Виртуальность как естественнонаучный, технический и культурный феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.08, кандидат философских наук Николаев, Илья Александрович

  • Николаев, Илья Александрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Саратов
  • Специальность ВАК РФ09.00.08
  • Количество страниц 149
Николаев, Илья Александрович. Виртуальность как естественнонаучный, технический и культурный феномен: дис. кандидат философских наук: 09.00.08 - Философия науки и техники. Саратов. 2004. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Николаев, Илья Александрович

Введение.

Глава 1. Виртуальность как естественнонаучный феномен.

1.1. Виртуальные объекты естественных и точных наук.

1.2. Онтология физической виртуальности.

Глава 2. Виртуальность как технический и культурный феномен.

2.1. Виртуальность как технический феномен.

2.2. Виртуальность как культурный феномен.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия науки и техники», 09.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Виртуальность как естественнонаучный, технический и культурный феномен»

Актуальность темы исследования.

Реальность рубежа двух тысячелетий, противоречивость и многоплановость различных социальных и технических процессов сделали чрезвычайно актуальным теоретическое осмысление направленности изменений, происходящих в современной цивилизации. Эти изменения, затрагивая страны, регионы, всю человеческую цивилизацию в целом, стимулируют интерес исследователей к масштабному анализу происходящего.

Научные, технические и социальные процессы, протекающие в современном обществе России, Европы и Америки, ускоряют изменение и разрушение прежних, стабильно функционирующих теоретических представлений о реальности, мире в целом, его онтологических основаниях, казавшихся до недавнего времени незыблемыми и единственно верными. В этих условиях становится необходимым критический пересмотр и коррекция ряда теоретических положений в прежних философских концепциях, а также создание новых парадигм, учитывающих все накопленные научно-технические завоевания и более адекватно отражающих реальные процессы современности.

В контексте решения этих задач представляется плодотворным разработка постнеклассического видения полионтичности мира, связанного прежде всего с феноменом виртуальности. Конец XX века ознаменовался "взрывом" интереса к феномену виртуальности, возникшему во многом благодаря созданию современных компьютерных технологий. Однако отнюдь не успехи компьютерных технологий породили этот феномен, они лишь "обнажили" его, привлекли к нему внимание. В настоящее время в результате коллективной деятельности большого числа специалистов: ученых, разработчиков, инженеров, программистов создан целый компьютерный виртуальный мир, "киберпространство", кардинально изменивший жизнь человечества и вовлекший в свою динамику миллиарды людей.

Многочисленные попытки осмыслить феномен виртуальности с философских позиций привели к созданию виртуалистики, в настоящее время интенсивно развивающейся. Чаще всего виртальность осмысляется в рамках постнеклассической парадигмы, определяющей объектом своего рассмотрения нелинейность, нестабильность, поливариантность и полион-тичность как неотъемлемые характеристики бытия.

Как любое интенсивно познаваемое явление, виртуальность, или виртуальная реальность, рассматривается и изучается с очень разных, иногда диаметрально противоположных позиций, это понятие уже стало многозначным. Значимость виртуальных феноменов, неоднозначность представлений о виртуальном, отсутствие проясненных дефиниций и неопределенность свойств делают попытки философского осмысления этого феномена чрезвычайно важными и актуальными.

Степень разработанности проблемы

В современной философской литературе феномен виртуальности рассматривается с различных, иногда противоположных и взаимоисключающих позиций. Доминирующими являются представления о виртуальном, как о сотворенном человеческой деятельностью искусственном феномене, обладающем специфическими свойствами, а исследованию природных, естественных виртуальных объектов и соответствующих им есте-ствеенонаучных понятий посвящено сравнительно небольшое число работ. Когда речь заходит о виртуальном, то вспоминают прежде всего о компьютерном и Интернет-мире, пока еще недостаточно исследованных. Наиболее часто под "виртуальной реальностью" подразумевается созданный в высокоскоростных компьютерах гипотетический мир, "киберпространст-во" (Носов Н.А., Щелкунов М.Д., Мусралимов Р.В.). С подобных позиций виртуальная реальность определяется как продукт взаимодействия человека с инфотехносредой, в процессе которого: 1) в киберпространстве формируется система чувственно воспринимаемых человеком образов; 2) эти образы переживаются человеком как объективно реальные вплоть до замещения1 . Именно к "виртуальной реальности" в этом смысле привлечено внимание большинства исследователей.

Однако понятие "виртуальность" имеет и более широкое значение. Виртуальная реальность, по определению Ярона Ланье, это "погружающая интерактивная симуляция действительного или воображаемого мира". Существует мнение, что виртуальность в ее широком смысле и разнообразных проявлениях присуща в той или иной степени любым видам духовно-познавательной деятельности: научному, философскому, религиозному, .художественно-эстетическому отображению действительности (Акчурин И.А., Садыков М.Б.) . С культурных позиций рассматривается множество виртуальных реальностей, рождающихся при воздействии на наши органы чувств, порождающих общественное мифологическое сознание: музыкальная; виртуальность, создаваемая запахами; зрительная, связанная с компьютерами, телевидением, изобразительным искусством (Нуруллин Н.А.)3.

Феномен виртуальности активно обсуждается в философской литературе как способ бытия системных и тотальных свойств (В.А. Кайдалов, В.А. Гаврилюк, Ю.П. Роговой); в контексте онтологической неопределенности и лишенности основных предикатов действительного бытия (С.С. Хоружий); в рамках категориальных рядов "материальное"-"идеальное" (В.Г. Федотова, Т.А.Кирик), "возможность"-"действительность" хМурсалимов Р.В. Виртуальная реальность: определение. Философские аспекты виртуальной реальности // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С.3-5; Щелкунов М.Д. Виртуальная реальность как форма мироосвоения // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000.С.40-42.

2Садыков М.Б. Проблема виртуальности в философии истории // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С.30-33

3Нуруллин Р. А. Виртуальный мир: миф или реальность? // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С.6-8.

О.В.Катаева, Т.И.Вафин); как носитель психологического и антропологического аспектов, при этом оцениваются возможности виртуальной психологии и виртуального человека, его детства (Н.А.Носов, Ю.Т.Яценко); выясняются возможности виртуальной реальности как формы Мироосвоения (М.Д.Щелкунов); исследуются этапы становления виртуальной культуры, культурологические и аксиологические аспекты виртуальности (И.А. Ак-чурин, Л.П.Тимофеева); изучается связь виртуальности и творчества (Р.А. Браже); выясняются гносеологическая природа и методологические функции виртуальной реальности (Б.К.Лебедев); обсуждаются проблемы виртуализации реальности и эвристические аспекты виртуальной реальности (О.Е. Баксанский, С.Н. Коняев); исследуются представления о виртуальности в точных науках и виртуальные истоки жизни (В .Д. Эрекаев, К.Х.Хайруллин, Ф.Т. Валишин); изучаются онтологические аспекты виртуальности в связи с феноменом детерминированного хаоса (В.В.Афанасьева); строится виртуальная герменевтика (М.В. Шугуров); обсуждаются виртуальные социальные практики (Г.П.Юрьев); диагностируются виртуальные ловушки (М.А.Пронин); исследуется связь виртуальной реальности с феноменом компьютеризации (М.В. Кувшинов); конструируются концепции виртуальных технологий (А.В.Юхвид, М.П. Евдокимова, Г.П. Каты с, П.Г. Катыс, B.C. Ефремов, С. Л. Сурменко, О.М. Сур-менко); оцениваются неизбежные издержки феномена виртуальности, в частности интернетомания и виртуальная наркомания (В.Н.Комаров, Е.Слепчук, С.Демкин).

