Формирование у студентов умений анализировать музыкальные произведения как составная часть их профессиональной подготовки (на материале музпедов педвузов) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Прушковская, Наталья Наумовна

  • Прушковская, Наталья Наумовна
  • 1983, Киев
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 153
Прушковская, Наталья Наумовна. Формирование у студентов умений анализировать музыкальные произведения как составная часть их профессиональной подготовки (на материале музпедов педвузов): дис. : 00.00.00 - Другие cпециальности. Киев. 1983. 153 с.

Оглавление диссертации Прушковская, Наталья Наумовна

ВВЕДЕНИЕ. I стр.

Глава I. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

§ I. Эстетическая сущность музыки и специфика ее понимания . 12 стр.

§ 2. Развитие теории и практики анализа музыкальных произведений в высшей школе. 27 стр.

§ 3. Психолого-педагогические условия формирования умений анализировать музыкальные произведения. 43 стр.

Глава П. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ФОРМИРОВАНИЕМ УМЕНИЙ АНАЛИЗИРОВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ У БУДУЩИХ

УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ.

§ I. Уровень сформированное™ у студентов музыкально-педагогических факультетов умений анализировать музыкальные произведения. 61 стр.

§ 2. Активизация эстетической деятельности студентов в процессе анализа музыкальных произведений. 82 стр.

§ 3. Развитие у будущих учителей музыки способности понимать музыкальные произведения. 115 стр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование у студентов умений анализировать музыкальные произведения как составная часть их профессиональной подготовки (на материале музпедов педвузов)»

Для развитого социалистического общества характерен новый, высший тип эстетического освоения действительности, отличающийся от предшествующих ему периодов и содержанием, и широтой, и глубиной освоения мира. Это предъявляет особые требования к совершенствованию эстетического воспитания в школе, как важному средству гармонического и всестороннего развития личности. Особое место в эстетическом воспитании занимает искусство. Ибо только в школе,- подчеркнул Ю.В.Андропов в своей речи на июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС,- "может человек получить начала эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству" /13, с.18/.

В осуществлении этих задач большая роль отводится учителю музыки, поскольку он оказывает значительное воздействие на духовный мир подрастающего поколения.

Поэтому уровень музыкально-эстетического воспитания школьников будет зависеть от подготовленности учителя музыки, от уровня его эстетического развития, от способности воспринимать красоту природы, искусства и понимать эту красоту, от глубины знаний и качества сформированных умений и навыков. Это в свою очередь требует "улучшить отбор и подготовку педагогических кадров с учетом современных требований" /13, с.18/.

Решения ХХ1У-ХХУ1 съездов КПСС в области народного образования предусматривают дальнейшее совершенствование качества подготовки специалистов высшей квалификации. Особое место среди специалистов занимают педагогические кадры, в том числе учителя музыки.

Перед музыкально-педагогическими факультетами педвузов стоит

- 2 задача выпускать учителей-творцов, способных на высоком художественно-эстетическом уровне вести уроки музыки. Обучение на музыкально-педагогическом факультете в педагогическом институте призвано вооружить будущего учителя прочными знаниями, специальными умениями и навыками, обеспечить высокий уровень его интеллектуального и музыкального развития, сформировать художественный вкус, эстетический идеал, критическое чутье, самостоятельную оценку явлений искусства. Это, в свою очередь, требует непрерывного совершенствования процесса обучения будущих учителей музыки на данных факультетах, с учетом специфики их широкой практической деятельности как учителя, так и пропагандиста средствами музыкального искусства.

К настоящему времени уже накоплен определенный научный фонд, характеризующий закономерности профессионально-педагогического образования и формирования личности специалиста-профессионала. Вопросы моделирования деятельности и подготовки специалистов отражены в работах В.Е.Анисимова, Л.С.Головачева, А.В.Ка

Cj'A ракулева, Е.Э.Смирнова, Г.Л.Таукач, В.В.Тимошенко, Ю.Ф.Чубук, Г.И.Шукиной и др. Выполнен ряд крупных исследований, посвященных психологии личности и подготовке учителя /Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков, Р.И.Хмелюк.: и др./. Выводы, сделанные учеными о своеобразии профессиональной подготовки учителя, могут быть использованы для улучшения качества преподавания на музыкально-педагогических факультетах педагогических институтов.

В трудах Апраксиной O.A., Асафьева Б.В., Беркман T.JI., Кабалевского Д.Б., Шацкой В.Н. освещаются некоторые закономерности подготовки учителей музыки для общеобразовательной школы, сыгравшие важную роль в дальнейшей разработке вопросов музыкально-педагогического образования.

- 3

В последнее время появились работы, освещающие различные вопросы профессионально-педагогической подготовки будущего учителя музыки. К ним относятся труды О.А.Апраксиной, диссертации Г.Г.Голыка, Ж.Д.Дебелой, В.В.Живова, Г.Н.Падалки, 0.П.Рудницкой, Э.А.Скрипника, Э.К.Сэт и др., которые способствовали совершенствованию системы музыкально-педагогического образования. В этих работах раскрывается специфика фортепианной, дирижерской, вокальной, хоровой подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов, формирование у них эстетических оценок и творческой активности, исследуются вопросы частных методик и т.д. Однако еще недостаточно изучены вопросы влияния деятельности педагога на развитие у студентов глубокого понимания музыкальных произведений в процессе их анализа. Связано это с тем, что еще не найдены оптимальные условия передачи духовной ценности музыкального вида искусства.

Современные исследователи особенностей восприятия музыки /А.Г.Костюк, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский/ подчеркивают, что для полноценного восприятия музыки необходимо развивать способность понимать ее эстетическую сущность, а это невозможно без освоения умений анализировать музыкальные произведения. Эту же мысль мы находим у многих ведущих искусствоведов, психологов и педагогов /А.И.Буров, В.В.Ванслов, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, Б.Т.Лихачев, В.А.Сухомлинский, Б.М.Теплов и др./ Большинство авторов включает формирование умений вьщелять, сравнивать, сопоставлять, анализировать эстетическое в искусстве в решающее условие его понимания.

