Взаимосвязанное изучение калмыцких, бурятских и русских сказок на уроках родной литературы в 5-7 классах школ Республики Калмыкия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Бамбаева, Виктория Борисовна

  • Бамбаева, Виктория Борисовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 188
Бамбаева, Виктория Борисовна. Взаимосвязанное изучение калмыцких, бурятских и русских сказок на уроках родной литературы в 5-7 классах школ Республики Калмыкия: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2003. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бамбаева, Виктория Борисовна

Введение.

I глава. Научные основы изучения калмыцких, бурятских и русских сказок-на уроках калмыцкой литературы.

1.1. Современная фольклористика о жанре народной сказки.

§ 1. Сказки о животных

§ 2. Бытовые сказки.

§ 3. Волшебные сказки.

1.2 Психолого-педагогические предпосылки изучения народных сказок в 5-7 классах. 47 1 Л. Методисты прошлого и настоящего об изучении фольклорных произведений.

1.4 Современное состояние изучения сказок в школах Калмыкии.

1.5. Проблема школьного учебника в аспекте темы исследования.

1.6. Специфика педагогических условий в школах Калмыкии.

II глава. Методика изучения сказок народов России

2.1 .Методика изучения сказок в 5-7 классах.

§ 1. Сказки о животных в 5 классе

§ 2. Бытовые сказки в 6 классе.

§3. Волшебные сказки в 7 классе.

2.2. Уроки внеклассного чтения и их роль в усвоении программного материала 115 .2.3. Внеклассные формы работы с учетом возрастных особенностей учащихся. 128 2.4. Результаты эксперимента

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимосвязанное изучение калмыцких, бурятских и русских сказок на уроках родной литературы в 5-7 классах школ Республики Калмыкия»

• Современная школа переходного периода требует новых подходов к реализации литературного образования на основе гуманистического принципа обучения. Пробудившееся самосознание многочисленных народов различных национальностей требует возрождения культурных ценностей прошлого. Это особенно важно, когда речь идет о постижении древней народной культуры, в которой заложены основы благородного отношения человека к миру природы.

Выбор темы изучения жанра сказок на уроке калмыцкой литературы не случаен. Калмыцкий народ имеет древнюю культуру, свои национальные обычаи, традиции, которые особенно ярко проявляются в сказках, передающихся из поколения в поколение устами народных сказителей. Калмыки - народ, который в 40 - 50-е годы двадцатого столетия был лишен права открыто говорить о национальном самосознании. Годы ссылки, в эпоху сталинских репрессий, отрицательно сказались на формировании мировоззрения, менталитета калмыцкого народа. Обучение калмыцких детей в местах ссылок (Омская, Кемеровская, Томская, Новосибирская области, Алтайский, Красноярский края, Крайний Север, остров Сахалин, Казахстан) шло по русской программе. Дети не знали, что есть калмыцкое искусство, литература, фольклор. Калмыцкий язык не входил в школьную программу.

На рубеже двух столетий XX -XXI в. произошли существенные изменения в решении проблем национального образования в нашей стране. Но так как среднее поколение калмыков не было подготовлено к восприятию обучения детей и внуков на родном языке, появились трудности в - их обучении. Сейчас все усилия фольклористов, методистов Калмыкии направлены на создание новых учебников, программ, пособий для изучения калмыцкого языка и литературы.

Курс калмыцкого языка и литературного чтения в школах Калмыкии начинается с первого класса. Учащиеся приходят в первый класс с элементарными знаниями своей национальной культуры, которые совершенствуются, пополняются на протяжении всего курса гуманитарных предметов основной и средней общеобразовательной школы.

В программе по калмыцкой литературе жанр сказок изучается в 5 - 7 классах, в тот период, когда ребенок переходит от мира детства в подростковый возраст, когда формируется нравственная основа будущей личности. Подросток - это тот школьный контингент, в котором сочетаются черты ребенка и взрослого. Даже под влиянием СМИ, дающих подростку материал, насыщенный информацией о современной жизни со всеми отрицательными коллизиями, не убывает интерес подростка к сказке. Дети как бы прячутся в мир сказки и находят там уютное убежище для своей мечты. Современной педагогике очень трудно конкурировать со СМИ, которые день и ночь показывают современные сказки, пропагандирующие зло и насилие, так называемые ужастики.

На уроке родной литературы у подростка есть возможность послушать истинно народные сказки в исполнении учителя, сказителя или актера, а если оно еще сопровождается национальной музыкой, то воссоздающее воображение подростка эффективно работает и создает свой мир сказки.

Анализ библиотечных формуляров учащихся 5 класса показал . удивительную картину интереса 10-11 -летнего' ребенка к фольклору, в особенности к сказкам.

