"Виртуальный" фольклор в контексте народной смеховой культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Рукомойникова, Вера Павловна
- Специальность ВАК РФ10.01.09
- Количество страниц 220
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Рукомойникова, Вера Павловна
Введение. jp. 1. Специфика виртуального фольклора.
1.1. Условия виртуального общения.
1.2. Особенности бытования виртуального фольклора.
1.3. Пути развития художественного творчества пользователей Интернета.
2. Смеховой мир Интернета.
2.1. Энциклопедии компьютерных существ. fr 2.2. Силиконовая Библия.
2.3. Виртуальные сказки.
2.4. Притчи о компьютерных жителях.
2.5. Виртуальная поэзия.
2.6. Компьютерный перл одром.
2.7. Силиконовые байки.
2.8. Компьютерные анекдоты.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК
Эпистолярные формы в фольклоре современной подростковой и молодежной субкультуры2006 год, кандидат филологических наук Пономарева, Елена Николаевна
Вербальная рефлексия мужского шовинизма в немецкоязычных интернет-анекдотах про женщин2011 год, кандидат филологических наук Ерофеев, Юрий Викторович
Компьютерная коммуникация: лингвистический статус, знаковые средства, жанровое пространство2012 год, доктор филологических наук Галичкина, Елена Николаевна
Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты2004 год, доктор филологических наук Трофимова, Галина Николаевна
Малые жанры монгольского поэтического фольклора2008 год, доктор филологических наук Кульганек, Ирина Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Виртуальный" фольклор в контексте народной смеховой культуры»
Актуальность темы. В последнее время все большую поддержку в отечественной науке получает расширенное толкование фольклора как
•фколлективного и основанного на традициях творчества групп и индивидуумов»1, к сфере которого относят «явления и факты вербальной духовной культуры во всем их многообразии» [Путилов 1994: 24]. Традиционную социальную стратификацию, разделяющую анонимную массу на классы, сменяет субкультурная стратификация, рассматривающая общество как «агрегат разнообразных субкультур со своими картинами мира, собственным искусством и собственным фольклором» [Соколов 2000: 12].
0г' В поле зрения исследователей попадает фольклор различных социальных, возрастных, профессиональных, этнических, территориальных и т. п. групп, например, фольклор тюрем и лагерей, армейский фольклор, фольклор футбольных болельщиков, автостопщиков, парашютистов, альпинистов, фольклор молодежных субкультур - хиппи, рокеров, панков, уличных подростковых группировок и т. д. - все эти явления принято относить к городскому фольклору [Актуальные. 2002].
В русле данных исследований в диссертационной работе впервые стаw вится проблема изучения русскоязычного сообщества пользователей глобальной сети Интернет как виртуальной субкультуры, обладающей особым языком (жаргоном), нормами и ценностями, мышлением и восприятием пространства и времени, а в целом - своеобразной картиной мира, собственным искусством и собственным фольклором.
Термин виртуальный (лат. virtualis - потенциальный, возможный) имеет широкое семантическое поле. Впервые этот термин был введен в оборот в начале XX века, когда на смену классической механике Ньютона 4
1 Из определения, выработанного на совещании правительственных экспертов по сохранению фольклора при ЮНЕСКО, состоявшемся в Париже 1 марта 1985 года. пришла квантовая механика. Понятия виртуальных частиц и виртуальных процессов заняли в квантовой теории поля центральное место. Смысл термина виртуальный раскрывается через противопоставление эфемерности бесконечно малых перемещений объектов или бесконечно малых периодов существования частиц и стабильной в своих пространственно-временных характеристиках реальности [Физика. 1999: 78].
С внедрением в повседневную жизнь трехмерных компьютерных макромоделей у данного термина появилось второе значение: «созданный на экране компьютера, воспроизводимый компьютерными средствами» [Новейший. 2002: 177].
Дальнейшее расширение содержания термина виртуальный связано с понятием симуляции, введенным в 70-х гг. XX века французскими теоретиками-постмодернистами Ж. Делезом, Ф. Гваттари и Ж. Бодрийяром. Впервые ситуацию «утраты реальности» констатировал Ж. Бодрийяр: «знаки» не обмениваются более на «означаемое», они замкнуты сами на себя, институциональный строй - «система» продолжает существовать как симуляция, скрывающая отсутствие «глубинной реальности» [Иванов 1999: 35].
В современных гуманитарных исследованиях проводится мысль о том, что свойством виртуального обладает вся наша повседневная жизнь: «Виртуальная реальность, являясь внутренним состоянием субъекта, может быть вызвана внешними причинами и внешними обстоятельствами (природными явлениями, компьютерными технологиями, искусством и др.) или внутренними причинами (например, внутренними ощущениями, соматическим состоянием). Вместе с тем, виртуальные состояния могут быть вызваны как независимыми источниками, так и собственными рефлексивными источниками посредством «самовозбуждения». Таким образом, виртуальная реальность субъекта способна к саморазвитию и на собственной базе, на основе саморефлексии (религия, теоретические исследования, математика, состояние психики субъекта)» [Корсунцев 1997: 44].
О расширении термина виртуальный свидетельствует появление новой области психологического знания - виртуальной психологии [Носов 2000], а также многочисленных теорий виртуализации общества. Первые попытки создания социологических теорий на базе понятия виртуальности были практически одновременно предприняты в Германии Ахимом Бюлем и Михаэлем Паэтау, в Канаде — Артуром Крокером и Майклом Вэйнстейном и в России — Дмитрием Ивановым.
О виртуализации применительно к обществу говорят постольку, поскольку общество становится похожим на виртуальную реальность и описывается с помощью тех же характеристик. Виртуализацией считается «любое замещение реальности ее симуляцией/образом, не обязательно с помощью компьютерной техники, но непременно с применением логики виртуальной реальности» [Иванов 2000]. Эту логику, как утверждает Д. В. Иванов, можно наблюдать и там, где компьютеры непосредственно не используются. Например, виртуальной экономикой называют и ту, в которой хозяйственные операции ведутся преимущественно через Интернет, и ту, в которой спекуляции на фондовой бирже преобладают над материальным производством. Виртуальной политикой можно назвать борьбу за власть и посредством агитации с помощью Web-страниц или пресс-конференций в сети Интернет, и посредством рекламных акций в телестудии или на концертной площадке.
