Универсальная модель календаря в традиционной культуре народов мира тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, доктор культурологии Колесникова, Светлана Юрьевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 302
Оглавление диссертации доктор культурологии Колесникова, Светлана Юрьевна
Введение.
Глава 1. Теоретические основы исследования.
1.1. Характеристика научных подходов изучения культур.
1.2. Понятие «время» в контексте научных концепций.
1.3. Практическое восприятие категории времени: архаичные методы и формы счета времени.
1.4. Классификации древних обществ и культур.
Глава 2. Исследование принципа построения традиционной календарной системы охотников, собирателей, рыболовов.
2.1. Проблема исследования ранее бесписьменных этносов.
2.2. Характеристика исследуемых обществ.
2.3. Исследование мотивации возникновения календарной системы.
2.4. Схема использования «признаков-указателей».
2.5. Понятие «месяц».
2.6. Понятие «год». ; 2.7. Понятия «лунный» («солнечный», «лунно-солнечный») календарь.
Глава 3. Исследование механизма формирования календарных названий.
3.1. Отражение календарных представлений в лексическом комплексе охотников, собирателей, рыболовов.
3.2. Исследование количественного набора системы календарных названий.
3.3. Анализ именного ряда календарной системы.
3.3.1. Проблема исследования календарных названий.
3.3.2. Анализ структуры названий.
3.3.3. Семантический анализ календарных названий.
3.4. Мотивация возникновения именного ряда традиционного устного календаря.
3.5. Механизм формирования системы календарных названий.
Глава 4. Анализ традиционных устных календарей ранних земледельцев и скотоводов и календарей раннеклассовых обществ.
4.1. Характеристика ранних земледельцев и скотоводов.
4.2. Анализ традиционных устных календарей ранних земледельцев и скотоводов.
4.2.1. Понятия «год», «месяц» в календарной системе ранних земледельцев и скотоводов.
4.2.2. Характеристика именного ряда календарей ранних земледельцев и скотоводов.
4.2.3. Сравнительная характеристика календарей обществ с первым и вторым хозяйственно-культурным типом.
4.3. Анализ календарей раннеклассовых обществ.
Глава 5. Применение разработанной модели традиционного устного календаря охотников, собирателей, рыболовов.
5.1. Проверка модели в условно-реальных ситуациях.
5.1.1. Схема проведения проверки.
5.1.2. Проверка модели.
5.2. Применение модели в реальных ситуациях.
5.2.1. Область применения модели.
5.2.2. Описание методики применения созданной модели.
5.2.3. Применение созданной модели.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Календарная система в традиционной культуре селькупов2000 год, кандидат исторических наук Колесникова, Светлана Юрьевна
Календарь и календарная обрядность в традиционной культуре бурят: Структурно-функциональный, культурно-семантический и историко-генетический анализ2001 год, доктор исторических наук Дашиева, Надежда Базаржаповна
Традиционный календарь в системе жизнеобеспечения коренных народов Западной Сибири2013 год, кандидат культурологии Сычина, Нина Александровна
Модель универсума древних календарей: На материале языков разных семей2006 год, доктор филологических наук Лушникова, Алла Вячеславовна
Культура жизнеобеспечения тунгусо-маньчжуров: системно-синергетический анализ2011 год, доктор культурологии Иващенко, Яна Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Универсальная модель календаря в традиционной культуре народов мира»
XX и начало XXI века в истории человечества характеризуются обилием культурных, социальных, политических, экономических и др. процессов, которые в своем наличии противоречивы и порой антагонистичны, но тем не менее в этом своем качестве являют суть современного культурного и социального бытия. Необходимость совместного проживания разных народов на одной планете, а альтернативы этому нет, заставляет решать не только сегодняшние практические задачи, но и обращаться к истории народов, их культурам в поисках тех основ, осознание которых заставляет понять, сделать практические выводы в плане формирования единой планетарной культуры.
Исследование культур народов мира имеет глубокие традиции и давно привлекало внимание представителей - философии, истории, социологии, психологии, этнографии, археологии. Но только в середине XX века начинается реализация осознанной потребности в специальном межпредметном исследовании различных культур. Возникает новое исследовательское направление, оформившееся в единую науку — культурологию, объясняющую культурные и социально-исторические процессы развития общества и становления человеческой личности с широких мировоззренческих позиций. Следует отметить, что рост интереса к проблемам культуры достаточно характерен для всей мировой науки и связан с многочисленными историческими и социально-культурными причинами, а также с развитием методологии познания, со становлением мультикультурной постиндустриальной цивилизации, с разрушением многих основ традиционного жизненного уклада и картины мира людей, со сменой философских парадигм и со многими другими факторами.
Одним из научных направлений в рамках изучения различных культур является реконструкция культурной картины мира дописьменных народов.
Своеобразие и богатство их культурного пласта является уникальным достоянием человечества и занимает значительное место в истории культуры. Важность указанного направления в науке бесспорна, так как оно способствует восстановлению утерянных элементов культуры дописьменных обществ. На протяжении многих лет многими исследователями обсуждались методологические аспекты, разрабатывались научные подходы и концепции реконструкции культур указанных народов. Данная работа ориентирована на разработку методологии проведения реконструкции культур.
Реконструкция культурной картины мира дописьменных обществ, ее результаты являются важнейшими компонентами в культурном наследии прошлых исторических эпох. Она может осуществляться различными способами и средствами по различным направлениям. Одним из таких способов является реконструкция с использованием мировоззренческих Ш универсалий, к которым необходимо отнести категорию времени.
Содержание данной категории обнаруживается через восстановление и изучения календарных представлений дописьменных народов. Тем самым вскрывается уникальный культурный характер мировоззренческих универсалий дописьменных народов - пространство, время, движение, количества, качества, человек, общество, добро, зло, справедливость, свобода и др. Их исследование обнаруживает глубинный потенциал культуры и социума, обращение к которому, несомненно, составляет основу разрешения целого спектра современных культурных и социальных проблем человеческого существования. ^ Степень разработанности проблемы.
Существует достаточно большой массив философской, культурологической и специально-научной литературы, посвященной проблемам времени и календаря. Для настоящего исследования основополагающей базой послужили работы большой группы отечественных г. и зарубежных исследователей. Весь исследовательский материал, проанализированный в процессе работы над проблемой диссертационной работы, условно можно разделить на ряд блоков.
Первый блок составляют труды по общим вопросам социального и исторического времени. К ним можно отнести работы М.Б.Абсалямова, P.A. Аронова, М.Д Ахундова, А.Я. Гуревича, М. Гюйо, Г.Е. Зборовского, Э. Кассирера, А.П. Левича, А.И. Осипова, В.К. Потемкина, А.Л. Симанова,
A.Г. Спиркина, А.И. Уварова, Дж.Уитроу, В.Н. Ярской и др.
Второй блок составляют работы ученых, посвященные общим проблемам календаря - это работы Э. Алхелис, Э. Бикермана, A.B. Буткевич,
B.Г. Власова, Н.В.Володомонова, Н.Л. Жуковской, М.С. Зеликсона, Е.И. Каменцевой, И.А. Климишина, Н.Д. Конакова, М.Н. Ламош, Л. Нидерле, Р.Г. Подольного, Д. Прозоровского, С.И. Селешникова, В. Шаура, Я.И. Шур и др.
Третий, самый многочисленный блок литературы по теме диссертационного исследования включает работы по исследованию календарей различных народов мира. Он включает, прежде всего, работы, посвященные исследованию календарей народов Северной Америки. Так, в работе Л. Коуп рассматриваются календари народов Северной Америки. Автор классифицирует календари по трем типам, анализирует основания формирования календарей, а также единицы счисления времени (день, неделя, месяц, сезоны, год) и другие аспекты счета времени индейцев. Важной составляющей работы можно считать более 125 календарей разных групп индейцев (включая и примитивных земледельцев), которые явились результатом экспедиционных исследований таких ученых, как Ф. Боас, Дж. Мердок, Дж. Свэнтон, Э. Сэпир и др.
