Воспитание чувства совести у старшеклассников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Есева, Ольга Васильевна

  • Есева, Ольга Васильевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 190
Есева, Ольга Васильевна. Воспитание чувства совести у старшеклассников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2000. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Есева, Ольга Васильевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СУЩНОСТИ ЧУВСТВА СОВЕСТИ.

§1. Осмысление чувства совести в философской, религиозной, художественной литературе...

§2. Исследование проблемы чувства совести в психологической и педагогической литературе.

§3. Сущность и структура понятия совести.

Выводы по 1 главе .^ 6$

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВА СОВЕСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

§ 1. Характеристика состояния чувства совести у современных старшеклассников

§2. Пути, формы и методы воспитания чувства совести у старшеклассников .9$

§3. Выявление педагогической эффективности воспитания чувства совести

У СГЗрШСКЛНССНИКОВ ффммф*ффмфмм«*»«мфм*мт»»мф«ф»мффф«ммаммм«ммммм*ф*м«»м«фм«*мф«фмфмфм*ффмфммфмф*ф*м

Выводы по 2 главе. тфффф»ффффмфм»ф»ф>фф»ффф«фффф>ффф»—фф>ф«тфмф»—тмфф«фч»ффф>ф#фф»ф»фмфффф|

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание чувства совести у старшеклассников»

Актуальность проблемы воспитания чувства совести у старшеклассников продиктована социально-экономическими изменениями, которые произошли в нашем обществе в связи с вступлением в рыночные отношения. Для современной ситуации характерны разворачивание процесса разрушения традиционной для России системы ценностей, падение нравственности, рост потребительских настроений среди подрастающего поколения, которое не может правильно сориентироваться в потоке информации, обрушивающейся на него всевозможными средствами: телевидением, радио, прессой и др. Для многих детей стало невозможно приобщиться к различным ранее доступным формам обучения, т.к. сократилось число учебных учреждений базового и дополнительного образования, многие услуги стали платными, увеличился рост социального сиротства и проявлений жестокого обращения с детьми. Эти социальные проблемы негативно отразились на духовно-нравственном развитии детей.

Одним из отрицательных моментов сегодняшнего дня явилось то, что произошла переоценка ценностей, появилась ориентация на материальные ценности. Нравственные ценности и идеалы отошли на задний план. Все это ведет к нравственному оскудению личности. Возрождение личности возможно только через духовную сферу. Еще древние философы говорили, что человек рождается дважды: один раз физически, другой - духовно. Второе рождение - процесс сложный, длительный и мучительный. Духовная сфера для выживания человечества должна быть приоритетной. Как никогда сегодня актуальны слова Н.Бердяева: "Нужно признать, что духовная жизнь и ее ценности стоят иерархически выше социальной жизни и ее ценностей. И сама социальная проблема разрешима только на почве духовного возрождения. Разрешение социальной проблемы, которая ведет за собой угнетение и порабощение духа призрачно, и ведет к социальному разложению. Социальный вопрос есть, неизбежно, вопрос духовного просветления масс. Совершенное преодоление зла немыслимо лишь как духовное преображение и просветление". (12; с.15)

Перемены, происходящие в человеческом сознании отражаются на жизни школы. Перед школой сейчас стоит задача возрождения у подрастающего поколения духовно-нравственных идеалов. Современные ученые-педагоги с обеспокоенностью пишут о ^ том, что у части молодежи произошло сужение субъективно-духовного пространства, переживание состояния нравственного кризиса, возникновение противоречий с внешним миром (Б.Т .Лихачев).

На школьной практике не могло не сказаться и то, что в современном обществе почти отсутствуют важнейшие механизмы нравственных отношений человека к окружающему миру и самому себе: представления о добродетели, чувстве совести, стыда и др. (А.Ф.Никипш).

В молодежной среде растет агрессивность, раздражение, неуверенность в зав-4 траншем дне. Негативные изменения в сфере ценностных ориентаций школьников - показатель резкого снижения эффективности воспитательного воздействия школы, семьи. Все это требует переоценки форм, средств и методов нравственного воспитания, а в частности воспитания чувства совести как стержня нравственного становления личности.

Одной из главных задач совершенствования работы школы ставится задача улучшения нравственного воспитания школьников, воспитания чувства совести, долга, ответственности. Развивать и повышать нравственный уровень старших школьников необходимо воздействием на них различных форм воспитательной и учебной работы.

Критерием нравственности является совесть. Для того, чтобы проследить в каком состоянии, на каком уровне развития находится совесть у сегодняшних старшеклассников нами были применены различные методы. Анализ анкет позволил сделать вывод о том, что учащиеся затрудняются дать определение чувству совести, что говорят о сложности понимания данного чувства. Каждый третий старшеклассник (105 из 350) не смог * дать определения совести. Также ответы на вопросы анкеты показали, что каждый второй учащийся (180 из 350) положительно относится к чувству совести, считает, что она помогает жить, каждый четвертый ученик (80 из 350) отрицательно относится к совести, считает, что она мешает жить, каждый третий ученик (90 из 350) имеет двоякое отношение к совести и считает, что в различных ситуациях можно вести себя по-разному, т.е. речь идет о приспособленчестве.

Анализ состояния воспитательной и учебной работы в школах свидетельствует о недостаточном внимании, которое уделяется проблеме воспитания и формирования нравственных качеств в целом. Обратимся к анализу ситуации, возникшей в школах. Российская Академия Образования рекомендовала к использованию "Программу по нравственному образованию". Но сложившаяся ситуация показывает, что в большинстве школ этой программой не пользуются. В лучшем случае ведутся занятия по курсу "Человековедение" в старших классах. Все это ведет к тому, что у учащихся нет четких представлений о совести, долге, ответственности, воспитывается беспринципный, приспосабливающийся человек.

При выяснении мотивов, побуждающих соблюдать нравственные нормы поведения, обнаружили, что наиболее значимыми мотивами являются стремление получить похвалу и признание, иметь перспективы в личном продвижении. Таким образом, главное место занимают мотивы, которые характеризуют личность как эгоистическую, которая в первую очередь думает о личных выгодах. Такие чувства как ответственность, долг, которые являются компонентами чувства совести, занимают промежуточное место. Это значит, что в жизни учащиеся применяют их в зависимости от ситуации, т.е. твердых убеждений нет. Можно сделать вывод, что при совершении поступков ребята ставят свои цели и ради их достижения большая часть способна пренебрегать совестью.

При выяснении системы ценностных ориентации, которая определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к окружающим людям, определили, какое место занимает совесть среди средств, которые выбираются для достижения целей жизни. Наиболее значимыми ценностями являются рационализм, широта взглядов. К наименее значимым ценностям учащиеся отнесли совесть, терпимость к мнению других людей, умение прощать ошибки. Это значит, что учащиеся не понимают значения чувства совести в жизни. Из 18 предложенных ценностей (рационализм, справедливость, соучастие и др.) совесть школьники старших классов поставили на 13 место. Это говорит о низком уровне нравственной воспитанности.

Для выявления уровня нравственной воспитанности старшеклассников был определен уровень развития чувства совести. Высокий уровень имеют 8 %, средний 53,1 %, низкий 44,9 %. Таким образом, совесть как критерий нравственности указывает на низкий уровень нравственной воспитанности учащихся.

Это положение обусловлено тем, что в школах недостаточно ведется целенаправленная работа по воспитанию чувства совести, как ведущего механизма при формировании нравственности. Необходимость системы работы по нравственному воспитанию, куда должны входить специальные уроки нравственности, спецкурсы по человековедению, тематические классные часы и др., где ученик сможет постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках, получив для этого соответствующие нравственные представления и понятия, очевидна. Успешное решение этой проблемы зависит не только от организации совместных усилий педагогов по воспитанию чувства совести, но и от степени разработанности вопроса в теоретическом плане.

