Творчество Маджита Гафури в контексте литературно-эстетической мысли XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Мубаракшин, Марат Фархатович
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 157
Оглавление диссертации кандидат наук Мубаракшин, Марат Фархатович
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ
МЫСЛИ XX ВЕКА
1.1. ЗАРОЖДЕНИЕ ТАТАРСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
1.2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ТАТАРСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ
ГЛАВА И. ОСОБЕННОСТИ ЭПОХИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭСТЕТИЧЕСКУЮ ЭВОЛЮЦИЮ МАДЖИТА ГАФУРИ
2.1. ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА М. ГАФУРИ: ОТ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА К СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМУ РЕАЛИЗМУ
2.2. ОЦЕНКА ТВОРЧЕСТВА М. ГАФУРИ В СОВЕТСКИЕ И ПОСТСОВЕТСКИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Отражение темы голода 1920-х годов в татарской литературе2018 год, кандидат наук Ахметова, Миляуша Ансаровна
Проблема личности в творчестве Г. Исхаки2005 год, доктор филологических наук Шагбанова, Хабиба Садыровна
Формирование и развитие литературно-эстетической мысли татарского народа в конце XIX - начале ХХ веков1999 год, доктор филологических наук Махмутов, Амир Губаевич
Татарская драматургия XX – начала XXI в.: инвариант и его исторические трансформации2022 год, доктор наук Шарипова Алсу Самигулловна
Природа в татарской поэзии начала XX века и в корейской лирике 1920-х гг.: сопоставительный аспект2012 год, кандидат наук Го Сун Ми
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Маджита Гафури в контексте литературно-эстетической мысли XX века»
ВВЕДЕНИЕ
Последние десятилетия конца XIX и первой половины XX века своеобразны и богаты своими историческими событиями в общественно-политической жизни страны. Особенно начало XX столетия знаменуется периодом наиболее интенсивного роста татарской литературы. В эти годы были созданы наиболее яркие произведения татарской литературы. Стоит лишь вспомнить имена выдающихся поэтов, писателей и драматургов как Г. Исхаки, Г. Тукай, С. Рамиев, Дэрдменд, Г. Ибрагимов, Ф. Амирхан, Г. Камал, Ш. Камал, М. Гафури и т.д., которые внесли огромный вклад в развитие татарской литературы. Каждый из них по праву занимает свое достойное место и выделяется своими литературными достижениями.
Маджит Гафури (1880-1934) — один из видных национальных поэтов татарской литературы первой половины XX века, которого по праву называют выдающейся личностью и незаурядным талантом художественного слова. Он внес большой вклад в становление башкирской литературы начала XX века. М. Гафури оставил большое литературное и публицистическое наследие, а также яркий след в национальной истории народной культуры и повлиял на развитие общественной, политической, эстетической мысли своего времени. М. Гафури был поэтом, писателем, публицистом и журналистом. В его произведениях поднимались актульные проблемы своего времени, на которые он и сам активно искал ответы. Надо отметить, что многие эти вопросы связаны, прежде всего, с судьбой народа, воспитанием молодого поколения, национальным образованием, культурой.
Актуальность темы исследования. На протяжении XX века в советской литературоведческой науке творчество М. Гафури достаточно хорошо изучено и оценено видными представителями этой области. Сегодня по творчеству классика двух литератур существует определенная база научных трудов, монографий, рецензий, статей, многие из которых относятся к прошлому столетию. В большинстве научных работ, монографий, статей творческое наследие М. Гафури рассматривается с точки зрения существующей идеологии того времени и оценивается односторонне. Понятно, что литературоведы в свое время обращают внимание, прежде всего, на соответствие художественных произведений классика требованиям коммунистических идеалов. Поэтому до сегодняшнего дня ряд художественных и эстетических особенностей творчества М. Гафури оставались вне поля зрения литературоведов.
Новые подходы анализа стали возможными только в конце XX и в XXI веке. Это обусловлено тем обстоятельством, что представления литературоведов сегодняшнего времени на творческое наследие видных классиков существенно изменились. Было очевидно, что творчества поэтов и писателей начала XX века нуждаются в ином подходе, переосмыслении, анализе. К такому аспекту исследования примыкает творчество и М. Гафури. Однако при рассмотрении научных трудов современных литературоведов и литературных критиков было выяснено, что и они еще не полностью освободились от прежних воззрений и идей советского периода. Задача состоит в том, что нужно обратить особое внимание на эстетические и художественные аспекты, раскрыть другие направления творчества поэта, в которых наиболее отчетливо прослеживалось бы своеобразие его таланта. Поэтому, рассматривая творческое наследие М. Гафури, мы уделили основное внимание исследованию этого большого творчества в динамике и эволюции, изучая эстетическую эволюцию его творчества.
Кроме того, сегодня в литературоведческой науке, несмотря на большое количество научных работ, посвященных творчеству М. Гафури, отсутствует единое комплексное исследование этих трудов. Особенно актуальным является
рассмотрение, систематизирование высказываний, мыслей, взглядов советских и современных литературоведов, и раскрыть объективность их оценок литературного наследия классика. Ибо исследование творчества М. Гафури в этом направлении в литературоведческой науке не производилось. Поэтому сегодня рассмотрение творчества М. Гафури в контексте литературно-эстетической мысли XX века является весьма актуальным в литературоведческой науке. Такой подход в изучении творчества М. Гафури раскроет новые возможности и грани в переосмыслении идейно-эстетических сторон и взглядов классика, его творческого наследия.
Степень разработанности темы. Развитие татарской критики и журналистики начала XX века способствовало огромному интересу со стороны современников М. Гафури — демократических поэтов и писателей художественного слова. Такие выдающиеся личности татарской литературы того периода, как Г. Тукай, Р. Фахретдинов, Г. Камал, Ф. Амирхан, Г. Ибрагимов, Г. Исхаки одними из первых оценивали его произведения. Именно в их литературно-критических статьях дается анализ его произведениям, выделяются как положительные, так и отрицательные стороны творчества М. Гафури. Критические статьи вышеназванных литераторов стали опорой для дальнейших советских исследователей, изучившие творческое наследие классика.
В советское время творчество М. Гафури неоднократно являлось объектом изучения критиков, публицистов, однако говорить о полноте раскрытия всей идейно-эстетической мысли его творчества не приходится. Поэтому художественная и эстетическая значимость творчества М. Гафури уходила на второстепенный план. Исследователи сами должны были учесть эстетику тех лет и оценить по канонам и идеалам советской идеологии. Критические статьи Г. Касимова, Г. Сагди, М. Джалиля являются ярким примером начала более подробного изучения и тщательного анализа художественных произведений М. Гафури, в которых отведено должное место классику.
