Суфийский орден мавлавия и эволюция его теоретической и практической философии: XIII - начало XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, доктор философских наук Зиеев, Хуршедджон Махшулович

  • Зиеев, Хуршедджон Махшулович
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2006, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 278
Зиеев, Хуршедджон Махшулович. Суфийский орден мавлавия и эволюция его теоретической и практической философии: XIII - начало XX вв.: дис. доктор философских наук: 09.00.03 - История философии. Душанбе. 2006. 278 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Зиеев, Хуршедджон Махшулович

ВВЕДЕНИЕ .3

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ СУФИЙСКОГО ОРДЕНА МАВЛАВИЯ

§ 1. Социально-исторические условия формирования ордена и проблемы периодизации его истории.14

§ 2. Генеалогия мавлавии.36

§ 3. Влияние религий и религиозно-философских воззрений на становлении учения представителей ордена.42

§ 4. Место Бахауддина Валада и Бурхануддина Мухаккика в формировании мавлавии.48

§ 5. Шамс Табрези и роль его идей в становлении ордена.73

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ РАННЕЙ МАВЛАВИИ В ХШ - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХУ ВВ.

§ 1. Учение Джалаледдина Руми как основа теоретической философии ордена мавлавия.95

1.1.Проблемы бытия.108

1.2.Вопросы познания мира и Бога.128

1.3.Отношение к религии.164

1.4.Этико-социальные взгляды.171

§ 2. Развитие доктрины ранней мавлавии в учениях Султанвалада и Улу ОрифаЧалаби.183

ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПОЗДНЕЙ МАВЛАВИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХУ -ХУ1 ВВ.

§ 1. Вопросы онтологии, теории познания и этики в поэзии Девоны

Мухаммада.195

§ 2. Теория и мистическая практика поздней мавлавии в учении

Шахиди.207

§ 3. Эволюция мавлавийской концепции любви в учении Юсуфа

Синачока.216

ГЛАВА 4. ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ И ПРАКТИКИ ОРДЕНА МАВЛАВИЯ (ХУП - НАЧАЛО XX ВВ.)

§ 1. Шейх Галиб и дальнейшая эволюция идеологии и мистической практики мавлавии.226

§ 2. Теория и практика ордена на пороге новой и новейшей истории.,237

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Суфийский орден мавлавия и эволюция его теоретической и практической философии: XIII - начало XX вв.»

Актуальность темы исследования. В эпоху глобализации, охватившей весь мир, в том числе Таджикистан и другие постсоветские государства, в условиях усиленного поиска национальной идентичности и духовного возрождения народов этих стран обращение к философской и религиозной мысли прошлого и новое ее осмысление с учетом требований реалий современности может стать важной опорой для создания нового общества и нового человека. Для Таджикистана в этом плане важную роль может сыграть изучение и использование сокровищ таджикско-персидской культуры, ибо в ходе многовековой истории развития в ней возникли такие течения и школы мысли, которые имеют непреходящее значение. Одним из них является суфизм, который по единодушному признанию и восточных и западных исследователей, является феноменом средневековья.

Научный анализ суфизма требует усилий в двух направлениях -изучение наследия отдельных его представителей и исследование суфийских орденов. В первой части в истории философии проведено множество заметных исследований, и, хотя до сих пор наследие многих суфиев не подвергнуто научному анализу, можно отметить, что задача исследования суфизма в этом направлении в некоторой степени выполнено. Что касается суфийских орденов, то множество из них все еще не стало предметом обобщающих исследований. Мавлавия, которая связана с именем великого таджикско-персидского мыслителя Джалаледдина Руми (1207-1273), относится к числу таких орденов, исследование истории развития которых может стать еще одним шагом в более полном изучении истории суфизма в целом.

Вышесказанное подтверждает важность изучения проблемы, поставленной в данной работе. Актуальность исследования также вытекает из следующего:

-4- Мавлавия охватывает длительный исторический период развития -ХШ - первая половина XX вв. и обширный географический регион распространения. Этот орден в течение восьми веков своего существования объединял многочисленных представителей, которые оставили богатое духовное наследие. Анализ и обобщение этого наследия освещает не только ход развития философии иранских народов, но и ее связи и отношения с философской мыслью соседних арабских, тюркских и индийских народов.

- Орден мавлавия имеет своеобразную мистико-философскую (или метафизическую) антропологию и цельную суфийскую практику. В этих направлениях у него много общего с другими школами суфизма. Однако представителями ордена высказано также множество идей, аналогов которых не наблюдается у других мыслителей и школ. Поэтому изучение мавлавии дает возможность дополнить философию новыми оригинальными идеями.

- Более детальное изучение мавлавии может способствовать также решению таких проблем, вокруг которых в историко-философской науке идут споры: Почему Руми не считал свое учение суфийским? Почему единство бытия мавлавийцев, которое по своей сути является продолжением того же учения Мансура Халладжа, не стало предметом сопротивления со стороны религиозных деятелей? Находится ли мавлавия на позициях шиизма? Почему большинство мыслителей Востока в конце своей деятельности обращаются к мистицизму? Сможет ли мистицизм, при всем своем принципиальном отличии от рационализма, расширить пределы человеческого знания? Таковы некоторые проблемы, которые должны быть решены при изучении мавлавии или суфизма в целом.

- Одним из важных аспектов учения мавлавии является теория веротерпимости. В этом направлении мавлавийцы не только выражали свои теоретические идеи, но и применяли их в своих отношениях с немусульманским населением Малой Азии. Изучение идей мавлавийцев относительно этой темы и использование их в современном таджикском обществе, которое по религиозному составу населения похоже, в некоторой степени, на среду представителей мавлавии, будет иметь большое практическое значение.

- Среди других философских и суфийских школ учение мавлавии занимает видное место благодаря своей гуманистической направленности. Человек в этом ордене находится в центре круга вселенной и при решении большинства вопросов мавлавийцы тем или иным образом размышляют над проблемами человека. Исследование подобных идей ордена может стать полезным в начавшемся процессе обращения современной философии в сторону человека и его потребностей.

- В последние годы в отечественной науке проведено несколько исследований по учению Руми, которые, несомненно, внесли важный вклад в дело изучения наследия мавлавии. Однако в этих исследованиях, в особенности в тех, которые были проведены в советские годы, наблюдается влияние господствующей в то время идеологии, и по этой, а также по другим методологическим причинам, в них вынужденно допущены некоторые искажения сущности учения Руми. Поэтому сегодня возникла необходимость устранения этих искажений.

- Исследуя учение Руми, отечественные исследователи сравнивают его в основном с учением Г. Гегеля. Однако в нем имеется большой материал, сравнимый с учениями многих других восточных и западных философов. По этой причине необходимо выявить ценность идей Руми с помощью таких сравнений в более полном объеме.

Степень разработанности проблемы. Всю доступную по исследуемой проблеме литературу можно подразделить на две группы: 1) исследования, которые специально посвящены истории мавлавии; 2) исследования, которые посвящены отдельным представителям ордена или в которых даются какие-либо сведения о мавлавийцах.

Среди трудов первой группы, прежде всего, необходимо отметить исследование А. Гулпинарли1. В этом произведении дана история

1 Гулпинорли А. Мавлавия баъд аз Мавлоно. - Тегеран, 1366 х. формирования и развития мавлавии с конца ХШ в. до начала XX в., исследованы истоки ордена, его ритуалы и обряды. Исследование А. Гулпинарли, несомненно, является важным вкладом в изучение мавлавии, и в нашей работе оно использовано в качестве наиболее аргументированного анализа. Кроме того, в диссертации рассматриваются некоторые аспекты жизни и творчества этого ученого как представителя ордена. Но, наряду с этим, следует отметить, что упомянутое произведение является литературоведческим исследованием и поэтому многие вопросы, которые касаются философской доктрины мавлавии, остаются вне поля зрения его автора.

Новейшим исследованием по истории ордена является работа Ф.Д. Льюиса2. В ней имеется специальная глава, которая посвящена истории мавлавии после Руми. Автором также приводятся ценные сведения о духовных предшественниках Руми, о фактах биографии мыслителя и его семьи. Ф.Д. Льюис исследует поэзию Руми и некоторые аспекты его учения, в том числе проблемы, связанные с суфизмом и его философией. В исследовании на достаточно хорошем уровне показана степень популярности Руми на Востоке и Западе. Однако и данное исследование имеет литературоведческий характер и в нем не рассмотрены основные аспекты философского учения мавлавии.

Из исследований, которые посвящены отдельным представителям мавлавии или в которых даются какие-либо сведения о них, необходимо отметить труды следующих авторов: - Акимушкина О.Ф., Арбери А., Багоутдинова A.M., Бертельса Е.Э., Брагинского И.С., Гавхарина С., Гарбузовой B.C., Гордлевского В.А., Дашти А., Джавелидзе Э.Д., Джа'фари М., Зарринкуба А., Инайят Хана, Кныша А.Д., Лавского В., Махмаджоновой М. Т., Никольсона А., Одилова Н., Оташа А., Рипки Я., Сирадж М., А., Сахиб-ул-джавахира, Степанянц М.Т., Султонзода М., Фиша Р.,

2 Lewis D.F. Rumi. Past & Present, East & West. The Life, Teaching & Poetry of Jalal at-Din Rumi. - Oxford, 2000.

Фурузонфара Б., Халифы Х.А., Хадизаде Р., Хумаи Ч., Читтика У.К., Шиммель А.3 и др.