В диссертации разрабатывается методика сравнительно-сопоставительного изучения калмыцких, бурятских и русских сказок. Выбор бурятских сказок обоснован тем, что культура и язык родственны: калмыки и буряты имеют общие родственные корни. И нельзя не учитывать тот факт, что калмыки и буряты - это монголоязьЛные народы, которые проживают в России. Сравнение с русскими сказками диктуется теми обстоятельствами, что в калмыцкой школе подробно изучается русский фольклор. Сравнительно-сопоставительная методика имеет огромное воспитательное значение, так как идеалы добра, любви к своей родине, народу заложены и в русском, и в калмыцком, и в бурятском фольклоре. Учитель имеет возможность на протяжении всего курса изучения сказок раскрыть гуманистические идеи древних народов, которые всегда тянулись к "свету", добру, справедливости.

Все выше сказанное говорит об актуальности изучения фольклора, в данном случае сказок, на уроках калмыцкой литературы.

Степень разработанности проблемы. Проблема изучения калмыцкого фольклора во, взаимосвязи с народным творчеством других народов ставится во многих трудах ученых педагогов, методистов России. В них решаются вопросы взаимосвязанного изучения в русле диалога культур.

В ' Мордовии, Удмуртии, Северной Осетии, Коми-Пермяцком автономном округе и др. регионах России уделяется большое внимание изучению фольклора во взаимосвязи с другими литературами. Значительный вклад в разработку сравнительно-сопоставительного изучения литератур разных народов внесли: М.А. Ахметзянов, С.К. Бирюкова, С.Т. Забадаев, Д.А. Клумбите, Т.А. Кугаевская, И.Х. Майорова, Р.З, Хайруллин, М.В. Черкезова и др.

Использование принципа общности и национального своеобразия русской и родной литератур учащихся, предложенного этими исследователями, позволило методистам и учителям-практикам обогатить учебный процесс выявлением сходства и национального своеобразия изучаемых литератур. Решение этой проблемы в педагогических условиях Калмыкии осложняется рядом объективных причин и наталкивается на следующие противоречия:

- слабое знание родного языка;

- неразработанность методики взаимосвязанного изучения слабая оснащенность школьных библиотек необходимой литературой;

- отсутствие условий для творческих и самостоятельных работ (на уроках, во внеклассной и внешкольной деятельности учащихся).

Указанные трудности и противоречия потребовали нового подхода к изучению сказок в 5-7 классах школ Калмыкии, суть которого состоит в сравнительно-сопоставительном изучении жанра на принципе диалога культур. - ,v.

Цель исследования - создание эффективной методики изучения калмыцких, бурятских и русских сказок на уроках калмыцкой литературы на основе принципов • сравнительно-сопоставительного анализа и взаимосвязи литератур.

Объект исследования — процесс поэтапного изучения калмыцких сказок в 5-7 классах на уроках родной литературы школ Республики Калмыкия.

Предмет исследования - методика сравнительно-сопоставительного изучения калмыцких, бурятских и русских сказок.

Гипотеза исследования - сравнительно-сопоставительное изучение сказок в 5-7 классах будет эффективным, если: в учебном процессе будут учтены психолого-педагогические особенности восприятия жанра сказки учащимися;

- изучение сказок калмыцкого, бурятского и русского народов будет осуществляться на основе сравнительно-сопоставительного анализа тематики, сюжетов, образов положительных и отрицательных персонажей;

- самостоятельные и творческие работы по текстам сказок будут использованы на всех этапах изучения этого жанра;

-. в процессе изучения сказок будет осуществлен принцип углубления знаний от класса к классу.

Цели и гипотеза исследования потребовали решения следующих задач: проанализировать научные основы сопоставительного изучения калмыцкого, бурятского и русского фольклора (на примере сказок);

- отобрать необходимый материал из калмыцкого, бурятского и русского фольклора с учетом возрастных, психологических особенностей учащихся;

- разработать методику сравнительно-сопоставительного изучения сказок (калмыцких, бурятских и русских) в 5-7 классах с опорой на этнокультурный принцип. Для реализации поставленных задач использовались следующие методы:

- теоретические, (изучение и анализ трудов по фольклористике, литературоведению, методике, педагогике, психологии, этнографии в аспекте темы исследования);

- эмпирические (анализ программ, учебников и учебных пособий по калмыцкой литературе; проведение бесед, анкетирование учащихся и учителей экспериментируемых школ; наблюдение за ходом классных и внеклассных занятий; анализ устных и письменных ответов учащихся; проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов).

