Вологодский регион в средневековом культурогенезе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Прокофьев, Александр Александрович

  • Прокофьев, Александр Александрович
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 155
Прокофьев, Александр Александрович. Вологодский регион в средневековом культурогенезе: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2004. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Прокофьев, Александр Александрович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Теоретические предпосылки изучения культуры средневековья Вологодской земли.

§1 Методологические аспекты исследования культурогенеза

Вологодского региона.

§2 Историографический анализ источников по культуре Вологодской земли.i.

Глава II. Культурное пространство Вологодской Земли в древности и раннем средневековье: основные циклы развития культуры.

§ 1. Особенности демогенеза на территории Вологодской Земли в древнейший и древний период.

§ 2. Историко-культурологическая типология Вологодского региона в раннем средневековье.

Глава III. Формирование общего и локальных типов культуры

Вологодской Земли в период развитого средневековья.

§ 1. Становления историко-культурного пространства Вологодской Земли в ходе колонизационных процессов Московской

Руси.

§ 2. Вологодская земля в культурном пространстве Московского Государства. Региональный тип культуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Вологодский регион в средневековом культурогенезе»

Диссертационная работа посвящена изучению процессов культурогенеза Вологодской земли в эпоху средневековья.

Актуальность темы исследования связана со сложившейся в последние годы необходимостью изучения особенностей культурно-исторического развития регионов России. В значительной степени это обусловлено обострением проблемы культурной идентификации на личностном и государственном уровнях в современной ситуации, вызванной глубоким преобразованием бывшего советского социокультурного пространства. Вместе с тем каждый новый этап культурно-исторического развития требует переосмысления имеющегося социокультурного опыта и выработки новых ценностных установок эквивалентных современной реальности. Вследствие этого вопросы об исследовании прежних форм межкультурного взаимодействия и выявления исторических ресурсов культурного развития регионов обретают особую актуальность. Сохранение уникального наследия различных культур является важным фактором формирования толерантности при преодолении различных кризисов современных межэтнических отношений и должно являться приоритетным аспектом региональной культурной политики, а также обязательным условием содержания общего и высшего образования.

В настоящее время значительное развитие получают дисциплины, занимающиеся региональными характеристиками культурно-исторического бытия. Сложность и многоплановость этно- и культурогенетических процессов требует интегративного характера используемых методов. Культурологическое исследование учитывает данные различных гуманитарных знаний, и предполагает применение междисциплинарного подхода к изучаемому явлению. Такой подход позволяет целостно проследить динамику развития культурных процессов для данного региона и выявить его своеобразие.

Обращение к исследованию культуры Вологодского региона эпохи средневековья продиктовано недостаточной ее изученностью как сложного, исторически меняющегося феномена. Недостаточно освящены вопросы, связанные с определением роли Вологодского региона в судьбе России, а также с особенностями развития его культурной традиции, родившейся на стыке славянского и финно-угорского миров. Актуальна характеристика Вологодской земли как регионального типа культуры, то есть заданного в соответствующих пространственно-временных координатах комплекса с особым, неповторимым сочетанием культурных черт1. Специальных монографических или диссертационных работ на эту тему до сих пор нет.

Степень изученности;

На сегодняшний день существует значительное количество отдельных трудов по истории, археологии, этнографии, искусствоведению, затрагивающих частные аспекты истории культуры Вологодского региона.

Значительный фактологический материал археологии по древности и средневековью Вологодского края представлен в основном в работах Брюсова А.Я., Равдоникаса В.И., Черницына Н.А., Ошибкиной С.В., Голубевой JI.A., Арсаковой М.Е., Зимина М.П., Кочкуриной С.И., Гуслистова Н.В., Макарова Н.А., Никитина А.В., Савельевой Э.А., Башенькина А.Н., Иванищева Н.В., Иванищевой И.В.

Вопросы этнической истории финно-угров и славян Вологодчины с привлечением данных лингвистики, фольклористики, антропологии, рассмотрены исследователями Пименовым В.В., Битовым М.В., Бубрихом Д.В., Рябининым Е.А., Власовой И.В., Кузнецовым А.В., Бондалетовой В.Д., Чайкиной Ю.И., Славгородской Н.А., Криничной Н.А., Пульпиным В.И., Петровым К.М. и др.

1 См. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., Мысль. 1983. С 205.

Фундаментальный, обобщающий характер в отношении археологии финно-угорских древностей региона носит работа Рябинина Е.А. «Финно-угорские племена в составе Древней Руси».

История Вологодского края и его городов, основанная на материале летописей, уставных грамот, легенд, житийных свитков собрана в трудах Засецкого А.А., Степановского И.К., Вологдина Л.Я., Суворова Н.И., Швецова М.Н., Мерцалова А.Е., Непеина С.А., Верюжского И., Коновалова Ф.Я. и др.

Историко-географический аспект Вологодского средневековья в контексте формирования территории Древней Руси, а затем России отражен в работах Насонова А.Н., Кучкина В.А., Любавского М.К.

