Культурогенетические процессы в современном Кыргызстане: тенденции и проблемы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Абубакирова, Асель Каиржановна

  • Абубакирова, Асель Каиржановна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2010, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 145
Абубакирова, Асель Каиржановна. Культурогенетические процессы в современном Кыргызстане: тенденции и проблемы: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2010. 145 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Абубакирова, Асель Каиржановна

Введение.

Глава I. Теоретические и историографические основания изучения современной культуры Кыргызстана в аспекте ее обновления.

§1. Теоретические основания изучения современных культурогенетических процессов.

§2. Изучение современной социокультурной динамики Кыргызстана в гуманитарной мысли.

Глава II. Историко-культурное наследие Кыргызстана и проблема его трансформации.

§1. К истории формирования культурных пластов наследия Кыргызстана.

§2. Основные тенденции глобализации социокультурной жизни Центральной Азии.

Глава III. Особенности обновления культуры Кыргызстана в контексте глобализационных процессов

§ 1. Процессы обновления в области современных религиозных практик.

§2. Процессы обновления в современной культуре жизнеобеспечения.

§3. Культурогенетические процессы в современной музыке.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурогенетические процессы в современном Кыргызстане: тенденции и проблемы»

Предлагаемое диссертационное исследование посвящено изучению механизмов динамики локальной культуры в современных условиях. Теоретические положения применяются для анализа культурогенетических процессов, происходящих в контексте глобализации Центральной Азии на примере обновления культуры Кыргызстана.

Актуальность исследования • Проблемы культурогенеза сравнительно недавно стали предметом специального научного» изучения. В науках о культуре эти проблемы в настоящее время формируются как самостоятельное направление. Всестороннее изучение проблем культурогенеза является весьма актуальным.

Культурогенетические процессы протекают перманентно. Современный этап социокультурною развития связан с масштабными инновациями и глубокими трансформациями. Исходя из этого, важно понимать механизмы генезиса новых явлений и их интеграции в уже существующие культурные системы, в первую очередь для того, чтобы интеграция нового не была бездумным копированием, а являлась процессом выработки новых форм, отвечающих потребностям социума. Изучение процессов инновации и модернизации представляет исключительную важность для выстраивания грамотной культурной политики государства. Не менее важным представляется изучение процесса сохранения и трансформации традиций в изменяющихся условиях.

Научная актуальность данной работы состоит в том, что без изучения культурогенеза, как одного из важнейших механизмов динамики культуры проведение исследований в этой области представляется практически невозможным. В настоящий момент назрела настоятельная необходимость как структурирования и обобщения накопленного эмпирического материала по трансформациям в современной кыргызской культуре, так и проведения комплексного изучения тенденций ее развития при помощи наиболее отвечающей этим целям культурогенетической методологии.

Значение данной работы определяется в первую очередь, необходимостью комплексного исследования процессов обновления современной культуры Кыргызстана.

Объект и предмет исследования Объектом диссертационной работы является современная культура Кыргызстана;

Предмет исследования диссертации - процесс обновления форм материальной; художественной и духовной культуры Кыргызстана.

Цели и задачи диссертации Цель диссертационной работы — выявить особенности культурогенетических процессов в динамике культуры Кыргызстана в, условиях глобализации.

В-связи.с указаннойщелью были поставлены следующие задачи: 1. изучить современные концепции культурогенеза.

2., проанализировать существующие работы в области: современной социокультурной динамики Кыргызстана: 3; рассмотреть историю. формирования культурных пластов наследия

Кыргызстана. . '

4: выявить тенденции глобализационных процессов в культуре народов

Центральной Азии. 5. проследить процессы и результаты обновления культуры Кыргызстана в современных условиях на примере материальной ¡(элементы культуры жизнеобеспечения), художественной (музыка), духовной (религиозное мировоззрение) культуры.

Степень научной разработанности темы диссертации В современной науке различным аспектам культурогенеза посвящено значительное количество работ. Для исследования в первую очередь имели значимость монографии, диссертационные работы и научные статьи, посвященные теоретическим разработкам в области структуры и механизмов культурогенетического процесса. Это в первую очередь труды Э.С. Маркаряна, В.М. Массона, А.Я. Флиера, М.С. Кагана, A.C. Арутюнова.

Процессы эволюции культуры и культурогенеза в древности, в том числе и на конкретно-историческом примере Центральной Азии разработаны в работах В.М. Массона. Развитие культуры республики в досоветский и советский- период' необходимо для понимания сложного процесса формирования культурных пластов наследия Кыргызстана, сложившихся к изучаемому периоду. Эти предпосылки во многом определяют тенденции современной' социокультурной динамики республики. Развитием культуры Кыргызстана досоветского периода занимались В.В*. Бартольд, А.Н. Бернштам, Е.Е. Кузьмина, JI.M. Мосолова, В.М. Горяева и др. Из исследований советского периода необходимо отметить работы Дж.Т. Уметалиевой,' О.Н. Поповой, Л.А. Прытковой, А.А.,Салиева и пр.

Проблемами, глобализации культуры и ее трансформации* в-информационном обществе занимались М.С. Каган, Т.А. Мазаева, В.М. Межуев, Н.В. Тишушнина, В.С.Жидков, И.В. Кондаков, О.Н. Астафьева и др.

Учитывая важность для диссертационной' работы, исследований перечисленных авторов, можно все же заключить, что задачу изучения, процесса возникновения- инноваций:, трансформации и наследования традиций в современной культуре Кыргызстана они перед собой не ставили. Некоторые аспекты этого процесса нашли отражение в статьях периодической печати республики, часто имеющих описательный характер, и отдельных публикациях в научных сборниках и журналах. Системные исследования процессов развития современной культуры республики только начинаются.

Источниковая база исследования

Основными источниками являются материалы периодической печати Кыргызстана, научно-образовательного журнала «Центральная Азия и культура мира» и альманаха «Курак» /искусство и культура/, дайджестов-«Культурная жизнь Кыргызстана», научных конференций, столичных музеев.

Кроме того, данные полевых исследований в области современной религиозной ситуации в Кыргызстане, отчеты Государственного Агентства по делам религий, музыкальные порталы, интернет-сайты, буклеты и отчеты ведущих компаний — производителей товаров массового потребления.

