Творчество В. В. Владимирова (1880-1931) в контексте развития русского искусства первой трети ХХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Южакова Елизавета Викторовна

  • Южакова Елизавета Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 194
Южакова Елизавета Викторовна. Творчество В. В. Владимирова (1880-1931) в контексте развития русского искусства первой трети ХХ века: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». 2018. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Южакова Елизавета Викторовна

Введение

Глава 1. Символизм и модерн как семантический и стилистический контекст творчества В. В. Владимирова

Глава 2. 1898-1905 гг. Ранний московский период творчества В. В. Владимирова: неоромантизм, модерн

Глава 3. 1906-1916 гг. Расцвет символистской графики В. В. Владимирова «между двух революций»

Глава 4. 1921-1930 гг. В. В. Владимиров среди мирискусников и конструктивистов в детском книгоиздательстве в Ленинграде

Заключение

Список сокращений

Список источников

Список использованной литературы

Список опубликованных работ по теме диссертации

Том

Приложение 1. Каталог избранных работ В. В. Владимирова

Приложение 2. Документы и фотографии

Приложение 3. Факсимиле изданных статей В. В. Владимирова

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество В. В. Владимирова (1880-1931) в контексте развития русского искусства первой трети ХХ века»

Введение

Исследование посвящено творчеству художника Василия Васильевича Владимирова (1880-1931) и культурно-историческому контексту конца XIX - первой трети XX в., в рамках которого оно развивалось.

Актуальность исследования. Исследование наследия русского модерна и символизма, в полной мере начавшееся лишь в 1970-е гг., продолжается до сих пор. 1990-е гг. стали временем открытия забытых имен в русском искусстве начала XX в. Одним из них стало имя В. В. Владимирова: его работы из собрания Государственного Русского музея (ГРМ) экспонировались в 1996 г. на выставке «Символизм в России», а в 1999 г. была опубликована статья Ю. Б. Демиденко1, посвященная его биографии и творчеству - единственная более или менее полная публикация о художнике на сегодняшний день. В целом наследие Владимирова остается мало изученным в силу своей разрозненности, а между тем его творчество несомненно представляет научный интерес. Введение в искусствоведческий оборот произведений, которых еще не было в поле внимания исследователей, а также анализ работ, уже фигурировавших в публикациях о художнике, позволит составить наиболее исчерпывающую картину его творчества и вписать его в историю русского искусства конца XIX - первой трети XX в.

Контекст творчества В. Владимирова позволяет обратиться к вопросу о стилистических разновидностях модерна и его символистском образном наполнении, а также определить расстановку художественных сил в детской книжной графике 1920-х гг., к которой в этот период обратился Владимиров. Как неоднократно отмечали исследователи, стиль эпохи нельзя увидеть, ограничиваясь примером творчества выдающихся мастеров того или иного периода. В то время как пример Владимирова позволяет проследить некоторые из направлений, в которых развивалось

1 Демиденко Ю. В. В. Владимиров художник первой книги Блока // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. СПб., 1999. Вып. IV (Музей-квартира А. Блока: материалы научных конференций). С. 253-265.

русское искусство указанного периода, и, в частности, акцентировать излюбленные темы и мотивы художников символизма и модерна 1900-10-х гг. и детских книжных иллюстраторов 1920-х гг.

Степень изученности проблемы. Самое раннее поступление в музейный фонд работ Василия Владимирова - это передача им самим двадцати пяти гравюр в Музей изящных искусств (сегодня - ГМИИ им. А. С. Пушкина) в 1920-е гг. После смерти художника в 1931 г. его имя было почти забыто, часть работ пропала во время войны. В 1969 г. его сын, тоже художник и тоже Василий Васильевич Владими-ров3, преподававший на художественно-графическом факультете Ленинградского государственного педагогического института им А. И. Герцена, организовал там выставку «В. Владимиров (1880-1931). Художник, исследователь, теоретик и популяризатор». Одновременно он передал Русскому музею двадцать гравюр, датируемых 1906-1911 гг., а сотрудник музея В. Наумов начал работу по систематизации сведений о художнике. В 1975 г. два эскиза обложек детских книг, выполненных Владимировым в 1925 г. для издательства «Радуга», были приобретены музеем у С. В. Поляковой - дочери журналиста Полякова, помощника основателя издательства «Радуга» Льва Клячко. В 1981 и 1989 гг. жена сына Владимирова Тамара Гера-симовна Чистякова передала коллекцию рисунков и акварелей 1900-х гг., а также альбом зарисовок 1901 г. и два офорта в собрание Вологодской областной картинной галереи (ВОКГ).

Имя Василия Владимирова неизменно встречается в научных работах, посвященных литературе Серебряного века, в частности жизни и творчеству Андрея Бе-лого4. Там он фигурирует как один из близких друзей поэта в годы студенчества и один из участников кружка тогда еще будущих «аргонавтов».

2 ОР ГМИИ. Ф. 5. Оп. XII. Ед. хр. 8. Л. 98.

3 Второй сын Василия Владимирова - Сергей Васильевич Владимиров (1921-1972) - был известным ленинградским театроведом; третий, старший, сын - Михаил Васильевич.

4 Богомолов Н. Вокруг «Серебряного века»: Статьи и материалы. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 385, 626; Быстров В. Н. Между утопией и трагедией.: Идея преображения мира у русских символистов. М.: Прогресс-Плеяда, 2012. С. 98; Воспоминания об Андрее Белом / Сост. и вступ. ст. В. Пискунова. М.: Республика, 1995. С. 411 - здесь в частности сообщается о фотографии, запечатлевшей А. Белого на карнизе квартиры Владимировых на Смоленском

Интерес к художественному наследию Владимирова возобновился благодаря выставке 1996 г. «Символизм в России» в Русском музее, где были представлены его акватинты. Например, известный зарубежный исследователь русского Серебряного века Дж. Боулт приводит имя Владимирова в ряду художников «несомненного таланта, которыми долго пренебрегали» вплоть до 1990-х гг., когда они «заняли свои законные места в пантеоне русской культуры XX века»: Б. Анисфельда, В. Денисова, М. Фармаковского, Н. Калмакова, Вс. Максимовича, В. Масютина, В. Замирай-

ло5.

Наиболее полное описание жизни и творческого наследия художника содержит упомянутая статья Ю. Б. Демиденко, где собраны воедино разрозненные факты его биографии, включая и поздний период, и где В. Владимиров представлен в первую очередь как художника сборника «Стихи о Прекрасной даме» Александра Блока 6 . В своей книге «Символизм в русском изобразительном искусстве» О. Ф. Петрова посвятила Владимирову (наряду с Анисфельдом и др.) один из разделов главы «Забытые художники»; в нем она привела краткий стилистико-семантический анализ некоторых из гравюр начала 1910-х гг. из собрания Русского музея.

В 2005 г. журнал «Антикварное обозрение» опубликовал статью о Владимирове Л. Вострецовой, что было связано, по словам автора, с появлением на антикварном рынке части архива художника8. В эти годы работы Владимирова фигурировали на различных аукционах и в салонах антиквариата (в частности, салоне Ан-

бульваре, который демонстрировал, как в квартиру могут забраться воры (фотография хранится в Государственном литературном музее); Лавров А. В. Андрей Белый: Разыскания и этюды. М.: Новое литературное обозрение, 2007. С. 158, 404, 405; он же. Андрей Белый в 1900-е годы: Жизнь и литературная деятельность. М.: Новое литературное обозрение, 1995. С. 31, 77, 104, 105, 138, 201, 302, 306, 307; он же, Гречишкин С. Символисты вблизи. Очерки и публикации. СПб: Скифия, Талас, 2004. С. 8; Pyman A. A history of Russian Symbolism. Cambridge University Press, 1994. P. 209.

