Влияние петербургской архитектурной школы на формирование архитектурного облика горнозаводских комплексов Алтая в XVIII - первой половине XIX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат исторических наук Степанская, Алла Георгиевна

  • Степанская, Алла Георгиевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2004, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 210
Степанская, Алла Георгиевна. Влияние петербургской архитектурной школы на формирование архитектурного облика горнозаводских комплексов Алтая в XVIII - первой половине XIX вв.: дис. кандидат исторических наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. Барнаул. 2004. 210 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Степанская, Алла Георгиевна

Введение.

Глава 1. Петербургская архитектурная школа как феномен отечественной культуры.

1.1. Архитектурная школа: понятие, сущность.

1.2. Периоды становления, динамика развития и признаки петербургской архитектурной школы.

Глава 2. Традиции петербургской архитектурной школы в градостроительной практике Алтая XVIII - первой половине

XIX вв.

2.1. Строительство на Алтае в XVIII - первой трети XIX вв. по типовым проектам петербургских зодчих.

2.2. Строительство на Алтае в XVIII - первой половине XIX вв. по индивидуальным проектам петербургских зодчих.

Глава 3. Вклад петербургской архитектурной школы в подготовку зодчих и степень ее влияния на характер и этапы стилистической эволюции архитектуры горнозаводских комплексов Алтая в XVIII - первой половине XIX вв.

3.1. Роль петербургской архитектурной школы в подготовке строительных и архитекторских кадров для горно-заводских комплексов Алтая XVIII - первой половины XIX вв.

3.2 Черты петербургской архитектурной школы, проявившиеся в строительной деятельности зодчих горно-заводских комплексах

Алтая XVIII - первой половины XIX вв.

3.3. Уникальное и особенное в архитектуре горно-заводских комплексов Алтая XVIII - первой половины XIX вв.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние петербургской архитектурной школы на формирование архитектурного облика горнозаводских комплексов Алтая в XVIII - первой половине XIX вв.»

Актуальность темы исследования. Историко-архитектурное наследие Сибири многообразно и значительно, поэтому оно всегда привлекало внимание многих исследователей. И все-таки можно утверждать, что до сих пор не воссоздана общая картина истории развития сибирского градостроительства и архитектуры, уникальные страницы которого составляют горнозаводские комплексы Алтая; их культурно-историческая ценность обусловлена в большей мере влиянием петербургской архитектурной школы. Процесс постепенного сближения различных культур в условиях глобализации приводит к нивелированию традиций вообще и художественных в частности. Идеи глобализации развивают тенденцию формирования универсальной человеческой культуры. В то же время наблюдается пристальное внимание современной науки, научно-исторического знания к историко-культурному наследию регионов, к проблемам развития региональной художественной культуры, к выявлению столичных и провинциальных взаимовлияний и связей, что подтверждает актуальность темы исследования. На рубеже ХХ-ХХ1 столетий в градостроительстве четко обозначилась проблема архитектурного стиля. В этом контексте обращение к классическому архитектурному наследию актуально. Обратиться к сибирскому архитектурному наследию побуждает также необходимость научно обосновать деятельность, имеющую целью его охрану, регенерацию и использование. Дело охраны памятников как определенная система осознанных и целенаправленных мер требует сугубо профессионального к ним отношения, что невозможно осуществить без научного обоснования. Из всех аспектов наименее изученным и менее всего представленным в специальной научной литературе остается проблема влияния петербургской архитектурной школы на формирование архитектурного облика горнозаводских комплексов Алтая в XVIII - первой половине XIX вв.

Степень научной разработанности проблемы. Специальные труды о петербургской архитектурной школе отсутствуют. Ее признаки и характерные черты анализируются в монографиях, посвященных творчеству выдающихся мастеров Петербурга, из которых для нашей темы особое значение имеет К.И. Росси. Его творчество рассматривается в трудах В.В. Панова (1937), В.И. Пилявского (1951), М.З. Тарановской (1978) [55, 85].

Работ, непосредственно направленных на раскрытие сущности понятия «архитектурная школа» нам не удалось выявить. Но в отечественной науке сформулировано понятие «художественная школа» (М.С. Каган, М.З. Тарановская, Э.Л. Белютин, А.И. Тищенко), а также генетически-близкие понятия - «научная школа», «инженерно-техническая школа» (Д.Ю. Гузевич).

Региональные художественные школы изучали В.Ф. Морозов, В.И. Пилявский, Г.Г. Гримм, в Сибири - В.И. Кочедамов, Е.А. Ащепков, А.Н. Гуменюк [18, 23, 34]. Отдельную группу составляют труды, раскрывающие деятельность петербургской Академии художеств как важнейшего методического и образовательного центра петербургской архитектурной школы (И.А. Бартенев, A.JI. Пунин, В.Г. Лисовский, Г.П. Степанов и др.). Педагогическая система Академии художеств XVIII века рассмотрена в исследованиях Н.М. Молевой (1956) и Э.Л. Белютина (1956), А.В. Максимовой (1979) и др.

Деятельность субъектов петербургской архитектурной школы в Алтайском горном округе фрагментарно освещена в трудах С.Н. Баландина, А.П. Уманского, A.M. Прибытковой, М.Ю. Юдина, А.П. Долнакова, А.Д. Сергеева [3, 4, 24, 88, 95]. Алтайские горнозаводские комплексы были предметом внимания нескольких поколений исследователей: от академиков

XYIII в. (В.И. Генин, И.Ф. Герман, И.Ф. Фишер, Г.Ф. Миллер, П.С. Паллас) до исследователей XX века. В XIX в., как и в XVIII вв. о сибирских заводах и рудниках продолжают писать главным образом представители технической интеллигенции, обращая внимание на технологию производственных процессов и лишь изредка останавливаясь на строительных конструкциях и материалах. К подобным публикациям принадлежат статьи Г.Спасского, А. Кулибина, А Татаринова в различных изданиях. Попытку проследить эволюцию горного дела в России предпринял И. Кованько. К.Ф. Ледебур в 1829 году в Берлине издал труд «Путешествие по Горному Алтаю и предгорьям Алтая».

