Формирование готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Винская, Лариса Валентиновна

  • Винская, Лариса Валентиновна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 213
Винская, Лариса Валентиновна. Формирование готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Краснодар. 2006. 213 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Винская, Лариса Валентиновна

Введение.

Глава 1. Теоретические основы формирования готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей.

1.1. Сущность готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей.

1.2. Модель формирования готовности студентов народного хорового ф профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей.

1.3. Методы профессиональной подготовки студентов народного хоровог о профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей.

2.1 Задачи и этапы опытно-экспериментальной работы.

2.2.Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей»

Актуальность исследования. В условиях стремительного развития f- информационных технологий возрастает роль культуры, как основы общественного развития, опирающейся на ее традиционные формы - фольклор. На протяжении предшествующих десятилетий в условиях директивного управления общественной жизнью механизм передачи народной мудрости на уровне поколений был нарушен. В связи с этим в современном обществе наблюдается дефицит духовности, национального самосознания. Незнание исторической правды народного искусства ведет к деформации его восприятия, непониманию современным поколением традиций своих предков, а,

• следовательно, к невозможности осознать свою причастность к великой русской культуре.

В связи с этим необходимо признать, что фольклор - это не только бытовая форма музицирования, но многофункциональное, уникальное средство музыкально-эстетического образования и духовно-нравственного воспитания детей. «Он дает исключительно большие возможности: для развития всяких дарований, всех без исключения детей; для использования нестандартных форм музицирования, раскрывающих способности ребенка к активному духотворчеству; для раскрытия музыкально-речевым способом природных ресурсов детских голосов и естественного развития их» (Л.В. Шамина).

Новая идеология музыкального образования, основанная на истоках народной культуры, требует совершенствования вузовской системы обучения и подготовки специалиста, способного профессионально и компетентно развить творчески силы ребенка, формировать эмоционально-образное и осознанное восприятие музыки.

Современное поколение учителей при обучении в вузах искусств ® должно получить углубленные профессионально-педагогические знания и умения, ориентированные на формирование и развитие музыкального восприятия детей, их творческую деятельность. Необходимость повышения профессиональных знаний обусловлена возрастающими требованиями к % уровню специальной подготовки выпускников вузов; подготовкой будущих специалистов к профессиональному, компетентному вхождению в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном самообразовании и саморазвитии, а также возросший интерес пауки и общества к воспитанию и обучению детей средствами традиционной народной культуры и искусства.

Дети восприимчивы ко всему подлинно народному. Воспроизводя свойственную фольклору парадигму мифологического мировосприятия и мироосознания, дети особо остро переживают ощущение родства с природной Ф средой. Они вновь воссоздают и заново осваивают образный строй родного языка, овладевают всем спектром творческих задатков. Синкретическая природа фольклора, основанная на изначальном единстве словесных, музыкальных, у* кинетических и изобразительных средств и форм выражения, оказывается, чрезвычайно близка к детским формам самоуправления и коммуникации -специфической системе «детского языка». Таким образом, среда традиционной культуры - идеальная среда для воспитания и развития ребенка.

На этом пути педагог выступает в роли проводника, а, следовательно, сам ^ должен в полной мере владеть традициями родной культуры, а так же целым спектром знаний и умений в области профессионально-педагогической деятельности, педагогического руководства музыкальным восприятием детей.

Готовность к профессиональной деятельности является целыо длительного процесса формирования специалиста. В частности, говоря о готовности студентов народного хорового профиля к работе с детьми, следует выделить педагогическую направленность их профессиональной деятельности. Выпускники этой специализации имеют квалификацию ф «преподаватель» и после окончания вуза работают с детскими хоровыми и фольклорными коллективами, зачастую имея смутные представления о специфике педагогического руководства музыкальным восприятием детей, об особенностях работы с детским фольклорным коллективом.

Несмотря на то, что социокультурная сфера востребует сегодня людей с высоким уровнем готовности к профессионально-педагогической деятельности, учебные заведения по-прежнему ориентируется на узкопаправленную подготовку в конкретной области художественно-исполнительской деятельности. Студенты учебных заведений культуры и искусства в настоящее время не обеспечиваются условиями овладения всем разнообразием сфер художественно-педагогической деятельности, хотя вузы и выполняют заказ государства: реализуют образовательные стандарты; пропагандируют получение квалификации «преподаватель»; расширяют подготовку по новым специальностям и специализациям, имеющим педагогическую направленность. Вместе с тем образовательный процесс не наполняется новым содержанием, предполагающим высокий уровень не только развития, но и интеграции культурологических, искусствоведческих и психолого-педагогических знаний и умений, формирования широкого культурного и общепедагогического кругозора, стремления и готовности активно участвовать в нравственно-этическом воспитании детей и молодежи.

Изучение современного состояния содержания методики работы с детским фольклорным коллективом будущих специалистов выявили противоречие -традиционная подготовка студентов народного хорового профиля в вузах искусств и культуры к работе с детским фольклорным коллективом направлена на совершенствование вокально-хоровых навыков детей, развитие дикции, артикуляции, певческого дыхания, изучение фольклорного песнетворчества, но не обеспечивает психолого-педагогическую подготовку студентов в области развития восприятия музыки - ведущего вида музыкальной деятельности детей. Как показывают наши наблюдения, отсутствие знаний в указанной области у педагога затрудняет восприятие детьми художестве!шо-образного содержания музыки, проникновение во внутреннюю структуру фольклорного произведения с непосредственной эмоциональной реакцией. Возникают интонационные сложности в воспроизведении музыкальных произведений, в реализации педагогом принципов художественности и доступности музыкального репертуара и т.д. В результате, мы вынуждены констатировать низкий уровень музыкально-педагогической деятельности руководителей фольклорных коллективов в области развития восприятия музыки у детей. Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в несогласованности между потребностями в специалисте, подготовленном к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей средствами фольклорного песнетворчества, и недостаточной разработанностью научных и практических основ такой подготовки.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, материалов конференций по проблемам народно-певческого образования выявил, что готовность студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей до настоящего времени не являлась предметом специального педагогического исследования, не была уточнена сущность «готовности к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей». Отсутствуют и исследования, посвященные специфике развития музыкального восприятия средствами фольклорного песнетворчества, а знания о педагогическом руководстве рассредоточены в методической литературе, отдельных статьях.

Следует отметить, что в педагогической теории готовность к различным видам деятельности всесторонне исследуется с конца 50-х годов прошлого столетия (B.C. Ильин, В.Ф. Райский, C.JI. Рубинштейн, U.K. Сергеев, В.В. Сериков и другие) и к сегодняшнему дню накоплен обширный материал, раскрывающий ее сущность и структуру. «Профессиональную готовность» считают одним из непременных условий эффективности профессиональной деятельности специалиста (Н.И. Дьяченко, B.C. Мерлип, В.Н. Мясишсв,

В.К. Платонов и другие). О.А. Абдуллина, К.М. Дурай-Новакова, П.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и другие, рассматривают проблемы готовности педагога к выполнению профессиональной деятельности.

Педагоги народного хорового профиля рассматривают различные направления педагогической деятельности в народном пении, подчеркивают важность педагогического аспекта, исследуют специфику освоения музыкального фольклора в начальной школе (JI.B. Шамипа, Н.К. Мешко, М. Новицкая). Авторы предлагают разработки, обобщающие опыт и педагогическую практику известных педагогов, дают методические рекомендации, раскрывают формы, способы и приемы работы с певцом в различных ситуациях, рассматривают различные аспекты народно-певческого образования. Вместе с тем вопрос о подготовке студентов к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей средствами музыкального фольклора затронут не был.

Народно-певческое образование в России опирается на опыт всей музыкальной культуры и имеет значительный практический опыт. Он позволяет серьезно и вдумчиво разрабатывать принципы пародпо-певческой педагогики, искать новые пути, направления и оптимальные методики в построении учебного процесса с целью подготовки всесторонне образованных специалистов.

Теоретического осмысления в контексте специальной подготовки студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей не проводилось.

Суммируя вышесказанное, можно с уверенностью утверждать, что готовность студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей до настоящего времени пе являлось предметом специального педагогического исследования.

