Творчество Паоло Трубецкого в пространстве европейской художественной культуры второй половины XIX - начала XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Седова Татьяна Ивановна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 246
Оглавление диссертации кандидат наук Седова Татьяна Ивановна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЕВРОПЕЙСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ СМЕНЫ ЭПОХ
1.1. Изменения в общественной жизни: причины и следствия
1.2. Трансформация художественного рынка
ГЛАВА 2. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКУССТВА П.ТРУБЕЦКОГО И ИМПРЕССИОНИЗМ В СКУЛЬПТУРЕ
2.1. Импрессионизм как художественное выражение новой мировоззренческой парадигмы
2.2. Генезис и особенности скульптурного импрессионизма:
Д.Гранди, М.Россо, П.Трубецкой
ГЛАВА 3. ТВОРЧЕСТВО ПАОЛО ТРУБЕЦКОГО В ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
3.1. Истоки творчества
3.2. Художественная манера и индивидуальный стиль как отражение картины мира Трубецкого
3.3. Монументальное искусство Трубецкого
3.4. Трубецкой на художественном рынке: выставки, заказчики, критика
3.5. Влияние Трубецкого: ученики и последователи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26
БИБЛИОГРАФИЯ
218
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Ваяние и пластика в контексте эволюции художественной культуры Серебряного века: На материале творчества А.С. Голубкиной2005 год, кандидат искусствоведения Галина, Татьяна Владимровна
Творчество А. С. Голубкиной и некоторые проблемы развития русской скульптуры конца XIX-начала XX века2003 год, кандидат искусствоведения Калугина, Ольга Вениаминовна
Творчество скульптора Арно Брекера в контексте европейского пластического искусства XX века2012 год, кандидат искусствоведения Черемушкин, Петр Германович
Проблемы развития русской монументальной скульптуры первой половины XIX века2024 год, кандидат наук Клишевич Евгения Александровна
Основные проблемы эволюции русской скульптуры конца Х1Х - начала ХХ века в контексте взаимоотношений московской и петербургской школ2012 год, доктор искусствоведения Калугина, Ольга Борисовна.
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Паоло Трубецкого в пространстве европейской художественной культуры второй половины XIX - начала XX века»
ВВЕДЕНИЕ
Во второй половине XIX столетия в большинстве европейских стран в той или иной мере происходят кардинальные изменения, затрагивающие все сферы жизнедеятельности человека. Меняется не только его жизненное пространство, прежний уклад, ценности. Трансформируется само мировоззрение, мировосприятие, а новые реалии заставляют пересмотреть свое отношение к действительности. Это является очевидной параллелью тому, с чем все мы сталкиваемся на протяжении последних десятилетий. Исторические по значимости сдвиги всегда требуют анализа происходящего, а перед художниками встает задача поиска нового изобразительного языка, который наилучшим образом отражал бы результаты их познания современной реальности.
Интерес к «рубежным» эпохам и «пограничным» персоналиям, стоявшим на стыке нескольких национальных культур, неизменно высок. Причина тому -концентрированное соединение самых разных, часто противоречивых тенденций, изучение которых позволяет извлечь определенные уроки, проследить и теоретически обосновать закономерности развития искусства, культуры, истории в общемировом масштабе.
В этом смысле Паоло (Павел Петрович) Трубецкой (1866-1938) является трижды значимой фигурой: во-первых, как свидетель смены эпох; во-вторых, как человек, принадлежавший к разным культурам; в-третьих, как художник, основной этап творчества которого связан с импрессионизмом - художественным направлением, в котором четко обозначилась смена картины мира, который одновременно стал завершающим этапом развития искусства Нового времени и началом смелых экспериментов модернизма. Творчество Трубецкого, его биография - прекрасный пример переплетения межкультурных, межстилевых и межвидовых влияний1. С одной стороны, это свидетельствует о единстве европейского художественного пространства вне зависимости от географических
1 Характерно, что в последнее время Трубецкого стали рассматривать и как художника русского зарубежья. См. Лейкинд, О.Л. Художники русского зарубежья. 1917-1939: (Биографический словарь) - СПб: Нотабене, 1999; Дьяченко А.П. Острова русского зарубежья. - СПб, М., Краснодар: Лань, Планета музыки, 2017.
границ, с другой стороны, выявляет специфику преломления мирового художественного опыта в национальных вариантах. Сейчас, когда в условиях глобализации особенно остро встают проблемы самоидентификации и сохранения национальной самобытности, заявленная тема представляется особенно актуальной.
Вопрос о «соединении несоединимого» в равной степени относится не только к мастеру, но и к импрессионизму как таковому со всеми его противоречиями и двойственностью, с противостоянием традиций и новаторства. То, с каким постоянством исследователи обращаются к этой теме, говорит о том, что несмотря на довольно хорошую изученность данного художественного направления все еще остаются открытые вопросы, что на разных этапах культурно-исторического развития некоторые аспекты данного феномена требуют переосмысления и уточнения2. Это относится, в частности, к импрессионизму в скульптуре. Представления о нем крайне размыты, нет ни одного полного и всестороннего исследования, которое теоретически обосновало бы генезис, сущностные характеристики данного явления. На фоне неугасающего интереса к другим видам искусства, в которых состоялся импрессионизм (живопись, музыка, литература), а также постоянно появляющихся публикаций о национальных видах импрессионизма в живописи ликвидация такого пробела в отношении скульптуры приобретает особенно важное значение. Творческая биография Трубецкого служит для этого прекрасной основой.
При этом деятельность и художественное наследие Паоло Трубецкого до недавнего времени оставались в России на периферии научных исследований. Причин тому несколько: мастер не создал собственной школы, его деятельность здесь была весьма непродолжительной, а век импрессионизма, уступившего место более дерзким, более агрессивным художественным направлениям, в пластике был особенно короток и неоднозначен. Однако постепенно возрождающийся интерес к искусству Трубецкого свидетельствует о необходимости переоценки
2 Одна из недавних дискуссий по этому вопросу состоялась в рамках конференции, приуроченной к выставке «Импрессионизм в авангарде» в Музее русского импрессионизма. См. Импрессионизм в авангарде: сб. материалов международной конференции / под ред. Е.Новиковой. М.: Музей русского импрессионизма, 2018.
значения его творчества. Недавно прошедшие юбилейные выставки в ГРМ и ГТГ, несмотря на заслуживающие уважения попытки кураторов расширить наше представление о скульпторе, едва ли смогли справиться с задачей, снова акцентировав так называемый «русский период» творчества Трубецкого и не раскрыв должным образом богатого международного контекста, который определял искусство мастера и мог бы многое прояснить.
Так, например, к требующим новой критической оценки укоренившимся еще в советское время утверждениям относятся попытки приписать самые удачные работы мастера влиянию исключительно русской культуры, что нивелирует значение европейской, в частности, итальянской художественной традиции в формировании скульптора, творчество которого стало своеобразным мостом между современной культурой России и Запада. Столь же недооцененным является его опыт в области монументальной пластики, мало известной в нашей стране. Между тем, эта страница биографии Трубецкого приводит к осмыслению влияния одного вида скульптуры на другой, своеобразного пересечения живописи и пластики, что в конечном итоге демонстрирует возможности обновления средств художественного выражения - проблемы, никогда не теряющей своей актуальности.
Степень научной разработанности заявленной темы невелика по сравнению со значимостью исследуемых явлений. Конечно, историография в отношении импрессионизма очень обширна: начиная с первого классического труда Джона Ревалда «История импрессионизма» и знаменитого исследования Лионелло Вентури «От Моне до Лотрека» о творчестве отдельно взятых французских художников, О.Рейтерсверда «Импрессионисты перед публикой и критикой» о взаимодействии художников и общественного мнения и заканчивая современными монографиями, посвященными различным аспектам импрессионизма. Однако в фокусе этих исследований по понятным причинам находится преимущественно живопись. Но несмотря на, казалось бы, большую степень изученности и в этом виде искусства еще не все сказано: понимание, угол зрения на импрессионизм в целом все больше расширяется. Если упомянутые
исследователи импрессионизма Д.Ревалд и Л.Вентури, а вслед за ними отечественные (А.А.Федоров-Давыдов и др.) подробно описывали картины художников, новую технику и рассказывали о проблемах, с которыми пришлось столкнуться новому искусству, то в последние десятилетия изучение импрессионизма перешло в иную плоскость, где во главу угла поставлен междисциплинарный подход, как, например, в масштабном труде Н.Броуд, которая рассматривает это направление в точки зрения гендера, или в работах И.Сапего об эстетических принципах импрессионизма и Т.Н.Мартышкиной об импрессионистическом мировоззрении. Еще одной тенденцией последних лет являются публикации, посвященные локальным версиям импрессионизма: И.Куль о немецком импрессионизме, В.Леняшина, В.Круглова, М.Германа и В.Филиппова о русском, А.Гердтс об американском, коллектива итальянских авторов об импрессионизме в целом ряде европейских стран (Швеции, Англии, Испании, России, Германии, Италии). При этом очевидно, что скульптура импрессионизма чаще всего остается за рамками научных изысканий, либо подвергается им весьма поверхностно. Примером тому могут служить обзоры художественных направлений ХХ века в скульптуре: «Origins of modern sculpture: Pioneers and Premises» А.Эльсена и «Modern sculpture: Tradition and Innovation» А.М.Хаммера, в которых вопреки названию нет ни слова об импрессионизме, а также «Nineteenth-century Sculpture» Х.В.Янсона.