Традиции хозяйствования, землевладения, монастырская история края представлены в работах Камкина А.В., Васильева Ю.С., Воскобойниковой Н.П., Данилова Л.В.,

Вопросы истории градостроительства, развития изобразительного, декоративно-прикладного, архитектурного искусств освящены в работах Тихомирова М.Н., Лукомского Т.К., Рыбакова А.А., Седова М.В., Иванищевой М.В., Ушакова Ю. С., Бочарова Г., Золотовой О.А., Пуцко В.Г., Белова С.П., Воропанова В.В., Чайкиной Ю.И., Петровоа Т.Г,, Иванова Г.О., Серебряковой Г.С., Никитиной Т.П., Щенниковой А.А. и т.д.

Существует значительный пласт исследований по фольклористике, словесно-музыкальной, обрядовой и материальной культуре представленный в трудах Славгородской Л.А., Марушковой Н.А., Пульпина В .И,, Мокиной Г.Г., Криничной Н.А., Петрова К.М. и др.

Широкий круг вопросов по истории и культуре Вологодской земли, а также ее письменные памятники (писцовые и уставные книги, деяния святых, воспоминания путешественников, нарративные источники) представлены в сериях краеведческих альманахов: «Вологда», «Устюжна», «Великий Устюг», «Тотьма», «Вытегра», «Белозерье», «Чагода», «Череповец».

Общие основания и принципы историко-культурологического исследования регионов России представлены в работах Кагана М.С., Щедриной Г.К., Мосоловой JI.M., Маркаряна Э.С., ГердаА.С., Лебедева Г.С., Розенберг Н.А., Арцыбашевой Т.Н., Васильевой Е.В., Махтиной В.М., Чукурова А.Ю., Прозоровой Е.К., Вагиновой JI.C. и др.

Объектом исследования является история культуры Северо-Запада России.

Предметом исследования является процесс средневекового культурогенеза на территории Вологодской земли.

Цель данного исследования - выявить характер содержания и динамики культурогенетических процессов на территории Вологодского региона и определить его типологические особенности в период средневековья.

Задачи исследования:

- Рассмотреть теоретические основания исследования региональной культуры.

- Исследовать региональную культуру Вологодской земли как пространство поликультурного взаимодействия народов в древности и средневековьи.

Дать историко-типологическую характеристику культурной традиции Вологодского региона с древности до XVII века.

- Рассмотреть трансформацию культурной традиции различных общностей Вологодского региона в ходе колонизационных процессов Древней Руси.

- Выявить общий и локальные типы культуры, сложившиеся в ходе историко-кульурных процессов средневековья в пространстве Вологодской земли.

- Осмыслить значение «монастырской традиции» Севера и ее влияния на культурогенез Вологодского региона.

- Через анализ репрезентативных топохронов Вологодской земли осветить генезис духовно-содержательной сферы Вологодской культуры.

- Проследить связи культурной традиции Вологодской земли с другими регионами Руси.

Методология исследования.

В связи с необходимостью системного подхода к эмпирическому материалу различных наук, в данной работе предполагается взаимодействие разноплановых, взаимодополняющих друг друга методов и приемов анализа. Среди них: метод междисциплинарного взаимодействия позволяет изучить различные стороны культуры на стыке наук; источниковедческий анализ и синтез, применяемый для изучения исследовательской литературы; генетический - рассматривающий культуру в ее происхождении и историческом развитии; контекстный -при анализе событийной истории; типологический - направленный на изучение специфической комбинаторики явлений культуры; герменевтико-феноменологический - для выявления смыслов различных видов памятников и их интерпретации.

Основные положения регионалистики, предполагающие системное исследование культуры конкретного региона с учетом целостного историко-культурного контекста и результирующие междисциплинарное взаимодействие разработаны А.Гердом и Г.Лебедевым. Методологической базой по проблеме средневековой культуры, культурной традиции, культуро- демо- и этно- генеза, общего и локального типов культуры послужили работы Арутюнова С.А., Кагана М.С., Лурье С.В., Маркаряна Э.С., Флиера А .Я,

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проведен культурологический анализ материалов, представленных различными науками и сделана попытка построить историю культуры края на собственно культурологических основаниях. Культура Вологодского края рассматривается в целостности и преемственности культурогенетического процесса. Впервые прослежена многоплановость культурогенеза в контексте этно-культурных процессов северо-запада России и выявлены Западный, Центральный и Восточный локальные типы в культурном наследии средневековья Вологодской земли. Специфика генезиса культуры Вологодского региона раскрыта посредством анализа его культурной традиции, формирование и развитие которой связано с высокой интенсивностью этнокультурного диалога, а также особой ролью монастырей Севера в ее культуроформирующем процессе.

На защиту выносятся следующие положения:

- Центральным понятием при изучении культурогенеза Вологодской земли может служить культурная традиция как основа культурогенетического процесса, выполняющая аккумулятивную, трансляционную, регулятивную и селективную функции, обуславливающая включение инноваций в общий историко-культурный опыт, что обеспечивает устойчивость и развитие культурных систем.

