Учение о законе К.А. Неволина: историко-правовое исследование тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Сенковенко Елена Викторовна

  • Сенковенко Елена Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 207
Сенковенко Елена Викторовна. Учение о законе К.А. Неволина: историко-правовое исследование: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова». 2022. 207 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сенковенко Елена Викторовна

Введение

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВА В РОССИЙСКОМ

ПРАВОВЕДЕНИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

§ 1. Методологические проблемы в российском правоведении первой

половины XIX века: рационализм, историзм и эмпиризм

§ 2. Становление методологии изучения закона в творчестве К.А. Неволина:

попытка методологического синтеза правопонимания

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДА К.А.

НЕВОЛИНА К ИЗУЧЕНИЮ ЗАКОНА

§ 1. Методологические принципы изучения законов в концепции

К.А. Неволина

§ 2. Методы изучения законодательства

§ 3. Методологическое значение энциклопедии законоведения, его

исторические формы и задачи

ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНА В ЭНЦИКЛОПЕДИИ

ЗАКОНОВЕДЕНИЯ К.А. НЕВОЛИНА

§ 1. Сущность закона: концепция правды (справедливости)

§ 2. Юридическая форма и социальное содержание закона

§ 3. Классификация законов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Учение о законе К.А. Неволина: историко-правовое исследование»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью восстановления значительных пробелов, существующих в истории российского правоведения, заполнение которых позволит понять значение малоизвестных правовых теорий в процессе формирования современного как российского, так и мирового научного государственно-правового знания. Начиная с 1990-х годов прошлого века, благодаря активизации внимания исследователей к данной проблеме, удалось восстановить память о многих выдающихся русских теоретиках права; достоянием российской науки истории государственно-правовых учений стали вновь открытые, ранее незаслуженно преданные забвению, правовые учения, лежащие в основе формирования отечественной традиции правовой науки, оказавшие влияние не только на русскую правовую мысль, но и открывшие направления в изучении права, обогатившие мировую науку.

Важность решения данной задачи нельзя свести к удовлетворению любознательности пытливого ума ученого, это позволяет понять внутреннюю логику эволюции правовой науки, более объемно познать закономерности ее развития, совокупность факторов, обуславливающих ее движение в познании правовой действительности. Поэтому актуальность темы диссертационного исследования имеет не только историко-познавательное значение, но и значение теоретического обогащения современной правовой науки многими идеями, подходами к решению проблем, остающихся актуальными и сегодня.

Истоки российского правоведения лежат в начале XIX века, когда в

контексте научного и философского поиска идей, которые могли бы составить

основу «русского воззрения» (К.С. Аксаков), первые русские профессора

правоведения, обогащенные наиболее передовыми идеями западной

юриспруденции благодаря тому, что часть их обучения проходила за рубежом

в наиболее авторитетных европейских центрах науки, мотивированные

решением проблемы развития русского права, стали создавать первые

3

самобытные правовые учения, многие из которых превосходили своим содержанием европейские образцы. Тот небывалый взлет русской правовой мысли, имевший место во второй половине XIX века, ее золотой век, не был бы возможен без усилий правоведов первой половины этого столетия, заложивших теоретические основы русской фундаментальной правовой науки, составивших важную часть «русского воззрения». Примечательным является то, что уже в это время некоторые правовые идеи и методологические подходы, существовавшие в российском правоведении, предвосхищали позднее появившиеся на Западе теории. Речь идет о том, что, наряду с традиционным для того времени естественно-правовым учением и укорененном в российском сознании православным теизмом, в исследовании правовых явлений применялись и идеи исторического подхода, для которого была характерна и известная доля эмпиризма. Позитивно-исторический подход, который лишь в 1830-е годы обретет форму теории в исторической школе немецких юристов, распространение которого в России приходится на вторую половину столетия, реальные очертания в российских правовых исследованиях имел уже в начале XIX века.

Восстановление этой исторической картины эволюции русского правоведения, искаженной целенаправленным выхолащиванием ключевых для него имен и их учений советским социально-гуманитарным знанием, становится возможным благодаря усилиям современных исследователей, предпринимающих значительные усилия на этом нелегком, но благодарном поприще. Однако, как отмечено выше, актуальность подобных исследований обусловлена не только необходимостью отдать дань уважения незаслуженно забытым отечественным правоведам прошлого. Она обусловлена и современной эвристической значимостью многих их теорий.

Сказанное в полной мере относится к такому малоизвестному русскому

теоретику права, как Константин Алексеевич Неволин (1806-1855). Он

прожил не долгую, но плодотворную жизнь, которую посвятил служению

российской правовой науки. Значение его научного творчества может быть

4

подчеркнуто тем фактом, что он единственный из русских правоведов трижды становился лауреатом самой престижной в российской науке того времени Демидовской премии, которой были удостоены многие выдающиеся ученые, например Н.И. Пирогов и Д.И. Менделеев. Казалось бы, фигура К.А. Неволина всегда должна была рассматриваться в качестве одной из ключевых в российской науке права. Тем не менее, за исключением справочных упоминаний с кратким изложением его биографии и творчества, его учение было предано забвению. Удивительно, что не только советская историография, но и российские дореволюционные исследователи мало обращали внимания на творчество этого выдающегося ученого юриста. Возможно, это объяснялось тем, что статский советник К.А. Неволин был не только ученым, но и государственным деятелем, в годы консервативного дрейфа Российской империи в царствование Николая I не только никогда не дававшим повода для подозрения в неблагонадежности, но был, так сказать, обласкан императором, который, по некоторым сведениям, даже присутствовал на его похоронах. Правоведы пореформенного периода, как правило, рассматривали эпоху царствования Николая I как некое безвременье, застой в науке, как эпоху гонений на живую научную мысль, в правовой науке принявшую форму отказа от правоведения как учебной и научной дисциплины, в силу «вредности» размышлений на тему об идее права. На его место пришло законоведение, ориентированное на изучение законов, но не права. По словам одного из известных юристов, современника К.А. Неволина, П.Г. Редкина, порой обучение на юридических факультетах приобретало форму чтения Свода законов Российской империи.

