Философско-мистическое учение Ака Наджафи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Мусальреза, Аминзареини Мухаммад Хусейн
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 150
Оглавление диссертации кандидат философских наук Мусальреза, Аминзареини Мухаммад Хусейн
Введение . 3
Глава 1. Социально — политическая и духовно — культурная обстановка Хорасана периода жизни и деятельности Ака Наджафи
1.1 Социально-политическая обстановка времени Ака Наджафи. 14
1.2. Духовная и культурная жизнь эпохи Ака Наджафи.33
1.3. Жизнь и творчество Ака Наджафи.46
Глава 2. Проблемы бытия и познания в учении Ака Наджафи.55
2.1. Религиозно-мистическое восприятие бытия Ака Наджафи.55
2.2. Соотношение Бога, человека и действительности в системе воззрений Ака Наджафи.61
2.3. Познание с точки зрения Ака Наджафи.77
Глава 3. Вопросы самопознания и нравственности в учении Ака Наджафи .106
3.1. Учение Ака Наджафи о самопознании человека.106
3.2. Этические воззрения Ака Наджафи.111
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Метафизика Хади Сабзавори1998 год, кандидат философских наук Саидов, Исмат Ахрорович
Философия Мирзо Абдулкодира Бедиля2007 год, доктор философских наук Садыкова, Насиба Нуруллаевна
Философско-теологические воззрения Газали2003 год, доктор философских наук Шамолов, Абдулвахид Абдуллаевич
Философия Шихабиддина Яхья Сухравади (на основе его работы "Хикмат ал-ишрак")1983 год, кандидат философских наук Одинаев, Якуб Курбанович
Философско-мистические взгляды Ходжи Абдуллы Ансари2012 год, кандидат философских наук Абдул Басир Камджу
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-мистическое учение Ака Наджафи»
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития человечества многие народы и нации оказались на грани угрожающей бездуховности, в первую очередь обусловленной экспансией чуждых им культур, порой агрессивных, толкающих мировое сообщество к формированию однополярного мира. Этот процесс как никогда актуализирует задачу целенаправленного изучения духовного наследия прошлого, того духовного опыта, использование которого во многом способно изменить сложившуюся ситуацию.
Сегодня большинство наук ориентировано на исключительно материальное начало и совершенно игнорирует духовные аспекты развития общества вообще и человека в частности, и в итоге наука, главная задача которой заключается в познании истины, все более и более удаляется от такого познания, что порождает новые проблемы в развитии цивилизации как таковой.
Все вышесказанное настоятельно требует от нас обратиться к истокам философии духа, к истории религиозных, мистических и метафизических учений, многие из которых пополнили сокровищницу культурных ценностей человечества. Обращение к истории духовной, интеллектуальной жизни иранского народа конца XIX - первой половины XX вв, к его богатому наследию также может помочь приобщить современного человека к познанию основ духовности. Однако история философии этого периода во многих ее аспектах еще не исследована и, следовательно, не систематизирована, но даже если такие исследования и имеются, то они зачастую фрагментарны и не могут претендовать на исчерпывающую оценку данного наследия.
История Ирана XIX в. - первой половины XX в. характеризуются весьма важными, политическими, социальными, национально-освободительными событиями, которые, конечно, влияли на мировоззрение людей. Но для науки значима не только эта сторона вопроса. Большое значение здесь имеет и другой его аспект, а именно, что нового внесли мыслители XX в. в разработку идей, заложенных еще Зороастром, Платоном, Аристотелем, неоплатониками, заповедей, проповеданных Иисусом и Мухаммадом. Без преувеличения можно сказать, что решение некоторых проблем из этого ряда мы можем обнаружить в философской и мистической мысли Ирана XX в.
К числу философов, мистиков и теологов этого периода относится Сейид Мухаммад Хасан, более известный под именем Ака Наджафи Кучани, богатое философское и духовное наследие которого, к сожалению, до сих пор остаётся малоизвестным и малоизученным. В связи с этим попытка проанализировать творчество Ака Наджафи с позиции современной историко-философской науки представляется весьма своевременной и актуальной.
