Российская мода в одежде: состояние и тенденции развития: Социологический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Кокорева, Людмила Владимировна
- Специальность ВАК РФ22.00.06
- Количество страниц 136
Оглавление диссертации кандидат социологических наук Кокорева, Людмила Владимировна
Введение
Глава 1. Методологические принципы анализа моды как социального явления
1.1. Характеристики и место моды в структуре общественной жизни
1.2. Мода в одежде - подсистема моды
Глава 2. Российская мода в одежде на рубеже веков
2. 1. Историко-социологический анализ развития отечественной моды в одежде
2.2. Ориентации и установки на современную одежду различных категорий населения
2.3. Роль специального образования в развитии отечественной индустрии модной одежды
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Концептуальное направление в дизайне одежды XX - начала XXI веков2010 год, кандидат искусствоведения Плешкова, Ирина Сергеевна
Мода как социокультурный фактор функционирования отечественной индустрии модной одежды: На примере г. Москвы2000 год, кандидат социологических наук Кузьмук, Ольга Леонтьевна
Инновационные комплексные решения в дизайне меховых изделий2010 год, кандидат искусствоведения Морозова, Марина Владимировна
Этнокультурные традиции национального костюма в дизайне современной китайской одежды2010 год, кандидат искусствоведения Ли Су
Маркетинг модных товаров: На примере одежды2004 год, кандидат экономических наук Балашов, Александр Анатольевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Российская мода в одежде: состояние и тенденции развития: Социологический аспект»
Актуальность темы
В последнее десятилетие в нашей стране отмечаются существенные; изменения в различных сферах общественной жизни: преобразуется экономика на принципах рыночных отношений, развивается система демократических начал в управлении обществом, происходят преобразования в духовной сфере. Одним из важнейших элементов этого преобразования является существенное изменений поведения человека в сфере быта, межличностного общения. Эти отношения определяются не только элементами духовной культуры, к которой относятся идеалы, нормы, традиции, но и таким важнейшим явлением, как мода в одежде. Веками формировалась система представлений о том, как человек должен одеваться, какие виды одежды годятся для тех или иных случаев жизни.
Изменения материально-технической основы существования общества тесно связано с образом жизни человека, с его потребностями.
Начиная со средних веков стали заметны тенденции преобразования моды. Они находились под влиянием потребности человека в изменениях, которые свойственны ему как существу, всегда стремящемуся к появлению чего-то нового в жизни. В докапиталистическом обществе эти изменения происходили крайне медленно. Когда в результате появления машин и механизмов, а затем крупного промышленного производства эти преобразования ускорились и стали доступны для всех слоев населения, появилось такое явление, как активно утверждающая себя мода в одежде, которая требовала обновления гардероба не только в связи с его физическим износом, но и моральным старением.
С XIX века началась постепенно ускоряющаяся, касающаяся всех слоев населения относительно частая смена моды в одежде. Эта смена характеризует не только появление новых возможностей в промышленном производстве одежды. Она прежде всего отражает те процессы, которые касаются более широких сторон общественной жизни, а именно отношение человека к окружающему миру, к различным людям, с которыми он общается. Через! одежду и в одежде могут быть выражены не только элементы, связанные с: необходимостью защиты тела от внешней среды. В ней реализуются! общечеловеческие морально-эстетические нормы и принципы. Одежда, выступает как знак, символ, обеспечивающий включение индивида в ту или иную форму общения с окружающими людьми. Следовательно, через этот знак, который имеет социальный смысл, человек определяет свое место в системе общественных отношений, форму взаимодействия с разными группами индивидов и, с одной стороны, предлагает через одежду тот или иной способ общения, а с другой стороны, сам вынужден подчиняться тем нормам, которые существуют в обществе и распространяются также на разные виды одежды.
Таким образом, можно говорить о том, что одежда выступает неким опосредующим элементом между индивидом и социальной средой, через который происходит социальное взаимодействие, определяемое не только содержанием общения, но и тем, как человек себя представляет. Одежда одновременно может носить достаточно выраженный национальный характер.