Далее, в него входят работы, посвященные изучению календарей народов Сибири, Севера и Дальнего Востока. В их число входят исследования как календарей отдельных народов, так и сравнительный анализ календарей отдельных народов.
К первым относятся исследования календарей кетов. Соответствие определенных видов их хозяйственной деятельности тому или иному месяцу рассмотрены в работах Е.А. Алексеенко, А.Кастрена, К. Доннера. Особенности времяисчисления и календаря восточных хантов XIX - XX вв. проанализированы в монографии В.М. Кулемзина, Н.В. Лукиной «Васюганско - ваховские ханты». Авторы представили анализ времяисчисления трех групп хантов и их календарные названия и отметили, что ханты в течение года выделяли 12 периодов, названия которых в большинстве своем отражали явления природы и события хозяйственной жизни. З.П. Соколова проанализировала особенности календарей обских угров XIX - XX вв., отмечая, в частности, что их год был лунным и состоял раньше из 13 месяцев, а в основе наименований месяцев лежали в первую очередь хозяйственные занятия. Названия месяцев у азиатских эскимосов, их связь с реалиями показаны известным ученым Г.А. Меновщиковым. Он провел сравнительный анализ календарных названий трех диалектных групп азиатских эскимосов (науканской, чаплинской, сиреникской). Кроме этого, он исследовал этимологии названий месяцев эскимосов. A.A. Попов в своей работе охарактеризовал хозяйственный год нганасан, отметил его деление на два периода, описал особенности хозяйственной деятельности на протяжении года. Календарь айнов (Курильских островов) представлен в работе А. Шифнера. Некоторые календарные названия айнов о-ва Сахалина можно найти в его статье «Sakhalin Ainu time reckoning». Календарь эвенков описан в работе Г.М. Василевич «Эвенки». Автор представляет таблицу календарных названий 13-ти разных групп эвенков, характеризует календари в соответствии с хозяйственными занятиями эвенков. Он отмечает, что в рассматриваемых народных календарях отразились, в основном, преобладание охоты и летнего собирательства, в то время как оленеводство и рыболовство не нашли отражения в календарях. А.П. Дульзон описал систему счета времени и календарные названия у чулымских татар (1950, 1952).
Ко вторым относятся сравнительные исследования календарей нескольких народов Сибири, Севера и Дальнего Востока. Сюда следует отнести сравнительное исследование календарных названий самодийцев, которое представлено в работе А.И. Кузнецовой «Календарные названия в самодийских языках». Автор отмечает, что между календарными названиями селькупского, ненецкого, энецкого и нганасанского языков наблюдается большая близость. Также подчеркивается, что внимательное прочтение календарных названий знакомит нас с жизнью народов, с их «видением мира». В.И. Васильев, A.B. Головнев проанализировали календари ненцев, энцев, нганасан, манси в тесной связи с хозяйственной деятельностью этих народов. Сравнительный анализ самодийских календарей дан в работе A.B. Головнева «Говорящие культуры». В работе Ю.Б Симченко, А.В Смоляк, З.П. Соколовой «Календари народов Сибири» представлена подробная сравнительная картина имеющихся исследований, посвященных календарным представлениям народов Сибири, обобщены выводы многих исследований, проведен компаративный анализ календарей различных народов. Кроме этого, в приложении можно найти записи 27 календарей народов Сибири, Севера и Дальнего Востока (селькупов, манси, хантов, кетов, эвенков, чулымских татар, шорцев, хакасов, тувинцев, нивхов и др.). Т.И. Петрова представила в своем труде сравнительный материал по многим тунгусо-манчжурским народам, привлекая данные по времяисчислению народов Америки, Австралии и др., охарактеризовала схему развития календаря от примитивных форм до более высоких. Обобщению имеющихся исследований по календарям народов Сибири посвящена работа А. Шифнера, где автор представил более 20 календарей, собранные разными учеными и путешественниками. М. Нильссон, исследуя большое количество календарей разных народов мира, охарактеризовал и календари нескольких народов Сибири (селькупов, хантов, вогулов, коряков, юкагиров и др.). Работа К.-Ф. Собанского представляет собой сравнительное изучение календарных названий самодийцев. Автор объясняет многообразие селькупских и ненецких названий месяцев, выявляет их мотивацию, привлекая кетские и другие календари. П.Третьяков в работе «Туруханский край» говорит о том, что год инородцев Туруханского края состоит, по большей части, из 13 месяцев, хотя немногие знают им полный счет. В работе можно найти перечни календарных названий остяков (кетов), тазовских остяков (селькупов), юраков (ненцев), карасинских самоедов (энцев), авамских самоедов (нганасан) и других народов бывшего Туруханского края.
Немаловажный интерес представляют работы, посвященные изучению календарей австралийцев, например, исследование А. Элькина «Австралийские аборигены». В данной работе представлены календарные названия и характеристика деятельности представителей некоторых групп австралийцев.
Анализируя вышеперечисленные работы, необходимо отметить следующее:
1) Специальных работ, посвященных исследованию календарей указанных народов, не очень много. Это неудивительно, так как культуры рассматриваемых народов относятся к дописьменным, сейчас они почти исчезли или находятся на стадии исчезновения, и их исследование, включая и фиксацию и изучение календаря, весьма проблематично.
2) Охарактеризованные научные труды, в основном, представляют перечни календарных названий и обозначают их связь с хозяйственной деятельностью этносов и природно-климатическими условиями проживания. Кроме этого, как правило, речь идет о наличии понятия «год», о начале года, о делении года на сезоны, о количестве месяцев в году.
3) Среди рассмотренных работ нет работы, которая представила бы более или менее четко схему формирования календаря.
Несмотря на определенную количественную ограниченность работ, недостаточную ширину проблематики научных исследований, они, тем не менее, явились достаточно богатым источником для проведения предлагаемой диссертационной работы и позволяют проблему исследования сформулировать следующим образом, а именно: с одной стороны, в упомянутых трудах представлена совокупность календарных названий в их обусловленности хозяйственной деятельностью этносов и природно-климатическими условиями их проживания. С другой стороны, культурные, социальные и природно-климатические ритмы нормируют культурные процессы этносов, что мало исследовано. Разрешение этого противоречия с целью выявления основ мировоззрения дописьменных народов, общих и уникальных черт их культур, требует конструирования модели универсального календаря как средства исследования уникальности их культур, а тем самым определения их места и роли в общечеловеческой планетарной культуре.
Объект исследования - традиционная культура дописьменных народов.
Предмет исследования - восприятие времени дописьменных народов.
Целью исследования является анализ условий бытования устного календаря и его структуры в культуре дописьменных народов.
Исходя из поставленной цели, в работе предполагается решение следующих задач:
- систематизировать эмпирический материал по восприятию времени в культурах, сведения о котором не входили в корпус научного знания в указанном аспекте;
- исследовать возможности из методологического арсенала науки и произвести выбор адекватных теоретико-методологических средств исследования;
- проанализировать условия и факторы, приводящие восприятие временных ритмов в окружающем мире в их календарную форму фиксации; эксплицировать терминологический ряд устных календарей дописьменных обществ;
- сформулировать модельные представления для дописьменных обществ;
- провести анализ календарей обществ ранних земледельцев и скотоводов и раннеклассовых обществ для конкретизации универсальной модели традиционного устного календаря на разных этапах дописьменных обществ;
- выявить условия и границы применимости (адекватности) модели традиционного устного календаря для условно-реальных и реальных ситуаций в культурной жизнедеятельности дописьменных народов.