Историкам права предстоит выяснить истинные причины такого

положения дел. Здесь же мы констатируем факт, состоящий в том, что перу

К.А. Неволина принадлежит целый ряд трудов, по своей тематике имевших

большое значение для правоведения того времени. При этом очевидным

является и то обстоятельство, что основным предметом его

исследовательского внимания был закон. Учитывая все указанные

5

обстоятельства, полагаем очевидной актуальность темы настоящего диссертационного исследования «Учение о законе К.А. Неволина: историко-правовое исследование».

Степень научной разработанности проблемы. Следует отметить, что, несмотря на высокое внимание к теоретико-правовым учениям современных историков и теоретиков права, уровень изучения правовой концепции К.А. Неволина остается чрезвычайно низким. Большое значение для развития знаний в этой сфере имеет переиздание в 1997 году основного его двухтомного труда «Энциклопедия законоведения». Это издание включает статью Д.И. Луковской, С.С. Гречишкина и Ю.В. Ячменева, в которой дается оценка его концепции энциклопедии законоведения, излагаются основные вехи его биографии. Изданный в 2003 году учебник «История политических и правовых учений» (под редакцией В.С. Нерсесянца) содержит объемный параграф, посвященный К.А. Неволину, в котором на высоком теоретическом уровне проведен всесторонний анализ его учения, установлены теоретико-методологические источники его концепции законоведения, дана оценка его вклада в разные области правовой науки, в том числе в общую теорию права, в теорию гражданского и международного права, другие области.

К сожалению, некоторые появлявшиеся после издания этого учебника немногочисленные статьи не значительно дополнили сформулированные в учебнике В.С. Нерсесянца положения об учении К.А. Неволина. Лишь некоторые из них представляют несомненный интерес для исследования творчества этого теоретика. Таким образом, следует охарактеризовать статью А.А. Лищука «Проблема метода в философии права К.А. Неволина», опубликованную в 2008 году. В ней автор предпринимает попытку обобщения методологических особенностей правовой концепции К.А. Неволина, ставя задачу определения типа правопонимания, к которому ее следует отнести.

Нельзя не упомянуть о статье В.Г. Графского «Возвращение имени или

Новое приобщение к научным традициям российского университетского

правоведения: к выходу в свет двух книг серии «Из истории российского

6

правоведения» (Правоведение. 1999. № 1). Имеет научное значение и монография Б.В. Емельянова «Русская философия права: история становления и развития» (Екатеринбург, 2005).

Начиная с конца прошлого века, очевидно, лишь два диссертационных исследования было посвящено творчеству К.А. Неволина. Первое из них «Правовая теория К.А. Неволина (истоки естественно-правовой мысли в России)» относится к 1995 году, его автор Я.Ю. Ячменев. Второе «Концепция философии законодательства К.А. Неволина» относится к 2005 году, его автор А.С. Мирзаев. Первая из этих фундаментальных работ интересна тем, что впервые устанавливаются особенности правового учения этого классика, его представлений о праве и государстве. В заслугу автору следует поставить то, что он обращает внимание на исторический подход, который использует К.А. Неволин, обосновывая положение, что исторический метод был использован русскими правоведами до появления исторической школы права и распространения ее в России.

К заслуге второй диссертации необходимо отнести обоснование теоретико-методологических источников правовой концепции К.А. Неволина, исследование особенностей его правопонимания, которое отнесено к школе естественного права. Автор также считает возможным утверждать, что именно учение К.А. Неволина является генетическим источником философии права в России, предтечей классических ее теорий во второй половине XIX века.

Высоко оценивая данные исследования монографического типа, их значение в разработке данной темы, следует указать и на то, что они представляют лишь первый этап фундаментального изучения правового творчества теоретика. В силу этого требуют углубленного изучения теоретико-методологические источники его концепции, особенности правопонимания, интерпретации предмета, метода и задач создаваемого им общего учения о праве. Такое более глубокое знание позволит уточнить тип правопонимания, которому он следует. Кроме того, философия законодательства К.А. Неволина, изучению которого посвящена одна из

7

диссертаций, является, хотя и важной, но лишь одной из частей учения этого теоретика. Требуют исследовательского внимания не только другие стороны его концепции, но и общий их анализ, основывающийся на глубоком знании этих частей.

Говоря о разработанности проблемы, нельзя не указать на те работы, в которых в дореволюционные годы, в советском и современном российском правоведении, так или иначе, ведется речь о К.А. Неволине и его концепции законоведения: Майков П.М., Сперанский М.М. и студенты законоведения // Русский вестник. 1889. Август; Хмыгров М.Д. К.А. Неволин. Портретная галерея русских деятелей. СПб., 1869. Т. 1; Шульгин В.Я. История университета св. Владимира. Киев, 1860; Владимирский-Буданов М.Ф. История университета св. Владимира. Киев, 1884. Т. 1; Чижов Н.Е. Очерки учений русских юристов о праве. Одесса, 1881; Шершеневич Г.Ф. Наука гражданского права в России. Казань, 1893; Григорьев В.В. История Санкт-Петербургского университета в течение первых 50-ти лет его существования. СПб., 1870; Романович-Словатинский А.В. Жизнь и деятельность Н.Д. Иванищева. СПб., 1876; Десятое присуждение учрежденных П.Н. Демидовым наград. СПб., 1841; Ранненкампф Н.К. Очерки юридической энциклопедии. Киев, 1868; Русский биографический словарь. СПб., 1914; Усов М.Ф. Очерк служебной и ученой деятельности К.А. Неволина. СПб., 1855; Михайловский И.В. Очерки философии права. Томск, 1914. Т. 1.

Говоря о советском периоде изучения творчества К.А. Неволина, стоит указать лишь на две работы: Казмер М.Э. Социологическое направление в русской дореволюционной правовой мысли. Рига, 1983; Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989.

Следует констатировать, что уровень изучения правового учения К.А. Неволина сегодня остается на низком уровне. Кроме того, еще не проводилось специального исследования концепции закона К.А. Неволина.

Объектом диссертационного исследования является правовое учение К.А. Неволина.

Предметом диссертационного исследования выступает учение о законе в концепции законоведения К.А. Неволина.

Цель диссертационного исследования состоит в определении особенностей концепции закона К.А. Неволина, ее теоретико-методологических источников, значения в развитии правового теоретического знания в российском правоведении XIX века.

