Управление профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Бабенко, Елена Владимировна

  • Бабенко, Елена Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 170
Бабенко, Елена Владимировна. Управление профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Краснодар. 2004. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бабенко, Елена Владимировна

Введение.

Глава 1. Теоретические основы управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля.

1.1. Современные требования к профессионально-ориентированному обучению студентов народно-хорового профиля.

1.2. Управление профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля: общенаучные основы.

1.3. Психолого-педагогические аспекты управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля.

Глава 2. Содержание, методика и эффективность управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин.

2.1. Содержание и методика управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин.

2.2. Ход и эффективность эксперимента по управлению профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Управление профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин»

Актуальность исследования. Подготовка высококвалифицированных профессионалов всегда остается важнейшей задачей высшей школы. В связи с этим вопросы совершенствования профессионального обучения специалистов различных направлений приобретают особое значение.

Опыт и многочисленные исследования показывают, что наряду с ориентацией на личность обучающегося (его интересы, склонности и способности) наиболее продуктивной и перспективной на современном этапе развития системы высшего образования является организация учебного процесса с учетом профессиональной направленности обучения. При этом профессионально-ориентированное обучение рассматривается как система психологических, общепедагогических, дидактических процедур взаимодействия педагогов и студентов, направленная на реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям профессионального обучения и профессионально-важным качествам будущих специалистов [49. С.26].

Важнейшим аспектом профессионально-ориентированного обучения является аналитическая деятельность студентов. Проблема управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов, связанная с целенаправленным воздействием преподавателя на коллектив для достижения заданных результатов обучения, особенно актуальна в системе подготовки специалистов сферы народного художественного творчества, что во многом обусловлено значением народного искусства для культуры XXI века. Следует подчеркнуть, что характерными признаками социокультурной ситуации в наши дни являются понимание того как важно сохранить многообразие национальных культур и возрастание интереса к подлинным традициям, народному творчеству. «Этнический ренессанс» (Ю.В.Бромлей) 80-х - 90-х годов, получивший развитие в новом тысячелетии, с присущим ему стремлением к сохранению исторического прошлого, является мощным

Ф стимулом эстетического развития современного общества, важным средством его духовного обновления.

Народное художественное творчество, отражающее лучшие национальные традиции, духовную культуру народа, его мудрость, создавалось веками. В приобщении к ценностям народной художественной культуры ведущая роль принадлежит вузам культуры и искусств. В российских вузах данного профиля на факультетах народного художественного творчества обучаются студенты различных специализаций: декоративно-прикладного творчества, теории и истории народной художественной культуры, а также будущие руководители народного хора, оркестра народных, духовых инструментов. Главным назначением факультетов традиционной культуры является подготовка специалистов -носителей народной культуры, способных осуществлять хранение, собирание, исследование и трансляцию образцов народного художественного творчества.

• Специализация «Народный хор» возникла на факультете традиционной культуры в связи со стремлением сохранить самобытное народно-певческое искусство, имеющее принципиальные отличия от академического. За время обучения в вузе студенты овладевают практическими навыками и умениями ансамблевого пения в хоре, манерой народного исполнения и специфическими приемами традиционного звукоизвлечения; знакомятся с певческими стилями различных регионов России; подробно изучают технологию записи и

• расшифровки народных песен, основы хоровой аранжировки и т. д.

Практическая деятельность специалиста народно-хорового профиля чрезвычайно сложна и многообразна. В соответствии с присваиваемой квалификацией (Художественный руководитель творческого коллектива. Педагог.) специалист данного профиля является исполнителем, интерпретатором, организатором, педагогом.

Важнейшим фактором творческой практики будущего руководителя педагога) выступает аналитическая деятельность. Последняя необходима не только в подборе и изучении репертуара, но также в его редактировании, аранжировке и сценическом воплощении. Без аналитической деятельности невозможно освоение глубин музыкального творчества и реализация их в исполнительской практике, создание творческого лица коллектива. При этом особое значение имеют аналитические навыки и умения будущих специалистов, важнейшим из которых является навык комплексного анализа произведений вокально-хоровых жанров. Успешная работа руководителя народно-певческого коллектива зависит от понимания закономерностей развития народного музыкального творчества, умения рассматривать достижения народно-песенного искусства диалектически, исторически, чему способствует комплексный анализ фольклорных произведений, цель которого состоит в наиболее глубоком постижении художественного материала. Не менее значимым для студентов-хоровиков народного профиля является овладение навыками комплексного анализа профессиональной вокальной музыки, представляющей в отличие от фольклора иную художественную систему (с присущими ей литературно-языковыми нормами, средствами выразительности и т. д.), поскольку в будущей профессиональной деятельности руководителю народно-певческого коллектива предстоит решать проблему развития творческих возможностей хора, связанную с обогащением репертуара авторскими произведениями (хоровыми партитурами, песнями).

Как известно, формированию и развитию аналитических умений и навыков студентов в процессе профессиональной подготовки способствуют прежде всего дисциплины музыкально-теоретического цикла (МТД).

Однако изучение уровня аналитической подготовки студентов специализации «Народный хор» показало, что студенты слабо ориентируются в музыкально-поэтическом тексте, затрудняются делать развернутый анализ вокальных произведений с точки зрения синтеза музыки и слова, как в произведениях народного искусства, так и в сочинениях профессиональных композиторов.

Изучение содержания музыкально-теоретической подготовки студентов данной специализации, показало, что вокально-хоровая направленность не находит достаточного отражения в цикле МТД. В соответствии со сложившейся традицией в преподавании курсов гармонии, анализа музыкальных произведений вокально-хоровым жанрам отводится второстепенная роль, обучение «инструментализировано». Являясь до недавнего времени менее разработанной проблемой музыкознания, чем инструментальная музыка, теория анализа вокальных произведений недостаточно востребована музыкально-педагогическая практикой.

В контексте профессиональной направленности содержания МТД учитывалось, что для специалиста народно-хорового профиля особое значение имеют знания местных национально-культурных традиций, тенденций культурно-исторического и социально-культурного развития региона с которым связана их будущая профессиональная деятельность. В связи с этим, неотъемлемым слагаемым профессионально-ориентированной аналитической деятельности студентов избранного профиля является региональный компонент. При этом важность включения регионального музыкального материала в систему профессионального образования обусловлена историко-культурологическими (самобытность языка, обычаев, традиций, фольклора, культуры различных регионов) и психолого-педагогическими (влияние традиций родной культуры, национально-регионального опыта на восприятие обучающихся) факторами.