Эту тенденцию мы видим в истории костюма, когда в процессе длительной эволюции формировались различные типы национальной одежды. Сегодня в одежде менее ярко выражен национальный характер, поскольку люди в разных странах, принадлежа к тем или иным культурам, носят примерно один и тот же тип одежды. Благодаря современному образу жизни и развитию массового производства одежда потеряла ярко выраженные национальные черты. Современный модный костюм испытывает влияние всех культур мира - стран Африки, Латинской Америки, Индии, России, и в каждой стране, производящей одежду, сохраняются те или иные отличительные признаки. Элементы костюма теряют узконациональный характер одежды разных стран, при этом элементы национальной одежды становятся достоянием мировой моды. Однако страны - законодатели моды осуществляют производство собственной одежды исходя из уровня развития дизайна, эстетических и нравственных норм своего народа. Мода обеспечивает сохранение его национальных достижений. Если же страна вынуждена ввозить модную одежду, созданную в других странах, или заимствовать идеи, которые несут отпечаток их культуры, выраженный в стиле и форме одежды, характере рисунка и тканей, способе производства и многих других признаках, которые делают ее оригинальной и привлекательной для современного потребителя, то это невольно ведет к ослаблению роли национального фактора в воспроизводстве и развитии культуры.
Конечно, заимствования необходимы, с помощью их определенные культурные принципы распространяются от одного общества к другому. Можно говорить о том, что с помощью одежды происходит определенная форма передачи того или иного мировосприятия от одного народа к другому, от одной культуры к другой. Однако требуется разумное сохранение своего национального через элементы не только духовной, но и материальной культуры, к которой относится мода в одежде. Поэтому очень важным аспектом социологического исследования моды является изучение особенностей формирования отечественной моды, которая отражала бы специфику народа, особенности его культурного развития, тех представлений, обычаев и традиций, которые у него сложились в течение достаточно длительного времени.
К тому же отечественная мода является необходимым компонентом развития промышленности и дизайна, которые связаны с созданием модной одежды. Очень важно в связи с этим отметить наличие конкурентной борьбы, которая существует между странами в создании модной одежды, способной завоевывать потребителей разных стран, создавая возможности для активного развития национальной промышленности, а тем самым и передачу культурных ценностей другим общностям. Эти аспекты в социологическом плане имеют очень большое значение в настоящее время, поскольку при социализме в нашей стране существовал специфический подход к формированию моды.
Дело заключается в том, что Россия, имея закрытый тип общества до последнего десятилетия, не была включена в мировой процесс создания моды в одежде и выступала преимущественно разработчиком идей западной моды. Дефицит и отсутствие конкуренции, характерные для экономики Советского Союза, противоречили самой природе возникновения и развития моды в одежде как особого социального явления. Поэтому система индустрии моды в стране была подменена системой индустрии одежды, а дизайн носил вторичный характер. Эта ситуация стала в последнее десятилетие постепенно меняться.
В связи с формированием внутреннего рынка одежды возникли экономические и социальные проблемы, решение которых в рамках социологии - относительно новое направление и связано с таким явлением, как мода в одежде. Мода в свою очередь связана с отечественными традициями и культурой, которые могут быть активно использованы как на внутреннем, так и на внешнем рынке, так как увеличение конкурентоспособности нашей одежды может привести к определенному подъему экономики в стране. Необходимо исследовать и расширить как понятие моды в одежде, так и сам процесс создания российской индустрии модной одежды с помощью изучения их тенденций и развития с социологической точки зрения.
Социология позволяет рассмотреть этот процесс с позиции взаимодействия различных субъектов, определяющих как формирование моды, так и потребление ее. Поэтому актуальным является рассмотрение современной российской моды, ее состояния с позиций выявления того, какие новые тенденции появляются в ней как особом социокультурном явлении, какие типичные проблемы испытывают те, кто тиражирует ее и потребляет. Реальным потребителем выступает практически каждый человек, поскольку он, пусть и не всегда осознанно, ориентируется на существующие тенденции в моде.
