Учение Бентама о праве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Остроух, Ася Николаевна

  • Остроух, Ася Николаевна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 240
Остроух, Ася Николаевна. Учение Бентама о праве: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Москва. 2002. 240 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Остроух, Ася Николаевна

Введение.

Глава I. История формирования учения Бентама о праве

1.1. Социально-исторический контекст формирования учения Бентама о праве.

1.2 Этапы творческого пути.

Глава II. Основы учения о праве

2.1. Теоретические и методологические основы учения о праве.

2.2. Принцип полезности и его место в учении о праве.

2.4. Понятие и сущность права.

2.5. Понятие и сущность закона.

2.6. Критика концепции естественных и неотчуждаемых прав человека

Глава III. Воззрения на гражданское право

3.1. Общая характеристика воззрений на гражданское право.

3.2. Предмет гражданского права, цели гражданских законов, соотношение гражданского и уголовного права.

3.3. Истолкование права собственности

3. 3. 1. Понятие права собственности, происхождение собственности, её значение для общества.

3.3.2. Отношение к имущественному равенству.

3.4. Взгляды на обязательственное право.

Глава IV. Воззрения на уголовное право

4.1. Общая характеристика воззрений на уголовное право.

4.2. Понятие и признаки преступления, состав преступления

4.2.1. Понятие и признаки преступления.

4.2.3. Состав преступления.

4.3. Классификация преступлений.

4.4. Обоснование необходимости учёта в уголовном законодательстве психофизиологических и социальных обстоятельств.

4.5. Воззрения на наказание

4.5.1. Понятие и цели наказания.

4.5.2 Виды наказаний.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Учение Бентама о праве»

Актуальность темы исследования. Правовое учение Иеремии1 Бентама привлекает внимание исследователей с момента его появления и по сей день. Широко известны его работы по теории права, конституционному, гражданскому, уголовному и международному праву, уголовному процессу, пенологии. Идеи мыслителя стали ценными для каждой отрасли права, ведь их лейтмотив -обновление и гуманизация законодательства, повышение его эффективности.

Многие из высказанных мыслителем положений не потеряли своей актуальности и в наше время. Юридическая наука наших дней обращается к исследованию вопросов, которые волновали и английского правоведа. Таковыми можно считать, в частности, проблемы методологии исследования юридических явлений; природы права, его социального назначения и эффективности: целей законодательства; преимуществ и недостатков различных источников права; природы собственности; имущественного равенства; понятия признаков преступления; целей наказания; дифференциации уголовной ответственности и индивидуализации наказания. Положения, высказанные учёным по этим вопросам, могли бы быть восприняты не только современной юридической наукой, но и законодателем и правоприменителем.

Творческий путь Бентама был тесно связан с Россией. В своей реформаторской деятельности он стремился к сотрудничеству со многими странами, но особые надежды возлагал, как нам кажется, именно на Россию. Мыслитель ве

1 В российской науке истории политических и правовых учений сложилась традиция перевода имени Бентама -Jeremy- библейским именем Иеремия. Хотя, на наш взгляд, было бы вернее переводить его как Джереми, так как в соответствии с законами перевода возможно лишь три случая употребления библейских имен в переволе: если речь идёт о собственно библейских персонажах: о святых или деятелях церкви; о европейских монархах. Поскольку исследуемый мыслитель ни к одной из указанных категорий не подходит, то мы полностью разделяем недоумение классика отечественного переводоведения И. Бернштейн, писавшей, что «по чьему-то произволу. в современных справочных изданиях архиепископ Кентерберийский - канонизированный святой Thomas а Веске» зовётся Томас Бекет, а не Фома. В то же время знаменитый английский учёный и философ известен у нас как Иеремия Бентам» (Бернштейн И. Английские имена в русских переводах [WWW-документ] // URL:http://amigos.nm.ni/imena/bernst.htm (2001. 19 мая). Дополнительный аргумент в пользу того, что имя основоположника утилитаризма следует передавать как Джереми, можно получить, сравнив его имя с именем его отца. Бентама-старшего звали Jenniah (выделено нами-А.О ). Это имя действительно библейское и на русски!! язык может быть передано как Иеремия. Сына же своего этот человек назвал светским именем Jeremy Некоторые современные исследователи творчества Бентама (Е.А. Воротилин, Т.В. Артемьева. М.И.Миксшин. Е.Г. Сорил в грядущее процветание этой страны и стремился оказать российскому законодателю всяческое содействие в реформе права и государственных учреждений. Тогда его советы хотя и были услышаны, но не были восприняты. Хочется верить, что они могут быть услышаны и восприняты сейчас, через двести лет после того, как были высказаны.

Актуальность настоящего исследования видится также и в том, что правовая доктрина Бентама оказала огромное влияние на последующее развитие юридической мысли и политико-правовой практики не только в Англии, но и всем мире. Его имя постепенно стало символом эпохи (первой половины XIX вв.). А. В. Дайси назвал период 1825-1870 гг. в Англии временем бентамизма, имея в виду то обстоятельство, что английские судьи того времени (которые во многом направляли развитие национальной правовой системы) были воспитаны на идеях бентамовского либерализма.1 За советами к английскому утилитаристу обращались многие монархи и республиканские правительства, и он никогда не отказывал в помощи. Его теория стала известна не только специалистам в области политики и права, но и широким кругам европейского общества тех времён.

Неординарность творчества Бентама вызывала неоднозначность оценок его учения. Его называли «Ньютоном законодательства», «законодателем мира», с одной стороны, и «гением буржуазной тупости», «потенциальным фашистом», с другой. Возникли работы, подтверждающие и опровергающие принципы его теории. Научные споры о сущности бентамовского правового учения продолжаются и сегодня.

Следует отметить также и то обстоятельство, что правовое учение основоположника утилитаризма и юридического позитивизма по-прежнему остаётся недостаточно изученным юридической наукой. Причина этого, по нашему мнению, кроется как в многообразии его трудов, так и в их труднодоступности колов, М М. Шахнович. Л И. Казакова. Г.Н. Питулько) именуют его Джереми. Хотелось бы. чтобы эта тенденция получила большее распространение.

1 Dicev A.V. Lcctures on the Relation between Law and Public Opinion in England during the nineteenth century London. 1962. P. 184. для исследователя. В XX веке было начато переиздание ранее опубликованных работ учёного (с исправлениями и дополнениями, приближающими их к авторскому варианту), а также были изданы ранее неизвестные произведения. Эти тексты нуждаются в исследовании и оценке.

Указанные обстоятельства обусловливают необходимость развёрнутого объективного исследования учения Бентама о праве.

Предметом настоящей диссертации явились наиболее существенные аспекты учения Бентама о праве: взгляды мыслителя на понятие и сущность права и закона, а также его воззрения на гражданское и уголовное право, поскольку именно эти две отрасли он считал наиболее важными и уделил большое внимание реформированию именно гражданского и уголовного законодательства.

Целью диссертационного исследования является анализ и оценка учения Бентама о праве на фоне развития политико-правовой практики и юридической мысли конца XVIII - начала XIX вв.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Рассмотреть актуальные проблемы современного Бентаму общества, которые оказали заметное влияние на содержание его учения о праве.

2. Изучить теоретические и методологические основы правового учения основоположника утилитаризма и обозначить те методологические новшества, которые он внёс в юридическую науку.

3. Проследить происхождение формулировок принципа полезности и его место в учении английского правоведа.

4. Выявить воззрения учёного на соотношение права и закона, их социальное назначение, с тем чтобы определить тип правопонимания, характерный для мыслителя.

5. Проанализировать отношение философа к теории естественных и неотчуждаемых прав человека.

6. Исследовать воззрения Бентама на гражданское и уголовное право, дать характеристику его вклада в истолкование отдельных институтов этих отраслей и их реформирование.

Степень разработанности проблемы. В конце XIX - начале XX вв. появились исследователи жизненного и творческого пути английского правоведа. Первая оценка его учения появилась в произведениях последователя его идей Дж. Ст. Милля. Следует также отметить двух учёных, осуществивших первые глубокие научные исследования бентамовскогоучения. Это Лесли Стивен, автор работы «Английские утилитаристы», и Э. Галеви, создавший монографию «Развитие философского радикализма». Каждая из этих работ, на наш взгляд, может быть с полным правом названа энциклопедией утилитаризма.

Тщательно изучены взгляды мыслителя в выдающемся труде A.B. Дайеи «Лекции о соотношении права и общественного мнения в Англии XIX сюле-тия». Достоинством этого произведения является то, что воззрения родоначальника утилитаризма вписаны в контекст социально-экономических условий современной ему Англии, прослеживается влияние этих воззрений на социально-политическую жизнь страны в XIX столетии и её правовую систему.

Политико-правовому учению Бентама уделили внимание такие историки общественно-политической мысли, как Ч.М. Аткинсон, Ж. М. Гюйо, В. Дэй-видсон, Ф. Иодль, В. Коген, X. Людин, Ч. К. Огден, Ф. Поллок и др. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что работы этих авторов были написаны в то время, когда оставались неопубликованными и, следовательно, недоступными для исследователя такие фундаментальные произведения английского утилитариста, как «Комментарий комментариев» и «О законах вообще». Позже появились характеристики его правовой доктрины, опиравшиеся на эти работы, а также на рукописи мыслителя, хранящиеся в Университетском колледже Лондона и Британском музее.

