Творчество Муссы Батчаева: Проблема поэтики и стиля тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Борлакова, Лейла Адеевна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 150
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Борлакова, Лейла Адеевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Основы письменной поэтической традиции.
У 1.1. Эстетические основы первого этапа развития карачаевской и балкарской поэзии XX века.
I.2. Литература карачаевцев и балкарцев в условиях тоталитарного режима.
ГЛАВА II. Национальное своеобразие творчества М.Батчаева.
II.1. Особенности лирики.
• II.2. «Побежденная судьба» как драматическая поэма.
II.3. Лирическое и эпическое в поэме М.Батчаева.
ГЛАВА III. Развитие творческой индивидуальности М.Батчаева в контексте карачаевской и балкарской поэзии.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Карачаево-балкарская поэзия 1940-1980-х гг. в историко-культурном контексте северокавказской литературы: проблемно-тематическая эволюция и поэтика жанров2010 год, кандидат филологических наук Созаева, Тамара Даутовна
Поэзия Османа Хубиева: Проблематика и поэтика2004 год, кандидат филологических наук Айсандырова, Земфира Алашевна
Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев2007 год, кандидат филологических наук Каракотова, Мадина Магомедовна
Русскоязычная карачаевская и балкарская проза: жанровая эволюция и поэтика: К. Кулиев и А. Суюнчев2008 год, кандидат филологических наук Ефрюкова, Нина Васильевна
Основные тенденции развития лирических жанров карачаевской поэзии XX века и новейшего времени2009 год, кандидат филологических наук Шаманова, Фатима Дадашевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Муссы Батчаева: Проблема поэтики и стиля»
Актуальность исследования. Мусса Батчаев - один из самых ярких представителей карачаевской литературы, автор целого ряда рассказов, новелл, повестей, пьес, лирических произведений. Творческий путь писателя был очень сложным и неоднозначным. Преодолев идейные колебания, порвав путы идеологизированного искусства, он пришел к сложной, неоднозначной эстетике, действительно отвечающей требованиям реальной жизни. Единство национального и общечеловеческого стало для него неисчерпаемым источником вдохновения. На пути непрерывных поэтических исканий он сумел найти правильное применение своего таланта и стать певцом нового национального сознания, духа карачаевского народа, адаптированного к новым условиям существования. Особое место в поэзии карачаевского автора занимают мотивы неразрывного кровного родства со своим народом. В некотором смысле творчество Муссы Батчаева — это обширный рассказ о судьбе карачаевцев, в котором красной нитью проходит мысль о том, что подлинной может быть только литература, тесно связанная с народом, что вполне однозначно продекламировано в его произведениях. Потому творчество М. Батчаева всегда воспринималось новой страницей в истории карачаевской литературы.
Однако, несмотря на значительность его наследия, по сей день о его творчестве нет исследований, которые бы достойно представили многогранность художественного таланта карачаевского писателя, за исключением отдельной главы в монографии А. Караевой «Обретение зрелости» и некоторых статей. Многие же произведения М. Батчаева до сих пор не попали в поле зрения исследователей. Этим объясняется выбор темы предлагаемой диссертационной работы, в которой делается попытка обобщить духовное наследие М. Батчаева, отметить его национальное своеобразие, чем и определяется актуальность данной диссертационной работы.
Показать все это в целостности, а также эволюцию творчества М. Батчаева в контексте карачаевской и балкарской литературы актуально на современном этапе, когда критерии оценки истории литературы того или иного российского народа претерпевают значительные изменения.
Объектом предлагаемого исследования стали произведения карачаевских и балкарских поэтов: И.Семенова, К.Кулиева, К.Отарова, Х.Байрамуковой, Н.Хубиева, И.Бабаева, М.Мокаева и других. В контексте эволюционного и тематического движения их поэзии рассматривается творчество известного карачаевского поэта, драматурга и прозаика М.Батчаева. Особенно обстоятельно анализируются жанровые особенности его драматической поэмы «Побежденная судьба», в своё время вызвавшая споры, дискуссии и ряд негативных отзывов.
Цели и задачи исследования. Цель исследования - показать процесс художественного эстетического обогащения карачаево-балкарской поэзии и роль М.Батчаева в этом процессе.
