Влияние творческой активности на эмоциональное развитие личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Тараканов, Антон Вениаминович
- Специальность ВАК РФ19.00.01
- Количество страниц 193
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Тараканов, Антон Вениаминович
Введение.
Глава 1. Подходы к исследованию эмоционального развития личности в психологической науке.
1.1. История изучения эмоционального развития в психологии.
12. Этапы эмоционального развития личности.
1.3. Факторы эмоционального развития личности.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК
Социально-психологические особенности развития эмоциональной культуры студентов2004 год, кандидат психологических наук Саутенкова, Марина Юрьевна
Развитие эмоциональной сферы подростка во временном детском объединении2000 год, кандидат педагогических наук Ерохин, Сергей Вячеславович
Развитие эмоциональной сферы личности в процессе общения1999 год, кандидат психологических наук Наумова, Юлия Анатольевна
Эмоциональный фактор в структуре личности и учебной деятельности студентов1997 год, кандидат психологических наук Колесников, Вадим Николаевич
Педагогические условия развития эмоциональной культуры будущего учителя2001 год, кандидат педагогических наук Рачковская, Надежда Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние творческой активности на эмоциональное развитие личности»
Актуальность исследования
Эмоциональное развитие человека является объектом системного междисциплинарного исследования в различных областях современной науки (психологии, психофизиологии, социологии, медицины). Необходимость и чрезвычайная актуальность психофизиологических и собственно психологических исследований эмоциональной сферы связана с разрешением вопроса о происхождении и природе эмоций и чувств, о их взаимосвязи с мыслительными и волевыми процессами, мотивацией.
Многие направления в психологии (бихевиоризм, рефлексология, психоанализ, деятельностный подход, гуманистическая и гуманитарная психология) обращались к рассмотрению вопросов эмоциональной жизни человека. Наибольшую известность получили исследования эмоций, касающиеся: 1)их определения (В.Вундт, 1912, У.Джемс, 1922, Е.С1арагес1е, 1928, С.Л.Рубинштейн, 1946, Л.С.Выготский, 1949, П.К.Анохин, 1964, П.В.Симонов,
1970, 1981, К.Изард, 2000); 2) условий их возникновения (А.Н.Леонтьев,!971, В.К.Вилюнас, 1976, Я.Рейковский, 1979, А.Маслоу, 1999), 3) их функций (В.К.Вилюнас, 1976, П.В.Симонов, 1972,1981, А.Н.Лук, 1982), а также физиологических и нейропсихологических механизмов (И П.Павлов, 1923, У.Кеннон, 1927, П.К.Анохин, 1964, Э.Гельгорн и Дж.Луфборроу, 1966, Х.Дельгадо, 1971, Г.А.Вартанян и Е.С.Петров, 1989, Е.Д.Хомская и Н.Я Батова, 1992); 4)классификационных параметров (П.М.Якобсон, 1958, А.Н.Леонтьев,
1971, В.К.Вилюнас, 1976, Б.И.Додонов, 1978), 5) взаимосвязи эмоций и деятельности (С.Л.Рубинштейн, 1946, П.М.Якобсон, 1958, А.Н.Леонтьев, 1971, П.Милнер, 1973, В.К.Вилюнас, 1976, Л.М.Аболин, 1987), эмоций и процессов познания (Я.Рейковский, 1979, Р.Ю.Ильюченок, 1988), 6) обусловленности эмоционального развития индивидуально-типологическими особенностями (К Г.Юнг (по изд. К.Г.Юнг, 1995), Б.М.Теплов, 1961, 1985, В.Д.Небылицын, 1990, А.И.Крупное, 1984, 1990, В.С.Мерлин, 1986).
Все подходы к изучению творческой активности ограничены её феноменологическим описанием (Д.Б.Богоявленская, 1971, 1983, 1987, М.Н.Морозов, 1976, В.С.Ротенберг и В.В.Аршавский, 1984, Л.П.Гримак, 1989, Э.А.Куруленко, 1990, Р.Милгрем и Е.Гонг, 1997) и рассмотрением её взаимосвязей с креативностью, творческими способностями и творческим мышлением (Я.Л.Пономарев, 1960, А В.Брушлинский, 1967, В.Н.Пушкин, 1967, J.Guilford, 1967, S.Mednick, 1969, В.С.Библер, 1975, Л.Б.Ермолаева-Томина, 1975, 1977, А М.Матюшкин, 1982, E.Torrance, 1982, М.Вертгеймер, 1987, В.Н.Дружинин, 1995, R.Sternberg, 1995, Э.де Боно, 1997).
Вместе с тем, само определение творческой активности в существующих исследованиях остается недостаточно проясненным Не изучен вопрос о причинах и условиях проявления творческой активности, не выявлены её виды и параметры, а также не установлена взаимосвязь и взаимозависимость творческой активности и эмоционального развития личности, не раскрыты возможности первой оказывать влияние на развитие эмоциональной сферы
В связи с этим возникает необходимость проведения теоретического анализа и организации специальных экспериментальных исследований, направленных на выявление параметров, видов и коррелятов творческой активности, без чего невозможно определить её влияние на развитие эмоциональной сферы личности. Данными положениями обусловлена актуальность нашей работы.