- Территория Вологодского региона испытала несколько волн этнокультурных миграций, оставаясь в то же время зоной непрерывного заселения. Во взаимодействии местных и пришлых культур новации в разной степени в зависимости от этапа и локальных особенностей вплавляются в существующую культурную традицию. В культуре Вологодской земли преемственно закрепились традиции различных исторических эпох и этносов, населявших северо-запад с эпохи неолита.

Самобытность культуры Вологодского края строится на преломлении многих традиций, многообразии локальных вариантов, на одновременности существования «индоевропейского и финно-угорского», «славянского и финского», «христианского и языческого», непрерывности и цикличности культурного взаимодействия региональных общностей.

- Специфика формирования культурной традиции Вологодской земли связана с высокой интенсивностью этнокультурного диалога, обусловленного включением региона в систему Волжско-Балтийского

Пути. Характерной чертой культурной традиции Вологодского региона является его инновационная восприимчивость и высокая трансляционность по отношению к другим культурам.

Становление монастырской культуры объединяющей и стабилизирующей культурные потоки, выполняющей роль культурного авангарда, является центральным в культуроформирующем процессе Вологодского региона, в период его вхождения и дальнейшего развития в культурном пространстве Руси в период средневековья.

- Феномен монастырской культуры Вологодской земли представляет собой специфическое явление культурной традиции Севера; в художественном наследии которой воплощены духовные смыслы, образы, ментальность населения региона того времени.

- В средневековом пространстве Вологодской земли сформировался общий поликультурный региональной тип, в котором выявлены локальные культурные типы на долгое время сохранившие специфические черты в народной культуре; Западный, сложившийся в ранний период средневековья, во взаимодействии славян и западнофинских групп населения, Центральный образовавшийся при столкновении двух славянских потоков новгородского и ростово-суздальского происхождения и Восточный, где славяне вошли в контакт с восточнофинскими общностями.

- В процессе своего исторического развития культура Вологодской Земли оказывает значительное влияние на культуру соседних регионов и на культуру России в целом.

Теоретическая значимость работы.

Исследование способствует расширению теоретикометодологической базы историко-культурологических исследований, развитию регионалистики и науки об истории культуры России в целом.

Практическая значимость работы.

Результаты работы могут служить основанием для осуществления прикладных культурологических исследований региональной жизни, определения культурных ресурсов развития региона и выявления принципов культурной политики.

Рекомендации об использовании результатов диссертационного исследования.

Фактический материал работы может быть использован в практике преподавания и воспитания, в частности, учебных программах, курсах, пособиях по истории русской культуры для высшей и средней школы, а также при разработке национально-регионального компонента образования.

Апробация диссертации.

Положения и результаты исследования нашли отражения в докладах на научно-практических конференциях: «Молодые исследователи региону» (Вологда., 2003), «Русская культура на рубеже веков: опыт истории» (Нижний Новгород., 2004), «Новгород и Новгородская земля» ( Новгород., 2004).

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры художественной культуры Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, на заседаниях теоретического семинара кафедры художественной культуры.

Структура работы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Прокофьев, Александр Александрович

Заключение.

Данная работа посвящена выявлению характеристик культурогенетических процессов на территории Вологодского региона, рассматриваемых в рамках культурного пространства Северо-Запада, в период средневековья.

В процессе выработки методологических оснований исследования определено понятие культурной традиции как основы культурогенетического процесса, выполняющего аккумулятивную, трансляционную, регулятивную и селективную функции обуславливающие включение инноваций в общий историко-культурный опыт, что обеспечивает процесс культурогенеза. В вопросе заимствований и актуализации прошлого опыта ведущая роль отводится культурной традиции.

Рассмотрение Вологодского региона в аспектах «общего и локального», позволяет выявить его культурно-типологическую специфику и место в Культурном пространстве Северо-Запада.

Анализ суммы топохронов образует, собственно, конкретно-содержательную составляющую Культуры Вологодской земли. В процессе становления культурной традиции происходит самоопределение социума и выявление специфического культурного содержания, в ходе которого топохрон преобразуется в свою противоположность—хронотоп, т.е. регулирующий ментальность и поведение действующего социума алгоритм самоопределения личности, группы, общности в собственном культурном пространстве-времени.

Рассматривая древнейший и древний период истории Вологодского края можно констатировать, что данная территория, начиная с периода неолита испытала несколько волн этнокультурных миграций, каждая из которых вплеталась в уже существовавшие напластования культуры, оставляла в них свой след, дошедший до нас в остатках материальной культуры, специфике похоронных обрядов, топонимии края. На основе археологических памятников и лингвистических данных выявляется длительный процесс культурогенеза. Территория Вологодского региона испытала несколько волн этнокультурных миграций, оставаясь в то же время зоной непрерывного заселения. Во взаимодействии местных и пришлых культур новации в разной степени в зависимости от этапа и локальных особенностей вплавляются в существующую культурную традицию. В культуре Вологодской земли преемственно закрепились традиции различных исторических эпох и этносов, населявших северо-запад с эпохи неолита. Культурная традиция, вбирающая в себя наиболее ценные явления различных этнических культур и их взаимодействий, закладывает основу для дальнейшего развития региона в период средневековья. В этот период формируется пространство региона, определяется структура его коммуникаций, отражающая механизм культурного синтеза. Прослеживается четкая зависимость Вологодского региона в его процессах поликультурного взаимодействия в древний и последующий, средневековый период, от его нахождения на магистральном речном пути, соединяющем Волжский бассейн с Северо-Западом - Онегой и Ладогой, и с Северо-Востоком через Сухоно-Двинский и Сухоно-Вычегодский пути.