Вместе с тем отметим, что национально-региональный материал в обучающих курсах общепрофессиональных дисциплин используется мало, зачастую формально, основу музыкального материала в курсах сольфеджио, гармонии, анализа музыкальных произведений (АМП) составляют стилевые принципы музыкальной культуры последних трех веков европейского искусства.

Профессионально-ориентированное обучение предполагает, что будущий руководитель народно-певческого коллектива должен обладать не только эрудицией в области народного художественного творчества, но и глубоко понимать исторически сложившееся взаимодействие профессионального и народного искусства, осознавать пути современного развития песенных традиций. В связи с этим региональный компонент, профессионально-ориентированной аналитической деятельности (ПОАД) студентов специализации «Народный хор», следует представить традиционным и современным композиторским творчеством.

Исходя из вышеизложенного, в контексте проблемы управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью специалистов сферы народно - хорового творчества необходимо:

1) определить содержание аналитической деятельности студентов народно-хорового профиля;

2) обосновать введение регионального компонента в обучающие программы музыкально-теоретических дисциплин студентов народно-хорового профиля;

3) разработать методику управления аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в цикле МТД, учитывающую профессионально-направленный характер подготовки будущих специалистов, а также структуру управления ПОАД.

Степень научной разработанности проблемы. Принципиально значимыми для разработки структуры управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов в курсах музыкально-теоретических дисциплин явились работы исследователей Л.Д. Столяренко, Н.Ф. Талызиной, в которых обучение рассматривается как система управления, определены суть, задачи, условия эффективности управления учебным процессом, а также труды, освещающие вопросы организации учебно-воспитательного процесса, Ю.К. Бабанского, М.В. Булановой-Топорковой, В.А. Сластенина и др.

Основу для разработки содержания ПОАД студентов составили исследования, посвященные профессионально-ориентированному обучению. Сущность профессионально-ориентированных технологий обучения в высшей педагогической школе, требования к ним изложены в работах А.А.

Вербицкого, Т. А. Дмитриенко, JI.B. Шкериной. Отдельные аспекты профессионализации педагогических кадров - готовность к профессиональной деятельности, формирование профессионализма личности, профессионального мастерства - изложены в исследованиях Н.В. Барабошиной, С.В. Кондратьевой, Н.В. Кузьминой, А.Б. Каганова.

Вопросы профессионализации обучения студентов вузов культуры (формирование профессионального мастерства, профессиональной направленности, мотивация профессиональной деятельности и профессионального мировоззрения) нашли осмысление в работах JI.C. Азарцевой, Н.К. Баклановой, М.Б. Бекмурадова, JI.C. Новиковой, С.Ю. Рыбина, В.М. Чижикова.

В контексте проблемы диссертационного исследования принципиально важными явились труды музыковедов Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, М.К. Михайлова, Е.В. Назайкинского, Е.А. Ручьевской, С.С. Скребкова, О.В. Соколова, А.Н. Сохора, В.Н. Холоповой, Б.В. Яворского, раскрывающие содержание интонационного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений.

При разработке структуры, содержания и методики управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля учитывалась концепция целостного (комплексного) анализа музыкальных произведений JI.A. Мазеля, В.А. Цуккермана. Существенное значение имели исследования В.А. Васиной-Гроссман, Т.И. Курышевой, А.Н. Крыловой, И.В. Лаврентьевой, посвященные методике анализа вокальных жанров, а также труды Э.Е. Алексеева, Т.С. Бершадской, И.И. Земцовского, Ф.А. Рубцова, А.В. Рудневой, в которых определены особенности методов интонационного и жанрово-стилевого анализа народной песни.

Теоретическая часть музыкознания о методике осуществления анализа востребована педагогикой музыкального образования, в частности, вопросы специфики анализа музыкальных произведений как профессионального умения учителя музыки нашли осмысление в исследованиях Л.Г. Арчажниковой, Г.В. Заднепровской, Н.А. Ивановой, Т.И. НадеждинскоЙ, Г.В. Маяровской, М.И. Ройтерштейна и др.

Изучение научно-методической литературы показало, что специфика аналитической деятельности студентов народно-хорового профиля не нашла достаточного осмысления в музыкально-педагогической практике. В работах Т.Н. Агаевой, JI.A. Антиповой, C.JI. Браз, JI.B. Шаминой, В.М. Щурова раскрыты аспекты хормейстерской подготовки будущего руководителя народно-певческого коллектива, определены профессионально значимые качества специалиста, особенности и роль фольклорно-экспедиционной работы в обучении и воспитании студентов народно-хорового профиля. Метод позиционно-ролевого обучения будущих руководителей хоровых (и оркестровых) самодеятельных коллективов в курсах гармонии обоснован в исследовании О.М. Мятиевой. Важность взаимодействия дисциплин фольклорного и музыкально-теоретического циклов в системе подготовки хормейстеров-народников, роль аналитического метода работы с народной песней подчеркиваются в публикациях Т.П. Беляевой, И.В. Шпарийчук. Вместе с тем специальное исследование, раскрывающее специфику аналитической деятельности студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин, не проводилось, что, в свою очередь позволило определить тему диссертационного исследования: «Управление профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин».

Объектом исследования является учебно-педагогический процесс подготовки специалиста народно-хорового профиля в высшем специальном учебном заведении.

Предмет исследования - управление профессиональноориентированной аналитической деятельностью студентов народно- хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин.

Цель исследования - обоснование теоретических и методических основ управления профессионально-ориентированной аналитической деятельности студентов народно-хоровой специализации в курсах музыкально-теоретических дисциплин.

Объект, предмет и цель обусловили задачи исследования:

1. Раскрыть сущность управления и специфику профессионально-ориентированной аналитической деятельности студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин.

2. Разработать структуру и методику управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно- хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин.

