Творчество М. Алиханова в дагестанской русскоязычной публицистике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Курбанова, Фати Джаруллаховна

  • Курбанова, Фати Джаруллаховна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 159
Курбанова, Фати Джаруллаховна. Творчество М. Алиханова в дагестанской русскоязычной публицистике: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2011. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Курбанова, Фати Джаруллаховна

Введение.

Глава I. Исторические и культурные предпосылки создания корпуса «кавказских текстов» в дагестанской литературе.

1.1. Художественные интерпретации и жанровые вариации в изображении Кавказа в начале и середине XIX века.

1.2. Зарождение традиций русскоязычной дагестанской публицистики

1.3. Творчество Максуда Алиханова в контексте реалий своего времени

Глава II. Историческая родина в очерковой прозе царского офицера: очерки Максуда Алиханова «В горах Дагестана».

2.1. Взгляд на национальные реалии «извне».

2.2. Дагестан глазами этнического горца.

2.3.Субъективно-личностный дискурс в отражениях перипетий и главных фигур Кавказской войны в очерках Алиханова.

Глава III. Художественные и жанровые особенности очерков

М. Алиханова.

3.1. Особенности стилистики и композиции очерковых новелл.

3.2. Художественное отражение картин природы и духовных традиций горцев.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество М. Алиханова в дагестанской русскоязычной публицистике»

Актуальность исследования. В настоящее время первоочередное значение приобретает привлечение в область научного исследования творчества ярких представителей национальной культуры, чьи имена до недавнего времени пребывали в забвении.

Для истории дагестанской литературы творчество Максуда Алиханова является новым, пока неизученным феноменом. Неординарность его личности, перипетии биографии, многогранность. культурных интересов, отраженные в его публицистике, заслуживают полного и тщательного рассмотрения.

Автор биографической книги, посвященной жизни и творчеству М.Алиханова, Р.Иванов пишет о нем: «Аварец Алиханов прочно вошел в плеяду знаменитых личностей Кавказа, но он полноправно олицетворяет великую русскую нацию. И не случайно, яркая и правдивая посмертная статья в главной газете России- «Новое время» об Алиханове, называлась «Русский мусульманин»1.

Отношение к личности и творчеству М.Алиханова было и остается неоднозначным. Как царский генерал он не вписывался в идеологический формат, а его приверженность и верная служба русскому оружию, отсутствие полных сведений о нем, как о значительной творческой личности стали причиной того, что на протяжении многих десятилетий его фигура оставалась в тени-и у себя на родине, в Дагестане. Судьба М.Алиханова полна трагических и героических перипетий. Во многом трагедия его до и после смерти определяется ситуацией двоемирия, обусловленного биографическими моментами. Родившись в знатной хунзахской семье в 1846 году, в период, когда имам Шамиль был в зените своей славы, он в восьмилетнем возрасте был вывезен из Дагестана и определен в Тбилисскую дворянскую гимназию, которую окончил с отличием. Затем была учеба во втором Константиновском военном училище, по окончании которого М.Алиханов в чине унтер-офицера

1 Иванов Р. Генерал Максуд Алиханов: триумф и трагедия. Махачкала, 2003. С. 8. 3 находился на службе в Собственном Его Величества Конвое. Дальнейшая его жизнь профессионального военного проходила в армии императорской России, которой он служил верой и правдой.

Долгое время личность М.Алиханова была интересна лишь узкому кругу историков. Желающих составить описание его биографии и привести обзор творческого наследия не находилось. Эту миссию взял на себя московский профессор Рудольф Иванович Иванов, который в своей монографии рассказал широкому кругу читателей о жизни М.Алиханова, а также предпринял во многом удавшуюся попытку представить его жизнь и творчество, во всей их полноте, опрокинув тем самым сложившиеся стереотипы. Он же стал составителем и комментатором книги очерков М.Алиханова «В горах Дагестана. Путевые впечатления и рассказы горцев», - цикла, созданного Алихановым в процессе его путешествия по родным местам в 1895году. Все очерки были напечатаны в газете «Кавказ» в течение почти двух лет.

После издания и презентации книги Р.Иванова «Максуд Алиханов: триумф и трагедия», прошедшей в Москве с большим успехом, в республиканской прессе появились отклики, из которых стала очевидной полная неизученность творческого наследия Алиханова, представляющего собой ценный материал для научного и художественного исследования, а также необходимость введения его имени в культурный контекст дагестанской литературы.

Талант Алиханова-писателя, публициста, переводчика, владеющего множеством восточных языков, художника и дипломата, подтвержден в книге Р.Иванова приведенными архивными документальными материалами, выдержками из писем, адресованных ему издателями ведущих газет России, образцами помещенных там художественно-публицистических произведений. Его перу принадлежат множество путевых очерков, и отдельных, и связанных в циклы, такие, как «Мервский оазис и дороги, ведущие к нему», «В гостях у шаха», «Поход в Хиву». Он также был автором русского перевода и комментариев к историческому произведению «Тарихи Дербенд-Наме» с девятью приложениями.

Отличительной чертой всего творчества Алиханова является то, что оно отражало перипетии его неспокойной и неровной жизни воина, который, следуя своему долгу, часто пребывал в пути. Творческий импульс многих его произведений задается путешествием. Таким образом, в плане жанровом его произведения могут быть отнесены к разряду распространенной в XIX веке «вояжной литературы» в ее традиционном проявлении.

В путевом очерке традиция уживается с новациями, динамика обусловлена самой жанровой природой, объективное присутствие мира и субъективность художника ощутимее, заметнее их связь, взаимосвязь. В авторе путевого очерка предполагается широта знаний, глубина мыслей, постоянная способность к фиксации нового.

В контексте нашего исследования следует выделить тесную связь между путевым очерком и понятием «кавказский текст». В XIX веке основным наполнением «литературы путешествий» была кавказская действительность, интерес к которой возрос с началом освободительного движения горцев под руководством Шамиля (1829-1859 гг.).

Кавказские тексты» русских поэтов, писателей, путешественников, военных, ученых, в процессе своего развития претерпели ряд существенных трансформаций, связанных со сменой исторических дискурсов.

