Сельское деревянное культовое зодчество Алтая в конце XIX - первой трети XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Волоснов, Роман Юрьевич

  • Волоснов, Роман Юрьевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2009, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 217
Волоснов, Роман Юрьевич. Сельское деревянное культовое зодчество Алтая в конце XIX - первой трети XX веков: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Барнаул. 2009. 217 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Волоснов, Роман Юрьевич

Введение.

Глава I. Православный храм как памятник архитектуры.

1.1. Храмостроительная политика Российского государства в XVIII — нач. XX вв.

1.2. Определение и соотношение основных понятий культового зодчества Алтая.

Глава II. Сельское культовое зодчество Алтая конца XIX - первой трети XX веков.

2.1. Влияние культурных, религиозных, политических событий и процессов в алтайском селе на строительство деревянных православных храмов Алтая в конце XIX -первой трети XX веков.

2.2. Организационные и законодательные аспекты сельского деревянного культового зодчества.

2.3. Стилистические особенности сельского деревянного культового зодчества Алтая в конце XIX - начале XX веков.

Глава III. Взаимодействие традиционных и инновационных технологий в деревянном храмостроительстве на Алтае в конце XIX - первой трети XX веков.

3.1. Влияние экономических, географических и технологических факторов на процессы сельского деревянного храмостроительства Алтая.

3.2. Строительная техника деревянных культовых сооружений на Алтае в конце XIX - первой трети XX веков.

3.3 Роль храма как архитектурной доминанты в сельском пейзаже конца XIX - первой трети XX веков.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сельское деревянное культовое зодчество Алтая в конце XIX - первой трети XX веков»

Актуальность темы настоящей работы состоит в необходимости научно обосновать культурную и историческую ценность сельских деревянных православных храмов Алтая конца XIX — начала XX веков. С ликвидацией в начале 1990-х. годов коммунистической идеологии в качестве основной в России проявляется всплеск возрождения духовной культуры. Для осуществления своих религиозных потребностей, обществу стали необходимы культовые строения. Они массово и динамично строились и возводятся последние десятилетия. При этом возможны два пути духовного возрождения:

1.Создание и формирование религиозной инфраструктуры заново, без опоры на исторические традиции и достижения;

2.Создание и формирование религиозной инфраструктуры на основе предшествующего опыта и традиций. В данном пути происходит процесс развития новых достижений с помощью культурного прошлого, и одновременно сохраняется и передается следующему поколению важный исторический опыт.

Второй путь определяется как наиболее предпочтительный и эффективный, в связи с вспомогательным ядром исторического прошлого. Одним из способов осуществления второго пути является исследование культового зодчества и храмостроительных процессов в дореволюционный период. Кроме этого, изучению сельской народной культуры меньше уделяется внимание по сравнению с городской. Эта работа позволяет определить в сравнительном отношении социально-конфесианальную картину общества данного периода на Алтае, путем описания организационных установок и процессов храмостроения и путем соотношения количества построенных храмов. В силу большого фактического материала дать более подробные знания о конкретных сельских церквях на фоне многообразия культовых зданий того периода. Кроме этого, диссертация в силу своей основной источниковедческой базы (архивные документы) позволяет на теоретическом уровне выявить и описать некоторые элементы материальной культуры региона, которые могут стать основой для практических исследований, дающих непосредственное, прямое представление о функциональности и внешнем виде объекта (археологические и архитектурно-восстановительные работы и исследования). Также актуальность изучения сельской деревянной культовой архитектуры определяется тем, что современные архитекторы и художники определяют задачу, какими быть православным храмам сегодня. Совершено, очевидно, что нельзя зачеркнуть все приобретенное русской сельской культурой в течение столетий. При проектировании церковных зданий в регионах важно учитывать местный исторический опыт. Сельское' деревянное культовое зодчество Алтая является частью архитектурного наследия Сибири недостаточно полно и глубоко изученного.

Для современного общества данная работа актуальна в силу специфики историко-описательного характера, способного реализовать необходимость в сведениях об организационных и строительных традициях исторического прошлого в контексте вспомогательной основы для современного церковного строительства в выборе мест под возведение храмов, предпочтении тех или иных строительных материалов, названий самих церквей и д.р.

Сельское православное храмостроительство Алтая стало предметом научного интереса еще в начале XX века. Составители и редакторы многочисленных епархиальных справочных книг (отец Иоанн Голошубин, Д. Е. Березов А. Карташев и другие) собрали огромный материал по истории строительства церквей, деятельности священнослужителей, но в минимальной степени затронули архитектурно-искусствоведческий аспект. Более благоприятная в этом плане ситуация сложилась в Восточной Сибири. При Енисейской епархии в дореволюционный период было организовано «Церковно-Историко-Археологическое Общество», выпустившие ценнейший научный труд по истории храмов: «Краткое описание приходов Енисейской епархии». Это издание представляет собой всестороннее описание храмов (в том числе и не православных) в селениях Восточной Сибири на момент 1916 года.

Так же в дореволюционный период вопросами изучения культового зодчества занимались исследователи переселенческого дела на Алтае (Голубев П. А.; Нагдибеда В. Я. Овсянкин И. Е. и др.). В их научных труда присутствуют отдельные главы и заметки о храмостроительном положении в новых переселенческих участках и в местах водворения.

Культовое зодчество Алтая в советский период в силу антирелигиозной идеологии не имело должного научного распространения и популярности и изучалось в контексте гражданской архитектуры или градостроительства. Так начиная с 1930-х гг. Исследователи архитектуры А. Д. Крячков в работах о гражданской и промышленной архитектуре одними из первых упоминали о храмовых постройках Барнаульского завода (перечислили лиц принимавших участие в строительстве, описали некоторые применявшиеся строительные материалы). В последствии по храмовой архитектуре в контексте промышленного зодчества данную проблематику затронул М.А. Юдин (Юдин М.А. Особенности промышленного зодчества в Сибири XVIII -XIX вв. Т.6. Новосибирск, 1957. С. 367-391.). Одним из первых в Сибири в советское время краеведческо-архитектурную проблематику затронул С. В. Бахрушин (Бахрушин С.В. Очерки по истории колонизации Сибири в XVI — XVII веках. М., 1927.). Затем можно упомянуть Т. С. Проскурякову (Проскурякова Т. С. Особенности сибирского барокко. М., 1979.), занимавшейся в 70-80-е года проблемой архитектурных стилей памятников зодчества. И. В. Маковецкого (Маковецкий И. В. Деревянное зодчество Среднего Приангарья. Иркутск, 1981.), исследовавшего, что очень важно, деревянную сельскую архитектуру. В книге «Архитектура Барнаула» историком С. Н. Баландиным был сделан существенный вклад в изучение культовой архитектуры города-завода XVIII - пер. пол. XIX вв. (Баландин С. Н. Архитектура Барнаула. Барнаул, 1974.).