3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность предлагаемых в диссертации теоретических и методических основ управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что целенаправленное педагогическое управление аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин с учетом профессиональной направленности будет способствовать более интенсивному формированию профессионально значимых качеств будущих специалистов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- положения, выдвинутые ведущими учеными в области общей и музыкальной педагогики, психологии и культурологии: Э.Б. Абдуллиным, Ю.К. Бабанским, Н.К. Баклановой, В.К. Белобородовой, JI.C. Выготским, Б.С. Гершунским, А.С. Каргиным, М.С. Коганом, Д.С. Лихачевым, В.И. Петрушиным, В.А. Сластениным, Э.В. Соколовым, JI.A. Тельчаровой, Б.М. Тепловым, Г.М. Цыпиным;

- работы педагогов-исследователей, затрагивающие вопросы профессиональной подготовки специалистов сферы народно-хорового творчества: Т.Н. Агаевой, JI.A. Антиповой, C.JI. Браз, О.М. Мятиевой, JI.B. Шаминой, И.В. Шпарийчук, В.М. Щурова;

- работы, в которых рассматриваются различные аспекты и особенности профессиональной подготовки специалистов разных направлений: JI.C. Азарцевой, Л.Г. Арчажниковой, Т.А. Дмитриенко, М.Т. Картавцевой, Е.Н. Ковешниковой, А.А. Майер, А.В. Мудрик, М.М. Левиной, Л.С. Новиковой, Л.А. Рапацкой, Т.И. Рейзенкинд, П.Е. Решетникова, П.А. Черватюка, О.Г. Щекалиной;

- исследования, публикации, посвященные региональным аспектам профессионального и музыкально-педагогического образования: М.М. Ахмедовой, Н.Г. Гавриловой, И.И. Горловой, А.Н. Дубковой, И.А. Закировой, И.С. Кобозевой, А.Ю. Любомудровой, М.А. Набиевой, Р.Л. Подоль, Н.В. Строковой, А.А. Тарасовой, И.К. Чирковой, Г.М. Швецовой, О.Н. Щербаковой;

- работы отечественных музыковедов, посвященные вопросам теории и анализа музыкальных произведений композиторского и фольклорного творчества: Э.А. Алексеева, Т.С. Бершадской, В.П. Бобровского, В.А. Васиной-Гроссман, В.В. Задерацкого, И.И. Земцовского, А.Н. Крыловой, Т.И. Курышевой, И.В. Лаврентьевой, Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, М.И. Ройтерштейна, Ф.А. Рубцова, А.В. Рудневой, Е.А. Ручьевской, А.Н. Сохора, В.Н. Холоповой, Ю.Н. Холопова, В.А. Цуккермана, С.С. Скребкова;

- диссертационные исследования по проблемам вокальных жанров: А.П. Дабаевой, Л.В. Ерохиной, О.У. Литвиновой, Н.А. Огаркова, О.Д. Степанидиной, О.Б. Хвойной;

- труды по теории стихосложения и анализу поэтического текста: В.М. Жирмунского, М.А. Панкина, Л.И. Тимофеева, Б.А. Томашевского, В.Е. Холшевникова, Н.В. Черемисиной;

- исследования, посвященные музыкальной культуре Кубани: А.М. Айзенштадта, Н.И. Бондаря, В.Г. Комиссинского, Н.Р. Туравец.

В исследовании использованы методы:

- теоретические - изучение и анализ научно-методической литературы по теме исследования, а также нормативных документов;

- эмпирические - изучение документов по организации учебного процесса (анализ учебных планов, программ, учебников, учебно-методических пособий), педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.

Базой исследования явился факультет традиционной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств (КГУКИ).

Этапы исследования

Исследование осуществлялось с 1998 по 2003 год и проходило в три этапа.

На первом этапе (1998 г.), который носил поисковый характер, был предпринят анализ психолого-педагогической, социологической, культурологической, методической литературы, а также документов по организации учебного процесса. Разрабатывались основные теоретические положения организации профессионально-ориентированной аналитической деятельности студентов избранной специализации. На диагностическом этапе эксперимента был выявлен реальный уровень аналитической подготовки будущих специалистов народно-хорового творчества. Полученный теоретический и эмпирический материал позволил наметить программу опытно-поисковой работы. Он был использован в качестве составляющей при разработке структуры управления и содержания ПОАД в курсах музыкально-теоретических дисциплин и для определения форм и методов.

На втором этапе - формирующем эксперименте (1999-2002 гг.) -проводилась опытно-экспериментальная работа в соответствии с разработанной структурой управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хоровой специализации в курсах музыкально-теоретических дисциплин.

Третий этап исследования - контрольный эксперимент (2002-2003 гг.) - включал завершение опытно-экспериментальной работы, анализ и обобщение полученных результатов, формулировку заключения и выводов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Определена сущность управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хоровой специализации в курсах музыкально-теоретических дисциплин. Отмечено, что в ходе целенаправленного воздействия преподавания осуществляется усвоение музыкально-теоретических знаний, методов и приемов анализа, формирование профессионально значимых качеств.

2. Разработана структура управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хоровой специализации в курсах музыкально-теоретических дисциплин, включающая компоненты: цель - действие - результат.

3. Обосновано внедрение регионального компонента в профессионально-ориентированную аналитическую деятельность при обучении студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин.

Практическая значимость исследования:

- разработка содержания специализированных курсов музыкально-теоретических дисциплин в процессе управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью;

- применение структуры управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хоровой специализации в курсах музыкально-теоретических дисциплин;

- разработка эффективной методики управления профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин; и

- введение народно-певческого творчества региона и вокально-хоровой музыки композиторов Кубани в курсы музыкально-теоретических дисциплин в контексте учебного материала;

- разработка и адаптирование алгоритма комплексного анализа вокально-хоровых жанров в практику обучения.

Достоверность результатов исследования обеспечивается его методологией, адекватной цели и задачам; опорой на общепризнанные психологические и педагогические идеи; результатами опытно-экспериментальной работы; качественным и количественным анализом полученных данных; личным участием автора в педагогическом эксперименте.

Апробация результатов исследования осуществлялась:

- в выступлениях на российских, региональных, межвузовских научно-теоретических и научно-практических конференциях;

- в процессе экспериментального обучения студентов народно-хорового профиля факультета традиционной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств, проходившего в период с 1998 по 2003 год;

- в серии научных публикаций.

Положения, выносимые на защиту:

1. Управление профессионально-ориентированной аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин предполагает целенаправленное воздействие преподавателя на коллектив студентов, в ходе которого происходит усвоение музыкально-теоретических знаний, методов и приемов анализа, формирование профессионально значимых качеств будущих специалистов - аналитических умений и навыков, профессионально-речевой культуры, творческой активности, компетентности в области музыкальной культуры края.

2. Структура управления профессионально-ориентированной аналитической деятельности студентов народно-хорового профиля в курсах музыкально-теоретических дисциплин содержит ряд взаимосвязанных компонентов: цель - действие - результат, где цель (предполагаемый результат, на который направлено управление) определена многоаспектным характером практической деятельности будущего специалиста и предусматривает формирование профессионально значимых аналитических умений и навыков, профессионально-речевой культуры, творческой активности, компетентности в области музыкальной культуры края; действие понимается как деятельность преподавания и деятельность учения, т.е. аналитическая деятельность студентов.

