Пути повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников (на материале уроков музыки в таджикских общеобразовательных школах) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Сизикова, Светлана Федоровна

  • Сизикова, Светлана Федоровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1984, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 181
Сизикова, Светлана Федоровна. Пути повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников (на материале уроков музыки в таджикских общеобразовательных школах): дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Душанбе. 1984. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Сизикова, Светлана Федоровна

Введение.

Глава I. Теоретические проблемы музыкально-эстетического воспитания младших школьников Таджикистана

1.1. Значение хорового пения в эстетическом воспитании и роль мотивации в повышении эффективности процесса обучения хоровому пению младших школьников

1.2. Анализ факторов, влияющих на эффективность музыкально-эстетического воспитания младших школьников

1.3. Педагогическое обоснование отбора песенного репертуара для начальных классов и его роль в активизации музыкально-эстетического воспитания младших школьников

Выводы

Глава П. Состояние преподавания музыки в общеобразовательных школах Таджикистана

П.1. Состояние преподавания музыки в городских и сельских школах

П.2. Анализ программ и методических пособий по музыке для начальных классов общеобразовательных школ с таджикским языком обучения

П.З. Подготовка учительских кадров, обеспечивающая эффективность эстетического воспитания в процессе преподавания музыки в начальных классах . . . . •

П.4. Анализ причин, влияющих на процесс обучения хоровому пению

Выводы.

Глава Ш. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в процессе экспериментального обучения хоровому пению

Ш.1. Задачи, организация и структура экспериментального исследования . . •

Ш.2. Основные положения экспериментальной; методики обучения хоровому пению (поэтапное формирование навыков унисонного пения;.

Ш.З. Поэтапное формирование навыков двухголосного пения и его значение в эстетическом воспитании младших школьников Тадшншс та на.

В ы в о д ы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пути повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников (на материале уроков музыки в таджикских общеобразовательных школах)»

В условиях развитого социалистического общества задача формирования нового человека коммунистического общества, комплексный подход к коммунистическому воспитанию, .диалектическое единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания выдвигаются как одна из главных задач коммунистического строительства в нашей стране. Неотъемлемым элементом системы коммунистического воспитания является процесс духовного обогащения личности, ее эстетическое воспитание.

В советской педагогике эстетическое воспитание трактуется как систематический и целенаправленный процесс формирования у советских людей потребности жить и творить по "законам красоты" (136, с. 20).

Марксистско-ленинская эстетика всегда рассматривала эстетическое воспитание как одну из форм общественного сознания в полнейшей связи с идейным и нравственным воспитанием. Оно приобщает человека к миру прекрасного, помогает полнее чувствовать, понимать прекрасное в окружающей жизни, ценить произведения подлинного искусства, формирует отрицательное отношение к безобразному.

Опираясь на ленинскую теорию отражения, на марксистско-ленинскую теорию сущности прекрасного, Коммунистическая партия в ряде партийных документов разработала основополагающие принципы эстетического воспитания широких трудящихся масс, и отметила,что в воспитании и формировании личности огромное и незаменимое место принадлежит такой специфической области эстетического воздействия, как музыка, искусство. Искусство в системе эстетического воспитания ■ в школе . с кавдым годом играет все большую роль. Оно обостряет у школьников эстетическое восприятие жизни, помогает более глубокому эстетическому освоению окружающих явлений, пробуждает творческие силы, делает доступным процесс художественного творчества.

Литература, музыка, рисование - учебные предметы эстетического цикла - содействуют развитию культуры чувств, художественного вкуса; Они дают учащимся необходимые исполнительские умения и навыки, развивают творческие способности в различных видах искусства.

В Конституции СССР законодательно закреплены права трудящихся на повышение культурного уровня, развитие народного художественного творчества: "Государство заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей (12, ст.27).

Комплексный подход к содержанию и организации всей воспитательной работы, в тесном единстве идейно-политического, трудового, нравственного и эстетического аспекта, предполагает использование всех средств, факторов и форм воздействия на формирование гармонически развитой личности. В решении этих задач искусству принадлежит весьма значительная роль: ".; по мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы людей. Тем самым растут и возможности его активного вмешательства в общественную жизнь" (18, с. 20).

В.И.Ленин указывал, что предназначение школы - быть орудием воспитания человеческой личности. Коммунизм невозможен без овладения всех духовных богатств, накопленных человечеством. Поэтому уделяется особое внимание вопросам духовного развития учащихся.

Потребность значительного совершенствования эстетического воспитания в целом и эстетического воспитания школьников в част/ ности выступает(в наше время) как объективная потребность нашего времени.'

На июньском (1983), Пленуме ЦК КПСС было обращено особое внимание на проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения и значение общеобразовательной школы в решении этих вопросов. На нем отмечалось: "а где, как не в школе, может человек получить начала эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства', приобщиться к художественному творчеству?" (19, с. 18).

Апрельский (1984) Пленум ЦК КПСС, выдвигая требование об улучшении общеобразовательной подготовки учащихся, подчеркивал, что неуклонное "повышение образованности и культуры народа является важнейшей предпосылкой всемерного укрепления идейно-политического, экономического и оборонного потенциала страны, развития социалистической демократии, успешного продвижения советского общества по пути к коммунизму" (II).

Музыкально-эстетическое воспитания подрастающего поколения всегда было и остается предметом постоянной заботы нашего общества, требует от советских педагогов-ученых и практиков активизировать поиски решения проблемы формирования у подрастающего поколения здоровых интересов и потребностей, включая и музыкальные.

В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" выдвигается задача значительного улучшения художественного образования и эстетического воспитания учащихся. В целях развития в них чувства прекрасного, формирования художественного вкуса необходимо лучше использовать возможности музыки, пения, изобразительного искусства (18).

В процессе занятий музыкой, пением учащиеся приобретают исполнительские навыки, некоторые знания из области музыкального искусства, знакомятся с творчеством композиторов, у них развиваются музыкальный слух,' музыкальная память, обогащается эмоциональный опыт.

Научить ребенка любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки и долг школы - создавать условия для повышения музыкальной культуры ребенка, расширения его музыкально-певческого кругозора, развития обших музыкальных способностей, а в отношении некоторых детей - развития музыкальной одаренности.

Решению задач повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения, интенсивному поиску новых форм и методов учебно-воспитательной работы уделяется большое внимание в советской педагогической и музыкальной литературе. За последние годы опубликован целый ряд исследований, монографий, очерков и статей, рассматривающих проблемные вопросы музыкального просвещения, образования и воспитания (EiАсафьев, 0;А.Апраксина, Б.Т.Лихачев, Д.Б;Кабалевский, Л.А.Барен-бойм, В.Н.Шацкая, Е.Я.Тембицкая и др.). Многие аспекты повышения эффективности музыкального воспитания получили отражение в исследованиях Э.Б.Абдулина, Ю.Б.Алиева, Э.Бальчитиса, В.Д. Остроменского, М.А;Румер, Г.Н.Цыпина и др-.:

Изучение работ названных авторов позволило определить уровень исследованности вопросов музыкального воспитания и явилось теоретической основой для настоящего исследования.