Ко времени написания Алихановым своих очерков «В горах Дагестана» в русских изданиях уже возникла определенная картина восприятия края, которая его не всегда устраивала. Свое несогласие со многими моментами описания Дагестана, его традиций, быта, человеческих типажей он разворачивает в обстоятельный, аргументированный анализ, где подвергает строгой критике поверхностные, нацеленные на расхожую экзотику зарисовки, статьи, которые Алиханов называет «скомпилированной из чужих книг невообразимой чепухой». Осознавая, что историко-культурный контекст в регионе значительно разнообразнее, богаче, нежели тот, который отражен во многих этнографических путевых очерках, автор приводит их общий обзор, в процессе которого опровергает многие превратные представления об обычаях горцев, положении женщин, стариков и т.д.

Для писательской манеры Алиханова характерно сопряжение воедино величественного и малого, исторически монументального и будничного. Сама историческая бытийность изначально структурирована в художественных реалиях описываемого времени. Детали этого времени выражены как бы случайно, по ходу повествования. О перипетиях, в которых Алиханов являлся активным участником, читателям, знающим его биографию приходится догадываться.

Очерки Алиханова оказали влияние не только на форму и методы написания мемуарно-очерковых произведений, но и на содержащиеся в них социально-политические идеи, главной из которых является искомая автором идея синтеза культур, русской и дагестанской как необходимый фактор - в развитии горного края.

Творческое наследие Максуда Алиханова подлежит тщательному, системному изучению, в нашей работе была рассмотрена лишь часть его.

Цель диссертационного исследования — на основе анализа очерков Максуда Алиханова «В горах Дагестана. Путевые впечатления и рассказы горцев» выделить идейные, содержательные и художественные характеристики его творчества.

Задачи работы определяются спецификой предмета и объекта исследования и сводятся к следующему: провести типологию «кавказских текстов» в творчестве русских классиков — Пушкина, Лермонтова, Грибоедова и ссыльных декабристов — А.Полежаева, А. Бестужева-Марлинского; отметить этапы процесса зарождения русскоязычной дагестанской публицистики; охарактеризовать параметры творческого диапазона М.Алиханова, его роль и место в русской художественной и публицистической литературе; проанализировать тематику и проблематику цикла очерков «В горах Дагестана»; показать на конкретных примерах двойственность взгляда М.Алиханова на национальные реалии; выделить субъективно-личностный ракурс в обрисовке М.Алихановым эпизодов Кавказской войны и знаковых фигур этого периода; выявить основные художественные особенности очеркового цикла «В горах Дагестана»; определить место Алиханова в системе национальной культуры.

Методологическая и теоретическая основа диссертационного исследования базируется на трудах российских ученых, а также исследователей национальных литератур Дагестана. По теории прозы автор опирался на труды В.Г.Белинского, М.М. Бахтина, А.М:Веселовского, В.В. Виноградова, Ю.М.Лотмана, К.К.Султанова, Г.Н.Поспелова, В.Б.Шкловского и других.

В процессе написания работы использовались труды, посвященные жанрам публицистики в теоретическом, историческом и типологическом аспектах, таких исследователей, как В.А.Алексеев, A.C. Бушлин, Е.И.Журбина, Е.П.Прохоров, П.П.Палиевский, М.М. Щеглов и другие.

В диссертации автор также ориентировался на исследования дагестанских ученых, где в той или иной мере отражен начальный этап формирования дагестанской национальной публицистики: акад.Г.Г.Гамзатова, Ф.О.Абакаровой, А.-К.Ю.Абдуллатипова, К.И.Абукова, А.М.Аджиева, З.Н.Акавова, С.-М.Х.Акбиева, А.А.Алихановой, З.Г.Ахмедова, А.-Г.С. Гаджиева, М.А.Гусейнова, З.Г.Казбековой, З.М. Магомедовой, Ш.А.Мазанаева, А.М.Муртазалиева, Г.Б:Мусахановой, К.Д.Султанова, Р^Ф.Юсуфова.

Диссертационное исследование базируется на 1) историко-литературном; 2) описательно-аналитическом; 3) сравнительно типологическом методах исследования.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что нами впервые предпринята попытка системного анализа цикла очерков генерала царской армии Максуда Алиханова, посвященных Дагестану, его этнической родине.

В диссертации, на значительном по объему материале, который вводится в научный оборот впервые, рассматриваются все наиболее значимые характеристики его публицистических текстов. Отмечаются концептуальные, мировоззренческие подходы Алиханова к воссозданию горских реалий; трансформация его взглядов на предметные реалии и традиции горцев; анализируются мотивы, по которым царский офицер, носитель проимперской миссии, приходит к выводу о самоценности этнического мира, частью которого является и он.

На примерах наиболее выразительных образцов публицистики М.Алиханова выделены содержательно-повествовательные и композиционные структуры, посредством которых его тексты становятся значительным художественным явлением.

В работе наглядно выделяются типологические схождения и различия с этнографическими трудами публицистов, ученых, писателей последней четверти XIX века, как русских, так и русскоязычных представителен просвещенной прослойки дагестанцев.

Степень разработанности темы. Творческое наследие Максуда Алиханова оставалось вне рамок научного рассмотрения, этим объясняется отсутствие цельного труда, посвященного этому вопросу. Значительным вкладом в обрисовке содержательного и социально-политического аспекта в очерках М.Алиханова стала статья известного филолога К.К.Султанова1.

Первая обобщенная оценка бытования публицистики в национальном культурном поле была дана в 60-е годы XX века в коллективном труде Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР «История дагестанской литературы» . Публицистика рассматривается здесь как начальный этап зарождения художественной прозы Дагестана.

1 Султанов К.К. Двойное зрение. Очерки Алиханова «В горах Дагестана» как урок истории // Ох Дома к Миру. Этнонациональная идентичность в литературе и межкультурный диалог. Москва, 2007. С. 201-215

2 История дагестанской советской литературы: В 2-х т. Махачкала, 1967. 8

Этот же период развития публицистики отмечен в очерках литератур советского периода, изданных в разные годы1, а также в обобщающих монографиях, посвященных вопросам прозы2; и проблемам двуязычия в национальных литературах3.

Изучению проблемы русско-дагестанских связей посвящены работы Г.Г.Гамзатова, З.Н. Акавова, А.Ю. Абдуллатипова, К.И.Абукова и других4.

Особенности первоначального этапа функционирования публицистической мысли в Дагестане рассматриваются в трудах М.А.Абдуллаева, С.М.Алиева, С.-М.Х.Акбиева, А.-К.Ю.Абдуллатипова, М.Д.Бутаева, З.К.Магомедовой, М.А.Гусейнова, А.М.Муртазалиева и других5. Исторический образ Дагестана в европейской литературе ХУП-Х1Хвв. рассматривается в монографии З.Г.Казбековой6.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что здесь дана определенная модель анализа русскоязычной публицистики XIX века, дающая возможность использования материалов, положений и выводов диссертации при исследовании творчества представителей национальной русскоязычной интеллигенции Дагестана и Северного Кавказа в историческом контексте.