Таким образом, имеющиеся противоречия актуализируют проблему подготовки студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству в работе с детьми, изучающими фольклорное песпетворчество, обусловленную социальным заказом, недостаточностью теоретической и практической разработанности исследуемой проблемы. Па основании указанных противоречий сформулирована тема исследования: «Формирование готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей».

Объект исследования — учебно-образовательный процесс студентов народного хорового профиля вузов искусств и культуры.

Предмет исследования — педагогические условия формирования готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей.

Цель исследования — теоретически обосновать и практически апробировать педагогические условия формирования готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей.

Гипотеза исследования состоит из ряда предположений о том, что процесс формирования готовности к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей будет более эффективным, если:

- среди приоритетных целей профессиональной подготовки студентов народного хорового профиля проектировать готовность к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей как специально организуемый процесс;

- для формирования исследуемой готовности будут созданы необходимые педагогические условия предусматривающие: а) поэтапное формирование профессионально необходимых качеств личности студентов, основанное на единстве и взаимосвязи компонентов исследуемой готовности (мотивационном, содержательном и операциональном); б) активность и самостоятельность студентов в приобретении ими комплекса качеств профессионально необходимых для развития музыкального восприятия детей; диалогичность общения субъектов образовательного процесса, вовлечение обучаемых в квазипрофессиональную деятельность; в) применение адекватных проблеме технологий творческого развития личности;

- разработать содержание спецкурса «Методика работы с детским фольклорным коллективом» опираясь на фундаментальные знания о восприятии музыки.

Исходя из цели, объекта, предмета исследования и для проверки выдвинутой гипотезы, необходимо реализовать комплекс исследовательских задач:

1. Уточнить понимание сущностных характеристик готовности у студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей.

2. Разработать теоретическую модель формирования готовности у студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей.

3. Определить педагогические условия формирования готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей.

4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку разработанной модели процесса формирования готовности к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей у студентов народного хорового профиля.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: идеи целостного, системного подхода к изучению педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, В.В. Краевский, Н.К. Сергеев, A.M. Саранов и другие); теория развития личности в деятельности и общении (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев); теория творческой педагогической деятельности (Б.З. Вульфов, С.И. Вульфсоп,

В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, Н.Ю. Посталюк); теоретические основы подготовки специалистов в системе высшего образования (О.А. Абдуллина, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, И.Я. Лерпер, A.M. Матюшкин, А.И. Мищенко, В.В. Сериков, В.А. Сластеиии и другие); теория личностно-ориентированного подхода в обучении (Е.В. Бопдаревская, И.А. Колесникова, Е.А. Крюкова и другие); субъектное развитие и саморазвитие личности учителя (Е.П. Белозерцев, Н.М. Борытко, Н.Д. Никандров, Е.Н. Шиянов и другие); теория организации разнообразной коллективной деятельности (П.И. Иванов, А.С. Макаренко, Л.М. Митина, А.В. Мудрик, П.Е. Решетников, В.А. Сухомлинский и другие); художественная дидактика (Б.М. Неменский, М.О. Кнебсль); проблемы подготовки учителя музыки (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Л.И. Уколов, Г.М. Цыпин); интонационный подход к содержаниям и методам музыкального образования (Б.В. Асафьев, Б.В. Яворский, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский), теории слухового и музыкального восприятия (В.К. Белобородова. С.А. Гольфанд, С.Н. Гольдбург, А.Г. Костюк, Е.Н. Мальцев, Е.Н. Назайкинский, Л.В. Нейман, В.Н. Носулспко, О.В. Овчинникова, А.И. Соловьева); вопросы методики вокальпо-хорового воспитания детей (В.А. Багадурова, Т.Л. Беркман, Н.А. Ветлугина, Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, Б.Д. Критский, Г.М. Наумепко, Н.Д. Орлова, Г.П. Стулова).

Эмпирическую базу исследования составила опытно-экспериментальная работа, проводимая на факультете народного художественного творчества и социально-культурной деятельности Волгоградского государственного института искусств и культуры в группах кафедры народного хорового и сольного пения.

Для реализации поставленной цели, решения задач, проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические: изучение философской, психолого-педагогической литературы, научно-методической, учебной литературы, литературы по народно-певческому образованию по проблеме исследования, теоретическое моделирование; эмпирические: обобщение, сравнение, систематизация, педагогическое наблюдение, метод анализа документов, опросно-диагиостические методы, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ, методы самооценки и экспертных оценок, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий).

Исследование проводилось с 2002 г. по 2005 г. в три этана.

Первый этап (2002-2003 гг.) — поисково-аналитический. На основе теоретического анализа литературы определялись исходные параметры исследования, осуществлялось изучение педагогического опыта, соответствующего проблеме исследования, его предмет, структура, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат. Спланирован и проведен констатирующий эксперимент, направленный па выявление исходного уровня готовности к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей у студентов народного хорового профиля.

Второй этап (2003-2004 гг.) — опытно-экпериментальный. На этом этапе разработана технология (определены содержание, формы и методы обучения).

Уточнена система педагогических средств, способствующих формированию готовности к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей ф у студентов народного хорового профиля. В данный период проведен формирующий эксперимент, в ходе которого проверялась гипотеза, и решались выдвинутые задачи.

Третий этап (2004-2005 гг.) — заключительно-обобщающий. На этом этапе проведен анализ и систематизация результатов исследования, уточнены теоретические и экспериментальные данные, сформулированы основные выводы и рекомендации, проведены подготовка и оформление рукописи диссертации и апробации полученных результатов.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что Ф выявлена сущность готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей. Обоснована и экспериментально подтверждена модель исследуемой готовности, V> предусматривающая поэтапное формирование профессионально необходимых качеств личности студентов, в единстве и взаимосвязи компонентов исследуемой готовности (мотивационном, содержательном н операциональном). Выявлены педагогические условия, предусматривающие субъектную позицию студента как автора и соавтора образовательного ® процесса, выраженную в его ответственности, активности, творчестве, самостоятельности; вовлечение обучаемых в профессионально-педагогическую деятельность с помощью следующих методов активного бучения - проблемно-диалогического, наглядно-практического и деловой игры.

Теоретическая значимость. Дано определение «готовность к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей у студентов народного хорового профиля» понимаемое нами как совокупность профессионально значимых качеств специалиста, в состав которых входят ф потребность будущего педагога-музыканта в реализации себя как руководителя детского фольклорного коллектива и педагогические потребности в развитии восприятия музыки у детей средствами фольклорного искусства, умения и навыки организации педагогического руководства музыкальным восприятием детей. Разработана структура исследуемой готовности, включающая три компонента. Раскрыта сущность педагогического руководства музыкальным восприятием детей студентов народного хорового профиля, понимаемая как деятельность, направленная на формирование у детей познавательных, эмоциональных и эмоционально-оценочных процессов музыкального мышления, в процессе музыкально-творческой деятельности. Описаны этапы и уровни формирования данной готовности. Разработаны критерии и показатели для их определения, соответствующие природе данной деятельности (устойчивая мотивация к педагогической деятельности по развитию музыкального восприятия детей средствами фольклора; владение системой теоретико-методологических знаний специфики и особенностей развития музыкального восприятия у детей; сформироваппость умений и навыков профессионально-педагогической деятельности в области педагогического руководства музыкальным восприятием детей).

Практическая значимость исследования определяется гем, что разработана и внедрена в действие система формирования готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей, а также определены методы совершенствования профессиональной направленности студентов и активизации их учебно-познавательной деятельности; разработано содержание спецкурса «Методика работы с детским фольклорным коллективом». Комплекс диагностических методик, разработанных в диссертации, может быть рекомендован в качестве инструментария для выявления уровней сформированное™ исследуемой готовности на всех этапах ее формирования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования.

Теоретические и экспериментальные выводы исследования обеспечивались: а) привлечением значительного фактического материала в результате наблюдения за работой руководителей детских фольклорных ансамблей и проведением опытно- экспериментальной работы; б) применением комплекса методов научного познания и практической деятельности, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; г) использованием методов математической обработки результатов опытно-экспериментальной работы; д) внедрением полученного результата в практику.

Апробация и результаты исследования.