Цель диссертационного исследования реализуется посредством решения следующих задач:

- охарактеризовать методологические проблемы в российском правоведении первой половины XIX века;

- определить этапы формирования представлений о государстве и праве К.А. Неволина;

- систематизировать методологические принципы изучения законов в концепции К.А. Неволина;

- провести теоретическую реконструкцию методов изучения законодательства К.А. Неволиным;

- выяснить методологическое значение энциклопедии законоведения в трактовке К.А. Неволина;

- дать оценку концепции сущности закона К.А. Неволина;

- раскрыть концептуальные особенности соотношения юридической формы и социального содержания в концепции закона К.А. Неволина;

- охарактеризовать классификацию закона К.А. Неволиным.

Теоретико-методологическая основа диссертационного

исследования. Решение задач диссертационного исследования, определяемых сформулированной целью и предметом, обусловило использование соответствующей научной методологии: системный, логико-правовой, социально-правовой, институционально-правовой анализ, методы юридической компаративистики. Значительную роль в диссертационном исследовании играет метод теоретической реконструкции, применение

которого позволяет воспроизвести концепцию закона К.А. Неволина.

9

Эмпирической базой диссертационного исследования являлись информационные источники, содержащие сведения о теоретических оценках учения К.А. Неволина, монографическая литература по данной проблематике, его научные работы по теоретическим проблемам законоведения.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

- выявлено состояние русского правоведения первой половины XIX века, особенности правопонимания этого периода, сочетавшего в себе по-своему интерпретированные начала школы естественного права с присущим ей рационализмом, принципы историзма и религиозно-теологического подхода;

- обосновано положение о том, что методологический синтез, состоящий в интеграции идей различных школ правопонимания в его концепции закона, следует рассматривать в качестве итога его правового учения;

- выяснены методологические основания концепции закона К.А. Неволина, состоящие в его интерпретации научного способа его изучения, в основе которого лежат принципы объективности, системности и историзма;

- определены теоретические истоки комплексной методологии изучения закона К.А. Неволиным, необходимость его изучения с применением идей школы естественного права, религиозно-теологического правопонимания, исторического и сравнительного подходов;

- сделан вывод о том, что энциклопедия законоведения в концепции К.А. Неволина имеет методологическое значение, так как ее идея вытекает из идеи общего содержания закона, а понимание его природы, содержания и формы обуславливает способы его изучения;

- выяснена аксиологическая основа учения К.А. Неволина о законе, его обусловленность лежащим в основе его государственно-правового учения мировоззрения православного теизма;

- охарактеризованы общие, характерные для правоведения первой половины XIX века, и особенные, характерные исключительно для учения

К.А. Неволина, черты его концепции закона, выраженные в интерпретации отношения идеи закона и законодательства;

- раскрыты философско-правовые основания классификации законов К.А. Неволиным, руководящее значение в ее концепции телеологической идеи всеобщего исторического процесса, обусловленного единой трансцендентной целью.

Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

1. Несмотря на существенную зависимость русского правоведения первой половины XIX века от западноевропейских учений, в России сформировались собственные подходы к изучению права, которые оказывали влияние на научное мировоззрение последующего поколения юристов. Особенность этих подходов состояла в попытке соединения религиозно-теологического и естественно-правового правопонимания с включением в него идей исторической школы права с присущими ей элементами эмпиризма. Так, в начале XIX века в России появляются оригинальные правовые учения, послужившие началом русской школы естественного права, своеобразно сочетавшей в себе по-своему интерпретированный рационализм, некоторые начала историзма и религиозно-теологический подход. Это объясняется тем, что становление русского правоведения определялось не только культивируемой школой естественного права рационалистической методологией построения учений о государстве и праве, но и внутренними потребностями развития юридической практики, совершенствования законодательства, его систематизации.

2. Становление концепции законоведения К.А. Неволина

происходило в условиях многообразия школ правопонимания, среди которых

значительную роль играла школа естественного права, получали

распространение идеи исторического изучения права, значительное влияние

сохраняло религиозно-теологическое правопонимание. Консервативные

тенденции государственной политики Николая I, необходимость

систематизации методологических подходов к праву выступали в качестве

факторов решения проблемы истинности в интерпретации сущности права и закона, определяя позитивистский вектор изучения правовой действительности. В творчестве К.А. Неволина это нашло выражение в попытке методологического синтеза, состоящего в интеграции идей различных школ в его концепции закона, что объясняет сочетание в его учении рационализма и историзма, эмпиризма и теологического подхода. Идею такого синтеза следует рассматривать в качестве основного итога эволюции государственно-правового учения К.А. Неволина.

3. Согласно К.А. Неволину, научное изучение закона возможно лишь посредством применения синтетического подхода, включающего элементы естественно-правового, религиозного и исторического правопонимания, реализация которого должна быть основана на принципе объективности, обеспечиваемого средствами рационализма, принципе системности, обеспеченного креационистской идеей связи всех явлений, обусловленной сотворенностью всего сущего Богом, принципе историзма, вытекающем из признания социальной природы закона, основанной на объективной необходимости исторически последовательной реализации в нем Божественной Правды.

4. Методология познания закона К.А. Неволина является попыткой

преодоления методологического кризиса российского правоведения начала

XIX века, состоящего в эклектическом соединении подходов к изучению

закона, коренящегося в применении разных типов правопонимания - школы

естественного права, исторического подхода, религиозно-теологического

подхода к праву - в пределах одного учения. В методологии К.А. Неволина

указанные подходы обретают свойство сторон единого методологического

комплекса, решающего задачу познания закона. При этом, указывая на разум

в качестве источника общего знания о законе, его идеи, Неволин настаивает,

что научное изучение закона должно исходить из признания воплощенности

идеи закона (естественного закона) в положительном законодательстве, что

делает его изучение единственным источником научного познания. Это

12

объясняет необходимость сочетания в методологии как идей школы естественного права, так и идей исторической школы права, признания универсальной духовной основы закона (идеи правды, справедливости) и того, что положительный закон обладает социальным качеством, исторически изменчив, что означает необходимость его исторического и сравнительного изучения.

5. В методологической концепции К.А. Неволина идея энциклопедии законоведения вытекает из идеи общего содержания закона, а понимание его природы, содержания и формы обуславливает способы его изучения. Поэтому энциклопедия законоведения Неволина представляет собой концепцию методологии изучения законов. Так, значение энциклопедии законоведения К.А. Неволин видел в том, что данная наука предназначена для решения задачи «соединения разнообразного содержания в общее целое», где под разнообразным содержанием понимается совокупность законоведческих дисциплин, а под общим целым - общее содержание закона. Решение данной задачи сопряжено с применением сформулированной им синтетической методологии, что позволяет раскрыть содержание законодательства во всех возможных его формах.