Проблема совести достаточно полно исследована в философской литературе. Представители идеалистического направления (Гегель, Кант, Платон, Сенека, Цицерон и др.) и материалистического (Аристотель, Гольбах, Демокрит, Локк, Спиноза, Фейербах и др.) рассматривали проблему чувства совести по-разному.

Исходя из учений, предложенных филскюфами-индивидуалистами, вышли на некоторое интегративное понятие чувства совести, в которое входит стыд, справедливость, застенчивость, долг, сочувствие, раскаяние.

Философы-материалисты рассматривают чувство совести шире, включая в это понятие долг, моральную ответственность, внутренние убеждения, стыд, сердечность, искренность, правдивость, муки совести, раскаяние.

Также в учениях философов-идеалистов и философов-материалистов исследуется источник возникновения совести, зависимость возникновения совести от внешнего мира, компоненты и функции совести. Философы-материалисты отдельно рассматривают средства воспитания чувства совести.

В учениях представителей поздней философии (Н.Бердяев, Ф.Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм, М.Хайдеггер, Ю.А.Шрейдер, КЛсперс) также рассматривается проблема чувства совести. Они также выделяют компоненты совести, функции совести, рассматривают возникновение чувства совести, ее основание и развитие, высказывают свое отношение к чувству совести. Ф.Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм, М.Хайдегтер, Ю.АШрейдер, КЛсперс определяют виды совести.

Проблема чувства совести рассматривается в религиозных учениях. В нравственных учениях святых (св. Гр.Богослов, св. Игн.Брянчанинов, Авва Дорофей, Тихон Задонский и др.) совесть определяется как естественный нравственный закон. В святоотеческих учениях выделяются несколько аспектов относительно хранения совести, определяются функции совести, предлагается выход из состояния "больной совести".

Понятие совести было бы неполно, если бы оно не было рассмотрено еще в одном пласте науки, как литература. Вопрос о чувстве совести не обошли стороной великие русские писатели и мыслители: В.Белинский, А.Герцен, Ф.Достоевский, А.Пушкин, Л.Толстой и др. Они подчеркивали, что совесть есть критерий всему, что совершает человек и потому в воспитании важно "тренировать, возбуждать и оттачивать совесть"(61, с.231). В их трудах определяется роль религии в становлении чувства совести, считают, что наряду с совестью необходим надежный регулятор, находящийся вне внутреннего опыта, с помощью которого можно проверить и измерить нравственные убеждения. Этот регулятор, указывает Ф.Достоевский, обнаруживается в феномене И.Христа и откровениях Нового Завета. Нравственный закон должен быть сформулирован исходя из чистой совести.

В трудах ученых-философов, в святоотеческих учениях, учениях великих русских писателей воспитание чувства совести предстает как одно из главных условий нравственного становления личности.

Крупнейшие педагоги мира (А.Дистервег, Дж.Дьюи, Я.А.Коменский, У.Килпатрик, Р.Оуэн, И.Г.Песталоцци, С.Френе) и выдающиеся русские педагоги (ПИБецкой, ВЛВахтеров, В.И.Водовозов, А.С.Макаренко, ВЛ.Стоюнин, В.А.Сухомлинский, С .Т. Шацкий) говорили о систематическом нравственном образовании и воспитании детей и отводили проблеме формирования у учащихся моральных знаний приоритетное место в школьном обучении.

В работах ученых педагогов и психологов, посвященных вопросам нравственного становления личности (А.А.Бодалев, КИ.Болдырев, Л.И.Божович, Л.С.Марьенко,

B.СМухина, С.Л.Рубинпггейн, Л.И.Рувинский, Д.И.Фельдштейн, И.С.Харламов, Д.Б.Эльконин, С.ГЛкобсон) выделяется категория совести. Разработка проблемы нравственного воспитания учитывает теоретические положения, которые выделены в этике: разрабатывая проблемы нравственного воспитания, педагогика не может не учитывать тех теоретических положений, которые дает этика, по таким, например, вопросам, как сочетание личного и общественного интересов в поведении людей, содержание моральных норм нашего общества, моральный долг, совесть, честь, счастье, моральная оценка поведения.

Однако дифференцированно роль и место чувства совести в формировании нравственного сознания личности не определяется, а даются прежде всего общие условия нравственного становления личности, закономерности, критерии нравственной воспи-танносш, взаимодействие форм, методов, приемов нравственного воспитания, диалектика нравственного становления личности.

Вопросу возникновения чувства совести посвящены труды многих ученых педагогов и психологов. Религиозно-воспитательной концепции придерживается

A.Ц.Гармаев и др.; генетически-воспитательной А.НЛеонтъев, В.С.Мухина,

C.Л.Рубинпггейн, Л.И.Рувинский, Д.И.Фельдштейн, Р.Штейнер; социально-воспитательной - М.С.Бриман, С.Л.Соловейчик, В.А.Сухомлинский, Д.Б.Эльконин; генетически - социально-воспитательной - Б.Т.Лихачев, А.И.Титаренко.

На основе определений, данных учеными педагогами и психологами (ДАБелухин, М.И.Бриман, А.Ц.Гармаев, O.A. и A.C. Лавровы, Б.Т.Лихачев,

B.СМухина, М. и Р.Снайдер, СЛСоловейчик, В.А.Сухомлинский, Р.Штейнер) мы выявили компоненты совести: нравственные обязанности, самооценка, долг, ответственность, соучастие, сопереживание, самоконтроль.

На необходимость воспитания долга, ответственности, самоконтроля у подрастающего поколения указывали видные отечественные педагога НК.Крупская, А.С.Макаренко, ВЛ.Сухомлинский, КДУшинский, С.Т.Шацкий.

В отечественной педагогике определена роль коллектива в нравственном становлении личности (АСМакаренко), значение чувств в развитии ребенка (К.Д.Ушинский), роль социальной среды в воспитании подрастающего поколения (А.С.Макаренко, ВАСухомлинский).

Общепедагогаческие основы процесса нравственного воспитания школьников отражены в трудах О.С.Богдановой, Н.И.Болдырева, Е.В.Бондаревской, Д.М.Гришина, А.И.Каирова, ТБ.Конниковой, В.МЛСоротова, Б.Т.Лихачева, И.С.Марьенко, ККМонахова, Э.ИЛоносзона, И.Ф.Свадковского, И.Ф.Харламова, СБ.Черенкова, А.И.Шемшуриной, Н.Е. Щурковой. В данных исследованиях указывается на то, что формирование моральных качеств личности происходит в деятельности при правильно организованной системе нравственного воспитания. В работах современных педагогов разработан целостный подход к системе нравственного воспитания школьников (И.С.Марьенко, Б.Т.Лихачев, И.Ф.Свадковский, И.Ф.Харламов, СВ.Черенков), определены общие методы воспитания (З.Васильева, Э.П.Козлов, В.М.Коротов, В.И.Петров), исследованы проблемы формирования нравственных отношений (КЕ.Щуркова).

Достаточно близки к проблеме нашего исследования кандидатские диссертации МА. Станчиц Воспитание моральной ответственности у старшеклассников в учебной деятельности; Л.М Истьментьевой. "Формирование нравственного сознания учащихся в процессе обучения", Т.Д. Вербовой "Воспитание нравственных волевых качеств у старших подростков в процессе обучения". М.В. Кабатченко "Воспитание нравственного сознания старших подростков в единстве с их поведением (во внеучебной деятельности)", И.М. Краснобаева "Формирование нравственных понятий и убеждений у старших школьников"; В.Н. Соболева''Воспитание нравственных идеалов старшеклассников". Разрабатывая наиболее эффективные подходы к процессу нравственного воспитания школьников, авторы рассматривают:

- условия нравственного становления личности;

- этапы и уровни нравственной воспитанности школьников;

- особенности формирования нравственного поведения;

- пути воспитания нравственного сознания старшего подростка во внеучебной деятельности;

- закономерности нравственного становления личности в процессе обучения и внеучебной деятельности;

- особенности возрастного подхода при нравственном совершенствовании школьников;

- значение различных учебных предметов при формировании нравственного сознания в процессе обучения;

- различные формы работы по нравственному воспитанию во время внеучебной деятельности.