Методологическая основа исследования включает в себя использование общенаучных и частно-научных методов.
К первым относятся: сравнительно-исторический — метод выявления путем сравнения общего и особенного в исторических явлениях; исторический - анализ предпосылок, процесса возникновения, этапов развития изучаемого целого; логический — метод выявление законов движения этого целого с учетом его основных фаз и этапов; диалектический метод, предполагающий интерпретировать культуру как развивающееся, внутренне-противоречивое, многостороннее явление, требующее конкретного изучения; системный - позволяющий рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент; компаративный метод - метод сравнения культур по какому-либо основанию, признаку; типологический метод — предполагающий сравнение культур с целью обобщения характеристик культурных «организмов».
Ко вторым относится лингвистический метод в его семантическом аспекте.
На защиту выносятся следующие положения, содержащие научную новизну:
1. Впервые введен в научный оборот и проанализирован эмпирический материал по восприятию времени таких дописьменных культур, как кеты, селькупы, ханты.
2. Проанализирован терминологический ряд устных календарей дописьменных обществ, включающий в себя лексику народов Северной Америки - монтанье, сэлишей, уналитов, сиу-дакота и пр.; народов Сибири -кетов, юкагиров, нганасан, эскимосов и др.; караджери в Австралии. Установлено, что этот терминологический ряд обусловлен хозяйственной деятельностью.
3. Выявлены основы и на этой базе сконструирована универсальная модель календаря народов дописьменных культур, структура которого включает в себя следующие элементы, указывающие на их культурную специфику. Ее можно представить следующим образом:
- понятия о месяце, годе у охотников, собирателей, рыболовов, очевидно, не было;
- у охотников, собирателей, рыболовов не могло быть и понятий «лунный», «солнечный» и др. календарь (вернее, для исследователей культуры этих народов нет оснований вести речь о существовании таких понятий);
- основу структуры календаря составляют микросезоны - промежутки времени, представляющие собой совершенно специфическую систему временных промежутков. Они являются временными отрезками неопределенной длины (15-20 дней и более), без фиксированного начала и конца, и соответствуют каким - либо конкретным явлениям окружающей среды или хозяйственной деятельности;
- количество названий микросезонов в календарях рассматриваемых обществ
- приблизительно 12-15;
- мотивация для формирования тех или иных микросезонов основана на хозяйственной деятельности этносов; обозначение того или иного вида хозяйственной деятельности осуществлялось двумя способами: а)использовались «признаки-указатели», которые знаменовали собой наступление (завершение) какого-либо этапа деятельности. Эти названия — «указатели» и составили, в основном, именной ряд календарной системы; б)применялось обозначение непосредственно самого вида деятельности;
- названия календаря являлись описательными и представляли собой обозначения наиболее заметных природно-климатических факторов, типичных для территории проживания этноса, и фрагментов самой хозяйственной деятельности этноса.
4. Проведен сравнительно-исторический анализ календарей дописьменных обществ, что позволило зафиксировать уникальность культур указанных обществ в различных регионах планеты.
5. Раскрыт эвристический потенциал универсальной модели календаря в методологическом (операциональном), мировоззренческом и социально-экономическом аспектах.
6. Выявлены, зафиксированы и разработаны основы реконструкции календарей дописьменных обществ и оценки качества указанных календарей.
7. Определена степень адекватности универсальной модели традиционного устного календаря в условно-реальных и реальных ситуациях культурной жизнедеятельности дописьменных народов, которая обусловлена, с одной стороны, эвристическим потенциалом сконструированной модели, а с другой стороны, разнообразием реальных культурных, социально-исторических и хозяйственных процессов в дописьменных культурах. Продемонстрировано также то, что для оценки степени адекватности большую роль играет уровень наличных знаний в культурологии и этнографии.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что отрефлексированный эмпирический материал по восприятию времени в разных культурах конкретизирует и углубляет проблемное поле гуманитарных наук; разработана и применена модель традиционного устного календаря как эффективного средства реконструкции культуры дописьменных обществ, что позволяет расширить операциональный арсенал культурологи, истории, этнографии и археологии; конструирование модели традиционного устного календаря раскрывает возможности метода моделирования на материале истории и этнографии. Материалы диссертации расширяют панораму мировоззренческого горизонта для гуманитарных и естественных наук и вносят вклад в укрепление междисциплинарных связей современного научного знания.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения его результатов в учебном процессе: на этой базе могут быть созданы учебные пособия для студентов, аспирантов по специальностям культурология, история, этнография, а также на его основе возможно создание спецкурса для студентов гуманитарных и естественно-научных специальностей на тему: «Время, его исчисление и календари народов мира». Материалы диссертации также могут служить основой для формирования более тесных коммуникаций между разными народами в России и в других странах.
Апробация работы.
Основные положения диссертационного исследования были изложены в шестнадцати опубликованных работах и обсуждались на следующих научных конференциях и семинарах: международной конференции ШиБСО - XIII (Германия, г. Гамбург, 1996 г.); международной научной конференции "Структура и развитие волжско-финских языков" (Йошкар - Ола, 1996 г.); международной научной конференции (Москва, 18 - 19 ноября 1997 г.); международных конференциях «Дульзоновские чтения» (г. Томск, 1997 г., 2000 г., 2002 г.); международной девятой научной конференции по изучению дописьменных культур (Эдинбург, 2002 г.); I всероссийской научной конференции финно - угроведов (Йошкар-Ола, 1995); всероссийской научной конференции, посвященной 125-летию Томского государственного университета «Мировоззренческие реконструкции традиционного сознания в евроазиатском сообществе: стереотипы и трансформация» (Томск, 2003 г.).
Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре философии Сибирского государственного медицинского университета, на кафедре музеологии Института искусств и культуры Томского государственного университета, на кафедре археологии и исторического краеведения Томского государственного университета.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и трех приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Сибирские лесные ненцы: Историко-этнографическое исследование2003 год, кандидат исторических наук Зенько, Марина Анатольевна
Традиционная календарная обрядность русских Прикамья в конце XIX - середине XX вв.: региональный аспект праздничной культуры2007 год, доктор исторических наук Черных, Александр Васильевич
Проблемы типологии и преемственности этнических культур эвенков и эвенов: конец ХIХ - начало ХХI веков2011 год, доктор исторических наук Сирина, Анна Анатольевна
Добуддийские верования калмыков: исследование и опыт реконструкции2006 год, доктор исторических наук Бакаева, Эльза Петровна
Специфика историзма в фольклоре эвенков2011 год, доктор филологических наук Варламов, Александр Николаевич
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Колесникова, Светлана Юрьевна
Заключение
В предложенной работе представлен анализ восприятия времени и календарных систем обществ с присваивающим типом хозяйства -охотников, рыболовов, собирателей. Использование деятельностного подхода к исследованию культуры, общей теоретической базы, общенаучных методов и лингвистического метода позволило решить поставленные задачи исследования и сделать следующие выводы: 1. Принцип построения традиционного устного календаря охотников, собирателей, рыболовов можно представить так:
-Мотивация появления календаря основана на хозяйственной деятельности этноса.
-При формировании календаря отбираются «признаки-указатели» из числа заметных явлений окружающей среды, которые провозглашают и стимулируют тот или иной этап деятельности.
- Для календаря охотников, собирателей, рыболовов было нетипичным наличие календарной единицы «месяц».
- Основу структуры календаря составляют микросезоны - промежутки времени, из которых формируется календарь и которые часто называются «месяцами». Рассматриваемые отрезки времени — микросезоны представляют собой совершенно специфическую систему временных промежутков, не имеющую аналога в григорианском календаре. Они являются временными отрезками неопределенной длины (15-20 дней и более), без фиксированного начала и конца, и соответствуют каким - либо конкретным явлениям окружающей среды или хозяйственной деятельности.
