"Внутренний человек" в русской и французской литературной традиции: Паскаль, Радищев, Гоголь тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Незовибатько, Ольга Евгеньевна

  • Незовибатько, Ольга Евгеньевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Саратов
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 172
Незовибатько, Ольга Евгеньевна. "Внутренний человек" в русской и французской литературной традиции: Паскаль, Радищев, Гоголь: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Саратов. 2014. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Незовибатько, Ольга Евгеньевна

Содержание

Введение

Глава I. «Внутренний человек» как научная проблема

1.1. «Внутренний человек» и психологизм: к вопросу о соотношении понятий

1.2. «Внутренний человек» в европейской литературно-философской традиции: Аврелий Августин и Блез Паскаль

Глава II. «Внутренний человек» в трактате А.Н. Радищева «О человеке, его смертности и бессмертии» и в «Дневнике одной недели»: русские и европейские источники

2.1. Масонская практическая философия, светское философствование на религиозные темы и идеи французского Просвещения как актуальный контекст становления «внутреннего человека» в трактате «О человеке, его смертности и бессмертии»

2.2. Художественное воплощение «внутреннего человека» в трактате «О человеке, его смертности и бессмертии»

2.3. «Дневник одной недели» в контексте идеи «внутреннего человека»

Глава III. Гоголь и Паскаль: проблема «внутреннего человека»

3.1. Самоистолкование и поиск «внутреннего человека» в «Выбранных местах из переписки с друзьями» и «Авторской исповеди» Н.В. Гоголя

3.2. Философия поприща Гоголя и идея «сродности» Г.С. Сковороды

3.3. «Внутренний человек» в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя и «Мыслях о религии и других предметах» Б. Паскаля

Заключение

Список использованных источников и литературы

Список источников

Список научно-критической литературы

Справочная литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Внутренний человек" в русской и французской литературной традиции: Паскаль, Радищев, Гоголь»

Введение

Тема настоящей работы - «Внутренний человек»1 в русской и французской литературной традиции» (Паскаль, Радищев, Гоголь) - имеет сложившуюся предысторию исследования как в теоретическом плане, так и в историко-литературном.

С позиции содержания понятие «внутренний человек» изучалось в основном специалистами по древнерусской литературе и русской литературе переходного периода. Затрудняет определение терминологических границ «внутреннего человека» метафоричность самого понятия, одновременная его отнесенность к сфере религиозной традиции и светской, которые осмысляют явление разнонаправлено. В литературоведении постановка указанной проблемы осложняется наличием смежных, устоявшихся в науке терминов -таких, как «психологизм», «внутренняя доминанта», «внутренний мир», «интроспекция». В итоге наблюдается смешение явлений художественного текста, психопоэтики и антропологии. Интерпретация «внутреннего человека» и в художественном сознании, и в литературоведческих исследованиях соединяется с темой «внутреннего мира человека»2. Эта тема получила развитие в работах отечественных ученых: В.П. Адриановой-Перетц, Е.Г. Эткинда3, A.C. Дёмина4, В.А. Свительского5, В.В. Савельевой6,

7 Ä

Е.М. Мелетинского , H.A. Нехлебаевой . Тем не менее, упоминаемое в этих

1 В настоящей работе вариативность написания «внутренний человек» - «внутренний» человек связана с существующей исследовательской традицией. Для нас актуально прочтение «внутренний человек» со смысловым акцентом на оба слова.

2 Николаев, Н. И. Внутренний мир человека в русском литературном сознании XVIII века. - Архангельск : Изд-во Поморского гос. ун-та им. М.В. Ломоносова, 1997. - 148 с.

3 Эткинд, Е. Г. «Внутренний человек» и внешняя речь : Очерки психопоэтики русской литературы ХУШ-Х1Х веков. - СПб. : Искусство, 1998. - 702 с.

4 Дёмин, А.. С. О художественности древнерусской литературы. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 848 с.

5 Свительский, В. А. Герой и его оценка в русской психологической прозе 60-70-х гг XIX века: автореф. дис. д. филол. н. - Воронеж, 1995. - 34 с.

6 Савельева, В. В. Художественная антропология. - Алмата : Изд-во АГУ им. Абая, 1999. -281 с.

Мелетинский, Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. - М. : Наука, 1986. - 319 с. Понятие «внутренний» человек в этой монографии как таковое не

работах понятие «внутренний человек», в отличие от «внутреннего мира человека», осталось теоретически не определено. Показательна в этом смысле статья В.П. Адриановой-Перетц «К вопросу об изображении «внутреннего человека» в русской литературе XI - XIV веков»9, в которой понятие «внутренний человек» раскрывается противоречиво. Оно отождествляется то с ментальной и нравственной жизнью человека, то выступает в качестве синонимичного к «психологическому побуждению и переживанию человека», «психологии человека», к «душевной жизни человека», его «душевному состоянию». Очевидно, в таком контексте берущий свое начало в апостольских посланиях и концептуальный для христианского миросозерцания «внутренний человек» используется не в своем генетическом значении, а как метафора, обозначающая появление психологических мотивировок в создании художественного образа.

Методологическая неточность при разграничении «внутреннего человека» от терминологически оформленных дефиниций, либо необоснованное отождествление близких (например, «внутреннего человека» и «внутреннего мира»), но принадлежащих разным культурным парадигмам понятий, раскрываются в исследованиях, посвященных способам художественной репрезентации интеллектуально-эмоциональной жизни

исследуется, а используется для уяснения специфики романного жанра, которая, но мнению исследователя, состоит в открытии «внутреннего» человека. Поэтому средневековый роман делает предметом своего изображения конфликт человека и общества, открывает в герое «личность со своим душевным миром, так или иначе противостоящим социуму». «Любовь как важнейшее проявление «внутреннего человека» в рыцаре должна не только не мешать его подвигам, но и стать главным источником рыцарского вдохновения и доблести» (Мелетинский, Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. - М. : Наука, 1986. - С. 153). Точка зрения Мелетинского опровергается Г. К. Косиковым в статье «К теории романа (роман средневековый и роман нового времени) // Проблема жанра в литературе Средневековья. - М., 1994. - С. 45-87. Косиков утверждает, что теория Мелетинского приводит, во-первых, к модернизации средневекового романа, которому приписывается романная проблематика более поздних эпох, а во-вторых, заставляет четко отграничивать роман от эпоса.

8 Нехлебаева, Н. А. Творчество Димитрия Ростовского в контексте русских литературных представлений о «внутреннем человеке» конца XVII - начала XVIII столетия: дис. к. филол. н. - Северодвинск, 2003. - 23 с.

Адрианова-Перетц, В. П. К вопросу об изображении "внутреннего человека" в русской литературе Х1-Х^ веков // Вопросы изучения русской литературы XI -XX веков. - М. ; Л., 1958.-С. 16.

человека. В таком случае, действительно, религиозно-мистические коннотации «внутреннего человека», связанные с генезисом понятия и влиянием исихазма, оказываются лишними при воссоздании в художественном произведении душевного микрокосма личности, который может быть исчерпывающе описан через ценностно ориентированное понятие «внутренний мир».

Одна из причин понятийной путаницы была отмечена С.И. Кормиловым10 в рецензии на книгу Е.Г. Эткинда «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX вв». По мнению автора, «исследование «внутреннего» человека в русской литературе базируется на тексте, а не на контексте». С этим мнением нельзя не согласиться. Замкнутый на текстовом анализе подход, исключающий вопрос о генезисе понятия и его интерпретации в духовной литературе, не даёт возможности прояснить причины обращения к «внутреннему человеку» со стороны европейской и русской мысли и литературы.

Совершенно в ином ключе тема «внутреннего человека» ставится М.М. Бахтиным11. «Внутренний человек» отождествляется, с одной стороны, с проблемой души и с «принципами оформления души извне, из другого сознания»12, рассматривается как гарантия временного целого героя и, по сути, определяется автором как условие эстетического видения, в отличие от

1 "X

героя, который есть предмет видения . С другой же, «активное эмоционально-волевое отношение к внутренней определенности человека»14 формирует сферу этических связей человеческого «я» и «другого», «я» и «мира». Моментом экспликации этих связей становится переживание феномена смерти, «смерти изнутри и извне». Затем интерес исследователя

10 Кормилов, С. И. «Внутренний» человек в литературе // Вопросы литературы. - 2000. -№ 4. - URL : www.magazines.russ.ru/voplit/2000/4

11 Бахтин, M. M. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин, M. М. Собр. соч. : в 7 т. - Т. 1 : Философская эстетика 1920-х гг. - М. : Изд-во Русские словари. Языки славянской культуры, 2003. - С. 69-263.

12 Там же.-С. 188.

13 Бахтин, M. М. Литературно-критические статьи. - М. : Худож. лит., 1986. - С. 22.

14 Там же. - С. 24.