3. Как важнейшие характеристики одного из видов учебной деятельности -аналитической - рассматриваются: предметность, общественно-историческая природа, предполагающая процесс интериоризации (переход от деятельности, выполняемой во внешней форме, к деятельности внутренней, в ходе которой формируются психологические новообразования - знания, умения и т. д.), целенаправленность и продуктивность. Аналитическая деятельность предполагает поэтапное усвоение музыкально-теоретических понятий, методов и приемов музыкального анализа и самостоятельное применение методов и приемов анализа на различном музыкальном материале.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Бабенко, Елена Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повышение профессионального уровня подготовки специалистов различных областей является важнейшей задачей отечественной системы образования. Современной социокультурной ситуацией обусловлена актуальность совершенствования профессиональной подготовки кадров культуры. Не случайно усилия большинства исследователей, педагогов направлены на поиски путей формирования творчески мыслящих, инициативных специалистов, способных к сохранению и воспроизводству культурных духовных ценностей. Особая роль в совершенствовании профессиональной подготовки специалистов различных областей, принадлежит направленности образовательного процесса на будущую профессиональную деятельность выпускников.

Предметом изучения настоящего исследования явилось управление аналитической деятельностью студентов народно-хорового профиля в курсах МТД. В ходе изучения нормативных документов, организации учебного процесса было отмечено, что аналитическая подготовка студентов данного профиля в курсах МТД требует совершенствования в контексте направленности на профессиональную деятельность будущих специалистов. В связи с этим в диссертационном исследовании была представлена и теоретически обоснована структура управления ПОАД студентов народно-хорового профиля в курсах МТД, которая предполагала специализацию учебных программ, ориентированных на вокально-хоровые жанры и формы в условиях регионального вуза.

В структуру управления вошли: - цель (предполагаемый результат на который направлена деятельность управления) - формирование аналитических умений и навыков; развитие посредством аналитической деятельности творческой активности студентов, профессионально-речевой культуры, а также компетентности в области музыкальной культуры Кубани;

- деятельность преподавания, которая заключалась в систематизации содержания учебного материала (музыкально-теоретических знаний, понятий, аналитического материала); методов и приемов анализа музыкальных произведений, в выборе методов и форм аналитической деятельности;

- аналитическая деятельность студентов, предполагающая наряду с усвоением музыкально-теоретических знаний усвоение методов и приемов анализа музыкальных произведений, самостоятельное применение методов и приемов анализа на различном музыкальном материале.

Развитие аналитических умений и навыков в ходе управления ПОАД осуществлялось на протяжении всего цикла МТД и было направлено (через освоение приемов интонационного, гармонического жанрово-стилевого анализа) на овладение студентами методом комплексного анализа вокально-хоровых жанров. Процесс управления был ориентирован в равной степени на усвоение методов анализа произведений традиционного и профессионального искусства, представляющих как известно различные художественные системы.

Важную часть аналитического материала в специализированных курсах МТД составили вокально-хоровые жанры - народно-песенное творчество и произведения профессиональных композиторов Кубани. В ряду исходных положений исследования явилось представление о том, что будущий носитель самобытной народной культуры должен не только обладать широкой эрудицией в области регионального народно-песенного искусства, но глубоко понимать исторически сложившиеся взаимодействия профессионального и народного искусства, ясно осознавать пути современного развития региональных песенных традиций.

В связи с этим процесс управления ПОАД студентов народно-хоровой специализации предполагал не только формирование аналитических умений и навыков, но и глубокое освоение особенностей народно-песенного и композиторского творчества Кубани. Знания в области региональной музыкальной культуры рассматриваются в качестве одного из показателей профессиональной компетентности будущих специалистов

Ввиду многоаспектного характера практической деятельности специалиста народно-хорового профиля процесс управления ПОАД был направлен на развитие творческой активности студентов, формирование их профессионально-речевой культуры. Эффективному формированию отмеченных профессионально-значимых качеств способствовало использование активных методов и организационных форм аналитической деятельности, основанных на принципе моделирования будущей профессиональной деятельности специалистов народно-хорового профиля. В числе последних - проведение всевозможных конкурсов (например, на лучший аналитический этюд, лучшее исполнение народной песни), выполнение различных творческих заданий (сочинение, импровизация подголосков) и т.д.

Изучение результатов исследования позволило отметить:

- в ходе констатирующего этапа эксперимента низкий уровень владения методом комплексного анализа произведений вокально-хоровых жанров у студентов избранной специализации, невысокий уровень компетентности в области музыкального (профессионального) творчества Кубани и профессионально-речевой культуры будущих специалистов; в связи с этим была определена цель управления ПОАД, которая включала наряду с перечисленными профессионально-значимыми качествами развитие творческой активности студентов, ввиду художественно-творческого характера практической деятельности специалиста народно-хорового профиля;

- в ходе формирующего этапа эксперимента наличие положительных сдвигов в сфере мотивации учебной деятельности у студентов экспериментальных групп;

- в ходе контрольного эксперимента результат управления ПОАД студентов экспериментальных групп соответствует намеченной цели; показатели развития профессионально значимых качеств (умений, навыков) у студентов экспериментальных групп превосходят в процентном соотношении аналогичные показатели студентов контрольных групп.

Таким образом выдвинутая гипотеза подтвердилась всем ходом и результатами проведенного исследования.

В ходе опытно-экспериментальной работы полностью удалось решить поставленные задачи. Материалы исследования могут быть рекомендованы к использованию при подготовке студентов-вокалистов народного и академического профиля, студентов-хормейстеров академического профиля, а также при чтении курсов лекций по истории музыкальной культуры Кубани.

Принимая во внимание многоаспектный характер профессиональной деятельности специалиста сферы народно-хорового творчества, перспективным направлением исследовательской работы представляется разработка профессионально-ориентированной технологии обучения, учитывающей педагогическую и организационную направленность практической деятельности будущих специалистов. Работа в должном направлении выходит за рамки одного исследования и требует координации в изучении циклов музыкальных историко-теоретических и специальных дисциплин.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бабенко, Елена Владимировна, 2004 год

1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М., 1983. -111с.

2. Абдуллина, О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. -1993.-№3.-С. 165-171.

3. Абрамович, Г. Л. Введение в литературоведение. М.: Просвещение, 1961. - С. 213-225.

4. Агаева, Т.Н. Проблемы дирижерской подготовки руководителей народных хоров: Межвуз.сб.науч.тр. 1988. - Вып. 81. - С. 4252.

5. Азарцева, Л.С. Формирование основ профессионального мастерства будущих руководителей самодеятельных оркестровых коллективов в вузах культуры в процессе практики: Дис.канд.пед.наук. М., 1989. - 257 с.