Следует заметить, однако, что не все исследователи единогласно признают широкое толкование термина виртуальный. В частности, социолог Б. С. Сивиринов отмечает некорректность его использования применительно к социальной реальности и предлагает ввести новый термин социальная квазиреальность [Сивирнов 2003]. Несмотря на разногласия в терминологии, переносное значение понятия виртуальный, не относящееся непосредственно к компьютерным технологиям, также зафиксировано в словарях: «возможный, такой, который может или должен проявиться при определенных условиях, но в реальности не существующий» [Новейший. 2002: 177].
Введенные в работе понятия виртуальной субкультуры и «виртуального»1 фольклора основаны на узком понимании термина виртуальный, указывающего на принадлежность данного сообщества и его художественного творчества к компьютерным технологиям, а точнее - к пространству Интернета. Его синонимами в данном случае выступают прилагательные сетевой, J кибернетический, электронный, которые также используются в диссертации. На наш взгляд, понятие виртуальный более точно отражает содержание данного феномена, так как указывает на способ общения членов сформировавшейся субкультуры и на распространение их художественного творчества.
Наряду с новыми терминами, в настоящей работе вводится в научный оборот и новый материал, осуществляется его сопоставление с традиционным и современным городским фольклором в его привычных формах бытования.
Интернет - это особая среда взаимодействия людей. Электронные средства массовой коммуникации не только сокращают расстояние между людьми, но и устраняют их изолированность, возвратив тем самым каждому первородное самоощущение жителя единой деревни. Не случайно за ИнтернеЛ том закрепилась устойчивая метафора «мировая деревня» .
Как нам представляется, данную среду следует рассматривать как специфический пласт современной культуры, а именно как виртуальную субкультуру, обладающую особым языком (жаргоном), нормами и ценностями, 0 мышлением и восприятием пространства и времени, а в целом - своеобразной картиной мира, собственным искусством и собственным фольклором.
Цель работы: исследование одного из проявлений народной культуры - народного художественного творчества пользователей Интернета через призму игровой (карнавальной) культуры, в тесной связи с особенностями
1 Поскольку с этого момента виртуальный фольклор становится одним из ключевых понятий диссертационной работы, мы в дальнейшем его от кавычек освобождаем.
2 Global Village - букв, перевод «Мировая деревня». Термин, введенный теоретиком информации М.Маклюэном. [Маклюэн 2003]. мировоззрения, психики и мышления современного человека, погруженного в мир компьютерных образов.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1) изучение сложившейся в пространстве Интернета виртуальной субкультуры в контексте современных исследований феномена виртуальной реальности; 2) обоснование понятия виртуальный фольклор с точки зрения традиционных фольклорных признаков; 3) описание условий бытования и распространения виртуального фольклора, функциональной природы его жанров; 4) изучение связей виртуального фольклора с традиционным и современным городским фольклором, взаимодействия с литературой и массовой культурой; 5) выявление особенностей смехового мира Интернета, механизмов создания смехового эффекта, эстетики смеха.
Предметом исследования стали разнообразные комические жанры художественного творчества пользователей, создаваемые и распространяемые в сети Интернет: анекдоты, песни, стихи, сказки, байки, притчи, шутливые афоризмы, загадки.
Источниками послужили более 2000 сайтов и домашних страниц. В рамках исследования были также привлечены материалы из чатов и личной переписки компьютерных пользователей. В целом было проанализировано около 3500 текстов.
Методы исследования. В работе применялись историко-генетический, сравнительно-сопоставительный и описательный методы.
Историко-генетический метод позволяет выявить происхождение конкретных мотивов и образов виртуального народного творчества и проследить их связь с традиционным фольклором. Одновременно с определением истоков творчества необходим сравнительно-сопоставительный анализ, который всегда способствовал выявлению специфики рассматриваемых явлений. Принципы и приемы пародирования можно выявить лишь в результате сопоставления сюжетов, мотивов, традиций и прочих схожих моментов пародийного и пародируемого текстов. При обнаружении неизвестных ранее специфических процессов, происходящих в художественном творчестве пользователей Интернета, используется также описательный метод. Для поиска материалов, выяснения интересов создателей фольклора, их возраста и социального статуса использовались методы включенного наблюдения и опроса.
Научная база исследования.
Важное теоретическое и методологическое значение для нашей темы имеют исследования народной смеховой культуры, предпринятые впервые М. М. Бахтиным, а впоследствии существенно дополненные и скорректированные в соответствии с национальными особенностями русской культуры в работах Д. С. Лихачева, А. М. Панченко, А. Я. Гуревича, В. П. Даркевича и др. Выводы ученых о всенародности, универсальности и амбивалентности средневекового народного смеха имеют большое значение и для изучения виртуального фольклора.
Научной базой исследования послужили также и труды по современной народной культуре Б. Н. Путилова, Н. И. Толстого, С. Ю. Неклюдова, К. Б. Соколова, В. А. Поздеева и др. Определяющими стали следующие теории:
1) субкультурной стратификации и городского фольклора, рассматривающей общество как агрегат разнообразных субкультур со своими картинами мира, собственным искусством и собственным фольклором (К. Б. Соколов, С. Ю. Неклюдов);
2) «третьей культуры», возникающей на стыке народного фольклорного творчества и низовой массовой литературы (Н. И. Толстой, В. А. Поздеев, А. Ф. Некрылова);
3) важным является и современное понимание термина folk «как любой общности, любой группы, коллектива, некоторой единицы» (Б. Н. Путилов).
Степень изученности. Интернет как специфический пласт современной культуры привлекает внимание исследователей разных гуманитарных областей: социологов - изучение принципов организации и условий стабильности существования сетевых сообществ, социальных статусов их участников (С. В. Бондаренко, С. О. Кремлева, JI. А. Погосян), психологов - проблемы идентичности, самопрезентации, мотивации участников (Е. П. Белинская, А. Е. Войскунский, А. Е. Жичкина), юристов - проблемы права в Интернете, сообщества так называемого девиантного поведения, деятельность которых направлена во вред другим пользователям: хакерство, кибертерроризм (Д. Н. Песков, Е. А. Чичнева, А. В. Чугунов), культурологов - нормы компьютерной этики (J1. В. Нургалеева, Д. Сатин), лингвистов -трансформация языка внутри Интернета, агрессия англицизмов (М. Б. Бергельсон, Г. Н. Трофимова).