Наиболее острый всплеск интереса к культовому зодчеству и строительству храмов начался в конце 80-х - начале 90-х годов в связи с крахом коммунистической и атеистической идеологии. Появляется целый ряд работ по данной проблематике во всех регионах страны.

Одним из первых затронул культово-зодческую проблематику П.А. Раппопорт (Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. JL, 1986.) выпустив ряд фундаментальных трудов по каменному храмовому строительству России XXIII веков. В его работе детально дается комплексный анализ, (в основном на основе археологического изучения), наиболее известных православных храмов Древнерусского государства. В частности во введении описывается стилевой и технологический генезис древнерусского храмостроения с византийским, много говорится о преемственности строительно-мастеровых школ Византии и Киевской Руси и другое. К большой заслуге данного исследователя нужно отнести плановое описание первых каменных храмов Руси, основанное на собственных археологических исследованиях (план-фундамент Десятинной церкви в Киеве, планы Софийских соборов в Киеве и Новгороде и многих других православных церквей). Однако, данная работа в силу своего периода исследования (период Киевской Руси, где доминирующим было каменное строительство), весьма недостаточно описывает деревянное храмостроение. Ополовников А. В. в своей работе: «Русское деревянное зодчество», предоставляет очень ценный, обширный фактический материал о деревянном зодчестве Севера Руси (Ополовников А.

В. Русское деревянное зодчество. М., 1983.). Данный материал можно употреблять и для изучения аналогичных процессов в Сибири, так как существовала преемственность архитектурных традиций по мере колонизации Сибирского региона преимущественно жителями северных губерний. В 1990 г. А. Ю. Каптиков выпустил работу: «Каменное зодчество Русского Севера, Вятки и Урала XVIII в.», в которой на основе анализа каменных храмостроительных традиций трех регионов дается множество материала для составления храмостроительной гипотезы, позволяющей соотнести с таковой же в тот период на Алтае и выявить общие и отличительные моменты и аспекты. Эта работа написана, почти полностью, на основе архивных источников, и наиболее полезна, с научной точки зрения, для исследователей храмов Алтая в тех моментах, где дается описание организации строительства церквей дореволюционного Урала. Как известно Алтай очень часто называют «генетическим близнецом» Урала в силу своей горно-заводской направленности и схожего административного управления (заводы А. И. Демидова затем К. Е. И. В.), что позволяет произвести аналогию с таковыми процессами на этих территориях. В 70-х годах XX века А. Д. Сергеев выпускает книгу об алтайских крепостях, в которой на основе архивных документов (планов и чертежей) и археологических разведок составляет планы Бикатунской, Колыванской, Белоярской, Барнаульской, Павловской и других крепостей, на которых обозначает культовые постройки (Сергеев А. Д. Тайны алтайских крепостей. Барнаул, 1975.).

В период с 1997 по 2001-й год защищен ряд диссертаций на соискание ученых степеней кандидатов и докторов наук, в главах или параграфах которых описаны вопросы храмостроения. В 1997 г. М. Р. Маняхина защищает диссертацию теме: «Православная церковь в культуре Алтая XVIII - нач. XX вв.», где частично затронуты проблемы участия РПЦ в храмостроительных процессах дореволюционного Алтая. В диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук: «Сибирская приходская община в XVIII в., Кемерово, 2001.» Н. Д. Зольниковой в Главе I, параграфа № 2 описывается влияние сельской приходской общины на строительство и дальнейшее содержание православных храмов юга Сибири. Н. И. Лебедевой в диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук: «Памятники культового зодчества в динамике культурно-исторических реалий XX века (на материалах Омского Прииртышья)» описывается культовое храмостроительство в период кон. XIX - 20-х. годах XX века на территории современной Омской области. Вопросы судьбы православных храмов на Алтае затрагивает Р. В. Мезенцев в своей диссертации «Православная церковь на Алтае в 1917-1940 гг. Т. В. Батурина в диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук: «Русская православная церковь и крестьянские переселения в Сибирь на рубеже XIX - XX вв.» (Новосибирск, 1999) отдельный параграф посвящен строительству православных церквей.

В конце XX в. известный искусствовед Т. М. Степанская выпускает целый ряд работ по культовому зодчеству Алтая (Памятники градостроительства и архитектуры Алтая. Барнаул, 1991; Архитектура Алтая XVIII - нач. XX вв. Барнаул, 1995.), в которых описываются организационно-финансовые и материало-технологические составляющие строительства храмов городов Алтайского округа. Также Т. М. Степанская в своих многочисленных статьях по сельскому культовому зодчеству Алтая стилистически классифицирует храмы Алтая и вводит в научный оборот множество иконографического материала. Среди них публикации планов и фотографий церквей в селах Ново-Кытманово, Ракиты, Тюменцево, Белое, Лушниково и другие.

Я. Е. Кривоносов в своей книге «Православные храмы Барнаула», (Кривоносов Я. Е., Скворцова Т. В. Православные храмы Барнаула. Барнаул, 2001.) собрав материал из архивных документов, описал некоторые строительные и организационные аспекты возведения храмов Барнаула. В настоящее время тема изучения алтайских христианских храмов в последнее время очень бурно развивается в среде сибирских исследователей. Так же большой заслугой Я. Е. Кривоносова является составление справочника «Храмы Алтая» (Кривоносов Я. Е. Храмы Алтая. Справочник. Барнаул, 1997.), основой которому послужила «Справочная книга Томской епархии за 1909-1910 годы». Большой ценностью этого справочника является соотнесение дореволюционных православных церквей с современным административным делением Алтайского края, среди недостатка можно отметить отсутствие указания храмов в ныне несуществующих селах.

Кроме того, необходимо так же отметить иллюстрированный архитектурный сборник: «Градостроительство России сер. XIX - нач. XX вв., изданного в Москве, 2001.», в котором наряду со светской архитектурой описываются законодательно-правовые акты в области храмостроения и описываются некоторые аспекты строительства различных храмов в некоторых областях России. Особого внимания заслуживает каталог «Храмовое строительство на Алтае» (Барнаул, 2006), изданный Управлением Архивного дела Алтайского края.

Православным храмам Сибири и Алтая посвящены исследования сибирских ученых и краеведов конца XX в. В рамках исследования первых поселений и крепостей Сибири XVII -XVIII веков православные храмы изучали А. Д. Сергеев, В. И. Кочедамов, А. Ю. Майничева и др. Объектам инфраструктуры и истории Алтайской Духовной Миссии посвящены труды Н. Ю. Храповой, Ю. Крейдуна. А. Д. Колесников, Ю. В. Волкова, М. С. Добрынина, М. Р. Маняхина исследовали алтайские православные храмы в рамках искусствоведческого аспекта. Исследование сельских церквей Алтая Т. К. Щегловой осуществляется в контексте устной истории и этнографии.

В целом научные труды, посвященные культовому зодчеству Алтая можно разделить на три составляющие:

1) в рамках искусствоведческого аспекта (Степанская Т. М., Волкова Ю. В. и др.).