Проблема чувства совести была предметом философского диссертационного исследования Г.Ю. Кирилиной "Совесть и ее роль в развитии личности", в котором совесть определяется как средство нравственного самосознания, самоконтроля и самосовершенствования личности, как способность человека оценивать свои мысли, чувства, поступки. В данном исследовании анализируются различные концепции формирования и развития личности, дается структура нравственного сознания, определяются место и функции совести в структуре личности. Автор рассматривает проблему формирования и развития совести у человека, выявляет роль совести в становлении личности. Так как данное диссертационное исследование было проведено по философской специальности , остались не исследованы проблемы воспитания чувства совести у школьников, не определены оптимальные пути, методы, условия ее формирования у подрастающей молодежи в процессе нравственного воспитания.

В педагогической литературе не конкретизировано определение чувства совести как механизма нравственного становления личности, недостаточно разработана система нравственного воспитания учебной и внеучебной деятельности по воспитанию чувства совести у школьников, уровни воспитанности чувства совести, пути, формы и методы воспитания чувства совести, педагогические условия эффективности воспитания чувства совести у учащихся в современных условиях.

Выбор нами старшего школьного возраста обусловлен рядом причин:

- во-первых, старший школьный возраст - это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения. В связи с необходимостью самоопределения возникают потребности разобраться в окружающем и в самом себе, поиска смысла жизни вообще и в своей в частности.

- во вторых, старший школьный возраст - это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков своего самоопределения. Именно в этом выражается самостоятельность старшеклассников. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старший школьник наиболее важной сферой проявления своей самостоятельности считает собственные взгляды, оценки, мнения. Стремление самому во всем разобраться способствует формированию нравственных взглядов и убеждений. Старший школьник не просто стремится, чтобы его считали взрослым, но он хочет, чтобы признали его право на индивидуальность.

- в-четвертых, стремление к самостоятельности не исключает потребности в общении со взрослыми. Такая потребность у старших школьников выше, чем в другие возрастные периоды.

По данным исследования А.В.Мудрика около 2/3 старшеклассников указывали на актуальность потребности в общении со взрослыми. Такая потребность объясняется тем, что в ранней юности во весь рост встают проблемы самосознания и самоопределения, решить которые самому бывает трудно.

- в-пятых, характерная особенность личности старшеклассника - рост его самосознания. Уровень самосознания определяет уровень требований старшеклассника к окружающим людям и к самому себе. Они становятся более критичными и самокритичными, предъявляют более высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника. Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к нравственным качествам одноклассников. Об этом свидетельствуют наблюдения и исследования. В.Ф.Сафин изучал особенности оценки старшеклассников морально-волевых качеств своих сверстников.

Оказалось, что старшеклассники в оценке личных свойств своих одноклассников моральные качества предпочитают волевым. Это создает благоприятную почву для воспитания моральных установок, чувств старшеклассников

- в-шестых, высокий уровень самосознания старшего школьника, в свою очередь, приводит к самовоспитанию.

Потребность в самоопределении побуждает старшего школьника систематизировать и обобщать свои знания о себе. Старшеклассники стремятся глубже разобраться в своем характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно оценить свои особенности.

В процессе самовоспитания старшие школьники сталкиваются с большими трудностями, т.к. этому возрасту свойственны серьезные противоречия. Наиболее типичны из них следующие:

- противоречие между стремлением проявлять волевые усилия в самовоспитании и отрицательным отношением к конкретным приемам самовоспитания, которые рекомендуют взрослые;

- чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремление показать безразличие к этой оценке;

- стремление к идеалу и принципиальности в больших ответственных делах и беспринципность в малом, незначительном.

Итак, формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, повышения требовательности к моральному облику человека, формирование самооценки, стремление к самовоспитанию - вот те новообразования, которые появляются в личности старшего школьника.

Все вышеизложенное стало основанием для выбора темы нашего диссертационного исследования: "Воспитание чувства совести у старшеклассников ".

Объектом исследования является нравственное воспитание современных старшеклассников.

Предметом исследования является воспитание и развитие чувства совести у старшеклассников в современной общеобразовательной школе.

Цель исследования', раскрыть теоретические и методические основы воспитания чувства совести у старшеклассников в современной общеобразовательной школе.

Гипотеза,

Раскрывая понятие чувства совести, как механизма регуляции поведения человека в определенных жизненных ситуациях, как способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, мы предполагаем, что воспитание чувства совести у старшеклассников в условиях современной общеобразовательной школы состоится, если оно

- опирается на знание сущности понятая чувства совести и практических механизмов его реализации;

- основано на единстве педагогической деятельности по воспитанию чувства совести и самопознания учащихся;

- пронизывает весь учебно-воспитательный процесс и происходит в условиях многообразия технологических подходов к этому процессу;

- опирается на активные межличностные отношения педагогов с детьми и их родителями, основанными на доверии и взаимопонимании;

- осуществляется соответствующая психолого-педагогическая подготовка педагогов и учащихся к процессу воспитания чувства совести.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1. Раскрыть педагогическую сущность и структуру понятия чувства совести.

2. Выявить критерии и показатели сформированности чувства совести у старшеклассников.

3. Разработать и экспериментально проверить методику воспитания чувства совести, адекватную миропониманию современных старшеклассников.

4. Теоретически и экспериментально обосновать психолого-педагогические условия обеспечения эффективности воспитания чувства совести в процессе учебной и внеучебной деятельности старших школьников.

Методологической основой исследования являются философские, святоотеческие, психологические и педагогические исследования, раскрывающие сущность общечеловеческих ценностей, нравственных норм поведения, проблемы нравственного становления личности.

Теоретические позиции базируются также на:

- положениях развития личности, его детерминированности социальными условиями, содержанием, характером деятельности и общения;

- личносшо-ориентированном и деятельностном подходах к организации учебно-воспитательного процесса;

- идее о взаимосвязи воспитания и самовоспитания.

Для решения поставленных задач и проверке гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования, таких как:

-теоретический анализ философской, религиозной, социологической, художественной, психологической и педагогической литературы; монографических работ по проблеме исследования: сравнение, абстрагирование, обобщение;

- анкетирование, интервьюирование, наблюдение, беседа, анализ результатов индивидуальной творческой деятельности учащихся, создание воспитывающих ситуаций, разрешение конфликтных ситуаций, формирующий эксперимент обработка результатов исследования статистическими методами.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в следующем;

- раскрыта педагогическая феноменология чувства совести;

- уточнены теоретические представления о сущности и структуре понятия "совесть", вскрыты противоречия, закономерности, факторы воспитания чувства совести у современных старшеклассников;

- выявлены показатели и критерии сформированное™ чувства совести у старшеклассников;

- разработана и апробирована методика воспитания чувства совести у старшеклассников;

- выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия эффективности этого процесса.

Практическая значимость исследования заключается в обеспечении учителей и педагогических работников научным подходом к процессу воспитания чувства совести у старших школьников; в разработке технологий творческой деятельности по нравственному воспитанию в работе общеобразовательных школ, гимназий, лицеев; в разработке и успешном внедрении в учебно-воспитательный процесс спецкурса по самопознанию и самовоспитанию учащихся; во внедрении новых форм и средств организации внеклассной и учебной работы.