направляется к анализу исповедального слова, которое, как и тема смерти, отсылает к предельным основаниям бытия человека. Бахтин настаивает на внеэстетичности самоотчета-исповеди как «акта принципиального и актуального несовпадения с самим собой (нет вненаходящейся силы, могущей осуществить это совпадение - ценностной позиции другого), чистого ценностного прехождения себя, изнутри себя самого чуждого оправданного конца, противящегося эстетическому завершению»15. «Внутренний человек» в концепции Бахтина охватывает одновременно сферу эстетических явлений (здесь он выступает условием эстетического видения) и этических отношений «я» и другого, «я» и мира.

Ценные замечания об идее «внутреннего человека», ее развитии в европейском философском мышлении находим в работах по истории философии и философии науки П.П. Гайденко. Проблема «внутреннего человека» возникает в поле авторского исследования при изучении средневековых концепций времени. В святоотеческой литературе время описывается как та реальность, в которой происходят все процессы - от сотворения мира и грехопадения до движения человека к спасению и единению с Богом - и в которой человек теряет чувство своей причастности космической жизни и полностью зависит от божественной милости. На этих основаниях возникает личное отношение человека к личному Богу. «А отсюда - изменившееся значение внутренней жизни человека: она становится предметом пристального внимания, приобретает первостепенную

1 Я

религиозную ценность» . Описывая систему Блаженного Августина,

15 Бахтин, М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин, М. М. Собр. соч. : в 7 т. - Т. 1 : Философская эстетика 1920-х гг. - М. : Изд-во Русские словари. Языки славянской культуры, 2003. - С. 210.

16 Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы) / общ. ред. П. П. Гайденко, В. В. Петров. - М. : Прогресс-Традиция, 2005. - 880 с.

1 Гайденко, П. П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв). Формирование научных программ нового времени. — Новосибирск : Наука, 1987. -448 с.

1 Гайденко, П. П. Средневековые концепции времени // Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы) / общ. ред. П. П. Гайденко, В. В. Петров. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - С. 354-355.

исследователь показывает, как происходит открытие «внутреннего человека», которому «в космосе ничто не соответствует и который целиком обращен к надкосмическому Творцу»19. Основываясь на интерпретации Гайденко, можно утверждать, что идея «внутреннего человека» возможна только в христианской цивилизации и является источником разнообразных форм самосознания, которые, в сущности, не были знакомы ни литературе, ни философии Античности. Способы же выражения самосознания, присутствующие, в том числе и в художественных произведениях, базируются на представлениях о «внутреннем человеке», заключающем в себе онтологически значимую реальность.

Что касается интерпретации «внутреннего человека» как художественного явления, то она разворачивалась в большей мере в контексте литературоведческого изучения гоголевских произведений. Отдельные параграфы монографии С.А. Гончарова «Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте» посвящены описанию негативной антропологии Гоголя, опирающейся на противопоставлении внешнего и внутреннего человека. Исследователь указывает на связь данной антитезы с православно-исихастской традицией и внецерковной религиозностью масонов, определяет круг зарубежных и русских источников, па который опирается опыт изображения «внутреннего человека». В произведениях и переписке Гоголя идея, восходящая к посланиям апостола Павла, становится актуальной в 40-е годы, отсылает к размышлениям писателя о монашеско-аскетическом идеале жизни человека и продолжает формирование «символической топографии тела»20, являющейся одним из способов художественного воплощения «внутреннего человека».

19 Там о/се. - С. 355.

20

Гончаров, С. А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. - М. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. - С. 147.

О 1

Косвенно тема «внутреннего человека» затрагивалась М. Вайскопфом при выявлении возможного влияния учения Сковороды на творчество Гоголя. Развивая концепцию односторонне-негативной реализации Гоголем сюжетов философских диалогов Сковороды, автор обращается к проблеме «внешнего» человека и выделяет общее для украинского Сократа и Гоголя в области символико-аллегорического толкования тела.

Гоголевские принципы изображения человека, «роль и значение антропологической символики»22 изучены в работах В.Ш. Кривоноса. Интерпретируя розановское прочтение гоголевских образов, исследователь отмечает, что «деформация человеческого образа» является феноменом

23

гоголевской антропологии и «следствием способа изображения человека» . Анализ гоголевского мира в свете христианской антропологии убеждает нас в том, что выбранный писателем путь изображения человека позволяет не только «прояснить затемненный в герое образ Божий, но и прямо намекнуть на возможность преображения человеческой личности»24. В этом утверждении намечены ключевые, связанные с концепцией «внутреннего человека» понятия - преображение и спасение.

В связи с творчеством А.Н. Радищева проблема «внутреннего человека» ставилась по крайне мере дважды. Такой незначительный интерес к антропологии автора вызван тем, что в дореволюционный период и затем в советское время сложился идеологически детерминированный образ писателя - «первого русского революционера». Репутация «революционного мыслителя» обеспечила вектор восприятия, зачастую одностороннего, образа Радищева и его произведений. Творчество А.Н. Радищева имеет давнюю традицию исследования в отечественной научной литературе. Подробно

21

Вайскопф, М. Гоголь и Сковорода: проблема «внешнего человека» // Вайскопф, М. Птица тройка и колесница дущи. - М. : Новое литературное обозрение, 2003. - С. 146 -164.

22 Кривонос, В. Ш. «Мёртвые души» Гоголя : пространство смысла. - Самара : ПГСГА, 2012.-311 с.

23 Там же. - С. 155.

24 Там же. - С. 172.

изучена биография писателя в работах Д.С. Бабкина, А.И. Старцева . Научно-документальную реконструкцию не освещенных в исследованиях эпизодов биографии Радищева - к «белым пятнам» относятся годы ученья в Лейпциге (1767-1771), первый период службы Радищева в России (1772—

1775), а также, хотя и в меньшей степени, служба Радищева в Комиссии по

26

составлению законов (1801-1802) - предложил Г.П. Макогоненко . Текстологией основных произведений Радищева занимались Г.А. Гуковский, В.А. Западов, Л.И. Кулакова. К наиболее изученным литературоведами вопросам творчества писателя можно отнести проблему композиции «Путешествии из Петербурга в Москву» (работы Л.И. Кулаковой, Г.П. Макогоненко, А.И. Старцева), о связи творчества Радищева с литературными течениями XVIII века писали А.П. Скафтымов, Л.В. Пумпянский, Ю.М. Лотман.

Широко разрабатывалась проблема отношения творчества Радищева к сентименталистской эстетике. В исследованиях о сентиментализме укрепилась традиция осмыслять данное художественное явление в оппозиции классицизму и просветительскому реализму, что сводилось в большинстве случаев не к выявлению эстетических принципов художественного направления и причин его возникновения, а к конструированию вектора развития литературы и художественного вкуса эпохи (Н.Д. Кочеткова). Другой круг исследователей (П.А. Орлов, Г.А. Гуковский) видит смысл развития русской литературы конца XVIII века в противопоставлении Карамзина и Радищева, обозначившим последующее развитие русской литературы в двух направлениях - «реакционно-дворянском» и «революционно-демократическом». Работы В.Н. Топорова сконцентрированы на анализе поэтики формирующегося авторского

25 Бабкин, Д. С. Процесс А. Н. Радищева . - М.; Л. : АН СССР, 1952. - 358 е., Старцев, А. И. Университетские годы Радищева. - М. : Сов. писатель, 1956. - 189 с.

26 Макогоненко, Г. П. Радищев и его время. - М.; Л.: Гослитиздат, 1956. - 770 с.

27 Топоров, В. Н. «Бедная Лиза» Карамзина. - М.: Русский мир, 1995. - 432 с.

и

высказывания и на культурных схемах, повлиявших на становление субъективности и историзма.

Круг антропологических вопросов и представления Радищева о

«внутреннем человеке» занимают определенное место в концепциях Н.Д.

28

Кочетковой и О.М. Гончаровой. В работе Н.Д. Кочетковой находим следующие рассуждения: «Одним из важнейших художественных открытий литературы было обращение к «внутреннему» человеку, опыт психологического анализа. В этом, как и во многом другом, сентименталисты

29

опирались на опыт предшественников, включая древнерусскую традицию» . Здесь формирование идеи «внутреннего человека» сопряжено с авторским видением эстетики сентиментализма и с вопросом о зарождении психологизма в русской прозе. В нашем исследовании мы, напротив, склонны различать явления психологизма и «внутреннего человека», так как психологизм аналитичен и связан со способами построения характера, его интерпретацией, с формами систематизации проявлений личности, а результатом психологизма является воссоздание сознания в художественном < произведении. В то время как «внутренний человек» схематичен, связан с традициями христианской культуры и предстает моделью христианского совершенства человека.

30

Другая работа , затрагивающая проблему «внутреннего человека» в текстах А.Н. Радищева, в целом посвящена опыту осмысления литературным сознанием второй половины XVIII века соотношения национальной традиции и инновационных стратегий культуры. Тем не менее, автор исследования О.М. Гончарова убедительно доказывает, что обращение к концепту «внутреннего человека», небезразличного для русского религиозного сознания конца XVIII века, определено в системе Радищева не сентиментальной направленностью художественных поисков, но прежде

ло

Кочеткова, Н. Д. Литература русского сентиментализма : Эстетические и художественные искания. - СПб.: Наука, 1994. — 279 с.