Для научного обоснования путей повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания большое значение имеет изучение музыкальных вкусов, эстетических потребностей, ценностных ориентаций и мотиваций учебно-познавательной деятельности, явг-ляющейся важнейшим определяющим моментом в учебном процессе (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Н.Асеев, Л.И.Божович, П.М.Якобсон, Л.'Б.Ительсон, А:.К.Маркова и др.).

С этой точки зрения для нас несомненный интерес представили специальные исследования, имеющие целью изучение формирования музыкальных интересов и вкусов советских школьников. Это диссертационные исследования В.К.Бусуращвили, П.И~;Бурханова, Л.В.Торюновой, Ф.Д.Жураева, Л.М.Кузнецовой, С.Д.Кулиева, Г.С. Ригиной, Н.МЛерноиваненко.

В поисках путей повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников республики мы исходили из того, что хоровое печение как наиболее активная и доступная форма детского музыкального творчества, позволяет всесторонне развивать музыкальные способности детей, формировать их общую и музыкальную культуру.

Считая, что повышение уровня хорового пения оказывает существенное влияние на эффективность музыкально-эстетического воспитания в целом, мы обратились к интенсификации процесса обучения хоровому пению как наиболее оптимальному варианту решения проблем музыкально-эстетического воспитания в общеобразовательных школах республики.

Поэтому для нас в плане избранной темы большой интерес представляли работы В.К.Белобородовой, Н.Д.Добровольской, А.И. Евсеева, Т.Н.Овчинниковой, О.П.Соколовой, В.К.Тевлиной, Г.С!. Федорова, А.И.Ходьковой и др., в которых раскрываются частные вопросы обучения хоровому пению в общеобразовательной школе, пути и методы его активизации.

Определенный интерес представляли исследования ученых национальных республик Средней Азии, Казахстана, Азербайджана и др., отражающие постановку проблемы музыкального, вокального воспитания детей с учетом специфических национальных особенностей (Л.А.Мастрянская, А.П.Нугманова, В.Д.Халилов, А.Ш.Хасанов).

В таджикской музыковедческой науке вопросам изучения песенного наследия уделяется внимание в трудах проф. Н.'Х.Нурджа-нова, Э.М.Таджиковой, Ш.Сахибова,' Указанные авторы, исследуя особенности развития профессионального и самодеятельного песенного творчества, большое внимание уделяли изучению национального певческого наследия-шашмакомам;' Изучение работ названных авторов позволило диссертанту глубоко проникнуть в национальные особенности песенного творчества^ проанализировать его влияние на музыкальные вкусы и интересы школьников.

Анализируя состояние музыкально-эстетического воспитания в общеобразовательных школах республики, следует отметить, что в этом направлении проводится большая работа, которая в последние годы значительно активизировалась, чему способствовало создание в 1980 году республиканского научного совета по проблемам эстетического воспитания, возглавляемого Министром просвещения Таджикской ССР т.Дадабаевым Р.Д. Главная задача совета - координировать, обобщать, пропагандировать передовой опыт эстетического воспитания школьников республики. По инициативе Совета в течение ряда лет проведены городские, районные, зональные, областные и республиканские конференции в гг. Душанбе, Ленинабаде, Нуреке^ Кулябе, Канибадаме, Исфаре, показавшие, что в республике накоплен определенный положительный опыт в преподавании предметов эстетического цикла учителями С.Сатторовым, К;Подшоевым, И-.'Файзуллоевым? А.Юлдашевым, Н.'Миёзовым, М.Кахаровым, 3;Ахмедо-вым, ОЮтаевымТ К.Таучеловым, С.Бахрщщиновым, М.Курбановой и многими другими; Практика работы школ № 2,3,20,21,31,49,56,65 г.Душанбе, № 2 Гиссарского и В 35,63 Орджоникидзеабадского районов, № 26 г .Курган-Тюбе/ £ 3,7,12,21 г.-Пенинабада, № 3,7 г7Канибадама7 № 2 г ."Ура-Тюбе и других подтверждает, что качество преподавания дисциплин художественного цикла находится на должном уровне там, где создали соответствующие условия^ Однако, приходится констатировать тот факт, что уровень и качество преподавания музыки в общеобразовательных школах республики в целом еще невысоки, что обусловлено отсутствием или недостаточной музыкальной квалифицированностью педагогических кадров;1

Эти вопросы явились предметом особого обсуждения в ЦК Компартии Таджикистана, в результате которых в июле 1981 года было принято постановление "0 состоянии и мерах дальнейшего улучшения качества обучения в музыкальных учебных заведениях Таджикской ССР в свете решений ХХУТ съезда КПСС" С17) • В нем отмечено," что имеющиеся серьезные недостатки в постановке музыкального образования и воспитания в республике требуют комплексных мер, актуальнейшей из которых названа подготовка преподавателей музыки для общеобразовательных школ; поиск путей повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания школьников; активная пропаганда и развитие хорового искусства и особенно детского, обладающего большими потенциальными возможностями совершенствования эстетической культуры, позволяющего добиться значительных результатов в решении задач целостного музыкально-эстетического воспитания школьников^

Актуальность экспериментальной разработки эффективных путей и методов обучения хоровому пению как наиболее доступной формы музыкального творчества, развивающей музыкальные способности учащихся, определяется тем, что в музыкальной методической литературе нет специального исследования, посвященного разработке проблемы обучения хоровому пению в таджикской школе, хотя давно назрела необходимость оказания учителям республики научно-теоретической и практической помощи в вопросах обучения хоровому пению, имеющего особенности, связанные со спецификой национальной музыкальной культуры i'

Целью исследования явилось научно-педагогическое обоснование и поиск путей повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников посредством интенсификации процесса обучения хоровому пению.

В ходе исследования была выдвинута рабочая гипотеза состоящая в том, что музыкально-эстетическое воспитание будет осуществляться эффективнее, если: I) учитель будет четко представлять цель, процесс и этапы развития музыкально-эстетического воспитания с учетом специфики национальной республики; 2) будет использоваться воспитательный потенциал содержания обучения (песенного репертуара); 3) методы обучения, основанные на мотивационных факторах, будут побуждать учащихся успешнее овладевать навыками хорового пения; 4) в процессе формирования и развития интереса к музыке и хоровому пению будут учитываться специфические особенности национальной музыкальной культуры.

Цель и гипотеза позволили определить конкретные задач и исследования:

IV Определить пути повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников Таджикистана на основе обобщения опытно-экспериментальной работы и сложившейся практики.

2. Проанализировать процесс обучения хоровому пению как составной части целостного музыкально-эстетического воспитания школьников. I

3. Разработать методику обучения хоровому пению в начальных классах таджикских школ с учетом мотивационных компонентов и специфики национальной музыкальной культуры,'

4v Составить методические рекомендации для учителей республики.