5 Bowlt J. Moscow & St. Petersburg 1900-1920: art, life & culture of the Russian silver age. New York: The Vendome Press, 2008. P. 31.

6 Демиденко Ю. Указ. соч.

7 Петрова О. Символизм в русском изобразительном искусстве / О. Петрова. СПб.: СПбГУП, 2000.

8 Вострецова Л. Василий Васильевич Владимиров (1880-1931) // Антикварное обозрение. 2005. №1(14). С. 54-57. Автор также пишет о поступлении работ художника в коллекцию музея Роверетто, Италия - но музей эту информацию опроверг.

тикварные сезоны в Санкт-Петербурге, галерее Леонида Шишкина в Москве). В 2012 г. внук Владимирова передал оставшуюся часть работ из семейного архива художнику и коллекционеру И. Чемакину; некоторые из этих работ разошлись дальше через антикварные салоны и аукционы (в частности, Дом антикварной книги «В Никитском» в Москве) и дальнейшая их судьба не известна.

Предмет исследования - особенности художественного стиля и творческая эволюция художника Владимирова в рамках общих тенденций развития русского искусства заявленного периода.

Цель исследования - представить наиболее полную картину жизни и творчества Владимирова и вписать его в контекст развития русского искусства конца XIX - первой трети XX в., связав его с художественными направлениями того времени.

Задачи исследования:

1) Систематизировать художественный материал по хронологии, тематической и стилистической принадлежности;

2) Включить ранее не описанные работы в общий контекст творчества художника и актуализировать произведения, уже описанные другими исследователями;

3) Уточнить атрибуцию произведений В. В. Владимирова из музейных собраний;

4) Обозначить проблемные поля соотношений между стилистическими направлениями в русском искусстве: неоромантизмом, символизмом и модерном на рубеже XIX-XX вв., мирискусничеством и конструктивизмом в детской книжной графике 1920-х гг.;

5) Проанализировать стилистические и семантические особенности графики В. В. Владимирова;

6) Проанализировать теоретические сочинения В. В. Владимирова;

7) Выявить ключевые мотивы и темы в искусстве модерна 1900-10-х гг. и детской книжной графике 1920-х гг. и в соответствии с ними провести сравнение

между работами Владимирова и произведениями других художников тех десятилетий.

Научная новизна. В работе проанализировано творческое наследие Василия Владимирова, ранее не являвшееся предметом всестороннего специального исследования. Графические, живописные и теоретические произведения художника систематизированы и описаны; составлен каталог работ. Введены в научных оборот ранее не упоминавшиеся произведения; предложены интерпретации как известных работ из музейных коллекций, так и впервые описываемых; скорректирована атрибуция некоторых работ из музейных собраний. Сделана попытка проследить взаимосвязи неоромантизма, символизма и модерна в конце XIX - начале XX в., а также конструктивизма и мирискусничества в детской книжной графике 1920-х гг., и проявления их отдельных признаков в творчестве Владимирова.

Методологическая основа и методы исследования. В работе применен комплексный метод исследования, включающий в себя:

1) методы формального и стилистического анализа произведений искусства;

2) метод иконологического анализа произведений, позволяющий выявить семантическую нагруженность мотивов и тем (и подчас - художественных техник);

3) семиотико-герменевтический метод для интерпретации тех или иных сюжетов;

4) сравнительный метод, применяемый как к визуальному материалу, так и к анализируемым текстам;

5) метод культурно-исторического и контекстуального анализа.

Источниковедческая база. Имя Василия Владимирова часто всплывает в мемуарах Андрея Белого, посвященных 1900-м гг.: в книгах «Начало века» и «Между двух революций». Для понимания художественной философии Владимирова важное значение имеют его собственные публикации в журналах «Северное сияние» и «Душеполезное чтение». Частичное представление о количестве и тематике произ-

ведений художника в 1900-1910-е гг. дают каталоги выставок Московского товарищества художников, в котором Владимиров состоял в 1902-1919 гг., каталогом выставки «Художники Москвы - жертвам войны» 1915 г. и др. Редкие критические заметки о его художественной деятельности можно найти в журнале «Аполлон». В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) есть лишь обрывочные малоинформативные материалы (мюнхенский адрес В. В. Владимирова в книге адресов матери Андрея Белого; переписка Владимирова в качестве секретаря Московского товарищества с художником К. В. Кандауровым). В фонде Андрея Белого отдела рукописей Российской государственной библиотеки (РГБ) хранятся несколько писем Владимирова, адресованных поэту. Детские книги и журналы из фондов Российской национальной библиотеки (РНБ) - источник опубликованных иллюстраций художника в 1920-е гг.

Теоретическая база. Контекст творчества Василия Владимирова до 1917 г. связан с вопросами о стиле модерн и символизме в русском искусстве. Первой попыткой проследить их особенности стала книга А. Федорова-Давыдова «Русское искусство промышленного капитализма» 1929 г., и вплоть до конца 1960-х гг. отечественное искусствознание больше не обращалось к этой проблеме. Одной из первых публикаций после долгого перерыва стала книга А. Сидорова «Русская графика начала XX века. Очерки истории и теории» (1969), посвященная творчеству художников, имена которых до того момента замалчивались в связи с эмиграций многих из них после революции, - А. Бенуа, Л. Бакста, К. Сомова и др.

В 1970-е гг. появилось большое количество исследований стиля модерн:

Е. Кириченко9, Е. Борисовой и Т. Каждан10 - в области архитектуры, Д. Сарабьяно-

11 12

ва , В. Турчина и др. - в области живописи. Художникам объединения «Мир ис-

9 Кириченко Е. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М., 1982.

10 Борисова Е., Каждан Т. Русская архитектура конца XIX - начала XX века. М., 1971.

11 Сарабьянов Д. К определению стиля модерн // Советское искусствознание. 1978. Вып. 2. М., 1979. С. 206-225; он же. Русская живопись среди европейских школ. М., 1980; он же. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М.: Искусство, 1989; он же. Модерн: История стиля. М.: Галарт, 2001.

12 Турчин В. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн // Вестник московского университета. Сер. История. 1977. №6. С. 76-82.

кусства» посвящает одноименную монографию В. Петров в 1975 г. Наиболее важными в контексте данной работы являются исследования Д. Сарабьянова, в которых русское искусство рассматривается в рамках тенденций европейских национальных школ и анализируется вопрос границ неоромантизма, символизма и модерна. Общий контекст развития русского искусства раскрыт в серии публикаций Г. Стернина

13

«Художественная жизнь России» , сопровождающихся подробной хроникой художественных событий в Москве и Петербурге. В конце 1970-х - начале 1980-х гг. русское искусство начала XX в. начинают открывать и западные исследователи. Так, выходит книга Дж. Боулта о «Мире искусства»14.

В эти же годы появляются исследования, посвященные отдельным художникам - представителям графики русского модерна, как, например, публикации Г. и С. Голынцов об Иване Билибине15 или монография Г. Чугунова о Мстиславе Добу-жинском. В 1990-е гг. продолжают открываться забытые имена художников первой четверти XX в. В частности, этому способствовала крупная выставка «Символизм в России», организованная в Русском музее в 1996 г. 16 В каталоге выставки представлена обширная обзорная статья В. Круглова о русском символизме, предлагающая его периодизацию, и статья Е. Петиновой о графике символизма.