Рабочая гипотеза исследования В качестве научной гипотезы исследования выступает предположение возможности и необходимости применения культурогенетической теории при изучении процессов обновления современной культуры Кыргызстана для описания и объяснения механизмов возникновения новых культурных феноменов, наряду с наследованием и трансформацией прежних.

Методологическая и теоретическая основа диссертации Методологические основания предпринятого исследования в первую очередь связаны с необходимостью применения системно-синергетического и культурологического подходов в изучении современных изменений культуры Кыргызстана. Это дало возможность рассматривать современную культуру республики как изменяющуюся целостность. Основная цель работы вызвала необходимость изучения явлений культуры как элементов системного развития целостности.

Применение историко-типологического метода в работе было обусловлено необходимостью описания современного типа культуры

Кыргызстана, сложно соединяющим в себе наследие многовековой традиционной культуры, советского пласта и инновационных явлений в культуре современности.

Компаративный метод использовался при выявлении особенностей протекания глобализационных процессов в культуре Кыргызстана в сравнении с культурами республик Центральной Азии и по отношению с аналогичными процессами в мировой культуре.

Для анализа изменений, происходящих в современной культуре Кыргызстана на примере отдельных ее явлений, использовался показавший большую эффективность генетический метод. Он предполагает исследование процессов, или явлений на основе анализа происхождения, наследования и последовательности стадий самообновления.

Основные научные положения, выносимые на защиту:

I. Широкие возможности для; изучения динамики культуры Кыргызстана представляет ее понимание как специфического способа человеческой деятельности. Культурогенез, являющийся основным j механизмом динамики системы культуры, представляет собой перманентный процесс порождения новых культурных форм, наряду с наследованием и трансформаций существующих в ходе которого в, культуре возникают спонтанные, стимулированные или заимствованные новации, а часть существующих элементов, трансформируется в результате адаптирования к изменяющимся условиям существования.С течением времени новые явления стереотипизируются. и- закрепляются, традицией, которая- является^ механизмом'« самосохранения культуры. На каждом1 этапе развития, часть элементов культуры наследуется в неизменном виде для поддержания и воспроизведения исторического типа культуры.

II. Важную роль в изучении традиций и преемственности культуры народов и отдельных регионов' играют пласты культурного- наследия. Характер современных культу рогенетических процессов во- многом обуславливается тем, что культура Кыргызстана с древнейшего периода' не была однородной: процессы адаптирования к окружающей среде, в результате которых формировались, соответствующие пласты, проходили посредством земледельческого и скотоводческого типов хозяйствования. Специфический пласт, значимый для анализа тенденций развития республики, сложился в советский период под влиянием перехода к оседлому образу жизни и в результате приобщения населения к общеевропейским ценностям через русскую культуру.

III. Процессы интеграции в мировое глобальное пространство в республике проходят в условиях переходного периода, когда формирование новой социокультурной системы связано> с идеологическими поисками и происходящими в разных сферах коренными преобразованиями. Успех в этом отношении напрямую зависит от преодоления назревших противоречий, связанных с проблемой «традиция-индивидуальность». Перспективным путем развития^ республики представляется синтез функциональных и жизнеспособных традиций с ценностями мирового сообщества и выработка -на этой* основе новых культурных форм, отвечающих потребностям социума и личности.

IV. Культурогенетические процессы в сфере духовной культуры идут медленнее, чем в других, сильнее зависят от социокультурных предпосылок и, представляя исключительную- важность для гармоничного развития общества, нуждаются в стратегически продуманной поддержке. Наиболее целенаправленный характер в- республике носит обновление религиозных практик. В изменяющихся условиях возникли новые религиозные* практики, как заимствованные (протестантизм, синтоизм, оккультные движения), так и созданные на основе местного культурного опыта (культ Манаса) или сочетающие ранние магические формы с представлениями современных нетрадиционных культов. Трансформировались древние верования (шаманизм) и исчезли не востребованные в современном^ обществе (буддизм). Быстро* возродился и укрепился ислам, который был воспринят населением как 'наиболее традиционная вера кыргызов и поддержан государством в качестве ведущей религии. Вместе с тем наследовалось тенгрианство и некоторые направления христианства. Таким образом, в культуре утвердились разные практики, как на основе собственных традиций, имеющих спонтанный и стимулированный характер, так и пришедших с востока и запада.

V. Процессы обновления в сфере материальной культуры, связанные с практической стороной деятельности социума, проходят активно и показывают, что данная подсистема быстрее других приспосабливается к новым условиям, а большинство трансформаций ее элементов носит продуманный стимулированный, характер. Наряду с традиционными для предыдущего периода напитками и пищей, быстро стали популярными, а потом и привычными новые напитки: заимствованные из других культур (кока-кола из американской; тан и аршан через российскую из кавказской и монгольской), возникшие внутри культуры и трансформировавшиеся в изменяющихся условиях варианты традиционных напитков (шоро), изготовленные по древним рецептам, но с использованием современных технологий (бозо, кумыс). В короткие сроки в результате творческой активности отдельных людей и их коллективов, под воздействием процесса адаптирования к изменившимся условиям существования, сложилась новая система культуры жизнеобеспечения.

VI. Культурогенетические процессы в сфере художественной культуры республики носят скорее спонтанный характер и полностью зависят от деятельности креативных личностей. В городах возникли группы из числа непрофессиональных музыкантов в форме андеграунда развивающие такие новые направления как рок, рэп и джаз. На фестивалях и в специализированных клубах исполняются песни собственного сочинения преимущественно на русском и английском языках, наметилась тенденция создания произведений на кыргызком языке, в ресторанах - заимствованные из западных и восточных культур. В сельской местности, среди иностранцев и ценителей фолка востребована традиционная этническая музыка и песни. Существует тенденция создания произведений на основе сочетания этнофолка с музыкой новых жанров; получила развитие специфическая форма кочевого фольклорного театра. На официальной сцене доминирует ориентированный на молодежь жанр популярной музыки, как использующий образы и мелодии народного искусства, так и подражающий модным в определенный период зарубежным исполнителям. Вместе с тем в культуре сохраняется сформированная в предыдущий период оркестровая (симфоническая и камерная) и оперная музыка.