Так как философские, главным образом теологические и мистические воззрения Ака Наджафи нашли свое выражение в его комментариях, полемических произведениях, книгах путешествий, зачастую тесно связанных с традициями философской, теологической мысли, в диссертации этому обстоятельству уделено особое внимание.
В системе философско-теологической и мистической воззрений Ака Наджафи центральное место уделено познанию сущности человеческого духа. Ведь именно духовность делает человека избранным среди других созданий Бога, целью мироздания.
Исходя из этого положения, этическая концепция Ака Наджафи предполагает присутствие божественного начала в человеке, предназначенном вершить земные дела. Наиболее глубинное раскрытие этой особенности воззрений Ака Наджафи составляет главную часть задач исследователя.
Творчество Ака Наджафи на научных принципах изучается впервые, ибо не только в Иране, но и вообще в научной практике филологическо— теологические и мистические воззрения ученого изучению не подвергались.
В ходе исследования диссертанту удалось установить, что Сейид Мухаммад Хасан входил в ограниченный круг мыслителей, выдвинувших философско-теологическую мысль на арену политических перипетий. Невзирая на то, что философы стремятся к объяснению действительности, а не к ее изменению, Ака Наджафи совместно с одним из представителей иранского движения конституционализма, своим учителем-Ахундом Хорасани - вывел мистику из традиционного угла отшельничества и сделал ее активным средством воспитания духовно богатой личности. Об этом ярко свидетельствует написанная им книга «Страница из современной истории Ирана», являющаяся надежнейшим источником истории революции конституционализма.
Философско-теологическое, мистическое наследие Ака Наджафи в современном Иране признанно в качестве выдающегося творения мысли и культуры страны в XX в. Об этом свидетельствует то, что на сей день изданы нижеследующие труды мыслителя:
1) '"'^J'1" - «Путешествие по Востоку». — Издано в 1375 / 1997 г. в Тегеране по инициативе господина Рамазан — Али Шакери.
2) jl (jmj ^tjjl Ctwjjj^u U <jjp »n — «Путешествие по западу или судьба душ после смерти». - Издано в 1375 / 1997 г. в Тегеране по инициативе господина Мухаммад — Реза Атайи.
3) ОЫ jl J^ji - «Страница из современной истории Ирана». Жизнеописание учителя мыслителя Ахунда Хорасани. - Издано в 1378 / 1999 г. в Тегеране по инициативе господина Рамазан — Али Шакери.
4) {Ллил ^lej «Комментарии к молитве "Утро"» - издано в 1381 / 2002 г. в Тегеране совместными усилиями господина Мухаммад - Реза Атайи и автора диссертации.
5) снЦи^ 'Ц? jb^jl ^bU-aj «Комментарии к наставлениям Аристотеля Шимасу», извлечениям из трактата Баба Афзала Кашани под названием "Тафахийа" — издано в 1378 / 1999 г. в Тегеране по инициативе господина Мухаммад — Реза Атайи.
6) Сборник письменных мемуаров Ака Наджафи, послуживший источником для целого ряда публикаций, вошедших в юбилейный сборник материалов конференции в честь Ака Наджафи.
7) cjbaJb — «Воспоминвния об Ака Наджафи». — Юбилейный сборник, опубликованный в 1380 / 2001 г. в Мешхеде по инициативе господина Голам-Али Йакуби.
8) j^jJ - «Другая книга путешествий». — Издана в 1380 / 2001 г в Мешхеде по инициативе господина Мухаммад — Таки Рахмани.
9) Ch>j — «Эликсир для тела и души». — Сборник материалов юбилейной конференции в честь Ака Наджафи, изданный в 1384 / 2005 г. в Тегеране по инициативе господина Рамазан - Али Шакери.