Так, анализ литературных источников позволяет вывести основное противоречие, возникающее между одноаспектностью представлений об эмоциях как детерминантах активности человека и крайне недостаточной разработанностью вопроса об обратном влиянии творческой активности на эмоциональное развитие личности.
Проблема исследования заключается в разрешении вопроса о возможности эмоционального развития личности посредством стимулирования её творческой активности.
Цель исследования - изучение зависимости эмоционального развития от различных видов творческой активности.
Объект исследования: эмоциональное развитие личности. Предмет исследования: условия зависимости эмоционального развития личности от творческой активности.
Гипотеза исследования: творческая активность является эффективным средством эмоционального развития личности в силу того, что она способствует:
- дифференциации положительных и отрицательных эмоций
- стабилизации стенических эмоций. Задачи исследования:
1. Изучить основные психологические концепции эмоционального развития личности, рассмотреть его компоненты, этапы и факторы.
2. Выявить параметры творческой активности и их взаимосвязи с компонентами эмоционального развития личности.
3. Разработать комплекс мероприятий по эмоциональному развитию личности посредством воздействия различными видами творческой активности.
Методологической основой исследования явились. 1) положения дифференциальной и экспериментальной психологии эмоций (А.В.Вальдман, 1972, Б.И.Додонов, 1978, Я.Рейковский, 1979, К.Изард, 2000, А.А.Горбатков, 2001),
2) идеи гетерохронности и полифакторной обусловленности развития (К Бюлер, 1930, С.Л.Рубинштейн, 1946, Л.С.Выготский, 1982, П.М.Якобсон, 1958, Б.Г.Ананьев, 1960, А.Н.Леонтьев, 1982, В.К.Вигаонас, 1976, Г.М.Бреслав, 1990),
3)психологические теории творчества и творческой активности (З.Фрейд, 1923, К.Г.Юнг (по изд. К.Г.Юнг, 1994), А.Маслоу (по изд. А.Маслоу, 1999), Д.Б.Богоявленская, 1971, 1983, 1987, Я.Л.Пономарев, 1976, A.M.Isen, 1987, Э.А.Куруленко, 1990, R.Sternberg, 1995, Р.Милгрем и Е.Гонг, 1997, 4) положения о взаимосвязи творческой активности, творческих способностей и творческого мышления в структуре личности (Я.Л.Пономарев, 1960, E.Torrance,
1962, А.В.Брушлинский, 1967, J.Guilford, 1967, В С.Библер, 1975, В.Н.Дружинин, 1995, Э. де Боно, 1997), 5) исследования, посвященные развитию эмоций в онтогенезе (Б.Перэ, 1913, В.В.Зеньковский, 1914, 1924, А.В.Запорожец, 1986, Г.М.Бреслав, 1990, Л.И.Божович, 1995, Б.С.Волков, Н.В.Волкова, 1997, Ю.О Галугцинская, 2000, О.В.Вакуленко, К.Е.Прахова, 2000).
Методы исследования. В ходе исследования использовались такие общие методы, как наблюдение, включенное наблюдение, психологический анализ продуктов творческой деятельности, эксперимент. Применялись методики, направленные на выявление особенностей эмоционального развития (тест САН Н.А.Лаврентьева и М.П.Мирошникова, дифференцированные шкалы эмоций К.Изарда и тест-анкета Б.И.Додонова на определение типа общей эмоциональной направленности), а также разработанная нами шкала самооценки уровня творческой активности, по которой были измерены четыре её основных параметра. С целью валидизации разработанной нами методики использовались тесты креативности Е.Торренса и С.Медника, тест творческих способностей Дж.Гилфорда. Методы статистической обработки включали корреляционный анализ по критериям Пирсона и Спирмена, выявление различий в уровне исследуемого признака по параметрическому критерию Манна-Уитни и оценку достоверности сдвига по критерию Уилкоксона.
Научная новизна исследования.
1. Дано собственное определение эмоционального развития, базирующееся на концепции гетерохронного развития и теории дифференцированных эмоций.
2. Разработаны и научно обоснованы параметры и эмпирические показатели творческой активности, позволяющие определить степень её выраженности. К ним отнесены стремление к творческой работе в неблагоприятных условиях, стремление к оригинальности и новизне, творческая инициатива и творческая целеустремленность.
3. Экспериментально установлено и доказано, что творческая активность является фактором, влияющим на эмоциональное развитие личности.
Теоретическое значение.
В результате проведенного исследования были выделены основные тенденции эмоционального развития.
1) дифференциация эмоциональных переживаний,
2) увеличение выраженности и частотности стенических эмоций;
3) преобладание эмоций высшего порядка над эмоциями низшего порядка.
Выявлены взаимосвязи творческой активности с креативностью, творческими способностями и творческим мышлением
Установлено, что эмоциональное развитие необходимо рассматривать через всю совокупность его факторов.