- «Год» также не мог принадлежать к числу традиционных календарных понятий охотников, собирателей, рыболовов.
- Рассматриваемое общество охотников, собирателей, рыболовов не имело понятий «лунный» («солнечный», «лунно-солнечный») календарь.
2. Механизм формирования названий календарной системы можно описать так:
-Основополагающей мотивацией появления того или иного названия традиционного устного календаря можно считать хозяйственную деятельность (включая и религиозную) этноса. Можно предположить также и то, что в системе календарных названий нашли отражение только самые значимые явления и события.
- Фиксация какого-либо этапа хозяйственной деятельности, периода ее наступления, течения или окончания, природно-климатического явления представителями рассматриваемых обществ осуществлялась описательным способом: простым называнием этого периода, исходя из его содержания. Например: ловим рыбу, листья падают. Их можно условно назвать описательными. Представляется верным, что именно они были исконно-первичными названиями календарей народов.
Все остальные названия, имеющие в своей структуре слова «месяц», «луна», «время», «период» - привнесенные из иных, более сложных календарных систем.
- Представителями рассматриваемого этноса для обозначения того или иного значимого вида хозяйственной деятельности применялись два способа : а)использовались «признаки-указатели», которые знаменовали собой наступление (завершение) какого-либо этапа деятельности. При этом важным является именно вид хозяйственной деятельности, а обозначение выбранного признака выполняло роль своеобразного названия-«указателя», названия-«стимулятора» для реализации очередного вида деятельности. Эти названия - «указатели» и стали лексической составляющей календарной системы. Таких названий - большинство. Например: листья падают. Данный признак символизирует начало, например, охоты. Соответственно, название «листья падают» появляется в календаре как название - «указатель» для начала этого вида деятельности. б)применялось обозначение непосредственно самого вида деятельности. Например: название «идем рыбачить» говорит о начале рыбной ловли. - Реальное количество названий микросезонов календарной системы охотников, собирателей, рыболовов - 12-15.
3. Реконструированная модель календаря включает в себя совокупность принципа построения календарной системы и механизма формирования названий календарной системы и может быть представлена так: модель традиционного устного календаря охотников, собирателей, рыболовов - это способ счета времени, основанный на последовательности периодических событий и служащий для упорядоченного восприятия данных событий, мировоззренческими принципами и элементами которого являются следующие:
1 )Понятия о месяце, годе у охотников, собирателей, рыболовов, очевидно, не было.
2)У охотников, собирателей, рыболовов не могло быть и понятий «лунный», «солнечный» и др. календарь (вернее, для исследователей культуры этих народов нет оснований вести речь о существовании таких понятий).
3)Основу структуры календаря составляют микросезоны - промежутки времени, представляющие собой совершенно специфическую систему временных промежутков. Они являются временными отрезками неопределенной длины (15-20 дней и более), без фиксированного начала и конца, и соответствуют каким - либо конкретным явлениям окружающей среды или хозяйственной деятельности.
4)Количество названий микросезонов в календарях рассматриваемых обществ-приблизительно 12-15.
5)Мотивация для формирования тех или иных микросезонов основана на хозяйственной деятельности этносов.
6)Обозначение того или иного вида хозяйственной деятельности осуществлялось двумя способами: а)использовались «признаки-указатели», которые знаменовали собой наступление (завершение) какого-либо этапа деятельности. При этом важным являлся именно вид хозяйственной деятельности, а обозначение выбранного признака выполняло роль своеобразного названия-«указателя», названия-«стимулятора» для реализации очередного вида деятельности. Эти названия - «указатели» и составили именной ряд календарной системы. б)применялось обозначение непосредственно самого вида деятельности.
7) Как следствие выше упомянутых способов номинации микросезонов, названия являлись «описательными» и представляли собой обозначения наиболее заметных природно-климатических факторов, типичных для территории проживания этноса, и фрагментов самой хозяйственной деятельности этноса.
4. Проверка разработанной модели традиционного календаря устного охотников, собирателей, рыболовов показала, что использование модели может позволить проводить исследователям:
A) реконструкцию неизвестных (или забытых) календарей этносов с присваивающим типом хозяйства, опираясь на относительно неплохо зафиксированную хозяйственную деятельность того или иного этноса и на природно-климатические условия проживания;
Б) реконструкцию неизвестных видов хозяйственной деятельности этих этносов, основываясь на их зафиксированном календаре;
B) оценку имеющихся зафиксированных календарей (насколько они соответствует рассматриваемому обществу, насколько корректно зафиксированы и т.д.).
5. Автором были определены четыре варианта реальной ситуации, в которых возможно практическое использование реконструированной модели традиционного устного календаря охотников, собирателей, рыболовов. Первая ситуация заключается в реконструкции календаря этноса на основе известных этнографических данных о хозяйственной деятельности и природно-климатических особенностях проживания этого этноса. Вторая ситуация предполагает реконструкцию неизвестной календарной системы культуры, базируясь на археологических материалах об экономике, типичной для этой культуры. Третья ситуация характеризуется тем, что зафиксированный календарь одного из рассматриваемых этносов может послужить основой для реконструкции хозяйственной деятельности этого этноса. Суть четвертой ситуации в том, что разработанную модель традиционного устного календаря охотников, собирателей, рыболовов можно использовать для оценки качества любого зафиксированного календаря рассматриваемого общества.
Автором была описана методика применения разработанной модели традиционного устного календаря охотников, собирателей, рыболовов для каждой из четырех ситуаций.
В результате применения модели удалось осуществить реконструкцию неизвестного календаря африканского племени пигмеев и календаря релкинской культуры. Кроме этого, применение созданной модели традиционного устного календаря охотников, собирателей, рыболовов позволило на основе зафиксированного календаря австралийского племени Ц^аиап реконструировать их хозяйственную деятельность. И, наконец, с помощью указанной модели удалось оценить качество зафиксированного в 1912 г. календаря кетов.
6. Созданная в результате проведенного исследования универсальная модель традиционного устного календаря позволяет утверждать, что анализ временных представлений дописьменных обществ действительно является одним из возможных способов реконструкции традиционных элементов культуры охотников, рыболовов, собирателей.
При этом представленная модель является полифункциональной системой. Полифункциональность состоит в следующем:
1) Созданная модель позволяет нам приблизиться к пониманию отдельного фрагмента культурной картины мира охотников, собирателей, рыболовов, а именно фрагмента, имеющего отношение к восприятию времени, к времяисчислению. В определенной степени модель приоткрывает завесу над некоторыми элементами мировосприятия членов упомянутых обществ. Как сам процесс анализа, так и его результаты помогут обратить внимание на возможные противоречия, спорные моменты, явные и завуалированные особенности понимания времени и его счета, типичные для рассматриваемых обществ.
2) Созданная модель и методика ее применения продемонстрировали, что календарь может расцениваться, в свою очередь, как способ реконструкции отдельных фрагментов культуры (материальной и духовной) дописьменных обществ. В частности, как говорилось выше, применение модели позволяет реконструировать неизвестные календарь, хозяйственную деятельность обществ охотников, собирателей, рыболовов. Несмотря на то, что применение модели не может обеспечить большой доли вероятности реконструкции точных данных, тем не менее, методику применения модели можно считать хоть незначительным, но возможным методом проведения реконструкции календаря и особенностей хозяйства упомянутых обществ.
Возможность проведения реконструкций с помощью календаря отмечалась В.Е. Гусевым. Анализируя праславянский календарь, В.Е. Гусев пришел к выводу, что календарь может быть существенным источником изучения этногенеза славянских народов (Гусев, 1978 : 132, 143).