Содержание диссертационного исследования обсуждалось на кафедре музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного университета культуры и искусств и на кафедре народного хорового и сольного пения Волгоградского государственного института искусств и культуры. Разработанная модель готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей внедрена в учебный процесс ВГИИК. Материалы исследования использовались при проведении городских семинаров руководителей народно-хоровых коллективов, организованных институтом повышения квалификации г. Волгограда. Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях (2003, 2004, 2005 гг.). Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и практическое значение, отражены в публикациях.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Готовность к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей является необходимой характеристикой личности и профессиональной деятельности студентов народного хорового профиля. Она представляет собой единство трех основных компонентов - мотивациоиного, содержательного и операционального.

2. Логика процесса формирования готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей предусматривает поэтапность его развития в единстве и взаимосвязи составляющих ее компонентов.

3. Педагогические условия формирования искомой готовности предусматривают: направленность педагогического процесса на мотипацпонную сторону, акцентирование ее значимости и, как следствие, создание блока самоуправления познавательной деятельностью; позицию студента как автора и соавтора процесса формирования готовности к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей; практическую деятельность студентов но развитию музыкального восприятия средствами фольклора.

4. Процесс формирования готовности предполагает вовлечение студентов в квазипрофессиональную деятельность на основе методов активного обучения (проблемно-диалогического, наглядно-практического, деловой игры), побуждающих к самостоятельному добыванию знаний, активизирующих их познавательную деятельность, развивающих мышление, формирующих стойкие практические умения и навыки педагогического руководства музыкальным восприятием детей.

Структура и объем диссертации обусловлены логикой проведенного научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Винская, Лариса Валентиновна

Выводы по второй главе.

В настоящей главе рассмотрены особенности процесса формирования готовности к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей. Анализ проведенного исследования выявил следующее.

I. Процесс формирования готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей рассмотрена как определенная последовательность трех взаимосвязанных этапов, охватывающих период обучения в третьем звене ВГИИК, и осуществлен в системе общей профессионально подготовки, в рамках психолого-педагогических и специальных дисциплин. а) первый этап направлен на формирование мотивационного компонента. Систему педагогических средств первого этапа составляют беседы-практикумы, дискуссии, встречи, рассказы о деятельности известных педагогов, методы эмоционального стимулирования, создания ситуации успеха в учении, наблюдение за творческим процессом работы руководителей детских фольклорных коллективов. б) второй этап направлен на формирование содержательного компонента. Система педагогических средств второго этапа направлена на формирование готовности к педагогичному руководству музыкальным восприятием детей студентов вузов искусств в целом с приоритетом содержательного компонента. Наряду с педагогическими средствами первого этапа оказалось эффективным применение активных методов обучения проблемно-диалогического, наглядно-практического), выполнение творческих заданий, направленных на актуализацию и интеграцию знаний, необходимых для педагогического руководства музыкальным восприятием детей в курсе «Методика работы с детским фольклорным коллективом». в) третий этап формирования готовности к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей средствами фольклорного песнетворчества направлен на организацию разнообразной творческой коллективной деятельности, самостоятельную практическую работу, применение метода деловой игры, практически закрепляет усвоенные знания, необходимые для педагогического руководству музыкальным восприятием детей.

2. Сравнительные результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей у студентов вузов искусств, описанные во второй главе дают основание рассматривать приведенный нами вариант построения педагогического процесса как эффективного средства формирования готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе впервые осуществлена попытка специального педагогического исследования педагогического руководства музыкальным восприятием детей студентов народного хорового профиля, показана возможность формирования столь важного личностного образования в учебно-воспитательном процессе вуза искусств и культуры.

В исследовании поставлены четыре задачи, решение которых определило научную новизну, теоретическую и практическую значимость диссертации. Изложим результаты решения основных задач исследования.

В результате решения первой исследовательской задачи были выявлены сущностные характеристики готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей, путем анализа понятийной цепочки «готовность», «готовность к деятельности», «готовность к музыкально-педагогической деятельности», «готовность студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей».

Представленный анализ походов, трактовок к определению готовности и ее структуры к различным видам деятельности позволил уточнить наше понимание готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей как сформированность личностных и профессионально значимых качеств специалиста, в состав которого входят потребность будущего педагога-музыканта в реализации себя как руководителя детского фольклорного коллектива и педагогические потребности в развитии восприятия музыки у детей средствами фольклорного искусства, умений и навыков организации педагогического руководства музыкальным восприятием детей, приобретенных в результате целенаправленной профессиональной подготовки.

Уточнение знания о сущности «готовности» потребовало выявления специфики педагогического руководства музыкальным восприятием детей средствами фольклора. Осуществленный анализ научной литературы позволил проследить эволюцию представлений о музыкальном восприятии как категории музыкознания. Современная наука, настаивает па принципиальной разнице между восприятием музыки и слушанием музыки. Именно в этом видится ошибка многих педагогов, учителей музыки, когда они принимают установку на развитие восприятия музыки, но при этом ограничивают его лишь слушанием музыки. Развитие восприятия музыки происходит только в процессе совмещения различных видов музыкальной деятельности детей - пения, танцев, игры на музыкальны инструментах и пр. Все это органично сочетает в себе фольклор и тем самым является уникальным средством развития музыкального восприятия у детей. Мы склонны рассматривать «восприятие музыки» - как освоение детьми различных видов музыкальной деятельности в процессе занятий фольклорным песнетворчеством. Под педагогическим руководством музыкальным восприятием детей (на материале фольклора) мы понимаем профессионально-педагогическую деятельность специалиста, направленную на формирование у детей познавательных, эмоциональных, эмоционально-оценочных процессов музыкального мышления в процессе занятий фольклорно-творческой деятельностью, в результате которого в сознании ребенка рождается музыкальный образ.

Такая готовность обеспечивается взаимосвязью и взаимообусловленностью мотивационного, содержательного и операционального компонентов.

Вторая задача исследования преследовала теоретическую разработку модели процесса формировании готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей. Опираясь на практический опыт педагогов-хоровиков и анализ паучпо-педагогической литературы, в структуре готовности к формированию музыкального восприятия детей, деятельности студентов народного хорового профиля мы выделяем наиболее важные для нашего исследования компоненты: мотивационный, содержательный и операциональный.

Структуру мотивационного компонента составляют мотивы достижения, профессиональной ориентации, познавательные мотивы. В состав содержательного компонента входят знания предметов психолого-педагогических циклов; спецкурса «Методика работы с детским фольклорным коллективом»; особенностей форм, методов и технологии работы но развитию музыкального восприятия детей. Основой операционального компонента являются практические навыки и умения в области воспитательно-образовательной работы с детским фольклорным ансамблем, навыки педагогического руководства музыкальным восприятием средствами фольклорного песнетворчества.

Третья задача исследования была связана с выявлением педагогических условий и детерминирующих факторов процесса формирования искомой готовности. В ее решении мы исходили из методологического положения о зависимости эффективности подготовки учителя от организации целесообразных педагогических условий. Детерминирующими факторами, обусловившими выделение педагогических условий формирования готовности учителя, выступают: содержание спецкурса «Методика работы с детским фольклорным коллективом» с опорой на фундаментальные знания о восприятии музыки; поэтапное формирование необходимых качеств личности студентов, основанное на единстве и взаимосвязи компонентов исследуемой готовности; становление позиции студента как автора и соавтора образовательного процесса, механизмом формирования которой выступит увеличение ответственности, активности, творчества, самостоятельности; вовлечение обучаемых в квазипрофессиональную деятельность; применение методов активного обучения.

Критериями сформированное™ готовности студентов к педагогическому руководству музыкальным восприятием в соответствии с нашей моделью являются мотивационная, содержательная и операциональная готовность. Среди многих ее показателей выбраны показатели для мотивационной готовности — устойчивая мотивация к профессионально-педагогической деятельности по развитию музыкального восприятия детей средствами фольклора. Показателями содержательной готовности являются - степень осведомленности об особенностях педагогического руководства музыкальным восприятием детей, владение теоретико-методологических системой знаний специфики и особенностей развития музыкального восприятия у детей; операциональной готовности -активность в применении усвоенных знаний, уровень сформированности умений и навыков осуществлять педагогическое руководство музыкальным восприятием детей средствами фольклорного песнетворчества. Для выявления сформированности готовности студентов народного хоровою профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей разработан комплекс диагностических методик, включающий субъективные методы, методы экспертных оценок, наблюдение, опросные методы, метод анализа документов и др. Большинство тестов и диагностических методик адаптированы с учетом системы требований, предъявляемых к деятельности руководителя детского фольклорного ансамбля.