В результате исследования также было установлено, что творческая активность является эффективным средством эмоционального развития личности.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что была разработана шкала, позволяющая оценить степень выраженности каждого из параметров творческой активности, в результате чего можно определить наиболее сильно и слабо развитые её стороны. Предложенные нами идеи развития эмоциональной сферы личности посредством актуализации и активизации её творческого потенциала могут быть использованы с целью улучшения качества высшего и послевузовского образования при подготовке и переподготовке специалистов гуманитарного профиля. Приводимые в исследовании приемы стимулирования творческой активности могут быть использованы в комплексной психокоррекционной и психотерапевтической практике при решении всевозможных эмоциональных конфликтов. В целом творческая активность призвана развивать эмоциональную сферу человека, помогая ему обнаруживать потенциал для разрешения различных затруднений в процессе жизнедеятельности.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования докладывались на заседаниях кафедры психологии Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования и кафедры педагогики и психологии гуманитарного образования Института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета. Результаты исследования обсуждались на региональных конференциях «Современные проблемы психологии образования» в 1999г., «Формирование мотивационной сферы личности» в 2001г., на общероссийской конференции «Повышение качества современного образования» в 2002г. Теоретические положения и рекомендации используются в работе преподавателей кафедры психологии НИПКиПРО, кафедры педагогики и психологии гуманитарного образования ИФМИП НГПУ.
На материалах исследования построены спецкурсы для студентов, получающих высшее психологическое и педагогическое образование, а также организованы творческие группы для педагогов-психологов образовательных учреждений г.Новосибирска и НСО.
Основные идеи и результаты экспериментальной работы отражены в четырех публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Творческая активность является значимым фактором эмоционального развития. Эмоциональные переживания, реализуемые в ходе творческой деятельности, имеют специфический, собственно творческий характер.
2. Определение творческой активности не может быть выведено сугубо из определений творческих способностей и творческого мышления Она изучается на стыке общей активности и творчества, в результате чего обретает интегративный характер.
3 Взаимосвязь творческой активности и эмоционального развития имеет отчетливо обнаруживаемую специфику, которая выражается в еледующем: в условиях, когда творческая активность не структурирована, они слабо взаимосвязаны, часть корреляций имеет обратный характер, а в условиях, когда творческая активность структурируется, её взаимосвязи с эмоциональным развитием становятся прямо пропорциональными.
Различные уровни эмоционального развития обусловлены степенью дифференцированности эмоций, а также преобладанием стенических и положительных эмоций.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК
Психологические условия развития способности к эмоциональному взаимодействию младших школьников, воспитывающихся вне семьи2008 год, кандидат психологических наук Неволина, Виктория Васильевна
Воспитание эмоционально-творческой культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности2002 год, кандидат педагогических наук Вохмякова, Ирина Николаевна
Психологические особенности проявления страхов у педагогов и врачей на уровне структур обыденного сознания2003 год, кандидат психологических наук Кузнецова, Елена Николаевна
Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в условиях детского музыкального театра1999 год, кандидат педагогических наук Пилипенко, Людмила Леонидовна
Возрастно-половые особенности эмоциональности школьников 9-17 лет и ее восприятие учителями2005 год, кандидат психологических наук Пономарева, Марина Сергеевна
Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Тараканов, Антон Вениаминович
Основные выводы
1 Проведенное нами экспериментальное исследование позволяет говорить о возможности целенаправленного воздействия двумя факторами творческой активности: невербальным и вербальным. Воздействие фактором невербальной творческой активности сочетается с индивидуальным выполнением творческих заданий, а фактором вербальной творческой активности - с творческой работой в группе.
2 Наибольшее влияние на развитие параметров эмоциональной сферы оказывает воздействие фактором невербальной творческой активности. Оно способствует существенному повышению выраженности положительных и стенических эмоций, а также дифференциации эмоций интереса, удивления, страха, отвращения и презрения.
3. Кроме того, актуализация невербального компонента творческой активности на этапе индивидуального выполнения творческих заданий сказывается на повышении следующих факторов: стремление к творческой работе в неблагоприятных условиях, стремление к оригинальности и новизне, общий уровень творческой активности.
4. Воздействие фактором вербальной творческой активности способствует дальнейшей, хотя и менее выраженной дифференциации эмоций, повышению выраженности положительных и стенических эмоций и существенному снижению выраженности отрицательных и астенических эмоций.
5. На этапе коллективной творческой работы в большей степени актуализируются такие компоненты творческой активности, как творческая инициатива и творческая целеустремленность.
6. Повышение выраженности положительных и стенических эмоций, являющееся результатом проявления творческой активности, остается значимым и по завершению целенаправленного экспериментального воздействия и обнаруживается как остаточный эффект. Вместе с тем наблюдается общая тенденция к снижению выраженности позитивных эмоциональных переживаний.
153
Заключение
Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что поставленные задачи в целом были решены
Рассмотренные нами традиции изучения эмоционального развития в отечественной и зарубежной психологии свидетельствуют о неоднозначности и чрезвычайной широте диапазона в понимании эмоции: от процессов отражения действительности до феноменальных явлений человеческой культуры.