Объектом исследования явилось содержание музыкально-эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста таджикских общеобразовательных школ.;

Предметом - процесс формирования интереса к хоровому пению и развитие вокально-хоровых навыков у младших школьников;1

Методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма о коммунистическом воспитании, программные документы и постановления ЦК КПСС, КП Таджикистана о совершенствовании системы образования, комплексном подходе к воспитанию учащихся, повышении эффективности и качества подготовки спе-циалистов^' В ходе исследования мы опирались на труды советских педагогов, психологов, передовой опыт учителей республики^4

В процессе решения поставленных задач были использованы следующие методы научно-педагогического исследования: анализ психолого-педагогической, музыковедческой, методической литературы, имеющей отношение к изучаемой проблеме; выборочное анкетирование; интервьюирование учащихся, учителей, родителей; педагогические наблюдения за деятельностью учителя и учащихся на уроке музыки'; опытно-педагогическая работа в школе, включавшая анализ и дополнительную подготовку учителей начальных классов к работе; статистический анализ педагогических воздействий и их результатов;3

Исследование проходило в три э т а п а. В задачу первого этапа (1972-1978 гг;) входило теоретическое обоснование избранной проблемы: содержание его составило определение методологических и теоретических основ исследова

•гз ния, разработка плана и программы исследования, определение цели, гипотезы, задач и методики исследования^ Второй этап (1978-1979 гг.-) был посвящен изучению содержания и характера музыкально-эстетического воспитания в начальных классах общеобразовательных школ; выявлению факторов, влияющих на уровень музыкальной подготовки младших школьников; определению мотивационных сфер детей данного возрастав Третий этап (1979-1982 ш\) составила опытно-педагогическая работа, заключавшаяся в экспериментальной проверке гипотезы исследования, обработке полученного материала", анализе и обобщении выявленных результатов, оформлении ^выводов и педагогических рекомендаций, проверке их достоверности путем внедрения полученных результатов в практику рабо,ты учителей начальншс классов общеобразовательных школ.

Опытно-педагогическая работа на первом этапе состояла в цроверке эффективности подготовительного периода накопления слуховых впечатлений; на втором - в углублении содержания музыкальных знаний и приобретения вокально-хоровых навыков в процессе освоения специально подобранного песенного репертуара для начальных классов; поиск эффективных форм и методов работы на уроке, обеспечивающих формирование и развитие интереса к хоровому пению; на третьем этапе были осуществлены - практическая цроверка разработанных методов обучения пению, количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных.

Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы проводился в течение 1978-1979 гг. в I-Ш классах школ № 15,23,48, 36 г.Душанбе и № 63 Орджоникидзеабадского района Таджикской ССР.

Формирующий этап начался в 1979 году и продолжался.в течение трех лет. Экспериментальная работа проводилась в 1,2,3 Г классах школы № 15 г.Душанбе.

Организации непосредственного эксперимента исследования предшествовала многолетняя работа автора в качестве руководителя школьной педагогической практикой учащихся музыкального отделения Душанбинского педагогического училища им.г Н.К.Крупской.

Научная новизна работы определяются тем, что впервые объектом исследования избрано обоснование путей повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания посредством интенсификации процесса обучения хоровому пению, формирования интереса к музыкальной деятельности и разработка методики развития вокально-хоровых навыков у младших школьников в таджикской школе.

Исходным в теоретическом анализе, опирающемся на экспериментально полученный исследовательский материал! является роль и значение мотивации в музыкальном воспитании^ С этой позиции было проанализировано состояние преподавания музыки в общеобразовательных школах и связанное с ним положение с учительскими кадрами в республике, разработан репертуар для начальных классов, теоретически обоснованный и экспериментально проветренный в ходе исследования, включающий дидактический и методический материал," способствующий музыкально-эстетическому воспитанию учащихся'^

В диссертации предпринята попытка проанализировать процесс обучения хоровому пению как составной части целостного музыкально-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста на уроках музыки и осуществлен поиск эффективных путей развития этого воспитания^

Практический материал, разработанный и экспериментально проверенный в условиях общеобразовательной школы с таджикским языком обучения и в Детской хоровой студии г.Душанбе при общеобразовательной шк; № 21, был одобрен кафедрами музыкального воспитания 1ТИИ им. М.Турсун-заде и методики начального обучения ДГПИ им. Т.Т;Шевченко и подготовлен к печати отдельным методическим пособием;" Материалы исследования служат основой для создания учебно-методических пособий по музыкал1г-ному воспитанию в начальной школе, для составления учебников по музыке для общеобразовательных школ республики^

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена общим методическим подходом к проблеме музыкально-эстетического воспитания в начальных классах общеобразовательной школы и использованием системы методов', их соотношения с предметом исследования, целью и задачами работы, с количественными и качественными данными, полученными в ходе исследования. Этот подход основан на учении марксизма-ленинизма о воспитании и роли музыкального искусства в формировании и развитии личности.^

На защиту выносятся следующие положения:

1. Одним из путей повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в условиях общеобразовательных школ Таджикистана может служить совершенствование содержания обучения хоровому пению на уроках музыки, основанное на изучении специфических особенностей таджикской музыкальной культуры.

2. Положительная мотивация учащихся в процессе обучения хоровому пению оказывает существенное влияние на эффективность музыкально-эстетического воспитания младших школьников'.

3. Поэтапное формирование вокально-хоровых навыков и углений способствует повышению исполнительской культуры.^

4. Систематизированный педагогический репертуар хоровых произведений позволяет целенаправленно осуществлять музыкально-эстетическое и нравственное воспитание учащихся.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы, опубликования статей, чтении лекций по музыке и методике её преподавания для студентов педагогического факультета ДГПИ и учащихся Душанбинского педучилища; выступлений автора на двух республиканских конференциях по вопросам эстетического воспитания, проводимых ТаджНИИПН в 1980 и 1983 гг.: в г".Душанбе; на научной конференции профессорско-преподавательского состава Душанбинского ордена Дружбы Народов госпединститута им. Т.Г^Шевченко (1983), в процессе обсуждения на кафедрах педагогики, психологии, методики начального обучения ДГПИ, на совещаниях учителей начальных классов в школе № 15 г.Душанбе. Материалы исследования использовались в курсе лекций по методике музыкального воспитания в школе, читаемых для слушателей ЦИУУ.

В апробации специального несенного материала, предложенного автором для 1-Ш классов общеобразовательных школ с таджикским языком обучения принимали участие учителя школ г.Душанбе: Саидо-ва Г.:, Рахматуллоева С.', Давыдова М., Завлунова А., Рахимова Р^, Курбонбекова Р. (средняя школа № 15 г.Душанбе); Курбанова М. (средняя школа № 63 Орджоникидзеабадского р-на Таджикской ССР) .

Экспериментальный песенный репертуар для I-Ш классов общеобразовательных школ Таджикистана, оформленный автором в виде отдельного учебно-методического пособия, используется на занятиях по музыке и методике ее преподавания со студентами таджикских групп педагогического факультета Душанбинского госпединститута, в практической работе учителями начальных классов ряда общеобразовательных школ г.Душанбе и Орджоникидзеабадского района^'

Структур а. Диссертация состоит из введения, трех глав," заключения, списка литературы и приложения; содержит 19 таблиц;

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Сизикова, Светлана Федоровна

ВЫВОДЫ

1. Хоровое пение является действенным фактором эстетического воспитания младших школьников, развивающим культуру исполнения и эмоциональное восприятие хоровой музыки. В процессе его осуществляется введение учащихся в мир музыкального искусства, привитие им любви к музыке и воспитание их музыкальной культуры; формирование и развитие навыков унисонного и .двухголосного пения.