Практическая ценность работы состоит в том, что1 материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курса дагестанской и русской литератур дореволюционного периода; при прочтении спецкурсов в

1 Гусейнов А.Г., Кассиев Э.Ю. Очерки лакской советской литературы. Махачкала, 1964; Абакарова Ф.О. Очерки Даргинской советской литературы. - Махачкала, 1969; Мусаханова Г.Б. Татская литература. Махачкала, 1993; Юсуфов М.Г. Табасаранская советская литература. Махачкала, 1989.

2 Ахмедов C.X. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала, 1996; Магомедова З.К.

3 Мазанаев Ш.А. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур. Махачкала. 1997.

4 Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода. Типология и своеобразие художественного опыта. М.: Наука, 1982; Он же: Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М.: Наследие. 1996; Акавов З.Н.Нравственные истоки. Махачкала, 1978; Абдуллатипов А.-К. Ю. Литература правды жизни. Махачкала, 1984; Абуков К.И.Выход на магистраль. Махачкала, 1976.

5 Абдуллаева М.А. Из истории философского и общественно-политической мысли Дагестана. Махачкала, 1993; Муртазалиев A.M. Творчество Мурад-Бея Мизанджи в контексте литературы дагестанской диаспоры в Турции. Махачкала, 2007; Он же: Мыслители Дагестана. Махачкала, 1963; Алиев С.М. Дорога в современность. Махачкала, 1977; Акбиев С.-М.Х. «Танг-Чолпан» («Утренняя звезда») Местная и национальная печать: вопросы истории методологии. Ростов-на-Дону, 1983; Абдуллатипов А.-К.Ю. Публицистика Магомед-Мирзы Мавраева // Вестник ДНЦ РАН, 2000; Магомедова З.К. Дагестанская публицистика XX века. Формирование, развитие, тенденции. Махачкала, 2005; Гусейнов М.А. Тропой Бестужева и Аммалат-бека. Махачкала, 1997; Муртазалиев A.M.

6 Казбекова З.Г. Дагестан в европейской литературе. Махачкала, 1994. вузах республики. Исследование может быть использовано в методических разработках факультета журналистики ДГУ, при составлении истории национальных литератур, а также в повседневной деятельности работников культуры и просвещения.

Основные положения, выносимые на защиту:

Первым этапом в формировании корпуса кавказских «вояжных» текстов стали произведения классиков русской литературы начала и середины XIX века — Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, а также декабристов, сосланных на-Кавказ — А.Бестужева-Марлинского, А.Полежаева и других.

В середине XIX века дагестанская культура при активном содействии русских прогрессивных писателей, историков, этнографов, лингвистов была вовлечена в универсальную систему русской литературы и частично адаптирована к ней. Последняя треть XIX века стала временем активизации русскоязычной публицистической литературы, появлением плеяды просвещенных горцев, связанных с российскими образовательными центрами.

Одним из наиболее интересных и значительных культурных событий этого периода явилось творчество офицера царской армии, уроженца Дагестана Максуда Алиханова. Его публицистические, беллетристические, этнографические, исторические труды стали заметным явлением русской культуры. Одновременно обращение к национальным реалиям, значение онтологических этнических основ горской жизни, отражение их в национально-окрашенном. дискурсе позволяет говорить о принадлежности творческого наследия М.Алиханова к системе дагестанской культуры.

Очерковый цикл М.Алиханова «В горах Дагестана. Путевые впечатления и рассказы горцев», став одним из образцов, «вояжной» литературы о Дагестане, выделяется широтой проблемно-тематического диапазона, многоаспектностью описаний, высоким художественным уровнем воплощения публицистического материала.

В очерках М.Алиханова отражена двойственность восприятия и описания им национального бытия, обусловленная, с одной стороны, его проимперской ориентацией, с другой - генетической принадлежностью к этническому сообществу. Эта двойственность порождает «взгляд извне» и «взгляд изнутри», что и определяет основные концептуальные и смыслопорождающие характеристики его текстов. События Кавказской войны проходят лейтмотивом всего очеркового цикла М.Алиханова. Оценочные характеристики событий войны и ключевых исторических фигур — Шамиля и Хаджи-Мурада, на оппозиционности которых автор делает акцент, далеки от объективности. Субъективно-личностное отношение М.Алиханова мотивировано как биографическими' моментами, так и причинами мировоззренческого плана.

Результаты рассмотрения основных стилистических и жанровых особенностей текстов цикла свидетельствуют о художественном мастерстве автора как в области композиции, стилистики публицистического текста, так и в передаче картин природы. М.Алиханов акцентирует факт взаимосвязи суровых горских природных условий и характера горцев, их онтологической сущности.

Объектом исследования в диссертации является публицистическое творчество талантливого представителя военной интеллигенции России второй половины XIX века, этнического дагестанца, сумевшего совместить в своих текстах русско-дагестанские социо-культурные и исторические реалии, донести' до русского и дагестанского читателя ценнейшие сведения исторического, художественного, этнографического плана.

Предмет исследования — очерки Максуда Алиханова «В горах Дагестана. Путевые впечатления и рассказы горцев».

Апробация работы. Диссертационная работа обсуждалась на кафедре литературы ДГПУ. Содержание работы нашло отражение и апробацию в докладах на конференциях и в опубликованных 6 статьях, в том числе 2-х, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации определяется ее содержанием и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Курбанова, Фати Джаруллаховна

Заключение

В процессе изучения части творческого наследия Максуда Алиханова мы обратились к истокам формирования корпуса «вояжной» литературы, посвященной Кавказу. В работе охвачен период с середины XIX века, когда было положено начало романтических описаний горного края в конце века. В результате структуризации «кавказских текстов» были выделены эволюционные линии, концептуальные этапы развития публицистической мысли, связанные со сменой историко-социальных контекстов эпохи:

Исторические и культурные предпосылки возникшего интереса к Кавказу вообще и Дагестану в частности обусловлены разнохарактерными причинами: А.С.Пушкину по праву принадлежит честь открытия Кавказа в художественной литературе. В его поэме «Кавказский пленник», а также таких произведениях, как «Кавказ», «Обвал», путевых заметках «Путешествие в Арзрум» и других, великий поэт показал и «дикую вольность», и человечность, и трудолюбие горцев. Оставаясь верным идеям монархического представления о месте Кавказа в российском политическом контексте, он, тем не менее, посвящает горцам Кавказа много теплых, полных глубокого сочувствия строк. Романтический интерес к Кавказу, навеянный творчеством Байрона, тяга к миру Востока, утвердившаяся в произведениях поэтов-историков, эпигонов Пушкина, стали определяющими мотивами многих произведений того периода.