Научная новизна диссертации

Заключается в том, что впервые:

• процессы и механизмы обновления сфер материальной, духовной и художественной культуры современного Кыргызстана становятся предметом интегративного культурологического исследования.

• переосмыслено и-уточнено содержание концепта «культурогенез» на основе аналитического изучения разработок ведущих специалистов в данной области.

• предложен опыт применения теории культурогенеза к анализу процессов динамики локальной культуры. Тем самым устранен имевшийся пробел между теоретическими и прикладными исследованиями в этой области.

• проведено системное изучение пластов наследия- Кыргызстана в качестве историко-культурной базы современных культурогенетических процессов.

• на основе анализа обновления наиболее репрезентативных для республики элементов духовной, материальной и художественной культуры - религиозных практик, культуры жизнеобеспечения и музыки' выявлены основные тенденции развития современной^ культуры, Кыргызстана.

Теоретическая значимость исследования Проведенное исследование является научным вкладом в разработку культурогенетической проблематики. Предложен опыт изучения процессов и механизмов обновления современной культуры Кыргызстана на примере ее отдельных подсистем. Этот опыт может быть использован для изучения аналогичных процессов в других национальных культурах и при построении теории культурогенеза. - одной из фундаментальных проблем культурологии, поскольку динамика порождения и самообновления культуры является неотъемлемой составляющей человеческого бытия и охватывает все формы деятельности людей:

Практическая значимость исследования

Материалы исследования могут быть использованы при чтении' курсов по истории культуры Кыргызстана и в целом республик Центральной Азии конца XX - начала XXI веков, что представляется особенно важным в связи с малочисленностью- пособий, анализирующих современный- период культурного развития региона. Результаты работьг также представляют важность для планирования» современной культурной- политики и при соответствующих условиях могут быть применены для прогнозирования, проектирования и оптимизации протекания культурогенетических процессов в республике.

Апробация и внедрение результатов работы

Результаты^ предпринятых исследований были представлены в? ряде докладов, в, т. ч.: исследовательской-конференции^ «Новое в гуманитарных науках», (Кыргызстан; Бишкек, ФПОИ, 2008 г.); международной^ научно-практической конференции «Искусство и* диалог культур» (Россия, Санкт-Петербург, РЕПУ им. А.И. Еерцена, 2009 г.); международном научном симпозиуме «Еу манизм XXI столетия: к идеологии самосохранения человечества» в рамках форума «Дни Петербургской> философии» (Россия, Санкт-Петербург, 2009), на учебных семинарах и заседаниях кафедры.

Основные результаты были изложены в ряде публикаций в т.ч.: периодическом научном издании «Культурологические исследования» (Санкт-Петербург); журнале, рекомендованном ВАК Минобразования и науки РФ для публикации результатов диссертационных исследований — «Известия-Российского государственного педагогического, университета им. А.И. Еерцена».

Структура и объём диссертации

Структура диссертационной работы определяется поставленными целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Общий объем исследования составляет 145 с. 1

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Абубакирова, Асель Каиржановна

Выводы к главе III.

I. Понимание культуры Кыргызстана как способа человеческой, жизнедеятельности» открывает широкие возможности для изучения* ее строения, развития и обновления. Поскольку деятельность, людей выступает I в трех основных формах: духовно-теоретической, материально-практической-и практически-духовной (художественной), то в целостном поле культуры« исторически дифференцируются три соответствующие подсистемы* -духовная, материальная и художественная. Религиозные практики, культура жизнеобеспечения и музыка представляют собой традиционно наиболее репрезентативные для республики элементы указанных подсистем. Процессы их обновления происходят неравномерно и разными темпами.

II. В духовной культуре Кыргызстана культурогенетические процессы идут медленнее, чем в- других сферах. Из ее элементов наиболее целенаправленно обновляются религиозные практики, которые в настоящее время отличает чрезвычайная пестрота-. Разнообразные религиозные движения стали быстро развиваться* в условиях провозглашенной» свободы, вероисповедания, и идеологического вакуума. Возникли новые религиозные практики, исчезли, не востребованные, некоторые; возродились и; были: наследованы, а другие трансформировались, в новых условиях. Таким-образом, в культуре утвердились разные практики, как. на основе собственных традиций;, имеющих. спонтанный и стимулированный характер, так и пришедших с востока ¿¡запада.,

IUI В"сфере:материальной;культурышроцессы обновления; связанные с практической« стороной; деятельности; социума; проходят; активно; а большинство инноваций и трансформаций носит стимулированный-характер: Наряду с традиционными; для предыдущего периода напитками и пищей быстро; стали; популярными;, а? потом-: и? привычными; новые- напитки; как заимствованные;. так» и возникшие: внутри культуры, или. трансформировавшиеся в изменяющихся условиях варианты традиционных напитков. В короткие сроки под воздействием процесса адаптирования к. изменившимсяi условиям существования- сложилась новая система культуры жизнеобеспечения.

IV. В художественной; культуре республики; культурогенетические процессы больше, чем в других сферах зависят от деятельности креативных личностей. Сохраняется сформированная в предыдущий период оркестровая (симфоническая и камерная) и оперная музыка. В городах появились группы в форме. андеграунда развивающие; такие новые для республик» направлениям как рок, рэп и джаз, исполняя произведения; как собственного, сочинения; так, и заимствованные из;западных и восточных;культур. В сельской'местности, среди иностранцев и ценителей фолка востребована традиционная: t этническая музыка и песни. Существует тенденция создания произведений на основе синтеза музыки новых жанров и этнофолка; получила развитие специфическая форма кочевого фольклорного театра. На официальной сцене доминирует жанр популярной музыки; представители которого как используют образы и мелодии народного искусства, так и подражают модным в определенный период зарубежным исполнителям.

V. Созданные и отобранные для заимствования формы материальной, духовной и художественной культуры, а также их соотношение с наследованными, определяют процессы обновления Кыргызстана.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе диссертационного исследования мы пришли к следующим обобщающим выводам:

I. Под культурой понимается специфический способ человеческой жизнедеятельности. Основным механизмом динамики системы культуры признан культурогенез, представляющий собой перманентный процесс порождения новых культурных форм, наряду с наследованием и трансформаций существующих. Его источником выступают два процесса существования человека во времени и пространстве: самоорганизаг^ия стихийное саморазвитие и усложнение структур, обусловленное внутренней логикой упорядочения, иерархизации, экономии затрачиваемой энергии и т.д.) и адаптация (совершенствование структур в результате приспособления I к окружающей среде), чаще адаптирование (двоякий процесс приспособления сообществ к условиям существования путем выработки новых средств и технологий с одной стороны и изменения окружающей среды под свои потребности с другой).

