Творчество Валентина Сильвестрова в аспекте "метафорического стиля" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Булошников Марк Леонидович
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 158
Оглавление диссертации кандидат наук Булошников Марк Леонидович
Введение
Глава I. Манифест «новой простоты»
I. 1. «Слабый стиль»
I. 2. «Простые песни»
I. 3. От песен к багателям
Глава II. «Реквием для Ларисы»
II. 1. В диалоге с каноном
II. 2. Моцартовское и украинское в Реквиеме
II. 3. Свое и чужое
Глава III. Симфонизм в «зоне коды»
III. 1. На пути к «постсимфонии»
III. 2. Пятая и Шестая симфонии как симфонии-постлюдии
III. 3. Симфония сквозь призму багателей
Заключение
Список литературы
Приложение I
Приложение II
Приложение III
Приложение IV
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
«Оркестровые сочинения Вячеслава Артёмова: жанровый и стилевой синтез»2018 год, кандидат наук Новикова Марина Леонидовна
Хор в творчестве А. Шнитке2001 год, кандидат искусствоведения Бевз, София Викторовна
Творчество Родиона Щедрина в художественном контексте эпохи: константы и метаморфозы стиля2013 год, доктор искусствоведения Синельникова, Ольга Владимировна
Хор в творчестве Эдисона Денисова2011 год, кандидат искусствоведения Потапов, Сергей Иванович
Творчество Сергея Слонимского 1990 - 2000-х годов: эстетика, стиль2010 год, кандидат искусствоведения Черноморская, Светлана Леонидовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Валентина Сильвестрова в аспекте "метафорического стиля"»
Введение
Актуальность темы исследования. Валентин Васильевич Сильвестров (род. 1937) - один из наиболее известных современных композиторов. Свойственные ему оригинальность мысли, неординарность творческого метода постепенно получили признание далеко за пределами как родной Сильвестрову Украины, так и на территории бывшего СССР. Ещё в сравнительно ранний период композитор был удостоен ряда престижных международных наград, среди которых - премия им. С. А. Кусевицкого (США, 1967), премия Международного конкурса композиторов «Gaudeamus» (Нидерланды, 1970). При этом в родном отечестве подобный успех возник далеко не сразу. Более того, Сильвестров, как и многие художники его поколения, долгое время находился в опальном положении, будучи гонимым за свободомыслие и независимые взгляды на творчество1. К счастью, с закатом советской идеологии эта ситуация переменилась. Уже в 1989 году Валентин Сильвестров получает звание Народного артиста Украины; далее, словно наверстывая упущенное, следует вереница иных почетных регалий: Государственная премия (1995), Ордена «За заслуги» (1997, 2007). В нынешнем веке композитор становится также почетным доктором Киево-Могилянской академии (2011) и Острожской академии (2016).
Широк круг исполнителей музыки В. Сильвестрова. При этом чрезвычайная требовательность к качеству исполнения определяет и круг избираемых им музыкантов. Среди таковых: дирижеры И. Блажков, Р. Кофман, А. Борейко, В. Юровский; пианисты А. Любимов, И. Соколов, Е. Громов, В. Матюхин (также дирижер); виолончелисты И. Монигетти, А. Рудин, А. Лехнер; певицы С. Савенко, Я. Иванилова и И. Галатенко; многолетняя дружба связывает композитора с камерным хором «Кшв» и его дирижером Н. Гобдичем. После редких публикаций в издательстве «Музична Украша», начиная с 1990 года издательство M. P. Belaieff (Mainz) приобретает эксклюзивные права на издание всех сочинений В.
1 Этой линии придерживались и чиновники от Союза композиторов УССР, из состава которого Сильвестров был исключен в 1970 году. Оказавшись вне профессии, автор таким образом был лишен возможности заработка.
Сильвестрова. Множество произведений композитора выпущено на компакт-дисках известных западных лейблов. В числе первых немецкая фирма ECM New Series Records, известная своей превосходной по качеству продукцией в области новой музыки, выпустившая десять дисков с музыкой автора. Однако подобная слава ни в советское время, ни сейчас отнюдь не вскружила голову композитору. Жизненная позиция Валентина Васильевича, при всей ее принципиальности, больше говорит о нем как о частном человеке, живущим скромной, уединенной жизнью.
При этом едва ли можно считать нашего героя этаким маргиналом. Напротив, Сильвестров всегда находился «на передовой» подлинного искусства, зачастую оказываясь одним из пионеров новых музыкальных направлений. Так, поздно начав обучаться музыке2, Сильвестров успешно осваивает и академическую школу в консерваторском классе Б. Лятошинского, и быстро обнаруживает интерес к новым композиторским техникам. Последнее стало возможным во многом благодаря возникновению в те годы неформальной композиторской группы «Киевский авангард»3. Увлеченный новейшими средствами музыкальной выразительности, Сильвестров активно претворяет в своем творчестве актуальные в 1960-е годы методы композиции: додекафонию, алеаторику, сонористику, пуантилизм. Примечателен и тот факт, что, пополняя свой композиторский арсенал, Сильвестров нашел ему индивидуальное, самобытное применение. В сущности, авангардные произведения тех лет высвечивают собственный авторский голос, свидетельствующий об эмоциональности, экспрессивности и, что не менее важно, лирической природе его дарования.
2 Первые музыкальные уроки относятся к периоду, когда В. Сильвестрову было уже 15 лет. А зачисление в консерваторию и вовсе состоялось таинственным переводом автора с 3 курса Строительного университета на 1 курс музыкального ВУЗа, минуя при этом этапы школы и училища.
3 Лидером этого союза стал дирижер И. Блажков, имевший многочисленные контакты с зарубежными композиторами от И. Стравинского до П. Булеза, сумевший объединить вокруг себя талантливую киевскую молодежь, среди которых прежде всего композиторы Л. Грабовский, В. Годзяцкий, В. Сильвестров и другие.
Подобные наблюдения были сделаны и многими западными критиками того времени. Приведем некоторые из них. Вот рецензия на прозвучавшую в Дармштадте в 1968 году Эсхатофонию (Третья симфония): «В симфонии Сильвестрова поражает та самостоятельность, с которой он овладел средствами модерна, сохранив при этом в каждом такте индивидуальность и верность отечественной традиции. Его исполненная жизни и звуковых красок композиция даже в некоторых своих слабых местах представляет образ словно бьющего через край темперамента, придает форму потоку ненотированной музыки»4. А вот отзыв на прозвучавшие в Берлине в 1964 году додекафонные Quartette piccolo и Трио для флейты, трубы и челесты: «Среди тех молодых советских композиторов, которые стремятся освободить свой язык от пут устаревшей буржуазной традиции, особенно часто упоминается родившийся в 1937 году украинец Валентин Сильвестров. Дролк-квартет представил ныне его Quartetto piccolo. В смене микрочастей - между веберновскими эпиграммами и нервозным пиццикато -ощутимы подступы к индивидуальной мелодике. Особенно сильное впечатление произвело, также двенадцатитоновое, Трио для флейты, трубы и челесты <...> с лирическим дуэтом духовых и чарующе переливающимися звуковыми струями челесты. Поразительно, как в заключительной части с ее повторяющимися аккордами и мотивными группами, с ее задумчивым, угасающим соло челесты сохранен русский характер» (курсив везде мой. - МБ.)5.
В данном контексте обращает на себя внимание интервью самого Сильвестрова, относящегося к тому же периоду, в котором композитор, высказывая оригинальные суждения об авангарде, выводит основополагающие установки для собственного творчества: «Авангард - одна из попыток выйти из замкнутого пространства в разорванное. Как попытка прорвать пространство, вспышка авангардистов аналогична взрыву романтиков... Задачей моих первых произведений было достичь лиризма... В искусстве существует понятие борьбы
4 Бахман Клаус-Хеннинг. Новая музыка в зеркале Дармштадских летних курсов 1968 (перевод с немецкого Т. Фрумкис) // Австрийский музыкальный журнал 23. 1968. №12. С. 698.