29 Там же. - С. 223.

30 Гончарова, О. М. Власть традиции и «новая Россия» в литературном сознании второй половины XVIII века. - СПб.: РХГИ, 2004. - 382 с.

всего давлением святоотеческой традиции. «Только у Радищева обращение к концепту внутренний связано с семантическим полем церковнославянской лексики, религиозно-учительными формулами и обращениями к Богу»31. Автор обращается также к образной системе «Путешествия из Петербурга в Москву», отсылающей к визуальной мистике и идее самопознания, в которой концепция «внутреннего человека» передается традиционно для религиозной литературы.

Применительно к литературно-философскому и эпистолярному наследию Б. Паскаля тема «внутреннего человека» возникала эпизодически. При изучении связи систем Блаженного Августина и Паскаля

■ 32

«внутренний»/«сокровенный» человек упоминался в работе P. Sellier , направленной на сравнительный анализ теологии истории, теологии и апологии, идеи «порочного» сердца и благодати в мировоззрении обоих философов. Идеи «сокровенного» человека и «сокровенного» Бога также рассматривались JI. Гольдманом33 в качестве основных предпосылок трагического видения, противостоящего эмпирическому атомизму. Такой тип видения или трагического сознания складывается, по мнению учёного, в философской системе Паскаля, которая, наряду с творчеством Расина, есть поворотный момент развития европейской мысли от рационализма к диалектике.

Несмотря на то, что творчество и Радищева34, и Гоголя35 неоднократно

31 Там же.- С. 183.

32 Sellier Philippe. Pascal et Saint Agustín. - Paris : Colin, 1970. - P. 168-249.

33 Голъдман, JI. «Сокровенный Бог» / пер. с фр. В. Ю. Быстрова. - М. : Логос, 2001. —480 с.

34 Кочеткова, Н. Д. Радищев и Мильтон // А.Н. Радищев : русское и европейское просвещение. - СПб. 2003. - С. 48-56; Сиволап, И. И. Радищев и Вольтер // Французский ежегодник. - М., 1978. - С. 47-61; Златополъская, А. А. А.Н. Радищев и Ж.Ж. Руссо // Философский век 10. Российский философ как социокультурный тип. - СПб., 1999. - С. 125-131; Лотмая, Ю. М. Радищев и Мабли // Лотман, Ю. М. Избранные статьи : в 3 т. - Т. 2 : Статьи по истории литературы XVIII - первой половины XIX века. - Таллин : Александрия, 1992-1993. — С.100-124; Матковская, И. Я. Радищев и Гёте: к проблеме восприятия Вертера // Гётевские чтения. - М., 1999. - С. 153-167.

35 Бахтин, M. М. Рабле и Гоголь (искусство слова и народно-смеховая культура) // Бахтин, M. М. Вопросы литературы и эстетики : исследования разных лет. - М. : Худож. лит., 1975. - С. 484-495; Виноградов, В. В. Этюды о стиле Гоголя // Виноградов, В. В. Поэтика русской литературы : Избранные труды. - M .: Наука, 1976. - С. 228-366.

рассматривалось в связи с европейской литературой36, произведения Паскаля не привлекались ни для прояснения образа человека в художественных системах исследуемых авторов, ни на уровне мотивных или идеологических заимствований. Тем не менее на родство миросозерцания Гоголя и Паскаля вскользь указывали Л.Н. Толстой в своей переписке и В.В. Розанов37. Вопрос о вероятности влиянии Паскаля на Радищева не рассматривался в литературоведении в силу отсутствия свидетельств знакомства Радищева с произведениями Паскаля, хотя первый перевод сочинений французского мыслителя мог быть известен Радищеву, так как был опубликован в журнале Новикова «Утренний свет» за 1778 год и подвергся содержательной обработке в связи с кругом интересов русских масонов. Как отмечает Г.Я. Стрельцова38, Новиковым было написано специальное предисловие к переводу и затем ряд статей («О достоинстве человека в отношении к Богу и миру», «О добродетели», «Нравоучение как практическая проблема») под влиянием Паскаля. Вероятно, Паскаль также мог попасть в сферу внимания русских масонов и Радищева благодаря отсылкам в тексте М. Мендельсона «Федон, или О бессмертии души».

Актуальность исследования определяется, с одной стороны, малой изученностью такого явления, как «внутренний человек» и недоказанностью его терминологической самостоятельности; с другой стороны, проблема,

Гуковский, Г. А. Реализм Гоголя. - М. ; Л. : Худож. лит., 1959. — 532 е.; Дмитриева, Е. Е. Н.В. Гоголь в западноевропейском контексте : между языками и культурами : монография. - М. : ИМЛИ РАН, 2011. - 392 е.; Манн, Ю. В. Память смертная : Данте в творческом сознании Гоголя // Человек. - М., 1994. - Вып. 5. - С. 177-187; Лившиц, Е. К вопросу о сходстве «Чар любви» Л. Тика и «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя // Русская филология. - Тарту, 1996. - № 7. - С. 106-112; Леблан, Р. В поисках утраченного жанра : Филдинг, Гоголь и память жанра у Бахтина // Вопросы литературы. -1998.-№4.-С. 81-116;

36

Методология компаративистского исследования и тезаурусного анализа русско-европейских литературных связей подробно разработана в отечественном литературоведении в работах: Луков, Вл. А. Предромантизм. - М. : Наука, 2006 - 683 е.; Луков, Вл.А.. Захаров, Н. В. Шекспиризация и шекспиризм // Знание. Понимание. Умение. — 2008. - № 3. — С. 253-256; Буранок, О. М. Феофан Прокопович в контексте русских и зарубежных литературных связей XVIII века. - Самара : Изд-во Ас Гард, 2013. - 179 с.

37 Розанов, В. В. От чего не удался памятник Гоголю? // Розанов, В. В. Мысли о литературе. -М.: Современник, 1989. - С. 292-299.

38 Стрельцова, Г. Я. Паскаль и европейская культура. - М.: Республика, 1994. - 495 с.

характерная для европейской литературы до картезианского поворота и для русской литературной традиции, не привлекалась для типологического и контекстного рассмотрения произведений зарубежных и отечественных писателей.

Научная новизна диссертации состоит в следующем: во-первых, определяется самостоятельность понятия «внутренний человек» и описывается его функционирование в художественном сознании; во-вторых, трактат А.Н. Радищева «О человеке, его смертности и бессмертии» изучается не только в контексте европейских источников, но и в связи с масонской практической философией, с корпусом текстов, относящихся к «русской метафизике XVIII века», и собственно художественными произведениями автора («Путешествие из Петербурга в Москву», «Дневник одной недели»); в-третьих, своеобразие «духовной прозы» Гоголя вводится в контекст западной литературы, а именно «Мыслей о религии и других предметах» Б. Паскаля.

Объектом исследования является функционирование идеи «внутреннего человека» в изучаемых сочинениях Б. Паскаля, А.Н. Радищева и Н.В. Гоголя.

Предметом исследования - становление идеи «внутреннего человека» как регулятивной и определяющей способы изображения человека.

Материалом исследования послужили: «Мысли о религии и других предметах» Б. Паскаля, художественные и философско-публицистические сочинения А.Н Радищева: «Путешествие из Петербурга в Москву», «Дневник одной недели», «О человеке, его смертности и бессмертии», проза Н.В. Гоголя 1840-х годов: «Выбранные места из переписки с друзьями», «Авторская исповедь», а также его публицистическое и эпистолярное наследие. Помимо этого, привлекаются тексты переводных сочинений, оказавших влияние на масонскую практическую философию жизни и этику, переписка русских масонов, а также диалоги Г. Сковороды.

Цель работы состоит в том, чтобы в исследуемых текстах в рамках художественного воплощения «внутреннего человека» установить генетическую и типологическую связь между философской прозой А.Н. Радищева, произведениями Н.В. Гоголя 1840-х гг. и «Мыслями о религии и других предметах» Б. Паскаля; объяснить трансформацию первоначально развивавшейся в европейской литературе и религиозной словесности идеи «внутреннего человека», в общем ушедшей на задний план в европейской культуре после картезианского поворота и актуальной для художественного сознания ряда русских писателей и мыслителей.

Цель определила задачи исследования:

1. Определить отношение «внутреннего человека» как самостоятельного явления к смежным понятиям.

2. Выявить актуальный эстетический и философский контекст формирования «внутреннего человека» в исследуемых текстах.

3. Проанализировать способы художественного воплощения «внутреннего человека».

4. Дать описание художественного воплощения «внутреннего человека» в литературе традиционализма (или «нормативной, эйдетической поэтики») и литературе периода индивидуального творчества (или «неканонической, художественной модальности»).