Мы полагаем, что под эмоциональным развитием следует понимать процесс непрерывного накопления эмоциональных свойств личности, их трансформацию и преобразование количественных изменений в структуре эмоциональной сферы в качественные.
Целостная картина эмоционального развития характеризуется неоднозначностью, многослойностью и постадийностью. В нем наблюдаются спады и подъемы различных характеристик (выраженности положительных и отрицательных, стенических и астенических эмоций), находящиеся в зависимости от различных возрастных задач и этапов.
В результате анализа литературных источников нами было установлено, что эмоциональное развитие определяется тенденциями личности к преодолению импульсивности эмоциональной жизни, дифференциацией эмоциональных переживаний и стремлением к преобладающему переживанию комплекса положительных и стенических эмоций.
Кроме того мы установили, что эмоциональное развитие необходимо рассматривать через всю совокупность его факторов основными из которых являются познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), деятельность, в структуру которой входят потребности, мотивация и активность (в частности творческая активность), волевые процессы, такие типологические особенности личности, как интроверсия и экстраверсия и факторы семейного воспитания.
Под творческой активностью мы понимаем стремление и меру усилий, прикладываемых человеком к созданию качественно нового в ментальной картине мира.
Мы рассмотрели психологические подходы к изучению творческой активности и выделили основные её характеристики. К ним мы отнесли: спонтанность проявления, направленность на создание нового, стремление выйти за пределы внешне заданной ситуации. Творческая активность регламентируется наличием проблемной ситуации, вызывается преобразовательной потребностью и направлена на мобилизацию и актуализацию творческих способностей.
Творческая активность тесным образом связана с креативностью и творческим мышлением. Она регулируется воображением и является залогом успешного осуществления творческой деятельности.
На основе анализа литературных источников мы выявили основное противоречие, возникающее между одноаспектностью представлений об эмоциях как детерминантах творческой активности человека и крайне недостаточной разработанностью вопроса об обратном влиянии творческой активности на эмоциональное развитие личности.
Выявление данного противоречия позволило нам сформулировать ключевую проблему исследования, которая заключается в разрешении вопроса о возможности эмоционального развития личности посредством стимулирования её творческой активности.
Нами был разработан подход к измерению творческой активности посредством её основных параметров. К таковым мы отнесли стремление к творческой работе в неблагоприятных условиях, стремление к новизне, творческую инициативу и творческую целеустремленность.
В результате экспериментальной работы нами была выявлена особенность взаимосвязи творческой активности и эмоционального развития личности. В условиях, когда проявления творческой активности носят неструктурированный и нецеленаправленный характер, подобная взаимосвязь является незначимой, или обратно пропорциональной. Высокотворческие люди в данных условиях могут испытывать эмоциональный дискомфорт, описываемый как совокупность отрицательных, астенических эмоций и общего негативного настроения. Низкотворческие люди, наоборот склонны испытывать в данных условиях положительные и стенические эмоции, а также характеризуются общим позитивным настроением. В условиях, когда творческая активность оформляется и структурируется, данная взаимосвязь существенно повышается и становится прямо пропорциональной. К подобным условиям мы отнесли отсутствие у человека готовых средств к решению той или иной проблемной ситуации.
Наиважнейшим результатом проведенного нами формирующего эксперимента оказалось изменение картины эмоционального развития испытуемых.
Наибольшее влияние на эмоциональное развитие оказывает воздействие фактором невербальной творческой активности в ситуации индивидуального выполнения творческих заданий. При данном воздействии существенно возрастает выраженность положительных и стенических эмоций.
Воздействие фактором вербальной творческой активности в ситуации коллективной творческой работы способствует дальнейшему, хотя и менее выраженному росту положительных и стенических эмоций и существенному снижению отрицательных и астенических, что сохраняет свою значимость и по завершению экспериментального воздействия.
В эмоционально-ценностных ориентациях, а также в соотношении низших и высших эмоций, значимых изменений в результате опытной работы не произошло. Мы склонны объяснять это относительной константностью данных параметров эмоционального развития личности.
В целом поставленные цели и задачи реализованы, гипотеза исследования подтверждена.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Тараканов, Антон Вениаминович, 2003 год
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, КГУ, 1987. - 261с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., Мысль, 1991. - С.77-125
3. Адлер А. Понять природу человека. СПб., Академический проект, 1997. -С.19-105; 228-239.
4. Алексеева Л.Ф. Теоретический анализ ведущих концепций учения об активности личности в психологии. Автореф. дис. канд. психол. наук -Н., 1996. 53 с.
5. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 т. Т. 1. - М., Педагогика, 1982. - С. 17-199.
6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, КГУ, 1988. - С.63-75.
7. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., Медицина, 1975. -448с.
8. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности/ Избранные труды. М., Наука, 1979. - С.443-453.
9. Анохин П К. Узловые вопросы в изучении высшей нервной деятельности/ Проблемы высшей нервной деятельностиЛЛод ред. Анохина П К. М., АМН СССР, 1949. - С.9-126.
