Творчество скульптора Арно Брекера в контексте европейского пластического искусства XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Черемушкин, Петр Германович

  • Черемушкин, Петр Германович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 214
Черемушкин, Петр Германович. Творчество скульптора Арно Брекера в контексте европейского пластического искусства XX века: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2012. 214 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Черемушкин, Петр Германович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Пластическое искусство XX века и его особенности.

1.1.Основные направления, течения и стили европейского пластического искусства XX столетия и искусство тоталитаризма.

1.2.Борьба художественных стилей и политическая борьба в Германии 1930-х годов.

1.3. Брекер и некоторые особенности трактовки изображения обнаженного тела в фигуративной пластике Германии и Европы первой половины XX века.

ГЛАВА II. Художественное становление А. Брекера 1918-1932 г.г.: влияние европейского наследия.

2.1. Начальный этап становления скульптора Брекера.

2.2. Парижский период в творчестве Брекера.

2.3. Римский период в творчестве Брекера: ретроспекция Бернини и Микеланджело.

ГЛАВА III. Роль А.Брекера в тоталитарной скульптуре Германии 19331945 годов.

3.1. Социально-политическая ситуация в Германии в начале 1930-х годов и роль скульптуры в тоталитарном государстве.

3.2. Монументальные проекты Брекера второй половины 1930-х годов.

3.3. Пластика Брекера с конца 1930-х годов по 1945 год.

3.4.Творческие противоречия Брекера как мастера официального и психологического портрета (1920-1940-е).

ГЛАВА IV. Творчество Брекера после Второй мировой войны (19451990). Между самооправданием и верностью неоклассике.

4.1. Эволюция стиля и верность неоклассическим принципам Брекера в контексте изменений в европейском искусстве после Второй мировой войны.

4.2. Портреты современников как способ нового самоутверждения.

4.3. Брекер - искусствовед и публицист.

4.4.Скульптор Брекер и европейское общество XX века: полемика с прошлым, встречи с настоящим, отношения с коллегами и властью.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество скульптора Арно Брекера в контексте европейского пластического искусства XX века»

Диссертация посвящена исследованию искусства немецкого скульптора Арно Брекера (1900-1991), изучению его творческого пути и художественного наследия, рассмотренного в контексте европейского изобразительного искусства XX века.

Актуальность исследования определяется необходимостью изучения обширного и разнообразного художественного наследия XX века, сосредоточенного в многочисленных государственных и частных собраниях всего мира. Оно представляет собой широчайший спектр произведений различных художественных направлений, течений и стилей, всемирно признанных шедевров живописи, графики и скульптуры и малоизвестных пока произведений изобразительного искусства, ещё недавно связанных с идеологическими запретами.

Современное отечественное искусствоведение ориентировано на объективность подхода в изучении мирового изобразительного искусства, в том числе искусства, порожденного тоталитарными режимами разных государств, поскольку основным критерием значимости произведений является их художественная ценность. Именно этим объясняется широта и многообразие научных проблем, поднимаемых современным российским искусствознанием.

Изучение произведений, созданных под влиянием идей тоталитаризма и предназначенных для решения тех или иных политических целей, требует от исследователя, с одной стороны, взвешенного отношения к материалу, с другой стороны, - знаний в области искусствоведения, культуры, истории, политики, философии и психологии.

Тоталитарное искусство - чрезвычайно важная и сложная тема. По существу в нашей стране вплоть до начала 1990-х годов она не подвергалась исследованию. Масштабная международная выставка 1996 года «Москва -Берлин / Berlin - Moskau, 1900 - 1950: Изобразительное искусство, фотография, архитектура, театр, литература, музыка, кино» со всей убедительностью показала близость искусства разных стран, переживших «эпоху тоталитаризма».

В изобразительном искусстве одним из ярких выражений идей тоталитаризма наряду с графикой и живописью стала монументальная скульптура. Идеологизированная и взятая на щит проповедниками нацизма в Италии, Германии и Испании, она оказала влияние на формирование и укрепление фашистских режимов. В Германии именно за скульптурой, по верному замечанию искусствоведа Ю.П. Маркина, закрепилась «роль наиболее действенного звена культуры Рейха, поскольку именно в ней получали законченное воплощение «абсолютный стиль» и идеальный образ новейшего тоталитарного искусства XX века»1.

Характерным примером искусства тоталитаризма фашистской Германии является художественное наследие немецкого скульптора Арно Брекера - автора канонических портретов Адольфа Гитлера, Рихарда Вагнера, Герхарда Гауптмана а также многочисленных скульптурных композиций, считавшихся эстетическими символами Третьего рейха.