5. Определить методологические и собственно текстовые основания типологического параллелизма между «духовной прозой» Н.В. Гоголя 1840-х годов и «Мыслями о религии и других предметах» Б. Паскаля.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Незовибатько, Ольга Евгеньевна, 2014 год

Список источников

1. Августин, Блаженный. О бессмертии души [Текст] / Блаженный Августин // Об истинной религии. Теологический трактат. - М. : Харвест, 1999. - С. 414-436.

2. Августин, Блаженный. Исповедь [Текст] / Блаженный Августин // Об истинной религии. Теологический трактат. - М. : Харвест, 1999. - С. 517-805.

3. Аничков, Д. С. Слово о невещественности души человеческой и из оной происходящем ее бессмертии [Текст] / Д. С. Аничков // Мысли о душе. Русская метафизика XVIII века / подгот. текстов, вступ. ст. Т. В. Артемьевой. СПб. : Наука, 1996. - С. 76-122.

4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (Синодальный перевод. Издание не оговаривается).

5. Гоголь, Н. В. Полн. собр. соч. и писем : в 17 т. Т. 6 : Выбранные места из переписки с друзьями [Текст] / Н. В. Гоголь. - М.: Изд-во Моск. Патриархии, 2009. - 744 с.

6. Гоголь, Н. В. Полн. собр. соч. и писем : в 17 т. Т. 13 : Переписка. 18451846 [Текст] / Н. В. Гоголь. - М.: Изд-во Моск. Патриархии, 2009. - 592 с.

7. Гоголь, Н. В. Полн. собр. соч. и писем : в 17 т. Т. 14 : Переписка. 1847 [Текст] / Н. В. Гоголь. - М. : Изд-во Моск. Патриархии, 2009. - 608 с.

8. Гоголь, Н. В. Полн. собр. соч.: в 14 т. Т. 8 : Статьи. [Текст] / Н. В. Гоголь ; АН СССР ; Инс-т. рус. лит-ры. (Пушкинский Дом). Изд-во АН СССР, 1952. -816 с.

9. Кандорский, И. М. Наука о душе, или ясное изображение ее совершенств, способностей и бессмертия [Текст] / И. М. Кандорский // Мысли о душе. Русская метафизика XVIII века / подгот. текстов, вступ. ст. Т. В. Артемьевой. СПб.: Наука, 1996. - С. 168-220.

10. Карамзин, Н. М. Письма русского путешественника [Текст] / Н. М. Карамзин. - Л.: Наука, 1984. - 716 с. - С. 5-391.

11. Лопухин, И. Искатель премудрости или духовный рыцарь [Текст] / И. Лопухин // Масонские труды И.В. Лопухина. М. : Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1913. - С. 1-62.

12. Лопухин, И. Записки из некоторых обстоятельств жизни и службы действительного тайного советника и сенатора [Текст] / И. Лопухин. Лондон : Trubner Со. Вольная русская типография, 1860. - 211 с.

13. Паскаль, Б. Мысли [Текст] / Б. Паскаль. - M. : REFL-book, 1994. - 528 с.

14. Паскаль, Б. Мысли о религии [Электронный ресурс] / Б. Паскаль. - М. : Типография И.Д. Сытина и Ко, 1892. - Режим доступа : www.vzms.org/ pascal.hml

15. Pascal, В. Pensées de Pascal, précédées de sa Vie, par Mme Périer, sa Soeur, suivies d'un Choix des Pensées de Nicole et de son Traité de la Paix avec les Hommes [Текст] / В. Pascal / Paris: Firmin Didot 1881.-412 p.

16. Радищев, A. H. Путешествие из Петербурга в Москву [Текст] // Радищев, А. Н. Полн. собр. соч. : в 3 т. / А. Н. Радищев. - Т. 1. - М. ; Л. : Изд-во A1I СССР, 1938.-С. 225-393.

17. Радищев, А. Н. Дневник одной недели [Текст] // Радищев, А. Н. Полн. собр. соч. : в 3 т. / А. Н. Радищев. - Т. 1. - М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1938. -С. 137-145.

18. Радищев, А. Н. О человеке, его смертности и бессмертии [Текст] // Радищев // Радищев, А. Н. Полн. собр. соч. : в 3 т. / А. Н. Радищев. - Т. 2. -М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1941. - С. 39-145.

19. Сковорода, Г. С. Разговор дружеский о душевном мире [Текст] // Сковорода, Г. С. Сочинения : в 2 т. / Г. С. Сковорода - Т. 1. - М. : Мысль, 1973.-511 с.

Список научно-критической литературы

20. Аверинцев, С. С. Греческая литература и ближневосточная словесность [Текст] / С. С. Аверинцев // Образ античности - СПб. : Азбука-классика, 2004.-С. 40-106.

21. Аверинцев, С. С. Поэтика ранневизантийской литературы [Текст] / С.С. Аверинцев. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 480 с.

22. Аверинцев, С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью [Текст] / С. С. Аверинцев // Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М. : Наука, 1976. - С. 1764.

23. Аврелий, М. А. Размышления [Текст] / М.А. Аврелий - СПб. : Наука, 1993.-260 с.

24. Адрианова-Перетц, В. П. К вопросу об изображении «внутреннего человека» в русской литературе Х1-Х1У веков [Текст] / В. П. Адрианова-Перетц // Вопросы изучения русской литературы Х1-ХХ веков. - М. ; Л. : Наука, 1958.-С. 15-24.

25. Анненкова, Е. И. Гоголь и русское общество. [Текст] / Е. И. Анненкова. -СПб.: Росток, 2012. - 752 с.

26. Аржанухин, С. В. Философские взгляды русского масонства. По материалам журнала «Магазин свободнокаменщический» [Текст] / С. В. Аржанухин. - Екатеринбург : УрГУ, 1995. - 224 с.

27. Артемьева, Т. В. История метафизики в России в XVIII веке [Текст] / Т.

B. Артемьева. - СПб. : Алетейя, 1996. - 320 с.

28. Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти [Текст] / Ф. Арьес. - М. : Прогресс-Академия, 1992. - 526 с.

29. Ахутин, А. В. София и черт (Кант перед лицом русской религиозной метафизики) [Текст] / А. В. Ахутин // Вопросы философии. - 1990. - № 1. -

C. 51-69.

30. Айхенвальд, Ю. И. Радищев. [Текст] / Ю. И. Айхенвальд. - М. : Изд-во Свободная Россия, 1917. - 28 с.

31. Бабкин, Д. С. Процесс А. Н. Радищева [Текст] / Д. С. Бабкин. - М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1952. - 358 с.

32. Барабаш, Ю. Я. «Знаю человека...». Григорий Сковорода: Поэзия, Философия, Жизнь. [Текст] / Ю. Я. Барабаш. - М.: Худож. лит., 1989. - 334 с.

33. Барабаш, Ю. Я. Г.С. Сковорода и Н.В. Гоголь (к вопросу о гоголевском барокко) [Текст] / Ю. Я. Барабаш // Известия Академии наук СССР. - Серия литературы и языка. - М. : Наука, 1994. - Т. 53, № 5. - С. 15-29.

34. Барсков, Я. JI. Переписка московских масонов XVIII века. 1780-1792 гг. [Текст] / Я. JI. Барсков. - Пг. : Издание отделения русского языка и словесности императорской академии наук, 1915. - 336 с.

35. Баткин, JI. М. Петрарка на острие собственного пера. Авторское самосознание в письмах поэта [Текст] / JI. М. Баткин. - М. : Изд-во РГГУ, 1995.- 182 с.

36. Батюто, А. И. Тургенев - романист [Текст] / А. И. Батюто. - JL: Наука, 1972.-388 с.

37. Бахтин, M. М. Автор и герой в эстетической деятельности [Текст] // Бахтин, M. М. Собр. соч. : в 7 т. Т. 1. Философская эстетика 1920-х гг. / M. М. Бахтин. - М. : Изд-во Русские словари. Языки славянской культуры, 2003. -С. 69-263.

38. Бахтин, M. М. Литературно-критические статьи [Текст] / M. М. Бахтин. -М. : Худож. лит., 1986. - 543 с.

39. Бахтин, M. М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / M. М. Бахтин. -М. : Худож. лит., 1972. - 320 с.

40. Бахтин, M. М. Рабле и Гоголь (искусство слова и народно-смеховая культура) [Текст] // Бахтин, M. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет / M. М. Бахтин. - М. : Худож. лит., 1975. - С. 484495.

41. Беньямин, В. Происхождение немецкой барочной драмы [Текст] / В. Беньямин. - M .: Агаф, 2002. - 288 с.

42. Берков, П. Н. Некоторые спорные вопросы современного изучения жизни и творчества А.Н. Радищева [Текст] / П. Н. Берков // XVIII век. - Сб. 4. - М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1959. - С.174-205.

43. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. Том VI: Послания к Римлянам [Текст]. - Тверь : Герменевтика, 2003.-384 с.

44. Бицилли, П. Проблема человека у Гоголя [Текст] / П. Бицилли // Трагедия русской культуры : Исследования, статьи, рецензии. М. : Русский путь, 2000. -С. 156-188.