Говоря о специфике виртуальной коммуникации, исследователи отмечают особую карнавально-маскарадную атмосферу, царящую в сети (В. Ю. Нестеров, Н. Петрова, JI. JI. Федорова). Специальных исследований виртуального художественного творчества пока не предпринималось.
Научная новизна работы заключается, таким образом, в попытке теоретически обосновать существование виртуального фольклора и изучить его через призму народно-смеховой культуры.
Положения, выносимые на защиту:
1. Виртуальный фольклор как явление постфольклорное представляет собой специфическую область современного народного творчества, имеющую свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей - пользователей глобальной сети.
2. Формирование жанров виртуального фольклора происходит под влиянием карнавально-маскарадной атмосферы, царящей в сети Интернет, поэтому художественно-развлекательная функция становится в них не только преобладающей, но и обусловливающей жанровые свойства.
3. Обоснование пародийной трансформации как основного способа развития художественного творчества пользователей Интернета. Процесс трансформации в виртуальном фольклоре совершается при органической опоре на традицию.
4. Виртуальный мир - это смеховой эквивалент реального мира с его научными, культурными и эстетическими ценностями.
Теоретическая значимость работы следует из поставленных целей и задач. В научный оборот введено понятие виртуальный фольклор, определяется его сущность как явления постфольклорного.
Практическая значимость. Материалы и выводы работы могут быть использованы в общих и специальных курсах по фольклору. Многие положения диссертации могут найти применение в смежных научных областях знания - в исследованиях психологов, культурологов, социологов, лингвистов. В настоящее время результаты предпринятого анализа художественного творчества пользователей сети Интернет успешно применяются в курсе устного народного творчества, в спецкурсе «Молодежные субкультуры Поволжья» и спецсеминаре по фольклору, читаемых при кафедре русской и зарубежной литературы Марийского государственного университета, а также в разработке финансируемых проектов по молодежным субкультурам.
Апробация. Различные аспекты проблематики диссертации были предметом докладов на международных научных конференциях «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (Москва, 2004), «Социальные варианты языка» (Нижний Новгород, 2003, 2004), на всероссийских научных конференциях «Вавиловские чтения» (Йошкар-Ола, 2002, 2003), «Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи» (Соликамск, 2004) и на региональной научной конференции «Актуальные проблемы межкультурных и межъязыковых контактов» (Йошкар-Ола, 2001, 2004).
Основные положения диссертации изложены в публикациях, общий объем которых составляет 6,8 п. л.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографии, Списка источников и Приложения, содержащего перечень компьютерных терминов и жаргонизмов, а также полные тексты анализируемых жанров.
Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК
Специфика смеха в современном детском стихотворном фольклоре2000 год, кандидат филологических наук Кучегура, Любовь Александровна
Компьютерные виртуальные реальности как феномен современной культуры2005 год, кандидат культурологии Наседкина, Юлия Валерьевна
Фольклор и литература в контексте "третьей культуры"2003 год, доктор филологических наук Поздеев, Вячеслав Алексеевич
Вербальное творчество студенческого сообщества: характер и типы связей с традиционной и массовой культурой2009 год, кандидат филологических наук Ситнова, Анна Андреевна
Трансформация языковой личности в Интернет-коммуникации: на примере французской блогосферы2011 год, кандидат филологических наук Казнова, Наталья Николаевна
Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Рукомойникова, Вера Павловна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перемены, произошедшие в последние десятилетия в экономической, социальной и технической сферах, обусловили серьезные сдвиги в культурных основах современного общества. Появилась новая сфера взаимодействия людей - всемирная компьютерная сеть Интернет. Широкое использование в рамках данной сферы нового способа распространения фольклора - яркое свидетельство изменения культурной ситуации и становления особого, постфольклорного, характера творчества.
Причисляя художественное творчество пользователей Интернета к фольклору, мы тем самым акцентируем внимание на новых качествах народного художественного творчества в целом, принципиально отличающих его от традиционного крестьянского фольклора. В виртуальном творчестве, так же как и в современном городском фольклоре, усиливается индивидуально-авторское начало, под влиянием профессиональной литературы и массовой культуры происходит обновление его жанрового состава, уравниваются письменные и устные способы передачи. В то же время виртуальное художественное творчество обладает фольклорными признаками: традиционностью, вариативностью, синкретизмом, полифункциональностью.
Электронная сеть выступает в роли посредника в общении людей и создании текстов фольклора, возникающих в результате общения, в какой бы форме (в устной или письменной) оно ни происходило. Это место обмена опытом и формирования общей для всех пользователей фольклорной традиции. В виртуальных текстах прослеживаются черты сходства и общности творческих актов, сформировавшихся в результате сотворчества разных лиц.
Анализ жанров виртуального фольклора позволил выявить в них сходные мотивы, сюжеты, стилевые черты. Преемственность творческих актов просматривается также на примере формирования собственных повествовательных традиций, функционирования в виртуальных текстах общих тем и героев. Общие темы в сети, как правило, подсказаны самой виртуальной средой. Все они так или иначе связаны с компьютерным миром. Существующие в сети варианты текстов фиксируют формирование своей системы образности, своего стиля.
Виртуальное художественное творчество синкретично по своей природе. Оно представляет собой сложный семиотический ансамбль: словесные тексты, музыкальное сопровождение, рисунки. Эмоциональную нагрузку в текстах виртуального фольклора выполняют специальные графические знаки - смайлики, знаки препинания, прописные буквы, повторение одной и той же графемы. Частично с помощью графических знаков передается темп речи, интонация. Таким образом, технические возможности электронной коммуникации и выработанные в интернет-сообществе нормы речевого поведения создают ситуацию «изоморфности письменной речи устной».
Виртуальный фольклор обладает полифункциональностью. Ведущей в нем становится развлекательно-художественная функция. Анонимность, условность и пограничность существования в компьютерной сети способствовали становлению у обитателей Интернета особого сме-хового видения мира. Сформировавшаяся картина мира предопределила характер творчества пользователей глобальной сети.