2. В процессе экспериментального обучения была подтверждена правильность поэтапного формирования навыков унисонного пения.

На первом этапе - подготовительном - осуществлялись привитие интереса учащихся к хоровому пению, активизация познавательного интереса к этому виду деятельности на уроке, развитие музыкального слуха на основе специального песенного репертуара, учитывающего специфическое слуховое и вокальное развитие младших школьников. На этом этапе основное внимание было уделено формированию вокально-хоровых навыков и выработке слухового ощущения унисона. На втором этапе - развивающем и закрепляющем хоровой унисон -продолжалось активное развитие навыков, необходимых для последующей работы над двухголосием.

3. Формирование и развитие вокально-хоровых навыков осуществлялось в процессе работы над песнями. В целях активизации и повышения эффективности этой работы наш применялась комплексная методика, опирающаяся на слуховой, двигательный, зрительный анализаторы.

4. Формирование навыков двухголосного пения также осуществлялось поэтапно: подготовительным этапом и этапом начального формирования навыков двухголосного пения. В процессе первого осуществлялось развитие слуха учащихся к восприятию многоголосной музыки и накопление музыкально-слухового багажа. На следующем этапе основное внимание было уделено формированию навыков пения .двухголосных созвучий. Репертуар .двухголосных произведений включал песни с контрастнымк, противоположным и подголосочным голосоведением. Результаты экспериментального обучения показали достаточную эффективность применения поэтапного формирования навыков хорового унисона и двухголосного пения.

5. Комплевсная мет о,дика работы над песней с использованием фланелеграфа и цветного раздаточного материала для выкладывания мелодического и ритмического рисунка песни показала себя достаточно эффективной для развития музыкального слуха и певческих навыков младших школьников, о чем свидетельствуют данные контрольных срезов.

6. Специальный песенный репертуар, разработанный наш, способствовал осуществлению эстетико-воспитательных задач уроков музыки. Эстетическое воспитание младших школьников проходило целенаправленно и систематически, из урока в урок, что позволило добиться значительного повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания в экспериментальном классе.

7. Результаты контрольных проверок показали возросший интерес учащихся к занятиям музыкой, потребность в общении с ней, что нашло отражение в регулярных посещениях опорных и балетных спектаклей, концертов филармонии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Перед Советской школой на современном этапе в области эстетического воспитания стоит задача формирования и развития гармонически развитой личности, воспитания в человеке коммунистической убежденности, гуманизма, потребности "жить и творить по законам красоты".

На июньском (1983) Пленуме ЦК КПСС было особо указано на то, чтобы полнее использовать возможности школы в эстетическом воспитании, в решении вопросов формирования нравственных качеств подрастающего поколения.

В речах Генерального секретаря ЦК КПСС тов. К.У.Черненко постоянно подчеркивается мысль о том, что необходимо неустанно заботиться о формировании нового человека, о его духовном мире.

Коммунистическая партия и Советское правительство в ряде документов, уделяя постоянное внимание вопросам эстетического воспитания подрастающего поколения, нацеливают ученых, методистов, учителей на поиск надежных путей повышения эффективности и дальнейшего развития системы эстетического воспитания в общеобразовательной школе, на более полное использование возможности школы в эстетическом воспитании (10, с. 78).

Эстетическое воспитание средствами музыки, решая общие задачи эстетического воспитания, направлено также и на развитие творческих сил и музыкальных способностей школьников, привлечения их к активной художественно-творческой деятельности, развивающей воображение, мышление, память.

Поиск путей повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания школьников в национальной республике немыслим без внимательного изучения их специфических интересов, без учета особенностей национальной психологии и культуры (10, с. 58).

Поэтому в ходе исследования основное внимание было сосредоточено на изучении и научно-педагогическом обосновании путей повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников с учетом реализации специфических особенностей национальной музыкальной культуры и разработки методики, способствующей интенсификации процесса обучения хоровому пению учащихся таджикских школ.

Это поставило перед наш рдд конкретных исследовательских задач, таких, как: определение особенностей обучения хоровому пению в национальной общеобразовательной школе; ознакомление с отношением школьников к урокам музыки в рдде общеобразовательных школ Таджикистана; выявление факторов, влияющих на музыкально-хоровую деятельность школьников-таджиков; разработка приемов и методов обучения, позволяющих активизировать этот процесс; составление методически разработанного песенного репертуара, стимулирующего интерес младших школьников к хоровому пению.

Решение изложенных задач подтвердило правильность выдвинутой гипотезы об управляемости процесса обучения хоровому пению и о том, что возможно более эффективное осуществление музыкально-эстетического воспитания младших школьников Таджикистана, если учитываются факторы влияния национальной музыкальной культуры, содержание обучения постоянно совершенствуется и формируется положительная мотивация в обучении музыке, хоровому пению.

Полученные результаты экспериментального исследования по выявлению путей повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе обучения хоровому пению, позволяют констатировать следующее: результативность музыкальной работы зависит от понимания учителем сущности, структуры и функций музыкально-эстетического воспитания в школе. В том случае, если учитель глубоко осознает, что музыка в школе необходима, что она развивает и формирует личность каждого ребенка, активизирует его творческие возможности, лишь тогда достигается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

На основе анализа результатов проведенного исследования и опытно-экспериментальной работы сделаны следующие выводы:

1. Успешность и качество музыкально-эстетического воспитания школьников в условиях Таджикистана зависят от учета ряда причин, наиболее существенной из которых является влияние национальной музыкальной культуры. Широкое внедрение в школьную программу таджикского музыкального материала позволяет воспитать у учащихся потребность в общении с искусством, расширить их представления об окружающем мире.

2. Хоровое пение, являясь одной из форм музыкального воспитания младших школьников, активно способствует формированию их музыкальной культуры, развивает интерес к музыкальному искусству. Формирование и развитие вокально-хоровых навыков осуществлялось в процессе поэтапного обучения хоровому унисону и двухголосшо.

3. В процессе музыкального обучения необходимо учитывать мотивацию младших школьников, выделяя социальные,познавательные и игровые мотивы как наиболее существенные в данном возрасте, побуждающие учебную деятельность. Игровая мотивация выступает как активный вид педагогического воздействия на учащихся, способствующий повышению эффективности музыкально-эстетического воспитания.

4. Совершенствование методов обучения с учетом мотивацион-ной стороны и специфики формирования музыкальных вкусов и интересов младших школьников позволяет обеспечить значительное повышение эффективности их музыкально-эстетического воспитания.

5. Применение поэтапного обучения певческим навыкам унисона и двухголосия оказывает положительное воздействие на развитие музыкального (гармонического) слуха учащихся и значительно снижает трудности в освоении (овладении) навыка «двухголосного пения, что, в свою очередь, приводит к певческой активности учащихся на уроке, развитию их интереса к хоровому искусству.