В соответствии с поставленной целью представляется необходимым решение следующего ряда задач: исследовать процесс влияния фольклора на динамику поэтического творчества М. Батчаева; выявить стилевые особенности его лирики; дать анализ драматической поэмы М. Батчаева в единстве с характеристикой жанра поэмы в карачаевской поэзии; показать её новаторский характер; определить значимость творчества М. Батчаева в литературе балкарцев и карачаевцев 1970-1980-х годов.
Научная новизна работы определяется как в методологии анализа исследуемого материала, так и в его результатах. Впервые поэзия М.Батчаева рассматривается в единстве с литературой народов Северного Кавказа. Многие произведения карачаевского поэта также впервые рассматриваются с точки зрения поэтики и тематической направленности. В работе показывается его новаторство в художественном осмыслении даже тех тем, которые давно стали привычными.
Методологической основой диссертации явились исследования в области общей поэтики и работы авторов региона. В настоящее время речь можно вести о том, что образное мышление, его функциональная значимость в современном литературоведении в целом представляется принадлежностью либо некой моделирующей составляющей в области социального человеческого сознания, либо коммуникативного компонента последнего. Оба этих аспекта функционирования образных конструкций достаточно глубоко проработаны в трудах ведущих литературоведов. Целый ряд ученых уделил и уделяет особое внимание изысканиям в области структуры образа. Среди них — С.Васильев, Г.Гачев, ЮЛотман, М.Храпченко и др.
Относительно поэзии народов Северного Кавказа необходимо отметить, что поэзия региона изучена достаточно глубоко и многосторонне. Практически все заметные исследования поэзии народов Северного Кавказа утверждают и достаточно убедительно аргументируют положение о генетическом родстве фольклорных образных систем с теми или иными уровнями представлений авторской поэзии, часть которых при этом обращается и к глубинным пластам эстетической организации текстов, освещая развитие устойчивых тропических форм в их связке с национальными поэтическими системами. Особенно плодотворным видится подход таких авторов как Л.Бекизова Г.Гамзатов, Н.Джусойты, М.Сокуров, З.Толгуров, К.Шаззо и многих других.
Весьма ценными представляются наблюдения над взаимосвязанностью формальных и смысловых составляющих поэтического текста, данные в работах А. Гусейнаева, А. Мусукаевой, А. Хакуашева, Р. Хашхожевой, С. Хайбуллаева, Т. Чамокова, Т. Эфендиевой и др.
Теоретическая ценность и практическая значимость заключается в том, что данное диссертационное исследование предполагает открытие новых граней в анализе поэтических особенностей как поэзии карачаевцев в целом, так и творчества М. Батчаева. Исследование содержит ряд теоретических положений, позволяющих с новой точки зрения увидеть и понять национальное своеобразие произведений М. Батчаева.
Некоторые положения диссертационного исследования напрямую выходят на проблемы северокавказского плана, затрагивая вопросы гносеологических ресурсов эстетического сознания в целом. Кроме того, доминирование тех или иных типов поэтических структур в эстетическом сознании народа, с нашей точки зрения, может свидетельствовать о вполне определенных показателях национальных стереотипов рефлексии, обуславливающих собственное направление эволюции этносоциального пространства.
С другой стороны, предлагаемая диссертационная работа обобщает творческие поиски М.Батчаева, сыгравшие значительную роль в совершенствовании возможностей жанров драматической поэмы, эссе, повести в литературе карачаевцев.
Результаты данного исследования могут быть использованы при чтении спецкурса по карачаевской поэзии, составлении учебных пособий для школ и вузов, при изучении эволюционного развития карачаевской литературы в целом.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы были изложены в докладах и обсуждены на научно-практических конференциях, а также опубликованы в научных статьях.
Диссертация была обсуждена на заседании научного семинара "Актуальные проблемы литератур Северного Кавказа" (март 2006 г.) и на совместном заседании кафедры русской и балкарской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета (май 2006 г.).
