Утопия: социальное содержание и функции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Кярова, Мадина Алиевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 146
Оглавление диссертации кандидат философских наук Кярова, Мадина Алиевна
09.00.11 - социальная философия
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель -доктор философских наук, профессор Кучуков М.М.
НАЛЬЧИК
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Утопия как явление социальной жизни.
1.1. Феноменальное существование утопии: признаки и предваритель- 12 ные определения.
1.2. Утопизм в общественной жизни: формы и образы.
Глава 2. Социальное содержание и роль утопии в общественной жизни
2.1. Утопии в контексте социально-исторической практики.
2.2. Специфика утопического сознания как идеала гармонии.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Социокультурные метаморфозы утопизма2003 год, доктор философских наук Бакулов, Виктор Дмитриевич
Роль социальной утопии в просветительской мысли Поволжья и Приуралья2002 год, кандидат философских наук Якупов, Марат Талгатович
Онтологические и гносеологические основания социальной утопии2004 год, кандидат философских наук Шишулькин, Сергей Александрович
Классические и неклассические утопии в контексте социально-философских исследований2004 год, кандидат философских наук Морщихина, Лариса Александровна
Утопия: сущность и развитие: Опыт социально-философской концептуализации2005 год, доктор философских наук Фролова, Ирина Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Утопия: социальное содержание и функции»
Актуальность темы исследования. Как показывает история, по силе воздействия на общественное сознание, по своим мобилизационным возможностям, утопия превосходит все социальные теории, а в революционные периоды самые радикальные утопии получают наибольшую поддержку. В современной российской кризисной ситуации попытки интеллектуального осмысления должны включать в себя понимание опасностей утопических решений, столь свойственных именно российскому менталитету. Сегодня едва ли удастся соблазнить людей каким-либо из известных утопических проектов глобального переустройства общества. В то же время не исключено появление новых утопических решений, утопизм которых не будет столь явно выражен. Глобализация в варианте сегодняшней американизации внушает не менее опасные возможности революционных перемен мирового масштаба, при всех ее пока латентных элементах утопического свойства. Необходимо осознать, что явления утопического сознания гораздо более живучи, чем конкретные утопические проекты, по необходимости учитывать информационные возможности XXI века и потому стремительное распространение любой идеи, в том числе опасно утопической.
Преобладающим направлением в критическом анализе утопии является сравнение ее с наукой, с социальной теорией, уличение ее в научной несостоятельности, в несоответствии утопических проектов возможностям реального общественного развития, в недостижимости ее целей, часто непригодности предлагаемых средств. При таком подходе утопия могла рассчитывать только на историческое оправдание как форма донаучного знания предшествующая социальной теории, выполнявшая некоторую подготовительную работу для ее формирования. Ценность утопии, как правило, определяют как нечто обратно пропорциональное росту научного познания общества.
Если согласиться с такой трактовкой утопии, то невозможно объяснить периодически возрастающий интерес к утопическим учениям и утопическим экспериментам в условиях доминирующей роли научного мировоззрения. Решение этой проблемы возможно на основе исследования утопии как определенного типа сознания субъектов социально-исторической деятельности, образа мышления и миропонимания. Необходим анализ существования утопии как социального феномена, когда она предстает как практическая сторона жизнедеятельности социально-исторических субъектов, как важнейший, а зачастую и определяющий компонент социального целеполагания, находящийся в сложном взаимодействии с другими его компонентами: с менталь-ностью, идеологией, политическим и правовым сознанием. В таком качестве утопия наиболее сложна по своему содержанию, воплощена в многообразных формах духовной и интеллектуальной жизни людей. От непосредственных социально-психологических реакций и обыденного уровня мышления до сложных рационально-рефлексивных или образно-художественных форм, выступающих основанием создания определенного миропонимания и деятельности. Социальная значимость утопии, роль утопических учений и идей в истории общественного развития раскрывается и может быть понята на уровне социального проявления. Трудно переоценить степень важности данного аспекта изучения утопии для осмысления роли феномена утопизма в общественной жизни.
Степень разработанности темы. В философии проблема сущности и существования утопии является традиционной. Накоплен значительный массив исследования, как в отечественном теоретическом обществоведении, так и в зарубежном. В ряду классиков западной философии и методологии социально-гуманитарного познания, внесших значительный вклад в разработку проблем утопии и утопизма, выделяются: М.Вебер, К.Мангейм, Ф.Хайек, Л.Мэмфорд, О.Тоффлер, К.Поппер, П.Тейяр де Шарден, Э.Фромм, Е.Шацкий, У.Моррис, М.Мид, Э.Блох, У.Мур, X. Маравалль, Е. Масуда, A.JI. Мортор, X. Ортега-и-Гассет , Н. Фрай, Ф. Фукуяма и других. Переводы и публикации работ крупнейших зарубежных исследователей этого духовного феномена позволили рассматривать утопию во всем многообразии ее видов и форм, как важный и неотъемлемый компонент духовной культуры в целом. В результате этих исследований сложились определенные направления в понимании феномена утопии. Основой интерпретации утопии являются попытки определения её сущности, место утопии среди других феноменов культуры. Утопия изучается в сопоставлении с идеологией и наукой и определяется одной из движущих сил истории (К. Мангейм, М. Ласки, К. Поппер, Ж. Камп, Р. Труссо).