Во второй половине XIX столетия о сибирских заводах много писали историки-демократы Н.М. Зобнин, Н.М. Ядринцев, Г.Н. Потанин, а также историки, инженеры В.И. Семевский, A.A. Кауфман, Н.С. Гуляев и другие исследователи, в работах которых содержится большой фактический материал, характеризующий условия труда и жизни в горных городах и поселках мастеровых и крестьян, но практически отсутствуют данные о строителях, архитекторах и о собственно архитектуре заводов. В 1902 г. вышла книга «Колыванская шлифовальная фабрика на Алтае», написанная архивариусом Главного управления Алтайского округа Н.С. Гуляевым и управляющим фабрикой П.А Ивачевым. В этом труде содержатся ценные для нашего исследования сведения.

Художественную ценность сибирского промышленного зодчества впервые отметил профессор А.Д. Крячков в статье, подготовленной в 1929 г. для Сибирской Советской энциклопедии. А.Д. Крячков отметил, что «значительный масштаб сооружений, монументальная выразительная архитектура и смелость конструкций достойны быть отмеченными не только как материал для истории строительства, но и как образцы правильно разрешенных инженерно-технических задач и архитектурного оформления промышленного и городского строительства того времени [36]. До сих пор они нигде не зафиксированы в литературе.». Этот же автор в 1937 г. опубликовал «Материалы по истории промышленной архитектуры в Сибири (XVIII—XIX вв.)», впервые введя в научный оборот ряд документов об архитектуре алтайских заводов. В 1940 г. вышла книга В.В.Данилевского «И. И. Ползунов», в которой были опубликованы некоторые материалы о зданиях и сооружениях алтайских заводов. Первой книгой, посвященной непосредственно искусству и культуре Алтая XVIII - XIX вв., был труд А.П. Уманского «Памятники культуры Алтая» (1959). В 1950 - 1960-е годы резко возрос интерес к различным сторонам истории Сибири. B.C. Виргинский, Т.Н. Агапова, М.Е. Сорокин, З.Г. Карпенко, А.Д. Сергеев и многие другие своими трудами пополняют научно-историческое знание о сибирских заводах, косвенно касаясь их архитектуры.

Ценным вкладом в изучение сибирской архитектуры явилась монография Т.М. Степанской «Архитектура Алтая XVIII - начала XX вв.» (1995), в которой введено понятие «архитектурная школа К.И. Росси на Алтае» [71].

Значительную лепту в исследование истории горнозаводских комплексов внесли В.А. Скубневский, В.Б. Бородаев [6, 68], а также краеведы Н.Я. Савельев, П.А Бородкин, Т.А. Полухин [36, 56]. В 1963 г. в сборнике «Архитектурное наследство» представлена статья A.M. Прибытковой «Первые металлургические заводы на Алтае» [58], в основу, которой легли материалы Центрального хранилища архивных фондов Алтайского края. Ценные материалы о городах-заводах Алтая содержат издания начала XXI века. Среди них «История Алтая в документах и материалах. Конец XVII - начало XX вв.», сборники научных статей о Змеиногорске (2002) и Горной Колывани (2002), монография C.B. Нестеровой «Структурообразующие факторы региональной культуры Юга Западной Сибири» (2004) [47]. Анализ литературы по теме исследования позволяет сделать вывод о том, что проблема влияния петербургской архитектурной школы на процессы градостроительства и формирования архитектурного облика горнозаводских комплексов Алтая не получила в научных трудах всестороннего и глубокого освещения, что также подтверждает актуальность предпринятого исследования.

Цель исследования: определить степень влияния петербургской архитектурной школы на формирование архитектурного облика горнозаводских комплексов Алтая в XVIII - первой половине XIX вв.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия «архитектурная школа».

2. Рассмотреть особенности петербургской архитектурной школы XVIII - первой половины XIX вв.

3. Выявить традиции петербургской архитектурной школы в градостроительной практике Алтая XVIII - первой половины XIX вв.

4. Проанализировать вклад петербургской архитектурной школы в подготовку заводских зодчих.

5. Определить степень влияния петербургской архитектурной школы на характер и этапы стилистической эволюции архитектуры горнозаводских комплексов Алтая; рассмотреть степень устойчивости этого влияния.

6. Проанализировать художественные достоинства памятников архитектуры алтайских горнозаводских комплексов, значение и место, занимаемое ими в культурном наследии Сибири.

Территориальные рамки исследования - Алтайский край (территория Алтайского горного округа).

Хронологические рамки исследования охватывают XVIII - первую половину XIX в.

Объект исследования - архитектура горнозаводских комплексов Алтая в XVIII - первой половине XIX вв.

Предмет исследования - факторы и степень влияния петербургской архитектурной школы на формирование архитектурного облика горнозаводских комплексов Алтая в XVIII - первой половине XIX вв.

Методология и методы исследования основаны на комплексном подходе к достижению цели и решению поставленных задач. Основу методологии составили концепции выдающихся теоретиков искусства и архитектуры: М.С. Кагана, А.В. Иконникова, В.А. Ельчанинова, Д.Ю. Гузевич, Н.М. Молевой, Э.Л. Белютина, М.З. Тарановской, В.И. Пилявского [5, 55, 85]. Автор опирался и на концепцию А.Г. Габричевского - известного теоретика архитектуры, стоящего у истоков отечественного искусствоведения как науки. А.Г. Габричевский строит свою концепцию анализа архитектуры как систему «.исходя из самой природы художественного предмета». Важным для исследования являются разработанные им принципы художественного анализа соотношения эстетического и утилитарного, композиции и конструкции. Полезными оказались теория классицизма Г. Вельфлина [9], изложенная им в труде «Классическое искусство», а также его суждения о стиле: «.секрет большого стиля - это говорить многое при помощи немногого». Использовались методологические подходы системности и междисциплинарности, современные концепции культурного наследия, изложенные, в частности, в трудах Д.С. Лихачева и Ю.А. Веденина [8, 37]. Соискатель опирался на труды Д.Я. Резуна, О.Н. Труевцевой, связанные с проблемами освоения сибирских территорий в период феодализма и охраны культурного наследия Сибири [22, 61, 86].

Проблема диссертации рассматривалась в историческом и аналитическом аспектах; использовались историко-генетический, культурно-исторический методы, методы сравнения и аналогии, анализа и синтеза, систематизации, типологизации, а также методы частных дисциплин таких, как искусствоведение, архитектуроведение (натурное изучение памятников, описание, стилистический анализ).