6. Концепция сущности закона К.А. Неволина обладает признаками оригинальности, ее источниками является не только учение Гегеля и Савиньи, но и отечественные правовые учения, мировоззренческие установки российского общества первой половины XIX века. В ее основе лежит идея православного теизма, обогащенная идеями естественного права, историческим подходом, положениями гегелевской философии о единстве исторического и логического. Сущность закона интерпретируется Неволиным как Божественная правда, осознаваемая нравственными существами в их социальной жизни. Содержанием правды является социальное благо, приобретающее форму регулирующих общественные отношения правил поведения, прав и обязанностей, охраняемых законом. Правда является идеей законодательства, составляет его общее начало, реализация которого имеет

13

необходимый и исторический характер, обусловлена достижением Божественных целей в отношении человечества. Разные формы социальности, такие как семья, род, гражданское общество, государство и союз народов, являются ступенями реализации правды в мире, где каждая из последующих ступеней включает в себя предыдущие. Содержание концепции сущности закона Неволина свидетельствует о его критическом отношении к господствовавшим в то время идеям правопонимания, об ее подчиненности лежащему в основе его государственно-правового учения мировоззрению православного теизма.

7. Концептуальная модель закона К.А. Неволина не только роднит этого теоретика с современными правоведами, но и существенно отличает от них. Признавая естественный закон как идею законодательства, он не только наполняет его социально-историческим содержанием, но и провозглашает исключительно позитивистский принцип, согласно которому эта идея лишь в том случае обретает значение закона в полном смысле слова, если она воплощена в позитивном праве. Лишь теоретическая реконструкция позволяет познать данную идею, которая обретает форму теории, и может рассматриваться в качестве доктринального источника права.

8. В основе классификации законов К.А. Неволина лежит принятое в

правоведнии того времени функциональное разделение на акты,

определяющие права и обязанности (определительные законы), и на акты, их

охраняющие (охранительные законы). В то же время следует признать

оригинальной его концепцию гражданского законодательства. Он

рассматривает русское гражданское право в общем процессе эволюции

законодательств стран мира, обусловленном реализацией некоего

божественного замысла, идеи, где каждому народу отведена своя роль в этом

процессе. Как часть законодательства, российское гражданское

законодательство имеет свои задачи: выразить исторические, социальные и

культурные особенности русского общества, оказывающих влияние на

отношения частных лиц; определить его место в историческом процессе

развития законодательства всего мира. В своей концепции гражданского права К.А. Неволин руководствуется телеологической идеей всеобщего исторического процесса, обусловленного единой трансцендентной целью. При этом он сознательно стоит на консервативных позициях, констатируя стабильность исторически сложившихся правовых порядков. Идея гражданского права у Неволина, хотя и наполнена историческим содержанием, является консервативной, вырастает из социокультурной почвы, частью которой является религия. Поэтому гражданские права у этого мыслителя не могли обрести значение либеральных ценностей, значение либеральной конструкции прав и свобод человека, в соответствии с традицией школы естественного права. Он лишь позитивистски устанавливает причинно-следственную связь между общественными отношениями, складывающейся совокупностью прав и обязанностей.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в важности исследования учений отечественного правоведения прошлого, в целях восстановления целостной картины его эволюции, определения факторов, оказавших влияние на этот процесс. Первая половина XIX века является временем формирования той совокупности теоретико-методологических предпосылок, благодаря которым стал возможен небывалый взлет русского правоведения второй половины столетия. В этой связи обращение к изучению концепции закона К.А. Неволиным не только позволяет заполнить существенный пробел знаний в области истории русской правовой мысли, но и дает возможность определить, каковы достижения российского правоведения этого периода, какова методологическая основа изучения закона, в чем виделась его сущность, каково место его социального содержания в общей структуре учения. В этом смысле теоретическое значение данного исследования состоит в новом знании, которое оно дает в отношении истории русского правоведения, в обогащении современной правовой теории совокупностью подходов к изучению закона К.А. Неволиным.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сенковенко Елена Викторовна, 2022 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаркин Н. М. История юридической мысли России: курс лекций. М.: Юрид. лит., 1999. - 527 с.

2. Аксаков К. С. О русском воззрении // Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика. М.: Современник, 1981. - 383 с.

3. Аксаков С. Т. Семейная хроника. Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1983. - 206 с.

4. Алексеев С. С. Тайна и сила права. М.: Норма, 2009. - 176 с.

5. Алексеев Н. Н. Общее учение о праве. Симферополь, 1919. - 163 с.

6. Алексеев A. C. К учению о юридической природе государства // Русская мысль. 1894. Кн.11.

6. Алексеев А. С. К учению о юридической природе государства и государственной власти. М.: Тип. И.Н. Кушкерев и Ко, 1894. - 35 с.

7. Акмалова A. A. Капицын В. М. История политических и правовых учений. Вопросы и ответы: учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2003. - 185 с.

8. Андреевский И. Е. От издателя // Неволин К. А. Полное собрание сочинений. Т. 1 «Энциклопедия законоведения». СПб.: Тип. Эдуарда Праца, 1857. - 501 с.

9. Арндт И. Об истинном Христианстве. М.: Эксмо, 2016. - 1008 с.

10. Байтин М. И. О методологическом значении и предмете теории государства и права // Государство и право. 2007. № 4.

11. Бачинин В. А. История философии и социологии права. СПб.: Михайлов, 2001. - 334 с.

12. Боголюбов С. А. Законы природы и законы общества (рецензия на монографию М. М. Бринчука «Законы природы и законы общества») // Государство и право. 2016. № 11.

13. Борисов Л. П. История политических и правовых учений. М.: Спутник, 2000. - 273 с.

14. Бочкарева В. И. Становление и развитие социологии права в России

(вторая половина XIX - начало ХХ в.) // Журнал социологии и социальной

191

антропологии. 2000. Т. 3. № 2.

15. Васьковский Е. В. Цивилистическая методология. Одесса, 1901. - 400

с.

16. Вахрушев А. А. Вятская духовная семинария и вятские стихотворцы XVIII века // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». 2010. № 4 (14).

