Традиции Серебряного века в творчестве, художественной критике и педагогической работе Н.Н. Вышеславцева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Данилова, Людмила Алексеевна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 217
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Данилова, Людмила Алексеевна
Введение
I. H.H. Вышеславцев - мастер книжной иллюстрации: работы 1920-1940-х годов
§ 1. Многоголосый мир возрождающейся книжной иллюстрации 1920-х годов и его отражение в графике H.H. Вышеславцева
1.1. Годы учёбы в России и Франции. Армия. 1918. Работа в изоотделе Наркомпроса. Дом 52 на Поварской и его обитатели / жизнь московской богемы в первые послереволюционные годы /
1.2. Оживление издательской деятельности в годы НЭПа. 1922.
1.3. Взаимодействие различных тенденций (модерн, авангард, конструктивизм, реалистическая традиция) в книжной иллюстрации 1920-х годов.Искусство оформления книжной обложки в 1920-е годы. Произведения Вышеславцева: поиски стиля
§ 2. Стилевые черты книжной графики 1930-1940-х годов
2.1. Изменение условий работы художника-иллюстратора. Организационная перестройка книжного дела. Образование Союза художников
2.2. Типы иллюстрируемых изданий, литературные жанры и поэтический язык произведений H.H. Вышеславцева
II. Станковая графика H.H. Вышеславцева
§ 1. Портрет, его типология, стилистика и поэтика
1.1. Серия воображаемых портретов, её просветительское назначение. Анализ произведений и их образное решение
1.2. История создания серии графических портретов H.H. Вышеславцевым; отражение в ней послереволюционных судеб русской интеллигенции
2. Другие жанры
III. H.H. Вышеславцев - художественный критик и педагог
§ 1. Критическое наследие H.H. Вышеславцева
1.1. Обзор, классификация и характеристика содержания критический статей художника
1.2. Взгляды Вышеславцева на эстетические качества современной книги и профессиональные проблемы творчества
§ 2. Преподавательская деятельность H.H. Вышеславцева, её профессиональные и этические уроки
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Творчество Е.А. Кибрика ленинградского периода (1925–1941): эволюция художественного языка2023 год, кандидат наук Чичварина Ольга Георгиевна
Советская армянская книжная графика 1930-х гг. (в процессе взаимодействия с искусством народов СССР)1984 год, кандидат искусствоведения Зурабов, Борис Анатольевич
Искусство графики Татарстана 1920-30-х годов2005 год, кандидат искусствоведения Улемнова, Ольга Львовна
Творчество И.Т. Богдеско: специфика художественного языка книжной графики2017 год, кандидат наук Кошкина, Ольга Юрьевна
Особенности творческого метода художника-анималиста В. А. Ватагина1995 год, кандидат искусствоведения Портнова, И. В.
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции Серебряного века в творчестве, художественной критике и педагогической работе Н.Н. Вышеславцева»
Художественное и критическое наследие Николая Николаевича Вышеславцева долгое время находилось на периферии исследовательского интереса.
В 1920-е годы имя этого художника, в связи с его графическими работами, редко упоминалось в статьях. Исключение составляют
1 2 упоминания А.А.Сидорова , Э.Ф. Голлербаха .
Сведения о первой персональной выставке художника обнаружены в дневниковой записи Марины Цветаевой3.
Критическое наследие Вышеславцева составляют статьи, которые он писал в 1930-е годы. Они были опубликованы в журналах «Творчество» и «Искусство». Наиболее известные из них упоминаются в XII томе Русского искусства4.
В Советские годы о Вышеславцеве впервые написала Анна Саакянц5, в связи с её исследованием творчества Марины Цветаевой и посвящением ряда стихов художнику6.
1 Сидоров A.A. Искусство книги. M., Государственное издательство, 1921. С. 46.
2 Голлербах Э.Ф. «Современная обложка». Л., Академия художеств, 1927. С. 9.
3 Марина Цветаева. Записные книжки. Т.2. М., Эллис Лак 2000-2001. С. 156.
4 Вышеславцев H.H.«Книжная иллюстрация»; «Портреты Пушкина в графике»; «Иллюстрация в детской книге»; «Мастер советской иллюстрации»; «Пётр I в иллюстрациях Д. Шмаринова». История русского искусства Т. XII. М., Академия наук СССР, 1961. С. 574-576.
5 Анна Саакянц. Спасибо Вам! М., Эллис Лак 1998. С. 459^70.