Специфика формирования культурной традиции региона в раннем средневековье обусловлена полем взаимодействия культуры финно-угорских общностей (веси и чуди заволочской) со славянскими, а затем древнерусскими общностями. С ситуацией полиэтнизма связана начальная стадия процесса градообразования. При этом наблюдается зависимость этого процесса от активизации водно-торговой деятельности на пути «из варяг в арабы», как локального явления на фоне обширного финского мира. Интенсивность межкультурного диалога, на данной территории, определило направление и задало высокий уровень динамики для культургенетических процессов в данный и последующий периоды. Важной чертой местных племенных традиций стала трансляционность и восприимчивость к чуждым культурным инновациям, а также преимущественно мирное сосуществование иноэтносов.

В ходе колонизационных процессов, осуществляемых новгородцами и низовцами происходит поэтапное включение территории Вологодской земли в состав Древнерусского государства. В период с XI по XV века население региона оказалось в различных условиях, что определило культурное многообразие локальных типов, связанное с особенностями интегрирования того или иного района в поле культурного синтеза. На основе межэтнических контактов различных групп финно-угорского происхождения с двумя потоками новопоселенцев в этот период сформировались локальные культурные группы населения, имеющие самоназвания «двиняне», «важане», «пинегжане», «вычегжане» и т.д.

Процесс колонизации носил многоплановый характер. Выявлены политические, социальные, духовные ее аспекты. Определена роль монастырской колонизации как объединяющей и стабилизирующей культурные потоки, выполняющей роль культурного авангарда, центральной в культуроформирующем процессе Вологодского региона. Феномен монастырской культуры Вологодской земли представляет собой специфическое явление культурной традиции Севера; в художественном наследии которой воплощены духовные смыслы, образы, ментальность населения региона того времени.

В XV-XVII веках, в пространстве Вологодской земли сформировался общий поликультурный региональной тип, в котором выявлены локальные культурные типы на долгое время сохранившие специфические черты в народной культуре; Западный, сложившийся в ранний период средневековья, во взаимодействии славян и западнофинских групп населения, Центральный образовавшийся при столкновении двух славянских потоков новгородского и ростово-суздальского происхождения и Восточный, где славяне вошли в контакт с восточнофинскими общностями.

Происходят преобразования во всех сферах человеческой деятельности. Меняется культурно-исторический статус Вологодского региона судьбе России, идет активный поиск своего пути. В том числе меняется и самосознание людей. Анализ топохрона Софийского Собора Вологды вскрывает эволюцию духовных смыслов «хранимого и хранящего города», «предстояния земного небесному». В процессе своего исторического развития культура Вологодской Земли оказывает значительное влияние на культуру соседних регионов и на культуру России в целом.

Самобытность культуры Вологодского края строится на преломлении многих традиций, многообразии локальных вариантов, на одновременности существования «индоевропейского и финно-угорского», «славянского и финского», «христианского и языческого», непрерывности и цикличности культурного взаимодействия региональных общностей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Прокофьев, Александр Александрович, 2004 год

1. Археологические памятники бассейна Онежского озера. Петрозаводск.: КФАН СССР, 1989, С 129.

2. Археология верхнего Поволжья. Материалы к своду памятников истории и культуры СССР. Нижний Новгород.: Этнос, 1991, С 161.

3. Археология СССР. Мезолит.: М. Наука. 1989, С 315.

4. Археология СССР. Финно-угры и балты в эпоху средневековья М.: Наука. 1987, С 510.

5. Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР М.: Наука, 1987.

6. Белозерье: Историко-литературный альманах. Вологда.: Русь, №1.1994. С 465.

7. Белозерье: Историко-литературный альманах.Вологда.: Русь. № 2,1998. С 512.

8. Великий Устюг: Краеведческий альманах. Вологда.: Русь. № 1.1995. С 370.

9. Великий Устюг: Краеведческий альманах.Вологда. Русь.: № 2. 2000. С 393.

10. Ю.Вологда: Историко-краеведческий альманах. Вологда. Русь.: № 1. 1994. С 545.

11. П.Вологда: Историко-краеведческий альманах. Вологда. Русь.: № 2. 1997. С 610.

12. Вологда: Историко-краеведческий альманах. Вологда. Русь.: № 3. 2000. С537.

13. Вологда: Историко-краеведческий альманах.Вологда. Русь.: № 4. 2003. С587.

14. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск, г. Бочаров, Выголов: художественные памятники XII-XIX вв. Вологда.: Делия. 2002. С402.

15. Вологжанин: литературно-научный сборник. Вологда.: 1895. С 215.

16. Вологодский летописец. Вологда.: типография В.г.н.: 1873. С 77.

17. Вытегра: краеведческий альманах. Вологда.: Русь. Вып. 1. 1997.С470.

18. Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М. JL: Издательство Академии наук СССР. 1959. С 408.

19. Древнерусские княжеские уставы XI-XV веков. М.: Наука. 1976. С 370

20. Древности Северо-Запада России. СПб.: Книжная палата. 1993. С184.

21. Древности славян и финно-угров. СПб.: Наука. 1992. С315. 22.3аписки о Московии XVI в. сэра Джерома Горсея. СПб.: 1909. 23 .Истоки региональных культур России. Спб.: РГПУ. 2000. С174

22. Кириллов: историко-литературный альманах. Вологда.: Русь. № 1. 1994. С315.

23. Кириллов: историко-литературный альманах. Вологда.: Русь. №2. 1997. С 412.

24. Кириллов: историко-литературный альманах. Вологда.: Русь.№3. 1998. С 389

25. Киршшов: историко-литературный альманах. Вологда.: Русь.№4 2001. С 421.

26. Культура русского севера. -Вологда.: ВГПИ.: 1994. С 183.

27. Культурологические исследования. Спб.: РГПУ. 1998. С 461.

28. Культурологические исследования 01. Спб.: РГПУ. 2001.

29. Культурологические исследования 02. Спб.: РГПУ. 2002. С 400.

30. Культурологические исследования 03. Спб.: РГПУ. 2003. С 512.

31. Культурологические исследования 04. Спб.: Астерион. 2004. С 328.

32. Литература о Вологодской области. Указатель краеведческой литературы. Вологда.: Вол. кн. изд. 1963. С 87.

33. Методология гуманитарного знания в переспективе XXI века. Спб.: Петрополис. 2001.

34. Научная конференция по изучению Вологодской области. Вологда.: обл. кн. изд. 1956. С 350.

35. Основания регионалистики: Формирование и эволюция историко-культурных зон Европейской России .СПб.: СПбГУ. 1999. 392/

36. Очерки по лексике северорусских говоров. Вологда.: Вол. пед. институт. 1975. С216

37. Пермская старина. Пермь.: тип. Каменского. 1889. С 195.

38. Повесть временных лет. М.: Наука. 1997. С 255.

39. Полное собрание русских летописей. М. Л.: Акад. наук. Т 26. 1959. С 413.

40. Полное собрание русских летописей. Л.: Наука. Т 37. 1982. С228

41. Послужить Северу: историко-художественный и краеведческий сборник. Вологда.: Ардвисура. 1995. С 250.

42. Проблемы истории Северо-запада Руси .СПб.:Наука. 1995. С 276.

43. Путешествие Абу Хамида Аль-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153гг.)М.: 1971. С 153

44. Русская культура на пороге тысячелетия: христианство и культура. Вологда.: Легия.: 2001. С 512.

45. Русская культура на рубеже веков: русское поселение как социокультурный феномен, сборник статей. Вологда.: Книжное наследие.; 2002. С 590.

46. Сборник по Археологии Вологодской области. Вологда.: ВГПИ. 1961. С215.

47. Сборник рукописных документов// СПб публ. Библиотека. Собр. Савваитова. F-1 № 778 л 4.об.

48. Северные предания. М.:Наука. 1978.

49. Севернорусская причеть. -М.: Наука. 1970. С 254.

50. Славяне: этногенез и этническая история. Междисциплинарные исследования Л.: ЛГУ. 1989. С 175.

51. Святыни Белозерья. Вологда.: Русь. 1994. С 314.

52. Тотьма: историко-литературный альманах. Вологда.: Русь.№1.1995. С470.

53. Тотьма: историко-литературный альманах. Вологда.: Русь.№2.1997. С 493.

54. Тотьма: историко-литературный альманах. Вологда.: Русь.№3.2001. С 517.

55. Устюжане: сборник статей. Великий Устюг.: Великоустюг. гор. отд. о-ва охраны памятников истории и культуры. 1995. С 261.

56. Устюжна: историко-литературный альманах. Вологда.: Русь.№1.1992. С 317.

57. Устюжна: историко-литературный альманах. Вологда.: Русь.№2. 1993. С410.

58. Устюжна: историко-литературный альманах. Вологда.: Русь.№3. 1995. С389.

59. Устюжна: историко-литературный альманах. Вологда.: Русь.№4. 2000. С 314.

60. Устюжна: историко-литературный альманах. Вологда.: Русь.№5.2002. С 346.

61. Феномен этнического и глобализация культуры народов Поволжья и Приуралья. Ижевск.: Глобал. 2004. С 256.

62. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М.: Наука. 1987. С 509.

63. Финно-угры и славяне Л.: Наука. 1979. С 177.

64. Финно-угры и соседи: проблемы этнокультурного взаимодействия в Балтийском и Баренцевом регионах. СПБ.: APT-ЛЮКС. 2002. С257.

65. Чагода: историко-краеведческий альманах. Вологда.: Ардвисура. 1999. С527.

66. Череповец: Краеведческий альманах. Вологда.: Русь.№1.1996. С 514.

67. Абрамович Г.В. Государственные повинности владельческих крестьян Северо-западной Руси в XVI первой четверти XVII в. // История СССР. 1972. № З.С.65-84.