Получившее известность искусство Арно Брекера, как и все его творчество, включающее, помимо художественного, литературное и искусствоведческое наследие, в России не исследовалось и не рассматривалось в контексте европейского искусства. Не исследовались также философские, эстетические и политические взгляды скульптора. Следует также отметить, что творчество Брекера не ограничивалось только периодом тоталитаризма, а развивалось до и после него. В освоении всего комплекса перечисленных проблем и состоит актуальность настоящей диссертации. Маркин Ю П. Скульптура Третьего рейха (1933 - 1945): Типология видов, иконография, ведущие мастера // Россия - Германия: Культурные связи, искусство, литература в первой половине двадцатого века: Матер, науч. конф. «Випперовские чтения - 1996». - Вып. XXIX. / Под общ. ред. И.Е. Даниловой. - М : ГМИИ им. A.C. Пушкина. 2000. - С. 336 - 349.

Степень разработанности проблемы. Исследованию жизни и творчества Арно Брекера посвящено немало трудов. Преобладающее их число было издано во Франции и Германии в 1940-е годы, а затем в Германии и США (1960-2006). В нашей стране они не переводились и мало анализировались, в основном как часть больших трудов по истории скульптуры Германии и в основном доктором искусствоведения Ю.П.Маркиным.

Первой искусствоведческой работой о Брекере стала защищенная в ФРГ в 1978 году диссертация Фолькера Пробста «Скульптор Арно Брекер», где подробно рассматривались работы художника, сделанные с 1920-х годов до середины 1970-х . Впоследствии эта диссертация была опубликована в виде книги.

В послевоенном СССР одно из первых упоминаний о Брекере было сделано в предисловии В.Прокофьева к альбому-монографии «Эмиль Антуан Бурдель». Называя Брекера «любимец Гитлера», автор характеризовал скульптора как ученика и последователя Адольфа фон Гильдебрандта, который, по словам автора, «в середине XX века его раздул и придал ему агрессивный характер»^ В 1982 году упоминание о Брекере приведено в переведенной на русский язык книге Анри Фрера «Беседы с Майолем», где речь идет о дружбе Майоля и Брекера и участии последнего в спасении натурщицы и подруги Майоля Дины Верни от нацистского концлагеря. Коротко говорится также об эстетических предпочтениях Брекера4.

В целом в нашей стране долгие годы произведения художника упоминались крайне редко и с большой долей враждебности, поскольку воспринимались как составная часть нацистского режима в Германии, а если рассматривались, то исключительно в контексте исследований, посвященных тоталитарному искусству. Довоенное творчество А.Брекера так же кратко

2 Volker Probst, Der Bildhauer Arno Breker, Bonn, 1978.

3 Прокофьев А. Эмиль Антуан Бурдель. М., 1969. с.

4 Фрер А. «Беседы с Майолем». М. 1982. с. 149. анализировалось, как составная часть скульптуры Германии в 30-е годы, в докторской диссертации Ю.П.Маркина «Немецкая скульптура 1900-1930», защищенной в 1995 году. В другой статье Ю.П. Маркина в сборнике «Россия-Германия. Культурные связи, искусство, литература в первой половине двадцатого века» (2000) дан краткий анализ творчества Брекера в нацистский период.

Значительное место обзору роли и места скульптора Брекера в Германии периода нацизма уделяется в вышедшей в 2005 году по-английски книге Ричарда Эванса «Третий рейх. Дни Триумфа: 1933-1939», которая переведена на русский язык и вышла в свет в Екатеринбурге в 2012 году. В ней традиционно сопоставляются судьбы и творчество Эрнста Барлаха и Брекера. Давая оценку работам Брекера этого периода, Эванс пишет: «Без жизни, без человечности, стоящие в удивительно неестественных угрожающих позах, воплощающие пустую напыщенность мнимой коллективной воли, скульптуры Брекера стали знаком художественного вкуса Третьего рейха. Они очень напоминали машины и потому несомненно принадлежали двадцатому столетию; в них было предвкушение появления нового типа человека, бездумного, приземленного, агрессивного, готового к войне, и это было одной из основных задач культурной политики нацистов»5. Сказано с большой точностью и высоким пониманием эволюции стиля Брекера после 1933 года.

