Творчество новокрестьянского писателя П.И. Карпова: проблематика и поэтика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Жилина Мария Александровна

  • Жилина Мария Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2024, ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 184
Жилина Мария Александровна. Творчество новокрестьянского писателя П.И. Карпова: проблематика и поэтика: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения». 2024. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Жилина Мария Александровна

Введение

Глава 1. Творчество П.И. Карпова в контексте литературы XX века

1.1. Проблема взаимовлияния новокрестьянской поэзии и символизма

1.2. П.И. Карпов и поэты-символисты: сближения и отталкивания

1.3. Основы художественного самосознания в творчестве П.И. Карпова

1.4. Творчество П.И. Карпова в контексте новокрестьянской литературы .... 56 Глава 2. Особенности художественного мира П.И. Карпова

2.1. Природа как универсальная константа художественного мира П.И. Карпова

2.2. Роль цветообозначений в поэзии П.И. Карпова

2.3. Образ огня в творчестве П.И. Карпова

Глава 3. Религиозная проблематика в творчестве П.И. Карпова

3.1. Тема России в поэтическом творчестве П.И. Карпова

3.2. Мифологема «Светлый Град» в поэзии П.И. Карпова

3.3. Художественные особенности поэмы П.И. Карпова «Светлоград»

3.4. Специфика библейских аллюзий в романе П.И. Карпова «Пламень»

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество новокрестьянского писателя П.И. Карпова: проблематика и поэтика»

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена обращением к личности и творчеству П.И. Карпова как к одному из значительных представителей новокрестьянской литературы, на протяжении длительного времени остававшемуся вне исследовательского интереса. Анализ литературного наследия писателя, выявление черт его творческой индивидуальности позволит значительно расширить существующие в современной науке представления о новокрестьянской литературе, воссоздать целостную картину данного направления, деятельность которого представляется неполной без творчества П.И. Карпова.

Комплексное исследование литературно-художественного творчества писателя, направленное на структурирование жанров и мотивов его произведений, установление взаимоотношений П.И. Карпова с современниками предоставляет возможность осмыслить специфику художественного сознания писателя и тем самым расширить контекст изучения как авторов «второго ряда», так и общепризнанных мастеров слова.

Обращение к творчеству П.И. Карпова также позволяет расширить область изучения региональной литературы и рассматривать его художественные произведения сквозь призму курского локуса.

Перечисленные аспекты исследования открывают перспективы для дальнейшего постижения закономерных процессов историко-литературной жизни начала ХХ столетия.

Объект исследования - творческий метод П.И. Карпова в контексте основных тенденций новокрестьянской литературы.

Предмет исследования - особенности проблематики и поэтики произведений П.И. Карпова.

Цель диссертационной работы - выявление специфики проблематики и поэтики литературного наследия П.И. Карпова в контексте закономерностей

и тенденций развития историко-литературного процесса первой трети XX века.

Для достижения обозначенной цели были выдвинуты следующие задачи:

- исследовать неизвестные страницы творческой биографии П.И. Карпова;

- проанализировать характер творческих отношений П.И. Карпова с видными литераторами первой половины ХХ века;

- определить степень влияния общих тенденций эпохи модернизма на формирование художественного метода П.И. Карпова;

- выделить в произведениях П.И. Карпова признаки новокрестьянской литературы;

- установить идейно-тематическое своеобразие художественного творчества П.И. Карпова;

- выявить особенности писательского стиля П.И. Карпова.

Эмпирическим материалом для данного исследования послужили художественные и публицистические произведения П.И. Карпова: сборник публицистических статей «Говор зорь...» (1909), роман «Пламень» (1913), сборник стихотворений «Русский ковчег» (1922), сборник рассказов «Верхом на солнце» (1933), повесть «Из глубины.» (1956), а также личные письма П.И. Карпова, хранящиеся в архивах РГАЛИ, газетные интервью с близкими родственниками писателя, находящиеся в фондах Литературного музея города Курска.

Степень изученности проблемы. Феномен Серебряного века стал объектом пристального внимания для разных областей знания: литературоведения, культурологии, истории, искусствоведения. Этот короткий, но яркий период времени отразился в русской и мировой словесности. Названный Н.А. Бердяевым «русским духовно-культурным Ренессансом», Серебряный век привлёк интерес таких выдающихся учёных, как С.С. Аверинцев [Аверинцев 1988], Н.А. Богомолов [Богомолов 2000], В.В. Бычков [Бычков 2005], М.Л. Гаспаров [Гаспаров 2000], К.И. Исупов

[Исупов 1990], И.В. Кондаков [Кондаков 2011], О.А. Кривцун [Кривцун 2008], А.В. Лавров [Лавров 2004], В.А. Мескин [Мескин 1997], З.Г. Минц [Минц 1999], Е.А. Сайко [Сайко 2006], С.Л. Слободнюк [Слободнюк 2009], Г.Ю. Стернин [Стернин 2007], В.Н. Топоров [Топоров 1996], А. Ханзен-Лёве [Ханзен-Лёве 2003], Н.А. Хренов [Хренов 2005], В.П. Шестаков [Шестаков 1995], М.М. Шибаева [Шибаева 2001], А.М. Эткинд [Эткинд 2013] и др.

Духовно-философские, религиозные и художественные искания начала эпохи определили новый тип культуры. Проблемы переоценки ценностей, радикальных изменений национального уклада, русской ментальности отразились в новокрестьянской литературе. В творчестве писателей-новокрестьян, заявивших о себе в предреволюционные годы, воплотились идеи народного бытия, сакрализации земли, самобытности русской цивилизации, национального характера, религиозного поиска, исторической и мистической судьбы России. Долгое время в центре исследовательского внимания находились Н.А. Клюев, С.А. Есенин и С.А. Клычков, между тем как другие художники слова упоминались лишь как поэты «есенинского круга». Прежде всего, это касается Пимена Ивановича Карпова, самобытного и талантливого писателя, занимающего особое место в литературе XX века. На протяжении почти двух десятилетий он находился в эпицентре литературной жизни России, был знаком со многими видными деятелями Серебряного века, переписывался с Л.Н. Толстым, А.А. Блоком, Вяч. Ивановым, В.В. Розановым, В.Я. Брюсовым, Д.С. Мережковским, посещал заседания Религиозно-философского общества в Петербурге, имел особую точку зрения на важные политические и социально-экономические проблемы своего времени. Произведения П.И. Карпова неоднократно запрещались цензурой. Его судьба сложилась так, что после революции 1917 года он находился в литературном забвении на протяжении 25 лет.

Творчество П.И. Карпова закономерно отражает процесс активного обновления литературы начала XX века, когда формируются новые литературные направления, течения, группы, происходит напряжённый и

интенсивный поиск новых неординарных форм художественного выражения, переосмысливается религиозная тема.

В настоящее время внимание исследователей к новокрестьянской литературе заметно увеличивается и распространяется на самые различные аспекты творческой биографии художников слова. Рассмотрение творчества новокрестьянских писателей осуществлялось многими учёными. Прежде всего стоит упомянуть монографию А.И. Михайлова «Пути развития новокрестьянской поэзии» [Михайлов 1990], в которой исследуется мировоззрение новокрестьянских поэтов, их духовно-нравственные искания.

Попытки глубокого научного осмысления художественного наследия новокрестьянских авторов начинаются с 1960-1970-х годов и заявляют о себе трудами К.М. Азадовского [Азадовский 1975], В.Г. Базанова [Базанов 1990], Л.Л. Бельской [Бельская 1998], В.Г. Белоусова [Белоусов 1968], К.А. Кедрова [Кедров 1989], П.Ф. Юшина [Юшин 1969]. Заметное повышение исследовательского интереса происходит в 1980-1990-е годы: появляются работы О.Е. Вороновой [Воронова 2016], Л.В. Захаровой [Захарова 1993], Ю.А. Изумрудова [Изумрудов 2022], Е.Л. Карпова [Карпов 1974], Э.Б. Мекша [Мекш 1989], А.И. Михайлова [Михайлов 1990], Н.И. Неженца [Неженец 1988], Ю.Л. Прокушева [Прокушев 1999], Я.П. Редько [Редько 1999], Н.М. Солнцевой [Солнцевой 1992], С.И. Субботина [Субботин 1991]. Исследованием творчества новокрестьянских поэтов также занимались такие учёные, как А.Г. Грачёва [Русская литература 1920-1930-х годов. Портреты поэтов 2008], Л.А. Киселёва [Киселёва 1990], Е.В. Ланге [Ланге 2005], Ю.Б. Орлицкий [Орлицкий 1977], К.И. Поливанов [Поливанов 1995], Т.А. Пономарёва [Пономарёва 2020], Т.К. Савченко [Савченко 1991], С.Г. Семёнова [Русская литература 1920-1930-х годов. Портреты поэтов 2008].