Утопия исследуется в сравнении с социальной ролью и функциями мифов и религии (Ж. Сорель, Р. Рюйе, Г. Крисмански, М. Швонке Н. Фрай, П. Тиллих, X. Мараваль). В созданных представлениях о сущности и существовании утопии значимыми были исследование роли и функции утопии в политике, в социальных движениях и катаклизмах (М. Ласки, Р. Дарендорф, Э. Блох, Ж. Дюран, М. Элиаде, П. Тиллих), искусством (Г. Гюнтер).
Из числа отечественных философов и культурологов, достигших наиболее значительных успехов в разработке проблематики, связанной с утопией, необходимо отметить Э.А.Араб-Оглы, Э.Я.Баталова, А.И.Володина, Ч.С. Кирвеля, А.И.Клибанова, И.Г.Палий, А.М.Ушкова, В.Г.Федотову,
B.Г.Хороса, В.А.Чаликову, В.П.Шестакова и многих других.
В современной литературе, посвященной проблемам утопии и утопического сознания, пересматривается история утопической мысли, переоцениваются учения об идеальном обществе, определяется место утопии в парадигме глобалистики XXI века. Это работы Амелиной Е.М., Барга М.А., Барта Р., Баталова Э.Я., Володина А.И., Гуторова В.А., Ушкова A.M., Франка I
C.Л., Чаликовой В.А., Чертковой Е.Л., Шацкого Е., Эрна В.Ф.
В отечественной социальной философии наиболее полно исследованы следующие проблемы:
- выявлены виды, формы и жанры утопии, уточнены философские, социальные, художественно-литературные и другие характеристики (Барг Б.А., Дайнеко М.М., Туманов С.В., Ушков A.M., ЧернышоваТ.А., Черткова В.К., Шестаков В.П., Эрн В.Ф.);
- достаточно полно исследованы история их становления, географическая, страноведческая, национальная и цивилизационно-культурная представленность, дан сравнительный анализ утопий Востока, Запада и России, выявлено общее и особенное в их сущностных и характерных чертах (Баталов Э.Я., Гальцева Р.А., Гуторов В.А., Клибанов А.И., Пономарева Г.М., Свентоховский И.Р.,);
- определение степени влияния утопического сознания и мышления на те или иные исторические события, политические ситуации, социальные и культурные феномены и целый ряд других проблем. ( Батыгин Г.С., Бердяев Н.А., Валицкий А., Кирвель Ч.С., Кессиди Ф.Х., Клибанов А.И., Мамарда-швили М.К., Неманов И.Н., Пономарева Г.М., Степин B.C., Чистов В.К., Шестаков В.П. и др.).
Вместе с тем некоторые аспекты заявленной в диссертации проблемы остаются недостаточно изученными. Это, прежде всего, проблема утопии как целостного социокультурного феномена, механизмов её вхождения в социальную реальность и деятельность, в то же время её социокультурная обусловленность. Необходимо определить основы единства духовно-культурной и социально-практической сторон утопии, и на этой основе раскрыть её социально-практическую роль и значение в общественной жизни. Представляемая работа во многом носит инновационный характер, восполняя сложившийся пробел в исследованиях.
Цель и задачи исследования. Исследовать проявление утопии как социального феномена, как практической стороны жизнедеятельности социально-исторических субъектов, компонента социального целеполагания, находящийся в сложном взаимодействии с другими его компонентами, с ментальностыо, идеологией, политическим и правовым сознанием. Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
- исследовать явление утопии в общественной жизни, определить представленность утопии как определенного типа сознания субъектов социально-исторической деятельности;
- выделить различные формы и образы утопии, определяющие содержание утопизма конкретного общества;
- определить механизмы интериоризации утопии в процессе социально-исторической, политико-правовой, материальной и духовно-культурной деятельности, в социальном бытии людей;
- исследовать содержание и формы, характера и параметров проективности утопии, выступающей основой единства социально-практического и духовного свойства утопии, определить специфичность утопического сознания как идеала гармонии;
- выявить идеи утопии и антиутопии в парадигме глобалистики XXI века.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является утопия и утопизм как социально-исторические, постоянные явления в общественной жизни.
Предметом анализа является социальная значимость утопии, её роль в развитии общества, существование как компонента социального целеполага-ния.
Теоретико-методологическая база исследования. Методологической основой исследования являются принципы познания, выработанные в теоретическом обществоведении, такие как: системность и историзм, конкретность и всесторонность рассмотрения. В проводимом исследовании автор опирается на теоретический багаж исследования утопии в истории философии, а также на философские и социологические работы, посвященные различным аспектам существования утопии, формам ее существования, специфике утопического сознания и на методологию, сложившуюся при исследовании этого феномена. В исследовании проблемы утопизма необходимо исходить из того, что утопия-это особая форма не только духовно-ценностного освоения социальной реальности, но и элемент практической целеполагающей деятельности социальных субъектов.
