Влияние PR-коммуникаций на восприятие модной одежды: на примере восприятия джинсовой одежды тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Дмитриева, Альмира Касымовна
- Специальность ВАК РФ22.00.04
- Количество страниц 179
Оглавление диссертации кандидат социологических наук Дмитриева, Альмира Касымовна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. МОДА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН И ПРОЦЕСС
СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.
§1. Исследование моды как социокультурного феномена.
§2. Исследования причин и механизмов модных изменений.
Глава II. ОСОБЕННОСТИ PR-КОММУНИКАЦИЙ В ИНДУСТРИИ
МОДЫ.
§1. PR как особый тип и стратегия коммуникаций, его специфика в сфере модного бизнеса.
§2. Особенности брендинга в современной индустрии моды.
Глава III. ВЛИЯНИЕ PR-КОММУНИКАЦИЙ НА ВОСПРИЯТИЕ
ДЖИНСОВОЙ ОДЕЖДЫ.
§ 1. Особенности PR-коммуникаций при продвижении джинсовых брендов.
§2. Особенности PR-коммуникаций в отечественной джинсовой индустрии.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК
Управление дизайнерскими брендами в фэшн-бизнесе2004 год, кандидат экономических наук Андреева, Елена Николаевна
Мода как социокультурный фактор функционирования отечественной индустрии модной одежды: На примере г. Москвы2000 год, кандидат социологических наук Кузьмук, Ольга Леонтьевна
Стратегии совершенствования ассортиментной политики торгово-производственных объединений, функционирующих на конкурентных потребительских рынках2008 год, кандидат экономических наук Копец, Роман Николаевич
Стиль жизни: мода и эстетика повседневности2010 год, кандидат философских наук Куликова, Анастасия Сергеевна
Управление жизненным циклом модного продукта: на примере модной одежды2007 год, кандидат экономических наук Латынова, Светлана Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние PR-коммуникаций на восприятие модной одежды: на примере восприятия джинсовой одежды»
Актуальность темы исследования.
В условиях современного информационного общества все большую роль во всех областях социальной деятельности, включая производство, торговлю и экономику в целом, играют коммуникации. Количество коммуникативных связей в современном обществе значительно возросло, и сам характер коммуникации стал более сложным и разноплановым, а границы разных типов коммуникаций между организацией и общественностью очень подвижными, в силу чего процесс управления ими серьезно усложнился. В связи с этим возрастает актуальность разработки систем и технологий целенаправленного и компетентного управления коммуникациями. Важнейшей из таких систем является PR (Паблик Рилейшнз). Задачей PR является формирование эффективных социальных коммуникаций со всеми элементами социальной среды организации, создание и поддержание ее позитивной репутации и оптимального имиджа.
При этом конкретное содержание PR-коммуникаций определяется типом организации, направлением ее деятельности, ее основными целями и задачами. Так, различными являются конечные цели деятельности некоммерческих и коммерческих организаций. Если деятельность первых направлена главным образом на достижение общественно значимых целей, то вторые в первую очередь нацелены на извлечение прибыли через реализацию своей продукции или услуг. И, соответственно, хотя и не единственной, но одной из главных целей PR такой организации является установление оптимальных взаимоотношений с потребителями продуктов и услуг компании, а одной из центральных тем PR-коммуникации является образ этих продуктов и услуг. Этим определяется специфика стратегий и методов PR коммерческой организации. В частности, такие организации средствами PR решают ряд своих маркетинговых задач.
Известные американские маркетологи Эл и Лора Райе в своей недавно вышедшей монографии, посвященной сравнению рекламы и PR, обосновали позицию, согласно которой на современном этапе развития общественного сознания в развитых странах, реклама как элемент маркетинга становится менее эффективной, чем PR, а на этапе запуска нового бренда она, в отличие от PR, вовсе неэффективна. На многочисленных убедительных примерах авторы этой книги показывают, что запустить новый бренд с помощью рекламы невозможно, поскольку доверие к ней утрачено, «реклама - это голос самой компании, стремящейся продавать свою продукцию» \
Действительно, если в эпоху массового сбыта (с 30-х по 50-е гг. XX в.) и еще раньше, в эпоху массового производства, к этому голосу прислушивались, то с середины 50-х гг. началась постиндустриальная эпоха, с особенностями которой в основном и связано снижение эффективности рекламы. Теперь на место рекламы пришел PR. Как пишут Э. и Л.Райс, «чтобы запуск нового бренда пошел успешно, необходима скоординированная информационная компания, или пиар. Он позволяет сообщать потребителям нужные сведения не напрямую, а как бы из третьих рук, то есть через средства массовой информации»2.
Но эффективность PR коммерческой организации не ограничивается только ситуацией запуска нового бренда. Связи с общественностью занимают все более заметное место в деятельности такой организации.
1 Райе Э., Райе JI. Расцвет пиара и упадок рекламы: Как лучше всего представить фирму. - М : Изд-во ACT; «Ермак», 2004. - С. 7.
2 Там же.
Условия рыночной экономики, вынуждающие организации действовать и принимать решения в ситуации неопределенности, побуждают к установлению и развитию систематических коммуникаций с потребителями, партнерами, персоналом и другими сегментами общественности с целью воздействия на них на основе сотрудничества. Для успешного бизнеса стало необходимым, с одной стороны, знать, что именно люди думают о предприятии, фирме, с другой стороны, активно формировать общественное мнение, влиять на социальные настроения. Вот почему сегодня эффективное управление бизнесом стало невозможным без энергичной деятельности в области PR. Паблик рилейшнз представляют внешнюю структуру бизнеса с его коммуникациями, взаимными связями, деловыми контактами и хозяйственным партнерством. Это позволяет предотвращать, смягчать и разрешать периодически возникающие кризисные ситуации, учитывая как экономические, так и социально изменения в среде организации.
В постиндустриальном информационном обществе в конце XX века, в условиях увеличения числа коммуникационных каналов резко возрос спрос на PR-технологии во всех сферах деятельности, включая экономику, политику, социальную сферу.
Специфика PR как социальной деятельности состоит в их непрерывном и целостном характере. Образ организации и ее деятельности в сознании общественности и участников рынка возникает и существует независимо от того, предпринимаются ли какие-то специальные усилия по его созданию. Но оптимальность этого образа, то, позитивно или негативно он будет влиять на отношения организации с ее общественностью, зависит от того, насколько эффективны специально предпринимаемые специалистами PR усилия, направленные на оптимизацию этого образа.
Одним из главных направлений деятельности в сфере PR коммерческой организаций является брендинг - деятельность по созданию долгосрочного покупательского предпочтения к определенной товарной марке и самому производителю, благодаря чему возникают стойкие конкурентные преимущества для продукта организации. По мнению специалистов, основу отношений на современном потребительском рынке составляет борьба брендов за место в сознании потребителей. Это заставляет отечественных производителей осознать актуальность проблемы адаптации западной концепции брендинга к российским условиям.