Одна из первых зарубежных публикаций с говорящим названием «De l'impressionnisme en sculpture» Эдмона Клари датируется 1902 годом и сводится к набору высказываний на эту тему скульпторов и художников, так или иначе соприкоснувшихся с импрессионизмом - О.Родена, М.Россо, Э.Фремье, Ф.Шарпантье, К.Моне, К.Писсарро, А.Дейо и других. Практически по тому же пути в 1989 году пошли кураторы выставки «Импрессионизм в скульптуре», каталог которой был составлен Лучано Карамелем. Выставка включала в себя работы О.Домье, Д.Гранди, М.Россо, О.Родена, Э.Дега, О.Ренуара, П.Синьяка, П.Гогена, П.Боннара, А.Бурделя, П.Пикассо, К.Бранкузи и других. На основе произведений этих скульпторов было продемонстрировано развитие
импрессионизма и доказан общеевропейский характер назревших изменений в пластике. Однако упомянутый каталог остался едва ли не единственной попыткой комплексного изучения данного явления.
В целом, в западной литературе импрессионизму в скульптуре уделялось внимание лишь в связи с исследованием творчества Медардо Россо или Огюста Родена. Если в первом случае такие видные ученые, как Маргарет Барр и Лучано Карамель, написавшие монографии о Россо, делают некоторые теоретические обобщения о скульптурном импрессионизме как художественном направлении, то в последнем все ограничивается, как правило, описанием живописного стиля Родена и его памятника Бальзаку. При этом общие обзоры скульптуры или европейского искусства в основном по-прежнему создают впечатление, будто импрессионизма в скульптуре не было. Даже в ставшем классическим труде «История итальянского искусства» 1968 года Дж.Арган, чисто номинативно отмечая художников, «находящихся в связи и стремящихся к прямым контактам или созвучию с французским искусством», упоминает лишь Медардо Россо, «открывшего в скульптуре возможность непосредственного отражения реальности, которую импрессионизм открыл в живописи»3. Впрочем, в обзорах итальянского искусства лежит, как правило, региональный принцип, позволяющий раскрыть своеобразие локальных итальянских школ, что является главной целью таких трудов, и исследование интернациональных влияний носит здесь второстепенный характер. В качестве примера можно привести «Storia dell'arte italiana» В.Костантини и работу с тем же названием Л.Серры.
На этом фоне особенно важными кажутся те редкие исследования, представленные в виде диссертаций, которые нам удалось обнаружить и которые, насколько можно судить, не были опубликованы в качестве монографий. Одна из них, «The Aesthetisc of impressionism: studies in art and literature» С.Ф. Полк (1979 год), рассматривает проявления импрессионизма в разных видах искусства, в том числе, скульптуре. Вторая, «Giuseppe Grandi (1843-1894) and the Milanese
3 Арган Д.К. История итальянского искусства. Т. 2. М.: Радуга, 1990. С. 214, 216
Scapigliatura» Дэвида Гэриффа (1991 год), как следует из названия, посвящена художественным кругам, откуда берет начало импрессионизм в пластике.
Тут необходимо сделать отступление, чтобы пояснить термин «миланская (ломбардская) скапильятура», малоизвестный в отечественном искусствознании. «Scapigliato» переводится с итальянского как «растрепанный», «лохматый», метафорически обозначая мятущийся дух, и при этом почти не передает смысла явления, поэтому все чаще приводится смысловой аналог - «богема», отсылающий к французской богеме, с которой скапильяти себя ассоциировали. Собственно, под миланской, или ломбардской скапильятурой понимается литературное и художественное движение в северной Италии 1860-1870-х годов, представители которого представляли оппозицию буржуазному искусству, провозглашая свободу творчества и неподчинение авторитетам. В изобразительном искусстве скапильяти, обращаясь к повседневной жизни, разрабатывали технические приемы, позволявшие воплотить натурные впечатления: динамичный мазок, светотеневые эффекты в живописи, взрыхленная поверхность в скульптуре.
В отечественное искусствознание термин «скапильятура» был введен, по всей видимости, В.Турчиным в статье «Импрессионизм в скульптуре», но более активно начал использоваться в конце 1990-х - 2000-х годах в связи с изучением творчества М.Россо С.В.Кудрявцевой и Н.М.Леняшиной, а также других аспектов итальянского искусства второй половины XIX века Е.Д.Федотовой и А.А.Сапелкиным. Для нашего исследования скапильятура является одним из краеугольных камней, поскольку с ней напрямую связано творчество П.Трубецкого.
В упомянутых обзорах итальянского искусства скапильятура рассматривается в рамках живописной школы Ломбардии и Пьемонта. Несмотря на то, что иногда обоснованно отмечается близость художников-веристов опыту барбизонцев, аналогии между искусством скапильяти и импрессионизмом почти не проводятся. Единственным исключением здесь является «Storia dell'arte in
Italia» К.Мальтезе, отличающаяся более аналитическим подходом и включенностью итальянского искусства в европейский контекст.
Исследования, посвященные непосредственно скапильятуре, фокусируются, как правило, на литературе, живописи и музыке, как например, «Scapigliatura e Novecento», Д.Скарси или «Storia della Scapigliatura» Г.Мариани, или на эстетике и философии, как в «Misticismo estetico e realismo storico nella scapigliatura milanese» Делла Рокка. В частности, говоря о контактах и близости скапильяти к французским импрессионистам, Д.Скарси совершенно справедливо не усматривает полной аналогии между этими двумя направлениями: скапильятура вобрала в себя множество тенденций и была более сложным явлением, чем импрессионизм. Однако и здесь скульптура остается, к сожалению, за рамками исследования, не считая краткого упоминания о Д.Гранди как одном из новаторов и М.Россо как представителе крайнего, авангардного крыла.
На этом фоне особую важность помимо упомянутых диссертаций приобретают материалы исследований, опубликованные в связи с состоявшимися выставками, посвященными скапияльтуре, в частности, выставкой «Il segno della Scapigliatura», прошедшей в 2006 году и среди прочего четко обозначившей преемственность М.Россо, П.Трубецкого, Э.Баццаро и др. как скульпторов-импрессионистов от Д.Гранди.
В корпусе немногочисленных русскоязычных трудов необходимо выделить упомянутую статью В.Турчина «Импрессионизм в скульптуре», которая стала основой и отправной точкой теоретической части настоящего исследования. В этой статье, как пишет сам автор, не столько обсуждаются аспекты проблемы, сколько называются «ее конкретные границы»4, а именно: возникновение скульптурного импрессионизма, его эстетика, жанры, форма и материалы. Вне публикации остались причинно-следственные связи внутри заявленных границ, где мы и без того «встречаем еще много неясного, противоречивого и путаного»5.
4 Турчин В. Импрессионизм в скульптуре // Советская скульптура-75: сб. ст. - М.: Советский художник, 1977. С. 149
5 Там же.
Таким образом, настоящее исследование в определенной степени дополняет и развивает мысли Турчина.
Многое из сказанного им разделяют российские исследовательницы творчества Медардо Россо Н.Леняшина и С.Кудрявцева. Они также рассматривают импрессионизм в скульптуре как явление, имеющее свои истоки и предысторию, свои формы выражения. Как и Турчин, указанные авторы справедливо считают родиной скульптурного импрессионизма Италию, на почве которой оформилось искусство М.Россо и П.Трубецкого. Отсутствие такого ретроспективного взгляда в иных публикациях часто приводит к тому, что родоначальником этого художественно-культурного феномена объявляется О.Роден, что не соответствует действительности.
Л.Трифонова в «Импрессионизме в русской скульптуре» и О.Калугина в трудах «Скульптор Анна Голубкина» и «Русская скульптура Серебряного века. Путешествие из Петербурга в Москву» уделили большое внимание вопросу бытования импрессионизма на русской почве, подробно рассмотрев и описав произведения скульпторов, совершивших переворот в отечественной пластике. Однако в монографии Л.Трифоновой речь идет скорее о роли импрессионизма в преодолении кризиса, в котором к концу XIX столетия оказалась скульптура. При этом о самом феномене импрессионизма дается весьма слабое представление. Так, при анализе произведений во внимание принимаются преимущественно формальные признаки или весьма спорные категории, такие как «повышенно эмоциональный характер видения натуры», что применимо к целому ряду художественных направлений: постимпрессионизму, фовизму, экспрессионизму и т.д. В работах О.Калугиной, к сожалению, встречаются тенденциозные оценки в отношении Трубецкого, явно унаследованные из более ранней литературы и источников (в частности, воспоминаний Ю.Витте и А.Бенуа).
Таким образом, исследования, связанные с импрессионизмом в скульптуре (за исключением, пожалуй, упомянутой статьи Турчина), в нашей историографии отчетливо распадаются на две условных группы: «западную» с акцентом на возникновении и развитии этого направления и «российскую», занятую
проблемами эволюции отечественной пластики. Характерно, что связующим звеном между этими группами является фигура П.Трубецкого, равно упоминаемого и теми, и другими исследователями.
Первые публикации о Трубецком и его работах появились в итальянской периодической печати во второй половине 1880-х годов, когда скульптор начал активно принимать участие в выставках и конкурсах на создание монументов. В 1890-х годах ему начинают посвящать отдельные статьи в ведущих газетах Италии, а в конце десятилетия о приехавшем в Россию скульпторе начинают писать также отечественные критики и корреспонденты. Имя П.Трубецкого постоянно мелькает на страницах журнала «Мир искусства» на протяжении нескольких последующих лет. После триумфа мастера на Всемирной выставке в Париже 1900 года известный итальянский критик Витторио Пика издает статью о Трубецком, которую можно рассматривать как первый биографический очерк. Его примеру следуют американец В.Джарвис в 1902 году, француз Ж.Мерьем в 1906 году, барон Н.Врангель, посвятивший П.Трубецкому целый раздел в своей «Истории русского искусства» 1911 года, и другие. Первая небольшая монография о скульпторе, еще прижизненная, выходит из-под пера Р.Джолли в 1913 году и наряду с воспоминаниями брата Трубецкого является основным источником фактологических данных о первой половине творчества мастера. Кроме того, публикации в периодических изданиях разных стран наглядно демонстрируют, как менялась оценка творчества Трубецкого в течение его деятельности. Поэтому данный вид источников имеет большое значение для исследования в рамках заявленной темы.
