.И.Николаева, С.Л.Старобинский, О.В.Усачева); работы по теории и практике дирижерско-хорового. исполнительства (В.Л.Живов, К.Б.Птица, В.Г.Соколов и др.).

Методы исследования: теоретический анализ эстетической, философской, музыковедческой, музыкально-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение музыкально-педагогического опыта ведущих российских и западных педагогов; педагогическое наблюдение; беседы со студентами, выпускниками и учителями начальных классов; анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент.

Гипотеза исследования - воспитание художественного вкуса будущих учителей начальных классов будет осуществляться успешно, если:

- рассмотреть исследуемый феномен как профессионально значимое качество их педагогической деятельности;

- разработать систему критериев оценки художественного вкуса, учитывающую многокомпонентность его структуры;

- выявить комплекс организационно-педагогических условий, инициирующих воспитание вкуса в системе вузовского обучения;

- применить интонационно-стилевой подход и определить способы его реализации в контексте вокально-хоровой деятельности.

Научная новизна исследования:

1. Выявлено педагогическое значение категории «художественный вкус», определена его сущность в эстетическом сознании будущего учителя начальных классов.

2. Разработана интегрированная теоретико-методическая модель воспитания художественного вкуса, построенная по принципу синергетического взаимодополнения элементов, составляющих ее структуру.

3. Реализован интонационно-стилевой подход, адаптированный в условиях лекционно-хоровых занятий со студентами немузыкального профиля на основе принципа взаимного порождения категорий «вкус» и «стиль».

4. Разработана система критериальных уровней и модульных показателей развития основных компонентов вкуса, позволивших выявить структурную характеристику «эталонного художественного вкуса».

5. Предложена методика воспитания художественного вкуса, основу которой составляет художественно-исполнительский анализ произведений в контексте вокально-хоровой деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит: в разработке и научном обосновании комплекса организационно-педагогических мер, способствующих музыкально-эстетическому образованию студентов факультета начальных классов; в создании теоретико-методической модели воспитания художественного вкуса будущих учителей в условиях профессионально-ориентированной подготовки; в выявлении принципа взаимного порождения категорий «вкус» - «стиль» и теоретико-методологическом обосновании интонационно-стилевого подхода к исследуемой проблеме; в углублении содержания метода художественно-исполнительского анализа.

Практическая значимость исследования заключается в создании методики воспитания художественного вкуса и ее апробации в условиях профессиональной подготовки студентов факультета начальных классов. Основные положения исследования могут лечь в основу лекционного курса

Теория и методика музыкального воспитания» и дисциплины специализации «Методика музыкального воспитания», читаемых на педагогических факультетах, а также применяться в ходе преподавания других предметов художественно-эстетического цикла. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы в работе педагогических колледжей, а также в адаптированном виде найти применение в практике внеклассной деятельности учащихся общеобразовательных школ.

Достоверность результатов исследования подтверждается всесторонним изучением проблемы и анализом широкого круга литературы, системой исследовательских процедур, опытно-экспериментальной работой на факультете педагогики и методики начального образования МГПИ, количественным и качественным анализом ее результатов.

Положения, выдвигаемые на защиту:

1. Художественный вкус как избирательная и полемическая способность к оцениванию эстетических явлений в системе культурно-исторической традиции представляет собой сложное, многоуровневое и относительно самостоятельное образование в целостной структуре сознания личности, включающее в себя эмоционально-чувственный, когнитивно-смысловой, операциональный и мотивационно-поведенческий компоненты.

2. Эффективность воспитания художественного вкуса обусловлена процессом углубленного постижения стилевых закономерностей музыки как сути выраженного мировоззрения и мировосприятия, как «звучащего мироощущения» (В.В.Медушевский). Освоение интонационно-стилевых признаков открывает будущим учителям широкие возможности приобщения к музыкально-языковым нормам и духовным ценностям культуры, т.к. раскрывает истинную красоту и художественно-эстетическую значимость музыкальных произведений различных эпох и народов, формируя эстетический эталон (идеал) и, в соответствии с ним, правдивость и адекватность оценочного суждения.

3. Действенным способом воспитания художественного вкуса студентов, обучающихся на факультете начальных классов, является метод художественно-исполнительского анализа произведений в процессе вокально-хоровой деятельности. Реализуемый на основе приема «ситуативного проектирования», художественно-исполнительский анализ стимулирует углубленное понимание характерных особенностей произведения, способствуя формированию «стилевого образа» как «эффекта» постижения содержательной основы музыки. «Ситуативное проектирование» понимается как процесс осуществления студентом ряда операциональных действий, обусловленных определенной, конкретной ситуацией (т.е. в данный момент, непосредственно, сразу).

4. Интегрированная теоретико-методическая модель воспитания художественного вкуса, предложенная в данном исследовании, способствует повышению профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов, т.к. учитывает закономерности целостного педагогического процесса вуза.

Апробация и внедрение основных положений диссертации осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы, проводимой автором с 2004 года на факультете педагогики и методики начального образования МГПИ; в ряде выступлений автора на межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Наследие О.А.Апраксиной и музыкальное образование в XXI веке» (Mili У, 2006), Международной научно-практической конференции «Научный поиск в воспитании: стратегии, парадигмы, практика» (МГПИ, 2007), научно-практической конференции «Профессиональное воспитание будущих педагогов: актуальность, проблемы, перспективы» (МГПИ, 2008); в ходе обсуждения материалов диссертации на кафедре пения и хорового дирижирования музыкального факультета МШ'У; в виде публикаций материалов и тезисов по теме исследования в сборниках научных трудов МШУ, МГПИ, научно-методических журналах.