Степень разработанности темы. Философское наследие Ака Наджафи в современном Иране считается выдающимся вкладом в духовную культуру XX в. Об этом свидетельствует тот факт, что в стране издаются многие труды мыслителя, которые весьма востребованы не только в научных кругах, но и в иранском обществе в целом. Особо следует отметить такие его трактаты, как «Путешествие по Востоку», «Путешествие по Западу, или судьба душ после смерти», «Страница из современной истории Ирана. Жизнеописание мыслителя Ахунда Хорасана» и др.
Интерес к творческому наследию Ака Наджафи в Иране проявился ещё при его жизни, однако весьма ценным в плане изучения его творчества является сборник «Алхимия тела и души»1, вышедший в 2005 г. и содержащий более 30 научных докладов, посвященных этому мыслителю. Вопросам социально-политического положения Ирана в XX столетии и
1 Алхимия тела и души / Под общей редакцией Рамазана Али.
- Мешхед: Фонд Ака Наджафи, 1384. творчеству Ака Наджафи посвящена также статья Мухаммада Риза Хакими «Может ли спящего спящий разбудить?»1, в которой приводятся ценные сведения о жизненном пути и творчестве Ака Наджафи.
Вопросам судебной власти в Иране с сопоставительным анализом пятого раздела трактата Ака Наджафи «Об основании оправдания» посвящена статья Сайда Хусейна Алави «Судебная власть и условия л деятельности судебной власти в исламе» . Вали Малакути в своей публикации «Комментарий к книге «Об основании оправдания3» дает анализ основных правовых идей мыслителя.
Доктор Дауд Меъмури в статье «Место и роль Корана и хадиса в мировоззрении Ака Наджафи»4 отмечает, что мыслитель при разработке некоторых проблем своей доктрины, особенно при обосновании фундаментальных принципов бытия, исходил из учения Корана и сунны.
Проблемам методологии изучения трактатов Ака Наджафи посвящена работа Рамазана Али «Методы изучения трудов Ака Наджафи»5, где основные труды мыслителя классифицирется по объему и методу исследования: а) путевые записки; б) комментарии; в) труды по теологии; г) трактаты по юрисприденции и т.д.
Следует также сказать о работе Али Шокири «Размышление вокруг книги «Трактат по разбирательству правовых положений Ака Наджафи»6. В этой статье сделана попытка проблемного анализа правовых воззрений Ака Наджафи. В свою очередь, Хасан Коргар Кулухи при анализе проблем пожертвования и завещания как богоугодного дела, в статье «Безопасность и
1 Хакими Мухаммад Риза. Может ли спящего спящий разбудить. - Мешхед: Фонд Ака Наджафи, 1384. - С. 147-156.
2 Алави Сайд Хусейн. Судебная власть и условия деятельности судебной власти в исламе // Алхимия тела и души. - Мешхед: Фонд Ака Наджафи, 1384. - С. 79-87.
3 Малакути Вали. Комментарий к книге «Об основании оправдания» Ака Наджафи. - Мешхед: Фонд Ака Наджафи, 1384.-С. 157-166.
4 Меъмори Дауд. Место и роль Корана и хадиса в мировоззрении Ака Наджафи// Алхимия тела и души. -С. 182-183.
5 Али Рамазан. Методы изучения трудов Ака Наджафи. - Мешхед: Фонд Ака Наджафи, 1384.
6 Шокири Али. Размышление вокруг книги «Трактат по разбирательству правовых положений Ака Наджафи» // Алхимия тела и души - С. 243-249 свержение имущества в «вакуфных» документах Кучани»1 главное внимание уделяет выяснению места и роли шариата в вопросах пожертвования, решаемых Ака Наджафи.
Немаловажной заслугой иранских исследователей является также изданный ими сборник статей, посвященных чествованию Ака Наджафи в Кучане. В этом сборнике биографии, жизненному пути и творчеству мыслителя посвящены исследования Хусайна Мусаррата «Ака Наджафи Кучани» и Махди Икбала «Нравственная добродетельность Ака Наджафи».