Среди исследований вышеупомянутых авторов особо выделяются работы, в которых дается общая оценка мировоззрения Руми. Учение, отраженное в <(Маснави», к примеру, И. Брагинский считает последовательным с точки зрения формы, а в содержательном плане -эклектичным. Он выделяет в нем онтологию, теорию познания и социологию, в которую входит и этика. Европейский востоковед Ю. Балдик считает, что первая и вторая тетради «Маснави» охватывают проблемы, связанные с чувственной душой, третья и четвертая тетради - тематику соотношения Абсолютного Разума, разума и познания, а пятая и шестая тетради являются учением об Абсолютной Душе и Изначальном Свете. Профессор Одилов Н. характеризует учение Руми в целом как объективный идеализм, содержащий в себе элементы диалектики. Льюис Ф.Д. отмечает, что Руми не имеет четко систематизированной философии, но его учение находится под сильным влиянием теософии Ибна Араби. В работе

3 Акимушкин О.Ф. Вдохновенный из Рума // Руми Джалалиддин. Поэма о скрытом смысле. Избранные притчи. -М., 1986; Бертельс Е.Э. Избранные труды. История литературы и культуры Ирана,- М., 1988; Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии. -Сталинабад, 1961; Джавелидзе Э.Д. У истоков турецкой литературы. 1. Джелаль-ед-дин Руми (вопросы мировоззрения).- Тбилиси, 1979,- Т. 1; Брагинский И.С. 12 миниатюр. От Рудаки до Джами.- М., 1976; Гавхарин С. Лугот ва таъбироти «Маснави»-и Чалолуддини Балхи.- Тегеран, 1337-1339 х.- Ч. 1-3; Гарбузова B.C. Поэты средневековой Турции. - Л., 1963; Гордлевский В.А. Избранные сочинения. Государство сельджукидов Малой Азии. -М., I960,- Т. I; Дашти А. Сайре дар девони Шамс.- Тегеран, 1337 х.; Зарринкуб А. Бахр дар куза. Накд ва тафсири казияхо ва тамсилоти «Маснави».- Тегеран, без года изд.; Его же: Чустучу дар тасаввуфи Эрон.- Душанбе, 1992; Инайят Хан X. Учение суфиев.- M., 1998; Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм,- M., Спб., 2004; Лавский

B. Введение // Суфийская мудрость,- Минск, 1998; Махмадчонова M.T. Мулохизоте чанд рочеъ ба ахлоки Чалолуддини Руми,- Известия АН Республики Таджикистан,- Серия: философия и право,- Душанбе, 1992.-№ 1-2; Ее же: Этические взгляды Джалолуддина Руми,- Душанбе, 2001; Одилов Н. Мировоззрение Джалолиддина Руми. - Душанбе, 1974; Его же: Чахонбинии Чалолуддини Руми,- Душанбе, 1964; Оштиёни

C,Ч. Дебоча // Шиммел А. Шукухи Шамс.- Тегеран, 1375 х.; Сохиб-ул-чавохир. Чавохир-ул-осор фи тарчамати «Маснави»,- Тегеран, без года изд.- 4. I; Степанянц M.T. Философские аспекты суфизма. - М., 1987; Ее же: Восточная философия,- М., 2001; Сироч М. Мавлонои Балхи ва падараш. Таъсири «Маориф» бар «Маснавии маънави». -Кабул, 1340 х.; Султонзода М. Назми орифонаи Шохиди Мавлави // Баррасихо аз таърихи фалсафаи точику форс.- Душанбе, 2002; Фурузонфар Б. Аходиси «Маснави».- Тегеран, 1344 х.; Его же: Мукаддима // Мухаккик Бурхонуддин. Маориф. - Тегеран, без года изд.; Хумои 4. Газалиёти девони Шамс // Газалиёти Шамси Табрези.- Тегеран, 1335 х.; Чаъфари М. Тафсир ва накд ва тахлили «Маснави»-и Мавлоно Чалолуддин Мухаммади Балхи.- Тегеран, без года изд. - 4. 1-15; Фиш Р. Джалаледдин Руми. -М.,1985; Хадизаде Р. Джалаледдин Руми // Руми. Притчи, газели. - Душанбе, 1988; Его же: Мукаддима // Хикоятхои халки дар «Маснави»-и Руми.- Душанбе, 1963; Шиммел А. Шукухи Шамс.-Тегеран, 1375 х.; Читтик У.К. В поисках скрытого смысла.- М., 1995; Arberry A.J. Classical Persian Literature.-London, 1958; Khalifah H.A. Jalal-ad-Din Rumi //A History of Muslim Philosophy.- Pakistan, 1966.- V. 2; Nicholson A. Poet & Mystic.- London, 1956; Chittick W.C. The Sufi Path of Love. The Spiritual Teachings of Rumi. - Albany, 1983 и т.д.

Махмаджоновой М.Т. опровергается сугубо мистико-религиозная направленность учения мыслителя. Кныш А.Д. считает, что воззрения Руми по основополагающим вопросам философии не поддаются однозначному определению. В настоящей работе показано, что, хотя учение мыслителя по форме является эклектичным, однако по содержанию представляет собой попытку систематизации идеалистической мистико-философской (метафизической) антропологии.

Несмотря на огромную работу, проделанную исследователями, множество аспектов теоретического учения и суфийской практики мавлавии - такие, как социально-исторические и идейно-теоретические ее истоки, мистико-философская антропология Руми в ее целостности, особенности эволюции теоретической и практической философии ордена после Руми и т.д., - до сих пор остаются неисследованными. Изучению основных вопросов этого ряда посвящено настоящее исследование.

Цели и задачи исследования. Основной целью нашего исследования является системная реконструкция теоретической и практической философии мавлавии в ее историческом эволюции. Для достижения данной цели, прежде всего, необходимо выполнение следующих задач:

- определение социально-исторических и идейно-теоретических истоков ордена;

- выявление основных идей мавлавийцев по вопросам человекознания или мистико-философской (метафизической) антропологии;

- анализ идей мавлавии о равенстве религий и ее теории веротерпимости;

- раскрытие особенностей эволюции ордена и его исторических судеб;

- восстановление суфийской практики и основных обрядов и ритуалов мавлавии;

- выявление роли мавлавии и мавлавийцев в истории культуры Востока и Запада;

-9- привлечение и введение в научный оборот неизученных источников ордена.

Основные источники исследования. Для достижения вышепоставленных целей анализ учения мавлавии проведен на основе следующих произведений ее представителей: полное наследие Бахауддина Валада, Бурханудцина Мухаккика, Шамса Табрези и Джалалледдина Руми; стихи Султанвалада и Улу Орифа Чалаби; «Поэтический трактат или масиави о мавлавийском сама'» и некоторые стихи Девоны Мухаммада; сохранившиеся стихи Юсуфа Синачока, Фахри, Самти, Худой, Гунохи, Содика, Асрара Мухаммада, Шайх Талиба и Шайха Назифа; «Трактат о бритье», «Цветник единства» и некоторые стихи Шахиди; письма и высказывания некоторых глав ордена; биография и научные исследования А. Гулпинарли и т.д.

В целях показа эволюции ордена не только по его основным философским проблемам, но и по учению отдельных его представителей, большинство положений данных источников в диссертации подвергнуто анализу. В ней также использованы средневековые антологии, произведения восточных и западных философов, исследования отечественных и зарубежных авторов по истории философии и суфизма.

Теоретические и методологические основы диссертации. Теоретическими и методологическими принципами исследования явились логический, объективный, исторический и сравнительный методы анализа поставленных проблем и рассматриваемых тем, а также методология, разработанная в трудах восточных и западных исследователей по истории суфизма и философии в целом.