Возможность использования календаря в качестве источника и средства проведения реконструкций может явиться существенным вкладом в решение проблем проведения первобытно-исторических реконструкций в целом. На сегодняшний день существует много разработанных методов и методик реконструкции картины мира представителей дописьменных обществ. Для осуществления реконструкций широко используется междисциплинарный подход, применяются по отдельности археологические, лингвистические, этнологические и многие другие методы. В рамках этих методов разработаны и применяются отдельные методики, позволяющие проводить первобытно-исторические реконструкции. Например, хорошо известен метод "этнографических аналогов" как частная методика сравнительно-исторического метода. Он заключается в том, что "при сходном уровне приобретения "жизненных средств", сходной экологии, принадлежности к одному хозяйственно - культурному типу можно сопоставлять однотипные общества независимо от их пространственного расположения и культурной приемственности" (Файнберг, 1981 : 42; Першиц, 1979 : 26 - 42; Кабо, 1979 : 60 - 107). В качестве образца можно привести общество австралийских аборигенов, часто применяемое как своего рода эталон первобытной культуры для проведения реконструкций элементов культуры других дописьменных обществ. Однако хорошо известны и погрешности и слабые стороны этого метода (см. Алексеев, Першиц, 1999 : 21 -22; Роуз, 1989 : 6, 35).
К сожалению, большинство имеющихся в настоящее время методов и методик, как и метод, описанный выше, не обеспечивают добротных первобытно-исторических реконструкций. Причины несовершенства методологического аппарата понятны и во многом естественны.
Учитывая, эту ситуацию, представляется верным, что даже малейшая возможность проведения реконструкции хотя бы небольшого культурного фрагмента дописьменных обществ поможет дополнить имеющуюся картину мира этих обществ. Календарь в таком случае вполне может решить частную задачу по восстановлению утраченных культурных особенностей дописьменных обществ.
3) Модель позволит скорректировать имеющийся фактический материал, относящийся к проблеме счета времени охотниками, рыболовами, собирателями. В частности, с ее помощью можно осуществить проверку и коррекцию календарей, которые были сформированы в недрах рассматриваемых обществ, но по ряду причин были значительно трансформированы.
7. Необходимо отметить, что разработанная автором модель традиционного устного календаря охотников, собирателей, рыболовов, предлагаемая методика применения модели, фактические материалы, используемые в процессе ее применения, сам механизм осуществления анализа весьма гипотетичны, основаны не только на точных данных, но и (во многом) на предположениях. Однако это можно считать естественным и объективным, так как предлагаемая научная работа посвящена исследованию культуры охотников, собирателей, рыболовов - неизвестных исчезнувших (почти исчезнувших) или стремительно исчезающих обществ.
8. Возможно, что разработанная модель (с некоторой коррекцией) календаря типична и для обществ ранних земледельцев и скотоводов, и методика проведения реконструкций (прогнозирования), по-видимому, могут быть применены и к этим обществам. Однако это нельзя пока утверждать, так как особенности экономики, мировоззрения, а также календари указанных обществ нуждаются в более детальном исследовании.
9. Итак, мы пришли к общему выводу, что особенности временных представлений народов мира и их календари являются бесспорным и неиссякаемым источником познания многогранной и уникальной общечеловеческой культурной картины мира.
Список литературы диссертационного исследования доктор культурологии Колесникова, Светлана Юрьевна, 2004 год
1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М.: Высшая школа, 1999. -318 с.
2. Алексеенко Е.А. Материалы по культуре и быту курейских кетов /СЭС. т. IV.-1962
3. Алексеенко Е.А. Кеты. Историко-этнографические очерки. Л.: Наука, 1967.-264 с.
4. Алексеенко Е.А. Представления кетов о мире /Человек и природа в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л.: Наука, 1976. -С. 67-105
5. Альбедиль М.Ф. Протоиндийское "колесо времени" /Календарь в культуре народов мира. М.: Наука, 1993. - С. 70 - 101
6. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. М.: Учпедгиз, 1957.-295 с.
7. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука, 1982. - 222 с.
8. Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. -М.: Наука, 1975.-336 с.
9. Богораз Тан В.Г. Чукчи. - JL: изд-во института народов Севера ЦИК СССР, тип. «Коминтерн», 1934. - Ч. 1.
10. Больдт Е.П. Именное словообразование нганасанского языка. -Новосибирск: Наука, 1989. 94 с.
11. Бродянский Д.Л. Многообразие древних календарей /Вестник СО РАН. -1997.-№ 1.-С. 61 -70
12. Буткевич A.B., Зеликсон М. Вечные календари. М.: Наука, 1984. - 206 с. Василевич Г.М. Эвенки. - Ленинград, Ленинградское отделение изд-ва «Наука», 1969.- 302 с.
13. Васильев А.Д. Семантика слова в истории русского языка. Красноярск, КГПИ, 1993. - 148 с.
14. Вернер Г.К. Слова темпоральной семантики в енисейских языках /Языки народов Сибири. Томск, 1995. - С. 96 - 104
15. Виноградов В.В. Русский язык. М.: Высшая школа, 1972. - 614 с.
16. Власов В.Г. Формирование календаря славян. Ранний период /Календарь вкультуре народов мира. М.: Наука, 1993. - С. 102 - 144
17. Вуд Дж. Луна и древние камни. М.: Мир, 1981. - 268 с.
18. Выгодский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.:
19. Педагогика Пресс, 1993. - 221 с.
20. Гишев Н.Т. Взаимосвязь языка и культуры (на материале адыгейского языка) /Социолингвистические проблемы в разных регионах мира. Материалы Международной конференции. 22-25 октября 1996, М., 1996. -С. 133 - 135
21. Головнев A.B. Модель в культурологии /Модель в культурологии Сибири и Севера. Сборник научных трудов. Екатеринбург: УрО РАН, 1992. С. 142 -169
22. Головнев A.B. Говорящие культуры. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. - 607 с.
23. Гринев A.B. Индейцы тлинкиты в период Русской Америки (1741 1867гг.). Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991. - 320 с.
24. Гумилев Л.Н. Этнос и категория времени /Доклады Географическогообщества, отдел "Этнография". Л., 1970. - В. 15. - С. 143 - 157
25. Гурвич И.С. Юкагиры /Этническая история народов Севера. — М.: Наука,1982.-С. 168- 180
26. Гурвич И.С. Северные якуты и долганы /Этническая история народов Севера. М.: Наука, 1982. - С. 180 - 197
27. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. — 318с.
28. Гуревич П.С. Культурология. Элементарный курс. М.: Гардарики, 2001. -336 с.
29. Гуревич П.С. Культурология. М.: Проект, 2003. - 336 с.
30. Гусев В.Е. О реконструкции праславянского календаря. СЭ. - № 6. - 1978.-С. 132- 143
31. Гюйо М. 1899 Происхождение времени. С-Петербург: Народная польза, 1899.- 80 с.
32. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Прогресс, 1994.-Т. 2.
33. Доброва Ядринцева Л.Н. Туземцы Туруханского края. - Новониколаевск, 1925. - 81 с.
34. Долгих Б.О. О некоторых этногенетических процессах (переселениях народов и распространении языков) в Северной Евразии /СЭ. № 1. — 1952. -с. 51 -59
35. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. /ТИЭ, новая серия. — Т. ЬУ. 1960
36. Дульзон А.П. Система счета времени у чулымских татар /КСИЭ. 1950. -Т.Х. - С. 60 - 63
37. Дульзон А.П. Чулымские татары и их язык /Ученые записки ТГПИ. Т. IX. - 1952
38. Дульзон А.П. Названия месяцев года у селькупов Кети как исторический источник /Программа и тезисы докладов 18 научной конференции. -Томск, 1953. С. 59-61
39. Жуковская Н.Л. Календарная система монголов /Календарь в культуре народов мира. М.: Наука, 1993 - С. 189 - 200
40. Илиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. - 312 с.