6. Айзенпггадт, А.М. Казачьи протяжные «служивые» песни Отрадненского района Краснодарского края (материалы к исследованию) // Изучение музыкального фольклора: Межвузовский сб. науч. трудов. Ростов н/Д: РГПИ, 1986. - С. 33—45.

7. Алексеев, Э.А. Фольклор в контексте современной культуры: Рассуждения о судьбах народной песни. М.: Советский композитор, 1988. 240 с.

8. Анализ вокальных произведений: Учеб.пособие. Л.: Музыка, 1988.-352 е., нот.

9. Анна Ахматова. Десятые годы. М., 1989, 112 с.

10. Антипова, Л.А. Особенности формирования руководителя-хормейстера в условиях современного развития народнопевческого исполнительства: Межвуз. сб. науч. трудов. 1988. -Вып. 81.-С. 29-42.

11. Арчажникова, Л.Г. Профессия учитель музыки. - М,: Просвещение, 1984. - 111 с.

12. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. JL: Музыка, 1973. - 144 с.

13. Асафьев, Б.В. О народной музыке. JI.: Музыка, 1987. - 248 с.

14. Ахмедова, М.М. Педагогические условия реализации регионального компонента в профессиональной подготовке студентов туристского вуза: Дис. канд. пед. наук. Сходня, 2000. -133 с.

15. Бабаев, Д. А. Дидактические основы профессионального становления учителя физики в процессе непрерывного образования: Автореф. дис. докт. пед наук. Бишкек, 1994. - 33 с.

16. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Учеб. Пособие для аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей, студентов. М.: МГУКИ, 2001.-222 с.

17. Балаганская, Е.В. Теоретические и методические основы музыкально-исторической полготовки студентов вузов культуры: Дис. канд. пед. наук. -М., 2000. 168 с.

18. Барабошина, Н.В. Формирование готовности к преодолению затруднений в профессиональной деятельности у студентов педагогического вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Ярославль, 1998. 15 с.

19. Бершадская, Т.С. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной песни. JL: Музгиз., 1961. 158 с.

20. Бекмурадов, М.Б. Педагогические основы формирования профессионального мастерства у студентов вузов культуры: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1985. - 16 с.

21. Белобородова, В.К. Музыкальное воспитание школьников: Сб.ст./ Под ред. Румер М. М.: Педагогика, 1975. - 160 с.

22. Белогуров, А. Этногенез и «национально-региональный компонент» // Высшее образование в России. 2002. - № 6. - С. 34-38.

23. Беляев, А.Г. Что мешает студенту учиться? // Высшее образование в России. -1998. № 3. - С. 64—67.

24. Блудов В.А. Природа и структура художественного восприятия // Эстетические очерки. 1977. - Вып. 4. - С. 114-152.

25. Бобровский, В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки. М. : Музыка, 1989. - Вып. 1. - 268 с.

26. Богоудинова, Г.З. Региональная система профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы в современных условиях: Дис.докт. пед.наук. Казань, 1996. - 382 с.

27. Бондарь, Н.И. Этнокультурная ситуация на Кубани // Материалы науч.-практич. конф. «Традиционные национальные культуры Кубани: состав, состояние, проблемы. Краснодар, 1991. - С. 725.

28. Бонфельд, М.Ш. Понимание музыки и вопросы преподавания теоретических и исторических дисциплин (методологические заметки) // Преподаватель. 1999. - № 4. - С. 28-31.

29. Браз, СЛ. Роль фольклорной экспедиционной работы в обучении и воспитании студентов-руководителей народно-хоровых коллективов: Межвуз.сб.науч. трудов. 1988. - Вып. 81. - С.52-63.

30. Бычков, Ю.Н. Целостный анализ музыкального произведения и формы проявления активности музыкального сознания. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1984. - 56 с.

31. Васина Гроссман, В.А. Мелодика стиха и напева // Сов. Музыка. - 1977. -№ 4. - С. 91-99.

32. Васина Гроссман, В.А. О некоторых проблемах камерной вокальной музыки рубежа XIX и XX веков // Музыка и современность. - 1975. - Вып. 9. - С. 131-160.

33. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М., 1991. - 116 с.

34. Ветров, Ю., Клушина, Н. Практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. 2002. - № 6. - С. 43-46.

35. Время Икс. Верлибры. М.: Прометей, 1989. - 608 с.

36. Выготский, JI.C. Избранные психологические исследования. -М., 1956.-320 с.

37. Выготский, JI.C. Мышление и речь.// Хрестоматия по общей психологии. М., 1981. - С. 152-175.

38. Гаврилова, Н.Г. Формирование ценностного отношения к культурному наследию региона: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1999. -195 с.

39. Гершунский, Б.С. Философия образования для 21 века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1998.-447 с.

40. Гинзбург, JI.Я. О лирике. М. - Л.: Советский писатель, 1964. -382с.

41. Горлова, И.И. Культурная политика, культурологическое образование: региональный аспект. Краснодар, 1997. - 179 с.

42. Горлова И.И. Художественная культура и художественное образование. Учебное пособие. Краснодар, 2001. - 256 с.

43. Горчакова, В.Г. Формула профессионализма. Челябинск, 1997. - 123 с.

44. Григорий Пономаренко и его песни / Сост. И.А. Петрусенко. -М.: Музыка, 1987. 79с., нот., ил.

45. Грубер, Р.И. История музыкальной культуры. Т.2, 4.2. М.: Музгиз, 1959.-491 с.

46. Груздев, Г., Груздева, В. Педагогическая технология эвристического типа // Вузовская жизнь № 1,1996. - С. 24-25.

47. Дабаева, И.П. Анализ поэтического текста как необходимый компонент целостного анализа вокального произведения: Дис. канд. искусствоведения. М., 1985. -195 с.

48. Дмитренко,Т.А. Новые образовательные технологии в высшей педагогической школе // Высшее образование сегодня. 2003. -№ 8.-С. 26-30.

49. Дмитриевская, К.Н. Анализ хоровых произведений: Учебное пособие для студентов высших музыкальных учебных заведений и институтов культуры. М., 1965. - 170 с.

50. Дубкова, А.Н. Национально-культурные традиции республики Коми в структуре этнокультурного образования и воспитания школьников: Дис. канд. пед. наук. -М., 1999. 195 с.

51. Еременко, С.И. Хоровое искусство Кубани. Краснодар, 1977. -144 с.

52. Еременко, С.И. Хоровая культура Кубани. Краснодар, 1972. -33с.