Научная новизна и основные положения диссертации, выносимые на защиту. В работе впервые в историко-философской науке воссоздана система теоретической и практической философии суфийского ордена мавлавия в ее эволюции. В ней также впервые восстановлена генеалогия ордена в полном объеме, предложена периодизация ее истории на основе возникновения и эволюции ее идей и практики, проанализированы и обобщены вопросы онтологии, гносеологии, этики и социального учения Руми как неотделимой части его мистико-философской (метафизической) антропологии, реконструирована суфийская практика мавлавии в ее окончательной версии, поставлены и освещены некоторые вопросы и проблемы, касающиеся современного состояния исламской религии и ее правовых школ, диалога Восток-Запад и т.д. На основе этого впервые обосновываются следующие идеи, которые характеризуют новизну диссертационной работы и выносятся на защиту:

- Руми является лишь идейным основоположником мавлавии, действительным основателем ее как суфийского ордена, со всеми необходимыми атрибутами, был его сын Султанвалад;

- в «Маснави» Руми нельзя искать цельную философскую систему, на его основе можно вести речь лишь о попытках мыслителя систематизировать собственную философию и философию своих предшественников. Идеи Руми по вопросам бытия в этом произведении имеют, в основном, гносеологическую направленность и связаны с человеком. Поэтому учение мыслителя в целом является идеалистической мистико-философской (или метафизической) антропологией;

- мавлавия является суфийским орденом, онтологическое учение которого по проблемам Бога, мира и человека в отличие от других суфийских школ, например, от накшбандизма, всецело опирается на пантеизме;

- в гносеологии представители мавлавии не отрицают чувственную и рациональную формы познания бытия, однако миропознание и самопознание в их учении в целом подчинены иррациональному Богопознанию;

- этическое учение мавлавийцев является своеобразной теорией морали, направленной, в основном, на воспитание совершенного человека для познания Бога;

-11в социальной философии представители мавлавии проповедуют общественный характер человека и отрицают аскетический образ жизни. Поэтому их идеи об индивидуализме имеют лишь духовную направленность;

- интерпретируя высказывания Руми об Али, некоторые последователи ордена считают его шиитом. В действительности, Руми признает Али как халифа, однако он не говорит о его превосходстве перед другими праведными халифами. В мировоззрении некоторых последователей Руми также сильны влияния шиизма. Причины этого заключаются в более интенсивном распространении шиизма в Малой Азии в Х1У - начале ХУ1 вв., в принадлежности некоторых идейных основателей этого ордена к шиизму и в интерпретации внутреннего смысла Корана как одного из основных принципов учения мавлавии. Но идеология мавлавии, в целом, до конца своего существования осталась вполне суннитской;

- после Руми можно вести речь только о комментировании его идей и частичной эволюции и трансформации идеологии мавлавии. Если Султанвалад и Улу Ориф Чалаби комментируют основные положения учения Руми, то Девона Мухаммад, Шахиди, Юсуф Синачок, Шейх Галиб и другие мыслители развивают некоторые стороны идей своего учителя по проблемам онтологии, гносеологии и этики. Но в процессе их деятельности полностью формируется суфийская практика мавлавии;

- теория и практика поздней мавлавии формировалось под влиянием некоторых идей бекташии, калапдарии, накшбандии и футуввата. В свою очередь она в дальнейшем повлияла на такие суфийские ордены как ша'бания, карабашия, чиштия, кадирия и т.д. Однако в целом мавлавия имела свои особенности, среди которых выделяются полное признание единства бытия всеми его последователями, наличие оригинальных идей по проблеме противоположностей, принципам отрицания бытия и теории веротерпимости. Практика ордена также являлась оригинальной и, хотя в принципе не соответствовала основным положениям ислама, совершалась как мусульманский религиозный ритуал;

-12- мавлавия в связи с европеизацией культуры Турции и по причине общего процесса секуляризации, проходившего в восточной культуре под давлением западных стран-колонизаторов, как суфийский орден ушла с исторической арены. Однако официальные запреты не смогли остановить отдельных представителей мавлавии и именно благодаря им до сих пор идеи и практика ордена живы в разных регионах мира;

- противоречие веры и разума, наличие проблем, которые разум не способен решать в рамках рационализма, а также сложные социальные вопросы были основными причинами возникновения мистицизма. С этой точки зрения идеология мавлавии и суфизма в целом представляют собой труднопостижимые направления, которые возникли в результате потребностей человеческого познания и реальности. Рационализм не является последней границей познавательной потенции человека, а под разумом и над разумом также возможны другие пути познания бытия. Поэтому научный синтез наиболее глубинных аспектов рационализма и иррационализма сегодня все еще остается одним из наиболее перспективных путей в раскрытии познавательной способности человека.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования имеют теоретико-методологическое и научно-практическое значение, так как дают возможность всесторонне понять теоретическую и практическую направленность и мировоззренческую сущность философских и мистико-религиозных взглядов представителей ордена мавлавия, с одной стороны, и суфизма в целом - с другой. Основные положения и выводы диссертации, а также собранный и проанализированный в ней материал могут быть использованы при дальнейшем исследовании мистико-религиозной философии, при изучении и написании истории философской мысли мусульманских народов Ближнего и Среднего Востока. Они могут также быть полезны при чтении лекций и специальных курсов по истории суфизма и суфийской литературы.

Аппобация работы. Работа над темой диссертационной работы была начата в 1993 г. в Отделе истории философии Института философии имени академика A.M. Богоутдинова Академии наук Республики Таджикистан. Основные положения диссертации неоднократно обсуждались на заседаниях упомянутого Отдела и кафедры философии и политологии Таджикского государственного института языков, где работает автор. Результаты исследования изложены автором в виде докладов на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Таджикского государственного института языков (Душанбе, 1994-2006 гг.), республиканских (Душанбе, 1989; Ленинабад, 1990; Душанбе, 2001) и международных конференциях (Фрунзе, 1989; Бишкек, 1999). Основные концепции и выводы автора по исследуемой тематике опубликованы в двух монографиях и 18 статьях. Материалы диссертационной работы использованы автором при написании экспериментального учебного пособия «Человековедение» для студентов вузов Центральной Азии (1998-2003 гг.) и при преподавании философии, культурологии и человековедения в Таджикском государственном институте языков (1993-2006).

Диссертация обсуждена на заседании Отдела истории философии Института философии имени академика A.M. Богоутдинова Академии наук Республики Таджикистан (протокол № 9 от 9 июня 2006 г.) и рекомендована к защите.

Структура работы. Структура и объем работы подчинены основным целям и задачам исследования. Она состоит из введения, четырех глав, двенадцати параграфов и четырех подпараграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Зиеев, Хуршедджон Махшулович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование теоретической и практической философии мавлавии показывает, что Джалаледдин Руми и продолжатели его идей сыграли важную роль в развитии не только философских и социальных учений, но и в развитии культуры мусульманского Востока в целом. Этот орден, идеи, которого построены на основе религиозных и философских положений различного направления и характера, со своими оригинальными взглядами в дальнейшем послужил источником для различных школ мысли. Наиважнейшие выводы, которые исходят из анализа истории возникновения и эволюции ордена в течение восьми веков его существования с ХШ до начала XX вв. сводятся к следующему:

- Несмотря на то, что в центре внимания мавлавийцев стоит индивидуальный, а не общественный человек, их учение является продуктом социальных, исторических и культурных событий их времени. По этой причине, во взглядах представителей ордена сильно влияние событий времен Хорезмшахов, монгольского нашествия, властвования Сельджукидской династии в Малой Азии, Османской империи, европеизации тюркской культуры в конце XIX - начала XX в. и других подобных явлений, с которыми мавлавийцы соприкасались.

- В генеалогии мавлавийского ордена стоит множество великих личностей. Несмотря на некоторые неясности в этой генеалогии, уверенно можно констатировать факт влияния большинства из них на учение представителей мавлавии. В этом направлении особенно четко видна роль Хасана Басри (о сердце и любви), Джунайда Багдади (об умеренности в Богопознании), Санаи (по проблемам противоположностей, аллегорического толкования сур Корана, четырех элементов, эволюции человека, развития в природе, отрицания как принципа бытия, логического мышления, противопоставления чувственного и рационального), Ахмада Газали (о сама'), основоположника письменного суфизма в Малой Азии Бахауддина Валада (об Абсолютном Бытии, целесообразности в мире и по телеологии, о страсти, по теории веротерпимости и свободы воли), Бурхануддина Мухаккика (о единстве бытия, по проблемам морали и сама') и Шамса Табрези (о единстве бытия, сущности любви, самопознании, видении Бога, о вине, в критике восточного перипатетизма). Развивая учение этих мыслителей, а также другие положения религиозных и философских исламских и доисламских школ (в особенности по исламу - положения Корана, хадисов и шариата, по зороастризму - святость очага, песнопение вокруг обеденного стола (гулбонгj, отказ от употребления в пищу рыбы, использование терминологии этой религии в суфийских целях, по христианству - основополагающие положения христианских священных источников и почитание их святых мест, а также положения неоплатонизма, смешанные с христианской доктриной), мавлавийцы создали такое теоретическое учение и мистическую практику, которые, несмотря на некоторые сходства с другими суфийскими орденами, в важнейших своих основах оригинальны и не имеют своих аналогов в истории суфизма.

- История развития ордена согласно эволюции его идей состоит из периодов идейного становления, окончательного формирования идеологии ордена и частичной эволюции идей и полного формирования практики мавлавии. Если в первый период религиозное, теологическое, философское и мистическое учения ордена еще не соединены, то во второй период, в произведениях Руми они принимают определенную систему. Третий же период составляет время комментариев к взглядам Джалаледдина, эволюции и трансформации некоторых его идей и разделения мавлавийцев на две части (сторонников божественной любви и суннизма, с одной стороны, и сторонников аскетизма и шиизма - с другой).

- Эпоха Руми, его учение, в действительности, составляют период реального формирования теоретической философии мавлавии. Смешивая друг с другом чувственную, рациональную и мистическую формы познания, мыслитель создал для себя и своих сторонников такое учение, которое, в некотором роде, подытожил философский и мистический опыт предшествующих мыслителей. Сам он, по свидетельству Афлаки, говорил:

Аз Хуросонам кашиди то бари юнониён,

То даромезам бад-ишон, то кунам хуш мазхабе469.