В, ходе процесса перманентного обновления в культуре возникают спонтанные, стимулированные или заимствованные новации, а часть существующих элементов трансформируется в результате адаптирования к изменяющимся условиям существования. Новации (возникновение новых явлений) и инновации (вхождение новых явлений в культуру) связаны с процессом перманентного обновления культуры и являются ее изначально присущими глубинными свойствами, тогда как связанный с ними по смыслу концепт модернизаг^ия подразумевает изменение культуры в соответствии с требованиями современности, дотягивание до современности определенного образца. Инновации могут иметь формальный (поверхностный) и ценностный (глубинный) характер. Определяющая роль в культурогенетических процессах отводится инновациям, возникающим в результате внутренних причин саморазвития социума и инициативных действий отдельных креативных личностей и их коллективов. С течением времени новые явления стереотипизируются и закрепляются традицией, которая является механизмом самосохранения культуры. На каждом этапе развития часть элементов культуры наследуется в неизменном виде для поддержания и воспроизведения исторического типа культуры.

II. Важную роль в изучении традиций и преемственности культуры народов и отдельных регионов играют пласты культурного наследия -устойчивые проявления, взятые во временном отношении. Характер современных культурогенетических процессов во многом обуславливается тем, что культура Кыргызстана с древнейшего периода не была однородной. Процесс адаптирования к окружающей среде посредством земледельческого 1 типа хозяйствования и сложение соответствующих форм искусства и архитектуры у народов Центральной Азии, включая территорию Южного Кыргызстана, проходил в рамках джейту некой, а затем чустской культур. Территория Северного Кыргызстана относилась к андроновской общности с преобладающим скотоводческим типом хозяйствования, которая в дальнейшем трансформировалась в ранних кочевников. Это определило главные пути формирования в регионе пласта феодальной культуры: поэтапный переход к феодализму земледельческих обществ Согда,

Семиречья, Ферганы, включая их современную кыргызскую часть, и путь феодализации родоплеменных общностей и образования полукочевых империй, который прошли тюркские народы, в том числе кочевое население Кыргызстана. Хозяйственная сторона различий во многом нивелировалась в советский период, когда произошел переход к оседлому образу жизни и под влиянием процесса приобщения к общеевропейской культуре через русскую в республике начал складываться пласт наследия, где глубокие инновации переплелись с жизнеспособными традициями народного творчества и в

5 разных формах были восприняты новым профессиональным искусством. Но

1/ сохранились духовно-мировоззренческие особенности. Так, в земледельческих районах ведущей формой правления была централизованная монархия, а в кочевых - военно-родовая демократия, формировавшая более мобильных и восприимчивых к инновациям людей. В I издавна аграрных районах современного Кыргызстана сильны патриархальные ценности, религиозное мировосприятие и консолидация, на базе традиционных этнических ценностей, а в индустриальных областях получили превалирующее- развитие либеральные ценности, светское мировосприятие, космополититические образцы культуры. Такое деление достаточно условно, так как в настоящее- время под влиянием интеграционных процессов^происходит постоянный'взаимообмен как внутри страны, так в региональном! и межгосударственном плане.

III. Современный Кыргызстан, при том, что социокультурные* и художественные процессы на его территории имеют своеобразные черты, развивается! в рамках Центральной^ Азии, где под влиянием глобализационных процессов наметилась интеграция в мировое культурное пространство. Тенденция, к глобализации - одна из характерных особенностей современного этапа развития общества и культуры. Высокие технологии и единое информационное пространство я вывели этот процесс на новый уровень, а не знающая государственных границ^ информация« стала его 1 особенностью. Новый тип культурных локальностей объединяет людей4 из, разных стран по общности предпочтений'на основе свободного выбора-ими своей культурной идентичности, а не по национальному признаку. Так, поклонники классической музыки, живя, как в Кыргызстане, так и во всем мире, образуют культурные общности, одновременно глобальные и локальные. В современном обществе человек может жить в пространстве мировой культуры, не порывая при этом с национальной. Процессы глобализации у народов Центральной Азии проходят в сложных условиях переходного периода, когда советская система осталась в прошлом, а формирование новой связано с коренными преобразованиями политико-экономической и социальной систем, драматическими идеологическими поисками под разнонаправленным влиянием внешнеполитической активности мировых и крупных региональных держав.

Опыт первых лет перестройки показал, что успех преобразований зависит■ в первую очередь от преодоления социокультурных противоречий, так как реформы принципиально выходящие за рамки менталитета основной* массы населения страны, разрушающие привычную картину мира и не учитывающие культурно-самобытные ценности вызывают дискомфорт и* не находят поддержки общества. В этом» плане огромное напряжение переживает проблема «традиция-индивидуальность». С одной, стороны в эпоху глобализации, чтобы не остаться*на обочине истории,- страньипроводят преобразования,инновационного и модернизационного характера, а с другой в регионе идет активный процесс возрождения и трансформации! традиций, связанный, особенно в первые годы суверенитета, с потребностью-восполнить идеологический,*вакуум и поисками национальной идентичности. Исходя из этого, синтез функциональных и жизнеспособных традиций и ценностей современного мирового-сообщества, выработка на-этой основе новых культурных форм, отвечающих потребностям социума, представляется наиболее перспективным путем инновационного развития Кыргызстана.

IV. Большие возможности для анализа- строения и, более детального изучения* развития и обновления культуры Кыргызстана открывает ее понимание как способа человеческой- жизнедеятельности. Поскольку деятельность, людей выступает в трех основных формах: духовно-теоретической, материально-практической и практически-духовной (художественной), то в целостном поле культуры исторически дифференцируются три соответствующие подсистемы - духовная, материальная' и художественная. Религиозные практики, культура жизнеобеспечения и музыка представляют собой традиционно наиболее репрезентативные для республики элементы указанных подсистем. Процессы их обновления происходят неравномерно и разными темпами.