Источники исследования. В процессе работы над исследованием изучались общие и специальные труды, архивные чертежи, текстовые материалы, выявлялись известные и новые иконографические документы-рисунки, гравюры, старинные фотографии; обследовалось современное состояние сохранившихся заводских построек. В основу исследования легли материалы, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве (Санкт-Петербург), Государственном архиве Томской области (Томск), Государственном архиве Омской области (Омск), Центральном хранилище архивных фондов Алтайского края (Барнаул), музейных фондах Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Музея истории горного дела (Змеиногорск), Алтайского краевого краеведческого музея (Барнаул), Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (Барнаул), в научно-производственном центре «Наследие» (Барнаул), в фондах научных библиотек: Российской национальной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург), Научной библиотеки Академии художеств России (Санкт-Петербург), Алтайской государственной научной библиотеки им. В.Я. Шишкова, библиотеки Алтайского государственного университета. Наиболее ценными и доказательными документами, характеризующими сибирские заводы в период их зарождения, являются планы Колывано-Воскресенского завода (1726 г.; два плана С. Плаутина, 1740-х гг.; план П. Старцева, конец 1740-х гг.; план И. Денисова, 1753 г.) и Барнаульского сереброплавильного завода (план П. Старцева, 1748 г.). По значимости их по праву можно отнести к числу важнейших старинных документов по истории строительства в Сибири.

Научная новизна исследования:

1. Дана авторская трактовка термина «архитектурная школа».

2. Рассмотрены аспекты прямого и опосредованного влияния петербургской архитектурной школы на архитектуру горнозаводских комплексов Алтая XVIII - первой половины XIX вв.

3. Определены традиции и выделены основные направления петербургской архитектурной школы, проявившиеся в градостроительной практике заводских архитекторов.

4. Обоснована ведущая роль архитектурной школы К.И. Росси в трансляции идеи классицизма в строительство горнозаводских комплексов Алтая в первой половине XIX в.

5. Заявлена решающая роль влияния традиций петербургской архитектурной школы в формировании архитектурного облика исторических городов и населенных пунктов Алтая, градообразующими факторами которых явились горнозаводские комплексы.

6. Дополнен словарь архитекторов и деятелей художественной культуры Сибири в XVIII - первой половине XIX вв., связанных с петербургской архитектурно-художественной школой.

Научно-практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях истории сибирской архитектуры и искусства; в реставрации и регенерации памятников, исторической застройке городов-заводов и исторических населенных пунктов; в деле охраны историко-архитектурного наследия Алтая; в деятельности музеев и организации экскурсионно-туристических маршрутов; в разработке и чтении учебных курсов дисциплин федерального и национально-регионального компонентов образовательных программ гуманитарных наук (культурология, искусствоведение, история искусства и архитектуры).

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были изложены автором в докладах и сообщениях на Всероссийской научно-практической конференции «Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края» (Барнаул, 2001); Всероссийской научной конференции молодых ученых «Интеллектуальный потенциал молодых ученых России - 2001» (Барнаул, 2001); Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы истории Сибири» (Барнаул, 2001); Международной научно-практической конференции «Сохранение и воспроизводство культурного наследия Сибири» (Барнаул, 2002); Всероссийской научной конференции «Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири» (Барнаул, 2003); Всероссийском научно-методическом симпозиуме «Перспективы развития межрегионального образовательного пространства на базе гуманитарных кафедр российских университетов» (Барнаул, 2003); региональной научной конференции «Искусствоведческие чтения» (Барнаул, 2003); Всероссийской научно-технической конференции молодых ученых «Интеллектуальный потенциал ученых России - 2004» (Барнаул, 2004); региональной научной конференции «Проблемы отечественного искусствознания на рубеже XX-XXI вв.» (Барнаул, 2004). Материалы исследования обсуждались на кафедре истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета.

Структура диссертации. Текст диссертации состоит из введения, трех глав и заключения. Научный аппарат представлен списком источников и литературы, иллюстрациями, приложениями.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Степанская, Алла Георгиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изучения литературы и разнообразных источников, в соответствии с целью и задачами исследования можно сделать следующие выводы:

1. Влияние петербургской архитектурной школы на архитектурный облик горнозаводских комплексов Алтая в XVIII - первой половине XIX вв. носило прямой и опосредованный характер.

Прямой вклад петербургской архитектурной школы в формирование архитектуры горнозаводских комплексов Алтайского горного округа характеризуется деятельностью субъектов данной школы, к которым принадлежат, прежде всего:

• Комиссия строения Петербурга и Москвы, Строительная комиссия, Кабинет Е.И.В., Российская Академия художеств в Петербурге;

• архитектурные «команды», руководимые петербургским придворным архитектором К.И. России;

• петербургские архитекторы, разрабатывавшие проекты планов, сооружений и зданий Колывано-Воскресенских ( Алтайского горного округа) заводов (H.A. Львов);

• петербургские архитекторы, разрабатывавшие «образцовые» проекты промышленных, административных, общественных и жилых зданий (Гесте, Руска, Стасов и др.).

К аспекту опосредованного влияния можно отнести:

• деятельность Канцелярии Колывано-Воскресенских (Алтайского горного округа) заводов, подчинявшихся Кабинету Е.И.В.;

• деятельность заводских контор, подчинявшихся заводской Канцелярии;

• деятельность заводских архитекторов, получивших образование в Петербурге в Академии художеств или работавших в архитектурных «командах» петербургских зодчих (К. И. Росси).

2. Возникновение в XVIII в. сибирской горной промышленности явилось важным событием в истории России, значительно ускорившим освоение ее восточных территорий. Заводы являлись очагами культуры и значительного строительства, главными объектами которого были: плотины, производственные здания (плавильные фабрики, склады, лаборатории и т.д.), общественные сооружения (церкви, училища, школы, музеи, библиотеки), административные (конторы, архивы), жилые дома для чиновников и офицеров, казармы. Особенностью горнозаводских комплексов Алтайского горного округа являлась их принадлежность царской семье. Управление царской вотчиной осуществлялось специальным Кабинетом Е.И.В. Эти факторы обусловили прямые связи с Петербургом, что в свою очередь повлекло влияние петербургской архитектурной школы на строительство горнозаводских комплексов Алтая XVIII - первой половины XIX вв.

3. Архитектурная школа - это комплекс творческих традиций, проявляющихся в деятельности группы архитекторов, связанных общностью мировоззрения, творческого метода и стиля. Локализуясь во времени и пространстве по хронологическому, территориальному и географическому принципу, архитектурная школа находит свое яркое выражение в национальном и региональном искусстве.

