Влияние музыкального театра на формирование провинциальной культуры: на материале Кемеровской области тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Сабелев, Михаил Михайлович

  • Сабелев, Михаил Михайлович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Кемерово
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 0
Сабелев, Михаил Михайлович. Влияние музыкального театра на формирование провинциальной культуры: на материале Кемеровской области: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Кемерово. 2018. 0 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сабелев, Михаил Михайлович

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Институциональное значение театра в формировании культурной среды российской провинции

1.1. Провинциальная культура в условиях формирования культурной среды региона

1.2. Роль театра в институционализации региональной культуры российской провинции

Глава 2. Музыкальный театр в формировании культурной среды Кемеровской области

2.1. Социокультурные условия возникновения музыкального театра в Кемеровской области

2.2. Региональная культурная политика как организующий фактор в

развитии музыкального театра

2.3. Культуротворческие функции музыкального театра в современных условиях трансформации региональной культуры

180

Заключение 182 Список использованных источников

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние музыкального театра на формирование провинциальной культуры: на материале Кемеровской области»

Введение

Актуальность темы исследования. Провинциальная культура представляет собой большую часть общей культуры России. В связи с необходимостью развития региональной культуры важность анализа изменений её социально-культурной составляющей в настоящее время особенно очевидна. Задача, связанная с созданием в регионах позитивной социально-культурной ситуации, решается не всегда последовательно и результативно. Неэффективность процесса формирования культурной среды, способствующей интеграции региональной культуры, во многом обусловлена недооценкой потенциальных возможностей учреждений культуры.

Музыкальные театры играют особую роль в формировании культурной среды региона, поскольку располагают богатыми ресурсами синтетических форм творчества. Эта ключевая особенность музыкального театра связана с привлечением большого числа специалистов разного профиля (вокалистов, музыкантов, хореографов). Синтетический характер творчества определяет максимальное воздействие на зрителя, способствует трансляции ценностного содержания, обеспечивает эффективное решение культурно-просветительных задач. Эти обстоятельства обусловливают целесообразность рассмотрения музыкального театра как института, способного осуществлять расстановку ценностных приоритетов в культурном развитии региона, активно и эффективно участвующего в процессе формирования его культурной среды.

Отсутствие научно-теоретического обоснования институционального значения театра в целом и недостаточное осмысление функциональной роли музыкального театра в этом процессе определяют значимость данного исследования для понимания общероссийских процессов формирования культурной среды регионов.

Разработанность научной проблемы.

Все материалы, раскрывающие интересующую нас проблему, можно разделить на 7 блоков: исследования культурной среды регионов и проблемы культуры в провинции, взаимодействие провинции и центра, история и

3

культура музыкального театра, исследования музыкального театра с искусствоведческих позиций, театральная культура Кемеровской области, работы, посвященные исследованию культурной политики в регионах и методологический блок.

В первую очередь следует назвать исследования по теории и истории культуры, изучающие культуру регионов и разрабатывающие вопросы культурной среды, культурного пространства, социально-культурной среды, театральной среды встречаются у многих авторов. Среди них: Т. В. Балашова, А. Г. Букина, Ю. В. Величко, Т. В. Гафар, П. А. Гончаров, Б. С. Ерасов, О. Б. Ершова, Г. П. Ивинских, Л. Н. Коган, А. И. Кравченко, О. С. Кречетова, А. Г. Лазарев, И. В. Макеевой, С. В. Нестерова, Т. А. Рутман, А. В. Степанова, А. С. Точилкина, Д. А. Флиенко, А. Я. Флиер, А. В. Чернова, Н. В. Шаталова. Однако в работах названных авторов не определяется специфика функции музыкальных театров в формировании культурной среды региона.

Обязательного упоминания заслуживает большой блок исследовательских материалов, касающихся культуры российской провинции. Изначально проблему осмысления феномена российской провинциальной культуры затрагивали в своих работах Н. А. Бердяев и Н. К. Пиксанов, уделяя достаточное внимание аспекту взаимодействия столицы и провинций. Значимые исследования Л. В. Каганского, Н. М, Карамзина посвящены проблемам взаимодействия «центра» и «периферии», а также изучению культуры провинции. В работах, опубликованных в 2014-2017 годы, представлены материалы, касающиеся проблематики российской провинции -это исследования П. В. Акульшина, Ю. А. Бугрова, В. А. Гижова, О. В. Гороховой, Т. М. Гусевой, М. В. Зверевой, С. Ю. Иерусалимской, Е. Е. Шуруповой. К этому же блоку можно отнести исследования вопросов взаимодействия провинции и «центра», характеризующиеся обращением к культурологическим аспектам изучения проблем, представлены следующим рядом работ: «Провинциальная культура: природа, типология, феномены» Н. М. Инюшкина, «Провинция и «центр» в театральной культуре России 19704

80-х годов: феномен «уральской зоны» Д. А. Флиенко, «Динамика русской провинциальной культуры в условиях исторических трансформаций российской цивилизации» И. А. Купцовой, и т. д., а также статьи Т. И. Ерохиной, О. Б. Фоминых, Ю. В. Марковой

Теоретико-методологической базой исследования послужили работы социологов Д. Э. Дюркгейма, и Т. Парсонса, представителей структурного функционализма Б. К. Малиновского, и А. Р. Редклифф-Брауна, а также представителя семиотической школы Ю. М. Лотмана. Наряду с этим, при определении методологии исследования значимую роль сыграли работы Г. С. Батыгина, К. Дэвиса, А. В. Зайцева, М. М. Смирнова и А. Я Флиера, поскольку в качестве основных методов предлагаемой диссертации были определены сравнительно-исторический и структурно-функциональный анализ.

При подготовке диссертационного исследования важную роль сыграли материалы, посвященные непосредственно музыкальному театру и учитывающие культурно-исторический контекст его развития. К работам такого рода относятся: «Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР» М. О. Янковского, а также «Оперетта. Звездные часы» А. Р. Владимирской, которая дает подробную характеристику культурно-историческим условиям творчества таких композиторов как И. Кальман, Ф. Легар, Ж. Оффенбах, И. Штраусс. Культурно-исторические аспекты музыкального театра изучают также: Н. Ж. Айдаров, Ван Дон Мэй, В. В. Гейль, И. П. Козловская, М. И. Литвин, Ю. В. Лобова, М. В. Мжельская, Л. Р. Мухаева, А. Н. Папенина, А. В. Перевалова, Ю. С. Семёнова, Е. Г. Хайченко, Е. Ю. Шигаева. В том числе посвященные изучению музыкального театра в регионах М. Г. Абдулаев, В. Л. Зайганова, М. Л. Кумахов, И. Б. Нестерова, Е. А. Шадрина. Среди зарубежных авторов весомый вклад в исследование этой проблематики внесли работы Дж. Кенрика «Музыкальный театр. История», М. Чакки «Идеология оперетты и венский модерн».

Особый, достаточно масштабный, блок материалов представляют работы, посвященные аспектным характеристикам музыкального театра.

5

Исследования такого рода можно разделить на несколько групп. Первая - это искусствоведческие материалы, связанные с изучением конкретных особенностей творчества того или иного композитора. Сюда относятся работы В. С. Гариба, Н. И. Дягтяревой, Е. А. Киндюхиной, С. Ю. Лысенко, Р. А. Нагина, Е. Ю. Новоселовой, Н. В. Санниковой, А. В. Сахаровой, О. И. Селиверстовой, А. А. Скирдовой, Ю. Ю. Петрушевич, О. В. Шапарчук.