5 Штукеншмидт Х.Х. (перевод с немецкого Т. Фрумкис) Мелос ХХХ1/11 ноябрь. 1964. С. 355.
красоты и выразительности, понятие их соотношения... Так и Шенберг - более "выразитель", а в Веберне больше красоты. Меня задела "красота": Моцарт, Шопен, Дебюсси. Но я думаю, что нужно все время держаться неустойчивого равновесия, чтобы под всякой красотой ощущалась бездна, пропасть» (курсив везде мой. - МБ.)6.
Стремление к выходу из некоего замкнутого пространства в результате породило освобождение от собственно авангардных догм. Рубеж 1960-70-х годов оказался связан как с личными переживаниями композитора, так и внутренним творческим кризисом. Преодоление этого кризиса побудило к иному типу высказывания, отразившему принципиально новое мышление. Одним из воплощений данной парадигмы стало фортепианное трио с характерным названием Драма (1970-71)7. Говоря об этом сочинении много позже, как бы задним числом, Сильвестров отмечал: «В нем, в отличие от моих предыдущих произведений, уже нет того звукового ригоризма, которого требует авангард. Текст и контекст здесь совмещаются; а ведь даже самый развитый авангард, если он теряет ощущение внешнего контекста, то есть как бы своего противника, начинает угасать. "Драму" же я попытался сделать полем битвы и единения текста и контекста. Здесь присутствуют элементы технологических систем, которыми я владел к тому времени. В принципе, это приближение к полистилистике, но с другой задачей. Уподоблю автора привычного полистилистического опуса всаднику, себя же -
6 Сильвестров В. Выйти из замкнутого пространства. «Юность»., 1967, №9. С. 100-101.
7 Драма для скрипки, виолончели и фортепиано отразила духовные и стилевые поиски композитора тех лет. В этом сочинении впервые для композитора возникает подлинное взаимодействие разных начал: примет авангардного периода, идей полистилистики, и даже элементов инструментального театра. Примечателен и самый финал композиции: постепенно уходящие со сцены музыканты (вспоминаются аналогии с «Прощальной» симфонией Гайдна и возникшей вскоре после сильвестровской Драмы - Первой симфонии Шнитке) не столько завершают произведение, сколько предоставляют своеобразное соло музыке. На «пустующей» площадке эстрады абсолютно магическим образом продолжают рождаться новые волшебные звуки. Здесь характерен даже не сам фокус, решенный хитроумным способом (перед исполнением необходимо протянуть тончайшую леску к подготовленным в рояле алюминиевым пластинам, передвижение которых рождает фантастические отзвуки препарированного фортепиано), сколько принцип некоего «устранения» перед «лицом музыки». Подобная концепция в дальнейшем будет находить все новое претворение, вплоть до сегодняшних заявлений Сильвестрова об отказе от «композиторства».
кентавру. То есть я - и конь и наездник, драматург и "жертва" драматургии одновременно. Другими словами, для меня важен не только конфликт, но и тождество (курсив мой. - М.Б.) всех фигурирующих в сочинении систем и стилей»8.
Подобная стилевая модуляция оказалась весьма естественной для многих композиторов того времени. Этот шаг вписывался и в контекст европейского «поставангарда», в общее стремление отмежеваться от «Донауэшингена и Дармштадта»9. Что же касается отечественных авторов, то наиболее близкими по духу для В. Сильвестрова становятся такие композиторы как Г. Канчели, А. Пярт, А. Кнайфель. Созвучность последним особенно ярко прослеживается с наступлением нового творческого периода композитора, названного самим автором «метафорическим стилем».
Начавшись в 1974 году, этот этап ознаменовал острую тягу Сильвестрова к идее стилевого «ослабления» в музыке. В беседе с автором этих строк композитор рассказал о том, как в 70-е говорил своим коллегам, что «надо разоружаться», иначе вооружение, иными словами, техническая оснащенность, оказывается слишком велико, много больше, чем требуется для защиты. К тому же это «вооружение», по мысли автора, уже перестало оказывать воздействие на слушателей. Sturm und Drang авангарда устоялся в сознании и перестал вызывать соответствующую реакцию.
Поставангард Сильвестрова, как это было и у других композиторов, довольно скоро стал переосмысливаться в рамках более широкого понятия - постмодерна. В широком спектре постмодернистских практик исследователи выделяют тенденцию «медитативного» постмодерна, не подразумевающую привычную игровую доминанту, как бы сопряжения исторически достоверных и недостоверных цитат, хаотичного исторического напластования, но прокламирующую свойство, обращенное к «подсознанию культуры и позволяющее расширить исторические
8 Сильвестров В. Сохранять достоинство... Беседа с Т. Фрумкис. Советская музыка. 1990., №4. С. 13.
9 См. об этом: Чередниченко Т. Кризис общества - кризис искусства. М., «Музыка», 1985. С. 5253.
игры до обобщенно-космического масштаба»10. «Медитативный» тип постмодерна, получивший преломление в стиле В. Сильвестрова, формирует оригинальные константы, связанные с эстетикой тишины, демократизацией языка в сторону «новой простоты», лирической консонантностью, неоромантизмом.
При этом принципиально важно отметить, что для Сильвестрова выход в иное языковое поле не стал изменой самому духу авангардного мышления. Снова слово композитору: «Для меня это - не "сдача позиций", а <...> продолжение авангардного движения, в прежнем виде в большой степени себя исчерпавшего. Я почувствовал (и не я один!) потребность в молчании. "Китч-музыка", "Тихие песни" или "Простые песни" - озвученное молчание, молчание через неактуальный язык или слабый стиль. Бывают ситуации, когда неактуальным или банальным языком говоришь не потому, что ты банален, а потому, что высокие слова неуместны, они ложны, их стыдно говорить»11.
Отдаляясь от предыдущих авангардных техник, с их подчас «стерильным», как в додекафонии, единообразием, композитор открывает для себя «радость узнавания» (излюбленный речевой оборот самого Сильвестрова) в банальном, как бы тривиальном материале. Таким образом, лирическая сущность автора, определявшая особый модус его чувствования и проступавшая уже в авангардном периоде, выходит с этого момента на первый план. С не меньшей радикальностью по отношению к авангардному периоду в творческом портфеле композитора появляются произведения, связанные с эстетикой «новой простоты». На этом же этапе активно проступает роль жанрово-стилевого диалога - еще одной важнейшей составляющей «метафорического стиля», которая наделяет произведения Сильвестрова элементами полистилистики и своеобразной языковой
10 Лианская Е. Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, - Н. Новгород, 2003. С. 59. В новейших публикациях делается попытка осмыслить творчество В. Сильвестрова в контексте метамодерна (см.: Хрущева Н. Метамодерн в музыке и вокруг нее. М.: Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2020). Думается все же, что именно постмодернизм остается главной парадигмой музыки Сильвестрова, обуславливая, в том числе, столь характерную для него философию постлюдийности.
11 Сильвестров В. Сохранять достоинство., С. 14
«стереофоничности». Собственно, диалогична в некотором смысле и сама сильвестровская «новая простота», хранящая в себе в «снятом» виде сложность эмоциональных оттенков и подтекстов.
Сильвестров опирается на «неактуальные» романтические аллюзии в Китч-музыке (1977), обращается к эстетике городского романса, «Lied» Шуберта, вплоть до образцов «домашнего музицирования», в Тихих песнях (1974-77)12. Однако это не подражание, а по выражению автора - «слабый стиль», олицетворяющий не столько свою собственную материю, сколько резонирующий в зоне метафорического высказывания, намека.