Методологической основой исследования являются работы отечественных ученых фольклористов (КС. Аникин, Е.В. Баранникова, А.Н. Веселовский, Е.М. Мелетинский, А.И. Никифоров, Э.В. Померанцева, В .Я. Пропп, В.Т. Сарангов), психологов, педагогов и литературных критиков (В.Г. Белинский, Г.Н. Волков, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, О.Д. Мукаева, Б.Б. Оконов), методистов (В.В. Голубков, Д.Д. Липаев, К.В. Мальцева, М.В. Острагородский, М.А. Рыбникова, В.Я. Стоюнин и др.)

Базой исследования явились 5-7 классы Шин-Мерской средней школы Кетченеровского района, школ №17, № 19 города Элисты Республики Калмыкия. Всего в эксперименте участвовало 250 учащихся. Исследование проводилось в три этапа: первый этап (2000 - 2001гг.) - изучение и анализ литературы - по фольклору, литературоведению, психологии и педагогике, теории и методике литературы, этнографии, проведение констатирующего эксперимента, проверка знаний учащихся и выявление трудностей изучения народных сказок; . второй этап (2001 — 2002гг.) - анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка методики сравнительно-сопоставительного изучения калмыцкой, бурятской и русской сказок на уроках родной литературы, проведение обучающего эксперимента; третий этап (2002 - 2003 гг.) - анализ и обработка данных, полученных в ходе* обучающего эксперимента, внедрение разработанной методики сравнительно-сопоставительного изучения калмыцкой, бурятской и русской сказки.

Новизна исследования заключается в следующем:

- уточнены принципы этнокультурной направленности литературного образования при взаимосвязанном изучении сказок трех народов; выявлены оптимальные условия изучения калмыцких сказок в сравнении с бурятскими и русскими;

- определена последовательность изучения сказок по видам (5кл. — о животных, бкл. - бытовые, 7кл. - волшебные).

Практическая значимость исследования состоит в том, что: -проведен отбор текстов сказок для сравнительно-сопоставительного анализа в 5-7 классах, корректирующий содержание школьной программы по калмыцкой . литературе;

-разработана система уроков по взаимосвязанному изучению сказок разных народов; предложена система методов и приемов, эффективных при взаимосвязанном изучении сказок разных народов;

- результаты исследования могут быть использованы при разработке программ и учебников для школ Калмыкии, для чтения лекций для студентов по дисциплине " Методика преподавания калмыцкой литературы ", на курсах повышения квалификации в Калмыцком республиканском институте повышения ква^фикации работников образования. ^ Достоверность результатов исследования обусловлена методологической ориентацией на ведущие концепции отечественной педагогики и методики преподавания литературы, использованием методов, соответствующих поставленным целям и , задачам, положительными результатами проведенного эксперимента

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе обучающего эксперимента в Шин-Мерской средней школе Кетченеровского района, школах №17,19 города Элисты Республики Калмыкия. Материалы диссертации представлялись на Кичиковских чтениях - 2, научно-практической конференции " Материальные и духовные основы калмыцкой государственности в составе России", заседаниях кафедры "Методики преподавания калмыцкого языка и литературы" Калмыцкого государственного университета. По теме диссертации опубликовано 6 работ.

На защиту выносятся следующие положения:

- система изучения сказок на уроках калмыцкой литературы должна строиться на сравнительно-сопоставительном анализе с учетом задач этнокультурного литературного образования;

- отбор материала для сопоставительного анализа должен осуществляться с учетом нравственного, эстетического и гуманистического потенциала произведений;

- лучшему пониманию традиций и культуры калмыцкого, * бурятского и русского народов будет способствовать использование в ходе обучения широкого спектра творческих заданий (сочинение сказок, сочинения-рассуждения и т.д. )

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Бамбаева, Виктория Борисовна

Заключение

В заключении подводятся итоги ' исследования сравнительно-сопоставительного изучения калмыцких, бурятских и русских сказок на уроках родной литературы с учетом этнокультурной направленности образования в 5-7 классах школ республики Калмыкия, которые заключаются в следующем:

- знакомство учащихся подростков с духовным миром калмыцкого, бурятского и русского народов, а так же с их идеалами, мечтами и надеждами, отраженными в сказках различных жанров способствует духовному возрождению самосознания различных народов населяющих Россию.

- поэтапное освоение содержания сказок учащимися 5-7 классов с опорой на принципы взаимосвязи литератур и этнокультурную направленность литературного образования помогает осуществлению формирования гуманистических вкусов школьников, которые живут в XXI веке.

- широкий комплекс различных видов творческих работ учащихся как в урочной, так и во внеклассной работе развивает познавательные и творческие силы учащихся их мыслительные способности, а так же активизирует их • стремления к познании жизни своего народа в прошлом.