С учётом новейших источниковедческих открытий политико-правовые воззрения Бентама исследовали Д. Баумгардт, Дж. X. Бёрнс, М. X. Джеймс, Дж. Р. Динвиди, М. Кершов, Дж. Кримминс, Д. Лайонс, Л. Дж. Лисахт, Л. Моэн. М.

Мэк, К. Оливекрона, Ф. Ост, Б. Парех, Дж. Постема, Ф. Розен, Н. Розенблюм, М. Сикер, А. Стровел, Ф. Тулкен, К. Филлипсон, Р. Харрисон, X. Л. Харт, Л. Дж. Хьюм, С. Джэкобс и др.

В сборнике «История права: Англия и Россия», изданном Институтом государства и права Академии наук СССР, на русском языке была опубликована статья С. Конвея «Бентам проджект» и изучение Бентама», познакомившая русскоязычного читателя с деятельностью проекта «Бентам», осуществляемого Университетским колледжем Лондона1.

Следует особо отметить большую работу, проделанную Б. Парехом. Он опубликовал четырёхтомное собрание публикаций о Бентаме, осуществлявшихся со второй половины XIX в. до 1991 г., которое значительно облегчает сбор научной информации об учении родоначальника утилитаризма.

Взгляды философа изучались дореволюционными российскими учёными, в частности С.Н. Булгаковым, Ю. Г. Жуковским, П. Я. Левенсоном, Н.М. Кор-куновым, А. Мальцевым, А. Пыпиным, АН. Фатеевым, К. Яневич-Яневским, А. Ященко. Ими проанализировано утилитаристское обоснование права, рассмотрено влияние воззрений английского правоведа на реформу права и оценен вклад мыслителя в становление западноевропейского либерализма.

Большое внимание правовому учению родоначальника утилитаризма уделено в курсе «История политических учений» Б.Н. Чичерина. Выдающийся русский учёный не только подробно излагает воззрения английского правоведа, но и критически их анализирует, выявляя недостатки его философской системы.

Русский бентамовед П. Покровский в 1916 г. опубликовал объёмную монографию «Бентам и его время», в которой были подробно изложены и проанализированы воззрения мыслителя по всем отраслям юриспруденции и государ-ствоведения. Особенно тщательно рассмотрено влияние социально-психологического климата эпохи на правовое учение философа и, в свою очередь, влияние его воззрений на последующую политико-правовую практику.

1 О деятельности ВсшЬат ргсусс! см. официальный сайт проекта: 11Ир:/Л\лулу.ucl.ac.uk/Bcnlliaiii-Projcci

Прослеживается судьба учения, проанализированы правовые концепции, воспринявшие те или иные идеи английского утилитариста.

Следует отметить, что в работах дореволюционных учёных не изучены такие произведения как «Комментарий комментариев» и «О законах вообще», поскольку они были опубликованы значительно позже. Поэтому некоторые положения, высказанные русскими учёными-юристами в конце XIX - начале XX века, нуждаются в пересмотре.

В советское время правовое учение Бентама не привлекало особого внимания учёных. Сведения о доктрине этого мыслителя можно встретить преимущественно в учебной литературе. Время от времени свои оценки (исключительно критические) идей этого учёного высказывали представители отраслевых юридических наук (как правило, уголовного права и уголовного процесса): А. Я. Вышинский, М.Н. Гернет, Б. С. Утевский. В работах этих учёных весьма скудно освещены положения общей теории права Бентама, в основном рассматривается его истолкование отдельных правовых институтов (преступления, наказания, доказательств и т.п.)

Несколько позже появились специализированные научные исследования, посвящённые творчеству Бентама. Особо следует отметить диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук Шрейбера В.К. «Личность и общество в английском утилитаризме (И. Бентам, Дж. Ст. Милль)». В этой работе были изложены философские основы учения английского утилитариста, исследовано его видение проблемы соотношения личности и общества, прослеживается эволюция бентамовских идей в учении Дж. Ст. Милля. Однако в данной диссертации практически не уделено внимания мыслям Бентама о праве, что объясняется профилем работы.

Взгляды английского правоведа подробно изложены в коллективном труде «Политические учения и современность. Марксизм и политическая мысль XIX столетия»1 (автор главы - Н. Н. Деев) и в пятитомном курсе истории поли Политические учения и современность. Марксизм и политическая мысль XIX века./ Под род П С Грацианского. В. Е. Гулисва и В. С. Нерсесянца М. 1979. тических и правовых учений под ред. B.C. Нерсесянца1 (автор раздела - О.В. Мартышин).

В 1998 г. была осуществлена публикация наиболее известной работы Бентама - «Введение в основания нравственности и законодательства» (редактор - Б. Г. Капустин). В этом издании уточнён перевод отдельных положений, приводятся пространные пояснения мыслителя, опущенные в прежних изданиях этого произведения, добавлены фрагменты из работы первого издателя трудов Бентама - Э. Дюмона. Данное издание существенно облегчает знакомство современного читателя с творческим наследием английского правоведа.

Источниковая база исследования представлена ранними работами Бентама, поскольку именно в них сформулированы воззрения философа на теорию права, гражданское и уголовное право. В диссертации использованы следующие произведения:

1. «Комментарий комментариев» («Д Comment on the Commentaries», 1775)2.

2. «Фрагмент о государственном правлении» («А Fragment on government», 1776).

3. «О законах вообще» («Of Laws in General», 1782)3.

4. «Паноптикон» («Panopticon Writings», (1787).

5. «Введение в основания нравственности и законодательства» («An Introduction into the Principles of Morals and Legislation», 1789).

6. «Анархические софизмы, являющиеся исследованием Декларации прав, изданной во время Французской революции» («Anarchical Fallacies, being an examination of the Declaration of Rights, Issued during the French Revolution», 1795). История политических и правовых учений. XIX в. М. 1993 Даты, приведенные в скобках, указывают на время написания того или иного произведения Бентама (для некоторых - только приблизительное), которое практически всегда не совпадало со временем их опубликования

1 Данная работа Бентама, не опубликованная при его жизни и обнаруженная лишь спустя более 160 лет после написания, публиковалась дважды: в 1945 г. Ч. Эверсттом под названием «Определение границ юриспруденции» и в 1970 г. Г. Л. А. Хартом под тем названием, которое намеревался дать трактату сам Бснтам. - «О законах вообще». Из-за недоступности второго издания диссертант в своей работе пользуется текстом первого

7. «Основные начала гражданского кодекса» («Principles of Civil Code», конец 1790-х гг.).

8. «Основные начала уголовного кодекса» («Principles of Criminal Code», конец 1790-х гг.).

9. «Истина против Эшхёрста, или, Право, как оно есть, в противопоставлении, с его общепринятым пониманием» («Truth versus Ashhurst; or, Law as it is, Contrasted with What it is Said to be», 1792).

В работе также исследуются рукописи Дж. Бентама, опубликованные исследователем его творчества - Б. Парехом в 1973 г.1

Методология исследования представлена следующими методами научного познания: формально-юридический, логический, исторический, сравнительный, социально-психологический.

Новизна исследования состоит в том, что была предпринята первая в российской науке истории политических и правовых учений попытка разностороннего исследования учения Бентама о праве. Впервые в историко-правовой науке изучение правопонимания английского утилитариста увязано с его взглядами на проблематику гражданского и уголовного права.

В работе тщательно изучены теоретические и методологические основы правовой доктрины родоначальника утилитаризма, особое внимание уделено интерпретации отдельных идей мыслителя (в частности, его истолкования принципа полезности) в современной англоязычной юридической литературе. Рассмотрено происхождение утилитаризма, особенности его истолкования английским правоведом, выявлена взаимосвязь принципа полезности с правовой теорией Бентама, приводится обзор дискуссий учёных по этим вопросам.

Новизна работы состоит также в том, что в ней пересмотрены некоторые господствовавшие в науке оценки правовой доктрины английского учёного.

В диссертации проведён анализ новых, ранее неизвестных источников, в частности «Комментарий комментариев» (1775 г.) и «О законах вообще» (1782 г.). Подробному анализу подвергнуты положения таких работ Бентама, как

1 См: Bcntham's Political Thought. London. 1973.

Отрывок о государственном правлении», «Анархические софизмы, являющиеся исследованием Декларации прав, изданной во время Французской революции», «Истина против Эшхёрста, или Право, как оно есть, в противопоставлении с его общепринятым пониманием». Дается новый, уточненный перевод некоторых бентамовских текстов на русский язык.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. В основе исследования правовых процессов у Бентама присутствует принцип полезности, который формулируется в двух вариантах: в виде требования «наибольшего счастья наибольшего числа» (к этому должен стремиться законодатель в своей деятельности) и в виде аксиомы о страдании и удовольствии как основных двигателях поведения индивида (этой особенностью человеческой природы законодатель должен пользоваться как стимулом к желаемому поведению людей). Однако принцип полезности (как основание морали и права) в обеих его формулировках противоречит теоретическим и методологическим воззрениям мыслителя: его номинализму; его стремлению сделать знание о праве эмпирическим знанием, основанном на опытных данных; его критике метафизики. Принцип полезности - это априорный, дедуктивный, метафизический принцип.