Метафоричность, нашедшая в творчестве Сильвестрова весьма индивидуальное воплощение, формирует оригинальный принцип стилевых взаимодействий с теми или иными «голосами прошлого». «На каком бы языке ни говорить, любое произведение сильно не прямым смыслом, а иносказанием. И в том, что называю неактуальным языком, эта иносказательность должна быть еще сильнее. Воспользовавшись "устаревшими" фонемами, я произносил их как свои. Ибо то, что живо до сих пор, может быть произнесено как сегодняшнее, сиюминутное слово. А значит может возникнуть новый язык. <...> Еще раз подчеркну: главная забота, чтобы возникало, пусть пока только для меня, нечто живое, - то, что нельзя безболезненно остановить. Такая остановка была бы равнозначна смерти. А мне нужно, чтобы в сочиняемой мною музыке чувствовался некий "сквозняк" - как в шубертовском "Шарманщике": ".не прервется песня и на краткий миг."» (курсив везде мой. - МБ.)13.
Подобный «сквозняк» формирует у Сильвестрова рефлексивную гетерогенность высказывания. Важную роль приобретает диалог с «голосами» ушедших композиторских имен. В поданных «как свои» музыкальных фонемах, организующих облик сильвестровских мелодий, угадываются интонации Ф.
12 Примечательно, что ранее композитору были близки инструментальные жанры. Теперь же Сильвестров обращается и к вокальной музыке. Своеобразный опыт Тихих песен продолжили другие вокальные циклы Сильвестрова - Простые песни (1974-81), Ступени (1980-82), Четыре песни на стихи Мандельштама (1982).
13 Сильвестров В. Сохранять достоинство... С. 14.
Шуберта, не случайно упомянутого самим композитором. Оригинальное ощущение возникает на уровне диалога с моцартовской традицией. Элегический тон тем улавливает музыкальную манеру Ф. Шопена, Р. Шумана. Особая же певучесть, пластичность, кантиленность восходит к «географически» родственному композитору украинскому мелосу. Последнее, в частности, находит яркое воплощение в сильвестровском Реквиеме для Ларисы (1997-99), в его IV части, являясь одновременно автоцитатой из вокального цикла Тихие песни.
Объектом авторской рефлексии у Сильвестрова выступает не только конкретный стиль, но и музыкальный жанр. Опыт фортепианной «Китч-музыки» и вокальных циклов продолжили сочинения с крупными оркестровыми составами. Особую ценность для композитора явил жанр симфонии. Примечательно, что период «метафорического стиля» совпал с периодом пересмотра названного жанра. Отказ от концепции симфонии-драмы породил новый, постсимфонический тип мышления. Характерно и название ключевого сильвестровского опуса - Пятой симфонии, обозначенного композитором постсимфонией. Действительно, сам жанр отныне становится объектом своеобразной рефлексии. «...симфония не просто пишется, как это было в недалеком прошлом, но моделируется, то есть воссоздается из нового материала»14. Одним из таких организующих материалов становится у Сильвестрова песенная культура. Ее оригинальное претворение подчеркивается характерной для композитора бережной, сокровенной подачей, эффектами lontano, эха, отголоска чего-то прошедшего. Песня и симфония образуют, таким образом, своеобразный жанровый диалог.
Сильвестров неоднократно отмечал, что положение «симфонии-драмы», как некоего текста, по-своему дублирующего «драму жизни», исчерпало себя. Отсюда возникает необходимость ответа, реакции. Таким ответом стала идея о необходимости действовать в зоне коды, то есть в зоне окончания симфонии.
«Зону коды» характеризует группа признаков, близких принципам постсимфонического мышления и понятию homo meditans (по М. Арановскому).
14 Арановский М. Симфония и время // Русская музыки и XX век. М., 1997. С. 367-368.
Это стремление к медленным темпам и медленному развертыванию драматургии; статический тип формы, производящий «отключение от активного "пульсирующего" времяощущения, тенденцию к аметричности, отказ от динамической процессуальной направленности формы»15. Сильвестров дополняет это собственными понятиями «замерзающего времени», принципом «декрещендо», осмыслением музыкальной формы как «иконной композиции», связанной со становлением материала в изначально «схваченном» виде и получающей дальнейшее развертывание.
Подобное обновление затронуло и концепцию Реквиема для Ларисы, сочинения, несмотря на свою масштабную «фабулу», камерного, интимного. Рефлексивное многоязычие Реквиема обусловлено взаимодействием латинской заупокойной литургии, украинской песни и моцартовского стиля.
Как уже было отмечено, феномен жанрово-стилевого диалога выступает у В. Сильвестрова важнейшим компонентом «метафорического стиля». Выбранное самим композитором определение «метафорический стиль» не имеет пояснительной однозначности, что само по себе характерно для многосложной иносказательной природы авторских высказываний. Вместе с тем обращает на себя внимание приставка «мета.», в переводе с греческого означающая за, после, через. Из ряда возможных переводных значений композитор предпочитает варианты «над» или «за». Например, Сильвестров рассматривает собственную «"Метамузыку"16 как семантический обертон "над" (или "за") реально звучащей музыкой (без кавычек). Но такой текст должен быть так организован, чтобы этот "обертон" возникал, - должны быть в звучащей музыке какие-то "провалы", "пустоты", "остановки", лакуны, дающие возможность для диалога, для компенсации с помощью других параметров: динамики, агогики, темпа, манеры исполнения. Кроме прямого текста, есть текст как бы теневой»17.
15 Шнитке А. Статическая форма. Новая концепция времени. // Статьи о музыке. М. Композитор. 2004. С. 72.
16 Метамузыка - симфония для фортепиано и оркестра (1992)
17 Цит. по: Т. Фрумкис. Дух рискованной свободы. Штрихи к портрету Валентина Сильвестрова. // Симпозион. Встречи с Валентином Сильвестровым. Киев: Дух и литера, 2012. С. 361.
Описанный принцип находит явное созвучие с принципом «высказывания» в зоне «металингвистики» М. Бахтина, чьи труды, заново открытые в эпоху постмодерна, не были оставлены без внимания композитором. В одной из посвященных Сильвестрову статей Т. Фрумкис предлагает вниманию читателя некоторые цитаты из самого М. М. Бахтина, обнаруживающие общие с композитором идейно-философские мотивы: «Каждое высказывание прежде всего нужно рассматривать как ответ на предшествующие высказывания. <...> Каждое высказывание полно ответных реакций. <.> Хотя бы эта ответность и не получила отчетливого внешнего выражения: она проявится в обертонах смысла, в обертонах экспрессии, в обертонах стиля, в тончайших оттенках композиции. Высказывание наполнено диалогическими обертонами, без учета которых нельзя до конца понять стиль высказывания. Писатель - это тот, кто умеет работать на языке, находясь вне языка, кто обладает даром непрямого говорения»18.
Приведенные цитаты перекликаются также с главенствующим в «метафорическом стиле» Сильвестрова жанром постлюдии, отражающем композиционное пространство «ответов», «отзвуков», «памяти» прошлого. С этим же связана идея отказа от «активизма», снятие «драмы жизни», но уже не только в претворении новой концепции жанра симфонии, но в обобщающем эсхатологическом смысле, что проявляет себя в каждом последующем сочинении композитора в той или иной форме. Принцип постскриптума19, как некоего послесловия, последнего комментария, позволяет «подключаться» к накопленной в прошлом культуре, вместе с тем символизируя своеобразное завершение музыки. Точнее об этом высказался сам композитор: «На самом деле это не конец музыки как искусства, а конец музыки, в котором она может пребывать очень долго. Именно в зоне коды возможна гигантская жизнь. Если форма кончилась по всем параметрам, и, тем не менее, продолжает звучать в незримом, неслышимом пространстве, это определяет ценность сочинения»20. Принцип постлюдийности
18 Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М. 1979. С. 271-272, 289.