6. Качественные изменения, происходящие в экспериментальном классе (развитие интереса учащихся к хоровому пению, овладение основными певческими навыками, эмоциональное, выразительное пение), дают основания рассматривать поэтапное обучение навыкам хорового пения как одно из оптимальных средств музыкально-эстетического воспитания младших школьников-таджиков, а комплексная экспериментальная методика позволяет реализовать основные идеи развивающего обучения.

Проведенные исследования позволили сформулировать ряд практических рекомендаций, которые будут способствовать повышению эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников Таджикистана.

В ходе обучения необходимо:

- формировать потребности учащихся в общении с музыкальным искусством;

- систематически изучать уровень музыкально-эстетического развития учащихся, мотивацию, интересы;

- осуществлять поиск эффективных форм и методов музыкально-эстетического воспитания учащихся в процессе учебной и внеклассной работы;

- широко внедрять в школьную практику национальное музыкальное искусство, позволяющее воспитать у учащихся потребности в общении с искусством, расширить их общий и музыкальный кругозор;

- обеспечить процесс обучения музыке необходимой материально-технической базой;

- развивать детское музыкально-хоровое творчество и активно пропагандировать его средствами массовой информации, с целью повышения эффективности школьного музыкально-эстетического воспитания младших школьников;

- систематически повышать уровень научно-методической подготовки и переподготовки учительских кадров, способных качественно осуществлять музыкально-эстетическое воспитание учащихся, через систему институтов усовершенствования учителей;

- оказывать регулярную методическую помощь учителям через публикацию на страницах республиканской периодической и педаго- . гической печати материалов по музыкально-эстетическому воспитанию учащихся;

- увеличить издание учебно-методической литературы по музыкально-эстетическому воспитанию школьников на таджикском языке.

В работе предпринята попытка проанализировать процесс обучения хоровому пению как составной части целостного музыкально-эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки и определить наиболее эффективные пути музыкально-эстетического воспитания в общеобразовательных школах Таджикистана. Проведенное исследование не претендует на окончательное решение вопроса о музыкально-эстетическом воспитании младших школьников республики.

Дальнейшее изучение постановки этого вопроса в школах республики и поиск эффективных путей и методов обучения составлят предает последующих исследований.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Сизикова, Светлана Федоровна, 1984 год

1. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании. М.: изд-во АПН РСФСР, 1957. 398 с.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве, в 2-х т. М.: Искусство, 1967; т.1 - 584 е., т.2 - 726 с.

3. Ленин В.И. О воспитании и образовании, изд. 3-е. М.: Просвещение, 1973. - 704 с.

4. Ленин В.И. Об идеологической работе, изд. 2-е, дом. М.: Политиздат, 1969. - 448 с.

5. Ленин В.И. 0 литературе и искусстве, изд. 4-е; М.: Художественная литература, 1969. 822 с.

6. Ленин В.И.* Развитие рабочих хоров в Германии. Полн. собр.соч., т.22, с. 275-276.

7. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? Полн." собр.соч., т.2, с. 505-550.

8. П. Официально-документальные материалы

9. Программа Коммунистической партии Советского Союза: принятая ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

10. Материалы ХХУТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.223 с.

11. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

12. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. ID апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984.

13. Конституция СССР (Основной закон). М., 1977.

14. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г.- М.: Политиздат, 1979, 15 с.

15. О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, 22 декабря 1977.

16. В кн.: Справочник партийного работника. М., 1978, с. 251-261.

17. О мерах по дальнейшему развитию народного образования в республике на I97I-I975 гг., в связи с завершением перехода ко всеобщему среднему образованию: постановление ЦК КП Таджикистана и правительства Таджикской ССР от 18 августа 1971 г.

18. В кн.:: Собрание действующего законодательства Таджикской ССР. Раздел XIX: Законодательство о народном образовании. Душанбе, 1979, с. 155-162.

19. О состоянии и мерах дальнейшего улучшения качества обучения в музыкальных учебных заведениях Таджикской ССР в свете решений ХХУ1 съезда КПСС: постановление ЦК КПСС Таджикистана от 22 июля 1981 г. "Коммунист Таджикистана", 198Г, 22 июля.

20. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Правда, 1984, 14 апр.

21. Ш. Материалы съездов, конференций

22. Всесоюзная научно-практическая конференция по проблеме "Совершенствования методов обучения в современной советской школе". (24-27 января 1978 г., Ленинград).

23. Республиканская научно-практическая конференция "Комплексный подход в организации идейно-политического, трудового и нравственного воспитания школьников".(1-2 апреля 1980 г., Душанбе).

24. Республиканская научно-практическая конференция "Совершенствование эстетического воспитания школьников Таджикистана в свете решений ХХУТ съезда КПСС". (1-2 апреля 1983 г., Душанбе).1. ЗУ. Книги

25. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: Метод.пособие для учителей нач.школы. М.: Просвещение, 1978. - 175 с.

26. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. -М.: Мысль, 1976. 158 с.

27. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. -М.: Просвещение, 1968. 280 с.

28. Бапландарории тахминии дарсхо дар синфи I. Душанбе, 1970. - 150 с.

29. Белобородова В.К. и др. Музыкальное воспитание школьников (сб.статей, ред. Румер М.А.). М.: Педагогика, 1975, -160 с.

30. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения. М.-Л.: Просвещение, 1964.- 104 с.

31. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол.исследов. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

32. Вейс П.Ф. Ступеньки в музыку: Пособие по сольфеджио. -М.: Советский композитор, 1981. 199 с.

33. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М.: Музгиз, 1961. - 96 с.

34. Возрастная и педагогическая психология (под ред. А.В. Петровского. 2-е изд. испр. и доп. -М.: Просвещение, 1979. -288 с.

35. Гольденшрихт С.С., Гальперин М.П. Специфика эстетического сознания: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1974. - 159с.

36. Гордин JI.10. Поощрения и наказания в воспитании детей. -М.: Педагогика, 1971. 200 с.

37. Гродзенская H.JI. Слушание музыки в начальной школе (1-1У классы). М.: изд-во АПН РСФСР, 1962. - 88 с. (с нот.пр.).

38. Ермаш Г.А. Творческая природа искусства. М.: Искусство, 1977. - 316 с.

39. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975. - 110 с.

40. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. - 160 с.

41. Зимина А.Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду. -М.: Просвещение, 1971. 96 с.

42. Зись А.Н. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1975.448 с.

43. Искусство и школа: Книга для учителей (сост. А.К.Василевский) М.: Просвещение, 1981. - 288 с.

44. Искусство и эстетическое воспитание молодежи /Под ред. ВЛ.Кисунысо и др. М.: Наука, 1981. - 336 с.

45. История таджикского народа /Под ред. Б.Г.Гафурова, Б.А.Литвинского. -М.: Госполитиздат, 1949, т.1. 544 с.

46. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. -М.: Советский композитор, 1977, 254 с.

47. Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания:

48. В кн.: Дети наше будущее, изд. 3-е. - М.: Просвещение, 1975. -302 с.

49. Крупская Н.К. Избр.пед.соч. М.: АПН РСФСР, 1955.868 с.