Следующую группу формируют исследовательские работы, освещающие вопросы жанровой специфики музыкального театра, Э. К. Кампуса, Т. И. Кудиновой, А. А. Лисенковой, И. Б. Нестеровой, Е. Д. Уваровой, А. Е. Хоффманн, А. П. Цилинко, Е. А. Шадриной, А. В. Юрьевой, И. Г. Яськевич и др.

Среди исследователей, непосредственно изучавших проблемы театрального искусства в Кемеровской области, стоит упомянуть Т. А. Григорьянц, В. А. Киселеву, В. В. Чепурину. Значимый интерес представляют работы А. И. Бураченко и В. П. Геращенко, а также Н. Л. Прокоповой чье исследовательское внимание уделено изучению театрального искусства Кузбасса в региональном контексте.

Последний блок работ посвящен изучению вопросов культурной политики. К этому блокуотносятся работы Н. М. Геновой, О. Д. Ковровой, Е. В. Кушантиной, Е. Палмер, А. Паулюкевич, Е. Г. Федотовой. Подробная монография, посвященная изучению культурной политики Кемеровской области, была издана А. С. Двуреченской и О. В. Елесскиной.

Особое значение в разработке научной проблемы осмысления роли

музыкального театра в формировании культурной среды региона имеет

обращение к архивным материалам. Существенный вклад в решение

поставленных в данном исследовании задач принадлежит изучению

материалов, хранящихся в Центральном государственном архиве литературы и

искусства в Санкт-Петербурге. Эти материалы раскрывают историческое

значение творческих коллективов в формировании культурной среды

сибирской провинции. И, безусловно, ряд вопросов в предлагаемой

6

диссертации не мог быть осмыслен без обращения к материалам, содержащимся в Государственном архиве Кемеровской области.

Проблема исследования основана на противоречии между постепенной утратой позиций музыкального театра как элитарного вида искусства в провинциальной культуре под действием процессов коммерциализации и его уникальной культуротворческой ролью в формировании культурной среды региона. Это противоречие актуализирует вопросы, касающиеся механизмов влияния музыкального театра на культурную среду в целом.

Объектом исследования избран музыкальный театр в контексте культурной среды региона, (на примере Кемеровской области).

Предмет исследования механизмы влияния музыкального театра на формирование культурной среды.

Цель диссертационного исследования состоит в рассмотрении театра как культурообразующего института, влияющего на формирование культурной среды региона.

Данная цель определила задачи:

1) эксплицировать провинциальную культуру в контексте организации культурной среды региона;

2) обосновать значение театра для институционализации региональной культуры российской провинции;

3) определить социокультурные предпосылки для возникновения музыкального театра в регионе;

4) выявить роль деятельности учреждений культуры в реализации региональной культурной политики;

5) обосновать культуротворческие функции музыкального театра в современных условиях трансформации региональной культуры.

Теоретико-методологическая основа. Характер исследования определил теоретико-методологическую основу диссертации, установил способ изложения материала как соединение размышлений в измерениях теории и истории культуры. Среди методологических подходов были выбраны

7

сравнительно-исторический анализ, структурно-функциональный анализ и деятельностный подход.

В рамках обозначенной методологии выделены теоретические обоснования. Потребность обращения к фактам истории культуры определила следующие методы решения поставленной проблемы. Сравнительно-исторический анализ позволил проследить этапы развития музыкального театра, а также провести параллели между изучаемыми процессами в Кемеровской области и историческим, культурным и социальным контекстом других территорий.

Структурно-функциональный анализ используется как инструмент для эксплицирования музыкального театра в качестве конституирующего элемента культурной среды региона. Обращение к структурно-функциональному анализу открыло возможность для аргументации не только взаимосвязи всех элементов культурной среды, но и для подтверждения воздействия музыкального театра на культурную среду изучаемой территории.

Деятельностный подход позволил взглянуть на объекты культуры как на результат активного участия в процессе формирования культурной среды Кемеровской области творчески одаренных личностей. С этой позиции изучение музыкального театра в проблематике данного исследования рассмотрено как результат сознательной творчески ориентированной деятельности, направленной на создание, преобразование и развитие культурной среды.

Источниковая база исследования. Источниковой базой исследования послужили архивные документы, исторические материалы, очерки о музыкальном театре Кузбасса, а также статьи в прессе, раскрывающие функции театра в формировании культурной среды региона.

Научная новизна исследования.

1. Выявлены социокультурные основания влияния символической продукции театра на формирование системы ценностей, а также социальных ритуалов региональной культуры. В том числе трансляция нормативов социального поведения, межкультурной коммуникации, связанных с традицией восприятия искусства музыкального театра ритуалов, транслируемой через средства художественной выразительности системы ценностей.

2. Изучена роль музыкального театра в контексте исторического развития и институализации культурной среды региона, в том числе в привлечении специализированных кадров, лицензировании профильных учебных специальностей, участии в организации фестивальной и социально-культурной деятельности в регионе.

3. Выявлена совокупность социокультурных условий возникновения Музыкального театра Кузбасса, а именно единовременный приток большого количества специалистов музыкально-театрального профиля из «центра», реструктуризация музыкально-театрального пространства, потребность в организации музыкального театра в качестве учреждения культуры. Акцентирована культуроформирующая роль деятельности эвакуированных во время Великой Отечественной войны творческих коллективов.

4. Выявлены механизмы и формы влияния региональной культурной политики на динамику развития музыкального театра как конституирующего элемента региональной культуры. В том числе механизм трансформации культурного пространства, изменения репертуарной политики театра, механизм взаимодействия с публикой в условиях коммерциализации искусства.

5. Обоснована трансформация культуротворческих функций музыкального театра в процессе коммерциализации искусства начиная с периода 90-х годов ХХ века, и изменение характера их воздействия на культурную среду региона. В частности, изменение художественных вкусов

9

целевой аудитории посредством смещения акцента в репертуарной политике в сторону шоу-программ, стабильного присутствия в афише столичной антрепризы, ориентации на создание коммерчески оправданного творческого продукта.

Положения, выносимые на защиту.

1. Провинциальная культура развивается посредством адаптации культурных инициатив «центра» и сохранения сложившихся культурных традиций региона. Доминирование в развитии провинциальной культуры той или иной из названных тенденций определяет степень ее уникальности и участия в формировании культурной среды региона.

2. Музыкальный театр выполняет конституирующую функцию, благодаря трансляции столичной театральной традиции и ее вхождению в культурную среду Кемеровской области. Развитие истории культуры региона Кемеровской области определил ряд «ключевых» периодов, обусловленных воздействием внешних сил (привнесением элементов культуры, сценической техники посредством миграции творческих столичных коллективов и распределения специалистов). Поддержание жизнедеятельности культуры региона между обозначенными «ключевыми» периодами осуществляется за счет активизации внутренних ресурсов -объединения задач региональной культурной политики, репертуарной политики театра, воспитания зрительской аудитории, формирования собственных фанатских объединений вокруг театра.

3. Эвакуацию можно рассматривать как процесс, спровоцировавший качественный скачок в культуре региона, реализованный через формирование отсутствующих ранее институтов, пересмотр подхода к организации творческой деятельности и культротворческих функций учреждений. Феномен эвакуации являлся отправной точкой, определившей путь развития культурной среды в регионе. Развитие театральной культуры в послевоенные годы шло по схеме инерционного процесса в ожидании нового всплеска, привнесенного извне.