4. Петербургская архитектурная школа, оказавшая влияние на деятельность архитекторов XVIII - первой половины XIX вв., формировалась как комплекс творческих традиций на основе ассимиляции европейского и древнерусского градостроительного опыта и создания развернутой многоступенчатой системы учреждений и учебных заведений, главными из которых явились Комиссия от строений Петербурга и Москвы и Российская Академия художеств в Петербурге.

5. Влияние петербургской архитектурной школы в Алтайском горном округе выразилось в развертывании на Алтае в XVIII - первой половине XIX вв. строительства по образцовым проектам и в возведении отдельных объектов по индивидуальным проектам петербургских зодчих.

6. В XVIII в. на Алтае под влиянием петербургской архитектурной школы имели место яркое проявление классицизм и незначительное -барокко. Во второй половине XVIII в. на Алтае было вновь построено одиннадцать, в Нерчинском округе - семь новых заводов (не считая рудников). Планировочный принцип, заключавшийся в единстве собственно завода и города, продолжал сохраняться и в годы становления и развития в русской архитектуре классицизма. Это подтверждают планы горного города Барнаула 1785,1803, 1806, 1826 гг. Конструктивные решения фундаментов, стен, покрытий, применение наряду с деревом новых материалов - кирпича, естественного камня, металла - все это свидетельствует о непрерывном совершенствовании строительной практики в сибирских заводах в XVIII столетии. В лучших образцах промышленного зодчества конца XVIII в. конструктивная форма приобретает эмоциональную выразительность. Во второй половине XVIII в. архитектурные стили (барокко и классицизм) наиболее четко проявились в культовых постройках сибирских заводов (Барнаульский Петропавловский собор архитектора Д.П. Макулова; проект церкви - ротонды архитектора Н.А.Львова.). Последний не был осуществлен, но важен установленный автором факт проектирования талантливого столичного архитектора для Сибири, где большие мастера русской архитектуры практически не строили (строители их ученики). Он дополняет краткий список подобных примеров: проект церкви для Колывани Н.А.Львова в этом перечне один из самых оригинальных и совершенных классических произведений.

7. В первой трети XIX в. на Алтае сложилась самобытная ветвь русского классицизма - промышленное зодчество. Ее развитие связано с введением в 1806 году в штат заводов должности архитектора. Важно отметить, что профессиональные архитекторы при заводах появились уже с конца 1780-х годов. Первым из них стал А.И.Молчанов (1864- после 1824), выходец из семьи заводского солдата, посланный на средства Кабинета учиться в Академию художеств в Петербург. Другие сибирские заводские архитекторы являлись воспитанниками Академии художеств и практическими учениками К.И.Росси. В решении общественного центра горного города-завода Барнаула учениками К.И.Росси Л.И.Ивановым (1803?) и Я.Н.Поповым (1802-после 1852) были на практике осуществлены принципы градостроительной теории классицизма: эстетика максимально раскрытого пространства, система пространственных связей и создание далеких зрительских перспектив, превращение города в произведение градостроительного искусства. Это позволяет отнести ансамбль исторического центра бывшего города-завода к числу редких памятников архитектуры в Сибири. В этом ансамбле площадей и улиц особенно значительными художественными достоинствами обладают Демидовская площадь с обелиском в честь столетия горного дела на Алтае (1825 -1839) и заводская площадь. Проект первой плавильной фабрики Барнаульского сереброплавильного завода (арх. А.И.Молчанов, П.К.Фролов, 1817-1826) по монументальности, совершенству пропорций является не только первоклассным классицистическим произведением, но и одним из первых в России художественным решением образа промышленного сооружения. Важно отметить, что, если в XVIII веке Сибирь непосредственно использовала опыт Урала и его кадры, то в XIX столетии развитие уральской и сибирской промышленной архитектуры шло параллельно и самостоятельными путями, но в русле одного стиля-классицизма. Уральские и сибирские заводские постройки стали отражать индивидуальность их создателей (в Ижевске работал, например, воспитанник А.Д.Захарова С.Е.Дудин, в Колывановоскресенских заводах — воспитанники К.И.Росси).

К заслугам заводских архитекторов относится их стремление к стандартизации и типизации построек, были созданы типовые проекты заводских школ, училищ, госпиталей, магазинов, казарм, жилых домов-квартир с учетом сибирских климатических условий, что при значительно обширном строительстве имело практическое значение.

8. История и практика строительства сибирских заводов в XVIII -первой половине XIX вв. - это интересный и важный полуторавековый пласт русской культуры и архитектуры, в частности. Художественная и историческая значимость сохранившихся памятников сибирского промышленного зодчества - гидротехнических сооружений XVIII в., Барнаульского сереброплавильного завода, Колыванского камнерезного, ведущего начало от первого на Алтае медеплавильного завода, построек в Змеиногорске - остро ставит на повестку дня проблему их практического использования. Исследованные заводские ансамбли имеют основания на реставрацию, сохранность и использование их в качестве музеев промышленной архитектуры и истории техники России.

9. Решающую роль в подготовке строительных и архитекторских кадров для горнозаводских комплексов Алтая XVIII - первой половины XIX вв. сыграли Российская Академия художеств и архитектурная школа петербургского мастера классицизма К.И. Росси.

10. В строительной деятельности зодчих горнозаводских комплексов Алтая проявились следующие черты петербургской архитектурной школы: принципы классицистической регулярности как основного способа планировочных решений при повышенной роли в них принципа ансамблевости; гармоничное включение строений в природную среду; прямоугольно-сетчатая планировка с четким выделением заводских, административных, торговых и соборных площадей, система которых образует общественный центр городов-заводов и заводских селений; преобладание в архитектурных ансамблях мотивов горизонталей; подчеркивание градоформирующей роли высотных доминант (по принципу контраста); развитие системы пространственных связей как основного градостроительного принципа теории классицизма.

11. Художественная и историческая ценность памятников горнозаводских комплексов Алтая XVIII - первой половины XIX вв. -результат глубокого проникновения идей классицизма и традиций петербургской архитектурной школы в строительную практику заводских зодчих.

В горнозаводских комплексах Алтая XVIII - первой половины XIX вв. под влиянием петербургской архитектурной школы на практике были осуществлены принципы градостроительной теории классицизма: эстетика максимально раскрытого пространства, система пространственных связей и создание далеких зрительских перспектив, превращение города в произведение градостроительного искусства.