Стащил ты меня из Хорасана к грекам,

Чтоб смешаться с ним, и создать свою религию.

В словах Руми представители ордена получили ответы на все свои вопросы от онтологии до гносеологии, от этики до социальной философии, от эстетики до политики и т.д. Это многообразие учения Джалаледдина стало причиной того, что в дальнейшем его стали оценивать с противоположных позиций - с одной стороны, бесподобным, оригинальным («третья путь Джалаледдина»), а с другой стороны - одним обыденным суфийским учением, лишенным оригинальностей. На самом же деле учение мыслителя является оригинальным человекознанием или мистико-философской (метафизической) антропологией, которая имеет, в основном, гносеологическую направленность. Его идеи, напоминающие гилозоизм, взгляды на противоположности и о целесообразности, существующей в мире (т.е. по телеологии), о существовании притяжения между вещами мира, его указания на эволюцию человека от состояния твердого тела к человечности и т.д. наглядно подтверждают это. Кроме того, Руми нестандартным образом ставит на службу человекознания, или же вопросов познания Истины и свое этическое учение. Руми также оригинален в вопросах отрицания одной материи другой, взаимного превращения материального и духовного, в разрешении противоречий, существующих в суфизме относительно проблемы воссоединения (единства и единении субъекта и объекта

469 Афлоки Ахмад. Манокиб-ул-орифин. - С. 117. познания), которое является не только концом, но и началом познания Бога, а также при разрешении противоречивости разума и веры в вопросе свободы воли или спора между приверженцами божественного детерминизма и их оппонентами посредством концепции любви. Мыслитель оригинальным образом решает проблему отшельничества посредством индивидуализма, имеющего лишь духовный характер.

Учение Руми дает основание утверждать, что каждый из тезисов Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую», А. Гайда «Я чувствую, следовательно, я существую» и А. Камю «Я бунтую, следовательно, я существую» имеет под собой основу. Однако если объединить все человеческие способности, отмеченных ими, то можно шире охватить силу человека - «Я чувствую, мыслю и бунтую, следовательно, я существую». Подобно этому Джалаледдин Руми и другие суфии видят силу человека в его любви. Но любовь для них охватывает и чувства, и мысли и бунтарский дух человека. Поэтому тезисом мистиков является «Я люблю, следовательно, я существую»». Любовь охватывает все человеческие способности, и поэтому этот тезис также является объединяющим в объяснении познавательной силы человека.

- После Руми можно вести речь только о частичной эволюции и трансформации идеологии ордена. Взгляды Султанвалада, Улу Орифа Чалаби, Девоны Мухаммада, Шахиди, Юсуфа Синачока, Шейха Талиба и других представителей мавлавии могут служить в качестве комментариев к его идеям. Однако упомянутые представители этой школы внесли существенный вклад в систематизацию теории, а в особенности, практики и других формальных сторон мавлавии как суфийского ордена. Отношение ученика и учителя, сама' (радение) и мукабала как наиважнейшие ритуалы ордена и другие обычаи и обряды ордена полностью формализовались именно в результате их деятельности. С другой стороны, мавлавия в этот период, если с содержательной стороны все еще остается иранским учением, то с формальной стороны принимает тюркскую форму. В мировоззрении некоторых последователей Руми в этот период также сильно влияние шиизма, и наблюдается разделения мавлавийцев на две части - сторонников шиизма и сторонников суннизма. Как было показано, интерпретируя слова Руми, некоторые последователи ордена даже его самого считали шиитом. Однако он по всем основополагающим вопросам остается в рамках направления своих предков - в суннизме. Таким образом, в поздний период своего развития орден с определенными эволюциями просуществовал до начала XX в., и по причине европеизации культуры Турции и общему процессу секуляризации, проходивший в восточной культуре под давлением западных стран-коллонизаторов, ушел с исторической арены.

Орден мавлавия в течение длительного периода своего существования взаимодействовал со многими другими подобными суфийскими школами. В ходе этого на формирование ее идеологии и практики повлияли другие ордены. Приверженность некоторых мавлавийцев к шиизму и параллельное признание Мухаммада и Али в качестве своих предводителей, как было показано, являются непосредственным влиянием идей ордена бекташия. В данном ордене также имелись суфийские центры, порядок и практика которых в силу своего сходства с обителями мавлавийцев, тоже не остались без влияния на аналогичные центры мавлавии.

Еще в эпоху самого Джалаледдина в мавлавию вошли некоторые обряды каландарии, такие как удаление волос головы. В этом ордене были распространены странствование, а также употребление вина и наркотиков, широко практикуемые его приверженцами в Малой Азии. Влияние этой практики наблюдается и в мировоззрении и действиях некоторых представителей мавлавии, в особенности мавлавийцев ХУ1 - ХУП вв.

Начиная с конца ХУ 1 в. в Малой Азии распространилась пакшбандия, в особенности его муджаддидийское ответвление, несколько ранних представителей которого были одновременно членами мавлавийского братства. Посредством таких суфиев в мавлавию вошли некоторые элементы накшбандийского братства, как использование его основных принципов при проведении обряда мукабала. Но в целом, идеи пакшбандии не стали для последователей Руми решающими, а, наоборот, между этими орденами в идеологии существовала большая разница. Это в особенности чувствуется в их отношении к проблеме единства бытия - для абсолютного большинства мавлавийцев оно является основой их доктрины, в то время как среди последователей накшбапдии можно встретить и сторонников концепции единства бытия, и ее противников.

Кроме того, на формирование идей мавлавии и ее суфийской практики сильно повлияли идеи движения футувват, а в особенности, идеи таджикско-персидских поэтов X - ХП вв., среди которых выделяются этические взгляды Аттара и его произведение «Футувватнама».

Но мавлавия, в свою очередь, повлияла на теорию и практику других орденов. Сама' мавлавийцев, который представляет собой расширенный зикр (упоминание), имело свое влияние на большое количество суфийских орденов, существовавших в тюркоязычном мире. В большинстве из этих орденов радение проводилось на манере мавлавийцев. Такие радения проводили представители ордена ша'бапия. Что касается карабашии, то ее представители не только проводили радения по аналогии с мавлавией, но еще основателем этого ордена был написан трактат в защиту танцев «вертящихся» дервишей. Идеи мавлавийцев также непосредственно, или посредством других суфийских орденов и школ, в особенности, чиштии, кадирии, накшбапдии и течения «хоксорихо» Ирана и др. были распространены в Иране, южных частях России, Пакистане, Бангладеше, Индии и т.д.

В силу вышеуказанного, орден мавлавия имел свои особенности в теории и практике, среди которых выделяются полное признание единства бытия всеми его последователями, наличие оригинальных идей по проблемам противоположностей, принципам отрицания бытия, теории веротерпимости и т.д. Что касается практики ордена (сама'), то она также была оригинальной, и, хотя в принципе не соответствовала основным положениям ислама, совершалась как мусульманский религиозный ритуал.

Мавлавия как орден с определенной системой теоретического учения и суфийской практики, хотя и прощалась с историей, но ее идеи до сих пор в различных формах живы как на Востоке, так и на Западе. Как уже было неоднократно отмечено, остатки ордена и потомки Руми до нашего времени действуют в Турции. В Америке и других западных странах имеется большое количество последователей теории и практики мавлавии. С другой стороны, творчество самого Джалаледдина Руми пользуется огромной популярности в современности по всему миру. В том числе, с 1997 в Соединенных Штатах Америки его изданные книги признаны в качестве бестселлеров470. По свидетельству многочисленных исследователей влияние взглядов Джалаледдина Руми и ордена мавлавия наблюдается в различных регионах Востока, в таких европейских странах, как Дания, Англия, Германия, в различных странах Северной и Южной Америки, в творчестве таких мыслителей, как Камал Худжанди, вроде бы не имеющий связы с суфизмом (Руми ба замини Рум зада накб, Аз хоки Хучанд cap баровард471 - Руми вошел в землю Византии, И поднял голову с земли Ходжента), Г. Гегель и множество других знаменитых ученых. Посредством современной технологии, как Интернет до сих пор исследователи и миллионы простых людей обращаются к творчеству Руми и мавлавийцев472. Все это свидетельствует об огромном значении наследия Джалаледдина Руми и его ордена, которые много веков служили людям, и еще долго будут служить им.

Исследование истории возникновения и эволюции теоретической и практической философии мавлавии также дает возможность утверждать, что ее идейные предшественники и первые представители стали основоположниками письменного суфизма в Малой Азии. До прибытия суфиев-переселенцев из ираноязычных регионов, в особенности

470 См.: Lewis D.F. Rumi. Past & Present, East & West. The Life, Teaching & Poetry of Jalal al-Din Rumi. - С. 1.

471 Хучанди Камол. Девон. - Душанбе, 1983. - С. 482.