В сороковых годах XX века в литературоведческой науке защищаются первые кандидатские диссертации, издаются монографии по творчеству М. Гафури. Литературовед Г. Халит написал монографию "Творчество Маджита Гафури" (1941), затем защитил кандидатскую диссертацию на тему "Дооктябрьская творческая эволюция Маджита Гафури" (1947). Также следует отметить кандидатские диссертации А. Кудашева "Деятельность Гафури в дореволюционной прозе" (1946), Р. Максютовой "Патриотизм в творчестве Маджита Гафури" (1954), Г. Фатихова "Педагогические взгляды Маджита Гафури" (1952), X. Зиннатуллиной "Пути развития башкирской советской прозы" (Москва, 1954), 3. Юсупова-Шарки "Зарождение и развитие башкирской советской литературы" (Уфа, 1953), Ф. Сибагатова "Арабо-мусульманские традиции в башкирской литературе"; докторскую диссертацию и монографию Г. Рамазанова "Творчество Маджита Гафури" (Уфа, 1965), также монографии А. Нигматуллина "Творчество Маджита Гафури" (1969), А. Харисова "Литературное наследие башкирского народа" (Уфа, 1965), Г. Хусаинова "Пути развития башкирской советской поэзии" (Уфа, 1968), Г. Кунафина "Поэтика башкирской литературы". Также творчество М. Гафури отражено в докторских диссертациях М. Гайнуллина "Татарская литература и публицистика периода первой русской революции" (1957), X. Усманова "Социалистическая революция и татарская поэзия" (Казань, 1960), Н. Юзиева "Современная татарская поэтика" (1973).
Творчество М. Гафури было объектом изучения и зарубежных исследователей филологической науки. Среди них особо выделяется украинский поэт П. Тычина со своей работой "Патриотизм в творчестве Маджита Гафури".
Книги С. Кудаша "Навстречу весне", "Незабываемые минуты" и 3. Башири "Встречи с современниками" содержали воспоминания о М.Гафури и внесли определенный вклад в изучение не только творчества писателя, но и его личности.
О литературном движении начала XX века есть немало интересных работ. В книгах и статьях, а также в научных трудах по истории татарской и башкирской литератур А. Харисова, Г. Хусаинова, А. Чанышева, В. Ахмадиева, Г. Кашшафа, М. Гайнуллина, Р. Нафигова, Н. Юзиева, И. Нуруллина, X. Усманова хорошо изучены эти литературные процессы, среди которых нашло отражение и творчество М. Гафури.
Следует также отметить и о тех литературоведах, которые исследовали конкретные направления в творчестве классика. Например, X. Ярми изучил взаимосвязь творчества М. Гафури устным народным творчеством. Ф. Сибагатов изучил религиозное направление в творчестве классика. Также Ф. Исламов уделял особое внимание изучению педагогической мысли поэта и писателя. В своих статьях он подробно раскрыл педагогические взгляды М. Гафури и высоко оценил его творческое наследие в воспитании молодого поколения.
Творческое наследие поэта и писателя также нашло свое место в литературных сборниках по изучению истории татарской советской литературы. Научно-практические конференции, посвященных 100-летию и 130-летию со дня рождения М. Гафури, показали, что многие исследователи изучают разные направления его творчества, и открывают все новые особенности в нем, остававшихся вне поля зрения авторов, занимающихся изучением его литературного наследия в предыдущие десятилетия. И сегодняшние литературоведы как М. Гайнетдин, Т. Галиуллин, Д. Загидуллина, Ф. Галимуллин, Т. Гилазов, 3. Рамиев и другие внесли огромный вклад по изучению творческого наследия М. Гафури.
Цель данной работы: рассмотреть творческое наследие М. Гафури в контексте литературно-эстетической мысли XX века и в оценках литературоведов советского и постсоветского периодов. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Выявить особенности развития литературно-эстетической мысли XX века;
2) Раскрыть сущность литературных событий данной эпохи;
3) Выявить закономерностей трансформационных изменений;
4) Показать роль и место творчества М. Гафури в татарском литературном процессе первой половины XX века;
5) Раскрыть литературно-художественные особенности творческого наследия классика;
6) Рассмотреть и обобщить оценки советских и постсоветских литературоведов, критиков творчества М. Гафури;
7) Проследить эстетическую эволюцию творчества поэта и писателя, его основные эстетические направления на фоне исторических и общественно-политических событий первой половины XX века.
Объектом исследования является творчество М. Гафури, рассматриваемое в контексте эпохи XX века и ее литературно-эстетической мысли.
Предметом исследования являются научные труды, статьи деятелей литературы, литературных критиков, ученых теоретиков в той или иной степени изучавшие творчество М. Гафури, а также художественные произведения классика: стихотворения, рассказы, повести, басни, поэмы, драма и либретто.
Научная новизна исследования состоит в том, что в данной работе творческое наследие классика двух литератур рассматривается в контексте литературно-эстетической мысли XX века и совокупной оценки видных литературоведов советской и постсоветской эпохи. В ходе решения поставленной цели систематически исследуется литературное наследие М. Гафури и эстетическая эволюция его творчества. При этом раскрываются идейно-эстетические, художественные особенности творчества классика, рассматривается вклад классика в развитие татарской литературы, а также уделяется внимание художественно-эстетическому анализу его произведений.
До сегодняшнего дня в литературоведческой науке отсутствовало обобщенное рассмотрение оценок советских и современных ученых,
исследующих творчество поэта и прозаика. Поэтому при раскрытии данной темы особое внимание уделялось их оценкам. Несомненно, рассматриваемые нами научные труды и статьи литературоведов воссоздают наиболее конкретную и полную картину для представления и раскрытия художественного таланта, особенности литературного пера М. Гафури. Данная тема может послужить основной базой и материалом для новых ученых-филологов при изучении творческого наследия классика. Наряду с этим впервые выявляется творческая индивидуальность поэта и писателя в жанрах, в которых он работал наиболее активно и успешно.
Теоретической базой исследования послужили труды татарских и башкирских ученых-литературоведов, а также зарубежных авторов, которые внесли определенный вклад в изучение литературного и публицистического наследия М. Гафури. В этой связи были использованы монографии, кандидатские диссертации Г. Халита, А. Нигматуллина, Г. Рамазанова, а также многочисленные статьи различных авторов, исследовавшие творчество поэта. В частности, были проанализированы критические, публицистические статьи Г. Тукая, Г. Исхаки, Г. Ибрагимова, Ф. Амирхана, Г. Камала по творчеству М. Гафури. При рассмотрении литературного процесса XX века были использованы научные труды И. Нуруллина, М. Гайнетдина, Д. Загидуллиной, Т. Галиуллина, Т. Гилазова и других. Также большую роль при написании работы сыграли труды С. Кудаша, Н. Юзиева, Р. Кукушкина, П. Тычины, X. Хисматуллина, X. Усманова, М. Магдеева, X. Миннегулова, Ф. Галимуллина, Ф. Исламова, 3. Рамиева и других. А также сборники материалов конференций, посвященных по случаю юбилеев классика, изданные в 1981 и 2010 годах.
Основными методами исследования стали сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, культурно-исторический и системный методы. При исследовании творческого наследия М. Гафури его произведения рассматриваются в хронологической последовательности. Также в ходе диссертационного исследования был использован принцип целостного анализа
художественных произведений. Кроме того, особое внимание уделялось историческому аспекту, так как все произведения классика тесно рассматривались с историко-общественными событиями страны и литературно-эстетической мыслью татарских, башкирских и зарубежных литературоведов.