6 Марина Цветаева «Большими тихими дорогами»; «Пахнуло Англией и морем»; «Да, друг невиданный, неслыханный»; «Мой путь не лежит мимо дому - твоего»; «Нет, легче жизнь отдать, чем час»; «На бренность бедную мою»; «Когда отталкивают в грудь»; «Сказавши всем страстям прости»; «Да вздохов обо мне - край непочатый!»; «Глаза участливой соседки»; «Суда поспешно не чини»; «Так из дому, гонимая тоской»; «Восхищенной и восхищённой»; «Пригвождена к позорному столбу»; «Ты этого хотел - Так. - Аллилуйя»; «Сей рукой, о коей мореходы»; «И не спасут ни стансы, ни созвездья»; «Не так уж подло и не так уж просто»; «Кто создан из камня, кто создан из глины»; «Я не танцую, — без моей вины»; «Глазами ведьмы зачарованной, гляжу на Божие дитя запретное». Стихотворения M., Эллис Лак 1994, С. 522-536.
История отношений Марины Цветаевой и Вышеславцева отражена в дневниках поэта1.
Биографом Цветаевой Ирмой Кудровой написана документальная повесть «Путь комет» в первом томе, которой запечатлена история о взаимоотношений поэта и Вышеславцева весной 1920 года .
Об исключительном внимании Цветаевой к художнику весной
1920 года и большом количестве стихов, которые она ему посвящала, упоминает американская писательница Лили Фейлер9
Историография отношений Вышеславцева с Мариной Цветаевой, а также краткий анализ его творчества в публикациях Н.М. Солнцевой 10.
В 1970-1980-е годы имя Вышеславцева упоминалось только в связи с Мариной Цветаевой.
О том, что Вышеславцев несправедливо обойдён вниманием критиков как художник, писал В.Г. Лидин11.
Впервые попытка систематизировать и описать художественные произведения Вышеславцева была сделана искусствоведом В. Карповым
1 j в каталоге к выставке в 1979 году .
Тогда же им была опубликована статья, в которой
13 характеризовались только графические портреты Вышеславцева . О Вышеславцеве был выпущен художественный альбом с цветными репродукциями14. Вступительная статья, характеризующая художника,
7 Марина Цветаева. Записные книжки. T.2. Эллис Лак, 2000-2001. С. 97-102, 105-112, 115-146, 150, 152-153,155-156,158,160-162, 165-166,173,175-176,181-182, 190-193,195-196, 199,206,222, 472^174.
8 Ирма Кудрова. Путь комет. Т. I. С.-П., Крига 2007. С. 373-379.
9 Лили Фейлер. Марина Цветаева. Ростов-на-Дону, Феникс 1998. С. 161-162.
10 Солнцева Н.М. Реальность и мифы. М., МГУ, 2002. С. 30^2.
11 Лидин В.Г. У художников. М. И. 1979. С. 54.
12 Карпов В. Ф. Николай Вышеславцев. Каталог выставки. М., Советский художник, 1979.
13 Карпов В.Ф. Выставка H.H. Вышеславцева. М., Советская графика. Вып. 6, 1979-1980. С. 348-352.
14 Альбом. H.H. Вышеславцев - художник серебряного века. М., 2005. как блестящего рисовальщика и мастера психологического портрета, написана Д. Шмариновым15.
Анализ жизненного и творческого пути был дан в статье В.Ф. Карпова16. При этом искусствовед обращает внимание на то, что работа Вышеславцева в области оформления книги, особенно в 1920-е годы, требует отдельного научного исследования.
Первая попытка сделать краткий анализ искусствоведческих работ Вышеславцева была сделана его ученицей, художественным редактором
17
И.Ф. Фёдоровой . В её воспоминаниях он был представлен, как
1 о выдающейся педагог .
О православных мотивах в творчестве Вышеславцева и об истории создания портрета поэта С.А. Клычкова в статье Т. Хлебянкиной19.
Во всех перечисленных исследованиях практически полностью отсутствует анализ художественного и теоретического наследия H.H. Вышеславцева, занимающего значительное место в общей картине модернизма. Не исследованы истоки творчества художника, попавшего в начале своей деятельности под влияние «Мира искусства», что особенно проявилась в книжной обложке 1920-х годов. В работах В.Ф. Карпова дан краткий анализ книжных иллюстраций Вышеславцева
15 Шмаринов Д. Художник H.H. Вышеславцев. Альбом H.H. Вышеславцев художник серебряного века. М., 2005.С. 7-8.