Феномен виртуализации общества как принципиально новый глобальный процесс, отражающий реальные трансформации социума, анализируется А.Бюлем, М.Поэту, М.Вейстеном, А. Крокером, Д.В. Ивановым, К.К. Колиным. Среди основных направлений виртуализации общества выделяют виртуализацию экономики, проявляющуюся в создании сетевой экономики, электронных рынков продукции (Метарынков), в развитии ме~ ждународной сети электронных магазинов (Метамаркетов), рынка ценных бумаг; виртуализацию политики, связанную с созданием виртуальных ло-литтехнологий; виртуализацию культуры, связанную с PR-технологиями, созданием электронной прессы и книг; виртуализацию науки; виртуализацию системы образования. Широко исследуются социально-личностные аспекты виртуальной реальности, такие как бегство от реальности, суперкритическое отношение к традиционному, получение удовольствий, ее связь с настоящим, прошлым и будущим (JI.K. Нагматуллина, В.К. Падерин). Анализируется стремление человека "прорваться " в виртуальную реальность, создавая новый искусственный способ жизни, не схожий с природными условиями бытия, обсуждается возникновение Homo Virtualis, человека, ориентированного на виртуальность (Л.П.Тимофеева). Появляются и анализируются новые понятия, соответствующие новым явлениям: "виртуальный продукт", "виртуальная инновация", "виртуальная организация", "виртуальные деньги", "виртуальные потребности", "виртуальные страхи"(А.В. Петров)4.

Культурологическое исследование виртуальной реальсти постулирует, что вся мировая культура определенным образом связана с творимыми человеком виртуальными мирами. Гносеологический, теоретико-познавательный аспект человеческой деятельности может быть описан и описывается на основе творения виртуальных миров5. Виртуальная реальность, созданная творцом-художником, творцом-музыкантом, творцом-поэтом, интерактивна. Она дает зрителю, слушателю, читателю подключаться к ней, погружаться в нее, существовать в ней. Виртуальные миры позволяют исследовать процессы свободного становления, возникновения принципиально новых структур, столь характерные для любого творчест

4Петров А. В. К пониманию виртуальной реальности в связи вхождением в информационное общество // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000.

5 Акчурин И. А. Виртуальные миры и человеческое познание/ Общетеоретические и логические проблемы виртуальных миров. М., 2000. С. 9-29. ва, любой субъект культуры не может обойтись без них в своей психике6. Определенные "сценарии" творчества начинают изучаться синергетикой, с привлечением виртуальных представлений.7

Существует мнение, что эффекты виртуализации реальности свойственны естественному процессу познания реальности любым человеком благодаря связи познания с реальными условиями существования человека в мире8.

Понятие "виртуальная реальность" приобретает и нравственно-этическое звучание. Так, с превращением виртуальной реальности в действительную, с преодолением разрыва между действительным и виртуальным существованием человека связывают осуществление идеалов. Идеал невозможно определить, имея опору лишь в действительном мире. С этих позиций рассматриваются взгляды Канта, который считал "особой заслугой Платона то, что он не подчинял виртуальный мир действительному миру, но, напротив, полагал, что действительный мир порожден и полностью зависим от мира виртуального". Виртуальным миром называется моральный мир Канта, "моральный закон во мне", открывающий "жизнь, независимую от животной природы"9. Предполагается, что творцом идеала является сама жизнь, взятая в единстве виртуальной (небесной) и действительной (земной) реальности10. Мир несет элементы гипо

6 Там же. С. 20.

7 Браже Р.А. Синергетика и творчество. Ульяновск, 2001.

Еаксанский О.Е. Виртуальная реальность и виртуализация реальности. // Концепции виртуальных миров и научное познание, 2000.

9Кант И. Сочинение в 6-ти т. Ч. 1. М., 1965 С. 500.

10 Гатауллин Р.А. Идеалы и идолы виртуальной реальности // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С.62-64. тетичности, виртуальности11. Виртуальность представляет собой уход от "абсурда действительности, приход к гармонии окольными путями"12.

С виртуальных позиций рассматривается история. При этом виртуальность мыслится необходимым и неустранимым моментом всякого знания об истории. Предполагается, что виртуальное проигрывание исторических ситуаций позволяет глубже понять уроки исторических событий (Агапов О.Д.)13.

Исследуются и физические аспекты виртуальности14. При этом постулируется, что физическая виртуальность - это особый вид существования, характеризуемый понятиями возможности, вероятности, становления, обменности и переходности. По мнению В.А. Кайдалова, виртуальные частицы представляют собой не особый, становящийся класс частиц, существующий в возможности, но суть всеобщий аспект существования реальных частиц, проявляющийся во взаимодействии. С естественнонаучных позиций анализируются виртуальные истоки жизни. Рассматривается первоначальное виртуальное состояние нашей Вселенной - протовселен-ная, опроеделившее существование множества виртуальных миров и свойства нашего пространства-времени.15 Предполагается, что Вселенная возникла в результате взрыва из первобытного вакуума, который освободил колоссальные ресурсы виртуального (непроявленного) бытия. Открытие нелокальных корреляций показывает, насколько Вселенная едина и пТокранов А. В. Аксиологичекий апект проблемы виртуальной реальности и современный кризис Ценностей // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С.45-47.

2Курашова В. В. Виртуальная реальность как извечный экзистенциальный феномен // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С. 42-43.

3Агапов О.Д. Виртуальность в историческом познании // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С. 50-51

14Хайруллш К.Х. О виртуальных истоках жизни // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000.С.24-27; Валишин Ф.Т. Виртуальность в современном мире // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С.60-61.

15 Эрекаев В.Д. Виртуальное состояние ранней Вселенной //Понятие виртуальности в точных науках. М., 2002. С. 197-211. конструктивна, благодаря порядку, скрытому в недрах виртуального субквантового мира16. Мысля физическую виртуальность, можно говорить о вечности жизни, правда, не в актуальном, а в виртуальном состоянии. Подобно тому, как "фазовые судороги" вакуума взрывообразно породили Вселенную, превратив ее виртуальные частицы в реальные, так и некие "бифуркации", испытываемые космическим веществом, создавая в нем асимметрию, "выпустили" жизнь, содержащуюся в виртуальном состоянии где-то в ее глубоких недрах17. В динамической картине мира виртуальность есть "нерв близкодействия, момент опережающего отражения волновой природы самого движения как единства сущности всего многообразия природы. Виртуальность приводит к зарождению волны, к зарождению процесса. Виртуальность в физике приводит к вариационным принципам, физическому вакууму"18.

Виртуальность изучается и как синергетический феномен, сущност-но связанный с явлениями неустойчивости, мультистабильности и детерминированного хаоса.19

В настоящее время складываются два основных подхода к исследованию основ виртуальности. Первый условно можно назвать "психологи-ческо-экзистенциальным", он представлен прежде всего работами Н.А. Носова и его последователей. В рамках психологического подхода виртуальная реальность рассматривается не как телесная или умопостигаемая, но чувственно-образная. Виртуальная реальность предполагает человеческую деятельность внутри себя, это есть не просто образное воспроизведение человека, но и действие в этом образе его воли. Таким образом по

1йБом Д. Квантовая теория. М.3 1965; Bohm D. Wholeness and the Implicate Order. London, 1983.

17 Хайруллин K.X. О виртуальных истоках жизни.

18 Валишин Ф.Т. Виртуальность в современном мире

19 Афанасьева В.В. Детерминированный хаос: от физики к философии. Саратов, 2001; Афанасьева В.В. Детерминированный хаос: феноменологическо-онтологическйй анализ. Саратов, 2002. и нимаемая виртуальная реальность предполагает чувственно-образное пространство, в котором действует воля человека воплощенная в одном из образов виртуальной реальности. Однако образное воплощение человека в виртуальной реальности есть нечто иное, нежели сам человек. Это определяет аллегоричный характер виртуальной реальности в отличии от символичного характера мифологии, сновидений или человеческой фантазии. Образы виртуальной реальности не обретают свою сущностную предметность, являясь эпифеноменом носителя виртуальной реальности и энергий, воплощенных в нем. При этом выделяются следующие аспекты виртуальной реальности20:

-виртуальная реальность существует только "здесь и теперь"; в виртуальной реальности для человека, в ней находящегося, нет прошлого и будущего;

-включенность в события, человек - главный участник виртуальных событий, которые он переживает как реальные. Поэтому виртуальность предстает перед нами носителем не только онтологического аспекта, но и антропологического;

-виртуальная реальность - это феномен, но феномен сотворенный. Основными свойствами виртуальной реальности как сотворенного феномена являются порождаемость, актуальность, интерактивность, автономность.