- реализация идеи взаимосвязанного обучения калмыцких, бурятских и русских сказок направлено на выработку чувств у школьников уважительного отношения к культуре разных народов, а так же способствует развитию толерантности.

• - внимательное отношение учащихся к лексическому богатству калмыцкого, бурятского и русского языкам в процессе различных методических форм и методов анализа сказки проявляется в таких эффективных приемах работы как перевод с русского на родной и с родного на русский, а так. же в использовании микросочинений по сюжетам сказок и в сопоставлении народных* сказок с литературными. Народный язык, с которым знакомится учащиеся при изучении сказок, помогает школьникам понять выразительность и метафоричность разговорного родного и русского языка.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бамбаева, Виктория Борисовна, 2003 год

1. Абелюк Е.С. Миф или сказка?: Экспериментальное учебное пособие. М., 1995 224 с.

2. Абрамович. Введение в литературоведение. Москва, 1979

3. Азадовский М.К. Литература и фольклор. Л., 1938

4. Айзерман Л.С Уроки, литература, жизнь. М., 1965

5. АксаковК.С. Полное собрание сочинений. Т. 1, М., 1961, 399с

6. Андреев М.Н. Проблема тождества сюжета/ Публ. В.М. Гацака// Проблемы историзма.М., 1982

7. Аникин В.П. К мудрости ступенька. М., 1998

8. Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1959

9. Аникин В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителей. М., 1959 -255 с.

10. Аникин В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителей. М., 1977

11. Аристова М.А. Особенности анализа произведений русской классики в национальной школе гуманитарного профиля: Дисс. канд.пед. наук. М., 1992

12. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика. М., 1996.-256с.

13. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М., 1982

14. Афанасьев А.Н. Русские детские сказки Из сб. А.Н. Афанасьева. М., 1982

15. Бадмаева З.С. Национально- психологические особенности калмыков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат психологических наук. М., 1997

16. Байкала озера сказки. Иркутск, 1989

17. Бардаханова С.С. Малые жанры бурятского фольклора.// Этнография и фольклор монгольских народов. Элиста, 1981 -с. 27-41

18. Баранникова Е.В. Бурятские волшебно-фантастические сказки. Отв. ред. И. А. Ким. Новосибирск., 1978

19. Баранникова Е.В. Бытование бурятского фольклора в МНР // Этнография и фольклор монгольских народов. Элиста, 1981 с 3-19ч

20. Беленький Г.И. Некоторые творческие аспекты межпредметных связей //21.-Взаимосвязи предметов гуманитарного цикла. М., 1980. 270 с

21. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. Отв. ред. А.Ф. Смирнов. Сост.: А.В. Плеханов. М., 1983

22. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений.т2 М., 1953

23. Бершадская Н.В., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. М., 1986-176 с.

24. Бечак Б.А. Неиссякаемый родник. Детская литература и народное творчество М., 1973.

25. Бечак р.А. Правда сказки. М., 1983 111с.

26. Бирюкова С.К., Ахметзянова М. Г. Уроки внеклассного чтения в IV- VII классах национальной школы./ пособие для учителей/ М., 1985 с 189-290

27. Бирюкова С.К. Национально-региональный компонент в учебниках по родной литературе.// Содержание образования в полиэтнической России в современных условиях. Москва, 2003 . ' .

28. Бирюкова С.К. Словарь культуроведческой лексики русской классической литературы. С Пб,2003

29. Бирюкова С.К. Словарь культуроведческой лексики русской классики. М.,1999 . • '

30. Бирюкова С.К. Специфика словарной работы на уроках в IV-VII классах национальной школы. / Пособие для учителя/, Владикавказ, 1990.

31. Бирюкова C.K., Хайруллин Р.З. Литература народов России в школе. // Мир образования образование в мире. Научно-методический журнал №1. 2003."

32. Биткеев Н.Ц. Калмыцкие сказки Санджи Бутаева. — Фолльклор народов РСФСР. Уфа, 1977, вып. 4, с. 43

33. Бодрова Н.А. Организация уроков внеклассного чтения./ Внеклассная и внешкольная работа по литературе/ сб. статей под ред. Ротковича Я.А. М., 1970 с. 126-158

34. Борджанова Т.Г. Детский фольклор калмыковALTAICA IV Сб. статей иматериалов. М., 21000 с 7 -14

35. Бочаров Г.К. За высокое мастерство учителя-словесника// Вопросы литературы, 1959, № 2, с 87.

36. Брандесов Р.Ф. Организация художественного восприятия и урок литературы: в2-хч. Челябинск, 1978-1979

37. Бурхинов Д.Н. Данилов Д.А. , намсараев с.Д. Народная педагогика и современная национальная школа Улан-Удэ, 1993. С36.