Анализ музыкальных произведений - важный аспект в профессиональной подготовке будущего учителя музыки, ибо он мобилизует знания, волю, способности и закладывает фундамент эффективной самостоятельной практической деятельности учителя в шко 4 ле. Владение умениями анализа является необходимым условием в его пропагандистской работе, так как развивает художественный вкус учителя, критическую оценку произведений искусства и формирует умение верно интерпретировать музыкальные произведения с учетом их стилевых особенностей.

Глубокое понимание музыкальных произведений связывается с пониманием эстетической природы художественного образа и основывается оно на способности соотнести конкретно-чувственные особенности произведения с его содержанием. Однако есть единое условие для всех способностей - они развиваются в определенном виде деятельности.

Следовательно, уровень понимания музыкального произведения зависит от характера деятельности студента в процессе анализа, что требует определенного комплекса знаний, умений и навыков, получаемых в результате обучения и наличия музыкально-эстетических способностей.

Мы рассматриваем "умения анализировать" как систему действий, обеспечивающих эстетически-творческую деятельность студентов в процессе анализа. Как отмечал Рубинштейн С.Л., формирование способности к определенной деятельности предполагает освоение связанных с нею умений, знаний и т.д. По мере того, как они осваиваются, они перестают быть только знаниями, умениями, полученными извне, а способствуют развитию способности /148, с.642/.

Основываясь на новых научных исследованиях музыкальной психологии и педагогики, были вьщелены умения /действия/, которые формируют эстетический подход к освоению музыкального произведения у обучающихся. Объединив эти умения в определенную систему, мы предположили, что она является условной моделью эстетически-творческой деятельности^. В содержание условной модели входили

I. Содержание условной модели раскрывается в процессе исследования в I главе § 3.

- 5 умения, обеспечивающие эстетическое восприятие музыкальных произведений, где возможно проявление творческого начала, ибо уже на этой стадии присутствует некоторая интерпретация произведения, так как музыкальный образ создается автором и дополняется представлениями, имеющимися в личном опыте каждого; осмысление элементов музыкального языка в тесной взаимосвязи с образом произведения; эстетическая оценка на основе целостного восприятия художественного образа; формирование интерпретации всего произведения. Деятельность включала компонент творчества, связанный с самостоятельным созданием, в пределах авторского замысла, разных вариантов интерпретации одного и того же произведения.

Проблема анализа не нова, отдельные ее вопросы рассматриваются в работах НД.Гродзенской, Д.Б.Кабалевского, В.Н.Шацкой и др./. Авторы сосредотачивают внимание на содержании, форме и характере произведений, средствах музыкальной выразительности, однако не ставят своей задачей раскрыть принципы взаимодействия . между характером деятельности в процессе анализа и развитием способности понимать музыкальные произведения.

Различные аспекты использования анализа предлагаются в трудах Б.В.Асафьева, П.Г.Козлова, Л.А.Мазеля, С.С.Скребкова, A.A. Степанова, И.В.Способина, В.А.Цуккермана. В ряде работ уже появляется стремление сблизить теорию музыки с эстетикой, что создает теоретическую основу для изучения возможностей анализа в эстетическом развитии личности, вместе с тем предлагаемые методы анализа приобретают известное значение для исследовательской ветви музыкознания в подготовке музыковедов-профессионалов в консерватории. Отдельные советы, встречающиеся в работах, далеких от музыкально-педагогической проблематики, не представляют последовательной дидактической системы и не дают возможности педагогу целенаправленно руководить овладением умениями анализа

- б в учебной практике. Остается невыясненным вопрос, как формировать умения анализировать, какой должна быть по характеру деятельность студента в процессе постижения произведений. Практика показывает, что весьма распространенным на музыкально-педагогических факультетах является подмена анализа простым перечислением фактурных данных: произведения вне их связи с художественным образом, или увлечение односторонним технологическим разбором музыкальной архитектоники без каких-либо эстетических приговоров. Безусловно, такой подход к анализу не может формировать глубокое понимание музыки, ибо подобный разбор отрывается от восприятия музыки, активного освоения ее, синтезирования знаний и умений. Как отмечает Ж.А.Сокольская, сложившаяся методика преподавания на музыкально-педагогических факультетах не способствует формированию аналитических умений студентов. Приобщение обучающихся к анализу совершается, как правило, посредством репродуцирования уже готовых разборов, предлагаемых учебной литературой /160, с.37/. Автор подчеркивает необходимость формирования аналитических умений в процессе преподавания истории музыки. Т.А.Юманова ставит вопрос о разработке методики анализа хоровой формы в курсе "Анализ музыкальных произведений". Она утверждает, что "разработанной и научно обоснованной методики обучения анализу хоровой формы не существовало" /189, с.49/. Объясняется это также тем, что в литературе /К.К.Пигрова, В.К.Соколова, П.Г.Чеснокова и др./ больше внимания уделяется хоровому строю, ансамблю, вопросам интонирования, художественного исполнения.

Однако "Анализ музыкальных форм" изучается студентами музыкально-педагогических факультетов только на последнем курсе, формирование же аналитических умений по курсу истории музыки имеет свою специфику. Они /умения/ направлены на овладение музыкально -историческим анализом и способствуют рассмотрению явлений искусства с позиций историзма. В то же время умения анализировать музыкальные произведения различных форм необходимы уже на первом курсе, а способность глубоко понимать музыку, ее образы требует длительного и целенаправленного развития, комплекса знаний, умений и музыкально-эстетических способностей.