41. Индейцы Америки М.: изд-во АН СССР, 1955. 263 с.
42. История и культура ительменов. Историко этнографические очерки.
43. Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1990. 208 с.
44. История и культура коряков. — Санкт Петербург: Наука, 1993. — 237 с.
45. История и культура ульчей в XVII XX вв. Историко - этнографическиеочерки. Санкт-Петербург: Наука, 1994. - 177 с.
46. История Китая с древнейших времен до наших дней М.: Наука, 1974. -534 с.
47. История Сибири Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1968. т.1, 1968.- 454 с.
48. История Сибири. Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1968. - т. 2.-538 с.
49. История Сибири. Ленинград: Наука, Ленинградское отделение , 1969. - т. 5.-471 с.
50. Кабо В.Р. Тасманийцы и тасманийская проблема. М.: Наука, 1975. - 199 с. Кабо В.Р. Теоретические проблемы реконструкции первобытности / Этнография как источник реконструкции истории первобытного общества. -М.: Наука, 1979.-С. 60- 107
51. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл. М.: Наука, 1989. - 360 с.
52. Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии. Годовой цикл. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. — 448 с.
53. Каменцсва Е.И. Хронология. М.: Аспект Пресс, 2003. - 159 с. Кармин A.C. Культурология. СПб: изд-во «Лань», 2001. - 832 с. Кассирер Э. Человеческий мир пространства и времени /Философская и социологическая мысль. - № 5. - 1991. - с. 65 -86
54. Кацюба Д.В., Николаев Р.В. Этнография народов Сибири. Учебное пособие. Кемерово, 1994.-202 с.
55. Кинжалов Р.В. Культура древних майя. Л.: Наука, 1971. - 364 с.
56. Кирей Н.И. Этнография народов Африки. Учебное пособие. Краснодар: издво Кубанского университета, 1983. 110 с.
57. Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1990. - 480 с.
58. Колесникова С.Ю. Отражение понимания времени селькупами в календарной лексике /Языки народов Сибири. Томск: ТГПИ, 1995. - С. 167 - 172
59. Колесникова С.Ю. Календарная система в традиционной культуре селькупов. Дисс. .к.и.н. Томск, 2000.- 179 с.
60. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977. 262 с. Крейнович Е.А. Юкагирский язык. - М-Д.: изд-во АН СССР, 1958. - 288 с. Кузнецова А.И. Календарные названия в самодийских языках /Языки и топонимия. - Томск, 1976. - С. 45 - 49
61. Кузнецова и др. Кузнецова А.И., Хелимский Е.А., Грушкина Е.В. Очерки по селькупскому языку. Тазовский диалект. Т.1. М.: изд - во Московского университета, 1980. - 408 с.
62. Кузьмина А.И. К этимологиям названий месяцев, сторон света, звезд и созвездий в селькупском языке /Языки и топонимия. вып.4. - Томск, 1977. -С. 71-86
63. Кулемзин В.М., Лукина Н.М. Васюганско ваховские ханты 19 - 20 вв. -Томск: изд-во ТГУ, 1977. - 225 с.
64. Культурология п/р Н.Г. Багдасарьяна. Учебник для студентов технических Вузов.-М.: В/Ш, 2001.-511 с.
65. Культурология в вопросах и ответах (п/р проф. Г.В. Драча). Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 416 с.
66. Ларичев В.Е. Колесо времени. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1986.- 176 с.
67. Леви Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: Педагогика - Пресс, 1994. - 605 с.
68. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. - 384 с.
69. Левин А.П., Владимиров Ю.С., Аристов B.B. Конструкция времени в естествознании: на пути к пониманию феномена времени. Ч. 1. — М.: изд-во Московского университета, 1996. - 303 с.
70. Локвуд Д. Австралийское племя пинтуби. М.: Знание, 1984. - 48 с. Лурье C.B. Историческая этнология: учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997.- 448 с.
71. Львова Э.С. Этнография Африки. М.: изд-во Московского университета, 1984.-248 с.
72. ЛЭС Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 682 с.
73. Малолетко A.M. Древние народы Сибири. Этнический состав по данным топонимики. Том 1. Предыстория человека и языка. Уральцы. - Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1999. - 281 с.
74. Мартынова Е.П. Взаимодействие южных хантов с русским населением Западной Сибири в XIX начале XX в. /Congressus Septimus Internationalis Fenno-Ugristarum Summaria Dissertationum. - Debrecen, 1990. - 27.VII -2.IX.1990
75. Николаева Г.Х. Национальная школа: изучаем кетский язык. Русско-кетский разговорник. М., Институт национальных проблем образования, 1994.-40 с.
76. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988. - 650 с. Орлова A.C. Африканские народы. Культура, хозяйство, быт. - М.: Изд-во восточной литературы, 1958. - 100 с.
77. Осипов А.И. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности. Минск: Наука и техника, 1989. -219 с.
78. Очерки общей этнографии. М.: издательство АН СССР, 1957. 343 с. Панфилов В.З. Философские проблемы языкознания. - М.: Наука, 1977. -287 с.
79. Пелих Г.И. Условия возникновения территориальной общины юрты у селькупов Нарымского края /Ученые записки ТГПИ. - Т. XIV. - 1955. - С. 251 -283
80. Пелих Г.И. Происхождение селькупов. Томск: изд - во ТГУ, 1972. - С. 379 Пелих Г.И. Таксономическая характеристика селькупского этноса / Проблемы этногенеза народов Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск, 1973.-С. 115 - 116
81. Пелих Г.И. Материалы по селькупскому шаманству /Этнография Северной Азии. Новосибирск: Наука, 1980. - С. 5 - 70
82. Плотников А.О. Нарымский край /Зап. РГО по отделению статистики. -Т.Х.-В. l.-SPb, 1901
83. Подольный Р.Г. Освоение времени. М.: изд-во политической литературы, 1989.- 142 с.
84. Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. М.: Гардарика, Экспертное бюро, 1997.-344 с.
85. Попов A.A. Енисейские ненцы (юраки) /Известия Всероссийскогогеографического общества, 1944. — т. 76. в. 2 - 3
86. Попов A.A. Нганасаны. М - Л: изд-во АН СССР, 1948. - 149 с.
87. Попов A.A. Охота и рыболовство у долган /Сборник памяти Богораза В. М-Л., 1937.-С. 147- 206
88. Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека /Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. — М.: Наука, 1988. С. 8-69
89. Прокофьев Г.Н. Церемония оживления бубна у остяко самоедов / Известия Ленинградского государственного университета, 1930. - Т. 2. - С. 365 -373
90. Прокофьева Е.Д. Костюм селькупского шамана /СМАЭ. Т. XI. - М. - Л., 1949.-С. 335 -375
91. Прокофьева Е.Д. К вопросу о социальной организации селькупов /СЭС. -М. Л., 1952.-T.I-C. 88- 108
92. Прокофьева Е.Д. Селькупы /Народы Сибири. М.-Л.: Изд-во АН СССР. -1956.- С. 665 -686
93. Пронштейн А.П., Кияшко В.Я. Хронология. М.: Высшая школа, 1981. — 191 с.
94. Пространство, время, движение. М.: Наука, 1971.- 624 с.
95. Пространство и время. Киев: Наукова Думка, 1984. -295 с.
96. Равдоникас В.И. История первобытного общества. Ленинград: изд-во
97. Ленинградского университета, 1947. ч.2. - 392 с.
98. Радугин A.A. Культурология. М.: Центр, 2001. - 304 с.