Научно-практическая значимость научной работы заключается в возможности использования полученных результатов в различных областях знаний: в литературоведении, истории татарской литературы, публицистики. Общие выводы можно применять при изучении истории татарской литературы начала XX века и до его первой трети. Оценки литературоведов могут послужить базой для дальнейшего изучения татарского критического наследия XX века. Анализируемый и исследуемый материал может быть использован при издании научных работ по творчеству М. Гафури, а также при разработке тематики курсовых и дипломных работ.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Начало XX века в истории татарской литературы знаменуется интенсивным ростом, что, однозначно, выводит ее на иной, прогрессивный уровень. В этот период такими выдающимися мастерами слова, как Г. Исхаки, Г. Тукай, С. Рамиев, Дэрдменд, Г. Ибрагимов, Ф. Амирхан, Г. Камал, Ш. Камал, М. Гафури, создаются лучшие произведения татарской литературы.
2. М. Гафури — один из видных представителей двух национальных литератур первой половины XX века. Он внес определенный вклад в развитие татарской и становление башкирской литературы. М. Гафури оставил яркий след в истории национальной культуры и повлиял на ход общественной, политической, эстетической мысли своего времени. В его произведениях поднимались вопросы, связанные с судьбой народа, воспитанием молодого поколения, национальным образованием, культурой. М. Гафури внес весомый вклад в развитие различных жанров в татарской литературе (басня, либретто).
3. В общественной жизни страны XX века постоянно происходили важные исторические события, перемены. Нестабильность эпохи нашло отражение и в творчестве М. Гафури, которое на протяжении времени
проходило эстетическую эволюцию от просветительства к социалистическому реализму. Наряду с этим меняются и эстетические взгляды, и направления в творчестве поэта и прозаика.
4. Творческое наследие классика всегда находилось в центре внимания литературно-эстетической мысли XX века. В научных трудах литературоведов, литературных критиков советского и постсоветского периодов дается высокая оценка его творчеству, и раскрываются художественные особенности его творческого наследия.
Апробация научной работы. Основные положения и выводы диссертации были изложены в выступлениях и докладах на различных конференциях: на международных научно-практических конференциях «Классическая филология и татарская литературоведческая наука: актуальные проблемы и перспективы развития» (Казань, 2012), «Литература и художественная культура тюркских народов в контексте Восток-Запад» (Казань, 2013), «Джалиловские чтения "Джалиль и его время"» (Казань, 2012), а также на итоговых ежегодных научных конференциях КФУ.
По теме диссертационного исследования опубликовано семь статей, в том числе две в ведущем рецензируемом издании, утвержденном ВАК РФ.
Структура научной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первые и вторые главы подразделяются на две разделы.
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, показаны цели, задачи, объект и предмет научного исследования. Охарактеризованы научная новизна, теоретическое и практическое значение, основные положения диссертации, выносимые на защиту.
Первая глава называется "Особенности развития литературно-эстетической мысли XX века". В ней комплексно рассматриваются особенности развития литературно-эстетической мысли XX века. При раскрытии основных направлений и тенденций развития литературы, сам ход данного процесса подразделяется на несколько исторических этапов, как зарождение татарской
национальной литературно-эстетической мысли (1900-1920 гг.), советский и постсоветский периоды (1920-1991 гг. и сегодняшнее время). Рассматривая специфические особенности данных этапов в общественной жизни страны и их влияние на ход литературного процесса, деятельности и развития татарской литературы, подробно показываются изменения мировоззрения и представлений татарской общественности и ее литературно-эстетической мысли XX века.
Вторая глава называется "Особенности эпохи и их влияние на эстетическую эволюцию Маджита Гафури", которая, в свою очередь, подразделяется на два раздела: "Основные эстетические направления творчества М. Гафури: от просветительства к социалистическому реализму" и "Оценка творчества М. Гафури литературно-эстетической мыслью в советские и постсоветские десятилетия". В общем, в этой главе творчество М. Гафури рассматривается в контексте литературно-эстетической мысли XX века. В первом разделе раскрываются художественные особенности творчества классика, прослеживается эстетическая эволюция творчества М. Гафури от просветительства к социалистическому реализму, то есть от начала творческого пути до тридцатых годов. В ходе рассмотрения его литературного наследия выявляется отношение поэта к происходящим событиям в общественной жизни страны, а также характерные особенности его творчества.
Во втором разделе рассматриваются оценки всему творчеству классика, приводятся высказывания, и раскрываются отношения советских и постсоветских литературоведов на литературное наследие М. Гафури. В ходе рассмотрения научных трудов ученых-филологов по творчеству поэта и прозаика выявляется оценка на творчество М. Гафури со стороны литературоведов, поэтов и писателей XX и XXI веков, приводятся их мнения и взгляды. Также в данном разделе рассматривается история исследования творчества М. Гафури, начиная от критических статей современников поэта до научных трудов современных литературоведов.
В своем творчестве М. Гафури сумел сказать многое о той эпохе, в которой он жил. Поэтому его творчество, как творчество каждого большого поэта и писателя, отличается богатством темы и разнообразием жанров. Произведения классика вошли в сокровищницу российской и мировой тюркской литературы. Литературоведы по праву относят М. Гафури к поэтам "золотого века" татарской литературы начала XX века и советского периода двадцатых-тридцатых годов.
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XX ВЕКА
1.1. Зарождение татарской национальной литературно-эстетической мысли в начале XX века.
Татарская литература в XX веке прошла через различные этапы. Ее содержание, характер и особенности развития определили экономические и общественно-политические условия в жизни народа. Создававшаяся на протяжении многих лет эстетическая мысль татарского народа имеет многовековую традицию и представляет огромную ценность. Ее можно было бы разделить на следующие этапы: литература начала XX века, периода тоталитарного режима и политических репрессий 1920-30 годов, годов Великой Отечественной войны, 50-80-х годов XX века и литература постсоветские периоды. Перечислив данные этапы, хочется сказать, что самые значительные произведения литературы татарского народа были созданы в начале XX века, который стал для татарского общества временем ускоренного развития — временем национального возрождения. Именно в это время литературно-эстетическая мысль живо откликалась на события времени и стремилась сохранить и развивать все своеобразия национальной культуры. В этот период появились в свет весомые художественные произведения, литературно-критические статьи видных татарских писателей. Литературно-эстетические традиции татарских поэтов начала XX веков послужили твердым подспорьем для развития литературы последующего периода.
Следует отметить, что много сил и энергии вложил литературовед И. Нуруллин в раскрытии литературно-эстетических взглядов таких видных
художников слова, как Г. Тукай, М. Гафури, Ф. Амирхан, Г. Исхаки в своих трудах "Эстетика Тукая" (1956), "Татарская литература начала XX века" (1982), "Фатих Амирхан" (1986), "Путь к зрелости" (1971) и т.д. В вышеназванных научных работах автора были раскрыты эстетические взгляды, философские мысли, представления этих больших художников литературного слова на политические события своего времени, их идеи о роли личности в истории, о воспитательном значении искусства, о влиянии видов искусства на формирование всесторонне развитого, гуманистически настроенного человека.