45. Боголюбов, В. Н.И. Новиков и его время [Текст] / В. Боголюбов. - М. : Издание М.и С. Сабашниковых, 1916. - 485 с.

46. Брагина, Н. Г. Память в языке и культуре [Текст] / Н. Г. Брагина. - М. : Языки славянских культур, 2007. - 520 с.

47. Бройтман, С. Н. Историческая поэтика : Учеб. пособие [Текст] / С. Н. Бройтман. - М. : РГГУ, 2001. - 320 с.

48. Бультман, Р. Избранное: вера и понимание [Текст] / Р. Бульман. - М. : РОССПЭН, 2004.-752 с.

49. Буранок, О. М. Феофан Прокопович в контексте русских и зарубежных литературных связей XVIII века [Текст] / О. М. Буранок. - Самара : Изд-во Ас Гард, 2013.-179 с.

50. Бычков, В. В. Русская средневековая эстетика XI-XVII вв. [Текст] / В. В. Бычков. - М. : Мысль, 1995. - 637с.

51. Вайскопф, М. Гоголь и Сковорода: проблема «внешнего человека» [Текст] // Вайскопф, М. Птица тройка и колесница души / М. Вайскопф. - М. : Новое литературное обозрение. 2003. - С.146-164.

52. Валицкая, А. П. Русская эстетика XVIII века : историко-проблемный очерк просветительской мысли [Текст] / А. П. Валицкая. - М. : Искусство, 1983.-238 с.

53. Валь, Ж. Несчастное сознание в философии Гегеля / Ж. Валь ; пер. В. Ю. Быстрова [Текст]. - СПб. : Владимир Даль, 2006. - 318 с.

54. Вернадский, Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II [Текст] / Г. В. Вернадский - Пг. : Типогр. Акц. О-ва Типогр. Дела, 1917. - 285 с.

55. Вершинин, И. В. Принцип дополнительности и вопросы соотношения научных подходов в исследовании мировой литературы [Текст] / И. В. Вершинин // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. -Вып. 2 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. - М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005.-С. 10-13.

56. Вершинин, И. В. Тезаурусный подход к проблеме генезиса английского романтизма [Текст] / И. В. Вершинин // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. - Вып. 5 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. - С. 29-38.

57. Веселовский, А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения» [Текст] / А. Н. Веселовский. -М. : Intrada, 1999. - 448 с.

58. Виноградов, В. В. Этюды о стиле Гоголя [Текст] // Виноградов, В. В. Поэтика русской литературы : избранные труды / В. В. Виноградов. - М. : Наука, 1976.-С. 228-366.

59. Вышеславцев, Б. П. Что такое я сам? [Электронный ресурс] / Б. П. Вышеславцев // Вечное в русской философии. Нью-Йорк, 1955. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/_vysheO 1 .htm

60. Гайденко, П. П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв). Формирование научных программ нового времени [Текст] / П. П. Гайденко. - Новосибирск : Наука, 1987.-448 с.

61. Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе [Текст] / Л. Я. Гинзбург. - Л. : Худож. лит., 1977. - 443 с.

62. Гоголь Н. В. и славянские литературы : тезисы междунар. науч. конф.: 1011 ноября 2009 г. / отв. редактор Л. Н. Будагова [Текст] - М. : ИСл РАН, 2009.- 100 с.

63. Гольденберг, А. X. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя [Текст] / А. X. Гольденберг. - Волгоград : Перемена, 2007. - 261 с.

64. Гольдман, Л. Сокровенный Бог / Л. Гольдман ; пер. В. Ю. Быстрова [Текст]. - М.: Логос, 2001. - 480 с.

65. Гончаров, С. А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте [Текст] / С. А. Гончаров. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. - 340 с.

66. Гончарова, О. М. Власть традиции и «новая Россия» в литературном сознании второй половины XVIII века [Текст] / О. М. Гончарова. - СПб. : РХГИ, 2004.-382 с.

67. Гуковский, Г. А. Реализм Гоголя [Текст] / Г. А. Гуковский. - M. ; JI. : Худож. лит., 1959. - 532 с.

68. Гуревич, П. С. Философия человека [Текст] / П. С. Гуревич. - Ч. 1. - М. : ИФРАН, 1999.-218 с.

69. Гюйо, Ж. М. Стоицизм и христианство : Эпиктет, Марк Аврелий и Паскаль [Текст] / Ж. М. Гюйо. - М. : Изд-во ЛКИ, 2007. - 112 с.

70. Делёз, Ж. Складка. Лейбниц и барокко / Ж. Делез ; пер. с фр. Б. М. Скуратова ; поел. В. А. Подороги [Текст]. -М. : Логос, 1997. - 264 с.

71. Дмитриева, Е. Е. Н.В. Гоголь в западно-европейском контексте: между языками и культурами [Текст] / Е. Е. Дмитриева. - М. : ИМЛИ РАН, 2011. — 392 с.

72. Домке, А. Е. Проблема человека в философии Г.С. Сковороды [Электронный ресурс] / А. Е. Домке // София : Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии - 2000. - № 1. - Режим доступа : http://virlib.eunnet.net/sofia/01 -2000/text/0104.html

73. Емельянова, Л. М. Исповедь как ступень самопознания человека. Метафизика исповеди [Электронный ресурс] / Л. М. Емельянова // Пространство и время исповедального слова : материалы междунар. конф. (Санкт-Петербург, 26-27 мая 1997 г.) - СПб. : Изд-во Института Человека РАН (СПб Отделение), 1997. - Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/emeljanova_lm/confess_07.html

74. Жильсон, Э. Избранное: Христианская философия [Текст] / Э. Жильсон. -М. : РОССПЭН, 2004. - 704 с.

75. Жильсон, Э. Философия в средние века: от истоков патристики до конца XIV века [Текст] / Э. Жильсон. - М. : Республика, 2004. - 344 с.

76. Замалеев, А. Ф. Курс истории русской философии [Текст] / А. Ф. Замалеев. -М. : Магистр-пресс, 1999. - 177 с.

77. Зеньковский, В. В. Русские мыслители и Европа [Текст] / В. В. Зеньковский. - М. : Республика, 1997. - 368 с.

78. Жирмунская, Н. А. От барокко к романтизму. Статьи о французской и немецкой литературе [Текст] / Н. А. Жирмунская. - СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2001. - 464 с.

79. Зиновьев, В. Н. Журнал путешествия В.Н. Зиновьева по Германии, Италии, Франции и Англии / В.Н. Зиновьев ; предисл. Н. П. Барышникова, примеч. А. Б. Лобанова-Ростовского [Текст] // Русская старина. - 1878. - Т. 23, № 12.-С. 593-630.

80. Зорин, А. Л. Ёще раз о «Дневнике одной недели» А.Н. Радищева: датировка, жанр, биографическая проблематика (опыт историко-психологической реконструкции) [Электронный ресурс] / А. Л. Зорин // Новое литературное обозрение. - 2012. - № 113. - Режим доступа : www.nlobooks.ru/node/1754

81. Иваницкий, А. И. Гоголь. Морфология земли и власти [Текст] / А. И. Иваницкий. - М. : Изд-во РГГУ, 2000. - 188 с.

82. Йейтс, Ф. Искусство памяти [Текст] / Ф. Йейтс. - СПб. : Университетская книга, 1997.-479 с.

83. Йейтс, Ф. Розенкрейцерское просвещение. [Текст] / Ф. Йейтс. - М. : Алетейя, Энигма, 1999. - 226 с.

84. Кантор, В. Откуда и куда ехал путешественник?.. («Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева) [Электронный ресурс] / В. Кантор // Вопросы литературы. - 2006. - № 4. - Режим доступа : http://magazines.russ.rU/voplit/2006/4/ka5.html

85. Архимандрит Киприан (Керн). Святоотеческое учение о человеке (Доникейская антропология) [Электронный ресурс] / К. Керн // Антропологи

Св. Григория Паламы. - Режим доступа:

http://anthropology.rchgi.spb.ru/pavel/pavel.htm

86. Кондаков, И. М. Метафизика души в русской психологии на рубеже ХУШ-Х1Х вв. [Текст] / И. М. Кондаков // Психологический журнал. - 1999. -№ 6. - Режим доступа : http://psi.webzone.ru/st/200697.htm

87. Корзо, М. А. Образ человека в проповеди XVII века [Текст] / М. А. Корзо. - М.: ИФРАН, 1999. - 186 с.

88. Косиков, Г. К. К теории романа (роман средневековый и роман нового времени) [Текст] / Г. К. Косиков // Проблема жанра в литературе Средневековья. - М.: Наследие, 1994. - С. 45-87.

89. Кормилов, С. И. «Внутренний» человек в литературе [Текст] / С. И. Кормилов // Вопросы литературы. - 2000. - № 4. - Режим доступа : www.magazines.russ.rU/voplit/2000/4

90. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы) [Текст] / общ. ред. П. П. Гайденко, В. В. Петров. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 880 с.