Однако в нашем искусствоведении непосредственно проблему творчества и судьбы Арно Брекера нельзя считать глубоко разработанной, поскольку па протяжении длительного времени он оставался фигурой умолчания. Уже упоминавшийся российский исследователь, писавший о скульптуре в Третьем рейхе Ю.П.Маркин («Скульптура Третьего рейха

5 Эванс, Р. Третий рейх. Дни триумфа: 1933-1939/ Ричард Эванс; пер. с англ. Екатеринбург: М.: Астрель, 2012.-958 с. с. 187.

1933-1945) типология видов, иконография, ведущие мастера»), дал подробный анализ использованию скульптуры и её роли и месту в общественной жизни Германии при нацизме в целом. О роли скульптуры Брекера в Третьем рейхе писал И.Н.Голомшток в своей книге «Тоталитарное искусство» (М., 1994). Следует также упомянуть труд доктора философских наук И.С.Кона «Мужское тело в истории культуры» (М.,2003), где работам Брекера отведен специальный раздел и его творчество впервые представлено в контексте общемировых тенденций в искусстве. В своих воспоминаниях о послевоенных встречах с работами Брекера писали и московский скульптор, Народный художник СССР Вл.Е.Цигаль («Скульпторы») и петербуржец, Народный художник России Г.И.Ястребенецкий («Интервью с самим собой»), который в своих записках описывает встречу с Брекером в 1970-е годы в Дюссельдорфе (ФРГ) и вспоминает посещение сада скульптур Брекера.

В своей книге «По лабиринтам авангарда» (М., 1994) В.С.Турчин писал: «Для культурного климата Германии характерна фигура скульптора Арно Брекера, дружившего с П.Клее, О.Диксом, Г.Гроссом, В.Гропиусом, занимавшегося нефигуративным искусством. В 1925 году он отправляется в Париж, где поддерживает отношения с А.Кальдером, К.Бранкузи, Ж.Фотрие. Однако ему ближе сторонники «классики», особенно А.Майоль. Вернувшись через 10 лет, он активно включается в становление новой «здоровой культуры», делает медаль для олимпийских игр 1936 года, возводит статуи обнаженных героев с оружием в руках. Его стиль - официальный стиль новой империи. Подобную эволюцию прошли и другие мастера»6.

В последние десятилетия, когда в России все чаще стали появляться издания по искусству тоталитарных эпох и нацистской пропаганды (книги И. Голомштока, Ю. Орлова, О. Пленкова, М. Чегодаевой), отношение к творчеству А. Брекера стало менее однозначным, менее окрашенным

6 Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. М. 1994. с. 179. пропагандистской составляющей.

В 2011 и в 2012 годах в России вышли две объемные монографии Ю.П.Маркина, посвященные немецкой скульптуре первой половине XX века и искусству Третьего рейха, в которых важное место уделяется исследованию творчества Арно Брекера, как важной составной части художественной жизни Европы и Германии7. И в той и в другой работе тексты, посвященные Арно Брекеру, практически идентичны, но в наибольшей степени касаются первой половины его жизни.

Об этом, самом известном скульпторе нацистской Германии, с пристрастностью спорят уже вот уже семьдесят лет, причем самым дискуссионным пунктом полемики остается вопрос об уровне его художественного таланта и профессионального мастерства. Показательно, что главным препятствием для объективных оценок остаются как форма, так и содержание самых известных его статуй. Даже при взгляде на их репродукции сегодняшний зритель оказывается во власти того и другого, хотя сознание подсказывает ему, что нацистская скульптура уже по определению не может быть высокохудожественной»8, - пишет Ю.П.Маркин в своей новейшей монографии, посвященной анализу изобразительного искусства Третьего рейха.

То же самое относится к характеристике Брекера как человека»9, отмечает Ю.П.Маркин, с чем, несомненно, можно согласиться, отмечая глубокие противоречия творчества и жизни этого скульптора, следует, тем не менее, ввести его имя в научный оборот и показать в широком контексте развития европейского искусства XX века. Описывая послевоенные годы жизни и работы Арно Брекера, Ю.П.Маркин отмечает, что «в последующие сорок лет его известность и общественное признание вновь стали возрастать благодаря множеству персональных выставок в Германии и за рубежом». С

7 Маркин Ю.П. Немецкая скульптура 1900-1950. Москва. «ГАЛАРТ». 2011

8 Маркин Ю.П. Искусство Третьего рейха. М., 2012. с. 152.

9 Там же. этим сложно согласиться, потому что вплоть до 2006 года ни одна работа Брекера не была выставлена в выставочных залах, принадлежащих государству, или в экспозициях, которые государство финансировало. Более того, зачастую выставки с участием Брекера в частных коллекциях зачастую сопровождались демонстрациями протеста, о чем еще будет сказано далее.