Культурогенетические процессы в сфере религиозных практик в сравнении с другими областями духовной культуры республики происходит наиболее целенаправалено. Если , в предыдущий период официально доминировала коммунистическая идеология, сохранялся ислам и, в форме народных обычаев, традиционные верования, то в настоящее время религиозные практики отличает чрезвычайная пестрота. Провозглашенная свобода вероисповедания и идеологический вакуум конца XX - начала XXI веков создали условия для бурного развития разнообразных религиозных движений в стране. В республике стали появляться новые религиозные практики как заимствованные (протестантизм, синтоизм, оккультные движения), так и созданные на основе местного культурного опыта (культ Манаса) или сочетающие ранние магические формы (шаманизм, тенгрианство) с представлениями современных нетрадиционных культов. Происходит трансформация традиционных древних верований (шаманизм) или исчезновение не востребованных в современном обществе Кыргызстана практик (буддизм). В условиях роста самосознания граждан, сопровождавшегося обращением к истории, традициям и религиозным ценностям произошло быстрое возрождение и укрепление ислама, который был воспринят населением как наиболее традиционная вера кыргызов и поддержан государством в качестве ведущей религии. Вместе с тем, возрождаются и наследуются некоторые направления христианства. Например, православие, так как церкви этой религии и ранее существовали в Кыргызстане. Наследовалось тенгрианство, рассматривается вопрос его включения в концепцию современной национальной идеологии. Таким образом, в культуре утверждаются разные практики, как на основе собственных традиций, имеющих спонтанный и стимулированный характер, так и пришедших с востока и запада. Процессы обновления духовной культуры в целом идут медленнее, чем аналогичные процессы в других сферах, сильнее зависят от социокультурных предпосылок, нуждаются в стратегически продуманной поддержке и представляют исключительную важность для гармоничного развития общества.

Процессы обновления в. сфере материальной культуры, связанные с практической стороной деятельности социума, проходят более активно. Даная подсистема быстрее других приспосабливается к новым условиям, а большинство трансформаций: ее элементов носит продуманный стимулированный характер: Изучение культуры жизнеобеспечения показало, что наряду с традиционными для предыдущего периода напитками и пищей, быстро стали популярными-, а потом и привычными новые напитки: , заимствованные из других культур (кока-кола из американской; тан,и аршан через российскую из кавказской и монгольской), возникшие внутри культуры и трансформировавшиеся в изменяющихся условиях варианты традиционных напитков (шоро), изготовленные по древним рецептам, но с использованием современных технологий; (бозо, кумыс). В короткие сроки в результате , творческой активности отдельных людей и; их. коллективов, иод воздействием процесса адаптирования.' к изменившимся условиям; существования, сложилась новая система культуры жизнеобеспечения.

В художественной культуре сохраняются -традиции народного и сформированного в. предыдущий^ период профессионального искусства. Возникли андеграундные творческие коллективы, развивающие такие новые для республики музыкальные направления как рок, рэп или джаз. Развивается фолк, а также синтетические направления, сочетающие традиции кыргызской этнической музыки и новых жанров, к примеру, джаза: Возникла; и пользуется популярностью специфическая форма - кочевой; фольклорный театр, который через фольклорные сюжеты и музыку осмысляет события, происходящие в современном Кыргызстане. На официальной: сцене доминирует ориентированный на молодежь жанр эстрадной песни, черпающий образы и мелодии-из народной музыки. Культурогенетические процессы в сфере художественной культуры республики носят скорее спонтанный характер и полностью зависят от деятельности креативных личностей. ,

В зависимости от выработанных форм материальной, духовной и художественной культуры и их соотношения с наследованными, зависит в целом обновление Кыргызстана.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Абубакирова, Асель Каиржановна, 2010 год

1. Ohmae К. The Bordless World: Power and Strategy in; the 1.terlinked Economy . Fontana, 1990.

2. Voropaeva V., Goryacheva V. Kyrgyzstan on the Great Silk Rout: Cultural interaction with India // Himalayan and Central Asian- Studies. Vol. 21 № 3-4. New Delhi, 3998.

3. Абикеева Г. Три стадии развития национальной культуры // Курак. Альманах(Искусство и культура); Бишкек, 20071 № 2,(8); С. 27-291

4. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурныесвязи. Фрунзе: Кыргызстан, 1990. 480 с. 5; Аванесова? Г.А., Динамика; культуры- // Культурология!. XX век.

5. Энциклопедия.СПб;: Университетскаякнига; 19981 Т.1. 01 175-176. 6. Акишев А.К. Искусство;и!мифология саков: Алма-Ата:;Наука' 1984.,. 71. Арутюнов, С.А. Адаптивное значение культурного; полиморфизма, //

6. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / Отв. ред. Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1989. 243,3. с.

7. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал; традиция // Советская этнография; 1981. №2. С. 97-99.

8. Арутюнов С.А. Этнографическая наука и изучение культурной динамики // Исследования по общей этнографии. М.: Наука, 1979. С. 2460.

9. Баялиева Т.Д. Доисламские верования и их пережитки у киргизов. Фрунзе: Илим, 1972. 170 с.

10. Бондарев A.B. История и основные направления развития отечественных теоретических исследований культурогенеза: Дис. канд. культурологии. СПб. 2009. 255 с.

11. Бондарев A.B. Основные направления теоретического изучения культурогенеза // Мир философии — мир человека: прил. к журналу «Философские науки»: сб.ст. / [Редкол.: Ю Н. Солонин (преде.), М.С. Уваров и др.]. М.: Гуманитарий, 2007. С. 385-409.

12. Борубаев Т. Киргизская кухня. Фрунзе: Кыргызстан, 1982. 176 с.

13. Валиханов Ч.Ч. Следы шаманства^ киргизов // Собр. соч. в 5 т. Т.4: С. 55-71.

14. Василькова В.В. Порядок и Хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоорганизации. СПб.: Издательство «Лань», 1999. 480« с.

15. Василькова В.В. Синергетика и архетипические коды социальной самоорганизации // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002. С. 247-262.

16. Виноградов В. Киргизская народная музыка. Фрунзе: Киргизгосиздат, 1958. 270 с.

17. Воропаева В.А., Горячева В.Д. Великий шелковый путь и культурные взаимосвязи Тянь-Шаня и Ферганы. // Изучение древнего и средневекового Кыргызстана. Бишкек: Мурас, 1998. С. 34 39.