91. Костин, А. А. «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева А.Н. в контексте современной ему нравоучительной литературы : автореф. дис. к. филол. н. [Текст] / А. А. Костин. - СПб., 2005. - 22 с.

92. Костин, А. А. «Воззри на лишенного рассудка...» («Дневник одной недели» как гносеологический опыт А.Н. Радищева) [Текст] / А. А. Костин. // XVIII век. - Сб. 26. - СПб.: Наука, 2011. - С. 302-313.

93. Кочеткова, Н. Д. Литература русского сентиментализма: Эстетические и художественные искания [Текст] / Н. Д. Кочеткова. - СПб. : Наука, 1994. -279 с.

94. Кочеткова, Н. Д. Радищев и Мильтон [Текст] / Н. Д. Кочеткова // А.Н. Радищев: русское и европейское просвещение. - СПб. : АН, Ин-т. Рус. Литры (Пушкинский дом), 2003. - С. 48-56.

95. Кривонос, В. Ш. «Мёртвые души» Гоголя: пространство смысла [Текст] / В. Ш. Кривонос. - Самара : ПГСГА, 2012. - 311 с.

96. Кривонос, В. Ш. Человек в «Мёртвых душах» Гоголя [Текст] / В. Ш. Кривонос // Универсалии русской литературы. - Вып. 2. - Воронеж, 2012. -С. 508-521.

97. Кривонос, В. Ш. «Мёртвые души» Гоголя: изображение человека [Текст] / В. Ш. Кривонос // Известия РАН. - Серия литературы и языка. - М. : Наука, 2012.-Т. 71, № 1.-С. 39-46.

98. Кривонос, В. Ш. Термины метатекста в «Мёртвых душах» Гоголя [Текст] / В. Ш. Кривонос // Новый филологический вестник. - М. - №1 (16). - С. 512.

99. Кривонос, В. Ш. Порог и «пороговый» человек в «Мёртвых душах» Гоголя [Текст] / В. Ш. Кривонос // Известия РАН. — Серия литературы и языка. - М.: Наука, 2008. - Т. 67, № 3. - С. 33-39.

100. Кривонос, В. Ш. Сентименталистская традиция в «Мёртвых душах» Гоголя [Текст] / В. Ш. Кривонос // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. - Вып. 13. - СПб.; Самара, 2007. - С. 331-340.

101. Кривонос, В. Ш. Притча о Кифе Мокиевиче и её роль в «Мёртвых душах» [Текст] / В. Ш. Кривонос // Известия РАН. - Серия литературы и языка. - М.: Наука, 1985. - Т. 44, № 1. - С. 48-55.

102. Крючкова, М. А. Человек в русской культуре второй половины XVIII века (По материалам источников личного происхождения) : автореф. дис. к. ист. н. [Текст] / М. А. Крючкова. - М., 1994.

103. Кулакова, Л. И. Очерки по истории русской эстетической мысли XVIII века [Текст] / Л. И. Кулакова. - Л. : Просвещение, 1968. - 342с.

104. Курилов, В. В. Психологическая школа [Текст] / В. В. Курилов // Краткая литературная энциклопедия / гл. ред. А. А. Сурков. - М. : Сов. энцикл., 1962-1978. - Т. 6 : Присказка - «Советская Россия». - 1971. - С. 6566.

105. Курносов, Ю. В. Эзотеризм как культурно-исторический феномен : автореф. дис. д. филос. н. [Текст] / Ю. В. Курносов. - М., 1997. - 45 с.

106. Кучурин, B.B. Мистицизм и западно-европейский эзотеризм в религиозной жизни русского дворянства в последней трети XVIII - первой половине XIX в. : опыт междисциплинарного исследования [Электронный ресурс] / В. В. Кучурин. — Режим доступа: http ://sofikrgi.narod.ru/ avtori/slo vo_misl/kutchurin.htm

107. Лазарчук, P. M. Проза Радищева и традиции эпистолярного жанра [Текст] / Р. М. Лазарчук // XVIII век. - Сб. 12 : Радищев и литература его времени. - Л. : Наука, 1977. - С. 72-83.

108. Леблан, Р. В поисках утраченного жанра: Филдинг, Гоголь и память жанра у Бахтина [Текст] / Р. Леблан // Вопросы литературы - 1998. - № 4. -С. 81-110.

109. Лейтон, Л. Дж. Эзотерическая традиция в русской романтической литературе : Декабризм и масонство [Текст] / Дж. Л. Лейтон. - СПб. : Академический проект, 1995 - 258 с.

110. Лившиц, Е. К. К вопросу о сходстве «Чар любви» Л. Тика и «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя [Текст] / Е. К. Лившиц // Русская филология. - Тарту, 1996. - № 7. - С. 106-112.

111. Лишаев, С. А. Возникновение русской философии языковой аспект [Текст] / С. А. Лишаев // Mixtura verborum, 2003: возникновение, исчезновение, игра : сб. ст. / под общ. ред. С. А. Лишаева. - Самара : Самар. гуманит. акад., 2003. - С. 120-153.

112. Лонгинов, М. Н. Новиков и московские мартинисты [Текст] / М. Н. Лонгинов. -М. : Типография Грачева и комп., 1867. - 568 с.

113. Лосев, А. Ф. История античной философии [Текст] / А. Ф. Лосев - М. : ЧеРо, 1992.- 192 с.

114. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. - Т. 6, книги I и И, 4.8. [Текст] / А. Ф. Лосев. - М. : Искусство, 1992, 1994.-960 с.

115. Лотман, Ю. М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века [Текст] // Лотман, Ю. М. Избранные статьи : в 3 т. / Ю. М. Лотман - Т. I.

- Таллинн : Александрия, 1992. - С. 248-268.

116. Лотман, Ю. М. Отражение этики и тактики революционной борьбы в русской литературе конца XVIII века [Текст] / Ю. М. Лотман // Ученые записки Тартуского университета. - 1965. - Вып. 167. - С. 3-32.

117. Лотман, Ю. М. Радищев и Мабли [Текст] // Лотман, Ю. М. Избранные статьи : в 3 т. / Ю. М. Лотман. - Т. 2 : Статьи по истории литературы XVIII -первой половины XIX века. - Таллин : Александрия, 1992-1993. - С. 100-124.

118. Лотман, Ю. М. Руссо и русская культура XVIII века [Текст] / Ю. М. Лотман // Эпоха Просвещения: из истории международных связей русской литературы. - Л., 1967. - С.208-281.

119. Лотман, Ю. М. Сотворение Карамзина [Текст] / Ю. М. Лотман. - М. : Книга 1987.-336 с.

120. Лузянина, Л. Н. Литературно-философская проблематика трактата Радищева «О человеке, его смертности и бессмертии». [Текст] / Л. Н. Лузянина // XVIII век. - Вып. 12 : Радищев и литература его времени. - Л. : Наука, 1977.-С. 52-67.

121. Луков, Вл. А. Предромантизм [Текст] / Вл. А. Луков. - М. : Наука, 2006.-683 с.

122. Макогоненко, Г. П. Письма русских писателей XVIII века [Текст] / Г. П. Макогоненко // Письма русских писателей XVIII века / сост. Г. II. Макогоненко. - Л.: Наука, 1980. - С. 3-41.

123. Макогоненко, Г. П. Радищев и его время [Текст] / Г. П. Макогоненко. -М.; Л Гослитиздат, 1956. - 770 с.

124. Манн, Ю. В. Творчество Гоголя. Смысл и форма. [Текст] / Ю. В. Манн.

- СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 2007. - 744 с.

125. Манн, Ю. В. Память смертная: Данте в творческом сознании Гоголя [Текст] / Ю. В. Манн // Человек. - М., 1994. - Вып. 5. - С. 177-187.

126. Манн, Ю. В. Поэтика Гоголя [Текст] / Ю. В. Манн. - М. : Худож. лит., 1988.-413 с.

127. Мамардашвили, М. М. Лекции по античной философии [Электронный ресурс] / М. М. Мамардашвили. - М. : Аграф, 1999. - Режим доступа : http://lib.rus.ec/b/139384/read#t3

128. Мамардашвили, М. М. Проблема человека в философии [Электронный ресурс] / М. М. Мамардашвили // Мой опыт нетипичен. - СПб. : Азбука, 2000. - Режим доступа: www.psychology.ru/library/00021

129. Мейендорф, И. Жизнь и труды святителя Григория Паламы : Введение в изучение [Текст] / И. Мейендорф. - СПб. : Byzantinorossica, 1997. - 419 с.

130. Мелетинский, Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа [Текст] / Е. М. Мелетинский. - М. : Наука, 1986. - 319 с.

131. Мендельсон, М. Федон, или о бессмертии души [Текст] / М. Мендельсон. - СПб. : В типографии Эдуарда Праца и К., 1837. - 127с.

132. Мочульский, К. В. Гоголь. Соловьёв. Достоевский [Текст] / К. В. Мочульский. - М.: Республика, 1995. - С. 1-60, 574-576.

