Кавказская публицистика А.А. Бестужева-Марлинского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Нурбагандова, Людмила Александровна

  • Нурбагандова, Людмила Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 146
Нурбагандова, Людмила Александровна. Кавказская публицистика А.А. Бестужева-Марлинского: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Махачкала. 2008. 146 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Нурбагандова, Людмила Александровна

Введение.

Глава1. Художественное своеобразие кавказской публицистики A.A. Бестужева-Марлинского.

1.1. Тема Кавказа как отражение времени.

1.2. Жанровое и композиционное своеобразие очерков A.A. Бестужева-Марлинского о Кавказе.

1.3. Образ автора-рассказчика в кавказской публицистике А А. Бестужева-Марлинского.

1.4. Письма с Кавказа как часть эпистолярного наследия писателя

Глава 2. Кавказская война в очерках A.A. Бестужева-Марлинского.

2.1. Хроника Кавказской войны в «Письмах из Дагестана».

2.2. Образ русского солдата в очерках «Подвиг Овечкина и Щербины за Кавказом» и «Он был убит».

Глава 3. Этнографические и путевые очерки A.A. Бестужева-Марлинского.

3.1. А. А. Бестужев-Марлинский как писатель-этнограф.

3.2. Путевой очерк в творчестве A.A. Бестужева-Марлинского кавказского периода.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Кавказская публицистика А.А. Бестужева-Марлинского»

A.A. Бестужев-Марлинский являлся одним из самых популярных писателей России в 1830-е годы. Писатели-декабристы в своих произведениях превозносили человека-героя, борющегося за освобождение от феодализма и крепостничества. Этой задаче были подчинены тематика и проблематика творчества A.A. Бестужева-Марлинского, в том числе и кавказского периода. Жизнь на Кавказе дала возможность писателю показать сложность и драматизм общественного бытия горцев начала XIX века, отразить социально-исторический перелом в их жизни, связанный с выступлением горского крестьянства против феодалов и с антиколониальной борьбой.

A.A. Бестужев-Марлинский жил и творил в период, который можно назвать временем конфликтов между идеями просвещения и суровыми средневековыми условиями. Многие сочинения писателя буквально побуждали людей к поступкам, воздействовали на выбор жизненного пути. Произведения Бестужева научили читателей воспринимать реальность и реагировать на нее.

Восстание декабристов, следствие и годы в ссылке стали суровым испытанием для писателя, но он мужественно пережил его. В 1829 году A.A. Бестужев-Марлинский был переведен из сибирской ссылки на Кавказ. Перевод на Кавказ существенно повлиял не только на жизнь писателя, но и на его литературное творчество. В этот период его творчество приобретает законченные черты цельной художественной системы.

Ссыльный писатель, живущий и сражающийся на Кавказе, среди покрытых пышной зеленью равнин и заснеженных гор, привлек еще большее внимание всей читающей России того периода. Экзотический нрав горцев, великолепная природа горного края вдохновили писателя на новые творенья. Именно на Кавказе творчество Бестужева-Марлинского становится более достоверным, тяготеет к публицистичности. Результатом кавказского периода в жизни писателя стала ценная очерковая проза о быте и нравах, обычаях горцев, о природе этого края.

Александр Бестужев-Марлинский был одновременно и критиком и поэтом, и публицистом, и создателем художественных произведений. Наибольшее воздействие на русскую литературу, по общему мнению, оказала его проза 30-х годов, большую часть которой представляют очерки и о кавказской жизни. Именно их анализ и составляет содержание данной работы.

Александр Бестужев начал печататься под псевдонимом «Марлинский» почти сразу же после приезда на Кавказ. В Дербенте он прожил 4 года. Будучи на Кавказе, он переживал то периоды литературного подъема, то приступы писательского бессилия. Неся службу и терпя унижения сурового начальства, писателю нелегко было заниматься литературной деятельностью, однако даже в этих трудных условиях он не расставался с пером, наблюдал за жизнью народа, собирая материал для своих произведений. Бестужев изучал Кавказ не по книгам и не с чужих слов, а самостоятельно. В условиях, на первый взгляд, невероятных для творчества, он собирает сведения о кавказских народах, изучает их языки, обычаи, традиции и пишет очерки, повести, исторические этюды. Наиболее глубоко и всесторонне, по нашему мнению, Бестужев-Марлинский изучил фольклор и этнографию Дагестана. По словам В. Базанова: «Бестужев знаток Кавказа (вернее: Бестужев - знаток Дагестана)»1. Именно в лице Бестужева народы Кавказа впервые увидели не завоевателя, а образованного и культурного человека, который пытался сблизить Россию с Кавказом. Писатель очень сроднился с Кавказом, стал героем местных легенд и даже получил от дербентцев дружескую кличку Искандер-бек. Кавказ прочно вошел в жизнь и творчество писателя.