Структура диссертационной работы обусловлена теми проблемами, которые мы попытались осмыслить. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Новаторские искания карачаевской лирической поэзии 60-90-х годов1999 год, кандидат филологических наук Биджиева, Зарема Солтан-Муратовна
Эволюция карачаевской литературы 1920-1960-х годов: Проблематика, поэтика, межлитературные связи1998 год, доктор филологических наук Чанкаева, Татьяна Азаматовна
Историческая память в карачаево-балкарском устном народном творчестве второй половины XX века: жанр, поэтика, контекст2013 год, доктор филологических наук Берберов, Бурхан Абуюсуфович
Этноментальные аспекты прозы Муссы Батчаева в свете жанрово-стилевых исканий карачаевской литературы второй половины XX столетия2010 год, кандидат филологических наук Мамчуева, Фатима Османовна
Исмаил Семенов: Художественное мировидение, национальные приоритеты, поэтика1999 год, доктор филологических наук Караева, Зухра Басхануковна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Борлакова, Лейла Адеевна
Заключение
Предложенная исследовательская работа, посвященная анализу художественного мира М.Батчаева, ни как не претендует на то, чтобы полностью представить многообразие и богатство его творческого наследия. Это не более чем первый шаг к пониманию его места как художника в литературном процессе двух братских народов, попытка определить круг проблем в развитии национальной культуры в 1980-1990 годах.
Обстоятельное, полное изучение творчества М.Батчаева - дело будущего. Предстоит большая биографическая и источниковедческая работа, анализ языка и стиля прозаических произведений М.Батчаева, жанровых форм его поэзии.
Ведь в 1970-1980-х заметно углубилось жанровое чувство. Многие поэты пишут сонеты, басни, баллады, поэмы, к примеру, балкарцы С.Гуртуев, М. Мокаев, адыгеец И.Машбаш, кабардинцы З.Тхагазитов, А.Бицуев, карачаевцы Н.Кагиева, К.Салпагарова, Н.Хубиев и др.
С другой стороны заметно стремление взорвать строгие формы стиха верлибром, введением прозаических текстов, смещением на очень малой поэтической площадке компонентов различных жанровых форм. Можно сослаться на творчество тех же названных поэтов, но эта тенденция наиболее характерна для балкарцев А.Созаева, А.Байзуллаева, М.Беппаева, адыгейцев Нальби, Р.Нехай и др. Конечно, как первая, так и вторая тенденция сыграли и играют свою позитивную роль в расширении жанровых рамок северокавказской поэзии в овладении ею культурой техники. На Северном Кавказе, пожалуй, нет ни одного поэта, который бы не умел свободно переходить из одного пласта стилистики к другому, адаптировать традиции, систему приемов Лорки, Уитмена, Межелайтиса,
Марцинкявичуса, Евтушенко, Вознесенского и других. В этом плане особенно многогранен М.Батчаев. Он вошел в карачаевскую литературу как драматург (пьеса «Звездная женщина»), автор баллад, новелл, рассказов, эссе, повестей, лирических жанровых форм. М.Батчаев хорошо понимал, что растет равнодушие к поэзии со стороны читателей, причина -их недоверие к устоявшимся формам. Потому он стремился к жанровым гибридам, новизне формы и содержания, вызвать к литературе интерес деформацией привычного индекса сравнения лаконичного, ассоциативными структурами предать динамизм эпохи, напряженность времени.
М.Батчаев достиг много в осмыслении важнейших проблем современности, в создании стихов настроения, внутренней энергии, экспрессии. Поэт понимал, что жанровые и стилистические новшества обладают преимуществом перед традиционными, особенно если проникнутся гражданским темпераментом, идейно-художественными концепциями.
Слова великого А.Блока созвучны нашим дням. В эпоху информационного взрыва и бесконечности литературного потока, когда становится все труднее и труднее вести за собой читателя, каждый художник, наверное, обязан творить, думая о том насколько "полезны и необходимы его произведения обществу, об их духовной активности в борьбе за нравственную высоту человека. Надо бы, чтобы поэт, не дожидаясь читательского суда, желал и умел отличать подлинную поэзию от стихотворства и этим руководствовался в создании духовных ценностей" [6:17].
Сказанное характеризует творчество М.Батчаева. Однако, как уже отмечалось, многоаспектность его наследия все еще остается не выявленной. Карачаевский читатель полностью не знает ту значительную роль, которую он сыграл в обновлении национальной литературы. Задача, поставленная нами в исследовании, прежде всего связана с необходимостью обозначить общие границы художественного мира М.Батчаева, с попыткой показать его национальное своеобразие, а также фольклорные мифопоэтические корни творчества писателя. Вместе с тем, нам казалось, что оценить по настоящему поэзию М.Батчаева можно, рассмотрев ее в контексте литератур двух братских народов, к чему мы и стремились, обратившись к наследию талантливого карачаевского художника.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Борлакова, Лейла Адеевна, 2006 год
1. Ахмедова Р. Кумыкская поэма: духовно-нравственные проблемы. Махачкала, 1999.-187 с.