53. Ерохина, JI.B. К проблеме стилевого многообразия вокальных жанров (Московская композиторская школа 1970 1980 годы): Дис. канд. искусствоведения. - М., 1996. - 237 с.

54. Жданов, Р.П. Профессиональное становление специалиста среднего звена в системе непрерывного образования: Дис. докт. пед. наук. Красноярск, 1994. - 726 с.

55. Желанова, В.В. Развитие профессиональной готовности учителя начальных классов к педагогическому общению с учащимися: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994. - 22 с.

56. Живов, В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения. -М.: Музыка, 1987.-95 с.

57. Живов, B.JI. Теория хорового исполнительства. М.: «Эдиторная УРСС», 1998.-192 с.

58. Жирмунский, В.М. Теория стиха. Л.: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1975. - 664 с.

59. Задерацкий, В.В. Музыкальная форма: В 2-х вып.: Учебник для специализированных факультетов высших учебных заведений. Вып. 1. М.: Музыка, 1995. - 544 е.: нот.

60. Заднепровская, Г.В. Анализ музыкальных произведений: Учеб. Пособие для студ. муз.-пед. училищ и колледжей. М.: Гуманит. изд. центр ВААДОС, 2003. - 272 е.: ноты.

61. Закирова, И. А. Региональный компонент гуманитарного образования в высшей технической школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1998. -16 с.

62. Захарченко, B.C. Развитие интонационно-слуховой опоры у студентов в курсе сольфеджио вузов культуры: Дис. канд. пед.наук. М., 1997. - 183 с.

63. Земцовский, И.И. Мелодика календарных песен. Л.: Музыка, 1975.-224 с.

64. Зинченко, В.П. О целях и ценностях образования // Сов. Пед. 1997, №5.-С. 3-16.

65. Иванова, Н.А. К проблеме дидактического анализа музыкального произведения (на материале подготовки учителя музыки): Дис. канд. пед. наук. М., 1992. - 132 с.

66. Ивашкин, B.C., Онуфриев, В.В. Структура учебной деятельности ^ школьников в условиях дидактического сотрудничества сучителем // Структуры познавательной деятельности: Межвуз. сборник науч. трудов. Владимир: ВГПИ, 1989. - С. 34-48.

67. Ильина, Т.А. Вопросы теории и методики эксперимента. М.: Знание, 1975.-123 с.

68. Ильясов, И.И., Ляудис, В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. М., 1981. -96с.

69. Интервью профессора, заслуженного деятеля искусств России М.И.Ройтерштейна // Преподаватель. 1999. - № 4. - С. 42-46.

70. Каганов, А.Б. Формирование ведущих компонентов личности студента как будущего профессионала // Педагогика высшей и средней специальной школы. Минск: Университетское, 1992. -Вып. 4. С. 22-27.

71. Казачков, С.А. От урока к концерту. Казань: Изд-во Казанского * университета, 1990. - 344 с.

72. Каргин, А.С. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств. Учебное пособие. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора. 1997. - 288 с.

73. Каргин, А.С., Цагарелли, Ю.П. Призвание и мастерство. М.: Сов. Россия, 1986. -104 с.

74. Картавцева, М.Т. Пути повышения эффективности музыкального развития обучающихся в процессе изучения музыкальнотеоретических предметов: Дис. канд. пед. наук. М., 1974. - 187 с.

75. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Педагогика. - 1994. - 130 с.

76. Ковешникова, Е.Н. Теория и методика художественного профессионального образования (На материале подготовки дизайнеров): Дис. докт. пед. наук. М., 2000. 163 с.

77. Коган, М.С. Что должно быть в основе? // Вестник высшей школы. 1990. - № 5. - С. 14.

78. Комиссинский, В.Г. Композиторы и музыковеды Кубани: Биографический и библиографический справочник. М., 1998. -120 с.

79. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании. М., Изд-во Моск. Ун-та,1979. - 144 с.

80. Крылова, А.В. Вокальный цикл. Вопросы теории и истории жанра: Лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений». -М., 1988.-48 с.

81. Кудрина, Б.А. Диверсификация высшего профессионального образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1999. - 44 с.

82. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. - 119 с.

83. Лаврентьева, И.В. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. М.: Музыка, 1978. — 78 с.

84. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: «Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.

85. Литвинова, О.У. Камерно-вокальный цикл в творчестве украинских советских композиторов 60 70-ых годов (К вопросу драматургии жанра): Дис. канд. искусствоведения. - Киев, 1982. -179 с.

86. Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1987. - 752 с.

87. Лихачев, Д.С. Любить родной край // Отечество. Краеведческий альманах. 1990. - Вып. 1. - С. 7-10.

88. Любовная лирика поэтов Востока: Переводы / Сост и вступ.ст. М.А.Курганцева, Ил.Р.В.Халилова. М.; 1988. - 512 е., ил.

89. Любомудрова, А.Ю. Развитие музыкальной культуры личности на основе региональных традиций вокально-хорового творчества: Дис. канд. пед. наук. Тамбов, 2000. -182 с.

90. Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений: Учеб. пособие. 3-е изд. - М.: Музыка, 1986. - 528 е., нот.

91. Мазель, Л. А., Цуккерман, В. А. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967. - 752 е.: нот.

92. Майер, А.А. Взаимосвязь средних и высших учебных заведений культуры и искусства в формировании профессионального мастерства руководителя музыкальной самодеятельности: Дис. канд. пед. наук. М., 1991. - 233 с.

93. Малиновская, В.Н. Формирование основ педагогического мастерства в структуре профессиональной подготовки учителей (в условиях педагогического колледжа): Дис. канд. пед. наук. В форме науч. доклада. М., 1994. - 30 с.

94. Маркова, А.К. Психология профессионализма. М., 1996. - 308 с.

95. Маяровская, Г.В. Теоретические и методические основы стандартизации высшего музыкально-педагогического образования в учебных заведениях искусства и культуры: Дис. канд. пед. наук. -М., 1997. 163 с.

96. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. - 268 с.

97. Ментюков, А.А. Декламационно-речевые формы интонирования в музыке XX века. М.: Музыка, 1986. - 87 с.

98. Миронова, М.П. Развитие восприятия современной музыки как педагогическая проблема (в условиях музыкально-теоретического обучения студентов педагогического вуза): Дис. канд. пед. наук. М., 1998. - 205 с.

99. Многоуровневая система профессионального художественного образования: проблемы интеграции и дифференциации: Материалы региональной научно-практической конференции. -Краснодар, 2002. 209 с.

100. Моисеева, Т.В. Обучение студентов педагогических колледжей анализу поэтического текста: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1999.-248 с.