Кавказская тема, занимает значительное место и в творчестве М.Ю.Лермонтова, выразившего свое отношение к этому краю в поэмах «Каллы», «Хаджи Абрек», «Исмаил-Бей», «Аул Бастунжи», «Мцыри», «Демон». Все произведения М.Ю.Лермонтова связаны с его неоднократным пребыванием на Кавказе.

Условно-романтическое представление о Кавказе, установившееся в русской романтической поэзии, развивалось при непосредственном общении с этим краем, его природой и обитателями.

Одним из первых к реалистическому изображению Кавказа обратился Полежаев, несший здесь солдатскую службу. Во многом, автобиографическое творчество Полежаева отражало кавказские реалии неприкрашенно грубо, разрушая романтические представления, сложившиеся в произведениях романтиков. Наиболее четко эти особенности проявились в поэмах «Эрпели» и «Чир-Юрт».

Реалистическое решение темы обусловлено, во многом, его отношением к событиям Кавказской, войны, эпизоды которой он изображал в своих произведениях. Подобное изображение запечатлено» также в обширной мемуарной литературе на эту тему, в воспоминаниях служивших в войсках Кавказского корпуса ссыльных декабристов.

Заслуживают в этом плане внимания кавказские повести и очерки А.Бестужева-Марлинского. Поездки по Дагестану произвели глубокое впечатление на писателя и были описаны, в повести «Аммалат-бек», «Письмо к доктору Эрдману», «Письма из Дагестана», «Мулла-Нур». В цикл произведений о стране гор входят и путевые заметки «Горная дорога из Дагестана» и «Путь до города Кубы», этнографические этюды «Кавказская стена», «Шах Гусейн». Если очерки А.Бестужева-Марлинского выполнены в реалистической манере, то в повестях очевидны традиции романтической литературы.

В середине XIX века еще сохранялось функционирование «вояжного» жанра в своем прежнем, традиционном воплощении.

В 30-40-е годы наметилось зарождение этнографического очерка, в котором события отражались в их достоверной, хронологической последовательности. В этой разновидности очерка прослеживается структурная и стилистическая зависимость от документа, факта в его художественной интерпретации.

К изучению Кавказа, Дагестана приходят ученые и писатели, общественные деятели России. Большую роль в кавказоведении: сыграли Н.Ф.Дубровин, Р.А.Фадеев, В.А.Потто, А.П.Зиссерман, М.М.Ковалевский,

И.С.Костемеровский, Е.И.Козубский, В.Ф.Миллер, Г.В.Абих, Э.С.Андреевский: и многие другие. Описанные в их трудах особенности истории, культуры, традиций способствовали развитию документального начала в кавказской: литературе. Факт приобрел в словесном искусстве художественную самостоятельность, вследствие чего последовало немало перемен в публицистических жанрах. Во второй половине XIX века этнографические очерки были представлены разнообразием жанровых и тематических модификаций. Это было' продиктовано самой жизнью, историческими коллизиями' русско-дагестанских отношений. Особое внимание в очерковой, научной литературе стало уделяться описанию общественно-политического строя края. В трудах М.М. Бенедиктова, В.И. Голенищева-Кутузова, И.М. Бахтамова, А.В Комарова, А.Ф. Пасербского уже отчетливо просматриваются элементы социологических изысканий.

Мы выделили несколько разновидностей этнографических, «вояжных» очерков, связанных с темой Дагестана. 1. Очерки сугубо научного исследовательского характера; 2. Собственно «вояжные», с преобладанием элементов личностного видения автора; 3. Очерки с социально-политическим уклоном; 4. Наиболее интересной разновидностью публицистики этого периода являются путевые очерки с признаками этнографизма и документально-этнографической основой.

В формировании системы публицистической литературы о Дагестане большую роль сыграли периодические издания: газеты «Кавказ», «Терские ведомости», «Тифлисский листок», «Казбек», «Каспий», а также «Сборники сведений о кавказских горцах» (ССОКГ).

По мере включения Дагестана в процессы социально-политические, связанные с внешними факторами, основные формы традиционного эстетического мышления постепенно трансформировались.

В 70-е годы XIX века в Дагестане под влиянием русских ученых, путешественников появилась прослойка местной русскоязычной интеллигенции. Заметным явлением публицистики стали труды Д.-М.

Шихалиева, Н.Талибова, Д.Бабаева, О.Карнаилова, Г.-М.Амирова, М.ХанДиева, М.-Э.Османова и других.

Большой вклад в дело просветительства в Дагестане внес ученый-лингвист П.К.Услар, посвятивший жизнь изучению национальных языков, созданию школ, составлению алфавитов на основе русской графики- Среди учеников П.К.Услара особенно выделились Айдемир Чиркеевский, ЬСазанфар Зульфукаров, Абдулла Омаров. Каждый из них, продолжая дело, инициатором которого был П.К.Услар, много сделал для просвещения своих этносов. В контексте нашей темы следует отметить очерки А.Омарова «Воспоминания муталима» и «Как живут лаки», напечатанные в ССОКГ в 1870 году.

Одним из наиболее заметных культурных явлений в последней четверти XIX века стало творчество царского генерала, уроженца Дагестана !1У1аксуда Алиханова, кавалера Императорского ордена святого Георгия 4-й степени, чье имя увековечено на мраморной плите главного мемориала боевой славы России, в Георгиевском зале Большого кремлевского дворца.

Будучи офицером высшего состава действующей армии, М.Ахсиханов принимал участие во многих военных походах, впечатления о некоторый 113 них в виде очерков, статей, дневниковых записей печатались в круххИ^йших российских изданиях.

Максуд Алиханов - автор книг «Мервский оазис и дороги, к нему», «Поход в Хиву», «В гостях у шаха», цикла очерков «В горах Даг~естана" Путевые впечатления и рассказы горцев», которые тоже планирова-^ись к монографическому изданию.

О диапазоне творчества Алиханова можно судить и по тому факту^ тто он перевел, отредактировал на русском языке и содействовал изЛаНИЮ исторического труда «Тарихи Дербент-наме».