Обоснование и достоверность исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций теоретических положений; деятельностным характером изучения педагогической практики и организацией опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных школах; репрезентативностью объема выборки, разнообразием источников информации, сочетанием количественного и качественного анализа, статистической значимостью экспериментальных данных, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.

Апробация и вн едрен ие результатов.

Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Коми Государственного педагогического института в 1996-1999 г., на конференциях по итогам научной работы в том же институте в 1996-1999 г., на республиканской научно-практической конференции "Новые подходы к подготовке педагогических кадров в Республике Коми" (г. Сыктывкар, 1997 г.), на V научно-пракгаческой конференции "Современные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика" (г. Москва, РАО, 1998 г.) на VII конференции молодых ученых: "Актуальные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика" (г. Москва, РАО, 1999 г.), на IV Коми республиканской молодежной научной конференции (г. Сыктывкар, 2000 г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе педагогической работы аспиранта в Коми Государственном педагогическом институте (лекции, спецсеминары, практические занятия, руководство курсовыми и дипломными работами, педагогической практикой студентов в школах), в выступлениях перед педагогами на курсах повышения квалификации работников образования. Материалы исследования и их результаты обсуждались на педагогических советах школ № 18, 25, 35, 36 г. Сыктывкара. Материалы исследования использовались при проведении уроков по литературе, МХК, при проведении факультатива по человековедению в школах г. Сыктывкара № 18, 25, 35, 36.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Совесть, как механизм регуляции поведения человека в ситуациях морального выбора , является способностью личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения. Это глубоко интимное чувство, действие которого проявляется во внутренних переживаниях человека и выступает как внутренний голос, как голос нравственных требований к человеку, субъективное осознание личностью своего долга и ответственности и проявляется в поступках и суждениях, в ситуациях морального выбора.

2. Компонентами чувства совести являются нравственные обязанности, долг, ответственность, соучастие, сопереживание, самооценка, самоконтроль. Воспитание данных компонентов способствует эффективности воспитания чувства совести.

3. Воспитание чувства совести у старшеклассников в современной общеобразовательной школе осуществляется в целостном учебно-воспитательном процессе на основе личностнсмэриентированного подхода к каждому ученику.

4. Педагогическими условиями воспитания чувства совести у старшеклассников являются:

- осуществление педагогической диагностики воспитанности чувства совести у старших школьников, позволяющее проектировать их личностное развитие;

- организация жизнедеятельности учащихся на основе групповых форм работы, направленных на нравственное самосовершенствование;

- стимулирование активных межличностных отношений педагогов с детьми и родителями, основанных на доверии и сотрудничестве, побуждающих к усвоению нравственных ценностей.

- психолого-педагогическая подготовка педагогов и учащихся к воспитанию чувства совести.

Структура диссертации.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвигается гипотеза, раскрываются этапы, методологическая основа и методы исследования, характеризуется научная новизна и теоретическая значимость, практическая значимость работы, формируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Методолого-теоретический анализ проблемы сущности чувства совести" дается краткий обзор философской, религиозной, художественной литературы по данной проблеме, рассматривается исследование проблемы чувства совести в психологической и педагогической литературе, дается сущность и структура понятия "совесть".

Во второй главе "Экспериментальное исследование процесса воспитания чувства совести у современных старшеклассников" исследуется состояние чувства совести у современных школьников старших классов, представлены и проанализированы результаты педагогического эксперимента, определены пути, формы и методы воспитания чувства совести у старшеклассников, педагогические условия эффективности воспитания чувства совести у учащихся старших классов в современных условиях, рассмотрены технологические основы воспитания чувства совести у старшеклассников, охарактеризована динамика становления чувства совести у школьников старших классов в современных условиях.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, определены направления дальнейших исследований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Есева, Ольга Васильевна

Выводы по 2 главе

Экспериментальные исследования состояния чувства совести у старшеклассников позволило сделать следующие выводы:

Анализ состояния чувства совести у старшеклассников свидетельствует о недостаточной работе школ по нравственному воспитанию. Не смотря на это большая часть учащихся (60%) положительно относятся к чувству совести, но ввиду недостаточных нравственных знаний затрудняются дать определение, остальные (40%) дали понятие чувства совести , заменяя компонентами: долг, ответственность, стыд, вина Это можно объяснить тем, что основным источником нравственных знаний являются наблюдения из жизни. Такие источники как уроки, индивидуальные беседы с учителем остались невостребованными. Осознавая необходимость наличия совести у человека, старшеклассники отнесли ее к наименее значимым ценностям. К наиболее значимым отнесли рационализм и эффективность в делах. Примерно половина (44,9%) старшеклассников имели низкий уровень развития чувства совести. Но хотели бы работать над собой, над своим нравственным совершенствованием, однако не имеют достаточного опыта самосовершенствования, приобрести который должны были в семье, в школе.

Это характеризует современных старшеклассников как людей, осознающих соблюдение нравственных норм, но не признающих соблюдение за собой. Данный вывод подтверждает то, что наиболее значимым мотивом, побуждающим соблюдать нравственные нормы поведения является стремление получить похвалу, иметь перспективы в личном продвижении.

Исследование показало, что в планах воспитательной работы целесообразно иметь специальный раздел по нравственному воспитанию, содержание которого определяется результатами диагностики как отдельного учащегося, так и группы в целом.

Формирующий эксперимент проводился в три этапа и имел целенаправленный, системный и комплексный характер.

Воспитание чувства совести у старшеклассников охватывало весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную деятельность учащихся, разнообразную деятельность за пределами школы.

В процессе формирующего эксперимента, целью которого было воспитание чувства совести у старшеклассников, исследователь решал следующий комплекс задач: способствовать воспитанию культуры чувств, организации формирования системы нравственных знаний, переходу нравственных знаний в убеждения, способствовать самосовершенствованию учащихся, формированию у них адекватной самооценки, включенности в разнообразные виды деятельности, отбирать из окружающих условий необходимый материал, осуществлять отбор, модификацию и включение в учебно-воспитательный процесс педагогических целесообразных средств и стимулов воспитания чувства совести.

В результате исследования разработана методика по воспитанию чувства совести, которая предусматривает диагностику уровня воспитанности чувства совести и определенных нравственных качеств, построения совместной деятельности педагога и учащегося, направленной на воспитание чувства совести, отбор и применение средств, методов для достижения поставленной цели, психолого-педагогическую подготовку учащихся к работе над собой, выявление эффективности конечного результата (повторная диагностика учащихся).

На основе формирующего эксперимента выделили ряд стадий воспитания чувства совести:

Первая стадия соответствует первому этапу формирующего эксперимента (в течение всего учебного года проводится работа по воспитанию чувства совести на основе внеклассной деятельности) - опора на актуальные и значимые для учащихся представления, суждения, оценки, мотивы и стремления, включение учащихся в различные формы и виды деятельности, имеющие определенный познавательный смысл.

Вторая стадия соответствует второму этапу формирующего эксперимента (в течение учебного года проводится работа по воспитанию чувства совести на уроках литературы и внеклассной деятельности) - расширение и углубление нравственных знаний и опыта нравственно-ценных поступков с целью закрепления устойчивых способов поведения и рождения новых, более высоких по нравственному смыслу мотивов поведения.