Начало изучения художественного наследия П.И. Карпова было положено благодаря инициативе московского исследователя С.С. Куняева и курских журналистов А.А. Грачёва и Н.А. Шатохина, внёсших значительный

вклад в процесс возвращения полузабытого писателя в большую литературу. С.С. Куняев - один из первых исследователей, сделавших попытку возродить имя Пимена Карпова. В статье «Певец Светлого Града» он подробно описывает жизнь писателя, указывает на причины, по которым тот «выпал из читательского внимания» [Куняев 1991, с. 8]. Автор опровергает утверждение о подражании романа «Пламень» повести А. Белого «Серебряный голубь», указывает на скрытую полемику с этим произведением. С.С. Куняев подчёркивает, что в «крестьянской купнице» П.И. Карпов занимал обособленное положение: с Н.А Клюевым отношения не сложились, с С.Е. Есениным период сближения был краток, и лишь с С.А. Клычковым установилось душевное единство.

А.А. Грачёв в статье «Поэт есенинского круга» [Грачёв 2015, с. 130] говорит о том, что П.И. Карпов обязан своим «вторым рождением» именно С.С. Куняеву [Куняев 1991], по инициативе которого в Московском журнале «Наш современник» (серия «Забытая книга») был опубликован роман «Пламень», а также стихотворения и воспоминания писателя. Исследователь высказывает предположение о том, что П.И. Карпова следует отнести к группе поэтов Серебряного века на основании наличия в его произведениях модернистских тенденций, в частности, упоминается связь поэта с символистской школой. Помимо этого, А.А. Грачёв акцентирует внимание на знакомстве писателя с жанром народной песни и фольклором в широком смысле.

Существенный вклад в популяризацию творческого наследия П.И. Карпова внёс курский журналист, краевед Н.А. Шатохин. С 1972 года он собирал и исследовал художественные и публицистические произведения писателя. В 1996 году по его инициативе в Хомутовском районе Курской области начинают организовываться ежегодные Карповские чтения. В 2006 году вышла в свет брошюра «Певец Светлого Града» [Шатохин 2006], содержащая стихотворения П.И. Карпова и отрывки из его произведения «Из

глубины.». В 2010-2011 годах издано двухтомное собрание сочинений писателя. Работу составителя выполнил Н.А. Шатохин.

В статье «Братья по музеям и по судьбам» [Шатохин 2015, с. 171], опубликованной к 130-летию со дня рождения и к 110-летию начала творческой деятельности П.И. Карпова, Николай Аверьянович указывает причину первоначальной полемики писателя с С.А. Есениным и Н.А. Клюевым: последние в начале своего писательского становления часто переодевались в простолюдинов, в то время как П.И. Карпов отрицательно относился к этому.

Исследователь отмечает, что П.И. Карпов подвергает мифологизации собственную биографию: многие объективные факты расходятся с его заявлениями. По меткому замечанию Н.А. Шатохина, писатель настолько мифологизировал своё творчество, что до сих пор продолжает создаваться новая мифология вокруг него и его героев.

Научное осмысление произведений П.И. Карпова началось в 90-е годы ХХ века. Существует несколько серьёзных монографических исследований, содержащих литературоведческий анализ его художественного творчества, однако личность П.И. Карпова упоминается в контексте других новокрестьянских писателей. Прежде всего следует упомянуть коллективную монографию «Русская литература 1920-1930-х годов. Портреты поэтов» [Русская литература 1920-1930-х годов. Портреты поэтов 2008] под редакцией А.Г. Грачёвой, С.Г. Семёновой, посвящённую осмыслению основных тенденций развития, духовных исканий и художественных достижений литературы первой трети XX столетия. Особое внимание уделяется новокрестьянской поэзии, даётся биографическая справка о каждом её представителе. В работе обосновывается наличие у поэтов-новокрестьян жизненных совпадений и сходных черт творчества.

Например, указано, что С. Клычков, Н. Клюев и П. Карпов были выходцами из старообрядческих родов, многие из них (А. Ганин, Н. Клюев, С. Есенин, А. Ширяевец) переступили традиционный для своего сословия

образовательный предел. П. Орешин, А. Ганин, П. Карпов, С. Клычков прошли военную службу в годы Первой мировой войны, С. Есенин служил в Царскосельском полевом военно-санитарном поезде № 143. После Гражданской войны все они преследовались властями, их судьбы сложились трагически. В работе отмечается, что новокрестьянские поэты были увлечены мифологизацией художественного пространства, в их творчестве отразились черты исторической, социальной, антропологической, космогонической и религиозной неомифологии XX века. В частности, Н.А. Клюев и П.И. Карпов создавали революционные неомифы.

В монографии Н.М. Солнцевой «Китежский павлин» [Солнцева 1992, с. 20] рассматривается проблематика, характерная для творчества писателей-новокрестьян. Исследователь отмечает, что в творческом сознании П.И. Карпова соединилось боголюбие и революционность, христианская вера и христианский социализм. Его религиозное мировоззрение представляло собой сплав хлыстовщины, пантеизма, близкого к язычеству, и христианского социализма.

В диссертации Т.А. Пономарёвой «Проза новокрестьян 1920-х годов: типология, поэтика» [Пономарёва 2000, с. 26] исследуется мифопоэтическая концепция бытия, выраженная в прозе и отражающая типологическое единство новокрестьянского эпоса. Автор выделяет мифологичность русского национального сознания как способ создания циклического целого. Закономерности литературного развития выявлены в творчестве Н. Клюева, С. Клычкова и, по замечанию исследователя, писателей «второго плана» -П. Карпова и А. Ганина.

Помимо диссертации, Т.А. Пономарёвой принадлежит ряд научных статей о творчестве новокрестьянских поэтов. Особый интерес вызывает работа «Мифология революции в малой прозе Пимена Карпова 1920-х гг.» [Пономарёва 2020, с. 150], в которой исследователь сосредотачивает внимание на рассмотрении мифопоэтики рассказов писателя. Прежде всего, Т.А. Пономарёва отмечает стремление литературы начала 20-х годов

прошлого столетия к механической фиксации фактографического материала и отсутствие в ней историчности мышления, обусловливающие закономерный интерес художников слова к жанрам малой прозы. Циклы рассказов П.И. Карпова в этом отношении максимально соответствуют запросам времени: они воссоздают реалии крестьянской жизни, густо окрашенные мифопоэтикой, без «дистанции времени», анализа конкретно -исторических условий происходящего.

В статье «Мифология революции в новокрестьянской литературе» [Пономарёва 2017, с. 200] Т.А. Пономарёва развивает мысль о мифологичности изображения революции в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, П. Карпова, А. Ганина. Автор делает акцент на восприятии поэтами-новокрестьянами революционного свершения как начала Преображения крестьянской Руси.

В статье «Циклизация в творчестве новокрестьянских писателей» [Пономарёва 2021, с. 44] Т.А. Пономарёва выделяет внутритекстовое ядро сборника рассказов П.И. Карпова «Трубный голос». Исследователь подчёркивает, что внутрицикловые взаимодействия реализуются за счёт неоднократных образно-символических повторов, выполняющих сюжетно-композиционную задачу.

Объектом пристального научного внимания наследие писателя стало в диссертации Е.В. Ланге «Творчество П.И. Карпова в контексте литературно-эстетических и религиозно-философских исканий ХХ века» [Ланге 2005, с. 10], посвящённой рассмотрению авторской мифопоэтики. Предметом исследования учёного является влияние мировой сектантской и старообрядческой идеологии на формирование индивидуального художественного метода писателя, выделение различных типов мифологизма в романе «Пламень». Диссертационное исследование направлено на рассмотрение религиозно-философского аспекта новокрестьянской литературы на примере изучения художественных текстов писателя.