19 Таким названием - Postscriptum - Сильвестров наделяет и собственную сонату для скрипки и фортепиано (1990).
20 Сильвестров В. Сохранять достоинство. С. 16.
придает многим произведениям Сильвестрова дополнительный смысловой обертон, что делает проблему жанрово-стилевого диалога в его творчестве по-особому актуальной.
Степень разработанности темы. Творчеству В. Сильвестрова посвящено немалое количество музыковедческих работ. Множественность проблем, открывающихся в стиле композитора, особенности его творческой эволюции -всегда были благодарным предметом для исследователей. В числе наиболее важных представляются работы С. Савенко, прежде всего ее монографическая статья «Рукотворный космос Валентина Сильвестрова» в двухтомном издании «Музыки из бывшего СССР» (представляющая панораму постсоветской музыкальной культуры и, таким образом, вводящая в контекст эпохи). Не менее важны научные труды украинского музыковеда Е. Зинькевич21, отразившие проблематику симфонического наследия автора, а также рассматривающие феномен музыкального постмодерна. Жанру постлюдии в творчестве Сильвестрова посвящены исследования С. Гандилян, М. Кузнецовой, Е. Шмелевой. Отдельного упоминания заслуживают исследования, созданные в жанре курсовых и дипломных работ. Это работа Т. Бородиной о симфонической музыке неоромантического стиля22; работа А. Вайсбанд о Пятой симфонии23.
Для понимания художественного контекста, отразившегося в творчестве композитора, особую ценность представляют работы М. Арановского24, Г. Григорьевой25, Е. Лианской26, а также учебник, посвященный истории
21 Зинькевич Е. Украинская симфония на современном этапе в свете диалектики традиции и новаторства. К., Музична Украша, 1986; Пение мира о самом себе., Метафоры музыкального постмодерна., Украшський авангард: загальна картина., Лирическая симфония: вопросы типологии. // Мипёш шшюае. Тексты и контексты. Избранные статьи. К, Задруга, 2007
22 Бородина Т. В. Сильвестров: симфонические сочинения неоромантического стиля. Дипломная работа. МГК им. П.И. Чайковского., 2011
23 Вайсбанд А. Пятая симфония В. Сильвестрова, Четвертая симфония А. Шнитке, Шестая симфония Г. Канчели. Дипломная работа. - Киев, 1990
24 Арановский М. Симфония и время // Русская музыки и XX век. М., 1997
25 Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины ХХ века. М.: Сов.комп., 1989
26 Лианская Е. Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, - Н. Новгород, 2003
отечественной музыки второй половины ХХ века27. Теме культурного диалога посвящены статьи А. Ильиной28, Т. Левой29.
Особый интерес представляют многочисленные интервью самого композитора. В кругу ближайших интервьюеров Сильвестрова - музыковед Т. Фрумкис30, чьи публикации об авторе стали появляться с конца 1980-х годов.
Безусловную ценность представляют появившиеся в последнее время три книги, связанные с творчеством Валентина Сильвестрова. Первая из них - труд музыковеда и ближайшего друга композитора М. Нестьевой - «Музыка - это пение мира о самом себе»31. Эта книга включает в себя ценные фотоматериалы, ряд оригинальных нестьевских статей о музыке автора, но, главное, впервые в подобном объеме представляет вниманию читателя беседы с композитором, в которых Сильвестров комментирует многие собственные сочинения, а также неординарно высказывает свои суждения об искусстве. Нарастающий интерес к музыке композитора и личности самого В. Сильвестрова побудил к проведению серии встреч с автором, организованных С. Пилютиковым в 2007 году. Спустя короткое время задокументированные материалы этих бесед с широкой публикой были опубликованы издательством «ДУХ I Л1ТЕРА»32. Своеобразным продолжением этого издания стала третья не менее важная книга «Симпозион: Встречи с Валентином Сильвестровым»33. В ней представлены подробные беседы композитора с философом К. Сиговым и музыковедом А. Вайсбанд, а также тексты
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Эволюция стиля Эркки Салменхаары в контексте европейской музыки второй половины XX века2006 год, кандидат искусствоведения Окунева, Екатерина Гурьевна
Триптих Б. Тищенко по сказкам К. Чуковского в контексте развития отечественного музыкального театра 1960-х годов2023 год, кандидат наук Конарев Максим Анатольевич
Фортепианное творчество Эдисона Денисова: расширение звукового пространства инструмента в современном контексте художественной культуры2014 год, кандидат наук Гатауллина, Нелли Ахметовна
Композиторское творчество И.Г. Соколова: становление "простого" стиля2017 год, кандидат наук Ручкина, Наталья Павловна
Симфонические жанры в творчестве Г.А. Канчели: к вопросу эволюции мировоззрения композитора2010 год, кандидат искусствоведения Денисова, Зарина Мухриддиновна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Булошников Марк Леонидович, 2021 год
Список литературы:
1. Акопян Л. Музыка ХХ века. Энциклопедический словарь. - М.: Практика, 2010. - 855 с.
2. Андреев Д. Дар вестничества // Роза мира, М.: Иной мир, 1992. - 576 с.
3. Арановский М. На рубеже десятилетий. // Современные проблемы советской музыки. Л., 1983. - С. 37-52.
4. АрановскийМ. Симфонические искания. Л.: Советский композитор, 1979. -286 с.
5. Арановский М. Симфония и время // Русская музыка и ХХ век. М., 1997. - С. 303-370.
6. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс / Б. Асафьев. - М.: Музыка,
1971. - 376 с.
7. Барсова И. Симфонии Густава Малера. - М.: Советский композитор, 1975. - 496 с.; второе, дополненное издание. СПб., Изд-во имени Н.И. Новикова, 2010. - 584 с.
8. Барсова И. Контуры столетия. Из истории русской музыки XX века. Монография. - Спб: Композитор, 2007. - 240 с.
9. Бахман Клаус-Хеннинг. (Перевод Т. Фрумкис) Новая музыка в зеркале Дармштадских летних курсов 1968 // Австрийский музыкальный журнал 23. 1968. №12., С. 698
10. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. / Сост. С. Г. Бочаров, Изд.второе. М.: «Искусство», 1986. - 445 с.
11. Белоусова Ю. Акустическая «лексика» исполнителя в современной музыке для виолончели соло (на примере произведений Д. Лигети и В. Сильвестрова) // Науковий вюник. Випуск 48. - Кшв, 2005. - С. 213-220
12. Берегова О. Медитативш концепцп В. Сильвестрова i О. Щетинського / О. Берегова // Постмодерн у камернш творчост украшських композиторiв ХХ сторiччя. - К., 1999. - С. 108-116
13. Блажков И. Книга писем. В 3-х томах. Спб: Композитор, 2020. - 1568 с.
14. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. М., 1978. -332 с.
15. Борисова Е. Свойства художественного времени в отечественной инструментальной музыке 70-90-х годов XX века: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Борисова Елена Васильевна; Российская академия музыки им. Гнесиных. - Москва., 2005. - 24 с.
16. Бородина Т. В. Сильвестров: симфонические сочинения неоромантического стиля. Дипломная работа. МГК им. Науч.рук. С.И. Савенко, МГК им. П.И. Чайковского, 2011
17. Бглик О. Просторово-часовi аспекти формотворення у камерно-шструментальнш музищ Валентина Сильвестрова О. Бшик // Записки Наукового товариства iменi Т. Шевченка. - Львiв: Наук. т-во iм. Т. Шевченка, 1993. - Т. 26: Пращ музикознавчо!' комюп. - С. 152-161
18. Вайсбанд А. Пятая симфония В. Сильвестрова, Четвертая симфония А. Шнитке, Шестая симфония Г. Канчели. Дипломная работа. - Киев, 1990
19. Вареник Н. Валентин Сильвестров: «Во время инаугурации Виктора Ющенко впервые прозвучала хорошая классика» // «Зеркало недели» №21, 3 июня 2006
20. Высоцкая М., Григоръва Г. Музыка XX века: от авангарда к постмодерну, М.: Московская консерватория, 2011. - 440 с.