В истории татарской письменной литературы начало XX века занимает особое место. Как известно, данный период знаменуется бурным ростом татарской литературы, которая, однозначно, вышла на иной уровень своего развития и совершила громадный скачок в направлении прогресса национальных идей. Она вобрала в себя все важнейшие особенности предыдущих лет и трансформировала их в соответствии с новыми идейно-эстетическими потребностями. По мнению татарского литературоведа Т. Гилазова, "В это время (начало XX века — М. М.) татарская литература сливается в движение мировой литературно-эстетической мысли. Литературно-эстетические достижения национальной литературы до начала XX века, реалистические традиции описания человеческой жизни, первая русская революция, возникновение периодических изданий, национального профессионального театра, публицистики, журналистики послужили крепкой основой дальнейшего развития. Расширение общественного мировоззрения на мир татарского народа, развитие сознания, усиление национального освободительного движения еще более ускоряют данный процесс1". Действительно, этот период в истории татарского народа знаменуется развитием национального движения, направленного главным образом против пережитков феодального строя и отчасти против монархического абсолютизма в России. Происходившие в стране общественно-политические события радикально изменили представление и сознание татарской общественности.
1 Гыйлэжев Т. Татар эдэбияты. XX гасыр башы: Лекциялэр, гамэли дэрсслэр, тестлар. Казан, 2007. Б. 4.
Главной действующей силой послужили новые взгляды татарской интеллигенции, которая хотела изменить политическую обстановку, ситуацию в стране и самое главное — развивать национальную культуру. Поэтому поднятые ими значимые, актуальные вопросы были теснейшим образом взаимосвязаны с судьбой нации.
Происходившие перемены в татарском обществе начала XX века коснулись и эстетического сознания и мышления татарских писателей. Литературовед Д. Загидуллина подчеркивает, что "в это время, наряду с национальным, культурным, философским обновлением, расширяется литературно-эстетический прогресс"1. Действительно, татарская литература начала XX века подхватывает идейно-эстетические традиции просветительского движения литературы конца XIX века, которая заложила основу в развитии национального сознания татарского народа. В центре этого движения стояли такие личности, как Ш. Марджани, К. Насыйри и другие. Следует отметить, что благодаря демократическим писателям начала XX века их начатые дела получили возможность для дальнейшего развития.
В целом, рассматривая сущность литературно-эстетической мысли начала XX века, хочется подчеркнуть, что татарской интеллигенцией были подняты следующие важные вопросы: прогресс нации; сегодняшнее состояние нации, ее будущее; восстановление национального государства; служение нации; сохранение единства нации; национальная свобода и т.д. Одними из первых, кто поддержал эти нововведения в начале XX века, были Г. Тукай, М. Гафури, Г. Исхаки, Г. Ибрагимов, Ф. Амирхан. Именно они расширили идейное содержание литературы, в центре которой находилась судьба нации. Основу культурного развития нации, ее движения по пути прогресса татарские писатели видели в учебных заведениях европейского типа — университетах и гимназиях, в которых преподавали светские науки. Поэтому в их литературно-эстетических взглядах главное место заняла проблема воспитания всесторонне развитых, образованных преподавателей средних и высших школ, хороших
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Литературно-художественное и публицистическое наследие Зарифа Башири2012 год, кандидат филологических наук Галимов, Салават Фарагатович
Пьесы Исхаки на тему интеллигенции - аспект "новой драмы"2007 год, кандидат филологических наук Кадырова, Айгуль Октябревна
Башкирский фольклор в литературе XIII-XIX веков: творческое освоение его мотивов, сюжетов, образов, традиций в башкирской литературе и произведениях русских писателей XIX в.2013 год, доктор филологических наук Хуббитдинова, Нэркэс Ахметовна
Татарский перевод "Тысяча и одной ночи": Языковые и стилист. особенности1998 год, кандидат филологических наук Гилемшин, Флер Фоатович
Типы диалогических отношений между национальными литературами (на материале произведений русских писателей второй половины ХIХ в. и татарских прозаиков первой трети ХХ в.)2010 год, доктор филологических наук Аминева, Венера Рудалевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мубаракшин, Марат Фархатович, 2013 год
ЛИТЕРАТУРА
На татарском языке
1. Абдуллин, Я. Гуманистик идеаллардан революцион тэгълиматка / Я. Абдуллин // Мэгърифэт нуры ачар. — Казан : Татар, кит. нэшр., 1987. — Б. 127-141.
2. Ахунов, Г. Эсэрлэр, 4 томда. 4 т. — Пьесалар, эдэби портретлар / Г. Ахунов. — Казан : Тат. кит. нэшр., 1984. — 488 б.
3. Бэшир, Г. Берничэ суз / Г. Бэшир /7 Совет эдэбияты. — 1940. — № 9-10. — Б. 17-20.
4. Бэшири, 3. Замандашларым белэн очрашулар / 3. Бэшири. — Казан : Тат. кит. нэшр., 1968. — 292 б.
5. Вэлиев, Н. Мэжит Гафури / Н. Вэлиев // Эдэби Алабуга. — Алабуга : АДПУ нэшр., 2005. — Б. 102-108.
6. Гайнетдин, М. Гасырлар мирасы / М. Гайнетдин. — Казан : Татар, кит. нэшр., 2004. — 319 6.
7. Гали, 3. "Эшче" — татар революция музыкасына тирэн узгэреш / 3. Гали // Кызыл Татарстан. — 1930. — 12 март.
8. Галимуллин, Ф. Г. Олы гомер йомгагы (М. Гафуринъщ тууына 120 ел) / Ф. Галимуллин // Ватаным Татарстан. — 2000. — 13 октябрь.
9. Галимуллин, Ф. Г. Татар эдэбиятьтнда эстетик эзлэнулэр (1920 - 1930 еллар) / Ф. Галимуллин. — Казан : ТГГПУ, 2010. — 340 б.
10. Галимуллин, Ф. Г. Эстетика Ьэм социологизм : 20-30 нчы еллар татар эдэбиятында эстетика кануннарыныц 1тэм социологизм талэплэренец узара монэсэбэте / Ф. Галимуллин. — Казан : Мэгариф, 1998. — 223 б.
11. Галиуллин, T. H. Дэвамлылык : эдэби тэнкыйть мэкалэлэре / Т.Н. Галиуллин. — Казан : Тат. кит. нэшр., 1987. — 168 б.
12. Галиуллин, Т. Н. Егерменче еллар татар шигърияте / Т. Н. Галиуллин // Шигърият баскычлары. — Казан : Мэгариф, 2002. — Б. 47-90.
13. Галиуллин, Т. Н. Замана балалары. Истэлеклэр / Т. Н. Галиуллин // Казан утлары. — 2013. — № 7. — Б. 5-67.
14. Гафури, М. Авылларда мэктэи вэ школа / М. Гафури // Эсэрзэр, 6 томда. 6 т. — Уфа : Башк. кит. нэшр., 1957. — 417 б.
15. Гафури, М. Ачлык фажигалэре / М. Гафури // Ватандаш. — 1997. — Б. 156-159.
16. Гафури, М. Сайланма эсэрлэр / М. Гафури. — Казан : Хэтер, 2007. —
479 б.
17. Гафури, М. Сайланма эсэрлэр : Ике томда / М. Гафури. — Казан : Таткнигоиздат, 1954. — I т. — 428 б.; 1953. — II г. — 518 6.