4. Региональная культурная политика, выполняя позитивные организующие функции, в то же время определяла идеологический посыл и соответствующие ценностные ориентации, прежде всего, посредством утверждения репертуара. В советский период идеологически ориентированное искусство музыкального театра выполняло функции: утверждения системы ценностей, социализации зрителей (хоть и опосредованно) в соответствии с действующей идеологией, формирования собственной театральной публики (отличной от публики других театров).

5. Процессы коммерциализации искусства в 1990-е - 2000-е годы изменили позицию музыкального театра в регионе, сместив акцент на реализацию развлекательной и досуговой коммерческой деятельности. Изменение культурной парадигмы, проявившееся не только в репертуарной политике театра, но и в способе организации творческого процесса характеризует состояние социально-культурного климата в регионе и стране в целом. Музыкальный театр обладая рядом уникальных функций, при грамотной организации репертуарной политики, способен выполнять культуротворческую функцию посредством социально-культурной деятельности итогом которой будут становление ценностных ориентаций в обществе, формирование позитивного идеологического компонента, развитие эстетических вкусов аудитории, моральная поддержка населения для преодоления кризисных периодов.

Научно-теоретическая значимость исследования.

На основе сравнительно-исторического анализа, структурно-функционального анализа и деятельностного подхода доказана взаимосвязь всех элементов культурной среды, обоснованы действенная роль музыкального театра и вклад творчески одаренных личностей в ее развитии. Эта аргументация позволяет дополнить общую картину формирования провинциальной культуры. Выявлены этапы развития музыкального театра, а также провести параллели между изучаемыми процессами в Кемеровской

области и историческим, культурным и социальным контекстом других территорий.

Практическая значимость. В исследовании раскрывается значение музыкального театра в развитии региональной культуры посредством реализации культуротворческого потенциала. Материалы диссертации могут быть использованы в изучении и анализе культурной среды российской провинции, при прогнозировании перспектив ее трансформации и развития. Диссертация содержит выводы, способные оказать содействие при разработке социальной и культурной политики в отношении российской провинции при определении факторов, обуславливающих развитие региональной культуры. Результаты исследования можно использовать в курсах культурологического цикла, посвященных истории формирования культурной среды регионов Западной Сибири.

Апробация работы осуществлялась в процессе участия на всероссийских и международных научно-практических конференциях: «Феномен актера: профессия, философия, эстетика». (Всероссийская научная конференция аспирантов, г. Санкт-Петербург. 2014, 2016, 2018 г.); «Искусство регионов России: рубеж ХХ-ХХ1 столетий». (Всероссийская научно-практическая конференция, г. Кемерово. 2014 г.); «Магическое начало в сказке, басне, легенде, мифе». (Международная междисциплинарная научная конференция, г. Ольштан, Польша. 2015 г.); «Русское слово в мировой, культуре и искусстве». (Международный молодежный научно-практический форум, г. Кемерово. 2015 г.); «Театр, время, герой» (Международная научно-практическая конференция г. Уфа 2016 г.); ««Этнокультурные центры: Теория и практика взаимодействия современной поликультурной России». (Международная научно-практическая конференция. Г. Кемерово 2016 г.); «Социальнокультурное проектирование: теория и практика». (Всероссийская научно-методическая конференция, г. Кемерово. 2016 г.); «Традиции и современное состояние культуры и искусств». (Международная научно-практическая конференция, г. Минск. 2016 г.); «Русский язык в

12

межкультурной коммуникации: теория и практика». (Международная научно-практическая конференция, г. Кемерово. 2017 г.); «Культура и искусство: поиски и открытия». (Всероссийская научно-практическая конференция, г. Кемерово. 2017, 2018 гг.).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (5 параграфов), заключения и списка литературы.

Глава 1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕАТРА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ

ПРОВИНЦИИ

1.1 Провинциальная культура в условиях формирования культурной

среды региона.

Поскольку любой культурный феномен не может возникнуть «сам по себе», в качестве одной из основных задач диссертационного исследования является выявление морфологии процесса возникновения института музыкального театра в Кемеровской области. При этом отталкиваясь от особенностей присущих музыкальному театру, а именно его соответствию европейской культурной традиции, актуальным становится вопрос о возникновении этой традиции на территории удаленной от крупных культурных центров. Это важное уточнение могло бы быть менее значимо в контексте изучения сходных процессов на других территориях, скажем в европейской части страны, однако в условиях исследования музыкального театра в Кемеровской области, географически расположенной в азиатской части Российской Федерации оно имеет определенное значение. Действительно, принимая во внимания историю региона, преобладание народно-художественного искусства, а также культуры малых коренных народностей (шорцы, телеуты), логично было бы предположить, что и музыкальный театр, будучи производным от развития этих направлений, примет соответствующие формы. Наблюдая же процесс прямо противоположный, а именно следование классической традиции и сохранение в репертуаре музыкального театра оперы, оперетты и мюзиклов, принадлежащих исключительно европейской культуре, возникает вопрос о процессах, повлиявших на возникновение музыкального театра именно в том виде, в котором он существует в настоящее время.

При осмыслении современных общекультурных процессов, важно выявить алгоритмы, по которым формируется культурное пространство. Так сложилось, что в современной России ведущими культурными центрами

14

являются Москва и Санкт-Петербург. Основанием для этого служит плотность их культурной среды, а именно - количество вузов, театров, музеев, памятников архитектуры, образовательных учреждений в сфере культуры и искусства и т. д. Однако необходимо помнить, что культура России не ограничивается крупными городами. Известно много примеров выдающихся достижений в области культуры и искусства провинциальных театральных коллективов, хореографических студий и школ, а также музыкантов и художников. Например, «Пермское государственное хореографическое училище», готовит специалистов, которые высоко ценятся не только в России, но и за рубежом. Среди творческих коллективов Кемеровской области нельзя не вспомнить «Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола», ставший лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска». В последние десятилетия в российских регионах проводится достаточно большое количество престижных конкурсов. Среди них: «Международный конкурс артистов оперетты им. Курочкина» (г. Екатеринбург), «Международный Дягилевский фестиваль» (г. Пермь), театральный фестиваль «Ново-Сибирский транзит» (г. Новосибирск) и ряд других.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов отличия культуры провинции от культуры столицы. Разумеется, культура провинции развивается с другой скоростью, нередко опираясь на местный этнические традиции. Осмысление этнокультуры, культуры регионов, а также культуры отдельно взятых городов достаточно популярные актуальные темы современных научных публикаций. Изучением подобных вопросов занимаются Т. М. Гусева, И. А Купцова, Н. А. Дидковская, М. В. Зверева, П. В. Акульшин, В. А. Гижов, О. В. Горохова, Е. Е. Шурупова, С. Ю Иерусалимская, Ю. А. Бугров, И. В. Отставнова.

Процесс возникновения, формирования и развития любой составляющей культурной среды (а именно такой составляющей представляется нам музыкальный театр) нельзя рассматривать вне социокультурного контекста. Любой составляющий элемент культурной среды одновременно является и

15

формирующим структуру, и подчиняющимся влиянию этой структуры. Поэтому рассуждая о музыкальном театре российской провинции как о структурном элементе (институте) культурной среды, следует учитывать, как взаимосвязь процессов его формирования, так и последствий его влияния на культуру региона (т.е. провинциальную культуру).

Анализ институционального содержания театра в формировании культурной среды российской провинции предполагает формулирование рабочего определение провинциальной культуры, применимого к анализу деятельности музыкального театра, эксплицирования провинциальной культуры в условиях формирования культурной среды региона, обоснования значения театра для институционализации региональной культуры российской провинции.