2. Байрамукова Н. Поэзия и условная поэтика. Ставрополь, 1973. 80 с.
3. Балтии П. Из истории карачаевской поэзии. Черкесск, 1961. 236 с.
4. Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1973. 368 с.
5. Белинский В.Г. Полн.собр.соч.: В 13 т. М., 1953. Т.З. 530 с.
6. Блок А.А. Собр.соч.: В 8 т. М.;Л., 1962. Т.5. 565 с.
7. Бялик Б. Подвиг литературы. М., 1973. 447 с.
8. Веселовский А. Историческая поэтика. М., 1940. 560 с.
9. Вагабова Ф. Формирование лезгинской национальной литературы. Махачкала, 1970. 138 с.
10. Вагидов А. По пути традиций и поиска: О творчестве современных даргинских поэтов. Махачкала, 1976. 224 с.
11. В начале семидесятых// Сборник статей о литературе. Л., 1973. 303 с.
12. Выходцев П. новаторство. Традиции, мастерство. Л., 1973. 244 с.
13. Гамзатов Р.Г. Верность таланту. М., 1970. 168 с.
14. Гачев Г. Ускоренное развитие литературы. М., 1963. 289 с.
15. Гегель Г.В. Эстетика: В 4 т.М., 1968. Т.1. -689 с.
16. Гинзбург Л. О лирике. М., 1974. 476 с.
17. Гринберг И. Три грани лирики. М., 1985. 305 с.
18. Гаджиева 3. Аварская элегическая лирика. Генезис и онтогенез жанровых модификаций в эпоху нового общественного политического строя. Поэтика. XX в. Махачкала, 1999. 456 с.
19. Гаджиева 3. Песни борьбы и побед. Махачкала, 1980. 340 с.
20. Гамзатов Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М., 1996.-204 с.
21. Гамзатов Г. Верность таланту. М., 1970. 137 с.
22. Гашаров Г. Певцы обновленного края. Махачкала, 1987. 297.
23. Грифцов Б. Психология писателя. М., 1988. 462 с.
24. Далгат У. Специфика фольклорных жанров. М., 1073. 289 с.
25. Джанибекова С. Постижение времени// Сборник литературоведческих статей. Карачаевск, 1998. 184 с.
26. Дилматовский Е. Из жизни поэзии. М., 1957. 260 с.
27. Долгополов Л. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX начала XX веков. М.-Л., 1964.-253 с.
28. Жак JI. Жизнь, искусство, личность писателя. М., 1969. 279 с.
29. Караева 3. Художественный мир И.Семенова. М., 1997. 304 с.
30. Кагиева Н. Халимат байрамукова. очерк творчества. Черкесск, 1966. -175 с.
31. Караева А. Становление карачаевской литературы. Черкесск, 1963. -285 с.
32. Караева А. Очерк истории карачаевской литературы. М., 1966. 405 с.
33. Касаева Р. певец мужества. Жизнь и творческий путь Иссы Каракотова. Черкесск, 1974. 118 с.
34. Кравцов Н. Искусство психологического изображения в русском народном поэтическом творчестве// В кн. Фольклор как искусство слова. М., 1969.-340 с.
35. Карпов А. Стих и время. Проблемы стихотворного развития в русской советской поэзии 1920-х годов. М., 1966. 304 с.
36. Лавшинский Л. Сердце взрывная сила. (О лирической поэзии 60-80-х гг.). М., 1972.-313 с.
37. Киселев И. Герой и обстоятельства // Очерки современной украинской эпической поэмы. М., 1962. 307 с.
38. Крамов И. Эффенди Капиев. М., 1964. 146 с.
39. Леонтьев А. Проблемы развития психики. М., 1965. 408 с.
40. Малкондуев X. Песенная культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1990.-288 с.
41. Макаров А. Раздумья над поэмой Е.Евтушенко: В кн. поколения и судьбы. М., 1967.-261 с.