Существенный вклад в изучение карповского творчества внёс исследователь К.М. Поливанов. В его статье «Элементы автобиографии в прозе Пимена Карпова» [Поливанов 2023] подвергаются анализу фрагменты произведений П.И. Карпова «Верхом на солнце» и «Из глубины...», делается попытка реконструировать литературную биографию писателя посредством разграничения имеющегося фактического материала и противоречивых утверждений самого Пимена Ивановича. Автор ставит под сомнение оригинальность мыслей П.И. Карпова в книге «Говор зорь.», подчёркивая её зависимость от размышлений литературной элиты того времени.

Исследователь указывает на явно вымышленный характер эпизодов в самых поздних «автобиографических» сочинениях П.И. Карпова. Действительно, фактические данные подтверждают недостоверность описанных сведений, противоречат сюжетной логике повествования. К.М. Поливанов приходит к выводу о том, что тексты П.И. Карпова следует воспринимать как художественную прозу, герои которой носят фамилии реальных участников литературной жизни 1910-х годов, но ведущий способ описания их судеб имеет весьма условное отношение к реальной жизни. Например, воспринимаемое прежде как автобиографическая повесть произведение «Из глубины.», по мнению К.М. Поливанова, отвечает всем жанровым признакам романа [Поливанов 2023]. Тексты П.И. Карпова представляют собой художественный миф, органично вписывающийся в общую тенденцию к мистификации, получившую широкое распространение в литературе начала XX века.

Внимание исследователей было направлено и на выявление в произведениях писателя взаимосвязи между творческим процессом Курского края и общероссийским литературным процессом. Например, в работе И.П. Михайловой «"Своеобразие черт народной души" в творчестве Пимена Карпова» [Михайлова 2016, с. 41] выявляется слияние социального и мифологического в изображении действительности, использование религиозной символики, пристальное внимание к конкретно-социальным

реалиям крестьянского уклада. В статье Н.З. Коковиной, И.П. Михайловой «Мифологема "Светлый Град" в лирике Пимена Карпова» [Коковина, Михайлова 2021, с. 235] исследуется образ Небесной Руси и литературно -философская традиция его интерпретации. Учёные отмечают, что мифопоэтика П.И. Карпова изобилует концептуально значимыми мифологемами, близкими к описанию райского пространства у Н.А. Клюева («отчие обители»), С.А. Есенина («новый Назарет»), П.В. Орешина («Красный Храм»). По их мнению, образ Светлого Града густо окрашен веяниями эсхатологического символизма и связан с хлыстовским учением о таинственной смерти и таинственном воскресении.

Стоит отметить работы, посвящённые выявлению в произведениях писателя общих черт новокрестьянской литературы. В статье С.А. Кирей «Теургический концепт в творчестве Пимена Карпова» [Кирей 2011, с. 128] представлена характеристика литературных тенденций начала XX столетия. Особое внимание уделяется поэтам-символистам, анализируется роль П.И. Карпова в общекультурном процессе этого периода. Исследователь отмечает, что в творчестве писателя отразились черты неоромантизма и символизма, а образ Светлого Града возник на основе старообрядческих представлений о сказочном Беловодье и осмысливается в символическом ключе.

В статье О.А. Вергазовой «Символика цвета в поэзии Пимена Карпова» [Вергазова 2012, с. 513] содержится утверждение о том, что мифологема «Светлый Град» становится центральным звеном концептуального мира писателя и реализуется в художественном тексте посредством колористической лексики.

К творчеству П.И. Карпова не остались равнодушны и лингвисты. В 2014 году появилась диссертация А.В. Кузьминой «Художественное слово П.И. Карпова» [Кузьмина 2014, с. 27], посвящённая выявлению основных черт карповского идиостиля. Этому исследователю принадлежит ряд научных статей, направленных на изучение лексических признаков в

произведениях писателя. Лингвистические особенности художественных текстов П.И. Карпова подвергались анализу в работах Л.И. Лариной [Ларина 2018], Н.О. Косицыной [Косицина 2015].

Период активных творческих публикаций писателя приходится с 1908 по 1925 год и не случайно представляет наибольший интерес для учёных. Современные исследователи рассматривают его, прежде всего, как новокрестьянского автора. Обзор научных работ показывает, что такие аспекты, как роль художественных текстов П.И. Карпова в литературном процессе первой трети ХХ столетия, его личные и творческие связи с предшественниками и современниками до сих пор не выявлены в полном объёме. В современной отечественной науке отсутствуют диссертации, посвящённые комплексному анализу наследия писателя.

Важнейшей проблемой исследования творчества П.И. Карпова является определение источниковедческой базы. При жизни автора была опубликована лишь малая часть его произведений: это сборник статей-памфлетов «Говор зорь.» (1909), брошюра «У плуга. Умны крестьяне русские» (1910), сборник стихотворений «Знойная лилия» (1911), роман «Пламень» (1913), цикл рассказов «Трубный голос» (1920), сборники стихотворений «Звездь» (1922) и «Русский ковчег» (1922), пьеса «Богобес» (1922), рассказ «Верхом на солнце» (1933), первая часть повести «Из глубины.» (1956).

В 2007 году во втором номере журнала «Наш современник» был опубликован роман «Кожаное небо». В 2011 году в Курске вышло в свет двухтомное собрание сочинений писателя, включающее в себя некоторые уже изданные тексты. В 2017 году в Воронеже была издана книга «Светильник любви», в которую вошли непереиздававшиеся произведения П.И. Карпова: стихотворения разных лет, рассказы циклов «Трубный голос», «Верхом на солнце», пьеса «Три зари.», а также не собранные ранее материалы об авторе, представлены библиографические сведения.

Проблема исследования состоит в том, что далеко не все опубликованные произведения доступны для изучения: значительная часть газет и журналов, в которых были изданы карповские тексты, не сохранилась в фондах периодической печати РНБ и РГБ, а также в региональных книгохранилищах. Остались неизданными многие запрещённые тексты: в частности, киносценарий «Светильник любви», фильм по которому был снят в 1915 году, но запрещён к показу цензурой, трагедия «Сказка бытия» (1915), сборник рассказов «Погоня за радостью», трагедия «Три круга», роман в восьми томах «Факелы в бурях», сборник рассказов «Любовь в бурях», драма «Северное сияние», роман «Магический круг», драма из жизни сектантов «Три чуда», поэма «Демоны огня», роман «Путешествие по душам», повесть «Простец в обороне». В список запрещённых текстов попали также пьеса «Богобес», роман «Пламень», брошюра «У плуга. Умны крестьяне русские».

Основная сложность изучения художественного наследия П.И. Карпова заключается в том, что в течение 25 лет литературного забвения его произведения не издавались. В 1961 году злоумышленниками был похищен чемодан с его личным архивом. Поэтому доподлинно установить, какой объём художественных текстов включает в себя наследие писателя, не представляется возможным.

Научная новизна работы заключается в том, что творчество П.И. Карпова впервые подвергается комплексному изучению, исследуется в художественном контексте литературного процесса первой трети ХХ века. Литературно-художественные тексты писателя анализируются с точки зрения особенностей проблематики и поэтики. В их число включаются и те произведения П.И. Карпова, которые ранее не становились предметом исследовательского внимания. Выявляются идейные и творческие связи писателя с видными литераторами первой половины ХХ века, определяются особенности его поэтического слога. В научный оборот вводятся сведения о принципиально значимых аспектах сближения П.И. Карпова с новокрестьянскими поэтами, о мифологизированности его биографии, о

специфике символистской эстетики в поэзии П.И. Карпова, о религиозной проблематике его творчества. Вносятся коррективы в сложившуюся картину новокрестьянской литературы.