Поскольку признание значения хорового пения в музыкально-эстетическом воспитании школьников является определяющим в формировании учителя-музыканта /О.А.Апраксина, Н.Л.Гродзенская, Л.А.Хлебникова, В.Н.Шацкая и другие/, хоровое дирижирование, как исполнительский предмет, считается на данном факультете профилирующим. Более того, он занимает основное положение в индивидуальной подготовке студентов, так как связан с практической работой над приобретением знаний, умений и навыков и позволяет преподавателю глубже изучить психологические особенности студента, определить уровень его музыкально-эстетических способностей, найти пути эффективного их развития. Поэтому именно хоровое дирижирование создает благоприятные условия для организации и руководства формированием у студентов умений анализировать музыкальные произведения.

Практика показала, что иццивидуальный урок способствует организации эстетически-творческой деятельности студентов в процессе постижения произведения и предусматривает дифференцированный подход к каждому из них. Организация эстетически-творческой деятельности студента дает возможность педагогу избегать увлечения формированием только технического мастерства, в ущерб педагогической направленности учебного процесса, что является характерным в практике работы музыкально-педагогических факультетов /Г.Н.Ладалка, Г.М.Сагайдак, Н.И.Карауловский и др./. Вместе с тем, такого рода деятельность стимулирует поиск соответствующих двигательных операций и способствует сознательному овладению ими.

Формирование у студентов умений анализировать хоровые произведения создает благоприятную почву для переноса сформированных умений на школьный репертуар, а используемые при этом методические приемы и средства приемлемы для работы со школьниками. Как утверждает Елисеева B.C., основное назначение предмета хорового дирижирования в постоянной трансформации сформированных навыков применительно к работе со школьниками /60, с.17/.

Поиск условий развития у студенческой молодежи эстетического восприятия и глубокого понимания произведений музыкального искусства, теоретическая и практическая значимость проблемы для решения задач музыкально-педагогического образования, а также ее недостаточная разработанность в научно-педагогической литературе, побудило нас избрать темой данного исследования "Формирование у студентов умений анализировать музыкальные произведения как составная часть их профессиональной подготовки".

На современном этапе анализ художественных произведений, как педагогическая проблема, стоит особенно остро. Как отмечает Е.В.Квятковский, это связано с "поиском путей максимального идейно-нравственного и эмоционально-эстетического влияния искусства на личность в обществе зрелого социализма" /79, с.43/. Необходимость такого подхода к анализу художественных произведений вызвано тем, что "классовый противник стремится сеять в сознании молодежи семена идейного чертополоха, индивидуализма и аполитичности. Буржуазная пропаганда распространяет идеологическую диверсию и психологическую войну на такие сферы, как музыка. ." /14, с.64/.

Цель данного исследования - определить методы и приемы эффективного руководства формированием у будущих учителей музыки умений анализировать музыкальные произведения, повышающих каче

- 9 ство их профессионально-педагогической подготовки.

Объект исследования - умение анализировать музыкальные произведения как компонент профессиональной подготовки будущего учителя музыки.

Предмет исследования - процесс формирования у студентов умений анализировать музыкальные произведения.

В основу настоящего исследования положена следующая гипотеза: овладение умениями анализировать музыкальные произведения лишь тогда способствует глубокому их пониманию, когда целенаправленная деятельность педагога будет опираться на методы и приемы, активизирующие эстетически-творческую деятельность студентов в процессе обучения.

Задачи исследования состояли в том, чтобы:

- определить уровень сформированное™ у студентов умений анализировать музыкальные произведения;

- изучить психолого-педагогические условия формирования умений анализировать музыкальные произведения у студентов;

- разработать модель эстетически-творческой деятельности, способствующую формированию у студентов умений анализировать музыкальные произведения и экспериментально проверить ее эффективность.

Методологическая основа исследований - марксистско-ленинское учение об искусстве и воспитании, диалектико-материалистическая теория познания. В процессе выполнения работы автор руководствовался Программой КПСС, решениями ХХ1У-ХХУ1 съездов КПСС, июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС, постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР о задачах общеобразовательной и высшей школы в условиях развитого социализма.

Для решения намеченных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников по избранной

- 10 проблеме, обобщение передового опыта формирования у студентов музыкально-педагогических факультетов умений анализировать музыкальные произведения, анкетирование студентов, беседы, интервьюирование с преподавателями, учителями, педагогический эксперимент /констатирующий и формирующий/. Выбор методов в ходе исследования был обусловлен поставленными задачами, их комплексное применение увеличило емкость получаемой информации, позволило разносторонне изучить интересующие нас вопросы.

Ход исследования может быть условно разделен на три этапа.

На первом этапе /1977-1978 гг./ был проведен анализ психолого-дидактической и методической литературы по исследуемой проблеме, проанализированы особенности деятельности студентов в процессе анализа музыкальных произведений, накоплены материалы проведения констатирующего обследования, составлена программа констатирующего и формирующего эксперимента.

На втором этапе /1978-1979 гг./ проведен констатирующий эксперимент, на основе полученного материала были установлены уровни эстетического развития студентов, вьщелены важные структурные компоненты понимания и умения-действия, обеспечивающие эстетическую деятельность студентов при анализе музыкальных произведений, отработаны отдельные приемы и методы активизации эстетически-творческой деятельности студентов.

На третьем этапе /1979-1982 гг./ определены оптимальные условия педагогического руководства эстетически-творческой деятельностью студентов в процессе анализа музыкальных произведений, установлены эффективные методы формирования у студентов умений анализировать музыкальные произведения. , При обработке экспериментальных материалов осуществлена качественно-количественная оценка результатов экспериментального исследования.

- II

Научная новизна. В диссертации исследуется функциональное значение характера деятельности студентов при анализе музыкальных произведений для их понимания; разработана структура и содержание умений, составляющих модель эстетически-творческой деятельности; обоснована методика формирования у студентов умений анализировать музыкальные произведения.