16 Карпов В.Ф. О творчестве H.H. Вышеславцева. Альбом H.H. Вышеславцев художник серебряного века. М., 2005. С. 9-111.
17 Фёдорова И.Ф. Из наследия Н. Вышеславцева - искусствоведа. Альбом H.H. Вышеславцев художник серебряного века. М., 2005. С. 112-116.
18 Фёдорова И.Ф. Учитель в моей жизни /науч. сб. / - М., Фонд православных народов 1997. С. 234254.
19 Хлебянкина Т. Православные мотивы в жизни и творчестве художника H.H. Вышеславцева. - Заря. Талдомский р-н, Московской обл. 14.07.2006. С. 6.
1930х годов. Искусствовед лишь бегло наметил основные проблемы и аспекты, в которых могут рассматриваться эти темы. Что касается теоретического наследия Вышеславцева, то оно практически не освещено и нуждается в глубоком внимании и изучении специалистами. Таким образом, актуальность исследования продиктована слабой научной разработанностью проблемы.
Новизна работы состоит в том, что до сих пор всестороннего исследования графических произведений и критических статей Вышеславцева, а также аспектов его педагогической деятельности не проводилось.
Целью работы является выявление мотивов модернизма в творчестве Вышеславцева и определении его роли в искусстве этого периода.
Отсутствие содержательной монографии, посвященной творческой биографии, неисследованность истоков и эволюции творчества Вышеславцева объясняет намерение автора сделать объектом подробного изучения его всесторонней художественной деятельности.
Предметом исследования являются взгляды художника на искусство, стилистические особенности его станковой графики и иллюстраций, методы преподавании.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы как в высшей школе, особенно на искусствоведческих факультетах, в систематическом курсе истории русского искусства XX века, так и в спецкурсах и спецсеминарах для художников-редакторов.
Апробация работы проводилась на научных конференциях: «Проблемы комплектования, хранения и экспонирования материалов изобразительного искусства в военно-исторических музеях на современном этапе», «Марина Цветаева - Александр Пушкин», «Итоги научной работы в ГЛМ в 2003 году», «Антропософия и духовные искания Максимилиана Волошина», «Творчество И.С. Шмелёва в аксиологическом аспекте», «И.С. Шмелёв и литературно-эмиграционные процессы XX века», «Добро и зло в мире Марины Цветаевой», «Наследие И.С. Шмелёва», «Серебряный век. Взгляд из XXI века», «Творчество М.А. Волошина в историко-культурном контексте», «Некалендарный XX век: творческие диалоги».
Теоретико-методологическую основу диссертации составили научные идеи, отражённые в трудах А.А.Сидорова, Э.Ф. Голлербаха, Н.Э. Радлова, А.Д. Чегодаева, A.B. Бакушинского, М.А. Немировской, М.А. Чегодаевой, Н.И. Шантыко, Ю.Я. Герчука, Ю.А. Молока, Т.Г. Малининой.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников, библиографии и приложения, включающего в себя 62 иллюстрации.
Во введении даётся обоснование темы, определяется степень разработанности проблемы, систематизируются сведения о художнике.
В первой главе исследуется общая картина русской графики в 1920-е годы, возрождение книги в годы НЭПа. Наряду с оформлением книги в традициях «Мира искусства» появляются иллюстрации в стиле конструктивизма.
О большом внимании к книжному оформлению в 1920-е годы свидетельствует тот факт, что вышла книга A.A. Сидорова «Искусство книги», обложку которой оформлял H.H. Вышеславцев. Он выполнил большое количество книжных обложек в различных стилях. Хотя Вышеславцев учился и формировался, как художник в эпоху модерна влияние агитационно-массового искусства также сказалось на его творчестве. Все эти импульсы привели художника к эстетике и стилистике модернизма. Книжные иллюстрации 1930-х годов отличаются от более ранних. В них другие художественные приёмы, образная трактовка литературных произведений. Иллюстрации Вышеславцева носят объясняющий характер.