Методологической базой исследования являются работы:

- по теории литературы: М.М. Бахтина [Бахтин 1975], А.Н. Веселовского [Веселовский 1989], В.В. Виноградова [Виноградов 1926], И.А. Виноградова [Виноградов 2020], Б.М. Гаспарова [Гаспаров 1994], Л.Я. Гинзбург [Гинзбург 1979], Б.О. Кормана [Корман 2006], Ю.М. Лотмана [Лотман 1996], Н.Д. Тамарченко [Тамарченко 1988], В.И. Тюпы [Тюпа 1998], Ю.Н. Тынянова [Тынянов 1977], В.Б. Шкловского [Шкловский 1983], Б.М. Эйхенбаума [Эйхенбаум 1924], М.Н. Эпштейна [Эпштейн 2000];

- по истории литературы и культуры Серебряного века: С.С. Аверинцева [Аверинцев 1988], И.А. Беляевой [Беляева 2022], Н.А. Богомолова [Богомолов 2000], М.Л. Гаспарова [Гаспаров 2000], К.И. Исупова [Исупов 1990], И.В. Кондакова [Кондаков 2011], О.А. Кривцуна [Кривцун 2008],

A.В. Лаврова [Лавров 2004], В.А. Мескина [Мескин 1997], З.Г. Минц [Минц 1979], Е.А. Сайко [Сайко 2006], С.Л. Слободнюка [Слободнюк 2009], Г.Ю. Стернина [Стернин 2007], В.Н. Топорова [Топоров 1996], Н.А. Хренова [Хренов 2005], В.П. Шестакова [Шестаков 1995], М.М. Шибаевой [Шибаева 2001], А.М. Эткинда [Эткинд 2013];

- по мифопоэтике: Г. Башляра [Башляр 1993], Н.Н. Велецкой [Велецкая 1978], К. Гинзбурга [Гинзбург 2004], Я.Э. Голосовкера [Голосовкер 1987], Р. Грейвса [Грейвс 2013], В.И. Ерёминой [Ерёмина 1991], Ф.Х. Кессиди [Кессиди 1972], А.Ф. Лосева [Лосев 1982], Ф.М. Мюллера [Мюллер 1863],

B.Я. Проппа [Пропп 1998],А.М. Пятигорского [Пятигорский 1996], Ю.С. Степанова [Степанов 2001], Э.Б. Тайлора [Тайлор 1989], Н.И. Толстого [Толстой 1995], А.Л. Топоркова [Топорков 1997], В.Н. Топорова [Топоров 1988], В. Тэрнера [Тэрнер 1983], К.Г. Юнга [Юнг 2009];

- по творчеству писателей начала XX века: Л.Ф. Алексеевой [Алексеева 1999], А.Г. Грачёвой [Русская литература 1920-1930-х годов. Портреты поэтов 2008], С.Г. Семёновой [Русская литература 1920-1930-х годов. Портреты поэтов 2008], М.В. Яковлева [Яковлев 2021];

- по специфике новокрестьянской литературы: К.М. Азадовского [Азадовский 1990], В.Г. Базанова [Базанов 1999], Л.А. Киселёвой [Киселёва 1990], Э.Б. Мекша [Мекш 1989], А.И. Михайлова [Михайлов 2005], Ю.Б. Орлицкого [Орлицкий 1977], Т.К. Савченко [Савченко 2021], С.И. Субботина [Субботин 1991], А.В. Фроловой [Фролова 2006];

- по жизни и творчеству П.И. Карпова: Е.В. Ланге [Ланге 2005], К.М. Поливанова [Поливанов 1995], Т.А. Пономарёвой [Пономарёва 2020], Н.М. Солнцевой [Солнцева 1992].

Методология исследования опирается на достижения историко-литературного и культурно-исторического методов, позволяющих рассматривать художественные произведения сквозь призму исторических фактов в литературном и историко-культурном контекстах, также широко используется биографический метод, позволяющий установить взаимосвязь творческой деятельности П.И. Карпова и фактов его биографии; сравнительно-типологический метод, предоставляющий возможность проанализировать творчество П.И. Карпова с позиций литературных тенденций изучаемой эпохи.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Жилина Мария Александровна, 2024 год

Источники

6. Анненский И.Ф. Избранные произведения. Л.: Художественная литература, 1988. 733 с.

7. Белый А. Письмо к П.И. Карпову от 1909 года // Переписка 1903-1919. М.: Прогресс-Плеяда, 2001. С. 594.

8. Белый А. Собрание сочинений. Серебряный голубь. М.: Республика, 1995. 333 с.

9. Библия. М.: Российское библейское общество, 2004. 310 с.

10. Блок А.А. Дневник 1911-1913 годов. Л.: изд-во писателей в Ленинграде, 1928. 225 с.

11. Блок А.А. Дневники // Собрание сочинений в 8 т. М.-Л.: Гос. из-во художественной литературы, 1960-1963. Т. 7. С. 19-426.

12. Блок А.А. Записные книжки. 1901-1920. М.: Художественная литература, 1965. 664 с.

13. Блок А.А. Письмо к П.И. Карпову от 27 января 1910 года // Собрание сочинений в 8 томах. М.: Художественная литература, 1960. Т. 5. С. 463.

14. Блок А.А. Письмо к П.И. Карпову от 28 января 1910 года // Собрание сочинений в 8 томах. М.: Художественная литература, 1960. Т. 5. С. 465.

15. Блок А.А. Письмо к П.И. Карпову от 23 октября 1913 года // Собрание сочинений в 8 томах. М.: Художественная литература, 1960. Т. 5. С. 471.

16. Блок А.А. Пламень (Рецензия на книгу Пимена Карпова «Пламень») // Собрание сочинений в 8 томах. М.: Художественная литература, 1960. Т. 5. С. 320.

17. Блок А.А. Собрание сочинений: В 8 т. / под общ. ред. В.Н. Орлова. М.; Л.: Гослитиздат., 1960-1963.

18. Гиппиус З.Н. Письмо к А. Белому от 8 декабря 1909 года // Собрание сочинений. М.: Русская книга, 2001-. Избранная переписка, 1891-1945 гг., венок посвящений. 2013. Т. 14. С. 676.

19. Горький М. Литературные портреты / Предисл. К.И. Чуковского. М.: Молодая гвардия, 1967. 469 с.

20. Есенин С.А. Письмо к А.В. Ширяевцу от 30 марта 1917 года // Полное собрание сочинений: в 7 т. М.: Наука, Голос, 1995-2002. Т. 1999. Т. 6. С. 234.

21. Есенин С.А. Полное собрание сочинений: в 7-ми томах. М.: Наука, 1995. Т. 2. 720 с.

22. Иванов В.И. Письмо к П.И. Карпову от 1 декабря 1910 года // Переписка. 1894-1903. М.: Новое литературное обозрение, 2009-. Т. 1. 2009. 751 с.

23. Карпов П.И. Верхом на солнце. М.: Моск. т-во писателей, 1933. 136 с.

24. Карпов П.И. Говор зорь // Пимен Карпов. Собрание сочинений: в 2 т. Курск: Славянка, 2011. Т. 2. 528 с.

25. Карпов П.И. Письмо к А.А. Блоку от декабря 1909 года // Собрание сочинений в 8 томах. М.: Художественная литература, 1960. Т. 5. С. 234.

26. Карпов П.И. Письмо к А.А. Блоку от 26 января 1910 года // Собрание сочинений в 8 томах. М.: Художественная литература, 1960. Т. 5. С. 238.

27. Карпов П.И. Письмо к А.А. Блоку от 28 января 1910 года // Собрание сочинений в 8 томах. М.: Художественная литература, 1960. Т. 5. С. 240.

28. Карпов П.И. Письмо к А.А. Блоку от 12 октября 1913 года // Собрание сочинений в 8 томах. М.: Художественная литература, 1960. Т. 5. С. 243.

29. Карпов П.И. Письмо к А.А. Блоку от 15 октября 1913 года // Собрание сочинений в 8 томах. М.: Художественная литература, 1960. Т. 5. С. 246.

30. Карпов П.И. Письмо к А.А. Блоку от 28-29 октября 1913 года // Собрание сочинений в 8 томах. М.: Художественная литература, 1960. Т. 5. С. 250.

31. Карпов П.И. Письмо к В.В. Розанову от 7 апреля 1910 года // Карпов П.И. Пламень. Русский ковчег. Из глубины. М.: Художественная литература, 1991. С. 284.

32. Карпов П.И. Пламень. СПб.: Продолжение жизни, 2004. 253 с.