I. Теоретические основы воспитания художественного вкуса будущих учителей начальных классов

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Умеркаева, София Шавкатовна

Результаты исследований

Виды искусства (В %)

Учителя Студенты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Теоретико-методологический анализ научно-методической литературы показал, что художественный вкус представляет собой сложную и многоуровневую способность человека к различению, пониманию и оценке произведений искусства. Как многокомпонентное и относительно самостоятельное перманентное образование в структуре эстетического сознания личности, вкус есть чрезвычайно тонкая «материя», требующая интегрированного подхода к его изучению и воспитанию.

2. Воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов в системе комплексной профессиональной подготовки вуза обусловлено адаптацией эффективного музыкально-педагогического подхода к синкретическому процессу формирования эмоционально-чувственной сферы и теоретического слоя сознания личности, способствующего коррекции вкуса не только как феноменальной способности к «оцениванию», осмыслению и «присвоению» ценностей искусства, но и как показателя профессиональной компетентности.

На основе принципа взаимного порождения категорий «вкус» и «стиль» применен интонационно-стилевой подход, в результате чего выявлены показатели развития основных компонентов художественного вкуса:

-эмоционально-эстетический отклик на произведения музыкального искусства, наличие художественной эмпатии, проявление индивидуально-личностных особенностей «переживания» эмоционально-образного содержания музыки (эмоционально-чувственный компонент);

-аргументированная эстетическая оценка художественных достоинств произведения, умение формулировать художественно-идейную основу произведения (когнитивно-смысловой компонент);

-практические умения и навыки, связанные с нахождением исполнительских приемов и средств воплощения стилевых особенностей музыкального произведения, умение производить художественно-исполнительский анализ сочинения (операциональный компонент);

-эмоционально-ценностное отношение к произведениям музыкального искусства различных стилевых концепций, наличие интереса, осознание личностного смысла в общении с музыкой (мотивационно-поведенческий компонент).

3. В исследовании разработана интегрированная теоретико-методическая модель воспитания художественного вкуса, учитывающая многокомпонентность его структуры. Модель построена по принципу синергетического взаимодополнения составных элементов, раскрывающих цель, стратегические и тактические задачи, формы их реализации, методику и комплекс педагогических условий, способствующих созданию в целостном образовательном процессе вуза положительной эмоционально-эстетической и музыкально-творческой среды, ориентированной на постижение художественных ценностей.

Разработанная модель предлагает целостный подход к развитию основных компонентов вкуса и включает традиционные и инновационные технологии обучения, охватывая учебно-воспитательную, внеаудиторную и самостоятельную деятельность студентов. Важнейшими организационно-педагогическими условиями реализации модели являются:

-расширение форм и методов педагогического воздействия на эстетические ориентиры студентов средствами внеаудиторной художественно-творческой деятельности;

-корректировка музыкально-педагогической подготовки студентов с учетом идей межпредметной интеграции на основе обновления ранее действующих программ и разработки интегративных курсов;

-создание ситуаций эмоционально-оценочного отношения к музыке путем активного «вовлечения» студентов в художественно-исполнительскую вокально-хоровую деятельность во всех ее формах — процессе разучивания, репетиционной работы и концертных показов;

-освоение художественно-аналитических закономерностей произведений музыкального искусства с опорой на интонационно-стилевой подход как установку, стратегию обучения музыке, позволяющую формировать стилевое чутье студентов.

4. Опытно-экспериментальная работа показала, что предложенная в исследовании методика воспитания художественного вкуса, активизируя интонационно-слуховой и исполнительский способы освоения партитуры, способствует формированию в сознании студентов «стилевого образа» как «эффекта» постижения музыки, который проецируется на уровень вокально-хоровых действий с помощью приема «ситуативного проектирования». Инициируя вокальную моторику, прием «ситуативного проектирования» позволяет, опираясь на интуитивно накопленный музыкально-стилевой опыт студента, решать задачу его осмысления и расширения и приводит в итоге к качественным преобразованиям компонентов вкуса (эмоционально-чувственного, когнитивно-смыслового, операционального и мотивационно-поведенческого), формируя у будущего учителя «вкусовое прозрение».

Таким образом, полученные результаты экспериментального исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и свидетельствуют об эффективности разработанной методики воспитания художественного вкуса как профессионально значимого качества педагогической деятельности учителя начальных классов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Умеркаева, София Шавкатовна, 2008 год

1. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. - М.: Просвещение, 1990. - 139с.

2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. — М.: Прометей, 2003. 224с.

3. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. М.: Academia, 2004. -333с.

4. Алиев Ю.Б. Музыкальное развитие учащихся общеобразовательных школ в процессе занятий хоровым пением. Автореф. дисс. . к.п.н. - М., 1965. -17с.

5. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 336с.

6. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика / Ю.Б.Алиев. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 431с.

7. Андреева В.П. Повышение квалификации учителей начальных классов в условиях многопредметности преподавания в современной школе. Дисс. . к.п.н.-М., 2001.- 171с.

8. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. М.: , Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 128с.

9. Ю.Антонова Л.А. Эстетический вкус в аспекте структурно-функциональной характеристики общественного сознания. Автореф. дисс. . канд. философ, наук. - Саратов, 1972.

10. П.Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. — 222с.

11. Апраксина O.A. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 224с.

12. Апраксина O.A. Становление и развитие музыкального воспитания в советской школе.-Дисс. . д.п.н.-М., 1971.-432с.

13. Н.Ардаширова Э.Т. Интеграция музыкального искусства с естественно-математическими и гуманитарными науками в педвузе (Краткий историко-теоретический очерк: классика и современность). М.: Владос, 2001. - 66с.