38. Бурятские волшебные сказки. Новосибирск, 1993.

39. Бурятские народные сказки. Улан-Удэ, 1981

40. Бушина Е.И. Воспитание интереса к литературе на внеклассных занятиях/ Поиск новых путей: из опыта работы. М., 1990, с 148-167

41. Ведернркова Н.М. Русская народная сказка М., 1975 135с.- •■ 4 *

42. Вербовая Н.Н. Методические руководства к хрестоматии по русской литературе. Для 5 классов национальных школ России. С-Пб,2001. 2-е изд.

43. Вербовая Н.Н. Уроки внеклассного чтения и его подготовка в среднем звене в национальной школе// Особенности изучения русской литературы в национальной школе/ Межвузовский сборник статей/ М., 1990, с 44-57

44. Веселова Т.С. Восприятие русской народной сказки в школе // Методика преподавания в средней школе . Л., 1976. Вып 2.-е 22-31

45. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Собр. соч., т 1. СПб., 1913, стр 356-358 . *47. .Взаимосвязь и взаимодействие национальных литератур: Материал дискуссий. 11-15 января I960. М, 1961-198 с.

46. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе. М., 1984 -345 с.

47. Витковский Л.Н. Урок-праздник. Обобщ. Урок по сказкам в V классе // Литература в школе -1994 № 2 —с 36-42 .

48. Волков Г.Н. Все народы педагоги // Этнопедагогика калмыков и-национальная школа: сб. материалов научно-практической конференции, посвящ. 70-летию проф. О .Д. Мукаевой. Элиста, 1997 с. 17-20

49. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989

50. Волков.Г.Н. У колыбели науки. М., 1971

51. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник. М., 1999

52. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974

53. Волков P.M. Сказка: сюжеты невинно-гонимых. Одесса, 1924

54. Вопросы литературы и фольклора. Воронеж, 1976. 278

55. Воробьев П.Г. Изучение Устно-народного творчества в 5 классе средней-школы. М., 1956. 79 с.

56. Внеклассная и внешкольная работа по русскому языку и литературе в национальной школе . Под ред. Мальцевой К.В. и Борисовой М.Н. — Л., 1982, с 232-2464

57. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования М., 1956.

58. Галочкин Н.М. Внеклассное чтение произведений фольклора. Начальная школа, 1964, № 1.с 54

59. Гальперин Ю.М. Литературные вечера. М., 1974

60. Горький A.M. О литературе. М., 1953. 693с ~

61. Горький A.M. О литературе/ Под ред. Н.Ф. Бельчикова. изд 3-е, доп. — М., 1937-512с.

62. Горький A.M. О сказках Сб. сочинений, в 30-ти т. т. 27. М., 1953

63. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая JI.A. О психологических аспектах изучения литературы в школе. М, 1990. 38 с.

64. Далгат У.Б. Литература и Фольклор. М., 1981 с301

65. Дановский А.В. Межпредметные связи при изучении литературы в школе .М ! ., 1990 с 99-120.

66. Детская литература: учебное пособие для средних школ. — 2-е изд. Астрахань, 1999

67. Джимгиров М.Э. Народные калмыцкие сказки. Автореферат диссертации : канд. фйлол. наук. М., 1963

68. Джимгиров М.Э. О калмыцких народных сказках. Элиста, 1970

69. Джимгиров М.Э., Кензеев С.А. программа по родной литературе для 5-11 классов .Элиста. 1991

70. Джимгиров М.Э. Своеобразие сказок о животных // Записки. Вып.З. серия филологическая. Элиста, 1964. С 25 - 30

71. Дзапарова З.Г. Нравственное воспитание учащихся 5-8 классов в процессе изучения произведений малой эпической формы на уроках осетинской литературы. Диссертация на. соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1998

72. Дорджиева Ж.Д. Народные традиции воспитания у бурят. Новосибирск, 198075. ' Запорожец А.В. Психология воспитания ребенком-дошкольником литературного произведения. М., 1965.-324 с.

73. Зуев Д.Д. Проблемы структуры школьного учебника.

74. Иванова Э.И. Сказка и современное детство (о детской литературе) // Дошкольное воспитание, 1984. № 9 с 68-70

75. Иванова Э.И. Этот волшебный мир сказки (об исследовании специфики жанра) // Дошкольное воспитание, 1993 № 12 - с. 49 -52

76. Изучение родных литератур в национальных школах РСФСР / Под ред. В.В. Горбунова. Л., 1982 264 с.

77. Ильин И.А. Существенность и своеобразие русской культуры. Русская душа в сказках и легендах. М., 1996, №7 179-192 с.