33. Карпов П.И. Пламень. Русский ковчег. Из глубины. М.: Художественная литература, 1991. 367 с.

34. Карпов П.И. Собрание сочинений: в 2 т. Курск: Славянка, 2011. Т. 1. 464 с.

35. Карпов П.И. Собрание сочинений: в 2 т. Курск: Славянка, 2012. Т. 2. 528 с.

36. Клюев Н.А. Полное собрание сочинений: в 2-х т. Нью-Йорк: Изд-во им. А.П. Чехова, 1954. Т. 2. 280 с.

37. Клюев Н.А. Сочинения: в 2-х томах. Мюнхен: А. Neimanis, 1969. Т. 1. 571 с.

38. Карпов Пимен. «Светильник любви». Воронеж: АО «Воронежская областная типография - издательство им. Е.А. Болховитинова», 2017. 464 с.

39. Письма Н.А. Клюева к Блоку // Александр Блок: новые материалы и исследования: в 4-х кн. Москва: Наука, 1987. Т. 92: Кн. 4. С. 427-523.

40. Последний Лель: Проза поэтов есенинского круга: [Н. Клюев, П. Карпов, С. Клычков, А. Ганин, С. Есенин] / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. С.С. Куняев. М.: Современник, 1989. 63 с.

41. Пришвин М.М. Астраль (Возле процесса «Охтенской богородицы») // Пришвин М.М. Собрание сочинений: В 8-ми т. М.: Художественная литература, 1982. Т. 2. С. 582-592.

42. Пришвин М.М. Дневники. 1936-1937. СПб.: Росток, 2010. 992 с.

43. Розанов В.В. Пимен Карпов и его «Игра зорь» // Карпов П.И. Собрание сочинений: в 2 т. Курск: Славянка, 2011. Т. 1. 464 с.

44. Соловьёв В.С. Собрание сочинений: в 10-ти т. СПб.: Просвещение, 1911-1914. Т. 5. 484 с.

45. Сумароков А. Моя встреча с А. Блоком / Александр Блок в воспоминаниях современников. М.: Художественная литература, 1980. Т. 2. 527 с.

46. Толстой Л.Н. Письмо к П.И. Карпову от 20 ноября 1909 года // Письма Л.Н. Толстого, собранные и редактированные П.А. Сергеенко 18481910: в 2 т. М.: Книга, 2008. Т. 2. С. 150.

47. Толстой Л.Н. Письмо к П.И. Карпову от 28 августа 1910 года // Письма Л.Н. Толстого, собранные и редактированные П.А. Сергеенко 18481910: в 2 т. М.: Книга, 2008. Т. 2. С. 155.

Литературная критика

48. Арсеньев Н.С. Об избыточествующей жизни // Путь. 1926. № 3. С. 148149.

49. Базанов В.Г. С родного берега: О поэзии Н. Клюева. Л.: Наука: Ленингр. отделение, 1990. 241 с.

50. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. 525 с.

51. Бердяев Н.А. Духи русской революции. М.: Т8RUGRAM, 2018. 111 с.

52. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. М.: Канон, 1999. 464 с.

53. Блок А.А. Пимен Карпов. «Три чуда». (Драма в пяти действиях) // Собрание сочинений в 8 томах. М.: Художественная литература, 1960. Т. 5. 536 с.

54. Блок А.А. Интеллигенция и революция // А.А. Блок. Собр. соч. в 8 т. М. - Л.: Гос. из-во худож. лит., 1960-1963. Т. 6. С. 9-20.

55. Блок А.А. О современном состоянии русского символизма // Аполлон. 1910. № 8. С. 17-20.

56. Бонч-Бруевич А.В. Новый ритуалист // Киевская мысль. Выпуск № 297 от 27 октября 1913 г. С. 3.

57. Бугаев Б.Н. На перевале. VI. Против музыки // Весы. 1907. № 3. С. 5760.

58. Булгаков С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. 589 с.

59. Булгаков С.Н. Душа социализма // Новый Град. Вып. 1. [Электронный ресурс] https://ru.wikisource.org/wiki/Душа_социализма_(Булгаков) (Дата обращения: 10.11.2023).

60. Булгаков С.Н. О «Пламени» // Киевская мысль. 1913. Выпуск № 298. С. 10.

61. Булгаков С.Н. Философия Имени. СПб.: Наука, 1998. 446 с.

62. Войтоловский Л.Н. Пимен Карпов: «Пламень», из жизни и веры хлеборобов // Киевская мысль. Выпуск № 329 от 28 ноября 1913 г. С. 2.

63. Гаспаров М.Л. Записи и выписки. М.: Новое лит. обозрение, 2000. 415 с.

64. Грачёв А.А. Поэт есенинского круга // Курские перекрёстки. Курск: Славянка, 2015. Вып. 19. С. 129-139.

65. Джордж Харрисон: русский взгляд. Изд. 2-е. Под ред. В.В. Бокарева. М.: Ветеран ВИФ, 2003. 224 с.

66. Зеньковский В.В. Россия и православие. Киев: Христианская мысль, 1916. 55 с.

67. Иванов В.И. Родное и вселенское / Сост., вступит. ст. и прим. В.М. Толмачёва. М.: Республика, 1994. 428 с.

68. Иванов Вяч. Лик и личины России: эстетика и литературная теория. М.: Искусство, 1995. 668 с.

69. Иванов Вяч. Мысли о символизме // Мусагет. 1912. № 1. С. 80-85.

70. Иванов Вяч. О секте и догмате // Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. С. 197-198.

71. Иванов-Разумник Р.В. Жертва вечерняя // День. 1913. Выпуск № 283. С. 5.

72. Карлейль Т. Крестьянин-святой [Sartor resartus / Пер. Горбова]. М.: К новой земле, 1912. 16 с.

73. Карлейль Т. Теперь и прежде / Сост., подг. текста и прим. Р.К. Медведевой. М.: Республика, 1994. 415 с.

74. Карсавин Л.П. Введение в историю. Петроград, 1920. 46 с.

75. Кедров К.А. Поэтический космос. М.: Советский писатель, 1989. 478 с.

76. Львов-Рогачевский В.Л. Вчера, сегодня и вероятное завтра русской литературы // Современник. Январь 1914. Книга 1. С. 119-132.

77. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы // Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы. СПб.: Наука, 2007. 192 с.

78. Розанов В.В. Александр Блок // Об Александре Блоке. П., 1921. 336 с.

79. Свенцицкий В.П. Диалоги. М.: Отчий дом, 2012. 362 с.

80. Соловьёв В.С. Чтения о Богочеловечестве. М.: Юрайт, 2023. 185 с.

81. Степун Ф.А. О человеке «Нового Града» // Новый Град. 1932. № 3. С. 620.

82. Федотов Г.П. И есть и будет: размышления о России и революции. Париж: Новый град, 1932. 216 с.

83. Философов Д.В. Бред // Русская мысль. 1913. Выпуск № 303. С. 8.

84. Чуковский К.И. Александр Блок как человек и поэт: введение в поэзию Блока. М.: Русский путь, 2010. 181 с.

85. Шатохин Н.А. Братья по музеям и по судьбам // Курские перекрёстки. Курск: Славянка, 2015. Вып. 19. С. 171-180.

86. Шатохин Н.А. Певец Светлого Града. Курск: Курск. гор. тип., 2006. 146 с.

87. Шебуев Н.Г. Поэтический анархизм // Весна. Петроград: 1908. № 11. С. 5.

88. Ясинский И.И. О бреде // Биржевые ведомости. Выпуск № 13806 от 16 октября 1913 г. С. 4.

Научно-исследовательская литература

89. Аверинцев С.С. Попытки объясниться: Беседы о культуре. М.: Правда, 1988. 125 с.

90. Азадовский К.М. Есенин и Клюев в 1915 году (начало знакомства) // Есенин и современность: сборник. М.: Современник, 1975. С. 233-244.

91. Азадовский К.М. Николай Клюев: Путь поэта. Л.: Советский писатель, 1990. 336 с.

92. Азадовский К.М. Новокрестьянские поэты. Ставрополь: Кн. изд-во, 1992. 48 с.

93. Алексеева А.А. Циклизация в творчестве новокрестьянских поэтов 1920-1930-х годов: С.А. Есенин, Н.А. Клюев, С.А. Клычков,

A.В. Ширяевец: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2018. 24 с.