21. Гандилян С. Жанр постлюдии в творчестве В. Сильвестрова. Курсовая работа, науч. рук. С.И. Савенко, - М., 2007
22. Гармелъ О. «Два диалога с послесловием» В. Сильвестрова в аспекте памяти культуры // Музичне мистецтво. Випуск 4. - Донецк: Юго-Восток, 2004. -С. 152-159.
23. Герасимова-Персидская Н. О дискретной линеарности в современной музыке // Науковий вюник. Випуск 78. - Кшв, 2008. - С. 12-17.
24. Гецелев Б. О драматургии крупных инструментальных форм во второй половине ХХ века. // Проблемы музыкальной драматургии ХХ века. М., 1983. - С. 5-48.
25. Голубков С. Исполнительские проблемы современной музыки: «Драма» В. Сильвестрова, «Прикосновение» Ю. Воронцова / С. Голубков // Музыкальная академия. - 2003. - № 4. - С. 119-127
26. Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века., М., Сов.композитор, 1989. - 208 с.
27. Григорьева Г. «"Сквозняк истории": музыкальное произведение в интерпретации И.А.Барсовой» // Fioretti musicale, М., 2011. - С. 260-264.
28. Губайдуллина Г. К проблеме индивидуального стиля в культуре постмодернизма (на примере творчества В. Сильвестрова и В. Тарнопольского). // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее., М., 1992. - №2. - С. 231.
29. Друскин Я. Из переписки. Яков Друскин - Валентину Сильвестрову // Музыкальная академия. - М., 1995. - №№ 4-5. - С. 245-254.
30. Дубинец Е. Знаки звуков. О современной музыкальной нотации. Киев: Гамаюн, 1999. - 310 с.
31. Дьячкова Е. Образ «Вестника» в творчестве В. Сильвестрова и Д. Хармса // Науковий вюник. Випуск 33. - Кшв, 2004. - С. 248-253.
32. Ермакова Г. Категория «банальное» и ее место в художественной критике / Г. Ермакова // Эстетические очерки. Избранное /сост. И.Константинов, С. Раппопорт. - М.: Музыка, 1980. - С. 192-215.
33. Жалейко Д. Китч и его трансформация в творчестве В. Сильвестрова: специальность 17.00.03 «Музыкальное искусство»: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Жалейко Дарья Николаевна; Харьковский национальный университет искусств им. И. П. Котляревского. - Харьков, 2016. - 205 с.
34. Задерацкий В. Симфония и реализм. // Советская музыка. - 1987. - №2. - С. 14-21.
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
Зейфас Н. Гия Канчели в диалогах с Натальей Зейфас. М.: Музыка, 2005. -588 с.
Зинъкевич Е. Динамика обновления. - Киев, 1986. - 184 с. Зинъкевич Е. «Горные вершины» Гёте-Лермонтова в музыкальных переводах (от Варламова - к Сильвестрову) // Науковий вюник. Випуск 12. - Кшв, 2000. - С. 240-252.
Зинъкевич Е. Лирическая симфония: вопросы типологии (на материале творчества украинских композиторов) // Кшвське музикознавство: Збiрка статей. Випуск 1. - Кшв, 1998. - С. 57-76.
Зинъкевич Е. Пение мира о самом себе // Art Line, 1997 № 9. - С. 24-26. Ильин И. Постмодернизм: Словарь терминов. - М.: Интрада, 2001. - 384 с. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М. Интрада, 1998. - 255 с.
Ильина А. Внестиливое и индивидуальный стиль в творчестве Валентина Сильвестрова // Науковий вюник. Випуск 38. - Кшв, 2004. - С. 236-241. Ильина А. К проблеме художественной целостности в творчестве В. Сильвестрова // Науковий вюник. Випуск 48. - Кшв, 2005. - С. 175-185. Ильина А. Постмодернистические тенденции в музыке Валентина Сильвестрова // Украшське музикознавство. Вып. 33. - Кшв, 2004. - С. 487497.
История отечественной музыки второй половины ХХ века. Отв. ред. Левая Т.Н. - Спб: Композитор, 2010. - 556 с.
Калашник М. Сильвестров «Триада» и «Музыка в старинном стиле» / М. Калашник // Сюита и партита в фортепианном творчестве украинских композиторов ХХ в. - Харьков: Муз. Украша, 1994. - С. 71-78. Кац Б. Музыкальные ключи к русской поэзии. СПб, 1997. - 272 с. КейджДж. Тишина. Лекции и статьи. - Вологда, 2012. - 384 с. Кузнецова М. Медитативность как свойство музыкального мышления: А. Тертерян, А. Пярт, В. Сильвестров: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: диссертация на соискание ученой степени кандидата
искусствоведения / Кузнецова Мария Васильевна; Российская академия музыки им. Гнесиных. - Москва, 2007. - 233 с.
50. Кузнецова М. Вокальные циклы В. Сильвестрова в диалоге с отечественной традицией «медитативной лирики» (на материале «Тихих песен» и «Простых песен») // Актуальные проблемы высшего муз. образования, вып.6, Н. Новгород, 2004. - С. 174-183.
51. Кузнецова М. Постлюдии Валентина Сильвестрова: поэтика и семантика жанра. // Музыкальная академия, - 2010. - №4. - С. 129-135.
52. Кузнецова М. Еще раз о неконцептуальной концептуальности «багательного стиля». Вослед юбилею В. Сильвестрова. // Музыкальная академия, 2013. -№4. - С. 17-23.
53. Левая Т. Время и пространство поздней советской музыки // Поиск смысла: Сборник статей участников международной конференции «Русская культура и мир»., Н. Новгород, 1994. - С. 209-216.
54. Левая Т. Моцарт и Сильвестров: мотив вестничества // Моцарт в России. Сборник статей. ДЕКОМ: Нижний Новгород, 2007. - С. 88-94.
55. Лианская Е. Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Лианская Евгения Яковлевна; Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки. - Нижний Новгород, 2003. - 216 с.
56. Мазелъ Л. О мелодии. - М.: Государственное музыкальное издательство,
1952. - 300 с.
57. Мандельштам Н. Третья книга. Париж: YMCA-PRESS, 1987. - 321 с.
58. Мартынов В. Конец времени композиторов» / В.Мартынов. - М.: Русский путь, 2002. - 296 с.
59. Мартынов В. Зона opus posth или рождение новой реальности. - М.: Классика XXI, 2005. - 288 с.
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
Медушевский В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки / В. Медушевский // Восприятие музыки: сб. ст. - М.: Музыка. - 1980. - С. 178-194.
Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. - 254 с.
Медушевский В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей. // Музыкальный современник, М., Сов.композитор, 1984, С. 5-17. Медушевский В. Музыкальный стиль как семиотический объект / В. Медушевский // Советская музыка. - 1979. - № 3. - С. 15-32. Михайлова Е. «Трепещущие отзвуки» Валентина Сильвестрова // Art Line, 1997. - № 9. - С. 28-29.
Мохова Н. Реквием послевоенных лет (К проблеме возрождения старинных хоровых жанров) // Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки. Л., 1980. - С. 52-70.
Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Том 3. - М.: Советская энциклопедия, 1976. - 1102 с.
Музыкальный словарь Гроува. - М.: Практика, 2001. - 1096 с.
Мунипов А. Фермата. Разговоры с композиторами. М.: Новое издательство,
2019. - 446 с.
Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке / Е. Назайкинский — М.: ВЛАДОС, 2003. - 248 с.