Практическая значимость. Внедрение в практику содержащихся в диссертации рекомендаций поможет улучшить организацию и методику преподавания исполнительских дисциплин, усилить их профессионально-педагогическую направленность, имеющую существенное значение для совершенствования подготовки учителя музыки.

Разработаны методические рекомендации по формированию у школьников умений анализировать музыкальные произведения.

Теоретические материалы исследования могут быть использованы преподавателями музыкально-педагогических факультетов пединститутов при проведении занятий, а также для дальнейшего исследования проблемы эстетического развития будущего учителя музыки.

Предметом защиты является обоснование модели эстетически-творческой деятельности в процессе анализа музыкальных произведений и эффективности педагогического руководства ею в процессе формирования у студентов умений анализировать музыкальные произведения.

Апробация исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы на музыкально-педагогическом факультете Винницкого государственного педагогического института им.Н.Островского, а также Ровенском педагогическом институте им.Д.З.Ману-ильского. Результаты исследования вошли в методические рекомендации по совершенствованию подготовки будущих учителей музыки

- 12 общеобразовательных школ, сообщались на Всесоюзной научно-теоретической конференции "Эстетика ленинизма и современность" /Запорожье, 1980/; республиканских педагогических чтениях "Совершенствование методов обучения и коммунистического воспитания учеников в свете решений XXVI сьезда КПСС /Винница, 1981/; на курсах повышения квалификации преподавателей музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов и педагогических училищ СССР, функционирующих на базе Киевского педагогического института им.М.Горького; областной научно-методической конференции "Развитие общественно-социальной активности студентов в процессе общественно-политической практики" /Винница, 1983/; теоретическом семинаре лекторского актива областной организации общества "Знание"; в ходе обсуждения диссертации на кафедре методики музыкального воспитания, пения и хорового дирижирования Винницкого педагогического института, а также на кафедре педагогики Киевского педагогического института им.М.Горького; на ежегодных отчетных научных конференциях профессорско-преподавательского состава Винницкого пединститута /1977-1983 гг./.

По материалам диссертации опубликовано 7 статьей.

Результаты исследования оформлены в диссертацию, состоящую из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Прушковская, Наталья Наумовна

- 132 -ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

1. Несмотря на достигнутые успехи в области музыкально-эстетического воспитания, совершенствование теории и практики преподавания музыки в школе недостаточно затрагивает существа музыкальных занятий, в которых формальное начало остается превалировать над творческим началом. Это свидетельствует о том, что без серьезного пересмотра основных принципов преподавания на музыкально-педагогических факультетах, без значительного расширения содержания и задач предметов эстетического цикла, вуз не сможет выполнить тех требований, которые в области музыкально-эстетического образования и воспитания сегодня предъявляет к нему современная школа. Так еще не изысканы возможности исполнительских предметов в вдейно-нравственном и эмоционально-эстетическом развитии будущего учителя музыки.

2. Сформировавшиеся в музыкознании традиционные взгляды на анализ как метод освоения музыкальных произведений становятся причиной того, что до сих пор всесторонний анализ произведений как художественно-эстетического явления подменяется односторонним технологическим разбором музыкальной архитектоники без связи с художественным образом. Вследствие этого студенты приобретают отдельные умения и навыки, однако у них не формируется основной механизм постижения образно-эмоционального содержания музыкального произведения.

3. Цузыка, являясь одним из сложнейших видов искусства, в освоении которого переплетаются эмоциональные и рациональные моменты, для своего восприятия и понимания предполагает подключение определенных видов деятельности, посредством которых задей-ствуется комплекс способностей. Исследование показало, что разные уровни понимания музыкальных произведений зависят не столько от образовательного уровня студентов, сколько от характера

- 133 их деятельности в процессе анализа.

4. Деятельностный подход к анализу музыкальных произведений позволил рассмотреть "умения анализировать" как систему действий, обеспечивающих эстетически-творческую деятельность студентов в процессе их постижения, а также выявить взаимодействие между характером эстетической деятельности обучающихся и развитием у них глубокого понимания произведений музыкального искусства. Это дало возможность создать условную модель эстетически-творческой деятельности /в содержание которой входило эстетическое восприятие, осмысление, оценка и творческая интерпретация музыкальных произведений/, которая предусматривала активизацию музыкально-эстетических способностей и открывала возможность для их развития в процессе целенаправленного руководства деятельностью студента со стороны педагога.

5. Активизация образного видения, оценочного сувдения и понимания идейно-тематического замысла автора, осуществлялось в сочетании образного и аналитического мышления, а также эстетических переживаний. В процессе эстетической деятельности студенты учатся не только слушать и слышать музыку, но и размышлять о ней, высказывать свое отношение к художественно-эстетическим образам, позиции композитора. Педагог, подключая учащихся к различным видам деятельности, способствовал формированию у них ценностных ориентации при постижении музыкальных произведений.

6. Эффективность руководства эстетически-творческой деятельностью предполагает использование комплекса специальных педагогических приемов и методов, направленных на формирование у студентов умений анализировать музыкальные произведения. Приемы и методы, активизирующие образное мышление и воображение в процессе анализа поэтического текста и музыки, способствуют слуховой дифференциации музыкальных средств, овладению их содержательным

- 134 значением. Среди некоторых из них следует вьщелить: а/ словесное рисование представляемых картин, максимально способствующее углублению восприятия музыкального произведения и познанию художественных средств выразительности; б/ "стоп-такт" - формирующий потребность в анализе конкретно-чувственных особенностей произведения и умение их соотнести с его содержанием.

7. Методика организации эстетически-творческой деятельности подтвердила нашу гипотезу о возможности руководства развитием глубокого понимания произведений музыкального искусства у будущих учителей музыки на основе формирования умений их анализировать. Данная методика может быть с успехом использована будущими учителями музыки в их работе по формированию у школьников механизма постижения произведений как музыкального, так и других видов искусства.