68. Александров В.И. Сельская община в России в XVII начале XIX в.М.: Наука. 1976. С 130

69. Алешковский М.Х. Социальные основы формирования территории Новгорода IX-XV вв.// Советская Археология. М. №3.1974.

70. Арсений, иеромонах. О вотчинных владениях Троицкого монастыря при жизни его основателе преп.Сергия.СПб.:1877.

71. Арсений, иером. Летопись наместников, келарей, казначеев, ризничих, экономов и библиотекарей свято Троицкие Сергиевы лавры.СПб.:1868.

72. Андреев В.Ф. Новгородский частный акт XII-XIV вв. Л.: Наука.1986. С 173.

73. Андреев В.Ф. Северный страж Руси. Очерки истории средневекового города. Л.: Лениздат. 1989. С 215.

74. Арсакова М.Е. Отчёт о раскопках Пестовской курганной группы в 1926г. рукопись.// Дело № 117/175. Архив ЛОИА.

75. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука. 1989. С 243.

76. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Наука. 1983. С 191

77. Бакланова Е.Н. Крестьянский двор и община на Русском Севере. Конец XVII начало ХМШ в.М.:1976. С138

78. Башенькин А.Н. Некоторые общие вопросы культуры веси V-XIII веков// Культура европейского севера России (дооктябрьский период) Вологда.: ВГПИ.1989. С 124.

79. Башенькин А.Н. Сельское расселение в Белозерье X-XIII веков// Сельское расселение на европейском севере России. Вологда.: Русь. 1993. С 174.

80. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Реннесанса. М.: Художественная литература. 1965. С 527.

81. Беляев И.Д. Крестьяне на Руси.М.: 1904.

82. Бондалетов В.Д. Русская онамастика. М.: Просвещение. 1983. С 198.

83. Борисов А.И. Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями в XVI-XVII вв. Петрозаводск,: 1966.

84. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь М.: Прогресс. 1990. С 250.

85. Брюсов А .Я. Очерки по истории племён европейской части СССР в неолитическую эпоху М.: Акад. Наук. 1952. С 263.

86. Брюсов А.Я. Сборник по археологии Вологодской области .Вологда.: Кн. изд.: 1961. С 206.

87. Брюсов А.Я., Зимина М.П. Каменные сверлёные боевые топоры на территории европейской части СССР. М.:Наука.: 1966. С 98.

88. Буганов В.И., Преображенский А.А.,Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы.М., 1981. С182

89. Булатов В. Н. К расколу в русской православной церкви. Вологда. 1922. С 127

90. Булыгин И.А. Положение крестьян и товарное производство в России. М.:Наука,1966. С 117

91. Васильев Ю.С. Борьба с польско-шведской интервенцией на Русском Севере в начале XVII в. Вологда.: ВГПИ. 1985. С 170.

92. Васильев Ю.С., Воскобойникова Н.П. Крестьянство севера России в XVI в. Вологда.: ВГПИ. 1984. С 189.

93. Витов М.В. Антропологические данные как источник по истории колонизации Русского Севера// История СССР.М.№6.1964.

94. Верюжский И. Преподобный Герасим, основатель Троицкого Кайсарова монастыря, вологодский чудотворец. Вологда.: тип. Зимина.1879. С 115.

95. Вологдин Л.Я. Летопись Великоустюженская. А.К. М.: Трапезников. 1889. С 195.

96. Гашель И.Х. Описание Тульского оружейного завода в историческом и техническом отношениях М.: 1826.

97. Голубева Л.А. Весь и славяне на Белом озере .М.: Наука.: 1973.

98. Голубева Л.А. Древние славяне и их соседи М.: Наука.: 1970.

99. Голубева JI.А., Кочкурина С.И. Белозерская весь (по материалам поселения Крутик IX-X веков). Петрозаводск.: КФАН СССР. 1992.

100. Горфункель А.Х Рост землевладения Кирилло-Белозерского монастыря в конце XVI и в XVII в. // Исторические записки.Т.73. М.,1963.

101. Громыко М. М. Православие у русских: проблемы этнологического исследования // Православие и русская народная культура. Кн. 6. М.: 1996. С.185.

102. Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. М.; Наука. 1986.

103. Гуслистов Н.В., Раскопки и разведка в Вологодской области. М.: АО. 1980.

104. Данилова Л.В. Очерки по истории землевладения и хозяйства в новгородской земле М.: Наука.1955. С 156.

105. Данилова Л.В. Сельская община в средневековой Руси. М.:Наука, 1994. С 128

106. Долуханов П.М. Природные условия эпохи мезолита на территории СССР // Археология СССР. Мезолит. М.: 1989. С 370.

107. Дубов В.И.Великий Волжский путь. Л.: Наука. 1989. С 384.

108. Евдокимов И. Север в истории Русского искусства. Вологда.: 1921.

109. Жирнова Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. М., 1980.

110. Иванищева М.В. Янтарные украшения могильника Тудозера VI в Обонежье// Новгород и Новгородская земля: история и археология. Тезисы докл. конф. Новгород.: 1992.