Во второй главе анализируется станковая графика Вышеславцева. В 1920-е годы он создаёт портретную галерею современников -своеобразное историческое свидетельство об эпохе, о людях определённого общественного круга и времени. Художник рисует тех, кто ему близок, кого он хорошо знает это: о. Павел Флоренский, A.A. Сидоров, В.Д. Миллиотти, Андрей Белый, Марина Цветаева, А.Б. Гольденвейзер, Владислав Ходасевич, Г.Г. Шпет, Сергей Соловьёв, актёр Михаил Чехов, Вячеслав Иванов и многие другие. По изобразительным приёмам и по концепции портреты похожи. Им присущи некоторые черты символизма: самоуглублённость, исключительность, отрешённость от толпы. Но в 1920-е годы символизм уже история. «Уход в свой внутренний мир» это скорее сохранение своего личностного «я». Эти люди сыграли огромную роль в сохранении традиций гуманизма в новом советском обществе. Каждый из них обладал своей системой ценностей, а в целом они отражали многообразие культуры и создавали почву, которая питала новообразовавшуюся культуру. Главное к чему стремился Вышеславцев - к передаче высокой степени духовности, человеческого достоинства. Художник, благодаря мастерству и духовному родству с этими людьми, достигал глубокого проникновения в мир неординарной личности. Эта духовность - наследие эстетики символизма. Вышеславцев сумел сберечь ценный духовный опыт. Ощущение эпохи художнику удалось сохранить и в жанровых станковых произведениях, как например, в «Международной панели». Здесь он воссоздаёт атмосферу «угарного НЭПа». Многоликая, пёстрая толпа в этом рисунке получает гротесковую трактовку. Все представленные здесь персонажи нэпманского времени, в изображении которых выработалась определённая манера, свойственная В. Лебедеву, Б. Григорьеву. Вышеславцев также умело и артистично интерпретирует стилистику, которая восходит к французской графике импрессионистов.
В третьей главе проанализировано теоретическое наследие Вышеславцева и его педагогическая деятельность. Он представлен, как публицист, активно сотрудничавший в журналах «Искусство» и «Творчество». Рассмотрена его профессиональная деятельность в культурном пространстве новой советской эпохи, ведущая к созданию некого синтеза традиций серебряного века и авангардизма с примесью раннего советского модернизма.
Отмечается вклад Вышеславцева в искусствознание, отразившийся в нахождении параллелей между изобразительной и музыкальной формой, введении понятия «контрапункт в графике», сравнении фронтисписа книги с увертюрой, проникновении в технические тонкости гравюры.
Как теоретик Вышеславцев исследовал становление и развитие книжной и станковой графики.
В книжной графике он приходит к важному умозаключению: основная задача книжной иллюстрации заключается не столько в украшении, сколько в объяснении.
Критикуя в статьях произведения других художников, автор выделяет, прежде всего, их достоинства. Он является неординарной личностью и формирует культурный слой.
Вышеславцев, анализируя станковую графику, охарактеризовал жанр «воображаемого», исторического портрета, при этом дал собственные примеры, создав портреты Гёте, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Макиавелли, Наполеона, Пушкина.
В заключении подводятся итоги исследования.
I. H.H. Вышеславцев - мастер книжной иллюстрации: работы 1920-1940-х годов.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Творчество художников "Бубнового валета" второй половины 1910-1950-х гг. Социокультурные и пластические аспекты: на материале собрания Волгоградского музея изобразительных искусств2006 год, кандидат искусствоведения Малкова, Ольга Петровна
Развитие книжной графики в Екатеринбурге-Свердловске в 1920-е - первой половине 1950-х годов2010 год, кандидат искусствоведения Филинкова, Александра Николаевна
Московская иллюстрация детской книги в 1960 - 1980-х годах2013 год, кандидат искусствоведения Ескина, Екатерина Владимировна
Книжная графика русского футуризма2013 год, кандидат искусствоведения Родькин, Павел Евгеньевич
Василий Федорович Тимм и русская журнальная графика второй половины XIX века2001 год, кандидат искусствоведения Алексеева, Анастасия Никандровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Данилова, Людмила Алексеевна, 2009 год
1. Белый А. Меня удивляет этот человек. Письмо Михаилу Чехову // Публикация Козловой М.Г. // Встреча с прошлым. М., 1982. С. 225-228.
2. Белый А. Московский чудак. М., Советская Россия, 1989.
3. Александр Блок Андрей Белый диалог поэтов о России и революции. М., Высшая школа, 1990. С. 191.
4. Белосельская-Белозёрская JI.E. Воспоминания. М., Художественная литература, 1989. С. 150.
5. Бедный Д. Международная панель / полное собрание сочинений / M.-JL, Госиздат, 1925-1933, т.11. С. 6.
6. Борисова Е.А. Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., Галарт,1994.
7. Борисовская H.A. Лев Бакст. М. П., 1979. С. 46.