42. Мазанаев Ш. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур. Махачкала, 1997. 235 с.
43. Ортабаева Р. Азрет Уртенов. Жизнь и творчество. Черкесск, 1971. -150 с.
44. Ортабаева Р. Карачаево-балкарские народные песни. Черкесск, 1977.- 114 с.
45. Огнев В. Кайсын Кулиев. М., 1976. 190 с.
46. Огнев В. Расул Гамзатов. Очерк творчества. М., 1964. 202 с.
47. Огнев В. Путешествие в поэзию. Махачкала, 1961. 240 с.
48. Панкин Б. Строгая литература. М., 1980. 287 с.
49. Поспелов Г. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972.-298 с.
50. Поспелов Г. Лирика среди литературных родов. М., 1976. 234 с.
51. Поляков М. Цена пророчества и бунта// М., 1975. 565 с.
52. Рассадин С. Кайсын Кулиев. М., 1974. 190 с.
53. Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч. в 20-ти томах. М., 1966, т. 5. -450 с.
54. Соколова В. Русские исторические песни 16 века. М., 1951. 462 с.
55. Султанов К.Д. Певцы разных народов. Махачкала, 1971. 180 с.
56. Султанов К.К. По законам художественности. Махачкала, 1975. -164 с.
57. Султанов К.К. Поэзии неугасимый свет. Махачкала, 1975. 178 с.
58. Тартаковский П. Дмитрий Кедрин. Жизнь и творчество. М., 1963. 245 с.
59. Толгуров 3. Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии. Нальчик, 1974. 246 с.
60. Толгуров 3. В контексте духовной общности. Нальчик, 1991. 304 с.
61. Толгуров 3. Движение балкарской поэзии. Нальчик, 1984. 286 с.
62. Толгуров 3. Лирика К.Отарова. Нальчик, 1984. 183 с.
63. Толгуров Т. Пространство и время в поэзии народов Северного Кавказа. Нальчик, 1999. 346 с.
64. Теппеев А. Балкарская проза. Нальчик, 1974. 220 с.
65. Теппеев А. Кязим Мечиев. Нальчик, 1984. 199 с.
66. Тресков И. Фольклорные связи Северного Кавказа. Нальчик, 1963. -180 с.
67. Тугов В. Очерки истории абазинской литературы. Черкесск, 1970. -342 с.
68. Томашевский Б. Стилистика и стихосложение. Л., 1959. 366 с.
69. Тимофеев Л. Основы теории литературы. М., 1971. 427 с.
70. Урусбиева Ф. Путь к жанру. Нальчик, 1974. 248 с.
71. Урусбиева Ф. Карачаево-Балкарский фольклор. Черкесск, 1979. -124 с.
72. Хайбуллаев С. Духовная литература аварцев. Махачкала, 1998. 243 с.
73. Хайбуллаев С. Наследие и открытие. Махачкала, 1983. 199 с.
74. Хайбуллаев С. Поэзия мужества и нежности. Махачкала, 1978. 230
75. Хаммурзаева Н. Ирчи казак и современная кумыкская поэзия. Махачкала, 1997. 184 с.
76. Чудакова М. Эфенди Кагиев. М., 1970. 182 с.
77. Чотчаева М. Документалистика о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Карачаевск, 2003. 188 с.
78. Чанкаева Т., Ефрюкова Н. Публицистика А.Суюнчева на военную тему. Карачаевск, 2003. 197 с.
79. Эвентов И. Лирика и сатира. Л., 1968. 373 с.
80. Юсупова Ч. О современной аварской лирике. Махачкала, 1974. 164 с.
81. Юсупова Ч. Тридцать лет аварской поэзии. Махачкала, 1999. 336 с.
82. Юсупова Ч. Дагестанская поэма. М., 1988. 168 с.
83. Юсуфов М. Табасаранская национальная литература. Махачкала, 1995.-265 с.
84. Юсуфов Р. Русский романтизм и национальные культуры. М., 1970. 368 с.1.
85. Балтии П., Бекизова Л. Литература народов Карачаево-Черкесии// Труды Карачаево-Черкесского НИИ истории, экономики, языка и литературы. Выпуск 3. Черкесск, 1959.