В соответствии с требованиями к выделению уровпевых характеристик с выбранными показателями и спецификой рассматриваемой готовности были выявлены и содержательно наполнены три уровня. Низкий уровень характеризует нефункционирующую готовность к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей. При среднем уровне готовность к исследуемой деятельности можно охарактеризовать как формирующуюся и осознаваемую. Высокий уровень характеризуется сформированной готовностью к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей средствами фольклорного песнетворчества.

Четвертая задача была решена в процессе экспериментальной работы, реализующей три смоделированных этапа. Этапы различались по целям и достижениям в формировании готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей

Первый этап был направлен на формирование мотивационного компонента. Систему педагогических средств первого этапа составляют беседы-практикумы, дискуссии, встречи, рассказы о деятельности известных педагогов, методы эмоционального стимулирования, создания ситуации успеха в учении, наблюдение за творческим процессом работы руководителей детских фольклорных коллективов, посещение конкурсов и концертов. Данные средства повышают интерес к педагогической деятельности, формируют профессионально-педагогическую направленность, актуализируют профессиональные и познавательные мотивы, мотивы достижения. Результатом первого этапа формирования готовности к студентов вузов искусств к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей (на материале фольклора) является сформированная мотивационная готовность.

Система педагогических средств второго этапа направлена па формирование содержательного компонента готовности к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей средствами фольклорного песнетворчества. Наряду с педагогическими средствами первого этапа оказалось эффективным применение активных методов обучения -проблемно-диалогического и наглядно-практического, активизация самостоятельной учебной деятельности студентов и развитие их профессионально-познавательной активности. Итогом данного этапа также является и сформированпость знаний, необходимых для осуществления педагогического руководства музыкальным восприятием детей на материале фольклора.

Завершающий, третий этап формирования готовности к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей (на материале фольклора) у студентов вузов искусств направлен па актуализацию операционального компонента.

Эффективным было применение метода деловой игры, где использовались педагогические упражнения, профессиональные задачи, выполнение творческих заданий, направленных на актуализацию и интеграцию знаний, необходимых для выполнения педагогического руководства музыкальным восприятием детей средствами фольклорного песнетворчества.

Включение студентов в организацию разнообразной творческой коллективной деятельности, самостоятельной практической работы эффективны при формировании операционной готовности, актуализирует психолого-педагогические и методические знания, стимулирует потребности в повышении уровня профессионально-педагогических умений и навыков, необходимых для осуществления педагогического руководства музыкальным восприятием детей, повышает активность в применении усвоенных знаний, практически закрепляет усвоенные знания.

Результатом данного этапа также являются сформированность практических навыков и умений, необходимых для осуществления педагогического руководства музыкальным восприятием детей, умений видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций, самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, находить способы их решения, высокий уровень общепедагогических умений, навыков руководства педагогическим и иравсгвенно-этическим процессом.

Диагностика продемонстрировала факт сформированное™ готовности у студентов экспериментальной группы. Сравнительные результаты в формировании студентов экспериментальной и контрольной групп указывают на эффективность предложенных нами характеристик педагогического руководства музыкальным восприятием детей студентов народного хорового профиля и готовности к данной деятельности, процесса ее формирования и оснащающей системы средств.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Винская, Лариса Валентиновна, 2006 год

1. Абдалина, Л.В. Формирование готовности инженерно-педагогических работников к профессиональному развитию в системе повышения квалификации Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук / J1.B. Абдалипа. — Воронеж, 2002. — 22 с.

2. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования Текст. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. — М., 2004. — 335 с.

3. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / О.А. Абдуллипа. — М.: Просвещение, 1990.— 141 с.

4. Абрамова, Т.В. Развитие профессионально-педагогической культуры преподавателя детской музыкальной школы Текст. : автореф. дис. .капд. пед. наук / Т.В. Абрамова. — Белгород, 2000. — 23 с.

5. Азаров, Ю.П. Радость учить и учиться Текст. / Ю.П. Азаров. — М.: Политиздат, 1989. — 335 с.

6. Алексеев, Н.Г. Организационно-деятельностная игра: возможности в области применения Текст. / Н.Г. Алексеев, Б.А. Золотник, Ю.В. Громыко // Вестн. высш. шк. — 1987. — № 8. — С. 35 — 38.

7. Алексеев, Э.Е. Раннефольклорное интонирование Текст. / Э.Е. Алексеев. — М., 1986. — 74 с.

8. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр Текст. : дис. . канд. пед. наук / Е.М. Алифанова. — Волгоград, 2001. — 198 с.

9. Алферова, Г.А. Формирование у будущего учителя готовности к непрерывному образованию Текст. : дис. . канд. пед. паук / Г.А. Алферова. -Волгоград, 1998. — 226 с.

10. Ю.Алферова, Г.В. Формирование у студентов педвуза готовности кпрофессиональному общению с родителями Текст. : дис. . канд. пед. наук/ Г.В. Алферова. — Астрахань, 1996. — 216 с.

11. П.Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды Текст. : в 2 т. / Б.Г. Ананьев. — М.: Педагогика, 1980. — 287 с.

12. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б.Г. Ананьев. — Л., 1969, —339 с.

13. Андреев, М.О педагогической подготовке учителей Текст. / М.О. Андреев // Современная высш. шк. — 1988. — №4. — С. 99 — 105.

14. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество Текст. : учебник / В.П. Аникин. — М. : Высш. шк., 2001. — 467 с.

15. Аникин, В.П. Русский фольклор Текст. : учеб. пособие для филол. спеп. вузов / В.П. Аникин. — М. : Высш. шк., 1987. — 263 с.

16. Анисимов, П.В. Методика преподавания музыки Текст. / П.В. Аписимов // Материалы VII Международной научно-практической конференции. — М., 2002. —С. 63—71.

17. Артемкина, Т.Е. Дети. Фольклор. Творчество Текст. / Т.Е. Артемкипа, А.В. Артемкин. — Владимир : Изд-во «Транзит- Икс», 2002. — 94 с.

18. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников Текст. / Л .В. Артемова.— М.: Просвещение, 1991. — С. 10 — 13.

19. Арчажникова, Л.Г. Профессия учитель музыки: кп. для учителя Текст. / Л.Г. Арчажникова. — М., 1984. — 127 с.

20. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс Текст. Кн. 2: Интонация/ Б.В. Асафьев. — 2-е изд. — Л., 1971. — С. 52 — 73.

21. Асафьев, Б.В. О хоровом искусстве Текст. : сб. ст. / Б.В. Асафьев; сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. —Л. : Музыка, 1980. — С. 31 — 43.

22. Асафьев, Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей Текст. / Б.В. Асафьев // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / под ред. Е.М.Орловой. — М.;Л., 1965.—-С. 101.

23. Асафьев, Б.В. Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музыки Текст. / Б.В. Асафьев //

24. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/ Б.В. Асафьев; под ред. Е.М. Орловой. — М.; Л., 1965. — С.86 — 92.

25. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности Текст. / В.Г. Асеев,— М„ 1976. — 158 с.

26. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа Текст. / А.Г. Асмолов. — М.: Смысл: ИЦ «Академия», 2002.—325 с.

27. Афонченко, Л.Ф. Формирование готовности у студентов вуза искусств и культуры к профессиональной педагогической деятельности Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук/Л.Ф. Афонченко. — Воронеж, 2002. — 24 с.

28. Бабанский, Ю.К. Оптимизация педагогического процесса в вопросах и ответах Текст. / Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник. — Киев, 1984. — С.43 --56.

29. Багадуров, В.А. Вокальное воспитание детей Текст. / В.А. Багадуров. — М., 1953, —73 с.

30. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры Текст. / Н.К. Бакланов. — М.: Изд-во Моск. гос. ин-та культуры, 1994. — 120 с.

31. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология Текст. / Н.В. Басова. — Ростов ц/Д.: Феникс, 2000. —416 с.

32. Бездухов, В.П. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к нравственному воспитанию школьников Текст. : дис. . канд. пед. наук / В.П. Бездухов. —Л., 1987. — 16 с.

33. Белобородова, В.К. Музыкальное восприятие (к теории вопроса) Текст. / В.К. Белобородова // Музыкальное восприятие школьников. — М., 1975,—С. 64 — 82.

34. Белозерцев, Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки Текст. / Е.П. Белозерцев. — М. : Педагогика, 1989. — 135 с.

35. Бережанский, Б.Н. Абсолютный музыкальный слух (сущность, природа, генезис, способ формирования и развития) Текст. / Б.Н. Бережанский. — М., 2000. —114 с.

36. Беспалько, В.П. О критериях качества подготовки специалиста Текст. /

37. В.П. Беспалько // Вести, высш. шк. — 1988. — №1. — С. 27 — 34.

38. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В.П. Беспалько. — М., 1989. — С. 24 — 51.

39. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика Текст. : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.Г1. Баранов. — 2-е изд. — М. : Изд. центр «Академия», 1997. — 214 с.

40. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности Текст. / Е.В. Бондаревская. — Ростов п/Д. : РГПУ, 1993. —С. 26 — 35.

41. Бондаревская, Е.В. Педагогика Текст. / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. —• М.; Ростов н/Д.: Учитель, 1999. — 87 с.

42. Бордовская, Н.В. Педагогика Текст. / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб.: Питер, 2000, —304 с.

43. Борисенко, Б.И. Фонационное дыхание. Начальный этап работы Текст. : учеб.-метод, пособие / Б.И. Борисенко, B.C. Ловчинская. — Волгоград: Перемена, 1996. —47 с.

44. Борытко, Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования Текст. : автореф. дис. . д-ра пед. наук / Н.М. Борытко. — Волгоград, 2001. — 46 с.

45. Брюсова, Н.Я. Задачи народного музыкального образования Текст. / Н.Я. Брюсова. — М.,1919.

46. Ваицвойг, П. Десять заповедей творческой личности Текст. / П. Ваицвойг. — М., 1990. — 146 с.

47. Введение в педагогическую деятельность Текст. / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова [и др.]. — М. : Изд. центр «Академия», 2000.— 208 с.

48. Веккер, JI.M. Восприятие и основы его моделирования Текст. /Л.М. Веккер. — Л., 1964,—95 с.

49. Вербицкий, А.А. Самостоятельная работа студентов Текст. / А.А. Вербицкий //Высш. образование в России. — 1995. — №2 — С. 137— 145.

50. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст.: метод, пособие / А.А. Вербицкий. — М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.

51. Вербицкий, А.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов Текст. / А.А. Вербицкий // Обзорная информация НИИВШ. — 1986. — Вып. 3.

52. Виноградов, Г.С. Страна детей Текст. / Г.С. Виноградов. — СПб.: Ист. наследие, 1998. — 278 с.

53. Вопросы формирования готовности к профессиональной деятельности: экспресс-информация Текст. / отв. ред. Ю. К. Васильев. — М., 1978. — С. 36 — 43.

54. Вульфов, Б.З. Технология педагогического творчества Текст. / Б.З. Вульфов // Сов. педагогика. — 1989. — №9. — С. 148. — 149.

55. Вульфсон, С.И. Уроки профессионального творчества Текст. / С.И. Вульфсон. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 160 с.

56. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте Текст. /Л.С. Выготский. — М. : МГУ, 1976.

57. Выготский, Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1991,—480 с.

58. Выготский, Л.С. Психология искусства Текст. / Л.С. Выготский. — М., 1987.— 334 с.

59. Вырщиков, А.Н. Активные методы обучения при подготовке будущего учителя к педагогической деятельности в условиях перестройки системы народного образования Текст. / А.Н. Вырщиков, В.В. Сериков, Н.К. Сергеев. — Волгоград, 1987. —27 с.

60. Геронимус, Ю.В. Игра, модель, экономика Текст. / IO.B. Гсропимус. -М. : Знание, 1989, — 208 с.

61. Гиппиус, С.В. Гимнастика чувств Текст. / С.В. Гиппиус. — Jl.; М.: Искусство, 1967. — 296 с.

62. Гольденберг, Н.М. Яворский и музыкальное воспитание детей Текст. / Н.М. Гольденберг // Теория музыкального образования. — М., 2004. — С. 233 — 238

63. Горюнова, Л.В. На пути к педагогике искусства Текст. / JI.B. Горюнова // Музыка в школе. — 1988. — №2. — С. 7 — 8.

64. Готсдинер, А.Л. Генезис музыкального восприятия Текст. / АЛ. Готсдинер // Музыкальная психология. — М., 1993. — С. 84 — 103.

65. Гродзенская, НЛ. Школьники слушают музыку Текст. / Н.Л. Гродзепская. — М, 1963, —С. 32.

66. Гройсман, А.Л. О системе психорегулирующих воздействий в театральной педагогике Текст. / А.Л. Гройсман //Прикладная психология. — 1998.— №6,—С.59 —68.

67. Гура, Л.М. Педагогические основы формирования социально-психологической готовности студентов педвузов к профессиональной деятельности Текст. : дис. . канд. пед. наук / Л.М. Гура. — Иркутск, 1994, —209 с.

68. Гуркина, А.П. Формирование личности ребенка в детском саду Текст.: учеб.-метод, пособие/ А.П. Гуркина. — М.: Просвещение, 1980. — 125 с.

69. Двойнина, Г.Б. Формирование готовности учителя музыки к организации пространства художественного воспитания учащихся Текст. : дис. . канд. пед. наук / Г.Б. Двойнина. — Волгоград, 2004. — 192 с.

70. Диагностика успешности учителя Текст. / сост. Т.В. Морозова. — М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997. — 94 с.

71. Дмитриев, Л. Голосообразование у певцов (материалы рентгенологических исследований) Текст. / Л. Дмитриев. — М., 1962. — С. 25 — 31.

72. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе Текст.: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко.— 2-е изд., стер.— М.: Изд. центр «Академия», 1998. —216 с.

73. Дмитриевский, Г.А. Хороведепие и управление хором. Элементарный курс Текст. / Г.А. Дмитриевский.—2-е изд. —М.: Гос. муз. изд-во, 1957. —82 с.

74. Дурай-Новакова, К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности Текст.: дис. . д-ра пед. паук / К.М. Дурай-Новакова. — М., 1983. — 356 с.

75. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности Текст. / М.И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. — Минск, 1976. — 175 с.

76. Дыс, Л.И. Музыкальное мышление как объект исследования Текст. / Л.И. Дыс // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования / отв. ред. И.Г. Ляшенко. — Киев, 1989. — С. 10.

77. Жданова, Т.А. Организация учебно-воспитательной работы в детских хоровых студиях Текст.: метод, пособие / Т.А. Жданова; Всерос. науч. метод, центр нар. творчества и культуры, просвет, работы им. H.IC. Крупской. — М.: Всерос. НМЦНТИКПР, 1987. — 63 с.

78. Забкова, Т.А. Формирование готовности студентов, молодых специалистов к внеучебной воспитательной работе Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / Т.А. Забкова. — Тюмень, 2001. — 20 с.

79. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды Текст. / А.В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1986. — 296 с.

80. Засобина, Г.А. Практикум по педагогике Текст. / Г.А. Засобииа [и др.]. —

81. М.: Просвещение, 1986. — 111 с.

82. Земцовский, И.И. О природе фольклора в свете исполнительского общения Текст. / И.И. Земцовский // Искусство и общение / сост. А.Я. Куклин. — JI., 1984. —С. 16 — 20.

83. Земцовский, И.И. О творческой природе фольклора Текст. / И.И. Земцовский // Стилевые тенденции в советской музыке I960 — 1970-х годов: сб. науч. тр. — Л., 1979. — 92 с.

84. Земцовский, И.И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды Текст. / И.И. Земцовский. — Л. : Сов. композитор, 1977. — 112 с.