78. Кан-Калик В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе. М., 1988 -255 с.

79. Капица О.И. Русская народная сказка. M-JL, 1930 с.7

80. Кичиков А.Ш. , Бембеев Г.У. Родная литература для 5 класса (на калм. яз.) Элиста, 1990

81. Клеткин Т.Н. Фантастический и реальный мир сказок // Литература в школе. 1996. №4 с 104- 108

82. Кон И.С. Психология ранней юности // Книга для учителя М., 1989.255 с

83. Костюхтн Е.А. Типы и формы животного эпоса. М., 1987

84. Краткий словарь литературоведческих терминов М., 1985

85. Круглов Ю. Наши сказки // Сказки Кн. для чтения в 5 кл. М., 1994 с 6-„24

86. Крупина Н.Л. Древнее и вечно юное. Волшебные сказки о любви //" Литература в школе № 2, 2000

87. Кудряшев Н И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы М., 198 Г-190 с.

88. Куликовский Г.И. Этнографическое обозрение 1840, № 1-114 с.

89. Куприянова З.Н. Ненецкий фольклор. Учебное пособие для пед.училищ. Л., 1960 293с

90. Курдюмова Т.Ф. В чем главное направление поиска? // Литература в школе. 1987. №2 20-31 с.

91. Ладыженская Т.А. Развитие речи учащихся как теоретическая и практическая проблема межпредметного характера. М., 1995

92. Липелис А. Сказка и реальный мир // Детская литература 1974. - №3 - с. 4247 •

93. Майорова И.Х. Взаимосвязи русской и родной литератур и их место на уроке // Русский язык в национальной школе, 1973 № 3 с. 63 70

94. Майорова И.Х. Изучение взаимосвязи русской и родной литератур -действенное средство приобретения знаний учащихся. // Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе. М., 1972

95. Макаренко А.С. Некоторые вопросы из моего педагогического опыта // Соч. т5 М., 1958

96. Мальцева Н.А. Изучение коми-пермяцкого фольклора в русской школе в диалоге национальных культур. Диссертация на соискание ученой степени кандидат педагогических наук. М., 2000. 236 с.

97. Мацаков И.М., Бурулова С.Б. Родная литература/ (книга для чтения в 7 классе, на калм. яз.). Элиста, 1992

98. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. Под редакцией Е.Н. Колокольцева. М., 1990

99. Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования проблемы и возможности// Вопросы психологии, 1989 № 5, 11-18 с.

100. ЮЗ.'Мелитинский Е.М. Герой волшебной сказки: Происхождение образа. М.,* ' 1958 ,

101. Методика выразительного чтения. Под общей ред. Завадской Т.Ф. М., 1947:175с.

102. Методика объяснительного и выразительного чтения// Пособие для учителей национальных школ. Под редакцией Мальцевой К.В. и Смеляковой З.С. Л., 1978 260 с.

103. Методика преподавания литературы. М., 1985107. • Методика преподавания русской литературы в 5-7 классах/ Под ред.* Савченко М.М., Тодорова Л.В, Вербовой Н.Н. Л., 1978. 260 с.

104. Методика преподавания русской литературы в национальной школе. / Под ред-ей М.В. Черкезовой, А.Д. Жижиной. Л., 1997

105. Мифологический словарь: Кн. для учащихся. М., 1997

106. Г10. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. М., 1991

107. Михайлов Г.И. Проблемы фольклора монгольских народов.Элиста, 1971

108. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Элиста, 1995.

109. Мукаева О.Д. Этнопедагогика ведущий фактор возрождения и развития национальной школы // Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Элиста, 1997

110. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность. 4.1. Элиста, 1999

111. Мутырова З.Б. , Оконов Б.Б. программа по калмыцкому языку и развитию речи в 1-4 классах национальной школы. Элиста, 1991.

112. Найденов Б.С. Значение русской народл,ной сказки для восприятия действительности. Новосибирск, 1987 -234 с.

113. Народные сказки А.Н. Афанасьева. В 3-х т. Tl. М., 1957. 575с

114. Нартов К.М. Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе. М., 1986

115. Неелов Сказка, фантастика, современность. Петрозаводск, 1987 — 124 с.

116. Неклюдов С.Ю. Мифы монгольских народов// Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1-2. М., 1980-1982

117. Никифоров А.И. Сказка ее бытование и носители

118. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней шкохГе. М., : 1971.256с.• *

119. Никольский В.А. Центральная задача педагогического литературоведения/ Литература в школе, 1950г.№3124. .Новые исследования в психологии. Сб статей. М., 1980

120. Обернихина Г.А. Виды письменных и устных работ на уроках развития речи.