Отдельные теоретические вопросы искусства символизма и модерна в русском и западноевропейском искусстве рассматриваются в коллективной монографии мос-

17

ковских искусствоведов «Дух символизма» . Исторической, социальной и культурной ситуации в жизни Петербурга начала XX в. посвящена книга И. Муравьевой

13 Стернин Г. Художественная жизнь России на рубеже Х1Х-ХХ веков. М.: Искусство, 1970; он же. Художественная жизнь России начала ХХ века. М.: Искусство, 1976; он же. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов. М.: Искусство, 1988.

14 Bowlt J. The silver age: Russian art of the early twentieth century and the "World of Art" group. Newtonville, Mass.: Oriental research partners, 1982.

15 Например, Голынец С. От «искусства в книге» к искусству книги. Графика И. Я. Билибина // Искусство книги. 19721980. Выпуск 10. М.: Книга, 1987. С. 187-204; Иван Яковлевич Билибин. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике / ред.-сост., авт. вступ. ст. и коммент. С. В. Голынец. Ленинград : Художник РСФСР, 1970.

16 Символизм в России. ГРМ: Каталог выставки / Вступ. ст. В. Круглова, Е. Петиновой и Е. Карповой. СПб., 1996.

17 Дух символизма. Русское и западноевропейское искусство в контексте эпохи конца XIX - начала XX века. М.: Прогресс-Традиция, 2012.

«Век модерна» . Одна из последних книг Дж. Боулта рассматривает искусство Серебряного века в широком культурно-историческом контексте художественной жизни Москвы и Петербурга19. Творчество наиболее выдающихся деятелей русского символизма (В. Васнецова, М. Нестерова, М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова, К. Петрова-Водкина и др.) проанализировала А. Русакова в своей монографии, наметив историю развития этого направления в живописи20. Статьи и книги О. Давыдовой об иконографии садов в символизме уточняют интерпретации этого моти-

21

ва; ее недавняя монография «Концептуальный модерн: Слово-Образ-Место» помимо анализа образной иконографии символизма и его концептуальных подходов представляет неизвестное имя художника Неси Хавкиной. В области книжной графики наиболее авторитетным исследованием является последняя монография

22

Ю. Герчука , как и другие его исследования, в которых автор рассматривает особенности книжной графики разных периодов с точки зрения общих художественных процессов времени.

Образная составляющая искусства модерна и символизма, а также теоретические установки деятелей круга В. Владимирова отражены в трудах литераторов-

23 24

символистов - современников художника: А. Белого , Вяч. Иванова , М. Волоши-

25

на и др.; а также исследователей литературы Серебряного века, в первую очередь А. Лаврова26.

18 Муравьева И. Век модерна: Панорама столичной жизни. Т. 1. СПб.: Изд-во "Пушкинского фонда", 2004.

19 Bowlt J. Moscow & St. Petersburg 1900-1920: art, life & culture of the Russian silver age. New York: The Vendome Press, 2008.

20 Русакова А. Символизм в русской живописи. М.: Белый город, 2003.

21 Давыдова О. Концептуальный модерн: Слово-Образ-Место. М.: БуксМАрт, 2014.

22 Герчук Ю. Искусство печатной книги в России XVI—XXI веков. СПб.: Коло, 2014.

23 Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994; он же. Маска // Весы. 1904. №6. С. 6-15; он же. Символизм и русское искусство // Весы. 1908. №10. С. 38-48; он же. Символизм. Публичная лекция // Весы. 1908. №12. С. 36-41.

24 Иванов Вяч. Новые маски// Весы.1904. №7. С. 1-10.

25 Волошин М. Лики творчества. Л., 1989.

26 Лавров А. В. Мифотворчество «аргонавтов». В кн: Мир. Фольклор. Литература. Л.: Наука, 1978. С. 137-170; он же. Символисты и другие: Статьи. Разыскания. Публикации. М.: Новое литературное обозрение, 2015; Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб.: Академический проект, 1999; Ермилова Е. Теория и образный мир русского символизма. М.: Наука, 1989.

Первой публикацией, отразившей развитие детской книжной иллюстрации в России (контекст последнего периода творчества В. Владимирова), стала книга П. Дульского и Я. Мексина «Иллюстрация в детской книге» (1925). Авторы приводят хронологический обзор в двух частях, границей между которыми является революция 1917 г., и формулируют социальную задачу, стоящую перед художником, созвучную времени публикации: «воспитать в ребенке будущего гражданина, который мог бы почувствовать себя подготовленным к строительству культуры нового ми-

27

ра» 27 . Более широкий вопрос стилистических особенностей графических школ Москвы и Ленинграда был поднят в сборнике «Мастера современной гравюры и графики» (1928), содержащим статьи об отдельных художниках и два обобщающих материала: о ленинградской школе графики - А. Федорова-Давыдова и о московской - А. Сидорова.

Как и в случае с историографией символизма, после 1920-х гг. следует перерыв в появлении изданий о детской книжной графике. Уже в 1960-е гг. об иллю-

28

страции 1920-х гг. писал В. Петров в сборнике «Искусство книги» . Ему же принад-

29

лежит монография о крупнейшем ленинградском мастере 1920-х гг. В. Лебедеве29.

30

Альбом работ ленинградских художников собрал также Э. Кузнецов . Одной из самых известных монографий 1960-х гг. стала книга Э. Ганкиной «Художники детской

31

книги» , посвященная мастерам, определившим облик иллюстрации с XIX в. до 1960-х гг. Нельзя не упомянуть многочисленные статьи Ю. Герчука, в частности, о

32

художниках «производственной книжки» . Своеобразную интерпретацию советской детской книги 1920-х гг. как разворачивание революционно-авангардной художественной стратегии дает Е. Штейнер в книге «Авангард и построение нового

27 Дульский П., Мексин Я. Иллюстрация в детской книге. Казань, 1925. С. 127.

28 Петров В. Из истории детской иллюстрированной книги 1920-х годов // Искусство книги. Вып. 3. 1958-1960. М., 1962. С. 349-364.

29 Петров В. Владимир Васильевич Лебедев. Л., 1972. 304 с.

30 Искусство оформления книги. Работы ленинградских художников 1917-1964: Альбом / Предисл. Э. Кузнецова. - Л.: Художник РСФСР, 1966.

31 Ганкина Э. Русские художники детской книги. М., 1963.

32 Герчук Ю. Художественные миры книги. М., 1989. С. 103-112.

человека»33. Среди наиболее свежих изданий - «Русская детская книжка-картинка 1900-1941»34, а также публикации на английском языке, например, монография

35

А. Лемменса и С. Штоммелса «Русские художники и детская книга, 1890-1992» с богатым иллюстративным материалом и статья А. Розенфельд «Фигуративность против абстракции в советских иллюстрированных детских книгах, 1920-1930», анализирующая два направления в детской иллюстрации этого периода - мирискус-

36

ническое и конструктивистское .

Основные положения, выносимые на защиту:

- Ранние акварели В. В. Владимирова связаны с неоромантической тенденцией раннего модерна; начиная с 1905 г. его графические работы обогащаются символистскими мотивами и формальными элементами зрелого модерна;

- В станковой графике рубежа 1900-10-х гг. художник разрабатывает темы, наиболее характерные для русского символизма: маскарад, музыка, средневековье, отвлеченные женские образы;

- В творчестве Владимирова сложились определенные иконографические схемы, источниками которых явились заимствования из работ художников мюнхенского Сецессиона и мастеров северного Возрождения;

- Теоретические взгляды В. В. Владимирова, выраженные в нескольких его опубликованных статьях, утверждают тезисы о главенстве творческого порыва над идеей и необходимости присутствия «живой души» в искусстве;

- Художественная ситуация в 1920-е гг. в определенной мере явилась воплощением модернистской идеи жизнестроительства, а содружество детских писателей и художников вокруг издательств «Радуга» и Госиздат в Ленинграде - наследием художественных кружков рубежа XIX-XX веков;

33 Штейнер Е. Авангард и построение нового человека. Искусство советской детской книги 1920 гг. М., 2002.