85. Иванова, Н.В. Элементы театральной педагогики в системе профессиональной подготовки учителя Текст. : автореф. дис. . канд. пед. паук / Н.В. Иванова. — Минск, 1993. — 20 с.

86. Игольникова, И. В. Формирование готовности учителя музыки к обучению игре на фортепиано детей дошкольного возраста Текст. : дис. . канд. пед. паук / И.В. Игольникова. — М., 2000. — 168 с.

87. Из истории музыкального воспитания Текст.: хрестоматия / сост. О.А. Апраксина. — М.: Просвещение, 1990. — 173 с.

88. Ильин, B.C. Процесс воспитания в обучении как педагогическая проблема. Его сущность. Проблематика исследования Текст. / B.C. Ильин // Совершенствование учебно-воспитательного процесса. — Волгоград, 1976.— 147 с.

89. Ильин, B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) Текст. / B.C. Ильин. — М.: Педагогика, 1984. — 114 с.

90. Ильин, B.C. Целостный процесс формирования всесторонне развитой личности его строения Текст. / B.C. Ильин // Целостный подход к учебно-воспитательному процессу: сб. науч. тр. — Волгоград, 1984. — С. 3 — 27.

91. Ипгелькамп, К. Педагогическая диагностика Текст. / К. Иигелькамп. — М.: Педагогика, 1991. — 239 с.

92. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ф. Исаев. — М.: Изд. центр « Академия», 2002.

93. Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования ирофсссиопальпо-педагогической культуры преподавателя высшей школы Текст. / И.Ф. Исаев. — М.; Белгород, 1993. — 158 с.

94. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы Текст. / Д.Б. Кабалевский // Музыка. Начальная школа : метод, материалы. — М., 1975. — С. 8—19.

95. Каган, М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе Текст. / М.С. Коган // Музыка в школе. — 1987. — № 4. — С. 28 — 32.

96. Каган, М.С. Человеческая деятельность Текст. / М.С. Кагап. — М. : Политиздат, 1974. — 247 с.

97. Каменев, А.С. Формирование готовности учителя к созданию личиостпо-развивающих учебных ситуаций дидактических компьютерных средах Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / А.С. Каменев. — Волгоград, 2000,—20 с.

98. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении Текст. : кн. для учителя / В.А. Кан-Калик. — М. : Просвещение, 1987. — 190 с.

99. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество Текст. / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. — М. : Педагогика, 1990. — 194 с.

100. Каргин, А.С. Самодеятельное художественное творчество. История. Теория. Практика Текст. / А.С. Каргин. — М. : Высш. шк., 1988. — С. 51— 69, 245 — 267.

101. Катинене, А.И. Педагогические условия формирования певческой деятельности детей 5 — 7 лет Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук / А.И. Катинене. — М., 1974, — 128 с.

102. Кирнарская, Д.К. Музыкальные способности Текст. / Д.К. Кирнарская. — М.,2003. —462 с.

103. Кнсбель, М.О. Поэзия педагогики Текст. / М.О. Кнебель. — М.: Искусство, 1976. — 527 с.

104. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь Текст. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 176 с.

105. Козырева, А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества Текст. /

106. A.Ю. Козырева. — Пенза: НМЦ Пензен. отдела образования, 1984. — 334 с.

107. Колесникова, И.А. Как приблизить подготовку учителя к потребностям школы Текст. / И.А. Колесникова // Сов. педагогика. — 1992. — №5/6. — С.71 —78.

108. Колесникова, И.А. О гуманности педагогических технологий Текст. / И.А. Колесникова // Интеграция педагогической науки и практики. — СПб., 1997,—С. 79.

109. Колесникова, И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии Текст. / И.А. Колесникова. — СПб.: СПбГУПМ, 1999, —242 с.

110. Корогодский, З.Я. Первый год. Продолжение Текст. /З.Я. Корогодский. — М., 1972.

111. Котова, И.Б. Педагог: профессия и личность Текст. / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. — Ростов н/Д. : Изд-во Рост. пед. ун-та, 1997. — 144 с.

112. Кравец, В.В. Структура готовности будущего учителя к применению технологий открытого образования Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук/

113. B.В. Кравец. — Воронеж, 2003. — 19 с.

114. Краевский, В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования Текст. / В.В. Краевский. — Волгоград, 1994. — 32 с.

115. Краснов, Г.В. Мемуары как источник изучения психологии творчества Текст. / Г.В. Краснов // Психология процессов художественного творчества,—Л.: Наука, 1980. — С. 84 — 93.

116. Кремлев, Е.А. О роли разума в восприятии произведений искусства Текст. / Е.А. Кремлев. — М. : Музыка, 1970. — 65 с.

117. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников Текст. / В.А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1968. — 78 с.

118. Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика Текст. / В.В. Крюкова. Ростов п/Д.: Феникс,2002, — 149 с.

119. Крюкова, Е.А. Теоретические основы проектирования и применения личностно-развивающих педагогических средств Текст.: дис. . д-ра пед. наук / Е.А. Крюкова. — Волгоград, 2000. — 276 с.

120. Кузин, Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты Текст. : практ. пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов / Ф.А. Кузин. — 2-е изд., доп. — М. : Ось-89, 2001.

121. Кузьмина, Н.В. Мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся Текст. / Н.В. Кузьмина // Вопр. психологии. — 1984. — № 1.

122. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя Текст./ Н.В. Кузьмина. — Л., 1985. — 95 с.

123. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования Текст. / М.М. Левина. — М. : Изд. центр «Академия», 2001. — 272 с.

124. Леви ган, К.М. Личность педагога: становление и развитие Текст. / К.М. Левитан. — Саратов : Изд-во СГУ, 1990. — 168 с.

125. Левшин, Л.А. Логика педагогического процесса Текст. / Л.А. Левшип. — М.: Знание, 1980, —96 с.

126. Леонтьев, А.Н. Педагогическое общение Текст. / А.Н. Леонтьев. М. : Знания, 1979.— С. 34.

127. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А.Н. Леонтьев. —2-е изд. — М. : Политиздат, 1977. — 304 с.

128. Леонтьев, A.H. Потребности, мотивы и эмоции Текст. / А.Н. Леонтьев.— М„ 1984. — С. 162— 173.

129. Леонтьев, А.Н. Анализ системного строения восприятия Текст. / А.Н. Леонтьев, О.В. Овчинникова//Докл. АПН РСФСР. — 1958. — №3. — С. 51 —62.

130. Локшин, Д.Л. Руководство смешанным хором старших школьников Текст. / Д.Л. Локшин. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — 73 с.

131. Лук, А.Н. Мышление и творчество Текст. / А.Н. Лук. — М. : Политиздат, 1976. — 165 с.

132. Лукьянова, Т. Внимание исполнительству в фольклоре Текст. / Т. Лукьянова, И. Земцовский //Сов. музыка. — 1973. — №3. — С. 21 — 24.

133. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения Текст. / А.С. Макаренко.— М. : Педагогика, 1983. — 431 с.

134. Малинин, В.И. Педагогический эксперимент как методологическая проблема Текст. / В.И. Малинин, И.К. Экгольм // Сов. педагогика. — 1970,—№8,—С. 59 — 80

135. Маркова, А.К. Психология профессионализма Текст. / А.К. Маркова. — М„ 1996, —309 с.

136. Маркова, А.К. Психология труда учителя Текст. / А.К. Маркова. — М. : Просвещение, 1993. — 192 с.

137. Матюшкин, A.M. Актуальные проблемы психологии высшей школы Текст. / A.M. Матюшкин. —М. : Педагогика, 1981. — С. 47 — 62.

138. Медведева, В.Н. Фольклорная практика в музыкальном ВУЗе Текст. : учеб. метод, пособие / В.Н. Медведева. — М., 1993. — 83 с.

139. Мельников, M.H. Русский детский фольклор Текст. : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / М.Н. Мельников. — М., 1987. — 185 с.

140. Мерлин, B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности Текст. / B.C. Мерлин. — М. : Педагогика, 1986. — 253 с.

141. Милкин, А.В. Способности и потребности личности Текст. / А.В. Милкин. —М. : Мысль, 1983. — С. 65 — 73.