14. Аринина H.JI. Эстетический вкус как проблема социологии. Автореф. дисс. . канд. философ, наук. -М., 1967. -21с.

15. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М.: Просвещение, 1984. -111с.

16. Арябкина И.В. Личностно ориентированное эстетическое воспитание будущих учителей начальных классов в педагогическом вузе. Дисс. . к.п.н. - Ульяновск, 2001. - 312с.

17. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Издание 2-е. Л.: Музыка, 1973. - 144с.

18. Асафьев Б.В. (Игорь Глебов) Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971.-376с.

19. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л.: Музыка, 1980. - 215с.

20. Асафьев Б.В. Путеводитель по концертам, 2 изд. М.: Советский композитор, 1978.-200с.

21. Асафьев Б.В. Речевая интонация. -М.-Л.: Музыка, 1965. 136с.

22. Ахмедов А.И. Роль эстетического воспитания в формировании и развитии эстетического вкуса. — Автореф. дисс. . канд.филос.наук. Баку, 1972. -29с.

23. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. — Л.: Музыка, 1974.-329с.

24. Барило С.Б. Воспитание художественного вкуса старшеклассников в процессе внеурочных занятий по искусству. Автореф. дисс. . к.п.н. - М., 1987. -18с.

25. Бейрюмова Л.Г. Взаимодействие видов искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства) в системе эстетической подготовки учителя начальных классов в педагогическом училище. — Автореф. дисс. . к.п.н. — М., 1998.-27с.

26. Благинина Т.И. Методические рекомендации к лекционным и семинарско-практическим занятиям по проблеме «Интонационный анализ музыкального произведения на уроке». М.: МПГУ, 2000. - 37с.

27. Болгарский А.Г. Формирование интереса к народной музыке у подростков на занятиях в вокально-инструментальном ансамбле. Автореф. дисс. . к.п.н. — М., 1983.- 14с.

28. Борев Ю.Б. Эстетика. 5-е изд., доп. - Смоленск: Русич, 1997. - 576с.

29. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: ACT: Астрель, 2005. - 829с.

30. Брылин Б.А. Воспитание музыкально-эстетического вкуса старшеклассников в вокально-инструментальном ансамбле. Автореф. дисс. . к.п.н. — М., 1978.- 16с.

31. Брюсова Н.Я. Какой должна быть музыка для детей // Революция искусство - дети. Материалы и документы из истории эстетического воспитания в советской школе. -М.: Просвещение, 1968. - с.245-251.

32. Буракова O.A. Воспитание музыкального вкуса у школьников в истории отечественной педагогики. — Дисс. . к.п.н. Екатеринбург, 2000. - 160с.

33. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1975. - 176с.

34. Бусурашвили Д.К. Воспитание музыкального вкуса в процессе слушания музыки. Автореф. дисс. . к.п.н. - Тбилиси, 1967.-20с.

35. Бушнякова О.Б. Подготовка студентов факультета начальных классов к эстетическому воспитанию сельских младших школьников средствам музыки

36. Аспект формирования инициативности). Автореф. дисс. . к.п.н. - М., 1986.- 16с.

37. Бычков В.В. Эстетика: учебник / В.В.Бычков. 2 изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2006. - 573с.

38. Васильченко O.A. Формирование эстетического вкуса подростков в процессе школьной музыкально-хоровой деятельности. — Автореф. дисс. . к.п.н. — Ташкент, 1991. 17с.

39. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. -415с.41 .Волобуева JI.C. Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся культурно-просветительных училищ. — Автореф. дисс. . к.п.н. М., 1984. -16с.

40. Волынкин В.И. Формирование художественных потребностей старшеклассников в процессе внеклассных занятий по искусству. Автореф. дисс. . к.п.н. - М., 1989. - 16с.43 .Выготский JI.C. Психология искусства. -М.: Изд-во соврем, гуманитар, ун-та, 2001.-209с.

41. Гарипова Н.М. Формирование интонационного восприятия музыки в эстетическом воспитании как системе (в условиях занятий ЭТМ и сольфеджио на факультете начальных классов педагогического института). -Автореф. дисс. . к.п.н. -М., 1990. 16с.

42. Гембицкая Е.Я. Значение уроков музыки в эстетическом воспитании подростков // Советская педагогика. М.: Педагогика, 1971. - №6. - с.57-66.

43. Гладких З.И. Формирование музыкально-педагогической культуры учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования. -Автореф. дисс. . к.п.н. -М., 1997. 17с.

44. Голубева H.A. Проблема историко-стилевого анализа в учебном курсе истории музыки. Автореф. дисс. . к.п.н. -М., 1998. - 16с.

45. Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования. Специальность 031200.00. Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью. — М., 2000. 25с.

46. Григорьева В.Ю. Музыкальный романтизм. Сущность стиля и проблемы интерпретации // Проблемы романтизма в исполнительском искусстве. Сб. 6. -М.: МГК, 1994.

47. Гродзенская H.JI. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. — 77с.

48. Громов Е.С. Начала эстетических знаний: Эстетика и искусство. 2 изд., доп. -М.: Советский художник, 1984. - 335с.

49. Гуревич E.JI. Западноевропейская музыка в лицах и звуках: XVII первая половина XX века. - М.: ТОО «Пассим», 1994. - 312с.

50. Гуров Ю.С. Формирование музыкальных вкусов у учащихся педагогических училищ. Автореф. дисс. . к.п.н. - Киев, 1983.

51. Демченко E.H. Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности. Дисс. . к.п.н. - К. - на Амуре, 2001. -181с.