Махмуд Фазил Язди в статье «Комментарии к трактату «Тафахийа» (роман), принадлежащей Аристотелю даёт анализ некоторых философских проблем, имеющих место в творчестве мыслителя.
Отношение Ака Наджафи к религиозным наукам, к столпам ислама, а также пропаганда исламской формы идентичности нашли свое отражение в статье Мухаммада Махди Рукни «Процесс обучения религии и пропаганды ислама в Коране».
Что касается исследований Хусейна Размджу «Комментарий трактата «Путешествие по Востоку, или книга жизни и путешествий Ака Наджафи Кучани», Мухаммала Джобони «Несколько слов по поводу книги «Путешествие по Востоку, или книга жизни и путешествий Ака Наджафи Кучани», Тимура Гуляма «Анализ структуры сказания в «Путешествии по Востоку, или книга жизни и путешествий Ака Наджафи Кучани», Мухаммада Таки Рахмани «Другое путешествие», то эти учение проанализировали события, которые происходили во время различных путешествий Ака Наджафи.
Особый интерес представляют статьи Батура Фахрулислама «Комментарий к молитве «Сабах» (Утро), Аббоса Али Султани «Комментарий трактата «Обстоятельства ислама в знамении Всеведущего
1 Кулухи Хасан Коргар. Безопасность и свержение имущества в «вакуфных» документах Кучана // Там же -С. 337-343.
Бога», Зухры Гувохи «Комментарий книги «Об обосновании оправдания» и др., в которых дается анализ этико-правовых и мистических воззрений мыслителя. Авторы, в основном опираясь на вышеуказанные работы Ака Наджафи, вполне оправдано утверждают, что полемика мыслителя с Охундом Мухаммадом Каземом Хорасани носит теолого-правовой характер.
Следует также отметить работы Абдул Карима Абдуллаха Наджада «Требование и воля с позиции Хумайни», Хусайна Бахрвона «Душа и ее место в воззрениях Ака Наджафи», Гуляма Али Якуби «Научные взгляды Ака Наджафи» и Али Хайдари «Взгляд на метод анализа Ака Наджафи» и др., в которых авторы глубоко и беспристрастно анализируют проблемы онтологии, гносеологии, психологии и других аспектов знания в творчестве мыслителя.
При всей значимости исследований, посвященных учениям Ака Наджафи, изучение наследия мыслителя, констатирует автор, нельзя считать завершенным, поскольку многие аспекты его мировоззрения, а таюке содержание его трудов и поныне остаются малоисследованными. Анализ некоторых вопросов философского учения Ака Наджафи, содержащийся в вышеуказанных статьях более объемных работах, не раскрывает целостности и последовательности развития идей мыслителя.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является системный анализ мистико - философских воззрений Ака Наджафи на основе еще не изученных до сегодняшнего дня некоторых его трудов, представляющих большой интерес для философской науки.
Согласно этой цели, автором ставятся и решаются следующие задачи:
- проанализировать социокультурные особенности эпохи мыслителя;
- дать наиболее полную характеристику его философско — метафизических трактатов;
- раскрыть сущность идей Ака Наджафи о духовной природе человека;
- выявить и обосновать сущность этических воззрений мыслителя;
- раскрыть глубокое смысловое содержание философско - мистических идей мыслителя;
- оценить мировоззренческие аспекты творчества Наджафи на основе эволюции его взглядов.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в историко - философской литературе впервые:
- проводится анализ связи творчества мыслителя с социально-политической обстановкой и духовно -культурной жизнью его эпохи;
- прослеживаются идейные истоки формирования философско-мистических воззрений мыслителя, устанавливается, что его философско — мистические идей покоятся на теологии и религиозно' - философских учениях суфизма;
- в системной форме реконструируется целостная^ философско-мистическая концепция Ака Наджафи, в связи с чем доказывается, что его-философско-мистическая концепция основано на анализе проблем бытия^ познания, самопознания.и самосовершенствования человека;
- раскрывается философско-мистическое и теологическое понимание.: мыслителем восприятия бытия;
- выявляются- особенности^ теории познания Ака Наджафи сквозь призму идей.религиозно -мистического характера;
- освещается философско-мистический аспект проблемы самопознания человека в учении Ака Наджафи;
- исследуются проблемы этики в философско-мистической доктрине Ака Наджафи;
- доказывается, что мыслителю' удалось выдвинуть философско-теологическую мысль на арену политических перипетий своего времени;
- оценивается значимость вклада Ака- Наджафи в развитие идей толерантности мировоззрений: религиозного и философско-мистического.