142. Мир профессий: Человек художественный образ Текст. / сост. А. Смирнов. — М. : Мол. гвардия, 1987. — 383 с.

143. Мир профессий: Человек — человек Текст. / сост. Р. Каверина. — М.: Мол. гвардия, 1986. — 300 с.

144. Митина, Л.М. Учитель как автор и профессионал (психологические проблемы) Текст. / Л.М. Митина. — М. : Дело, 1994. — 216 с.

145. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя Текст. / под ред. Г.С. Сухобской. — М. : Педагогика, 1981. — 120 с.

146. Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса Текст. / В.М. Монахов. — Волгоград: Перемена, 1995, —С. 152.

147. Морозова, О.П. Педагогические ситуации в художественной литературе Текст. / О.П. Морозова. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 304 с.

148. Мудрик, А.В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов Текст./ А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина. — 3-е изд.,, испр. и доп. — М. : Изд. центр «Академия»,2002.

149. Мудрик, А.В. Учитель: мастерство и вдохновение Текст. / А.В. Мудрик.— М„ 1986, —160 с.

150. Музыкальный фольклор и дети Текст. / сост. Л.В. Шамипа. — М., 1992.— 193 с.

151. Назайкинский, Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания Текст. / Е.В. Назайкинский // Восприятие музыки. — М., 1980. — С. 48 — 76.

152. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия

153. Текст. / Е.В. Назайкинский. — М. : Музыка, 1972. — 274 с.

154. Народно-певческое образование в России: проблемы и пути развития Текст. : материалы Всерос. науч.- практ. конф. 1992, 1995 годов и пед. семинара 1997 года / РАМ им. Гнесиных. — М., 1998. — 113 с.

155. Паумепко, Г М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное музыкальное творчество Текст. / Г.М. Науменко. — М. : Сов. композитор, 1988,— 183 с.

156. Науменко, Г.М. Русские народные детские песни и сказки с напевами Текст. / Г.М. Науменко. — М. : ЗАО « Цептрополиграф», 2001. — 264 с.

157. Науменко, Г.М. Этнография детства Текст. : сб. фольклорных и этнограф, материалов / Г.М. Науменко. — М. : Рос. союз любителей фольклорных ансамблей : Изд-во «Беловодье», 1998. — 456 с.

158. Низамов, Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов Текст. / Р.А. Низамов. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1975. — 302 с.

159. Никандров, Н.Д. Об активизации учебной деятельности Текст. / Н.Д. Никандров // Вестн. высш. шк. — 1983. — № 8. — С. 26 — 31.

160. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности Текст.: учеб. пособие для студ. сред. проф. учреждений / Н.Н. Никитина, О.М. Железнова, М.А. Петухов. — М.: Мастерство, 2002. — 312 с.

161. Новицкая, Л.П. Изучение элементов и психотехники актерского искусства. Тренинг и муштра Текст. / Л.П. Новицкая. — М., 1969. — 275 с.

162. Новицкая, Л.П. Уроки вдохновения Текст. / Л.П. Новицкая. — М. : ВТО, 1984.—92 с.

163. Обучение студентов педагогике: аспект технологий Текст. — Волгоград: Перемена, 1996. — 115 с.

164. Ожегов, С.И. Словарь русского языка Текст. / С.И. Ожегов; под ред. НЛО. Шведовой. — М.: Сов. энцикл., 1973. — 846 с.

165. Основы педагогического мастерства Текст. / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, 11.Н. Тарасевич [и др.]; под ред. И.А. Зязюна. — М.: Просвещение, 1989. — 302 с.

166. Осокии, П.И. Вокально-хоровые зарядки Текст.: опыт работы Красиоуфим. пед. училища / П.И. Осокин; под ред. А.А. Сергеева. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1951. — 35 с.

167. Пашина, О. А. Структурно-типологические исследования в советской музыкальной фольклористике Текст. / О.А. Пашина // Музыкальная фольклористика. Проблемы истории методологии : сб. ст. / ред.-сост. Э.Е. Алексеев, Л.И. Левин, — М., 1990. —С. 101 — 106.

168. Педагогика Текст. / под ред. П.И. Пидкасистого. — М. : Рос. пед. агентство, 1996. — 637 с.

169. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии Текст. / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов [и др.] ; под ред. С.А. Смирнова. — М. : ИЦ «Академия», 1999. — 512 с.

170. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика Текст.: учеб. пособие / В.И. Петрушин. — М., 2000. — С. 16 — 24.

171. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка Текст. / Ж. Пиаже. — М., 1994. — 132 с.

172. Пидкасистый, П.И. Некоторые аспекты построения модели профессии учителя с многоуровневой подготовки Текст. / П.И. Пидкасистый // Педагогические системы в школе и в вузе: технология и управление. — Волгоград: Перемена, 1993. — С. 60 — 61.

173. Пидкасистый, П.И. Игра как средство активизации учебного процесса Текст. / П.И. Пидкасистый, Н.К. Ахмедов, Т.С. Хойдеров // Сов. педагогика.— 1985,— № 3. — С. 22 — 25.

174. Платонова, Т.А. Роль мотивации в познавательной активности Текст. / Т.А. Платонова // Активность личности в обучении : сб. пауч. тр. — М. : НИИВШ, 1986. — С. 21 — 30.

175. Платонов, К.К. Вопросы психологии труда Текст. / К.К. Платонов. — М.: Медицина, 1970. — 264 с.

176. Платонов, К.К. Проблема способностей Текст. / К.К. Платонов. — М., 1972.—187 с.

177. Платонов. К.К. О системе психологии Текст. / К.К. Платонов. — М., 1972, —216 с.

178. Платонов, К.К. Структура и развитие личности Текст. / К.К. Платонов. — М.: Наука, 1986, —254 с.

179. Покровский, Е.А. Детские игры Текст. / Е.А. Покровский. — СПб.: Ист. наследие, 1994. — 280 с.

180. Пономарьков, И.П. Пособие для руководителей самодеятельных хоровых коллективов Текст. / И.П. Пономарьков. — М.: Искусство, 1955. — 73 с.

181. Посталюк, Н.Ю. Творческий стиль деятельности : Педагогический аспект Текст. / Н.Ю. Посталюк. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989. — 208 с.

182. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах Текст. // Проблемы отбора. — Л., 1970. — С. 47 — 61.

183. Прокофьева, И.В. Формирование готовности студентов вузов искусств и культуры к художественно-педагогической деятельности Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / И.В. Прокофьева. — Тюмень, 2002. — 24 с.

184. Психодиагностика Текст.: учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. — СПб. : Питер, 2003, —287 с.

185. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве Текст. / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Мысиной. — М. : Просвещение, 1966. — 185 с.

186. Рапацкая, Л.А. Музыкальное воспитание Текст. / Л.А. Рапацкая // Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. — М„ 1993,—Т.I, —С. 604 — 712.

187. Раченко, И.П. НОТ учителя Текст.: кн. для учителя / И.П. Рачепко. — М.: Просвещение, 1989. — 238 с.

188. Резерв успеха творчество Текст. / под ред. Нойера, В. Калвейта, X. Клейна. — М. : Педагогика, 1989. — 117 с.

189. Решетников, П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера Текст. / П.Е. Решетников. — М. : ВЛАДОС, 2000. —304 с.

190. Роботова, А.С. Развитие педагогического знания как гуманитарног о Текст. / А.С. Роботова // Педагогика и образование: Герценовские чтения. — СПб., 1997, —С. 3 — 11.

191. Роботова, А.С. Художественно-образное позиапие педагогических явлений: педагогика и литература Текст. / А.С. Роботова. — СПб., 1996. -С. 53.

192. Рогов, Е.И. Личность в педагогической деятельности Текст. / Е.И. Рогов. — Ростов н/Д. : Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 1994. — 240с.

193. Романовский, Н. В. Хоровой словарь Текст. / Н.В. Романовский. — JI. : Музыка, 1968. — 57 с.

194. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст.: в 2 т. / СЛ. Рубинштейн. — М. : Педагогика, 1989. — 485 с.

195. Рубинштейн, СЛ. Проблемы общей психологии Текст. / СЛ. Рубинштейн. — М., 1976. — С. 236.