Ироничность и игровой модус, определяющие современное постмодернистское сознание, актуализируются в условиях виртуального общения. Стремление к отклонению от нормы, переворачиванию культурных ценностей, живущее в народе, находит выход в пространстве Интернета, удачно приспособленном, как показало исследование, для создания в нем особой карнавальной атмосферы. Сформировавшаяся в сети смеховая картина мира предопределила характер творчества ее пользователей. Народный смех в Интернете искажает реальный мир, одновременно создавая свой виртуальный мир, с собственной наукой, культурой, религией, искусством в их смеховом варианте.
Перспективы виртуального способа создания и распространения народного художественного творчества безграничны и удивительны. Несомненно, дальнейшее развитие виртуального творчества заслуживает серьезного и тщательного исследования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Рукомойникова, Вера Павловна, 2004 год
1. Академия виртуального общения // Сервер www.redeyes.ru от 10.11.2003 <http:// www.redeyes.ru>.
2. Антология компьютерного юмора // Сервер compuhumour.narod.ru от 03.06.2001 <http://compuhumour.narod.ru/index.html>.
3. Архив компьютерного юмора // Сервер lol.slo.ru от 15.12.2002 <http://lol.slo.ru>; Сервер net.by.ru от 19.11.2002 <http://net.by.ru>; Сервер zzz.atlant.ru от 06.10.2003 <http://zzz.atlant.ru>; Сервер zzz.land.ru от 15.122002 <http://zzz.land.ru>.
4. Златовласка на Фортране // Сервер www.op.net от 06.09.2003 <http://www. op.net/docs/Computer-Folklore/goldi.locks>.
5. Киберфольклор // Сервер www.pass.wayne.edu от 08.12.2002 <http://www. pass.wayne.edu/~twk/compfolk.html#humor>.
6. Компьютерная история и фольклор // Сервер yoyo.cc.monash.edu.au от 18.05.2001 <http:// уоуо.сс.monash.edu.au/~mist/Folklore>.
7. Компьютерные фенечки // Сервер www.tomcat.ru от 25.04.2004 <http:// www.tomcat.ru./fenechki>.
8. Компьютерные шутки // Сервер www.computernerd.com от 15.12.2002 <http://www.computernerd.com/litebulb.htm>.
9. Компьютерный фольклор: обсуждение общих вопросов на телеконференциях Usenet. // <alt.folklore,computers>; <comp.society. folklore>; <alt.folklor.internets
10. Компьютерный юмор // Сервер www.epix.net от 16.08.2001 <http:// www.epix.net/-~buppa/humor/computer/nerdtest.html>.
11. Общие сведения о UseNet // Сервер news.lseptember.ru от 16.07.2003 http://news. 1 september.ru/newsweb/usenet.htm
12. Предметный указатель киберкультуры // Сервер humanitas.ucsb.edu от 15.12.2002 <http://humanitas.ucsb.edu/shuttle/cyber.html>; Сервер www.euro.net от 28.12.2002 <http://www.euro.net/mark.-space/CyberCul-ture.html>.
13. Приколы русского Интернета // Сервер alf-nuernberg.narod.ru от 13.05.2002 <http://alf-nuernberg.narod.ru/bibel/bibel.html>; Сервер www. xoxma.ru от 10.04.2001 <http://www.xoxma.ru/ancomp>.
14. Программистский юмор // Сервер www.intermarket.net от 12.15.2002 <http://www.intermarket.net/laughweb/canonical.lists/programming.humor.html>.
15. Развлекательные страницы Интернета // Сервер www.webnek.com от 14.04.2001 <http://www.webnek.com/ funny>.
16. Сборники анекдотов // Сервер aneki.narod.ru от 27.08.2003 <http://aneki.
17. Щ narod.ru>; Сервер www.anekdot.ru от 29.08.2003 <http://www.anekdot.ru>;
18. Сервер www.anekdotov.net от 24.05.2004 <http://www.anekdotov.net>; Сервер fstl.ru от 30.09.2003 <http://fstl.ru/anekdot/index.html>; Сервер www.fomenko.ru от 12.07.2003 <http://www.fomenko.ru/anek>.
19. Сетевая культура // Сервер www.eff.org от 14.05.2002 <http://www.еff. org/pub/ Net culture>.
20. Сетевые племена // Сервер www.eerie.fr от 18.04.2001 <http://www. eerie.fr/~al quier/cyberindex.html>.
21. Фонд «Общественное мнение» // Сервер bd.fom.ru от 24.06.2004 <http://bd. fom.ru/report/map/o030501 >.1. И. СЛОВАРИ
22. Восточнославянский фольклор: Словарь науч. и нар. терминологии / Редкол.: К. П. Кабашников (отв.ред.) и др. Минск: Навука i техшка, 1993.-478 с.
23. Ильин, И. П. Постмодернизм: Словарь терминов / И. П. Ильин. М., 2001.-489 с.
24. Крысин, JI. П. Толковый словарь иноязычных слов / JL П. Крысин. -2-е изд., доп. М.: «Русский язык», 2000 - 856 с. - (Б-ка слов. рус. яз.).
25. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга,1997.-640 с.
26. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред.Ш
27. А. Н. Николюкина. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2003. - 1600 стлб.
28. Мюллер, В. К. Англо-русский словарь / В. К. Мюллер. 23-е изд. стереотипное. - М.: «Русский язык», 1992. - 844 с.
29. Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.: ООО «Изд-во ACT», 2002. - 976 с.
30. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / РАН. Ин-т рус. язы• ка им. В. В. Виноградова / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
31. Русско-английский словарь компьютерной терминологии и жаргона // Сервер toschij.fatal.ru 27.08.2004 <http://toschii.fatal.ru/slov>.
32. Синклер, А. Большой толковый словарь компьютерных терминов. Русско-английский. Англо-русский / А.Синклер. М.: Вече, ACT,1998.-512 с.
33. Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. М.-Л.:
34. Наука, Ленингр. отд-е, 1950 1965.
35. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2002. - 960 с.
36. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / Под ред. Г. Н. Скляревской. РАН, Ин-т лингв, исследований. СПб.: Фолио-Пресс, 1998. - 700 с.
37. Физика. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия,1999.-944 с.1. Ш.НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
38. Актуальные проблемы полевой фольклористики. М.: Изд-во МГУ, 2002.-214 с.