8. Эстетически-творческая деятельность студентов в процессе анализа музыкальных произведений способствует их общему интеллектуальному развитию, создает предпосылки для формирования эстетических чувств, суждений и оценок, художественных взглядов и вкусов, что так необходимо для выработки иммунитета против буржуазных эстетических представлений, понятий, вкусов. На современном этапе это особенно важно, ибо буржуазные пропагандисты навязывают нашей молодежи формалистический подход к явлениям красоты в искусстве, отрывая от содержательной стороны. Поэтому формирование умений анализировать произведения музыкального искусства рассматривается в работе как средство совершенствования профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов, способствующее воспитанию не просто специалиста узкого профиля, а учителя-творца, который при наличии художественного образования смог бы приобщиться ко всем проявлениям эстетического отношения к миру.

Список литературы диссертационного исследования Прушковская, Наталья Наумовна, 1983 год

1. Маркс К., Энгельс Ф., Анти-Дюринг.- Соч. 2-е изд., 196^,т.20, с.33-38.

2. Маркс К., Энгельс Ф., Об искусстве. 3-е изд., М.: Искусство,1976, т.I.— 584 с.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. 3-е изд., М.: Искусство,1976, т.2.- 726 с.

4. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании.- М.: Педагогика, 1978, т.2.- 488 с.

5. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании.- М.: Педагогика, 1978, т.1,- 544 с.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений.- М.: Госполитиздат, 1956.- 593 с.

7. Ленин В.И. О литературе и искусстве. 3-е изд.- М.: Худ.литература, 1967, с.662-666.

8. Ленин В.И. О науке и высшем образовании.- М.: Политиздат,1967.- 415 с.

9. Ленин В.И. О воспитании и образовании. /Под ред. А.М.Арсеньева. 3-е изд.- М.: Просвещение, 1973.- 704 с.

10. Ленин В.И. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.14, с.86-130.

11. Ленин В.И. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.29, с.152-153. 12. Материалы ХХУ1 сьезда Коммунистической партии Советского

12. Союза.- М.: Политиздат, 1981.- 223 с.

13. Материалы июньского Пленума ЦК КПСС. Правда 16 июня 1983 г.

14. Документы XIX сьезда ВЛКСМ.- М.: Мол. гвардия, 1982, с.38-107.

15. О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их ктруду: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР.- Правда, 1977, 29 дек.

16. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г.- М.: Политиздат, 1979.- 15 с.

17. Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочеред, седьмой сессии Верхов. Совета СССР девятого созыва, 7 окт. 1977 г.- М.: Политиздат, 1978.- 62 с.

18. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР.- Коммунист, 1983, № 3, с.10-23.

19. Брежнев Л.И. Ленинским курсом. Речи и статьи, т.У.- М.: Политиздат, 1976.- 590 с.

20. Брежнев Л.И. Актуальные вопросы идеологической работы КПСС.

21. М.: Политиздат, 1979, т.1,- 590 е., т.2.- 639 с.

22. Брежнев Л.И. Ленинским курсом. Речи и статьи, т.У1.- М.:1. Политиздат, 1979.- 680 с.

23. Абдуллина-О.А. 0 формировании педагогических умений.- Сов.педагогика, 1972, № II, с.93-102.

24. Абдыкеримова М. Педагогические проблемы художественного воспитания учащихся.- Фрунзе: Мектен, 1978.- 56 с.

25. Амосов М. Моделирование мышления и психики.- К.: Наук.думка, 1965.- 304 с.

26. Ананьев Б.Т. Психология чувственного познания.- М.: Изд-во1. АПН РСФСР, 1980.- 486 с.

27. Ананьев Б.Т. 0 соотношении способностей и одаренности.- Сб.:

28. Проблемы способностей, М., АПН СССР, 1962.308 с.

29. Ананьев Б.Т. Человек как предмет воспитания.- Л.: Изд-во- 137 -ЛГУ, 1968.- 337 с.

30. Антоненко В.Г. Мировоззрение идейная основа художественного творчества.- К.: Вища школа, 1979.- 208 с.

31. Апраксина О.А. 0 современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы.-В кн.: Музыкально-педагогическая подготовка учие теля. М.: 1973, с.3-32.

32. Апресян г.З. Человеку быть художником.- М.: Мол, гвардия,1965.- 127 с.

33. Ардентов Д.Н. Роль сравнения при анализе хоровой партитуры.

34. Труды ЛГИК им.Н.Крупской, т.XIIT, 1963, с.145-160.

35. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Сокращ. пер.с англ. В.Н.Самохина./Общ.ред. и вступ. ст. В.П.Шестакова.- М.: Прогресс, 1974,- 392 с.

36. Артемьева Т.И. Методический аспект проблемы способностей.1. М.: Наука, 1977.- 184 с.

37. Артоболевский Г.В. Художественное чтение.- М.: Просвещение,1978.- 237 с.

38. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.- Л.: Музыка,1.7I.-378 с.

39. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении иобразовании. Изд. 2-е.- М.: Музыка, 1973.- 144 с.

40. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. 2-е изд.- Л.: Сов. композитор, 1979.- 352 с.

41. Беркман Т.Л. Музыкально-педагогическая подготовка учителя впедагогических институтах. Сов. педагогика, 1962, № I, с.95-104.

42. Беркман Т.Л. Индивидуальное обучение музыке.- М.: Просвещение, 1964,- 220 с.

43. Человек: деятельность и общение.- М.: Мысль, 1978.- 216 с.

44. Ванслов В.В, Об отражении действительности в музыке.- М.:1953.- 235 с.

45. Ветлугина Н. Возрастная и музыкальная восприимчивость.- Всб.: Восприятие музыки. М.; с.229-242.

46. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. А.В.Петровского.- М.: Просвещение, 1973.- 288 с.

47. Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетическогоанализа. /Под ред. проф. Овсянникова, МГУ,1976.- 284 с.