50. Крюков Г.Т. Общеобразовательная школа Таджикской ССР.-Душанбе: Ирфон, 1969. 228 с.

51. Ленин и искусство /Под ред. Ю.С.Калашникова и др./ -М.: Наука, 1969. 504 с.

52. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики, изд. З-е.-М.: Просвещение, 1972. 575 с. 2-е доп. изд. - М.• Мысль, 1965.- 572 с.

53. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

54. Лихачев Б. Т. Теория коммунистического воспитания (опыв? методол.исследов.) М.Педагогика, 1974. - 496 с.

55. Лялина Г.А. Игра как средство активизации учебно-воспитательного процесса. Алма-Ата.: Мектеп, 1978. - 65 с.

56. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. -М.: Педагогика, 1972. 334 с.

57. Макаренко А.С. О воспитании в семье. М.: Учпедгиз, 1955. - 320 с.

58. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Соч. в 7 т. М., 1958; т.5, с. 103-226.

59. Марьенко И.С. Вопросы идейно-воспитательной работы школы в свете решения ХП съезда КПСС. М.: Педагогика, 1977. -70 с.

60. Матюшкин А.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 208 с.

61. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека: Учебн.пособ. для спец. курса. Пермь: Перм.гос.пед.ин-т, 1971.120 с.

62. Методика музыкального воспитания в начальной школе. -М.: Учпедгиз, 1954. 136 с.

63. Методика музыкального воспитания школьников I-IУ классов. М.-Л.: Просвещение, 1965. - 268 с.

64. Методика педагогического исследования /Под ред. А.И. Пискунова, Г.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 256 с.

65. Мудрость красоты. Б.М.Йеменский о проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1981. -192 с.

66. Музыкальное воспитание в СССР /Под ред. Баренбойм Л.Б.-М.: Советский композитор, 1978. 488 с.

67. Музыкальное воспитание в школе, вып. I. М.: Музгиз, 1961. - 136 с.

68. Музыкальное воспитание в школе, вып.2. М.: Музгиз,1963. 112 с.

69. Музыкальное воспитание в школе, вып.З. М.: Музыка,1964. 92 с.

70. Музыкальное воспитание в школе, вып. 4. М.: Музыка,1965. 86 с.

71. Музыкальное воспитание в школе, вып.5. М.: Музыка,1966. 88 с.

72. Музыкальное воспитание в школе, вып.6. М.: Музыка, 1970. - 134 с.

73. Музыкальное воспитание в школе, вып.7. М.: Музыка,1971. 80 с.

74. Музыкальное воспитание в школе, вып.8. М.: Музыка,1972. 124 с.

75. Музыкальное воспитание в школе, вып.9. М.: Музыка,1974. 96 с.

76. Музыкальное воспитание в школе, вып. 10. М.: Музыка,1975. 230 с.

77. Музыкальное воспитание в школе, вып. II. М.: Музыка,1976. 136 с.

78. Музыкальное воспитание в школе, вып. 12. М.: Музыка,1977. ПО с.

79. Музыкальное воспитание в школе, вып. 13. М.: Музыка, 1979. - 103 с.

80. Музыкальное воспитание в школе, вып. 14. М.: Музыка, 1979. - 121 с.

81. Музыка в начальной школе: Методическое пособие для учителей /Под ред. Д.Б.Кабалевского. М., 1980. - 143 с.

82. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: изд-во ЛГУ, I960. - 426 с.

83. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания /Под ред. И.Л.Капрова, О.С.Богдановой. -М.: Педагогика, 1973. 120 с.

84. Обидов И.О. История развития народного образования в Таджикской ССР (I9I7-I967 гг.) Душанбе: Ирфон, 1968. - 295 с.

85. Обидов И.О. Развитие народного образования и педагогической мысли в Таджикистане за годы Советской власти.- Душанбе: Б.Э 1967. 36 с.

86. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства: Сб.науч.трудов /Под ред. Д.Б.Кабалевского. М., 1978. - 107 с.

87. Общая психология /Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1970. - 432 с.

88. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Метод.пособие. Л.: Музыка, 1972. -152 с.

89. Оншцук В.А. Типы, структура и методика урока в школе. - Киев: Рад. школа, 1976.

90. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1975. - 224 с.

91. Орлов В. Основы эстетического воспитания. М.: Высшая школа, 1975. - 121 с.

92. Островская Р.А. Общественное мнение в коллективе младших школьников. Минск: Нар.асвета, 1980. - 95 с.

93. Педагогика / П.И.Болдырев, Н.К.Ганчаров, Б.И.Есипов и др./. М.: Просвещение, 1968. - 526 с.

94. Педагогика /С.П.Баранов, Р.Л.Болотина, Т.В.Воликова, В.А.Сластениц/. М.: Просвещение, 1981. - 362 с.

95. Платонов К.К. О знаниях, умениях, навыках Советская педагогика, 1963, № II, с. 98-101.

96. Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников /Под ред. Л.В.Занкова. М.: Педагогика, 1978. - 144 с.

97. Португалов К.П. Серьезная музыка в школе: Пособ. для учителей, 2-е изд. испр. и доп. М.: Просвещение, 1980. - 144 с.

98. Поташник М.М. и Коботченко М.В. Комплексный подход к воспитанию школьников. -М.: Просвещение, 1980. 102 с.

99. Программа восмилетней школы. Начальные классы СI—Ш классы). М.: Просвещение, 1981. - 240 с.

100. Программа по музыке для общеобразовательной школы (1-Ш классы). М.: Просвещение, 1980. - 112 с.

101. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. - 366 с.

102. Работа с детским хором. М.: Музыка, 1981. - 68 с.

103. Раджабов З.Ш. Некоторые страницы культурной жизни Советского Таджикистана. Душанбе: изд-во АН Тадж.ССР, 1964. - 64 с.

104. Развитие музыкального слуха детей на основе ладовой сольмизации /Сост.Микита И.И. М.: ВХО, 197Э. - 68 с.

105. Ригина Г.С. Уроки музыки в начальных классах. М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

106. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб.статей /Сост. Готсдинер А.Л. Л.: Музыка, 1981. - 104 с.

107. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, 2-е изд. -М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.

108. Румер М.А. и др. Методические указания к учебникам пения 1-1У классов. М.: Музыка, 1968. - 162 с.

109. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа /Под ред. Л.А.Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. - 160 с.

110. Скатерщиков В.К. ХХУ съезд КПСС и проблемы эстетики. -М.: Знание. 1977. 59 с.

111. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. - 195 с.

112. НО. Сурудхо барои богчахои бачагон /Ш.Бобокалонов, М.Му-равин. Душанбе: Ирфон, 1979. - 32 с.

113. Суруд ва мусшш /сост.Ф.Шахобов, Ш.Сахибов, Н.Рогаль-ский. Сталинабад, 1959. - 246 с.

114. Суруди бачахо. Душанбе: Ирфон, 1977. - 158 с.

115. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

116. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, 4-е изд. -Киев: Рад.школа, 1973. 288 с.