Второй подход, онтологический, связан с рассмотрением виртуальности как универсального естественного феномена. При этом постулируется, что существуют различные онтологические уровни виртуальности, как естественные, природные, так и сотворенные человеческой деятельностью, а компьютерная виртуальная реальность - лишь один из них. После

Носов Н.А. Реальные нереальности // Человек. 1993. №1; Носов Н.А. Виртуальный человек. М., 1997; Малясов Г.В. Виртуальная реальность: в поисках антропной идентичности // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С. 35-38. довательный онтологический анализ виртуальности позволяет рассматривать ее как недовоплотившуюся реальность, реальность с малым "временем жизни", ввести представление о многоуровневой реальности и уровнях виртуальности. Подобный подход представляется нам наиболее общим и позволяет сделать онтологически значимые выводы, определив создаваемую в киберпространстве и Интернет-мире виртуальность как один из онтологических подуровней «тонкой структуры» виртуальности вообще.

Попытки выделить существенные онтологические свойства виртуальности позволяют выделить в ней онтологическую ущербность, отсутствие у виртуального бытия основных предикатов бытия реального (С.С. Хоружий)21. В работах С.С. Хоружего рассматривается связь виртуальности и неопределенности, виртуальность мыслится как недород бытия, не-до-выраженность, недовоплощенность, разрыв между выражающим и выражаемым. Вводится представление о топосе Виртуального как "месте пребывания" онтологической неопределенности, к которому относятся состояния, продуцируемые виртуальными стратегиями. "Психотехники" и духовные практики попадают в топос Виртуального, приводя к созданию "духовных" симулякров, к виртуализации сознания, к "размазыванию" границ собственного "Я". Феномен виртуального рассматривается как один из топологически связанных горизонтов неопределенности (Фабер В.О.).

Анализ феномена виртуальной реальности и множества работ, посвященных его исследованию, показывает, что отсутствует ясность и единство даже в определении виртуальности. Множественность существующих определений заставляет заняться прояснением того, что же на са

21 Хоружий С.С. Род или недород. Заметки к онтологии виртуальности // Вопросы философии. 1997. № 6. мом деле может считаться виртуальным, каковы основные типы виртуальных объектов, как их классифицировать. Рассматривая виртуальность с онтологических позиций, необходимо ответить на следующие вопросы. Виртуальное - это бытие или небытие? Если бытие, то какое? Отлично ли оно от бытия реального? Если да, то чем оно отличается? Как это бытие осуществляется? Когда речь идет о том, что виртуальное существует в особом пространстве и особом времени, возникает вопрос, что это за пространство и что это за время?

Итак, соответствует ли виртуальности некое бытие? Попытки ответить на этот вопрос уже сделаны. Виртуальность определяют как "небы

ЛЛ тийное бытие", "небытие, беременное бытием" , как "недовоплощенное"

23 бытие . С других позиций его определяют как бытие вещи идеальное либо потенциальное.

Реально ли виртуальное? Одна крайняя позиция соответствует мнению, что виртуальная реальность нематериальна, она лишь "субъективное переживание". С противоположной позиции виртуальная реальность определяется как "вторая объективная реальность", "вторая природа, неадекватная первой природе, породившей человека". Виртуальность и реальность представляются настолько трудно различимыми, что возникает вопрос: не является ли виртуальностью реальный мир? Однако все-таки находится существенное отличие реальности от виртуальной реальности: виртуальная реальность реальна, актуальна, но не субстанциональна.

Еще один, важнейший на наш взгляд, вопрос пока остается без ответа: существуют ли у всех, так по-разному недопроявленных виртуально-стей, общие универсальные существенные свойства?

22 Хайруллин К.Х. О виртуальных истоках жизни // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000.С.24-27.

23 Хоружий С. С. Род или недород.

Многие из перечисленных вопросов пока не имеют однозначного ответа. Работы, посвященные последовательному онтологическому анализу виртуальности, поиску его существенных свойств и смысла, исследующие виртуальность как онтологически сложный, многоуровневый феномен, в настоящее время практически отсутствуют. Множественность существующих представлений о феномене виртуальности, фрагментарность его исследования, отсутствие системности и целостности в философском осмыслении феномена виртуальности приводит к необходимости его последовательного и систематического философского анализа.

Сформулированные выше вопросы и проблемы определили предмет и цель диссертационной работы.

Предмет исследования

Предметом данного исследования является виртуальность как комплексный естественнонаучный, технический и культурный феномен.

Основная цель исследования

Целью исследования является выяснение универсальных существенных онтологических свойств феномена виртуальности на основе изучения естественнонаучных, технических и культурных виртуальных объектов; поиск смысла существования виртуальности; построение онтологии виртуальности, отражающей все многообразие ее форм.

Сформулированная цель определила постановку следующих задач:

1. Проанализировать существующие естественнонаучные представления о физических виртуальных объектах, исследовать генезис и эволюцию научных представлений о виртуальности;

2. С помощью методов онтологического и феноменологического анализа прояснить понятие "виртуальный".

3. Выделить типы сосуществования реальных и виртуальных естественных объектов и универсальные существенные свойства естественной виртуальности; выяснить онтологический смысл существования последней;

4. Исследовать виртуальность как сотворенный технический феномен; изучить этапы творения компьютерной виртуальной реальности;

5. Проанализировать свойства виртуального пространства и времени;

6. Изучить социальные аспекты творения виртуальной реальности, разработать категорию "виртосфера", исследовать структуру виртосферы, виртуальные социальные взаимодействия;

7. Исследовать культурные аспекты феномена виртуальности;

8. Систематизировать виртуальные феномены различной природы, разработать концепцию иерархии виртуальностей, выяснить, сохраняются ли существенные свойства физической виртуальности для сотворенных виртуальных феноменов.

Методологическими основаниями исследования являются основные методы онтологического анализа: анализ и синтез, системный и исторический подход, позволяющие выделить и классифицировать все многообразие виртуальных феноменов, исследовать существенные свойства виртуальности. При решении поставленных проблем использовались также некоторые идеи и методы феноменологического анализа Э.Гуссерля, в частности метод прояснения и метод эйдетической вариации.

В работе использован и нелинейно-синергетический подход, дающий возможность исследовать свойства физических виртуальных состояний и движений, законы взаимодействия виртуальных и реальных физических объектов, а также выяснить связь виртуальности и детерминированного хаоса.

Разработка ключевых категорий и анализ теоретического материала осуществляется на основе научно-рационального мышления с доминированием логико-теоретической составляющей познания. Методологический синтез конкретно проявляется на уровне сопряжения диалектического, системно-функционального, ретроспективно-исторического и культурно-типологического подходов в процессе рефлексии над феноменом виртуальности.

Изложение материала диссертации проводится с привлечением философских и естественнонаучных работ, как отечественных, так и зарубежных. Широко используется фактуальные материалы и категориальные аппараты классической и квантовой механики, оптики, космологии, теории колебаний и волн, нелинейной динамики. Материалы естественных, точных и гуманитарных наук имеют эмпирическое и методологическое значение для выяснения существенных свойств виртуальности, конституиро-вания представлений об иерархии существующих виртуальностей.

Философское осмысление феномена виртуальности фундируется некоторыми идеями классической идеалистической философии. Необходимость их привлечения диктуется особенностями познания исследуемого феномена и тем фактом, что его онтологическое исследование приводит к представлениям о полионтичности бытия, о несубстанциональных объектах. Основания для философского осмысления феномена виртуальности находятся в работах Платона, Аристотеля, Гегеля, Шеллинга, Флоренского, Франка, идеи которых приобретают новое звучание в свете современных представлений о виртуальном.