Логику решения сформулированной проблемы, используемые методы и источники диктуют так же особенности исследуемого явления.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:
- в соответствии с целями исследования осуществлен социально-философский анализ утопии как феномена общественной жизни. Определены параметры феноменального существования утопии. Выявлены общие опознавательные признаки и особенные черты, соответствующие историческим и пространственным формам существования утопии. Полученные представления в системности и целостности составляют теоретическую модель существования утопии;
- на теоретическом уровне и на конкретных материалах рассмотрена проблема многообразия утопий, ее содержание и формы существования, определены основные классификации утопии, типические сущностные характеристики, выявлен характер взаимодействия с однотипными феноменами духовной жизни: мифом и религией, идеологией и моралью, наукой и политикой;
- на основе созданной теоретической модели рассмотрены особенности механизма возникновения и существования утопии как специфического социального явления со сложной структурой и многообразными функциональными свойствами; выявлены особенности существования утопии на теоретическом уровне, и на обыденно-психологическом уровне, определены источники и свойства, позволяющие утопии быть компонентом идеальных определяющих элементов социального целеполагания и деятельности.
- на основе анализа конкретно-исторических источников сделан вывод, что исторические реалии конца XX в., переход техногенных обществ к постиндустриальной фазе развития привели к изменению характера социального утопизма, появлению наряду с классической новой, неклассической его формы.
В результате предпринятого исследования на защиту выносятся следующие основные положения:
1. Утопия - это необходимый атрибутивный элемент культуры как специфический способ человеческой деятельности. Утопия выступает явлением, задающим интеллектуально-духовную перспективу обществу, конструирует некий гармоничный и совершенный мир, который может быть воспринят как возможное будущее состояние общности. Утопия фокусирует устремления людей на цель, которая воспринимается в качестве итоговой, и которая, тем самым, придает деятельности некий высший смысл.
2. В жизнедеятельности конкретного социального организма утопия выявляется как один из компонентов системы идеальных детерминант, определяющих деятельность социальных субъектов. Утопия предстает как элемент проективных образований в общественном сознании, существует в многообразии проявлении и в то же время содержит в себе, в качестве наиболее общих опознавательных признаков, два основных момента - критику существующего общества и утверждение образца желаемого, совершенного общественного устройства. Существенным как для позитивной, так и для негативной сторон утопий является опора на некоторый идеал.
3. Метафизическая сущность утопии состоит в том, что в ней изображается статичная, детализированная картина общества (инобытие), которое лишено всяких внутренних противоречий. Этой сущностью, выступающей в качестве инварианта утопического творчества, и определяется «реализация» утопического идеала на шкале времени, зависимая от индивидуального авторского мировоззрения, обусловленного, в свою очередь, конкретно-историческим состоянием развития общества.
4. Утопия характеризуется «вторжением» в логику исторического процесса. Это феномен, который нарушает процесс реализации законов развития общества, вносит элемент случайности, неопределенности. В то же время утопия порождается историей, конкретными событиями, коллизиями в общественной жизни. Социальная утопия неизбежно несет исключительно важную, ценную информацию о породившей ее эпохе и ее авторе.
5. Примыкая, в силу своей обращенности к идеалу, к сфере ценностного сознания, утопия, в то же время, отличается от иных его форм. Специфичным для утопии является не сама по себе ориентация на идеал, а его особое понимание и особое отношение к нему. В утопии идеал приобретает имманентный эмпирической действительности характер, из ориентира превращается в цель. Утверждение возможности идеала как факта эмпирической действительности составляет особенность утопизма как формы проективного сознания. Идеальное, совершенное общество в утопии принимается как факт достижимого будущего.
6. Новая утопия, возникшая в контексте процессов глобализации, социокультурного процесса XX в., отражает специфику постклассического типа мышления. Для неё характерны: дерационализация и деформализация общественных отношений, преодоление принципа тотального господства человека над миром, релятивизм идеалов и ценностей. Вместе с этим изменился и способ ее бытования в социальном целом, и, соответственно, отношение к ней.со стороны общества: негативизм, страх сменились заинтересованностью и стремлением к сотрудничеству. Общая направленность современного мировоззрения ведет к сближению всех способов идеалополагания, что способствует проявлению и раскрытию позитивных тенденций социально-утопического творчества.
Теоретическая и практическая значимость. Представленное исследование позволило получить результаты, дающие новое представление об утопии в условиях глобальных мировых перемен, ее живучести в условиях доминирующей роли рационального мировоззрения, сформулировать суждения и выводы, дающие новые знания по исследуемому предмету. Теоретическое значение работы определяется тем, что предложены и проанализированы различные классификации утопии, идентифицирована ее метафизическая сущность, обоснована специфика утопического сознания как идеала гармонии. Практическая ценность работы состоит в том, что выработанная логика анализа, принципы решения этой проблемы, методы и средства, использованные при этом, могут служить основой, образцом проведения подобных исследований. Полученные результаты могут быть применены при подготовке и чтении факультативных курсов по истории социалистических учений, социальной философии, социологии.