Незаурядность его дарований выражается и в области жй^оГ1ИСИ" Исторические рисунки Алиханова, которые он присылал в редакции ж>С£:>11аЛОВ из «горячих точек», пользовались большой популярностью. Его уник:^л1ЬНЬ1е рисунки были опубликованы на страницах «Всемирной иллюстрации», издания с мировой известностью.

Цикл очерков «В гостях у шаха» создавался в ходе поездки М.Алиханова в составе русской дипломатической миссии в Персию. В этих очерках, как и других произведениях М.Алиханова, ярко проявилось тяготение к художественно-публицистическому материалу, умение передавать самые важные, характерные черты открывшегося ему мира.

Передача реалий восточной жизни требовала новых слов, что вело к расширению словаря очерков за счет лексики, заимствованной из персидского языка, а правильная- трактовка некоторых картин жизни шахского двора свидетельствовала об основательной научной базе писателя. Множество интереснейших этнографических и бытописательских подробностей, историко-научные комментарии сделали книгу очерков «В гостях у шаха» заметным явлением в российском обществе. Не случайным было и то, что шах Ирана наградил тогда еще полковника Максуда персидским орденом. «Льва и Солнца» 2-й степени, а спустя год пожаловал - майору Алиханову еще один персидский орден.

Очерки «В горах Дагестана. Путевые впечатления и рассказы горцев», также составившие цикл, были созданы во время путешествия его по Дагестану в 1895-1896 гг. Всего очерков 28, и все они регулярно печатались в ведущей газете «Кавказ».

Тематическое, композиционное многообразие очерков «В горах Дагестана» свидетельствует об осмыслении автором сложного, многоликого и противоречивого времени рубежа веков, о глубине проникновения в толщу исторической действительности. Тексты Алиханова, аккумулируя ценнейший материал — исторический, этнографический, социологический, не только обогащают сведения о Дагестане, приведенные ранее другими путешественниками-очеркистами, но и передают цельную картину бытования горского этноса в тот период, раскрывают причины социальной отсталости края. Большая роль в очерках отводится описанию характерных черт горского сообщества. Горцы далеки от совершенства, их поступки порой полны противоречий, несут в себе немало негативных черт. Но именно онЯ наполняют собой пространство бытия, являются силой и предстают в изображении Алиханова не идеализированными, а такими, каким они являются в реальности. Он создал коллективный образ народа глубокой достоверности, полноты, несводимой к одноплановой определенности, что явилось откровенно новаторским для литературы той поры. «Твердая рука и писательский глазомер чувствуются в лепке самобытного национального характера, в воссоздании его не только культурной и психологической отличимости, не ТОЛЬКО стойкой приверженности унаследованным, архаическим нормам, но и нез^УРядности творческого потенциала»1.

Во многих случаях на первый план выходит художник со сво^й манерой освещения фактического материала. В целом же, очерки посТРоеиы на выверенной документальной основе. Эмоциональное осмыслений автором приводимых фактов и явлений, а не просто обозначений их, оДелало их подлинно художественным документом эпохи.

В творчестве Алиханова присутствует случай фактического соединения стилевой и эмоциональной непринужденности с научным типом мьпХтления. Он открывает новые документальные пласты, новые повороты истории ^Дагестана, новые краски и оттенки в обрисовке тех или иных явлений. этом смысловое, идейное наполнение очерков далеко от однозначной направленности.

В диссертационном исследовании последовательно выде^161*0 это отсутствие внутренней цельности во взглядах Алиханова, обусловлю111106 тем' что становление его личности проходило под воздействием н:-^СКОЛЬКИХ историко-культурных феноменов. Из контекста повествования вырис^>вЫвается образ автора в двух измерениях: в одних случаях он строит свою аргуз?лентацию исключительно на основе идеологических установок царской администрации, предстает носителем проимперской миссии в Дагестане, в других — выражает

1 Султанов К. От Дома к Миру. С. 203. мировоззрение исконного жителя гор, генетически связанного со своими корнями. В последнем случае принципиально важно оказывается стремление автора осмыслить в историко-социальном плане причины бедности и отсталости края, вызвать ответный резонанс в российском обществе. Тематическое и композиционное многообразие текстов Алиханова свидетельствуют об осмыслении им сложного и противоречивого времени, о глубине проникновения его в толщу национальной истории и современности.

В очерках, особенно первых, где автор описывает первые этапы, своего пути в горы, никак не проявляется его внутренний конфликт, дальнейшие же описания, по мере приближения-к родовым истокам в горах, свидетельствуют о том, что этногенетическая доминанта неизбежно вступает в противоречие с выполняемой им здесь имперской миссией. Глубинная сопричастность к национальному миру отражена во множестве комментариев к этнографическим описаниям обычаев, нравов, традиций своих соплеменников.

Беря под защиту честь и достоинство горцев, Алиханов рассказывает не только о том, что могло бы заинтересовать русского читателя с точки зрения национальной экзотики, но рассказывает суть явлений с позиций исторической-и географической обусловленности. Зачастую он не столько ориентируется на вкусы читателя, сколько пытается подчинить себе эти вкусы. Следует отметить, что ему это во многом удается благодаря ясному взгляду на вещи, умению построить свои аргументы в соответствии с логикой изложения, способностью к анализу явлений любого порядка, будь то научные наблюдения или зарисовки быта.

Одно из самых уязвимых мест цикла очерков заключено в однозначной трактовке Алихановым событий Кавказской войны и фигур Шамиля и Хаджи-Мурада. Неприятие личности имама и возвышение роли и значения Хаджи-Мурада лейтмотивом проходит через ряд очерков.

В контексте исследования интерес представляет способ конструирования автором исторического полотна, дозирование сведений, акценты в интерпретациях. Алиханов конкретен в воссоздании перипетий, ставших трагическими для него и его семьи. Сам он никак не обозначает эту основную мотивацию своих очерков, но об этом явственно свидетельствует взгляд «с другой стороны» на события Кавказской войны, проявленный в данном дискурсе наиболее очевидно.

В этой связи проявляются такие качества его текстов, как автобиографичность, документальность, фактографичность. Популярной форме этнографического очерка Алиханов придал социальный и философский смысл. Это и общая тема очерков «Горцы после Шамиля», и глобальная «Россия и Дагестан» - проблема выбора исторического пути. В очерках Алиханова конфликт двух систем задается на идейном уровне, а решается на образном.