В 2011 году с искусствоведческим сравнением Брекера и его современников Торака и Кольбе выступил Александр Котломанов в статье, посвященной концепциям телесности в немецкой скульптуре 1930-х годов. Автор отмечает, что «на Брекере и Тораке до сих пор висит ярлык официальных художников Третьего рейха, что формально справедливо, хотя и затрудняет их серьезное изучение». «Стиль даже самых одиозных работ Брекера и Торака, не говоря уже о более «человечном» Кольбе , никогда не сводился исключительно к идее нацистского искусства, а апеллировал к определенным закономерностям в истории немецкой скульптуры в целом»10, пишет исследователь из Санкт-Петербурга.

После войны на Западе, в Германии и в США Брекер считался одиозной личностью, а его выставки в послевоенной Германии зачастую сопровождались демонстрациями протеста. Тем не менее, в Германии существует группировка поклонников скульптора, которая формируется вокруг небольшого музея, расположенного вдалеке от основных туристических маршрутов в замке Нёрвених под Кёльном. Это собрание, именуемое Музеем европейского искусства, фактически является музеем Арно Брекера. Небольшой музей Брекера существует также под Дюссельдорфом в том месте, где скульптор жил последние годы.

В самой Германии о Брекере умалчивали вплоть до 60-х годов XX века, несмотря на то, что в послевоенные годы он продолжал активно работать. Большой резонанс вызвала монография В.Гржимека, известного немецкого скульптора, который первым в послевоенный период решился ввести

10 Котломанов А. Арно Брекер, Йозеф Торак. Георг Кольбе и концепция телесности в немецкой скульптуре 1930-х годов. произведения А.Брекера в общий контекст немецкой станковой и монументальной пластики 1920-1930-х годов.

Выход в свет в 1988 году в Германии иллюстрированной энциклопедии немецкой скульптуры 1933-1945 годов, созданной британским исследователем М. Давидсоном, где значительное место уделялось собственно Брекеру {Davidson M. Kunst in Deutschland 1933 - 1945. Eine wissenshaftliche Enzyklopedie der Kunst im Dritten Reich. - Tubingen: Grabert, 1988. - 621 s.) придал многогранности оценкам немецкой скульптуры этого периода. В неоднократно переиздававшейся на Западе двухтомной энциклопедии мировой скульптуры Брекер упоминается наряду с В.И. Мухиной как один из ярких представителей тоталитарного искусства (Sculpture. From Antiquity to the Present Days. - Vol. II. / Edited by Georges Duby and Jean-Luc Daval. - VG Bild-Kunst, 2006. - s.544-Î149);

Начиная с 1970-х годов биография Брекера и сборники его печатных работ публиковались на английском и немецком языках. Сборник статей Брекера под заголовком «Collected Writtings» («Избранное») вышел еще при жизни художника в 1990 году. На французском языке в 1960-м году была опубликована малотиражная книга воспоминаний Брекера «Париж, Гитлер и я» (A.Breker/Paris, Hitler et moi). Особенно подробно творчество скульптора описано в трехъязычном альбоме-монографии Арно Брекер «Жизнь во имя красоты» (Arno Breker, A Life for the Beautiful, Edition Grabert Tubingen. 1996). Впрочем, в широкую продажу не поступавшем. Но существуют и другие англо- и немецкоязычные труды, выпущенные в США и Германии. В частности, John Zavrel. Arno Breker: The Divine Beauty in Art. West Art. USA. 1986. Наиболее подробно и весьма критически биографию Брекера в англоязычной литературе представил профессор истории колледжа Клермон МакКенна в Калифорнии Джонатан Петропоулос, автор книг «Искусство и политика в Третьем рейхе» («Art and Politics in the Third Reich») -«Фаустовская сделка» («Faustian Bargain», Нью-Йорк, 2000).

В начале XXI века вышла монография американского исследователя Ф.

Споттса «Гитлер и сила эстетики» (Spotts Frederic, Hitler And The Pbwer of Aesthetics, 2003), где рассматриваются взаимоотношения Гитлера с художниками, архитекторами, музыкантами, говорится о Брекере в контексте его работы в 1933-1945 годах.