2. Принцип полезности в его второй формулировке (стремление к удовольствию и уход от страдания как основное свойство человеческой природы) исключает возможность существования права как формы наличного бытия свободной воли.

3. Воззрения мыслителя на сущность права в целом пребывают в традиции юридического позитивизма. Однако правопонимание учёного не настолько однозначно, чтобы сводить его к нерассуждающему легизму, к признанию правом любого положения, получившего одобрение законодателя, к установлению приоритета формы права над её содержанием. Понимая, что право не является исключительно проявлением воли законодателя, Бентам, тем не менее, выводит исследование метафизической природы права за пределы юриспруденции и включает в предметную сферу последней только позитивное право (законодательство).

4. В своих воззрениях на систему права английский правовед, следуя традиции, заложенной Т. Гоббсом, придерживается мнения о единстве гражданского и уголовного права и истолковывает соотношение этих отраслей следующим образом: полагает возможным отнести любой закон государства одновременно и к гражданскому, и к уголовному праву. Гражданское право занимается детализацией случаев, к которым применяется наказание, а уголовное -детализацией самого наказания. Норма права, таким образом, оказывается расщеплённой на следующие части: гипотеза и диспозиция оказываются отнесёнными к гражданскому праву, а санкция принадлежит сфере уголовного права. При таком подходе каждая норма права является бланкетной. Такое истолкование соотношения гражданского и уголовного права можно объяснить влиянием англосаксонской правовой традиции: развитием английского гражданского права от процессуального к материальному, сложностью разграничения преступлений и деликтов.

5. Считая основным институтом гражданского права право частной собственности, мыслитель рассуждает о собственности исключительно как о юридическом явлении. Собственность рассматривается им исключительно как порождение закона, при этом возможность признания собственности в качестве естественного права отрицается, подвергается сомнению существование экономической категории собственности.

6. В области уголовного права английский реформатор высказал идеи, которые следует считать вполне современными и перспективными. В частности, он выделил следующие характерные признаки преступления: общественная опасность, противоправность, наказуемость, тщательно исследовал такие элементы состава преступления, как объективная и субъективная сторона, указал На цели наказания (возмещение ущерба, предупреждение преступлений, исправление преступника, возмездие в качестве побочной цели). Мыслитель Предлагал законодателю и судьям учитывать некоторые психофизиологические и социальные обстоятельства (пол, возраст, общественное положение, воспитание, вероисповедание, богатство, родство и т.п.) в целях дифференциации уголовной ответственности и соответствующей индивидуализации наказания.

Научно-практическое значение диссертации состоит в углублении и расширении знаний о воззрениях Бентама на право и о месте его правового учения в истории права и политико-правовой мысли. Положения и выводы настоящей диссертации призваны восполнить заметный пробел в науке истории политических и правовых учений в исследовании правового учения английского утилитариста. Теоретические результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях по истории политических и правовых учений, при чтении лекционного курса по этой дисциплине, ведении семинарских занятий и спецкурсов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были отражены в публикациях диссертанта. Результаты исследования частично воспроизводились в научных сообщениях на следующих конференциях:

1) Межрегиональная научно-практическая конференция «Право собственности в русской и западной традиции: история и современность» (г. Краснодар, 12-13 октября 2000г.).

2) Межвузовская научно-теоретическая конференция «Правовой режим законности: вопросы теории и истории» (г. Санкт-Петербург, 15 февраля 2001г.).

3) Международная конференция «Актуальные проблемы истории государства и права, политических и правовых учений» (г. Самара, 14-15 мая 2001г.).

4) Международная конференция «Право в действии» (г. Будапешт, 4-7 июля 2001г.).

5) Всероссийская научно-практическая конференция «Человек и общество на Кавказе. Проблемы правового бытия» (г. Ставрополь, 16-17 октября 2001 г.).

Результаты исследования использовались также в учебных занятиях со студентами Кубанского государственного университета.

Структура диссертации определяется поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Остроух, Ася Николаевна

Заключение

Результаты проведённого исследования позволяют сформулировать следующие выводы.

Бентам создал оригинальное учение о праве, являвшееся по своему социально-политическому характеру прогрессивным и направленным к реформе устаревших норм и учреждений.

В исследовании юридических явлений основоположник утилитаризма применил оригинальные, новые методы. Он воспринял методологию, характерную для естественных наук, и применил её в юриспруденции. Мыслитель стремился к тому, чтобы его исследование юридических явлений и процессов носило эмпирический характер. Право рассматривалось во взаимосвязи с иными социальными явлениями.

Философской основой учения Бентама о праве послужил номинализм. Сформулировав учение о реальных и фиктивных сущностях, он отнёс к фиктивным сущностям ряд юридических категорий и выдвинул требование перевода этих фиктивных сущностей в реальные посредством метода парафразы.

Рассуждения учёного по проблемам права полностью отвечают выдвинутому им требованиям лингвистической точности и нейтральности. В целом подход философа к изучению мира права, по его собственному признанию, носил характер критической юриспруденции.

Бентам попытался превратить юриспруденцию в позитивную науку, подобную наукам естественным, основанную преимущественно на опытных знаниях, лишённую элементов мистики и религиозности, освобождённую от предрассудков, обогащённую рядом новых, не употреблявшихся ранее методов.

Основой учения английского утилитариста о праве выступил принцип полезности, который имел две формулировки: принцип «наибольшего счастья наибольшего числа» и принцип страдания и удовольствия как главных двигателей поведения индивида. Целью законодательства, по мнению философа, должно стать обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей, а средством для достижения этой цели должно стать воздействие законодателя на чувствительность человека, использование страдания и удовольствия в качестве стимулов к тому или иному поведению. Однако принцип полезности (как основание морали и права) в обеих его формулировках противоречит теоретическим и методологическим воззрениям мыслителя: его номинализму; его стремлению сделать знание о праве эмпирическим знанием, основанном на опытных данных; его критике метафизики. Принцип полезности - это априорный, дедуктивный, метафизический принцип.

Кроме того, нам представляется, что принцип полезности в его второй формулировке (стремление к удовольствию и уход от страдания как основное свойство человеческой природы) исключает возможность существования права как формы наличного бытия свободной воли.

Бентам рассматривал такое явление как право с разных сторон. Онтологически право представляет собой фиктивную сущность и должно быть посредством метода парафразы сведено к реальной сущности, то есть к закону. Гносеологически право рассматривается познаваемое явление. Изучение права должно быть сведено к изучению позитивного законодательства. Аксиологически право однозначно понимается как ценность, как то, что способствует прогрессу общества и позволяет обеспечить счастье индивида. Мыслитель разработал целую систему мероприятий, направленных на то, чтобы поднять престиж права в глазах населения, устранить негативное восприятие права общественным сознанием.

Провозглашая объектом своего исследования только позитивное право, Бентам тем не менее говорил и о непозитивности права, почувствовал его метафизическую природу, понял, что право не сводится только к произволу законодателя (об этом свидетельствует попытка разграничить право и закон, стремление определить социальное назначение права и рассмотреть его как одну из высших общественных ценностей, желание поставить правотворческий процесс под действие принципа полезности, указать цели законодательства, признание законом велений только легитимного суверена). Тем не менее, учёный ограничивает сферу юриспруденции (и своих исследований в частности) рамками позитивного права. В целом можно сделать вывод о том, что мыслитель не сводил право исключительно к его форме, к произвольным велениям законодателя, понимал, что право обладает своим особым содержанием, которое не всегда воплощается в позитивном праве, однако в своей творческой деятельности ограничился исследованием преимущественно позитивного права.

Мыслитель дал оригинальное определение понятию «закон», выделил его основные признаки. Согласно данному определению, объём понятия «закон» весьма широк и не сводится только к велениям государственной власти.

Философ резко отрицательно относился к концепции естественных неотчуждаемых прав человека, ко всем вариантам её законодательного оформления. Детально критика естественных и неотчуждаемых прав развита применительно к Декларации прав человека и гражданина 1789г., наиболее последовательно воплотившей принципы этой теории. Английский мыслитель исследует и критикует Декларацию не как политическое произведение, не как революционную программу, а как юридический документ, как памятник и источник права, как источник французского права, как конституционный закон данной страны, а все претензии, предъявляемые к тексту Декларации - это претензии к юридическому документу. Центральной идеей бентамовской критики указанной концепции является мысль о том, что не существует естественных и неотчуждаемых прав, то есть прав, предшествующих появлению государственной власти и позитивных законов, прав, на которые эта власть не может покушаться.