117. Сухомлинский В.А. О воспитании /выдержки из книг и статей/. М.: Политиздат, 1973. - 272 с.

118. Твои первые песни /сост.В.Попов/. М.: Советский композитор, 1973. - 119 с.

119. Теория эстетического воспитания /отв. ред. Н.И.Кия-щенко, Н.Л.Лейзеров. М.: Искусство, 1979. - 255 с.

120. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. -М.-Л.: АПН РСФСР, 1946. 335 с.

121. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей /Под ред. А.В.Запорожца. М.: Просвещение, 1976. - 95 с.

122. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч., -М.-Л., 1950, т.8, с. II-682.

123. Ушинский К.Д. Избр.пед.соч., т.1. М., 1939. 341342 с.

124. Федоров Г,С. Хоровое пение на уроке музыки в общеобразовательной школе. Владимир: ВШИ, 1975.т- 82 с.

125. Филонов Г.Н. Проблема эффективности воспитания личности в условиях развитого социализма. М.: Педагогика, 1978. - 223 с.

126. Философский словарь /под пед. М.М.Розенталя, 3-е изд. -М.: Политиздат, 1975. 496 с.

127. Хереско Л.П. Музыкальные картинки. Л.: Советский композитор, 1976. - 135 с.

128. Ходжимухамедова Р.И. Развитие таджикской общеобразовательной школы. Душанбе: Ирфон, 1972. - 127 с.

129. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946-1980 гг./ Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. М.: изд-во МГУ, 1981. - 304 с.

130. Чепуров В.Н. Музыка и пение в школе. М.: Просвещение, 1975. - 112 с.

131. Шабанов Л.В. Преемственность музыкального воспитания в детском саду и школе /детей 6-8 лет/. -М.: Просвещение, 1966. -88 с.

132. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. -М.: Музыка, 1981. 174 с.

133. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

134. Шукуров М.Р. История культурной жизни Советского Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 1974. - 495 с.

135. Щукина Г.И. Теория и методика коммунистического воспитания в школе. М.: Просвещение, 1974. - 285 с.

136. Элъконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. -М.: Знание, 1974. 64 с.

137. Эстетическое сознание и процесс его формирования (Ин-т философии АПН СССР. М.: Искусство, 1981. - 255 с.

138. Эстетическое воспитание школьной молодежи /Под ред. Б.Т.Лихачева, Г.Зальмона. М.: Педагогика, 1981. - 272 с.

139. Эстетическое воспитание школьников: Сб.научных трудов Таджикского НИИПН /Под ред. Хизнняк Ю.Н. Душанбе, 1982, - 60 с.

140. Эстетическое воспитание. / М.: Высшая школа, 1971. —383 с.

141. Эстетическое воспитание в школе (Вопросы системного подхода) /Под ред. Б.Т.Лихачева. М.: Педагогика, 1980, - 136 с.

142. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. - 138 с.

143. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. - 317 с.

144. Якобсон П.М. Эстетическое воспитание детей в семье. -М.: Знание, I960. 32 с.

145. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. М.: Просвещение, 1974. - 128 с.1. У, Статьи

146. Акрамов С. Несколько слов об уроке пения. Мактаби Совети, 1981, & II, с. 50-52.

147. Баренбойм Л.А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики XX века. Советская музыка, 1971, J£ 8, с.96-111.

148. Божович Л.И. Изучение личности школьника и проблемы воспитания. В кн.: Психологическая наука в СССР. - М., I960, т.2, с. 190-227.

149. Блинова М.П. Музыкальное восприятие и исполнение как проявление целостной деятельности головного мозга. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. П. - М.: Музыка, 1976.- с.22-30.

150. Буева Л.П. Личность и среда. В кн.: Ребенок в системе коллективных отношений. - М., 1972, с. 3-16.

151. Гамулин А.И. Исследование уровней самостоятельности младших школьников в пении. В кн.: Эстетическое воспитание учащихся. -Л. ,1977. с. 9-12.

152. Грищенко К.С. Методика музыкального воспитания в начальных классах. В кн.: Материалы межзонального совещания по музыкальным дисциплинам. -М., 1974, с. 193-213.

153. Жданова Т.А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре. -В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 14. М.: Музыка,1979, с. 37-49.

154. Жемчужина Н.И. 0 содержании и формах музыкального обучения в общеобразовательной школе. В кн.: Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. - Л.: Музыка, 1981, с.29-41.

155. Болотова И. В поисках новых путей. В кн.: Музыка -детям, вып.2. - М.: Музыка, 1975, с. 95-107.

156. Кавашкина О.Л. Роль игровой деятельности младших школьников в семейном воспитании. Советская педагогика, 1980, J& 12, с. 32-38.

157. Кабалевский Д.Б. Музыка помогает жить по настоящему. -Музыка, 1982, II декабря.

158. Корыхалова Н. 0 музыкальном воспитании юного слушателя.-В кн.: Музыка детям, вып.2.-М.:Музыка,1975,с. 82-95.

159. Красотина Е.А. Школьная песня. В кн.: Материалы межзонального совещания по музыкальным дисциплинам. - М.: 1974, с. 46-53.

160. Лебедева Т.А. Об утомляемости учащихся на уроках музыки во втором классе. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. П. - М.: Музыка, 1976, с. 53-58.

161. Лихачев Б.Т. и Квятковский Е.В. Сущность, принципы и система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы (научно-теоретическая концепция исследований НИИ художественного воспитания АНП СССР). Советская педагогика, 1980,7, с. 26-37.

162. Луначарский А.В. Какой педагог нам нужен. В кн.: А.В.Луначарский о воспитании и образовании. - М.: Педагогика, 1976, с. 391-392.

163. Менабени А.Г. Методы вокальной работы в школе. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. П. -М.: Музыка, 1976,с. 86-84.

164. Никитин В. Воспитание музыкального слуха детей на основе релятивной системы. В кн.: Музыка - детям, вып.2, -М.: Музыка, 1975, с. 24-30.

165. Овчинникова Т.Н. Об отборе песенного репертуара для работы с хоровыми коллективами школьников. В кн.: Работа с детским хором. - М.: Музыка, 1981, с. 39-45.

166. Овчинникова Т.Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоаса в процессе работы с хором. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 5. - М.: Музыка, 1966, с. 30-50.

167. Раппопорт С. Искусство и личность. В кн.: Искусство и школа. - М.: Просвещение, 1981, с. 215-229.

168. Ригина Г. О некоторых вопросах обучения младших школьников музыкальной грамоте, В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып.8. - М.: Музыка, 1972, с. 68-77.

169. Саттаров С. За качество и эффективность уроков пения.-Мактаби совети (Советская школа), 1981, № 12, с. 48-52.

170. Сафанова В.И. Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса. В кн.: Работа с детским хором. - М.: Музыка, 1981, с. 33-39.

171. Скатерщиков В.К. Проблемы эстетического воспитания. -В кн.: Ленин и искусство. М.: Наука, 1969, с. 471-501.

172. Славина Л.С. 0 развитии мотивов игровой деятельностив дошкольном возрасте. В кн.: Вопросы детской психологии. - М.-Л., 1948, с. 11-29.