Здесь же необходимо отметить каталоги прижизненных персональных выставок (в частности, в Детройте, Нью-Йорке и Чикаго в 1910-х годах), где иллюстративный ряд сопровождается довольно подробной биографией скульптора, а также вышедшие в связи с выставками статьи известных критиков А.Сёгара, Ч.Боргмейера, К.Бринтона и других. Однако, как это часто бывало, большинство публикаций в периодических изданиях и каталогах тех лет лишь с
небольшими вариациями повторяли общеизвестные на тот момент факты из биографии Трубецкого.
Тем большую ценность представляют воспоминания современников скульптора, даже несмотря на то, что они по большей части довольно кратки и эпизодичны. Как наиболее интересные необходимо выделить мемуары Луиджи Трубецкого, князя С.Щербатова, В.Булгакова и Т.Л.Толстой, Н.Б.Нордман-Северовой, И.Гинцбурга, Н.Лермонтова, П.Нерадовского, Я.Николадзе, Н.Чернышева, Т.Щепкиной-Куперник, Б.Шоу, Р.Куфферле. Но и небольшие заметки, как бы случайные и незначительные упоминания о Трубецком, особенно со стороны его моделей (например, К.Тенишевой и М.Кшесинской) или коллег (Л.Шервуда, А.Остроумовой-Лебедевой, Н.Домогацкого) вносят определенные нюансы и дополняют общую картину.
Что касается научной литературы, то первые попытки анализа искусства П.Трубецкого в России были сделаны уже упомянутым Н.Врангелем, А.Бенуа, Б.Терновцом, современниками мастера. Их общая оценка состояла в том, что Трубецкой признавался весьма талантливым скульптором, особенно успешным в мелкой пластике, хотя не без изъяна: по мнению этих критиков, его портретам недоставало психологизма, глубины психологических характеристик. И конечно, никто из них не счел удачным монументальный опыт скульптора - памятник Александру III, поскольку, как считалось, «задачи монументального искусства органически чужды дарованию Трубецкого»6. Хотя, надо сказать, А.Бенуа, сначала крайне негативно воспринявший монумент, с годами стал менее категоричен в своей оценке.
Советское искусствознание до середины 1930-х годов достаточно объективно оценивало творчество П.Трубецкого, вписывая его в общий контекст развития европейского и русского искусства. Примером тому может служить обзор «Современная скульптура Запада» А.Г.Ромма. Позднее наступает период резкого отторжения и почти забвения Трубецкого, как и импрессионизма в целом: «антиреалистическое», «буржуазное искусство» оказалось чуждым идеологии,
6 Терновец Б.Н. Русские скульпторы. - М.: Искусство, 1924. С. 33
вставшей на борьбу с «формализмом», о чем свидетельствует статья А.Зотова с говорящим названием «За преодоление пережитков импрессионизма», опубликованная в журнале «Искусство» в 1950 году.
Лишь под занавес хрущевской «оттепели» появилась первая небольшая и на данный момент единственная русскоязычная монография о П.Трубецком, написанная И.Шмидтом. Ее главным достоинством является глубокий анализ искусства скульптора, но, как последующие публикации Л.Шапошниковой, Л.Фадеевой в связи с юбилейной выставкой 1966 года, работа И.Шмидта по понятным причинам фокусируется главным образом на работах русского периода.
В 1978 году в журнале «Советская скульптура» выходит статья В.С.Турчина, посвященная Трубецкому, в которой автор впервые связывает формирование скульптора с итальянской скульптурной традицией и искусством скапияльяти, более подробно, чем И.Шмидт, рассказывает о позднем творчестве мастера.
После этого о П.Трубецком в России снова забывают почти на три десятилетия, если не считать музейные каталоги и сборники о русском искусстве со статьями М.Алленова, И.Шмидта Т.Ильиной и других, в которых скульптору уделяется не так много внимания - максимум пара страниц, в которые укладывается краткое описание импрессионистической манеры скульптора на примере русских работ, толкование памятника Александру III как примера «монументализированного гротеска» (М.Алленов) и упоминание о том, что «русский период его творчества оказался наиболее богатым художественными достижениями»7. На основании этих обобщенных очерков, являвшихся в последней трети ХХ столетия почти единственным современным источником знаний о Трубецком, могло показаться, что деятельность скульптора была сконцентрирована исключительно на памятнике Александру III и что до России и после нее мастер почти не работал, излив весь свой талант на родине предков и спорадически создавая не слишком выдающиеся произведения. При этом целый ряд выдающихся отечественных историков искусства признает несомненную роль
7 История русского и советского искусства / под ред. Д.В.Сарабьянова. М.: Высшая школа, 1979. С. 285
Трубецкого в обновлении русской пластики, ставит мастера в один ряд с такими знаковыми фигурами рубежа XIX-XX веков как А.Голубкина, А.Матвеев, Н.Андреев и др.
Параллельно, более всесторонне биография и произведения П.Трубецкого изучались за рубежом. Эти изыскания связаны с состоявшимися выставками, а также с научным интересом Джона Гриони, который в период с 1968 по 1986 год написал целый ряд общих и тематических статей о скульпторе, ценных тем, что в них приводятся неизвестные или малоизвестные факты о моделях и самом мастере. В 1988 году в Италии вышел очередной номер регионального журнала «Verbanus», полностью посвященный П.Трубецкому, в котором впервые были опубликованы архивные материалы, недавно переведенные М.Талалаем.
Заметное возрождение интереса к искусству П.Трубецкого со стороны отечественных исследователей наблюдается во второй половине 2000-х годов, когда выходят статьи М.Сосницкой, посвященные последним тридцати годам деятельности скульптора, С.Домогацкой, где она высоко оценивает искусство П.Трубецкого, в том числе, с точки зрения влияния последнего на творческую молодежь, а также несколько научно-популярных статей о памятнике Александру III. Кроме того, анализ художественной манеры П.Трубецкого достаточно подробно представлен в монографиях О.Калугиной об Анне Голубкиной и Е.Хмельницкой о бароне Константине Рауше фон Траубенберге. Во всех упомянутых работах очевидна тенденция к переоценке творчества Трубецкого и его места в отечественном искусстве, что косвенно подтверждает актуальность данного исследования. Наконец, в 2016 году на русском языке выходит сборник малоизвестных в России материалов (архивы, воспоминания, высказывания самого Трубецкого), переведенных М.Талалаем при участии автора настоящей диссертации.
Совсем недавней попыткой осмысления творчества мастера явились статьи к каталогам двух упомянутых выставок работ П.Трубецкого. Предваряющая каталог ГРМ статья Е.В.Карповой «Русские годы - русские образы» носит вещеведческий, знаточеский характер. Как следует из названия, автор охватила
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Живопись Н.А. Тархова в контексте европейского искусства XX века2010 год, кандидат искусствоведения Пихлецкая, Елизавета Дмитриевна
Творчество А. А. Пластова в европейском контексте2022 год, доктор наук Пластова Татьяна Юрьевна
Творческие искания итальянского скульптора Марино Марини2011 год, кандидат искусствоведения Прошкина, Ольга Алексеевна
Творчество А.А.Пластова в европейском контексте2020 год, доктор наук Пластова Татьяна Юрьевна
Скульптура Башкортостана второй половины XX в. Проблемы становления и развития2009 год, кандидат искусствоведения Миннигулова, Фарида Муслимовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Седова Татьяна Ивановна, 2019 год
Литература
56. Алешина, Л.С. Образы и люди Серебряного века / Л.С. Алешина, Г.Ю.Стернин. - М.: Галарт, 2005. - 272 с.
57. Алленов, М. Русское искусство XVIII - начала ХХ века. М.: Трилистник, 2000. - 320 с.
58. Алпатов, М.В. Этюды по всеобщей истории искусств / М.В. Алпатов. -М.: Советский художник, 1979. - 287 с.
59. Андреев, Л.Г. Импрессионизм / Л.Г. Андреев. - М.: Издательство МГУ,
1980. - 256 с.
60. Арган, Дж.К. История итальянского искусства: в 2 т. / Дж. К.Арган; пер. с ит. под ред. В.Д.Дажиной. - М.: Радуга, 1990. 2 т. - 239 с.
61. Бассехес, А.И. За сорок лет. Сборник избранных искусствоведческих работ. / А.И. Бассехес. - М.: Советский художник, 1976. - 296 с.
62. Биккулова, И.А. Феномен русской культуры Серебряного века: учеб. пособие. - М.: Флинта, Наука, 2010. - 232 с.
63. Бранг, П. Россия неизвестная: История культуры вегетарианских образов жизни от начала до наших дней / П.Бранг; пер. с нем. А.Бернольд и П.Бранга. - М.: Языки славянской культуры, 2006. - 568 с.
64. Баянъ. Два всадника // Вечер. - 1909. - № 345, 26 мая.
65. Бирченоф, Т. Сарджент - Соролья: двойной портрет / Том Бирченоф // Третьяковская галерея. - 2007. - № 2. - С. 70-77
66. Брис, К. История Италии / Катрин Брис; пер. с фр. Т.Г.Губаревой. -СПб.: Евразия, 2008. - 631, [9] с.
67. Бычков, Ю.А. Коненков / Ю.А.Бычков. - М.: Молодая гвардия, 1982. -315 с. - (Жизнь замечательных людей)
68. Вайнштейн, О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни / О.Б.Вайнштейн. - М.: Новое обозрение, 2006. - 640 с.
69. Вейзи, М. Любитель приключений и искусства: Париж, любовь и импрессионисты / М.Вейзи // Третьяковская галерея. - 2012. - № 3 (36). - С. 58-69.
70. Вентури, Л. От Мане до Лотрека / Л.Вентури. - СПб: Азбука-классика, 2007. - 352 с.
71. Воллар, А. Ренуар / А.Воллар; пер. с англ. Н.Тырсы; сост. С.Александрович. - М.: Терра - Книжный клуб, 2004. 208 с. - (Мастера)
72. Воронова, О. Искусство скульптуры / О.Воронова. - М.: Знание, 1981. -
110 с.