94. Алексеева Л.Ф. Русская поэзия 1910-20-х годов. Поэтический процесс и творческие индивидуальности: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 1999. 39 с.

95. Ахунзянова Ф.Т. Религиозные проекты в культуре Серебряного века и художественные формы их воплощения (Д.С. Мережковский и

B.В. Розанов): дис. ... канд. культурологии. Киров, 2006. 165 с.

96. Баскевич И.З. Курские вечера. Литературно-краеведческие очерки и этюды. Воронеж: Центрально-Черноземное кн. изд-во, 1979. 208 с.

97. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. 502 с.

98. Бахтин М.М. Эпос и роман: (о методологии исследования романа) // Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. С. 447-483.

99. Башляр Г. Психоанализ огня: [Пер. с фр.]. М.: Прогресс, 1993. 176 с.

100. Белоусов В.Г. Персидские мотивы: [О стихах С. А. Есенина]. М.: Знание, 1968. 78 с.

101. Бельская Л.Л. Анализ поэзии и поэзия анализа. Алматы, 1998. 157 с.

102. Беляева И.А. Символика воды в русской словесности и мировой культуре. М.: Книгодел, 2022. 508 с. (В соавторстве: Абашева Д.В., Бигильдинская О.В., Васильев С.А., и др.).

103. Бёме Я. De incarnatione verbi, или О вочеловечении Иисуса Христа / Якоб Бёме; пер. с нем. К.В. Коваленко, С.М. Шаулова. Уфа: ARC, 2014. 391 с.

104. Богатырёв П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. 544 с.

105. Богомолов Н.А. Спиритизм Валерия Брюсова. Материалы и наблюдения // Русская литература начала XX века и оккультизм. Исследования и материалы. М.: НЛО, 2000. С. 279-310.

106. Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2005.

107. Васильева И.В. Русская литература начала XX века в контексте христианской культуры // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ (Гранада, Испания, 13-20 сентября 2015 года): в 15 т. СПб.: МАПРЯЛ, 2015. Т. 14. С. 110-114.

108. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: София, 1978. 237 с.

109. Вергазова О.С. Символика цвета в поэзии Пимена Карпова / П.И. Карпов. Собрание сочинений в 2 т. Курск: издательский дом «Славянка», 2012. Т. 2: Стихотворения. Воспоминания. Публицистика. С. 513-517.

110. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 404 с.

111. Виноградов В.В. Проблема сказа в стилистике, «Поэтика», Временник. Отд. слов. искусств Гос. ин-та ист. искусств, I, изд. «Academia», Л., 1926. 497 с.

112. Виноградов И.А. О мнимом ничтожестве литературы русской и добросовестности её комментаторов // Неутомимые странники. Сборник статей к 80-летнему юбилею докторов филологических наук, профессоров Костромского государственного университета Ю.В. Лебедева и В.В. Тихомирова. Кострома: Костромской гос. ун-т, 2020. С. 4-8.

113. Воронова О.Е. Новые аспекты в современных интерпретациях творчества С.А. Есенина // Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха: сб. науч. Трудов. М.; Константиново; Рязань: ГЗМ С.А. Есенина, 2016. С. 35-47.

114. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX в. М.: Наука, 1994. 219 с.

115. Гинзбург К. Мифы - эмблемы - приметы. Морфология и история. М.: Новое издательство, 2004. 348 с.

116. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1979. 220 с.

117. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. 217 с.

118. Голубков М.М. Литературный процесс 1920-1930 гг. как феномен национального сознания // Проблемы неклассической прозы: коллект. сб. статей [Электронный ресурс]. М.: ТЭИС, 2003. - Режим доступа: https://www.proza.ru/2014/01/15/969 (Дата обращения: 19.10.2023).

119. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. СПб.: Азбука-Аттикус, 2013. 832 с.

120. Гулыга А.В. Миф как философская проблема. М.: ГПИБ. 1985. С. 271276.

121. Давыдова Т.Т. Рецепция художественной философии и поэтики русского символизма в творчестве Е.И. Замятина // Неклассические модели мира в русской литературе. М.: Инженер, 2017. С. 106-115.

122. Давыдова Т.Т. Русский неореализм: идеология, поэтика, творческая эволюция (Е. Замятин, И. Шмелёв, М. Пришвин, А. Платонов, М. Булгаков и др.). М.: Флинта, Наука, 2005. 336 с.

123. Дорошевич А. Миф в литературе ХХ в. // Вопросы литературы. 1970. № 2. С. 122-140.

124. Ерёмина В.И. Ритуал и фольклор. Л.: Наука, 1991. 206 с.

125. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М.: Наука, 1989. 174 с.

126. Жилина М.А. Библейские реминисценции в романе П.И. Карпова «Пламень» // Вестник государственного гуманитарно-технологического университета. Выпуск 1. Орехово-Зуево: ГГТУ, 2022. С. 136-144.

127. Жилина М.А. «Запутались в вишенье звездные дуги»: о вариационных особенностях образа звезды в лирике Пимена Карпова // Материалы III Международной научно-практической конференции «Язык и культура региона как составляющие образовательного пространства». Белгород: НИУ БелГУ, 2021. С. 161-165.

128. Жилина М.А. «Крестами диких звёзд в душе сплелись заклятые цветы»: символика звезд и цветов в лирике Пимена Карпова // Словесное искусство Серебряного века и русского зарубежья в контексте эпохи («Смирновские чтения»). М.: ИИУ МГОУ, 2021. С. 167-185.

129. Жилина М.А. Мифопоэтическая концепция поэмы Пимена Карпова «Светлоград» // Вестник государственного гуманитарно-технологического университета. Выпуск 1. Орехово-Зуево: ГГТУ, 2023. С. 135-142.

130. Жилина М.А. «Мужицкая» революция в лирике Пимена Карпова // ШСГРЮ = НАЧИНАЮ: сборник научных трудов молодых

исследователей. Выпуск 15. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2020. С. 12-16.

131. Жилина М.А. Образы родной природы в лирике Пимена Карпова // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья: проблемы преемственности (V Смирновские чтения). М.: ИИУ МГОУ, 2022. С. 82-86.

132. Жилина М.А. «Он малой звёздочкой зажжён»: памяти забытого поэта Пимена Карпова // «Русский некрополь в Белграде»: материалы Международного историко-патриотического форума и Международной научно-практической конференции «Историко-правовой опыт сохранения воинских захоронений в Российской Федерации и за рубежом». Курск: ЗАО «Университетская книга», 2017. С. 36-41.

133. Жилина М.А. Основы регионального самосознания в творчестве Пимена Карпова // Modern Humanities Success / Успехи гуманитарных наук. № 11. 2022. С. 65-71.

134. Жилина М.А. Семантика цвета в поэзии Пимена Карпова // Материалы Международной научной конференции «Синтез традиций и новаторства в литературе, языке и культуре» (XXXI «Фетовские чтения»). Курск: КГУ, 2020. С. 254-260.

135. Жилина М.А. Тема революции в поэтическом творчестве Пимена Карпова // Мужество, профессионализм, духовность: от исторических свершений к новым победам. Материалы II региональной научно-публицистической конференции студентов среднего профессионального образования. Курск: ООО «МедТестИнфо», 2017. С. 44-46.

136. Жилина М.А. «Я, демон и поэт, на бранном поле.»: ипостаси лирического героя Пимена Карпова // Материалы XV Международных научно-образовательных Знаменских чтений «Единство или разделение: выбор христиан в XXI веке». Курск: изд-во Курской православной духовной семинарии, 2019. С. 200-204.

137. Жилина М.А., Коковина Н.З. Антропоморфные образы времён года в поэтике Пимена Карпова / Семантика времён года в русской словесности. М.: Книгодел; МГПУ, 2021. 408 с.

138. Жилина М.А., Михайлова И.П. Мировоззрение Пимена Карпова как основа формирования его творческой позиции // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи («Смирновские чтения»). М.: ИИУ МГОУ, 2021. С. 151-160.