39. Аникин, В. П. Пути и путы фольклористики в XX веке / В. П. Аникин // Филологические науки. 1998. - №2. - С. 3-13.
40. Бахтин, В. С. Реальность письменного фольклора / B.C. Бахтин // Экспедиционные открытия последних лет. Народная музыка, словесность, обряды в записях 1970-х 1990-х годов. - СПб.: Искусство СПБ, 1996. -С.151-159.
41. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. 2-е изд. - М: Худож. лит., 1990. - 543 с.
42. Белинская, Е. П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью / Е. П. Белинская, А. Е. Жичкина // Сервер Flogiston.ru от 30.10.2003 <http://flogiston.ru/proiects/articles/strategy. shtml>.
43. Белоусов, А. Ф. Современный городской фольклор / А. Ф. Белоусов // Сервер www.eu.spb.ru от 10.11.2003 <http://www.eu.spb.ru/ethno/ ethnol091.htm>.
44. Белоусова, Е. А. Представления и верования, связанные с рождением ребенка: современная городская культура: Автореф. дисс. канд. куль-турол. наук: 240001 / Е. А. Белоусова. М., 1999. - 23 с.
45. Бергельсон, М. Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации / М. Б. Бергельсон // Вестн. МГУ. Серия лингвистики и межкультурной коммуникации. 2000. - №1. - С. 55-67.
46. Бергсон, А. Смех / А. Бергсон. М.: Искусство, 1992. - 127 с.
47. Бернштейн, Б. М. Искусствоведческие аспекты изучения традиционной культуры / Б. М. Бернштейн // Традиционная культура. 2000. -№2. - С.3-18.
48. Блажес, В. В. Сатира и юмор / В. В. Блажес. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1987. - 204 с.
49. Блажес, В. В. Современные устные юмористические рассказы в их связи с народно-поэтической традицией / В. В. Блажес // Фольклор Урала. Современный русский фольклор промышленного региона. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. - С.38-48.
50. Блажес, В. В. Солдатский юмор / В. В. Блажес // Традиционная культура. 2000. - №1. - С.47-52.
51. Богатырев, П. Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырев. М.: Искусство, 1971. - 544 с.
52. Богданов, К. А. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности / К. А. Богданов. СПб., 2001.
53. Бойко, Ю. Е. Фольклорный пятачок в городском парке / Ю. Е. Бойко // Традиционные формы досуга: история и современность. М., 1993. -С.186-187.
54. Бондаренко, С. В. Виртуальные сетевые сообщества девиантного поведения / С. В. Бондаренко // Сервер Psynet от 22.03.2003 http://psynet. by. ru/texts/bondarenko4. html
55. Бондаренко, С. В. Социальная система киберпространства как новая социальная общность / С. В. Бондаренко // Научная мысль Кавказа. Приложение. 2002. - №12 (38). - С. 32-39.
56. Борев, В. Ю. Культура и массовая коммуникация / В. Ю. Борев, А. В. Коваленко. М.: Наука, 1986. - 301 с.
57. Борев, Ю. Б. Комическое, или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия / Ю. Б. Борев. М.: Искусство, 1970. - 266 с.
58. Борев, Ю. Б. Краткий курс истории XX века в анекдотах, частушках, байках, мемуарах по чужим воспоминаниям, легендах, преданиях и т. д. / Ю. Б. Борев. М.: Звонница, 1995. - 390 с.
59. Вакуров, В. Н. Фразеологический каламбур / В. Н. Вакуров // Русская речь. 1994. - № 6. - С. 40 - 46.
60. Веселова, И. С. Жанры современного городского фольклора: повествовательные традиции: Автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.01.09 / И. С. Веселова. М.: Изд-во МГУ, 2000. - 21 с.
61. Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы / Под ред. Н. А. Носова. М.: Магистр, 1997. - 187 с.
62. Виртуальные реальности и современный мир. Труды лаборатории вир-туалистики. Вып. 3. / Под ред. Н. А. Носова. М.:Аграф, 1997. - 85 с.
63. Войскунский, А. Е. Интернет новая область исследований в психологической науке / А. Е. Войскунский // Сервер psynet.by.ru от 05.04.2003 <http://psvnet.by.ru/texts/vovsk9.htm>
64. Гвоздарев, Ю. А. Фразеологические сочетания современного русского языка / Ю. А. Гвоздарев. Ростов-на-Дону.: Изд-во Рост, ун-та, 1973. - 103 с.
65. Гончарова, Н. Н. Особенности формирования лексического фонда подъязыка информатики и вычислительной техники (на материале кодифицированной и некодифицированной лексики) / Н. Н. Гончарова. -Орел: ОГПУ, 2000. 248 с.
66. Гридина, Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество / Т. А. Гридина. Екатеринбург: ЕГПИ, 1996. - 172 с.
67. Грушко, Е. А. Современные крылатые выражения / Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев. М.: Рольф, 2000. - 544 с.
68. Гудошников, Я. И. Русский городской романс: Уч. пособие / Я. И. Гудошников. Тамбов: Изд-во Томб. ун-та, 1990. - 170 с.
69. Гуревич, А. Я. Проблемы средневековой народной культуры /
70. A. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1981. - 359 с.
71. Гусейнов, Г. Заметки к антропологии русского Интернета: особенности языка и литературы сетевых людей / Г. Гусейнов // Новое литературное обозрение. 2000. - №43. - С. 289 - 321.
72. Даркевич, В. П. Народная культура средневековья: Пародия в литературе и искусстве IV XVI вв. / В. П. Даркевич - М.: Наука, 1992. - 341 с.
73. Даркевич, В. П. Народная культура средневековья: Светская и праздничная жизнь в искусстве IV XVI вв. / В. П. Даркевич - М.: Наука, 1988. - 158 с.
74. Дземидок, Б. О комическом / Б.Дземидок. Пер. с польск. С. Свяцкого. -М.: Прогресс, 1974. 224 с.
75. Жичкина, А. Е. Особенности формирования образа себя и образа другого в Интернет-коммуникации / А. Е. Жичкина // Сервер www.isn.ru от 10.02.2004 <http://www.isn.ru/info/seminar-doc/socpsy-avc95.doc>.