В целом критические замечания Бентама направлены не столько на содержание Декларации, сколько на её язык. Критикуется абстрактность и противоречивость её формулировок, употребление многозначных терминов, использование пышных ярких фраз. Высказав критические замечания, Бентам предложил законодателю при юридическом регулировании прав человека руководствоваться не концепцией естественных неотчуждаемых прав, а принципом полезности. Нужно закреплять в законе лишь те права, которые были бы полезны обществу, и отказаться от прав, вредных и бесполезных для него. Описание в законе субъективных прав должно быть детальным, но вместе с тем предельно определённым и ясным. Права человека должны быть изначально урегулированы серией отдельных законодательных актов, создающих гарантии для их реализации, и лишь в последующем основные принципы этих актов должны быть сведены в конституционный закон, подобный Декларации прав человека.

Мыслитель уделил большое внимание определению предмета гражданского права, целям гражданского законодательства, соотношению гражданского и уголовного права. Им была рассмотрена проблема происхождения собственности. Собственность рассматривается только как юридическая категория, своим существованием она обязана исключительно закону - не существует до-законной и внезаконной собственности. Приводится ряд аргументов против системы имущественного равенства и обобществления собственности. В области обязательственного права английский либерал отстаивал такие важные принципы, как свобода договора и его обязательная сила.

Утилитарист уделил большое внимание такой отрасли права, как уголовное. Он всесторонне исследовал понятие преступления, выделил его основные признаки (противоправность, общественная опасность и наказуемость), подробно рассмотрел такие элементы состава преступления, как объективная и субъективная сторона, создал несколько классификаций преступлений по различным основаниям. Мыслитель также разработал теорию дифференциации наказания. Он также предпринял попытку дать определение понятию наказания, указать его цели (возмещение ущерба, причинённого преступлением, предупреждение преступлений, исправление преступника и возмездие как побочная цель). Он критиковал некоторые виды наказаний (смертная казнь, тюремное заключение, конфискация имущества, принудительное переселение в колонии) и предложил проект реформы пенитенциарной системы.

Сразу же после возникновения учение Бентама о праве привлекло к себе внимание современников. Его правовая доктрина оказала огромное влияние на последующее развитие политико-правовой практики и юридической мысли не только Англии, но и всего мира.

Реформы права, проведённые в Англии в XIX веке, отразили многие из его идей. Так, А. Дайси, отмечал, что Закон о реформе 1832 г. основывался на бентамовских идеях и был активно поддержан его учениками1. Закон о муниципальной реформе 1836 г. тоже рассматривался как воплощение идей утилитариста. Под влиянием его идей было изменено гражданское законодательство. Скупка и удержание товаров, ростовщичество перестали быть преступлениями. «По закону «О женитьбе» 1835 г. и последующему законодательству, которое получило своё завершение в 1898 г., брак стал рассматриваться как договор, в котором церковь не имела особого участия, а по закону «О разводе» 1857 г. был признан, подобно другим договорам, расторжимым на законных основаниях, хотя, исходя из его характерных особенностей, расторжимым только при особых обстоятельствах и по решению Высокого суда»2. Под влиянием отстаиваемого философом принципа свободы договора в 1824-1825 гг. была проведена реформа законодательства о юридических лицах.

Прогрессивные идеи, отстаиваемые Бентамом в области уголовного права, привели к изменениям последнего. В 1816 г. был отменён такой вид наказания, как позорный столб, в 1837 - наказание кнутом для женщин, в 1820 - повешение в кандалах, в период 1827-1861 гг. смертная казнь стала применяться фактически только за убийство, публичное истязание убийц было запрещено в 1868 г.3 Бентамовская критика вдохновила статутные реформы доказательственного права 1843, 1851 и 1898 гг., которые, по словам юристов, заставших эти перемены, «приравнивались к юридической революции»4.

Гуманное отношение утилитариста не только к людям, но и животным, его стремление защитить с помощью права их интересы тоже привело к изменению законодательства3. Начиная с 1822 г., законы, предотвращающие жесто

1 Cm.-. Dicey A.V. Lectures on the Relation between Law and Public Opinion in England during the nineteenth century. London. 1962. P. 184.

2 Ibid.

3 Philipson C. Three Criminal Law Reformers. Beccaria, Bcntham, Romillv. Montclair, 1970. P. 233.

4 Hart H. L A. Essays on Bentham. Studies in Jurisprudence and Political Theory. Oxford, 1982. P. 31.

5 Diccv A.V. Op.cit. 188. кость по отношению к животным, запретили травлю быков, петушиные бои и иные проявления жестокости по отношению ко всем видам животных.

Исследователи творчества Бентама справедливо указывают на то, что «чтобы проследить влияние его учения в одной только Англии, придётся писать историю законодательства половины столетия»1. Изучив развитие английского законодательства в XIX в., П. Кинг сделал верный вывод о том что «к концу XIX столетия британская правовая и политическая структура в теории и на практике приблизилась к идеалам утилитаризма. .»2

Такое влияние одного человека на развитие политико-правовой системы целой страны в течение нескольких десятилетий позволило А. Дайси назвать период 1825-1870 гг. в Англии временем бентамизма. Самым главным достоинством этого времени он считал то, что «мудрейшие из судей, которые отправляли правосудие в Англии в течение пятидесяти лет, последовавших за 1825 г., были воспитаны на бентамистском либерализме»3. Это способствовало существенному обновлению английской правовой системы.

Правовые идеи основоположника утилитаризма были восприняты не только в Англии, но и в других странах. Так, его воззрения на правила законодательной техники были отражены в законодательстве кантона Женевы в Швейцарии. Влияние воззрений английского правоведа прослеживается в законодательстве ряда североамериканских штатов: «под их влиянием складывалось законодательство Нью-Йорка (с 1821 г.), Южной Каролины (с 1826 г.), Луизианы (с 1830 г.)»4 В Индии на основе идей английского философа был разработан уголовный кодекс. Аргентинское законодательство также восприняло положения, сформулированные Бентамом3.

1 Bentham Jeremy// Encyclopedia Britannica. A New Survey of Universal Knowledge/15th Ed. - Chicago-LondonToronto. - Vol. 3."-P. 418.

2 King P. J. Utilitarian Jurisprudence in America. The Influence of Bentham and Ostin on American Legal Thought in the Nineteenth Century. - New York-London, 1986. P. li.

3 Dicey A.V. Op.cit. 198.

4 Владимиров Л.Е. Бентам Иеремия//Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. - СПб. Т. V С 922. л Конвой С. «Бентам проджект» и изучение Бснта.мау/ История права:Англия и Россия. М. 1990 С. 222.

Ученые отмечают, что особенно его влияние проявилось «в тех странах, где не произошло радикальных буржуазных революций, а потому особенно остро стояла проблема преодоления пережитков феодального права (Россия, Испания, Португалия, Греция, Латинская Америка)»1. Во многом эта рецепция была обусловлена активной деятельностью самого философа, общавшегося с государственными и общественными деятелями этих стран.

Не меньшее влияние оказало учение Бентама на политико-правовую мысль. Его учение предвосхищало школу юридического позитивизма. Дж. Остина считают его учеником и последователем. Воззрения основоположника утилитаризма также послужили возникновению и развитию социологической школы права (его идеи прослеживаются в творчестве Е. Эрлиха, Р. Паунда, Ф. Жени). П. Покровский указывал на восприятие ряда идей английского утилита

-у риста Р. Иерингом . Теория утилитаризма в дальнейшем была развита Дж. С г. Миллем. Исследователи также отмечают влияние бентамовских идей на философию Г. Спенсера, Л. Витгенштейна .

Определённое влияние оказали идеи Бентама на общественную жизнь и политическую мысль Российской Империи. В начале XIX века сочинения Бентама были чрезвычайно популярны в России. Э. Дюмон писал: «в Петербурге продано было моего Бентама столько же, сколько в Лондоне»4. Английский мыслитель познакомился и затем поддерживал общение со многими известными людьми того времени: адмиралом Мордвиновым, Салтыковым, Чарторый-ским и др. Так, в письме 1822 г. Мордвинов сообщал Бентаму, что он не только пропагандирует его идеи среди русского общества, но его именем подкрепляет свои мнения в Государственном Совете3. Русский государственный деятель направлял англичанину свои проекты реформ для оценки.

1 История политических учений. Выпуск 2. /Под ред. О.В. Мартышина. М. 1996. С. 166. Покровский П. Бснтам и его время. Петроград, 1916. С. 604-606.

3 Политические учения и современность. Марксизм и политическая мысль XIX столетия. М., 1979. С. 66-67

4 Цнт. по: Левенсон П.Я. Бсюсариа и Вентам. Их жизнь и общественная деятельность//Адам Смит. Бсккариа и Бенгам. Джон Милль. Прудон. Ротшильды. Биографические повествования. Челябинск. 1998. С. 195

5 См.: Викторов В. Три письма Н С. Мордвинова к Бентаму//Русская старина. Т. 106. Апрель-май-июнь. СПб. 1901. С. 199.

Особенно тёплые отношения сложились у английского философа с выдающимся государственным деятелем М.М. Сперанским. Русский реформатор даже воспринял некоторое идеи английского правоведа, а тот, в свою очередь, отказывался обсуждать проблемы кодификации российского права с кем-либо ещё, кроме Сперанского. По инициативе последнего в 1806-1811 гг. дюмонов-ское издание сочинений Бентама было переведено на русский язык.