Третья стадия соответствует третьему этапу формирующего эксперимента (разработка и проведение спецкурса "Я и мой внутренний мир") - воспитание у учащихся потребности в совестливом поведении независимо от конкретных ситуаций, увлеченности не только содержанием, но и смыслом выполняемых дел. Для этой стадии характерно единство способов и мотивов поведения, мировоззрения и направленности личности.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали эффективность предложенной методики, К концу опьпно-экспериментального исследования у учащихся ЭР. сформировалось представление о чувстве совести, на 40% больше учащихся стали считать, что совесть помогает жить , появилась тенденция роста совершения совестливых поступков, на 7,5% учащихся повысился уровень воспитанности чувства совести до высокого, на 32,1% до среднего. В то время, как больших изменений в ЮГ. не наблюдалось.

В ходе исследования установлено, что эффективность воспитания чувства совести зависит от индивидуальных особенностей учеников. В ходе формирующего эксперимента выявлено, что наиболее благоприятным для воспитания чувства совести является демократический стиль общения.

Исследование показало, что в целях приобщения учащихся к воспитанию чувства совести, вооружения их определенным объемом психолго-педагогических знаний в школе целесообразно введение разработанного и апробированного нами спецкурса "Я и мой внутренний мир". Налицо необходимость подготовки и издания красочной , популярной, доступной учащимся литературы по разным вопросам нравственности, диагностических методик.

Важнейшим условием реализации методики по воспитанию чувства совести является готовность педагогов к такого рода деятельности. В этих целях рекомендуется внедрение в учебный процесс системы повышения квалификации учителей.

Эффективность предлагаемой методики значительно повысится, если идея воспитания чувства совести станет единой педагогической темой всего коллектива школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование подтвердило в целом выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие вывода:

На основе анализа философской, религиозной, художественной, психолого-педагогической литературы мы уточнили содержание понятия "совесть": совесть - это механизм регуляции поведения человека в определенных жизненных ситуациях, способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения. Это глубоко интимное чувство, действие которого проявляется во внутренних переживаниях человека и выступает как внутренний голос, как голос нравственных требований к человеку субъективное осознание личностью своего долга и ответственности и проявляется в поступках и суждениях, в ситуациях морального выбора.

В структуру чувства совести входят следующие компоненты: нравственные обязанности; долг, ответственность; старательность; соучастие; сопереживание; самооценка; самоконтроль.

Средствами воспитания чувства совести являются: память, искусство, труд. Факторы, которые оказывают влияние на воспитание чувства совести разделили на две группы:

- внешние - макросреда, микросреда, контроль, вера в ребенка, любовь к ребенку, справедливое отношение;

- внутренние - тип ВНД, интеллект, вера в себя, в самоконтроль, сила воли.

В нашем исследовании мы придерживаемся генетическичюциально-воспитательной гипотезы возникновения чувства совести, так как признаем роль наследственного фактора, социальной среды и воспитания.

При воспитании чувства совести можно выделить четыре этапа, знание которых необходимо для практической работы и управления этим процессом:

- от 0 до 7 лет - ребенок получает нравственные знания, на бессознательном уровне фиксирует их;

- от 7 до 11 лет - накопление, фиксация нравственных знаний. Этап благоприятен для формирования таких чувств, как соучастие, сопереживание;

- от 11 до 15 лет - ребенок способен осознанно оценить поступки, начальный этап формирования нравственных принципов;

- от 15 до 18 лет - этап нравственного взросления, становления чувства совести, благоприятен для самосовершенствования.

Каждый последующий этап отличается от предыдущего уровнем сложности решаемых задач, а переход от одного к другому характеризует новый уровень воспитанности чувства совести.

В исследовании выявлены и показаны закономерности воспитания чувства совести:

- воспитание чувства совести определяется объективными потребностями и интересами общества. Социальная обусловленность этого процесса проявляется в цели, задачах, содержании, средствах, условиях, определяющих его эффективность;

- взаимосвязь эмоционального и рационального в процессе воспитания чувства совести;

- взаимосвязь наследственного, социального и воспитательного факторов в процессе воспитания чувства совести;

- зависимость результатов воспитания от включенности учащихся в разнообразную деятельность и обучение;

- зависимость результатов воспитания чувства совесш от уровня общего развития и воспитанности учащихся;

- зависимость результатов воспитания чувства совести от разнообразия используемых средств и методов, от адекватности реакции учащихся на них;

- зависимость результатов воспитания чувства совести от психологической подготовки учащихся.

Воспитание чувства совести у старшеклассников эффективно при следующих условиях:

- осуществление педагогической диагностики воспитанности чувства совести у старших школьников, позволяющее проектировать их личностное развитие;

- организация жизнедеятельности учащихся на основе групповых форм работы, направленных на нравственное самосовершенствование;

- стимулирование активных межличностных отношений педагогов с детьми и родителями;

- психологопедагогаческая подготовка педагогов и учащихся к воспитанию чувства совести.

Критерии воспитанности чувства совести выделены нами в три группы:

- объем знаний (знания основ нравственности и морали, накопление и обобщение понятий через художественную, религиозную, философскую литературу, изучение компонентов чувства совести. Знание норм и правил поведения, знание этических стандартов, принципов нравственности);

- характер и направленность нравственных отношений к окружающим (наличие развитых нравственных чувств, нравственных убеждений, взглядов, наличие заряда нравственного здоровья, осознание ответственности, уважительное отношение к нравственным нормам, наличие самоконтроля, самоанализа и самооценки);

- действие и поступки в соответствии с нравственными убеждениями (соблюдение общепринятых нравственных норм, умение не поступиться совестью, устойчивость в конфликтных ситуациях, постоянное совершенствование внутреннего мира, наличие требовательности к себе, поступки в соответствии с нравственными суждениями).

В соответствии с данными критериями мы выделили три уровня воспитанности чувства совести:

1. Высокий. Характерно строгое соблюдение этических стандартов, всегда стремятся к выполнению нравственных требований. Учащиеся глубоко порядочны не потому, что следят за своим поведением, а из-за внутренних стандартов и требовательности к себе. На нечестные поступки не идут, даже если это не грозит никакими последствиями. Принципы нравственности никогда не нарушают, не идут на компромисс даже в малом. Несут в себе заряд нравственного здоровья. Высокая добросовестность сочетается с хорошим самоконтролем и стремлением к утверждению нравственных ценностей. Постоянно совершенствуют свой духовный мир. Требования к себе выше, чем требования к другим. Характерно наличие самоконтроля.

2. Средний. Они порядочны, с уважением относятся к нравственным нормам. Точны и аккуратны в делах, стараются быть устойчивым в конфликтных ситуациях. Характерны такие черты, как чувство ответственности, добросовестности, долга, сопереживания. Своим поступкам дают адекватную самооценку, с уважением относятся к нравственным нормам , но в определенных ситуациях не всегда их соблюдают. Уровень требований к себе несколько занижен. Проявляют способность к нравственным суждения. Любым действиям могут дать собственную оценку.

3. Низкий. Требовательность к себе занижена. Требования к себе ниже, чем требования к другим. Не прилагают усилия для соблюдения нравственных и моральных норм, пренебрежительно относятся к моральным ценностям. Они не постоянны в своем поведении, в отношениях с людьми. Уклоняются от выполнения своих обязанностей. Ради собственной выгоды способны на нечестность и ложь. Могут игнорировать общепринятые правила. В любой момент могут подвести, не испытывая при этом угрызения совести.

Процесс воспитания чувства совести включает в себя совокупность таких элементов как диагностика нравственной воспитанности, проектирование личностного развития учащегося, организация их разносторонней деятельности. Названные элементы тесно взаимосвязаны между собой: осуществляя диагностику, педагог проектирует личностное развитие каждого учащегося и одновременно организует их жизнедеятельность. В свою очередь организация жизнедеятельности учащихся предусматривает диагностику нравственных изменений, происходящих в нравственном развитии учащихся, корректирование проекта личностного развития чувства совести. Только в неразрывном единстве и взаимосвязи, взаимодействии названные элементы образуют целостный процесс воспитания чувства совести.