73. Врангель, Н. История скульптуры / Н.Врангель // История русского искусства. В 5 т.; под ред. И.Грабаря. - М.: Издание И.Кнебель. - т.5. - 1911. - 416 с.
74. Вяземцева, А.Г. Искусство тоталитарной Италии / А.Г.Вяземцева. - М.: РИП-Холдинг, 2018. - 464с.
75. Гаврилин, К. Шаманизм, индуизм, теософия и художественное творчество В.А.Ватагина / К.Гаврилин // Дух символизма. Русское и
западноевропейское искусство в контексте эпохи конца XIX - начала ХХ века. -М.: Прогресс-Традиция, 2012. - С. 641-663.
76. Гаврилин, К.Н. Проблема архаизма в скульптуре русского символизма / К.Н.Гаврилин // Символизм как художественное направление: Взгляд из XXI века. Сб. ст. / отв. ред. Н.А.Хренова, И.Е.Светлова. - М.: Государственный институт искусствознания, 2013. - С. 256-268.
77. Гаврилин, К.Н. «Соррентинская правда»: между словом и изображением / К.Н.Гаврилин // Соррентинская правда: кн.-альбом; отв. ред. Д.С.Московская. -М., Верона, 2018. - С. 117-130.
78. Гаврилин, К.Н. Чудесный зверописец / К.Н.Гаврилин // В.А.Ватагин. Образ животного в искусстве. М.: СВАРОГ и К, 2004. С.5-16
79. Гачев, Г. Миры Европы. Взгляд из России. Италия / Г.Гачев. - М.: Воскресенье, 2007. - 416 с.
80. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира. Эллада, Германия, Франция: опыт экзистенциальной культурологи / Г.Д.Гачев - М.: Логос, 2011. - 424с.
81. Герман, М. Импрессионизм и русская живопись / М.Герман. - СПб.: Аврора, 2005. - 160 с.
82. Герман, М. Импрессионисты: судьбы, искусство, время / М.Герман. - М.: Слово, 2004. - 296 с.
83. Грабарь, И. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. 18651911 / И.Грабарь. - М.: Искусство, 1965. - 492 с.
84. Гусева, С.П. Скульптор Домогацкий / С.П.Гусева. - М.: Советский художник, 1972. - 128 с.
85. Даниэль, С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / С.М.Даниэль. - Л.: Искусство, 1990. - 223 с.
86. Домогацкая, С. Паоло Трубецкой в России / С.Домогацкая // Третьяковская галерея. - 2009. - № 2. - С. 31-41
87. Домогацкая, С. К вопросу возникновения московской скульптурной школы. Скульптор С.И.Иванов / С.Домогацкая // Искусствознание. - 2013. - № 12. - С. 404-421.
88. Доронина, Л.Н. Мастера русской скульптуры XVIII - ХХ веков: в 2 т. / Л.Н.Доронина. - М.: Белый город, 2008. - 2 т. - 440 с.
89. Дорошевич, В.М. Паоло Трубецкой / В.М.Дорошевич // Русское слово. -1909. - № 123, 31 мая.
90. Дубровская, Е. Государственный заказ князю Трубецкому / Е.Дубровская // Исторический журнал. - 2010. - № 2. - С. 38-47
91. Дьяченко, А.П. Острова русского зарубежья (очерки о художниках русской эмиграции): Учебное пособие. - СПб: Лань, Планета музыки, 2017. - 472 с.
92. Ермонская, В.В. Русская мемориальная скульптура / В.В.Ермонская, Г.Д.Нетунахина, Т.Ф.Попова. - М.: Искусство, 1978. - 312 с.
93. Зелов, Д. Царь-памятник / Д.Зелов // Исторический журнал. - 2010. - № 2. - С. 23-37
94. Иванов, Н. Паоло Трубецкой, художник-пилигрим / Н.Иванов // Юный художник. - 2016. - № 1. - С. 7-11
95. Ильина, Т. История искусств. Русское и советское искусство. М.: Высшая школа, 1989. - 400 с.
96. Импрессионизм в авангарде: сб. материалов международной конференции / под ред. Е.Новиковой. М.: Музей русского импрессионизма, 2018. - 176 с.
97. Искусство Италии. Живопись. Скульптура. Архитектура Х-ХХ веков. / под ред. Г.Фосси. - М., 2001.
98. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века: в 3 кн. / гл. ред. Е.И.Ротенберг. - СПб: Дмитрий Буланин, 2003. - 1 кн.: Франция, Испания. - 336 с.
99. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века: в 3 кн. / гл. ред. Е.И.Ротенберг. - СПб: Дмитрий Буланин, 2004. - 2 кн: Германия, Австрия, Италия. - 376 с.
100. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века: в 3 кн. / гл. ред. Е.И.Ротенберг. - СПб: Дмитрий Буланин, 2004. - 3 кн.: Англия, Скандинавия, Восточная Европа. - 416 с.
101. История русского и советского искусства / под ред. Д.В.Сарабьянова. М.: Высшая школа, 1979. - 384 с.
102. История русского искусства: в 2 т. / Академия Художеств СССР, НИИ теории и истории искусства; под общ. ред. Н.Г.Машковцева. - М.: Искусство, 1960. - т. 2. - 456 с.
103. К открытию памятника Императору Александру III // Русское слово. -1909. - № 116, 23 мая.
104. Калугина, О.В. Русская скульптура Серебряного века. Путешествие из Петербурга в Москву /О.В.Калугина. - М.: БуксМАрт, 2013. - 336 с.
105. Калугина, О.В. Скульптор Анна Голубкина: опыт комплексного исследования творческой судьбы / О.В.Калугина; Рос. акад. художеств; НИИ теории и истории изобр. иск-в. - М.: Галарт, 2006. - 248 с.
106. Карпова, Е.В. Памятник Александру III в Петербурге: история создания по архивным документам / Е.В.Карпова // Скульптура в России: неизвестное наследие. XVIII - начало ХХ века. - СПб: ЛИК, 2015. - С. 366-419
107. Кин, Ц.И. Италия на рубеже веков / Ц.И.Кин. - М.: Наука, 1980. - 199 с.
108. Кондаков, И.В. Культура России: учебное пособие / И.В.Кондаков. -М.: КДУ, 2008. - 360 с.
109. Коробко, М.Ю. Усадьба Узкое (Москва) - время Трубецких / М.Ю.Коробко // Первые Гребневские чтения. - Фрязино, 2005. - С. 27-30
110. Кривдина, О.А. Ваятели и их судьбы: научная реконструкция творческих биографий российских скульпторов середины и второй половины XIX века / О.А.Кривдина. - СПб.: Сударыня, 2006. - 662 с.
111. Кроль, А.Е. Андерс Цорн / А.Е. Кроль. - М.; СПб.: Летний сад, 2008. -
191 с.
112. Кузнецова, Е.А. Эстетика импрессионизма / Е.А.Кудрявцева // Вестник Московского университета. - 2000. - № 2. - С. 83-90
113. Леняшина, Н.М. Итальянская скульптура ХХ века. Проблемы, тенденции, имена. (издание научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств) / Н.М.Леняшина. - М., 1990. - 180 с.
114. Леняшина, Н.М. Импрессионизм Медардо Россо - диалог с живописью / Н.М.Леняшина // Научные труды - 2012. - № 21. - С. 102-111.
115. Леняшина, Н.М. Медардо Россо. У истоков современной итальянской скульптуры / Н.М.Леняшина // Скульптура (История и современность): сб. науч. статей. Ч.1. - СПб гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, 2002. - С. 22-29
116. Любошъ, С. Разговоры / С.Любошъ // Слово. - 1909. - № 810, 29 мая.
117. М-ъ. У Паоло Трубецкого / М-ъ // Новое время. - 1909. - № 11924, 25 мая. С. 2-3.
118. Мантурова, Т. Александр Матвеев / Т.Мантурова. - М.: Изобразительное искусство, 1974. - 56 с.
119. Мартышкина, Т.Н. Импрессионизм: от художественного видения к мировоззрению Т.Н.Мартышкина // Вестник Томского гос. ун-та. - 2007. - вып. 304. - С. 73-76.
120. Меньшиков, М.О. Величие и вульгарность / М.О.Меньшиков // Новое время. - 1909. - № 11927, 28 мая.
121. Михайлова, Р.Ф. И.Е.Репин и П.П.Трубецкой / Р.Ф.Михайлова // Репин
- близкое, далекое: сб. науч. трудов. - СПб: 1999. С. 42-48
122. Мурина, Е. Александр Терентьевич Матвеев / Е.Мурина. - М.: Искусство, 1964. - 104 с.
123. Н. Газетное вранье о Паоло Трубецком // Петербургская газета. - 1909.
- № 143. 28 мая
124. Нандъ. У памятника // Русское слово. - 1909. - № 119, 27 мая
125. Неклюдова, М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала ХХ века. / М.Г.Неклюдова. - М.: Искусство, 1991. - 396 с.
126. Носов, С. Тайная жизнь петербургских памятников / С.Носов. - СПб, М.: Лимбус Пресс, 2008. - 240с.
127. Один из толпы. Открытое письмо скульптору кн. П. Трубецкому // Вечер. - 1909. - № 347, 29 мая.
128. Оптимистъ. [Сатирическая басня] // Слово. - 1909. - № 809, 28 мая.
129. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х.Ортега-и-Гассет. - М.: Аст, Хранитель, 2007. - 269 с.
130. Паоло Трубецкой. Скульптура и генеалогия / ред.-сост. М.Г.Талалай. -М.: Старая Басманная, 2016. - 192 с.
131. "Персонажи в поисках автора": жизнь русских в Италии ХХ века / пер. с ит. А.В.Ямпольской; сост., науч. ред. А.Д'Амелия, Д.Рицци. - М.: Русский путь, 2011. - 320 с.
132. Петров, В. "Мир искусства". Художественное объединение начала ХХ века / В.Петров. - СПб: Аврора, 1997. - 288 с.