139. Жилина М.А., Михайлова И.П. Природа как универсальная константа духовно-нравственного аспекта в творчестве Пимена Карпова // Материалы XV Международных научно-образовательных Знаменских чтений «Единство или разделение: выбор христиан в XXI веке». Курск: изд-во Курского гос. ун-та и Курской православной духовной семинарии, 2018. С. 1-8.

140. Жилина М.А., Михайлова И.П. «Россия от востока до заката» в лирике Пимена Карпова // Духовный путь земли Курской: литература, язык, история, культура. Курск: КГУ, 2018. С. 40-45.

141. Захарова Л.В. Н. Клюев и А. Блок: к проблеме идейно-творческих взаимосвязей // Время Дягилева. Универсалии Серебряного века: материалы третьих Дягилевских чтений. Пермь: Арабеск, 1993. Вып. 1. С. 177-184.

142. Зеленин Д.К. Очерки славянской мифологии. М.: Вече, 2021. 237 с.

143. Зенкова Е.С. Творчество Андрея Белого и его воздействие на развитие русского символизма // Молодой ученый. 2017. № 19 (153). С. 362-364.

144. Изумрудов Ю.А. Литературное наследие Бориса Садовского: проблематика, поэтика, контекст: дис. ... д-ра филол. наук. Нижний Новгород, 2022. 364 с.

145. История русской литературы: ХХ век: Серебряный век / Под ред. Ж. Нива, И. Сермана, В. Страды, Е. Эткинда. М.: Республика, 1995. 704 с.

146. Исупов К.Г. Мифологизм, фольклоризм и художественный историзм писателя // Проблемы типологии литературного фольклоризма. Челябинск: ЧГУ, 1990 С. 5-7.

147. Казин А.Л. Неоромантическая философия художественной культуры (к характеристике мировоззрения русского символизма) // Вопросы философии. 1980. № 7. С. 143-154.

148. Калинина К.С. Жанр романа в творчестве И.А. Новикова начала XX века: проблематика и поэтика: дис. ... канд. филол. наук. М., 2022. 224 с.

149. Карпов Е.Л. К вопросу о своеобразии лиризма Есенина: автореф. дис. ... канд. Филол. наук. М., 1974. 21 с.

150. Келдыш В.А. На рубеже художественных эпох: (о русской литературе к. XIX н. XX в.) // Вопросы литературы. 1993. № 2. С. 92-105.

151. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: (становление греч. философии). М.: Мысль, 1972. 312 с.

152. Кипиани Н.А. Этноконнотации как путь к осмыслению феномена человека // Вопросы языка и литературы в современных исследованиях. М.: Ремдер, 2009. С. 12-18.

153. Кирей С.А. Теургический концепт в творчестве Пимена Карпова // Курский текст в поле национальной культуры. Курск: Славянка, 2011. № 3. С. 128-141.

154. Киселёва Л.А. Особенности художественного мышления новокрестьянских писатателей (Н. Клюев, С. Клычков, А. Ширяевец): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Киев, 1990. 21 с.

155. Ковтун Е.Н. Поэтика необычайного: Художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (на материале европейской литературы первой половины ХХ века). М.: Изд-во МГУ, 1999. 308 с.

156. Коковина Н.З., Михайлова И.П. Мифологема «Светлый Град» в лирике Пимена Карпова // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: изд-во Петрозаводского гос. ун-та, 2021. Т. 19. № 2. С. 235-250.

157. Корман Б.О. Избранные труды. Теория литературы. Ижевск: Изд-во инта компьютерных исслед., 2006. 551 с.

158. Королёва С.Ю. Ещё раз о мифе в литературе: проблемы анализа художественного мифологизма // Славянская традиционная культура и современный мир. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2011. Вып. 14. С. 226-230.

159. Кривцун О.А. Творческое сознание художника. М.: Памятники исторической мысли, 2008. 376 с.

160. Кротова Д.В. Творчество новокрестьянского поэта Алексея Ганина в контексте модернизма // Год литературы: этноментальные ориентиры научных поисков в кросс-культурном пространстве XXI века. 2015. Том 5. С. 175-180.

161. Крылов В.Н. Мифопоэтика в литературно-критических статьях символистов // II Международные Бодуэновские чтения: Труды и материалы: В 2 т. Казань: Казанский государственный университет, 2003. Т. 2. С. 163-164.

162. Кузьмина А.В. Художественное слово П.И. Карпова: дис. ... канд. филол. наук. Курск, 2014. 182 с.

163. Куняев С.С. Певец Светлого града: вступ. ст. // Карпов П.И. Пламень: роман. Русский ковчег: книга стихотворений; Из глубины: отрывки воспоминаний. М.: Художественная литература, 1991. С. 5-10.

164. Лавров А.В. Архив П.П. Перцова // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1973 год. Л.: Наука, 1976. 168 с.

165. Лавров А.В., Гречишкин С.С. Символисты вблизи. Очерки и публикации. СПб.: Скифия, 2004. 400 с.

166. Ланге Е.В. Творчество П. Карпова в контексте литературно-эстетических и религиозно-философских исканий XX века: дис. .канд. филол. наук. Череповец, 2005. 158 с.

167. Ларина Л.И. «Черетняные хибарки ... хилились по крутым хвойным обрывам»: непредметная диалектная лексика в романе Пимена Карпова «Пламень» // Курское слово. 2018. № 17. С. 19-24.

168. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во МГУ, 1982. 479 с.

169. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 367 с.

170. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера

- история. М.: Языки русской культуры, 1996. 464 с.

171. Лотман Ю.М., Минц З.Г., Мелетинский Е.М. Литература и мифы / Мифы народов мира: Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т. 2. С. 58-65.

172. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф - имя - культура // Избранные статьи в трех томах. Т. I. Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин: Александра, 1992. С. 60-65.

173. Матюшкин А.В. К вопросу о символизме Розанова // Энтелехия. 2003. № 7. С. 46-50.

174. Мекш Э.Б. Сергей Есенин в контексте русской литературы. Рига: Латв. гос. ун-т, 1989. 119 с.

175. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М.: Изд-во РГГУ, 2001. 169 с.

176. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 2000. 296 с.

177. Мельник Н.Д. Журнал «Весы» (1904-1909) как главный оплот русского символизма // Вестник ВГУ. Серия: филология. журналистика. 2021. № 4. С. 138-141.

178. Мескин В.А. Кризис сознания и трагическое в русской прозе конца XIX

- начала ХХ веков: дис. ... д-ра филол. наук. М., 1997. 433 с.

179. Минц З.Г. Блок и русский символизм: избранные труды в 3 кн. СПб.: Искусство-СПБ, 1999-2004.

180. Минц З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Творчество А.А. Блока и русская культура ХХ

века: Блоковский сборник. Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1979. Вып. III. С. 76-120.

181. Михайлов А.И. Клюев // Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги: био-библ. словарь: в 3-х томах. М., 2005. Т. 2. 209 с.

182. Михайлов А.И. Мотив двоемирия в поэзии Есенина и Клюева // Традиции и новаторство в советской литературе: сб. науч. Трудов. Рига: Латвийский государственный университет им. П. Стучки, 1986. С. 83-104.

183. Михайлов А.И. Новокрестьянская поэзия: её мир и судьба // Клюев Н.А., Клычков С.А., Орешин П.В. Стихи. М.: Синергия, 1997. С. 5-36.

184. Михайлов А.И. Пути развития новокрестьянской поэзии. Л.: Наука, 1990. 275 с.

185. Михайлова И.П. «Своеобразие черт народной души» в творчестве Пимена Карпова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. Курск: изд-во Юго-Западного гос. ун-та, 2016. № 4. С. 41-47.

186. Мюллер Ф.М. Сравнительная мифология / пер. с англ. И.М. Живаго. М.: тип. Грачева и К°, 1863. 122 с.

187. Неженец Н.И. Поэзия народных традиций. М.: Наука, 1988. 114 с.

188. Орлицкий Ю.Б. О стихосложении новокрестьянских поэтов: (К постановке проблемы) // Николай Клюев: исследования и материалы. М.: Наследие, 1977. С. 150-162.

189. Пайман А. История русского символизма. М.: Республика, 1998. 415 с.

190. Погребная Я.В. Актуальные проблемы современной мифопоэтики. М.: Флинта, 2011. 178 с.