Отметим, что в Западной Сибири в первой трети XIX в. работали не только Кабинетские, но и свободные (дипломированные) архитекторы -выпускники архитектурного класса Академии художеств. К ним принадлежат П. Прамер, архитектор почтового ведомства в Тобольске, Н.В. Раевский, A.A. Арефьев - в В Томске. Они были учениками Руска, Камерона.

Классицизм в провинции до середины XIX в. остается не только памятником ушедшего прошлого стиля, но, и носителем жизнеспособной архитектурно-градостроительной концепции, творческой потенции, завещанной потомкам идеи гармонически упорядоченного и целостного города. В рассмотренный период вся профессиональная деятельность в горнозаводских комплексах Алтая направлялась и регулировалась находящимися в Петербурге . государственными специализированными органами (Кабинетом Е.И.В.), и, хотя процент работ петербургских зодчих в области проектирования и строительства архитектурных сооружений для Алтая невысок, тем не менее, значителен их вклад в формирование характера заводской планировки, заводской застройки, в преобразование архитектурной ландшафтной среды. Включение сибирских городов-заводов и других заводских населенных пунктов в контекст европейского архитектурно-градостроительного развития непосредственно связано с распространением и утверждением в этом регионе архитектурно-градостроительной теории и практики классицизма. Именно классицизм, при всей его нормативности, унифицированности, регламентированности, послужил связующим звеном, соединил сибирский регион с европейской и общероссийской культурой. Все это явилось вкладом петербургской архитектурной школы в развитие зодчества Сибири XVIII - первой половины XIX вв. Роль и степень вклада данной школы в развитие архитектуры горно-заводских комплексов Алтая можно оценить как первостепенные по сравнению с ролью и вкладом европейской, уральской, московской, местной школ. Ведущим фактором, определившим степень влияния петербургской архитектурной школы на горнозаводские комплексы, явилась их принадлежность царской семье и их пребывание в ведении Кабинета Е.И.В. Степень устойчивости влияния петербургской архитектурной школы на архитектурный облик горнозаводских комплексов Алтая выразилась в том, что классицизм определил масштабы городской застройки Барнаула и Змеиногорска на многие десятилетия вплоть до середины XX в.

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

1. ГАОМО - Государственный архив Омской области

2. ГАТО - государственный архив Томской области

3. ГПБ - Государственная публичная библиотека

4. ГРМ -Государственный Русский музей

5. Кабинет Е.И.В. - Кабинет Его Императорского Величества

6. РГИА - Российский государственный исторический архив

7. ЦХАФАК - Центральное хранение архивного фонда Алтайского края

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Степанская, Алла Георгиевна, 2004 год

1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / Под общ. ред. А.М. Кантор. М., 1997. С. 691.

2. Баландин С.Н. Архитектура Барнаула. Барнаул, 1974.

3. Баландин С.Н. Здания первой и второй сереброплавильных фабрик старого Барнаульского завода // Памятники истории и архитектуры Сибири / Под ред. О.И. Вилкова, A.C. Московского. Новосибирск, 1986. С. 87-98.

4. Баландин С.Н., Залесов В.Т. Творческое наследие архитектора К.К. Лыгина в Томске // Памятники истории, археологии и архитектуры Сибири. Новосибирск, 1989. С. 157 167. Барнаул / Сост. А.Д. Сергеев. Барнаул, 1980.

5. Белютин Э.Л., Молева Н.М. Педагогическая система Академии художеств XVIII в. М., 1956.

6. Бородаев В.Б. Клейма на кирпичах из раскопа 1 на Барнаульском сереброплавильном заводе // Ползуновские чтения 1991 года / Под ред. А.Д. Сергеева. Барнаул, 1991. С. 50 57.

7. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура). СП б, 1998.-С.599.

8. Веденин Ю.А. Типология культурного ландшафта // Культурное наследие / Ред Т.М. Степанская. Барнаул, 2004. Вып. 5.

9. Вельфлин Г. Классическое искусство. СПб., 1999.

10. Вилков О.Н. Памятники истории и архитектуры Сибири. Новосибирск, 1986.

11. Волчок Ю.П., Кириченко Е.И., Козловская М.А., Смуров Н.А Конструкции и архитектурная форма в русском зодчестве XIX начала XX вв. М., 1977.

12. Вольская JI.H. Исторические города Сибири и проблемы архитектурного наследия // Изв. вузов. Строительство. 1991. № 10. С. 47 -63.

13. З.Воробьева Т.А К истории мастерской религиозной живописи в Академии художеств // Наследие и современность. СПб., 1992. С. 32 -39.14.Габричевский

14. Герчук Ю. Кремлевский проект Баженова великая архитектурная утопия XVIII в. //Вопросы искусствознания. -М., 1993. Вып. 4.

15. Геннин В.И. Описание уральских и сибирских заводов. 1735. М., 1937.

16. Города Сибири: Эпоха феодализма и капитализма / Отв. ред. О.Н. Вилков. Новосибирск, 1978. С. 212 312.

17. Гримм Г.Г. Архитектор Андриан Захаров. Жизнь и творчество. М., 1940.

18. ГришаевВ.Ф. Поруганный храм // Молодежь Алтая. 1990. 18 мая.

19. Гришаев В.Ф. Театральный дом в Барнауле // Алт. Сборник / Под ред. В.А. Скубневского. Вып. XV. Барнаул, 1992. С. 29 34.

20. Гриц А.Е. История архитектурного образования в России в XVIII-XIX в.в. С.196-197

21. Гузевич Д.Ю. Развитие мостостроения в Росси в XVI11 в. — первой половине XIX вв. и проблемы сохранения и использования технического наследия отечественных мостостроителей. — Санкт-Петербург, 1993 г.

22. Гуменюк А.Н. Архитектура Омска ХУ111 начала XX вв. Авт. канд. дис. - Барнаул, 2002.

23. Долнаков А.П., Зотеева Л.А., Степанская Т.М. Памятники архитектуры Барнаула. Барнаул, 1992.

24. Ельчанинов В.А. Философия искусства. Барнаул, 1978.

25. Ермакова Л.И. Страницы истории // Алтайский архивист. Барнаул, 2003. №2 (6).

26. Земля Иркутская. 1994. №1.