Основные положения диссертации, выносимые на зашиту:
1. Жизнь и духовная деятельность Сайда Мухаммада Хасана, более известного под именем Ака Наджафи Кучани, исторически совпали с последней четвертью XIX в. В этот период Иран находился в полуколониальной зависимости английского и русского империализма.
2. Октябрьская революция в России сильно повлияла на общественно-политическую ситуацию в Иране, и в определённой мере это влияние было весьма благоприятным.
3. В религиозно-мистическом восприятии действительности Ака Наджафи исходит из реально существующих миров. Согласно мыслителю, есть мир творца, куда нет доступа никому, и это первая ступень мироздания. Называя мир разума второй ступенью мироздания, Ака Наджафи считает, что телесные атрибуты здесь отсутствуют и в тоже время все отражаются во всем. Третьей ступенью мироздания является царство небесное. По мнению Ака Наджафи, царство небесное разделяется на высшей и низший, правый и левый уровни. Здесь, считает он, обитают все разумные существа, силы добра и зла. За этими мирами в иерархии мироздания следует мир абсолютной натуры и абсолютной телесности. Иерархию мироздания замыкает активной хаос или первоматерия, основа всего телесного мира. Такова модель объективной действительности в восприятии Наджафи.
4. В вопросах познания Наджафи следует философии объективного идеализма Платона. Исходя из положений гносеологии Платона, в проявлениях мира Наджафи усматривает лишь «виды», которые так же не «становятся» реальными, как их идеи или образы.
5. Решая вопрос соотношения Бога и человека, Наджафи считает человека воплощением всех самооценочных имен Творца. Отсюда, человек имеет более высокий статус, чем ангелы. Нравственные нормы у Наджафи связаны с нормами самооценки и самосознания человека. Важнейшим моментом самосознания является постижение сущности потусторонного мира.
6. Нравственные идеи Наджафи наиболее четко изложены при анализе им различных теорий о природе морали. В основу моральных ценностей сентименталистическая теория ставит чувство, т.е. нравственность служит удовлетворению потребностей человеческого общества.
Методологической основой диссертационной работы послужили принципы структурно - типологического и логического анализа в освещении историко - философских проблем.
Источники исследования. Главным источником исследования явились сочинения самого Ака Наджафи, которые были доступны автору и в рукописном варианте и уже опубликованные. Но так как диапазон тематики в трудах Ака Наджафи достаточно широк, то при их исследовании били использованы также труды отечественных и зарубежных учёных в области философской, теологической, мистической и этической мысли.
Теоретическая и практическая ценность диссертации состоит в том, что она дает целостную картину становления философско — мистических воззрений не только самого Наджафи, но и его предшественников и современников. В связи сэтим она может служить источником для дальнейшего исследования творчества мыслителей XX столетия. Материалы диссертационной работы также могут быть использованы при чтении курса истории философии народов Ближнего и Среднего Востока.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в публикациях автора, в выступлениях на научных конференциях, посвященных жизни и творчеству Ака Наджафи в Кучане (29.03.1380 г.х.) и в Мешхеде (01.04.1380 г.х.), в лекциях для студентов Открытого исламского университета Ирана (г. Мешхед). Работа была обсуждена на заседании Отдела истории философии Института философии им. А. М. Богоутдинова АН РТ и рекомендована к защите.