Нестьева М. Вщ Дншра я шкуди не по1ду... До 70^ччя Валентина Сильвестрова // Музика, 2007 №5. - С. 7-11.
Нестьева М. «Гармонии таинственная власть.» // Музыкальная жизнь. -2005, №4. - С. 15-16.
Нестьева М. Горящий дар // Музыкальная жизнь, - 2005. - №4. - С. 17-20. Нестьева М. Творчество В. Сильвестрова // Композиторы союзных республик. М., 1983, вып. 4. - С. 79-122.
Нестьева М. Осколки музыкально-театральных впечатлений // Музыкальная академия, - 2019. - №1. - С. 213-224.
75. Огаркова Н. О музыкальном языке вокального цикла В. Сильвестрова «Тихие песни». Советская музыка 1970-80-х годов. // Эстетика. Теория. Практика. - Л., 1989. - С. 142-162.
76. Параджанов С. Злет, трагедiя, вiчнiсть Кпв, Сполох 1994. - С. 111-148.
77. Павлишин С. Сильвестров. - Киев: Музична Украша, 1989. - 198 с.
78. Паисов Ю. Эволюция хоровых жанров // История отечественной музыки второй половины XX века. Ответственный редактор Левая Т.Н. СПб, Композитор, 2010. - С. 480-512.
79. Перепелица Н. О проявлении метафорического принципа в творчестве В. Сильвестрова (на примере «Метамузыки» для фортепиано и оркестра). Дипломная работа. - Киев, 1997
80. Раабен Л. Новое в советской музыке 70-х годов. // Современные проблемы советской музыки: Сб. статей. - Л.: Советский Композитор, 1983. - С. 5-45.
81. Рожновский В. Китч - низкопробный или возвышающий? / В. Рожновский // Музыкальная академия. - 1993. - № 1. - С. 17-23.
82. Савенко С. И гармонической стихии власть // Советская музыка, 1988. №3. - С. 26-33.
83. Савенко С. Рукотворный космос Валентина Сильвестрова // Музыка из бывшего СССР. Сборник статей. Вып. 1. М: Композитор, 1994. - С. 72-90.
84. Савенко С. «Реквием для Ларисы» Валентина Сильвестрова: опыт интерпретации жанра, материалы к научной конференции в честь профессора М. А. Сапонова / МГК, 31 мая - 2 июня 2006. - Рукопись.
85. Савенко С. Фантом постмодернизма // Русская музыка. Рубежи истории: Материалы международной научной конференции. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2005. - С. 7-16.
86. Сафронов А. Рефлексия звука, жеста, времени и метафор. // Музыкальная жизнь. - 2017. - №10. - С. 54-55.
87. Сиднева Т. Эстетика. ННГК им. М. И. Глинки. - Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2016. - 200 с.
88. Сильвестров В. Выйти из замкнутого пространства // Юность. - 1967. - .№9. - С. 100-101.
89. Сильвестров В. Музыка - это пение мира о самом себе. Сокровенны разговоры и взгляды со стороны. Беседы, статьи, письма. Составитель М. Нестьева. - Киев, 2004. - 265 с.
90. Сильвестров В. Дождаться музыки. Лекции-беседы. Киев: Дух и литера, 2010. - 368 с.
91. Сильвестров В. Дух рискованной свободы. Беседа композитора с Т. Фрумкис // Музыкальная академия. - 2008. - №1. - С. 23-36.
92. Сильвестров В. Сохранять достоинство. Беседа с Т. Фрумкис // Сов. Музыка, 1990 №4. С. 11-17.
93. Сильвестров В. Улыбка музыки. // Музыкальная академия. 2019. №2. С. 1317.
94. Симпозион. Встречи с Валентином Сильвестровым. / Сост. А. Вайсбанд, К. Сигов. - Киев: Дух i лггера, 2012. - 408 с.
95. Соколов О. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры, Н. Новгород: изд-во ННГУ, 1994. - 220 с.
96. Способин И. Музыкальная форма. - М., Музыка, 2002, - 400 с.
97. Стешина Т. Особенности временной и ритмической организации в «Тихих песнях» В. Сильвестрова. Квалификационная работа специалиста. - Киев, 2003
98. Студенникова C. В. Сильвестров «Реквием для Ларисы» (к вопросу развития жанра в музыке XX века) / C.B. Студенникова // Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и образования: сб. науч. тр. ОГИИ / гл. ред. Б.П. Хавторин, сост. и науч. ред. В.А. Логинова. - Оренбург: Изд-во ГОУ ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», ИПК ГОУ ОГУ, 2010. - Вып. 7. - С. 166-173.
99. Студенникова C. Жанр реквиема в отечественной музыке: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Студенникова Светлана
Владимировна: Оренбургский государственный институт искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей. - Оренбург, 2010. - 222 с.
100. Теория современной композиции. Ответственный редактор Ценова В.С. -М.: Музыка, 2005. - 624 с.
101. Тучинская Т. Пространство и время в музыке Валентина Сильвестрова // Науковий вюник. Випуск 25. - Кшв, 2003. - С. 162-166 с.
102. Фрумкис Т. Еще раз о поэзии и музыке // Советская музыка. - 1981. - №7. -С. 37-38.
103. Фрумкис Т. К истории одной (не) любви // Музыкальная академия. - 2006. -№3. - С. 85-91.
104. Фрумкис Т. «Трудности удесятеряли мою энергию»: интервью с И. Блажковым // «Европа-Экспресс» (Берлин), № 7 (519), 11 февраля 2008
105. Фрумкис Т. Ландшафты для слуха Валентина Сильвестрова // Творчество современных композиторов. В. Сильвестров, А. Караманов, Ф. Гласс. Государственная библиотека им. Ленина. Экспресс-информация. - М., 1991. - С. 2-16.
106. Хрущева Н. Метамодерн в музыке и вокруг нее. - М.: Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2020. - 303 с.
107. Чередниченко Т. Кризис общества - кризис искусства. М., Музыка, 1985. -192 с.
108. Чередниченко Т. Музыкальный запас. 70-е: Проблемы. Портреты. Случаи / Т. Чередниченко. - М.: Новое лит. обозрение, 2002. - 576 с.
109. Чередниченко Т. Музыка в истории культуры. Курс лекций, вып. 2. Долгопрудный: Аллегро-пресс., 1994. - 429 с.
110. Чигарева Е. Полистилистика // Теория современной композиции, отв.ред. В.С. Ценова, - М.: Музыка, 2005. - С. 431-449.
111. Чигарева Е. Размышления о «Реквиеме» Сильвестрова. Рукопись, 2007
112. Чигарева Е. «Шубертовская интонация» в музыке Альфреда Шнитке. // Диалектика классического и современного в музыке: новые векторы
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
исследования. / ред.-сост. Т. Б. Сиднева; ННГК им. М. И. Глинки. - Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2021. - С. 253-259. Шмелева Е. Идея постлюдии в творчестве В. Сильвестрова: дипломная работа. Горький, 1987
Шнитке А. Беседы с А. Ивашкиным. - М.: Классика-XXI, 2003. - 320 с. Шнитке А. Полистилистические тенденции современной музыки // Музыка в СССР. М., 1988, апрель-июнь. - С. 22-24.
Шнитке А. Статическая форма. Новая концепция времени. // Статьи о музыке., М., «Композитор»., 2004. - С. 72-75.
Шнитке А. Стереофонические тенденции в современном оркестровом мышлении. // Статьи о музыке., М., «Композитор»., 2004. - С. 76-78. Штуден Л. Размышляя о феномене Сильвестрова. // Вестник музыкальной науки, №1 (7), 2015. - С. 98-108.
Штуккеншмидт Х.Х. (Перевод Т. Фрумкис) Мелос XXXI/11 ноябрь. 1964.
- С. 355.