Апробация работы. Основные положения и идеи диссертации апробированы на следующих конференциях: на Северо-Кавказской региональной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Перспектива - 2002" (Нальчик, 2002); на международной конференции молодых ученых и студентов "Актуальные проблемы современной науки" (Самара, 2000); на международной научной конференции "Человек, культура, цивилизация на рубеже 2 и 3 тысячелетий" (Волгоград, 2000); на научно-теоретической конференции "Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения" (Нальчик, 2001); на научно-теоретической конференции, посвященной 20-летию КБГСХА (Нальчик, 2001).
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Утопический элемент в воззрениях русских космистов и его эволюция2006 год, кандидат философских наук Волошина, Марина Андреевна
Социальный идеал и утопия: опыт русской философии2000 год, кандидат философских наук Селеверстов, Роман Евгеньевич
Утопический дискурс: концептуальные основы, эволюция и роль в современном обществе2005 год, кандидат философских наук Бахтина, Татьяна Анатольевна
Многообразие форм утопии в современной культуре2009 год, кандидат философских наук Шишкин, Данияр Павлович
Политическая утопия в эпоху модерна и постмодерна2001 год, кандидат политических наук Евдокимов, Сергей Витальевич
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Кярова, Мадина Алиевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведенного анализа можно сделать ряд выводов, относящихся к методологии исследования утопии и утопизма, определения их сущности и существования, влияния на состояние и развития общества.
В предельно абстрактной форме, определяющей социальную сущность утопии, необходимо исходит из представлений, что утопия существует в роли атрибутивного элемента культуры как специфически человеческого способа деятельности. Утопия выступает явлением, задающим интеллектуально-духовную перспективу обществу, конструирует некий гармоничный и совершенный мир, который может быть воспринят как возможное будущее состояние общности. Утопия фокусирует устремления людей на цель, которая воспринимается в качестве итоговой и, которая, тем самым, придает деятельности некий высший смысл.
Утопии в различные исторические эпохи возникают и существуют как необходимые элементы социальной жизни, предстают в роли практической стороны жизнедеятельности социально-исторических субъектов. Утопия, как правило, включается в структуру политических программ, в содержание определяющих общественную жизнь идеологий, в социокультурные установки.
Утопия предстает как определенная сторона социально-исторической, политико-правовой и духовной жизнедеятельности, возникшая в результате воплощения утопических учений. В жизнедеятельности конкретного социj ального организма утопия выявляется как один из компонентов системы идеальных детерминант, определяющих деятельность социальных субъектов. Утопия предстает как элемент проективных образований в общественном сознании, существует в многообразии проявлений и в то же время содержит в себе, в качестве наиболее общих опознавательных признаков, два основных момента - критику существующего общества и утверждение образца желаемого, совершенного общественного устройства. Существенным как для позитивной, так и для негативной сторон утопий является опора на некоторый идеал. На уровне социального проявления раскрывается и может быть понята вся социальная значимость утопии, роль утопических учений и идей в истории общественного развития.
Метафизическая сущность утопии состоит в том, что в ней изображается статичная, детализированная картина общества (инобытие), которое лишено всяких внутренних противоречий. Этой сущностью, выступающей в качестве инварианта утопического творчества, и определяется «реализация» утопического идеала на шкале времени, зависимая от индивидуального авторского мировоззрения, обусловленного в свою очередь конкретно-историческим состоянием развития общества.
Утопия характеризуется «вторжением» в логику исторического процесса. Это феномен, который нарушает процесс реализации законов развития общества, вносит элемент случайности, неопределенности. В то же время утопия порождается историей, конкретными событиями, коллизиями в общественной жизни Социальная утопия неизбежно несет исключительно важную, ценную информацию о породившей ее эпохе и ее авторе.
Примыкая, в силу своей обращенности к идеалу, к сфере ценностного сознания, утопия в то же время отличается от иных его форм. Специфичным для утопии является не сама по себе ориентация на идеал, а его особое понимание и особое отношение к нему. В утопии идеал приобретает имманентный эмпирической действительности характер, из ориентира превращается в цель. Утверждение возможности идеала как факта эмпирической действительности составляет особенность утопизма как формы проективного сознания. Идеальное, совершенное общество в утопии принимается как факт достижимого будущего.
Новая утопия, возникшая в контексте процессов глобализации, социокультурного процесса XX в., отражает специфику постклассического типа мышления. Для неё характерны: дерационализация и деформализация общественных отношений, преодоление принципа тотального господства человека над миром, релятивизм идеалов и ценностей. Вместе с этим изменился и способ ее бытования в социальном целом и, соответственно, отношение к ней со стороны общества — негативизм, страх сменились заинтересованностью и стремлением к сотрудничеству. Общая направленность сол временного мировоззрения ведет к сближению всех способов идеалополага-ния, что способствует проявлению и раскрытию позитивных тенденций социально-утопического творчества.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кярова, Мадина Алиевна, 2005 год
1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. №7-9.