2) в рамках исторического аспекта (Кочедамов А. И., Кривоносов Я. Е., Ополовников А. В. и др.).

3) в рамках краеведческой проблематики (местные исследователи и интересующиеся историей своих населенных пунктов).

Перечисленные труды и работы исследователей исследуют в основном городские или каменные культовые постройки, и в тоже время отсутствует специальные научные труды по сельской храмовой архитектуре означенного периода. Данная диссертация- рассматривает сельские деревянные храмы, в период их наибольшего количества.

Цель исследования: охарактеризовать сельские деревянные православные храмы Алтая в конце XIX - первой трети XX веков и выявить разнообразные факторы, влиявшие на процессы церковного строительства в сельской местности Алтая.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть православный храм как памятник архитектуры по средствам исполнения правительственных, местных законодательных установок и путем соотношения основных административно-географических, архитектурных и религиоведческих понятий и терминов;

- охарактеризовать процессы строительства сельских деревянных церквей по образцовым и типовым проектам, их стилистические особенности и выявить роль и степень участия российских архитекторов в сельском деревянном культовом зодчестве Алтая в конце XIX - начале XX веков;

- выявить доминирующую роль факторов влиявших на процессы сельского деревянного храмостроительства Алтая;

- описать строительную технику деревянных культовых сооружений на Алтае в конце XIX - первой трети XX веков;

- определить роль храма в сельском пейзаже конца XIX - первой трети XX веков.

Объект исследования: сельское православное культовое зодчество Алтая .

Предмет исследования - особености сельского деревянного храмостроения на Алтае в конце XIX- первой трети XX веков.

Хронологические рамки исследования охватывают период конца XIX - первой трети XX вв. Нижняя граница исследования обоснована тем, что в 90-х годах XIX в полной мере начался процесс крестьянских переселений в Сибирь, приведший к резкому увеличению количества православного сельского населения Алтая а, следовательно, и к многократному увеличению строительства церквей и храмов. В связи с этим строительство церквей по образцовым проектам получило наибольшее распространение. Возведение культовых построек в селах Алтая продолжалось вплоть до середины 20-х годов XX века, несмотря на сложную политическую обстановку. Верхняя граница исследования - 30-е годы XX века, мероприятия советской власти по закрытию храмов, в результате которых на Алтае в стране осталось 5 % от общего количества церквей.

Территориальные рамки. Под термином «Алтай» имеется в виду территория Алтайского горного округа и Алтайской губернии (с 1917 г.) в исследуемый период в нее входили территории современных Алтайского края (полностью); республики Горный Алтай (полностью) и юго-западная часть республики Хакасия; большая часть Кемеровской, южная и восточные части Новосибирской и южная - Томской областей; а также северовосточные области Казахстана.

Методологическую основу исследования составляют труды IO. А. Веденина с концепцией культурных ландшафтов. Культурный ландшафт трактуется как целостная и территориальная совокупность природных, технических и социально-культурных явлений, сформировавшихся в результате соединенного действия природных процессов и художественно-творческой, интеллектуально-созидательной и рутинной жизнеобеспечивающей деятельности людей1. Проблема диссертации рассматривалась в историческом и аналитическом аспектах. Применялась комплексная методика: методы сравнения, стилистического анализа, описания, общенаучный системный метод, метод историзма, культурологические подходы.

Научная новизна исследования:

1.) Введены в научный оборот новые документы по истории строительства церковных зданий в сельских населенных пунктах юга Западной Сибири;

2.) Установлено и проанализировано влияние различных экономических, технологических, географических и политических факторов и событий на процессы алтайского храмостроения в рассматриваемый период;

3.) Осуществлен новый более детальный подход к проблематике точного количества православных сельских храмов;

4.) Сформулирована храмостроительная гипотеза этапной последовательности возведения сельских деревянных культовых зданий и рассмотрены процессы организации и техники строительства сельских храмов с позиции внутреннего географического районирования Алтая;

5.) Осуществлен стилистический анализ сельской деревянной культовой архитектуры и сформулированы многообразные типологии сельских деревянных храмов Алтая;

6.) Установлены ранее неизвестные имена архитекторов, участвовавших в процессах культового зодчества Алтая;

1 Веденин Ю. А. Очерки по географин искусства. — M., - с. 9.

7.) Определены на основе архивных документов и соотнесены с современным административным местоположением многие населенные пункты, в которых функционировали православные храмы.

В целом научная значимость исследования заключается в синтезе исторического, искусствоведческого и строительно-технологического подходов по означенной проблеме, дающих на взгляд автора наиболее общую и более объективную картину процессов храмостроения.

Источниковая база исследования включает:

1.) Архивные материалы. Главными источниками для написания работы послужили документы Центрального Хранилища Архивных Фондов Алтайского Края (ЦХАФ АК) Государственного Архива Томской Области (ГАТО); Государственного Архива Омской Области (ГАМО) и научная литература по данной тематике. В целом архивные источники, использованные для освящения темы можно разделить на следующие типы:

- Законодательные материалы и распоряжения центральных (духовных и светских) властей. Этот тип источников позволяет проследить влияние центральных органов управления на храмостроительные процессы;

- Указы и распоряжения местных властей. Эти источники дают возможность анализировать деятельность местного управления по отношению к процессам строительства церквей и ее соответствие законодательным нормам;

Официальная переписка (ведения, промемории, доношения, исходившие из центральных и местных органов управления);

- Общинные «приговоры», представленные приходскими выборными документами и подписками. Эти документы были массовыми, поскольку они были обязательными в XVIII - XIX веках при формировании штата приходского духовенства, строительства церквей. Их анализ позволяет составить некоторое представление об обязательствах общин в отношении своего храма, мотивировках его строительства и т.п.;

- Материалы статистического характера - в основном это экстракты из духовных росписей о количестве приходов, церквей и населения в них в духовных заказах и в целом по епархии;

2.) Официальные документы современного периода (Правительственные и законодательные акты в области храмостроения и зданий религиозного предназначения: Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов российской федерации от 26.05.2002 № 73-ф3 (ред. 03.06.2005 № 57-фЗ);

3.) Публикации в периодической печати (дореволюционные, советские и современные издания);

4.) Эпистолярные описания (воспоминания старожилов живущих на территории Алтайского края и Восточного Казахстана).