101. Мятиева, О.М. Совершенствование музыкально-теоретической подготовки руководителей хоровых и оркестровых самодеятельных коллективов в вузах культуры: Дис. канд. пед. наук. М., 1988.-188с.

102. Набиева, М.А. Использование народной музыки в системе музыкально-педагогического образования: Дис. канд. пед. наук. -Душанбе, 1994. 145 с.

103. Надеждинская, Т.Н. Усвоение студентами народных основ музыки как условие совершенствования их профессиональной подготовки (при изучении историко-теоретических дисциплин намузыкальных факультетах педвузов): Дис. канд. пед. наук. М., 1980. -196 с.

104. Назайкинский, Е.В., Асафьев, Б.В. и советское теоретическое музыкознание // Советская музыка. 1985. - № 3. - С. 88-94.

105. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. -254 е., нот.

106. Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. - 319 е.: нот.

107. Народная песня памятник истории и культуры (В помощь лекторам, преподавателям народных университетов культуры). -Краснодар, 1979. - 30 с.

108. Немов, Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. -М.: Просвещение: ВААДОС, 1994. 576 с.

109. Новикова, Л.С. Развитие профессиональной направленности у студентов вузов культуры в процессе обучения педагогическому общению: Дис. канд. пед. наук. М., 1992. - 228 с.

110. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М., 1999. - 223 с.

111. ИЗ. Огаркова, Н.А. Принципы взаимодействия поэзии и музыки в русской советской камерно-вокальной музыке 70-ых годов: Дис. докт. искусствоведения. Л., 1982. - 222 с.

112. Пазовский, А.М. Дирижер и певец / Общ. Гед. В.Ф.Кухарского, -М.: Г.М.Изд-во, 1959. -157 с.

113. Палкин, М.А. Лирика как искусство стихотворного слова. -Минск: Вышэйшая школы, 1986. 272 с.

114. Панкевич, Г.А. Восприятие музыкального произведения и его структура // Эстетические очерки. 1967. - Вып. 2. - С. 191-211.

115. Паршиков, Н.А. Системный подход к основным видам деятельности в вузах культуры и искусств: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1999. - 44 с.

116. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. -Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.

117. Педагогические основы управления познавательной деятельностью учащихся: Методические рекомендации. М., 1976.-23 с.

118. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад, Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.:ил.

119. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997.-384 с.

120. Пешкова, В.Е. Педагогика. 4.1: Теория воспитания (конспект лекций). Учебное пособие. Майкоп, 1998. - 52 с.

121. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 2: Теория обучения (Дидактика). -Майкоп, 1998. 72 с.

122. Пищулин, В.Г. Модель выпускника университета // Педагогика. -2002. № 9. - С.22-27.

123. Плотниченко, Г.М. Статьи и воспоминания / Сост. Г.А.Ковалев. -М.: Советский композитор, 1980. 144 с.

124. Подоль, Р.Я. Чувство Родины: сущность и истоки. // Краеведение в конексте духовной культуры. Рязань, 1998. - С. 9-11.

125. Проблема культуры: Научно-аналитический обзор / Сост. СЛЛевит. -М., 1981. С. 33.

126. Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения. Научно-теоретическая конференция. Нальчик 1-4 апреля 2001г: Тез. докл. Нальчик:Каб. - Балк. Ун-т, 2001. -247 с.

127. Птица, К.Б. О музыке и музыкантах: Сб. статей. М.: Мистикос Логинов, 1994. - 437 с.

128. Раабен, Л.Н Камерная инструментальная музыка первой половины XX века. Страны Европы и Америки: Исследование. Л.: Сов. композитор, 1986. 200 с.

129. Ражников, В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989. - 141 с.

130. Рапацкая, Л.А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки. Учебное пособие по курсу «История русской музыки». М.: МГОПУ. 1996.-146 с.

131. Региональные проблемы многоуровневой системы профессионального музыкального образования: Материалы Региональной научно-практической конференции 21 марта 2001 года. Краснодар, 2001. - 195 с.

132. Рейзенкинд, Т.И. Взаимодействие искусств в подготовке педагогических кадров к художественно-просветительской деятельности: Дис. докт. пед. наук. В 2-х т. Т. 1 М.: 2000. - 634 с.

133. Решетников, П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера. М.: Владос, 2000. -304с.

134. Ройтерштейн, М.И. Как анализировать музыкальное произведение. -М.: МПС, 1961. 61 е.: нот.

135. Ройтерштейн, М.И. Музыкальный анализ профессиональное умение школьного учителя // Музыкальное воспитание в школе. - 1985. - Вып. 16. - С. 60-64.

136. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т. 2 М.: Педагогика, 1989. - 328 с. // Труды для чл. и чл-кор. АПН СССР.

137. Рубцов, Ф.А. Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов: Опыт исследования. Л.: Советский композитор, 1962. - 116 с.

138. Руднева, А.В. О жанрово-стилистическом анализе русских народных песен // Актуальные проблемы изучения музыкального фольклора: Межвузовский сб. науч. тр. Ростов н/Д: РГПИ, 1983.-С. 5-15.

139. Ручьевская, Е.А. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу. СПб.: Композитор, 1988. - 268 с.

140. Ручьевская, Е.А. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание. Л.: Музыка, 1987. -С. 71-88.

141. Ручьевская, Е.А. Функции музыкальной темы. Л.:Музыка, 1977. -160 с.

142. Рыбин, С.Ю. Формирование профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2001. - 25 с.

143. Сергеев, Е.А. Организационно педагогические основы непрерывного профессионального образования в сфере культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1995. - 18 с.

144. Сильман, Т.И. Заметки о лирике. Л.: 1977. - 224 с.

145. Сисаури, В.В. Японская инструментальная музыка гагаку (генетические связи и процесс становления) // Вопросы теории и эстетики музыки. 1975. - Вып. 14. - С. 202-223.

146. Скребков, С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. -М., 1973.-448 с.

147. Сластенин, В.А., Мищенко, А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Педагогика. -1991.-№10.-С. 79-84.

148. Сластенин, В.А., Подымова, J1.A. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997. - 221 с.

149. Современное искусство музыкальной композиции: Сб. трудов. Вып 79. / Гос. муз. ин-т им. Гнесиных. - М., 1985. - 136 с.

150. Соколов, B.C. О государственной политике в области образования // Магистр. 1994. - № 7. - С. 2-7.

151. Соколов, Э.В. Культура и личность. JL: Наука, 1972. - 227 с.

152. Сохор, А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Сов. композитор, 1980. - 295 с.