Прежде всего, выработаем рабочее определение провинциальной культуры, применимое к анализу деятельности музыкального театра. Для этого соотнесем понятия «культурное пространство», «культурная среда», «региональная культура», «провинциальная культура», уточним значение термина «провинция». Сразу отметим, что при характеристике этого термина исследователи, прежде всего, останавливаются на территориально-географическом аспекте. Не случайно первоначально под термином «провинция» понимались территории, находившиеся вне Апеннинского полуострова и управляемые наместниками в Римской империи. В словарных изданиях конца Х1Х века в формулировании содержания термина также акцент сделан на территориально-географическом аспекте. Так, например, у В. И. Даля «провинция» определяется как синоним французского слова «губерния, область, округ, волость». Жить в провинции - значит жить не в столице; «провинциал» - живущий не в столице, а житель губернии, уезда, захолустья [См.: 62]. Словарь С. И. Ожегова выделяет два значения, первое из которых - «в некоторых странах: область, административно-территориальная единица», а второе - «местность, территория страны, удаленная от крупных центров» [См.: 139]. Как видно из приведенного определения, в нем

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сабелев, Михаил Михайлович, 2018 год

Список литературы

25. Адрианова, Т. О. Социальные функции театра / Т. О. Адрианова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - Вып. 28. - С. 91-94.

26. Адрианова, Т. О. Театр как социокультурный феномен / Т. О. Адриянова // Вестник ОГУ. - 2014. - № 7 (168). - С. 82-85.

27. Алисейчик, Г. Смена театральных эпох. Движение к новой модели театра / Г. Алисейчик // Двери : альманах. - 2013. - № 8. - С. 98-108.

28. Андреева, О. С. Развитие туризма в Кузбассе : состояние, проблемы, перспективы / О. С. Андреева, С. Д. Тивяков // Проблемы региональной экологии : науч. журнал. - 2014. - Вып. 1. - С. 210-212.

29. Андрущенко, Е. Ю. Мюзиклы Э. Ллойда-Уэббера конца 19601980-х годов : сюжеты, жанр, стилистика : автореф. дис. ... канд.

искусствоведения : 17.00.02 / Андрущенко Елена Юрьевна. - Ростов на-Дону, 2007. - 26 с.

30. Анисов, И. Стратегическое управление / И. Анисов. - Москва : Прогресс, 1999. - 519 с.

31. Ансимов, Г. П. Лабиринты музыкального театра XX века / Г. П. Ансимов. - Москва : Рос. акад. театр. искусства ГИТИС, 2006. - 181 с.

32. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры / отв. ред. и сост. Л. А. Мостова. - Санкт-Петербург : Университетская книга, 1998. - 726 с.

33. Астафьева, О. Н. Массовая культура как феномен переходных периодов : проецирование синергетического подхода на социокультурную практику / О. Н. Астафьева // Теория и практика культуры : альманах. - 2004. - Вып. 2. - С. 73.

34. Астахов, О. Ю. Культуротворческий потенциал русского символизма конца XIX - начала ХХ веков : автореф. дис. ... д-ра культурологии : 24.00.01 / Астахов Олег Юрьевич. - Кемерово, 2016. - 37 с.

35. Афиша [Электронный ресурс] // Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва : официальный сайт. - Электрон. дан. - Кемерово, 2018. - Режим доступа : http://muz42.ru/buy_ticket.html.

36. Беляев, Д. А. Мюзикл : будущее русского театра или кризис культурной жизни России / Д. А. Беляев // XII Державинские чтения : материалы науч. конф. преподавателей и аспирантов, февр. 2007 г. / отв. ред. Ю. А. Кармышев. - Тамбов : Тамбов. гос. ун-т, 2007. - С. 166-169.

37. Бердяев, Н. А. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России / Н. А. Бердяев // О России и русской философской культуре : философы русского послеоктябрьского зарубежья. -Москва : Наука, 1990. - С. 43-271.

38. Богатырева, Т. Г. Современная культура и общественное развитие : монография / Т. Г. Богатырева. - Москва : Изд-во РАГС, 2001. - 171 с.

39. Богачева, О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства (опыт индустриально развитых стран) / О. Богачева // Вопросы экономики. - 1996. - № 10. - С. 64-77.

40. Бонитенко, А. К. Ленинградский балет в годы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] / А. К. Бонитенко // Архивы Санкт-Петербурга : информационный портал. - Электрон. дан. - Санкт-Петербург, 2018. - Режим доступа : https://spbarcЫves.ra/-/-lenmgradskи-balet-v-gody-velikoi-otecestvennoi-voiny-70-letiu-velikoi-pobedy-posvasaetsa-.

41. Бураченко, А. И. Театральная критика в провинции : структура и функции : автореф. дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Бураченко Алексей Иванович. - Кемерово, 2014. - 23 с.

42. Быстрова, А. Н. Культурное пространство как предмет философской рефлексии / А. Н. Быстрова // Философские науки. - 2004. - № 12. - С. 24-40.

43. Введение в социологию искусства : учеб. пособие для гуманит. вузов / Е. В. Дуков, В. С. Жидков, Ю. В. Осокин [и др.]. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. - 255 с.

44. Вильсон, Г. Психология артистической деятельности : таланты и поклонники / Г. Вильсон. - Москва : Когито-Центр, 2001. - 384 с.

45. Вислова, А. В. Русский театр на сломе эпох : рубеж ХХ-ХХ1 веков : монография / А. В. Вислова. - Москва : Университетская книга, 2009. - 272 с.

46. Владимирская, А. Р. Оперетта - ракурс современности / А. Р. Владимирская // Нева. - 1985. - № 3. - С. 167-176.

47. Владимирская, А. Р. Оперетта. Звездные часы / А. Р. Владимирская. - 3-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : Планета музыки, 2009. - 288 с.

48. Власова, Е. С. 1948 год в советской музыке / Е. С. Власова. -Москва : Классика-ХХ1, 2010. - 456 с.

49. Власть и интеллигенция в сибирской провинции : сб. документов / сост. : Л. И. Пытина [и др.]. - Новосибрск : Сибрский успех, 2013. - 390 с.

194

50. Ворожейкина, Е. В. Российская художественная интеллигенция в эвакуации в годы Великой Отечественной войны (1941-1943 гг.) : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Ворожейкина Евгения Владимировна. - Кострома, 2004. -289 с.

51. Гаевский, В. Австрийский триптих : «Летучая мышь», «Веселая вдова», «Княгиня чардаша» : фольксопера / В. Гаевский // Театр. - 1984. - № 12. - С. 142-148.

52. Гейль, В. В. Деятельность эвакуированной творческой интеллигенции на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Гейль Вера Васильевна. - Челябинск, 2010. - 312 с.

53. Генова, Н. М. Инфраструктура культурного пространства региона как основа адаптации культурной политики / Н. М. Генова // Омский научный вестник. - 2010. - № 6 (92). - С. 223-227.

54. Генова, Н. М. Формирование структуры культурного пространства региона в адаптационной модели развития культурной политики / Н. М. Генова // Омский научный вестник. - 2011. - № 2 (96). - С. 197-201.

55. Геращенко, В. П. Рождение музыкального театра Сибири / В. П. Геращенко // Миры театральной культуры Кузбасса : коллективная монография / Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области ; Кемеровский государственный университет культуры и искусств ; Лаборатория теоретических и методических проблем искусствоведения. -Кемерово : Примула, 2010. - С. 36-57.

56. Геращенко, В. П. Трижды рожденный : из истории оперетты в Сибири / В. П. Геращенко // Искусство и искусствоведение : теория и опыт. Синтез искусств в эпоху постмодерна : сб. науч. тр. / отв. ред. Н. Л. Прокопова ; пер. Т. А. Григорьянц. - Кемерово : Кемеровск. гос. ин-т культуры, 2017. -Вып. 15. - С. 3-21.