Произведения Брекера, созданные до и после периода нацизма в Германии, как и его творческая жизнь, мало известны или почти неизвестны в нашей стране, однако заслуживают внимания, анализа и оценки. Многие произведения Брекера разбросаны по частным коллекциям Европы и США. Однако в России за исключением одной фотовыставки, проведенной в Санкт-Петербурге в 2003 году о Брекере известно не так много. Кроме того, находящийся в нашей стране иллюстративный материал по работам Брекера ограничивается только его тоталитарным периодом.

В июле 2006 года в связи с открытием в городе Шверин первой в Германии послевоенной выставки семидесяти работ Арно Брекера, снова возникла шумная дискуссия, получившая отражение и в российской прессе (См. Черёмушкин П. Фаустовская сделка // Московские новости. - 2006. -№30 (1347). - 11 - 17 августа. - С. 12.) К выставке был выпущен подробный каталог со сборником искусствоведческих статей на немецком языке, посвященных не только творчеству Брекера и влиянию на него французского искусства, в частности, Огюста Родена, но и его общественной деятельности, связанной с помощью лицам, подвергавшимся репрессиям во времена Третьего рейха, а также «второй половине его жизни»11.

Учитывая интерес к творчеству и жизненному пути скульптора, существующему в искусствоведческих кругах, важность исследования художественного наследия Брекера представляется весьма существенной.

Объект исследования - европейское изобразительное искусство XX века.

11 zur Diskussion gestellt: der Bildhauer Arno Breker, Hrsg.: Rudolf Conrades im Auftrag der Landeshaupstadt Schwerin, 3 Auflage Schwerin, August 2006.

Предмет исследования - творчество немецкого скульптора А. Брекера.

Границы исследования - конец 1910-х - начало 1990-х годов, т.е. период творческой деятельности А. Брекера.

Цель исследования - изучить весь творческий путь А. Брекера, проанализировать его художественное, литературное и искусствоведческое наследие и определить место скульптора в истории европейского искусства XX века.

Задачи исследования:

- освоить фактологическую, источниковую и историографическую базу исследования;

- охарактеризовать европейское изобразительное искусство XX века и немецкое искусство Третьего рейха и Германии;

- реконструировать творческую биографию А. Брекера, включающую все аспекты его деятельности,

- проанализировать формирование эстетических взглядов А. Брекера, лежащих в основе его художественного и литературного творчества;

- выявить, систематизировать и проанализировать художественное наследие А. Брекера;

- на примере жизни и творчества А. Брекера исследовать закономерности взаимоотношений художника и власти в тоталитарном обществе;

- показать место художественного наследия А. Брекера в контексте европейского изобразительного искусства XX века.

Методологическое основание исследования заключается в том, что художественное наследие А. Брекера является неотъемлемой частью европейского искусства XX столетия.

В основу методики исследования положен принцип комплексного подхода - единства исторических и эмпирических методов исследования, сравнительного изучения художественных произведений, исторической, искусствоведческой и культурологической литературы.

Сравнительно-исторический метод позволил выявить общее и особенное в искусстве А.Брекера и развитии европейского и немецкого искусства XX века.

Благодаря применению историко-типологического метода удалось определить место А. Брекера в истории европейского искусства.

Конкретно-исторический метод дал возможность исследовать особенности художественного, литературного и искусствоведческого наследия А. Брекера, что необходимо для понимания его творчества.

Персонологический метод позволил изучить и проанализировать жизнь и деятельность А. Брекера на протяжении всего его творческого пути, а также определить вклад скульптора в немецкое и европейское искусство.

Основная гипотеза исследования. Творчество А. Брекера как явление немецкого искусства является одной из значимых составляющих европейской скульптуры и монументально-декоративного искусства XX века.

Источники исследования: литературные, исторические и искусствоведческие труды А. Брекера и монографии о его творчестве; труды по истории и теории мирового искусства; художественные альбомы; каталоги выставок; материалы периодической печати; биографические, справочные и энциклопедические издания; мемуары и письма деятелей искусства; труды по философии, эстетике, истории и политике европейских стран.

Научная новизна исследования:

- диссертация является первым отечественным монографическим исследованием на заявленную тему;

- впервые в российском искусствоведении на примере жизни и творчества скульптора А. Брекера проанализированы факты и коллизии взаимоотношений художника и власти;

- впервые исследован весь творческий путь А. Брекера;

- впервые рассмотрены и проанализированы все виды творческой деятельности А. Брекера: его художественная, литературная, искусствоведческая, просветительская, организационно-выставочная работа;

- впервые переведены на русский язык (и тем самым введены в научный оборот российского искусствоведения) статья А. Брекера об итальянском скульпторе Д. Бернини и его очерк «Пикассо»;

- впервые художественное наследие А. Брекера рассмотрено в контексте европейского искусства XX века.