86. Бекизова Л. Становление и развитие младописьменных литератур в условиях содружества советской нации // Единство, рожденное в труде. М., 1972.
87. Воронова О. Миру быть// Дон, 1963, №1.
88. Гранин Д. В чем секрет оперативного жанра// Нева, 1974, №10.
89. Гринберг И. женщина гор// Дружба народов, 1965, №11.
90. Даниэль Ю. Дороги поэта// Литературная жизнь, 1960,13 июля.
91. Джусойты Н. Личность поэта// Вопросы литературы, 1967, №7.
92. Ершов JI. Молчание понятно говорит// Литературное обозрение, 1973, №5.
93. Иванов Ю. О жанровом своеобразии современной поэмы// Вестник ЛГУ, 1964, №14.
94. Казиева А. Поэмы Кайсына Кулиева. Проблемы жанрового развития// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Карачаевск, 1998.
95. Кубилюс В. Новые пути поэмы// Вопросы литературы, 1962, №11.
96. Колмановский Е. Естественность поэмы// Литературное обозрение, 1973, №9.
97. Лапшин М. Поэт и солдат// Молодая гвардия 1977, №11.
98. Михайлов А. Умчался век эпических поэм// Литературное обозрение, 1973, №7.
99. Озерова И. Память// Литературная газета, 1972, 15 ноября.
100. Павлов М. Поэзия жизни// Кабардино-Балкарская правда, 1963, 12 мая.
101. Рунин Б. "Законы" и "Кризисы" жанра// Литературная газета, 1965,2 августа.
102. Саморига В. Белая страна// Литературная Россия, 1975,25 апреля.
103. Толгуров 3. Сила обстоятельств: тематические заметки о балкарской прозе// Дон, 1978, №12.
104. Толгуров 3. Побежденная судьба // В кн. Литература и время. Нальчик, 1978.
105. Трегуб С. Открытие талантаII Литература и жизнь, 1961, 30 июля.
106. Федоров В. Черты общности// Литературная Россия, 1960, 5 декабря.
107. Хочуев С. Песни Красной Балкарии// Предисловие к сборнику. Нальчик, 1933.
108. Антология балкарской поэзии. Нальчик, 1959. 336 с.
109. Антология дагестанской поэзии в 3-х т. Махачкала, 1980-1983 гг. Т.1.-365 с.
110. Антология кабардинской поэзии. М., 1957. 299 с.
111. Антология литературы народов Северного Кавказа. Т.1. 4.1. Пятигорск, 2003.-1120 с.
112. Батчаев М. Быть человеком. Повесть, рассказы, новеллы. М., 1987.
113. Батчаев М. Раздумье. Стихотворения. Нальчик, 1968. 86 с.
114. Байрамукова Х.Б. Айран. Сборник повестей и рассказов. М., 1984.- 158 с.
115. Беппаев М.А. Эльбрус белокрылая птица: Стихи. М., 1985. - 48 с.
116. Гамзатов Р. Собрание сочинений. В 5-ти томах. Стихотворения и поэмы. Перевод с аварского. М., 1980. 911 с.
117. Гуртуев Б.И. Навстречу ливню: Стихи и поэмы. Перевод с балкарского. Нальчик, 1972. 125 с.
118. Гуртуев Б.И. Избранное. В 2-х томах. Т.2. Стихи и поэмы на балкарском языке. Нальчик, 1993. 360 с.
119. Зумакулова Т. Избранное. Стихи и поэмы. М., 1983. 367 с.
120. Кулиев К. Собр. соч. в 3-х т. Т. 1. Стихотворения. Поэмы. Перевод с балкарского. М., 1987. 415 с.
121. Кулиев К. Собр. соч. в 3-х т. Т.2. Стихотворения. Поэмы. Перевод с балкарского. М., 1987. 415 с.
122. Кулиев К. Собр. соч. в 3-х т. Т.З. Стихотворения. Поэмы. Перевод с балкарского. М., 1987. 415 с.
123. Мокаев М. Слово, сказанное Родине// Свет жизни. М. 1988. 172
124. Отаров С. Косари // Антология балкарской поэзии. Нальчик, 1996.
125. Поэзия Чечено-Ингушетии. М., 1959. 279 с. Л1 126. Шахмурзаев С. Стихи. Нальчик, 1961. - 53 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.