57. Гижов, В. А. Идеологические кампании 1946-1953 гг. в российской

провинции : по материалам Саратовской и Куйбышевской областей : автореф.

195

дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Гижов Владимир Александрович. - Саратов, 2009. - 22 с.

58. Голуб, Ю. Г. Судьбы российской художественной интеллигенции в условиях сталинского режима / Ю. Г. Голуб, Д. Б. Баринов. - Саратов : Саратовск. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, 2002. - 189 с.

59. Гончарик, А. А. Политика в области творческих индустрий : зарубежный опыт и российские реалии [Электронный ресурс] / А. А. Гончарик // Creative Industries : сайт. - Электрон. дан. - Москва, 2018. - Режим доступа : http://creativeindustries.ru/rus/publications/6.

60. Государственное задание на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов Музыкального театра Кузбасса им. А. Боброва [Электронный ресурс] // Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва : официальный сайт. -Электрон. дан. - Кемерово, 2018. - Режим доступа : http ://www.muz42.ru/ doc.html.

61. Гуссерль, Э Картезианские размышления : монография / Э. Гуссерль. - Санкт-Петербург : Наука ; Ювента, 1998. - 315 с.

62. Даль, В. Толковый словарь живого велико-русского языка : в 2 т. Т. 2 / В. Даль. - Москва : ACT, 1998. - 1470 с.

63. Дворядкина, Е. Б. Инерционность как свойство экономического развития городов традиционно-промышленного региона / Е. В. Дворядкина, Е. В. Голошейкин, И. В. Арагилян // Управленец. - 2014. - № 5 (51). - С. 72-78.

64. Двуреченская, А. С. Региональная культурная политика : теория и практика (на материале Кемеровской области) : монография / А. С. Двуреченская, О. В. Елескина. - Кемерово : Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2010. - 260 с.

65. Дзякович, Е. В. Подходы к исследованию провинции как социокультурного, ментального и кроссрегионального феномена / Е. В. Дзякович // Теория и практика общественного развития. - 2010. - № 4. - С. 4750.

66. Дидковская, Н. А. Русский провинциальный театр рубежа XX-XXI веков : ярославская социокультурная модель : автореф. дис. ... канд. культурологии : 24.00.02 / Дидковская Наталья Александровна. - Ярославль, 2000. - 26 с.

67. Дмитриевский, В. Н. Основы социологии театра : история, теория, практика : учеб. пособие / В. Н. Дмитриевский. - Санкт-Петербург : Лань ; Планета музыки, 2015. - 224 с.

68. Дмитриевский, В. Н. Шаляпин / В. Н. Дмитриевский. - Москва : Молодая гвардия, 2014. - 543 с.

69. Должанский, Р. П. Репертуарный театр не выживет, если не создаст себе конкурентов [Электронный ресурс] / Р. П. Должанский // Коммерсантъ : новостное издание : информационный портал. - Электрон. дан.

- Москва, 1991-2018. - Режим доступа : https://www.kommersant.ru/doc/221008.

70. Донова, Д. А. Театр и зритель : стратегические основы взаимоотношений : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.01 / Донова Дарья Александровна. - Москва, 2007. - 174 с.

71. Дымникова, А. И. Философия и технология маркетинга в культуре / А. И. Дымникова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2008.

- № 11. - С. 28-41.

72. Дюркгейм, Э. Социология : её предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм ; пер. с фр., сост., послесл. и примеч. А. Б. Гофмана. - Москва : Канон, 1995. - 352 с.

73. Езерская, Е. Ускользающая красота оперетты... : размышления о жанре / Е. Езерская // Оперетта Land. - 2007. - № 6. - С. 2-3.

74. Ерасов, Б. С. Социальная культурология : учебник для студентов высших учебных заведений / Б. С. Ерасов. — Изд. 3-е, доп. и перераб. -Москва : Аспект Пресс, 2000. - 591 с.

75. Ерманс, В. Дискуссия советизации оперетты / В. Ерманс // Жизнь искусства. - 1925. - № 36. - С. 10.

76. Ерохина, Т. И. Столичное и провинциальное художественное образование в русской культуре начала ХХ в. [Электронный ресурс] / Т. И. Ерохина, С. А. Добрецов // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 3. - (КиберЛенинка : научная электронная библиотека). - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/stolichnoe-i-provintsialnoe-hudozhestvennoe-obrazovanie-v-russkoy-kulture-nachala-hh-v.

77. Ерохина, Т. И. Сферы и уровни массовой культуры : российский дискурс [Электронный ресурс] / Т. И. Ерохина, Н. Н. Летина, Т. С. Злотникова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 5. - (КиберЛенинка : научная электронная библиотека). - Режим доступа : https://cyberleninka.rU/article/n/sfery-i-urovni-massovoy-kultury-rossiyskiy-diskurs.

78. Если спектакль провалился : интервью с В. Уриным [Электронный ресурс] // Россия сегодня : сетевое издание. - Электрон. дан. - Москва, 2018. -Режим доступа : https://ria.ru/interview/20160328/1398474869.html.

79. Жидков, В. С. Культурная политика России : теория и история / В. С. Жидков, К. Б. Соколов. - Москва : Академический проект, 2001. - 592 с.

80. Жидков, В. С. Театр и власть. 1917-1927 : от свободы до осознанной необходимости / В. С. Жидков. - Москва : Алетейа, 2003. - 656 с.

81. Жуджунь, Д. Путь к рыночной экономике (китайская модель реформ) : монография / Дин Жуджунь, М. М. Ковалев. - Минск : Издательский центр БГУ, 2005. - 384 с.

82. Зайцев, А. В. Структурный функционализм и институциональный диалог государства и гражданского общества в современной России / А. В. Зайцев // Вестник КГУ. - 2012. - № 1. - С. 351-354.

83. Закурдаева, В. В. Массовая культура как феномен духовной жизни общества : автореф. дис. ... канд. социологических наук : 22.00.06 / Закурдаева Виктория Викторовна. - Курск, 2002. - 22 с.

84. Зыкова, Н. С. Закономерности взаимодействия составляющих художественного процесса : на примере музыкального театра : дис. ... канд.

искусствоведения : 17.00.09 / Зыкова Наталья Сергеевна. - Москва, 2004. - 179 с.

85. Иерусалимская, С. Ю. Развитие народного образования в российской провинции во второй половине XIX - начале XX вв. : по угличским материалам : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Иерусалимская Светлана Юрьевна. - Иваново, 2005. - 225 с.

86. Искусство Кузбасса в контексте развития региона (период 19902010-х гг.) : коллективная монография / Н. Л. Прокопова, О. В. Синельникова, Н. С. Попова [и др.] ; отв. ред. Н. Л. Прокопова. - Кемерово : Кемеров. гос. инт культуры, 2016. - 264 с.

87. История города : Новониколаевск-Новосибирск : исторические очерки / гл. ред. А. Ф. Косенков. - Новосибирск : Изд. дом «Историческое наследие Сибири», 2005. - Т. 1. - 864 с.

88. История Оперы Зимина. 1903-1917 : сборник / сост. В. Пронина. -Москва : МФ «Поколения», 2005. - 350 с.

89. История СССР : аннотир. ук-ль библиогр. пособ., опубл. на рус. яз. с нач. XIX в. по 1982 г. : в 2 ч. Ч. 2 / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина ; Гос. публ. ист. б-ка ; сост. : И. А. Гузеева, И. П. Магницкая, М. А. Овсянникова ; ред. : Г. А. Главатских, З. Л. Фрадкина ; библиогр. ред. Н. В. Кадушкина. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ГБЛ им. В. И. Ленина, 1984. - 208 с.