52. Дехант Г. Дирижирование: теория и практика музыкальной интерпретации. -Н. Новгород: «Деком», 2000. 446с.

53. Дивненко О.В. Эстетика. -М.: Изд. центр «Аз», 1994. 272с.

54. Димова И.Г. Формирование музыкального вкуса подростков в процессе изучения вокальных классических произведений. Дисс. . к.п.н. - М., 1983.

55. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 240с.

56. Дубровская Е.А. Взаимосвязь теории и практики в музыкально-эстетической подготовке студентов-заочников педвузов. Автореф. дисс. . к.п.н. - М., 1988.-21с.

57. Жарова Л.М. Воспоминания об учителе. Некоторые аспекты работы В.Г.Соколова с детским хором // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта: Межвуз. сб. научных трудов. Вып. 2. — М.: МПГУ, 2004. с.44-48.

58. Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения: Методическое пособие. М.: Музыка, 1987. - 93с.

59. Живов В.Л. Теория хорового исполнительства. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998. - 288с.

60. Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы (14; 1-3): Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2001. - 64с.

61. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы для общеобразовательных учебных заведений. Учебное издание. -М.: «Просвещение», 1994. с. 13-35.

62. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. -М.: Педагогика, 1986. 192с.

63. Каган М.С. Эстетика как философская наука: Университетский курс лекций. — СПб.: ТК «Петрополис», 1997. 543с.

64. Каратыгин В.Г. О слушании музыки // Музыка в единой трудовой школе. -Петроград, 1919. с. 16-29.

65. Кассиль Л.А. Дело вкуса. Заметки писателя. Изд. 2-е, доп.- М.: Искусство, 1964.-134с.

66. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М.: Искусство, 1983. - 224с.

67. Киященко Н.И. Эстетика жизни: Учеб. пособие для учащихся лицеев и гимназий в Зч. Ч.З. М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2000. - 118с.

68. Киященко Н.И. Эстетика философская наука. - М.: Изд. дом «Вильяме», 2005. - 592с.

69. Ковин Н.М. Хоровое пение в школе // Вопросы музыки в школе / Под ред. И.Глебова. Л., 1926. - с.71-74.

70. Коган Л.Н. Художественный вкус. Опыт конкретно-социологического исследования. М.: Мысль, 1966. - 213с.

71. Коломиец Г.Г. Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологический подход): Монография. Оренбург, Изд-во ООИПКРО, 2001. - 240с.

72. Комарова Г.Н. Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества. Автореф. дисс. . к.п.н. - Брянск, 1997. - 17с.

73. Комарова Е.Э. Творческие формы воспитания слуха в условиях стилевого сольфеджио. Автореф. дисс. .канд. искусств. - М., 1997. - 22с.

74. Кремлев Ю.А. Интонация и образ в музыке // Интонация и музыкальный образ. Статьи и исследования музыковедов. М.: Музыка, 1965. - с.35-52.

75. Критская Е.Д. Формирование интонационно-слухового опыта младших школьников на уроке музыки общеобразовательной школы. Автореф. дисс. . к.п.н.-М., 1994.- 18с.

76. Кудрявцева М.Е. Психолого-педагогические основы деятельности учителя по воспитанию эстетического вкуса учащихся. Дисс. . к.п.н. — СПб, 2000. -220с.

77. Кузнецова JI.M. Музыкальные интересы и вкусы школьников (на материале исследования общеобразовательных школ Запорожской области). — Автореф. дисс. . к.п.н.-М., 1973. —31с.

78. Кулиев С.Д. Формирование интереса к советской и классической музыке у учащихся-подростков на занятиях в оркестре народных инструментов. (На материале азербайджанских школ). Автореф. дисс. . к.п.н. - М., 1973. — 52с.

79. Куприна Н.Г. Педагогические аспекты освоения музыкального стиля будущим учителем (студентами педвуза факультетов немузыкального профиля). Автореф. дисс. . к.п.н. - М., 1996. - 23с.

80. Лармин О.В. Эстетический идеал и современность. -М.: Изд-во Московского университета, 1964.- 155с.

81. Лебедева Г.Г. Философские и социально-психологические вопросы эстетического вкуса. Автореф. дисс. . канд. философ, наук. - Л., 1973. — 21с.

82. Левандо П.П. Исполнительский анализ и интерпретация хорового произведения // Работа дирижера над хоровой партитурой. М.: Советская Россия, 1985.

83. Лисаковский И.Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения. Словарь-справочник. М.: Изд-во РАГС, 2002. - 240с.

84. Литвиненко Л.Л. Воспитание художественных вкусов учащихся в процессе ознакомления с различными видами искусства. Автореф. дисс. . к.п.н. -М., 1977.- 13с.

85. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985.- 175с.

86. Локшин Д.Л. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. - 296с.

87. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965.-374с.

88. Лучинина М.И. Педагогическая направленность музыкальной подготовки в педвузе как фактор профессионального становления будущих учителей. -Дисс. . к.п.н. СПб, 2003. - 187с.

89. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк. 2 изд. -М.: Музыка, 1991.-80с.

90. Мазель Л.А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки // Интонация и музыкальный образ. Статьи и исследования музыковедов. -М.: Музыка, 1965. с.225-263.

91. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений: Учеб. пособие. 2 изд., доп. и перераб. - М.: Музыка, 1979. - 536с.

92. Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. — М.: Музыка, 1967. -752с.

93. ЮЗ.Макоев Ф.Х. Педагогические основы формирования музыкально-эстетического вкуса у учащихся музыкальных училищ. Автореф. дисс. . к.п.н.-М., 1995.-20с.