Эко У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна [пер. с итал. Е. Костюкович] / У. Эко // Философия эпохи постмодерна. -М., 1996. - С. 67-79.
Яковенко С. И довелось, и посчастливилось. Музыкальная академия. - 2001.
- №3. - С. 80-94.
Baley V. Sil'vestrov, Valentyn Vasil'yovych // The New-Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol. 23. L., 2001. - P. 395-396.
Binkley S. Kitsch as a repetitive system / S. Binkley // Journal of Material Culture.
- 2000. - №5 (2). - P. 131-152.
Gerlach Hannelore. Fünfzig sowjetische Komponisten der Gegenwart. Edition
Peters, Leipzig/ Dresden 1984.
Frumkis T. Nachklänge. ECM-Records, 2003.
Hans-Klaus Jungheinrich. Valentin Silvestrovs «Metamusik» und «Postludium». ECM-Records, 2003.
Harb Karl. Licht aus dem Osten. Salzburger Nachrichten 29. September 2007.
128. Lubimov A. The challenge of the smallest detail // Annotation to CD «Metamusik, Postludium». ECM New Series 1790, 2003.
129. Mychajlova Olena. Sylvestrov, Valentyn. In: Ludwig Finscher (Hrsg.): Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Zweite Ausgabe, Personenteil, Band 16 (Strata - Villoteau). Bärenreiter/Metzler, Kassel u. a. 2006.
130. Prieberg, Fred K. Musik in der Sowjetunion Verlag Wissenschaft und Politik Köln 1965.
131. Prieberg Fred K. The sound of new music, in: SURVEY. No. 46 Januar 1963.
132. Redepenning Dorothea. Geschichte der russischen und der sowjetischen Musik. Band II.2: Das 20. Jahrhundert. Laaber-Verlag, Laaber 2008.
133. Roselius Ludwig Kraftfelder und Klangorgien. - Weserkurier, 9 Mai 1964.
134. Schmelz P. Cycles of Kistch: Valentin Silvestriv's conflicted soundscapes / P. Schmelz // Abstracts of Papers Read at the American Musicological Society SeventySeventh Annual Meeting [edited by H. Regency]. - San Francisco: California Press, 2011. - P. 79-80.
135. Silvestrov V. Symphony No. 6. Annotation to CD. SWR Stuttgart Radio Symphony Orchestra, Andrey Boreyko, conductor. ECM New Series, 1935. CD 0289 476 5715 (6). Release: March 30, 2007.
136. Sowjetische Musik im Licht der Perestroika. Interpretationen. Quellentexte. Komponistenmonographien. Laaber -Verlag. 1990.
137. Tarnow V. Der umgekehrte Orpheus. Fonoforum Juni 2004. - S. 34-35.
138. Tarnow V. Meta - Musik fürs 21. Jahrhundert. Berliner Morgenpost 16 August 2002.
139. Zeitgenössische Musik in Bremen // Neue Zürcher Zeitung. Morgenfreigabe. 1964 13. Juni.
Интернет-источники:
140. Вареник Н. «"Частный человек" Валентин Сильвестров: "Музыка - как ускользающая красота..."». [электронный ресурс]. - URL:
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read7material id=138011_(дата
обращения: 01. 11. 2009).
141. Емелъяненко М. Циклическая симфония как межнациональный стилевой феномен (на материале украинской музыки), 2000. [электронный ресурс]. -URL:
http://ekmair.ukma.edu.ua/bitstream/handle/123456789/19688/Emelianenko_Ts iklicheskaya_simfoniya_kak_mezhnatsionalnyy_stilevoy_fenomen.pdf7sequenc e=1 &isAllowed=y (дата обращения: 04. 02. 2021).
142. Кривицкая Е. Моцарт и Сильвестров [электронный ресурс]. - URL: https://www.ng.ru/culture/2004-11-24/10 kogan.html (дата обращения: 07. 08. 2008).
143. Полякова С. Композитор должен дождаться музыки. [электронный ресурс]. - URL: http: //www.kultura-portal.ru/tree new/cultpaper/article.jsp7number=782&rubric id=210 (дата обращения: 05. 04. 2018).
144. Полевая В. Доверься тишине. Восемь мгновений с В. Сильвестровым. [электронный ресурс]. - URL: https://zn.ua/ART/doversya tishine vosem mgnoveniy s valentinom silvestr ovym.html (дата обращения:14. 10. 2009).
145. Савицкая О. Музыкальный океан по имени «В. Сильвестров». [электронный ресурс]. - URL: https://day.kyiv.ua/ru/article/kultura/muzykalnyy-okean-po-imeni-valentin-silvestrov (дата обращения: 18. 07. 2010).
146. Сильвестров В. Сейчас я не могу сказать, что я - композитор. Интервью с А. Муниповым. [электронный ресурс]. - URL: https://www.colta.ru/articles/music classic/16143-seychas-ya-ne-mogu-skazat-chto-ya-kompozitor (дата обращения: 06. 01. 2018).
147. Сильвестров В. Когда из музыки исчезает пустяковость, случается беда.
https://www.colta.ru/articles/music classic/16160-kogda-iz-muz pustyakovost-sluchaetsya-beda (дата обращения: 06. 02. 2018).
148. Сильвестров В. Музыка должна вызывать настороженную собачью стойку. [электронный ресурс]. - URL: https://www.colta.ru/articles/music classic/16190-muzyka-dolzhna-vyzyvat-nastorozhennuyu-sobachyu-stoyku (дата обращения: 12. 04. 2018).
149. Фрумкис Т. Аннотация к Реквиему для Ларисы. [электронный ресурс]. -URL: http://www.belaieff-music.com/shop/en UK/products/show,227656.html (дата обращения: 06. 02. 2021).
150. Цветаева М. Искусство при свете совести. [электронный ресурс]. - URL: http://www.tsvetayeva.com/prose/pr iskustwo pri sovesti (дата обращения: 11. 12. 2011).
151. Der Antiheld der Avantgarde: Valentin Silvestrov. [электронный ресурс]. -URL: https://www.srf.ch/audio/musik-unserer-zeit/der-antiheld-der-avantgarde-valentin-silvestrov?id=11003 851 (дата обращения: 07. 05. 2021).
152. Lebrecht Norman. Silvestrov Ought To Be In Every Concert Season. [электронный ресурс]. - URL: https: //www. ludwi g-van.com/toronto/2020/09/11/lebrecht-listens-silvestrov-every-concert-season/ (дата обращения: 04. 03. 2021).
153. Petitpierre Yvonne. Kiewer Avantgarde. V. Silvestrov. [электронный ресурс]. -URL: https://www.deutschlandfunk.de/kiewer-avantgarde-valentin-silvestrovs-7-symphonie.727.de.html?dram:article_id=489817 (дата обращения: 14. 02. 2021).
Приложение I
Эволюция в формировании пьесы Вестник.
Посвящение, фортепианная пьеса ~1973 г., из цикла Музыка в старинном стиле, последние такты (кода).
Вестник-1996 для фортепиано (начало)
Agnus Dei, V часть Реквиема для Ларисы, (начало).
Приложение II
Схема Реквиема для Ларисы №1.
пролог
I часть Largo II часть Adagio-Moderato-Allegro
"триптих" лшурпмое, уцжж моцартовское
Lacrimosa "диптих' Украинская песня автоцитат Agnus Dei post scriptum
III часть Largo- Allegro moderato IV часть Largo (Украинская песня) V часть Andante-Moderato VI часть Largo VII часть Allegro moderato
репрша
Схема Реквиема №2 (круги).
музыка
текст
s
I
X
СО
а к о X X
со »
О
о>
В
X о о н сг
Tuba mirum Dies Irae Kyrie eleison
Tuba mirum Rex tremendae Recordare Lacrimosa Sanctus Agnus Dei
Приложение III
Поэтические тексты вокального цикла Простые песни
1. «Мчатся облака...» (стихи анонимного автора)
Мчатся облака, тают облака,
Осень нам несет разлуки миг.