Положения, выносимые на защиту:

1. Творчество А. Брекера состоит из трех периодов: 1918-1932, 1932 - 1945 и 1945 - 1990 годов, соответствующих периодизации истории культуры Германии. Художественное наследие А. Брекера принадлежит немецкой и европейской культуре.

2. Творческая деятельность А. Брекера включает занятия скульптурой, искусствоведческую, литературную и просветительскую работу. В каждой из перечисленных областей Брекеру принадлежит заметная роль.

3. Значение художественного наследия А. Брекера определяется эстетической и художественной ценностью его произведений.

4. Идеологическая составляющая в творчестве А. Брекера на протяжении всех трех периодов германской истории.

Теоретическая значимость диссертации заключается в следующем:

- диссертация дополняет и расширяет существующее представление о процессах становления скульптуры XX века;

- творческое наследие скульптора Арно Брекера XX в. является частью мировой культуры;

- исследование творческой деятельности и художественного наследия А. Брекера актуализирует проблему тоталитаризма в искусстве;

- выводы и обобщения, сформулированные в результате исследования, могут явиться основой для изучения творческой деятельности других мастеров тоталитарного искусства и их творческого наследия.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что материалы и выводы исследования могут быть использованы

- в образовательном процессе: при составлении курсов лекций по истории и теории европейского и немецкого изобразительного искусства XX века, тоталитарного искусства и мировой художественной культуры; при подготовке учебных курсов и семинаров по истории искусства;

- при изучении скульптуры и немецкого искусства XX века;

- при переиздании литературных и искусствоведческих трудов А. Брекера;

- при подготовке выставки произведений А. Брекера и сопровождающего выставку каталога, при издании альбома произведений А. Брекера;

- в процессе дальнейших исследований по истории искусства Германии и Европы XX века и углублении изучения творческого наследия А. Брекера.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Материалы диссертации могут быть использованы

- на учебных занятиях в высших и средних учебных заведениях гуманитарного профиля;

- в разработке программ и при проведении семинарских занятий с преподавателями соответствующих дисциплин;

- в научной и практической работе искусствоведов и историков культуры;

- при создании справочных и общих трудов по истории мировой художественной культуры и изобразительного искусства Европы и Германии XX века.

Достоверность научных результатов и основных выводов исследования обеспечивается полнотой собранного материала, его тщательным и многоаспектным анализом, осуществленным в соответствии с выбранными методами исследования.

Апробация исследования. Результаты исследования изложены в статьях диссертанта 2003 - 2012 гг. Черёмушкин 77. Три судьбы Арно Брекера // Взор. -2003. - № 11 - С. 23 - 30\Черёмушкин 77. Фаустовская сделка // Московские новости. - 2006. - №30 (1347). - 11 - 17 августа. - с. 12; Черёмушкин 77. Противоречия творческой судьбы немецкого скульптора Арно Брекера // Скульптура: город и музей. Дом Бурганова: Сб. науч. ст. / Гл. ред. М.А. Бурганова. - М.: МГМ «Дом Бурганова», 2006. - С. 160 - 182; Черёмушкин П. Влияние Родена и Майоля на творчество А.Брекера. Научно-аналитический журнал «Дом Бурганова»: Сб. науч. ст. / Гл. ред. М.А. Бурганова. - М.: МГМ «Дом Бурганова», 2008; Черёмушкин П.Г. «Было ли искусство Третьего рейха частью мировой художественной жизни XX века?», рецензия на книгу А.Васильченко, Арийский реализм: изобразительное искусство в Третьем рейхе, М. 2009., сайт рабочей группы российских историков-германистов hUp://www.rusgermhist.ru/index.php?option = comcontent&vie \у = агПс1е&1с1 = 255:201 0-06 - 19-09-55-08& саПс!=14:2010-05-2 8-05-46-03&Негтс1 = 34; Черёмушкин 77. Арно Брекер - портретист. «Искусствознание», N 1-2, 2011; Черёмушкин 77. Скульптор дьявола. «Совершенно секретно», № 12, 2011. объем публикаций по теме диссертации составляет ?? п.л.) и в следующих докладах, прочитанных на международных научных конференциях: «.». название конференции». М., 2003), «название доклада» («название конференции».СПб., 2005) и т.д. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедр истории искусств и скульптуры Московского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г.Строганова.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, сопровождаемых постраничными примечаниями, заключения, библиографии, включающей 210 наименований. Диссертация имеет три

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.