Одно время родоначальник утилитаризма даже вёл переписку с Александром I, тщетно надеясь, что император воспользуется его услугами и советами по систематизации российского законодательства1. Книги родоначальника утилитаризма читали декабристы. В России нашлись и критики философского учения утилитаризма. Так, известный русский писатель В. Одоевский написал рассказ «Город без имени», выполненный в жанре антиутопии и посвящённый опровержению бентамовских идей. К идеям английского правоведа обращались русские общественные деятели второй половины XIX вв.: А.Ф. Кони называл его «глубоким мыслителем и юристом» , Н.Г. Чернышевский - «одним из учёнейших и глубокомысленнейших мыслителей своего века».3

Таким образом, мы видим, что значение творчества Бентама для истории политических и правовых учений сложно переоценить. То обстоятельство, что его учение о праве и законодательстве предопределило развитие современных ему правовых систем и юридической мысли, свидетельствует о необходимости дальнейшего углубления наших знаний о творчестве этого мыслителя.

1 Подробнее об общении Бентама с русскими общественными и государственными деятелями см.: Аюенштат М П. Иеремия Бентам и Россия// Россия и Европа. Дипломатия и культура. - М., 1995,- С. 161-170: Пыпин А. Русские отношения Бентама I // Вестник Европы. Журнал истории, политики, литературы. Четвёртый год Книга II. Февраль 1869. - С. 784- 819; Он же. Русские отношения Бентама II // Вестник Европы. Журнал истории, политики, литературы. Четвёртый год. Книга IV. Апрель 1869. - С.730-788; Тарле Е В. Обращение Бентама к Александру I. (По поводу одного неизданного письма. //Из далёкого и близкого прошлого. Сборник этюдов m всеобщей истории в честь пятидесятилетия научной жизни Н.И. Кареева. - Москва, Петроград, 1923 - С 249251; Christie Ian R. The Bentham's in Russia. 1780-1791. - Oxford. 1993.

2 Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты судебной этики)//Кони А.Ф. Ичбранные труды и речи. Тула, 2000. С. 85.

3 Чернышевский Н.Г. О некоторых условиях, способствующих умножению народного капитала. Речь И. Бабста. Москва, 1857 г. Рассуждение о гражданском и уголовном законоположении, сочинение английского юрисконсульта Иерсмиа Бентама, переведенное Михаилом Михайловым. По высочайшему повелению. Три тома С по 1805 г. II Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Том IV. Статьи и рецензии 1856-1857. M ¡У4Х ( 495.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Остроух, Ася Николаевна, 2002 год

1. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М.: РОССПЭН, 1998,- 415 С.

2. Бентам И. Основные начала гражданского кодекса // Избранные сочинения Иеремии Бентама: В 3 т. Том I. СПб.: Изд. Русс. кн. торговли , 1867. - 677 с.

3. Бентам И. Основные начала уголовного кодекса // Избранные сочинения Иеремии Бентама: В 3 т. Том I. СПб.: Изд. Русс. кн. торговли , 1867. - 677 с.

4. Bentham J. A Fragment on Government. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1995.- 158 p.

5. Bentham J. A Comment on the Commentaries//Collected Works of Jeremy Bentham. A Comment on the Commentaries and a Fragment on Government/ Ed. by J.H. Burns and H.L.A. Hart. London, 1977. P. 3-357

6. Bentham J. A Critical Examination of the Declaration of Rights// Bentham's Political Thought. London: Croom Helm, 1973. -P. 257-290

7. Bentham J. Introduction into the Principles of Morals and Legislation/Edited by J.H. Burns and H.L.A. Hart.- London-New York: Methuen, 1982. 413 p.

8. Bentham J. The Limits of Jurisprudence Defined. Being part two of Ал Introduction to the Principles of Morals and Legislation. New York: Columbia University Press, 1945,-370 p.

9. Bentham J. The Panopticon writings. London New York: Verso, 1995. - 158 p.

10. Bentham J. Theory of Legislation/Translated from French of Etienne Dumon by R. Hildreth. L.: Trubner & Com, 1882. - 481 p.

11. Bentham J. What a Law is?//Bentham's Political Thought. London: Croom Helm, 1973.-P. 146-156

12. Айзенштат М П. Исторические взгляды английских утилитаристов// Общественно-политическая мысль в Европе в конце XVIII-начале XIX века. Межинститутская конференция молодых учёных. Тезисы докладов. М.: Наука, 1987 -С.12-14

13. Айзенштат М.П. Иеремия Бентам и Россия// Россия и Европа: Дипломатия и культура. М.: Наука, 1995,- С. 161-170.

14. Аннерс А. История европейского права. М.: Наука, 1999. 395 с.

15. Артемьева Т.В. Стеклянный дом// Философский век. Наука о морали. Дж. Бентам и Россия. М., 1998 - С.135-152.

16. Батыр К.И. Великая французская революция, её конституционные документы и принципы нового государственного и правового устройства.М., 1984-47 с.

17. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М.: Фирма «Стеле» БИЛЛ., 1995.-304 С.

18. Блекки Дж.Ст. Четыре фазиса нравственности: Сократ, Аристотель, христианство и утилитаризм. М.: К.Т. Солдатенков, 1899. - 238 с.

19. Богородский С.О. Очерк истории уголовного законодательства в Европе с нач. XVIII. В 2-х т. Том 2. Клев: Унив. Тип., 1862. - 432 с.

20. Борисов Л.П. История политических и правовых учений. М.: Компания Спутник +, 2000. - 270 с.

21. Будзинский С. Начала уголовного права. Варшава: Тип. И. Яворского, 1870. 362 с.

22. Булгаков С.Н. История социальных учений в XIX в. Лекции проф. С.Н. Булгакова, читанные в Московском коммерческом институте. М.: Печатня Яковлева, 1913.-402 с.

23. Виппер Р.Ю. Общественные учения и исторические теории XVIII-XIX вв. (теория прогресса). Иваново-Вознесенк, 1925,- 196 с.

24. Владимиров Л.Е. Бентам Иеремия//Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. СПб., Т. V. - С.918-943

25. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. Том II. 1825-1870 гг. М.: Юрид. Изд-во Мин-ва Юстиции СССР, 1946,- 479 с.

26. Гражданское право. /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 1999,- Часть 1.-632 с.

27. Гражданское право России/Под ред. З.И. Цыбуленко. М. Юрист, 1998. -Часть 1. - 464 с.

28. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. М.: Норма, 2000. -730 с.

29. Гюйо Ж.М. История и критика современных английских учений о нравственности." СПб.: Изд. О.Н. Попова, 1898. 458 с.

30. Дженкс Э. Введение к книге Свод английского гражданского права, составленный под редакцией Эдурда Дженкса, профессора лондонского университета.

31. Общая часть. Обязательственное право». Перевод, предисловие и примечания Л.А. Лунц. М.: Юрид. Изд-во НКЮ СССР, 1940,- С.11-13

32. Диккенс Ч. Повесть о двух городах// Собрание сочинений. Т. 22. М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1960. 466 с.

33. Диккенс Ч. Холодный дом. М. Гослитиздат, 1956,- 856 с.

34. Должно ли преследовать лихву законом? Популярное изложение учения Бентама и Тюрго о лихве. С. Петербург, в типографии А.П. Червякова, издание А.П. Червякова, 1865. - 70 с.

35. Евсюков В.Г. Критика концепции счастья в этике английских утилитаристов (И.Бентам, Дж. Ст. Милль). 7/ Учёные записки Томского государственного университета имени В. В. Куйбышева. № 47. Томск, 1963. С. 34-43

36. Жуковский Ю.Г. История политической литературы XIX столетия. Том 1 -СПб.: Изд. Н. П. Полякова, 1871. 439 с.

37. Иеремия Бентем (Обзор жизни и трудов)//Библиотека для чтения, журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод. Т. 68. Раздел III: Науки и художества.-С.-Петербург, в типографии К. Жернакова, 1845.-34 с

38. Иеринг Р. Цель вправе. СПб: Изд. И.В. Муравьёва, 1891. -412 с.

39. Иодль Ф. История этики в новой философии Фридриха Иодля профессора философии в Пражском университете. Т. 2: Кант и этика в XIX столетии/ Пер. с нем. под ред. Владимира Соловьёва. М.: типолитография В. Рихтер, издание К. Т. Солдатенкова, 1898. - 522 с.

40. Истолкование англинских законов г. Блакстона, переведённые по всевысо-чайшему повелению великой законодательницы всероссийской с подлинника Английского. Книга I. М.: Унив. тип., 1780. 682 с.

41. История государства и права зарубежных стран: В 2 ч. Часть 2. / Под ред. O.A. Жидкова, Н. А. Крашенинниковой. М.: Норма, 1998. - 703 С.

42. История политических и правовых учений /Под ред. О.Э. Лейста. М.: Зерцало, 2000. - 688 с.

43. История политических и правовых учений / Под ред. B.C. Нерсесянца. М.: Издательская группа Инфра М-Кодекс, 1995. - 736 с.

44. История политических и правовых учений / Под ред. С.Ф. Кечекьяна, Г.И. Федькина. М.: Госуд. изд-во юрид. лит-ры, I960.- 894 с.