133. Петрочук, О.К. Аристид Майоль. 1861-1944 / О.К.Петрочук. - М.: Искусство, 1977. 151 с.
134. Портнова, И.В. Животные в импрессионистической скульптуре конца XIX - начала ХХ века / И.В.Портнова // Вестник МГУКИ. - 2010. - № 6. С. 224230
135. Пути развития русского искусства: живопись, графика, скульптура, театрально-декорационное искусство / под ред. Н.И.Соколовой, В.В.Ванслова. -М.: Искусство, 1972. - 271 с.
136. Раздольская, Е. Искусство Франции второй половины XIX века / Е.Раздольская. - Л.: Искусство, 1981. - 320 с. - С. 5
137. Ревалд, Д. Постимпрессионизм / Д.Ревалд. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 2002. - 464 с.
138. Рейтерсверд, О. Импрессионисты перед публикой и критикой. / О.Рейтерсверд. - М.: Искусство, 1974. - 298 с.
139. Розанов, В. Успехи нашей скульптуры / В.Розанов // Мир искусства. -1901. - № 2-3. - С. 11-13.
140. Ромм, А.Г. Современная скульптура Запада / А.Г.Ромм. - М.: ИЗОГИЗ, 1937. - 198 с.
141. Русские художники на Венецианской биеннале 1895-2013 / авт.-сост. Н.Молок / Николай Молок. - М.: Stella Art Foundation, 2013. - 768 с.
142. С-кий, М. И.Е.Репин о памятнике / М.С-кий // Петербургская газета. 1909. - № 146, 31 мая.
143. Савельев, Ю.Р. Власть и монумент / Ю.Р.Савельев. - СПб.: Лики России, 2011. - 295 с.
144. Сальникова, Е. Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века / Е.Сальникова. - М.: Прогресс-Традиция, 2012. - 576 с.
145. Сапего, И. Эстетические принципы импрессионизма / И.Сапего // Искусство. - 1974. - № 5. - С. 51-61
146. Сапелкин, А.А. Поэты миланской скапильятуры / А.А.Сапелкин // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2009. -вып. 3 (7). - С.22-27
147. Сарабьянов, Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования / Д.В.Сарабьянов. - М.: Советский художник, 1980. - 262 с.
148. Силина, М.М. История и идеология: монументально-декоративный рельеф 1920-1930-х годов в СССР / М.М.Силина. - М.: БуксМАрт, 2014. - 352 с.
149. Синдаловский, Н.А. Санкт-Петербург. История в преданиях и легендах / Н.А.Синдаловский. - СПб: Норинт, 2005. - 480 с.
150. Соколова, Н.И. К вопросу о социологическом обновлении русского импрессионизма /Н.И.Соколова // Русская живопись XIX века / сб. ст. под ред. В.М.Фриче. - М.: Ранион, 1929. - С. 152-171
151. Сосницкая, М. Наш Трубецкой // Слово: Российский журнал художестенной литературы и общественной мысли. - 2008. - №1. - С 104-111
152. Сосницкая, М.С. Скульптор Паоло Трубецкой: последние 20 лет жизни / М.С.Сосницкая // Русские в Италии: культурное наследие эмиграции. Международн. науч. конф. 18-19 ноября 2004г.; материалы и исследования. - М.: Русский путь, 2006. - С. 514-524 (Библиотека-фонд «Русское зарубежье»)
153. Стернин, Г.Ю. Художественная жизнь в России на рубеже XIX - ХХ веков / Г.Ю.Стернин; Ин-т истории искусства, Мин-во культуры СССР. - М.: Искусство, 1970. - 293 с.
154. Стригалев, А. Искусство между XIX и ХХ веком / А.Стригалев // Европейское искусство XIX - ХХ веков: исторические взаимосвязи. - М., 1998.
155. Талалай, М.Г. Русский мир Милана. Прогулки по историческим адресам с Михаилом Талалаем / М.Талалай. - СПб: ЛИК, 2011. - 256 с.
156. Тарасов, Л. Артуро Тосканини, великий маэстро / Л.Тарасова, И.Константинова. - СПб, М.: Планета музыки, Лань, 2011. - 608 с.
157. Тароцци, Д. Верди /окр. пер. с итал. И.Константиновой / Джузеппе Тароцци. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 352 с. (Жизнь замечательных людей)
158. Терновец, Б.Н. Русские скульпторы. / Б.Н.Терновец. - М.: Искусство, 1924. - 48 с.
159. Трифонова, Л. Импрессионизм в русской скульптуре / Л.Трифонова. -СПб: Петербург - XXI век, 2002. - 56с.
160. Трифонова, Л.П. Открытия, совершенные импрессионизмом / Л.П.Трифонова. - СПб: издательство СПбГУ, 2005. - 14 с.
161. Тугендхольд, Я.А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства: избр. ст. и очерки; сост. Т.П.Каждан / Я.А.Тугендхольд. -М.: Сов. художник, 1987 - 320 с. - (Библиотека искусствознания)
162. Турчин, В.С. Импрессионизм в скульптуре / В.С.Турчин // Советская скульптура-75: сб. ст. - М.: Советский художник, 1977. - С. 149-163
163. Турчин, В.С. Монументы и города. Взаимосвязь художественных форм монументов и городской среды / В.С.Турчин. - М.: Советский художник, 1982. -159 с.
164. Турчин, В.С. Паоло Трубецкой / В.С.Турчин // Советская скульптура-76. - М.: Советский художник, 1978. - С. 148-164.
165. Турчин, В.С. По лабиринтам авангарда / В.С.Турчин. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 248 с.
166. Усова, Е. Французская анималистическая скульптура эпохи модернизма / Е.Усова // Искусствознание. - 2012. - № 1-2. С. 481-505
167. Фадеева, Л. Выставка работ П.Трубецкого / Л.Фадеева, Л.Шапошникова // Искусство. - 1967. - № 9. - С. 58-63
168. Федорец, А. Савва Морозов / А.Федорец. - М.: Молодая гвардия, 2013. 350 с. (Жизнь замечательных людей)
169. Федоров, В. Импрессионизм в русской живописи. / В.Федоров. - М.: Белый город, 2003. - 320 с.
170. Федоров-Давыдов, А. Русское искусство промышленного капитализма. - М.: 1928. - 247 с.
171. Федотова, Е. Джованни Сегантини / Е.Федотова. - М.: Белый город, 2004. - 48 с.
172. Федотова, Е. Джованни Больдини / Е.Федотова. - М.: Белый город, 2002. - 48 с.
173. Федотова, Е.Д. Италия. История искусства. / Е.Д. Федотова. - М.: Белый город, 2006. - 608 с.
174. Федотова, Е.Д. Париж Наполеона III. / Е.Д.Федотова. - М.: Белый город, 2011. - 48 с.
175. Федотова, Е.Д. Франческо Айец / Е.Д.Федотова. - М.: Белый город, 2001. - 48 с.
176. Федотова, Е.Д. Флорентийская школа маккьяйоли / Е.Д.Федотова. -М.: Белый город, 2006. - 48 с.
177. Французская живопись второй половины XIX века и современная ей художественная культура: мат. науч. конф. / под общ. ред. И.Е.Даниловой. - М.: Советский художник, 1972. - 206 с.
178. Хмельницкая, Е.С. Скульптор барон Константин Рауш фон Траубенберг / Е.С.Хмельницкая. - СПб: Государственный Эрмитаж, 2014. - 200 с.
179. Художественно-педагогический журнал. - 1910. - № 16. С. 6
180. Чернъшова-Мелъник, Н.Д. Дягилев: Опередивший время / Наталия Чернышова-Мельник. - М.: Молодая гвардия, 2011. - 475 [5] с. - (Жизнь замечательных людей).
181. Шапошникова, Л. Памятник Александру III. Скульптор Паоло Трубецкой / Государственный Русский музей. - СПб: Palace Edition, 1996. - 24 с.
182. Шварц, Е.А. Габриэле Д'Аннунцио: Крылатый циклоп: (Путеводитель по жизни Габриэле Д'Аннунцио); послесл. В.И.Шубинского /Е.А.Шварц. - СПб.: Вита Нова, 2010. - 528 с. - (Жизнеописания).
183. Шефов, А.Н. Скульпторы Николай и Вячеслав Андреевы / А.Н.Шефов. - М.: Издательский дом ТОНЧУ, 2009. - 248 с.
184. Шмигелъская, Е.В. Скульптура малых форм в Российской Федерации / Е.В.Шмигельская. - Л.: Художник РСФСР, 1982. - 128 с.
185. Шмидт, И.М. Русская скульптура второй половины XIX - начала ХХ века. / И.М.Шмидт. - М.: Искусство, 1889. - 304 с. - (Из истории мирового искусства)
186. Шмидт, И.М. П.Трубецкой / И.М.Шмидт. - М.: Искусство, 1964 - 54 с.
187. Шпенглер, О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории: в 2 т. [пер. с нем. Н.Ф.Гарелин; авт. комментариев Ю.П.Бубенков и А.П.Дубнов] / О.Шпенглер. - Минск: Попурри, 2009. - 1 т: Образ и действительность - 656 с.
188. Шпенглер, О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории: в 2 т. [пер. с нем. С.Э.Борич]. / О.Шпенглер. - Минск: Попурри, 2009. - 2 т.: Всемирно-исторические перспективы - 704 с.
189. Шуйский, Б. Паоло Трубецкой - портретист / Б.Шуйский // Художественно-педагогический журнал. - 1910. - № 12. - С. 4-5
190. Щербухина, Л. Скульптор П.Трубецкой и Лев Толстой / Л.Щербухина // Искусство. - 1967. - № 9. - С. 63-65
191. Alpatov, M. Russian Impact on Art / M.Alpatov. - NY, 1950. - 352 pages.
192. Arnason, H.H. History of modern art / H.H.Arnason. - revised & enlarged edition. - NY.: Harry N.Abrams, inc, Publishers, 1977. - 740 p.