Степень изученности проблемы
Сложное явление «мода в одежде» состоит из понятий «мода» и «одежда».
Мода как явление рассматривалась с разных позиций уже несколько веков. Еще в XVIII - XIX веках ее изучали: И. Блох, Ф. Дишер, Г. Зиммель, В. Зомбарт, А. К. Ключарев, Н. В. Страхов, Э. Тейлор. Они выявили некоторые факторы формирования и распространения моды, указали на возможности ее влияния на развитие культуры личности и разных социальных групп.
В советское время ряд ее важнейших аспектов исследовались философами и социологами - Е. Я. Васиным, И. В. Бестужевым-Ладой, Ю. Р. Вишневским, А. Б. Гофманом, С. Н. Иконниковой, Л. Н. Коганом, В. М. Красиным, В. Г. Лисовским, В. Д. Парыгиным, Б. Ф. Поршневым, 3. Л. Совдагаровой, В. Т. Толстых, Р. Б. Фишманом, А. Г. Харчевым, В. Т. Шапко и др. Этими исследователями изучалась система детерминации модой различных. аспектов человеческой жизнедеятельности и отдельных социальных групп.
Что касается проектирования, создания и производства одежды, ее эстетических свойств, особенностей национального и исторического костюма, то эта сторона широко освещается в трудах Л. В. Архиповой, В. Е. Брун, Р. А. Гузявичуте, О. Н. Жаховой, В. М. Зайцева, Е. В. Киреевой, А. Н. Киселевой, Г. И. Петушковой, М. И. Тильке. В них раскрываются основные противоречия, возникающие у специалистов при создании одежды и ее распространении в современных условиях.
Одежду рассматривали как необходимый предмет быта человека, социальную и эстетическую значимость ее существования в рамках того или иного общества.
А социологический аспект отечественной моды в одежде, позволяющий выделить специфику взаимодействий между субъектами, участвующими в процессе создания моды как особом социокультурном явлении, практически не изучали, как и многие актуальные проблемы формирования отечественной индустрии модной одежды в условиях утверждения рыночных отношений в России. Такое положение осложняет восприятие и анализ дизайнерами, производителями модной одежды основных направлений ее развития, практического решения вопроса о том, какая мода нужна нашей молодежи, другим категориям населения. В какой степени они готовы принять то, что позволит российской моде возродиться и стать ведущей на нашем отечественном рынке. Как и в каком направлении необходимо готовить дизайнеров, которые смогут создать неповторимый, привлекательный вид проектируемой ими одежды.
В данной работе предпринимается попытка выявить с социологических позиций основные тенденции и противоречия в развитии российской моды в одежде на рубеже XX - XXI веков.
ОБЪЕКТОМ исследования является российская мода в одежде, ее нынешнее состояние и тенденции развития.
ПРЕДМЕТОМ исследования выступают основные социальные противоречия ее возрождения и утверждения на отечественном рынке.
ЦЕЛЬЮ работы является исследование специфики системы формирования и развития отечественной моды в одежде как особого социального явления в условиях рыночной экономики, выявление основных тенденций ее развития.
ЗАДА ЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: осуществить методологический анализ состояния современной моды и одного из ее важнейших элементов - моды в одежде; выявить основные, характерные особенности и будущее российской моды в одежде; исследовать факторы, определяющие перспективы формирования и утверждения отечественной модной одежды в современной рыночной ситуации; выявить роль профессионального образования в формировании индустрии моды в одежде; на основе социологических данных определить особенности и характер потребностей в модной одежде у различных групп потребителей Уральского региона.