18. Гафури, М. Тормыш юлым : Истэлеклэр / М. Гафури. — Казан : Татгосиздат, 1952. — 1276.
19. Гафури, М. "Эшче" операсы турында / М. Гафури // Кызыл Татарстан.
— 1930. — 28 февраль.
20. Гафури, М. Эсэрлэр, 4 томда. 1 т. — Шигырьлэр Ьэм мэсэллэр (1902 -1917) /М. Гафури. — Казан : Тат. кит. нэшр., 1980. — 535 б.
21. Гафури, М. Эсэрлэр, 4 томда. 2 т. — Шигырьлэр Ьэм сэхнэ эсэрлэре (1917 - 1934) / М. Гафури. — Казан : Тат. кит. нэшр., 1980. — 598 б.
22. Гафури, М. Эсэрлэр, 4 томда. 3 т. — Проза Иэм публицистика (1902 -1917) /М. Гафури. — Казан : Тат. кит. нэшр., 1983. — 391 б.
23. Гафури, М. Эсэрлэр, 4 томда. 4 т. — Совет чоры прозасы / М. Гафури.
— Казан : Тат. кит. нэшр., 1981. — 496 б.
24. Гафури, Э. Этиемнен якты элэме / Э. Гафури // Мэйдан. — 2013. — №7.—Б. 86-130.
25. Госман, X. Беек Октябрь революциясе li9M гражданнар сугышы чорында татар поэзиясе / X. Госман. — Казан : КДУ нэшр., 1960. — 182 б.
26. Госман, X. Шигърият гомере / X. Госман. — Казан : Тат. кит. нэшр., 1978. —208 б.
27. Госманов, М. Мэжит Гафури мирасыннан / М. Госманов // Казан утлары. — 1991. — № 6. — Б. 179-181.
28. Гыйлэжев, Т. Гафури ижатыныц кайбер сэнгати узенчэлеклэре / Т. Гыйлэжев // Фэнни язмалар - 2003. — Казан : Школа, 2004. — Б. 84-91.
29. Гыйлэжев, Т. Татар эдэбияты. XX гасыр башы : Лекциялэр, гамэли дэреслэр, тестлар / Т. Гыйлэжев. — Казан : Мэгариф, 2007. — 239 б.
30. Гыйлэж;ев, Т. Эдэби мирас : тарих Ьэм заман / Т. Гыйлэжев. — Казан : Тат. кит. нэшр., 2005. — 206 б.
31. Данилов А. А., Косулина Л. Г. Россия тарихы / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. —Казан : Мэгариф, 1999. — 375 б.
32. ЗаЬидуллина, Д. Ф. Донья сурэте узгэРУ : XX йез башы татар эдэбиятында фэлсэфи эсэрлэр : Монография / Д. Ф. ЗаЬидуллина. — Казан : Мэгариф, 2006. — 191 б.
33. ЗаЬидуллина, Д. Ф. Модернизм Ьэм XX йез башы татар прозасы / Д. Ф. ЗаЬидуллина. — Казан : Тат. кит. нэшр., 2003. — 255 б.
34. За1шдуллина, Д. Ф. Мэктэптэ татар эдэбиятын укыту методикасы. — Я на дан эшлэнгэн Ьэм тулыландырылган икенче басма / Д. Ф. За1шдуллина. — Казан : Мэгариф, 2004. — 367 б.
35. ЗаЬидуллина, Д. Ф. XX йез башы татар эдэбиятында гыйсьянчылык фэлсэфэсе : М. Гафури, С. Рэмиев, Ш. Бабич, Н. Думави / Д. Ф. ЗаЬидуллина // Югары Ьэм урта Ьенэри уку йортларында татар эдэбиятын укытуныц меЬим мэсьэлэлэре. — Казан : Казан дэулэт ун-ты, 2006. — Б. 153-160.
36. ИбраЬимов, Г. Карт шагыйрьнец яхшы сайланмасы / Г. ИбраЬимов // Совет эдэбияты. — 1933. — № 2-3. — Б. 117.
37. ИбраЬимов, Г. Эсэрлэр, 8 том да. 5 т. — Эдэбият Ьэм сэнгать турында мэкалэлэр, хезмэтлэр (1910-1933) / Г. ИбраЬимов. — Казан : Тат. кит. нэшр., 1978.— 615 6.
38. ИбраЬимова, Ф. Гомерлек дуслык (Г. Ибра1шмов — М. Гафури) / Ф. ИбраЬимова // ШэЬри Казан. — 1997. — 12 март.
39. ИбраЬимова, Ф. Мэжит Гафуриныц "Кеше ашаучылар" поэмасы / Ф. ИбраЬимова // Эдэби мирас. Беренче кигап. — Казан : Тат. кит. нэшр., 1991. — 208 б.
40. Исламов, Ф. Вакыт житте гьтйлем, Ион эр кулланырга [Татар Ьэм башкорт эдэбиятлары классигы М. Гафури турында] / Ф. Исламов // Фэн Ьэм тел. — 2005. — № 4. — Б. 41-44.
41. Исламов, Ф. Мэжит Гафури ижатында педагогик фикерлэр / Ф. Исламов // Мэгърифэт, эдэбият Ьэм тарих сукмаклары буйлап. — Казан : Печатный двор, 2002. — Б. 59-65.
42. Исламов, Ф. Мэжит хэлфэ дип эндэшэсе килэ : М. Гафуриныц педагогик эшчэнлеге Ьэм педагогик карашлары / Ф. Исламов // Мэгърифэт. — 2005. — 16 июль.
43. Исламов, Ф. Шагыйрьнец мэгърифэтчелеге / Ф. Исламов // Кызыл тан.
— 2000. — 2 август.
44. Исламов, Ф. Эдип, шагыйрь, педагог [Татар Ьэм башкорт эдэбиятлары классигы М. Гафуриныц тууына 125 ел] / Ф. Исламов // ШэЬри Казан. — 2005.
— 9 сентябрь.
45. Исхакый, Г. Эсэрлэр, 15 томда. 6 т. — Публицистика Ьэм эдэби тэнкыйть мэкалэлэре (1902 - 1914) / Г. Исхакый. — Казан : Тат. кит. нэшр., 2005, —447 б.
46. Исэнбэт, Й. Беренче буразналар / Й. Исэнбэт // Социалистик Татарстан. — 1980. — 1 август.
47. Камал, Г. Габдулла Тукаев шигырьлэре / Г. Камал // Эсэрлэр, 3 томда. 3 т. — Хикэялэр, мэкалэлэр, рецензиялэр, истэлеклэр. 1900 - 1933. — Казан : Тат. кит. нэшр., 1981. —414 б.
48. Касыймов, Г. Атаклы халык шагыйре Мэжит Гафури / Г. Касыймов.
— Уфа : Башкортстан нэшр. Ьэм китап сэудэсе ширкэте, 1923. — 87 б.
49. Кудаш, С. Крылов Иэм Гафури / С. Кудаш // Совет эдэбияты. — 1944. -№11-12. —Б. 65-66.
50. Кудаш, С. Хэтердэ калган минутлар / С. Кудаш. — Казан : Тат. кит. нэшр., 1959. — 287 б.