Объем и структура диссертации. Согласно характеру поставленных целей и задач, а также логике исследования, диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Социально-политические и этические взгляды Наджмуддина Рази2009 год, кандидат философских наук Хасанова, Зебинисо Абдулатифовна
Философско-этические воззрения в мистицизме Ахмада Газали2011 год, кандидат философских наук Амирхонов, Шохусайн Талбонович
Учение Наджмуддина Рази о бытии и познании2010 год, кандидат философских наук Камолов, Усмонали Нусратович
Мистико-философское учение Фаридуддина Аттора2012 год, кандидат философских наук Аземун Мухаммад Аббас
Исмаилитская философия Носира Хусрава1997 год, доктор философских наук Арабзода, Нозир
Заключение диссертации по теме «История философии», Мусальреза, Аминзареини Мухаммад Хусейн
Заключение
Проанализировав филосовско-мистическое учение известного иранского мыслителя Ака Наджафи, мы пришли к следующим выводам:
1. Мохаммад Хосейн Кучани, более известный как Ака Наджафи Кучани, один из оригинальнейших мыслителей своего времени. Широко г эрудированный в самых различных областях науки, Ака Наджафи был не только выдающимся философом, но и глубоким знатоком теологии и этики.
2. Ака Наджафи не был сторонником противопоставления философии и теологии, он не отрицал философские принципы познания действительности, но считал при этом, что наука не должна оставлять без внимания феномен духа.
3. Ака Наджафи считает нравственность и действительность абсолютными, а познание - относительным. Его исследовательским методом был метод стихийного1 познания: считал науку небесным вдохновением и, внутренним даром, служащим инструментом познания мудреца-мистика. Его метод исследования вечных проблем человечества опирается на внерассуд очное силы сознания, которые в процессе совершенствования человека приводят его к незнанию Истины.
4. Несмотря на то, что Ака Наджафи.с большим почтением относится к Аристотелю, в нем все же следует видеть активного последователя Плотина.
5. В вопросе о бессмертии души Ака Наджафи придерживается воззрений Платона, Плотина, Муллы Садра и Мулла Хади Сабзевари. Он признает и подлинность, сущего, и его сомнительность, и его единство. В этом отношении ученый разделяет воззрения. Упанишад, стоиков, буддистов.
6. Ака Наджафи своим участием в движении Ахунда Хорасани в годы революции Машруте внес существенный вклад в борьбу за права человека, за его социальное освобождение.
7. Ака Наджафи вывел у себя на родине философию и мистицизм из узкого угла затворничества и медресе на широкий социальный простор.
8. Ака Наджафи достаточно позитивно воспринял концепцию Жан Жана Руссо и Жана Пиаже о влиянии окружающей среды и наследственных факторов на формирование личности человека.
9. Вопреки позиции ряда выдающихся философов, Ака Наджафи считает, что эмпирическая философия и эмпирическое сознание, теоретическая философия и теоретическое сознание имеют единую основу. Он придерживается мнения, что человек имеет один разум, но этот разум выполняет двойную функцию: когда человек познает окружающую его действительность, его разум выполняет теоретическую функцию, но когда человек применяет результаты своей теоретической деятельности на практике, то его разум выполняет эмпирические функции.
10. Ака Наджафи считает, что каждая частица действительно сущего пронизана любовью, что любовь является первородным двигателем божественной миссии. Все существа он считает способными к восприятию божественного откровения.
11. Ака Наджафи выделяет пять ступеней божественного откровения: первая ступень - это врожденная способность, которая имеет место в душе каждого сущего и которая ведет его к совершенству. Простые люди с использованием божественных откровений и собственным подвижничеством могут достичь четвертой ступени. Пятая ступень откровения предназначена для пророков.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.