Особую специфику имеет деятельность в области PR для организаций, функционирующих в сфере моды. Ведь мода как социальный феномен имеет непосредственное отношение к имиджу. Соответственно, для представления деятельности такой организации необходимо говорить с потребителем на языке идеальных объектов, имиджевых ценностей. И чтобы такой разговор был плодотворным, необходимо глубокое и точное понимание природы тех ценностей, созданием которых занимается такая организация.
Иными словами, деятельность PR в сфере моды должна прочно опираться на глубокое понимание сущности моды как социального феномена, как и потребностей людей, удовлетворяемых при помощи модных продуктов и услуг. Эти потребности могут носить как утилитарный, но и духовный характер. Как справедливо отмечает Р.Барт, мода объективно имеет все необходимые предпосылки для того, чтобы стать «привилегированным объектом социологии; во-первых, она образует «коллективный феномен, который наиболее непосредственным образом . открывает нам, что в нашем поведении заключено социальное содержание»; во-вторых, она являет собой диалектику конформизма и изменения, которая может быть объяснена только социологически»3.
Конкретное содержание этих потребностей, связанных с потреблением модной одежды, зависит от ее класса, типа, стиля.
По мере демократизации общественных отношений, а также в связи с характерным для развитых стран общим сокращением доли рабочего времени и повышением доли времени досуга в структуре времени все большее место в жизни современного человека занимает одежда casual. Это одежда, в которой люди, принадлежащие к разным социальным группам, классам и слоям, проводят досуг, отдавая свободное время хобби, самообразованию, общению с друзьями, путешествиям и другим формами активного отдыха, а также занимаются своими повседневными делами. Во многих случаях одежда casual оказывается уместной и во время работы или учебы, если это считается допустимым в рамках корпоративной культуры той или иной конкретной организации.
Важнейшие позиции в составе одежды casual занимают джинсы и другие изделия из денима (куртки, юбки, комбинезоны и т.д.). Родившись в середине XIX в. в Сан-Франциско, джинсы давно перешагнули американские границы и завоевали весь мир, представляя собой уже не только тип одежды, но и социокультурный феномен, в составе которого культурно-символическая составляющая столь же весома, сколь и материально-практическая. Джинсы воплощают в себе стандарт, и в то же время - возможность выразить свой собственный неповторимый стиль и подчеркнуть свою индивидуальность; обыденность и простоту, и одновременно с этим - сложность и выверенность классической
3 Барт Р. Система моды // Система моды: Статьи по семиотике культуры / Сост. С.Зенкин. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - С.43, сноска. конструкции; их носят студенты, рабочие, миллионеры, представители творческой элиты; они уместны в будни и праздники, в мегаполисе, в деревне, в лесу и на море; их давно уже носят как мужчины, так и женщины, а за последнюю четверть прошлого века раздвинулись и возрастные рамки человека в джинсах - теперь им может быть и младенец, и старик. Соединяя в себе столь антиномичные характеристики, джинсы стали одним из символов демократии и современности, символом плюралистичной культуры эпохи постмодерна, соединившей несоединимое.
В 1996 г. в связи с 10-процентным взлетом потребительского спроса на джинсы Le Journal de Textile писал: «Рабочей одежды под названием «джинсы» больше не существует»4. Еще в начале семидесятых годов уже всемирно прославленный Ив Сен-Лоран признался: «Я жалею лишь о том, что не я изобрел голубые джинсы. Они изумительно выглядят, практичны, удобны и повседневны. Они выразительны и сдержаны, в них - зов пола и простота, словом, все, что бы мне хотелось иметь в одежде, которую я придумываю»5. Отсутствие первенства не помешало великому кутюрье, как и другим блистающим на подиумах художникам Haute Couture -Версаче, Армани, Труссарди, Кляйну, - взяться за разработку собственных проектов в мире джинсовой одежды. Джинсы давно заняли почетное место на подиумах залов, где проходят показы «прет-а-порте».
Вся сложная и внутренне противоречивая палитра ценностей и ожиданий, связанных с джинсами и джинсовой одеждой, находит свое выражение в наиболее удачных коммуникативных PR-стратегиях компаний
4 httpV/alljeans ru/?content=/vogue/136 html (по материалам журнала «Officele»).
5 Джинсы Haute Couture - комфорт и только комфорт (По материалам журнала
Вояж и отдых) // httpV/www.alljeans ru/?content=/vogue/20.html джинсовой индустрии, то есть компаний, занимающихся производством и продажей джинсов и других изделий из денима.
В общей структуре индустрии готовой одежды джинсовая индустрия занимает значительное место. С учетом этого, а также важного значения джинсов как социокультурного феномена, социологическое исследование особенностей PR-коммуникаций джинсовой индустрии представляется актуальным и своевременным.
Между тем подобные научные исследования до сих пор не предпринимались, чем и обусловлена актуальность настоящее работы.
Итак, актуальность предпринимаемого исследования обусловлена:
1) важной ролью PR-коммуникаций в условиях информационного общества, необходимостью глубоких социологических исследований в этой сфере;
2) наличием определенной специфики коммуникативных PR-стратегий компаний, занимающихся производством и продажей модной одежды, необходимостью научного обоснования этой специфики в рамках социологического исследования;
3) особым положением джинсовой одежды в составе гардероба и в целом материального окружения современного человека, наличием целого спектра социальных отношений, ценностей и ожиданий, группирующихся вокруг джинсов как социокультурного феномена;
4) слабой разработанностью темы исследования в научной социологической литературе.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования являются особенности PR-коммуникации компаний по производству и продаже модной одежды, главным образом работающих в секторе одежды из денима, а также влияние этих PR-коммуникаций на восприятие этой одежды.
Предметом исследования являются образцы PR-коммуникации фирм, работающих на джинсовом рынке в России, а также их восприятие потребителями.
Степень разработанности темы.
Теоретическую основу настоящей работы составляют фундаментальные труды в области социологии, исследования социальной структуры, социальных институтов и процессов, социологии коммуникации, исследования современной культуры, моды как социального феномена, ее историко-культурных, семиотических, экономических, социально-психологических аспектов. В их числе работы таких ученых, как: Р.Арнольд, Р. Барт, Ж.Батай, Е.Я.Басин, К.Белл, П.Бергер, Е.С.Богардус, П.Бурдье, И.Бреннинкмейер, В.И.Добреньков, Т. Лукман, Р.Бернс, Г.Блумер, Ж.Бодрийяр, Ф.Бродель, П.Бурдье, В.М.Быченков, М.Вебер, Т.Веблен Э.Э., Виолле-де-Люк, Ф.Дэвис,
A.Б.Гофман, Е.Кац, В.М.Краснов, К.Кемпбелл, П.Коэльо, Ж.Деррида,
B.Дильтей, Э.Дюркгейм, Б.С.Ерасов, Ш.Зелинг, Г.Зиммель, В.Зомбарт, В.И.Ильин, Л.Г.Ионин, М.И.Килошенко, Т.В.Козлова, А.И.Кравченко, В.М.Краснов, П.Лазарсфельд, Т.Б.Любимова, Дж. Г.Мид, С.Московичи, Л.В.Орлова, Г.В. Осипов, Л.В.Петров, Дж. Ричардсон, К.Руан, Р.П.Рубинштейн, П.А.Сорокин В.И.Толстых, М.И.Топалов, Дж. Флюгель, Н.Т.Фролова, Э.Фромм Э.Фукс Л.И. Ятина и др.