45. История политических и правовых учений. Хрестоматия/Под ред. О.Э. Лей-ста. М.: Городец, 2000.- 512 с.

46. История политических учений. Выпуск 2. /Под ред. О.В. Мартышина. М., 1996-368 с.

47. История политических учений: В 2 Ч. Часть I/ Под ред. К.А. Мокичёва. 2-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 1971. - 392 с.

48. История политико-правовых учений/Под ред. проф. А Н. Хорошилова. М.: Юнити, 2001.-344 с.

49. Кистяковский А.Ф. Исследование о смертной казни. Тула: Автограф, 2000 -272 с.

50. Книрим Ал. Бентам и его сочинения // Журнал министерства юстиции. Т. IV. 1860. СПб, в типографии Правительствующего Сената, 1860. - С. 53-88

51. Ковалевский М. М. История Великобритании. СПб. Тип. т-ва «Обществ. Польза», 19П. -272 с.

52. Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право//Государство и право. 2000. №3. С. 5-11

53. Конвей С. «Бентам проджект» и изучение Бентама// История права: Англия и Россия. М.: Прогресс, 1990,- С. 221-240

54. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты судебной этики)//Кони А.Ф. Избранные труды и речи. Тула. Автограф, 2000. С. 78-107

55. Коркунов Н. М. История философии права. Изд. 5-е (без перемен). СПб.: Типография А. С. Суворина, 1908. - 456 с.

56. Курс уголовного права. Общая часть. Том 2. Учение о наказании / под ред. Кузнецовой Н.Ф., Тяжковой И.М. М.: Зерцало. 1999. - 387 с.

57. Левенсон П. Я. Беккариа и Бентам. Их жизнь и общественная деятельность//Адам Смит. Беккариа и Бентам. Джон Милль. Прудон. Ротшильды. Биографические повествования. Челябинск: Урал LTD, 1998.- С. 101-207

58. Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1986. - 287 с.

59. Лучникова В.В. Развитие английской правовой системы в конце XVII-начале XVIII вв (на примере развития общего и статутного права) : Автореф. дис. . канд. юрид. наук: 12. 00. 01/АН СССР Институт государства и права. -М„ 1983. 16 с.

60. Мальцев А. Нравственная философия утилитаризма. Историко-критическое исследование. СПб.: Тип. Ф.Г. Елеонского и К°, 1879. - 359 с.

61. Манту П. Промышленная революция XVIII столетия в Англии (Опыт исследования). М.: Соцэкгиз, 1937. - 440 с.

62. Маркс К. Капитал. Т. 1.// Сочинения. Изд. 2-е, Т. 23. М.: Политиздат, 1960. - 907 с.

63. Маркс К. К критике политической экономии. М.: Госполитзидат, 1949. -269 с.

64. Маркс К. Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудо-на//Маркс К. Энгельс Ф. Избранные сочинения: В 9 т. Том 3. М.: Политиздат, 1985-637 с.

65. Монтескье Ш.Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999. - 672 с.

66. Нерсесянц B.C. Право и закон. Из истории правовых учений. М., 1983 -366 с.

67. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. М.: Издательская группа Инфра М- Норма, 1999. - 552 с.

68. Нерсесянц B.C. Философия права. M.: Издательская группа Инфра М-Норма, 1997,- 652 с.

69. Нерсесянц B.C. Философия права Гегеля. М.: Юристъ, 1998. - 352 с.

70. Нерсесянц B.C. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М., 1998. - Издательская группа Инфра М- Норма. - 288 с.

71. Одоевский В. Ф. Город без имени// Одоевский В. Ф. Повести. М.: Сов. Россия, 1977.-С. 65-82

72. Оксамытный В.В. Система уголовных наказаний в Англии. Киев: Наук, думка, 1977. - 143 с.

73. Омельченко O.A. Всеобщая история государства и права: В 2 т. Том. II. M : Остожье, 1998. - 448 с.

74. О необходимости утверждать законы на причинах. Из Бентама// Санкт-Петербургский журнал. № VI. Месяц июнь. 1804 года. С. 125-143

75. Петрова М.В. Эволюция английского гражданского права (вещное и обязательственное право): Автореф. дис. . канд. юрид. наук: 12. 00. 01/Всесоюзный юридический заочный институт. М., 1983. - 17 с.

76. Письма Мордвинова к Бентаму// Русская старина. Т. 106. Апрель-май-июнь. СпБ.: Типография товарищества «Общественная польза», 1901. - С. 199-202

77. Покровский П. Бентам и его время. Петроград, типография А. Э. Коллинс, 1916. - 704 с.

78. Политические учения и современность. Марксизм и политическая мысль XIX века./ Под. ред. П.С. Грацианского, В. Е. Гулиева и В. С. Нерсесянца.- М. Наука, 1979.-498 с.

79. Поллок Ф. История политических учений. СПб.: Образование, 1897.-130 с.

80. Поляков С.Б. Принципы законодательства Бентама против миража правового государства. Пермь, 1993. - 89 с.

81. Попов И. Критика нравственного учения Бентама// Богословский Вестник, издаваемый Московскою Духовною Академиею. Февраль. 1896. Сергиев Посад, 2-ая типография А.И. Снегирёвой, 1896. - С. 242-273.

82. Проблемы общей теории права и государства/Под общей ред. B.C. Нерсе-сянца. -М., 1999.-832 с.

83. Пыпии А. Русские отношения Бентама I // Вестник Европы. Журнал истории, политики, литературы. Четвёртый год. Книга II. Февраль 1869. С. 784819

84. Пыпин А. Русские отношения Бентама II // Вестник Европы. Журнал истории, политики, литературы. Четвёртый год. Книга IV. Апрель 1869. С.730-788

85. Рассел Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. СПб: Азбука, 2001- 960 с.

86. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. Новое время. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996,- 736 с.

87. Решетников Ф.М. Беккариа. М.: Юрид. лит., 1987. - 125 с.

88. Синха С.П. Юриспруденция. Философия права. Краткий курс/ Пер. с англ. -М.: Издательский центр «Академия», 1996. 304 с.

89. Слиозберг Г.Б. Джон Говард. Его жизнь и общественно-филантропическая деятельность// Говард. Лассаль. Диккенс. С. Соловьёв. Челябинск, Урал LTD, 1999. - С.5-69

90. Суханов Е.А. Лекции о праве собственности.-М.: Юрид. лит-ра, 1991,- 239 с.

91. Таганцев Н. С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. В 2 т. Том 1. М.: Наука, 1994.-380 с.

92. Тарле Е.В. Обращение Бентама к Александру I. (По поводу одного неизданного письма. //Из далёкого и близкого прошлого. Сборник этюдов из всеобщей истории в честь пятидесятилетия научной жизни Н.И. Кареева. Москва, Петроград, «Мысль», 1923. - С. 249-251.

93. Татаринова К.Н. Очерки по истории Англии 1640-1815 гг. М.: Изд-во ИМО, 1958.-452 с.

94. Трахтенберг О.В. Очерки по истории философии и социологии Англии XIX века. М.: Издательство Московского университета, 1959. - 116 с.

95. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / Под ред. Здравомы-слова Б.В. М.: Юрист, 1996. 512 с.

96. Уголовное право России. Общая часть/Под ред. А.И. Рарога. М.: ИМПЭ: Триада, 1998. -319 с.

97. Утевский Б.С. История уголовного права буржуазных государств. М. Юр-издат, 1950. 422 с.

98. Фатеев А.Н. Очерк развития индивидуалистического направления в истории философии государства. Харьков: Тип. «Печатное дело», 1904. - 191 с.

99. Фатеев А.Н. Развитие индивидуализма в истории политических учений (Очерк введения и главнейшая библиография). Харьков: Тип. «Печатное дело », 1904. - 151 с.

100. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. M.: Ad Mariiinem, 1999.-479 с.

101. Халфина P.O. Договор в английском гражданском праве. М.: Изд-во АН СССР, 1959.-319 с.

102. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. (Новое и новейшее время)/ Сост. Н.А. Крашенинникова. М.: Зерцало, 1999. - 592 с.

103. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995. -576 с.

104. Четвернин В.А. Понятия права и государства. Введение в курс теории права и государства. М.: Дело, 1997. 120 с.

105. Чичерин Б.Н. История политических учений: В 5 Ч. Часть 3. Новое время. М.: Тип. Грачёва, 1874.- 442 с.

106. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.) М.: Спарк, 1995,- 556 с.

107. Шрейбер В.К. Личность и общество в английском утилитаризме (И. Бен-там, Дж. Ст. Милль): Дис. .канд. филос. наук: 09.00.03/ Моск. гос. Университет,-М., 1975. 171 с.

108. Шрейбер В.К. Личность и общество в английском утилитаризме (И. Бен-там, Дж. Ст. Милль): Автореф. дис. .канд. филос. наук: 09.00.03/ Моск. гос. Университет.- М., 1975. -15 с.