90. Йон, М. Советская оперетта и киномюзикл 1930-х годов - легкий жанр или замаскированная идеология? / М. Йон // Культура и власть в условиях коммуникационной революции XX века : форум немец. и рос. исследователей / под ред. : К. Аймермахера, Г. Бордюгова, И. Грабовского. -Москва : АИРО-^, 2002. - С. 253-270.

91. Каган, М. С. Социальные функции искусства / М. С. Каган. -Ленинград : Знание, 1978. - 34 с.

92. Каган, М. С. Человеческая деятельность : опыт системного анализа : учеб. пособие / М. С. Каган. - Москва : Политиздат, 1974. - 328 с.

93. Каганский, В. Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство : сб. ст. / В. Л. Каганский. - Москва : Новое литературное обозрение, 2001. — 576 с.

94. Казакова, Г. М. «Региональная» и «провинциальная» культуры : о сущностных характеристиках / Г. М. Казакова // Вестник МГУКИ. - 2007. - № 3. - С. 110-114.

95. Каменец, А. В. Культурная политика и современная социокультурная ситуация : методологические основы системы управления на федеральном и региональном уровнях в сфере культуры / А. В. Каменец // Ориентиры культурной политики. - 1994. - Вып. 5. - С. 10.

96. Канащук, Т. Н. Маркетинг в сфере театрального искусства / Т. Н. Канащук // ОНВ. - 2013. - № 2 (116). - С. 94-96.

97. Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин. - Санкт-Петербург : ЛитРес, 2012. - 310 с.

98. Категория : Театры России [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2018. - Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Театры_России.

99. Кемерово [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2018. - Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Кемерово.

100. Кемеровский музыкальный колледж : от истоков до современности [Электронный ресурс] // Кемеровский областной музыкальный колледж : официальный сайт. - Электрон. дан. - Кемерово, 2018. - Режим доступа : http://www.kmk42.ru/about-kmk/history.

101. Клейман, Ю. А. Американская режиссура первой трети ХХ века : учеб. пособие / Ю. А. Клейман. - Санкт-Петербург : СПбГАТИ, 2011. - 152 с.

102. Книга Мормона : мюзикл [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2018. - Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Книга_мормона_(мюзикл).

103. Кнорин, В. Г. Основные задачи в области руководства художественно-театральной работой : доклад / В. Г. Кнорин // Пути развития театра : стенограф. отчет и решения парт. совещ. по вопр. театра при Агитпропе ЦК ВКП(б) / вступ. ст. В. Г. Кнорина ; под ред. С. Н. Крылова. -Москва : Кинопечать, 1927. - С. 43-260.

104. Ковальченко, И. Д. Методы исторического исследования / И. Д. Ковальченко. - 2-е изд., доп. - Москва : Наука, 2003. - 486 с.

105. Коган, Л. Н. Социология культуры : учеб. пособие / Л. Н. Коган. -Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1992. - 120 с.

106. Колесников, А. Г. Оперетта венгерская, чувства русские / А. Г. Колесников // Театральное дело. - 2006. - № 2. - С. 6-7.

107. Копалова, О. С. Театр и зритель : институциональные аспекты взаимодействия : автореф. дис. ... канд. социологических наук : 22.00.06 / Копалова Ольга Сергеевна. - Екатеринбург, 2001. - 21 с.

108. Короткий, К. Р. Необходимость и особенности формирования имиджа региона [Электронный ресурс] / К. Р. Короткин // Международный имидж России : живой журнал. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2018. - Режим доступа : https://image-of-russia.livejournal.com/18606.html.

109. Котлер, Ф. Все билеты проданы : стратегии маркетинга исполнительских искусств / Ф. Котлер, Дж. Шефф. - Москва : Классика-XXI, 2004. - 688 с.

110. Кравченко, А. И. Культурология : словарь / А. И. Кравченко. -Москва : Академический Проект, 2000. - 671 с.

111. Кретова, Е. Е. Механизмы Бродвейских мюзиклов [Электронный ресурс] / Е. Е. Кретова // Московский комсомолец : электронное периодическое издание. - Электрон. дан. - Москва, 2018. - Режим доступа : http://www.mk.ru/culture/2017/08/31/mekhamzmy-brodveyskikh-myuziklov-v-shtatakh-ne-ocenili-chernokozhego-bezukhova.html.

112. Кролевский, И. Мизерные зарплаты и лабуда на сцене [Электронный ресурс] / И. Кролевский // Lenta.ru : новостное интернет издание. - Электрон. дан. - Москва, 1999-2018. - Режим доступа : https ://lenta.ru/articles/2017/08/26/teatr/.

113. Культурная политика России : история и современность : два взгляда на одну проблему / отв. ред. : И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов. - Москва : Либерея, 1998. - 296 с.

114. Культурологический словарь [Электронный ресурс] // Библиотека учебной и научной литературы : сайт. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2012-2016. -Режим доступа : http://www.sbiblio.com/biblio/content.aspx?dictid=5.

115. Купцова, И. А. Русская провинциальная культура и российская цивилизация : сущность и взаимодействие / И. А. Купцова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2008. - № 4 (9). - С. 13-19.

116. Курбатов, В. П. Деятельностный подход в культурологии / В. П. Курбатов // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2010. - № 7. - С. 180-185.

117. Куштанина, Е. В. Региональная культурная политика : государственные обязанности в сфере культуры в региональном законодательстве [Электронный ресурс] / Е. В. Куштанина // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2016. - № 2. -(КиберЛенинка : научная электронная библиотека). - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-kulturnaya-politika-gosudarstvennye-obyazannosti-v-sfere-kultury-v-regionalnom-zakonodatelstve.

118. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв : науч. издание / Ю. М. Лотман. -Москва : Гнозис ; Прогресс, 1992. - 270 с.

119. Лотман, Ю. М. Семиосфера : культура и взрыв, внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман. - Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, 2004. - 703 с.

120. Малиновский, Б. Научная теория культуры / Бронислав Малиновский ; пер. с англ. И. В. Утехина. - 2-е изд., испр. - Москва : ОГИ, 2005. - 184 с.

121. Малков, Н. Дискуссия советизации оперетты / Н. Малков // Жизнь искусства. - 1925. - № 36. - С. 10.

122. Малков, Н. Какая нам нужна оперетта? / Н. Малков // Жизнь искусства. - 1924. - № 24. - С. 12.

123. Манн, Т. Собрание сочинений : в 10 т. Т. 10 / Т. Манн ; под ред. : Н. Н. Вильмонта, Б. Л. Сучкова. - Москва : Гослитиздат, 1961. - 696 с.

124. Мариинский театр [Электронный ресурс] : официальный сайт Мариинского государственного академического театра. - Электрон. дан. -Санкт-Петербург, 1998-2018. - Режим доступа : https://www.mariinsky.ru/.

125. Маркетинг культуры и искусства : обзорно-аналитическая монография / Ф. Колбер, Ж. Нантель, С. Билодо, Дж. Д. Рич. - Санкт-Петербург : Арт Пресс, 2004. - 256 с.

126. Маркова, Г. И. Массовая культура : содержание и социальные функции : дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 / Маркова Галина Ивановна. -Москва, 1996. - 148 с.

127. Меньшиков, А. М. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.01 / Меньшиков Александр Михайлович. - Москва, 2004. - 20 с.