НОВИЗНА РАБОТЫ: мода рассматривается как универсальный механизм постоянного обновления общественной жизни, действующий на основе закономерностей создания, затем утверждения нового в социальной жизни, а потом его неизбежной смены другими инновациями; показана изменчивая роль общественного мнения в утверждении и распространении моды: от отрицания нового как чуждого культуре через его восторженное признание до второго отрицания как явно устаревшего. Общественное мнение рассматривается как индикатор ступени утверждения и разрушения модного стандарта; впервые мода исследуется в системе смены субъектов, определяющих ее становление, утверждение и разрушение. Дается описание основных характеристик тех, кто является движущей силой моды на конкретной стадии ее существования; выделены сущностные характеристики современной моды в одежде как возможной системы формирования и реализации потребности в постоянном внешнем обновлении личности; выявлено ведущее противоречие моды в одежде как социального явления: между потребностью личности в самореализации с помощью внешнего обновления и реальным внутренним самосовершенствованием; определены основные социальные характеристики отечественной моды в одежде: открытость в отношении различных влияний, соответствие климатическим, региональным особенностям, учет традиций многонационального государства, творческий характер в переработке прежнего опыта; выявлены причины деформации в системе становления и развития в России моды в одежде и, как следствие, вторичности дизайна; на материалах конкретно-социологических исследований изучены потребности различных категорий населения в современной одежде Уральского региона.
Теоретической и методологической базой диссертации является когнитивный подход к моде, позволяющий выделить ее основные сущностные характеристики, определить принципы развития моды, ее возрастающую роль в детерминации человеческой жизнедеятельности в условиях быстрой смены стереотипов сознания и поведения, когда наблюдается постоянное обновление технологий производства предметов, вещей, одежды. Используется сравнительный метод, дающий возможность исследовать особенности развития моды в прошлых веках и в настоящее время. Тем самым выделяются как общие черты данного социального явления, так и специфические, связанные с влиянием научно-технического прогресса, ведущего к стиранию национальных границ в распространении моды в одежде.
Выявляются основные объективные и субъективные факторы, обусловливающие возможности развития и утверждения отечественной моды в одежде. Показывается, что наши дизайнеры и производственники в целом готовы к тому, чтобы создать свою оригинальную одежду для различных категорий населения. Используется также принцип системности изучения поставленной проблемы, при котором выявляются основные противоречия современной отечественной моды и проблемы подготовки специалистов для ее создания.
Эмпирическая база исследования
Сбор информации происходил в течение длительного срока - с начала 80-х годов и до сегодняшнего дня в виде контент-анализа, посещаемых автором лекций, семинаров в Общесоюзном доме моделей на Кузнецком мосту, кустовых совещаний, а также непосредственного участия в создании коллекций моделей одежды разного назначения, которые демонстрировались в нашей стране и за ее пределами.
Социологические исследования методом опроса были проведены в 1997— 2000 гг. среди различных категорий населения. В 1997-1998 гг. было опрошено совместно с Н. Ю. Масленцевой 400 студентов гуманитарных и технических вузов Екатеринбурга по проблемам формирования и развития молодежной моды в одежде и обуви. В 1999 году был проведен опрос 350 учащихся старших классов ряда школ Свердловской области по проблемам особенностей их ориентаций на отечественную и зарубежную моду в одежде, также 300 покупателей одежды в возрасте свыше 30 лет. Использованы данные двух экспресс-опросов посетителей выставок модной одежды, созданной отечественными дизайнерами в 1999-2000 годах (всего опрошено 300 человек), а также интервьюирования 50 экспертов, занимающихся созданием и производством отечественной одежды.
В ходе различных социологических исследований были выявлены основные противоречия, возникающие при создании, внедрении в производство, реализации отечественной моды в одежде, характер и содержание предложений по их разрешению. В аналитическом исследовании были установлены связи в области дизайна одежды между процессами создания современной моды в России и в других странах мира.
Научно-практическая значимость работы заключается в дальнейшей разработке методов социологического исследования моды как социального явления, выявлении основных тенденций развития мировой моды в одежде в целом и в нашей стране в частности. Изучены основные объективные и субъективные факторы, обусловливающие возможности становления и развития отечественной моды в условиях рыночной экономики страны. Тем самым определена потребность в ее развитии усилиями дизайнеров, социологов, социальных психологов, производственников.