Основные положения выносимые на защиту:

1. Экономический фактор являлся основополагающим в деле церковного строительства. Нехватка достаточных или минимальных средств зачастую оказывала влияние на размеры и внешний облик церковного здания, несмотря на заданные в планах и проектах параметры;

2. Официальные власти совместно с духовными в XVIII - начале XX веков всячески стремились выработать единые законодательные меры и установки для упорядочивания процессов строительства православных церквей, исполнение которых на местах (на примере Алтая) не всегда полностью осуществлялось, что в свою очередь могло оказать влияние на размеры, внешний вид и сохранность культового здания;

3. Сельское храмостроение представляло собой более независимый, индивидуальный, личностный, менее регламентируемый процесс, нежели возведение храмов в городах, с другой стороны проявляющийся в большем творческом, авторском подходе, как правило, отрицательно сказывающимся на прочность культового здания (отходы подрядчиков от образцовых проектов, строительство часовен крестьянами);

4. Военные и политические конфликты негативно отразились на темпы возведения и количество сельских православных храмов Сибири;

5. Крестьянские переселения на рубеже и празднование 150-летия округа способствовали увеличению строительства сельских храмов на Алтае и активизировали своеобразную церковно-строительную конкуренцию в среде старожильческого и переселенческого населения

6. На рубеже XIX — XX веков на Алтае строительство сельских храмов осуществлялось преимущественно по образцовым проектам из дублирующих друг - друга Атласов (производных от «Атласа планов и фасадов деревянных приходских церквей на 250, 300, 400, 500 и 750 человек» изданного в 1857 году). В связи с преобладание на Алтае, в тот период, средних по количеству населения сел наиболее распространены были типовые деревянные церкви на 300 человек;

7. Организационные мероприятия по строительству православных церквей в поликонфессиональных и полиэтнических местностях Алтая (территории Инородных Управ и места проживания старообрядцев) способствовали возникновению межконфессиональных конфликтов;

8. Большинство инициатив строительства православных храмов исходили «снизу» от самих сельских жителей;

9. Стилистические особенности архитектуры алтайских сельских православных церквей относятся к «русско-византийскому» и «русскому» стилям в связи с преемственностью строительства храмов по образцовым и типовым проектам, исходным материалом для создания которых послужили памятники Московской и Ярославской школы XVII века и архитекторская деятельность К. Тона;

10. Организационные мероприятия построения храмов на Алтае представляли собой тесное взаимодействие светских и духовных властей (Священного Синода и Главного Управления Алтайского округа; приходского священника и Управляющего Имением и т.д.);

11. На Алтае в означенный период проявляется многообразие источников финансирования строительства православных храмов, наиболее распространенные из которых имели комплексный характер (к примеру, на средства Императорского Кабинета и пожертвования частных лиц);

12. Православный храм в архитектуре сельского пейзажа конца XIX -первой трети XX веков играл доминирующую роль. Согласно древнерусскому правилу культовое здание размещалось на открытой, возвышенной части площади, на наиболее «обозримом и людном» месте и никогда не включалось в рядовую застройку улицы или квартала, именно такое композиционное решение преобладало в селах Алтая.

Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседании кафедры отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета. Отдельные положения и некоторые выводы исследования были изложены автором в докладах и выступлениях на всероссийских (с международным участием), региональных и городских научно-практических конференциях и семинарах, а также опубликованы в периодических изданиях ВАК - «Известия АлтГУ: история» и «Мир науки, культуры, образования».

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Волоснов, Роман Юрьевич

Заключение

Сельский православный храм, являясь памятником архитектуры, привлекал внимание государства в течение всей истории России. Светские и духовные власти всегда заботились о духовно-нравственном состоянии населения по средствам поддержки храмостроительных процессов. Так же государство всячески стремилось унифицировать эти процессы. Одним из способов унификации являлась практика внедрения типовых и образцовых проектов. Села Алтая при возведении культовых зданий не всегда четко и беспрекословно исполняли единые храмостроительные законодательные установки в силу отдаленности и меньшего контроля со стороны контролирующих органов (самовольные построения часовен, отходы подрядчиков от планов и чертежей с целью экономии средств).

В конце XIX - начале XX веков процессы строительства сельских деревянных православных храмов Алтая осуществлялись преимущественно по образцовым и типовым проектам из различных атласов планов и чертежей, что было вызвано необходимостью быстрого возведения большего количества церквей из-за многократного увеличения населения. В силу преобладания сел со средним количеством жителей на Алтае наиболее распространен был проект деревянной церкви на 300 человек, рекомендованный Алтайским округом для строительства храмов в переселенческих поселках, приуроченных к 150-летию округа. Часто проекты и планы переходили из одного альбома в другой и повторялись много раз. Из-за множества дублирующих атласов и альбомов в официальных документах (особенно на уровне сельских, волостных администраций) планы и чертежи церквей обозначались простой нумерацией без конкретных исходных данных, что существенно затрудняет происхождение стилистики и определение внешнего вида храма. Архитектура алтайских сельских православных церквей характеризуется «русско-византийским» и «русским» стилями в связи с преемственностью строительства храмов по образцовым и типовым проектам (из дублирующих друг - друга Атласов (производных от «Атласа планов и фасадов деревянных приходских церквей на 250, 300, 400, 500 и 750 человек»). Алтай в дореволюционный период в силу своей специфики (принадлежность к императорской семьи) представлял собой относительно развитую аграрно-индустриальную и культурную территорию. В связи с этим к задачам культового зодчества Кабинетом привлекались знаменитые архитекторы и лица занятые в этой сфере. В первую очередь это касалось горно-заводской архитектуры, но деятельность известных архитекторов прослеживается и в сельском культовом зодчестве (Я. Н. Попов, К. А. Тон и другие).

Экономический фактор являлся основополагающим в деле церковного строительства. Нехватка средств и ресурсов оказывала влияние на размеры и внешний облик церковного здания.

Сельское культовое зодчество представляло собой более независимый, индивидуальный, личностный, менее регламентируемый процесс, исходивший «снизу» от самих деревенских жителей, нежели возведение храмов в городах. С другой стороны это явление проявлялось в большем творческом, авторском подходе, как правило, отрицательно сказывающемся на прочность культового здания (отходы подрядчиков от образцовых проектов, строительство часовен крестьянами и др.).

Православный храм в архитектуре сельского пейзажа конца XIX — первой трети XX веков играл доминирующую роль. Согласно древнерусскому правилу культовое здание размещалось на наиболее «обозримом и людном» месте и не включалось в рядовую застройку улицы или квартала; именно такое композиционное решение преобладало в селах Алтая.

Результаты диссертации могут быть использованы в дальнейших архитектурных, исторических и краеведческих исследованиях. Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах по истории архитектуры, по истории сел Алтайского края в различных образовательных учреждениях.

Фактический материал, составленный в силу основной источниковой базы (архивные документы, воспоминания старожилов и систематизация местных краеведческих данных) может быть использован:

- Для восстановления общей картины дореволюционной жизни сел Алтая, так как в диссертации обстоятельно описаны связь основных исторических событий с процессами храмостроения;

- Введенные в научный оборот описания церквей и элементов храмовой инфраструктуры могут послужить теоретической базой для археологических и архитектурно-восстановительных исследований;

Найденные в архивных документах точные описания местоположений сельских храмов Алтая могут способствовать возрождению деревенских церквей на традиционных, исконных местах;

- Выявленные имена архитекторов, художников, иконописцев попечителей, строителей и подрядчиков могут способствовать увековечению их памяти со стороны нынешнего поколения.