76. Жичкина, А. Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете / А. Е. Жичкина И Сервер Flogiston.ru от 14.02.1999 <http://flogiston.ru/proiects/ articles/refinf.shtml>.
77. Иванов, Д. В. Виртуализация общества / Д. В. Иванов // Социология и социальная антропология. / Под ред. В. Д. Виноградова,
78. B. В. Козловского. СПб.: ГИСН, 1997. - С. 291-302.
79. Иванов, Д. В. Критическая теория и виртуализация общества / Д. В. Иванов // Социологические исследования. 1999. - №1. - С. 32-40.
80. Иванов, Д. В. Феномен компьютеризации как социологическая проблема. Информационное общество: фантом постиндустриальной эры /
81. Д. В. Иванов // Сервер www.soc.pu.ru от 16.03.2000 <http//www.soc.pu. ru:8108/ publications/pts/divanov.html>,
82. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Искусство, 1996.-393 с.
83. Каптерев, А. И. Мультимедиа как социокультурный феномен / А. И. Каптерев // Сервер www.dvc.tvworld.ru от 10.05.2002 <http://www.dvc.tvworld.ru/Other/Kapterev/List%20ofyo20publications.files /Mmediabook/Content.htm>.
84. Карасев, JI. В. Философия смеха / JI. В. Карасев. М.: Рос. гуманит. ун-т, 1996.-224 с.
85. Каргин, А. С. Традиционная культура на рубеже XX XXI вв. / А. С. Каргин, Н. А. Хренов // Традиционная культура. - 2000. - №1. -С. 5 -9.
86. Каргин, А. С. Фольклор и кризис общества / А. С. Каргин, Н. А. Хренов. М.: Гос. центр русского фольклора, 1993. - 163 с.
87. Кастельс, М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / М. Кастельс М.: Изд-во Высш. шк. экономики, 2000. - 606 с.
88. Колесов, В. В. Язык города / В. В. Колесов. М.: Высшая школа, 1991.- 192 с.
89. Коловоротный, С. В. Виртуальная реальность: манипулирование временем и пространством / С. В. Коловоротный // Сервер psynet.by.ru от 05.04.2003 <http://psvnet.bv.ru/texts/kolovorotn.htrn>
90. Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000.-320 с.
91. Корсунцев, И. Г. Философия виртуальной реальности / И. Г. Корсунцев // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы. М.: Магистр, 1997. - С. 44 - 56.
92. Костомаров, В. Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа / В. Г. Костомаров. СПб.: Златоуст, 1999. - 319 с.
93. Кремлева, С. О. Сетевые сообщества / С. О. Кремлева // Сервер Flogiston.ru от 15.05.2003 <http:// flogiston.ru/proiects/articles/ kremleva.shtml>.
94. Крысин, JL П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса) / Л. П. Крысин // Язык и личность. -М.: Наука, 1987.-С. 154- 170.
95. Кузнецов, М. Философия Маршалла Маклюэна и коммуникационные стратегии Интернет / М. Кузнецов // Сервер www.isn.ru от 12.10.2003 <http://www.isn.ru/info/seminar-doc/Mclw.doc>.
96. Курганов, Е. Я. Анекдот как жанр / Е. Я. Курганов. СПб.: Академический проект, 1997. - 123 с.
97. Кучегура, Л. А. Специфика смеха в современном детском фольклоре: Дисс. . канд. филол. наук: 10.01.09 / Л. А. Кучегура. -М.: Изд-во ОГУ, 2000. 129 с.
98. Лихачев, Д. С. «Смеховой мир» древней Руси / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко. М.: Наука, 1976. - 204 с.
99. Лихачев, Д. С. Смех в древней Руси / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко. Л.: Наука, 1984. - 296 с.
100. Лотман, Ю. М. О семиотическом механизме культуры / Ю. М. Лотман, Б. Успенский // Труды по знаковым системам. Тарту: Тарт. гос. ун-т, 1971. - Т.5. - С. 150- 179.
101. Лотман, Ю. М. Семиосфера: культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство СПБ, 2000. - 703 с.
102. Макклеланд, Б. Онлайновское устное творчество: Интернет как средство фольклора / Б. Макклеланд // Интернет: культура и образование. -СПб, 1998. С. 11-14.
103. Маклюэн, М. Средство само есть содержание / М. Маклюэн // Сервер dll.botik.ru от 05.04.2003 <http://dll.botik.ru/libr/cit/maclu.koi8.html>.
104. Матвеева, С. Я. Субкультуры в динамике культуры / С. Я. Матвеева // Субкультурные объединения молодежи. М.: Наука, 1987. - С. 18 - 32.
105. Михайлова, Н. Г. Народная культура как целостный феномен: культурологический подход / Н. Г. Михайлова // Традиционная культура. -2002. -№3.- С. 8-15.
106. Михайлова, Н. Г. Общее представление о народной культуре и проблемах ее исследования / Н. Г. Михайлова // Народная культура в современных исследованиях. М.: Наука, 2002. - С. 5-39.
107. Морозов, А. А. Пародия как литературный жанр (к теории пародии) / А. А. Морозов // Русская литература. 1960. - №1. - С. 48 - 78.
108. Москалюк, А. Силиконовая Долина: что дальше? / А. Москалюк // Сервер www.itc.ua от 10.12.2003 <http://www.itc. ua/print. phtml?ID=9308>.
109. Неклюдов, С. Ю. Фольклор: типологический и коммуникативный аспекты / С. Ю. Неклюдов // Традиционная культура. 2002. - №3. -С. 3 -7.
110. Некрылова, А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища к. VIIIX н. XX вв. / А. Ф. Некрылова. - СПб.: Искусство, 1988. - 215 с.
111. Нестеров, В. Ю. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете / В. Ю. Нестеров // Сервер Flogiston.ru от 22.11.1999: <http://flogiston.ru/proiects/articles/ netemotions.shtml>.
112. Никитина, С. Е. Устная народная культура и языковое сознание / С. Е. Никитина. М.: Наука, 1993. - 187 с.
113. Новиков, В. И. Книга о пародии / В. И. Новиков. М.: Советский писатель, 1989. - 540 с.
114. Новичкова, Т. А. Два мира земной и космический - в современных народных легендах / Т. А. Новичкова // Рус. лит. - 1990. - №1. -С.132 - 143.