121. Взаимосвязь процессов формирования устной и письменной речи учащихся. / Методика преподавания русской литературы в 5-8 классах. Под. ред-ей М.М. Савченко, Л.В. Тодорова, Н.Н. Вербовой. Л, 1988

122. Оконов Б.Б. Фольклор в общей системе литературного образования в калмыцкой национальной школе. Элиста, 2001

123. О литературе для детей. -Л., 1987

124. Осак Н.Г. Типы и структура уроков внеклассного чтения в нерусской школе// Материалы научно-практической конференции. Нальчик, 1979 4

125. Особенности обучения и психологии развития школьников. / Под редакцией И.В. Дубровиной, B.C. Круглова. М., 1988 191 с.

126. Очиров У.У., Дораева Р.П. Программа по калмыцкому языку для 4-10 классов Элиста 1982.

127. Очиров У.У., Харчевникова Р.П. Программа по калмыцкому языку для 5-9t *классов. Элиста, 199

128. Панькин А.Б. Образование для калмыков. Элиста, 1997

129. Петрова С.М. Взаимосвязанное изучение русской, родной, зарубежной литератур в якутской школе: Автореферат диссертации доктора педагогических наук. М.', 1996 -34 с.

130. Пидкасистый П.И. Педагогика (учебное пособие). М., 1995

131. Позднеев A.M. Калмыцкая хрестоматия СПб., 1892, 1907, 1911

132. Пикина JI.B. Развитие познавательной деятельности и творческой активности на факультативных занятиях по литературе. Майкоп.1980,27-30.

133. Погорелова Н.В. Изучение сказок// Уроки литературы/ Приложение к журналу "Литература в школе" № 5 2001.

134. Подласый И.П. Педагогика. Москва, 2000

135. Померанцева Э.В. Русские народные сказки. М., 1957

136. Померанцева Э.В. Сказки. Русское народное поэтическое творчество, 1956, 256с.

137. Пособие для факультативных занятий/ под редакцией Ладыженской Т.А. и Запеваловой Т.С., 1970

138. Проблемы детской литературы. Петрозаводск, 1981 180 с.

139. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1946.

140. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2000

141. Пропп В.Я. Морфология сказки. 2-е изд. М., 1969 168 с.

142. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976 325

143. Психологические исследования. Сб. статей. Ред. коллегия: А.Н. Леонтьев и др. М., 1974

144. Психология. Словарь /Под общей редакцией «М.Г. Ярошевского. М., 1990 494 с.

145. Пушкарева М. Д. , Снежневская М.А. Связь классных и внешкольных занятий по литературе. М., 1983.17-22с.

146. Пюрбеев Г.Ц. Толковый словарь традиционного быта калмыков. Элиста,. 1996

147. Ревякин А.И. Проблемы изучения и преподавания литературы. М., 1969

148. Рожина Л.Н. Психология восприятия литературного героя школьниками (47 классы) М., 1977 176 с.

149. Розенблюм Ю.Б. Сквозь пламя костров. Калмыцкое книжное издательство, Элиста, 1970.340 с.

150. Русина Н.С. Этическое воспитание на уроках родной и русской литературы// проблемы дальнейшего совершенствования учебников родногочязыка и литературы М., 1981 с. 24-25

151. Русские народные сказки. Сост. О.Б. Алексеева. М., Современник, 1987.

152. Русские народные сказки о мачехе и падчерице/ Сост., вступительная статья и приложение Е.И. Лутовиновой. Новосибирск, 1993.203с

153. Рыбникова М.А. Избранные труды. М., 1958

154. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М.,1963

155. Самойлова Е.А. Изучение в школе произведений эпических жанров русского фольклора как средства постижения национальной культуры народа. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1996.200с.

156. Сарангов В.Т. Мотив чудесного зачатия в легендах башкир и калмыков. // Проблемы развития духовной культуры тюрских народов СССР. Тезисы научной конференции. Уфа, 1991

157. Сарангов В.Т. Фольклористика. Элиста, 1998

158. Система обучения сочинениям в 4-8 классах/ под ред Т.А. Ладыженской 2-е издание: М., 1973.

159. Силкин Н.К. Типы и виды уроков внеклассного чтения и их роль в идейном, нравственном, эстетическом воспитании старшеклассников// Литература в школе. 1978. 645-67с.

160. Сказания о просторе: Сказки нар. Бурятии, Горного Алтая, Калмыкии, Тувы, Л., 1988

161. Сказки: книга для чтения в 5 кл.// Сост., подготовка текстов, вступительная статья, комментарии и словарь Ю.Г. Круглова. М., 1994

162. Сказки народов мира. М., 1987

163. Сказки народов России. СПб., 1997.