Тянутся вдали к югу журавли
И вновь тревожит нас их несмолкающий крик.
Снова мы летим в забытый мир:
Там закат горит в нежной синеве весны, -
Этой страны грез...
Тают облака, гаснут облака, И ночь опять объемлет мир. Снова улетают стаи птиц, Вдаль стремится взор, Вдаль уходит солнца свет, Гаснет в ночной мгле.
Мчатся облака, тают облака, И льется журавлиный плач. Снова улетают стаи птиц, Вдаль стремится взор, Вдаль уходит солнца свет, Гаснет в ночной мгле.
Мчатся облака, тают облака, И льется журавлиный плач.
2. «Соната» (стихи анонимного автора)
Бегут наши дни, исчезая во тьме,
Ничто не вернет их назад.
Но снова звучит, приближаясь ко мне,
Этот день, эта ночь, этот сад.
Из глубины выплывают звуки,
Тянется музыки светлая нить,
Вновь оживают забытые дни, -
Далеко, далеко нас уносит весна,
Когда вдруг, в тишине, зазвучит из окна:
И снова живем мы в волшебной стране.
И светом наполнилась даль.
И вновь возвращается детство ко мне
Навсегда, навсегда, навсегда.
О, как прекрасно весны цветенье,
Тихо струится сияние дня,
Вновь раскрывается мир для меня, -
Далеко, далеко нас уносит весна,
Когда вдруг, в тишине, зазвучит из окна...
О, как прекрасно весны цветенье!
Тихо струится сияние дня,
Вновь раскрывается мир для меня, -
Далеко, далеко нас уносит весна,
Когда вдруг, в тишине, зазвучит из окна...
3. «Осенняя песня» (стихи анонимного автора)
Мчатся облака, тают облака, Осень нам несет печаль разлуки. Тянутся вдали к югу журавли, В далекий край душа стремится вновь. Снова мы летим в забытый мир, Где льются песен звуки, там сияет день, Там исчезает боль разлуки.
Тают облака, гаснут облака В синеве осенних дней.
Новой встречи миг, долгожданный миг
Нежно дарит нам осенний вечер.
Мчатся облака, тают облака и на душе
Светло и ясно вновь.
Снова мы летим в забытый мир,
Где льются песен звуки, там сияет день,
Там исчезает боль разлуки.
Тают облака, гаснут облака В синеве осенних дней.
4. «Я вернулся в мой город, родимый до слез...»
(стихи О. Мандельштама)
Я вернулся в мой город, родимый111 до слез, До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, - так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
Узнавай же скорее декабрьский денек, Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург, я еще не хочу умирать: У тебя телефонов моих номера.
Петербург, у меня еще есть адреса, По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
И всю ночь напролет жду гостей дорогих, Шевеля кандалами цепочек дверных.
111 У О. Мандельштама здесь «знакомый»
5. «Гимн» (стихи А. Пушкина)
Когда могущая Зима, Как бодрый вождь, ведет сама На нас косматые дружины Своих морозов и снегов, -Навстречу ей трещат камины, И весел зимний жар пиров.
Царица грозная, Чума Теперь идет на нас сама И льстится жатвою богатой; И к нам в окошко днем и в ночь Стучит могильною лопатой... Что делать нам? и чем помочь?
Как от проказницы Зимы, Запремся также от Чумы! Зажжем огни, нальем бокалы, Утопим весело умы И, заварив пиры да балы, Восславим царствие Чумы.
Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю, И в разъяренном океане, Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, И в дуновении Чумы.
Всё, всё, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья -Бессмертья, может быть, залог! И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и ведать мог.
Итак, - хвала тебе, Чума! Нам не страшна могилы тьма, Нас не смутит твое призванье! Бокалы дружно пеним178 мы, И девы-розы пьем дыханье, -Быть может... полное Чумы!
178 У А.Пушкина здесь: «пеним дружно»
6. «Жил Александр Герцевич...» (стихи О. Мандельштама)
Жил Александр Герцевич179, Еврейский музыкант,-Он Шуберта наверчивал, Как чистый бриллиант.
И всласть, с утра до вечера, Заученную вхруст, Одну сонату вечную Играл он наизусть...
Что, Александр Герцевич, На улице темно? Брось, Александр Сердцевич180, Чего там, всё равно!181
Пускай там итальяночка, Покуда снег хрустит, На узеньких на саночках За Шубертом летит.
Нам с музыкой-голубою Не страшно умереть, А там - вороньей шубою На вешалке висеть...
Все, Александр Герцевич, Заверчено давно, Брось, Александр Сердцевич, Чего там! Всё равно!
119 Здесь, в заголовке песни, и далее по тексту везде Сильвестров пишет Герцевич через «е», в отличии от мандельштамовского Герцович. Однако в некоторых изданиях действительно можем обнаружить подмену «о» на «е», видимо как и в сильвестровском варианте.
180 Здесь у Мандельштама «Сердцевич» также через «о», т.е. «Сердцович».
181 Здесь Сильвестровым несколько изменена пунктуация.
7. «Постлюдия» (стихи анонимного автора)
Мчатся облака, тают облака, Осень нам несет печаль разлуки. Тянутся вдали к югу журавли, В далекий край душа стремится вновь. Снова мы летим в забытый мир, Где льются песен звуки, там сияет день, Там исчезает боль разлуки.
Тают облака, гаснут облака В синеве осенних дней.
Приложение IV
Письмо В. Сильвестрова о багателях
02. 01. 2020, Киев
На протяжении 15 лет (начиная с 2003 по 2019 г.) совершенно спонтанно и безо всякой внешней цели у меня стали возникать музыкальные мгновения, которые я назвал "Багатели". Постепенно я заметил, что эти багатели имеют тенденцию к самоорганизации, сначала они образуют малые циклы по 2-10 пьес, потом эти циклы объединяются в сверхциклы (я это назвал цикл циклов — как один текст). Постепенно, осознав все это, я разделил этот большой массив (примерно 30 часов звучания) на 37 авторских циклов и это (в основном) 75 минут цельного текста, который должен исполняться как концерт в одном отделении.
И есть еще одна возможность — 50 минут — во II отделении концерта (это, как пример, Багатели XXXIV, которые звучат ~ 45 минут, и составляют цельный текст айасса).
Итак, весь этот "багательный эпос" по мнению (и требованию) автора, нужно играть большими сверхциклами по 70-75 минут (это концерт в одном отделении), или по 45-50 минут во втором отделении концерта.
Помимо авторских 37 программ я допускаю возможность других программ, которые пианисты (по своему вкусу) выберут из этого "эпоса", но с условиями, изложенными выше — 75 минут, или 50 минут (в таком случае, пианист может указать свое имя и год этой программы (по аналогии Бах, редакция Черни) — тогда это будет выглядеть как "Багатели" версия программы (фамилия пианиста), и год версии.
Все это — концепция большой формы, как цепи мгновений.
Конечно, возможно играть эти Багатели и отдельными циклами или пьесами, но в моем предложенном варианте (75' или 50') станет (возможно) более очевидным метафоричность этой музыки и, возможно, это будет новая концепция новизны, опирающаяся на "понятность", а "непонятность" уйдет на второй план текста в виде деформаций времени, звука, пространства, в виде "микробов" выразительности,
которые осторожно сопровождают эти тексты-мгновения, актуализируя начало музыки, и в этих "семенах" музыки должна уже звучать персональность, незабываемость текста, "татуировка" памяти... Тогда это (возможно), и будет современная музыка, где современность не будет мозолить глаза и уши, а будет только легким напоминанием... а сама онтологичность текста и его неотменимости, и будет той вечной современностью, которой обладают (но не все) тексты классической музыки.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.