Научная новизна диссертационного исследования состоит, прежде всего, в том, что представленная работа является одной из первых в отечественной философии попыток осуществить целостный анализ виртуальности как многоуровневого естественного, технического и культурного феномена. Вкладом в изучение данного феномена является определение тотальности феномена виртуальности, его онтологических горизонтов и существенных свойств. Результаты исследования, представляющие научную новизну, состоят в следующем:

• с философских позиций изучен широкий спектр естественных физических виртуальностей и научных представлений о виртуальном; выяснены генезис и эволюция последних;

• прояснено понятие "виртуальный", дано авторское определение "виртуального";

• выделены общие существенные свойства естественной виртуальности;

• изучены типы взаимодействия виртуальных и реальных физических объектов;

• выяснен онтологический смысл естественной виртуальности;

• введено представление об иерархии виртуальностей;

• изучены этапы творения компьютерной виртуальной реальности;

• разработано представление о виртосфере и исследована ее структура;

• изучены свойства пространства виртуальной реальности и виртуального времени;

• изучены социально-культурные аспекты виртуальной реальности и культура как виртуальный феномен;

• показано, что основные существенные свойства естественной виртуальности сохраняются для виртуальностей других уровней.

Положения выносимые на защиту:

1. Виртуальность является тотальным свойством физического мира, проявляемым на микро-, макро- и мегауровнях организации материи. Универсальными существенными свойствами естественной виртуальности являются: 1) способность существовать, но быть перцептивно не воспринимаемой, непосредственно не регистрируемой приборами; 2) способность переносить взаимодействия реальных объектов либо воздействовать на последние; 3) короткое "время жизни"; 4) существование в переходных состояниях или процессах, дающее выбор из ряда возможностей. Онтологическое исследование приводит к рассмотрению виртуальности как переходного, пограничного, недовоплотившегося бытие, определяющего развитие реальных процессов.

2. Выделение существенных свойств естественной виртуальности и этимологический анализ позволяют прояснить и зафиксировать понятие "виртуальный", ограничив его содержание следующим образом: "Виртуальный - существующий, но не воспринимаемый таковым, способный воздействовать на реальное, короткоживущий, дающий определенные возможности".

3. Анализ результатов естественных наук дает возможность выделить следующие типы сосуществования естественных виртуальных и реальных объектов: 1) сосуществование реальных и виртуальных объектов без видимого влияния виртуальных на реальные; 2) сосуществование реальных и виртуальных объектов с видимым влиянием виртуальных на реальные; 3) взаимные превращения виртуальных и реальных объектов; 4) образование из совокупности виртуальных объектов сложного реального. Перечисленные типы взаимодействий определяют все многообразие естественных процессов, происходящих с участием виртуальных объектов. Виртуальность может активно воздействовать на реальность, определяя происходящие в ней процессы развития.

4. Философское осмысление виртуальности как онтологически многоуровневого феномена позволяет ввести представление об иерархии вир-туальностей и выделить четыре онтологических горизонта виртуального бытия: 1) естественные виртуальности, включающие все виртуальные объекты физического мира; 2) технические виртуальности, создаваемые компьютерными технологиями и средствами "масс-медиа"; 3) культурные виртуальности, включающие виртуальные феномены мифологии, религии, философии, этики, литературы, искусства; 4) виртуальность мистического. Основные существенные свойства естественной виртуальности транслируются на виртуальности других горизонтов. Существование иерархии виртуальных объектов определяет полионтичность бытия.

5. Творимая человеческой деятельностью компьютерная «виртуальная реальность» представляет собой специфический, перцептивно воспринимаемый онтологический уровень виртуальности, существование которого определяет появление особого виртуального пространства и виртуального времени. Свойствами виртуального пространства являются динамически изменяющаяся размерность и фрактальность, позволяющие определить его как особое пространство с нетривиальной топологией - Топос; свойствами виртуального времени - индетерминированность скейлинга (неопределенность темпорального масштаба) и инверсия.

6. Становление неклассической виртуальной культуры как продукта компьютерной виртуальной реальности обусловлено появлением глобального виртуального уровня социальной всеобщности - виртосферы, структура которой определяется наличием перемешивающихся виртуальных потоков (коммуникационных, информационных, научно-технических, развлекательных), являющихся основными видами виртуальных социально-культурных взаимодействий. Субъектом виртуальной культуры (создателем, потребителем и носителем) является Homo Virtualis - новый тип социального индивида, ориентированный на виртуальность.

7. Культура во всем многообразии творимых ею феноменов содержит виртуальную составляющую, которая включает виртуальную культуру, творимую непосредственно при помощи компьютерных технологий (компьютерные произведения искусства, компьютерные игры, реклама) и виртуальные объекты классической культуры (образы, создаваемые мифологией, религией, литературой, искусствами, порождающие специфическое чувственно-образное пространство человеческого восприятия и воздействующие на субъекта). Виртуальные феномены культуры обладают всеми существенными свойствами виртуального.

Теоретическое и практическое значение исследования

Полученные результаты и выводы диссертационного исследования вносят теоретический вклад в философские дисциплины, занимающиеся исследованием проблемы виртуальности и полионтичности бытия: в философию науки, виртуалистику, онтологию и теорию познания, философию синергетики. Теоретико-методологическая значимость настоящего исследования состоит в разработке онтологического подхода к изучению феномена виртуального, выявлении существенных свойств виртуальности, создании концепции иерархии виртуальностей с общими существенными свойствами.

Материалы диссертационной работы могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности, в частности при разработке учебных программ, связанных с проблемами философии науки, онтологии и теории познания, виртуалистики, синергетики.

Апробация работы

Основные результаты исследования изложены автором в 8 публикациях.

Результаты исследования апробированы в докладах на следующих международных, российских, региональных конференциях: международной конференции "Хаос -2003"; региональной конференции "Человек в современном мире" (Саратов, 2002); всероссийской конференции "Современная картина мира: общество, пространство, время" (Саратов, 2001); международной конференции "Информационные технологии в естественных науках, экономике, образовании"; региональной научной конференции "Человек в современном мире" ( Саратов, 2002); региональной конференции "Философия науки: идеи, проблемы, перспективы развития" (Саратов, 2002); на межвузовских конференциях молодых ученых, проводимых философским факультетом СГУ (Саратов, 2002, 2003).

Результаты работы неоднократно обсуждались на научных семинарах кафедры философии и методологии науки СГУ.

Работа выполнена в аспирантуре кафедры философии СГУ. Структура работы

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и библиографического списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия науки и техники», 09.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия науки и техники», Николаев, Илья Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование феномена виртуальности на основе несомненных примеров виртуальных объектов естественного мира и представлений естественных и точных наук позволило нам отойти от доминирующего взгляда на виртуальность как сотворенный феномен и сделать вывод, что виртуальность, в первую очередь, является универсальным естественным, природным феноменом, определяющим законы развития реального мира.

Виртуальность является тотальным свойством физического мира, проявляемым на микро-, макро- и мегауровнях организации материи. Универсальными существенными свойствами естественной виртуальности являются: 1) способность существовать, но быть "невидимым", непосредственно не фиксируемым приборами; 2) способность переносить взаимодействия реальных объектов либо воздействовать на последние; 3) короткое "время жизни"; 4) существование в переходных состояниях или процессах, дающее выбор из ряда возможностей. Феноменологическое исследование позволяет рассматривать виртуальность как переходное, пограничное, не-довоплотившееся бытие, определяющее развитие реальных процессов.

Выявление существенных свойств естественной виртуальности позволяет зафиксировать не проясненное до этого понятие "виртуальный", ограничив его содержание следующим образом: "Виртуальный - существующий, но не воспринимаемый таковым, способный воздействовать на реальное, короткоживущий, дающий определенные возможности".

Онтологический и системный анализ феномена виртуальности позволяет ввести представление о степени виртуальности, об иерархии виртуальностей и выделить четыре виртуальных онтологических горизонта: 1) естественные виртуальности, включающие все виртуальные объекты физического мира; 2) технические виртуальности, создаваемые компьютерными технологиями и средствами "масс-медиа"; 3) культурные виртуальности, включающие виртуальные феномены мифологии, философии, этики, литературы, искусств; 4) виртуальность мистического. Основные существенные свойства естественной виртуальности транслируются на другие горизонты виртуального бытия. Проведенный анализ позволил систематизировать существующие на сегодняшний день разнообразные, порой противоречивые представления о феномене виртуальности в рамках онтологического подхода.