94. Малыгина Е.А. Развитие ориентаций художественно-эстетического вкуса у студентов педагогического колледжа в процессе освоения искусства: В условиях Крайнего Севера. — Дисс. . к.п.н. М., 2000. - 212с.

95. Маца И.Л. Об эстетическом вкусе. М.: Молодая гвардия, 1963. - 104с.

96. Медушевский В.В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Советская музыка. 1979. - №3.

97. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М.: Музыка, 1976. — 253с.

98. Методическое пособие по курсу «Методика музыкального образования в начальной школе» для студентов отделения педагогики начального обучения.- Якутск: Изд-во ЯГУ, 1995. 22с.

99. Михайлов М.К. Стиль в музыке: Исследование. Д.: Музыка, 1981. - 264с. ПЗ.Мозгот В.Г. Формирование музыкального вкуса старшеклассников назанятиях в самодеятельном ансамбле, народных инструментов (в условиях Адыгеи). Дисс. . к.п.н.-М., 1986.

100. Молодов А.Н. Формирование у будущих учителей начальных классов основ культуры музыкально-педагогического общения с учащимися. Автореф. дисс. . к.п.н. — Ярославль, 1996.-20с.

101. Молостова И.Е. Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки. Автореф. дисс. . к.п.н. — М., 1998.-17с.

102. Молчанова A.C. На вкус, на цвет. Теоретический очерк об эстетическом вкусе. -М.: Искусство, 1966. 199с.

103. Морозов В.П. Основы резонансной теории и техники. — М.: МГК, 2002. -494с.

104. Мохонько А.П. Самовоспитание вкуса. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1992.- 142с.

105. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие. / Под ред. Л.В.Школяр. М.: Академия, 2001. - 232с.

106. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. М.: ВЛАДОС, 2003. - 248с.

107. Наумов С.А. Эстетический вкус, его воспитание. Н.Новгород: Изд-во Нижегор. гос. ун-та, 1997. - 226с.

108. Никитина E.H. Рефлексивный подход в системе хормейстерской подготовки педагога-музыканта. — Дисс. . к.п.н. -М., 2003. 156 с.

109. Никитин А .Я., Войнова А.Д. Учитель и музыка. Методическое пособие по курсу «Пение и музыка с методикой преподавания» (для студ. заоч. фак-та начальных классов). М.: Просвещение, 1966. — 280с.

110. Николаева А.И. Категория художественного стиля в теории и практике преподавания музыки. Автореф. дисс. . д.п.н. - М., 2004. - 54с.

111. Николаева А.И. Стилевой подход в фортепианно-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта: Монография. -М.: МПГУ, 2003. 352с.

112. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI века. М.: ВЛАДОС, 2003. - 304с.

113. Ольга Александровна Апраксина: Избранное / Отв. ред.: Э.Б.Абдуллин, П.Г.Бугаков. Москва-Липецк: ЛПГУ, 2006. - 263с.

114. Орлова Е.М. Работа Б.В.Асафьева над теорией интонации // Интонация и музыкальный образ. Статьи и исследования музыковедов. -М.: Музыка, 1965. с.148-168.

115. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368с.

116. Паламарчук А.И. Формирование музыкального интереса у младших школьников: (В условиях внеклассной музыкальной работы). — Автореф. дисс. . к.п.н. М., 1981. - 16с.

117. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей. Под ред. П.И.Пидкасистого. -М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 604с.

118. Плотица Э.И. Освоение зарубежной музыки XX века старшими подростками в слушательской деятельности. Автореф. дисс. . к.п.н. -М., 1994. - 17с.

119. Попов C.B. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. -М.: Музгиз, 1961. 122с.

120. Порошина H.A. Формирование готовности студентов педвуза к эстетическому воспитанию младших школьников средствами музыки. — Дисс. . к.п.н. Шадринск, 2000. - 167с.

121. Потменская Е.В. Формирование музыкальной культуры будущего учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки. Дисс. . к.п.н. - Калининград, 2004. - 232с.

122. Преемственность традиций классического музыкального образования молодёжи в XXI век: Материалы науч.-практ. конф. - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2002. - 204с.

123. Преподавание дисциплин гуманитарного и эстетического циклов: Методические рекомендации, СПб.: СпецЛит, 2000. - 204с.

124. Произведения отечественной и зарубежной классики в репертуаре студентов вуза; вопросы стиля и исполнительской интерпретации: Сб. статей. Ростов-на-Дону, 1993. - 144с.

125. Профессиональное воспитание:- актуальность, проблемы, перспективы. Материалы научно-практической конференции. — М.: МГПИ, 2004. 202с.

126. Профессиональное воспитание: актуальность, проблемы, перспективы. Материалы научно-практической конференции. — М.: МГПИ, 2006. 201с.

127. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. Под ред. Г.М.Цыпина. М.: Academia, 2003. - 366с.

128. Птица К.Б. О музыке и музыкантах: Статьи разных лет. М: Изд-во ИЧП «Мистикос Логинов», 1995. - 437с.

129. Птица К.Б. Проблемы стиля и хоровое исполнительство // Работа с хором. Методика, опыт. М.: Профиздат, 1972. — 207с.

130. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студ. пед. ин-тов, учащихся пед. уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей детского сада. М.: Изд. центр «Академия», 1998. - 235с.

131. Разумный В.А. О хорошем художественном вкусе. М.: Госполитиздат, 1961.-64с.

132. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В.Давыдов. -М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. 608с.

133. Рыбакова H.A. Музыкальная подготовка будущих учителей начальных классов на основе мотивационного программно-целевого управления. -Автореф. дисс. . к.п.н. Барнаул, 1997. - 18с.