128. Меньшой, А. В. Об оперетте / А. В. Меньшой // Жизнь искусства. - 1924. - № 50. - С. 12.

129. Московский театр оперетты [Электронный ресурс] : официальный сайт Московского государственного академического театра оперетты. -Электрон. дан. - Москва, 2006-2018. - Режим доступа : https://mosoperetta.ru/.

130. Мохонько, А. П. Музыкальный театр Кузбасса / А. П. Мохонько. -Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. - 276 с.

131. Мошенский, А. А. Театральный процесс и его организационные проблемы в современной России : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09 / Мошенский Александр Александрович. - Москва, 2004. - 137 с.

132. Музыкальная жизнь Москвы в первые годы после Октября. Октябрь 1917-1920 : хроника, документы, материалы / Гос. центр. музей муз. культуры имени М. И. Глинки ; авт.-сост. С. Р. Степанова. - Москва : Сов. композитор, 1972. - 336 с.

133. Мурзина, И. Я. Культура Урала : очерки становления и развития региональной культуры : учеб. пособие для вузов / И. Я. Мурзина. -Екатеринбург : Изд-во Уральск. гос. пед. ун-та, 2006. - 244 с.

134. Мурзина, И. Я. Феномен региональной культуры : поиск качественных границ языка описания : монография / И. Я. Мурзина. -Екатеринбург : Изд-во Уральского гос. пед. ун-та, 2003. - 205 с.

135. Нагибин, Ю. Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана / Ю. Нагибин // Октябрь. - 1984. - № 4. - С. 62-130.

136. Новая философская энциклопедия : в 4 т. Т 1 / науч.-ред. совет : акад. РАН В. С. Степин (пред.) [и др.] ; Институт философии Российской академии наук ; Национальный общественно-научный фонд. - Москва : Мысль, 2000. - 721 с.

137. Новосибирск [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2018. - Режим доступа : https://ra.wikipedia.org/wiki/Новосибирск.

138. Обзор статистики рынка труда в Кемерово : уровень средней заработной платы в Кемерово за последние 12 месяцев [Электронный ресурс] // Trud.com : сайт. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2018. - Режим доступа : http ://kemerovo.trud.com/salary/901.html.

139. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : 70000 слов / С. И. Ожегов ; под ред. Н. Ю. Шведовой ; АН СССР, Ин-т рус. яз. - 22-е изд., стер. - Москва : Рус. яз., 1990. - 921 с.

140. Орлова, Е. В. Культурное пространство : определение, специфика, структура / Е. В. Орлова // Аналитика культурологии. - 2010. - № 18. - С. 4253.

141. Отставнова, И. В. Пространство российской провинции : «Жизнесмыслы» : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Отставнова Ирина Владимировна. - Саранск, 2006. - 150 с.

142. Падво, М. Об оперетте / М. Падво // Жизнь искусства. - 1925. - № 34. - С. 7.

143. Панкрухин, А. П. Маркетинг территорий / А. П. Панкрухин. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 416 с.

144. Партнеры [Электронный ресурс] // Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва : официальный сайт. - Электрон. дан. - Кемерово, 2018. -Режим доступа : http://www.muz42.ru/partners.html.

145. Пиксанов, Н. К. Областные культурные гнезда : историко-краеведный семинар : приложение указатель словарей местных деятелей / Н. К. Пиксанов. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1928. - 148 с.

146. Потёмкина, О. Маркетинг исполнительских искусств : динамика развития и отличительные черты / О. Потемкина // Сцена. - 2006. - № 5 (43). -С. 55-56.

147. Почему лучше зависеть от зрителей, чем от Минкульта [Электронный ресурс] : интервью с Д. Богачевым // «Афиша Daily» : новостной портал. - Электрон. дан. - [Б. м.], 1999-2018. - Режим доступа : https://daily.afisha.ru/brain/3054-prodyuser-myuziklov-o-tom-pochemu-luchshe-zaviset-ot-zriteley-chem-ot-minkulta.

148. «Призрак Оперы» за два года собрал около 2 млрд. рублей, продано около 1 млн. билетов [Электронный ресурс] : интервью с Д. Богачевым // Коммерсантъ : новостное издание : информационный портал. -Электрон. дан. - Москва, 1991-2018. - Режим доступа : https ://www.kommersant.ru/doc/2938368.

149. Прокопова, Н. Л. Приглашенные режиссеры в художественной деятельности нестоличных театров : на материале театров Кузбасса 2000-2010 гг. / Н. Л. Прокопова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - Вып. 3-1. - С. 55-59.

205

150. Прокопова, Н. Л. Тенденции коммерциализации театра : на материале театрального пространства Кузбасса / Н. Л. Прокопова // Искусство и искусствоведение : теория и опыт. К новому синкретизму : сборник научных трудов / под ред. Г. А. Жерновой ; отв. за вып. Н. Л. Прокопова. - Кемерово : Кемеровск. гос. ун-т культуры и иск-в, 2005. - Вып. 4. - С. 318-337.

151. Прокопова, Н. Л. Фрилансеры в театральной режиссуре : попытка осмысления проблемы : (на материале театров Кузбасса 2000-2010 годов) / Н. Л. Прокопова // Искусство и искусствоведение: теория и опыт. Искусство в культурно-историческом контексте : сборник научных трудов / отв. ред. : Н. Л. Прокопова; пер. Т. А. Григорьянц. - Кемерово : Кемеровск. гос. ун-т культуры и иск-в, 2013. - Вып. 11. - С. 207-252.

152. Прокопьевск [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2018. - Режим доступа : https://ra.wikipedia.org/wiki/Прокопьевск.

153. Пронина, Л. А. Качество культурной среды : проблемы измерения / Л. А. Пронина // Известия Томского политехнического университета. - 2014. - № 6. - С. 65-73.

154. Пучкова, Е. И. Маркетинг в сфере театрального искусства [Электронный ресурс] / Е. И. Пучкова // Корпоративный менеджмент : интернет-проект. - Электрон. дан. - Москва, 1998-2018. - Режим доступа : http://www.cfin.ru/press/marketinq/1998-1/09.shtml.

155. Репертуар [Электронный ресурс] // Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва : официальный сайт. - Электрон. дан. - Кемерово, 2018. -Режим доступа : http://muz42.ru/repertoire.html.

156. Розин, В. М. Особенности культурологического дискурса [Электронный ресурс] / В. М. Розин // Культура культуры. - 2015. - № 2 (6). -(КиберЛенинка : научная электронная библиотека). - Режим доступа : https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-kulturologicheskogo-diskursa.

157. Рыженко, В. Г. Культура Западной Сибири : история и современность : учеб. пособие / В. Г. Рыженко, А. Г. Быкова ; под ред. А. К. Соколова. - Омск : ОмГУ, 2001. - 372 с.

158. Рэдклифф-Браун, А. Р. Методы этнологии и социальной антропологии / А. Р. Рэдклифф-Браун // Антология исследований культуры / отв. ред. и сост. Л. А. Мостова. - Санкт-Петербург : Университетская книга, 1998. - Т. 1. - С. 625-627.

159. Рэдклифф-Браун, А. Р. Структура и функция в примитивном обществе : очерки и лекции / А. Р. Рэдклифф-Браун. - Москва : Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 304 с.

160. Рябцева, О. В. Театр оперетты в условиях российской провинциальной культуры конца XIX - начала XX века : культурно-исторический анализ : автореф. дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Рябцева Ольга Викторовна. - Москва, 2006. - 16 с.