В композиционном построении очерков Алиханова часто используется принцип антитезы. Это в первую очередь рассмотренное нами противопоставление фигур Шамиля и Хаджи-Мурада. Несмотря на их видимую обособленность, в текстах обнаруживается постоянное их взаимодействие. Эти образы сопоставляются, противопоставляются, взаимодействуют на всем протяжении очеркового цикла.

Развитие сюжета в каждом таком очерке, несмотря на активное использование автором принципа антитезы,, представляет собой общность смыслового поля, скрепленную авторскими комментариями. Связь между сюжетными линиями Шамиля и Хаджи-Мурада обеспечивается общей мировоззренческой концепцией автора.

Для усиления эффекта антитезы Алиханов пользуется приемом повторов, которыми изобилуют тексты, посвященные главным историческим фигурам очерков. Повторы, зачастую отраженные в эмоциональном дискурсе повествования, служат выделению, акцентированию наиболее значимых для. автора оценочно-смысловых элементов сюжетно-композиционной структуры очерков.

Если в случае антитетического противопоставления фигур Шамиля и Хаджи-Мурада Алиханов, очевидно, ожидает полемическую реакцию читателей, то в других вариантах антитеза носит характер однозначно конструктивный и не может служить поводом для полемики.

Синтез эпистолярного и «вояжного» жанров позволил автору быть свободным в выборе художественных средств.

Почти каждый очерк, в соответствии с общим заглавием цикла, начинается с разговора о путешествии, описанием какого-либо нового населенного пункта нагорного Дагестана. Затем повествование переходит в ретроспективный, план, констатация исторических событий прошлого перебивается раздумьями и комментариями автора. Сюжет зачастую логически^ непоследователен, хронологический порядок нарушается из-за инверсий, обусловленных различными реминисценциями. Развивающаяся свободно цепочка ассоциативных^ связей чаще всего приводит к теме Кавказской-войны и главным действующим фигурам этой войны. Однако в цикле- нередко встречаются и очерки чисто познавательного, информативного характера, и это отражается в заглавиях этих очерков, таких, как, например, «Годеканы и экономические условия как причины праздности» или «Состояние образования и туземная интеллигенция». В подобных очерках, созданных по единой композиционной модели, также присутствуют ретроспективные планы, но стилистика изложения отличается сдержанностью, отсутствием авторских личностных эмоций, научным способом изложения.

Непосредственная сопричастность рассказчика к описываемым событиям не вызывает у читателя сомнений. Сюжетная цепь связывается посредством главного структурно-композиционного звена — рассказчика. Алиханов свободно преображает материал, широко использует прямое авторское высказывание, вводит в повествование новый текстовой ряд. Изложение сюжетно-фабульных перипетий, сопряженных с художественно-содержательными моделями, атрибуция персонажей в пространстве и времени детерминированы задачами публицистического характера. В каждом подобном случае искомый желанный тип литературного персонажа аккумулирует и реализует в себе качество своего времени, поэтому осмысление и познание этого качества становится всякий раз первостепенным и определяющим условие публицистических манифестаций автора.

Творчество М.Алиханова, изначально воспринимаемое в контексте русской культуры, является, одновременно и ярким явлением национального художественного пространства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Курбанова, Фати Джаруллаховна, 2011 год

1. Аббас-Кули-ага Бакиханов. Гюлистан-Ирам. Баку, 1926.

2. Абдуллаев М. Из истории философии и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в. М.: Наука, 1968. 336 с.

3. Абдуллатипов А.-К.Ю. Эволюция творческого метода в кумыкской литературе. Махачкала, 1979. 57 с.

4. Абуков К.И. Ступени роста. М«., 1982. 208 с.

5. Абуков К.И. Выход на магистраль. Махачкала, 1976. 175 с.

6. Абдуллатипов А.-К.Ю. История кумыкской литературы (до 1917 года). Махачкала, 1995. 214 с.

7. Абдуллатипов А.-К.Ю. Эволюция творческого метода в кумыкской литературе. Махачкала, 1979:57 с.

8. Аграновский А. Своего дела мастер. М.: Просвещение, 1980. 220 с.

9. Аджиев A.M., Хидирова Э.С. Лермонтов и Дагестан. Махачкала, 1999.

10. Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре. М.,1960.

11. Акавов З.Н. Диалог времен. Махачкала, 1966. 232 с.

12. Акавов З.Н. Нравственные, истоки. Опыт изучения творческого развития М.Османова и проблемы новаторства в кумыкской дореволюционной литературе. Махачкала: Дагкнигоиздат,1978.

13. Акбиев С.-М.Х. Истоки. Махачкала, 1994. 112 с.

14. Акбиев С. -М.Х. Связь времен и дружба литератур. Махачкала, 1985.

15. Алексеев В.А. Русский советский очерк. Л.: Изд-во МГУ, 1980. 120 с.

16. Алиев С.М.-С. Зарождение и развитие кумыкской литературы. Махачкала, 1979. 124 с.

17. Алиханова А.А. Печать Дагестана: Справочник. Махачкала, 1983. 172с.

18. Г8.Алкадари Гасан-Эфенди. Асари-Дагестан. Махачкала, 1997.

19. Анализ литературного произведения. Сб. статей. Л.: Наука, 1976

20. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968. 655с.

21. Ахлаков A.A. Героико- исторические песни аварцев. Махачкала, 1968.

22. Ахлаков A.A. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа. М.: Наука, 1981г.

23. Ахмедов С. X. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала, 1996. 280 с

24. Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы. Публицистика. Проза. Критика. М., 1953.

25. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1983. 416 с.

26. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 502 с.

27. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. 470 с.

28. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979г.

29. Белинский В.Г. Избранные статьи. М., 1979. 3.84 с.

30. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3-х т. М.: ГИХЛ; 1948. Т. 3; 805 с.

31. Белый А. Мысль и язык. М.:Мусагет,1919.

32. Берков Н.П. Проблемы исторического развития литератур. Л., 1981г.

33. Былкова C.B., Е.Ю.Махницкая. Культура речи. Стилистика.

34. Бутаев М. Большевистская печать Дагестана. Махачкала, 1988. 294 с.

35. Бучин С.А. Национальная самобытность и мировой контекст// Вопросы литературы, 1982, №12.

36. Вагидов A.M. Поиск продолжается. Махачкала, 2000. 464 с.

37. Взаимосвязи фольклора и литературы народов Дагестана. Сб. статей. Махачкала, 1986. 143 с.

38. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980. 360 с.

39. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959. 654 с.

40. Виноградов В.В. Проблема авторства.и теория стилей. М., 1961. 614 с. 41 .Виноградов В.В. Сюжет и стиль. М., 1963. 192 с.

41. Виноградов Б.С. Кавказский вопрос в русской литературе XIX века // Актуальные проблемы литературы. Ростов-на-Дону, 1971.

42. Вишневский B.C. Статьи. Дневники. Письма. М.: Сов. писатель, 1961. С. 456.

43. Гаджиев В.Г. Мастера отечественного кавказоведения. Махачкала, 2005.

44. Гаджиева С.Ш. Кумыки. М.: Наука, 1961.

45. Гаджиев Б. Лермонтов в Дагестане. Махачкала, 1996.

46. Гамзатов Г. Г. Преодоление. Становление. Обновление. Махачкала, 1986. 458с.

47. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Вопросы истории, теории, методологии. Махачкала, 1990. 312 с.

48. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М.: Наследие, 1996. 655 с.

49. Гамзатов Г.Г. Художественное наследие и современность. Махачкала, 1982. 174с.

50. Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени: историческое исследование поэтики. М., 1989. 256 с.

51. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Сов. писатель, 1988. 448 с.

52. Гачев Г.Д., Кожинов В. Содержательность литературных форм. Теория литературы. М.: Наука, 1964.

53. Гориков А.И. Лекции по русской стилистике. М., 2000.

54. Гусейнов М. Кумыкская проза начала XX века. Махачкала, 2003.

55. Движение горцев Северо-восточного Кавказа в 20-50 гг. XIX в. / Сб.док. Махачкала, 1959.

56. Добин Е.С. Сюжет и действительность. Л., 1981.

57. Далгат У.Б. Литература и фольклор. М.,1986.

58. Жанры советской художественной прозы народов Дагестана: Сб. ст. Махачкала, 1987. 133 с.

59. Жанры дагестанской советской литературы: Сб. ст. Махачкала, 1979. 163с. 61 .Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Л.,1979. 493 с.

60. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. 408 с.

61. Журбина Е.И. Повесть с двумя сюжетами: О публицистической прозе. М.: Сов. писатель, 1979. 376 с.

62. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. 408 с.

63. Иванов Р.Н. Хаджи-Мурат. М.: Эхо Кавказа, 1999.

64. История дагестанской советской литературы: в 2-х т. / Под общ. ред. А.Ф. Назаревича и Р.Ф. Юсуфова. Махачкала, 1961. Т. 1.418 е.; Т. 2. 499 с.

65. История народов Северного Кавказа (конец ХУШв.-1917г.) / отв. ред.акад. А.Л.Нарочницкий. М.: Наука, 1988.

66. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. М., 1995. Вып. I. 200 е.; 1996. Вып. II. 288 е.; 1998. Вып. III. 240 с.

67. История советской многонациональной литературы / Глав.ред.: г.и. Ломидзе, Л.И. Тимофеев и др. М., 1970. Т. 1. 563 е.; 1971. Т. 2. 511 е.; 1970. Т. 3. 631 е.; 1972. Т. 4. 664 е.; 1974. Т. 5. 839 е.; 1974, Т. 6. 744 с.,.

68. Казбекова 3. Дагестан в европейской литературе. Махачкала, 1997. 160с.

69. Кайда Л.Г. Эффективность публицистического текста. М.: Просвещение, 1989: 182с.

70. Кассиев Э.Ю. Очерк лакской дореволюционной литературы. Махачкала, 1959.

71. Кожевникова H.A. Типы повествования в русской литературе XIX-XX вв. М., 1994.

72. Лейдерман Н. Движение времени и законы жанра. Свердловск, 1982. 256с.

73. Литвинов В.М. Мир глазами публициста. М., 1967. 280 с.

74. Литература: Справ.материалы. С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский'и др.М.: Просвещение, 1988. 335 с

75. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987.

76. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение, 1972.

77. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1953. 333 с.

78. Луначарский A.B. Собр.соч.: В 10-ти т. М.: Госполитиздат. Т.8. С- 317.8¡.Магомедов P.M. История Дагестана. Махачкала, 1968.

79. Магомедов P.M. Шамиль в отечественной истории. Махачкала, 1990.

80. Магомедова З.К. Дагестанская публицистика XX века. Формирование, развитие, тенденции. Махачкала, 2005.

81. Мазанаев Ш.А. Русскоязычная литература Дагестана: Проблемы национального и интернационального взаимодействия. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984. 132с.

82. Мазанаев Ш.А. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур. Махачкала, 1997. 262 с.

83. Методология современного литературоведения. Проблемы историзма. М.: Наука, 1978. 367 с.

84. Мусаханова Г.Б. Очерки кумыкской дореволюционной литературы. Махачкала, 1959. 116с.

85. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. М., 1976. 359 с.8906 очерке: Сб.статей. М.: МГУ, 1958. 269 с.90.0черки дагестанской советской литературы. Махачкала, 1957. 407 с.

86. Палиевский П.В. Литература и теория. 2-е изд. М.: Современник, 1978. 283с.

87. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Просвещение, 1978. 351 с.

88. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1957. 614 с.

89. Поэтика дагестанской советской литературы: сб. статей. Махачкала, 1986. 156 с.

90. Прохоров Е. Искусство публицистики. М.: Сов. писатель, 1984. 359 с.

91. Пушкин в русской критике. Сб.статей. М., 1953. С. 41-57.

92. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974. 509 с.

93. Султанов К.Д. Певцы разных народов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971. 460с.

94. Султанов К.Д. Этюды о литературах Дагестана. М.: Сов. писатель, 1978. 272с.

95. Султанов K.K. Преемственность и обновление: современная проза народов Северного Кавказа и Дагестана. М.: Знание, 1985. 64 с.

96. Тарихи Дербендъ-Наме. Под ред. М. Алиханова Аварского. Тифлисъ, 1898. 182 с.

97. Тахо-Годи А. Лев Толстой в «Хаджи-Мурате». Махачкала: Даггосиздат, 1929. 53с.

98. Типология стилевого развития XIX века: Сб. статей. М.: Наука, 1977. 496с.

99. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. М.; Л.: ГИЗ, 1930. 240 с.

100. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 576с.

101. Юб.Ханмурзаев Г.Г. Русские писатели XIX века о Дагестане. Махачкала, 1988.

102. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Сов. писатель, 1982. 416 с.