18. Восточные авторы о кыргызах: Сб. ст. / Сост. О.Караев. Бишкек: Кыргызстан, 1994.

19. Высоцкий В.Б. Системный подход в изучении институций культуры: , Научно-методические материалы. СПб: СПбИГО; ООО Книжный Дом, 2008. 24 с.

20. Гачев ГД. Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1988. 430 с.

21. Глобализация и культура: аналитический подход. Сборник научных материалов. СПб Янус, 2003. 172 с.

22. Глобализм в системе категорий современной культурологической мысли. Коллективная монография. СПб.: Янус, 2005. 426 с.

23. Горячева В.Д. Средневековые центры и архитектурные ансамбли Киргизии. Фрунзе: Илим, 1983. 68 с.

24. Гофман А. Традиции // Культурология. XX век: Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 265.

25. Гэй У. Процессы глобализации и наука глобалистика // Век глобализации. М.: Учитель, 2008. №1. С. 34-75.

26. Древность. Славяне. Арьи. / Под ред. Гусевой. М.: Палея, 1996. 180 с.

27. Елисеев Ю. Малинецкий Г. и др. Инновационный императив // Независимая газета. 2004. 28 апр. С. 6-7.

28. Ергалиева Е. Традиция и индивидуальность в переходный период. // Курак. Альманах (Искусство и культура). Бишкек, 2000. № 2. С. 4-5.

29. Жарма-Шоро Электронный ресурс. Электрон. дан. -Инфрмационный ресурс компании «Шоро». - Режим доступа: http://www.shoro.kg/catalog/nat drinks/jarma shoroA свободный. - Загл. с экрана.

30. Жидков B.C., Соколов К.Б. Глобализация: социокультурный аспект // Глобализм в системе категорий современной культурологической мысли. Коллективная монография. СПб.: Янус, 2005. С. 59-114.

31. Заднепровский Ю.А. Древнеземельческая культура Ферганы. М., JL: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. 178.

32. Заднепровский Ю.А. Ошское поселение в истории Ферганы в эпоху поздней бронзы. Бишкек: Мурас, 1997. 172 с.

33. Зерновой напиток Аршан Электронный ресурс. Электрон, дан. -Инфрмационный ресурс компании «Артезиан». - Режим доступа: hUp://www.arlczian.kg/image?id=99, свободный. - Загл. с экрана

34. Инновационные аспекты культурной политики в России: Материалы всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 19 мая 2008 г.) СПб.: Астерион, 2008. 206 с.

35. Искусство в контексте цивилизационной идентичности / Под ред. H.A. Хренова. М.: Т.Д. Бриколь, 2006. Т. 2. 230 с.

36. Историография и источниковедение в культурологическом исследовании (Культурологические исследования'06): Сборник научных трудов. Спб.: Астерион, 2010. 222 с.

37. История киргизского искусства // Под ред. A.A. Салиева Фрунзе: Илим, 1971.408 с.

38. Каган М.С. Искусствознание и художественная критика: Избранные статьи. СПб.: Петрополис, 2001. 521 с.

39. Каган М.С. Историческая типология художественной культуры. Самара: СамВен, 1966. 84 с.

40. Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб.: «1Л», 1996. 232 с.

41. Каган М.С. О прикладном искусстве. Л.: Худ. РСФСР. 1961. 160 с.

42. Каган М.С. Общее представление о культуре // Ведение в культурологию. Курс лекций / Под» ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. 521 с.

43. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. 416 с.

44. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974. 328 с.

45. Кисломолочный напиток «ТАН» Электронный ресурс. Электрон, дан. - Инфрмационный ресурс компании «Артезиан». - Режим доступа: Ьир://уу\у\у.а11:е21ап^Лп^е?1ё=92, свободный. - Загл. с экрана.

46. Князев А.А. История афганской войны 1990-х и превращение Афганистана в источник угроз для Центральной Азии. Бишкек: Изд. КРСУ, 2002. 270 с.

47. Койчуев Т. Кыргызы и их предки: Нетрадиционный взгляд на историю и современность / Под ред. А. Карыпкулова. Бишкек: Раритет Инфо, 1999. 124 с.

48. Кузьмина Е.Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе: Илим, 1986. 129 с.

49. Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? М.: Наука, 1994. 464 с.

50. Культура жизнеобеспечения и этнос // Ред. Арутюнов С.А., Маркарян Э.С. Ереван: Изд. АН АрмССР, 1983. 319 с.

51. Мазаева Т.А. Инновация в этнокультурной среде. Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2007. 188 с.

52. Мамаюсупов О.Ш. Вопросы (проблемы) религии на переходном периоде. Бишкек, 2003. 353 с.

53. Маркарян И.С. Культурная традиция и задача дифференциации ее общих и локальных проявлений // Методологические проблемы этнических культур: Материалы симпозиума. Ереван: Изд. Арм. ССР, 1978. С. 84-91.

54. Маркарян Э.С. Интегративные тенденции во взаимодействии общественных и естественных наук. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1977. 232 с.

55. Маркарян Э.С. Наука о культуре и императивы эпохи. М.: б.и., 2000. 127 с.

56. Маркарян Э.С. О значении междисциплинарного обсуждения проблем культурной традиции // Советская этнография. -1981. N 3. - С. 71-79.

57. Маркарян Э.С. Об исходных методологических предпосылках исследования этнических культур // Методологические проблемы этнических культур: Материалы симпозиума. Ереван: Изд. Арм. ССР, 1978. С. 6-16.

58. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. 284 с.

59. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981. № 2. С.16-27.67. артынов А.И. Культурогенез. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2008.336 с.

60. Маслов В.И. Региональная безопасность: история и проблемы новых независимых государств Центральной Азии. Документальные страницы российско-кыргызских отношений на рубеже веков. / Отв. ред. В.М. Плоских. Бишкек: Изд. КРСУ. 196 с.

61. Массон В.М. Диалектика традиций и инноваций и культурный процесс в древней Бактрии // Древнейшие культуры Бактрии: среда, развитие, связи: Тез. докл. симпоз. Душанбе, 1982. С. 9-13.

62. Массон В.М. Вопросы культурного наследия. Ашхабат, 2002. 48 с.