472 Lewis D.F. Rumi. Past & Present, East & West. The Life, Teaching & Poetry of Jalal al-Din Rumi. - C. 467 -643. представителей хорасанского суфизма, это учение развивалось очень слабо, и то только в устной форме. В дальнейшем эти переселенцы, ядро которых составляли Бахауддин Валад и его ученики, а затем Шамс Табрези, Джалаледдин Руми и другие мавлавийцы, способствовали развитию письменной суфийской литературы не только на таджикском (персидском) языке, но и на турецком. Не случайно Джалаледдин Руми и его сын Султанвалад считаются одними из основоположниками не только суфийской, но и турецкой классической литературы в целом.

В общем, длительная история мавлавии, как одного ордена среди многочисленных суфийских школ, является свидетельством того, что мусульманская культура не было содержательно однообразной, и породила различные формы мировоззрения. Возникновение и развитие мавлавии и других орденов, которые стояли на пути иррационализма, суфизма, мистицизма в этой культуре были ответом на те философские вопросы, с которыми сталкивается человечество во время своего рационального развития и трансформации. Противоречие веры и разума, наличие проблем, которых человеческий разум не способен решать в рамках рационализма, а также сложные социальные вопросы были основными причинами возникновения суфизма, мистицизма. С этой точки зрения идеология мавлавии и суфизма в целом представляют собой сложные, труднопостижимые направления, которые возникли в результате нужд и потребностей человеческого познания и реальности. Те направления, которые возникли в последние годы в западной философии, и все больше и больше обращаются к иррационализму и мистицизму, также свидетельствуют о том, что рационализм не является последней границей познавательной потенции человека, а под разумом и над разумом также возможны другие пути познания человека и космоса. Поэтому, смешение наиболее глубинных аспектов рационализма и иррационализма, научный синтез религиозных и философских положений по «вечным» вопросам сегодня все еще остается одним из наиболее перспективных путей в раскрытии познавательной способности человека нового века и нового тысячелетия.

Если выразиться другими словами, история религиозной, религиозно-философской и философской мысли мусульманских народов показывает, что конечной целью любых исследований является достижение истины. Поэтому выработанные в рамках культуры этих народов основные виды и пути познания истины - религиозный или духовный (дини или рухани - на примере Мухаммада Газали), рациональный (аклани - на примере Абуали Ибн Сины) и мистический (ирфани - на примере Джалаледдина Руми) обращены к единой цели. Нашей задачей в современности является использование основных положений теорий познания всех этих трех направлений в целях их умелого синтеза между собой, с одной стороны, и с новейшими достижениями современной науки в этой же области - с другой. Все это могло бы способствовать расширению познавательных границ человеческого разума. В этом деле использование опыта таких суфийских орденов, как мавлавия будет иметь огромное значение.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Зиеев, Хуршедджон Махшулович, 2006 год

1. Антология мировой философии.- М., 1969.- Том 1,- Часть 1.- 576 с.

2. Афлоки Ахмад. Манокиб-ул-орифин.- Тегеран, 1896.- 396 с. (на перс, яз.).

3. Балхи Во'из. Фазоили Балх.- Тегеран, 1350 х,- 496 с. (на перс. яз.).

4. Бедил Абдулкодир. Осор.- Душанбе, 1991.- Ч. 2.- 352 с. (на тадж. яз.).

5. Бустон-ус-сиёха // Чалолудини Румии Балхи. Маснавии ма'нави бо хафт китоби нафиси дигар.- Кабул, 1362 х.- С. 4-7. (на перс. яз.).

6. Валад Бахоуддин. Маориф.-Тегеран, 1338 х,- Том 1.- 498 с. (на перс, яз.).

7. Валад Бахоуддин. Маориф.-Тегеран, 1338 х.- Том 2.- 416 с. (на перс, яз.).

8. Газали М. Избавляющий от заблуждения (фрагмент) // Степанянц М.Т. Восточная философия.- М., 2001.- С. 433-446.

9. Ибн Батута. Ар-рихла.- Бейрут, без года изд.- 749 с. (на арабск. яз.)

10. Ибни Сино. Касидаи айния // Ибни Сино. Авчи Зухал. Душанбе, 1980.- С. 18-21 (на тадж. яз.).

11. Ибни Сино. Пирузинома. Душанбе, 1980.- 102 с. (на тадж. яз.).

12. Икбол Мухаммад. Эхёи фикри дини дар ислом,- Душанбе, 1997.- 184 с. (на тадж. яз.).

13. Икбал Мухаммад. Реконструкция религиозной мысли в исламе.- М., 2002.- 200 с.14. Коран.-М., 1986.-727 с.

14. Ал Кур'ан ал-карим.- Эр-рияд, без года изд.- 604 с. (на арабск. яз.).

15. Мир философии. М., 1991.- Ч. 1.- 672 с.

16. Мухаккик Бурхонуддин. Маориф. Тегеран, без года изд.- 238 с. (на перс. яз.).

17. Намунахое аз ше'ри Мавлави (Тарчумаи тахтуллафзи аш'ори турки аз Т. Субхони) // Гулпинорли А. Мавлавия баъд аз Мавлоно.- Тегеран, 1366 х.-С. 563-619 (на перс. яз.).

18. Руми Чалолудин. Маснавии ма'нави бо хафт китоби нафиси дигар.-Кабул, 1362 х.- 662 с. (на перс. яз.).

19. Руми Чалолудин. Маснавии ма'нави.-Тегеран, 2001.- 728 с. (на тадж. яз.).

20. Руми Чалолудин. Куллиёти газалиёт.-Тегеран, 1336-1345 х.- Том 1-8. (на перс. яз.).

21. Руми Чалолудин. Рубоиёт.- Душанбе, 1984.- 96 с. (на тадж. яз.).

22. Руми Чалолудин. Фихи мо фихи.- Тегеран, 1330 х.- 383 с. (на перс. яз.).

23. Руми Джалалиддин. Поэма о скрытом смысле. Избранные притчи. -М., 1986.-270 с.

24. Руми Чалолуддин. Девони кабир.- Душанбе, 1992.- Ч. 1.- 448 с. (на тадж. яз.).

25. Самарканди Давлатшох. Тазкират-уш-шуаро.- Тегеран, без года изд.-652 с. (на перс. яз.).

26. Хаким Санои. Осори мунтахаб.- Ч.1.- Душанбе, 1993.- 400 с. (на тадж. яз.).

27. Хаким Санои. Осори мунтахаб.- Ч.2.- Душанбе, 2004.- 296 с. (на тадж. яз.).

28. Султонвалад. Валаднома // Чалолудини Румии Балхи. Маснавии ма'нави бо хафт китоби нафиси дигар.- Кабул, 1362 х.- С. 1-4. (на перс. яз.).

29. Табрези Шамс. Маколот. -Тегеран, 1349 х.- 400 с, (на перс. яз.).-26433. Тафсир-ул-Куръон-ил-азим лил-Аминайн ал-Чалилайн.- Каир, без года изд.- Том 1-4 (на арабск. яз.).

30. Хайём Умар. Рубоиёт.- Душанбе, 1983. 100 с. (на тадж. яз.).

31. Хучанди Камол. Девон. Душанбе, 1983. - С. 482. - 560 с. (на тадж. яз.).

32. Чоми Абдуррахмон. Нафахот-ул-унс мин хазарот-ил-кудс.-Тегеран, 1336 х.- 679 с. (на перс. яз.).1. Исследования

33. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае.-Новосибирск, 1989.-271 с.

34. Абдуллаев М.А. Важнейший источник средневекового суфизма. // Вопросы философии.- 1986.- № 7.- С. 82-90.

35. Акимушкин О.Ф. Вдохновенный из Рума // Руми Джалалиддин. Поэма о скрытом смысле. Избранные притчи. -М., 1986.- С. 215-231.

36. Акимушкин О.Ф. Суфийские братства: сложный узел проблем // Тримингейм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М., 1989.- С. 3-13.

37. Алиев А. Г. Заметки о суфийском ордене сухравардийа // Ислам в истории народов Востока. М., 1981.-С. 154-159.

38. Андерхилл Э. Мистицизм,- М., 2000.- 496 с.

39. Арберри А. Дж. Суфизм. Мистики ислама.- М., 2002.- 272 с.

40. Ат-Туми У. Мукаддима фи-л-фалсафат-ил-исламия,- Ливия-Тунис, 1975.- 460 с. (на арабск. яз.).

41. Афанди Б. Шарх «Фусус-ил-хикам».- Стамбул, 1309 х.- 333 с. (на арабск. яз.).

42. Афсахзод А. Тахаввули афкори Абдурахмони Чоми. -Душанбе, 1981.159 с. (на тадж. яз.).

43. Ашуров Г. А. Философские взгляды Носири Хисрава.-Душанбе, 1965.109 с.

44. Бадави А. Шатахат-ас-суфия.- Каир, 1949.- Ч. 1.-182 с. (на арабск. яз.).-26549. Бакри А. Ал-фикр ад-дини инда Аби-л-ала ал-Маарри.- Бейрут, 1980.224 с. (на арабск. яз.).

45. Баррасихо аз та'рихи фалсафаи точику форс.- Душанбе, 2002.- 621 с. (на тадж. яз.).