10. Ю.Аристотель. О душе. М., Соцэкгиз, 1937. - С.97-113.
11. П.Бехтерев В.М. Об эмоцияхЛН1овое в рефлексологии и физиологии нервной системы. М.-Л., Госиздат, 1929. - Вып.З. - С.7-12.
12. Бехтерев В.М. Основы учения о функциях мозга. СПб., Типография П.П.Сойкина, 1907. -204с.
13. И.Библер В С. Мышление как творчество. -М., Политиздат, 1975. 399с.
14. Н.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского университета, 1983. - 173с.
15. Богоявленская Д Б. Метод исследования интеллектуальной активности: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.,1971. 15с,
16. Богоявленская Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности. Автореф. дис. докт. психол. наук. М.,1987. - 33с.
17. Божович ЛИ. Проблемы формирования личности/Избранные психологические труды. М., Международная пед. академия, 1995. - С.32-263.
18. Боно Э.де Латеральное мышление. СПб., Питер, 1997. - 316с.
19. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М., Педагогика, 1990. - С.3-117.
20. Брушлинский A.B. К психологии творческого процесса/Человек, творчество, наукаУОтв. ред. А.А.Сорокин. М., Наука, 1967. - С. 13-23.
21. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., б/и, 1930. - С.25-37.
22. Вакуленко О.В., Прахова К.Е. Развитие нравственных чувств и эмоций в период дошкольного детства как основа становления гуманных отношений/ Особенности эмоциональной сферы личности/Отв. ред. Н.Н.Васягина. -Шадринск, ШЛИ, 2000. С.74-83.
23. Вальдман A.B. Экспериментальная нейрофизиология эмоций. Л., Наука, Ленинградское отделение, 1972. - С.6-123.
24. Вальдман A.B., Звартау Э.Э., Козловская М.М. Психофармакология эмоций. М., Медицина, 1976. - С. 45-50.
25. Вартанян Г.А., Петров Е С. Эмоции и поведение. Л., Наука, Ленинградское отделение,1989. - С.19-116.
26. Васадзе А.Г. Проблема художественного чувства. Тбилиси, Мецниереба, 1978. - 174с.
27. Васягина H.H. Общие подходы к проблеме эмоций/Особенности эмоциональной сферы личности/Отв. ред. Н.Н.Васягина. Шадринск, НИТИ, 2000. - С.3-17.
28. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., Прогресс, 1987. - 336с.
29. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., МТУ, 1976. - 142с
30. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детства. М., РАО, 1997. - С.111-113.
31. ЗГВундт В. Очерки психологии. М., Московское книгоиздательство, 1912. -300с.
32. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. M Просвещение, 1991.- 93с.
33. Выготский J1.С. Проблемы развития психики /Собрание сочинений в шести томах. Т.2. - М., Педагогика, 1982. - С.416-465.
34. Выготский Л.С. Психология искусства. М., Педагогика, 1987. - 344с.
35. Выготский Л С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование/Собрание сочинений в шести томах. Т.6. М., Педагогика, 1984. - С.91-318.
36. Галущинская Ю.О. Развитие эмоций дошкольников в процессе формирования ценностного отношения к старости/ Особенности эмоциональной сферы личности/Отв. ред. Н.Н.Васягина. Шадринск, ШЛИ, 2000. - С.84-96.
37. Гельгорн Э, Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., Мир, 1966. -472с.
38. Горбатков A.A. Позитивные и негативные эмоции: взаимосвязь и её зависимость от уровня субъективного развития индивида//Психологический журнал. -2001. №1. - С.61-71.
39. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. М., Политиздат, 1989. - С.40-214.
40. Гришина Е В. Творческая деятельность в личностном аспекте/Исследование проблем творчества/Ред.-сост. А.П.Шаховской.- Глазов, ГГПИ, 2000. С.56-59.
41. Данилков A.A. Факторы, блокирующие творческую активность личности/Активность личности. В двух частях/Отв. ред. В.Г.Леонтьев H . НГПУ, 1998 - 4.2.-С.51-55.
42. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и у животных/Сочинения в девяти томах. Т.5. - М., Гос. изд. биол. и мед. литературы, 1953. - С.708-91 5.
43. Декарт Р. Рассуждения о методе. М., АПН СССР, 1953. - С.92-96.
44. Дельгадо X. Мозг и сознание. М., Мир, 1971. - С.53-21 3.
45. Дерябин B.C. Влечения. Чувства. Эмоции. Л., Наука, 1974. - С. 146-189.
46. Джемс У. Психология. Пг., Наука и школа, 1922. - С.286-298
47. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., Политиздат, 1978. - 272с.
48. Дружинин В Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы: В двух частях,- Саратов, издательство Саратовского университета, 1990. 4.1. - 137 с. - 4.2. -293 с.
49. Дружинин В Н. Психология общих способностей. М., Латерна:Вита, 1995.- С.94-149.
50. Дышлевой П.С., Яценко Л.В. Регуляция технической деятельности. -Воронеж, 1986. С. 19-20.