8. Вышеславцев H.H. Иллюстрация в детской книге. -Творчество № 2 М., 1934. С. 18.
9. Вышеславцев H.H. Мопассан в иллюстрациях К. Рудакова. -Искусство № 4, 1934. С. 163-166.
10. Вышеславцев H.H. Книжная иллюстрация. Искусство № 2, М., 1936. С. 85-119.
11. Вышеславцев H.H. Три выставки. Искусство № 3, М., 1936. С. 136-147.
12. Вышеславцев H.H. Портреты Пушкина в графике Искусство №4, М., 1937. С. 27-47.
13. Вышеславцев H.H. Харьковские графики. Искусство № 5, M., 1938. С. 124.
14. Вышеславцев H.H. Искусство рисунка. Советское искусство №50, М., 1938.
15. Вышеславцев H.H. Проблема советского портрета N 75, М.,1938.
16. Вышеславцев H.H. Александр Иванов. Советское искусство № 120, M., 1938.
17. Вышеславцев H.H. Роман «Преступление и наказание» в иллюстрациях Д.А. Шмаринова. М., Детгиз, 1946. С. 531-536.
18. Герчук Ю.Я. Советская книжная графика. М., Знание, 1986. С.10.
19. Гиацинтова C.B. С памятью наедине. М. И., 1985. С. 72.
20. Голлербах Э.Ф. Современная обложка. Л., Академия художеств, 1927.
21. Голлербах Э.Ф. Графическое искусство в СССР. 1917-1927. Каталог. Л., 1927.
22. Голлербах Э.Ф. Применение шрифта в книжной графике. / Шрифты и их построение. / Л., 1927. С. 39^0.
23. Гольденвейзер А.Б. Дневник. Тетрадь вторая. М., Тартуга,1997.
24. Гофман И.М. Голубая роза. М., 2006. С. 260.
25. Девишев А. Иллюстраторы Пушкина. Искусство № 2, М., 1937. С. 49-72.
26. Дега Э. Письма, воспоминания современников. М. И., 1971. С.
27. Джованьолли Р. Спартак. M.-JL, 1937. С. 25.
28. Дмитриева H.A. Изображение и слово. М.И., 1962. С. 277-281.
29. Иванова С.Г. Марина Семёнова. М. И., 1965. С. 122.
30. Калашников А.Г. Методика исследования физиологического воздействия книжного шрифта. 25 заседаний комиссии по изучению искусства. М., Госиздат, 1922. С. 27.
31. Лидин В.Г. У художников. М. И., 1972. С. 51-52.
32. Малинина Т.Г. Формула стиля. М., Пинакотека, 2005.
33. Машковцев Н. Советские иллюстраторы. Творчество N 2, М., 1936. С. 85-119.
34. Молок Ю.А. Начало московской книги. 1920-е годы / Искусство книги, вып. 7 / М., 1967. С. 4.
35. Немировская М.А. О некоторых особенностях советской станковой графики 20-30 годов / Советская графика 77 / М., Советский художник, 1979. С. 114.
36. Петров В.Н. Лебедев В.В. Художник РСФСР. Л., 1972. С. 78.
37. Свирский А.И. Рыжик. М., Детская литература, 1934. С. 93.
38. Свирский А.И. Большая литературная энциклопедия. М., 1971. С. 703.
39. Сидоров A.A. Графика первого 10-летия 1917-1927. М.И., 1967. С. 153.
40. Сидоров A.A. Искусство книги. Печать и революция. М., 1921. С. 48.
41. Сидоров A.A. Искусство книги. М., Дом печати, 1922. С. 63.
42. Сидоров A.A. Мастера книжной обложки. И.Ф. Рерберг. М., Гилегпром, 1947. С. 4.
43. Сидоров A.A. Графика. M., 1949. С. 29.
44. Сидоров A.A. Друг книги советский библиофил. М., Книга,1981.
45. Сидоров A.A. О мастерах зарубежного, русского и советского искусства. М., Советский художник, 1985. С. 176.
46. Сидоров A.A. Вступительная статья к каталогу выставки «Жар-цвет». М., 1928. С. 27-28.
47. Солнцева Н.М. Реальность и мифы. М., МГУ, 2000. С. 30^12.
48. Солнцева Н.М. Из дневников Николая Вышеславцева 19411945 годов. Кольцо N 5, М., 1998. С. 152-174.
49. Сологуб Ф.К. Стихотворения. Л., Советский писатель, 1975. С. 277.