193. Barr, M.S. Medardo Rosso / M.S.Barr. - NY: Museum of Modern Art, 1963.
- 91 p.
194. Benapiani, L. Giovanni Segantini / L.Benapiani // Emporium. - 1900. - vol. XL, N. 61, Gennaio. - P. 2-24
195. Bietoletti, S. L'Ottocento italiano / S.Bietoletti, M. Dantini. - Firenze, 2002.
- 384 p.
196. Boito C. Scultura e pittura d'oggi. Torino: Bocca, 1877. - 420 p.
197. Boldini e gli italiani a Parigi. Tra realta e impressione / a cura di Francesca Dini. - Milano: Silvana Editoriale, 2009. - 256 p.
198. Borgmeyer, C.L. The Art of Prince Pierre Troubetzkoy / C.L.Borgmeyer // The Fine Arts. - 1911. - vol. XXV, Nr. 6, December. - P. 323-335
199. Borgmeyer, C.L. The Art of Prince Pierre Troubetzkoy / C.L.Borgmeyer // The Fine Arts Journal. - 1912. - vol. XXVI, Nr. 1, January. - P. 2-20
200. Borgmeyer, C.L. The Art of Prince Pierre Troubetzkoy / C.L.Borgmeyer // The Fine Arts Journal. - 1912. - vol. XXVI, Nr. 2, February. - P. 67-83
201. Borgmeyer, C.L. Prince Paul Troubetzkoy - Sculptor / C.L.Borgmeyer // The Fine Arts. - 1911. - vol. XXV, Nr. 1, July. - P. 3-33
202. Bossaglia, R. Paolo Troubetzkoy, scultore. Verbania, 1866-1938 / R.Bossaglia, P.Castagnoli, L.Troubetzkoy. - Intra: Alberti Libraio Editore, 1988. - 193 p.
203. Bozzi, C. Artisti Contemporanei: Giuseppe Grandi / C.Bozzi // Emporium. -1902. - vol. XVI, N. 92, Agosto. - P. 90-108
204. Brinton, C. The Art of Paul Troubetzkoy / Christian Brinton // Exhibition of sculpture by Prince Paul Troubetzkoy. - Detroit, 1916. - 15 p.
205. Broude, N. Impressionism: A Feminist Reading the Gendering of Art, Science, and Nature in the Nineteenth Century / N.Broude. - Boulder, CO, 1997. - 192 pages.
206. Brown, M.W. American Art to 1900 / Milton Wolf Brown. - NY: Harry N.Abrams, Inc., 1977. - 632 p.
207. Caffin, C.H. American Masters of Sculpture / Charles H. Caffin. - NY.: Doubleday, Page & Company, 1913. - 234 p.
208. Caizzi, A. Lombardia. / Andrea Caizi, Carlo Pirovano, Sandro Pirovano, Guglielmo Tagliacarne. - Milan]: Electa, 1973. - 516 p.
209. Calzini, R. Il Principe scultore Paolo Troubetzkoy a Parigi // La Stampa. -1931. - 2 dicembre.
210. Canady, J. Mainstreams of modern art / John Canady. - NY, Holt, [1959]. -
576 p.
211. Caramel, L. L'impressionismo nella scultura / Luciano Caramel. - Milano: Electa, 1989. - 93 p.
212. Caramel, L. Medardo Rosso: Impressions in Wax and Bronze. 1882-1906 / Luciano Caramel. - NY: Kent Fine Art, 1988. 127 p.
213. Chiesa, P. La famiglia artistica e l'arte lombarda dell'ultimo cinquantennio / P.Chiesa // Emporium. - 1914. - vol XXXIX, N. 229, Gennaio. - P. 2-13
214. Costantini, V. Gallerie italiane d'arte moderna: la galleria di Milano / V.Costantini // Emporium. - 1941. - vol. XCIIII, N. 554. - P. 53-64
215. Costantini, V. Milano. "Bagutta" / V.Costantini // Emporium. - 1937. - vol. LXXXV, N. 507. - P. 162-164
216. Costantini, V. Storia dell'arte italiana / Vincenzo Costantini. - Milano: Casa editrice ceschina, [1958]. Vol. V.
217. Cronache milanesi. La IVa Sindacale // Emporium. - 1933. - vol. LXXVII, N. 459. - P. 169-173
218. Cronace milanesi. Ranzoni // Emporium. - 1923. - vol. LVII, N. 338. - P. 131-133
219. Dalla Scapigliatura al Futurismo / a cura di F. Caroli e A. Masoero. Milano, Firenze, 2001. 288 p.
220. Della Rocca, A. Misticismo estetico e realismo storico nella scapigliatura milanese / Alfonso Della Rocca. - Napoli, Luigi Loffredo Editore, [1965]. - 78 p.
221. Der Monumentalhof von Mailand: Kunst- und Geschichtsführer. -Neuauflage / von G.Ginex, O.Selvafolta; Comune di Milano, Settore Servizi Civici. -Mailand: Silvana Editoriale, 1997. - 208 S.
222. Dhaeze-Van Ryssel, L. The people behind some well known camellia names and history / Luc Dhaeze-Van Ryssel // International Camellia Journal. - 2009. - № 41.
- P. 84-86
223. Di Scala, S.M. Italy From Revolution to Republic, 1700 to the Present / S.M. Di Scala. - Boulder, CO, 1998. - 426 p.
224. Fergonzi, F. Auguste Rodin e gli scultori italiani (1889-1915) / Flavio Fergonzi // Prospettiva. - 1998. - № 89/90. - P. 40-73
225. Fotografía italiana dell'Ottocento / a cura di Maria Bugli, Cristina Gardini. -Milano, Firenze: Electa, Alinari, 1979. - 194 p.
226. Gavrilin, K. Sciamanesimo, induismo, teosofía nell'opera di Vasilij Vatagin / Kirill Gavrilin // La Venere e lo sciamano. L'influsso dello sciamanesimo siberiano sulle arti e la cultura russa del Novecento / a cura di V.Parisi. - Napoli: Graphic Art, 2010. - P. 217-244
227. Gavrilin, K. Theosophy, Hunduism and Shamanism in the Russian Silver Age / Kirill Gavrilin // The Russian Avant-garde. Siberia and the East. - Milano: Skira, 2013. - P. 106-111
228. Geraci, F. Artisti scomparsi: Giovanni Boldini // Emporium. - 1931. - vol. LXXIII, N. 434, Febbraio. - P. 67-76
229. Gerdts, W.H. American Impressionism / W.H.Gerdts. - NY, London: Abbeville Press Publishers, 1984. - 288 p.
230. Giolli, R. P.Troubetzkoy // Profili d'arte contepmoranea. - Milano. 1913. -№ 1. - 31 p.
231. Grandesso S. Verso il Realismo in scultura. La fortuna delle scuole regionale // L'Ottocento in Italia: le arti sorelle. Il realismo 1849-1870 / a cura di C. Sisi. Milano: Electa, 2007. P. 147-173.
232. Grioni, J.S. Paul Troubetzkoy a forgotten celebrity / John S.Grioni // Apollo.
- 1968. - № 87. - P. 458 - 462
233. Grioni, J.S. Le sculpteur Troubetzkoy, parisien d'election / John S.Grioni // Gazette des Beaux-Arts. - 1985. - № 127 (1396-97). - P. 205-212
234. Grioni, J.S. Swedes in Troubetzkoy's Life // Konsthistorik tidskrift/Journal of Art History. - 1984. - № 53 (3). - P. 121-124
235. Grioni, J.S. Una amistad singular. El escultor Principe Paul Troubetzkoy y Joaquin Sorolla y Bastida / J.S.Grioni // Goya: Revista de arte. - 2001. - N. 280. P. 1520
236. Hamann, R. Impressionismus in Leben und Kunst / R.Hamann. - Köln, 1907. - 362 S.
237. Hammacher, A.M. Modern Sculpture. Tradition and Innovation / Abraham Marie Hammacher. - NY.: Harry N.Abrams Inc., 1988. - 448 p.
238. Hartmann, S. A History of American Art / Sadakichi Hartmann. - Boston: L.C.Page & Company Publishers, 1909. - Vol. 2. - 287 p.
239. Hourticq, L. Art in France / L.Hourticq. - NY, 1911. - 469 p.
240. Il segno della Scapigliatura / a cura di M.Aglitati Ruggia, S.Rebora. -Milano: Silvana Editoriale, 2006. - 311 p.
241. Imbrico, P. Ranzoni / P.Imbrico - Intra: Alberti Libraio Editore, 1989. - 264
p.
242. Impressionism in Perspective / edit. by B.Ehrlich White. - NY, 1978. - 161
p.
243. Impressionismi in Europa. Non solo Francia. - Ginevra-Milano, 2001.
244. Italian Memorial Sculpture 1820-1940: A Legacy of Love / edit. by S.Berresford. - London: Frances Lincoln, 2004. - 256 p.
245. Janson, H.W. Nineteenth-Century Sculpture / Horst Woldemar Janson. -NY.: Harry N. Abrams Inc., 1985. - 288 p.
246. Joerissen, G.L. Troubetzkoy - an Interpreter of Life // The American Magazine of Art. Vol. 14. N. 10. 1923. P. 560-569
247. Kuhl, I. Impressionismus. Eine Feier des Lichts / Isabel Kuhl. - Köln: Parragon, 2008. - 224 S.
248. La famiglia italiana dall'Ottocento a oggi /a cura di Pietro Melograni. - Bari: Latena, 1988. - 716p.
249. La morte dello scultore Paolo Troubetzkoy // Corriere della Sera. - 1938. -13 febbraio.
250. La Scapigliatura e Angelo Sommaruga. Dalla bohème milanese alla Roma bizantina. - Milano: Biblioteca di via Senato Edizioni, 2009. - 142 p.