153. Сохор, А.Н. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. - 192 с.

154. Сохор, А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Сов. композитор, 1975.-201 с.

155. Сохор, А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия. // Проблемы музыкального мышления. -М., 1974.-С. 59-74.

156. Степанидина, О.Д. Проблемы взаимосвязи вокальных и фортепианных партий в русском романсе: Дис. канд. искусствоведения. М., 1984. - 235 с.

157. Стражникова, Т.И. Психологические факторы музыкальной деятельности в системе профессионального образования // Актуальные проблемы вузовской педагогики и музыкознания: Сб. науч. трудов. Вып. 2. - Краснодар, 1999. - С. 50-52.

158. Строкова, Н.В. Интерпретация национального песенного фольклора в системе музыкально-эстетического воспитания республики Казахстан: Дис. канд. пед. наук. М., 1999. - 174 с.

159. Струве, Г.А. Школьный корабль. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1981. - 191 с.

160. Сулейменов, О.Р. Народная культура Летопись мира // Вопросы философии. - 1988. - № 8. - С. 106.

161. Талызина, Н.Ф. Деятельный подход к построению модели специалиста // Вест. высш. школы. 1986. - № 3. - С. 7-11.

162. Тараева, Г.Н. Сведения или навыки ( Методические заметки о курсе анализа) // Музыкальная педагогика в идеях и лицах: Сборник статей. Ростов н/Д.: РГК, 1992. - С. 120-135.

163. Тарасова, JI.A. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1997. - 52 с.

164. Тельчарова, Р.А. Музыка и культура: ( Личностный подход). -М.: Знание, 1986. 62 с.

165. Тельчарова, Р.А. Музыкально-эстетическая культура и марксистская концепция личности: Учебное пособие. М.: Изд -во «Прометей МГ11И им. В.И. Ленина, 1989. -131 с.

166. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия // Советская педагогика. 1946. - № 6. - С. 96-102.

167. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Л.: Акад. пед. наук РСФСР, 1947. - 335 с.

168. Тимофеев, Л.И. Очерки теории и истории русского стиха. М.: 1964.-416 с.

169. Томашевский, Б.В. Стих и язык // Стиховедение. М.: Флинта, Наука, 1988.-С. 57-70.

170. Туравец, Н.Р. Изучение сквозных вокальных форм в учебном курсе «Анализ музыкальных произведений» // Актуальные проблемы музыкального образования. 1994. - С. 48-62.

171. Туравец, Н.Р. Региональный компонент музыкального и музыкально-педагогического образования: методология, теория и практика: Монография. Краснодар, 1998. - 179 с.

172. Ушинский, К.Д. Детский мир: Хрестоматия. Собр. соч. Т. IX. -Изд-во АПН РСФСР, 1948. - 680 с.

173. Федосова, Э.П. Методика преподавания анализа музыкальных произведений: Учебное пособие М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1988.-88 с.

174. Философский словарь. М.: Изд-во полит, лит-ра, 1991. 560с.// Под Ред. И.Т.Фролова.: 6-е изд., перераб. и доп.

175. Фридман, JI.M. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984. - 80 с.

176. Хвоина, О.Б. Камерно-вокальные жанры в России пушкинской поры: к проблеме романтизма в русской музыке: Дис. канд. искусствоведения. М., 1994. - 229 с.

177. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. -СПб.: Лань, 2000. 320 с.

178. Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. СПб.: Лань, 1999. - 496 с.

179. Холопов, Ю.Н. К проблеме музыкального анализа // Проблемы музыкальной науки. 1985. - Вып. 6. - С. 130-151.

180. Холшевников, В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение: Пособие для филологических факультетов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. - 168 с.

181. Цуккерман, В.А. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1972. - 208 с.

182. Цыпин, Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. М.: Сов. композитор, 1988. - 384 с.

183. Цыпин, Г.М. Проблемы развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дис.докт. пед. наук. М., 1978. - 28 с.

184. Черватюк, П.А. Педагогические основы преподавания гармонического сольфеджио в институтах культуры: Дис. канд. пед. наук. М., 1979. - 167 с.

185. Черемисина, Н.В. Ритм и интонация русской художественной речи: Дис. докт. филол. наук. М., 1970, Т. 1 - 698 е., Т. 2 - 948с.

186. Чернилевский, Д.В., Филатов, O.K. Технология обучения в высшей школе. / Под ред. Д.В. Чернилевского. М., 1996. - 288 с.

187. Черниченко, В.И. Теоретические и методические основы профессионально-педагогической подготовки специалистов в вузе культуры для библиотечной работы с подрастающим поколением: Дис. докт. пед. наук. М., 1994. - 400 с.

188. Чижиков, В.М. Формирование мотивации профессиональной деятельности как условие улучшения подготовки специалистов // Проблемы подготовки специалистов в вузах культуры: Сб. науч. тр. М.: МГИК, 1990. - С. 40-51.

189. Чиркова, И.К. Внедрение регионального компонента в культурологическое образование студентов педагогического вуза: Дис. канд. пед. наук. Ярославль, 1997. - 159 с.

190. Шамина, JI.B. Народное пение компонент традиционной культуры. - М.: Изд. - во РАМ им. Гнесиных, 2001. - 40 с.

191. Швецова, Г.М. Социально-педагогические основы регионализации образования (на примере Волго-Камского края): Дис. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2000. - 139 с.

192. Шкерина, Л.В. Профессионально-ориентированная учебно-познавательная деятельность в процессе математической подготовки в педвузе: Дис.докт.пед.наук. Красноярск, 1999. 332 с.

193. Шпарийчук, И.В. Об аналитическом методе работы с народной песней // Пути совершенствования подготовки руководителясамодеятельного народного хорового коллектива: Межвуз. сб. науч. тр. 1988. - Вып. 81. - С. 71-78.

194. Штурба, В.А. Регионализация образования Кубани: Автореферат дис. канд. пед. наук. СПб., 1995. - 17 с.

195. Щекалина, О.Г. Формирование профессионально значимых качеств учителя музыки (на материале работы дирижерско-хоровых отделений музыкальных факультетов педагогических РУЗов): Дис. канд. пед. наук. М., 2000. - 181 с.

196. Щербакова, О.Н. Профессиональная подготовка молодежи в региональной системе непрерывного образования: Дис. канд. пед. наук. -М.,1999.- 195 с.

197. Щуров, В.М. Музыкальный фольклор и современные требования к подготовке руководителей народных требования к подготовке руководителей народных хоров: Межвуз. сб. науч. трудов. -1988.-Вып. 81.-19-29.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.