196. Рувинский, Л.И. Нравственное воспитание личности Текст. / Л.И. Рувинский. — М. : Педагогика, 1981. — 184 с.

197. Сайгушев, Н.Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя Текст.: монография / Н.Я. Сайгушев. — М. ; Магнитогорск : МПГУ: МаГУ, 2002. — 274 с.

198. Сафар, Г. Культура — духовность — профессия Текст. / Г. Сафар // Высш. образование в России. — 1996. —№ 2. — С. 114 — 117.

199. Сергеев, Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов. (Вопросы теории) Текст.: монография / Н.К. Сергеев. — СПб.; Волгоград: Перемена, 1997. — 166 с.

200. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В.В. Сериков. — Волгоград, 1999,—213 с.

201. Сериков, В.В. Формирование у учащихся готовности к труду: (Педагогическая наука — реформе школы) Текст. / В.В. Серпков. — М.: Педагогика, 1988,— 192 с.

202. Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность Текст. / П.В. Симонов, П.М. Ершов. — М. : Наука, 1984. — С. 161.

203. Скок, Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность Текст. : учеб. пособие для преподавателей / Г.Б. Скок; отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. — М.: Пед. о-во России, 2001. — 102 с.

204. Сластеиин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки Текст. / В.А. Сластенип. — М.: Просвещение, 1976. — 160 с.

205. Сластенин, В.А. Педагогика Текст. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов Е.Н. — М. : Школа-Пресс, 1997. — 512 с.

206. Сластенин, В.А. Психология и педагогика Текст. / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. — М.: ИЦ «Академия», 2001. — 480 с.

207. Сластенин, В.А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности Текст. / В.А. Сластенин, Н.Е. Мажар. — М. : Прометей, 1991. — 144 с.

208. Сластенин, В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя Текст. / В.А. Сластенин, А.И. Мищенко // Сов. педагогика. — 1991. — № 10. — С. 79 — 84.

209. Стефаповская, Т.А. Педагогика: паука и искусство Текст. / Т.А. Стефаповская. —-М.: Совершенство, 1998. —368 с.

210. Стоя и, Е.В. Становление профессионально важных качеств специалиста в условиях средних специальных учебных заведений Текст.:автореф. дис. . канд. пед. наук / Е.В. Стоян. — Брянск, 2002. — 17 с.

211. Стоянова, Г.И. К проблеме музыкальности Текст. / Г.И. Стоянова // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век : материалы 111 Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. — М„ 1996. — С. 86 — 87.

212. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения Текст.: в 3 т. / В.А. Сухомлинский. — М. : Педагогика, 1980. — С. 64 — 99.

213. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения Текст.: в 3 т. / В.А. Сухомлинский; сост. О.С. Богланова, В.Э. Смаль. — М.: Педагогика, 1979 — 1981.

214. Тарасевич, Н.Н. Обретение педагогического мастерства Текст. / I IЛI. Тарасевич // Сов. педагогика. — 1990. — № 11. — С. 73 — 77.

215. Тарасов, Г.С. Музыкальная психология Текст. Г.С. Тарасов // Спутник учителя музыки / Г.С. Тарасов; сост. Т.В. Челышева. — М., 1993. — С. 30.

216. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б.М. Теплов // Избранные труды: в 2 т.— М., 1985.— Т. 1. — С.69—82.

217. Теплов, Б.М. Способности и одаренность Текст. / Б.М. Теплов // Избранные труды : в 2 т. — М., 1985. — Т.1. — С. 15 — 41.

218. Тсрентьева, JI.A. Методика работы с детским фольклорным ансамблем Текст.: учеб. пособие / JI.A. Терентьева. — Самара: Изд-во СГАКИ, 2000. — 45 с.

219. Толстых, А.В. Искусство понимать искусство: Психологический коллаж Текст. / А.В. Толстых. — М. : Педагогика, 1990. — 160 с.

220. Узнадзе, Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки Текст. / Д.Н. Узнадзе. — Тбилиси, 1961. — 210 с.

221. Философский энциклопедический словарь Текст. — М.: Политиздат, 1983. — 840 с.

222. Харламов, И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве Текст. / И.Ф. Харламов // Педагогика. — 1992. —№ 7/8. — С. 11 — 115.

223. Харламов, И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах Текст.: учеб.пособие / И.Ф. Харламов. — М., 2001. — 259 с.

224. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность Текст. / X. Хекхаузен. — М.: Педагогика, 1986. — 408 с.

225. Хеппингсен, Ю. Автобиография и педагогика Текст. / Ю. Хеннипгсен. — М., 2000. — С. 83.

226. Ховрипа, А.С. Проектирование процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях среднего педагогического образования Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / А.С. Ховрипа. — Тамбов, 2004, —21 с.

227. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства Текст.: учеб. пособие / В.Н. Холопова. — СПб.: Изд-во «Лань», 2000. — С. 47 — 59.

228. Цзеи, Н.В. Психотренинг Текст. / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. — М., 1988, —С.93 —113.

229. Цыпин, Г.М. Предисловие Текст. / Г.М. Цыпип // Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / под ред. Г.М. Цыпипа. — М., 2003. —С. 4—93.

230. Цыпин, Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества Текст. Кн.1 / Г.М. Цыпип. — М., 1988. — С. 25 — 32.

231. Черниченко, В.И. Методика проведения педагогической игры в учебном процессе Текст. / В.И. Черниченко, Л.С. Азарцева. — М., 1988. — 37 с.

232. Черничкина, Е.К. Формирование готовности студентов педвузов овладению систем индивидуальной деятельности Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / Е.К. Черничкина. — М., 1991. — 19 с.

233. Черный, Г.П. Торжественно, красиво, памятно: Массовые школьные праздники и театрализованные представления Текст.: кн. для учителя / Г.П. Черный. — М.: Просвещение, 1989. — 191 с.

234. Шайгородский, Ю.Ж. Точка отсчета: методики личностной и социально-психологической диагностики учителей Текст.: кн. для учителя / Ю.Ж. Шайгородский. — Омск : Иптеллектика, 1992. — 40 с.

235. Шамииа, Л.В. Теоретико-методические основы обучения русскому народнопевческому искусству Текст. : автореф. дис. . д-ра пед. наук /Л.В. Шамина. — М„ 1996. —26 с.

236. Шамина, Л.В. Школа русского народного пения Текст. / Л.В. Шамина. — М., 1997. —С. 45 —78.

237. Шамина, Л.В. Этнографическая парадигма школьного музыкального образования: от «этнографии слуха» к музыке мира Текст. / Л.В. Шамина // Преподаватель. Спецвып. : Музыкант-педагог. — 2001. —№6. — С. 23 —40.

238. Шикова, О.В. От песен рот тесен Текст. Вып.1 / О.В. Шикова. — М.: Палея-Мишин, 1999. — С. 79 — 90.

239. Шиянов, Е.Н. Гуманизация образования в профессиональной подготовки учителя Текст. : учеб. пособие / Е.Н. Шиянов; Моск. пед. гос. ин-т. — М.;Ставроиоль, 1991. — 180 с.

240. Шиянов, Е.Н. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности Текст.: дис. . канд. пед. паук/ Е.Н. Шиянов.— М., 1982. — 210 с.

241. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология как педагогическая дисциплина Текст. / Н.Е. Щуркова // Сов. педагогика. — 1993. — № 2,—С. 66 —70.

242. Щуркова, Н.Е. Педагогическая студия Текст. / Н.Е. Щуркова, О.И. Залекер. — М., 1993. — 63 с.

243. Энциклопедический словарь Текст. / гл . ред. А. М. Прохоров. — М.: Сов. энцикл., 1983. — С. 147.

244. Этнопедагогика. Теория и практика : материалы XII чтений, посвящ. памяти Г.С.Виноградова. Авторские образовательные программы по фольклору Текст. / сост. С.Г. Айвазян. — М.: Ин-т Наследия, 2003. —С. 23 — 26.

245. Ястребова, Г.А. Формирование эмоциональной культуры будущих педагоговТекст. : дис. . канд. пед. наук / Г.Г.А. Ястребова. — Волгоград, 1998. — 194 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.