2. Акиндинова Т.А., Бердюгина JI.A. Новые грани старых иллюзий. Л., 1984.
3. Амелина Е.М. В.С.Соловьев. Теократическая концепция // Социально-политический журнал. 1993. №7. С. 122-128.
4. Амелина Е.М. Гуманизм и проблема общественного идеала в русской философии XX века // Общественные науки и современность. 1997. №3. С. 65-74.
5. Антихрист. Антология. М.: «Высшая школа», 1995. 414 с.
6. Антология мировой философии; В 4-х т. М.: Мысль, 1969. T.I. В 2-х.ч.
7. Аристотель. Политика // Соч.: В 4-х т. М.: Мысль, 1984. Т. 4. С.375-645.
8. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1999. 400 с.
9. Барабанов С.М. «Русская идея» в эсхатологической перспективе // Вопросы философии. 1990. №8. С. 62-74.
10. Ю.Барг М.А. О классовой природе ранней социальной утопии // Социальные движения и борьба идей. М.: Политиздат, 1972. С. 160—181.
11. П.Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.: Мысль, 1987. -348 с.
12. Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Избр. работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, Универс., 1994. С. 72-130.
13. З.Баталов Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. М.: Политиздат, 1989. — 319с.
14. Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М.: Наука, 1982.-335 с.
15. Батенин С.С. Человек в его истории. Д.: Изд-во ЛГУ, 1976. 295 с.
16. Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и политика. М.: Наука, 1965. -197 с.
17. Батыгин Г.С. Метаморфозы утопического сознания // Квинтэссенция. М.; Политиздат, 1992. С. 236-294.
18. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. 502 с.
19. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.; Наука, 1990. -220 с.
20. Бердяев Н.А. Константин Леонтьев // Бердяев Н.А. О русской философии: в 2-х ч. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 4.1. 288 с.
21. Бердяев Н.А. Новое средневековье. Берлин, 1924.
22. Бердяев Н.А. Русская идея // Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. М.; «Сварог и К», 1997. С. 4-221.
23. Благова Т.Н. Алексей Степанович Хомяков и Иван Васильевич Киреевский. Жизнь и философское мировоззрение. М.: Тетра, 1994. 203 с.
24. Блох Э. Принцип надежды // Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991. С.49-78.
25. Богданов А.А. Вопросы социализма. М.: Политиздат, 1990. 478 с.
26. Бодров В.Н. Сергей Булгаков: софиологическое видение мира // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1989. №5. С. 55-64.
27. Борзых В. В. Коммунистический нравственный идеал и моральное долженствование //Философские науки. 1979. №3. С.82-9133.
28. Бори П.Ч. Новое прочтение «Трех разговоров» и повести об антихристе Вл. Соловьева, конфликт двух универсализмов // Вопросы философии.1990.№9.С.27-38.
29. Булгаков С.Н. Два града: Исследование о природе общественных идеалов. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманистического инта, 1997.-589 с.
30. Бунге М. Холотехнодемократия: альтернатива капитализму.// Вопросы философии. 1994. №6. С.42-47.
31. ЗКВалицкий А. Коммунистическая утопия и судьба социалистического эксперимента в России // Вопросы философии. 1998. №8. С. 68-87.
32. Валицкий А. По поводу «русской идеи» в русской философии // Вопросы философии. 1994. №1. С.68-72.
33. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб.: «Лань», 1999.-479 с.
34. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического знания // Избр. произв. М.: Юрист, 1990. 690 с.
35. Володин А.И. О понятии «утопический социализм» // История общественной мысли. Современные проблемы. М.: Наука, 1972. С. 453-474.
36. Вольтер. Разговоры между А, В и С // Статьи и материалы. М.-Л., 1948.- 500 с.
37. Вольтер. Философские письма//Вольтер. Философские сочинения. М.:38.Наука, 1988. С.70-227.
38. Вышеславцев Б.П. Русская стихия у Достоевского. Берлин, 1923. -135 с.
39. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. №6. С. 112-121.
40. Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии. 1994. №1. С.65-68.
41. Галкин В.Н. Наука и утопия. М.: Политиздат, 1981. 207 с.
42. Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли XX века. М.: Наука, 1991.-208 с.
43. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. М.: Мысль, 1973. Т.2. 630 с.
44. Гершензон М.О. История молодой России. М., 1908. 315 с.
45. Гесиод. Работы и дни // Античная литература: Греция. Антология: В 2-х ч. М.: Высшая школа, 1989. 4.1. С.59-69.
46. Герцен А.И. С того берега // Собр. соч.: В 30 т. М., 1954-1956. Т.6. С.29-35.
47. Герцен А.И. К концу года//Собр.соч.: В 30 т. М., 1954-1956. Т. 18. С.460-475.
48. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии. 1992. №1. С. 52-60.
49. Грани глобализации. Трудные вопросы современного развития" (М.: Альпина паблишер, 2003. 592 с
50. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры // Вопросы философии. 1994.№1. С. 54-60.
51. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X XVII веков. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 286 с.
52. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М.: «Соратник», 1995. 308 с.
53. Гумилев JI.H. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989. 766 с.
54. Гумилев JI.H. Заметки последнего евразийца // Наше наследие. 1991. №3. С.20-37.
55. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М.: Индрик, 1993. -327 с.
56. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972.-318с.
57. Гуревич А.Я. Социальная мифология. М.: Наука, 1983. 327 с.
58. Гуторов В.А. Античная социальная утопия: Вопросы истории и теории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 288 с.
59. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов: Изд-во Ростовск. ун-та, 1983. -185с.
60. Давыдов Ю.Н. Вебер и Булгаков (христианская аскеза и протестантская этика) // Вопросы философии. 1994. №2. С.54-73.
61. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 574 с.
62. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизаций? // Вопросы философии. 1991. №3. С.29-42.
63. Достоевский Ф.М. Статьи и заметки (1845-1861) // Поли. собр.соч.: В 30 т. Т. 18. Л.: Наука, 1978. 720,с.
64. Дюркгейм Э. Ценности и «реальные» суждения // Социологические исследования. 1991. №2. С. 106-114.
65. Зубаков В. О стратегии выживания человечества// Звезда, 2001 №4
66. Иванов А.В. Запад Россия - Восток. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 71 с.
67. Иванов В. Родное и вселенское: Статьи (1914-1916). М.: Изд-во Г.А.Лемана и С.И.Сахарова, 1917. 205 с.
68. Ивонин Ю.П. Проблема социального идеала в русской философии конца XIX первой трети XX вв.: Автореферат диссерт. . д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1998.-23 с.
69. Игнатов А; Русская философия истории: романтический консерватизм // Вопросы философии. 1999. №11. С.102-121.
70. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968. 319 с.
71. Ильин И.А. О грядущей России: Избр. статьи. М.: Воениздат, 1993. -368 с.
72. Ионин Л.Г. Слово и дело критики: Социально-философское и публицистическое исследование. М.: Политиздат, 1989. -269 с.
73. История античности: В 2-х т., т. 1. Древняя Греция: пер. с древнегреческого / Сост., Томашевский М., ил. Срестовского С. М., Правда, 1989.
74. Исупов К., Савкин И. Русская философия собственности (XVII-XX вв.). СПб.: СП «Ганза», 1993. 510 с.
75. Кавелин К. Д. Взгляд на юридический быт древней России // Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М.: Правда, 1989. С. 11-68.
76. Кант И. Критика чистого разума. Минск: Литература, 1998. 960 с.
77. Кант И. Соч. в 6-ти томах. М., 1964, Т.З.
78. Кирвель Ч.С. Утопическое сознание: Сущность, социально-политические функции. Минск: Изд-во унив., 1989. 191 с.
79. Кантор В.К. Стихия и цивилизация: два фактора «российской судьбы» // Вопросы философии, 1994. №5. С. 26-41.
80. Карасев Л.В. Русская идея (символика и смысл) // Вопросы философии. 1992. №8. С.92-104.
81. Карлейль Т. Французская революция. История. М.: Мысль, 1991. -575 с.
82. Каутский К. Происхождение христианства. М., 1923. 473 с.
83. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М.: Мысль, 1972. 308 с.
84. Кирвель Ч.С. Утопическое сознание: сущность, социально-политические функции. Минск: изд-во ниверское, 1989.
85. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. М.: Наука, 1997. С. 116-127.
86. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России, XIX в. М.: Наука, 1978. -342 с.
87. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. М.: Наука, 1977. 335 с.
88. Ключевский В.О. О русской истории. М.: Просвещение, 1993. 574 с.
89. Козлова О.Н. Развитие идеологий и социальные конфликты // Социологические исследования. 1993. №4. С.25-29.
90. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980. -485 с.
91. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.: Аспект Пресс, 1997.-687с.
92. Кравченко И.И. Рациональное и иррациональное в политике // Вопросы философии. 1996. №3. С. 3-12.
93. Краус В. Нигилизм и идеалы. М.: Радуга, 1994. 253 с.
94. Кубланов М.М. Возникновение христианства. Эпоха. Идеи. Искания. М.: Наука, 1974. 216 с.
95. Лармин О.В. Эстетический идеал и современность. М.: Изд-во МГУ, 1984.-155 с.
96. Ласки М. Утопия и революция // Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991. С. 170-209.
97. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М.: Республика, 1996. 447 с.
98. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Атеист, 1930. 337 с.
99. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. 1994. №6. С. 22-28.
100. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство; философская и политическая публицистика. Духовная проза. М.: Республика, 1996. 798 с.
101. Литературное наследие Г.В. Плеханова: В 8 сб. М.: Политиздат, 1934. Сб. 1.-630 с.
102. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. №4. С. 3-6.
103. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Соч.: В 3-х т. М.: Мысль, 1985. Т.2.-621с.
104. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990. -719 с.
105. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона // Платон Соч. М., 1968, Т. 1.