46. Бартольд В.В. Сочинения.- М.,1963.- Т.1.- 760 с.

47. Баширов A.M. Идеологические, философские аспекты суфизма в освещении английских востоковедов. АКД.- Баку, 1981.- 17 с.

48. Беков К. Мухаммад Шахристани историк философии. - Душанбе, 1987.- 118 с.

49. Бертельс Е.Э. Избранные труды. История литературы и культуры Ирана.-М., 1988.- 558 с.

50. Бертельс Е.Э. Избранные труды. История персидско-таджикской литературы. М., I960.- 556 с.

51. Бертельс Е.Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. М., 1965.- 523 с.

52. Бёрк О.М. Среди дервишей.- М., 2002.- 235 с.

53. Брагинский И.С. 12 миниатюр. От Рудаки до Джами,- М., 1976.- 304 с.

54. Брагинский И.С. Хамза Фансури.- М., 1988.- 341 с.

55. Богоутдинов A.M. Избранные произведения. Душанбе, 1980.- 418 с.

56. Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии. -Сталинабад, 1961.- 332 с.

57. Бунйо М. Хофиз кист ва ирфон чист.- Тегеран, 1329 х.- 206 с. (на перс, яз.).

58. Вебер М. Избранное. Образ общества.- М., 1994.- 704 с.

59. Восе' К. Номаи чавонмарди.- Душанбе, 1986.- 144 с. (на тадж. яз.).

60. Второй мозг находится в кишечнике, подтвердил американский ученый (Извлечено из Интернет http://www.newsru.com/world/26aug2005/mozg.html).

61. Гавхарин С. Лугот ва та'бироти «Маснави»-и Чалолуддини Балхи,-Тегеран, 1337-1339 х.- Ч. 1-3 (на перс. яз.).-26667. Гани К. Бахе дар осор ва афкор ва ахволи Хофиз.- Тегеран, 1340 х.- Ч. 2, Часть 1695 с. (на перс. яз.).

62. Гани К. Бахсе дар тасаввуф.- Тегеран, 1331 х.- 82 с. (на перс. яз.).

63. Гарбузова B.C. Поэты средневековой Турции. JL: Изд-во ЛГУ, 1963. -200 с.

64. Гафуров Б.Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история.-Кн. 1-2.-Душанбе, 1989.

65. Гордлевский В.А. Избранные сочинения. Государство сельджукидов Малой Азии. -М., I960.- Т. 1.-551 с.

66. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. -М., 1966.-352 с.

67. Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана. У11 — XII вв.- М., 1960.-330 с.

68. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам.- М., 1988.-215 с.

69. Гулпинорли А. Мавлавия ба'д аз Мавлоно.- Тегеран, 1366 х.- 742 с. (на перс. яз.).

70. Дашти А. Дар диёри суфиён.-Тегеран, 1354 х.-154 с. (на перс. яз.).

71. Дашти А. Сайре дар девони Шамс.- Тегеран, 1337 х.- 294 с. (на перс, яз.).

72. Деррида Ж. Письмо и различие. -Академический проект, Москва, 2000.- 496 с.

73. Деххудо А. Лугатномаи Деххудо,- Тегеран, 1350 х.- Ч. 173.- 405 с. (на перс. яз.).

74. Джавелидзе Э.Д. У истоков турецкой литературы. 1. Джелаль-ед-дин Руми (вопросы мировоззрения).- Тбилиси, 1979.- Т. 1.- 302 с.

75. Джавелидзе Э.Д. У истоков турецкой литературы. 2. Юнус Эмре.-Тбилиси, 1985.-Т. 2.- 299 с.

76. Диноршоев М. Аз та'рихи фалсафаи точик.- Душанбе, 1988.- 220 с. (на перс. яз.).

77. Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины.- Душанбе, 1985.- 255 с.-26784. Диноршоев М. Философия Насириддина Туси.- Душанбе, 1968. 157с.

78. Диноршоева 3. Аль-Газали и его отношение к философским наукам.-Душанбе, 2000.-41 с.

79. Дуорант В. Та'рихи фалсафа,- Тегеран, 1350 х.- 422 с. (на перс. яз.).

80. Додихудоев X. Философия крестьянского бунта. Душанбе, 1987.-428с.

81. Даират-ул-маариф ал-исламия.- Тегеран, без года изд.- Ч. 7. 480 с. (на арабск. яз.).

82. Зайдон Ч. Та'рих-ат-тамаддун ал-исломи.- Каир, без года изд.- 290с. (на арабск. яз.).

83. Зарринкуб А. Арзиши мероси суфия.- Тегеран, 1344 х.- 270 с. (на перс, яз.).

84. Зарринкуб А. Бахр дар куза. Накд ва тафсири казияхо ва тамсилоти «Маснави».- Тегеран, без года изд.- 616 с. (на перс. яз.).

85. Зарринкуб А. Чустучу дар тасаввуфи Эрон.- Тегеран, 1357 х.- 446 с. (на перс. яз.).

86. Зарринкуб А. Чустучу дар тасаввуфи Эрон.- Душанбе, 1992.- 396 с. (на тадж. яз.).

87. Зеркало совершенства. Истории странствующих суфиев.-М.,2000.-396с.

88. Зиёев И. Проблема человека в философии Мухаммеда Икбала.-Душанбе, 1998.- 115 с.

89. Зиёев Х.М. Пантеистические тенденции в учении Бахоуддина Валада // Сборник трудов республиканской конференции.- Душанбе, 1989.- С. 87-91.

90. Зиёев Х.М. «Маориф» Бахоуддина Валада как теоретический источник по средневековому суфизму // Философия: прошлое, настоящее и будущее.-Фрунзе, 1989.-С. 165-167.

91. Зиёев Х.М. Асосхои та'лимоти ахлокии Бахоуддини Валад // Вестник ТГУ.- Душанбе, 1990.- № 3.- С. 23-26. (на тадж. яз.).

92. Зиёев Х.М. Проблемы бытия в учении Бахоуддина Валада // Известия АН Республики Таджикистан.- Серия: философия и право.- Душанбе, 1992.-№2.-С. 34-37.

93. Зиёев Х.М. Учение Бахоуддина Валада о познании // Известия АН Республики Таджикистан.- Серия: философия и право.- Душанбе, 1992,- № 3. -С. 23-26.

94. Зиёев Х.М. Та'лимоти Девона Мухаммад // Известия АН Республики Таджикистан.- Серия: философия и право.- Душанбе, 1992.- № 4. С. 34-39 (на тадж. яз.).

95. Зиёев Х.М. Мировоззрение Бахоуддина Валада.- Душанбе, 1992.- 114 с.

96. Зиёев Х.М. Вопасин пайрави Мавлави // Илм ва хаёт (Наука и жизнью-Душанбе, 1994.-№ 1-2.-С. 18-19 (на тадж. яз.).

97. Зиёев Х.М. Генеалогия мавлавии // Тезисы докладов научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава ТГИЯ (28-31 января 1998 г.).-Душанбе, 1998. С. 20.

98. Зиёев Х.М. Бурхонуддини Мухаккик ва та'лимоти ахлокии у // Актуальные проблемы филологии и дидактики.- Душанбе, 2001.- С. 8-14 (на тадж. яз.).

99. Зиёев Х.М. Чанд андешае дар бораи Шамси Табрези ва таълимоти ахлокии у // Актуальные проблемы филологии и дидактики,- Душанбе, 2001.-С. 23-31 (на тадж. яз.).

100. Зиёев Х.М. О состоянии художественной культуры и практическом применении ее воспитательных функций (на примере культуры таджикского народа) // Художественная культура и нравственное воспитание.-Душанбе, 2001.- С. 23-43.

101. Зиёев Х.М. Консепсияи ишк дар таълимоти Юсуфи Синачок // Баррасихо аз та'рихи фалсафаи точику форс.- Душанбе, 2002.- С. 295-303 (на тадж. яз.).

102. Зиёев Х.М. Суфи ва муаррихи тасаввуф Дорошукух // Баррасихо аз та'рихи фалсафаи точику форс.- Душанбе, 2002.- С. 304 315 (на тадж. яз.).

103. Зиёев Х.М. Мавлавия ва та'рихи тахаввули он.- Душанбе, 2004.- 216 с. (на тадж. яз.).

104. Зиёев Х.М. Таълимоти Чалолуддини Руми оиди хакикат дар киёс бо андешахои Носири Хусрав (гузориши мас'ала) // Ганджинаи сухан (Сокровищница слова). Выпуск П.- Душанбе, 2006,- С. 117-122 (на тадж. яз.).

105. Зиёев Х.М. Место разума в теории познания Джалалледдина Руми // Известия АН Республики Таджикистан. Отделение общественных наук,-Душанбе, 2006.- № 2.- С. 42-46.

106. Зимняя луна.- М., 1987.- 319 с.

107. Ибрагим Т.К. Философия калама (УШ ХУ вв.). - АДД. - М., 1984.-36с.

108. Идибеков Н. Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли,- Душанбе, 1987.- 90 с.

109. Идрис Шах. Книга книг. Суфийская обучающаяся история.- М., 1998.64 с.