50. Сурис Б.Д. Иллюстрация книжная и иллюстрация станковая / к вопросу о границах жанров / Сборник научных трудов ГРМ. Л., 1991. С. 110-119.
51. Сурис Б.Д. Кардовский Д.Н. / Искусство книги / М., Книга, 1971. С. 99.
52. Фейлер Л. Марина Цветаева. Ростов-на-Дону, Феникс, 1998. С. 161-162.
53. Ходасевич В.Ф. Стихотворения. Куйбышевское книжное издательство, 1990. С. 158-197.
54. Чехов М. Путь актёра. Л., 1928. С. 144.
55. Шантыко Н.И. 50 лет советского искусства. Графика. М., 1971. С. 703.
56. Шантыко Н.И. Книга, художник, время. М. И., 1962. С. 37.
57. Шмелёв И.С. Гражданин Уклейкин. М., Госиздат, 1960. С. 26.Архивные материалыРоссийский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ):
58. Ф. 1463 оп. 1 ед.хр.Ю. Л. 217. «Мемуары интеллигентки двух эпох» (Н.Я. Серпинской).
59. Ф. 3102 оп. 1. Д.73. Л. 1. Письмо H.H. Вышеславцева к В.Г. Лидину.
60. Ф. 3102 оп.1. Д. 73. Л. 2. Письмо H.H. Вышеславцева к В.Г. Лидину.
61. Ф. 3102 оп. 1. Д.73. Л. 3. Письмо H.H. Вышеславцева к В.Г. Лидину.Центральный Московский Архив-Музей Личных Собраний (ЦМАМЛС):
62. Ф. 208 оп. 1. Д. 88. Л. 1. Свидетельство о рождении H.H. Вышеславцева.
63. Ф. 208 оп. 1. Д. 88. Л. 5. Послужной список H.H. Вышеславцева.
64. Ф. 208 оп. 1 Д. 88. Л. 18. Билет литературно-художественного кружка, выданный на имя H.H. Вышеславцева (1917-1918).
65. Ф. 208 оп.1. Д. 88. Л. 22. Справка о ранении H.H. Вышеславцева, выданная московским лазаретом 22 февраля 1918 года.
66. Ф. 208 оп. 1 Д. 88. Л. 21. Профсоюзный билет члена «Художников-живописцев Москвы», выданный на имя H.H. Вышеславцева (1918).
67. Ф. 208 оп. 1. Д. 101. Л.11. Письмо H.H. Вышеславцева в художественный совет товарищества «Художественный график».
68. Ф. 208 оп.1. Д. 97. JI.1. Письмо из издательского сектора Большого театра H.H. Вышеславцеву.
69. Ф.208 on. 1. Д. 104. JI.1. Поздравительное письмо H.H. Вышеславцеву от товарищества художников «Советский график».
70. Ф. 208 on. 1. Д. 89. JI. 17. Билет на имя H.H. Вышеславцева члена союза работников искусств (1918).
71. Ф. 208 on. 1. Д. 103. JI. 3. Письмо H.H. Вышеславцева председателю правления МОСХ C.B. Герасимову.
72. Ф. 208 on. 1. Д. 88. Л. 98-99. Билет на имя H.H. Вышеславцева члена Всероссийского товарищества художников-графиков (1938).
73. Ф. 208 on. 1. Д. 88. Л. 87-89. Билет на имя H.H. Вышеславцева члена Московского союза художников секции графиков (1937).
74. Ф. 208 on. 1. Д. 88. Л. 27. Мандат, выданный члену-сотруднику и библиотекарю дворца искусств H.H. Вышеславцеву.
75. Ф. 208 on. 1. Д. 88. Л. 43. Членский билет комиссии по улучшению быта учёных (КУБУ) на имя Н.Н, Вышеславцева.
76. Ф. 208 on. 1. Д. 89. Л. 27-29. Из трудового списка H.H. Вышеславцева за 1918-1945 годы.
77. Ф. 208 оп.1. Д 100. Л. 8. Материалы на выдвижение H.H. Вышеславцева на звание профессора (написано А.А.Сидоровым).
78. Ф. 208 on. 1. Д. 100. Л.5-6. Характеристека старшему преподавателю Московского Полиграфического института H.H. Вышеславцеву.
79. Ф. 208 on 1. Д. 33. Л. 1. Иллюстрации H.H. Вышеславцева к драме Фридриха Шиллера Вильгельм Телль (1945).