134. Рязанова Т.Ф. Формирование музыкально-педагогической культуры учителя начальных классов в период обучения в педвузе. Автореф. дисс. . к.п.н. -М., 1987.-16с.

135. Салтыков А.Б. О художественном вкусе в быту. М.: Искусство, 1959. -30с.

136. Семенюк В.О. Заметки о хоровой фактуре. М., Типография «Россельхозакадемии», 2000. - 175с.

137. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. -М.: Издательский центр «Академия», 1998. 136с.

138. Сивухина Е.А. Формирование художественного вкуса учащегося-музыканта на занятиях в фортепианно-исполнительском классе. Автореф. дисс. . к.п.н.-М., 2007.-26с.

139. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. М.: Знание, 1974. — 95с.

140. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973.-446с.

141. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576с.

142. Совершенствование подготовки учителя начальных классов с доп. специальностью «Музыка»: Сб. науч. тр. Минск, 1986. - 118с.

143. Советская педагогика. Научно-теоретический журнал АПН РСФСР. M.-JL: Изд-во АПН РСФСР, 1946. - №6. - с.96-112.

144. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. 3 изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1984. - 1600с.

145. Современные концепции эстетического воспитания (теория и практика), ред. Н.И.Киященко. -М.: ИФРАН, 1998. 302с.

146. Соколов В.Г. Работа с хором. -М.: Музыка, 1983. — 192с.

147. Сорокина М.П. Проблема преемственности в дирижерско-хоровой подготовке учителя музыки. Автореф. дисс. . к.п.н. - М., 1985. - 16с.

148. Сосонкин И.Л. Эстетический вкус. Лекция 1-я. Ашхабад: 1974. - 21с.

149. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Т.1. Л.: Советский композитор, 1980.-295с.

150. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. — М.: Музыка , 1970. — 192с.

151. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Советский композитор, 1975.-202с.

152. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке. М.: Музыка, 1968. -103с.

153. Старобинский С.Л. Теоретические основы слухового анализа музыкальных произведений школьниками-подростками в слушательской деятельности. — Автореф. дисс. . к.п.н. М., 1995. - 27с.

154. Степанова Л.А. Из золотого фонда музыкального воспитания (на материале школьной практики середины 1940-х начал 70-х годов). М.: ТЦ «Сфера», 2000.-96с.

155. Стерхова Н.С. Воспитание художественного вкуса у старших дошкольников посредством приобщения к архитектуре. Дисс. . к.п.н. - Екатеринбург, 1999.- 162с.

156. Стулова Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором. М.: Классике Стиль, 2005. - 149с.

157. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 176с.

158. Суслова Т.Д. Музыкально-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов // Приемы формирования познавательной активности. -М.: Прометей, 1991. с.87-122.

159. Суханова Т.А. Педагогические условия развития эстетических вкусов учащихся в образовательной области «Искусство». Дисс. . к.п.н. - СПб, 2002.- 174с.

160. Таллин E.H. Воспитание музыкального художественного вкуса у старшеклассников на факультативных занятиях и во внеклассной работе по музыке. Автореф. дисс. . к.п.н. -М., 1990. - 16с.

161. Тельчарова P.A. Музыкальный вкус как объект эстетического анализа. — Автореф. дисс. . канд.философ.наук. М., 1979. - 20с.

162. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. Отделение педагогики. M.-JL: Изд-во АПН РСФСР, 1947.-№ 11.- с.7-26.

163. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. M.-JL: Изд-во АПН РСФСР, 1947.-335с.

164. Усачева О.В. Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе (на материале вузовской подготовки учителя музыки). Автореф. дисс. . к.п.н. -М., 2006. -21с.

165. Философская энциклопедия. Т.1. М.: «Советская энциклопедия», 1960. — 504с.

166. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. -840с.

167. Хамзина Г.Р. Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза. Дисс. . к.п.н. - Казань, 2002.- 184с.

168. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. 4.1. Музыкальное произведение как феномен. -М.: МГК, 1990. 140с.

169. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. 4.2. Содержание музыкального произведения. М.: МГК, 1990. - 122с.

170. Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. Вып. 1. М.:. Советский композитор, 1970. - 559с.

171. Цуккерман В.А. Целостный анализ музыкальных произведений и его методика // Интонация и музыкальный образ. Статьи и исследования музыковедов. М.: Музыка, 1965. - с.264-320.

172. Цыпин Г.М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля). -Тамбов: Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В.Рахманинова, 2005. 337с.

173. Черноиваненко Н.М. Формирование музыкальных вкусов младших школьников (на уроке музыки). Автореф. дисс. . к.п.н. - М., 1975. - 17с.

174. Чесноков П.Г. Хор и управление им. Изд. 3-е. -М.: Музгиз , 1961. -240с.

175. Чичерина Н.А. Формирование предпосылок музыкального вкуса у детей 5-6 лет. Автореф. дисс. . к.п.н. - М., 1987. - 16с.

176. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом: Учеб. пособие. Изд. 4-е. -М.: Музыка, 1988. 175с.

177. Шамина Л.В. Школа русского народного пения. М.: Моск. гос. фольклор, центр «Рус. песня», 1997. - 86с.

178. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса // Известия АПН РСФСР. Отделение педагогики. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. -№11.- с.29-41.

179. Шацкая В.Н. Идейное воспитание средствами музыкального искусства и воспитание художественного вкуса в советской школе. — Автореф. дисс. . к.п.н.-М., 1949.- 18с.

180. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.: Педагогика, 1975. -200с.

181. Шепелев В.М. Песни для начальной школы. Методич. пособие для студ. фак. по подг. уч. нач. кл. Орел: Орл. гос. пед. ин-т , 1968. - 50с.