115. Новичкова, Т. А. Фольклор и современность. Городские легенды, слухи, толки, суеверия // Новичкова, Т. А. Эпос и миф / Т. А. Новичкова. СПб.: Наука, 2001. - С. 215-235.
116. Носов, Н. А. Виртуальная психология. Труды лаборатории виртуали-стики. Вып. 6. / Н. А. Носов. М.: Аграф, 2000. - 432 с.
117. Носов, Н. А. Психологические виртуальные реальности / Н. А. Носов. М.: ИТАР-ТАСС, 1994. - 167 с.
118. Нургалеева, Л. В. Сетевая этика / Л. В. Нургалеева // Сервер www.ido.tsu.ru от 17.03.2001 <http://www.ido.tsu.ru/ ss/?unit=90>
119. Орлова, Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию / Э. А. Орлова. -М.: Изд-во МГИК: Рос. ин-т культурологии, 1994. 214 с.
120. Орлова, Э. А. Современная городская культура и человек / Э. А. Орлова. М.: Наука, 1987. - 192 с.
121. От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. Сборник статей. М.: Наука, 1998. - 219 с.
122. Панченко, A.M. Русская история и культура: Работы разных лет. / А. М. Панченко. СПб.: Юна, 1999. - 157 с.
123. Пермяков, Г. Л. Основы структурной паремиологии / Г. Л. Пермяков. М.: Наука, 1988. - 235 с.
124. Пермяков, Г. Л. От поговорки до сказки. Заметки поп общей теории клише / Г. Л. Пермяков. М.: Наука, 1970. - 212 с.
125. Песков, Д. Н. Интернет и российская политика: утопия и реальность / Д. Н. Песков // Политические исследования. 2002. - №1. - С. 31-46.
126. Петрова, Н. Виртуальная реальность как новый метод арт-терапии, или расставание с собой / Н. Петрова // Сервер www.visualtech.ru от 14.04.2003 <http://www.visualtech.ru/vculture/vrat/index.html>.
127. Петрова, Н. Русский Интернет как открытое фольклорное сообщество / Н. Петрова // Сервер www.visualtech.ru от 12.11.2002 <http://www. visualtech.ru/vculture/folklor/index.html>.
128. Поддьяков, А. Н. Правдоподобие и неправдоподобие виртуальной реальности / А. Н. Поддьяков // Сервер psynet.by.ru от 12.11.2003 <http:// psynet.by.ru/ texts/conf 4.htm>.
129. Поздеев, В. А. «Третья культура»: Проблемы формирования и эстетики / В. А. Поздеев. М.: Редакц.-изд. центр МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2000. - 134 с.
130. Поздеев, В. А. Фольклор и литература в контексте «третьей культуры»: Автореф. дис.д-ра. филол. наук: 10.01.09, 10.01.01 /
131. B. А. Поздеев. М, 2003. - 38 с.
132. Полищук, Н. С. Фольклор городской 1 Н. С. Полищук // Свод этнографических понятий и терминов: народные знания, фольклор, народное искусство.-М., 1991.-С. 138-139.
133. Поляков, М. Я. Язык пародии и проблемы структуры стиля // Поляков, М. Я. Вопросы поэтики и художественная семантика / М. Я. Поляков. изд. 2-е. - М.: Советский писатель, 1986. - С. 275 - 299.
134. Померанцева, Э. В. Судьбы русской сказки / Э. В. Померанцева. -М.: Наука, 1965.-220 с.
135. Походня, С. И. Языковые виды и средства реализации иронии /
136. C. И. Походня. Киев: Наук думка, 1989. - 126 с.
137. Пропп, В. Я. Морфология сказки / В. Я. Пропп. изд. 2-е. - М.: Наука, 1969. - 168 с.
138. Пропп, В. Я. Проблемы комизма и смеха. (Собрание трудов В. Я. Проппа). Научная редакция, комментарии Ю. С. Рассказова / В. Я. Пропп. М.: Лабиринт, 1998. - 288 с.
139. Пропп, В. Я. Ритуальный смех в фольклоре. (По поводу сказки о Несмеяне) // Пропп, В. Я. Проблемы комизма и смеха.(Собрание трудов В. Я. Проппа) / В. Я. Пропп. М.: Лабиринт, 1998. - С. 220 - 257.
140. Путилов, Б. Н. Фольклор и народная культура / Б.Н.Путилов. -СПб.: Наука, 1994. 240 с.
141. Пушкарева, О. В. Пародирование как способ сюжетно-композиционной организации анекдота / О. В. Пушкарева // Филологические науки. 1996. - № 2. - С.35 - 41.
142. Разумова, И. А. Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История. / И. А. Разумова. М.: Индрик, 2001. - 367 с.
143. Рождественская, С. Б. Этнографическое изучение культуры российского города: Метод, пособие. / С. Б. Рождественская М.: Наука, 1994.- 156 с.
144. Руднев, В. П. Прагматика анекдота / В. П. Руднев // Словарь культуры XX века. М., 1999. - С. 27-28.
145. Русская литература XX века в зеркале пародии: Антология / Сост., вступ. ст. и послесл-коммент. О. Б. Кушлиной. М.: Высш.шк., 1993. -477с.
146. Русские народные традиции и современность. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1995. - 216 с.
147. Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А. Ф. Белоусов. М., 1998.
148. Санников, В. 3. Каламбур как семантический феномен / В. 3. Санников // Вопросы языкознания. 1995. - №3. - С. 56 - 69.
149. Санников, В. 3. Русский язык в зеркале языковой игры / В. 3. Санников. М.: «Языки русской культуры», 1999. - 544 с.
150. Сатин, Д. Этика работы профессионала в сети Интернет / Д. Сатин // Сервер Web.psychology.ru от 19.042000 <http://web.рsyhology.ru/internet/ conversations/lebedev.stm<br>
151. Сафонов, О. И. Современный детский стихотворный фольклор. Традиции народной смеховой культуры // Фольклор народов России. Вып. 19. Уфа: БГУ, 1992. - С. 125-132.
152. Сивиринов, Б. С. Социальная квазиреальность или виртуальная реальность? / Б. С. Сивиринов // Социологические исследования. 2003. -№2.-С. 39-44.