Изучено мнение различных категорий потребителей модной одежды об основных требованиях, которые предъявляет человек к одежде.
Создается тем самым социологическая база для отслеживания всех этапов создания модной одежды, начиная с ее разработки, апробации на различных этапах демонстрации моделей, выпуска пробных партий, а затем налаживания выпуска отдельных серий.
Материалы работы были одобрены Экономическим комитетом по программам развития Уральского региона. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении таких курсов, как «Социология молодежи», «Социальные технологии», «Отечественный дизайн в одежде», «Концепции моды», а также в работе центров моды, текстильных и швейных предприятий страны.
Апробация работы
Содержание диссертации отражено в выступлениях и публикациях автора на конференциях: «Архитектурно-художественное образование: проблемы и перспективы» - Новосибирск, 1995 г.; «Архитектура и рынок» - Екатеринбург, 1996 г.; «Феномен моды в контексте культуры XX века» - Екатеринбург, 1999 г.; «Шаг в будущее» - Снежинск, 1999 г.; «Актуальные проблемы науки, техники и экономики легкой промышленности» - Москва, 2000 г.
Диссертация обсуждалась на кафедре прикладной социологии в Уральском государственном университете им. А. М. Горького.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Дизайн костюма как средство формирования имиджа: теория, методология, практика2012 год, доктор искусствоведения Упине, Анастасия Михайловна
Мода как феномен современной культуры2008 год, кандидат философских наук Гришаева, Татьяна Александровна
Мода как форма театрализации жизни: Эстетические аспекты проектирования костюма1998 год, кандидат искусствоведения Мильман, Андрей Львович
Спортивная мода на рубеже XX - XXI веков: генезис и основные направления2008 год, кандидат искусствоведения Елинер, Лидия Валерьевна
Искусство современного японского костюма в контексте диалога с европейской модой XX в.2007 год, кандидат искусствоведения Тормозова, Ольга Станиславовна
Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Кокорева, Людмила Владимировна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами исследование состояния и тенденций развития индустрии модной одежды в период становления в стране рыночных отношений показало, что данная проблема находится в русле решения основных вопросов будущего России.
Сегодня необходимо найти ответ на вопрос, что ждет нас впереди. Это касается как сфер материальной и духовной жизни общества, так и перспектив развития в сфере моды в одежде. Мода выступает одним из социальных регуляторов поведения человека в обществе.
Исследование показало, что феномен моды в конце XX века является системой, которая имеет структуру, участников и механизм передачи информации. Мода проникла во все сферы жизни общества. Моду можно определить как формы взаимодействия между различными субъектами, группами или организациями.
Опыт социального развития последних 50-ти лет показывает, что мода влияет на создание и ускорение распространения буквально всех достижений науки и техники. Так, например, широкое использование на Западе сотовых телефонов, Интернета объясняется не только преимуществами этих средств общения, но и модой на них. Кто постоянно обращается к данным средствам передачи информации, тот рассматривается как более развитый человек, идущий в ногу со временем. Мода заставляет ставить все новые и новые программы на компьютеры. Само желание быть модными заставляет известных производителей обновлять косметические, медицинские препараты, продукты бытовой химии, автомашины и т. п.
Мода стала символом всеобщего обновления. Поэтому выявленные нами в ходе исследования закономерности создания и распространения нового могут быть использованы для производства не только одежды, но и иных предметов.
Мода в одежде является подсистемой моды и сохраняет в себе ее характерные признаки, а также имеет свои особенности.
Мода в одежде - явление, для которого характерно циклическое развитие. Можно говорить, что конец XX века ознаменовался завершением большого отрезка во времени, так как произошло отрицание всего того, что было заложено в начале века и развито в середине. Это имеет отношение непосредственно к моделированию костюма, его форм, силуэту, пропорциям, цветовой гаммы тканей, их поверхностей и структур. Также на моду в одежде оказывает влияние диомы между культурами Запад - Восток, Юг - Север (на примере японского дизайна), что приводит к появлению одежды с новыми качествами.