99. Розен Е.В. Немецкая лексика: история и современность. М.: Высшаяшкола, 1991. 96 с.
100. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1993. - 655 с.
101. Симченко Ю.Б. и др. Симченко Ю.Б., Смоляк A.B., Соколова З.П. Календари народов Сибири /Календарь в культуре народов мира. М.: Наука, 1993.- С. 201 - 253
102. Сова Л.З. Космогоническая лексика у народов тропической Африки / Этнические контакты и языковые изменения. Санкт - Петербург: Наука, 1995.-С. 203 -232
103. Стеблин Каменский М.И. Миф. - JI: Наука, 1976. - 103 с. Степин B.C. Мировоззренческие универсалии как основание культуры /Универсалии восточных культур. - М.: издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - С. 14 - 41
104. Стоун Дж.У. Ван Этноисторические исследования на Аляске: обзор /Традиционные культуры Северной Сибири и Северной Америки. М.: Наука, 1981.-С. 212-228
105. Таксами Ч.М., Косарев В.Д. Кто вы, айны? М.: Мысль, 1990. - 319 с. Терещенко Н.М. Нганасанский язык. - Л.: Наука, 1979. - 322 с. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. — М.: Высшая школа, 1978. — 352 с.
106. Третьяков, 1869 Третьяков П. Туруханский край /Зап. РГО по общей географии. - Т.2. - 1869. - С. 215 - 530
107. Туголуков В.А. Следопыты верхом на оленях. М.: Наука, 1969. - 214 с. Тучков А.Г. История и культура народов Сибири: Учебное пособие. -Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2002. -190 с.
108. Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М.: государственное социально-экономическое издательство, 1939. -567 с.
109. Тюрки таежного Причулымья. Популяция и этнос /Э.Л. Львова, В.А. Дремов, Г.А. Аксянова и др. Томск: изд-во Томского университета, 1991. — 246 с.
110. Уваров А.И. Философские и методологические проблемы исторического познания. М.: ИНИОН, 1982. - 71 с.
111. Уитроу Дж. Естественная философия времени. М.: Прогресс, 1964. - 431 с. Ураев, 1994
112. Файнберг Л.А. Представления о времени в первобытном обществе /СЭ. -1977.-N 1.-С. 128- 136
113. Федорова И.К. Жизнь и быт самоанцев /Культура народов Индонезии и Океании. М.: Наука, 1984. - С. 78 - 98
114. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 492 с.
115. Фролов Б.А. Происхождение календаря /Календарь в культуре народов мира. М.: Наука, 1993. С. 7 - 37
116. Хелимский Е.А. Самодийская мифология /Мифы народов мира. М.: 1983. -С. 398-401
117. Хомич JI.B. Некоторые особенности хозяйства и культуры лесных ненцев / Охотники, собиратели, рыболовы. JT.: Наука, 1972. - С. 199 - 203 Чебоксаров H.H., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М.: Наука, 1985.-271 с.
118. Чеснов Я.В. О социально-экономических и природных условиях возникновения хозяйственно-культурных типов. /СЭ. № 6. - 1970. - С. 15 -26
119. Чиндина Л.А. История Среднего Приобья в эпоху раннего средневековья (релкинская культура). Томск: изд-во Томского университета, 1991. — 184 с. Чупрына О.Г. Temporum opinion в древнем языке и сознании /ВЯ. - № 5. -1999.-С. 87- 100
120. Шаур В. К вопросу о реконструкции праславянских названий месяцев /Этимология. 1971.-М., 1973.-С.
121. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Л.: Наука, 1971. -240 с.
122. Шерер В.Э. О выражении пространственных отношений в кетском языке / ВЯ.-Ы5.- 1979.-С. 103 108
123. Шостакович Б. Промыслы Нарымского края /Зап. ЗСО РГО. T.V - Омск, 1882
124. Шпринцин Н.Г. Индейцы сирионо /Сборник памяти Богораза В. М - Л., 1937.-С. 227- 156
125. Штейнен К. Среди диких народов Бразилии. М. - Л.: Молодая гвардия, 1930.- 182 с.
126. Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. — Ленинград:изд-во института народов Севера ЦИК СССР, 1936. 582 с.
127. Шур Я.И. Рассказы о календаре. М.: Госполитиздат, 1962. - 216 с.
128. Эванс-Притчард Э.Э. Нуэры М.: Наука, 1985. - 236 с.
129. Ярская В.Н. Развитие понятия времени /Вопр. философии, 1981. № 3. - с.157.160
130. Ярская В.Н. Время в эволюции культуры: философские очерки. Саратов: изд-во Саратовского ун -та, 1989. - 152 с.
131. Литература на иностранных языках. Andrews E.F. Territoriality and Land Use Among the Akulmiut of Western Alaska /Key Issues in Hunter-Gatherer Research. Oxford/Providence, 1994. - P. 65-93
132. Austen L. The seasonal gardening calendar of Kiriwina, Trobriand islands. /Oceania. Vol. IX. - № 3. - 1939. - pp. 237 - 253
133. Aveni A.F. Old and new world naked-eye astronomy /Astronomy of the ancient. — The MIT Press, Cambridge, London. 1980. - pp. 61 - 89 Bedini S.A. The Trail of Time. - Cambridge: Cambridge university Press, 1994. -343 p.
134. Bcnichou H. Fêtes et calendriers, Mercvre de France, 1922. 222 p.
135. Blanc A. L'Homme emprisonne le temps les Calendriers . Paris: Les bellesletters, 1986.- 109 p.
136. Boas F. The mind of primitive man. The Free Press, New York; Collier-Macmillan limited, London, 1963. - 254 p.
137. Boas F. Relations between North-West America and North-East Asia /The Ameriacan Aborigines Their origin and antiquity. - Edited by D. Jenness, 1933. - The University of Toronto Press. - P. 355 - 370
138. Castrén A.M. Wörterverzeichnisse aus den Samojedischen Sprachen. SPb, 1855.-404 S.
139. Castrén A.M. Versuch einer Jenissei ostjakischen und Kottischen Sprachlehre. -SPb, 1858.-264 S.
140. Chantepie F. Realité maya. CID Edition, 1987. - 140 p.
141. Clark G. Space, time and man. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. - 166 p.
142. Cope L. Calendars of the indians North of Mexico /University of California Publication in American Archaeology and Ethnology. 1919. - Vol. 16. - No 4. -pp. 119- 176
143. Davis R. The Northern Thai Calendar and Its Uses /Anthropos. Druck und Verlag: Schweiz. - Vol. 71. - 1976. - pp. 3 - 32
144. Dieter M., Herbich I. Living on Luo time: reckoning sequence, duration, history and biography in a rural African society /World Archaeology. -Vol. 25. -№ 1.- 1993.-pp. 248 -260
145. Donner K. Samojedische Wörterverzeichnisse /SUS, T.LXIV. Helsinki, 1932. -307 S.
146. Donner K. Ethnological Notes about the Yenisey ostyak (in the Turukhansk -region). - Helsinki, 1933. - 104 P.
147. Donner K. Kamassisches Worterbuch nebst Sprachproben und Hauptzugen der
148. Grammatik (hrsb. vonJ. Joki)/SUS. Helsinki, 1944. - 216 P.
149. Drucker Brown S. Calendar and Ritual: The Mamprusi Case /Systèmes def rpensée en Afrique noire. Cahier 7. - Ecole pratique des Hautes Etudes, 1984. -pp. 57-86
150. Dunin-Gorkavic A.A. Русско-остяцко-самоедский практический словарь наиболее употребительных слов /Donner К. Samojedische Wörterverzeichnisse, 1932.-S. 150- 164