106. Лосев А.Ф. Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба // Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения. М.: Наука, 1979.-345с.
107. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. -367 с.
108. Мамардашвили М.К. Форма превращенная // Философская энциклопедия. М.: Сов. энцикл., 1970. Т.5. С.386-389.
109. Мамардашвили М.Х. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси: Мецниереба, 1984. 82 с.
110. Мангейм К. Идеология и утопия. М., 1992. Ч. 2.
111. Маравалль X. Утопия и реформизм // Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991. С.210-232.
112. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19.
113. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.
114. Масуда Енези. Компьютопия // Общественные науки и современность. 1993, №6, С.36-50.
115. Мах Э. Познание и заблуждение: очерки психологии исследования. М., 1909.
116. Межуев В.М. Социализм как идея и как реальность // Вопросы философии. 1990. №11.С. 18-31.
117. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М.: Изд-во МГТУ, 1992,- 157 с.
118. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм // Позиция и следствия//Вопросы философии, 1991, №3.
119. Мор Т. Утопия. М.: Наука, 1978. 415 с.
120. Мортон A.J1. Английская утопия. М.: Изд-во иностр. лит., 1956. -278 с.
121. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988. 197 с.
122. Неманов И.Н. Социальный утопизм и его отношение к теории домарксистской философии // Проблемы методологии историко-философского исследования. Вып.2. М.: Наука, 1978. С. 111-147.
123. Ницше Ф. Утренняя заря. Свердловск, 1991. 230 с.
124. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. -634 с.а
125. Новгородцев П.И. Политические идеалы древнего и нового мира. М., 1919. -340с.
126. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. 527 с.
127. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. №4. С. 114-155.
128. Осипов И.Д. Проблемы общественного идеала в русском либерализме // Вестник СПГУ. Серия 6. 1993. Вып. 3. (№20). С. 27-30.
129. Оуэн Р. Избр. сочинения: В 2-х т. M.-JT.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950. T.I.-318 с.
130. Панченко Д.В. Ямбул и Кампанелла: о некоторых механизмах утопического творчества // Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.
131. Пономарева Г.М. Утопия и утопическое сознание в контексте русской культуры XIX начало XX вв.: Автореферат диссерт. д-ра филос. наук. М, 1996. - 30 с.
132. Платон. Государство // Собр. соч.: В 4-х т. М.: Мысль, 1994. Т.З. С.79-120.
133. Плеханов Г.В. Избр. филос. произв.: В 5-ти т. М.: Госполитиздат, 1957. Т.3.-784 с.
134. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2-х т. М.; Межд.фонд «Культ, инициатива», 1992. Т. 1. 446 е.; Т.2. - 525 с.
135. Розанов В.В. Уединенное. М.: Политиздат, 1990. 541с.
136. Романчук М., Щитов О. Штучний штеллект-на сторож! закону // В1стник Академи митшм служби Украши. 2001, №3. С. 30-38.
137. Рорти Р. Философия и будущее // Вопросы философии. 1994. №6. С.23-35.
138. Российская ментальность (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1994. №1. С.25-53.
139. Русский космизм. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 365 с.
140. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. М.: Политиздат, 1938. -312 с.
141. Сагатовский В.М. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб.: Петрополис, 1994. -217 с.
142. Свентоховский А. История утопий. М.: Типогр. В.И.Саблина, 1910.-201 с.
143. Сизов С.С. Утопия и утопическое сознание; философско-социологический анализ. Д.; Изд-во ЛГУ, 1988. 120 с.
144. Соколенко В.М. Понятие утопии: переоценка ценностей // Общественное сознание и мир человеческих ценностей. Саратов, 1993. С.37-45.
145. Соловьев B.C. Русская идея // Соч.: В 2-х т. М.: Правда, 1989. Т.2. С.219-246.
146. Соловьев B.C. Русский национальный идеал // Соч.: В 2-х т. М.: Правда, 1989. Т.2. С.286-295.
147. Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соч.: В 2-х т. М: Мысль, 1990. Т.2. С.635-762.
148. Соловьев B.C. Три силы // Соч.: В 2-х т. М.: Правда, 1989. T.I. С. 19-31.
149. Сорель Ж. Введение в изучение современного хозяйства. М., 1908.- 120 с.
150. Сорель Ж. Рассуждения о насилии. М.: Польза. 1907. 163 с.
151. Сорокин П.А. Социологические теории современности. М.: ИНИОН, 1992.-218 с.
152. Степин B.C. Философия и образы будущего // Вопросы философии. 1994. №6. С. 10-21.
153. Страда В. Западничество и славянофильство в обратной перспективе //Вопросы философии. 1993. №7. С.51-65.
154. Струве П.Б. Размышления о русской революции: Фрагменты из работ. М.: Республика, 1991. 62 с.
155. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.,1986.-115 с.
156. Трубецкой Е.Н. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке //Литературная учеба. 1990. Кн. 2. С. 100-117.
157. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл.Соловьева. М.: Путь, 1913. Т.2. 247с.