Можно с уверенностью сказать, что этот, один из наиболее крупных сегментов моды, в процессе развития индустриального общества XX века включает систему индустрии модной одежды.
Индустрия модной одежды сама по себе представляет систему, которая перешагнула географические границы стран, стала мировой.
В XX веке выделились страны-законодатели, которые диктуют моду на одежду.
Структура индустрии моды состоит из творцов, в число которых входят дизайнеры и представители производств одежды, обуви и тканей; распространителей в лице средств массовой информации и торговли, а также широких слоев потребителей. Блок творцов, как и продукция, представленная на мировом рынке, разделен на две группы, которые соответствуют рынку высокой моды и готового платья. Эти группы имеют отличные друг от друга социальные статусы и роли, своих дизайнеров, потребителей, свои торговые точки и журналы. Гардероб современного человека был сформирован к 60-м годам XX века. Последнее десятилетие, отмеченное в дизайне как эпоха постиндустриального общества, характерно резкой сменой в эстетическом восприятии костюма, «новым подходом к его проектированию, и концептуально связана со «слабой» установкой проектного сознания в новом дизайне» [25], что привело к многообразию стилей и образов в современной моде, нарушению традиций, правил, норм и ограничений.
Мода в России была своеобразной и сложилась в результате исторического развития общества.
До революции у нас фактически не было индустрии моды, при социализме дизайн носил вторичный характер, поскольку с огромным опозданием и искажением воспроизводилось то, что уже отходило в прошлое на Западе. Структура индустрии моды была деформирована. Самый развитый блок был представлен институтом легкой промышленности. Россия представляла собой закрытую систему, в которой мода не может развиваться нормально. Наличие дефицита в товарах, недостаточное финансирование отрасли также отрицают моду. В таких условиях механизм моды соответственно был деформирован. У потребителя в условиях дефицита сформировалась мода на импортные товары. Отсутствие конкуренции в плановой экономике не способствовало улучшению качества и разнообразию товаров. У потребителя не было возможности сравнивать отечественный товар с западным из-за «железного занавеса». Поэтому никого не смущало, что разработка моделей одежды отставала от западных образцов на несколько лет. Идеи западных дизайнеров адаптировались в условиях отечественного производства. Мода носила анонимный характер. Имена творцов в основном были неизвестны. Отечественные дизайнеры были разработчиками западной моды.
В 90-х годах в России произошли перемены, в результате которых появилась возможность участвовать в мировом процессе моды. Появилась частная собственность и свободный рынок, а следовательно, конкуренция. Перестройка социальной системы повлекла за собой кризис, снижение производства, падение уровня жизни большинства потребителей.
Опыт последних десяти лет, когда швейная промышленность фактически разваливалась, наглядно продемонстрировал возможную перспективу уничтожения целой отрасли производства или превращения ее лишь в группу дочерних предприятий крупных западных фирм. Спасение отечественного не только производителя, но и дизайнера может быть осуществлено только на пути формирования нашей индустрии моды.
Однако, несмотря на мрачную картину в сфере производства продукта , последние 10 лет идет активное развитие блока творцов в лице дизайнеров -появление многих новых имен и стабилизация их бизнеса и выход на международный рынок. Это произошло благодаря широкой культурно-коммерческой и спонсорской деятельности по проведению фестивалей, конкурсов, дней моды, которые выявили большое количество талантливых дизайнеров, способных предложить интересные идеи и высокое качество исполнения.
Россия должна иметь своих законодателей. Это мощное оружие в конкурентной борьбе за рынок. На сегодня рынок одежды и обуви - один из самых доходных видов современного бизнеса.
Все предпосылки создания системы моды в одежде сложились, необходимы экономические законы и финансирование этой сферы для того, чтобы механизм заработал.
В последние годы уходящего столетия произошло некоторое оживление в области производства отечественной одежды, и этот процесс продолжается.