27. Жиров A.A. Генеалогическая память как часть общенациональной культуры // Культура и интеллигенция России в эпоху модернизации. — Омск, 1995.29.3намеровская Т.П. Направление, творческий метод и стиль в искусстве. -М, 1975.

28. ЗО.Израелян Е.В. Культурологический анализ музыкальных традиций

29. Западной Сибири. Кемерово, 2002. С.8. 31 .История русского искусства. Т. 1 .-М., 1978;

30. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб, 1997.

31. Копылов АН. Очерки культурной жизни Сибири. М., 1974.

32. Кочедамов В.И. Как рос и строился город. Омск. 1960.

33. Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири. М., 1978.

34. Крячков А.Д. Материалы по истории промышленной архитектуры в Сибири // Тр. Новосибирского инж.-строит. ин-та. Новосибирск, 1937. С. 21 -42.

35. Лихачев Д.С. Раздумья о России. Л., 1994.

36. Левина Ж.Е. Присоединение Сибири: социокультурной аспект // Культура и интеллигенция России в эпоху модернизации. — Омск, 1995.

37. Левицкий Д.Г. Каталог /Издательство «Искусство», Ленинградское отделение, 1987.

38. Лисовский В.Г. Академия художеств. Л., 1981.

39. Лотарева P.M. Города-заводы России XVIII первой половины XIX в. Екатеринбург, 1993.

40. Максимова А.В. Преподавание рисунка в педагогической системе Академии художеств XVIII в. JL, 1979.

41. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981. - №2.

42. Метельницкий К.Н. Экскурсия по старому Барнаулу // Прямая речь. № 15.

43. Метельницкий К.Н. Барнаул утраченный // Прямая речь № 3. 1991.

44. Мурыгин Г. Дом на проспекте Ленина// Алт. правда. 1979.20 июля.

45. Нестерова C.B. Структурообразующие факторы региональной культуры Юга Западной Сибири. Барнаул, 2004.

46. Няшин Г.Д. Некоторые моменты истории Барнаула: Материалы Барнаульского окружного архивного бюро. Барнаул, 1929.49.0глы Б.И. История формирования и тенденции развития городов Сибири. Новосибирск, 1983.50.0глы Б.И. Строительство городов Сибири. Л., 1980.

47. Очерки истории Алтайского края / Под ред. А.П. Бородавкина. Барнаул, 1987.

48. Охрана и использование памятников истории горного дела и камнерезного искусства Алтайского края / Сост. А.Д. Сергеев. Барнаул, 1986.

49. Охрана и изучение культурного наследия Алтая; Тезисы, научн.-практ. конф. / Под ред. Ю.Ф. Кирюшина. Ч. II. Барнаул, 1993.

50. Памятники истории и культуры Барнаула / Под ред. А.П. Бородавкина. Барнаул, 1983.

51. Пилявский В.И. Градостроительные мероприятия образцовые проекты в России в нач.ХХ в.// Архитектурная пластика и история архитектуры. Сборник научных трудов. Вып.21. М., 1958

52. Полухин Т.А. По историческим местам Барнаула. Барнаул, 1969.

53. Предпринимательство на Алтае. XVIII 1920-е гг. / Под ред. В.А. Скубневского. Барнаул, 1993.

54. Прибыткова A.M. Первые металлургические заводы на Алтае // Архитектурное наследство. № 15. 1963. С. 122 144.

55. Пронина И.А. Академия художеств XVIII первой половины XIX вв. как художественный центр страны // Труды Академии художеств СССР. -М., 1984. Вып. 2.

56. Проскурякова Т.С. О традиционализме в монументальной архитектуре Сибири XVIII в. // Архитектурное наследство. № 34. 1986. С. 113 124.

57. Резун Д.Я. О некоторых проблемах современной сибирской урбанистики //Сибирский город XVII начало XX веков. Иркутск, 1998. Вып. 1.

58. Рыженко В.Г., Быкова К.Н. История Западной Сибири. Регионоведческий и культурологический аспект. Омск, 1999.

59. Родионов A.M. Красная книга ремесел. Барнаул, 1990.

60. Розен М.Ф. Колывань и гора Змеиная. Барнаул, 1983.

61. Розен М.Ф. Очерки по истории горного дела на Алтае. Барнаул, 1956.

62. Савельев Н. Алтайские камнерезы. Барнаул, 1956.

63. Сибирские города XVII-начала XX в. / Под ред. О.Н. Вилкова. Новосибирск, 1981.

64. Скубневский В.А Московский проспект // Вестник АТН. 1994. 1 янв.

65. Старцев A.B. Чтобы поблагодарила Вас и Россия.// Алтайский сборник. Вып. XV. Барнаул. 1992. С. 56-74.

66. Старцев A.B. Меценаты: Штрихи к социальному портрету алтайского купечества//Алтайский сборник. Вып. XIV. Барнаул, 1991. С. 56 64.

67. Степанская Т.М. Архитектура Алтая XVIII начала XX вв. - Барнаул, 1995.

68. Степанская Т.М. Видописец Барнаула // Алтай. № 2. 1979. С. 66 69.

69. Степанская Т.М. Виды сибирских заводов в графическом наследии В.П. Петрова //Проблемы развития русского искусства. Вып. X. Тр. ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Л., 1978,

70. Степанская Т.М. К вопросу о художественной ценности памятников архитектуры конца XVIII первой половины XIX вв. в Барнауле // 250 лет горного производства на Алтае. Барнаул, 1977. С. 82 - 86.

71. Степанская Т.М. Каменное зодчество Алтая XVIII первой половины XIX вв. // Города Алтая (эпоха феодализма и капитализма): Меж-вуз. сб. научн, ст. Барнаул, 1986. С. 150 - 176.

72. Степанская Т.М. Культовое зодчество Алтая // Алтайский сборник. Вып. XIV. Барнаул, 1991. С. 94 104, 133 - 137.

73. Степанская Т.М. Памятники градостроительства и архитектуры Алтайского края: Каталог. Барнаул, 1990.

74. Степанская Т.М. Первые архитекторы Алтая // Барнаулу 250 лет (17301980). Барнаул, 1980.

75. Степанская Т.М. Памятник универсальной ценности // Алтайский сб. Вып. XVII. Барнаул, 1993. С. 39 42.

76. Степанская Т.М. Планировка алтайских городов-заводов и ее особенности. XVIII в. // 250 лет горного производства на Алтае. Барнаул, 1977. С. 78 81.