80. Ф. 208 оп. 1. Д. 100. JI. 21. Материалы педагогической деятельности H.H. Вышеславцева в Московском полиграфическом институте (1946).
81. Ф. 208 оп. 1 Д. 95. JI. 3. Письмо H.H. Вышеславцеву из Всесоюзного общества культурных связей с заграницей с предложением принять участие в выставке «Современного книжного искусства» в Кёльне (1938).
82. Ф. 208 оп. 1. Д. 76. JI. 204. Замыслы H.H. Вышеславцева: художественный метод Леонардо да Винчи (задумано в 1944).ИЛЛЮСТРАЦИИ Н.Н. ВЫШЕСЛАВЦЕВА
83. Обложка к поэтическому сборнику Марины Цветаевой «Вёрсты», 1922. Дом-музей Марины Цветаевой.
84. Обложка к «Очерку развития русской философии» Г. Г. Шнета, 1922. РГБ.
85. Обложка книги Ады Владимировой «Ливень», 1929. ЦМАМЛС.
86. Фронтиспис книги Ады Владимировой «Ливень», 1929. ЦМАМЛС.
87. Концовка к стихотворению Ады Владимировой к книге «Ливень», 1929. ЦМАМЛС.
88. Концовка к стихотворению Ады Владимировой к книге «Ливень», 1929. ЦМАМЛС.
89. Обложка к трагедии В.М. Волькенштейна «Спартак», 1921. РГБ.
90. Обложка книги A.A. Сидорова «Искусство книги», 1922. РГБ.
91. Эскиз обложки поздравительного адреса А.Е. Мезьер, 1926. ЦМАМЛС.
92. Обложка книги «Письма Шопена», 1929. Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера.
93. Обложка книги «Ленинская хрестоматия», 1920-е годы, ЦМАМЛС.
94. Обложка книги Андрея Белого «Петерубрг», 1927. ЦМАМЛС.
95. Обложка книги Андрея Белого «Москва под ударом», 1927. ЦМАМЛС.
96. Обложка книги Андрея Белого «Москва», 1927. ЦМАМЛС.
97. Обложка книги И.С. Шмелёва «Гражданин Уклейкин», 1923. ЦМАМЛС.
98. Обложка книги И.С. Шмелёва «В новую жизнь», 1923. ЦМАМЛС.
99. Обложка книги И.С. Шмелёва «Догоним солнце», 1923. ЦМАМЛС.
100. Обложка книги А. Конан-Дойля «Приключения бригадира Жерара», 1920-е годы. ЦМАМЛС.
101. Обложка книги В.Г. Лидина «Моря и горы», 1920-е годы. ЦМАМЛС.
102. Иллюстрация к книге И.С. Шмелёва «Догоним солнце», 1923. РГБ.
103. Концовка к трагедии В.М. Волькенштейна «Спартак», 1921. РГБ.
104. Эскиз обложки к роману Р. Джованьолли «Спартак», 1936. РГАЛИ.
105. Эскиз «портреты» Спартака к роману Р. Джованьолли «Спартак», 1936. Бум. Акв. ЦМАМЛС.
106. Экскиз заставки к XXV главе исторической повести М.Е. Езерского «Аристоник», 1937. Бум., тушь, перо. РГАЛИ.
107. Эскиз заставки к X главе исторической повести М.Е. Езерского «Аристоник», 1937. Бум., тушь, перо. РГАЛИ.
108. Эскиз иллюстрации к исторической повести М.Е. «Аристоник», 1937. Бум., тушь, перо. РГАЛИ.
109. Эскиз концовки к XXIX главе исторической повести М.Е. «Аристоник», 1937. Бум., тушь, перо, РГАЛИ.
110. Эскиз иллюстрации к книге М. Мееровича «Александр Македонский», 1930-е годы. Бум., тушь, перо. ЦМАМЛС.
111. Эскиз обложки к повести А.И. Свирского «Рыжик», 1934. Бум., кар., акв. ЦМАМЛС.
112. Эскиз обложки к повести А.И. Свирского «Рыжик», 1948, ЦМАМЛС.
113. Эскиз иллюстрации к повести А.И. Свирского «Рыжик», 1930-е годы. Бум., тушь, перо. ЦМАМЛС.
114. Эскиз иллюстрации к повести А.И. Свирского «Рыжик», 1930-е годы. Бум., тушь, перо. ЦМАМЛС.33. «Воображаемый портрет» A.C. Пушкина, 1927. Бум., акв., 22 х 12 см. Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера.