34 Блинов В. Русская детская книжка-картинка 1900-1941. М., 2005.

35 Lemmens A., Stommels S. Russian Artists and the Children's Book, 1890-1992. Nijmegen, 2009.

36 Rosenfeld A. Figuration versus abstraction in Soviet illustrated children's books, 1920-1930 // Defining Russian graphic arts: from Diaghilev to Stalin, 1898-1934 / ed. by A. Rosenfeld. New Brunswick, N. J., 1999. PP. 166-197.

- В области ленинградской детской книжной иллюстрации сформировались два стилистических направлениях: мирискусническое и конструктивистское и были выработаны новые жанры, открывающие «ворота в жизнь взрослых» (по выражению С. Маршака);

- Стилистически иллюстрации В. В. Владимирова 1920-х гг. близки мирискусни-ческому направлению; он использует приемы стилизаторства в зависимости от тематики книг и одним из первых начинает пользоваться техникой черной акварели (тональной иллюстрацией).

Апробация материалов исследования. В июне 2013 г. на основе части се-

37

мейного архива, переданного И. Чемакину, автором была организована выставка на факультете искусствоведения и культурологии Уральского федерального университета, на которой были представлены в основном эскизы иллюстраций Владимирова к книгам 1920-х гг., которые в сочетании с изданными книгами дали представление о процессе работы над книжной иллюстрацией.

Различные аспекты творчества художника и художественного контекста представлены в публикациях автора в научных журналах и выступлениях на конференциях: VII международная конференция «Актуальные проблемы теории и истории искусства» (Санкт-Петербургский государственный университет, 2016), Весенние искусствоведческие чтения памяти Б. В. Павловского (Уральский федеральный университет, Екатеринбург, 2016), VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Детская книга как арт-объект» (Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт - филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2015), XII межвузовская научная конференция «Проблемы истории искусства глазами студентов и аспирантов» (Российский государственный гуманитарный университет, Москва, 2015); «Вещь и контекст: художественное произведение и современные подходы в его анализу» (Европейский уни-

37 Выставка книжной графики Василия Владимирова (1880-1931) [Электронный ресурс] / Е. Южакова. Русский музей: Виртуальный филиал, 2013. Режим доступа: http: //www. virtualrm .spb.ru/ru/node/15943.

верситет, Санкт-Петербург, 2015). Обзорная работа «В. Владимиров: от символизма к производственной иллюстрации» с каталогом работ из семейного архива была удостоена специального приза Конкурса молодых ученых Министерства культуры РФ в 2014 г.

Теоретическая значимость результатов. Исследование актуализирует проблемы, связанные с изучением стилевого и семантического наполнения искусства Серебряного века и детской книжной графики 1920-х гг. Материалы диссертации могут дополнить сферу научного изучения художественной ситуации отечественного искусства конца XIX - первой трети XX в., а отдельные темы, обозначенные в работе, могут быть положены в основу дальнейших самостоятельных исследований. Выводы, сформулированные в результате исследования, могут помочь в изучении творчества других малоизученных художников заявленного периода и их стилистической принадлежности.

Практическая значимость результатов. Результаты исследования могут быть использованы в музейной и выставочной практике: в текущей работе музеев, в собрании которых есть работы В. В. Владимирова; в потенциальных выставочных проектах, посвященных искусству русского модерна и символизма, детской книжной графике раннего советского периода; в деятельности по пополнению музейных фондов или частных коллекций.

Полученные результаты также могут быть включены в программы образовательных курсов по русскому искусству XX в.

Глава 1. Символизм и модерн как семантический и стилистический контекст

творчества В. В. Владимирова

Творчество Василия Владимирова принадлежит явлению символизма в русском искусстве. Поскольку настоящая работа ставит целью вписать его творчество в контекст эпохи и связать с художественными направлениями времени, необходимо начать с прояснения этого контекста. Рубеж XIX - XX веков принято называть Серебряным веком русской культуры, который в искусстве связывается прежде всего с символизмом. Почти синонимом этому явлению выступает словосочетание «эпоха модерна», которое подразумевает более прикладной и массовый контекст и относится, прежде всего, к стилистическому наполнению культуры этого времени. В период зарождения модерна одним из его истоков был неоромантизм, отразившийся в художественных поисках неонациональных стилей (в России - неорусский стиль). С модерном также связано понятие декадентства, которое в разном контексте имело или оценочную или стилистическую коннотацию. Пояснить понятия символизма, модерна, неорусского стиля и декаданса и проявить отношения между ними - задача данной главы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Южакова Елизавета Викторовна, 2018 год

Список источников

1. Адресная книга А. Бугаевой (матери А. Белого) // РГАЛИ. - Ф. 53. - Оп. 3. - Ед. хр. 23.

2. Анучин Д. По поводу двадцатипятилетия со дня смерти Н. Н. Миклухо-Маклая. Статья в газ. «Русские ведомости» №82 от 9 апреля 1913 г. - РГАЛИ -Ф. 2197. - Оп. 1. - Ед.хр. 708.

3. Бартрам Н. О возрождении народного творчества в игрушках / Н. Бартрам // Аполлон. - 1912. - №2. - С. 55-64.

4. Белый А. Апокалипсис в русской поэзии / А. Белый // Весы. - 1905. - №4. - С.

11-28.

5. Белый А. Возврат: III симфония / А. Белый; обл. работы В. Владимирова. - М.: Гриф, 1905. - 126 с.

6. Белый А. Маска / А. Белый // Весы. - 1904. - №6. - С. 6-15.

7. Белый А. Серебряный голубь: повесть в 7 главах / А. Белый; обл. работы П. Уткина. - М.: Скорпион, 1910. - 321 с.

8. Белый А. Символизм и русское искусство / А. Белый // Весы. - 1908. - №10. -С. 38-48.

9. Белый А. Символизм. Публичная лекция / А. Белый // Весы. - 1908. - №12. - С. 36-41.

10.Бенуа А. Выставка Товарищества московских художников // Слово. - 1905, 18 января. - №40.

11.Билибин И. Народное творчество Севера / И. Билибин // Мир искусства. -1904. - Т. 12. - №11. - С. 303-318.

12.Блок А. Вечера «искусств» / А. Блок // Речь. - 1908, 27 октября.

13.Блок А. Стихи о прекрасной даме / А. Блок; обл. работы В. Владимирова. - М.: Гриф, 1905. - 135 с.

14.Васильева Е. Человек с луны : (Миклуха-Маклай) : [Рассказ для детей] / Е. Васильева; Рис. В. Владимирова. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1929 (Ленинград : тип. Печатный двор). - 84, [4] с. : ил., портр., карт. ; 20*14 см

15. Владимиров В. Маленький театр / В. Владимиров ; рис. автора. - М.-Л.: Госиздат, 1928. - 39 с. : ил.

16. Владимиров В. Новое истинно художественное в русском церковном искусстве / В. Владимиров // Душеполезное чтение. - 1912. - №6. - С. 281-288.

17.В. В. По поводу художественных выставок в Москве // Северное сияние. -1909. - №4. - С. 131-138.

18.Владимиров В. Святой художник / В. Владимиров // Северное сияние. - 1908. -№1. - С. 3-19.

19.Вольфинг. Модернизм и музыка. Статьи критические и полемические. 19071911. - М. : Мусагет, 1912. - 446 с. : ил.

20.Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве: Собрание статей / Перевод Н. Розенфельда и В. Фаворского. - М.: Мусагет, 1914. - 196 с.: ил.