В процессе воспитания чувства совести педагог решает следующий комплекс задач: способствовать воспитанию культуры чувств, организации формирования системы нравственных знаний, переходу нравственных знаний в убеждения, способствовать самовоспитанию учащихся, формированию у них адекватной самооценки, включенности в разнообразные виды деятельности, отбирать из окружающих условий необходимый материал, осуществлять отбор, модификацию и включение в учебно-воспитательный процесс педагогически целесообразных средств и стимулов воспитания чувства совести.

В результате исследования разработана методика по воспитанию чувства совести, которая предусматривает: диагностику уровня воспитанности чувства совести и определенных нравственных качеств, построение совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на воспитание чувства совести, отбор и применение средств, методов для достижения поставленной цели, психолого-педашгическую подготовку учащихся к работе над собой, выявление эффективности конечного результата (повторная диагностика учащихся).

В результате исследования выделили ряд стадий прохождения воспитания чувства совести:

1 стадия - опора на актуальные и значимые для учащихся представления, суждения, оценки, мотивы и стремления, включение учащихся в различные формы и виды деятельности, имеющие определенный познавательный смысл;

2 стадия - расширение и углубление нравственных знаний и опыта нравственно-ценных поступков с целью закрепления устойчивых способов поведения и рождение новых, более высоких по нравственному смыслу мотивов поведения;

3 стадия - воспитание у учащихся потребности в совестливом поведении, независимо от конкретных ситуаций, увлеченности не только содержанием, но и смыслом выполняемых дел. Для этой стадии характерно единство способов и мотивов поведения, мировоззрения и направленности личности.

Проведенное исследование позволило разработать систему воспитательной работы, систему уроков по литературе, посвященных данной проблеме, разработать спецкурс "Я и мой внутренний мир" для старшеклассников.

Результаты опьгто-экспериментальной работы показали эффективность предложенной методики. К концу исследования у учащихся ЭГ сформировалось представление о чувстве совести, на 40% больше старшеклассников стали считать, что совесть помогает жить, появилась тенденция роста совершения совестливых поступков, на 7,5% повысился уровень воспитанности чувства совести. В то время как больших изменений в КГ не наблюдалось.

Исследование позволило выделить ряд проблем, требующих специального изучения в педагогической науке. К ним можно отнести следующие:

Нам представляется, что необходимо провести комплексное социально-педагогическое исследование уровня воспитанности чувства совести школьников различных возрастных групп и на основе этого разработать целостную методику воспитания чувства совести. В результате такой работы должны быть подготовлены и изданы массовым тиражом доступные пособия для учащихся, а также для родителей и педагогов. Эту задачу надо решать объединенными усилиями различных научно-исследовательских коллективов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Есева, Ольга Васильевна, 2000 год

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997. - 704 с.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. - 448 с.

3. АмонашвилиША Здравствуйте, дети! -М.: Просвещение, 1983. -208 с.

4. Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М.: Знание, 1981 - 64 с.

5. Апресян Р.Г. Эмоциональные механизмы нравственности // Вопросы философии, 1981. №5. - с. 34-36.

6. Аристотель. Поэтика. Д.: Академия, 1927. -120 с.

7. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию учащихся. М.: Педагогика, 1988. - 265 с.

8. Бакштановский В .И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. -М.: Политиздат, 1983.-224 с.

9. Бандзеладзе Г.Д. О творческом характере нравственности // Вопросы философии. 1981. - №6. - с.54-58.

10. Белинский В.Г. ППС в 13-и т. / под ред. НФ.Бельчикова. т.5.- М.: Академия наук СССР, 1954.-862 с.

11. Белухин ДА Основы личностно-ориентированной педагогики. М.: Институт практической психологии, Воронеж.: НПО "МОДЭК", -1996. - 318 с.

12. Бердяев. Н. О назначении человека. -М: Республика, 1994. 382 с.

13. Беребешкина ЗА. Совесть и справедливость. М: Знание, 1987. - 32 с.

14. Бех ИД Психологические основы нравственного воспитания. М.: Педагогика, 1983.-257 с.

15. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. М.: изд. Б.Геце, 1939.-1035 с.

16. Биттенас Б.П. Введение в философию воспитания. М.: Педагогика, 1996. -319 с.

17. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова МБ. Этические беседы с подростками. М.: Просвещение, 1987. -189 с.

18. Бодалев А А Психология личности. М: МГУ, 1988. -187 с.-166

19. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

20. Божович Л.К Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: 1972. - с. 7-44.

21. Бойко А.Н. Теория и метод ика формирования воспитывающих отношений в общеобразовательной школе. -М.: Высшая школа, 1991. -226 с.

22. Болдырев НИ. Методика работы классного руководителя. М.: Просвещение, 1984.-172 с.

23. Болдырев НИ. Нравственное воспитание школьников. М.: Педагогика, 1979.-224с.

24. Бриман МС. Трактат о самом интересном. М.: Детская литература, 1970. -143 с.

25. Быков В. Повести: Обелиск. Сотников. М.: Советский писатель, 1986. - 590с.

26. Васильева ЗЛ Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. -Л.: ЛГПИ, 1973 -135 с.

27. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических сшуаций. М.: МГУ, 1984. - 200 с.

28. Вахтеров BXL Избранные педагогические сочинения / сост. Л.Н.Литвин, НТ.Бритаева. М: Педагогика, 1987.-400 с.

29. Вербовая Т.Ф. Воспитание волевых качеств у старших подростков в процессе обучения: Автореферат диссертации . кандидата педагогических наук. М., 1977. -19 с.

30. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения / сост. В.С.Аранский. -М.: Педагогика, 1986.-474 с.

31. Вознинский ДИ. Педагогические основы системы нравственного воспитания старшеклассников: Диссертация. доктора педагогических наук. М., 1970. - 844 л.

32. Возрастая и педагогическая психология / М.В. Мапохина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. М.: Просвещение, 1984. - 256 с.

33. Востриков В.А. Пособие по психологии. Томск: ПТУ, 1991. - 351 с.-167

34. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. - 78 с.

35. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.-519с.

36. Высотина Л.А. Формирование моральных качеств подростков.- Л.:3нание, 1970-37с.

37. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М.: Знание, 1984. - 80 с.

38. Гавриловен К.В. Воспитание человечности. Минск: Нар. асвета, 1985. - 183с.

39. Гальперин IXЯ. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. -150 с.

40. Гармаев АД. Этапы нравственного становления ребенка М.: Московский центр межнационального и сравнительного образования, 1991. - 88 с.

41. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2-х т. М.: Просвещение, 1996. -1997.1. Зт.

42. Герцен А.И. Избранные философские произведения: В 2-х т. М.: Знание, 1976-1977.-1т.

43. Гольбах ПА Избранные произведения: В 2-х т./ под редХН. Момджяна -М.:Соцэкгиз, 1963.-т.1 -715 с.

44. Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самовоспитанием школьников. -М.: Просвещение, 1975. -102 с.

45. Гуревич ПС. Человек. 9 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1995. - 336 с.

46. Гуревич К.М., Горбачева Б.И Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М.: Знание, 1982. - 80 с.

47. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М: Педагогика, 1988. -134 с.

48. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. - 315 с.

49. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.: Молодая гвардия, 1988.-271 с.

50. Давыдов ВВ. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -240 с.

51. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М.: Молодая гвардия, 1989.-317 с.

52. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. М.: ГИС, 1956.-т.1-683 с.

53. Дарвин Ч. Сочинения / под ред. В.Н. Сухачева. М.: Госкульт - Просветиз-дат, 1950.-696 с.

54. Демокрит. Избранные произведения. М.: Республика, 1974. - 815 с.