Виртуальность сосуществует с реальным бытием и может активно воздействовать на последнее. Феноменологический и онтологический анализ позволяет выделить следующие типы сосуществования естественных виртуальных и реальных объектов: 1) сосуществование реальных и виртуальных движений без видимого влияния виртуальных на реальные, и наоборот; 2) сосуществование реальных и виртуальных движений с видимым влиянием виртуальных движений на реальные; 3) взаимное превращение реальных движений в виртуальные, и наоборот; 4) образование из совокупности виртуальных движений сложного реального. Перечисленные типы взаимодействий определяют все многообразие естественных процессов, происходящих с участием виртуальных объектов.

Творимая человеческой деятельностью компьютерная «виртуальная реальность» представляет собой специфический перцептивно воспринимаемый онтологический горизонт виртуальности, существование которого определяет появление особого виртуального пространства и виртуального времени. Свойствами виртуального пространства являются динамически изменяющаяся размерность и, возможно, фрактальность; свойствами виртуального времени - индетерминация темпорального скейлинга (неопределенность масштабов) и инверсия.

Становление неклассической виртуальной культуры как продукта компьютерной виртуальной реальности обусловлено появлением глобального виртуального уровня социальной всеобщности - виртосферы, структура которой определяется наличием перемешивающихся виртуальных потоков (коммуникационных, информационных, научно-технических, развлекательных), являющихся основными видами виртуальных социально-культурных взаимодействий. Субъектом виртуальной культуры (создателем, потребителем и носителем) является Homo Virtualis - новый тип социального индивида, ориентированный на виртуальность.

Мы полагаем, что компьютерная виртуальная реальность является результатом согласованного, когерентного функционирования всех элементов инфотехносреды, создаваемой кооперативной интеллектуальной и практической деятельностью людей, интегральным результатом субъективной, интерсубъективной и реальной деятельности огромного числа людей, опосредованным глобальной компьютерной системой.

Мы исследовали структуру виртуального «киберпространства», коснулись особенностей виртуального времени, исследовали основные виды виртуальных социальных взаимодействий. Исследование структуры виртуального пространства позволило выделить следующие его свойства: 1. оно локализовано в ноосфере; 2. является переносчиком основных типов виртуальных "взаимодействий"; 3. представляет собой вместилище всех виртуальных объектов, создаваемых глобальной компьютерной сетью; 4. размерность этого пространства не определена, переменна и фрактальна. Инверсия виртуального времени и неопределенность временных масштабов определяются тем, что при конституировании виртуальной реальности возможно установить любые длительности, проектировать любые (в том числе и меняющиеся) пространственные характеристики и удобное временное протекание событий. Как правило, течение времени в виртуальном пространстве ускоряется благодаря огромной скорости распространения информации.

Мы полагаем, что основными структурными составляющими виртуального пространства являются распространяющиеся в нем виртуальные потоки, которые условно можно подразделить на виртуальные коммуникации, информационный, научный и развлекательный. Перечисленные потоки являются самостоятельными типами социальных виртуальных взаимодействий. В работе исследована «тонкая структура» перечисленных виртуальных потоков. Виртуальные потоки самостоятельны, однако постоянно перемешиваются. Существование перечисленных потоков обусловлено функциями глобальной компьютерной сети, а также общественными и личными потребностями человечества.

Анализ социальных итогов творения компьютерной виртуальной реальности позволяет предположить, что важнейшим глобальным социальным итогом создания компьютерной виртуальной реальности является формирование единой виртосферы, представляющей собой новый онтологический уровень социальной всеобщности. Виртуальная реальность - не просто новый универсальный феномен, а целый "рукотворный" мир, создаваемый для нужд человечества и первоначально "по образу и подобию" реального мира, но уже теряющий это подобие и, благодаря существованию обратной связи, уже сейчас оказывающей на реальный мир существенное воздействие. В результате появления виртосферы вся система коммуникативных действий и отношений, а также ресурсы, накапливаемые в результате всеобщей человеческой деятельности, обвязываются в единую глобальную структуру. Виртуальный мир не только не уступает актуальному по своей глубине, по масштабам доступа к целостной информации, по возможностям коммуникаций, по созданию образов и произведений искусства, в том числе, и многомерных, по возможностям эксперимента, по включенности любого человека в происходящие события, но и превосходит последний.

Вторым по значимости социальным итогом творения виртуальной реальности представляется возникновение Homo Virtualis, человека, ориентированного на виртуальность, новой социальной общности людей, объединенных стремлением значительную часть своей жизни проводить в виртуальном мире.

В результате проведенного исследования, виртуальный мир представляется многоуровневым, сложно организованным, структурированным, а все множество изученных нами виртуальностей: естественные, технические, культурные, на наш взгляд, обладают общими существенными онтологическими свойствами. Главным из свойств виртуальности, на наш взгляд, является способность активно воздействовать на реальность, на актуальный мир.

Проведенное нами исследование феномена виртуальности позволило оценить его с гносеологической, онтологической, аксиологической точек зрения. От примитивного представления о виртуальности как сотворенном, техническом феномене мы поднялись до понимания его онтологической сложности, увидели его гносеологическое и онтологическое многообразие, детерминировали его как тотальное свойство бытия, обуславливающее его полионтичность.

Важнейшим на наш взгляд перспективным направлением исследования виртуальности является изучение механизмов влияния виртуального бытия на актуальное. Чрезвычайно интересным представляется также более детальное и целенаправленное исследование отдельных горизонтов виртуального мира: культурного и мистического.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Николаев, Илья Александрович, 2004 год

1. Авдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации.-М: ВЛАДОС, 1994.-336 с.

2. Агапов О. Д. Виртуальность в историческом познании. Материалы межвузовской конференции. Казань, 2000. С. 50-51.

3. Агешин Ю.А. Информационная культура // НТИ. Сер.1. 1998. - №3. - С. 10-12 .

4. Акчурин И.А. Виртуальные миры и человеческое познание // Общетеоретические и логические проблемы виртуальных миров. М., 2003.

5. Алексеева И.Ю. Знание как объект компьютерного моделирования // Вопросы философии. 1987. № 3. С. 42-49;

6. Алексеева И.Ю. Искусственный интеллект и рефлексия над знаниями// Философия науки и техники, 1991. № 9. С. 44-53;

7. Алексеева И.Ю. Человеческое знание и компьютерный образ / РАН, Ин-т философии.-М., 1993.-217 с.

8. Андреев Д. Роза мира. М., 1991.

9. Анисов A.M. ЭВМ и понимание математических доказательств. Вопросы философии, 1987, № 3. С. 29-40.

10. Анищенко B.C. Сложные колебания в простых системах. М., 1990;

11. Античные философы. Киев, 1955;

12. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1975. Т.1.

13. Арнольд В.И. Дополнительные главы теории обыкновенных дифференциальных уравнений. М., 1978

14. Арнольд В.И. Теория катастроф. М.: Знание, 1983.

15. АршиновВ., Свирский Я. Философия самоорганизации. Новые горизонты // Общественные науки и современность. 1993. № 3. С. 60.

16. Асмус В. Ф. История античной философии. М., 1976.

17. Афанасьева В.В. Детерминированный хаос: от физики к философии. Саратов, 2001;

18. Афанасьева В.В. Детерминированный хаос: феноменологическо-онтологический анализ. Саратов, 2002.

19. Афанасьева В.В., Позднева С.П. Реальность виртуального // Наука. Ценности. Человек. Саратов, 2001. С. 22-28.

20. Афанасьева В.В., Трубецков Д.И. Динамический хаос в электронных сверхвысокочастотных приборах. 4.2 Приборы релятивистской электроники. Обзоры по электронной технике. 1991. Вып. 4.

21. Баксанский О.Е. Виртуальная реальность и виртуализация реальности. // Концепции виртуальных миров и научное познание, 2000.

22. Баркова Э.В. Пространственно-временной континуум культуры в парадигме синергетики // Синергия культуры. Саратов, 2002.С. 59-63.

23. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М, 1989.

24. Бехтерева. Мозг человека сверхвозможности и запреты / Н. П. Бехтерева // Наука и жизнь.-2001.-№7.-с48-56

25. Бесонов Б.Н. Образование прорыв в XXI век // Синергетика и образование. М., 1997. С.8.

26. Блаватская Е. Тайная доктрина. Спб, 1912.

27. БомД. Квантовая теория. М.5 1965;2 8. Браже Р. А. Синергетика и творчество. Ульяновск, 2001.