48. Вопросы профессиональной подготовки студентов музыкальнопедагогического факультета. /Сб. статей под ред. В.В.Кукшанова.- Свердловск, 1974.- 180 с.

49. Выготский Л.С. Психология искусства. 2-е изд.- М.: Искусство, 1968.- 576 с.42. Буева Л.П.43. Буров А.И.44. Буева Л.П.- 139

50. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. /Подред. С.Хентовой.- М.-Л.: Музыка, 1966.- 315 с.

51. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий.- В кн.: Исследование мышления в советской психологии. М.; 1966.476 с.

52. Гегель.Г. Эстетика.- М.; 1971, т.З.- 621 с.

53. Гейнрих И.П. Место и роль хорового дирижирования и хор.класса в подготовке учителя пения советск. школы.-В кн.: Музыкально-педагогическая подготовка учителя пения. М.; 1965, с.50-64.

54. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение,1969.- 77 с.

55. Дидактика: Нач. кл. /Под ред. Н.Г.Казанского, Т.С.Назарова.

56. М.: Просвещение, 1978.- 224 с.

57. Добровольская Н.Н. Подготовка кадров учителей пения- в Советском Союзе.- В кн.: Музыкально-педагогическая подготовка учителя пения. М.; 1965, с.32-49.

58. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества,- Смоленск, 1974.- 151 с.

59. Егоров А.Н. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин.- Л.: Гос.муз.изд-во, 1958.- 179 с.

60. Елисеева B.C. Основное направление в профессиональной подготовке учителя-музыканта общеобразовательной школы.- В кн.: Музыкально-педагогическая подготовка учителя. М.; 1972, с.3-31.

61. Живов В.Л. Использование проблемного обучения в процессе.исполнительского анализа хоровой партитуры.-В сб.: Вопросы теории и практики подготовки- 140 учителя музыки общеобразовательной школы.- М; 1979, с.35-52.

62. Занков JI.B. Дидактика и жизнь,- М.: Просвещение, 1968.176 с.

63. Зубарева Г.М., Матвеева К.П. 0 методах совершенствованияподготовки студентов к педагогической практике в классе хорового дирижирования.- В сб.: Совершенствование подготовки учителей музыки и пения. Свердловск, 1975, с.125-132.

64. Зубарева Г.М. Формирование эстетической культуры в классехорового дирижирования как один из факторов подготовки учителей пения.- В кн.: Совершенствование подготовки учителей музыки и пения. Вып.1, Свердловск, 1975, с.92-99.

65. Зинченко В.П. Продуктивное восприятие.- Вопросы психологии,197I, № 6, с.27-42^

66. Иванов В.П. Человеческая деятельность познание - искусство.- Киев.: Наукова думка, 1977.- 251 с.

67. Иванов-Радкевич А.П. 0 воспитании дирижера.- М.: Музыка,1973.- 78 с.

68. Искусство и идеологическая работа партии.- М.: Мысль, 1976.351 с.

69. Искусство и научно-технический прогресс. /Сб. статей подред. Л.И.Новиковой и С.А.Соколова.- М.: Искусство, 1973.- 463 с.

70. Кабалевский Д.Б. 0 массовом музыкальном воспитании. Учительская газета, 1968, 17 дек.

71. Кабалевский Д.Б. Идейные основы музыкального образования в

72. Советском Союзе.- В сб.: Музыкальное воспита- 141 -ние в современном мире. М. ,* 1970, с.23-36.

73. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. Статьи, документы, речи.- М.: Педагогика, 1973.- 336 с.

74. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы.- Сов. музыка, 1976, № I, с.17-31.

75. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. 2-еизд.- Л.: ЛГУ им.А.А.Панова, 1971.- 766 с.

76. Каган М.С. Человеческая деятельность.- М.: Политиздат,1974.- 328 с.

77. Каган М.С. Морфология искусства.- Л.: Искусство, 1972.440 с.

78. Канерштейн Н.М. Вопросы дирижирования.- М.: Музыка, 1965.204 с.

79. Квасница З.С. Специфика фортепианной подготовки учителямузыканта для общеобразовательной школы в педагогическом институте: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М.; 1970.- 20 с.

80. Квятковский Е.В. Литературное произведение в нравственноэстетическом воспитании учащихся.- Сов. педагогика, 1982, № I, с.41-44.

81. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетическоговоспитания-вСССР.- М.: Искусство, 1971.- 160 с.

82. Кобыляцкий И.И. Методы учебно-воспитательной работы в высшей школе.- Львов: 1970.- 199 с. /на укр.яз./.

83. Кобыляцкий И.И. Основы педагогики высшей школы.- Киев-Одесса: Вшца школа, 1978.- 287 с.

84. Козлов П.Г., Степанов A.A. Анализ музыкальных произведений.

85. Учебник для культурно-просветительных училищ.-М.: Просвещение, 1968.- 148 с.- 142

86. Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд.- М.: Просвещение,1970.- 391 с.

87. Коваль Л.Г. Формирование эстетических оценок у подростков:

88. Автореф. дис.канд.пед.наук.- К., 1975.- 21 с.

89. Костюк О.Г. Сприймання музики I художня культура слухача.

90. К.: Наукова думка, 1965.- 224 с.

91. Краснощеков В.И. Поэтический текст в хоровом пении,- В кн.:

92. Работа с хором. М.; 1972, с.82-115.

93. Кремлев Ю.А» Проблема доходчивости искусства.- В кн.: Избранные статьи. Л.; 1969.- 204 с.

94. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 6-ти томах. М.:

95. Педагогика, 1979, т.З.- 472 с.

96. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии.- М.: Педагогика, 1974.- 496 с.

97. Леонтьев А.Н. Эмоции и чувство.- М.; 1956.- 392 с.

98. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве.- М.: Наука, 1974.207 с.

99. Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания.- М.: Педагогика, 1974,- 496 с.

100. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения.- М.: Просвещение, 1982.- 190 с.

101. Лихачев Б.Т., Квятковский Е.В. Сущность, принципы и системаэстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы.- Сов. педагогика, 1981, № 7, С.27-37.

102. Лошманов Д.М. Эстетические проблемы комплексного анализахудожественного произведения: Автореф.канд.дис-серт.- М.: 1971.- 18 с.

103. Лукин Ю.А. Ленинские принципы анализа художественных явлений и современность.- М.: Знание,1975.- 56 р.

104. Луначарский A.B. В мире музыки. Статьи и речи. 2-е зд.- М.:

105. Сов. композитор, 1971,- 540 с.

106. Луначарский A.B. Что такое понимание музыки?- В кн.: В миремузыки. М.; 1971, с.229-230.

107. Луначарский A.B. 0 воспитании и образовании. /Под ред.

108. А.М.Арсеньева и др.- М.: Педагогика, 1976.335 с.

109. Ляховицкая С.С. О педагогическом мастерстве.- Л.: Музгиз,1963.- 260 с.

110. Мазель Л.А. Несколько замечаний о теории музыки и критике.1956, № II, с.40-45.

111. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений.- М.: Музыка, 1967.- 752 с.

112. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики.- М.: Сов. композитор, 1978.- 350 с.

113. Махмутов М.И. Проблемное обучение.- М.: Педагогика, 1975.367 с.

114. Медушевский В.В. К проблеме семантического синтаксиса.

115. Сов. музыка, 1973, № 8, с.20-29. 197. Медушевский В.В. 0 закономерностях и средствах художественного воздействия музыки.- М.: Музыка, 1976.252 с.

116. Медушевский В.В. Углублять концепцию музыкального образования.- Сов. музыка, 1981, № 9, с.52-59.

117. Г.В.Воробьева.- М.: Педагогика, 1979,- 255 с.

118. Музыкальное воспитание в странах социализма,- Л.: %зыка,1975.- 247 с.

119. Музыка в социалистическом обществе. /Сб. статей. Под ред.

120. А.А.Фарбштейна. Вып.З.- М.: Музыка, 1977.- 156 с.

121. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания.1. М.: Музыка, 1972.- 383 с.

122. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.- М.: %згиз,1961,- 320 с.

123. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы.- М.: Книга, 1972.- 152 с.

124. Никифоров A.C. Эмоции в нашей жизни.- М.: 1974.- 271 с.

125. ШКОЛЕНКО Д.Ф.'. ПсихологОя особистост! радянського вчителя.

126. Пос*бник для студенев пединститутов.- К.: Изд-во КГПИ им.А.М.Горького, 1973.- 147 с.

127. ШКОЛШЮ ДГфЛ Ум!ння i навички,- В кн.: Психолог1я /Подред. Г.С.Костгака.-К.; 1968, с.433-452.

128. Николаенко П.М. Педагогические условия совершенствованиявокально-хоровой подготовки учителя музыки. Канд.дис., 1982.- 172 с.

129. Неменский Б.М. Быть на переднем крае борьбы за культуру народа.- Коме, правда, 1979, 17 июня.

130. Нестьев И. История и современность.- Сов. музыка; 1968,3, с.15-17.

131. Нехорошев Ю. Формировать образное мышление.- М.: Художник,1964, № 6, с.4-8.

132. Общая психология. /Под ред. В.В.Богословского.- М.: Просвещение, 1981.- 383 с.

133. Общая психология. /Под ред. проф. А.В.Петровского.- М.:

134. Просвещение, 1977.- 478 с.- 145

135. Оганов А.А. Произведение искусства и художественный образ.1. М. : Знание, 1978.- 62 с.

136. Оконь В. Основы проблемного обучения.- М.: Просвещение,1968.- 208 с.

137. Ольхов К. Вопросы теории дирижерской техники и обученияхоровых дирижеров.- Л.: Музыка, 1979.- 197 с.

138. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическаяпроблема.- К., Муз. Украина, 1975.- 199 с.

139. Павлов М.П. Собр.соч., М.-Л., АН СССР, 1952, т.6,- 462 с.

140. Падалка Г.Н. Музыкально-эстетическое воспитание студентовпединститутов в процессе их индивидуального фортепианного обучения. Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1970.- 20 с.

141. Пазовский A.M. Записки дирижера.- М.: Сов. композитор,1968.- 561 с.

142. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить,- М.: Просвещение, 1979.143 с.

143. Педагогический словарь.- М.: Изд-во АПН СССР, I960, т.2,с.511-513.

144. Педагогическая энциклопедия.- М.: Сов, энциклопедия, 1966, : 1968, т.З, с.14-19, т.4, с.362-363.

145. Пигров С.К. Руководство хором.- М.: Музыка, 1964.- 219 с.

146. Платонов К.К. Проблемы способностей.- М.: Наука; 1972.312с.

147. Платонов К.К. О системе психологии.- М.: Мысль, 1977.- 216 с,

148. Полозова Г.Д. Открытие мира.- М.: Просвещение, 1979.- 254 с.

149. Проблемы методологии педагогики и методика исследований.

150. Под ред. М.А.Данилова, Н.И.Болдырева.- М. : Педагогика, 1971.- 352 с.

151. Проблемы теории воспитания. /Под ред. Л.П.Буевой, Л.И.Нови- 146 новой, Г.Н.Филонова.- М.: Педагогика, 1974.- 260 с.

152. Пустовойт П.Г. От слова к образу.- К., 1974,- 192 с.

153. Раппопорт С.Х. Искусство и формирование нового человека.

154. Сб. материалов к программе эстетического воспитания школьников.- М., 1979, с.9-25.

155. Риман Г. Музыкальный словарь. Изд, П.Юргенсона, 1901,1. C.I260.