133. Мысли о душе. Русская метафизика XVIII века. - СПб. : Наука, 1996. -316 с.

134. Мэнли П. Холл. Энциклопедическое изложение Масонской, герметической, каббалистической, розенкрейцеровской символической философии [Текст] / П. Холл Мэнли. - Новосибирск : Наука, 1992. - 794 с.

135. Неретина, С. С. Подступы к проблеме времени и процесса (Аристотель и Августин, Хайдеггер и Поппер) [Электронный ресурс] / С. С. Неретина // Электронный философский журнал Vox / Голос. - Вып. 12 (июнь 2012). -Режим доступа: http://vox-journal.org/content/Voxl2-Neretina.pdf

136. Нехлебаева, Н. А. Творчество Димитрия Ростовского в контексте русских литературных представлений о «внутреннем человеке» конца XVII -начала XVIII столетия : дис. к. филол. н. [Текст] / Н. А. Нехлебаева. -Северодвинск, 2003. - 23 с.

137. Нива, Ж. Tabula rasa Паскаля и Толстого [Электронный ресурс] / Ж. Нива // Континент - 2006. - № 128. - Режим доступа : www.nivat.free.fr

138. Николаев, Н. И. Внутренний мир человека в русском литературном сознании XVIII века [Текст] / Н. И. Николаев. - Архангельск : Изд-во Поморск. гос. ун-та им. М.В. Ломоносова, 1997. - 148 с.

139. Новиков, В. И. Масонство и русская культура [Текст] / В. И. Новиков // Масонство и русская культура - М. : Искусство, 1998. - С. 5-50.

140. Одинцова, М. П. Вместо введения : к теории образа человека в языковой картине мира [Текст] / М. П. Одинцова // Язык. Человек. Картина мира : Лингвоантропологические и философские очерки (на материале русского языка). - Ч. 1 / под ред. М. П. Одинцовой. - Омск : Омск. гос. ун-т, 2000.-С. 8-21.

141. Орлов, П. А. Русский сентиментализм [Текст] / П. А. Орлов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1977 - 267 с.

142. Перевозчикова, Л. С. Субъективность человека в русском православном измерении [Текст] / Л. С. Перевозчикова // Вестник ТГУ -2008.-Вып. 1 (57).-С. 205-213.

143. Пинский, Л. М. Ренессанс. Барокко. Просвещение [Текст] / Л. М. Пинский. - М. : РГГУ, 2002. - 829 с.

144. Погодин, М. Карамзин H. М. по его сочинениям, письмам и отзывам современников : материалы для биографии : в 2 ч. [Текст] / М. Погодин. - Ч. 1. -М. : Типография А. И. Мамонтова, 1866.

145. Прозоров, В. В. «Ревизор» Гоголя, комедия в пяти действиях [Текст] / В. В. Прозоров. - Саратов : ИЦ «Добродея», 1996. - 80 с.

146. Прозоров, В. В. Другая реальность : очерки о жизни и литературе. [Текст] / В. В. Прозоров. - Саратов : Лицей, 2005. - 208 с.

147. Прозоров, В. В. До востребования...: Избранные статьи о литературе и журналистике [Текст] / В. В. Прозоров. - Саратов : Изд-во СГУ, 2010. - 208 с.

148. Прозоров, В. В. Читатель и литературный процесс [Текст] / В. В. Прозоров. - Саратов : Изд-во СГУ, 1975. - 210 с.

149. Прозоров, В. В. Смысл заглавия поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» // [Текст] / В. В. Прозоров // Филологические науки. - 1987. - № 1. - С. 23-28.

150. Проскурин, Б. М. Художественный психологизм до и после Фрейда (русский и зарубежный опыт) [Электронный ресурс] / Б. М. Проскурин // Филологические заметки. - 2008. - №1. - Режим доступа: http://philologicalstudies.Org/dokumenti/2008/voll/3/5.pdf

151. Пумпянский, JI. В. Гоголь [Текст] / JI. В. Пумпянский // Классическая традиция : собрание трудов по истории русской литературы. - М. : Языки русской культуры, 2000. - С. 257-343.

152. Пумпянский, JI. В. Сентиментализм. [Текст] / JI. В. Пумпянский // История русской литературы. - Т. 4.- M. ; JI. : АН СССР, 1947. - С. 430-445.

153. Пумпянский, JI. В. Тургенев-новеллист [Текст] / JI. В. Пумпянский // Классическая традиция : собрание трудов по истории русской литературы. -М. : Языки русской культуры, 2000. - С. 427- 448.

154. Рикёр, П. Память, история, забвение [Электронный ресурс] / П. Рикёр.

- М. : Изд-во гуманитарной литературы, 2004. - 728с. - Режим доступа*: http://ec-dejavu.ru/rn/Memory_Augustin.html

155. Розанов, В. В. Гоголь [Текст] // Розанов, В. В. Мысли о литературе / В. В. Розанов. - М. : Современник, 1989. - С. 274-281.

156. Розанов, В. В. От чего не удался памятник Гоголю? [Текст] // Розанов, В. В. Мысли о литературе / В. В. Розанов. - М. : Современник, 1989. - С. 292299.

157. Романчук, J1. Жанровая специфика «Мыслей» Паскаля [Электронный ресурс] / Л. Романчук. - Режим доступа: www. 17v-euro-lit.niv.ru

158. Русская литература XVIII века : хрестоматия мемуаров, эпистолярных материалов, и литературно-критических статей [Текст] / сост. О. М. Буранок.

- М. : Флинта-Наука, 2007. - 368 с.

159. Савельева, В. В. Художественная антропология [Текст] / В. В. Савельева. - Алмата : Изд-во АГУ им. Абая, 1999. - 281с.

160. Селиверстов, В. JL Августин в русской интеллектуальной традиции [Текст] / В. Л. Селивёрстов // Августин : pro et contra. - СПб. : Изд-во РХГА, 2002.-С. 3-19.

161. Серафим, (Роуз). Вкус истинного православия. Блаженный Августин, епископ Иппонский [Электронный ресурс] / С. Роуз. - М., 1995. - Режим доступа: www.old.pravoslavie.by

162. Сиволап, И. И. Радищев и Вольтер [Текст] / И. И. Сиволап // Французский ежегодник. — М., 1978. — С. 47-61.

163. Скафтымов, А. П. Поэтика художественного произведения [Текст] / А. П. Скафтымов ; сост. В. В. Прозоров, Ю. Н. Борисов ; вступ. ст. В. В. Прозорова. - М.: Высш. школа, 2007. - 536 с.

164. Скафтымов, А. П. Нравственные искания русских писателей : Статьи и исследования о русских классиках [Текст] / А. П. Скафтымов ; вступ. ст. Е. Покусаева, А. А. Жук. - М. : Худож. лит., 1972. - 544 с.

165. Смирнов, И. П. Два варианта человековедения [Текст] / И. П. Смирнов // Человек человеку - философ. - СПб.: Алетейя, 1999. - С. 5-36.

166. Смит, Д. Работа над диким камнем : Масонский орден и русское общество в XVIII веке [Текст] / Д. Смит. - М. : Новое литературное обозрение, 2006. - 224 с.

167. Солодкий, Б. С. Проблема человека в русском масонстве [Текст] / Б.С. Солодкий // Проблемы гуманизма в русской философии. - Краснодар : Изд-во Кубанск. ун-та, 1974. - С. 28-55.

168. Софрнова, Л. А. Три мира Григория Сковороды [Текст] / Л. А. Софронова. - М.: Изд-во Индрик, 2002. - 464 с.

169. Старцев, А. И. Университетские годы Радищева [Текст] / А. И. Старцев. -М.: Сов. писатель, 1956. - 189 с.

170. Стенник, Ю. В. Православие и масонство в России XVIII века (к постановке проблемы) [Текст] / Ю. В. Стенник // Русская литература. - 1995. -№ 1.-С. 76-92.

171. Стрельцова, Г. Я. Паскаль и европейская культура [Текст] / Г. Я. Стрельцова. - М.: Республика, 1994. - 495 с.

172. Тамарченко, Н. Д. Теория литературы : в 2 т. [Текст] / Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. - Т. 1. - М. : Академия, 2004. - 512 с.

173. Тарасов, Б. Н. Паскаль [Текст] / Б. Н. Тарасов. - М. : Молодая гвардия, 1979.-332 с.

174. Тарасов, Е. К истории русского общества второй половины XVIII столетия. Масон И.П. Тургенев [Текст] / Е. Тарасов // ЖМНП. - 1914. - № 6.

175. Тарасов, Е. И. Московское Общество розенкрейцеров (Второстепенные деятели масонов) [Текст] / Е. И. Тарасов // Масонство. - Т. 2 - М. : СП «ИКПА», 1991.-С. 1-27.

176. Топоров, В. Н. «Бедная Лиза» Карамзина [Текст] / В. Н. Топоров - М. : Русский мир, 1995. - 432 с.