51. Кудаш, С. Язармын мин шигырьлэрне "Йерэк бэгърем каны белэн" / С. Кудаш // Эмет. — 2000. — 29 июль.
52. Кукушкин, Р. Канатлы донья / Р. Кукушкин. — Казан : Тат. кит. нэшр., 1984,— 184 6.
53. Кутуй, Г. Кызыл Йолдыз / Г. Кутуй // Кызыл Татарстан. — 1926. — 20
июль.
54. Миллият сузлеге : Анлатмалы сузлек. — Тезуче-автор А. Тимергалин / А. Тимергалин. — Казан : Мэгариф, 2007. — 575 б.
55. Мицнегулов, X. Ю. Казан ханлыгы чоры язма мэдэнияте / X. Мицнегулов // Мирас. — 1993. — № 10. — Б. 20.
56. Миннегулов, X. Ю. Татарньщ боек бер моцчысы. М. Гафуриньщ тууына 130 ел / X. Мицнегулов // Казан утлары. — 2010. — № 8. — Б. 137-146.
57. Муса Ж^элил Эсэрлэр, 5 томда. 4 т. — Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре 1лэм биографик материаллар / Муса Жэлил. — Казан : Тат. кит. нэшр., 2006. — 319 б.
58. Мэрдиева, М. Ирек Иэм бэхет жырчысы / М. Мэрдиева // Эйдэ халыкка хезмэткэ. — Казан : Тат. кит. нэшр., 1985. —Б. 144-156.
59. Мэхмутов, h. М. Гафури Ьэм театр / h. М. Мэхмутов // Маджит Гафури : Материалы научной конференции. — Казань : ИЯЛИ, 1981. — 150 с.
60. Мэжит Гафури : эдип Ьэм халык язмышы : Мэжит Гафуриньщ тууына 130 ел тулуга багышланган Ботенроссия фэнни-гамэли конференциясе материаллары (28 октябрь, 2010 ел). — Тез. : Р. Ф. Рахмани, Ф. М. Мицнуллина. — Казан : ИЯЛИ, 2010. — 347 б.
61. Нигъмэти, Г. Мэ>кит Гафуриньщ "Эшче" поэмасында эшче сурэте / Г. Нигъмэти // Сайланма эсэрлэр. — Казан : Тат. кит. нэшр., 1958. — 277 б.
62. Нигъмэти, Г. Утыз беренче елга кергэндэ / Г. Нигъмэти // Яцалиф. — 1931,— № 1. — Б. 36.
63. Нигъмэтуллин, Э. Тарихи вакыйгаларнын, кайнар эзлэре буйлап / Э. Нигъмэтуллин // Кызыл тан. — 2005. — 2 август.
64. Нигъмэтуллин, Э. Мэжит Гафури : (Ижаты турында очерк) / Э. Нигъмэтуллин. — Казан : Тат. кит. нэшр., 1969. — 94 б.
65. Нуруллин, И. XX йез башы татар эдэбияты (лекциялэр курсы). — II кисэк / И. Нуруллин. — Казан . Казан университеты нэшриятьт, 1964. — 117 б.
66. Нуруллин, И. XX йез башьт татар эдэбияты / И. Нуруллин. — Казан : Казан университеты нэшрияты, 1966. — 426 б.
67. Нуруллин, И. Тормыш Ьэм сэнгать чынлыгы : эдэби тэнкыйть мэкалэлэре / И. Нуруллин. — Казан : Тат. кит. нэшр., 1983. — 192 б.
68. Нуруллин, И. Тукай эстетикасы / И. Нуруллин. — Казан : Таткнигоиздат, 1956. — 135 б.
69. Нэжми, К. Мэжит Гафури Ьэм патша цензорлары / К. Нэжми // Совет эдэбияты. — 1934. _ № 11. — Б. 78-81.
70. Парсин, М. "Эшче" операсы / М. Парсин // Яцалиф. — 1930. — № 7-8. — Б. 24-26.
71. Рэмиев, 3. Миллэтчеме, кяферме? [Мэжит Гафуриньщ тууына 125 ел] / 3. Рэмиев // Ватаным Татарстан. — 2005. — 5 август.
72. Рэмиев, 3. Мэжит Гафури / 3. Рэмиев // Татар эдиплэре, мэгърифэтчелэре (XX йез башы) : Биобиблиографик сузлек. — Казан, 2005. — 276 б.
73. Рэмиев, 3. Халык кунелен, миллэт хэлен ацлап язган эдип [Мэжит Гафуринын, тууына 120 ел] / 3. Рэмиев // ШэЬри Казан. — 2000. — 4 август.
74. Садирова, А. Мэжит Гафури Ьэм Дэрдмэнд / А. Садирова // Тел, эдэбият Иэм халык ижаты мэсьэлэлэре (Аспирант эшлэре жыентыгы). Икенче чыгарылыш. — Казан : Фикер, 2002. — Б. 173-176.
75. Сафуанов, С. 1921 елгы ачлык Ьэм Мэжит Гафури / С. Сафуанов // Тулпар. — 2000. —№ 4. — Б. 50-53.
76. Сибэгатов, Ф. Мэжит Гафури 1юм Коръэн / Ф. Сибэгатов // Тулпар. — 2003. — № 3. — Б. 34-37.
77. Сибэгатов, Ф. Мэж;ит Гафуриньщ дини эсэрлэре / Ф. Сибэгатов // Ватандаш. — 2000. — № 4. — Б. 80-84.
78. Сэгъди, Г. Татар эдэбияты тарихы : Дэреслек-кулланма / Г. Сэгъди. — Казан : Татгосиздат, 1926. — 300 б.
79. СэЙфи-Казанлы, Ф. Октябрь революциясенэ кадэр татар буржуа эдэбияты / Ф. Сэйфи-Казанлы // Совет эдэбияты. — 1934. — № 7. — Б. 111-124.
80. Татар эдэбияты тарихы, 6 томда. 3 т. — Тез. : Н. Г. Юзиев, Я. Г. Абдуллин, Ш. Ш. Абилов. — Казан : Тат. кит. нэшр., 1986. — 599 б.
81. Татар эдэбияты тарихы, 6 томда. 4 т. — Тез. : Я. Г. Абдуллин, Ш. Ш. Абилов, Н. Г. Гыйззэтуллин. — Казан : Тат. кит. нэшр., 1989. — 568 б.
82. Татар совет эдэбияты тарихы. Очерклар / Редколлегия М. Гайнуллин, А. Гумеров, Г. Халит. — Казан : Тат. кит. нэшр., 1960. — 822 б.
83. Телэш, Г. Музыкада бозык юлларга карты: опера Ьэм шигырь турында / Г. Телэш // Кызыл Татарстан. — 1930. — 5 декабрь.
84. Тинчурин, К. Мэжит Гафуриньщ драматургиядэге урыны / К. Тинчурин // Совет эдэбияты. — 1934. — №11. — Б. 83.
85. Толымбай, Г. Карт батырньщ уткер кылычы / Г. Толымбай // Совет эдэбияты. — 1934. — № 11. — Б. 77-78.
86. Тукай, Г. Миллэткэ файда урынына зарар / Г. Тукай // Эсэрлэр, 5 томда. 4 т. — Проза, публицистика (1907 - 1913). — Казан : Тат. кит. нэшр., 1985, —351 б.