111. Иордан. О происхождении и деяниях Гетов. СПб.: Алетейя. 1990. С 505.

112. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. СПб.: Т.1. Петрополис. 2003. С 367.

113. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. СПб.: Т.2. Петрополис. 2003. С 320.

114. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: 1997. С.25.

115. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. -М.Ж1974

116. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис. 1996. С 414.

117. Каган М.С. Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. СПб.: 2001.

118. Камкин А.В. Крестьянский мир на Русском Севере (XVIII век). -Вологда.: Русь.: 1995. С 318.

119. Камкин А.В. Православная церковь на севере России. Очерки истории до 1917 года. Вологда.: Русь. 1992. С 256.

120. Камкин А. В. Севернорусский сельский приход XVIII века: пространство, населенность, клир // Культура русского севера: межвузовский сборник научных трудов. Вологда, 1994. С. 91-108.

121. Камкин А. В. Традиционные крестьянские сообщества Европейского Севера России в XVIII в. Дисс. д. и. н. М., 1993.

122. Кирилов Б. Отчёт об археологических раскопках в Устюженском уезде Череповецкой губернии в 1925г.// Дело № 190/214. Архив ЛОИА.

123. Колесников П.А. Россия на путях централизации. М.: Наука. 1982. С317.

124. Колесников П.А. Северная деревня в ХУ первой половине XIX в. Вологда, 1976.

125. Колчин Б.А. Хронология Новгородских древностей. Новгородский сборник. М.: Наука. 1982. С 336.

126. Коновалов Ф.Я. Вологда XII нач. XX века, краеведческий словарь. Архангельск.: Сев.-зап. кн. изд.: 1993. С 300.

127. Кузнецов А.В. Сухона от устья до устья. Топоним, словарь путеводитель. Вологда.: Ардвишура. 1994. С 180.

128. Кузнецов А.В. Язык земли вологодской. Очерки топонимики. -Вологда.: Сев-зап кн. изд. 1991. С 125.

129. Кучкин В.А. Формирование государственной территории северовосточной Руси в X-XV веках. М.:Наука. 1984 . С 55.

130. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс культурную психологию. М.:1999.

131. Лукомский Т.К. Вологда в её старине. Вологда. :Ардвисура.: 1991. С 382.

132. Лурье С.В. Историческая этнология. М.: Аспект-Пресс. 1997. С 445.

133. Любавский М.К. Историческая география России .СПб.: Лань. 2000. С 304.

134. Макаров Н.А. Колонизация северных окраин Древней Руси в XI-XIII вв. М.: Скрипторий. 1997. С368.

135. Макаров Н.А. Население русского севера в XI-XIII веках. М.: Наука. 1990. С 214.

136. Макаров Н.А. О некоторых комплексах середины-третьей четверти I тыс. н.э. в юго-восточном Прионежье и на р. Сухоне. М.: 1986.

137. Макаров Н.А. Средневековое расселение на Белом озере. М.: Институт Археологии РАН. М.: 2001.

138. Макаров Н.А. Погребальный обряд населения Восточного Прионежья в XI-XIII вв. М.: Рос Акад. Наук.: 1993142. . Макаров Н.А. Новые находки скандинавских вещей в Белозерской округе//Х Всесоюзная конференция. М. Акад. Наук.: 1994

139. Макаров Н.А. Русский Север: таинственное средневековье. М. Рос. Акад. наук. С 190.

140. Макаров С.А. Стоянки первобытного человека в Прионежье.// Наука итехника.№2 1928.

141. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Наука. 1983. С 189.

142. Маркарян Э.С. Культура жизнеобеспечения и этнос. Ереван.: Ан Арм СССР. 1983. С 319.

143. Маркарян Э.С. Культура как способ социальной самоорганизации.: Пущино. НЦБИ АН СССР. 1982. С 19.

144. Маркарян Э.С. Методологические проблемы исследования этнических культур. Ереван.: Ан Арм СССР. 1978. С 124.

145. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван.: Ан Арм СССР. 1978. С 146.

146. Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. Ереван.: Ан Арм СССР. 1962. С 179.

147. Маркарян Э.С. Понятие культура в системе современных социальных наук. М.: Наука. 1973. С 31.

148. Меерзон А.Ц., Тихонов Ю.А. Рынок Устюга Великого в период складывания всероссийского рынка (XVII в.) М.Наука. 1960. С 158.

149. Мелехова Г. Н. Православные традиции в Каргополье в XIX в первой трети XX века. Дисс. к. и. н. М., 1997.

150. Мерцалов А.Е. Вологодская старина. Материалы для истории северной России, тип Знаменского. СПб. тип Знаменского. 1889. С 124.

151. Мерцалов А.Е. Очерки города Вологды по писцовой книге 1627 года. Вологда. В.г.н.: 1885.С 51

152. Мосолова JI.M. Историография XX века о глобальном и региональном в развитии культуры. // Регионы России: социокультурные контексты художественных процессов Нового и Новейшего времени. Сборник науч. статей. СПб., 2002.