182. Шестаков В.П. Эстетические категории. Опыт систематического и исторического исследования. -М.: «Искусство», 1983. -358с.

183. Шимунек Е. Эстетика и всеобщая теория искусств. — М.: «Прогресс», 1980. — 248с.

184. Шишкина В.В. Организационно-педагогические условия совершенствования музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей в процессе внеаудиторной деятельности. Дисс. . к.п.н. - Тамбов, 2002.-213с.

185. Шопина Л.П. Развитие художественно-творческих возможностей будущего учителя в условиях высшего педагогического образования (музыкально-эстетический аспект). Дисс. . к.п.н. - Липецк, 2002. - 253с.

186. Шуман Р. О музыке и музыкантах: Собр. статей. Том 2 Б. М.: «Музыка», 1979.-294с.

187. Щербаков В.А. Проблема формирования музыкально-художественного вкуса подростков. Автореф. дисс. . к.ф.н. —М., 1973. —23с.

188. Эстетика. Словарь. М.: Политиздат, 1989. -445с.

189. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя / Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л., Каган М.С. и др. М.: Просвещение, 1983. -303с.

190. Эстетическая среда и развитие культуры личности. Межвузовский сборник научных трудов. М.: ИХО РАО, Елец: ЕГПИ. - 1999. - 226с.

191. Юдина Е. Музыку учителю начальных классов // Музыка в школе. - 1986. -№1. - с.19-21.

192. Юдина Е. Учитель начальных классов и музыкальное воспитание // Музыка в школе. 1989. - №3. - с.31-34.

193. Юсов Б.П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманит. образование: Матер, межд. науч.-практ. конф. Астрахань, 1997. - с.214-220.

194. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: АПН РСФСР, 1957. - 384с.

195. Choral conducting. A symposium. Ed. Ву Harold A. Decker and Julius Herford. Englewood Cliffs, (N.J.), Prentice Hall, c. 1973. -pp.56-71.

196. Подобную точку зрения мы встречаем у В.А.Разумного, который отличает художественный вкус от эстетического по предмету оценки: искусство оценивается художественным вкусом, прекрасное и безобразное в действительности эстетическим вкусом 146, 12.

197. Как сложное многоуровневое образование в эстетическом сознании личности художественный вкус общепринято структурировать по видам искусства:1. Литературный вкус1. Вкус1. Музыкальныйвкуси т.д.

198. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВКУС 2 - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС 3 - ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС

199. На основе исторического анализа исследуемого понятия Буракова выделяет три хронологических периода изучения вопроса воспитания музыкального вкуса в отечественной педагогике и обозначает их как:

200. Дооктябрьский период (вторая половина XIX века 1917 г.).

201. Послеоктябрьский период: а) 1917 1970 гг.;б) 1970- 1990 гг.3. Современный период.

202. К внемузыкалъным характеристикам Сохор относит: социально-демографические (пол, возраст, национальность, образование, род занятий, происхождение, место проживания и т.д.), социально-психологические и индивидуально-психологические.

203. В каждой сфере музыки (серьёзная, лёгкая, фольклорная) исследователь классифицирует слушателей по типу:

204. Высокоразвитый «знаток», «эксперт» (В);

205. Среднеразвитый «любитель», «дилетант» (С);

206. Низкоразвитый — «профан» (Н).

207. Таким образом, путем сочетаний Сохор получил 27 типов и выделил из них 5 основных групп: квалифицированный серьезный слушатель; культурный дилетант; малокультурный дилетант; фанатик легкой музыки; «фольклорный слушатель» там же.

208. Типология, данная А.Н.Сохором, на наш взгляд, выглядит убедительной и полной, т.к. раскрывает содержательный аспект исследуемого понятия.

209. Подобная классификация вкуса представляется весьма перспективной, требующей конкретизации с тем, чтобы её можно было применить в педагогической практике.

210. Тип 2 — высокий, средний, низкий;1. Тип 3 средний, низкий;

211. Тип 4 — высокий, средний, низкий;

212. Тип 5 — высокий, средний, низкий.

213. Общее развитие личности (мировоззрение, культура поведения, уровень воспитанности внимания, уровень готовности к аналитической работе, социально-психологические признаки).

214. Индивидуальные характеристики (темперамент каждого учащегося).

215. Музыкальные характеристики (врожденные музыкальные способности, музыкальная мотивация и ее направления).

216. Обращение к младшему школьному возрасту, автор объясняет «важностью развития исследуемого понятия в данный возрастной период и его определяющим значением в последующем становлении общей культуры учащихся» 34, 26.

217. Критерии оценки здорового (дурного) вкуса

218. Психологический: способность чувствовать связь эстетического с этическим в искусстве и в жизни, эстетическая восприимчивость.

219. Социальный: наличие представления о многообразии эстетических проявлений в жизни.

220. Педагогический: соответствие вкусовых оценок своим представлениям о прекрасном в жизни и в искусстве, способность к обоснованному вкусовому выбору.

221. Критерии оценки развитого (неразвитого) вкуса

222. Психологический: наличие эстетических потребностей.

223. Педагогический: эстетическая образованность, осведомлённость в области критериев объективной эстетической ценности.

224. Социальный: систематическое активное предпочтение эстетически ценного в искусстве и в жизни там же.

225. Хоровое пение дает возможность будущему учителю начальных классов посильно проявить себя в музыкальном исполнительстве, раскрыть дремлющие творческие силы и самое ценное поверить в себя.

226. Какому виду искусства Вы отдаёте предпочтение? Выберите нужный вариант ответа, поставив знак X в соответствующей ячейке.