110. Идрис Шах. Мудрость блаженных.- М., 2000 .- 125 с.

111. Идрис Шах. Суфии. М., 2001 .- 444 с.

112. Идрис Шах. Мудрость идиотов.- М., 2002 .- 429 с.

113. Идрис Шах. Особое озарение.- М., 2002 .- 46 с.

114. Идрис Шах. Невидимая газель.- М., 2001 .- 95 с.

115. Идрис шах. Магия Востока.- М., 2001.- 304 с.

116. Из реки изречений. Суфийские афоризмы и истории.- М., 1999.- 167 с.-270128. Имомов М.С., Солехов М. Зиндагиномаи Хаким Саноии Газнави // Хаким Саноии Газнави. Рубоиёт.- Душанбе, 2006,- С. 3-18 (на тадж. яз.).

117. Инайят Хан П.В. Пробуждение.- М., 2002.- 234 с.

118. Инайят Хан X. Чаша саки. Мысли для ежедневной медитации.- М., 2001.- без нумерации страниц.

119. Инайят Хан X. Учение суфиев.- М., 1998.- 344 с.

120. Инайят Хан X. Мистицизм звука.- М., 1998.- 329 с.

121. Ислам в истории народов Востока.- М., 1981.- 195 с.

122. Исматов Б. Пантеистическая философская традиция в персидско-таджикской поэзии IX- ХУ вв.- Душанбе, 1986.- 256 с.

123. Исор М. К. Салоса расоил фи-л-хикма ал-исломия.- Тегеран, без года изд.- 112 с. (на арабск. яз.).

124. История Афганистана. -М., 1982.- 368 с.

125. История и теория атеизма. -М., 1987.- 475 с.

126. История таджикского народа. -М., 1964.- Ч. 2.- 492 с.

127. История философии.- М., 1957-1965.- Т. 1 У1.

128. История Хорезма с древнейших времен до наших дней. -Ташкент, 1976.-316 с.

129. Камю А. Творчество и свобода.- М., 1990.- 608 с.

130. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения.- Санкт-Петербург, 1999.- 471 с.

131. Касрави А. Суфигари.-Тегеран, без года изд.-100 с. (на перс. яз.).

132. Керимов Г.М. Аль-Газали и суфизм. -Баку, 1969.- 109 с.

133. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. -М. , 1989.286 с.

134. Кирабаев Н.С. Проблема человека в доктрине Аль-Газали. -АКД. М. , 1979.-21 с.

135. Кныш А.Д. Мировоззрение Ибн Араби // Религии мира: История и современность. Ежегодник. М., 1984.- С. 81-94.

136. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм.- М., Спб., 2004.- 454 с.

137. Кулматов Н.А. Фахриддин Рози. Душанбе, 1980.-66 с.

138. Кулматов Н.А. Этические взгляды Саади. Душанбе, 1968.-128 с.

139. Курбонмамадов А. Эстетика Абдурахмана Джами. Душанбе, 1984. -138 с.

140. Курбонмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма. Душанбе, 1987.108 с.

141. Курбин X. Та'рихи фалсафаи исломи,- Тегеран, 1352 х.- 377 с. (на перс, яз.).

142. Лавский В. Введение // Суфийская мудрость.- Минск, 1998.- С. 1-9.

143. Лудшувейт Е. Вступительная статья // Гордлевский В.А. Избранные сочинения.- Т.1.- Москва, 1960 .- С. 7-28.

144. Мамедов Ш. Ф. Развитие философской мысли в Азербайджане. -М.,1965.- 128 с.

145. Махмуди М.Х. Он чо, ки хол аст, на кол.- Тегеран, 1339 х.- 83 с. (на перс. яз.).

146. Мехрин А. Тасаввуф.- Гелан, без года изд.- 84 с. (на перс. яз.).

147. Мухаммедходжаев А. Гносеология суфизма. Душанбе, 1990.- 112 с.

148. Мухаммедходжаев А. Мировоззрение Аттора. Душанбе, 1974.-116 с.

149. Мухаммедходжаев А. Идеология накшабандизма. Душанбе, 1991.232 с.

150. Махмадчонова М.Т. Мулохизоте чанд рочеъ ба ахлоки Чалолуддини Руми // Известия АН Республики Таджикистан,- Серия: философия и право.-Душанбе, 1992.- № 1-2. С. 24-32 (на тадж. яз.).

151. Махмаджонова М.Т. Этические взгляды Джалолуддина Руми.-Душанбе, 2001.- 168 с.

152. Миллер А.Ф. Краткая история Турции,- М., 1948.- 303 с.

153. Мудрость суфиев.- Спб., 2001.- 439 с.

154. Мухсини М. Тахкик дар ахвол ва осори Начмуддин Куброи Увайси.-Тегеран, 1346 х,- 266 с. (на перс. яз.).

155. Мухторов А. Позднесредневековый Балх. Душанбе, 1980.-125 с.-272168. Мукадимаи муссаххех // Шамси Табрези. Маколот. Тегеран, 1349 х. (на перс. яз.).

156. Наботов 3. Проблема человека в накшбандизме.- АКД.- Душанбе, 2002.- 22 с.

157. Насыров Р.Н. Вопросы теории познания во взглядах прогрессивных мыслителей Средней Азии. Ташкент, 1988.-120 с.

158. Нафиси С. Сарчашмаи тасаввуф дар Эрон.- Тегеран, 1342 х.- 276 с. (на перс. яз.).

159. Нафиси С. Та'рихи назму наср дар Эрон ва дар забони форси.- Тегеран, 1344 х.- Ч. 1.- 664 с. (на перс. яз.).

160. Низомов А. Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии.- Душанбе, 2000.- 296 с.

161. Новичев А.Д. История Турции.- Т.1.- Ленинград, 1963.- 315 с.

162. Новичев А.Д. История Турции.- Т.2.- Ленинград, 1968.- 280 с.

163. Нурбахш Д. Духовная нищета в суфизме. Великий демон Иблис.- М. , 2000.- 266 с.

164. Нурбахш Д. Иисус глазами суфиев.- М., 1999.- 127 с.

165. Нурбахш Д. Таверна среди руин. Семь эссе о суфизме.- М., 1999.- 133с.

166. Одилов Н. Мировоззрение Джалолиддина Руми. Душанбе, 1974.-111с.

167. Одилов Н. Чахонбинии Чалолуддини Руми.- Душанбе, 1964.- 107 с. (на тадж. яз.).

168. Одинаев Я.К. Философия Шахабиддина Яхъя Сухраварди. АКД.- М. , 1984.- 18 с.

169. Озак М., Аль-Халвети Дж. Любовь это вино. Беседы учителя суфизма в Америке.- М.,2001.- 92 с.

170. Олимов К. Ибн Сина и суфизм // Известия АН Таджикской ССР. ООН,-1979- №2.- С. 59-66.

171. Олимов К. Мировоззрение Санои. Душанбе, 1973.- 136 с.

172. Олимов К. Чахонбинии Абдуллохи Ансори. Душанбе, 1988.- 132 с. (на тадж. яз.).-273186. Олимов К. Хорасанский суфизм.- Душанбе, 1995.- 292 с.

173. Ортега-и-Гасет X. Идеи и верования // Избранные произведения.- М., 2000.- С. 404-436.

174. Ортега-и-Гасет X. Эстетика в трамвае (извлечено из Интернет -http-Mb. ru/FILOSOF/ORTEGA/ortegaO?. txt).

175. Основы религиоведения.- М., 2000.- 480 с.

176. Очерк истории этики. -М. ,1969.-432 с.

177. Очеркхои та'рихи фалсафа. Душанбе, 1982.-290 с. (на тадж. яз.).

178. Ошо. Вопросы и ответы (извлечено из Интернет- www.lib.ru).

179. Оштиёни С.Ч. Дебоча // Шиммел А. Шукухи Шамс.- Тегеран, 1375 х. (на перс. яз.).

180. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII XV веках. -JI., 1966.-400 с.

181. Постмодернизм. Энциклопедия,- Минск, 2001.- 1040 с.

182. Раджабов М. Абдурахман Джами и таджикская философия XV века. -Душанбе, 1968.-318 с.

183. Раджабов М. Философские и социально этические взгляды Амира Хусрава Дехлави.- Душанбе, 1982.- 95 с.

184. Размчу X. Инсони ормони ва комил дар адабиёти хамоси ва ирфонии форси.- Тегеран, 1368 х.- 432 с. (на перс. яз.).

185. Рассел Б. Почему я не христианин. -М. ,1987.- 333 с.

186. Рационалистическая традиция и современность.- М., 1990,- 288 с.

187. Рзакулизаде С.Дж. Мировоззрение Баба Кухи Бакуви. -Баку,1978.- 95с.

188. Рзакулизаде С.Дж. Пантеизм в Азербайджане в X XII вв. - Баку, 1982.- 124 с.

189. Рипка Я. История персидской и таджикской литературы. -М. , 1970. -440 с.

190. Ромодин В.А., Массон В.М. История Афганистана. -М., 1964.- 464 с.