Социологические исследования показывают, что потребность в отечественной моде существует у всех категорий населения. Пусть еще не в достаточно четкой форме, но наш потребитель стремится к тому оригинальному, которое выражает самобытность народа, его огромный творческий потенциал. Становление моды в одежде превращается в один из способов возрождения национальной гордости. Она последние десятилетия существенно трансформировалась в условиях борьбы за власть между сторонниками прежнего социализма и «рыночниками». Как известно, возрождение любой национальной общности начинается с укрепления и обогащения национальной идеи. Она рождает энтузиазм, веру в свои силы, желание преодолеть существующие трудности. Успехи в каждой отрасли науки, техники производства, в сферах духовной культуры усиливают личную активность человека, чувствующего себя представителем государства, способного на создание нового, того, что влияет в какой-то форме на весь мир.
На этапе становления отечественной моды необходима активная поддержка со стороны Министерства экономики и торговли РФ, а также региональных органов власти. Это вызвано тем, что наш частный предприниматель еще не имеет тех материальных и финансовых средств, которые требуются на начальном этапе разработки моделей, проведения маркетинговых исследований, апробирования системы производства нового товара. К тому же у частного производителя отсутствует опыт соединения в единую систему всех, в настоящее время весьма разобщенных участников сложного процесса формирования индустрии моды и создания модной одежды, которая могла бы конкурировать с западным производителем.
Когда будет отработан во всех своих элементах процесс конструирования, рекламирования, производства, реализации отечественных модных изделий, тогда сам частный собственник активно начнет вкладывать свои средства в данную отрасль производства.
Развития российской моды не может быть без активного участия и развития индустрии в регионах.
Для решения данной задачи предложено организовать в Екатеринбурге Региональный Институт моды. Это поможет создать целостную систему разработки отечественной моды, ее производства, пропаганды и распространения путем объединения специалистов: дизайнеров, социологов, маркетологов, работников СМИ, руководителей производств и торговых предприятий. Проработка данной идеи показывает, что к ее реализации уже готовы местные фабрики, специалисты Уральской государственной архитектурно-художественной академии, социологи Уральского госуниверситета, журналисты, работники министерств и Правительства Свердловской области.
Отработка механизма регулярного проведения региональных показов коллекций готовой одежды с целью выявления и поднятия творческого потенциала дизайнеров должна неизбежно привести к созданию профессиональной среды, ориентирующей производителей и потребителей на отечественную моду.
Необходимо существенно усовершенствовать направленность и содержание подготовки специалистов по дизайну одежды. Перестройка образования в стране привела к созданию многочисленных школ дизайна, которые предлагают творчески переработанные программы обучения. Программа, разработанная и внедренная на кафедре дизайна одежды УралГАХА, обобщила все положительное, что имела советская школа моделирования костюма, и максимально приблизила обучение к реальной действительности. В результате подготовки, в рамках программы кафедры, выпускники имеют широкий профиль специализации. Дипломные проекты охватывают тематику промышленных коллекций, рабочей одежды, направляющих модных коллекций прет-а-порте, театрального костюма. Эта необходимая подготовка помогает им выжить в сложной социальной обстановке, где универсальность помогает найти работу.
Мы видим реальную пользу от связи между звеньями механизма моды на уровне образования. И в перспективе планируем «связать» студентов, обучающихся на факультетах журналистики и экономики УрГУ, со студентами -дизайнерами одежды, чтобы эти связи работали в профессиональной среде.
Дальнейшее развитие образования в дизайне одежды мы видим в разработке теоретических проблем, связанных с социально-психологическими вопросами моды в одежде, направленными на изучение характера творчества кутюрье - законодателей с мировыми именами, а также освоение самого творческого процесса создания современного костюма.
Предлагаем на основе совместной деятельности кафедр, обеспечивающих изучение тенденций развития моды в одежде и подготовку дизайнеров одежды, перестроить содержание профессиональной подготовки специалистов по отечественной моде в специализированных вузах страны.