177. Уваров, М. С. Блаженный Августин в русских переводах Екатерининского времени [Текст] / М. С. Уваров // Екатерина Великая : Эпоха российской истории (в память 200-летия со дня смерти Екатерины II (1729-1796).-СПб., 1996.-С. 103-105.

178. Феномен Гоголя : материалы юбилейной междунар. науч. конф., посвященной 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя / под. ред. М. Н. Виролайнен и А. А. Карпова. - СПб.: Петрополис, 2011. - 850 с.

179. Фонарь Диогена : сб. работ, синергийная антропология [Текст] / под. ред. С. С. Хоружего. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. - 960 с.

180. Фуко, М. Герменевтика субъекта : Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс 1981-1982 учебном году [Текст] / М. Фуко ; пер. А. Г. Погоняйло. -СПб.: Наука, 2007. - 677 с.

181. Фуко, М. Управление собой и другими; Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1982-1983 учебном году [Текст] / М. Фуко ; пер. А. В. Дьякова - СПб. : Наука, 2011. - 432 с.

182. Хализев, В. Е. Теория литературы [Текст] / В. Е. Хализев. - М. : Высшая школа, 1999. - 398 с.

183. Хоружий, С. С. К феноменологии аскезы [Текст] / С. С. Хоружий. - М. : Изд-во гуманитарной литературы, 1999. - 352 с.

184. Хоружий, С. С. Человек: сущее, трояко размыкающее себя [Текст] / С. С. Хоружий // Очерки синергийной антропологии. - М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. - 408 с.

185. Цейтлин, А. Методы домарксистского литературоведения [Текст] / А. Цейтлин // Литературная энциклопедия : в 11 т. - [М.], 1929-1939. - Т. 7. -М. : ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во «Сов. Энцикл.», 1934. - С. 241-288.

186. Чижевский, Д. Гоголь как художник и мыслитель [Электронный ресурс] / Д. Чижевский // Вопросы философии. - 2000. - № 1. - Режим доступа : www.vphil.ru

187. Чижевский, Д. Сковорода [Текст] / Д. Чижевский // Путь: орган русской религиозной мысли. - Париж. - 1929. - № 9. - С. 23-57.

188. Чучмарев, 3. И. Участие А. Н. Радищева в журнальной литературе его времени. К социологии его творчества [Текст] / 3. И. Чучмарев // «Науков1 записки Науково-Дослщче1 катедри icTopii европейсько1 культури» - Т. II. -1927.-С. 95-123.

189. Шкурыгин, Д. И. Религиозные особенности русского масонства [Текст] / Д. И. Шкурыгин // Молодой ученый. - 2011. - № 5, т. 1. - С. 245-247.

190. Шкуринов, П. С. Философия России XVIII века [Текст] / П. С. Шкуринов. - М. : Высшая школа, 1992. - 256 с.

191. Штедке, К. Субъективность как фикция. Проблема авторского дискурса в «Письмах русского путешественника Карамзина» [Электронный ресурс] / К. Штедке. - Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/number/2001_3/10_3_2001 .htm

192. Шпет, Г. Г. Очерк развития русской философии [Текст] / Г. Г. Шпет // Очерки истории русской философии. - Свердловск : Изд-во Уральского унта, 1991.-С. 217-505.

193. Эрн, В. Ф. Борьба за Логос. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение [Текст] / В. Ф. Эрн. - М. : ACT, 2000. - 592 с.

194. Эткинд, Е. Г. «Внутренний человек» и внешняя речь : Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX веков [Текст] / Э. Г. Эткинд. -СПб. : Искусство - СПБ., 2005. - 702 с.

195. Юнг, К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству [Текст] / К. Г. Юнг // Зарубежная эстетика и теории литературы XIX-XX вв. : Трактаты, статьи, эссе. - М., 1987. - С. 21423.

196. Юханнисон, К. История меланхолии. О страхе, скуке и печали в прежние времена и теперь [Текст] / К. Юханнисон. - М. : Новое литературное обозрение, 2011. - 320 с.

197. Adam, A. Histoire de la littérature française du XVII siècle. - T. II : L'époque de Pascal [Текст] / A. Adam . - Paris : Del Duc, 1962. - 420 p.

198. Adam, A. L'époque de Pascal [Текст] / A. Adam - Paris : Domat, 1958. -180 p.

199. Baudin, F. Philosophie et vérité chez B. Pascal [Электронный ресурс] / F. Baudin. - Режим доступа : www.cemfrance.org/pascal.pdf

200. Béguin, A. Pascal par lui-meme [Текст] / A. Béguin. - Paris : Editions du Seuil, 1966.-171 p.

201. Bras, G. et J.-P., Clero, Pascal : figures de l'imagination [Текст] / G. Bras et J.-P. Clero. - Paris : P.U.F., 1994.

202. Craven, К. The First Champer of Novikov's Masonic Library [Текст] / К. Craven // Russia and the World of the Eighteenth Century. Slavica, Columbus, Ohio, 1988.

203. Descotes, D. L'argumentation chez Pascal [Текст] / D. Descotes. - Paris : P.U.F., 1993.

204. Lafuma, L. Histoire des pensees de Pascal: (1656-1952) / [Текст] L. Lafuma. - Paris : Editions du Luxembourg, 1954.

205. Le Blanc Ch. Kierkegaard. Paris: Les Belles Lettres (Figures du savoir) [Текст] / Ch. Le Blanc. - Paris, 2005.

206. Ligo, D. Dictionnaire de la Franc - maçonnerie [Текст] / D. Ligo. - Paris, 1991.

207. Marin, L. A propos d'une Vie de Pascal: Texte récit, livre [Текст] / L. Marin. - MLN : The John Hopkins University Press. - Vol. 90, #4 The French Issue (May, 1975). - P. 475-496.

208. Marin, L. La critique du discours : sur la logique de port-royal et les pensees de Pascal [Текст] / L. Marin. - Paris : Editions de Minuit, 1975.

209. McKenna, A. Entre Descartes et Gassendi : la premiere édition des Pensees de Pascal [Текст] / A. McKenna. - Paris : Oxford, Universitas; Voltaire Foundation, 1993.

210. Morot, E. La métaphysique de Pascal [Текст] / E. Morot. - Paris : P.U.F., 1973.

211. Sellier, Ph. Pascal et Saint Augustin [Текст] / Ph. Sellier. - Paris : Colin, 1970.-P. 168-249.

212. Sellier, Ph. La Rochefoucauld, Pascal, Saint Augustin [Электронный ресурс] / Ph. Sellier // Revue d'Histoire littéraire de la France. - 69e Annee, № 3/4, Littéraire sous Louis XIV (May - Aug., 1969). - P. 551-575. - Режим доступа : http://www.jstor.org/stable/4052354

213. Vergely, В. Saint Augustin ou la découverte de l'homme intérieur [Электронный ресурс] / В. Vergely. - Режим доступа : http://clubfreebooks.org/telecharger-saint-augustin-ou-la-decouverte-de-l-homme-interieur-gratuit

214. Wouter J. Hanegraaff Some Remarks on the Study of Western Esotericism [Электронный peycpc] / J. Wouter. - Режим доступа: www.esoteric.msu.edu/Hanegraaff.html.

Справочная литература

215. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) ; науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.»: гл. ред. В. А. Мануйлов, редкол. : И. Л. Андроников, В. Г. Базанов, А. С. Бушмин, В. Э. Вацуро, В. В. Жданов, М. Б. Храпченко - М.: Сов. Энцикл., 1981. - 746 с.

216. Литературная энциклопедия : в 11 т. - М., 1929-1939. - Т. 7 / Ком. Акад. ; НИИ лит. и искусства ; ред. кол.: П. И. Лебедев-Полянский, И. Л. Маца, И. М. Нусинов, В. М. Фриче ; гл. ред. А. В. Луначарский. - М : ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во «Сов. Энцикл.», 1934. - 888 с.

217. Психоаналитические термины и понятия : словарь [Электронный ресурс] / под ред. Б. Мур, Б. Файн. - М., 2000. - Режим доступа : http://www.domknig.net/book-4060.html.

218. Словарь древнерусского языка (XI - XIV вв.) : в 10 т. - Т. 2 (възалкати-добролЬгельникъ). -М., 1989.-С. 188-189.

219. Литературная энциклопедия : Словарь литературных терминов : в 2 т. / под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. -М.; Л. : Изд-во Л. Д. Френкель, 1925.

220. Словарь русского языка XI - XVII вв. - Вып. 2 (В-ВОЛОГЛ). - М., 1975.-С. 244-245.

221. Словарь русского языка XVIII века. - Вып. 3. (вБк-воздувать). - Л., 1987.-С. 234-236.

222. Словарь терминологии тартуско-московской семиотической школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.diction.chat.ru

223. Срезневский, И. И. Материалы для словаря древнерусского языка : в 3 т. - Т. 2. Л-П. - Репринт, воспроизведение с изд. 1895 г. - М., 1958.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.