164. Словарь иностранных слов. М., 1969,238 с.

165. Современный русский фольклор Сибири. Новосибирск, 1979170. .Соколов Ю.М. Русский фольклор. Учпедгиз, 1938

166. Степанов М. Вещее волшебное слово. Бурятские улигеры и сказки. Улан-Уде, 1973• «

167. Станиславский К.С. Полное собрание сочинений.т.2.М., 1954

168. Станчек Н.Л. Ученик. Возрастные особенности восприятия учащимися литературных произведений // Проблемы методики преподавания литературных произведений // Проблемы методики преподавания литературы. Л., 1976 с. 40 — 53.

169. Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы. СПБ. 1864.243-248с 175.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х т. т.З. М.,1981

170. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1985 270 с.

171. Сухомлинский B.A. Сердце отдаю детям. Киев, 1965

172. Тимофеев Л.И. Проблемы теории литературы. Москва, 1955

173. Типологические исследования по фольклору. Сб. статей памяти В.Я. Пройпа (1895-1970) .Сост. Е.М. Мелитинский и С.Ю. Неклюдов. М., 1975

174. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. Т., ,1989

175. Тотольницкая Л.С. Работа над сказкой на внеклассных занятиях // Литература в школе.- 1986. № 4. с. 66-67.

176. Уткина Т.В. Взаимосвязанное изучение русских, мордовских и зарубежных литературных сказок. Диссертация на соискание ученой степени кандидата, педагогических наук. Саранск 1998,206 с.

177. Учебное пособие по развитию речи в 5-9 классах/ Сост. А.Каляев; предисл., коммент.у словарь., прим. А. Л. Каляева. — Элиста, 1994

178. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. М., 1974

179. Ушинский К.Д. Избранные педагогичеркие произведения. М., 1968

180. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения.т.2-1988

181. Ушинский К.Д. Сборник сочинений. М-Л., 1948. Т.2. 482с

182. Ушинский К.Д. Сборник сочинений в 15 т. т14. М., 1949.249с.

183. Фесюкова Л.Б Воспитание сказкой. Харьков: Фолио, 1996 -464 с. Фольклор народов РСФСР. Межвузовский научный сборник. Башкирский Ун-т Уфа, 1977

184. Хайруллин Р.З., Бирюкова С.К. Литература народов России. Учебник хрестоматия для учащихся 5-6 классов национальных школ. В двух частях. Часть1С- Пб, 2000 • • .

185. Хайруллин Р.З. Научно-методические основы взаимосвязанного изучения родной и русской литератур, 1995. 234 с.

186. Хайруллин Р.З. Теория и методика изучения литературы народов России в школе. Москва, 1999. *

187. Хамагонов В.Ж. Изучение устного народного творчества на уроках родной литературы в V УНклассах бурятской школы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 1991.

188. Черкезова М.В. Литература и культура. Пособие для учителя. М., 1999I

189. Черкезова М.В. Литературное образование и культура в национальной школе.//Литература в школе, 1993 №5 36-41

190. Русская литература в национальной школе: Принцип общности и национального своеобразия литературы СССР в процессе преподавания русской литературы. М., 1981

191. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения отв. ред. А.Ф. Смирнов. Сост.: А.В, Плеханов. -М, 1983198. .Чернышевский Н.Г., Белинский В.Г. и др. О детской литературе. Сборник. М.,1954

192. Чилданова Н.Ч. Преподавание родной литературы в школе. Элиста, 1978

193. Чимидова А.К., Очиров У.У. Родная литература (книга для чтения в 6 классе, на калм. языке) Элиста, 1991

194. Шарапова Н.Н. Изучение героического эпоса Джангар на уроках родной литературы в 5-11 классах калмыцкой школы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук М., 1998

195. ШоШин В.А. Литература народов СССР: Пособие для учителей. М., 1977, 191с203.* Щербакова Т.Н. Детская психология в сказках и играх // Школьные технологии, 1997, - № 1 - 107- 115 с.

196. Эрдниев У.Э. калмыки. Историко-этнографические очерки. Элиста, 1985.

197. Эстетика фольклора / АН СССР, Ин-т русской литературы. Л.,1967

198. Этнография и фольклор монгольских народов. Элиста, 1981.

199. Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Сб. материалов международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию профессора О.Д, Мукаевой. Элиста, 1997• «

200. Юдин Ю.И. Русская народная бытовая сказка. М., 1998

201. Якобсон П.И. Психология художественного воспитания. М., 1964 2Ю.Ярмыш Ю.Ф. О жанре мечты и фантастики // Радуга, 1972 № 11 с. 177-184.X

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.