51. Ермолаева-Томина Л.Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности/Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная /Под ред. Я. А. Пономарева. М., Наука, 1990. - С. 117-130.
52. Ермолаева-Томина Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей //Вопросы психологии, 1977, №4. С.74-83.
53. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей//Вопросы психологии, 1975, №5. С. 166-175.
54. Ершов A.A. Взгляд психолога на активность человека. М., Луч, 1991. -С.6-99.
55. Запорожец A.B. Проблемы развития психики./Избранные труды в двухтомах,-М., Педагогика, 1986. Т.1С.258-280. 56.3еньковский A.B. Проблема психической причинности - Киев, типография Императорского Университета Св. Владимира, 1914. - С 317-325.
56. Зеньковский A.B. Психология детства. Лейпциг, Сотрудник, 1924. - 348с.
57. Иванова Т В. Остроумие и креативность//Вопросы психологии 2002 - №1.- С.76-87.
58. Изард К. Психология эмоций. СПб., Питер, 2000. - 460с.бО.Илиади А Н. Практическая природа человеческого познания. М., Высшая школа, 1962. - С. 41-57; 112-143.
59. Ильюченок Р.Ю. Эмоции и память. Н., Новосибирское книжное издательство, 1988. - С.5-43.
60. Кеннон У. Физиология эмоций. М.-Л., Прибой, 1927. - С.41-50.
61. Козленко В Н. К вопросу диагностики креативности учащихся //Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средней школы и студентов. Межвуз. сб. науч. тр./Отв. ред. И.Л.Баскакова. М., МГПИ им. Ленина, 1981. - С. 116-125.
62. Козленко В Н. Проблема креативности личности/Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная/Отв. ред. Я.Л.Пономарев. М., Наука, 1990. - С.131-135.
63. Колков А.И. Рекомендации по определению и развитию способностей, склонностей, склонностей и общего творческого потенциала человека. -Кемерово, Департамент образования и науки Администрации Кемеровской области, 1995. 68с.
64. Комарова В.Я. Учение Зенона Элейского: Попытка реконструкции системы аргументов.-Л., ЛГУ, 1988. С. 138-207.
65. Кравчук П.Ф. Творчество как способ самовыражения личности/Личность: развития и реализация в творчестве/Отв. ред. П.Ф.Кравчук. Курск, КГТУ,1996. С.159-167.
66. Крупное А.И. Психологические проблемы исследования активности человека//Вопросы психологии. 1984. - №3. - С.25-32.
67. Крупное А.И. Психологическая структура действий человека М., 1990. -С.5-10.
68. Кудрявцев В Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе: опыт логико-психологического анализа проблемы//Психологический журнал.1997. -№1. С. 16-30.
69. Куруленко Э.А. Развитие социально-творческой активности подростков в самодеятельном коллективе/Развитие творческих способностей личности в сфере досуга. Куйбышев, б/и, 1990. - С.3-10.
70. Лазурский А.Ф. К учению о психической активности/Избранные труды по общей психологии. СПб., Алетейя, 2001. - 192с.
71. Лазурский А.Ф. Программа исследования личности. Пг., б/и, 1915. - 33с.
72. Ланге Н.Н. Психология. М., Мир, 1992. - 312с.
73. Латаш Л.П. Эмоции и сон/Физиология человека и животных. М., ВИНИТИ, 1975. -С.95-141.
74. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., Речь, 2000. - С 51-151
75. Лейтес НС. О психофизиологических основах активности/Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности/Отв ред.
76. A.И.Крупное. Свердловск, СГПИ, 1975. - С. 14-22.
77. Лейтес Н.С., Голубева Э.А., Кадыров Б.Р. Динамическая сторона психической активности и активированность мозга/Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности/Отв. ред.
78. B.М.Русалов, Э.А.Голубева. М., Наука, 1980. - С. 114-127.
79. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В двух томах. -М., Педагогика, 1983. Т.2. С.141-171.
80. Леонтьев А Н. Потребности, мотивы и эмоции,- М., МГУ, 1971. 40с.
81. Леонтьев В.Г. Активность человека/Активность личности. Сб. науч. трудов в двух томах/Отв. ред. В.Г.Леонтьев. Н., НГПУ, 1998. - Т. 1. - С.3-8.
82. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации. Н., НГГГИ, 1992.1. C.52-72.
83. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., Модэк, 1997. -С.17-316.
84. Лисина М.И. Общение ребенка со взрослыми как деятельность/Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., НИИОП АПН СССР, 1974. - 209с.
85. Лук А Н. Психология творчества. М., Наука, 1978. - 127с.
86. Лукреций Тит Кар. О природе вещей. В двух томах. Л., АН СССР, 1947 Т.1 - С.600-649.
87. Люсин Д.В. Эмпирический анализ категории эмоций//Вопросы психологии. 1999. - №2. - С.50-61.
88. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., Евразия, 1999. - 478с.
89. Матлина Э.М., Бару A.M., Васильев В.Н. Эмоции: значение некоторых медиаторов и гормонов в механизмах включения и поддержания эмоциональных состояний/Физиология человека и животных. М., ВИНИТИ, 1975. - С.31-57.
90. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М , Педагогика, 1972. - С.28-86.
91. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности//Вопросы психологии, 1982, №4. С.5-17.
92. Мельникова Н.В., Казимирская Т.А. Характеристика эмоциональной сферы личности в онтогенезе/Особенности эмоциональной сферы личности/Отв. ред. Васягина H.H. Шадринск, ШПИ, 2000. - С. 18-26.
93. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., Педагогика, 1986. - С.22-110.
94. Милнер П. Физиологическая психология. М., Мир, 1973. - С.368-527.
95. Морено Дж. Театр спонтанности. Красноярск, Фонд Ментального Здоровья, 1993. - С. 15-54.
96. Морозов М.Н. Творческая активность сознания. Киев, «Вища школа», 1976. - 183с.
97. Небылицын В.Д Избранные психологические труды. М., Педагогика, 1990. - С.25-48.
98. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека М., Просвещение, 1966. - С.7-109.
99. Нургалеев B.C. Психологические факторы развития воображения: Автореф. дис. докт. психол. наук Новосибирск, НГПУ, 1998. - 39с.
100. В С Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения вышей нервной деятельности и поведения животных. Сб. статей, лекций, речей. -М.-Пг., Госиздат, 1923. С.92-110.
101. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга/Собрание сочинений в шести томах. М. - Л., АН СССР, 1951-1952. -Т.4.-С.26-432.
102. Павлов И.П. О типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах. М., Медгиз, 1954. - С.65-182.
103. Панкова Г.Г. Творчество как способ бытия личности/Творчество и личность. Тезисы докладов международного симпозиума 16-18 мая 1995 года. Курск, КГТУ, 1995. - С.9-43.
104. Перэ Б. Дитя от трех до семи. М., Московское книгоиздательство, 1913. - С.222-254.
105. Петровский В.А. Активность субъекта в условиях риска: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.,1977. - 18с.
106. Платон. Теэтет. М.-Л., Соцэкгиз, 1936. - С.31-110.
107. Пономарев Я.Л. Психология творческого мышления. М., АПН РСФСР, 1960. - 352с.
108. Пономарев Я Л. Психология творчества. М., Наука, 1976. - 303с.
109. Пошехонова В. А., Мельникова Н.В. Сущность Эмоций и эмоциональность состояний дошкольника/Особенности эмоциональной сферы личности/Отв. ред. Васягина Н.Н. Шадринск, ШПИ, 2000 - С. 125146.
110. Пушкин В Н. Эвристика наука о творческом мышлении - М., Издательство политической литературы, 1967. - С.6-149.
111. Развитие творческой активности школьников/Под ред. А.М.Матюшкина. М., Педагогика, 1991 - С.3-58.
112. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., Прогресс, 1979. - 392с.
113. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека М., Прогресс, 1994.-С. 117-299.
114. Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация М., Наука, 1984. - С.21-32.
115. Рубинштейн С Л. Основы общей психологии. СПб., Питер, 1998. -С.295-307; 551-586.
116. Сеченов И.М. Лекции по физиологии. М., Медицина, 1974. - С.204-223.
117. Сеченов И.М. Психология поведения. М., Наука, 1995. - С.28-232.
118. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., Речь, 2000. 350с.
119. Симонов П.В. Информационная теория эмоций/Психология эмоций/Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. М, МГУ, 1984 - С. 178-185.
120. Симонов П.В. Физиологические особенности положительных и отрицательных состояний. М., Наука, 1972. - 136с.
121. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., Наука, 1981. - 215с.
122. Соколов М.А. Сущность сознания и его роль в творческой деятельности человека. М., Издательство военной академии им. Маршала Малиновского Р.Я., 1971. -С.21-35.
123. Сократ. Церковная история. М., Росспэн, 1996. - С. 169-268.
124. Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье/Избранные произведения в двух томах. М., Гос. Изд. Полит. Литературы, 1957. - Т. 1. -С. 110-144.
125. Станкевич Г. О диалогической природе изменений//Московский психотерапевтический журнал. 1999. - №2. - С.24-47
126. Стернберг Р., Григоренко Е. Учись думать творчески/Основные современные концепции творчества и одаренности/Под Ред. Д.Б.Богоявленской. М., Молодая гвардия, 1997. - С. 188-198.
127. Суходольский Г.В. основы математической статистики для психологов -Л., ЛГУ, 1972. 428с.
128. Тафель P.E. Диагностические методики для выявления (идентификации) творческих личностей в американской психологии: Автореф дис. канд. психол. наук. М., 1974. - 19с.
129. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., АПН РСФСР, 1961. -С.9-37.
130. Теплов Б.М. Способности и одаренность/Избранные труды В 2 т.- М , Педагогика, 1985. Т.1. - С.5-189.
131. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии//Вопросы психологии, 1998, №4. С. 123-132.
132. Тхостов А.Ш., Колымба И Г. Эмоции и аффекты: общепсихологический и патопсихологический аспекты//Психологический журнал. 1998. - №4. -С.42-44.