Трудности при поиске фактического материала и при описании сельских православных храмов Алтая конца XIX - начала XX веков состоят в следующем:

1) Планы и чертежи церквей, построенных по образцовым и типовым проектам не всегда сопровождались с остальными документами (переписки, акты и т.д.) «за не особой надобностью» так как имели большое количественное распространение в то время. С другой стороны планирование и договоренность постройки по типовому или образцовому проекту не всегда означало буквальное и полное воспроизведение (хотя природа типовых проектов в принципе на этом основана). Сельские общества иногда в последние моменты перед возведением отказывались от проекта или меняли их без уведомления властей. Иначе говоря, данные в архивном документе на строительство храма по тому или иному плану не дает стопроцентной гарантии о сооружении именно такой церкви;

2) Данные исследователей о количестве храмов существенно расходятся. Даже последняя Справочная книга епархии издания 1915 г. не может точно сказать о количестве православных церквей, так как на Алтае храмы строились вплоть до 30-х годов XX веков. Т. К. Щеглова оперирует к цифрам: 162 - в первом десятилетии XX вв., к 30-м годам - 3512. Р. В. Мезенцев характеризует количество храмов Р. П. Ц. к 1917 году - 372 церкви, 53 молитвенных дома и 25 часовен, общее количество - 45 03. Автором диссертации приводятся следующие данные о количестве храмов на территории современного Алтайского края: 483 церкви, 47 молитвенных домов, 31 часовня, 8 походных церквей и 1 церковь-школа - общее количество - 570 [Приложение II].

Разнообразия в количественных подходах можно объяснить следующими причинами:

- отсутствием точных формулировок о том, что именно исследователем имеется ввиду под термином «Алтай»: территорию горного округа, включавшую множество современных субъектов РФ (Алтайский край, а также части Новосибирской и Кемеровской областей, малая часть Республики Хакасия) и Восточный Казахстан, или же только территорию современного Алтайского края;

2 Щеглова Т.К. Деревня и крестьянство Алтайского края в XX веке. Устная история монография. Барнаул, 2008. с. 208.

3 Мезенцев Р.В. Православная церковь на Алтае в 1917-1940 гг.: Автореф. дис. . канн, истор. наук. Горно-алтайск, 2003. с. 14-15.

- некоторые исследователи могут учитывать количество собственно церквей без молитвенных домов и часовен;

- в предгорных и таежных областях Алтая официальное фиксирование храмов (в том числе и православных) не всегда происходило полностью в силу автономности этих территорий и своеобразных специфик (труднодоступность, политическая не активность самих жителей и др.); некоторые исследователи осуществляют подсчет количества православных храмов без учета ныне не существующих сел;

- в 20-30-е года XX века на Алтае в силу политических разногласий существовало 5 независимых друг от друга православных епархий (обновленческих и староцерковных), стремившихся вести свою политику в вопросах строительства, функционирования и фиксирования храмов.

3) Остается открытым вопрос: что считать датой основания церкви? Возможными вариантами могут быть:

- Организационные мероприятия по строительству церкви (начиная с принятия решения на сельском сходе);

- Официальное разрешение властей на возведение храма (выдача храмозданной грамоты);

- Закладка фундамента;

- Полное окончание строительства культового здания.

Наиболее предпочтительным вариантом считается - окончательное построение храма, однако факты показывают, что обряды и службы перманентно производились и во время финальных строительных работ и в периоды, когда культовое здание являлось по каким-либо причинам «долгостроем».

Ко всему этому в справочных епархиальных книгах начала XX века в графах «год строительства» - указывается время последнего сооружения церковного здания (в случаях замены деревянного храма на каменный) и почему-то время перестройки или ремонта деревянной церкви. В целом дореволюционные источники (справочные книги и архивные документы) сами в этом плане не соответствуют друг-другу, в силу перечисленных выше проблем;

4) Данные старожилов и местных информаторов являются субъективными, имеют оценочный характер и требуют разумного критицизма. Наиболее полную методику рационализации устной истории на Алтае разработала и использует Т. К. Щеглова.

5) Множество сельских краеведов и любителей истории своих сел не осуществляют дублирующую проверку своих данных о культовых зданиях в архивных документах или в епархиальных справочных книгах. Примером может служить описание истории церкви в селе Нижний Кучук современного Благовещенского района Алтайского края. А. В. Лиходед в своей Кинге по истории родного села4 указывает дату постройки церкви (1913 г.) и описывает строительные мероприятия. В свою очередь анализ архивных материалов и епархиальных справочных книг пока не подтверждает наличие храма в этом селении. Кроме этого некоторые местные исследователи в сборниках по истории административных районов Алтайского края при описании сельских храмов не указывают источники информации;

6) В Алтайском крае, как и в Сибири в целом, не развита такая нужная дисциплина как Церковная Археология. С одной стороны это можно объяснить отсутствием острой исторической актуальности в данных исследованиях (первые православные храмы на Алтае были построены менее 300 лет назад), с другой, по мнению самих археологов - большими финансовыми затратами характерными именно для такого рода исследований. Тем не менее, Церковная Археология довольно неплохо развивается на Дальнем Востоке (Артемьев А. Р., Филимонов А. В., Исаченко Б.А.и д.р.). Результаты и методики исследований дальневосточных ученых могут быть применены и в Сибири как археологами так и искусствоведами.

4 Лиходед А. В. Мои Нижний Кучук. Благовещенка, 1997.

К приоритетным перспективным областям изучения сельского деревянного культового зодчества автор диссертации относит следующие направления:

- Изучение истории пригородных барнаульских православных храмов, некоторые из них, как ни странно являются, совершено не изученными. Церковь Большого Поглядена (поселок Ильича) о которой из информации в научной литературе5 имеется только факт наличия. Также поиска информации требует история церкви в селе Бельмесево;

- Изучение культового зодчества степного Алтая. Несмотря на обширность территории и большое количество населения, православные церкви этой области Алтае не особенно привлекают внимание исследователей;

- Изучение истории православных храмов ныне несуществующих сел Алтая. Данное направление является наиболее сложным в плане поиска информации. В дореволюционные и советские времена предгорная и салаирская части Алтайского края изобиловала множеством сел и деревень, в которых существовали культовые постройки. Документально зафиксировано о наличии церквей в ныне не существующих селах: Берцево, Елей, Каланга, Никольское, Талица, Тачита - все находились на территории современного Красногорского района; Н.-Калыга - на территории Чарышского района, Аныштаиха - на территории Ельцовского района, Загадново на территории Тогульского района6. Кроме этого существовало множество сел (ныне исчезнувших с карты Алтайского края) с православными храмами в других районах Алтая;

- Изучение культового зодчества в контексте устной истории. Это направление успешно исследуется Т. К. Щегловой, но преимущественно на территории бийской зоны;

5 Кривоносов Я. Е. Скворцова Т. В. Православные храмы Барнаула (1751-2000 гг.). Барнаул, 2008. с. 80

6 Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917-1998 гг.). Барнаул, 1999.