87. Туфан, X. Яца шигырь техникасы турында / X. Туфан // Безнец юл. — 1928.—№6-7,—Б. 67.
88. Укмаси, М. Мэжит Гафури турында / М. Укмаси // Совет эдэбияты.
— 1944.—№10.—Б. 50-51.
89. Фаткуллин, Ф. Ж^илем-Каран чишмэлэре / Ф. Фаткуллин // Кызыл тац.
— 2000. — 17 август.
90. Фэйзи, М. Сайланма эсэрлэр, 2 томда. 2 т. / М. Фэйзи. — Казан : Таткнигоиздат, 1957. — 464 б.
91. Фэйзи, Э. Мэжит агай турында / Э. Фэйзи // Эдипнен эрудициясе. — Казан : Тат. кит. нэшр., 1973. — Б. 247-249.
92. Фэйзуллина, М. Хэтердэн чыкмый торган кеше / М. Фэйзуллина // М. Гафури турында замандашлары. — Уфа, 1961. — 168 б.
93. Халит, Г. Мэжит Гафури / Г. Халит // Совет эдэбияты. — 1940. — № 9-10.— Б. 6-16.
94. Халит, Г. Мэжит Гафури ижаты : (Критик очерклар) / Г. Халит. — Казан : Татгосиздат, 1941. — 213 б.
95. Халит, Г. Татар эдэбиятын устерудэ Мэжит Гафуриньщ роле / Г. Халит // Маджит Гафури : Материалы научной конференции. — Казань, 1981. — Б. 17-25.
96. Халит, Г. Халык бэхете жырчысы / Г. Халит // Совет эдэбияты. — 1944. — № 10.— Б. 43-49.
97. Халит, Г. Халыкчан Ьэм тормышчан сэнгать очен / Г. Халит // Казан утлары. —1971.—№ 12.— Б. 159.
98. Ханзафаров, Н. Мирхэйдэр Фэйзи / Н. Ханзафаров // Татар эдэбияты тарихы, 6 томда. 4 т. — Казан : Тат. кит. нэшр., 1989. — 568 б.
99. Харисова, Р. Чын матурлык — язучыныц табышында [М. Гафуриньщ "Шагыйрьнец алтын приискасында" повестенда фокусныц теп елешлэре белэн бэйлэнеше] / Р. Харисова // Фэн Ьэм мэктэп. — 1998. — № 7-8. — Б. 187-190.
100. Хисамов, Н. Ш. Татар шагыйрьлэре : монографик мэкалэлэр, ижат портретлары Ьэм этюдлар / Н. Хисамов. — Казан : Тат. кит. нэшр., 2012. — 287 б.
101. Хисмэтуллин, Г. Мэжит Гафури / Г. Хисмэтуллин // Татар совет эдэбияты тарихы : Очерклар. — Казан, 1960. — Б. 345-370.
102. Хисмэтуллин, X. Габдулла Тукай альбомы / X. Хисмэтуллин // Казан утлары. — 1967. — № 1. — Б. 153.
103. Хэбибуллина, Jl. XX йез башы татар поэмаларында мифологиянец урыны / Л. Хэбибуллина // Фэнни язмалар-2007, 2008. — Б. 289-295.
104. Хэзерге татар эдэбияты / Тез. : Г. Р. Закирова, Л. Э. Гыйззэтуллина.
— Казан : Мэгариф, 2008. — 455 б.
105. Хэлимов, М. Эдэби бэйлэнсшлэр йогынтысы / М. Хэлимов // Агизел.
— 2000. — № 8. — Б. 121-128.
106. Хэсэнов, X. Хесэен Ямашев Иэм татар демократик интеллигенциясе / X. Хэсэнов И Совет эдэбияты. — 1952. — № 3. — Б. 62-63.
107. Шэмсетдинова, Ф., Фэйзуллаева, М. Туграсы — тугрылык / Ф. Шэмсетдинова, М. Фэйзуллаева // Татарстан. — 1995. — № 7-8. — Б. 139142.
108. Юзиев, Н. Хэзерге татар поэтикасы / Н. Юзиев. — Казан : Тат. кит. нэшр., 1973. — 351 б.
109. Юзиев, Н. Шигърият деньясы : Тэнкыйть мэкалэлэре / Н. Юзиев. — Казан : Тат. кит. нэшр., 1981. — 312 6.
110. Юлаев, К. М. Гафури и жаты ндагы меЬим баскыч / К. Юлаев // Казан утлары. — 2008. — № 3. — Б. 117-119.
111. Янышев, Ф. Безгэ Иэйкэл калдырды / Ф. Янышев // Агизел. — 2008.
— №4. — Б. 170-176.
112. Ярми, X. М. Гафури ижатында фольклор / X. М. Ярми // Кызыл Татарстан. — 1940. — 23 октябрь.
113. Яхин, А. Г. Гражданнар сугышы еллары эдэбияты / А. Г. Яхин // Эдэбият дэреслэре : Укытучылар, югары уку йортлары студетлары Ьэм укучылар очен методик кулланма. — Казан : Мэгариф, 2003. — 159 б.
114. Эдэбият белеме : Терминнар Иэм тешенчэлэр сузлеге / Тезуче-авторлар : Д. Ф. ЗаЬидуллина, М. И. ИбраИимов, В. Р. Эминева. — Казан : Мэгариф, 2007. — 231 б.
115. Элмехэммэтов, Г. "Эшче" операсыньщ социаль Иэм музыкаль мэгънэсе / Г. Элмехэммэтов // Кызыл Татарстан. — 1930. — 22 февраль.
116. Эмирхан, Ф. Татар шагыйрьлэре / Фатих Эмирхан // Сэхнэ эсэрлэре 11эм публицистика. —Казан : Тат. кит. нэшр., 1958. —Б. 288-291.
117. Эмирхан, Ф. Эсэрлэр, 4 томда. 2 т. — Эдэбият-сэнгать тэнкыйте, биографик материаллар, хатлар / Ф. Эмирхан. — Казан : Тат. кит. нэшр., 1986. — 389 б.
118. Эхмэди, Г. "Эшче" — татар культурасыныц зур жццуе / Г. Эхмэди // Кызыл Татарстан. — 1930. — 11 март.
119. Жэлил, М. Мэжит Гафуриньщ ижат юлы / М. Жэлил // Совет эдэбияты. — 1934. — № 11. — Б. 75-77.
120. Утэбаев, И. Игезэк халыкларныц уртак улы (Сабир Шэриповныц тууына 90 ел) / И. Утэбаев // Казан утлары. — 1972. — № 10. — Б. 129-136.
121. XX йоз башы татар эдэбияты. Очерклар / Г. Халит, X. Хисмэтуллин, Б. Гыйззэт. — Казан : Таткнигоиздат, 1954. — 386 б.
На русском языке
1. Абдуллин, Я., Амирханов, Р. От гуманистических идеалов демократа к марксизму-ленинизму / Я. Абдуллин, Р. Амирханов // Маджит Гафури : Материалы научной конференции. — Казань : ИЯЛИ, 1981. — 150 с.
2. Ахунов, Г. Ступени творчества / Г. Ахунов // Литературная газета. — 1980. — 30 июля.