17. Велланский Д. М. // Великий князь - Восходящий узел орбиты. М.: Большая российская энциклопедия, 2006. - 782 с.

18. Велланский Д. М. Обозрение главных содержаний философического естествознания, начертанное из сочинений Окена. СПб.: Тип. Иос. Иоаннесова, 1815. - 41 с.

19. Вельский К. С. Ученый-административист и поэт серебряного века (к 140-летию со дня рождения проф. В. М. Гессена) // Государство и право. 2009. № 1.

20. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник. М.: Омега-Л, 2002. - 608 с.

21. Вершиполец К. П. Методы политических исследований: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2005. - 221 с.

22. Владимирский-Буданов М. Ф. История университета св. Владимира. Киев: Тип. Императорского университета св. Владимира, 1884. Т. 1. - 774 с.

23. Власов В. И., Власова Г. Б., Цечоев В. К. История политических и правовых учений: конспект лекций. М.: Юрайт, 2019. - 299 с.

24. Волков Е. В., Конюченко А. И. Русские императоры XIX века в свидетельствах современников и оценках потомков. Челябинск: Аркаим, 2003. - 335 с.

25. Вопленко Н. Н. Очерки общей теории права. Волгоград: ВолГУ, 2009. - 896 с.

26. Воротников А. А. Теоретические воззрения Н. М. Коркунова на право // Правоведение. 1996. № 3.

27. Новое литературное обозрение. 2003. № 3.

192

28. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. - 524 с.

29. География России: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 430 с.

30. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть // Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1991. Т. 2. - 503 с.

31. Голубинский Ф. А. Лекции по философии. Метафизическая психология. М.: Тип. А.И. Снегиревой, 1898. - 144 с.

32. Голубинский Ф. А. Умозрительная психология. М.: Университетская типография, 1871. - 142 с.

33. Голубинский Ф. А. Лекции по умозрительному богословию. М.: Синодальная типография, 1868. - 232 с.

34. Горюшкин З. А. Руководство к познанию российского законоискусства: в 4-х т. СПб.: Тип. Правительствующего сената, 1815. Т. 1. -446 с.

35. Графский В. Г., Мореева С. Н. Современная философия естественного права: вопросы новизны и преемственности // Государство и право. 2016. № 12.

36. Графский В. Г. Возвращение имени или Новое приобщение к научным традициям российского университетского правоведения: к выходу в свет двух книг серии «Из истории российского правоведения» // Правоведение. 1999. № 1.

37. Григорьев В. В. История Санкт-Петербургского университета в течение первых 50-ти лет его существования. СПб.: Тип. В. Безобразова и Комо, 1870. - 670 с.

38. Гроций Г. Цит. по: История государственно-правовых учений. М.: Спарк, 2006. - 589 с.

39. Гурвич Г. Д. Философия и социология права: избранные сочинения / пер. М. В. Антонова, Л. В. Ворониной. СПб.: Издательский дом СПб. ун-та, 2004. - 848 с.

40. Даль В. И. Большой иллюстрированный словарь русского языка. М.:

Хранитель, 2006. - 349 с.

41. Дегай П. И. Пособия и правила изучения российских законов, или Материалы к энциклопедии методологии и истории литературы российского права. М.: Тип. А. Семена, 1831. - 143 с.

42. Десятое присуждение учрежденных П.Н. Демидовым наград. СПб.: СПб. Академия наук, 1841. - 375 с.

43. Дубровин Н. Ф. Русская жизнь в начале XIX века // Русская старина. СПб., 1899. № 1.

44. Емельянова Б. В. Русская философия права: история становления и развития. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2005. - 146 с.

45. Жуков В. Н. Юридическая мысль России за последние 10 веков (рецензия на энциклопедический словарь биографий) // Государство и право. 2016. № 10.

46. Жуков В. И. Справедливость в парадигме философии права // Государство и право. 2021. № 1.

47. Захарова Л. Г. Россия на переломе (Самодержавие и реформы 18611874 гг.) // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. / сост. С. В. Мироненко. М.: Политиздат, 1991. - 374 с.

48. Зорькин В. Д. Закономерности взаимосвязи правовых и философских учений // Закономерности возникновения и развития политико-юридических идей и институтов. М.: ИГПАН, 1986. - 152 с.

49. Зорькин В. Д. Муромцев. М.: Юрид. лит., 1979. - 126 с.

50. Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. М.: Изд-во МГУ, 1978. - 269 с.

51. Зорькин В. Д. Теория права Н. М. Коркунова // Правоведение. 1978.

№ 3.

52. Ивановский И. Профессор Н. М. Коркунов. Памяти товарища. СПб.: Тип. Б.М. Вольфа, 1905. - 11 с.

53. Иван Пересветов. Сказание о Магмете-салтане // Древняя русская литература. М.: Просвещение, 1980. - 399 с.

54. Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития:

194

пер. с 3-го испр. нем. изд. СПб.: Тип. В. Безобразова, 1875. - 309 с.

55. Иеринг Р. Цель в праве. СПб.: Н.В. Муравьев, 1881. Т. 1. - 412 с.

56. История буржуазной социологии XIX начала XX века. М.: Наука, 1979. - 344 с.

57. История государственного управления России. Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 603 с.

58. История политических и правовых учений / под ред. С. Ф. Кечекьяна, Г. И. Федькина. М.: Госюриздат, 1960. - 894 с.

59. История политических и правовых учений / под ред. О. Э. Лейста. М.: Зерцало, 2000. - 688 с.

60. История политических и правовых учений / под ред. В. С. Нерсесянца. М.: Норма, 2004. - 944 с.

61. История политико-правовых учений / под ред. А. Н. Хорошилова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 344 с.

62. История политических учений / под ред. О. В. Мартышина. М.: Юрист, 1996. Вып. 2. - 363 с.

63. История политических учений: в 2 ч. / под ред. К. А. Мокичева. 2-е изд., испр. М.: Высшая школа, 1972. Ч. 2. - 375 с.

64. История России: в 2 т. Т. 2. С начала XIX в. до начала XXI века / под ред. А. Н. Сахарова. М., 2003.

65. История СССР. XIX начало XX в.: учебник для вузов / под ред. И. А. Федосова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1987. - 541 с.

66. Казмер М. Э. Социологическое направление в русской дореволюционной правовой мысли. Рига: Зинатне, 1983. - 130 с.