133. Удачина Е.Г. Функциональная асимметрия полушарий мозга и регуляция эмоционального состояния//Психологический журнал. 2001. - №2. - С.57-65.
134. Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. Одесса, Государственное издательство Украины, 1926. -С.112-361.
135. Ухтомский A.A. Принцип доминанты/Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы/Под ред. В.М.Бехтерева. Л.-М., Госиздат, 1925. - С.60-65.
136. Ухтомский A.A. Учение о доминанте/Избранные труды. Л., Наука, 1978. -С.7-41.
137. Фатеев СВ. Воображение как фактор продуктивности деятельности: Автореф. дис. докт. психол. наук Новосибирск, НГПУ, 1996 - 36с.
138. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. В двух томах. М.-Пг., Госиздат, 1923. Т.2. - С.181-200.
139. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. М - Пг., Госиздат, 1923. - С.174-186.
140. Фрейд Э. По ту сторону принципа удовольствия. М., Прогресс, 1992. -С.201-255.
141. Фрейд 3. Я и ОНО. Л., Academia, 1924. - 64 с.
142. Фромм Э. Душа человека. -М, АСТ-ЛТД, 1998. -С.471-577.
143. Фромм Э. Человеческая ситуация. М., Смысл, 1995. - С. 15-70.
144. Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура//Московский психотерапевтический журнал. 1999. - №2. - С.61-81.
145. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. М., МГУ, 1992. - 180с.
146. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В двух томах. М., Педагогика, 1986. Т. 1. - С. 12-97.
147. Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М., Педагогика, 1991. - 232с.
148. Шапкин С.А. Межполушарная асимметрия в переработке эмоционально окрашенной информации//Вопросы психологии. 2000. - №3. - С. 102-115
149. Шаронин Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования. М., МГИУ, 1998. -С.49-100.
150. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М., Наука, 1971. - 223с.
151. Шрагина Л И. Оригинальные ассоциации по сходству как компонент креативности/ЛЛсихологический журнал. 2000. - №4. - С.73-78.
152. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб, Восточноевропейский институт психоанализа, 1994. - С. 19-175.
153. Юнг К Г. Проблемы души нашего времени. М., Прогресс, 1994. - С.37-60.
154. Юнг К Г. Психологические типы. М., Прогресс-Универс, 1995. - С.432-471.
155. Юнг К Г. Психология бессознательного. М., АСТ-ЛТД, 1998. - С.95-118; 343-354.1 57. Якобсон П.М. Психология чувств. М., АПН, 1958. - 238с.
156. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания М , Просвещение, 1986. - С. 6-15.
157. Литература на иностранном языке (английском).
158. Cannon W. Bodily changes in pain, fear, hunger and rage. 2nd ed. Boston, 1929. -P. 3-244.
159. Claparede E. Feelings and emotions/Feelings and emotions/Reymert M L (ed ). -Worcester, 1928. P. 124-138.
160. Guilford J.P. The nature of human intelligence. New York, Mc Gaw Hill, 1967. -P. 3-43.
161. Isen A.M. Positive affect, cognitive processes, and social behavior//Advances in Experimental and Social Psychology. 1987. - 20. - P.203-253.
162. Lubart T.I., Sternberg R.J. An investment approach to creativity: Theory and data/The creative cognition approach/Eds. S.M.Smith, T.B.Ward, R A.Finke. -Cambridge, MIT Press, 1995. P. 21-57.
163. McDougall W. Emotions and feelings distinguished/Feelings and emotions/ Reymert M.L.(ed.).- Wocester, 1928. P.200-204.
164. Mednick S.A. The associative basis of the creative process//Psychol. Rev. 1969. - N.2. - P.220-232.
165. Skinner B.F. Beyond freedom and dignity. New York, Knopf, 1971. - P. 15-32.
166. Skinner B.F. Science and human behavior. New York, Free press; London, Collier-Macmillan, 1967 - P. 26-41.
167. O.Sternberg R.J., Kaufman J. Human abilities//Annu. Rev. Psychol. 1998. - 48. -P.479-502.
168. Torrance E P. Guiding creative talent Englewood Cliffs. - New York, Prentice-Hall, 1962. - P.31-52.
169. Вспомогательная справочная литература.
170. Артур Вебер. Большой толковый психологический словарь. В двух томах. Т.2. М., Вече-АСТ, 2000. - С.162-165; 508-513.
171. Берлов В.И. Реалистическое миропонимание. Психологический словарь. -Краснодар, Советская Кубань, 2001. 288с.
172. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Минск, Народная асвета, 1996. - С. 11-279.
173. Психологический словарь под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. М., Педагогика-пресс, 1996. - С.94-97; 293; 322-323; 426-429.
174. Показатель невербальной креативности (НК) рассчитывается по формуле: НК = X / у, где X суммарный показатель индексов, набранных по тесту, у -количество рисунков.
175. Показатель невербальной креативности (ВК) рассчитывается по формуле: ВК = X / у, где X суммарный показатель индексов, набранных по тесту, у -количество ответов испытуемого.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.