161. Сабелев, М. М. Культурный код сюжетно-музыкальной основы спектакля «Продажная любовь» / М. М. Сабелев // Вестник Кемеровского государственного университет культуры и искусств. - 2017. - № 40. - С. 103108.

162. Сараф, М. Я. Измерение культурного пространства / М. Я. Сараф // Пространство и время. - 2013. - № 1 (11). - С. 58-68.

163. Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии [Электронный ресурс] : официальный сайт. - Электрон. дан. -Екатеринбург, 2018. - Режим доступа : http://muzkom.net/.

164. Словарь философских терминов / науч. ред. В. Г. Кузнецова. -Москва : ИНФРА-М, 2007. - 729 с.

165. Смирнов, М. М. Неосистемная политология : поздний системный структурный функционализм / М. М. Смирнов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «История. Политология». - 2010. - № 7 (78). - С. 202-207.

166. Список городов России по алфавиту с численностью населения более 100 000 тыс. человек [Электронный ресурс] // Statdata.ru : сайт о странах, городах, статистике и др. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2018. - Режим доступа : http ://www. statdata.ru/spisok-gorodov-rossii.

167. Станиславский, К. С. Из письма к Вл. И. Немировичу-Данченко / К. С. Станиславский // Станиславский К. С. Собрание сочинений : в 8 т. -Москва : Искусство, 1961. - Т. 8. - С. 37-44.

168. Точилкина, А. С. Театральная среда современного города : теоретико-методологические подходы и социокультурные практики : автореф. дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Точилкина Алла Сергеевна. -Челябинск, 2016. - 25 с.

169. Трикило, Е. А. Проблема нормы в структурном функционализме и социальной феноменологии / Е. А. Трикило // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 5. - С. 89-91.

170. Устьянцев, В. Б. Культурно-историческое пространство крупного города : исходные структуры [Электронный ресурс] / В. Б. Устьянцев // Города региона : культурно-символическое наследие как гуманитарный ресурс будущего : материалы Международной научно-практической конференции (15-17 апр. 2003 г.). - Саратов, 2003. - Режим доступа : http://www.comk.ru/HTML/ustyancev_doc.htm.

171. Федотова, Н Г Векторы региональной культурной политики в сфере капитализации культуры / Н. Г. Федотова // Труды Санкт-Петербургского университета культуры и искусств. - 2013. - Т. 199. - С. 17-32.

172. Флеенко, Д. А. Провинция и центр в театральной культуре России 1970-80 годов : феномен «уральской зоны» : автореф. дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Флеенко Дарья Алексеевна. - Кемерово, 2015. - 24 с.

173. Флиер, А. Я. Культура как среда : опыт аналитического структурирования / А. Я. Флиер // Культура культуры. - 2014. - № 1(1). - С. 104-115.

174. Флиер, А. Я. Культурная среда и ее социальные черты [Электронный ресурс] / А. Я. Флиер // Знание. Понимание. Умение : информационный гуманитарный портал. - Электрон. дан. - Москва, 2018. -Режим доступа : http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/2/Flier_Cultural-Milieu/.

175. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. -Москва : Академический Проект, 2000. - 458 с.

176. Фоминых, О. Б. Региональная и провинциальная культура : некоторые характеристики / О. Б. Фоминых // Время культуры в региональном пространстве : сб. науч. тр. / под ред. Д. Н. Маслюженко. - Курган : Курганский гос. ун-т, 2010. - С. 74-84.

177. Франк, С. К. Взрыв как метафора культурного семиозиса [Электронный ресурс] / С. К. Франк // Журнальный зал : некоммерческий литературный интернет-проект. - Электрон. дан. - [Б. м.], 1996-2017. - Режим доступа : http://magazines.russ.ru/nlo/2012/115/f5.html.

178. Фролов, С. С. Социология : учеб. для высш. учеб. заведений / С. С. Фролов. - Москва : Наука, 1994. - 256 с.

179. Фролова, Н. Л. Российский репертуарный драматический театр в условиях современной социокультурной ситуации : организационно-творческие аспекты : дис. ... канд. искусствоведение : 17.00.01 / Фролова Надежда Леоновна. - Москва, 2017. - 315 с.

180. Художник-технолог по сценическому свету [Электронный ресурс] // Профгид : центр профориентации : сайт. - Электрон. дан. - Москва, 20072018. - Режим доступа : https://www.profguide.ru/professions/hudojnik_tehnolog_po_scenicheskomu_svetu. html.

181. Чаки, М. Идеология оперетты и венский модерн : культурно-исторический очерк / М. Чаки ; пер. с нем. В. А. Ерохина. - Санкт-Петербург : Изд-во им. Н. И. Новикова, 2001. - 348 с.

182. Четвертов, И. Г. Феномен культурного пространства / И. Г.

Четвертов // Язык. Культура. Общество : материалы II Международной

209

научной конференции «Межкультурная коммуникация в современном обществе». - Саранск : Мордовский гос. ун-т им. Н. П. Огарева, 2011. - С. 8184.

183. Чехов, М. А. Литературное наследие : в 2 т. / М. А. Чехов. -Москва : Искусство, 1995. - Т. 1. - 544 с.

184. Чистова, Т. Ю. Оперетта как жанр советского музыкального театра 1920-х-1930-х годов : традиции и новации / Т. Ю. Чистова // Вестник МГУКИ. - 2011. - № 1. - С. 216-219.

185. Шахнозарова, Н. Г. Парадоксы советской музыкальной культуры 1930-е годы / Н. Г. Шахнозарова. - Москва : Индрик, 2001. - 128 с.

186. Шевченко, А. С. Театральный маркетинг как стратегия формирования имиджа региона : на примере Мариинского театра / А. С. Шевченко // Известия СПбГЭУ. - 2012. - № 2. - С. 120-124.

187. Яськевич, И. Г. История искусства музыкального театра : лекции, материалы : учеб. пособие / И. Г. Яськевич. - Новосибирск : НГТИ, 2011. -305 с.

188. Hedwig and the angry inch. The musical [Electronic resourse] // Wikipedia: the free encyclopedia. - Electronic data. - [S. 1.], 2018. - Mode of access : https ://en.wikipedia.org/wiki/Hedwig_and_the_Angry_Inch_(musical).

189. Kenrick, J. Musical theatre. A history / J. Kenrick. - New York : Bloomsbury academic, 2010. - 424 p.

190. Kotler, F. Standing Room Only : strategies for Marketing the Performing Arts : Harvard Business Review Press / F. Kotler. - Boston, 1997. - 576 P.

191. Matilda. The musical [Electronic resourse] // Wikipedia: the free encyclopedia. - Electronic data. - [S. 1.], 2018. - Mode of access : https://en.wikipedia.org/wiki/Matilda_the_Musical.

192. Palmer, E. Culture and region of Europe [Electronic resourse] / E. Palmer. - Mode of access :

https://www.culturalpolicies.net/web/files/273/en/Palmer.pdf.

210

193. Paulikevich, A. Regional cultural policy changes in the context of new public governance : developing a creative economy in Lithuania / A. Paulikevich // Siauliai : Social research. - 2011. - № 3 (24). - P. 89-99.

194. Prince, H. Contradictions : notes on twenty-six years in the theatre / H. Prince. - New York : Dodd, Mead, 1974. - 242 p.

195. Rutni, C. Sull'onda del Danubio blu / C. Rutni. - Rome : Edizioni Lint, 1985. - P. 314/

196. Strasberg, L. A Dream of Passion / L. Strasberg. - New York : Plume. 1970. - P. 36-39.

197. Wicked. The musical [Electronic resourse]. - Mode of access : https://wickedthemusical.com/the-show.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.