103. Шагинян М. Очерк и его особенности. Литературно-критические статьи. М.: Сов. писатель, 1958.

104. Шаззо К.Т. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси: Мецниереба, 1978. 238 с.

105. Ю.Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Сов. писатель, 1983. 384 с. 1 П.Шкловский В.Б. Повести о прозе. Размышления и разборы: В 2-х т. М.: Худож. лит. 1966.'

106. Шкловский В.Б. Художественная проза. М.: Просвещение, 1961. 667 с.

107. Щеглов М. Литературно критические статьи. М.: Сов. писатель, 1958. 114.Эйхенбаум Б.М. О прозе, о поэзии: Сб. статей. Л.: Худож. лит., 1986.455с.

108. Эмирова Л.А. Кавказская проза A.A. Бестужева —Марлинского: проблема евразийского культурного диалога. Диссертация кандидата наук: Махачкала, 2002.-С.165.

109. Юсуфов Р.Ф. Дагестан и русская литература конца XVIII и первой половины XIX вв. М.: Наука, 1964. 300 с.

110. Юсуфов Р.Ф. Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский период. М.: Наука, 1985.1. Статьи

111. Абакарова Ф.О. Русскоязычные этнографические очерки дагестанцев // Дагестанская литература во взаимодействии с литературами народов СССР. Махачкала, 1985. С.

112. Безъязычный В.И. Кавказские произведения А.И. Полежаева // Известия Чечено-Ингушского НИИ ИЯЛ. Т.1. Грозный, 1959. С. 18-26.

113. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 г. // Собр.соч. В 3-х т. М.: ГИХЛ, 1948. Т.З. С. 466-845.

114. Блох М.Я., Сергеева Ю.М. Композиционные типы информации и их выражение во внутренней речи // Философские науки. 2008. № 2.

115. Борев Ю. Системно-целостный анализ художественного произведения // Вопросы литературы. 1997. № 7. С. 119-142.

116. Григорьян К.Н. Судьбы романтизма в русской литературе. // Русский романтизм. //Под.ред. К.Н.Григорьян. Л., 1978. С. 11-23.

117. Жак Е.С. А.Ахматова в зеркале мемуаристики // Научная мысль Кавказа. 2008. № 1.С.74.125: Люсый А.П. Кавказский текст как кавказский плен.// http: // ni-j ournal .ru/archive/14928136/n42009.

118. Магомедова З.К. Первые опыты дагестанской публицистики // IV научно-практическая конференция: Тезисы докладов // Махачкала: ДНЦ РАН, 1985.

119. Магомедова З.К. К вопросу о родовых признаках публицистической литературы // Вестник ДНЦ РАН. Махачкала, 2006. № 24.

120. Магомедова З.К. Первые опыты дагестанской публицистики // IV научно-практическая конференция: Тезисы докладов.Махачкала: ДНЦ РАН, 1985.

121. Наврузов А.Р. Газета «Джаридат Дагестан» как уникальный образец дагестанской арабоязычной публицистики начала XX века. // СМИ республики Дагестан в информационном пространстве РФ. Махачкала, 2003. С.94-95.

122. Новиков Вл. Невозможность истории // Дружба народов. 1998. № 11. С. 189.

123. Нюбина JI.M. Метапамять как «память о памяти» // Лексика и лексикография: Сборник научных трудов. М.:РАН 2004. Вып. 15. С. 104108.

124. Орлов В. Поэты 1820-1830 годов // Литературная учеба. 1940. №4-5. С. 90-101.

125. Османова З.Г. Литература путешествий как духовное самопознание личности. //История национальных литератур. Вып. II. М.: Наследие. 1996. С. 132-149.

126. Палиевский П.П. О художественном произведении // Вопросы литературы, 1965. № 2. С. 14-24.

127. Паустовский К. Документ и вымысел // Наши достижения, 1933. № 1. С. 83-89.

128. Петищева В.А. Функция пейзажа в русской классике. // Русская словесность. 2007. №5. С. 14-16.

129. Смольникова И.О. О принципах классификации современной мемуарной литературы // сб. Проблемы реализма. Вологда. 1979. С. 46-50.

130. Султанов К.К. «Лабиринт сцеплений». Этническое — национальное — художественное. // История национальных литератур. Вып. II. М.: Наследие, 1996. С. 132-149.

131. Султанов К.К. Двойное зрение. Очерки Алиханова «В горах Дагестана» как урок истории. // От Дома к Миру. Этнонациональная идентичность в литературе и межкультурный диалог. М.: Наука, 2007. С. 201-216.

132. Султанов К.К. Национальная литература как система художественных ценностей. //Наш Дагестан. 1995. № 177. С. 31-37.

133. Трунов Д. Искандер-Бек // Дорога к свету. Махачкала, 1962. С. 172-183.

134. Услар ПК. Кое-что о словесных произведениях горцев // ССОКГ. Вып.1. Тифлис. 1868. С. 1-6.

135. Услар П.К. О распространении грамотности между горцами. // ССОКГ. Тифлис, 1870. Вып.З. С. 24-28.

136. Чернышевский Н.Г. Губернские очерки // Чернышевский Н.Г. Полн.собр.соч.в 15 т. М., 1939-1953. T.IV. С. 251-264.1. Источники

137. Алиханов М. В горах Дагестана. Путевые впечатления и рассказы горцев. Махачкала. Эпоха, 2005.

138. Алиханов М. В гостях у шаха // Иванов Р.И. Генерал Максуд Алиханов: триумф и трагедия. Махачкала, Эпоха, 2003. С. 436-454.

139. Березин И. Путешествие по Дагестану и Закавказью. Изд.2, пополненное. Казань, 1850. Часть 1.

140. Воронов Н.И. Из путешествий по Дагестану // ССОКГ. Вып. I. Тифлис, 1968. С. 1-36.

141. Иванов Р.И. Генерал Максуд Алиханов: триумф и трагедия. Махачкала. Эпоха, 2003.

142. Катенин JI.A. Стихотворения. JL, 1954.

143. Львов Н. Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени. // ССОКГ. Вып. III. Тифлис, 1870. С. 2-39.

144. Омаров А. Воспоминания муталима // ССОКГ. Вып. I. Тифлис, 1868. С.

145. Омаров А. Воспоминания муталима// ССОКГ. Вып. II. Тифлис, 1869. С. 2

146. Омаров А. Как живут лаки (из воспоминания детства) // ССОКГ. Вып. III. Тифлис, 1870. С. 2-46.13.64.70.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.