Идея, концепция своего стиля должна родиться в процессе работы всего отлаженного механизма моды. И, конечно, это открытие может нести не только элементы или стиль национальной одежды. Оно может отражать традиции, которыми мы богаты: это и русская смекалка, и то, чем живет весь народ сейчас, его исторически сложившиеся привычки, особенности его характера. Здесь имеют значение все -искусство, музыка и архитектура, наша политика и социальные события - все, на чем можно поставить печать - российское.
Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Кокорева, Людмила Владимировна, 2001 год
1. A. Latour Magies der mode//Stuttgart. - 1955. - С. 15.
2. L'Officiel -1999.-№ 13-С. 173
3. Апарина О. Швейная промышленность: какое у нас будущее/ДИвейная промышленность. 1997. №5. С. 23.
4. Архипова JI. В. Мода и ее влияние на спрос населения. М., 1977. -23 с.
5. Березовский М. Непременно скандал// Иностранная литература. 1985. № 1,2. С. 219-223.
6. Берн Эрик. Игры,в которые играют люди. М., 1988.
7. Бесчастнов Н. П. История ФПИС1//МТА вестник. 1996. № 5.
8. Блох И. История проституции. М., С-Пб., 1994.
9. Бойчук А. В .Особенности концепций формообразования в дизайнерских школах ГДР: Автореф. дис. . канд. наук М.,1987.
10. Большая советская энциклопедия: Вт. / раздел М.: 1974. - Т. 16 С.389.
11. Брокмен Э. Теория моды США. М.,1974. - 54 с.
12. Брудный А. А. Понимание и общение. М.: Знание, 1989. - С. 7.
13. Брун В., Тильке М. История костюма. М.: Искусство, 1966. - С. 17.
14. Вышинская Е. Победа// L'Officiel. 2000. Октябрь. №21. С.54
15. Гладышев В. И. Социальные причины и функции общения: Автореф. дис. . канд. наук. Свердловск, 1983.
16. Гобло Э. Философия платья: анализ моды. Л.,1929.
17. Голыбина А. Г. Вкус и мода. М.: Знание, 1974. - 12 с.
18. Гофман А. Б. Мода и люди: Новая теория моды и модногоповедения. М.: Наука, 1994.
19. Григорьева И. В. Эстетические проблемы моды: Автореф. дис. .канд. фил. Наук. -М., 1989. 15 с.
20. Гузявичуте Р. А. Исследование стабильных признаков в проектировании одежды XX в.: Автореф. дис. . наук М., 1977.
21. Действующие лица//УОС)ЦЕ. 1998. Октябрь. С. 164-171.22. Десчастнов Н. П.
22. Дрейк А. Двойная жизнь Гальяно/УУОСНЖ 1998. Сентябрь. № 1. С. 216-220.
23. Дцеконьска-Козловска А. Женская мода XX века. М.: Легкая индустрия, 1977. - 293 с.
24. Ермилова Д. Ю. Эстетические проблемы дизайна одежды 70-90-х гг. XX века.: Автореф. дис. . канд. наук. М.,1995. - 21с.
25. Желанная Н. В. Фактор эстетических предпочтений потребителей в художественном конструировании товаров народного потребления. -Л.,1986.
26. Живитин В. В., Карпинский В. А. Куда мы идем?//Швейная промышленность. 1992. № 5. С. 23.
27. Жилина А. Н. Фролова Н. Т. Проблемы потребления и воспитания личности. М.: Мысль, 1969. - 123с.
28. Зайцев В. Такая изменчивая мода. М.: Молодая гвардия, 1980.
29. Зборовский Г. Е. Общая социология. Екатеринбург, 1999. - 343 с.
30. Зеллинг Ш. Мода век модельеров 1900-1999//КОЫЕМА№4 С. 609.
31. Зиммель Г. Психология моды//Научное обозрение. 1901. №5. С. 51.
32. Зомбарт В. Народное хозяйство и мода//С-Петербург, 1904. С. 15
33. Иконникова С. Н. Молодежь и культура. М.,1979
34. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. -М.: Политиздат, 1974.
35. Ильинский М. Джанни Версаче. М.,1998. - 124 с.37
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.