55. Демина Н.Е. Воспитание у старших подростков осознанного отношения к нравственному поведению: Автореферат . кандидата педагогических наук. М., 1986.-18 с.

56. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / сост. В.А. Роттенберг. -М.: Педагогика, 1956. 518 с.

57. Добрынина В Л. Смоленцев ЮМ. Беседы по марксистско-ленинской этике. -М.: Просвещение, 1980. 240 с.

58. Додонов Б.Г. Эмоция как ценность. -М: Политиздат, 1978.-271 с.

59. Достоевский Ф.М. ПСС: В 30-и т. Дневник писателя. 1873. JL: Наука, 1981. — Т.21.-450 с.

60. Достоевкий ФМ ПСС: В 30-и т. Дневник писателя. 1877. JL: Наука, 1983. -Т.25.-570 с.

61. Достоевкий Ф.М. ПСС: В 30-и т. Записи литературно-критического и публицистического характера из записной тетради 1880 -1881 гт. -М.: Наука, 1988.-т. 27. -380 с.

62. Достоевкий Ф.М. ПСС: В 30-и т. Братья Карамазовы. JL: Наука, 1983, - т.14. -697 е., т. 14.-448 с.

63. Достоевкий Ф.М ПСС: В 30-и т. Преступление и наказание. J1: Наука, 1977. -Т.13.-575 с.

64. Дробницкий О.Г. Оправдание безнравственности. М.: Госполитиздат, 1990. -112 с.

65. Дробницкий ОГ. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1997. - 333 с.

66. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего. Берлин, 1992. -185 с.-169

67. Зеленкова ИЛ., Беляева Е.В. Этика. Минск: Поли Бит, 1995. - 320 с.

68. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Школа-пресс, 1996. - 272 с.

69. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика -1992. -№11-12. -с. 22-26.

70. Иванов И.П. Энциклопедия К.Т.Д. М.: Педагогика, 1989. - 208 с.

71. Иващенко А.В. Нравственное самовоспитание старшеклассников. Минск: Нар. асвета, 1974. -103 с.

72. Идейно-нравственное воспитание учащихся в процессе обучения / Д.И. Во-дзинский, СВЛундина, Е.В. Перевозная и др. Минск.: Нар. асвета, 1991.- 174с.

73. Ильин И.А. Путь к очевидности. М:Республика, 1993.-270с.

74. Истментъева Л.М. Формирование нравственного сознания учащихся в процессе обучения: Автореферат диссертации . кандидата педагогических наук. -М., 1975.-17 л.

75. Кабатенко МБ. Воспитание нравственного сознания старших подростков в единстве с их поведением (во внеучебной деятельности): Автореферат диссертации . кандидата педагогических наук. М., 1971. -17 л.

76. Казанский О.А. Педагогика как любовь. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. -133 с.

77. Камю А Избранное.-М.: Радуга, 1988.-461 с.

78. Кант И. Собрание сочинений: В 6-и т. Антропология с прагматической точки зрения. М.: Наука, 1966. - т. 4. - с.349 - 583.

79. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: Новая школа, 1993. - 79 с.

80. Кириллина Т.Ю. Совесть и ее роль в развитии личности: Автореферат диссертации . кандидата философских наук. М., 1999. -15 с.

81. Козлов Н.И. Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности. М.: Новая школа, 1996. - 384 с.

82. Козлов И.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: АРТ. ЛТД 1997.-144 с.

83. Козлов Э.П. Практикум по основам морали, этике и обществознанию. Учебное пособие для учащихся IX, X, XI классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и средних учебных заведений. Часть I. М.: ТЦ:Сфера, 1998. - 72 с.

84. Козлов Э.П. Практикум по основам морали, этике и обществознанию. Учебное пособие для учащихся IX, X, XI классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и средних учебных заведений. Часть П. М.: ТЦ:Сфера, 1998. - 77 с.

85. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского университета, 1983. - 287 с.

86. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества Пенза.: Научно-методический центр пензенского городского отдела образования, 1994. - 338 с.

87. Коменский ЛА Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955. -651с.

88. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1098. - 256 с.

89. Коротов В.М. Педагогическая технология гуманистического воспитания. -Соликамск: СГТТИ, 1996. 78 с.

90. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1983.-224 с.

91. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение, 1985. - 80 с.

92. Корчак Я. Воспитание личности. М.: Просвещение, 1992. - 227 ч.

93. Корчак Я. Педагогическое наследие / сост. К.П. Чулкова. М.: Педагогика, 1990.-271 с.

94. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск: Нар. асве-та, 1990.-173 с.

95. Кротов В.Г. Государство чувств: ориентирование во внутреннем мире. М.: Новая школа, 1997. - 256 с.

96. Кругляницо Т.Ф. Этика и этикет. -М.: Аз, 1995. -157 с.

97. Кругляницо Т.Ф. Баранская О Л. Методическое пособие по этике. М.: Аз, 1997.-31с.

98. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н.Толстого и Ф.М. Достоевского. М.: Просвещение, 1988. - 256 с.-171

99. Куценко ВГ. Управление самовоспитанием учащихся. Л.: СИМ, 1973. - 70с.

100. Къеркегор С. Страх и трепет. -М.: Республика, 1993. 382 с.

101. Лаврова А.С., Лаврова О.А. Воспитание чувств. -М.: Знание, 1968. -110 с.

102. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М.: Республика, 1996. - 447 с.

103. Леви В.А. Искусство быть собой. М.: Знание, 1977. - 208 с.

104. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции. -М.: МГУ, 1972. 575 с. Ю5.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. -304 с.

105. ЮбЛесгафт ПФ. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988. -398 с.

106. Ю7.Лесков Н.С. На краю света / сост. В.А. Туниманова. Л.: Лениздат, 1985. -590 с.

107. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1966. 452 с.

108. Лихачев ДС. Раздумья. М.: Знание, 1991. -102 с.

109. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М: Детская литература,1985. -207 с.116Локк Дж. Педагогические сочинения /под ред. И.Ф. Свадковского. М: Учпедгиз, 1939.-319 с.

110. Лопатина А., Скребцова М. Азбука мудрости. Книга для занятий по духовному воспитанию. М.: Сфера, 1999. - 515 с.-172

111. Макаренко A.C. Коллектив и воспитание личности /сост. В.В. Кумарин. М.: Педагогика. 1972. - 334 с.

112. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985.-103 с.

113. Матлин Е.К. Психологические основы нравственного воспитания учащихся. Минск: Нар. асвета, 1968. -116 с.

114. МатюшинBJT. Нетрадиционная педагогика.-М: Школа-пресс, 1994.-95 с.

115. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М: Просвещение, 1985. - 319 с.

116. Методика воспитательного процесса / под ред. Коротова В.М. М.: Просвещение, 1969. - 336 с.

117. Мнацакян ЛИ Личность и оценочные способности старшеклассников. М: Просвещение, 1991.-191 с.

118. Моносзон Н.И. Учитель и всестороннее развитие личности. М.: Знание, 1986. -80 с.

119. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М: Просвещение, 1986. - 144с.

120. Неверова НИ Формирование опыта нравственного поведения подростков в процессе внеурочной деятельности: Автореферат диссертации . кандидата педагогических наук. М, 1986. -17 с.

121. Невярович В. Терапия души (святоотеческая психотерапия). Воронеж: МОДЭК, 1997.-240 с.131 .Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. Минск: Беларусь, 1992.-335 с.

122. Новиков НИ Избранное / сост. В.А. Мильчиной. М.: Правда, 1983. - 511 с.-173

123. Нойнер Г. Второе рождение: о воспитании в повседневной жизни / пер. с нем. -М.: Педагогика, 1991. -128 с.