158. Туманов С.В. Общественный идеал: диалектика развития. М.: Изд-во МГУ, 1986.-198 с.
159. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. 716 с.
160. Ушков A.M., Дайнеко М.М. Методологические аспекты типологии социальных утопий // Вести. Моск. ун-та. Сер. Философия. 1984. №1. С.49-58.
161. Февр JT. Бои за историю. М.: Наука, 1991. 629 с.
162. Федоров Н.Ф. Философия общего дела // Соч. М.: Мысль, 1982. -с.188
163. Фейербах JI. Избрн. произв.: В 2 т. М., 1955, т.2.
164. Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. М.: Госполитиздат, 1953.
165. Флоровский Г.В Метафизические предпосылки утопизма // Вопросы философии. 1990. №10. С.80-98.
166. Франк СЛ. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -510с.
167. Франк СЛ. Ересь утопизма // Квинтэссенция. Философский альманах. М.: Политиздат, 1992. С. 378-395.
168. Франк СЛ. Крушение кумиров // Сочинения. М.: Правда, 1990. С.113-182.
169. Франк СЛ. Философские предпосылки деспотизма // Опыт русского либерализма. Антология. М.: Канон, 1997. С.240-265.
170. Фромм Э. Душа человека. М.: ACT, 1998. 664 с.
171. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. №3. С.137-148.
172. Фурье Ш. Избр. соч.: В 4 т. М.; Л., 1951. Т. 1.
173. Хайдеггер. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.-477 с.
174. Хомяков А.С. По поводу послания архиепископа парижского // Поли. собр. соч.: В 8-ми т. Т.2. М., 1900 530 с.
175. Хомяков А.С. Работы по историософии // Соч.: В 2-х т. М.: Медиум, 1994, T.I-590 с.
176. Хомяков А.С. Работы по богословию // Соч. В 2-х т. М.: Медиум, 1994, Т.2-478 с.
177. Хюбшер А. Мыслители нашего времени: Изд-во ЦТР МГП ВОС, 1994.-64 с.
178. Ципко А.С. Социализм: жизнь общества и человека. М., 1980. -72 с.
179. Чаадаев П.Я. Афоризмы и разные заметки // Вопросы философии. 1986. №1,С.121-140.
180. Чаадаев П.Я. Философические письма// Соч. М.: Правда, 1989. С.15-138. '
181. Чаликова В.А. Дж. Оруэлл: философия истории // Философские науки. 1989.№12.С.79-87.
182. Чаликова В.А. Настоящее и будущее сквозь призму утопий // Современные буржуазные теории общественного развития. М.: Наука, 1984. С.90-107.
183. Чернышевский Н.Г. Поли. собр. соч.: В 15-ти т. Т. 9. М.: Госполитиздат, 1953.-850 с.
184. Чернышева Т.А. Фантастика и современное натурфилософское мифотворчество // Общественные науки. 1985. №1. С. 137-149.
185. Черткова E.J1. Специфика утопического сознания и проблема идеала // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОССПЭН, 1996. С. 156-187.
186. Чистов В.К. Утопия и современность //Русские утопии. СПб.: Издательский дом «Corvus», 1997. С. 23-55.
187. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX вв. М.: Наука, 1967. 341 с.
188. Чупина Г.А., Суровцева Е.В. Современное цивилнзационное мышление и российский менталитет// Социально-политический журнал. 1994. №9-10.- С.23-30.
189. Шаповалов В.Ф. Философско-исторические воззрения B.C. Соловьева // Философия и общество. 1997. №4. С. 93-112.
190. Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990.
191. Швырев B.C. К проблеме специфики социального познания // Вопросы философии, 1972, №3.
192. Шевченко А.К. Утопия и идеология. Тупики идеологического сознания // Философская и социологическая мысль. 1992. №10. С.34-43.
193. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры. М.: Владос, 1995. 367 с.
194. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Соч. М.: Правда, 1989. С. 11-345.
195. Шестакова И. С. Социальная утопия как превращенная форма идеала. Автореферат диссерт. к-та филос. наук. Екатеринбург, 1995. -23 с.
196. Шрадер Хейко. Глобализация, (де)цивилизация и мораль 1998, т. 1. №2. 120 с.
197. Щукин В.Г. Христианский Восток и топика русской культуры // Вопросы философии. 1995. №4. С. 55-68.
198. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке // Маркс К.,
199. Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 185-270.
200. Эрн В.Ф. Идея катастрофического прогресса. М.: Правда, 1991. -575 с.
201. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. Киев, 1995. -217с.
202. Янов А. «Русская идея» и 2000 год // Нева. 1990. №9. С. 143-164.
203. Ясперс Ж. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. -527 с.
204. Яценко А.И. Целеполагание и идеал. Киев: Изд-во унив-ое, 1977. -217 с.
205. Яценко О.Ю. Социально-философские аспекты русского утопизма XIX в. Автореферат диссерт. к-та филос. наук. М., 1994. 22 с.
206. Bloch Е. Freiheit und Ordnung, Abriss der Sozialutopien. Leipzig, 1985.- 196s.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.