77. Степанская Т.М. Рождение ансамбля (архитектор Я.Н. Попов и его проекты Колывано-Воскресенских заводов и ансамблевой застройки центра Барнаула (30-50-е годы XIX в.) // Алтай. № 3. 1978. С. 84 87.

78. Степанская Т.М. Роль Российской Академии художеств в становлении и развитии культуры на Алтае / Культурное наследие Сибири. Барнаул, 1994. С. 14-23.

79. Степанская Т.М. Служили Отечеству на Алтае.- Барнаул, 1998

80. Степанская Т.М. Стили и направления архитектурного наследия Алтая //Памятники истории и культуры Сибири. Омск, 1995.8 5. Таранов екая М.З. Карл Росси. Л., 1978.

81. Труевцева О.Н. Музеи Сибири. Барнаул, 2001.

82. Токарев В. Алтайских живописных дел мастера // Сиб. огни. № 11. 1972. С. 156- 162.

83. Уманский А.П. Обелиск в честь столетия горного производства на Алтае: История создания памятника (1831-1839 гг., арх. Я.Н. Попов) // Памятники истории и культуры Сибири. Новосибирск, 1978.

84. Уманский А.П. Памятники культуры Алтая. Барнаул, 1959.

85. Швидковский Д.О., Петров Ф.А. История градостроительного искусства. -М., 1989.

86. Юдалевич М.И. Барнаул. Барнаул, 1992.

87. Юдин М.А. Особенности архитектуры предзаводских площадей промышленных поселений в Сибири ХУШ-Х1Х вв. // Изв. вузов. Строительство и архитектура. № 9. 1968.

88. Юдин М.А. Первые заводские архитекторы Сибири // Изв. Вузов. Строительство и архитектура. № 9. 1966. С. 120 127.

89. Юдин М.А. Типы первых промышленных поселений в Сибири (XVII-XIX вв.) // Изв. вузов. Серия стр-ва и архитектуры. № 7. 1968. С. 64 70.

90. Томский железоделательный завод. Проект первой трети XIX в. РГИА. Ф. 485, оп. 5, д. 863.

91. Важня Барнаульского сереброплавильного завода. Рисунок с фото 1957 г.

92. План Барнаула. 1826 г. РГИА- Ф. 485, оп.5, д. 500.

93. Схемы заводских конструкций. Из кн.: Юдин М.Ю. Некоторые материалы по истории строительной техники в Сибири ХУШ-Х1Х вв.//Труды НИСИ. Новосибирск, 1958.

94. Петровский завод Нерчинского горного округа. 1793 г. РГИА Ф. 485, оп.20, д. 863.101.'Образцовый фасад для завода или фабрики из альбома В. Стасова. Первая треть XIX в. Библиотека Российской Академии художеств СПб.

95. Планы и фасады строений Локтевского рудника. Первая треть XIX в. РГИА. Ф. 485, оп. 5. д. 863.

96. Дворовый фасад первой плавильной фабрики Барнаульского сереброплавильного завода. Проект 1826 г. Арх. АИ. Молчанов, Л.И. Иванов, Я.Н. Попов. РГИА. Ф. 485, оп. 5, д. 863.

97. Конструкция стропил первой плавильной фабрики Барнаульского сереброплавильного завода. Рисунок А.Д. Крячкова. 1915 г. ГААК. Ф. 50, оп. 11, д. 886.

98. План и фасад важни Барнаульского сереброплавильного завода. 1785 г. ГААК. Ф. 50, оп. 18, св. 184, д. 5991.

99. Плотинный фасад первой плавильной фабрики Барнаульского сереброплавильного завода, фото 1973 г.

100. Фрагмент дворового фасада второй плавильной фабрики Барнаульского сереброплавильного завода. Фото 1979 г.

101. В.П. Петров. Интерьер цеха Барнаульского сереброплавильного завода. Рисунок с натуры. Начало XIX в. (до 1810 г.). Б., тушь, перо, кар. ГРМ, СПб.

102. В.П. Петров. Вид Барнаульского завода. 1803 г. Б., ахв. 60,8x90,8. ГРМ, р. 5930. СПб.

103. Проекты зданий для Демидовской площади в Барнауле. 1826 г. Из кн.: Ледебур К.ф. Путешествие по Алтайским горам и киргизской степи. Берлин, 1829.

104. Интерьер Алтайского краевого краеведческого музея. Бывшая химическая лаборатория Барнаульского сереброплавильного завода (ул. Ползунова, 46). Арх. Евреинов, Носович. Фото 1988 г.

105. Дом начальника заводов Алтайского горного округа в Барнауле (пр. Ленина, 18). Середина XIX в. Арх. Я.Н. Попов. Фото 1994 г.

106. Колыванская шлифовальная фабрика. Общий вид. Фото 1984 г.

107. Здание для обработки "колоссальных" вещей Кольгванской шлифовальной фабрики. Чертеж 1807 г. Проектировал Ф.В. Стрижков. РГИА. Ф. 485, оп. 5, д. 863, л. 101.

108. Особняк И.М. Полякова в Барнауле (ул. Короленко, 50). Вторая половина XIX в. фото 1991 г.

109. Барнаульская частная гимназия М.Ф. Буткевич (пр. Красноармейский, 14). Начало XX в. Фото 1994 г.

110. Фрагмент фасада торгового дома И.И. Полякова в Барнауле (пр. Ленина, 14). 1914 г. Фото 1995 г.

111. Жилой дом в Барнауле (ул. Никитинская, 136). 1900 г. Фото 1989 г.

112. Барнаульское духовное училище (пр. Ленина, 17). Арх. Н. Шульдаль. 1870-е годы. Фото начала XX в. Из фондов АККМ.

113. Дом купца Лазарева в Бийской крепости. Начало XIX в. РГИА. Ф. 1488, оп.З.д. 1166.

114. Строения Змеиногорского рудника. Чертежи 1826 г. РГИА. Ф. 465, оп. 5, д. 863, л. 64.

115. Здание "тюремного замка". Чертежи 1826 г. РГИА Ф. 465, оп. 5, д. 863, л. 59.

116. Музей истории горного дела на Алтае в Змеиногорске (ул. Щорса, 13). Первая половина XIX в. Фото 1985 г.

117. План и фасад церкви св. Петра и Павла в Белоярской крепости. Первая треть XVIII в. ГААК. Ф. 31, оп. 1, д. 151.