173. Соколов В.Г. Хоровое искусство как средство воспитания в детской и юношеской среде чувства патриотизма. В кн.: Работа с детским хором. - М.: Музыка, 1981, с. 62-68.

174. Судаков В.Ф. Опыт использования современной музыки в музыкальном воспитании школьников. В кн.: Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. - Л.: Музыка, 1981, с. 94103.

175. Тадкикова З.М. Музыка. Таджикская ССР. Б.С.Э. - М.: 1976, т.25, с. 568-572.

176. Тихая С. Радио-музыка-дети. В кн.: Музыка - детям, вып. 2. - М.: Музыка, 1975, с. 30-44.

177. Турсунов Т.Т. Приобщение школьников к народному песенному творчеству и эстетическое воспитание. В сб.: Эстетическое воспитание учащихся. - Л., 1977, с. 19-21.

178. Фарбштейн А.А. Место музыки в духовном развитии человека. В кн.: Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. - Л.: Музыка, 1981, с. 5-14.

179. Филиппов М.М. Категория мотива и ее применение в педагогике. В кн.: Вопросы обучения и воспитания. - М.: Музыка, 1970. - 152 с.

180. Хабибов Ш. Игры на уроках пения. Мактаби совети, 1981, J6 5, с. 44-47.

181. Халабузарь П.В. Массовое музыкальное образование и задачи детских музыкальных школ. В кн.: Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. - Л.: Музыка, 1981, с. 8594.

182. Хебнева Л., Атаханов Р. Обучая учиться. - Коммунист Таджикистана, 1980, 10 августа.

183. Ходькова А.И. Влияние песенного творчества на процесс формирования навыков чистоты интонирования у детей младшего возраста. В кн.: Эстетическое воспитание учащихся. -Л., 1977,с. 12-16.

184. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры. -В кн.: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. -Мл.-Л., 1948, с. 16-33.1. У1. Диссертации

185. Дышлевская В. Русская народная песня в музыкальной работе с детьми в школе. Дис. . учен.степ.канд.пед.наук. -М., 1949. 202 с.

186. Мирзоев А. Воспитание коллективистических отношенийу младших школьников в игровой и трудовой деятельности. Дис. . учен.степ.канд.пед.наук. Душанбе, 1981. - 161 с.

187. Рыданова Н.И. Об индивидуальном подходе учителя к учащимся 3-4 классов начальной школы в процессе обучения. -Дисс. учен.степ.канд.пед.наук. М., 1953. - 216 с.

188. Юнусов Ю. Педагогические проблемы осуществления всеобщего обязательного среднего образования в условиях Таджикской ОСР. Дис. . учен. степ, кацд.пед. наук. Душанбе, 1981. - 189 с.1. УП. Авторефераты

189. Бусурашвили Дж.К. Воспитание музыкального вкуса в процессе слушания музыки (начальные классы). Автореф. дис. . учен.степ.канд.пед.наук. Тбилиси, 1967. - 68 с.

190. Бурханов П.И. Детские музыкальные телепередачи как средство эстетического воспитания учащихся 1У-УП классовна материале УзССР). Автореф. дис. . учен.степ.кацд.пед. наук. Фрунзе, 1980. - 21 с.

191. Евсеев А.И. Методика формирования навыков одноголосного, двух и трехголосного хорового пения на уроках музыки (1-6 класс общеобразовательной школы. Автореф. дис. . учен, степ.канд.пед.наук. М., 1974. - 20 с.

192. Жуленков М.Г. Формирование художественного вкуса в процессе изобразительного творчества школьников (на материале школ Киргизской ССР). Автореф. дис. . учен.степ.кацц. пед. наук. Фрунзе, 1981. - 17 с.

193. Кузнецова JI.M. Музыкальные интересы и вкусы школьников (на материале исследования общеобразовательных школ Запорожской области Украинской СС$. Автореф. дис. . учен.степ, кацд.пед.наук. М., 1973. - 31 с.

194. Кулиев С.Д. Формирование интереса к советской и классической музыке у учащихся-подростков на занятиях в оркестре народных инструментов (на материале азербайдж.школ). Автореф. дис. . учен.степ.кацд.пед.наук. М., 1973. - 52 с.

195. Мастрянская Л.А. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями киргизской советской музыки в детском саду. Автореф. дис. . учен.степ.кацд.пед.наук. Фрунзе, 1981. - 18 с.

196. Нугманова А.А. Вокальное воспитание детей и подростков в казахских общеобразовательных школах: Автореф. дис. . кацд.пед.наук. М., 1970. - 18 с.

197. Никольская-Береговская К.Ф. Развитие вокальных навыков на начальном этапе обучения пению в хоре музыкально-педагогического факультета. Автореф. дис. . учен.степ.канд.пед.наук. М., 1970. - 20 с.

198. Овчинникова Т.Н. Некоторые особенности и метода воспитания певческого голоса детей, подростков и юношества в процессе работы с хором. Автореф. дис. . учен.степ.кацд.пед.наук. -М., 1968. 23 с.

199. Рахимов Б. Воспитание навыков и привычек культурного поведения у детей младшего школьного возраста в таджикской семье. Автореф. дис. . учен.степ.кацд.пед.наук. Душанбе, 1963. -80с.

200. Салибаев В.Х. Психологический анализ факторов мотивации овладение вторым языком (на материале обучения русскому языку как второму в национальной школе). Автореф. дис. . учен, стел.д-ра псих.наук. М., 1977. - 59 с.

201. Соколова О.П. Формирование навыков двухголосного пения в начальной школе. Автореф. дис. . учен.степ.канд.пед.наук. -М., 1971. 21 с.

202. Таджикова З.М. Песенная культура таджиков. Автореф. дис. . учен.степ.канд.искусствовед. -Л., 1977. 20 с.

203. Хнлилов П.Д. Изучение образцов азербайджанского народного творчества в начальных классах как средство эстетического воспитания. Автореф. дис. . учен.степ.кацд.пед.наук. -М., 1975. 23 с.

204. Хасанов А.Ш. Вокальный кружок как средство развития и совершенствования эстетического воспитания учащихся 4-8 классов общеобразовательной школы. Автореф. дис. . учен. степ, кацд.пед.наук. Ташкент, 1978. - 19 с.

205. Черноиваненко Н.М. Формирование музыкальных вкусов младших школьников (на уроке музыки). Автореф. дис. . учен, степ.кацд.пед.наук. М., 1975. - 20 с.

206. Шепелев М.В. Методика работы над выразительностью пения школьников. Автореф. дис. . учен.степ.кацд.пед.наук. -М., 1963. 19 с.

207. Шерстеникина В.А. Внеклассная работа как средство повышения мотивации изучения учащимися иностранного языка в средней школе. Автореф. дис. . учен.степ.кацд.пед.наук. М., 1981. - 16 с.

208. Шкуркин В.И. Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности студентов медвуза. Автореф. дис. . учен. степ, кацд.пед.наук. М., 1981. - 18 с.

209. Яновская М.Г. Творческая игра как средство нравственного воспитания младшего школьника. Автореф. дис. . учен. степ, канд.пед.наук. Л., 1968. - 23 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.