Такой немаловажный аспект PR модной одежды, как проблема эффективного управления брендами, разрабатывается с начала 1990-х гг. в рамках теории маркетинга. Основные теоретические и практические разработки в области структуры портфеля брендов, архитектуры бренда и растяжения бренда, результаты которых могут быть применены в социологическом исследовании, содержатся в работах Д. Аакера, Ж.-Н. Капферера, К. Келлера, П. Дэйсина, Д. Смита, С. Лафорэ, Дж. Сондерза, Р. Бордли, В.Домнина, В.Перция, А.Стася, и др. В работе А.Вайлемана и М. Джери6 имеется глава, анализирующая опыт продажи одежды т.н. щ уличных марок»; в последней монографии Д. Аакера приводится пример архитектуры дизайнерского бренда Polo Ralph Lauren. В монографии Дж.Траута, посвященной большим брендам, есть раздел с анализом деятельности Компании «Levi Strauss»8.
Немало полезной фактической информации содержится в учебной литературе по модному бизнесу и маркетингу моды9, а также в выходящем с 2001 г. международном научно-практическом журнале Journal of Fashion Marketing and Management, основной целью которого является всестороннее изучение тенденций и проблем, могущих повлиять на быстро состояние модной индустрии.
Цель исследования состоит в том, чтобы, опираясь на выработанные научной социологией концепции, характеризующие состояние современного общества и особенности протекающих в нем социальных процессов, а также на принципы и методы социологии коммуникации, с
6 Wileman A., Jary М. Retailer Power Plays: From Trading To Brand Leadership. -Macmillan, London, 1997.
7 Aaker Д, Joachimsthaler E. Brand Leadership. - The Free Press, NY, 2000.
8 Большие бренды - большие проблемы / Пер. с англ, под ред. Ю. Н. Каптуревского. -СПб.: Питер, 2002.
9 Bohdanowicz J., Clamp L. Fashion Marketing. - Routledge. London, New York, 1984; Easy M. Fashion Marketing. - Blackwell Sience, 1995; Easy M. Fashion Marketing. - 2nd ed. - Blackwell Sience, 2002; Jeringan M., Easterling C. Fashion Merchandising & Marketing. - Prentice Hall, 1997; Mueller C, Smiley E. Marketing Today's Fashion. - 3rd ed. - Prentice Hall, 1995 и др учетом существенных социологических характеристик моды и специфических особенностей джинсов как класса модных образцов и социокультурного феномена, выявить особенности PR-коммуникаций компаний модной индустрии, исследовать их влияние на социальное восприятие модных брендов, в том числе джинсовых брендов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть моду как социокультурный феномен;
- исследовать причины и механизмы модных изменений, рассмотреть их трактовки в научной литературе;
- исследовать особенности PR в сфере модных товаров, в том числе: а) рассмотреть PR как особый тип и стратегию коммуникаций, выявить специфику PR коммерческой компании; б) выявить особенности брендинга в современной индустрии моды;
- исследовать особенности PR-коммуникаций в джинсовой индустрии, в том числе: а) на мировом джинсовом рынке; б) на российском джинсовом рынке;
- исследовать влияние PR-коммуникаций на восприятие джинсовых брендов.
Методологической основой решения поставленных задач являются принципы и методы социально-исторического, социокультурного, социально-психологического анализа, а также общие принципы научности, объективности, единства логического и исторического подходов в исследовании социальной структуры, социальных институтов и процессов; метод сравнительного анализа, позволяющий адекватно отразить наиболее специфические черты объекта изучения; метод контекстуального анализа публицистических и научных источников, формально-логический анализ отдельных аспектов исследуемой проблемы, логико-дедуктивный метод, методы дифференциации и интеграции, абстрагирования.
Научная новизна исследования определяется в первую выбором его темы. Впервые объектом диссертационного социологического исследования становится влияние PR-коммуникации на восприятия модной одежды в целом и, конкретно, джинсовой одежды.
Кроме того, новизна настоящей работы заключается в следующих результатах, полученных автором в ходе исследования:
- осуществлен сопоставительный анализ теоретических концепций моды как социокультурного феномена, сущности, содержания и направленности модных изменений;
- исследованы особенности PR как особого типа коммуникаций;
- изучена специфика PR в сфере индустрии моды;
- исследованы особенности брендинга в современной индустрии моды, разработаны принципы типологии брендов модной одежды;
- выработаны требования к эффективной PR-коммуникации в джинсовой индустрии на мировом и российском джинсовом рынке.
С учетом полученных в ходе исследования результатов на защиту выносятся следующие теоретические положения.
1. Среди социологических теорий модного процесса наиболее плодотворными с точки зрения обоснования роли PR-коммуникаций в модном процессе являются интеграционные теории модного процесса.
2. Основная роль PR-коммуникаций в модном процессе состоит в том, что они путем влияния на процесс интерпретации предлагаемых модных обновлений, способствуют принятию этих обновлений потребителем.
3. Содержание деятельности PR в области брендинга представляет собой символизацию и концептуализацию оптимальных образов фирмы и ее продуктов и закреплении их в общественном сознании.
4. В основе оптимального предметного имиджа (имиджа продукта, фирмы) лежит эффект персонализации, что вытекает из сущности предметного имиджа как образа предмета, при создании которого он наделяется персонализирующими характеристиками.
5. Имидж компании имеет сложную структуру, включающую, в частности, такие компоненты, как внешний и внутренний имидж. Все компоненты имиджа взаимосвязаны, оказывают влияние друг на друга.
6. К идеальным ценностям, связанным с феноменом джинсов в массовом сознании, относятся: практичность и удобство, качество, аутентичность, личная свобода, самостоятельность, социальная зрелость, молодость, досуг, партикулярное пространство, социальное равенство, справедливость, демократия, связь с исторически ценными образами.
7. Основными стратегическими направлениями PR-коммуникаций российской компании «Глория Джине» являются: социальные проекты и благотворительность; сотрудничество с органами власти (в основном в осуществлении социальных проектов); поддержание имиджа народной компании, производящей большое количество высококачественной и красивой одежды по низким ценам; забота о покупателях; забота о ритейлерах. В целом стратегия PR-коммуникаций компании «Глория Джине» является успешной, создавая яркий, полновесный и внутренне конгруэнтный, хотя и противоречивый, образ компании, ее лидера и продукта.
8. В целом PR-коммуникации в сфере индустрии модной одежды и ее джинсового сектора являются необходимой составной частью основной деятельности компании по созданию и продвижению модного продукта.
Теоретическое и практическое значение работы определяется научной ценностью и новизной перечисленных результатов. Содержание диссертации, ее основные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения отдельных аспектов социологии коммуникации.
Основные результаты данного исследования могут быть использованы в педагогических целях, при чтении спецкурсов, посвященных социальной структуре, социальным институтам и процессам и др.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора по теме исследования, а также в выступлениях диссертанта на ряде научных форумов.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора по теме исследования, а также в выступлениях диссертанта на ряде научных форумов.