251. Maltese, C. Storia dell'arte in Italia. 1785-1943. Torino: Giulio Einaudi, 1960. - 497 p.
252. Mariani, G. Storia della Scapigliatura / Gaetano Mariani. - Roma: Salvatore Sciascia, 1967. - 910 p.
253. Mériem, J. Paul Troubetzkoy / Jean Mériem // L'Art et les Artistes. Paris, 1906. P. 8-12
254. Miller, F. Portrait of a Ladies' Man: Dr Samuel-Jean Pozzi / F.Miller, C. de Costa // History Today. - 2006. - vol. 56. N. 3. March. - P. 10-17
255. Nicodemi, G. "Le Gamin souriant" e cinque lettere di Medardo Rosso / G.Nicodemi // Emporium. - 1936. - vol. LXXXIII, N. 498. - P. 296-302
256. New York: Una grande mostra di Medardo Rosso // Emporium. - 1964. -vol. CXXXIX, N. 830. - P. 68-71
257. Novotny, F. Painting and Sculpture in Europe 1780 to 1880 / F.Novotny. -Baltimore, MD: 1960. - 290 p.
258. Paolo Troubetzkoy: i ritratti / a cura di S.Rebora. - Milano, 1998. - 63 p.
259. Parkes, K. Sculpture of to-day: in 2 vol. / Kineton Parkes. - NY.: Charles Scribner's Sons, 1922. - vol.2: Continent of Europe. - 328 p.
260. Payne, C. Animals in Bronze / Christopher Payne. - Woodbridge: Antique Collectors' Club, 1986. - 424 p.
261. Rheims, M. 19th Century Sculpture / M. Rheims. - NY.: Harry N.Abrams Inc. Publishers, 1977. - 434 p.
262. Pica, V. Artisti contemporanei: Paolo Troubetzkoy / V.Pica // Emporium. -1900. - vol. XII, N. 67, Luglio. - P. 2-19
263. Reed, J.R. Decadent Style / J.R.Reed. - Athens, Ohio: Ohio University Press, 1938. - 274 p.
264. Ricci, P. Arte e artisti a Napoli [1880-1943]. - Napoli: Banco di Napoli, 1981. 396 p.
265. Rosenblum, R. L'arte dell'Ottocento / R.Rosenblum, H.W. Janson. - Roma, Fratelly Palombi Editori, 1986. - 495 p.
266. Ruiz Bremón, M. La obra del escultor Paul Troubetzkoy en el Museo Sorolla / M.Ruiz Bremón // Archivo español de arte. -1987. - T. 60, N 238. P. 217-222
267. Sculpture. From the Renaissance to the Present Day. From the Fifteenth to the Twentieth Century / edited by G.Duby, J-L.Daval, vol. 1, 2. - Köln [a.o.]: Taschen, 2006. - 1149 p.
268. Scarsi, G. Scapigliatura e Novecento. Poesia. Pittura. Musica / Giovanna Scarsi. - Roma: Edizioni studium, 1979. - 264 p.
269. Segard, A. Le Statuaire Prince Paul Troubetzkoy / Achille Segard // the Studio. - 1910. - № 48. - P. 3-6
270. Serra, L. Storia dell'arte italiana / Luigi Serra. Vol. III. - Milano: Dottor Francesco Vallardi, 1932. - 142 p.
271. Show, G.B. Sculpture by Prince Paul Troubetzkoy: exh.cat. / G.B.Show // London: P.& D. Colnaghi & Co., 1931. - P. 3-5
272. Short, E.H. A History of Sculpture / Ernest H.Short. - London: William Heinemann, 1907. - 327 p.
273. Taft, L. The History of American Sculpture / Lorado Taft. - NY, London: MacMillan & Co., 1903. - 544 p.
274. The American Way in Sculpture. 1890-1930 / edit. By Katherina Solender. -Cleveland Museum of Art, 1986. - 54 p.
275. The Hispanic Society of America. - NY, 1910. - 17 p.
276. The WASP. A Weekly Journal of Illustration and Comment. - 1917. - vol. 75, N. 14, April, 28. - 20 p.
277. Thovez, E. La poesia alle belle arti di Torino / E.Thovez // Emporium. -1898. - vol. VIII, N. 43. - P. 75-79
27S. Tinti, M. Giovanni Boldini ante Parigi / M.Tinti // Emporium. - 1934. - vol. LXXX, N. 475, Luglio. - P. 3-12
279. Trier, E. Moderne Plastik. Von Auguste Rodin bis Marino Marini / Eduará Trier - Beriin: Veri. Gebr Mann, 1954. - 103 S.
250. Un bozzetto del Traubetzkoy // Emporium. - 1910. - vol XXXI, N. 1S6. P.
47S
251. Vertanus. Rassegna per la cultura, l'arte, la storia del lago. - Intra, 19SS. - N. 9. - 467 p.
Справочники и каталоги
252. Александр Матвеев и его школа: альманах. - вып.84. - СПб: Palace Editions, 2005. - 228 с.
253. Владимир Беклемишев: альманах. - вып. 325. - СПб: Palace Editions, 2011. S4 c.
254. Встреча через столетие. Роден. Голубкина. Клодель: кат. выст. - М.: Сканрус, 2004. - 111 с.
255. Джованни Больдини. Художник Belle Époque: кат. выст. / науч. ред. Демина Н.Б. СПб: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2016. - 1SS с.
256. Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII - начала ХХ века: альманах / Государственный Русский музей. - СПб: Palace Edition, 2006. - 119 с.
257. Каталог XVIII выставки Московского общества любителей художеств. - М., 1898.
2SS. Каталог выставки картин журнала «Мир искусства». - СПб: Типография И.Ф.Вайсберга, 1899. - 28 с.
2S9. Каталог выставки картин журнала «Мир искусства». - СПб, 1901. 290. Лейкинд, О.Л. Художники русского зарубежья. 1917-1939: (Биографический словарь) / О.Л.Лейкинд, К.В.Махров, Д.Я.Северюхин. - СПб: Нотабене, 1999.- 720 с.
291. Мунтян, Т.Н. Фаберже. Пасхальные подарки: из собраний Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» и Минералогического музея им. А.Е.Ферсмана РАН / Т.Н. Мунтян. - М.: Московский Кремль, 2011. - 88 с.
292. Народный художник РСФСР профессор Николай Михайлович Чернышев. 1885-1973: сб. мат. и кат. выст. произв. иск-ва, к 90-летию со дня рождения художника / сост. и авт. вступ. ст. В.П.Лапшин. - М.: Советский художник, 1978. - 236 с.
293. Павел Петрович Трубецкой. Выставка произведений к 125-летию со дня рождения: каталог выст.; скульптура, графика / сост. С.П.Домогацкая, Л.П. Шапошникова; Мин-во культ. СССР; Государственная Третьяковская галерея; Государственный Русский музей - М.: Советский художник, 1991. - 109 с.
294. Павел Петрович Трубецкой. 1866-1938: каталог выставки / вступит. ст. Л.П.Шапошниковой, Л.В. Фадеева- Л.-М.: Советский художник, 1966. - 15 с.
295. Паоло Трубецкой: каталог выставки / автор ст., сост. Е.Карпова. - СПб: Palace Editions, 2016. - 84 с.
296. Паоло Трубецкой. Собрание Музея пейзажа в Вербании: альбом-каталог / ред.-сост. Ф.Рабаи, Р.Трубецкой-Хан. - М.: Старая Басманная, 2018. -290 с.
297. Петр Бромирский: кат. выст. - М.: Компьютер Пресс, 2000. - 128с.
298. Русский импрессионизм: каталог. - СПб: Palace Editions, 2000. - 384 с.
299. Скульптор Николай Андреев. Кем вы были до 1917 года?: кат. выст. / Государственная Третьяковская галерея. - М., 2017. - 184 с.
300. Скульптор Паоло Трубецкой: кат. выст. / Государственная Третьяковская галерея. - М., 2018. - 136 с.
301. Скульптура XVIII - XIX веков: кат. собр. / Государственная Третьяковская галерея; [отв. ред. Я.В.Брук]. - М.: Красная площадь, 2000. - т. 1 -352 с. - (Скульптура XVIII - ХХ веков)
302. Скульптура, XVIII-начало ХХ века: каталог / Государственный Русский музей; [отв. ред. Л.П.Шапошникова]. - Л.: Искусство, 1988. - 320 с.
303. Скульптура и рисунки скульпторов конца XIX - начала ХХ века: каталог. - М.: Советский художник, 1977. - 640 с.
304. Толстовская выставка в Москве: каталог. - М.: Т-во И.Д. Сытина, 1911. - 116 с.
305. Энциклопедия импрессионизма / под ред. М. и А. Серюлля; пер. с фр. Н.Матяш; науч. ред. и авт. послесл. К. Богемская. - М.: Республика, 2005. - 295 с.
306. 100 anni : scultura a Milano, 1815-1915. - Milano: Officina libraria, 2017. -
304 p.
307. VIII Esposizione Internazionale d'Arte della città di Venezia: catalogo illustrato. - Venezia: C.Ferrari, 1909. - 380 p.
308. Catalogo delle belle arti: Esposizione Nazionale. - Torino: Roux Frassati, 1898. - 246 p.
309. Catalogo illustrato di Terza Esposizione Internazionale d'Arte della città di Venezia. - Venezia: Carlo Ferrari, 1899. - 190 p.
310. Catalogue illustré official de l'exposition décennale des beaux-arts: exposition universelle. - Paris: Lemercier et Co, Ludovic Baschet, 1900. - 336 p.
311. Catalogue of an Exhibition of Works by the Members of the "Société des peintres et sculpteurs". - Buffalo: Fine Arts Academy, 1911. - 92 p.
312. Catalogue of an Exhibition of Works by the Members of the Société des peintres et sculpteurs of Paris. - Boston: the Metralf Press, 1912. - 97 p.
313. Catalogue of Sculpture by Prince Paul Troubetzkoy: exhibited at the Art Institute of Chicago. - Chicago, 1912. - 54 p.