28. Булгаков М. Мастер и Маргарита. Спб., 1993.

29. Булгаков С. Два града. С. 103.

30. Бухараев Н.Р. Виртуальный идеализм Versus глобальный прагматизм. Материалы межвузовской конференции. Казань, 2000. С.74-81.

31. Валишин Ф.Т. Виртуальность в современном мире // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С.60-61.

32. Вафин Т.Н. Истоки понятия виртуальности: дилемма возможного и действительного. Материалы межвузовской конференции. Казань, 2000. С. 15-17

33. Вейлъ Г. Симметрия, М., 1968.

34. Вигнер Е. Этюды о симметрии. М., 1971.

35. Винделъбанд В. История философии: Пер. с нем. Киев: Ника-Центр, 1997.- 560 с.

36. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Изд-во иностр. лит., 1958. - 200 с.

37. Власенко О. Bp-система проективное пространство воображения // Интеллектуальные провинции, №2,1999.

38. Власенко О. Феноменология телесности в киберкультуре // Интеллектуальные провинции. №2,1999.

39. Волков А. Миры Стивена Хоукинга / Знание сила. 2003, вып. 2.

40. Волошинов А.В. Математика и искусство. М., 1999.

41. Воробьев Г.Г. США вступили в информационное общество // Проблемы информатизации. 1991. -№2. - С. 46-51.

42. Гайнутдинов Р.Х. Виртуальный и возможный: есть ли будущность у органов местного самоуправления // Материалы межвузовской конференции. Казань, 2000. С. 57-60.

43. Галеев Б.М. Виртуальная реальность и "тамошняя земля" Платона // Материалы межвузовской конференции. Казань, 2000. С. 9-12.

44. Гарднер М. Этот правый, левый мир. М., 1973.

45. Гатауллин Р.А. Идеалы и идолы виртуальной реальности // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С.62-64.

46. Гегель Г. В.Ф. Философия природы. М., 1935.

47. Гегель. Энциклопедия Философских наук. Т. 3. М., 1977. С. 132.

48. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1990.

49. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М., 2001. 477 с.

50. Гиляревский Р. С., Субботин ММ О возможности оценки новых информационных технологий (на примере гипертекстовой технологии) // НТИ. Сер.1. - 1988. - №12. - С. 2-5.

51. Глазычев В. Игры цивилизаций // Век XX и мир. 1994. № 11-12. С. 102-118.

52. Глинский Б.А. Философские и социальные проблемы информатики. М., Наука,1990.

53. Голицын Г.А., Петров В.М. Информация поведение - творчество. - М.: Наука,1991.-224 с.

54. Горский М.Ю., Степанов А.М . Информационно-управляющая функция денег// Проблемы инфоматизации. 2001, № 2. С. 108-116.

55. Готт B.C. Философские вопросы современной физики. М.: Высш. школа, 1988. -343 с.

56. Гречихин А.А. Информационная культура: (Опыт определения и типологич. моделирования)// Проблемы информационной культуры. М., 1994. - С. 12-38.

57. Гришкин И.И. Информационные модели познания : (Логико-гносеол. аспект). Ав-тореф. дис. д-ра филос. наук / ЛГУ им. А.А.Жданова. Л., 1981.-38 с.

58. Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. М., 1969.

59. Гуссерль Э. Метод прояснения // Современная философия науки. М.Д996.С.365-375.

60. Гуссерль Э. Феноменология // Логос. 1991.№ 1. С.12-20;

61. Гуссерль Э. Философия как строгая наука . М., 1991. Кн. 1. С. 3-56.

62. Гюйгенс X Три мемуара по механике. М.: Изд-во АН СССР, 1951.

63. Даниелов А.Р. Россия в мировой системе высоких технологий: формирование информационного общества // США: экономика, политика, идеология. 1996. - №9. -С. 17-30.

64. Данте А. Божественная комедия. М., 1954;

65. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М., 1999.

66. Демидович Б.П. Лекции по математической теории устойчивости. М., 1967.

67. Демидович Б.П. Лекции по математической теории устойчивости. М., 1967.

68. Джемс В. Прагматизм. СПб., 1910.

69. Диденко А.Н., Григорьев В.П., Жерлицын А.Г. Генерация электромагнитных колебаний в системах с виртуальным катодом // Плазменная электроника. 1989. Вып. 2. С. 112.

70. Дрейфус X. Чего не могут вычислительные машины. Критика искусственного разума. М., 1978. С.175.

71. Дубровина И.А. Виртуальная реальность античности в России XIX века // Материалы межвузовской конференции. Казань, 2000. С.64-67.

72. Дъюдни А.К. Компьютер-карикатурист// В мире науки. 1986. № 12;

73. Дюгем П. Физическая теория. Ее цель и строение. СПб., 1910.

74. Евдокимова МЛ. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам: методологические и педагогические аспекты // Телекоммуникации и информатизация образования. 2002. № 4(5). С. 47-57;

75. Евин А. Синергетика мозга и синергетика искусства. М., 2001.

76. Евин И.А. Развитие сюжета и неустойчивость // Число и мысль, вып. 7. М., 1984.

77. Евин И.А. Синергетика. Психология. Искусство // Синергетика, философия, культура.

78. Ефремов B.C. Виртуальное обучение как зеркало новой мнформационной технологии // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 6;

79. Захаров М.Ю. Информационная безопасность социума: социально-философское исследование. Автореф. докт. дне. Ростов-на Дону, 1998.- 46 с.

80. Звегинцев В.А. Компьютерная революция: проблемы и задачи // Вопр. философии.- 1987. -№4. -С. 91-100.

81. Зельдович Я.Б. Рождение Вселенной из "ничего". Вселенная, астрономия, философия. М„ 1988. С. 39-40.

82. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб., 2001. -96 с.

83. Иванов Е.М. Материя и субъективность. Саратов, 1998.

84. Иванов Е.М. Материя и субъективность. Саратов, 1998.

85. Иванов Е.М. Природа субъективной реальности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Саратов, 1995.

86. Иванов Е.М. Философия бессмертия. Саратов, 2001.

87. Изаков М.Н. Самоорганизация и информация на планетах и в экосистемах // УФН.- Т.167. №3 . - С. 1087-1094.

88. Йосс Ж., Джозеф Д. Элементарная теория устойчивости и бифуркаций. М., 1983.

89. Кайдалов В.А. Диалектико-материалистическая концепция самодвижения и ее современные проблемы. Томск, 1982. -201 с.

90. Кайдалов В.А. Понятие самоорганизация и концепция самодвижения // Новые пути философии. Пермь, 1995.

91. Калинина Т.Л. Виртуальная реальность пространство игры // Материалы межвузовской конференции. Казань, 2000. С.33-35.

92. Калинина T.JI. Виртуальная реальность пространство игры // Материалы межвузовской конференции. Казань, 2000. С.33-35.

93. Кант И. Сочинение в 6-ти т. Ч. 1. М., 1965 С. 500.

94. Кантор Г. Теория множеств. М., 1985.

95. Карпщкий Н. Онтология виртуальной реальности.

96. Катыс Г.П., Катыс П.Г. Виртуальная реальность в компьютерном обучении. http://www.mesi.ru.

97. Киносъян В.А. Виртуальная реальность: монизм, полиотонизм, идентичность. Материалы межвузовской конференции. Казань, 2000. С. 18-21.

98. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным //Вопросы философии. 1992.№ 12. С.4.

99. Колин К.К. Информационная цивилизация: какой она будет?// Библиотековедение, 2001. №5. С. 40-45.

100. Колин К К Информационная цивилизация: будущее или реальность // Библиотековедение, 2001 № 1. С. 34-43.102.

101. Комаров В.Н. О феномене виртуальной реальности // Материалы межвузовской конференции. Казань, 2000. С. 52-56.

102. Комаров В.Н. О феномене виртуальной реальности // Материалы межвузовской конференции. Казань, 2000. С. 52-56.

103. Комаров В.Н. О феномене виртуальной реальности // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С. 52-56.

104. Конт О. Избранные труды. М.Д950.