Структура работы определяется последовательностью целей и задач. Диссертация состоит из трех глав, включающих шесть параграфов, введения, заключения и списка использованных источников и литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК
Управление интеллектуальной собственностью в индустрии моды2011 год, кандидат экономических наук Бартош, Евгения Викторовна
Основные тенденции развития фотографии журналов мод (США, Западная Европа) в XX веке2006 год, кандидат искусствоведения Аверьянова, Ольга Николаевна
Индустрия моды в условиях глобализации культуры2006 год, кандидат культурологии Аброзе, Евгений Артурович
Российская мода в одежде: состояние и тенденции развития: Социологический аспект2001 год, кандидат социологических наук Кокорева, Людмила Владимировна
Мода как способ символизации социальных изменений и тенденции ее институциализации в современном обществе: На примере моды на женскую одежду2005 год, кандидат социологических наук Нестеренко, Елена Владимировна
Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Дмитриева, Альмира Касымовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель настоящего исследования состояла в том, чтобы, опираясь на выработанные научной социологией концепции, характеризующие состояние современного общества и особенности протекающих в нем социальных процессов, а также на принципы и методы социологии коммуникации, с учетом существенных социологических характеристик моды и специфических особенностей джинсов как социокультурного символа, выявить особенности PR-коммуникаций в сфере производства и распространения джинсовой одежды.
Для достижения этой цели необходимо было в первую очередь проанализировать существующие подходы к исследованию моды как социокультурного феномена и выработать общие теоретико-методологические принципы дальнейшего исследования.
Сравнительный анализ целого ряда подходов показал, что, в силу комплексной природы моды как социального феномена возможно ее изучение с различных позиций. По этой же причине среди социологических подходов наиболее плодотворными представляются интегральные подходы, стремящиеся охватить все множество аспектов этого онтологически неоднородного явления, включая психологический, социологический, семиотический, культурно-исторический, экономический аспекты. К таким концепциям относится, в частности, концепция А.Б.Гофмана, рассматривающая моду как динамическую систему социальных символов, семантика которой носит сложный, двухуровневый характер и находится в процессе постоянных изменений под влиянием целого ряда социологических факторов.
Одной из важных, в свете задач нашего исследования, тенденций последних десятилетий XX в. стало рассмотрение моды в контексте маркетинговых исследований поведения потребителей и исследования модного бизнеса.
Как вытекает из всех рассмотренных концепций моды, мода, по самой своей природе связана с изменениями, протекающими во времени. Соответственно, индустрия моды подчиняется строгим временным рамкам, диктующим ритм обязательных обновлений: к каждому новому сезону должны присутствовать те или иные изменения в дизайне модных продуктов. Для реализации данных обновлений необходимо участие творческого труда людей, обладающих специальной компетентностью, -дизайнеров, художников. Роль капитала в модном бизнесе состоит в том, что он позволяет, во-первых, нанимать дизайнера, способного к постоянным инновациям; во-вторых, настраивать производство на требуемую модным бизнесом сезонную цикличность.
При этом все приложенные усилия не гарантируют того, что результаты творческого труда дизайнера будет приняты потребителями моды в качестве модных изменений. Их принятие или отклонение зависит от результатов интерпретации предлагаемых обновлений относительно системы модных ценностей, которая сама находится в процессе постоянного обновления. Роль PR в этом процессе состоит в том, чтобы путем влияния на процесс интерпретации предлагаемых модных обновлений, повышать вероятность их принятия потребителем.
Особому рассмотрению подверглись концепции модного процесса. Как было установлено, практически все исследователи моды признают циклический характер модных изменений, сочетающийся с наличием однонаправленных трендов. Разногласия существуют лишь по вопросам внутренних механизмов и закономерностей модного процесса, а также его направленности.
В объяснениях модного процесса мы выделили такие два основных аспекта, как, во-первых, причины и механизмы порождения новых модных образцов, во-вторых, направленность и механизмы их распространения в обществе. В теориях модного процесса, как правило, освещаются оба указанных аспекта.
Было выявлено четыре основные версии теории модного процесса: теории «просачивания вниз», теория «просачивания по горизонтали», теорию коллективного выбора, диффузная теория и теория «просачивания вверх». Каждая из этих теорий по-своему интерпретирует отношения между социальными группами по поводу принятия и копирования модных образцов. При этом, как нам представляется, каждая из этих теорий, с одной стороны, отражает некоторые объективные явления модного процесса, с другой стороны, игнорирует какие-то другие связанные с ним явления. Причина этого, по-видимому, состоит в сложном, интегральном характере самого процесса модных изменений, являющегося результатом взаимодействия множества разнородных тенденций.
В последнее десятилетие XX в. возникли новые интеграционные теории модного процесса (Symbolic Interactionist Theory of Fashion и теория, созданная сотрудниками Лондонского колледжа искусства и дизайна Св. Мартина), которые в своих объяснениях процессов принятия и распространения модных образцов глубоко учитывают роль коммуникативных действий участников модного процесса, протекающих на вербальном уровне. Этот подход представляется плодотворным с точки зрения осознания роли PR-коммуникаций в модном процессе.
Рассмотрев PR как особый тип и стратегию коммуникаций, его специфику в сфере бизнеса, мы пришли к следующим основным выводам.
Основным содержанием PR является общение как двусторонний коммуникативный процесс, основанный на принципе обратной связи. Хотя понятия «общение» и «коммуникации» не равнозначны, они не противоречат друг другу. В понятии «общение» подчеркивается обязательный двусторонний субъект-субъектный характер коммуникативных процессов, организуемых в рамках PR компании модной индустрии, их динамическая структура, невозможность строгого прогнозирования результатов коммуникативного воздействия. Отсюда вытекает необходимость выделения сегментов аудитории и адресованных им ключевых сообщений.
Важным атрибутом PR-коммуникаций в сфере бизнеса является доверие, понимаемое, согласно определению психологии, как способность человека apriori наделять явления и объекты окружающего мира, а также других людей свойствами безопасности (надежности) и полезности. При этом надо учитывать, что поддержание доверия требует непрерывных PR-усилий. Оно может быть утрачено по многим причинам. Поэтому необходим постоянный мониторинг доверия, а при разработке коммуникативных стратегий и планировании коммуникативных действий PR - тщательная оценка состояния сознания того сегмента общественности, на который планируется воздействие, с целью продуманной деятельности по подготовке людей к восприятию новых ценностей и смыслов.
При формировании стратегий PR в сфере модной индустрии необходим полный учет специфики деятельности в этой сфере, характера и механизмов модных изменений, и тех конкретных целей и задач, которые ставит компания на данном конкретном этапе ее деятельности.
Важнейшее место в системе PR предприятия бизнеса занимает брендинг. В этом, как и в ряде других направлений своей деятельности, PR смыкается и частично пересекается с маркетингом. Однако их деятельность не дублирует друг друга.