- Археологическое исследование объектов сельской храмовой инфраструктуры;

- Изучение сельских православных церквей в контексте 100-летних юбилеев большинства современных сел Алтайского края. Так как основной поток переселенцев основал современные села в начале XX века а соответственно и чуть позже церкви, то в настоящие годы в рамках празднования этих юбилеев не лишним было бы актуализировать исследование сельское культовое зодчество Алая времен переселенческой политики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Волоснов, Роман Юрьевич, 2009 год

1. Адаменко A.M. Приходы Русской православной церкви на юге Западной Сибири. Автореф. дис. . канд. ист. наук. Кемерово, 1998.

2. Адышев В. История исчезнувших сел на территории Чернопятовского сельсовета // Города и села Алтайского края: историческое наследие (Павловский район). Павловск, 1993.

3. Артемьев А. Р. Русская православная церковь в деле освоения Забайкалья и Приамурья (вторая половина XVII — первая четверть XVIII вв. // Культура русских в археологических исследованиях. -Омск, 2002. с.204-208.

4. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь. М., 1997.

5. Арзютов Д. В. Религиозная ориентация среднемрасской группы шорского этноса на современном этапе // Традиционные культуры и общества Северной Азии (с древнейших времен до современности). Кемерово, 2004.

6. Баландин С. Н. Архитектура Барнаула. Барнаул, 1974.

7. Баландин С. Н. К историографии деревянного зодчества и архитектуры Сибири конца XVII начала XX вв. // Историография городов Сибири конца XVI — начала XX в. Новосибирск, 1983

8. Батурина Т. В. Русская православная церковь и крестьянские переселения в Сибирь на рубеже XIX XX вв. Автореф. дис. . канд. ист. наук. Новосибирск, 1999.

9. Бахрушин С. В. Очерки по истории колонизации Сибири в XVI -XVII веках. М., 1927.

10. Беззубов П. Н. Село Буланиха // Зональный район: история и современность. Барнаул, 2005.

11. Библейская энциклопедия. М., 1998.

12. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. Минск, 2002.

13. Бордавкин А. П. Храпова Н. Ю. Квопросу культурно-просветительской деятельности архимандрита Макария — идеолога и основателя Алтайской духовной миссии // Алтайский сборник. Вып. XV. Барнаул, 1992.

14. Вагнер Г. К. Искусство Древней Руси. М., 1993.

15. Веденин Ю. А. Очерки по истории искусства. М., 1997.

16. Виблов И. История села Плесо-Курья / Вестник целины. 17 июля 1996.

17. Вистингаузен В. К., Сыровежкин Е. П. Икона «Собор архангелов» -памятник поздней религиозной живописи // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Вып. XII Барнаул, 2001. С. 304-306.

18. Витовтова Т. И. Художественные промыслы русского населения Западной Сибири XIX в. Барнаул, 1999.

19. Витухина Г.И. Село Кузнецово // Курьинский район на рубеже веков: очерки истории и культуры; Барнаул, 2003. С. 269.

20. Владимиров В. Н. Колдаков Д. В. Образование населенных пунктов Алтайского края // История во времени и пространстве, история. Карта. Компьютер: Барнаул, 2008.

21. Волкова Ю. В. Декоративные мотивы обрамлений окон культового зодчества Алтая середины XIX — начала XX вв. // Культурное Наследие Сибири. Вып. 5, Барнаул 2002. С. 73-76.

22. Географический энциклопедический словарь: Понятия и термины. М., 1988.

23. Гончаров Ю. М. Купеческая семья второй половины XIX — начала XX в. (по материалам компьютерной базы данных купеческих семей Западной Сибири). Барнаул, 2003.

24. Гончарова Н. Ф. Село Верхняя Суетка // Суетский район: страницы истории и современность. Барнаул, 2004. С. 68-69.

25. Горюшкин JI. М. Переселенческое движение и сельское хозяйство Сибири во второй половине XIX начала XX в. Новосибирск. 1989.

26. Градостроительство России сер. XIX- нач. XX вв. Кн.1. М., 2001.

27. Гришаев В. Ф. Реабилитированы посмертно. Барнаул, 1995.

28. Дементьева JI. С., Щеглова Т. К. Памятник культового зодчества в с. Думчево. Срубная церковь // Залесовское Причумышье: Очерки истории и культуры. Барнаул, 2004. С. 185-164.

29. Добрынина М. С. О градостроительной роли храма в сибирском городе // О градостроительной роли храма в сибирском городе. Вып. XII. Барнаул, 2001. С. 73-76.'

30. Дрожецкий Д.А. Реконструкция архитектурной среды села по устным источникам. // Традиционные культуры и общества Северной Азии. Кемерово, 2004. С. 303-304.

31. Еремин И.А. Томская губерния как тыловой район России в годы первой мировой воины (1914-1918 гг.). Барнаул, 2005.

32. Ермакова Л.И. Архитектор Молчанов: архивные находки // Научные чтения памяти Ю.С. Булыгина. Барнаул, 2005.

33. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII в. Автореф. дис. . .док. ист. наук. Новосибирск, 2000.

34. Иванова Н.Ф. Сибирское крестьянство в 1917 начале 1918 гг. М., 1990.

35. Из исследовательских материалов Чуманской муниципальной основной общеобразовательной школы // Баевский район. История. События. Люди. Барнаул, 2005. С. 587-589.

36. Иллюстрированный словарь русского искусства. М., 2001.

37. Исаченко Б. А. Церковная археология в Амурской области (история становления и перспективы развития) // Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII XIX вв. ТА. Владивосток, 2003. С. 161-169.

38. Исследователи Алтайского края. 17 — нач. 20 в.: Биобиблиогр. словарь. Барнаул, 2000.

39. История Алтая. Часть I. Барнаул, 1995.

40. Казанцев В. И. Шипицинский собор (к истории старообрядчества на Нижнем Чумыше // Деревня моя. Историко-публистический сборник. Барнаул, 2006. С. 233-234.

41. Каптиков А.Ю. Каменное зодчество русского Севера, Вятки и Урала. М., 1990.

42. Колесников А. Д. Памятники военно-оборонительного искусства Сибири // Памятники истории и архитектуры Сибири. Новосибирск, 1986. С. 3-8.

43. Кочедамов В. И. Первые русские города Сибири. М., 1978.

44. Красноцветова JI. Г. Залесовский иконописец Викула Федорович Балыкин // Залесовское Причумышье: Очерки истории и культуры. Барнаул, 2004. С. 228-233.

45. Красноцветова Л.Г. Иконописное наследие Алтая // Сибирская икона. Омск, 1999. С. 216-218.

46. Крейдун Ю. А. История Александро-Невского пещерного монастыря. Барнаул, 2001.

47. Кривоносов Я. Е. Скворцова Т. В. Православные храмы Барнаула (1751-2000 гг.). Барнаул, 2008.

48. Криворученко Н. Мормышанский сельсовет // Наш общий дом -Романовский район. Барнаул, 2008. С. 52-54.