105. Конык Г.К., Конык Ю.Г. Феномен виртуальной реальности: опыт категориального анализа // Феномены природы и экология человека. Сборник тезисов и докладов третьего международного симпозиума. Казань, 1997. С. 19-21.

106. Коняев С. Н. Философия синергетики // Вопросы философии. 1997. № 10.

107. Корсунцев И. Г. Информация как ресурс виртуального развития // Филос. исследования. 1998. - №2. - С.93-105.

108. Котельников Т.А. Теоретические основы синергетики. Белгород, 1998.

109. Кувшинов М.В. Информатизация науки и общества //Разум и культура/ Под редакцией В.Б.Устьянцева. Саратов, 2001.С.150-154.

110. Кувшинов М.В. Феномен компьютеризации: парадигмальный и онтологический аспекты. Дис. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Саратов, 2003,

111. Курашова В. В. Виртуальная реальность как извечный экзистенциальный феномен // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С. 42-43.

112. Курдюмов и др. Синергетика новое научное направление. М., 1989.

113. Кэррол Л. Алиса в стране чудес. М.: Наука, 1991.

114. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. философии. 1996. - №4. - С. 15-25.

115. Лосский Н.О. Типы мировоззрений // Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

116. Лютикова Г. Компьютерная цивилизация- технотронный сон наяву. Знание сила. 1997. №6. С. 17-28.

117. Ляпунов А.М. Собр. соч. Т. 1,2. М., 1954-1956.

118. Ляпунов A.M. Теория устойчивости. М., 1955.

119. Малжецкий Г.Г. Нелинейность. Новые проблемы, новые возможности // Новое в синергетике. Загадки мира неравновесных структур. М., 1996. С. 165-190.

120. Малкин ИГ. Теория устойчивости. М., 1966.

121. Малясов Г.В. Виртуальная реальность: в поисках антропной идентичности // Материалы межвузовской конференции. Казань, 2000. С. 35-38.

122. Мандельштам Л. И. Лекции по колебаниям. М.: Изд-во АН СССР, 1955.

123. Маслов Н.А. Виртуальная реальность как производительная сила культуры. С.27-30

124. Материалисты Древней Греции. М., 1955.

125. Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. М.Д909.

126. Мелик-Гайказян ИВ. Информационные процессы и реальность. М.: Наука. Физ-матлит, 1998.- 192 с.

127. Мелик-Гайказян ИВ. Методологические контуры информационной картины мира //Наука и философия на рубеже тысячелетий: перспективы и горизонты. Курск, 1995. - С. 114-116.

128. Мелюхин И.С. Информационные системы в процессах управления (аналитический обзор) // Проблемы информатизации. 1992. -№3. - С. 16-22.

129. Менъчиков Г.П. Проблема реальности виртуальной реальности // Материалы межвузовской конференции. Казань, 2000. С. 43-45

130. Минковский Г. Пространство и время. Спб., 1911.

131. Моисеев Н.Н. Информационное общество: возможности и реальность // Политические исследования. 1993. - №3. - С. 6-14.

132. Мун Ф. Хаотические колебания. М.,1990.

133. Мурсалимов Р.В. Виртуальная реальность: определение. Философские аспекты виртуальной реальности // Материалы межвузовской конференции. Казань, 2000. С.3-5.

134. Нагматуллина Л.К., Падерин В.К. К вопросу сочетания конструктов различного типа виртуальных пространств // Материалы межвузовской конференции. Казань, 2000.С.

135. Назеретян А.П. Модели самоорганизации в науках о человеке и обществе // Синергетика и образование. М., 1997. С. 95-104;

136. Назеретян А.П. Модели самоорганизации в науках о человеке и обществе // Синергетика и образование. М., 1997. С. 95-104;

137. Нейман И. фон. Математические основы квантовой механики. М., 1967.

138. НиколисГ., Пригожин И. Познание сложного. М., 1990.

139. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах / Пер. с англ. М.: Мир, 1979. - 512 с.

140. Николко В.Н. Творчество как новационный процесс (Философско-онтологический анализ). Симферополь: Таврия, 1990. - 190 с.

141. Новая парадигма развития России. М., 2000. 459.

142. Носов НА. Виртуальная психология // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 6. М., 2000. 432 с.

143. Носов Н.А. Виртуальная реальность Вопросы философии. 1999. № 10.

144. Носов Н.А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства. М., 1997.

145. Носов Н.А. Образование и виртуальная реальность // Новый коллегиум. 2000. № 3. С. 40-43.

146. Носов НА. Реальные нереальности //Человек. 1993, №1.С.36.

147. Нуруллин Р.А. Виртуальный мир: миф или реальность? // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С.6-8.

148. Ньютон И. Математические начала натурфилософии. Спб., 1915.

149. Оксак А. И. Гносеологический анализ соотношения энтропии и информации // Философские науки. 1972. - №5. - С.68-74.

150. Перфильев Ю. Сеть для всех // Планета Интернет. 2000/2001. № 42. С. 25-27.

151. Петров А. В. К пониманию виртуальной реальности в связи вхождением в информационное общество // Материалы межвузовской конференции. Казань, 2000. С.67-70

152. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

153. Пиаже Ж. Психогенез знаний и его эпистемологическое значение // Семиотика. М.,1983.

154. Пивоваров Ю.С. Информационное обеспечение политологии и правоведения: некоторые итоги и перспективы // Развитие научной информации в области социальных и гуманитарных наук. М., 1994. - С. 39-46.

155. Планк М. Единство физической картины мира. М., 1966.158 .Платон. Избранные диалоги. М., 1965.

156. Позднева С.П. Диалектика и общенаучные понятия. Саратов, 1987.

157. Позднева С.П. Общенаучные понятия и синтез общенаучного знания. М.- Обнинск, 1978.

158. Позднева С.П., Яковлева Г.В., Афанасьева В.В. Современный словарь междисциплинарных понятий. Саратов, 2000. С. 8.

159. Прель К. дю . Философия мистики. СПб., 1895.

160. Прель К. дю . Философия мистики. СПб., 1895.

161. Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1983.

162. Пригоэюин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989. № 8.

163. Пригоэюин И. Перспективы исследования сложности М., 1986.

164. Пригоэюин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. М., 1994. С. 12.

165. Пригоэюин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

166. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Проблемы информатизации. 1993. - №3/4. - С. 6-19.

167. Ракитов А.И. Прогноз развития науки и технологий в России на период до 2025 года // Вестн. РАН. 1998. - Т.68. - №8. - С. 746-753.

168. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.-287 с.

169. Рассел Б. Человеческое познание. Его сферы и границы. М., 1957.

170. РейхенбахГ. Философия пространства и времени. М., 1971

171. Рожанский Н.Д. Античная наука. М., 1980;

172. Рузавин Г. И. Математизация научного знания. М., 1984.

173. Садыков М.Б. Проблема виртуальности в философии истории // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С.30-33.

174. Самоорганизация в природе и обществе / Сб. под ред. В.Н. Михайловского. Спб.; 1994.

175. Семеновкер Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков // Библиография.- 1994. №1. - С. 11-25.

176. Семеток Э.П. Информатизация общества, культура, личность // НТИ. Сер.1. -1993. -№1,- С. 1-8.

177. Сидоров А.А. Информация универсальный атрибут материи?// Вестн. РАН. -1997. - Т.67. - №8. - С. 720-724.

178. Силин А.А. Информация третья составляющая картины мира // Вестн. РАН. -1992. -№8.-С. 58-64.

179. Силин А.А. Тайна информации // Сознание и физическая реальность.- 1999. Т.4. -№1. - С.10-18.

180. Синергетика / Под ред. Б.Б. Кадомцева. М.: Мир, 1984.

181. Синцова С. В. Виртуализация современного мира в прогнозах научной фантастики // Материалы межвузовской конференции. Казань, 2000.С. 70-74.

182. Словарь иностранных слов. М., 1986.

183. Словарь иностранных слов и выражений. М., 2000. -778 с.

184. Словарь русского языка. М., 1952.

185. Современный философский словарь / Под ред. Кемерова В.Е. М.: Бишкек; Екатеринбург: Одиссей, 1996. - 602 с.