109. Штаммлер Р. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории//Антология мировой правовой мысли в пяти томах. М., 1999. -С.616-622

110. Яневич-Яневский К. Бентам и его значение в области юридико-политических наук//Юридические записки. Том IV. / Изд. П. Редькиным и К. Яневичем-Яневским. СПб.: в типографии департамента уделов, 1860. - С. 237-295

111. Ященко А. Политические учения в Англии в XVIII веке и в начале XIX веке. Оттиск из «Книги по истории нового времени». М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1912.-106 с.

112. Albee Е.А. History of English Utilitarianism. New York: Swan Sonnenschein, 1902.-443 p.

113. Anderson B.A. Mill on Bentham. From Ideology to Humanized Utilitarian-ism//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. I. London-New York, 1993.-P. 112-127

114. Atkinson Charles Milner. Jeremy Bentham. His Life and Work. London: Methuen &C°; Plymouth, William Brendon and Son, 1905. - 260 p.

115. Ayer A. F. The Principle of Utility// Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. L-N.Y., 1993. - P. 245-259

116. Bahmueller C.F. The National Charity Company: Jeremy Bentham's Silent Revolution. Los Angeles-London: Univ. CA Press, 1981. - 272 p.

117. Bailey R.R. The Relationship between Bentham's Ethics and his Sociol-ogy//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. II.- London-New York, 1993. P. 648-666

118. Bartle G.F. Jeremy Bentham and John Bowring: A Study of the Relationship between Bentham and the Editor of his collected works//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. I. London-New York, 1993. - P. 127-135

119. Baumgardt D. B. Bentham and the Ethics Today. New York: Octagon Books, 1966. - 584 p.

120. Bedau H.A. Bentham's Utilitarian Critique of the Death Penalty//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. - P. 986-1016

121. Bentham Jereitiy// Encyclopedia Britannica. A New Survey of Universal Knowledge/15th Ed. Chicago-London-Toronto. - Vol. 3. - P. 416-418

122. Bentham Jeremy// The Blakwell Encyclopaedia of Political Thought/ Ed. By D. Miller. Oxford-New York: Blackwell, 1987,- P. 37-40

123. Birks T.R. Mill's Review on Bentham//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. I. London-New York, 1993. - P.65-96

124. Boralevi L. Campos, Bentham and the Oppressed. Berlin-New York: Wlater de Gruyter Incorporated, 1984. - 248 p.

125. Brinton C. English Political Thought in the XlXth Century. Cambridge: /Harvard Univ. Press, 1949. - 319 p.

126. Burns J.H. Bentham and the French Revolution//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. - P. 10261045

127. Burns J.H. Bentham's Critique of Political Fallacies//Jeremy Bentham. Ten Critical Essays/ Ed. by B. Parekh. London. Cass, 1974. - P. 154-167

128. Burns J.H. Bentham on Sovereignty: An Exploration//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. P. 757783

129. Burns J.H. Jeremy Bentham: From Radical Enlightenment to Philosophic Radi-calism//Jeremy Bentham. Critical Assesements/Edited by Bikhu Parekh. Vol. I. -London-New York, 1993. P. 184-194

130. Carleton Kemp Allen. The Young Bentham//The Law Quarterly Review. Vol. XLIV. No 176. October. 1928. P. 492-493

131. Christie I. R. The Bentham's in Russia, 1780-1791. Oxford: Berg Publishers Incorporated, 1993. - 264 p.

132. Coing H. Bentham's Importance in the Development of Interessenjurisprudenz and General Jurisprudence//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. - P. 292-307

133. Collison Black R.D. Bentham and the Political Economists of the Nineteenth Century//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. IV. -London-New York, 1993. P. 24-36

134. Conway S. Bentham on Peace and War//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. - P. 966-985

135. Cotterel R. The Politics of Jurisprudence. A Critical Introduction to Legal Philosophy. Edinburg, 1989 - 278 p.

136. Crimmins J. Political Economy and Projectors: Bentham's Defence of Usury// Философский век. Наука о морали. Дж. Бентам и Россия. СПб., 1998. - с.58-72

137. Crook D.P. The United States in Bentham's Thought//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. IV. London-New York, 1993. - P. 196204

138. Dalgarno M.T. The Contemporary Significance of Bentham's Anarchical Fallacies: A Reply to William Twining//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. P.725-735

139. Davidson W. L. Political Thought in England. The Utilitarians. From Bentham to John Stuart Mill. London: Williams and Norgate, 1915 . - 264 p.

140. Dicey A.V. Lectures on the Relation Between Law and Public Opinion in England: During the nineteenth century. London: Macmillan, 1962. - 506 p.

141. Dinwiddy J. R. Early-Nineteenth-Centuiy Reactions to Benthamism//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. I- London-New York, 1993. -P.147-169

142. Dinwiddy J. R. Bentham. Oxford, 1989. - 124 p.

143. Dinwiddy J.R. Bentham and the Early Nineteenth Centuiy//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. I. London-New York, 1993. -P. 130-146

144. Dinwiddy J. R. Bentham on Invention in Legislation// Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. - P. 803817

145. Dinwiddy J. R. Bentham on Private Ethics and Principle of Utility//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. II. London-New York, 1993.-P. 374-400

146. Eisenach E.J. The Dimension of History in Bentham's Theory of Law//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993.-P. 139-162

147. Everett C.W. Jeremy Bentham. London. Weindenfeld Goldbacks, 1966.-431 p.

148. Everett C.W. The Education of Jeremy Bentham. New York: Columbia Univ. Press, 1931.-239 p.

149. Finer S.E. The Transmission of Benthamite Ideas. 1820-50//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. I. London-New York, 1993. - P. 311-332

150. Fishkin J. Utilitarianism Versus Human Rights//Human Rights/Edited by E. Frankel Paul, F.D. Miller, Jr. and J. Paul. Oxford, 1984 - 682 p.

151. FitzGerald R. C. Bentham and Parliamentary Reform// Jeremy Bentham and the law: a symposium. Westport: Greenwood press, 1970. - P.123-127

152. Folowiez H. F. Was Bentham a lawyer?// Jeremy Bentham and the law: a symposium. Westport: Greenwood press, 1970. - P. 1-19

153. Friedmann W. Bentham and Modern Legal Thought// Jeremy Bentham and the law: a symposium. Westport: Greenwood press, 1970. - P. 233-244

154. Fry M. Bentham and English Penal Reform// Jeremy Bentham and the law: a symposium. Westport: Greenwood Press Publishers, 1970. - P. 20-57

155. Fry G.K. Bentham and Public Administration//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. L-N.Y., 1993. - P.842-850

156. Graham W. English Political Philosophy from Hobbes to Maine. London, 1926. -454 p.

157. Graveson R.H. The Restless Spirit of English Law // Jeremy Bentham and the law: a symposium. Westport: Greenwood press, 1970. - P. 101-121

158. Halevy E. The Growth of Philosophical Radicalism. London: Faber, 1949. -554 p.

159. Harrison R. Bentham. London: Ross Routledge and Kegan Paul, 1985. - 286 p.

160. Hart H. L.A. Bentham//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. I. London-New York, 1993. - P.246-267

161. Hart H. L.A. Bentham on Sovereignity//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. - P. 777-785

162. Hart H. L.A. Essays on Bentham. Studies in Jurisprudence and Political Theory.- New York: Clarendon, 1982. 288 p.

163. Hart H.L.A. Bentham on Legal Powers//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. - P.l 18-138

164. Heath J. Eighteenth Century Penal Theory. Oxford: Oxford Univ. Press, 1963.- 288 p.

165. Hodgson D.H. The consequences of Utilitarianism. Oxford: Claredon Press, 1967.- 187 p.

166. Holdsworth sir W. Bentham's Place in English Legal History//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. -436-453

167. Hume L.J. Bentham and Bureaucracy. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1981.-344 p.

168. Hume L.J. Bentham as a Social and Political Theorist//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. - P. 471487

169. Hume L.J. Jeremy Bentham and the Nineteenth-Century Revolution in govern-ment//Jeremy Bentham. Critical Assesements/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. -London-New York, 1993. P.820-834

170. Hume L.J. Revisionism in Bentham Studies//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. I. London-New York, 1993. - P.404-420

171. Hume L.G. The Political Functions of Bentham's Theory of Fictions//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. - P.518-527

172. Jacobini H. B. Some Observations Concerning Jeremy Bentham's Concepts of International Law//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. - P.400-402

173. James M.H. Bentham's Democratic Theory at the Time of the French Revolu-tion//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. - 605-616

174. James M.H. Bentham on the Individuation of Laws//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. - 95-. 17

175. James M.H. Bentham on Voter Rationality//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. - P.904-907

176. James M.H. Public Interest and Majority Rule in Bentham's Democratic the-ory//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. - P.649-664

177. Janis M.W. Jeremy Bentham and the Fashioning of "International Law" //Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. - P.425-438

178. Keekok L. The Legal-Rational State. A Comparison of Hobbes, Bentham and Kelsen. Hants, 1993 - 214 p.

179. Kelly P. J. Utilitarianism and Distributive Justice: Jeremy Bentham and the Civil Law. Oxford: Univ. Toronto Press, 1990. - 310 p.