63. Массон В.М. Вопросы культурного наследия: (Материалы для методологических семинаров). Ашхабад: Б.и., 2002. 48 с.

64. Массон В.М. Древний Кыргызстан: процессы культурогенеза и культурное наследие / Отв. ред. А.Ч. Какеев. Бишкек: Илим, 2003. 158 с.

65. Массон В.М. Культурогенез Древней Центральной Азии. / Под. ред Л.Б. Кирчо. СПб.: Изд-во Петербургского университета, 2006. 384 с.

66. Массон В.М. Культурогенез и этногенез в Средней Азии и Казахстане // Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. Вып. 1. М., 1990. С. 42-53.

67. Массон В.М. Основные направления культурно-исторического процесса // Становление производства в эпоху энеолита и бронзы: по материалам Южного Туркменистана. М., 1981. С. 35-48.

68. Массон В.М. Первые цивилизации / АН СССР. Ин-т археологии. Ленингр. отделение. Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1989. 275 е.: ил., карт. Рез. англ. Библиогр.: С. 259-271.

69. Массон В.М. Первые цивилизации и всемирная история. Кишинев: Высшая антропологическая школа, 2005. 159 с.

70. Массон В.М. Перспективы методологических разработок в исторической науке: формации, цивилизации, культурное наследие // Культурогенез и культурное наследие (Культурологические исследования' 09): Сборник научных трудов. СПб.: Астерион, 2009. С. 11-21.

71. Массон В.М. Понятие культуры в археологической систематике // Каменный век Средней Азии и Казахстана: Тез. докладов. Ташкент, 1972. С. 9-11.

72. Массон В.М. Ритмы культурогенеза и концепция ранних комплексных обществ // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1998. №3. С. 41-47.

73. Массон В.М. Традиции и инновации в процессе культурогенеза (в свете данных археологии) // Преемственность и инновации в развитии древних культур. Материалы методологического семинара ЛОИА Л.: Наука, 1981. С. 38-42.

74. Мацуура К. Глобализация — это также и культурный процесс // Международная жизнь (Проблемы внешней политики, дипломатии, национальной безопасности). 2000. № 8-9. 27-32.

75. Межуев В.М. Глобальное и локальное в современном мире // Трансформации культуры в глобальном информационном обществе / отв. ред. A.B. Костина, ред. колл.: А.И. Шендрик и др.: сб. науч. статей. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. С. 44-52.

76. Межуев В.М. Культура в контексте модернизации и глобализации // Теоретическая культурология. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005. С. 307-319.

77. Методология культурологического исследования (Культурологические исследования'06): Сборник научных трудов. Спб.: Астерион, 2006. 170 с.

78. Мокрынин В., Плоских В. Затонувшая столица на Великом Шелковом пути // Центральная Азия и Кавказ. № 2 (3). Стокгольм, 1999. С 57-76.

79. Мокрынин В., Плоских В. На берегах Иссык-Куля. Бишкек: Илим, 1992. 176 с.

80. Молдалиев О. Современные вызовы безопасности Кыргызстана и Центральной Азии. Бишкек: ФФЭ, 2001. 141 с.

81. Молдалиев O.A. Современные вызовы безопасности Кыргызстана и Центральной Азии. Бишкек: Илим, 2000. 138 с.

82. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. 408 с.

83. Мосолова Л.М. Диалог как основание поисков современной этнокультурной идентичности // Идентичность и диалог культур в эпоху глобализации: международная научно-практическая конференция. Иссык-Куль, 27-29 августа 2007 г. Бишкек, 2007. С.113-119.

84. Мосолова JI.M. Древнейшие антропоморфные изображения Киргизии. // Антропоморфные изображения. Первобытное искусство. Под ред. P.C. Василевского. Новосибирск, Наука, 1987. С. 130-147.

85. Мосолова Л.М. История искусства Кыргызстана. Бишкек: «Бийиктик», 2010. 347 с.

86. Мосолова Л.М. Методологические проблемы освоения мирового культурного наследия в контексте глобализации. // Методология культурологического исследования (культурологические исследования -06). Спб.: Астерион, 2006. С. 3-13.

87. Мосолова Л.М. Модернизация и инновация как концепты динамики культуры и ее образовательной- сферы // Философско-культурологические основания и структура содержания современного гуманитарного образования. СПб.: Книжный дом, 2008. С. 7-19.

88. Мосолова Л.М. Образование в современном культурогенезе России // Бюллетень Учёного совета РГПУ им. А.И. Герцена. № 11 (37).30 ноября 2006. С. 33-36.

89. Мосолова Л.М., Вагинова Л.С. История культуры Кольского Заполярья. СПб: Астерион, 2006. 150 с.

90. Наследие кыргызов в контексте культурного разнообразия, или Горный оазис на Великом Шелковом пути / Э.Ж. Жоробекова, А. И. Токтосунова, Г.И. Токтосунова. Бишкек: Принтхаус, 2008. 343 с.

91. Немых А.П. и др. Проблемы этнического мира и современность., Бишкек: Чырагмачылык, 2003. 123 с.

92. Океева А. Сохранение и развитие культурного многообразия в Кыргызской Республике // Центральная Азия и культура мира. Бишкек. 2006. № 1-2 (19-20). С. 108-117.

93. Окладников А.И., Рацек В.И. Следы древнейшей культуры в пещерах Тянь-Шаня. ИВГО, 1954. Т. 86. Вып. 5. С. 451-476.

94. Омаров Н.М. Государства Центральной Азии в эпоху глобализации: поиски стратегии развития. Бишкек, 2008. 254 с.

95. Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994. С. 7-23.

96. Осмонов О. Дж. История Кыргызстана (с древнейших времен до наших дней). Бишкек: Илим, 2005. 588 с. .

97. Очи лов Б. Перспективы! развития Центральной Азии в условиях глобализации // Центральная Азия и культура мира. Международный, научно-образовательный журнал. Бишкек, 2006. №1-2 (19-20). С. 80-86.