115. Портрет о. Павла Флоренского, 1922. Бум. На картоне цв. кар., уголь, 42,3 х 31 см. Музей-квартира о. Павла Флоренского.
116. Портрет Сергея Соловьёва, 1924. Бум., уголь, итал. Kap., сангина, 43 х 29,5 см. Литературный музей.
117. Портрет А.Б. Гольденвейзера, 1920. Бум., кар., сангина, 23,4 х 19,5 см. Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера.
118. Портрет A.A. Гольденвейзер, 1920. Бум., кар., графит. Kap., сангина,234 х 19,5 см. Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера.
119. Портрет A.A. Гольденвейзер, 1920. Бум., кар., акв. Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера.
120. Портрет Варвары Туркестановой, 1922. Бум., кар. 47,5 х 33 см. Музей-усадьба «Мураново».
121. Портрет японской поэтессы Инамэ Ямагата (японочки Инамэ), 1919. Картон, пастель, 75 х 50 см. Частное собрание.
122. Портрет Марины Цветаевой, 1922. Бум., тушь, кисть 29,6 х 21,5 см. ГТГ.
123. Портрет балетмейстера Л.И. Лунина, 1924. Бум., акв., тушь, перо, кисть, белила, 28 х 27,1 см. Музей театрального искусства им. Бахрушина.
124. Портрет В.Д. Миллиотти, 1920. Бум., графит, кар., сангина, 24 х 20,3 см. ГТГ.
125. Портрет A.A. Сидорова, 1920. Бум., графт. кар., сангина, 24 х 20,3 см. ГТГ.
126. Портрет Андрея Белого, 1920. Бум. на картоне, сангина, 24 х 21,5 см. Литературный музей.
127. Портрет Владислава Ходасевича, 1922. Бум. на картоне, цв. кар., уголь, 42,3 х 31 см. Литературный музей.
128. Портрет Андрея Белого, 1928. Бум., тушь, перо, 31 х 23 см. ГТГ.
129. Портрет Николая Метнера, 1927. Бум., тушь, перо. Частное собрание.
130. Портрет А.Б. Гольденвейзера, 1933. Бум., тушь, перо, 35,4 х 26,4 см. ГТГ.
131. Пеортрет Фёдора Сологуба, 1927. Бум. на картоне, тушь, перо. 19,3 х135 см. Литературный музей.
132. Портрет Михаила Чехова в роли «Гамлета», 1924. Бум., тушь, перо, 35,4x26,4 см. ГТГ.
133. Портрет Вячеслава Иванова, 1924. Бум., кар., 29 х 39 см. Литературный музей.
134. Портрет Г.Г. Шпета, 1921. Бум., кар., 28 х 21,6 см. Музей-усадьба «Мураново».
135. Детский портрет Т.Г. Шпет, 1921. Бум., кар., 53 х 48 см. Частное собрание.
136. Портрет А.Н. Баратовой, 1920-е годы. Бум., кар., сангина, белила, сухая кисть, 54 х 36 см. Частное собрание.
137. Портрет Бориса Пастернака, 1930. Бум., кар., 43,5 х 26,8 см. Литературный музей.
138. Портрет певицы Мэриам Андерсен, 1935. Бум., графит, кар., 37,5 х 26,1 см. ГТГ.
139. Иллюстрация к произведению А.П. Чехова «По делам службы», 1933. Бум., гуашь, акв., 29,5 х 39 см. Литературный музей.
140. Иллюстрация к стихотворению Д. Бедного «Международная панель», 1931. Бум., акв., 42,4 х 13,5 см. Литературный музей.
141. Танцующая в балете «Раймонда», 1920-е годы. Бум., сангина, 32 х 22 см. Частное собрание.
142. Наброски танцующей в зелёной тунике, 1920-е годы. Бум., графит кар., тушь, перо, акв., 32 х 22 см. Частное собрание.
143. Лйі'ї ÍÍ ДНЯМ ".Ліпшим І! Тн'ЧЧ'.О.Но я была ,-цХй,- -'Л то л si 1С и бил<ісі ЗавдроженнгоА ятипею Далское víioo нав«;г її(іисЯ*.лоі'і» ■ ! Іаїїеки в «.'¡»ах заОы.\а.ч ^ьгтпкрис. 6ВЛАДИNMRМІІІІІІІІИІТСЙ1І17рис. 24рис. 25рис. 26
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.