153. Мосолова JI.M. Проблемы историко-культурологического изучения России. // Философская мысль в России: традиции и современность. -СПб, 1997

154. Назаренко В.А, Овсянников О.В, Рябинин Е.А. Средневековые памятники Чуди заволочской// Советская Археология. №4. 1984.

155. Насонов А.Н. Русская земля и образование древнерусского государства М.: Акад наук. 1951. С 262.

156. Непеин С.А. Вологда прежде и теперь (1147-1906). Вологда.: 1906. С238.

157. Никитин А. В. О начальном периоде истории города Вологды. М.: 1960.

158. Никитин А.В. Городище в г.Устюжне. М. 1967.

159. Орлов А. Происхождение названий русских и некоторых западноевропейских рек, городов, племён и местностей. Вельск.: 1907. С 117.

160. Ошибкина С.В. Мезолит бассейна Сухоны и Восточного Прионежья. М. Наука. 1983. С 295.

161. Ошибкина С.В. Неолит восточного Прионежья. М. Наука. 1978. С 230.

162. Ошибкина С.В. О находках сейминского времени в Восточном Прионежье. М. Наука. 1978.

163. Ошибкина С.В. Памятники эпохи энеолита и бронзы в бассейне р. Вятки.Ижевск.: НИИ при сов. мин.: 1980. С 152

164. Панин И. Находки палеометалла в долине р. Сухоны: сборник научных работ студентов и аспирантов. Вологда. ВГПИ.1993.

165. Панкрушев Г.А. Мезолит и Неолит Карелии.Мезолит. Л. Наука, ч. 1 1978. С 136.

166. Петрухин В.Я. О функциях космологических описаний в погребальном культе// Обычаи и культурно-дифференциирующие традиции у народов мира. М.: Наука. 1979. С 189.

167. Пименов В.В. Вепсы. Очерки этнической истории и генезиса культуры. М.: Наука. 1965. С 264.

168. Равдоникас В.И. Отчёт о раскопках в Устюженском уезде Череповецкой губернии в 1925г. рукопись.// Дело № 186/213. Архив ЛОНА.

169. Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе древней Руси. -СПб.:Акад.наук. 1997. С 269.

170. Савельева Э.А. Вымские могильники XI-XIV веков Л.: ЛГУ. 1987. С 200.

171. Седова М.В. Ювелирные изделия древнего Новгорода. М.: Наука. 1981.С 195.

172. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.: 1979. С 170.

173. Славгородская Н.А. Обычаи и обряды связанные со скотоводством и пастушеством. М.: 1981.

174. Спасенкова И.В. Православная традиция русского города в 19171930-е гг. (на материалах Вологды). Дисс. на с. к.и.н. Вологда. 1999

175. Степановский И.К. Вологодская старина. Историко-археологический сборник. Вологда.: тип. Вол-губ правл. 1890. С 529.

176. Степановский И.К. Вологодский край. Страницы из истории североведения. Очерк Г.И. Степановского. Вологда.: тип. Вол-губ правл. 1923. С 80.

177. Стоколос B.C. Культуры эпохи раннего металла северного Приуралья. М.: 1988.

178. Суворов И.Н. Описание свитков, находящихся в Вологодском епархиальном древнехранилище. Вологда.: тип. Знаменского и Цветова.: 1905.

179. Суворов Н.И. Устюг Великий в конце XVII столетия. Вологда.: тип. Галкина. 1864. С 46.

180. Тихомиров М.Н. Древнерусские города М.: Госполитиздат. 1955.

181. Тихомиров М.Н. Русское летописание. М.: Наука. 1979.

182. Тюменцев И.О.Очерки по истории обороны Троице-Сергиева монастыря 1608-1610 гг. Волгоград,: Книга, 1995. С102

183. Тюменцев И.О. Смута в России в начале XVII в. Движение Лжедмитрия П . Волгоград,: Книга, 1999.С 184

184. Ушаков Г. Дневник разрабатывания курганов в Устюженском уезде //СПб ведомости. № 262,263.1844.

185. Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера. Пространственная организация, композиционные приемы, восприятие. Л.: Стройиздат. 1982. С 276.

186. Флиер А.Я. Культурогенез// Культурология, XX век. Энциклопедия. Спб.: УНИВЕР. Т 1. 1998.

187. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Деловая книга. 2000. С 458.

188. Флиер А.Я. Этногенез // Культурология. XX век. Энциклопедия. Спб.: УНИВЕР. Т 2. 1998.

189. Флиер А.Я. Современные методы исследования культуры. М.: 2000

190. Чайкина Ю.И. Географические названия Вологодской области Архангельск.: Сев.-Зап. Книжное изд. 1988. С 267.

191. Черкасова М. С. Крупная феодальная община в России конца XVI-XVII века. (По архиву Троице-Сергиевой Лавры). Дисс. д. и. н. Вологда. 2001.

192. Черницын Н.А. Угро-финские могильники на территории Вологодской области.// Советская Археология. № 4. 1963.

193. Шахматов А.А. Сказание о призвании Варягов СПб.: 1904. С 215.

194. Швецов М.Н. Очерки из истории Вологодского края. Вологда.: тип. Галкина. 1911. С 85.

195. Янин В.JI. Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. М.: Наука. 1987.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.