Вся деятельность PR связана с использованием вербального языка, а по содержанию представляет собой адекватную символизацию тех оптимальных образов фирмы и ее продуктов, которые должны быть закреплены в общественном сознании. При создании предметного имиджа (имиджа продукта, фирмы) необходимо использовать эффект персонализации, что вытекает из сущности предметного имиджа как образа предмета, при создании которого он наделяется персонализирующими характеристиками.
Особым объектом коммуникативной активности PR является общественность внутри самой организации. При этом необходимо учитывать закономерную связь и взаимное влияние внутреннего и внешнего имиджа компании. Всегда существуют коммуникативные каналы, по которым внутренний имидж транслируется «наружу», и в случае, если он не соответствует внешнему имиджу, созданному усилиями PR, происходит смысловая коллизия имиджей, созданный внешний имидж разрушается, доверие к компании и ее PR резко падает, создание нового имиджа будет сопряжено с гораздо большими затратами и трудностями, чем создание предыдущего.
В целом PR компании, работающей на рынке модных товаров, теснейшим образом связан с основной деятельностью компании по разработке, созданию и продвижению модных продуктов, и составляет часть этой деятельности.
По результатам рассмотрения особенностей брендинга в современной индустрии моды было установлено, что в данной индустрии существует иерархия брендов по уровню ценности модных продуктов - от высшей категории от кутюр до продуктов массового производства. Уровень ценности модного продукта определяется его уникальностью, долей творческого ручного и интеллектуального труда, используемого при его создании, степени персонификации продукта (его связью с именем дизайнера). В процессе исторического развития модной индустрии под влиянием целого ряда факторов и условий социальной природы происходили изменения в системе взаимоотношений по относительной ценности между дизайнерскими и массовыми брендами. В результате эволюции модных брендов сложились портфельные структуры, соединяющие спектр родственных брендов от категории роскоши (от кутюр) до диффузных брендов. Использование портфельных брендов позволяет расширить границы исходного бренда и приводит к расширению потребительских групп и к увеличению прибыли.
Тезис о тесной связи PR компании модного бизнеса с основной деятельностью компании по разработке, созданию и продвижению модных продуктов и о том, что PR составляет часть этой деятельности, получил дополнительное подтверждение при рассмотрении структуры бизнеса модной индустрии, одним из сегментов которой являются специализированные СМИ, профессионально обозревающие мир моды. Связь с этими СМИ составляет прямую задачу PR компании модного бизнеса.
В ходе рассмотрения особенностей PR-коммуникаций при продвижении брендов на рынке джинсовой одежды мы выявили в качестве причин успеха и популярности джинсов как категории одежды и социокультурного символа следующие идеальные ценности, связанные с феноменом джинсов в массовом сознании:
- практичность и удобство;
- качество, надежность;
- аутентичность, символически выражающаяся в неизменности традиционной основной конструкции джинсов;
- связь с личным, партикулярным пространством;
- связь с представление о личной свободе и самостоятельности личности;
- связь с представлением о молодости и в то же время социальной зрелости, в силу чего пожилые люди склонны ассоциировать джинсы с молодостью, а дети и подростки - со взрослостью;
- связь с идеей равноправия полов, в силу чего женщины ассоциируют джинсы с тендерной состоятельностью и независимостью, а мужчины - с образом самостоятельной, социально активной и в силу этого сексуально привлекательной женщины.
Анализ PR-стратегии фирмы Levi's во второй половине 1990 - х гг. позволил выявить ошибки, приведшие к утрате этой фирмой лидирующих позиций на рынке джинсовой одежды и в целом как одного из мировых лидеров модной индустрии. Эти ошибки состояли в игнорировании выявленных нами принципов PR компании модной индустрии, связанные с непосредственным участием PR в основной деятельности компании по продвижению модного продукта. Критерием эффективности деятельности PR в этой сфере является экономический успех компании.
Анализ PR-коммуникаций российских джинсовых компаний показал, что джинсовый сегмент модной индустрии в России развивается чрезвычайно активно и является самым быстрорастущим. Однако в этом секторе пока преобладают маленькие компании, не имеющие своей розничной торговли, что сильно сдерживает развитие их брендов несмотря на высокое качество продукта.
С другой стороны, в России существует компания «Глория Джине», которая, также поначалу не имела своей розничной торговли, однако с самого начала своей деятельности проводила весьма активный PR, основными направлениями которого являются:
- социальные проекты и благотворительность;
- сотрудничество с органами власти, в основном в осуществлении социальных проектов;
- поддержание имиджа народной компании, производящей большое количество высококачественной и красивой одежды, в первую очередь, для детей и юношества, по низким ценам, доступным даже самым бедным слоям общества. Президент корпорации «Глория Джине» В.В.Мельников, добиваясь беспрецедентной широты ассортимента, в то же время принципиально не хочет расширять брендовую шкалу и создавать портфель разноуровневых брендов;
- забота о покупателях, проведение всевозможных акций, сопровождающихся призами, подарками, скидками и т.д.
- забота о ритейлерах, выражающаяся главным образом в низкой цене и высоком качестве продукции, ее рекламном обеспечении.
Все это создает весьма привлекательный образ компании и ее генерального директора В.Мельникова.
В то же время внутренний образ компании является конфликтным, негативным. Естественная трансляция этого образа на внешнюю среду организации приводит к ухудшению ее имиджа в деловой среде, хотя образ «Глории Джине» у покупателей это не ухудшает.
В целом стратегия PR-коммуникаций компании «Глория Джине» является успешной, создавая яркий, полновесный и внутренне конгруэнтный, хотя и противоречивый, образ компании, ее лидера и продукта.
Общий вывод работы состоит в том, что PR-коммуникации в сфере индустрии модной одежды и ее джинсового сектора являются необходимой составной частью основной деятельности компании по созданию и продвижению модного продукта.
Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Дмитриева, Альмира Касымовна, 2006 год
1. Aaker D. Brand Portfolio Strategy: Creating Relevance, Differentiation, Energy, Leverage and Clarity. NY: The Free Press, 2004.
2. Aaker Д, Joachimsthaler E. Brand Leadership. The Free Press, NY, 2000.
3. Adburgham A. Shops and Shopping, 1800-1914. London: Barrie and Jenkins, 1987. - P. 125 - 126.
4. Arndt J. Role of Product-Related Conversation in the Diffusion of a New Product // Journal of Marketing Research. 1967. - No. 4 (August). -P. 291-295.
5. Bass F.M. A New Product Growth Model for Consumer Durables // Management Science. -1969. -No. 15 (January). -P. 215-227.
6. Baudrillard J. Selected Writings. Edited by Mark Poster. Cambridge, UK: Polity Press, 1996.
7. Bell Q. On Human Finery. The Classic Study of Fashion Through the Ages. London, 1992.
8. Blumer H. Fashion: From Class Differentiation to Collective Selection // The Sociological Quaterly. 1969. - No. 10 (Summer). - P.275 -291.
9. Bogardus E.S. Fundamentals of Social Psychology. N.Y., 1942.
10. Bohdanowicz J., Clamp L. Fashion Marketing. Routledge. London, New York, 1984.
11. Breward С. The Culture of Fashion. Manchester University Press, Manchester, 1995.
12. Burns L.D., Bryant N.O. The Business of Fashion: Designing, Manufacturing and Marketing. Fairchild Pubns, 1999. - P. 4 - 26
13. Campbell C. The Sociology of Consumption //D.Miller (Ed.). Acknowledging Consumption. Review of New Studies. London and New York, 1995.- P. 96-126.