49. Курилов В. Н. Майпичева А. Ю. Крепость и храм: Тенденции движения русской культуры в архитектурном творчестве. Новосибирск, 2003.

50. Лазарев А. Г., Лазарев А. А. История и градостроительство России, Украины, Белоруссии VI XX вв. Ростов н / Д, 2003.

51. Лебедева Н.И. Памятники культового зодчества в динамике культурно-исторических реалий XX века (на материалах Омского Прииртышья): Автореф. дис. . канд. ист. наук. Омск, 2000.

52. Лепетенко Н. М., Михайлова Т. П. Телеутские перипетии // Каменский район: Вехи истории. Барнаул, 2004. С. 60-63.

53. Лисовский В. Г. Национальные традиции в русской архитектуре XIX-нач. XX в. Л, 1988.

54. Лихо дед А.В. Мой Нижний Кучук. Благовещенка, 1997.

55. Майничева А. Ю. Деревянные постройки в поселениях Колыванского района Новосибирской области // Русские Сибири: культура, обычаи, обряды. Новосибирск, 1998. С. 143-161.

56. Майничева А.Ю. Деревянные церкви Сибири XVII века: формы, символы, образы. Новосибирск, 2000.

57. Маковецкий И. В. Деревянное зодчество Среднего Приангарья. Иркутск, 1981.

58. Маняхина М. Р. История культовой архитектуры Алтая XVIII XIX веков. Барнаул, 1999.

59. Маняхина М. Р. Русская православная церковь в конфессиональных процессах в истории культуры Сибири (XVII начало XX вв.) СПб., 2003.

60. Матиенко Л. Г., Гаас Л. Н. Село Златополь // Кулундинский район: страницы истории и современность. Т. 1. Барнаул, 2007. С. 9-14.

61. Мезенцев Р. В. Православная церковь на Алтае в 1917-1940 гг. Автореф. дис. . канд. ист. наук. Горно-Алтайск, 2003.

62. Музкжина JI. А. Словарь местных географических терминов Алтая. Барнаул, 2006.

63. Назаров И. И. Очерки по истории села Бобково. Рубцовск, 2000.

64. Нестерова С. В. Религиозное пространство как подсистема культурного ландшафта Алтайского региона (XVIII первая треть XX вв. Монография. Барнаул, 2004. с. 34

65. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. М., 1983

66. Парамонов Е. Г. Рассказы о деревьях и кустарниках. Барнаул, 1982.

67. Печерин И. Д. Наш путь (Очерки и заметки по истории Рубцовского района. Рубцовск, 2004.

68. Плужников В. И. Термины российского архитектурного наследия. Москва, 1995.

69. Позднякова Н. И. Православное зодчество. Барнаул, 2008.

70. Покровский Н. В. Очерки' памятников христианского искусства. Спб., 2000.

71. Поморов С. Б. Овчинникова Е. Ю. Архитектура места и проблема трансляции этнических традиций // Гуманизм и строительство. Природа, этнос и архитектура». Барнаул, 2003. С. 42-43.

72. Проскурина Н. А., Федоренко О.А. Памятники архитектуры с. Выползово Тальменского района // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 1997. С. 116-204.

73. Проскурякова Т. С. Особенности сибирского барокко. М., 1979.

74. Протоиерей Дмитрий Соколов. Учение о богослужении Православной Церкви. Минск, 1998.

75. Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.

76. Родионов А. М. Красная книга ремесел. Барнаул, 1994.

77. Русская топонимика Алтая. Барнаул, 1983.

78. Рябцев В. А. История Алейского района. Алейск, 1996.

79. Сергеев А. Д. Тайны алтайских крепостей. Барнаул, 1975.

80. Скубневский В. А., Старцев., Гончаров Ю. М. Купечество Алтая второй половины XIX — начала XX в. Барнаул, 2001.

81. Современный словарь-справочник по искусству. М., 1999.

82. Соколова С., Пахотный А. Н. Село Гилев Лог // Наш общий дом -Романовский район. Барнаул, 2008. С. 167-169.

83. Соколов А. М. Основные понятия архитектурного проектирования. Л., 1976.

84. Степанская Т. М. Архитектура Алтая XVIII XX вв. Барнаул, 2006.

85. Степанская Т. М. Архитектура городов-заводов Сибири XVIII-первой половины XIX столетия. Барнаул, 2004.

86. Степанская Т. М. Образ храма как мера гармонии // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири. Барнаул, 2003. С. 447-449.

87. Степанская Т. М. О сельских храмах Алтая (вторая половина XIX -нач. XX вв.) // Алтайский сборник. Вып. 20. Барнаул, 2000. С. 227-233.

88. Степанская Т. М. О сельском храме // Михайловский район: Очерки истории и культуры. Барнаул, 1999. С. 182-186.

89. Степанская Т. М. О строительстве церковных зданий на Алтае (XVIII начало XX вв. // История православия на Алтае: Материалы II Свято-Макарьевских чтений, 17-20 сент. 2001 г.- Барнаул, 2001 С. 47-56.

90. Степанская Т. М. Памятники градостроительства и архитектуры Алтайского края. Барнаул, 1990.

91. Степанская Т. М. Памятники архитектуры села Чарышское // Памятники истории и культуры юго-западных районов Алтайского края. Барнаул, 1996. С. 234-236.

92. Степанская Т. М. Первые архитекторы Алтая: справочное издание. Барнаул, 1995.

93. Степанская Т. М. Служили отечеству на Алтае.Барнаул, 1998.

94. Степанская Т. М. Традиции как источник взаимообогащения культур и возрождения духовности // Социокультурное взаимодействие алтайского и русского народов в истории Государства Российского. Бийск, 2006. С. 70-74.

95. Степанская Т. М. Храм как духовная, эстетическая и художественная целостность // Вестник Новосибирского отделения петровской академии наук и искусств. Новосибирск, 1997. № 3. С. 32-35.

96. Степанская Т. М. Церковь села Лушниково (Тальменского района) как характерный образец сельского деревянного зодчества конца XIX в. // Культурное наследие Азиатской России: 1 Сиб -Урал. ист. конгресс. Тобольск, 1997. С. 165-166.

97. Строчков П. И. и др. Сорочий Лог: история села. Барнаул, 2001.

98. Темплинг В .Я. Источники по истории миссионерской деятельности русской православной церкви на северо-западе Сибири в XIX в. II Источники по истории Западной Сибири. Сургут, 2003. С. 33-38.

99. Храмков А. А. Крычников А. Н. Переселенцы и старожилы в селе Анисимово (Боровлянское) Барнаульского уезда // Демографическое и хозяйственное развитие алтайской деревни во второй половине XIX начале XX вв. Барнаул, 2002. С. 108 -115.

100. Христианство: Энциклопедический словарь в 3-х томах. Т. 3. М., 1995.

101. Чарышский район: Страницы летописи. Барнаул, 2002.

102. Червонное золото Локтя. История Локтевского района. Барнаул, 2007.

103. Чернецова Е. М. Мировое искусство. Энциклопедический словарь. М., 2005.