118. План и фасад Петропавловского собора в Барнауле. Арх. Д.П. Макулов. Чертежи 1768 г. Начато строительство в 1771 г. РГИА. Ф. 485, оп. 5, д. 863, л. 1.

119. Соборная площадь в Барнауле. 1908 г. Из фонда АККМ.

120. Церковь Дмитрия Ростовского в Барнауле. Арх. Я.Н. Попов. Заложена в 1829 г. Фото 1973 г.

121. Церковь Иконы Казанской Божьей Матери в Барнаульском женском монастыре. Руководил строительством арх. И.Ф. Носович. Начало XX в. Не сохранилась. Рисунок с фото начала XX в.

122. Успенский собор в Бийске. Вторая половина XIX в. Фото 1991 г.

123. План и фасад церкви Иконы Казанской Божьей Матери в с. Коробейниково Усть-Пристанского района Алтайского края. Строитель и резчик иконостаса АА. Борзенков. Восстановлена в 1990-х годах.

124. Одигитрневская церковь в Барнауле. Начало XIX в. Не сохранилась. Чертеж выполнен по фото начала XX в.

125. Церковь Знамения в Барнауле (ул. Б. Олонская, 27). Открытка начала XX в.

126. Проект церкви Ильи Пророка для с. Рогоэихинского. 1900 г. ГААК. Ф. 31, оп. 1, д. 474.

127. Проект церкви св. Ильи Пророка для деревни Ново-Кытманово. 1912 г. ГААК. Ф. 31, оп. 1,д. 540.

128. Колыванская шлифовальная фабрика. Общий вид.

129. Плотина и пруд при Колыванской шлифовальной фабрике. Ныне Колыванский камнерезный завод им. И.И. Ползунова. Р.п. Колывань Курьинского района Алтайского края. Фото 1978 г.

130. Демидовская площадь в Барнауле. Гравюра. Вторая половина XIX в.

131. Стекольный завод Салаирского рудника. Арх. Я.Н. Попов. 1837 г. РГИА Ф. 485, оп. 5, д. 863.

132. Образцовые проекты для застройки улицы Петропавловской в Барнауле. РГИА Ф. 485, оп. 5, д. 863.

133. Всемирная иллюстрация. Еженедельный иллюстративный журнал. СПб., 1871. № 106.

134. МЗ.Гамбурцев В.А. Архитекторские команды. М., 1894.

135. Горный журнал. 1830 г., кн. 2, с.277.

136. Горный журнал. 1830 г., кн.5, с.246,248

137. ГАОО. Ф.З Оп.1. Д.188. ЛЛ.5 и об., 33; РГИА. Ф.1286. Оп.5.Л.ЗЗ об.; Ф.1293. Оп.166.Д.2.

138. Искаков С.К. Императорская Академия художеств. Музей русской живописи. СПб, 1915.1. Письменные источники:

139. Памятники градостроительства и архитекторы Алтая: Каталог // Сост. Т.М. Степанская. Барнаул, 1991. С.6-8.

140. Паллас П.С. ч.2, кн.2, СПб., 1786

141. Петров П.Н. Сборник материалов для истории Императорской Петербургской Академии художеств за 100 лет ее существования. -СПб, 1864. 4.1. С. 182, 4.2. С. 582-584.

142. Петров В.П. Вид на Алтае. 1803. ГРМ. // Опубл.: Федоров-Давыдов A.A. Русский пейзаж XVIII начала XIX вв. -М., 1953

143. Петров В.П. Вид Барнаульского завода. 1802. ГРМ. //Опубл.: Савельев Н.Я. Первая панорама Барнаула. Алтайская правда. 17 апреля. 1960.

144. Петров В.П. Вид Бухтарминского рудника. 1802. ГРМ. // Опубл. Овчинникова М.Ю. Мастер живописи. Сибирские огни. 1971, №3.

145. Петров В.П. Вид Барнаульского завода. 1803. ГРМ. // Опубл. Долнаков А.П., Зотеева A.A., Степанская Т.М. Памятники архитектуры Барнаула. -Барнаул, 1982.

146. Собко Н. Словарь русских художников. СПб, 1903. ТЗ. Вып. 1.

147. Сомос А. Картинная галерея Императорской Академии художеств. -СПб, 1872.

148. ЦХАФАК. Ф.1 Оп.2 доп. Д.93 а. Л.9-10 об.

149. ЦХАФАК. Ф.169. ОП.1.Д.567.Л 243.

150. ЦХАФАК. On. 1 .Д.567.Л 244.

151. ЦХАФАК. On. 1 .Д.567.Л 245.

152. ЦХАФАК. Ф.5. Оп.1.Д.40.Л 276.

153. ЦХАФАК. Ф.1. Оп.2.Д.3465.Л 185.1. Неопубликованные:

154. Архив Академии художеств. Ф.11, Оп.1. Д. 164. Г.Г. Гримм. Архитектурный класс.

155. Архив Академии художеств Ф. 11. On. 1, д. 185. А.К. Барутчев.

156. ГПБ им.Салтыкова-Щедрина. Санкт-Петербург. Фонд рукописи.

157. ЦХФАК. Ф.168, оп.1, д. 435, л. 37.

158. ЦХФАК. Ф.1., Оп.2. Д. 373. В.П. Петров.

159. ЦХАФАК. Ф.50,оп. 18, св. 35, д. 1340.

160. ЦХАФАК. Ф.169. Оп.1. Д.567.Л.241-241 об. Рукописная копия, в сокращении.

161. ЦХАФАК. Ф. 169. On. 1 .Д.567.Л 247.

162. ЦХАФАК. Ф. 169. On. 1 .Д.567.Л 247.

163. ЦХАФАК. Ф.169. Оп.1.Д.567.Л 247.

164. ЦХАФАК. Ф.1. Оп.2.Д.2378.Л 233-233 об.

165. ЦХФАК. Ф. 1.0п.2. Д. 3873. Л. 186-186 об.

166. ЦХАФАК Ф. 1.0л. 2. Д. 3873. Л. 188-188 об.

167. ЦХАФ АК.Ф. 1. Оп.2 Д. 3873. Л. 187-187 об.

168. ЦХАФ АК.Ф. 2. On. 1 Д. 97. Л. 2-3 об.

169. Омский областной государственный архив. Ф.67. Омский казачий полк.

170. РГИА. Ф. 468, оп.19, д. 1413, лл.31, 32

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.