186. Соловьев В. Каббала / Энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и И. Ефрона. Т. 26. СПб, 1891. С 782; Афанасьева В.В. Мистика каббалы.

187. Степин B.C. Динамика научного знания как процесс самоорганизации // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.

188. Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000.

189. Степин B.C., Аршинов В.И. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.

190. Сурменко С.Л., Сурменко О.М. Использование виртуальных технологий в профессиональном обучении // Конгресс конференций "Информационные технологии в образовании" (ИТО -2003). http://ito.edu.ru / 2003;

191. Суслов М.И. Компьютерная модель чувства юмора // Биофизика. 1992. Т. 37. № 2. С.318-339.

192. Тайсина Э.А. К этимологии виртуального // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000.С.12.

193. Технология виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития //Экология непознанного. М, 1996. -160 с.

194. Тимофеева Л.П. Философское понимание виртуальной реальности // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000.С. 12-15.

195. Токранов А.В. Аксиологичекий апект проблемы виртуальной реальности и современный кризис Ценностей // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000. С.45-47.

196. Трубецков Д. И. Колебания и волны для гуманитариев. Саратов, 1997.

197. УитроуДж. Естественная философия времени. М., 1964.

198. Уланов В.П. Реальность как виртуальность. Материалы межвузовской конференции. Казань, 2000. С . 17-18.

199. Урсул АД. Модель устойчивого развития цивилизации: информационные аспекты // НТИ / ВИНИТИ. Сер. 2. -1994. №12. С. 1-8.

200. Урсул АД. Отражение и информация. М.: Наука, 1973. - 231 с.

201. Урсул АД. Природа информации. Философский очерк. М.: Политиздат, 1968. -288 с

202. Урсул АД. Проблема информации в современной науке. (Философские очерки). -М.: Наука, 1975.-287 с.

203. Устьянцев В.Б. Пространство информационного общества. // Информационная цивилизация: пространство, культура, человек. Под ред В.Б. Устьянцева. Саратов, 2000. С.3-10.

204. Федотова В.Г. Информационное общество и виртуальная реальность // Информационная цивилизация: пространство, культура, человек. Саратов, 2000. С. 10-16.

205. Фейнман Р. Характер физических законов. М., 1968. С. 120-121.

206. Фейнман Р., Хибс А. Квантовая механика и интегралы по траекториям.М., 1969.

207. Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. Т.4. Гидродинамика. М., 1965.

208. Физический энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. М.,1983.

209. Философский энциклопедический словарь. М, 1997.

210. Флоренский П.А. Мнимости в геометрии. М., 1991. С. 61.

211. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1914.

212. Франк C.JI. Непостижимое. М., 1990.

213. Хайруллин К.Х. О виртуальных истоках жизни // Материалы межвуз. конференции. Казань, 2000.С.24-27;

214. Хакен Г. Информация и самоорганизация. М., 1990.

215. Хакен Г. Синергетика. М., 1980.

216. Хартли Р. Передача информации // Теория информации и ее приложения / Под ред. А.А. Харкевича. М.: Физматгиз, 1959. - С. 5-35 .

217. Хоружий С. С. Род или недород. Заметки к онтологии виртуальности // Вопросы философии. 1997. № 6.

218. Цымбал JI.A. Синергетика информационных процессов. М.: РАН, 1995. - 120 с.

219. Что век грядущий нам готовит?// Планета Интернет. 2000/ 2001, № 42. С. 16-17.

220. Шапиро ЭЛ. Знания о мире и их информационные модели // НТИ. Сер.2. 1989. -№9. - С.2-4 .

221. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетики Сб. ст. М.: Изд-во иностр. лит., 1963. 829 с.

222. Шеховцев А.Ю. Информационная многомодельность «постнеклассического» мира человека. С. 27

223. Шеховцев А.Ю. Информация в структуре современного мышления: парадигмаль-ные и социокультурные основания. Афтореф. докт. дис. Саратов, 1999. - 34 с.

224. Шеховцев А.Ю. Иформационное пространство человека в координатах межциви-лизационной парадигмы // Информационная цивилизация: пространство, культура, человек. Под ред В.Б. Устьянцева. Саратов, 2000. С.25-32.

225. ШменкА. Мультимедиа и виртуальные миры. М., 1997.

226. Штрекер Э. Гуссерлевская идея феноменологии как обосновывающей теории науки.

227. Шугуров М.В. Виртуальная герменевтика. М, 2001. С. 22.

228. Щелкунов М.Д. Виртуальная реальность как форма мироосвоения // Материалы межвузовской конференции. Казань, 2000.С.40-42.

229. Щелкунов М.Д. Мировоззрение и общенаучное знание. Казань, 1990.

230. Эбелинг В., Энгелъ А., Файстелъ Р. Физика процессов эволюции. Синергетиче-ский подход. М., 2001.

231. Эйнштейн А. Собрание научных трудов. В 4 т. М., 1966

232. Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965.

233. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 43 т. СПб, 1892. Т.6. С.522.

234. Энциклопедический словарь. М., 1953.

235. Эрекаев В Д. Виртуальное состояние ранней Вселенной //Понятие виртуальности в точных науках. М., 2002. С. 197-211.

236. Эри Л. и др. Хаос и фракталы в физиологии человека // В мире науки. 1990. № 4.

237. Эшби У. Р. Введение в кибернетику. М.: Изд-во иностр. лит., 1959. - 432 с.

238. Юргенс X. и др. Язык фракталов //В мире науки. 1990. № 10;

239. Bell D. The Year 2000 The Trajectory of an Idea // Toward the Year 2000.

240. Bohm D. Wholeness and the Implicate Order. London, 1983.

241. Brandt H.E. The turbutron // IEEE Transactions on plasma science. 1985/ V. PS -13.N 6. P. 513-519.245. Cyber Dialogue, 1999.

242. Hausdorff G. Dimension und Ausseres Mass // Math. Ann. 1918. Bd 79, h.2. S. 157-179.

243. Hjorland B. The concept of "subject" in information science // J. of documentation. -1992. Vol.48. - N2. - p. 172-200.

244. Husserl E. Ideas: General Introduction, to Pure Phenomenology. N. Y.: Macmillan, 1931. P. 92.249. Internet Index, 1999.

245. Mandelbrot В.В. Fractals: Form, Chance and Dimension. San Francisco, 1977.

246. Masuda Y. Hypothesis on the Genesis of Homo Intelligence. //Futures, 1985, v. 17, №5. P. 492-494.

247. Stroker E. The Husserlian Foundations Sciens. Washington, 1987.

248. The advanced learner's dictionary of current english. V. 3. Ставрополь, 1992. C.426

249. Toffler A. The Third Wave. N.Y., 1980.- 459 p.

250. Публикации автора по теме диссертации

251. Пространство с точки зрения фрактальных понятий //Наука. Ценности. Человек. / Под редакцией С.П.Поздневой. Саратов: Изд-во СГУ, 2001.- 0,3 п.л. (в соавт.)

252. О применимости результатов качественной теории динамических систем к социальным системам // Наука. Ценности. Человек. Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2001. -0,3 п.л. (в соавт.)

253. О единстве двух современных общенаучных парадигм // Направления и пути совершенствования профессиональной подготовки в вузах. Саратов: Изд-во ВАУ, 2001. 0,4 п.л. (в соавт.).

254. К прояснению виртуальности// Разум и культура. Под редакцией В.Б. Устьянце-ва. Саратов: изд-во СГУ, 2001. — 0,3 п.л. (в соавт.)

255. Феномен виртуальности и философская традиция //Философия науки. Идеи, проблемы, перспективы развития / Под редакцией С.П. Поздневой. Саратов: Изд-во СГУ, 2002. 0, 4 п.л.

256. Нелинейное развитие социума // Информационные технологии в естественных" науках, экономике и образовании. Саратов: изд-во СГТУ, 2002. 0,25 п.л.

257. Законы развития виртуального мира // Человек в современном мире / Саратов: Изд-во "Научная книга", 2003. -0, 3 п.л. (в соавт.)

258. Виртуальность физических объектов //Человек в глобальном мире. Под редакцией Е.Н. Богатыревой. Саратов: Изд-во СГУ, 2004. -0, 25 п. л.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.