227. Литература Живопись Музыка Танец Театр Кино

228. Как часто Вы посещаете театры, музеи, выставки, концерты?

229. Перечислите известных Вам классиков — художников, композиторов, писателей. Назовите Ваши любимые произведения этих авторов.

230. Укажите, каких современных художников, композиторов, писателей Вы знаете? Назовите Ваши любимые произведения этих авторов.

231. Занимаетесь или занимались ли Вы каким-либо видом художественной самодеятельности?

232. Каким видом художественной самодеятельности Вы бы хотели заниматься на факультативах по искусству и курсах по выбору? Поставьте знак X в колонке, соответствующей Вашему выбору.

233. Виды художественной самодеятельности

234. Сольное пение Хоровое пение Игра на муз. инструментах ИЗО Фольклор Драматич. искусство Ваш вариантзаполняется педагогами

235. Укажите, какой стаж работы в школе Вы имеете:а) от 1 до 3 лета) от 3 до 5 летб) от 5 до 10 летв) свыше 10 лет

236. Перечислите известных Вам композиторов:а) русские классикиб) русские современникив) западные классикиг) западные современники

237. Играете ли Вы на каком- либо музыкальном инструменте?а) да (укажите его и поясните, почему именно этот музыкальный инструмент привлёк ваше внимание)б) нет

238. Поёте или пели ли Вы в хоре или соло? Назовите произведения, которые любите исполнять или исполняли.

239. Имеется ли у Вас домашняя фонотека (пластинки, компакт-диски, кассеты и т.п.)?а) фонотека имеется (укажите, какие записи составляют Вашу фонотеку)б) фонотека не имеется

240. Что из нижеперечисленного является, на Ваш взгляд, проводником музыкальной культуры сегодня?а) телевидениеб) радиов) концерты классической музыкиг) концерты современной поп музыкид) ваш вариант ответа

241. Укажите, какой стаж работы в школе Вы имеете, а также Ваш общий стаж.

242. Есть ли у Вас музыкальное образование, и в каком объёме? Если Вы самоучка укажите, что способствовало Вашему желанию учиться музыке.

243. Считаете ли Вы общую музыкальную подготовку будущего учителя начальных классов необходимой в системе профессионального становления в педагогическом вузе? Насколько это важно в работе педагога с детьми младшего школьного возраста?

244. Перечислите известных Вам композиторов. Есть ли у Вас любимые композиторы? Назовите их.

245. Посещаете ли Вы музыкально-культурные учреждения (консерваторию, филармонию, музыкальные театры и т.п.) — как часто и какое мероприятие, связанное с музыкально-культурной тематикой, Вам особенно запомнилось?

246. Поёте или пели ли Вы в хоре или соло? Назовите произведения, которые любите исполнять или исполняли.

247. Какие музыкальные теле- и радиопередачи Вы знаете? Назовите Ваши любимые.

248. Какую музыку Вы предпочитаете слушать в свободное время? Укажите, имеется ли у Вас домашняя фонотека (пластинки, компакт-диски, кассеты и т.п.). Какие записи составляют Вашу фонотеку?

249. Какие музыкальные инструменты Вы знаете, и какие из них Вам больше всего нравятся? Играете ли Вы на каком- либо инструменте?

250. Какие сведения о музыке и музыкантах Вас интересуют, о чём бы Вы хотели узнать подробнее из лекционных курсов? Ваши пожелания.

251. Примеры высказываний и мнений студентов из письменных работ после прослушивания первой части сонаты №14 для фортепианодо-диез минор) Л.Бетховена

252. Студентка Б .А., 1 курс: «У меня «Лунная соната» Бетховена вызывает грусть. Тоску. Слёзы. Воспоминания прошедших дней, утерянных лет. Гордость за такого гениального человека».

253. Студентка Ю.М., 2 курс: «Если мне захочется послушать Бетховена, то я буду слушать Бетховена. Только оригинал. То, что было задумано автором, передается не только через мелодию, но и через аккомпанемент.

254. Современное исполнение интересное, необычное, но это другое. Это иные эмоции, чувства, мысли. Слушая новый вариант, я понимаю, что этотолько копия — хорошая, но копия».* *

255. Студентка Г.К., 1 курс: «По моему мнению, оригинал «Лунной сонаты» звучит спокойно, а современная версия эмоциональнее и динамичнее. В разных версиях соната навевает разные чувства у слушателя. Не берусь судить, какая лучше».

256. Изложите Ваши впечатления, мысли, суждения, размышления о музыкальном произведении.

257. Укажите, какие ассоциации с другими видами искусства и явлениями действительности возникли у Вас при прослушивании этого музыкального произведения.

258. Охарактеризуйте эмоционально-образное содержание произведения.

259. Раскройте средства музыкальной выразительности, которыми достигается создание музыкального образа.

260. Определите стиль и жанр музыкального произведения.

261. Историческая справка о Московском гуманитарном педагогическом институте

262. Московский гуманитарный педагогический институт считается одним из старейших педагогических учебных заведений города Москвы. Его история началась в доме, построенном великим русским зодчим М.Казаковым.

263. В 1874 году в этом здании размещалась частная женская гимназия пансион. После революции 1917 года по инициативе Н.К.Крупской в нем были организованы курсы по подготовке работников детских дошкольных учреждений.

264. В 2000 году решением Правительства Москвы Педагогический колледж № 3 реорганизован в Гуманитарный педагогический институт.

265. В 2001 году завершена реконструкция основного здания института по улице Садовой-Самотечной, д. 8.31 июля 2003 года решением Правительства Москвы институт был переименован в Московский гуманитарный педагогический институт.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.