151. Duranti A. Linguistic anthropology. Cambridge University Press, 1997. - 398 P.
152. Elkin A.P. Les aborigines australiens. Gallimard, 1967. - 451 P. Evans-Pritchard E.E. Nuer Time-reckoning /Africa 12, № 1, 1939, pp. 189 -216
153. Evans-Pritchard E.E. The Nuer. Oxford, Clarendon Press, 1940.
154. Favre H. Les Incas /Que sais-je ? Paris: Presses universitaires de France, 1972.-pp. 91 -94
155. Feit H.A. The Enduring Pursuit: Land, Time and Social Relationships in Anthropological Models of Hunter-Gatherers and in Subarctic Hunters' Images. /Key Issues in Hunter-Gatherer Research. Oxford/Providence, 1994. - pp. 421 -439
156. Galloway B. A Grammar of Upriver Halkomelem. 1984.
157. Gell A. The anthropology of Time. Oxford/Providence, 1992. - 341 p.
158. Gibbs S. The first scientific instruments /Astronomy of the ancient. The MIT
159. Press, Cambridge, London. 1980. - PP. 39 - 59
160. Gingerich O. The basic astronomy of Stonehenge /Astronomy of the ancient. -The MIT Press, Cambridge, London. 1980. - PP. 117 - 132 Givens G.R. An analysis of Navajo Temporality. - University Press of America, 1979.-51 p.
161. Gosden C. Social being and time. Oxford UK, Cambridge USA: Blackwell, 1994.-217 p.
162. Gourevitch A.Y. Le temps comme problème d'histoire culturelle /Les cultures et le temps. Paris: Les Presses de l'UNESCO, 1975. pp. 257 - 275
163. Gulliver P.H. The conservative commitment in northern Tanzania: the Arusha and Masai, 1969/Society-Masaihttp://lucy.ukc.ac.uk/EthnoAtlas/Hmar/Cultdir/Culture.7860
164. Hailey L. Native administration in the British African territories, 1950http://lucy.ukc.ac.uk/EthnoAtlas/Hmar/Cultdir/Culture.7860
165. Hallowell A. I. Temporal orientation in western civilization and in a preliteratesociety /American anthropologist. V. 39. - 1937. - pp. 647 - 670
166. Hallowell A. I. Culture and Experience. New York, 1955. - 434 p.
167. Hassig R. Time, History and Belief in Aztec and colonial Mexico. University of
168. Texas Press, Austin, 2001. 200 p.
169. Henson H. Early British Anthropologists and Language /Social Anthropology and Language. London, New York, Sydney, Toronto, 1971. - pp. 3 - 33 Izard M. Temps /Dictionnaire de l'Ethnologie et de l'Athropologie, 1995. -pp. 702 - 703
170. Kagame A. Aperception empirique du temps et conception de l'histoire dans la pensée Bantu / Les cultures et le temps. Paris: Les Presses de l'UNESCO, 1975. -pp. 103 133
171. Klein H.E.M. The future precedes the past: Time in Toba /Word Journal of the international linguistic Association. Vol. 38. - N 3. - December, 1987. - pp. 173 - 185
172. Maitz D.N. Primitive time-reckoning as a symbolic system /Cornell Journal of social relations. Vol. 3. - № 2. - 1968. - Cornell University, Jthaka, New York.-pp. 85 - 112.
173. Maiseis C.K. Early civilizations of the old world. London - New York, 1999. -479 P.
174. Müller W. Raum und Zeit in Sprachen und Kalendern Nordamerikas und Alteuropas /Anthropos, 57. St. Augustin. - 1962. - S. 568 - 590 Nilsson M. P. Primitive Time-reckoning. - Lund. London-Paris-Oxford-Leipzig, 1920.-381 P.
175. Ohnuki-Tierney E. Sakhalin Ainu time reckoning /Man. Vol. 8. - 1973. - pp. 285 - 299
176. Panikkar R. Temps et histoire dans la tradition de l'Inde /Les cultures et le temps. Paris: Les Presses de l'UNESCO, 1975. PP. 73 - 101
177. Philips S.U. Warm Spring 'Indian Time': how the regulation of participation affects the progression of events. Cambridge: Cambridge University Press, 1989. -501 p.
178. Radcliffe-Brown A.B. The Andaman Islanders. Free Press of Glencoe, 1922. -512 p.
179. Saggs H.W.F. Civilization before Greece and Rome. B.T. Batsford LTd -London, 1989. -322 p.
180. Sapir E. Selected Writings of Edward Sapir in Language, Culture and Personality, Ed. by D.G. Mandelbaum. Berkeley and Los Angeles. University of California Press. 1958. - 617 p. ■
181. Schiefner A. Das dreizehnmonatliche Jahr und die Monatsnamen der sibirischen Völker /Bulletin de la classe des sciences historiques, philologiques et politiques. — Tome XIV.-№ 14, 15.-SPb, 1856.-39 S.
182. Schmidt M. The primitive Races of mankind. A study of Ethnology. London -Calcutta - Sydney. - 1971. - 360 p.
183. Schrenk A.G. Reise nach dem Nordosten des europaischen Russlands, durch die
184. Tundren der Samojeden, zum Arktischen Uralgebirge /Donner K. Samojedische
185. Wörterverzeichnisse. Helsinki, 1932. - S. 58 - 119
186. Service E. The Hunters. Engelwood Cliffs, New Jersey, 1966. - 118 p.
187. Smith M.E. The Aztecs. Blackwell Publishers, UK, 1996.-361 p.
188. Sobanski K.-F. Untersuchung der Monatsnamen samojedischer Sprachen.
189. Wissenschaftliche Hausarbeit zur Erlangung des akademischen Grades eines
190. Magister Artium der Universität Hamburg. Hamburg, 1995. - 165 S.
191. Spenser B. Native Tribes of Central Australia. New York: Dover publications,1.C, 1968.-682 p.
192. Spenser R.F. The Native Americans: Prehistory and ethnology of the North American Indians. New York, Evanston, London: Hamper and Row, 1965. — 540 p.
193. The native Races of America. Percy Lund Humphries CO LTD, 12 Bedford Square, London, WGI, 1939. - 351 p.
194. Vasicek Z. L'archeologie, l'histoire, le passé. Charitres sur la presentation, l'epistemologie et l'ontologie du temps perdu. - Grand — angle Kronos Editions. — B.Y., 1994.-255 p.
195. Whitrow G. Time in history. Oxford, New York: Oxford University Press, 1989.- 217 p.
196. Wierzbicka A. Semantics, Primes and Uni versais. Oxford University Press, 1996.- 500 p.
197. Wierzbicka A. Understanding Cultures Through Their Key Words. New York, Oxford, Oxford University Press, 1997. - 317 p.
198. Zvelebil M. Concept of Time and «Presencing» the mesolithic /Archaeological Review from Cambridge. V. 12:2. - 1993. - pp. 51-70
199. Zvelebil M. Hunter-gatherer ritual landscapes: spatial organization, social structure and ideology among hunter-gatherers of northern Europe and western Siberia /Analesta Praehistorica Leidensia 29. Leiden university, 1997. - p. 33 -48
200. Сокращения библиографических источников
201. АЭС Астрономический энциклопедический словарь БСЭ - Большая советская энциклопедия ВЯ - Вопросы языкознания Зап.- записки
202. ЗСО РГО Западно - Сибирское отделение Российского географического общества
203. КСИЭ Краткие сообщения института этнографии
204. ЛЭС Лингвистический энциклопедический словарь
205. НАО Народы Австралии и Океании
206. РГО Российское географическое общество
207. ССИС современный словарь иностранных слов1. СЭ Советская этнография
208. СЭС Сибирский этнографический сборник
209. ТИЭ Труды института этнографии
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.