98. Панарин С. Центральная* Азия: интеграционный потенциал и перспективы миграции- // Миграция/ русскоязычного населения из Центральной Азии: причины; последствия, перспективы. Научные доклады Московского центра Карнеги. М:, 1998: Вып. №11. С. 41-57.' ■

99. Пиотровский! М.Б. Особенности, художественной- культуры? арабо-мусульманского средневековья. // Художественная- культура-, в докапиталистических; формациях. , Струткурно типологическое исследование. Л:: Изд-во^ЛРУ, 19841 С: 270Ш5; .

100. Политическая трансформация:, опыт Кыргызстана в мировом контексте. Учебное пособие. / Поде ред. Элебаевой- А.Б1 .Бишкек: Илим, 2002. 116 с. .109; Помаскин Б.В: Сулейман-гора'. Магия наскальников. // Курак. Бишкек, 2001. №7. С. 6-9.

101. Померанц Г. Выход из транса. М.: Юрист, 1995: 576 с.

102. Проблемы культурогенеза и культурного наследия: Сборник статей к 80-летию Вадима Михайловича Массона / Ред. C.B. Белецкий, Л.Б. Кирчо. СПб: Инфо ОЛ, 2009. 264 с.

103. Проблемы этнического мира и современность / А.П. Немых, A.B. Летучих, A.A. Филиппова. Бишкек: Чыгармачылык, 2003. 105 с.

104. Прозерский В.В. Глобализационные процессы в истории культуры // Глобализация и культура: аналитический подход. Сборник научных материалов. СПб.: Янус, 2003. С. 47-53.

105. Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. Опыт реконструкции скифской мифологии. М.: Наука, 1987. 216 с.

106. Сиверцева Т.Ф., Сиверцев М.А. Религиозные меньшинства в Киргизии: опыт полевого исследования. // Восток: Афро-Азиатские общества: история и современность. 1998. № 2. С. 98-120.

107. Современная киргизская кухня: сб. рецептур; сост. С.Ш. Ибрагимова. Фрунзе: Гл. ред. КСЭ, 1989. 224 с:

108. Современный словарь иностранный слов. М.: Рус. яз., 2001.

109. Ставиский Б.Я. Великий Шелковый путь // Вестник истории. Ашхабад, 1996. Вып.1. С. 135-139.

110. Степи Евразии в эпоху Средневековья / Под ред. С.А. Плетневой. М.: Наука, 1981.303 с.

111. Субаналиев С. Киргизские музыкальные инструменты: Идиофоны, мембранофоны, аэрофоны. Фрунзе: Кыргызстан, 1986. 168 с.

112. Табышалиев С.Т. Кыргызстан на Великом Шелковом пути. Бишкек, 1992. 127 с.

113. Тилак Б.Г. Арктическая родина в Ведах. М.: Фаир-Пресс, 2001. 525 с.

114. Тишунина Н.В. Современные представления о глобальном характере социокультурного развития человечества // Глобализм в системе категорий современной культурологической мысли. Коллективная монография. СПб.: Янус, 2005. С. 3-58.

115. Тюрко-согдийский синтез и развитие проблемы культурного наследия: тезисы докладов международной научной конференции молодых ученых и студентов. Ош: КУУ, 2004. Т. 3. 170 с.

116. Урмамбетова Ж.К. Национальная культура и глобализация // Слово Кыргызстана. 2007. 6 апр. С. 5.

117. Урмамбетова Ж.К. Абрасулов С.М. Современные тенденции развития кыргызской культуры. / Отв. ред. Какеев А.Ч. Бишкек: Илим, 2009. 212 с.

118. Философско-культурологические основания и структура содержания современного гуманитарного образования. СПб.: Книжный дом, 2008. 272 с.

119. Флиер А.Я. Структура и динамика культурогенетических процессов: Дис. . д.ф.н./Российский институт культурологии. М., 1995. 173 с

120. Флиер А.Я. Бондарев A.B. Инновационный потенциал культурогенетики и ее функции в системе гуманитарного знания // Проблемы культурогенеза и культурного наследия: Сборник статей к 80-летию Вадима Михайловича Масона. СПб.: Инфо Ол, 2009. С. 25-35.

121. Флиер А.Я. Историческая культурология // Основания культурологии. М., 1995. С. 19-26.

122. Флиер А.Я. Культурогенез // Культурология. XX век: Энциклопедия.

123. Т. 1. СПб.: Университетская книга, 1998. С. 366-367.

124. Флиер А .Я. Культурогенез в истории культуры // Общественные науки и современность. 1995. №3. С. 137-148.

125. Флиер А .Я. Культурогенез. М.: РЖ, 1995. 128 с.

126. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Академ.проект, 2000. 496 с.

127. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Согласие, 2010. 672 с.

128. Флиер А.Я. Основы культурогенеза // Культурология: новые подходы. Научный альманах. М.: МГУКИ, 1995. Вып. 1. С. 49-62.

129. Флиер А.Я. Страсти по глобализации // Трансформации культуры в глобальном информационном обществе / отв. ред. A.B. Костина, ред. колл.: А.И. Шендрик и др.: сб. науч. статей. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. 496 с.

130. Флиер А.Я. Страсти по глобализации // Некультурные функции культуры. М.: МГУКИ, 2008. 272 с.

131. Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению / Перевод с немецкого А.Ю. Антоновского. М.: Кантон +, 2001. 400 с.

132. Центральная Азия и культура мира. Международный научно-образовательный журнал. Бишкек: Принт-Сервис, 2006. № 1-2 (19-20). 213 с.

133. Центральная Азия и культура мира. Международный научно-образовательный журнал. Бишкек: Принт-Сервис, 2002. № 1-2 (12-13). 253 с.

134. Цой И. Великий Шелковый путь диалог культур. Бишкек: ФПОИ, 2001.205 с.

135. Чернов И. Три модели культуры //.Quiquagenario: Сборник статей молодых филологов к 50-летию проф. Ю.М. Лотмана. Тарту, 1972. С. 518.

136. Черносвитов П.Ю. Механизмы наследования культуры // Системные исследования культуры. 2005 / Науч. ред. B.C. Жидков. СПб.: Алетейя, 2006. С. 152-171.

137. Шадрова Н. Государство и религия на современном этапе Кыргызстана./ Диалог культур и религий гарант мира и стабильности. Бишкек. 2002. С. 54-63.

138. Яркова Е. Искусство постсоветского Кыргызстана: культурологический абрис // Курак. Альманах (Искусство и культура). 2000. №2. С. 2-3.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.