14. Charles-Rowc E. Chanel. The Harvill Press, London, 1989.
15. Cholachatpinyo A, Padget I, Crocker M, Fletcher B. A Conceptual Model of the Fashion Process-part 1. The Fashion Transformation Process Model // Journal of Fashion Marketing and Management. 2002. - Vol. 6, No. 1. -P. 11-23; 87.
16. Crane D. Fashion in Science: Does It Exist? // Social Problems. -1969. No. 16 (Spring). - P.433 - 441;
17. Daniels A.H. Fashion Merchandising // Harvard Business Review. -1951. No.29 (May).
18. Davis F. Fashion, Culture and Identity. Chicago: University of Chicago Press, 1992.
19. Easy M. Fashion Marketing. -2nded. Blackwell Sience, 2002.
20. Easy M. Fashion Marketing. Blackwell Sience, 1995.
21. Field G. The Status Float Fenomenon The Upward Diffusion of Innovation//Business Horizons. -1970. -No. 13 (August). -P.45-52.
22. Flugel J.C. The Psychology of Clothes. -N.Y., 1971.
23. Frank R.E., Massy W.F., Morrison D.G. The Determinants of Innovative Behavior With Respect to a Branded, Frequently Purchased Food Product / Ed. L.G. Smith // Proceedings of the American Marketing Association Chicago: AMA, 1964. - P. 312-323.
24. Grumbach D. Histories de la mode. Paris: Seuil, 1993.
25. Kaiser S.B., Nagasawa R.H., Hutton S.S. Construction of an SI Theory of Fashion: Part 1. Ambivalence and Change // Clothing and Textile Research Journal. 1995. -No. 13(3). -P.172 - 183.
26. Kaiser S.B., Nagasawa R.H., Hutton S.S. Construction of an SI Theory of Fashion: Part 2. From Discovery to Formalization // Clothing and Textile Research Journal. 1995. -No. 13(4).-P.234-244.
27. Kaiser S.B., Nagasawa R.H., Hutton S.S. Construction of an SI Theory of Fashion: Part 3. Context of Explication // Clothing and Textile Research Journal. 1996. -No. 14(1). -P.54-62.
28. King С W. Jr. Fashion Adoption: A Rebbutal to the «Trickle Down» Theory / Ed. S.A.Greyser // Proceedings of the American Marketing Associations. Chicago: American Marketing Associations, 1963, P. 108-125.
29. King С W. Jr. Fashion Adoption: A Rebbutal to the «Trickle Down» Theory / Ed. S.A.Greyser // Proceedings of the American Marketing Associations. Chicago: American Marketing Associations, 1963, P. 108-125.
30. Kroeber A. L. On the Principle of Order in Civilization as Exemplified by Changes of Fashion//American Antropologist. 1919. - No. 21. -P.235-263.
31. Lang K, Lang G. Collective Dynamics. New York: Thomas Y. Crowell, 1961.
32. Laver J. Taste and Fashion, from the French Revolution to the Present Day. London, 1945.
33. Lurie A. The Language of Clouthes. The Definitive Guide to People Watching through the Ages. Hamlyn Paperback, 1983.
34. Mead G.N. Mind, Self, Society. Chicago, 1934.
35. Miller С M., Mclntyre S.H., Mantrala M.K. Toward Formalizing Fashion Theoiy // Journal of Marketing Research. 1993. - Vol.XXX (May). -P.142-157.
36. Moore С M., Fernie J., Burt S. Brands Withoit Boundaries. The Internationalisation of Designer Retailer's Brand // European Journal of Marketing. -2000. Vol. 34, No. 8. -P. 919-931.
37. Moore С M., Fernie J., Burt S. Brands Withoit Boundaries. The Internationalisation of Designer Retailer's Brand // European Journal of Marketing. -2000. Vol. 34, No. 8. -P. 919-931.
38. Moscovici S. The Phenomenon of Social Representations // Farr R., Moscovici S. (eds.). Social Representations. Cambridge Paris, 1984.
39. Mueller С, Smiley E. Marketing Today's Fashion. 3rd ed. -Prentice Hall, 1995.
40. Nystrom P.H. Economics of Fashion. New York: Ronald Press,1928.
41. Pannabecker R.K. Fashion Theory: A Critical Discussion of the Symbolic Interactionist Theory of Fashion // Clothing and Textile Research Journal. -1997. -No 15 (3).-P.178-183.
42. Peter J.P., Olson J.C. Consumer Behavior and Marketing Strategy. Third edition. Boston, Homewood, 1993.
43. Richardson J. Three Centuries of Women's Dress Fashions. A Quantitative Analysis. Berkeley and Los Angeles, 1940.
44. Robinson D. E. Fashion Theory and Product Design // Harvard Business Review. -1958. -No.36 (November-December). -P.126 138.
45. Robinson D. E. The Economics of Fashion Demand // The Quarterly Journal of Economics. 1961. - August, Vol. 77, Issue 3. - P.376 - 398.
46. Rogers E. Diffusion of Innovation. 3rd ed. - NY: The Free Press, 1983.
47. Rubinstein R.P. Dress Codes. Meanings and Messages in American Culture. Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Pres, 1995.
48. Severa J. L. Dressed for the Photographer: Ordinary Americans and Fashion. Kent, OH: Kent State University Press, 1995.
49. Shepard D. Fashions in Christian Names / Eds. G. Wills, D. Midgley // Fashion Marketing: An Antology of Viewpoints and Perspectives.-London: George Allen & Unwin, Ltd., 1973.
50. Silk A. J. Overlap Among Self-Designated Opinion Leaders: A Study of Selected Dental Products and Services // Journal of Marketing Research. -1966. 3 (August).-P.255-259.
51. Sproles G. В. Behavioral Science Theories of Fashion / Ed. M.R. Solomon // The Psychology of Fashion. Lexington: D.C. Heath/Lexington Books, 1985, P.55-70.
52. Sproles G. B. Fashion Theory: a Conceptual Framework // Advances in Consumer Research. 1974. -Vol.1, Issue 1. - P.463 -471.
53. Weeden P. Study Patterned on Kroeber's Investigation of Style // Dress Journal of the Costume Society of America. - 1977. - No. 3. - P.9 -19.
54. Wileman A., Jary M. Retailer Power Plays: From Trading To Brand Leadership. -Macmillan, London, 1997.
55. Young A. Recurring Cycles of Fashion 1760 1937. N. Y., 1939
56. Аакер Д. Создание сильных брендов / Пер. с англ.- М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003.
57. Аакер Д., Иохимштайлер Э. Бренд-лидерство: новая концепция брендинга/ Пер. с англ. М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003.
58. Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация. СПб.,1999.
59. Алешина И. Паблик Рилейшнз в менеджменте и маркетинге // Маркетинг. -1996. -N3. -С.108-111.
60. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров = Public Relations for managers: Курс лекций. М., 2002. - 479с.
61. Антипов К.В. Паблик рилейшнз для коммерсантов: Учеб.-практ. пособие / Антипов К.В., Баженов Ю.К. М., 2000. - 131 с.
62. Арнольд Н. Тринадцатый нож в спину российской рекламе и public relations. -М., 1997. -223с.
63. Барт Р. Система моды: Статьи по семиотике культуры / Сост. С.Зенкин. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003.
64. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
65. Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз = Public relations: Приглашение в мир цивилиз. рыноч. и обществ, отношений: Учеб. пособие для деловых людей. -М., 1994. -157с.
66. Блэк С. Паблик рилейшнз: Пер. с англ. М., 2002. - 201с.
67. Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании: Паблик рилейшнз: предмет и мастерство: Пер. с фр. М., 2001. - 232с.
68. Большие бренды большие проблемы / Пер. с англ, под ред. Ю. Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2002.
69. Большой толковый словарь русского языка, 2003.
70. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR: Учеб. пособие. М., 2001. -618с.
71. Буровик К. Джинсы: Полтора века оголтелого успеха // http://alljeans.ru/?content=/vogue/6.html
72. Варакута С.А. Связи с общественностью: Учеб. пособие / Варакута С.А., Егоров Ю.Н. -М.,2001. -245с.
73. Варшавская Е. О тенденциях развития паблик рилейшнз // Маркетинг. -2002. -N5. -С.62-69.
74. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
75. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
76. Векслер А.Ф. Связи с общественностью для бизнеса. -Н.Новгород, 2001. 194с. - (Связи с общественностью в России: теория и практика).
77. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. СПб.: 1995. -75 с.
78. Гофман А.Б. Мода и люди, или новая теория моды и модного поведения. М.: Агентство «Издательский сервис», 2000.
79. Грайс Г.В. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.16. Лингвистическая прагматика. М., 1985. С.217 - 237.
80. Гузявичуте Р. А. Цикличность моды XX в. // Мода и промышленное моделирование одежды: Тез. докл. на Всесоюзн. научн. конф. (16-18 янв. 1979 г.). М., 1979.
81. Гусева О. В. Брендинг как система потребительской коммуникации // Отдельные аспекты коммуникативной политики. СПб.: Изд - во СПбГУЭиФ. - 1998.
82. Денисова Д. Интервью с PR-директором компании «Глория Джине» Ольгой Михайловой // Эксперт. Сентябрь. 2005.
83. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз / Пер. с англ. под ред. Б.Л. Еремина. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -416 с.
84. Егоров А. Паблик рилейшнз // Маркетинг. 1994. -N 1. -С.79-85.
85. Жилина Л. И., Фролова Н. Т. Проблемы потребления и воспитания личности. М: Мысль, 1969.
86. Засурский Я.Н. Этика, паблик рилейшнз, лоббизм, СМИ и доверие общества // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2003. -N4. -С.3-6.
87. Зелинг Ш. Мода: Век модельеров (1900 1999). - Konemann, 1999.-С. 353.
88. Зиммель Г. Мода // Г.Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М.: Юристь, 1996. С.266 - 291.
89. Зомбарт В. Народное хозяйство и мода. СПб, 1904.
90. Иванченко Г.В. Реальность Паблик рилейшнз. М., 1999.153с.
91. Идеальный подход // http://alljeans.ru/?content=/vogue/32.html
92. Ильин В.И. Поведение потребителей. Сыктывкар: Издательство Сыктывкарского университета, 1998.а. Ильин В.И. Потребление в социальном поле // Социология потребления. СПб: Социологическое общество М.Ковалевского, 2001. С. 25 -39.
93. Ильин В.И. Причуды моды и бизнес // Yes! Журнал о рекламе. 1999. №2 (27) и др.
94. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.
95. Карпухин О.И. Формирование масс: Природа обществ, связей и технологии «Паблик рилейшнз»: Опыт ист.-социол. исслед. / Карпухин О.И.,МакаревичЭ.Ф. -Калининград,2001. -546с.
96. Катлип С.М. Паблик рилейшенз. Теория и практика: Пер. с англ.: Учеб. пособие / Катлип С.М., Центер А.Х., Брум Г.М. 8-е изд. -М., 2000. -614с.
97. Козлова Т. В. Художественное проектирование костюма. М.,1982.
98. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз: Учебник. М., 2000. -526с.
99. Котин М. «Вас это не обогащает? Меня очень» // Секрет фирмы. 2005. №33 (120), сентябрь.
100. Коханов Е.Ф. «Паблик рилейшнз» как феномен доверия // Менеджмент в России и за рубежом №1 / 1999.
101. Кузьменкова М.А. Новая роль паблик рилейшнз: воздействие интеграционных коммуникативных процессов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. -2003. -N4. -С.28-40.
102. Лебедева Т.Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура: Модели, система ценностей, каналы СМК. М., 1999. -351с.
103. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. -М.: «Наука», 1975.
104. Москаленко Л. Джинсовые кулинары // Эксперт. 2006. Март.
105. Музыкант В.Л. Рекламные и PR технологии в бизнесе, коммерции, политике: Учеб. пособие. - М., 2001. - 686с.
106. Невзлин Л.Б. «Паблик рилейшнз» кому это нужно?: Основы учеб. курса. -М., 1993. -223с.
107. Обухова Н. Diesel. История знаменитого бренда // http://allieans.ru/7contenWvogue/45.html
108. Овчинникова М.А. Паблик рилейшнз как инструмент политики в США // США Канада: экономика, политика, культура. - 2001. - N 4. -С.46-63.
109. Ольшевский А. С. Антикризисный PR и консалтинг.1. СПб.: дом «Питер», 2003.
110. Осадчий А. Российская специфика паблик рилейшнз // Маркетинг. -2003. -N4. -С.57-65.
111. Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса. -М., 2001. -351с.
112. Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса. М.: Тандем, 1999.
113. Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. -2-е изд. М., 2000. -240с.
114. Пелихова И. Джинсовая лихорадка // 7-я столица. 14 окрября 2004 г. http://www.7c.ru/archive/2940.html
115. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учебное пособие для вузов по спец. «Психология». М.:Аспект Пресс, 2002. - 224с.
116. Петренко Р. Бренд как основа маркетинга // Практический маркетинг. 2000. №6.
117. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. 2-е изд., испр. -М., 2000. -622с.
118. Почепцов Г.Г.Имиджелогия. Рефл-бук. Ваклер, 2000. - С. 52.
119. Райе Д., Райе JI. Расцвет пиара и упадок рекламы: как лучше всего представить фирму. М.: ACT; «Ермак», 2004.
120. Рева В.Е. Связи с общественностью: история, теория, практика: Учеб. пособие. -М., 1997. -156с.
121. Рыбак С. Владимир Мельников, который гонит джинсу // Компания. 13.07.1999.
122. Самые успешные PR-кампании в мировой практике: Пер. с англ . М., 2002. - 309с. - (Соврем, консалтинговые технологии).
123. Санаев А. Русский PR в бизнесе и политике. М.: Ось-89,2003.