21.Глаголь С. По картинным выставкам. Нечто о закрывшейся общегерманской выставке и о двух выставках акварелей. - «Курьер», 1900, 30 марта, №89.

22.Грабарь И. Две выставки / И. Грабарь // Весы. - 1907. - №3. - С.101-104.

23. Дар В. Владимирова. Вх. №67. 22.1У.25г. ОР ГМИИ. - Ф5. - Оп.ХИ. - Ед.хр.8. -Л.98.

24.Дягилев С. Иллюстрации к Пушкину / С. Дягилев // Мир искусства. -1899 -№16-17. - С. 35-38.

25. Дягилев С. Сложные вопросы. Наш мнимый упадок / С. Дягилев // Мир искусства. - 1899. - №1. - С. 10-11.

26.Житков Б. Буер-самоделка / Б. Житков; Рис. В. Владимирова. - 2-е изд. -Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1931 (Ленинград : тип. Евг. Соколовой). - 16 с. : ил. ; 18х13 см

27. Житков Б. Кино в коробке: Стробоскоп / Б. Житков; рис. автора. - М., Л.: ГИЗ, 1927. - 23 с.: ил.

28.Житков Б. Паровоз : [Популярный очерк] / Рис. В. Владимирова. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1927 (Ленинград : тип. Печатный двор). - 35 с. : ил., черт. ; 18х13 см

29. Житков Б. Паровозы : [Рассказ для детей] / Б. Житков; Рис. В. Владимирова. -Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1928 (Ленинград : тип. Печатный двор). -109, [2] с., [1] с. объявл. : ил., черт. ; 20х14 см

30. Житков Б. Черные паруса : [Повесть] / Б. Житков; Рис. В. Владимирова. - [Ленинград] : Радуга, [1927] ([Ленинград] : типо-лит. "Вестник Ленингр. совета"). - 103, [5] с. : ил. ; 23х15 см

31.Иванов Вяч. Заветы символизма // Аполлон. - 1910. - №8. - С. 5-20.

32.Иванов Вяч. Новые маски / Вяч. Иванов // Весы. - 1904. - №7. - С. 1-10.

33.Изгур И. Да будет свет! : [Кинопоэма] / И.Изгур; Илл. В.Владимирова. - 6-е изд. - Кременчуг : Всеукр. гос. изд., 1920. - 55 с. : илл.

34.Калики перехожие: Сборник стихов и исследование П. Бессонова. Часть 1. -Вып. 3. - М.: Типография А. Семена, 1861. - 852 с.

35. Каталог XI выставки картин Московского товарищества художников. - М., 1904.

36. Каталог XVIII выставки картин Московского товарищества художников. - М. : Типо-литография «Печатник», 1911. - 32 с.

37. Каталог XX выставки картин Московского товарищества художников. - М., 1913. - 21 с. [17] л. ил.

38. Каталог XXI выставки картин Московского товарищества художников. - М., 1915. - 20 с.

39. Каталог XXII выставки картин Московского товарищества художников. - М. : Тип. «Автомобилист», 1916. - 24 с.

40.Каталог Выставки картин и скульптуры "Художники Москвы - жертвам войны", организованной Московским губернским комитетом Всероссийского земского союза помощи раненым и Центральным бюро при Городской управе : 1914-1915. - Москва, 1914. - 42 с.

41.Клингер М., Живопись и рисунок / М/ Клингер; С 4-го нем. изд. пер. Е.Л. -СПб.: изд. В. Л-ва, 1908. - 55 с.

42.-ский А. (Койранский А.) Московское товарищество художников // Весы. -1904. - №3. С. 49-50.

43.Койранский А. ХХ-ая выставка «Московского товарищества художников» // Утро России. - 1913. - 1-2 февраля.

44.Короленко В. Без языка / В. Короленко; Рис. и обложка В. Владимирова. -Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1929 (Ленинград : тип. Печатный двор). -244, [3] с. : ил. ; 20х14 см

45.Кривое зеркало : Лит.-худож. и юмористич. журн. - М : М.С. Эйбер, 1909. №10. - С. 10.

46.Лебеденко А. Восстание на "Святой Анне" : [Повесть] / А. Лебеденко; Рис. и обл. В. Владимирова. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1930 (Ленинград : тип. Печатный двор). - 224 с. : ил. ; 20х14 см

47. Лебеденко А. Четыре ветра : [Повесть] / А. Лебеденко; Рис. и обл. В. Владимирова. - 2-е изд. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1930 (Ленинград : тип. им. Н. Бухарина). - 286, [2] с. : ил. ; 20х14 см

48.Лилина З. Дети революционеры / З. Лилина; Рис. и обложка В. Владимирова. -2-е изд. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1929 (Ленинград : тип. им. Н. Бухарина). - 110, [2] с. : ил. ; 20х14 см

49.Литвинов П. Белая ворона; Громовая стрела: [Рассказы] / П.Литвинов; Рис. В.Владимирова. - М. ; Л : Радуга, 1926 (обл. 1925). - 64 с. : ил. ; 24 см

50.Литвинов П. Электрификация : [Рассказ] / П.Литвинов; Рис. В.Владимирова. -Л : Радуга, 1926. - 85 с. : ил. ; 24 см

51.Лукомский Г. Художественная жизнь Москвы / Г. Лукомский // Аполлон : литературно-художественный журнал. Хроника. - 1910, февраль. - №5. - С. 5871.

52.Новый Робинзон : Двухнедельный детский журн. Орган Сев.-Зап. бюро Детской ком. организации юных пионеров им. В. И. Ленина и Ленингр. губкома РЛКСМ. - Л. : Ленинградская правда, 1923-1925.

53.Письмо Владимирова В. В. Кандаурову К. В. // РГАЛИ. - Ф. 769. - Оп. 1. -Ед.хр. 39.

54.Письмо Московского товарищества художников за подписью Владимирова Василия Васильевича Кандаурову К.В. об исключении его из членов товарищества // РГАЛИ. - Ф.769. - Оп. 1. - Ед.хр. 256.

55. Ремизов А. Ангел-хранитель; Каменная баба; К морю-Океяну / А. Ремизов // Северное сияние. - 1909. - №4. - С. 44-49.

56.Рескин Дж. Прерафаэлитизм / Пер. О. Соловьевой // Мир искусства. - 1900. -Т. 4. - С. 49-72 и 73-96.

57.Соловьев С. Символизм и декадентство / С. Соловьев // Весы. - 1909. - №5. - С. 53-64.

58.Туман. Сказка К. Эвальда. Пер. с немецкого 4 рис. худ. В. Владимирова. Заголовок и концовка худ. Иванова // Северное сияние. - 1908. - №2. - С. 120-125.

59.Четвериков Д. Самовар : [Рассказ] / Дм. Четвериков; Рис. В. Владимирова. -Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1927 (Ленинград : тип. Печатный двор). - 24 с. : ил. ; 18х13 см

60.Чулков Н. Великий князь Дмитрий Донской / Сост. Н. Чулков; С рис. В. Владимирова. - Санкт-Петербург : Спб. о-во грамотности, 1910. - 29 с. : ил. ; 20 см

61. Циолковский К. На луне : Фантастическая повесть / К. Циолковский; Предисл. Я.Перельмана Рис. и обложка В. Владимирова. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1929 (Ленинград : тип. Печатный двор). - 75 с. : ил., портр., черт. ; 20х13 см

62.Эттингер П. Х1Х выставка МТХ / П. Эттингер // Аполлон : литературно-художественный журнал. Русская художественная летопись. - СПб. : Типография «Сириус», 1912. - № 5, март. - С. 76-78.

Список использованной литературы

1. Алешина Л. Образы и люди Серебряного века / Л. Алешина, Г. Стернин. - М.: Галарт, 2005. - 271 с. : ил.