156. Ройтерштейн М.И. Что создает характер музыки,- М,, Сов.композитор, 1975, с.3-15.

157. Романовская З.И. Проблема чтения в начальных классах,- Сов.педагогика, 1980, № 10, с.67-74.

158. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии,- М., 1946.- 704 с.149. рудницкая О.П, Формирование эстетических оценок у студентовпедагогических вузов: Автореф.дис.канд.пед.наук,-К., 1977.- 25 с.

159. Сагайдак Г.М. Повышение эффективности занятий по дирижированию в процессе подготовки учителя музыки в педагогическом институте,- В кн.: Музыка в школе. К., 1972, вып*I, с.25-30 /на укр.яз./.

160. Самарин М.Н. Психология студенческого возраста и становление специалиста.- Вестник высшей школы, 1969, № 8, с.16-21.

161. Семашко А.Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи.- К.: Вища школа, 1977.- 157 с.

162. Скребков С.С. Анализ музыкальных произведений.- М.: Госмузгиз, 1958.- 330 с.

163. Сеченов И.М. Избранные произведения.- М.: АПН СССР, 1952,т.1, с.7-127.

164. Скатерщиков В.К. Соц1альн1 питания сучасного мистецтва,

165. К. : Мистецтво, 1973.- 191 с.

166. Скатерщиков В.К. Развитие эстетической культуры социалистического общества. /Под ред. В.Н.Максимова.- М,: Наука, 1980, с.14-28.

167. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения.- М.: Педагогика, 1971.- 206 с.

168. Скрипкина Э.А. Принципы художественно-педагогического анализа хорового произведения.- В кн.: Музыкально-педагогическая подготовка учителя. M.: 1972, с.113-131.

169. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советскойшколы в процессе профессиональной подготовки.-М.: Просвещение, 1976.- 160 с.

170. Сокольская Ж.А. Формирование умений анализа произведенийкак условие активизации обучения по курсу истории музыки.- В сб.: Совершенствование подготовки учителей музыки и пения. Свердловск, 1975, с.34-48.

171. Соколов В.Г. Работа с хором.- М.: Музыка, 1967.- 227 с.

172. Соловьев А.И. Характеристика анализа и синтеза в процессеформирования художественного образа музыкального произведения.- Вопросы психологии, 1973, № 8,с.10-13.

173. Сохор.А.Н. %зыка как вид искусства. 2-е изд.- М.: %зыка,1970.- 192 с.

174. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. 2-е изд.- Л.: Музыка, 1975.- 64 с.

175. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Сб. статей.- Л.: Сов. композитор, 1975.166. Социалистическая музыкальная культура. /Под ред. Г.Орджоникидзе, Ю.Эльснера.- М.: Музыка, 1974.- 376 с.

176. Способин И.В. Музыкальная форма.- М.: Музыка, 1972.- 400 с.

177. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- К.: Рад. школа,1972.- 228 с.

178. Сухомлинский В.А. О воспитании.- М.: Политиздат, 1975.272 с.

179. Сэт Э.К. Приемы активизации работы студента над хоровойпартитурой.- В кн.: Вопросы профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета. Куйбышев, 1973, с.24-37.

180. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М.-Л.:1. АПН РСФСР, 1947.- 225 с.

181. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.- М.: Изд-во1. АПН РСФСР, 1961.- 534 с.

182. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания.- В кн.: Вопросы художественного воспитания. М.: 1947, № 4, с.10-77.

183. Ушинский К.Д. Собр.соч., т.9.- М.: Изд-во АПН СССР, 1950.628 с.

184. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-хтомах. /Под ред. А.И.Пискунова. т.1.- М.: Педагогика, 1974.- 335 с.- 149

185. Фейгин М.Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога.- М.: 1973.- 155 с.

186. Художественное восприятие. /Под ред. Б.С.Мейлаха.- М.: Наука, 1971.- 384 с.

187. Чесноков П.Г. Хор и управление им.- М.: %згиз, 1961, с.161162.

188. Шацкая В.Н. %зыкально-эстетическое воспитание детей и юношества.- М.: Педагогика, 1975.- 200 с.

189. Шилков Ю. Основные закономерности образной и понятийноймысли.- В кн.: Вопросы философии и социологии. Вып.2. Л.; 1970, с.198-205.

190. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личностисоветского учителя в системе высшего педагогического образования.- Л.: Просвещение, 1967.- 25 с. /Ленинградский пед. институт им.А.И.Герцена. Ученые записки, т.292/.

191. Щербо А.Б., Джола Д.Н. Естетичне виховання учн1в у початкових класах.- К.: Рад. школа, 1969.- 229 с. 184. Щербо А.Б., Джола Д.Н. Красота воспитывает человека.- К.:1. Рад. школа, 1977.- 102 с.

192. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.- М.: Педагогика, 1971.- 351 с.

193. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности уча- 150 щихся в учебном процессе,- М.: Просвещение, 1979.160 с.

194. Щукина Г.И. Деятельность основа педагогического процесса.

195. Сов. педагогика, 1982, № 8, с.74-78.

196. Эстетическое развитие и воспитание молодежи.- М.: Изд-во1. МГУ, 1978,- 324 с.

197. Юманова Т.А. Исследование методов анализа музыкально-поэтической формы хорового произведения в курсе "Анализ музыкальных произведений".- В сб.: Совершенствование подготовки учителей музыки и пения. Свердловск, 1975, т.1, с.48-62.

198. Язовицкий Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания.- Л.: Учпедгиз РСФСР, 1963.400 с.

199. Язовицкий Е.В. Психолого-педагогические основы наследия

200. Станиславского.- Сб.: Художественное образование в школе. /Научные труды ЛГПИ им.А.И.Герцена/. Л.; 1973, с.211-219.

201. Якобсон Н.М. Чувства, их развитие и воспитание.- М.: Знание,1976.- 63 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.