3. Башкуров, Р. Мэжит Гафури / Р. Башкуров // История татарской советской литературы. — М. : Наука, 1965. — 578 с.
4. Габдулла Тукай Избранное : Стихи, поэмы, сказки / Глав. ред. М. Зарецкий; вст. статья А. Исхака / Габдулла Тукай. — Казань : Тат. книж. изд-тво, 1969. — 420 с.
5. Гайнуллин, М. Татарская литература и публицистика начала XX века / М. Гайнуллин. — Казань : Тат. книж. изд., 1966. — 335 с.
6. Галимуллин, Ф. Всё я делал по совести / Ф. Галимуллин // Веси. — 2010. —№9-10, —С. 23-25.
7. Галимуллин, Ф. Казанский период творчества Мажита Гафури / Ф. Галимуллин // Проблемы филологии народов Поволжья. Сборник статей. Выпуск 5. — М. : Ремдер, 2011. — С. 81-85.
8. Галимуллин, Ф. Творчество Мажита Гафури в контексте общественной жизни эпохи // Литература Урала : история и современность / Ф. Галимуллин. — Екатеринбург : Изд-во Уральского унив-та, 2011. — С. 151 -162.
9. История татарской литературы нового времени (XIX - начало XX века). — Казань : Фикер, 2003. — 472 с.
10. Исхак, А. Габдулла Тукай / А. Исхак // Габдулла Тукай Избранное : Стихи, поэмы, сказки. — Казань : Тат. книж. изд.. 1969. — 420 с.
11. Карим, М. Подлинно народный / М. Карим // Советская культура. — 1980. — 30 июня.
12. Карип, Н. На трех языках / Н. Карип // Красная Башкирия. — 1940. — 24 ноября.
13. Кирьянов, С. Маджит Гафури (1880 - 1934) / С. Кирьянов // Маджит Гафури. Стихотворения. — М. : Советский писатель, 1948. — С. 3-12.
14. Кудаш, С. Навстречу весне : Повесть / С.Кудаш. — М. : Советский писатель, 1952. — 240 с.
15. Кудашев, А. Жизненный путь поэта / А. Кудашев. — Уфа : Башгосиздат, 1943. — 20 с.
16. Магдеев, М. Маджит Гафури : Краткий очерк жизни и творчества (к 100-летию со дня рождения) / М. Магдеев. — Казань : Тат. книж. изд, 1980. — 23 с.
17. Маджит Гафури Повести / Маджит Гафури. — М. : Советский писатель, 1981. — 351 с.
18. Маджит Гафури Ступени жизни / Маджит Гафури. — М. : Советская Россия, 1958.— 200 с.
19. Мажит Гафури Повести / Маджит Гафури. — Уфа : Башкирское книж. изд-ство, 1963. — 316 с.
20. Максютова, Р. Патриотизм в творчестве Маджита Гафури / Р. Максютова. — М. , 1954. — 18 с.
21. Мирзагитов, А. Певец свободы / А. Мирзагитов // Литературная газета. — 1980. — 30 июля.
22. Михалков, С. Путь к потомкам / С. Михалков // Литературная газета. — 1980. — 30 июля.
23. Нафигов, Р. И. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли : Очерк истории 1895 - 1917 гг. / Р. И. Нафигов. — Казань : Изд-во Казан-ого ун-та, 1964. — 448 с.
24. Нуруллин, И. Путь к зрелости / И. Нуруллин. — Казань : Тат. книж. изд., 1971. — 350 с.
25. Рамазанов, Г. Маджит Гафури : Очерк жизни и творчества / Г. Рамазанов. — М. : Советская Россия, 1980. — 160 с.
26. Рамазанов, Г. Маджит Гафури — певец народной правды / Г. Рамазанов // Маджит Гафури Избранное. Стихи. — М. : Худ. лит-ра, 1980. — 270 с.
27. Рамазанов, Г. Талант, отданный народу : Статьи, речи о творчестве Маджита Гафури / Г. Рамазанов. — Уфа : Бапгкнигоиздат, 1982. — 224 с.
28. Рамазанов, Г. Творчество Мажита Гафури. Монография / Г. Рамазанов. — Уфа : Башкнигоиздат, 1965. — 458 с.
29. Ромм, А., Усманов, А. Маджит Гафури / А. Ромм, А. Усманов // Литературная газета. — 1940. — 24 ноября.
30. Сагдеева, Ф. К. Отражение концепта эш (работа) в поэзии М. Гафури / Ф. К. Сагдеева // Мэящт Гафури : эдип Ьэм халык язмышы : Мэжит Гафуриныц тууына 130 ел тулуга багышланган Бетенроссия фэнни-гамэли конференциясе материаллары (28 октябрь, 2010 ел). — Казан : ИЯЛИ, 2010. — 347 с.
31. Самборская, И. Ценный вклад в интернациональную культуру / И. Самборская // Красная Татария. — 1930. — И март.
32. Суровцев, Ю. Необходимость диалектики / Ю. Суровцев. — М. : Худ. лит-ра, 1982. — 535 с.
33. Счастье литературы : Государство и писатели : 1925 - 1938 гг. Документы / Сост. Д. Л. Бабиченко. — М. : РОССПЭН, 1997. — 319 с.
34. Татарская литература : Учебник-хрестоматия для студентов сред, спец. учеб. заведений / Автор - сост. : А. Г. Махмудов, Н. Г. Гараева, Л.Ю. Мухаметзянова. —Казань : Магариф, 2010. — 631 с.
35. Тычина, П. Патриотизм в творчестве Маджита Гафури / П. Тычина. — Уфа : Союз советских писателей Украины, 1942. — 44 с.
36. Тычина, П. Салям, тебе, Башкирия! / П. Тычина // Правда Украины. — 1944. — 22 марта.
37. Файзуллина, Г. Урок на тему : "Страницы жизни и творчества М. Гафури" / Г. Файзуллина // Башкортостан укытыусыЬы. — 1998. — № 1. — С. 54-56.
38. Халитов, Г. М. Дооктябрьская творческая эволюция Маджита Гафури : автореф. дис. ... канд. филолог, наук / Г. М. Халитов. — Казань, 1947. — 41 с.
39. Халитов, Г. М. Дооктябрьская творческая эволюция Маджита Гафури : дис. ... канд. филолог, наук / Г. М. Халитов. — Казань, 1947. — 347 с.
40. Харисов, А. Литературное наследие башкирского народа / А. Харисов.
— Уфа : Башк. книж. изд-ство, 1973. — 312 с.
41. Хатипов, Ф. Психологизм повести "Черноликие" / Ф. Хатипов // Маджит Гафури : Материалы научной конференции. — Казань : ИЯЛИ, 1981.
— С. 85-89.
42. Хусаинов, Г. Б. Пути развития башкирской советской поэзии / Г. Б. Хусаинов. — Уфа : Баш. книж. изд-тво, 1968. — 402 с.
43. Юзиев, Н. Поэтический стиль Маджита Гафури / Н. Юзиев // Маджит Гафури : Материалы научной конференции, поев. 100-летию со дня рождения.
— Казань : ИЯЛИ, 1981. — С. 56-65
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.