314. Catalogue of Sculpture by Prince Paul Troubetzkoy exhibited by the American Numismatic Society at the Hispanic Society of America. - NY: American Numismatic Society, 1911. - 177 p.
315. Chilvers, I. A Dictionary of Twentieth-Century Art / I.Chilvers. - Oxford, Oxford University Press, 1999. - 670 p.
316. Exhibition of Sculpture by Prince Paul Troubetzkoy. Detroit Musum of Art: catalogue. - Detroit, 1916. - 15 p.
317. Exhibition of Sculpture by Prince Paul Troubetzkoy. Museum of History, Science and Art. - Los Angeles, 1917
318. Exhibition of Sculpture by Prince Paul Troubetzkoy. Museum of History, Science and Art. - Los Angeles, 1918
319. Il Bello o il Vero. La scultura napoletana del secondo Ottocento e del primo Novecento / a cura di Isabella Valente. - Castellamare di Stabia: Nicola Longobardi, 2014. 600 p.
320. Illustrated Catalogue of the Post-Exposition Exhibition in the Department of Fine Arts. Panama-Pacific International Exposition. - San Francisco, 1916. - 112 p.
321. Impressionismo italiano / a cura di R. Barilli. - Milano, 2002. - 276 p.
322. Katalog der I. Kunstausstellung der Vereinigung bildender Künstler Österreichs. - Wien: Otto Maas Söhne, 1898. - 73 p.
323. Katalog der IV. Kunstausstellung der Vereinigung bildender Künstler Österreichs. - Wien, 1899. - 33 p.
324. Mostra nazionale di belle arti: catalogo illustrato. - Milano, 1906. - 164 p.
325. Musée d'Orsay. Catalogue sommaire illustré des sculptures / A.Pingeot [e.a.]; Ministère de la Culture et de la Communication, Edition de la Réunion des musées nationaux. - Paris, 1986. - 300 p.
326. Official Catalogue of the World's Columbian Exhibition: Fine Arts. Part X.
- Chicago: W.B.Gonkey, 1893. - 196 p.
327. Offizieller Katalog der Internationalen Kunstausstellung des Vereins bildender Künstler Münchens "Secession" 1902. - München: F.Bruckmann AG, 1902.
- 148 S.
328. Offizieller Katalog der Internationalen Kunstausstellung Dresden 1901. -Dresden-Blasewitz, 1901. - 240 S.
329. Panzetto, A. Nuovo dizionario degli scultori italiani dell'Ottocento e del primo Novecento. Da Antonio Canova ad Arturo Martini / Alfonso Panzetto. In 2 vol. -Torino: AdArte, 2014. - 1068 p.
330. Paolo Troubetzkoy. 1866-1938 / a cura di G.Piantoni e P.Venturoli; Museo del Paesaggio. - Verbania Pallanza, 1990. - 295 p.
331. Portraits in Bronze and Marble by Paul Troubetzkoy: catalogue. - NY: Goerck Press, [1914]. - 12 p.
332. Prince Paul Troubetzkoy. The Belle Epoque Captured in Bronze: exhibition 21 May-27 June 2008. - London: Sladmore Gallery, 2008. - 80 p.
333. Rembrandt Bugatti. The Sculptor. 1884-1916 / edited by Phillipp Demandt and Anke Daemgen. - Berlin: Hirmer, 2014. - 220 p.
334. Salon d'automne. Exposition de l'art russe: catalogue. - Paris, 1906. - 146
p.
335. Sorolla and America: exhib. cat. / edit. by B.Pons-Sorolla, M.A.Roglan. -Brizzolis, Madrid: Ediciones el viso, 2013. - 340 p.
336. The City Art Museum St. Luis. An Exhibition of Paintings and Drawings and Sculputre by the Members of the Members of the "Société des peintres et sculpteurs": special exhibition catalogue. - St.Luis, 1912. - 97 p.
337. The Toledo Museum of Art: Catalogue Painting and Sculpture. - Toledo, 1912. - 36 p.
Электронные ресурсы
338. Арбатская, Ю. Камелии. Романовы и русское дворянство в названиях камелий. Camelias and Russian names [Электронный ресурс] / Юта Арбатская, Константин Вихляев. - Режим доступа: www. kaj uta. net/node/2941
339. Бальзак, О. Принц богемы [Электронный ресурс] / О.Бальзак. - Режим доступа: http ://librebook.ru/princ bo gemy/vol 1/1
340. Галерея Тейт, Лондон [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tate.org.uk
341. Галушкина, Л. Импрессионизм в литературе [Электронный ресурс] / Л.Галушкина. - Режим доступа: www.proza.ru/2009/05/18/868
342. Государственный каталог музейного фонда Российской федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://goskatalog.ru/portal/#/collections?q=Трубецкой&imageExists=true
343. Культура Западной Европы XIX в. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. countries. ru/library/newtime/19vek.htm
344. Колесникова, Т.С. Европейская повседневная культура 19 века [Электронный ресурс] / Т.С.Колесникова. - Режим доступа: http: //analiculturolog.ru/component/k2/item/212-article_24. html
345. Маковицкий, Д.П. Яснополянские записки [Электронный ресурс] / Д.П.Маковицкий. - Режим доступа: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/bio/makovickij-yasnopolyanskie-zapiski/index.htm
346. Михайлова, Т. Импрессионизм в литературе [Электронный ресурс] / Т.Михайлова. - Режим доступа: www.krugosvet.ru/enc/kultura i obrazovanie/literatura/IMRESSIONIZM V LITERA TURE...
347. Нестьев, И.В. Импрессионизм [Электронный ресурс] / И.В.Нестьев. -Режим доступа: www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/053/453. htm
348. Ревалд, Дж. История импрессионизма [Электронный ресурс] / Дж. Ревалд. - Электрон. дан. - М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2005 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
349. Российские мемуары конца 19 - начала 20 века [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2007 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
350. Толстой, Л.Л. В Ясной поляне. Правда об отце и его жизни. [Электронный ресурс] / Л.Л.Толстой. - Режим доступа: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/vospominaniya/pravda-ob-otce/index.htm
351. Толстой, Л.Н. Что такое искусство? [Электронный ресурс] / Л.Н.Толстой. - Электрон. дан. - Режим доступа: http: //lib .rus .ec/b/56167
352. Трубецкая О.Н. Князь С.Н.Трубецкой (воспоминания сестры) [Электронный ресурс] / О.Н.Трубецкая. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.e-reading.club/book.php?book=57469
353. Философов, Д.В. Бакст и Серов [Электронный ресурс] / Д.В.Философов // Наше наследие. - 2002. - № 63-64. - Режим доступа: http://nasledie-rus.ru/podshivka/6408.php
354. Щепкина-Куперник, Т.Л. Дни моей жизни. Воспоминания [Электронный ресурс] / Т.Л.Щепкина-Куперник. - Режим доступа: www.e-reading. club/book.php?book=1036221
355. Щербатов, С. Художник в ушедшей России [Электронный ресурс] / С.Щербатов. - Режим доступа: www.e-reading.club/book.php?book=66773
356. Albertinum [Electronic resourse]. - Mode access: https://albertinum.skd.museum
357. Arrighi, C. La scapigliatura e il 6 febbraio [Electronic resource] / C.Arrighi -Mursia, Milano, 1988. - Mode access: www.liberliber.it
358. Art at Home and Abroad // New York Times [Electronic resource] - NY, cop. 1914. - Mode access: http: //www.nytimes.com
359. Avanzi, B. Medardo Rosso e Troubetzkoy influenzati dall'Impressionismo? Divergenze tra Italia e Francia [Electronic resource] / Beatrice Avanzi. - Режим доступа: https://www.stilearte.it/variazioni-in-rosso
360. Doctor Pozzi [Electronic resource]. Режим доступа: http: //doctorpozzi. com.
361. Barred Prince's Dogs // New York Times [Electronic resource] - NY, cop. 1914. - Mode access: http: //www.nytimes.com
362. La Scapigliatura. Un "pandemonio" per cambiare l'arte / a cura di A.-P.Quinsac [Electronic resource]. - Mode access: http: //studioargento .com/arte/scapigliatura/
363. Museo del Paesaggio [Electronic resource]. - Mode access: http: //www.museodelpaesaggio. it
364. Smithsonian Art Institute, Art Inventories Catalogue [Electronic resource]. -Washington. Mode access: http://siris-artinventories.si.edu
365. Smithsonian Art Institute, National Portrait Gallery [Electronic resource]. -Washington. - Mode access: http: //www.npg.si.edu/exh/hall2/fdrs .htm
366. Prince Prefers Savage Life // New York Times [Electronic resource] - NY, cop. 1912. - Mode access: http: //www.nytimes.com
367. Prince Troubetzkoy Here // New York Times [Electronic resource] - NY, cop. 1911. - Mode access: http: //www.nytimes.com
368. Prince Troubetzkoy, Noted Russian Sculptor, Here // New York Times [Electronic resource] - NY, cop. 1911. - Mode access: http: //www.nytimes.com
369. Ritratto di un artista scapigliato. Daniele Ranzoni e gli anni felici di Ghiffa / di Archivio Iconografico del Verbano Cusio Ossola [Electronic resource] - Mode access: https://archiviodelverbanocusioossola.com/2012/01/04/ritratto-di-un-artista-scapigliato-daniele-ranzoni-e-gli-anni-felici-di-ghiffa
370. Sightseeng Prince All Night in a Cell // New York Times [Electronic resource] - NY, cop. 1915. - Mode access: http: //www.nytimes.com
371. Treccani. Enciclopedia on line [Electronic resourse]. - Mode access: http://www.treccani.it/enciclopedia/dizionario
372. Troubetzkoy Coming Here // New York Times [Electronic resource] - NY, cop. 1910. - Mode access: http: //www.nytimes.com
373. Weinberg, H.B. American Impressionism [Electronic resource] / H.B.Weinberg. - Mode access: www.metmuseum.org/toah/hd/aimp/hd aimp.htm
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.