104. Щеглова Т.К. Деревня и крестьянство Алтайского края в XX веке. Устная история. Барнаул, 2008.

105. Щеглова Т.К. Деревня Солонешенского района в XX веке.: устная история (из опыта устноисторического анализа // Солонешенский район: Очерки истории и культуры. Барнаул, 2004. С. 127-133.

106. Щеглова Т. К. Сельское предпринимательство и его влияние на материальную культуру алтайской деревни в условиях модернизации (начало XX века). // Современное историческое Сибириведение XVIII начала XX вв. Барнаул, 2005. С. 206-212.

107. Щеглова Т. К. Современное состояние и бытование жилищностроительных традиций и обрядности крестьянского двора // Сибирь в панораме тысячелетий. Новосибирск, 1998. т.2. С. 522-533.

108. Щеглова Т. К. Церковь , Бийского Приобъя в 1920-1950-е гг.: устные интерпретации и толкования крестьян. // Бийский район: история и современность. Т. 1. Бийск, 2005. С. 50-71.

109. Энциклопедия Алтайского края. Т. 1,2. Барнаул, 1995.

110. Юдин М.А. Особенности промышленного зодчества в Сибири XVIII XIX вв. Т.6. Новосибирск, 1957.

111. Юркина Р. Г. Страницы истории села Рогозиха. Павловск, 2008.112. http://diamondsteel.rU/cultarchitecture/salair/l/113. http//www.lit.lib.ru/s/shwecowaa/text0020.shtml.114. http://rusvera.mrezha.ru/387/.l l.htm1. Источники:

112. Алтай. Историко-статистический сборник по вопросам экономического и гражданского развития Алтайского горного округа под ред. П.А. Голубева. Томск, 1890.

113. Азиатская Россия. Люди и порядки за Уралом Т. 1. Санкт-Петербург, 1914 г.

114. Бородаев В. Б. Контев А. В. Исторический атлас Алтайского края: картографические материалы по истории Верхнего Приобья и Прииртышья: (от Античности до начала XXI века). Барнаул, 2006.

115. Государственный архив Омской области. Ф. 16, on. 1, д. 9.

116. Государственный архив Омской области. Ф. 16, on. 1, д. 73.

117. Государственный архив Омской области. Ф. 16, on. 1, д. 98.

118. Государственный архив Омской области. Ф. 3, оп. 41, д. 592.

119. Государственный архив Томской области. Ф.З, оп. 41, д. 1199.

120. Государственный архив Томской области. Ф. 6, оп.1, д. 872.

121. Государственный архив Томской области. Ф. 6, on. 1, д. 1584.

122. Государственный архив Томской области. Ф. 6. on. 1, д. 1953.

123. Государственный архив Томской области. Ф. 61. on. 1, д. 41.

124. Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917-1998 гг.). Барнаул, 1999.

125. Жертвы политических репрессий в Алтайском крае. Т. 1. Барнаул, 1998.

126. История Алтая в документах и материалах. Конец XVII начало XX века. Барнаул, 1991.

127. Краткое описание приходов Енисейской епархии (репринтное воспроизведение издания 1916 года). Красноярск, 1995.

128. Кривоносов Я. Е. Храмы Алтая. Справочник. Барнаул, 1997.

129. Начальная школа в Алтайском округе в 1894 году. // Алтайский сборник. Т.З. Барнаул, 1898.

130. Сибирские переселения. Документы и материалы. Выпуск 1. Новосибирск, 2003.

131. Сибирские церкви и школы фонда имени императора Александра III. Спб., 1901.

132. Справочная книга по Томской епархии за 1902-1903 г. под ред. Д. Е. Березова. Томск, 1903.

133. Справочная книга по Томской епархии за 1909-1910 г. по 1 марта 191. Томск, 1911.

134. Справочная книга по Томской епархии под руководством А. Карташева. Томск март 1914 г.

135. Храмовое строительство на Алтае (середина XVIII — начало XX века) (каталог). Барнаул, 2005.

136. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 1, on. 1, д. 45.

137. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 2, on. 1, д. 2602.

138. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 2, on. 1, д. 2704.

139. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф.З, on. 1, д. 367.

140. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 3, on. 1, д. 1374.

141. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 4, on. 1, д. 2344.

142. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 4, on. 1, д. 2389.

143. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 4, on. 1, д. 2410.

144. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 4, on. 1, д. 2465.

145. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 4, on. 1, д. 2528.

146. Центр хранения архивных, фондов Алтайского края. Ф. 4, on. 1, д. 4001.

147. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 4, on. 1, д. 5356.

148. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 13, on. 1, д.32.

149. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 19, on. 1, д. 160.

150. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 26, on. 1, д. 200.

151. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 26, on. 1, д. 846.

152. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 26, on. 1, д. 1047.

153. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 26, on. 1, д.1049.

154. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 26, on. 1, д.1050.

155. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 26, on. 1, д.1052.

156. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 26, on. 1, д.1053.

157. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 26, on. 1, д.1054.

158. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 26, on. 1, д.1055.

159. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 26, on. 1, д.1056.

160. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 26, on. 1, д. 1067.

161. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 26, on. 1, д.1072.

162. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 26, on. 1, д.1073.

163. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 26, on. 1, д. 1119.

164. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 31, on. 1, д. 81.

165. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 31, on. 1, д. 277.

166. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 31, on. 1, д. 452.

167. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 31, on. 1, д.474.

168. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 31, on. 1, д.475.

169. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 31, on. 1, д. 478.

170. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 31, on. 1, д.499.

171. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 31, on. 1, д.500.

172. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 31, on. 1, д. 514.

173. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 31, on. 1, д. 524.

174. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 31, on. 1, д. 530.

175. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 31, on. 1, д. 540.

176. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 31, on. 1, д. 548.

177. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 32, on. 1, д. 53.

178. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 32, on. 1, д. 154.

179. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 32, on. 1, д. 493.

180. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 32, on. 1, д. 587.

181. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 32, on. 1, д. 638.

182. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 32, on. 1, д. ' 663.

183. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 32, on. 1, д. -678.

184. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 32, on. 1, д. 736.

185. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 32, on. 1, д. 759.

186. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 50, оп. 11, Д. 2.

187. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 51, оп. 2, д. 99.

188. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 51, оп. 2, д. 102.

189. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 60, on. 1, д. 187.

190. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 60, on. 1, д. 261.

191. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 94, on. 1, д. 18.

192. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 156, on. 1, Д. 1.

193. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. Ф. 216, on. 1, Д. 34

194. Центр хранения архивных1 фондов Алтайского края. Ф. 224, on. 1, д. 205.

195. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. ФР. 138, on. 1, Д. 24.

196. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. ФР. 138, on. 1, д. 26.

197. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. ФР. 138, on. 1, Д. 39.

198. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. ФР. 236, on. 1, Д. 42.

199. Центр хранения архивных фондов Алтайского края. ФР. 536, on. 1, д. 244.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.