124. Сваровский Ф., Фалькевич Ю. Неосязаемая ценность // Ведомости. 2000. 01.ноября.
125. Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под общ. ред. Комаровского B.C. М., 2001. - 520с.
126. Селиванова В. Владимир Владимирович Мельников Jeans // Эксперт. №29,13.08.2001
127. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. М.: Дашков и К, 2006. - 274 с.
128. Синяева И. Инфраструктурная составляющая Паблик Рилейшнз / И.Синяева, С.Земляк // Маркетинг. 2001. - N 5. - С.44-56.
129. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник. -М., 1998. -287с.
130. Скрипкина Т.П. Методологический анализ проблемы доверия.// Прикладная психология. 1998. №1. С. 76-85.
131. Словарь новых иностранных слов. М.: МГУ, 1995.
132. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.
133. Сэм Блэк. Паблик рилейшнз. Что это такое? М: Новости,1990.
134. Тард Ж. Законы подражания. СПб.: Типографияи и литография С.Ф.Яздовского и К., 1892. .
135. Терещенко С.С. Научно-информационная деятельность и проблемы связей с общественностью // НТИ. Сер.1. Организация и методикаинформ.работы. -1998. -N10. -С. 1-8.
136. Траут Дж. Большие бренды большие проблемы / Пер. с англ, под ред. Ю. Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2002.
137. Тульчинский Г.Л. Public relations: Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. СПБ., 1994. - 80с.
138. Тучков С.М. Становление политических паблик рилейшнз: предпосылки, проблемы и перспективы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Полит, науки. -2001. -N2. -С. 16-26.
139. Управление связями с общественностью. PR: Учеб. пособие / Уткин, Э А, Баяндаев В.В., Баяндаева М.Л. М., 2001. - 296с.
140. Уткин Э.А. Управление связами с общественностью. PR / Э.А.Уткин, В.В.Баяндаев, М.Л.Баяндаева. М., 2001. - 296с.
141. Федоркин Н.С. Паблик рилейшнз как наука и искусство: методологические проблемы становления // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политологоия. 2000. - N 1. - С. 129-141.
142. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М.: Республика, 1994.
143. Худяков С. «Паблик рилейшнз»: Новый шанс в бизнесе // Рос. экон.журн. -1993. -Nl. -С.69-72.
144. Худяков С. Внутрифирменные «Паблик рилейшнз» в системе управления персоналом // Рос. экон. журн. 1993. -Nil. - С.58-64.
145. Хэйвуд Р. Все о Public Relations: Как добиться успеха в бизнесе, используя связи с общественностью: Пер. с англ. М., 1999. - 255с.
146. Чернорог Н.А. Типология информационной деятельности паблик рилейшнз в структуре современного рынка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10.Журналистика. -2003. -N4. -С.41-48.
147. Чукаева У.А. Корпоративная культура и паблик рилейшинз (PR) в промышленных организациях // Социол. исслед. 2000. - N 8. -С.74-78.
148. Чумиков А.Н. Креативные технологии «паблик рилейшнз»: Учеб. пособие. -М., 1998. -216с.
149. Шумилина М. Глория Джине решила сэкономить // 27.04.2006 | RBCdaily http://www.rbcdaily.ru/
150. Ятина Л.И. Мода глазами социолога: результаты эмпирического исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. T.1.N2.
151. Ятина Л.И. Полистилизм: новый этап в развитии моды // Рубеж: альманах социальных исследований. Вып. 16/17. 2001. С. 48 - 49.1. Диссертации, авторефераты
152. Аверкин М.Г. Структура коммуникативных действий и Public Relations в деятельности крупных российских компаний: социологический аспект. Дис. канд. социол. наук. Н. Новгород, 2004. - 236 с.
153. Андреев В.А. Организация PR (Public Relations) -деятельности промышленной компании. Дис. . канд. экон. наук. М., 2005. - 147 с.
154. Андреева Е.Н. Управление дизайнерскими брендами в фэшн-бизнесе. Дис. канд. экон. наук. СПб., 2004. - 192 с.
155. Андреева М.В. Психологические основы образования и функционирования бренда. Дис. канд. психол. наук. М., 2003. - 214 с.
156. Балашов А.А. Маркетинг модных товаров (На примере одежды). Дис. канд. экон. наук. -М., 2004. 201 с.
157. Волошина С.И. Идейно-политические предпосылки моды в отечественной культуре XX века : Дис. . канд. культурологических наук. Нижневартовск, 2004. - 115 с.
158. Галитбарова М.И. Мода как явление культуры. Дис. . канд. культурологических наук. Челябинск, 2004. - 150 с.
159. Гиренок Л.Ф. Реклама и PR в информационном обществе: Автореф. дис. . канд. социол. наук / МГУ им. М.В.Ломоносова. М., 2001. -23с.
160. Деменцова Н.А. Социально-экономические особенности формирования паблик рилейшнз (PR) в сфере бизнеса. Дис. . канд. социол. наук. М.:, 2004. - 146 с.
161. Деменцова Н.А. Социально-экономические особенности формирования паблик рилейшнз (PR) в сфере бизнеса. Дис. канд. социол. наук. -М., 2004.- 146 с.
162. Елаева Т.А. Типология текстов «пблик рилейшнз» (На материале избирательных кампаний 2000 2004 гг.). Дис. канд. филол. наук. - Москва, 2005. - 222 с.
163. Колесникова Е.В. Влияние моды на социализацию личности. Дис. канд. социол. наук. Курск, 2004. - 140 с.
164. Курдюмова Р.Б. Эволюция концепций моды как социокультурного явления: историко-критический анализ. Дис. . канд. социол. наук. Москва, 2005. - 185 с.
165. Макарова Т.Л. Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме. Дис. . канд. техн. Наук. -М„ 2004. 356 с.
166. Меньшикова М.В. Социально-психологические факторы выбора товаров молодежной аудиторией. Дис. канд. психол. наук. М., 2002.
167. Нестеренко Е.В. Мода как способ символизации социальных изменений и тенденции ее институциализации в современном обществе (На примере моды на женскую одежду). Дис. канд. социол. наук. М., 2005. - 201 с.
168. Онуфриева О.С. Социально-экономические проблемы паблик рилейшнз на Российских предприятиях в условиях переходной экономики:
169. Автореф. дис. . канд. экон. наук / Ин-т социал.-полит. исслед. Рос. акад. наук. -М., 1998. -27с.
170. Стар И.А. Дизайн-аспекты взаимодействия феноменов традиционного костюма и современной моды (На примере одежды северных народов ханты и манси). Дис. . канд. искусствоведения. М., 2004.- 173 с.
171. Тучков С.М. Паблик рилейшнз в политическом процессе современной России: Автореф. дис. . канд. полит, наук / МГУ им. М.В.Ломоносова. -М.,2001. -24с.
172. Фишман Р.Б. Мода как социальное явление. Автореф. дисс. . канд. социол. наук. Свердловск, 1990.
173. Яшин С.А. Маркетинг как определяющий фактор в управлении производством и реализацией модной одежды в РФ. Дис. . канд. экон. наук. М., 2001.-216 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.