124. Нравственное образование. Программа общеобразовательных учреждений. -М.: 1997.-57с.

125. Павлов ИЛ Избранные труды / под ред. М.А. Усиевича М.: Учпедгиз, 1954. -418с.

126. Пашукова Т.И, Донира А.И, Дьяконов Г.В. Психологические исследования: практикум по общей психологии/ Академия педагогических и социальных наук. Московский психолого-социальный институт. —М.: Воронеж, 1996. -175 с.

127. Песталоцци ИГ. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / под ред. В. А. Роттенберг, В.М. Кларина. М.: Педагогика, 1981. - т.2. - 416 с.

128. Петровский A.B., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. -М.: Просвещение, 1978. -176 с.

129. Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -512 с.

130. Платон. Избранные диалоги. М: Художественная литеература, 1965. - 442с.

131. Платонов К.К. Занимательная психология. С.-Пб: Питер-пресс, 1997.- 288 с.

132. Практикум по общей психологии / А.И. Абраменко, АА Алексеев, ВВ. Богословский и др., под ред. Щербакова А.И М.: Просвещение, 1990.288 с.

133. Преловская ИС. Нравственный выбор. М.: Знание, 1982. - 96 с.

134. Прикладная этика и управление нравственным воспитанием /отв. Ред. Бак-штановский В.И. Томск, 1980. - 268 с.

135. Примерное содержание воспитания школьников / О.С. Богданова, НА. Варганова, М.Д. Виноградова и др., под ред. Марьянко И.С. М.: Просвещение, 1980. -160 с.

136. Противоречия школьного воспитания: семь проблем, семь решений / под ред. Е.Е. Щурковой. М.: Педагогическое общество, 1998. 95 с.

137. Процесс социального исследования / под ред. Ю.Е. Волкова. М.: Прогресс, 1975.-575 с.151 .Прутченков A.C. Наедине с собой. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. -174 с.

138. Психология индивидуальных различий. Тесты под ред. МГУ. М.: МГУ, 1982.-95с.

139. Развитие нравственных убеждений школьников / М.И. Боршцевский, М.Т. Дршус, Л.И. Пилипенко и др. Киев: Рад. Шк., 1986. -179 с.

140. Распутин В. Живи и помни. М.: Сов. Писатель, 1980. - 207 с.

141. Религии мира / под ред ЯНЩанова. М.: Наука, 1994.125 с.

142. Рувинский Л.И., Хохлов И.С. Как воспитать волю и характер. М.: Просвещение, 1988.-160 с.

143. Рубиниггейн С.Л. Бьпие и сознание. М.: АН СССР, 1957. - 328 с.

144. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -415 с.

145. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций. Москва-Новосибирск, 1998.-221 с.

146. Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о расхождении и основаниях неравенства между людьми. Педагогические сочинения в 2-х т. Т.2. -М.: Педагогика, 1981.-334 с.

147. Савкина ГЛ. Педагогические условия освоения подростками нравственных ценностей: Автореферат диссертации . кандидата педагогических наук. М., 1993. -18 с.

148. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. Психологический практикум. -Дубна: Феникс, 19%. -160 с.163 .Сартр Ж.-П. Избранные произведения. -М.: Политиздат, 1992.-480 с.-175

149. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание детей. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1962. -179 с.

150. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. М.: Педагогика, 1972. -143 с.

151. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцимпо. Кемерово: Книжное издательство, 1986. -462 с.

152. Симонов П.В., Ершов ПМ., Вяземский Ю.П Происхождение духовности. -М.: Наука, 1989.-350 с.

153. Словарь по этике/под ред. И.С.Кона. -М.: Политиздат, 1098.-447 с.

154. Снайдер М., Снайдер Р. Ребенок как личность. М.: Смысл; С.-Пб.: Гармония, 1994.-237 с.

155. Соболев В Л. Воспитание нравственных идеалов старшеклассников: Автореферат диссертации. кандитада педагогических наук. М, 1994. - 19 с.

156. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М.: Детская литература, 1089. - 367с.

157. Спенсеръ Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. С.-Петербургь, 1898. - 232 с.

158. Спиноза Б. Этика. Избранные произведения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. -т1. -с. 359-618.

159. Станчиц М.А. Уроки нравственности. Минск: Нар. асвета, 1991.-111с.

160. Стоюнин В Л. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991. -367с.

161. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека / сост. О.В. Сухомлинская. -М.: Педагогика, 1990.-288 с.

162. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М.: Советская Россия, 1981.-93 с.

163. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина М.: Молодая гвардия, 1971. -336 с.

164. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника (подросткового и юношеского возраста).-М.: Учпедгиз, 1961. 223 с.-176

165. Титаренко А. И. Структура нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования. М.: Мысль, 1974. - 278 с.

166. Толковый словарь русского языка: В 4-х т. / под ред. Д.Н.Ушакова. М.: Советская энциклопедия, 1940. - 4 т.

167. Толсгой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 т. М. - Л., 1928 - 1958. - 45т.

168. Трифонов Ю.В. Рассказы и повести. М.: Художественная литература, 1971. -335с.

169. Ушинский КД Собрание сочинений: В 8-и т. М.: АПН СРФСР, 1978 -1980,-5 т.

170. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2-х т. М.: Госполитиздат, 1995. - т. 2. - 942 с.

171. Фельддггейн Д.И. Психология становления личности. М: Международная педагогическая академия, 1994. -192 с.191 .Филарет. Нравственность христианина. М.: Российский писатель, 1991. - 80с.

172. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985. -223 с.

173. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. М.: Государственное издательство, 1923. - 203 с.

174. Френе С. Избранные педагогические сочинения. М.: Прогресс, 1990. - 301с.

175. Фромм Э. Психоанализ и этика.-М.: Республика, 1993.-415 с.-177

176. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. - 445 с.

177. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: просвещение,1983.- 160с.

178. Хлебников И.В. О воспитании в процессе обучения. М.: просвещение, 1987. -144с.

179. Человек и общество. Личность. Мораль. Право. Учебное пособие для основной школы / под ред. JI.H. Богданова, А.И. Богданова, А.И. Матвеева, А.Т. Кинкуль-кина. М.: Новая школа, 1995. -160 с.

180. Чехов АЛ Избранное /сост. Б.Г. Друян. JL: Лениздат, 1998. - 7 с.201 .Что такое человек? Основы человековедения. Учебное научное пособие: В 2-х кн. С.-Пб.: Ривьера, 1996. - 2 т., 1 т.

181. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981.-208с.203Шацкий С.П. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980.-2 т.

182. Шевченко ЛЛ. Практическая педагогическая этика. М.: Соборъ, 1997. -507 с.

183. Шемшурина А.И. Этические диалоги со старшеклассниками // Воспитание школьников. -1999. №1. - с. 13-19.

184. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. М: Всероссийский ценггр художественного творчества, 1998. -133 с.

185. Шимановский Д.С. Моральное самосознание: этико-философский аспект. -Киев: Вшце школа, 1986. -141 с.

186. Шрейдер Ю А Лекции по этике. М: МИРОС, 1994. -136 с.

187. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. М.: Пар-сифаль (издательство Московского центра вальдорфской педагогики), 1993. - 40 с.

188. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел / методический материал для работы с детьми. М.: Новая школа, 1994. - 95 с.211 .Щуркова НЕ. Практикум педагогической технологам. М.: педагогическое общество России, 1998. - 249 с.

189. Щуркова НЕ. "Философия жизни" в школе. Методический материал к учебному курсу человековедения. М.: Новая школа, 1994. - 47 с.

190. Эльконин Д.Д. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. -560 с.214Лкобсон СР. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984 -144 с.

191. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527 с. 216Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 1986. -155 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.