191. Поливанов К.М. Автобиография в прозе Пимена Карпова // «Вторая проза»: Русская проза 20-х-30-х годов XX века. Trento: Dipartimento di Scienze Filologiche e Storiche, 1995. 259-265.

192. Поливанов К.М. Элементы автобиографии в прозе Пимена Карпова. [Электронный ресурс]. URL:

https://biography.wikireading.ru/56619?ysclid=lj5mvhu7cb279182320 (дата обращения: 10.11.2023).

193. Пономарёва Т.А. Мифология революции в малой прозе Пимена Карпова 1920-х гг. // Мифологическое и историческое в русской литературе XX-XXI веков. Материалы XXIV Шешуковских чтений. М.: МПГУ, 2020. С. 150-27.

194. Пономарёва Т.А. Мифология революции в новокрестьянской литературе // Русская революция 1917 года в современной гуманитарной парадигме. Материалы XXII Шешуковских чтений. М.: МПГУ, 2017. С. 200-210.

195. Пономарёва Т.А. Новокрестьянская проза 1920-х годов: в 2 ч.: философские и художественные искания Н. Клюева, А. Ганина, П. Карпова. Череповец: изд-во Череповецкого гос. ун-та, 2005. Ч. 1. 258 с.

196. Пономарёва Т.А. Проза новокрестьян 1920-х: типология, поэтика: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2000. 40 с.

197. Пономарёва Т.А. Циклизация в творчестве новокрестьянских писателей // Наука и школа. № 2. 2021. С. 44-51.

198. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин: Жизнь, творчество, эпоха: дис. ... д-ра филол. наук. Москва, 1999. 68 с.

199. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. 511 с.

200. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура; М тетопат. СПб.: Петербургское востоковедение, 2003. 457 с.

201. Пятигорский А.М. Мифологические размышления: лекции по феноменологии мифа. М.: Языки русской культуры: Кошелев, 1996. 279 с.

202. Пяткин С.Н. А.С. Пушкин в творческом сознании новокрестьянского поэта С.А. Клычкова. К постановке проблемы // Современное есениноведение. Рязань, 2011. № 17. С. 72-79.

203. Редько Я.П. Поэтика цикла «Избяные песни» Н. Клюева: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Красноярск, 1999. 23 с.

204. Русская литература 1920-1930-х годов. Портреты поэтов. В 2 т. / Сост. А.Г. Грачёва, С.Г. Семёнова. М.: ИМЛИ РАН, 2008. Т.1. 1019 с.

205. Савченко Т.К. Поэзия Серебряного века как системный феномен // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи («IV Смирновские чтения»): материалы IV Международной научной конференции. М.: МГОУ, 2021. С. 181-193.

206. Савченко Т.К. Сергей Есенин и его окружение. Литературно -творческие связи. Взаимовлияния. Типология: автореф. дис. . д-ра филол. наук. М., 1991. 36 с.

207. Сайко Е.А. Культур-диалог в переходные эпохи: от Серебряного века к современности: концептуализация моделей: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 2006. 45 с.

208. Салтык Г.А. Неонародники Курского края: люди и судьбы. Курск: Курский государственный университет, 2021. 311 с.

209. Смирнов В.П. Упрямый россиянин / Сергей Антонович Клычков. 18891937. Исследования и материалы: по итогам Международной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.А. Клычкова. М.: Изд-во Литературного ин-та им. А. М. Горького, 2011. 525 с.

210. Солнцева Н.М. Китежский павлин. Филологическая проза: документы, факты, версии. М.: Скифы, 1992. 432 с.

211. Солнцева Н.М. Крестьянский космос в русской литературе 1900-1930-х годов. М.: изд-во Лит. ин-та им. А.М. Горького, 2013. 112 с.

212. Солнцева Н.М. Новокрестьянские поэты и прозаики // Русская литература рубежа веков (1890 - начало 1920-х годов): В 2 кн. М.: Просвещение, 2001. Кн. 2. С. 682-721.

213. Солнцева Н.М. Персия в сознании поэтов Серебряного века // Сергей Есенин: диалог с ХХ! веком: сборник научных трудов по материалам

Международного симпозиума, посвященного 115-й годовщине со дня рождения С.А. Есенина. М., ИМЛИ РАН, 2011. С. 298 -310.

214. Стернин Г.Ю. Два века: XIX-XX: очерки русской художественной культуры. М.: Галарт, 2007. 381 с.

215. Субботин С.И. Свет неизъяснимый // Клычков С. Стихотворения. М.: Советская Россия, 1991. 367 с.

216. Суслопарова Г.Д. О проблематике и контексте цикла «маленьких поэм» Есенина // С. Есенин: диалог с XXI веком. М.: ИМЛИ, 2011. С. 138148.

217. Тайлакова Е.С. Эстетические принципы В.Я. Брюсова // Актуальные проблемы филологии: материалы I Междунар. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2012. С. 7-11.

218. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 572 с.

219. Тамарченко Н.Д. Типология реалистического романа: на материале классич. образцов жанра в рус. лит. XIX в. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. 195 с.

220. Телегин С.М. Термин «мифологема» в современном российском литературоведении // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя: материалы Международной заочной научной конференции. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2010. С. 15-17.

221. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. 246 с.

222. Толстой Н.И. Язык и народная культура: очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1995. 509 с.

223. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического: избранное. М.: Прогресс, 1995. 624 с.

224. Топоров В.Н. О «блоковском слое» в романе А. Белого «Серебряный голубь». Amsterdam: SGLY, 1996. 230 с.

225. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: Наука, 1988. С. 7-60.

226. Топорков А.Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века. М.: Индрик, 1997. 455 с.

227. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 574 с.

228. Тюпа В.И. Постсимволизм: теоретические очерки русской поэзии XX в. Самара, 1998. 155 с.

229. Фольклор и этнография: к 90-летию со дня рождения К.В. Чистова. СПб.: МАЭ РАН, 2011. 313 с.

230. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. 605 с.

231. Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете / пер. с англ.; предисл. и коммент. С.А. Токарева / 2-е изд., исправ. М.: Политиздат, 1990. 542 с.

232. Фролова А.В. Художественная аксиология новокрестьянской поэзии первой трети XX века: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2006. 20 с.

233. Хализев В.Е. Мифология XIX-XX веков и литература // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология: сб. науч. тр. Изд-во Московского университета, 2002. Вып. 3. С. 12-14.

234. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм начала века. Космическая символика / Пер. с нем. М.Ю. Некрасова. СПб.: Академический проект, 2003. 816 с.

235. Хлебянкина Т.А. «Давно он всё прочёл по звёздам.». Космические образы и небесные светила в творчестве С.А. Клычкова и его окружения // Заря. Талдом: Информационное агентство Талдомского района Московской области, 2013. 11 апреля (№ 14). С. 15.

236. Хренов Н.А. Социальная психология искусства: переходная эпоха. М.: Альфа-М, 2005. 623 с.

237

238

239

240

241

242

243

244

245

246

247

248

249

250

Шестаков ВП. Эсхатология и утопия: (очерки рус. философии и культуры). М.: ВЛАДОС, 1995. 205 с.

Шибаева М.М. Культура в «зеркале» русской мысли. М.: МГУКИ, 2001. 249 с.

Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983. 382 с. Эйхенбаум Б.М. Сквозь литературу: сборник статей. Л.: Academia, 1924. 280 с.

Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический проект, 2010. 251 с. Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское. М.: Ладомир, 2000. 414 с. Эпштейн М.Н. Постмодерн в России: литература и теория. М.: Изд. Р. Элинина, 2000. 367 с.

Эткинд А.М. Хлыст: секты, литература и революция /изд. 2-е, сокр. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 642 с.

Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. М.: Акад. проект, 2009. 302 с. Юшин П.Ф. Сергей Есенин: идейно-творческая эволюция. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. 479 с.

Яковлев М.В. Апокалиптическое направление в русской поэзии первой половины XX века. Орехово-Зуево: ГГТУ, 2021. 392 с. Ярошенко Л.В. Неомифологизм в литературе XX века. Гродно: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, 2002. 103 с.

Справочная литература

Казак В. Лексикон русской литературы XX века: [Пер. с нем.]. М.: РИК «Культура», 1996. 491 с.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001. 799 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.