153. Современный городской фольклор / Ред. кол. А. Ф. Белоусов, И. С. Веселова, С. Ю. Неклюдов. М.: РГГУ, 2003. - 740 с.
154. Соколов, К. Б. Субкультурная стратификация и городской фольклор / К. Б. Соколов // Традиционная культура. 2000. - №1. - С. 10-17.
155. Сулер, Дж. Люди превращаются в электроников. Основные психологические характеристики виртуального пространства / Дж. Сулер // Сервер www.flogiston.ru от 15.02.2001 <http://www.flogiston.ru/ projects/translate/ elektronik. shtml>.
156. Супрун, А. Е. Текстовые реминисценции как языковое явление / А. Е. Супрун // Вопросы языкознания. 1995. - №6. - С. 17-29.
157. Толстой, Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике / Н. И. Толстой. М.: Индрик, 1995. - 365 с.
158. Трофимова, Г. Н. Русская речь в Интернете / Г. Н. Трофимова // Русская речь. 2002. - №1. - С. 125 - 127.
159. Тынянов, Ю. Н. О пародии // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. / Ю. Н. Тынянов М.: Наука, 1977. - С. 284-310.
160. Учебный материал по теории литературы. Жанры словесного текста. Анекдот / Сост. А. Ф. Белоусов. Таллинн: Таллинский пед. ун-т, 1989.
161. Федорова, JI. JI. Маскарадная коммуникация в компьютерных сетях / JI. Л. Федорова // Русский язык. №48 (360). - 23-31 декабря 2002. -С.10-16.
162. Хайм, М. Метафизика виртуальной реальности / М. Хайм // Сервер www.relis.ru от 12.06.2003 <http://www.re 1 is.ru/MEDIА/news/pwvr/vm 1 hime.html>.
163. Ханпира, Э. И. Об окказиональном слове и окказиональном словообразовании / Э. И. Ханпира // Развитие словообразования современного русского языка. М.: Наука, 1966. - С. 153 - 166.
164. Хейзинга, Й. Homo Ludens: Статьи по истории культуры / Сост., пер. и авт. вступ. ст. Д. В. Сильвестров / Й. Хейзинга. М.: Прогресс-Традиция, 1997.-413 с.
165. Художественная жизнь современного общества: В 4 т. Т.1: Субкультуры и этносы в художественной жизни / Отв.ред. К. Б. Соколов. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1996. 238 с.
166. Чиркова, О. А. Поэтика современного народного анекдота: Автореф. дис.канд. филол. наук: 10.01.09 / О. А. Чиркова. М., 1997. - 22 с.
167. Чистов, К. В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории / К. В. Чистов. Л.: Наука Ленингр. отд, 1986. - 303 с.
168. Чичнева, Е. А. Право и Интернет / Е. А. Чичнева // Вестник МГУ Сер. Философия. 2002. - №3. - С. 108-120.
169. Чугунов, А. В. Перспективы развития в России информационного общества (социальный портрет российской интернет-аудитории) / А. В. Чугунов // Политические исследования. 2002. - № 5. - С. 146157.
170. Школьный быт и фольклор: Учебный материал по русскому фольклору / Сост. А. Ф. Белоусов. 4.1-2. Таллинн, 1992.
171. Шмелева, Е. Я. Русский анекдот: текст и речевой жанр / Е. Я. Шмелева, А. Д. Шмелев. М.: Языки славянской культуры, 2002. - 134 с.
172. Шрадер, X. Глобализация, (де)цивилизация и мораль / X. Шрадер // Сервер www.soc.pu.ru от 19.11.2001 <http://www. soc.pu.ru:8101/ publications/issa/1998/2/6schrad.html>.
173. Щепанская, Т. Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этнографического исследования системы: 1986-1989 гг. / Т. Б. Щепанская. -СПб: Наука, 1993.-340 с.
174. Щурина, Ю. В. Речевые жанры комического / Ю. В. Щурина // Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Изд-во СГУ, 1999. -С. 150-154.
175. Эко, У. От Интернета к Гутенбергу / У. Эко // Новое литературное обозрение. 1998. - №32. - С. 5-14.
176. Buhl, A. Die virtuelle Gesellschaft. Okonomie, Politik und Kultur im Zeichen des Cyberspace / A. Buhl. Opladen: Opladen Univ. Press, 1997. -314 s.
177. Forman, G. Constructivism in the computer age: A reconstructive epilogue. / G. Forman and P. B. Pufall, Eds., Hillsdale. NY: Lawrence1. Erlbaum, 1998. 364 p.
178. Frude, N. The intimate machine: Close encounters with computers and robots / N. Frude. NY: New American Library, 1983. - 288 p.
179. Internet Society (ISOC). All about the Internet: History of the Internet // Server www.isoc.org 12.08.2000 <http://www.isoc.org/guest/zakon/ Internet/Hi story/>.
180. Kelly, P. Human Identity Part 1: Who are you? / P. Kelly // Server www.home.calumet.yorku 12.06.1997 <http://www.home.calumet.yorku.ca/ %20pkelly/www/idl. htm>.
181. Kroker, A. Data Trash. The Theory of the Virtual Class / A. Kroker, M. Weinstein. Montreal: Montreal Univ. Press, 1994. - 286 p.
182. Reid, E. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities / E. Reid // Server fun91 .kivikko.hoas.fi 11.02.2000 http://fun91 .kivikko.hoas.fi/ ~donwulff/irc/cult-form.html
183. Reid, E. Electropolis: Communication and Community On Internet Relay Chat / E. Reid. // Server fun91. kivikko.hoas.fi 14.08.2001 <http://fun91. kivikko.hoas.fi/~donwulff/irc/cult-form.html>.
184. Suler, J. The Psychology of Cyberspace / J. Suler // Server www.rider.edu 14.11.2000 <http://www.rider.edu/users/suler/psycyber/genderswap.htm>
185. Virtualisierung des Sozialen. Die Informationsgesellschaft zwischen Fragmentierung und Globalisierung. B. Becker., M. Paetau (Hrsg.). -Frankfurt a. M.: Frankfurt Univ. Press, 1997. 376 s.1.. СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ДИССЕРТАНТА
186. Рукомойникова, В. П. «Виртуальный» фольклор: за и против: Монография / В. П. Рукомойникова. Йошкар-Ола: РИО МарГУ, 2004. - 128 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.