67. Калинин И. Б. Естественные основания 1и8КАТиКАЬ // Государство и право. 2017. № 1.

68. Калмыков П. Д. О символизме права вообще и русского в особенности. СПб.: Тип. Карла Крайя, 1839. - 93 с.

69. Карамзин Н. М. История государства Российского. Ростов н/Д: Феникс, 1995. Кн. 4. - 544 с.

70. Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н. Социология права. Ростов н/Д,

195

2002.

71. Каманина Т. В. Происхождение государства и права. М., 2004.

72. Кант И. Метафизика нравов // Собрание сочинений в 8-и томах. М.: Чоро, 1994. Т. 6. - 613 с.

73. Капустин М. Н. Теория права (Юридическая догматика). М.: Катков И К, 1868. - 352 с.

74. Кемпийский Ф. О подражании Христу. Одесса, 2007. - 154 с.

75. Керимов Д. А. Методологические функции философии права // Государство и право. 2022. № 2.

76. Кистяковский Б. А. В защиту права (Задача нашей интеллигенции) // Кистяковский Б. А. Философия и социология права / сост., примеч., указ. В. В. Сапова. СПб., 1999.

77. Кистяковский Б. А. Социальные науки и право: очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М.: М. и С. Сабашниковы, 1916. - 708 с.

78. Ковалева И. В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX - начала XX в. Великий Новгород, 2002.

79. Козлихин И. Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. 2000. № 3.

80. Козлихин И. Ю. Предисловие // Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 2003.

81. Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении). Ростов н/Д, 2003.

82. Контарев А. А. Проблема сущности права в российском правоведении XIX - начала XX века. Ростов н/Д, 2019.

83. Коркунов Н. М. Лекции по энциклопедии права, читанные проф. СПб. университета Н. М. Коркуновым в 1879/80 акад. году. СПб., 1880.

84. Коркунов Н. М. История философии права. СПб.: Тип. М.М. Слюсаревича, 1915. - 502 с.

85. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб.: Магазин Н.К. Мартынова, 1914. - 427 с.

86. Коркунов Н. М. Наука права и естествознание // Коркунов Н. М. Сборник статей. СПб.: Магазин Н.К. Мартынова, 1898. С. 1-16.

87. Коркунов Н. М. О научном изучении права. СПб., 1882.

88. Коркунов Н. М. З.А. Горюшкин, российский законоискусник (из журнала Министерства юстиции). СПб.: Типография правительствующего сената, 1895.

89. Коркунов Н. М. Вступительная лекция в курс энциклопедии права, читанная в Петербургском университете 30 ноября 1878 года // Наука права и естествознание: сборник статей. СПб., 1898.

90. Корнев В. Н. Теория государства и права как юридическая наука // Государство и право. 2021. № 7.

91. Кохановский В. П. Родоначальник позитивизма и основоположник социологии // Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении). Ростов н/Д, 2003.

92. Короткова Н. В. История и методология юридической науки («Круглый стол» кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и журнала «Государство и право») // Государство и право. 2016. № 4.

93. Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. П. Современная социология права: учебник. М., 1995.

94. Кузнецов Э. В. Философия права в России. М.: Юрид. лит., 1989. -

205 с.

95. Кукольник В. Г. Начальные основания Российского гражданского частного права. СПб.: Сенатская типография, 1813. - 284 с.

96. Куницын А. П. Право естественное. СПб.: Тип. Иос. Иоаннесова, 1818. - 135 с.

97. Куприц Н. Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России. М., 1980.

98. Лапаева В. В. Социология права / под ред. В. С. Нерсесянца. М., 2000.

99. Лесевич В. В. Эмпириокритицизм как единственно научная точка

зрения. СПб., 1909.

100. Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762-1914. М.,

1995.

101. Лищук А. А. Проблема метода в философии права К.А. Неволина // TEMPUS. 2008. Т. 5. № 6.

102. Локк Дж. Два трактата о государственном правлении: соч. в 6-ти т. М., 1988. Т. 3.

103. Локк Дж. Опыты о законе природы // Локк Дж. Сочинения в трех томах. М.: Мысль, 1988. Т. 3.

104. Луковская Д. И., Гречишкин С. С., Ячменев Ю. В. Константин Алексеевич Неволин (1806-1855) // Неволин К. А. Энциклопедия законоведения. СПб., 1997.

105. Лукъянова Е. Г. Учения о законе в русской юриспруденции. М.: Норма, 2014. - 160 с.

106. Лукьянова Е. Г. Учения о законе российских государствоведов второй половины XIX - начала XX вв. // Государство и право. 2017. № 3.

107. Майков П. М. Сперанский М.М. и студенты законоведения // Русский вестник. 1889. Август.

108. Макуев Р. Х. Теория государства и права. М.: Норма, 2010. - 639 с.

109. Малько А. В. Политическая и правовая жизнь России. М., 2000.

110. Мартышин О. В. Об особенностях философско-правовой методологии // Государство и право. 2016. № 6.

111. Марченко М. Н. Теория государства и права. М.: Зерцало, 2004. -

800 с.

112. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник. М., 2004.

113. Мачин И. Ф. История политических и правовых учений: краткий курс лекций. М., 2003.

114. Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы: сборник / под ред. М. Н. Марченко. М.: Юрист, 2008. Вып. 11. -

198

224 с.

115. Механизм правового регулирования // Теория государства и права: курс лекций. М., 2003.

116. Михайловский И. В. Очерки философии права: в 2-х т. Томск, 1914. Т. 1. - 532 с.

117. Мой город // http://www.mojgorod.ru/kirovsk_obl/orlov/index.html: (дата обращения: 21.04.2022).

118. Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. М., 1955.

119. Морозова Л. А. Теория государства и права. М.: Норма, 2002. - 414

с.

120. Марченко М. Н. Теория государства и права. М., 2004.

121. Мухаев Р. Т. История политических и правовых учений: учебник для вузов. М., 2004.

122. Муромцев С. А. Определение и основное разделение права. М.: Тип. А.И. Мамонтова и Ко, 1879. - 244 с.

123. Наказ Императрицы Екатерины II Генерал-Прокурору и Маршалу при Комиссии о составлении нового уложения (30 июля 1767) // Собрание законодательства. № 12950. П. 10.