191. Сафаров А. Пайдоиш ва мохияти ичтимоии дарвеши,- Душанбе, 1975.67 с. (на тадж. яз.).

192. Сафо 3. Мухтасаре дар та'рихи тахаввули назму насри порей.- Тегеран, 1334 х,- 98 с. (на перс. яз.).

193. Сафо 3. Та'рихи адабиёт дар Эрон.- Тегеран, 1338 х.- Ч. 1.-716 с. (на перс. яз.).

194. Сафо 3. Та'рихи улуми акли дар тамаддуни исломи.- Тегеран, 1331 х.-Ч. 1.- 452 с. (на перс. яз.).

195. Сафо 3. Та'рихи улуми акли ва адабиёти эрони.- Тегеран, 1347 х.- 218с. (на перс. яз.).

196. Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху возрождения. -М., 1986 284 с.

197. Сиддик И. Та'рихи фарханги Эрон.- Тегеран, 1338 х.- 536 с. (на перс, яз.).

198. Синтез мистических учений Запада и Востока.-АУМ.- № 1-3,- М., 1990.

199. Сироч М. Мавлонои Балхи ва падараш. Та'сири «Маориф» бар «Маснавии ма'нави». -Кабул, 1340 х.-118 с. (на перс. яз.).

200. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма.- М., 1993,- 328 с.

201. Сохиб-ул-чавохир. Чавохир-ул-осор фи тарчамати «Маснави».-Тегеран, без года изд.- Ч. 1.- 843 с. (на арабск. яз.).

202. Степанянц М.Т. Исторические судьбы суфизма // Вопросы философии.-1980, №6. -С. 101-112.

203. Степанянц М.Т. Проблемы познания в суфизме // Вопросы философии.-1988, №4. с. 118-127.

204. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. -М., 1987.- 190 с.

205. Степанянц М.Т. Суфизм: оппонент или союзник рационализма // Рационалистическая традиция и современность.- М., 1990.- С. 193 -205.-275222. Степанянц М.Т. Восточная философия.- М., 1997.- 496 с.

206. Степанянц М.Т. Восточная философия.- М., 2001.- 511 с.

207. Султанов М. Суфизм как мировоззрение // Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии стран Востока.- М., 1986.Ч. 1.-С. 40-47.

208. Султонзода М. Назми орифонаи Шохиди Мавлави // Баррасихо аз та'рихи фалсафаи точику форс.- Душанбе, 2002.- С. 316-338 (на тадж. яз.).

209. Суратгар JI. Тачаллиёти ирфон дар адабиёти форси.- Тегеран, 1345 х.-121 с. (на перс. яз.).

210. Суфии: Восхождение к истине.- М., 2001.- 639 с.

211. Суфийская мудрость.- Минск, 1998.- 397 с.

212. Суфизм в контексте мусульманской культуры,- М., 1989.- 338 с.

213. Суфизм в Центральной Азии,- Спб., 2001.- 392.

214. Табрези М.А. Райхонат-ул-адаб.- Тегеран, 1335-1373 х.- Ч. 1-6 (на перс, яз.).

215. Таджикова К.Х. Идейные предпосылки и особенности развития суфизма в средневековом Казахстане. АКД. -Алма - Ата, 1983.- 22 с.

216. Творчество Мухаммада Икбала. -М., 1982.- 253 с.

217. Тримингейм Дж.С. Суффийские ордены в исламе. -М., 1989.- 328 с.

218. Турсунов А. К мировоззренческой коллизии философского и теологического // Вопросы философии.- 1980, №7.- С. 62-75.

219. Умаров И. Философские и этические взгляды Айнулкузота.- Д., 1984.64 с.

220. Услышь флейтиста. Суфии о суфизме.- М., 1999 .- 184 с.

221. Фаррух У. Ат-тасаввуф фи-л-ислам.- Бейрут, 1947.- 213 с. (на арабск. яз.).

222. Фейлд Р. Последний барьер. Путешествие суфия- М., 2001.- 189 с.

223. Фиш Р. Джалаледдин Руми. -М.,1985. 268 с.

224. Фрейд 3. Психология бессознательного.- М., 1990.- 448 с.

225. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме.- М., 1989.- 558 с.-276243. Фуко М. Археология знания.- Киев, 1996.-208 с.

226. Фуко М. История безумия в классическую эпоху,- Спб, 1997.- 576 с.

227. Фурузонфар Б. Аходиси «Маснави»,- Тегеран, 1344 х,- 226 с. (на перс, яз.).

228. Фурузонфар Б. Мабохисе аз та'рихи адабиёти Эрон.- Тегеран, 1354 х.-412 с. (на перс. яз.).

229. Фурузонфар Б. Шархи ахвол ва накд ва тахлили осори Шайх Аттори Нишопури.- Тегеран, 1339-1340 х.- 540 с. (на перс. яз.).

230. Фурузонфар Б. Мукаддима // Мухаккик Бурхонуддин. Маориф. -Тегеран, без года изд. (на перс. яз.).

231. Фурузонфар. Б. Таъликот // Мухаккик Бурхонуддин. Маориф. -Тегеран, без года изд. (на перс. яз.).

232. Хабиби А. Та'рихи Афгонистон баъд аз ислом.- Кабул, 1341 х.- 1060 с. (на перс. яз.).

233. Хадизаде Р. Джалаледдин Руми // Руми. Притчи, газели. Душанбе, 1988.- С. 5-26.

234. Хазраткулов М. Философские взгляды Садриддина Ширази. Душанбе, 1985.- 140 с.

235. Хазраткулов М. Тасаввуф.-. Душанбе, 1988.- 124 с. (на тадж. яз.).

236. Хайруллаев М.М., Бахадиров P.M. Абу Абдаллах ал-Хорезми. -М. , 1988,- 140 с.

237. Хилол И. Ат-тасаввуф ал-ислами байна-д-дин ва-л-фалсафа.- Каир, 1979.- 302 с. (на арабск. яз.).

238. Ходизода Р. Мукаддима // Хикоятхои халки дар «Маснави»-и Руми.-Душанбе, 1963.- С. 3-14 (на тадж. яз.).

239. Ходизода Р., Каримов У., Са'диев С. Адабиёти точик. Асрхои ХУ1-XIУ ва ибтидои асри XX,- Д., 1988.- 416 с. (на тадж. яз.).

240. Ходизода Р. Тасаввуф дар адабиёти форс-точик.-Душанбе, 1999,- 188 с. (на тадж. яз.).-277259. Хуман М. Та'рихи фалсафа.- Тегеран, 1348 х.- Ч. 1.- 460 с. (на перс, яз.).

241. Хумои Ч. Газалиёти девони Шамс // Газалиёти Шамси Табрези.-Тегеран, 1335 х.- С. 5-90 (на перс. яз.).

242. Холл М.П. Адепты. Эзотерическая традиция Востока.- М., 2001.- 528 с.

243. Чаъфари М. Тафсир ва накд ва тахлили «Маснави»-и Мавлоно Чалолуддин Мухаммади Балхи.- Тегеран, без года изд. Ч. 1-15 (на перс. яз.).

244. Читтик У.К. В поисках скрытого смысла.- М., 1995.- 543 с.

245. Шидфар Б.Я. Абу-ль-аля аль-Маарри. -М., 1985.-212 с.

246. Шиммел А. Шукухи Шамс.- Тегеран, 1375 х.- 885 с. (на перс. яз.).

247. Шишкин А.Ф. Из истории этических учений. -М., 1959.-344 с.

248. Шодиев М. Мансур Аль-Халладж и его поэтическое наследие.-Душанбе, 1990.- АКД.- 22 с.

249. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.- 2-е изд.

250. Эрнст К. Суфизм.- М., 2002.- 320 с.

251. Этте X. Та'рихи адабиёти форси.- Тегеран, 1337 х,- 408 с. (на перс. яз.).

252. Яндаров А.Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. -Алма-Ата, 1975.- 178 с.

253. Arberry A.J. Classical Persian Literature.-London, 1958.- 464 с.

254. Cyprian Rice. The Persian Sufis.- London, 1964.- 104 c.

255. Chittick W.C. The Sufi Path of Love. The Spiritual Teachings of Rumi. -Albany, 1983.-433 c.

256. Early Sufi Women.- USA, 1999.- 334 c.

257. In Search of Hafiz.-London, 1996.- 249 c.

258. Keshavjee R. Mysticism & Plurality of Meaning.- London, 1998 .- 75 c.

259. Khalifah H.A. Jalal-ad-Din Rumi // A History of Muslim Philosophy.-Pakistan, 1966.- V. 2.- C. 820-839.

260. Lewis D.F. Rumi. Past & Present, East & West. The Life, Teaching & Poetry of Jalal al-Din Rumi.- Oxford, 2000.- 686 c.

261. Qureshi R. Sufi Musik of India & Pakistan.- Chicago-London, 1995.- 265 c.-278281. Qutbi M. Fragrance of Sufism.- Karachi, 1993 217 c.

262. Nicholson A. Poet & Mystic.- London, 1956.- 190 c.

263. Teachings of Rumi.-Boston-London, 1999.- 172 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.