180. Kelly P.J. Utilitarianism and Distributive Justice: The Civil Law and the Foundations of Bentham's Economic Thought//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikliu Parekh Vol. IV. London-New York, 1993. - P. 72- 91

181. King P. J. Utilitarian Jurisprudence in America. The Influence of Bentham and Ostin on American Legal Thought in the Nineteenth Century. New York-London: Garland, 1986. - 525 p.

182. Liebermann D. Historiographical Review: From Bentham to Ben-thamism//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikliu Parekh. Vol. 1. -London-New York., 1993. P.299-324

183. Lisaght L. J. Bentham on the Aspects of a Law// Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. I. London-New York, 1993. - P. 80-94

184. Lormer G.R. Jeremy Bentham//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. I. London-New York, 1993. - P. 28-40

185. Long D.G. Bentham on Liberty: Jeremy Bentham's Idea of Liberty in Relation to his Utilitarianism. Toronto: Douglas, 1977. - 354 p.

186. Long D.G. Censorial Jurisprudence and Political Radicalism: A Reconsideration of the Early Bentham// Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikliu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. - P. 1046-1074

187. Ludin H. The Influence of Jeremy Bentham on English Democratic development. Iowa-city, 1920. - 84 p.

188. Lyons D. Forms and Limits of Utilitarianism. Oxford. Clarendon Press, 1965. - 225 p.

189. Lyons D. In the interest of governed. A study in Bentham's Philosophy of Law. Oxford: Oxford Univ. Press, 1991. - 176 p.

190. Lyons D. Was Bentham a Utilitarian? //Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. II. London-New York, 1993. - P. 396-421

191. Macaulay T. Bentham's Defence of Mill. Utilitarian System of Philosophy//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. I. London-New York, 1993. - P.213-239

192. Mack M. P. Jeremy Bentham. An Odyssey of Ideas. London: Heinemann 1963.-495 p.

193. MacCun J. Six Radical Thinkers. Bentham, J.S. Mill, Cobden, Carlyle, Mazzini, T.H. Green. London: Arnold, 1907. - 268 p.

194. Manning D.J. The Mind of Jeremy Bentham. London: Greenwood Publishing Group Incorporated, 1968. - 118 p.

195. Mill on Bentham and Coleridge. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1980. 495 p.

196. Milne A.J. Bentham's Principle of Utility and Legal Philosophy//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. - P.53-79

197. Milo R.D. Bentham's Principle //Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. II. London-New York, 1993. - P.384-395

198. Oakeshott M. The New Bentham//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. I. London-New York, 1993. - P.l 14-131

199. Ogden Ch. K. Jeremy Bentham. 1832-2032. Being the Bentham Centenary Lecture, delivered in University College, London on June 6th, 1932. London. Kegan Paul, Trench, Trubner, 1932. - 36 p.

200. Raphael D.D. Bentham and the Varieties of Utilitarianism//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. II. London-New York, 1993. -P.443-454

201. Regan D.H. Utilitarianism and Co-operation. Oxford: Oxford Univ. Press, 1980. 279 p.

202. Roberts D. Jeremy Bentham and the Victorian Administrative State//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III.- London-New York, 1993.-P.893-910

203. Roberts W. Bentham's Conception of Political Change: A Liberal Ap-proach//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. -London-New York, 1993. P. 954-966

204. Robson J. M. Which Bentham was Mill's Bentham? //Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. I. London-New York, 1993. - P. 115 -126

205. Rogers A.K. English and American Philosophy since 1800. New York, 1928. 289 p.

206. Rosen F. Bentham, Byron and Greece: Constitutionalism, Nationalism and early Liberal Political Thought. Oxford: Clarendon Press, 1992. - 345 p.

207. Rosen F. Elie Halevy and Bentham's Authoritarian Liberalism//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. - P.947-952

208. Rosen F. Jeremy Bentham and Democratic Theory//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. - P. 546561

209. Rosen F. Jeremy Bentham: Recent Interpretations//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. I. London-New York, 1993. - P. 375381

210. Rosen F. Jeremy Bentham and Representative Democracy: A Study of the Constitutional Code. Oxford: Oxford Univ. Press, 1983. - 263 p.

211. Olivecrona K. The Will of the Sovereign: Some Reflections on Bentham's Concept of a Law//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. - P. 9-27

212. Palmer P.A. Benthamism in England and America//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. I. London-New York, 1993. - P.55-71

213. Parekh B. Bentham's Theory of Equaiity//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. P. 645- 663

214. Peardon P. Bentham's Ideal Republic//Jeremy Bentham: Ten Critical Essays/ Ed. By B. Parekh. London. Cass, 1974. - 231 p.

215. Philipson C. Three Criminal Law Reformers. Beccaria, Bentham, Romilly. -Montclair: Patterson Smith, 1970. 344 p.

216. Pitkin H.F. Slippery Bentham: Some Neglected Cracks in the Foundation of Utilitarianism//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. - P. 504-531

217. Place F. The Greatest Happiness Principle//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. II. London-New York, 1993. - P.312-324

218. Plamenatz J.P. The English Utilitarians. Oxford: Blackwell, 1966. - 192 p.

219. Postema G. J. Bentham and the Common Law Tradition. Oxford. Clarendon Press, 1989.-508 p.

220. Postema G. J. Bentham on the Public Character of Law//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. - 163183

221. Postema G. J. The Expositor, the Censor, and the common Law//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikliu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993.-P. 227-251

222. Postema G. J. The Principle of Utility and the Law of Procedure: Bentham's Theory of Abjudication//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. - P.308-339

223. Quinton A. Utilitarian Ethics. London: Duckworth, 1989. - 116 p.

224. Rosen F. Utilitarianism and Justice: A Note on Bentham and Godwin//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993.-P. 3-51

225. Rosenblum N. L. Bentham's Social Psychology for Legislators//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. IV. London-New York, 1993. - P. 295-307

226. Rosenblum N. L. Bentham's Theoiy of the Modern State. Cambridge- London: Harvard Univ. Press, 1978. -184 p.

227. Ruggiero Guido de. The History of European Liberalism. Boston: Beacon Press, 1959.-476 p.

228. Schoeman F. Bentham's Theory of Rights//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. P. 736-756

229. Schofield P. Jeremy Bentham and the Nineteenth-Century English Jurispru-dence//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. -London-New York, 1993. 184-214

230. Schwartz P. Jeremy Bentham's Democratic Despotism//Ideas in Economics/Edited by R.D. Collinson-Black. London, 1986 - P. 89-106

231. Shackleton R. The Greatest Happiness of the Greatest Number: The History of Bentham's Phrase//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. - P.353-367

232. Sebok A. J. Legal Positivism in American Jurisprudence.- Cambridge, 1998 -358 p.

233. Semple J. Bentham's Prison: A Study of the Panopticon Penitentiary. Oxford: Oxford Univ. Press, 1993. - 354 p.

234. Sidgwick H. Bentham and Benthamism in Politics and Ethics//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. -P.454-479

235. Siker M. Jeremy Bentham on Law and Jurisprudence//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. -215-226

236. Smith S. A lecture Delivered Over the Remains of Jeremy Bentham. //Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. London-New York, 1993.-P.3-73

237. Sorley W.R. A History of British Philosophy to 1900. Cambridge, 1965- 672 p.

238. Stark W. The Psychology of Social Messianism//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. - P. 10191035

239. Stearns J.B. Bentham and the Varieties of Utilitarianism//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. II. London-New York, 1993. -P.407-416

240. Steintrager J. Bentham. London: Allen and Unwin, 1977. - 133 p.

241. Stephen Leslie. The English Utilitarians. In three voulumes. Vol. I: Jeremy Bentham. London: Duckworth and C°; Edinburgh: T. and A. Constable, 1900. - 334 p.

242. Stone M. Dickens, Bentham and the Fictions of the Law: A Victorian Controversy and its Consequences//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. - P. 371-399

243. Struan J. Science and British Liberalism. Locke, Bentham, Mill and Popper -Hants: Averbury, 1991. 242 p.

244. Tarlton C.D. The Overlooked Strategy of Bentham's Fragment on 255. Gov-ernment//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. -London-New York, 1993. P.770-779

245. The English Philosophers from Bacon to Mill. New York, 1939. - 658 p.

246. The Oxford History of the Prison. The Practice of Punishment in Western Society/Edited by Morris Norval and Rothman David J. New York: Oxford Univ. Press, 1995.-489 p.

247. Twining W. The Contemporary Significance of Bentham's Anarchical Falla-cies//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. III. London-New York, 1993. P. 700-726

248. Utilitarianism/ Ed. by M. Warnock. Fontana, 1973. - 357 p.

249. Viner J. Bentham and John Stuart Mill: The Utilitarian Background//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. IV. London-New York, 1993. - P.50-72

250. Walluchow W.J. Inclusive Legal Positivism. Oxford, 1994 - 454 p.

251. Watson J. Hedonism and Utilitarianism//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. II. London-New York, 1993. - P.334-352

252. Werner L. A note about Bentham on Equality and about the Greatest Happiness Principle//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. II. -London-New York, 1993. P.652-684

253. Williamson C. Bentham looks at America//Jeremy Bentham. Critical Assessments/Edited by Bikhu Parekh. Vol. IV. London-New York, 1993. - P.253-271» *238

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.