124. Неволин К. А. Энциклопедия законоведения // Неволин К. А. Полное собрание сочинений. Т. 1 «Энциклопедия законоведения». СПб.: Тип. Эдуарда Праца, 1857. - 501 с.

125. Неволин К. А. Рассуждение о философии законодательства у древних. СПб.: Тип. Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1834. - 107 с.

126. Неволин К. А. История российских гражданских законов. Ч. 1. Кн. 1 . О союзах семейственных // Неволин К. А. Полное собрание сочинений. СПб.: Тип. Эдуарда Праца, 1857-1859. - 444 с.

127. Неволин К. А. Письмо брату И.А. Неволину: цит. по: Андреевский

И. От издателя // Неволин К. А. Энциклопедия законоведения // Неволин К. А.

199

Полное собрание сочинений: в 5-ти т. СПб.: Тип. Эдуарда Праца, 1857. Т. 1. С. VII.

128. Немытина М. В. Суд в России: вторая половина XIX начало XX в. Саратов, 1999.

129. Нерсесянц В. С. Из истории правовых учений: два типа правопонимания // Политические и правовые учения: проблемы исследования и преподавания. М., 1978.

130. Нерсесянц В. С. Право и закон. Из истории правовых учений. М.,

1983.

131. Нерсесянц В. С. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема // Вопросы философии права. М., 1999.

132. Нерсесянц В. С. Философия права. М.: Норма, 2005. - 656 с.

133. Нерсесянц В. С. Философия права Гегеля. М., 1998.

134. Новгородцев П. И. Историческая школа юристов. СПб., 1999.

135. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991.

136. Новгородцев П. И. Лекции по истории философии права // Новгородцев П. И. Сочинения. М.: Раритет, 1995.

137. Новгородцев П. И. О задачах современной философии права // Новгородцев П. И. Сочинения / сост., вступ. ст. и прим. М. А. Колерова, Н. С. Плотникова. М., 1995.

138. Новгородцев П. И. О своеобразных элементах русской философии права // Новгородцев П. И. Сочинения / сост., вступ. ст. и прим. М. А. Колерова, Н. С. Плотникова. М., 1995.

139. Новгородцев П. И. Право на достойное человеческое существование // Новгородцев П. И. Сочинения. М., 1995.

140. Новый энциклопедический словарь. М., 2005.

141. Обозрение исторических сведений о Своде законов: Составлено из актов, хранящихся во II Отделении Собственной Его Императорского

Величества Канцелярии. СПб., 1833. - 200 с.

142. Общий обзор демидовских наград за все время их существования с 1831 по 1864 год // Тридцать четвертое и последнее присуждение учрежденных П.Н. Демидовым наград. СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1866. - 408 с.

144. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1990.

145. Остроух А. Н. Учение Бентама о праве: учебное пособие. Краснодар, 2002.

146. Паскачина М. Н. Юридический подход в концепции И. А. Ильина // Государство и право. 2016. № 11.

147. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000.

148. Пашенцев Д. А., Чернявский А. Г. Формирование русской исторической школы права // Образование и право. 2016. № 2.

149. Поляков А. В. Государственно-правовое учение Н. М. Коркунова // Кодекс info. 2002. № 5-6.

150. Поляков A. B. Российский правовой дискурс и идея коммуникации: учебное пособие. СПб., 2000.

151. Поляков A. B. Философия права Льва Петражицкого // Кодекс. Правовой научно-практический журнал. 2000. № 1.

152. Поляков А. В. Общая теория права: феноменолого-коммуникативный подход: курс лекций. СПб., 2003.

153. Поляков А. В. Возможна ли интегральная теория права? URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=97806 (дата обращения: 14.12.2016).

154. Поляков А. В., Тимошина Е. В. Общая теория права: учебник. СПб.,

2005.

155. Поспелов Е. М. Географические названия мира: топономический словарь. М.: Русские словари, 2001. - 313 с.

156. Пяткина С. А. О правовой теории русского юридического позитивизма // Правоведение. 1964. № 4.

157. Ренненкампф Н. К. Очерки юридической энциклопедии. Киев:

201

Университетские известия, 1868. - 282 с.

158. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. СПб., 2001.

159. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время. СПб., 1996.

160. Редкин П. Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще. СПб.: Тип. М.М. Слюсаревича, 1889. Т. 1. - 442 с.

161. Рейснер М. А. Теория Л. И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология. СПб., 1908.

162. Речь Б. Н. Чичерина 16 мая 1883 г. // Чичерин Б. Н. Философия права. СПб., 1998.

163. Романович-Словатинский А. В. Жизнь и деятельность Н.Д. Иванищева. СПб., 1876.

164. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. М., 1994.

165. Русский биографический словарь. СПб., 1914.

166. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Трактаты. М., 1969.

167. Сапун В. А. Инструментальная теория права в юридической науке // Современное государство и право: вопросы теории и истории. Владивосток, 1992.

168. Семеникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учебник для вузов. 6-е изд., перераб. М., 2003.

169. Синха С. П. Юриспруденция. Философия права: краткий курс; пер. с англ. М., 1996.

170. Симонов В. Н. Российская правовая система: введение в общую теорию. Саратов, 1994.

171. Собственная Его Императорского Величества Канцелярия //

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. СПб., 1890-1907. Т. 82.

172. Соловьев Вл. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев Вл. Сочинения. М., 1988. Т. 1.

173. Сорокин П. А. Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией государства. Ярославль, 1919.

174. Сорокин В. В. Дух права - фундаментальная категория правовой науки // Государство и право. 2021. № 12.

175. Спенсер Г. Данные науки о нравственности. СПб., 1880.

176. Спенсер Г. Основания социологии. СПб., 1876. Т. 1; 1877. Т. 2.

177. Сперанский М. М. Введение к уложению государственных законов (план всеобщего государственного образования). Руководство к познанию законов. СПб.: Наука, 2002. - 678 с.

178. Стасюлевич М. М. и его современники в их переписке: в 5 т. СПб., 1911-1913.

179. Стефанов А. Ю. Понятие методологии юридической науки в работах российских правоведов второй половины XIX - начала XX века // Проблемы и перспективы современной юриспруденции: сборник научных трудов по итогам научно-практической конференции. Н. Новгород: ИЦРОН, 2018. - 36 с.

180. Сухомлинов М. И. Русские университеты, учрежденные в начале царствования Александра I. СПб.: Б. и., 1866. - 89 с.