2. Белый А. О Блоке: Воспоминания. Статьи. Дневники. Речи / А. Белый; Вступ. ст., коммент. А. Лаврова. - М.: Автограф, 1997. - 607 с.

3. Белый А. Между двух революций / А. Белый; вступ.ст. Ц. Вольпе. - Л.: Издательство Писателей в Ленинграде, 1934. - 503 с.

4. Белый А. Воспоминания : в 3 кн. / А. Белый. - М.: Художественная литература, 1989. - (Серия литературных мемуаров).

Кн. 1: На рубеже двух столетий / авт. предисл. А. Лавров. - 1989. - 542, [1] с., [9] л. ил. : ил., портр. - В кн. также комментарии.

Кн. 2: Начало века. - 1990. - 686, [1] с., [9] л. ил.: ил., портр. - В кн. также комментарии.

5. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л. Сугай. - М.: Республика, 1994. - 528 с.

6. Беньямин В. Происхождение немецкой барочной драмы. / В. Беньямин; пер. с нем. С. Ромашко. - М.: Аграф, 2002. - 280 с.

7. Блинов В. Русская детская книжка-картинка 1900-1941 / В. Блинов. - М.: Ис-кусство-ХХ1 в., 2005. - 220, [4] с. : ил.

8. Богомолов Н. Вокруг «Серебряного века»: Статьи и материалы / Н. Богомолов. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 720 с.

9. Борисова Е. Русский модерн: альбом / Е. Борисова, Г. Стернин. - М.: Галарт, 1994. - 360 с.: ил.

10. Борисова Е., Каждан Т. Русская архитектура конца Х1Х — начала ХХ века / Е. Борисова, Т. Каждан. - М.: Наука, 1971. - 240 с.

11. Быстров В. Н. Между утопией и трагедией.: Идея преображения мира у русских символистов. - М.: Прогресс-Плеяда, 2012. - 384 с.

12. Век русского книжного искусства / Авт. вступ. ст. Э. Кузнецов; Сост. А. Мар-кевич. - М.: Вагриус, 2005. - 568 с. : ил.

13. Вельфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса = Die Kunst der Renaissance Italien und das deutsche Formgefuhl / Г. Вельфлин; Пер. Л. Некрасовой и В. Павлова Ред. пер. В. Павлов; Вступ. статья Л. Ремпеля. - М.: Изогиз, 1934. - 388, [3] с., 1 вкл. л. ил. : ил.

14. Владимир Лебедев: Альбом / Авт. Ю. Герчук ; сост. И. Вискова; худож. А. Мызников. - М. : Сов. художник, 1990. - 76 с. : ил.

15. Волотова Н. Как создавался «Робинзон» / Н. Волотова // «Я думал, чувствовал, я жил». Воспоминания о Маршаке. - М.: Советский писатель, 1988. - С. 188-196.

16. Волошин М. Лики творчества. / Изд. подгот. В. Мануйлов и др. - Л.: Наука, 1989. - 848 с.: ил.

17. Воропанов В. В кругу "Аргонавтов" / В. Воропанов // Вологодский комсомолец. - 1982.- 1 декабря.

18. Воспоминания об Андрее Белом / Сост. и вступ. ст. В. Пискунова. - М. : Республика, 1995. - 591 с.

19. Вострецова Л. Василий Васильевич Владимиров (1880-1931) / Л. Вострецова // Антикварное обозрение. - 2005. - №1(14). - С. 54-57.

20. Ганкина Э. Русские художники детской книги / Э. Ганкина. - М. : Советский художник, 1963. - 276 с., [2] с., [9] л. ил. : ил.

21. Гейзер М. Маршак. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 327 с.: ил. - (Жизнь замечат. людей: Сер. биогр.; Вып. 989).

22. Герчук Ю. Между графикой и книгой / Ю. Герчук // Наше наследие : иллюстрированный культурно-исторический журнал. - М., 2008. - № 85. - С. 20-33.

23. Герчук Ю. Искусство печатной книги в России XVI-XXI веков / Ю. Герчук. -СПб.: Коло, 2014. - 512 [128] с. : ил.

24. Герчук Ю. Русское книжное искусство на переломе времен (1918-1923) / Ю. Герчук // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2008. - №22. - С. 643-657.

25. Герчук Ю. Художественные миры книги / Ю. Герчук. - М. : Книга, 1989. - 239 с.: ил.

26. Голлербах Э. История гравюры и литографии в России / Э. Голлербах. - М., Пг.: Государственное издательство, 1923. - 217 с.: ил.

27. Голынец С. От «искусства в книге» к искусству книги. Графика И. Я. Билиби-на / С. Голынец // Искусство книги. 1972-1980. - Выпуск 10. - М.: Книга, 1987. - С. 187-204.

28. Голынец Г. Сказки А. С. Пушкина в русском изобразительном искусстве Х1Х - начала ХХ века / Г. Голынец, С. Голынец // Искусство. - 1976. - № 5. - С. 53-59.

29. Грабарь И. Моя жизнь: Автомонография. - М., Л.: Б. и. Искусство, 1937. - 376 с.: ил.

30. Гумилев Н. Полное собрание сочинений: В 10 т. / Н. Гумилев. - М. : Воскресенье, 1998.

Том 2. Стихотворения. Поэмы (1910-1913). - М. : Воскресенье, 1998. Том 6. Художественная проза. - М. : Воскресенье, 2005.

31. Давыдова О. Концептуальный модерн: Слово - Образ - Место. - М.: Букс-МАрт, 2014. - 144 с.: илл.

32. Демиденко Ю. В. В. Владимиров художник первой книги Блока / Ю. Деми-денко // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. - СПб., 1999. -Вып. IV (Музей-квартира А. Блока: материалы научных конференций). - С. 253-265.

33. Долинский М. Искусство и Александр Блок: Книжная и журнальная графика. Театр. Портреты / М. Долинский. - М.: Сов. художник, 1985. - 335 с. : ил.

34. Дульский П. Иллюстрация в детской книге / П. Дульский и Я. Мексин. - Казань: Изд. авт., 1925. - 149 с.: ил.

35. Дурылин С. Нестеров в жизни и творчестве / Вступ. статья. А. Сидорова. - М.: Мол. гвардия, 1976. - 463 с., 25 л. ил.

36. Дух символизма. Русское и западноевропейское искусство в контексте эпохи конца Х1Х - начала ХХ века. - М. : Прогресс-Традиция, 2012. - 696 с.: ил.

37. Ермилова Е. Теория и образный мир русского символизма / Отв. ред. С. Бочаров. - М.: Наука, 1989. - 176 с.

38. Знаменское-Губайлово [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://proselki.ru/topics/znamenskoe_gubajlovo/znamenskoe_gubajlovo.topic.htm

39. Иванов Вяч. Собрание сочинений в 4 т. / под ред. Д. Иванова и О. Дешарт. -Брюссель, 1974.

40. Иван Яковлевич Билибин. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике / ред.-сост., авт. вступ. ст. и коммент. С. Голынец. - Ленинград : Художник РСФСР, 1970. -370, [5] с., [71] л. ил.

41. Иллюстрированный словарь русского искусства / Ред.-сост. Н. Борисовская; Редкол.: Д. Сарабьянов и др. - М.: Белый город, 2001. - С. 101.

42. Искусство оформления книги. Работы ленинградских художников 1917-1964: Альбом / Предисл. Э. Кузнецова. - Л.: Художник РСФСР, 1966. - 185 с.: ил.

43. Кириченко Е. Русская архитектора 1830 — 1910-х годов / Е. Кириченко. - М.: Искусство, 1978. - 400 с.

44. Колобаева Л. Русский символизм / Л. Колобаева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 294 с.

45. Коновалов Э. Г. Новый полный биографический словарь русских художников / Э. Г. Коновалов. - М. : Эксмо, 2008. - 576 с.

46. Красногорье. Портреты. Имена в истории. Василий Васильевич Владимиров [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

кихм.рф/portraits/names/index.php?action=show&razdel=14&pageid=12

47. Кузин В. Искусство книжной графики в контексте отечественной культуры 20-х годов ХХ века / В. Кузин. - СПб.: Астерион, 2012. - 100 с.

48. Кузнецова Г. У истоков советской детской книги / Г. Кузнецова // Детская литература. - 1976. - № 7. - С.70-73.

49. Лавров А. Андрей Белый в 1900-е годы. Жизнь и литературная деятельность в 1900-е годы / А. Лавров. - М.: Новое литературное обозрение, 1995. - 336 с.

50. Лавров А. Андрей Белый: Разыскания и этюды. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 520 с.

51. Лавров А. Мифотворчество «аргонавтов» / А. Лавров. - В кн: Мир. Фольклор. Литература. - Л.: Наука, 1978. - С. 137-170.

52. Лавров А. Символисты и другие: Статьи. Разыскания. Публикации / А. Лавров. - М.: Новое литературное обозрение, 2015. - 768 с.

53. Лавров А. Символисты вблизи: очерки и публикации / А. Лавров, С. Гречиш-кин. - СПб.: Скифия, Талас, 2004. - 400 с.: ил.

54. Левицкая Л. Маска и лицо в русском искусстве конца Х1Х - начала ХХ в: дис. ... канд. иск.: 17.00.04 / Л. Левицкая. - М., 2001. - 152 с.: ил.

55. Ляхов В. Искусство книги: Избранные историко-теоретические и критические работы / Сост. Г. Стернин. - М.: Советский художник, 1978. - 248 с.: ил.

56. Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах : в 8 кн. / С. Маршак; под ред. В. Жирмунского и др. - М.: Художественная литература, 1972. - Т. 8. - 607 с.

57. Мастера современной гравюры и графики: сб. материалов / под ред. Вяч. Полонского. - М., Л.: Государственное издательство, 1928. - 415 с.

58. Материалы к биографии. И. С. Маршак. От детства к детям. - В кн.: Жизнь и творчество Самуила Яковлевича Маршака: Маршак и дет. литература: Сборник / сост. Б. Галанов, И. Маршак, М. Петровский. - М.: Детская литература, 1975. - С. 349-486.

59. Молок Ю. Начала московской книги. 20-е годы / Ю. Молок // Искусство книги 1967. - Вып. 7. - М.: Книга, 1971. - С. 35-62.

60. Мокина Н. Проблема «маски» в лирике и прозе Серебряного века / Н. Мокина // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2004. - №1. - С. 15-19.

61. Муравьева И. Век модерна: Панорама столичной жизни. Т. 1. - СПб.: Изд-во "Пушкинского фонда", 2004. - 272 с.

62. Муратов П. Образы Италии / Послесл. В. Толмачева - М.: Республика, 1994. -588 с.: ил.

63. Нащокина М. Московский модерн / М. Нащокина. - СПб.: Коло, 2011. - 792 с.

64. Нестеров М. Из писем / Вступ. ст., сост., коммент. А. Русаковой. - Л.: Искусство, 1968. - 451 с.: ил.

65. Нестеров М. О пережитом. 1862-1917 гг.: Воспоминания / М. Нестеров; Под-гот. М. и Т. Титовых и др. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 587 с.: ил.

66. Ницше Ф. Собрание сочинений: В 5 т. / Пер. с нем. Я. Бермана, Т. Гейликмана, Г. Рачинского, С. Франка. - СПб.: Азбука-Аттикус, 2011.

67. Петербургская графика начала ХХ века из собрания Вологодской областной картинной галереи : каталог / Автор вступ. статьи В. Воропанов. - М. : Галерея «Ковчег», 2000. - 48 с.

68. Петров В. Владимир Васильевич Лебедев / В. Петров. - Л.: Художник РСФСР, 1972. - 304 с. : ил.

69. Петров В. Из истории детской иллюстрированной книги 1920-х годов / В. Петров // Искусство книги. 1958-1960. - Вып. 3. - М.: Искусство, 1962. - С. 349-364.

70. Петров В. Пятьдесят лет ленинградской книжной графики / В. Петров // Искусство книги 1967. - Вып. 7. - М.: Книга, 1971. - С. 63-72.

71. Петрова О. Символизм в русском изобразительном искусстве / О. Петрова. -СПб.: СПбГУП, 2000. - 152 с.

72. Поспелов Г. Русское искусство XX века: Судьба и облик России / Г. Поспелов. - М.: Наука, 1999. - 128 с.: ил.

73. Пятьдесят лет ленинградской книжной графики: 1917-1967: каталог выставки / Ленинградская орг. Союза художников РСФСР, Гос. Русский музей: Сост. Э. И. Го-лубева и др. - Л.: Художник РСФСР, 1969. - 115 [2] с., [17] л.ил.

74. Раскина Е. Мотив «благочестивого творчества» («смиренного знания») в художественной программе акмеизма / Е. Раскина // Русская литература. - 1999. - №3. -С. 168-175.

75. Рассадин С. Русский символизм и Фридрих Ницше: контроверзы культуры и общества / С. Рассадин. - Тверь: ТГТУ, 2010. - 124 с.

76. Розанов В. Среди художников / Сост., подг. и вступ. ст. А. Н. Николюкина. -М.: Республика, 1994. - 494 с.

77. Розанова М. Пространство книги / М. Розанова // Синтаксис: публицистика, критика, полемик ; под ред А. Синявского, М. Розановой. - № 6. - Париж, 1980. - С. 140-156.

78. Русакова А. Символизм в русской живописи / А. Русакова. - М.: Белый город, 2003. - 328 с.: ил.

79. Русский рисунок и акварель из собрания Вологодской областной картинной галереи: каталог / Автор-составитель Л. Соснина. - Вологда: Областная типография, 1986.

80. Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX - начала XX века: Учеб. пособие для вузов по направлению «искусство», спец. «Искусствоведение». - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 318 с.: ил.

81. Сарабьянов Д. К определению стиля модерн / Д. Сарабьянов // Советское искусствознание. - 1978. - Вып. 2. - М., 1979. - С. 206-225.

82. Сарабьянов Д. Модерн: История стиля / Д. Сарабьянов. - М.: Галарт, 2001. -343 с.: ил.

83. Сарабьянов Д. Русская живопись XIX века среди европейских школ: Опыт сравнительного исследования / Вступ. ст. Г. Поспелова. - М.: Сов. художник, 1980. -261 с.: ил.

84. Сарабьянов Д. Русская живопись. Пробуждение памяти. - М.: Искусствознание, 1998. - 432 с.: ил.

85. Сарабьянов Д. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. - М.: Искусство, 1989. - 293 с.: ил.

86. Сергей Малютин. Избранные произведения / сост. и авт. вступ. ст. Г. Голынец. - М., 1987. - 144 с.

87. Сидоров А. Искусство книги / А. Сидоров. - М.: Дом Печати, 1922. - 102 с. : ил.

88. Сидоров А. Искусство русской книги / А. Сидоров. - В кн.: Книга в России. Часть II. Под ред. В. Адарюкова, А. Сидорова. - М.: Государственное издательство, 1924. - С. 140-349.

89. Символизм в России. ГРМ: Каталог выставки / Вступ. ст. В. Круглова, Е. Пе-тиновой и Е. Карповой. - СПб., 1996. - 456 с.: ил.