181. Сырых В. М. Проблемы теории государства и права. М.: ЭКСМО, 2008. - 525 с.

182. Тарановский Ф. В. Энциклопедия права. 3-е изд. СПб., 2001.

183. Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892.

184. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. М., 2000.

185. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова,

203

A. В. Малько. М.: Юрист, 2001. - 776 с.

186. Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского и

B. Д. Перевалова. М.: Норма, 2002. - 616 с.

187. Терлаич Г. И. Краткое руководство к систематическому познанию гражданского частного права России. СПб.: Императорская Академия наук, 1810. Ч. 1. - 172 с.

188. Тимошина Е. В. Политико-правовая идеология русского пореформенного консерватизма: К. П. Победоносцев. СПб., 2000.

189. Тихонравов Ю. В. Основы философии права: учебное пособие. М.,

1997.

190. Томсинов В. А. Русский законоискусник Захар Аникеевич Горюшкин (1748-1821) // Закон. 2009. № 6.

191. Тонких В. А., Ярецкий Ю. Л. История политической и правовой мысли России: учебное пособие для вузов / под ред. В. И. Жукова. М., 1999.

192. Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. СПб., 1998.

193. Усов М. Ф. Очерк служебной и ученой деятельности К.А. Неволина. СПб., 1855.

194. Уильямс Г. Демократия и право в теории права и ценности Хабермаса // Правовая мысль ХХ века. М., 2002.

195. Философия науки / под ред. Т. П. Матяш. Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 496 с.

196. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

197. Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства: в 2 т. СПб.,

1910.

198. Фролова Е. А. Методология науки в философии права российских неокантианцев // Государство и право. 2016. № 7.

199. Фролова Е. А. Теория естественного права (историко-теоретический аспект) // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2013. № 2.

200. Фролова Е. А. Исторический и логический методы изучения права:

из истории философии права // Государство и право. 2021. № 1.

201. Хабермас Ю. Право как средство и право как институт // Правовая мысль ХХ века. М., 2002.

202. Хмыгров М. Д. К.А. Неволин. Портретная галерея русских деятелей. СПб., 1869. Т. 1.

203. Хомяков А. С. Политические письма 1848 года // Вопросы философии. 1991. № 3.

204. Цветаев Л. А. Краткая теория законов. М.: Унив. тип., 1810. - 126 с.

205. Цветаев Л. А. Начертание теории законов. М.: Университетская типография, 1816. - 377 с.

206. Чаадаев П. Я. Философические письма // Сочинения. М.: Правда,

1989.

207. Чернявский А. Г. Методологические аспекты соотношения природы права и человеческих интересов // Государство и право. 2017. № 4.

208. Чернявский А. Г. Современное значение понимания сущности и идеи государства // Государство и право. 2021. № 12.

209. Четвернин В. А. Понятия права и государства. Введение в курс теории права и государства. М., 1997.

210. Чижов Н. Е. Очерки учений русских юристов о праве. Одесса, 1881.

211. Чичерин Б. Н. Воспоминания. М., 2001.

212. Чичерин Б.Н. Задачи нового царствования // Философия права. СПб., 1998.

213. Чичерин Б. Н. О судебной реформе // Философия права. СПб., 1998.

214. Чичерин Б. Н. Различные виды либерализма // Философия права. СПб., 1998.

215. Чичерин Б. Н. Россия накануне XX столетия // Философия права. СПб., 1998.

216. Чулков Г. И. Императоры России. М., 2003.

217. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. К., 1912.

218. Шершеневич Г. Ф. Общее учение о праве и государстве. М., 1908.

205

219. Шершеневич Г. Ф. Наука гражданского права в России. Казань,

220. Шершеневич Г. Ф. История философии права. СПб.: Труд, 1907. -

748 с.

221. Шульгин В. Я. История университета св. Владимира. Киев, 1860.

223. История философии права. М., 1904-1905.

224. Экимов А. И. Коркунов. М., 1983.

225. Юридическая социология: учебник для вузов. М., 2000.

226. Ященко A. C. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт систематической теории права и государства. СПб., 1999.

227. Ященко А. С. Теория федерализма: опыт синтетической теории права и государства. М., 1912.

228. Ященко А. С. Синтетическая теория права в юридических науках // Журнал Министерства юстиции. 1912. Январь.

229. Grotii H. Ivre belli ac pacis libri tres. Parie, 1625.

Диссертации и авторефераты

230. Амбарцумян А. С. Концепция права Н. Н. Алексеева: социокультурные и политические основания: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2013.

231. Бухарова И. В. Психологическая теория правового воздействия Л. И. Петражицкого: теоретико-методологический анализ: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2014.

232. Золотарева Л. С. Психологическое правопонимание: историко-сравнительный анализ учений Л. И. Петражицкого и Н. М. Коркунова: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2008.

233. Максимова И. М. Правосознание как источник правового поведения личности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005.

234. Мирзаев А. С. Концепция философии законодательства К.А.

Неволина: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. - 162 с.

235. Тимошина Е. В. Теория и социология права Л. И. Петражицкого в контексте классического и постклассического правопонимания: дис. ... д-ра юрид. наук. СПб.; М., 2013.

236. Иванова В. Н. Учение Н. М. Коркунова о государстве и праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1976.

237. Коваленко О. С. Развитие традиций русского консерватизма в теоретической и практической деятельности К. П. Победоносцева: дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2009.

238. Поляков А. В. «Возрожденное естественное право» в России (критический анализ основных концепций): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1987.

239. Суржик О. С. Проблемы пореформенной России в духовно-нравственной концепции К. П. Победоносцева: автореф. дис. ... канд. истор. наук. М., 2012.

240. Шаповал О. В. Учение Н. М. Коркунова о праве: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2005.

241. Яхина А. Р. Учение П. И. Новгородцева о праве и государстве: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2007.

242. Ячменев Ю. В. Правовая теория К.А. Неволина (истоки естественно-правовой мысли в России): дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1995.

Архивы

243. Архив РНБ. Научно-исследовательский отдел рукописей. Фонд № 173.1. Ед. хр. № 569. Письмо К.А. Неволина профессору Московской духовной академии протоиерею Ф.А. Голубинскому. Российская государственная библиотека.

244. ГАРФ. Ф. 1154. Б.Н. Чичерин.

245. ГАРФ. Ф. 119. Кавелины.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.