90. Стернин Г. Художественная жизнь России на рубеже XIX-ХХ веков / Г. Стер-нин; Институт истории искусств Министерства культуры СССР. - М.: Искусство, 1970. - 293 с.

91. Стернин Г. Художественная жизнь России начала ХХ века / Г. Стернин. - М.: Искусство, 1976. - 222 с.

92. Стернин Г. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов / Г. Стернин; ВНИИ искусствознания. - М.: Искусство, 1988. - 285 с.

93. Сурис Б. Вокруг «Радуги» / Б. Сурис // Детская литература. - 1989. - №5. - С. 65-66.

94. Турчин В. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн / В. Турчин // Вестник московского университета. Сер. История. - 1977. - №6. - С. 76-82.

95. Турчин В. По лабиринтам авангарда. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 248 с.

96. Успенский А. Между авангардом и соцреализмом: Из истории советской живописи 1920-1930-х гг. / А. Успенский. - М.: Искусство XXI век, 2011. - 328 с.

97. Фаворский В. Воспоминания современников. Письма художника. Стенограммы выступлений / В. Фаворский. - М. : Книга, 1991. - 383 с.

98. Фаворский В. Об искусстве, о книге, о гравюре / В. Фаворский; сост. и вступ. ст. Е. Левитина. - М.: Книга, 1986. - 238 с. : ил.

99. Федор Иванович Шаляпин. 1873-1938: Сборник В 2 т. Т. 1 : Литературное наследство. - М., 1957. - 866 с.: ил.

100. Федоров-Давыдов А. Русское искусство промышленного капитализма / А. Федоров-Давыдов. - М.: ГАХН, 1929. - 247 с.: ил.

101. Флоренский П. Иконостас: Избранные труды по искусству / Сост., авт. пре-дисл. А. Наследников. - СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993. - 366 с.

102. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм / Пер. с нем. С. Бромерло, А. Масевича и А. Барзаха. - СПб.: Академический проект, 1999. - 512 с.

103. Художники "Серебряного века": графика "Весов": дамы и кавалеры / изд. подготовил М. Долинский; худож. В. Валериус. - М.: Четыре искусства, 1994. - 1 папка (9 отд. л.) : ил.

104. Чегодаева М. Искусство которое было. Пути русской книжной графики 19171936 / М. Чегодаева; Федеральное Государственное бюджетное науч.-исслед. учреждение Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. - М.: Галарт, 2012. - 383 с.: ил., цв. ил.

105. Шаляпин Ф. Маска и душа: Мои сорок лет на театрах / Ф. Шаляпин. - Париж: Современные записки, 1932. - 357 с.: ил.

106. Шедевры музейных коллекций. Вологда: Каталог выставки. - М.: Издательство Школы акварели Сергея Андрияки, 2013. - 80 с.: ил.

107. Штейнер Е. Авангард и построение нового человека. Искусство советской детской книги 1920-х годов / Е. Штейнер; Оформ. Е. Поликашина. - М.: Новое лит. обозрение, 2002. - 252 с. : ил.

108. Яковлев М. Русский символизм второй волны и апокалипсис / М. Яковлев // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. Гуманитарные науки. - 2012. - №27. - С. 459463.

109. Bowlt J. Moscow & St. Petersburg 1900-1920: art, life & culture of the Russian silver age / by J. Bowlt. - New York: The Vendome Press, 2008. - 396 p.: ill.

110. Bowlt J. The silver age: Russian art of the early twentieth century and the "World of Art" group. - Newtonville, Mass.: Oriental research partners, 1982. - 355 p.: ill.

111. Bowlt J. Through the Glass Darkly: Images of Decadence in Early Twentieth-Century Russian Art / J. Bowlt // Journal of Contemporary History. - January 1982. - Vol. 17, 1. - PP. 93-110.

112. Defining Russian graphic arts: from Diaghilev to Stalin, 1898-1934 / ed. by A. Rosenfeld. - New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 1999. - 219 p.: ill.

113. From realism to the Silver Age: New studies in Russian artistic culture / ed. by R. Blakesley and M. Samu. - DeKalb, IL: Northern Illinois University Press, 2014. - 226 p.: ill.

114. Koerner J. L. The Moment of Self-Portraiture in German Renaissance Art. - Chicago: The University of Chicago Press, 1993. - 543 p.: ill.

115. Lemmens A. Imprint: Russian artist-publishers / A. Lemmens, S.-A. Stommels. -Nijmegen: LS, 2008. - 71 p.: ill.

116. Lemmens A., Stommels S. Russian Artists and the Children's Book, 1890-1992 / A. Lemmens, S.-A. Stommels. - Nijmegen: LS, 2009. - 512 p.: ill.

117. Makela M. The Munich Secession: Art and artists in turn-of-the-century Munich. -Princeton, NJ: Princeton University Press, 1990. - 205 p.: ill.

118. Patrick M. From the Silver Age to Stalin: Russian children's book illustration in the Sasha Lurye collection: the picture book revolution / M. Patrick. - Amherst: Eric Carle Museum of Picture Book Art, 2003. - 32 p. : ill.

119. Pyman A. History of Russian Symbolism. - Cambridge: Cambridge University Press, 1994. - 481 p.

120. Steiner E. Stories for little comrades: Revolutionary artists and the making of early Soviet children's books / E. Steiner. - Seattle: University of Washington press, 1999. - 214 p. : ill.

121. Virelli G. Russia simbolista : riviste e illustratori dell'eta d'argento / G. Virelli // In-trecci d'arte. - 2012. - №1. - PP. 113-126.

122. Winestein A. Quiet Revolutionaries: The 'Mir Iskusstva' Movement and Russian Design / A. Winestein // Journal of Design History. - Winter 2008; 21. - PP. 315-333.

123. Yasen Y. The Development of Children's Book Illustration in Postrevolutionary Russia / Y. Yasen // Design Issues. - Vol. 8 - No. 1 (1991). - PP. 57-66.

Список опубликованных работ по теме диссертации

1. «В нем жили, себя не нашедшие: Врубель, Сарьян или Водкин»: В. В. Владимиров в контексте русского искусства первой трети XX в. // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. №4 (133). Екатеринбург, 2014. С. 225-238. (0,9 п.л.)

2. Между мирискусниками и конструктивистами: творчество В. Владимирова и ленинградская детская книжная иллюстрация 1920-х гг. // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. №4 (145). Екатеринбург, 2015. С. 47-56. (0,7 п.л.)

3. Перевоплощаясь в Дюрера: немецкий опыт русского художника Серебряного века В. В. Владимирова // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. № 1 (160). Екатеринбург, 2017. С. 96-104. (0,5 п.л.)

4. Маска и маскарад в творчестве В. Владимирова // Чтения памяти Б. В. Павловского (0,3 п.л.) В печати

5. Дети-революционеры, паровозы и человек с Луны - герои ленинградской детской книжной иллюстрации 1920-х гг. и их создатели // Детская книга как арт-объект: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференциии (Нижний Тагил, 30 октября 2015 г.). Н.-Тагил: НТГСПИ (ф) РГППУ, 2017. C. 88-89. (0,3 п.л.)

6. «Саломея» Франца фон Штука как символ танца в творчестве Василия Владимирова // Актуальные проблемы теории и истории искусства - 2016: Тезисы докладов VII Международной конференции. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2016. С. 245. (Тезисы; 0,1 п.л.)

7. Выставка книжной графики Василия Владимирова (1880-1931) [Электронный ресурс] / Русский музей: Виртуальный филиал, 2013. Режим доступа: http://www.virtualrm.spb.ru/ru/node/15943. (0,1 п.л.)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.