О творчестве Бестужева-Марлинского кавказского периода существуют противоречивые мнения. Большинство исследователей отмечают ценность произведений писателя данного этапа. Существует и пренебрежительное мнение о кавказоведческих трудах писателя. Так, автор «Библиографии Дагестанской области» Е.И. Козубский считал, что «бестужевские художественные и этнографические описания не могут служить предметом серьезного разбора, так как в них нет ничего, кроме домыслов и неверных сведений. Очерки Марлинского.способствовали -только распространению ложных понятий о Кавказе вообще и о Дагестане в частности. Марлинский был только в Дербенте и в Тарках; все же почти, что он рассказывает о горцах, составляет плод его воображения»2. Это отрицательное отношение к кавказоведческим трудам писателя, было развеяно уже советской наукой. Многие современники писателя, также выделяли его произведения из всей литературы на кавказскую тематику, так как видели в них правдивое отражение кавказской действительности, а также некоторых реальных исторических событий. Такое разнообразное отношение к творчеству писателя говорит об особенностях его взглядов на Кавказ и кавказские народности.

Творчество A.A. Бестужева-Марлинского было предметом

1 Базанов В. Очерки декабристской литературы. - М., 1953. - С.453

2 Цит. по: Базанов В. Очерки декабристской литературы. - М., 1953. - С.451 исследования многих критиков и литературоведов. Все существующие работы о писателе можно разделить на несколько групп. Во-первых, это работы, посвященные его литературной деятельности до восстания декабристов. Они повествуют в основном о журналистской деятельности писателя, о его сотрудничестве с Рылеевым в альманахе «Полярная звезда». Другая группа - это биографические работы, повествующие о судьбе писателя. Третья группа — это более специализированные литературоведческие работы, в которых подробно рассматриваются и анализируются заслуги писателя, связанные с его художественными поисками.

Литературное творчество писателя также изучается по нескольким направлениям. Во-первых, это анализ стиля и языка писателя, жанровых и тематических особенностей его произведений, особенности его литературных связей, изучение западноевропейских источников прозы Бестужева-Марлинского. Во-вторых, это влияние на творчество писателя его социально-общественной позиции.

Значительный вклад в исследование творчества A.A. Бестужева-Марлинского внесли М.А. Васильев, В.А. Васильев, A.B. Попов, В.Г. Базанов, С.Н. Голубов, В.А. Мануйлов, Ф.З. Канунова, М.З. Садыхов, Р.Ф. Юсуфов, Г.Г. Ханмурзаев, JI. Бегби и ряд других.

Рассмотрим некоторые исследования о жизни и деятельности писателя, в первую очередь те, в которых достаточно внимания уделяется кавказскому периоду в творчестве A.A. Бестужева-Марлинского.

Одним из наиболее ранних и полных исследований творчества писателя, которое не потеряло своего значения и сегодня является труд Н. Котляревского «Декабристы А.И. Одоевский и A.A. Бестужев

Марлинский. Их жизнь и литературная деятельность»1. Одна из главных идей книги составляет предположение, что Бестужев — это не Марлинский, т.е. «Марлинский» это своеобразная маска, которую надевает писатель. Особенностью книги является то, что автор мало внимания уделяет политическим взглядам писателя, а концентрирует свое внимание именно на его литературной деятельности.

Важный вклад в представление о влиянии иностранных авторов на творчество Бестужева-Марлинского внес труд И. И. Замотина «Романтизм двадцатых годов XIX столетия в русской литературе».2

Наиболее глубокое и всестороннее изучение кавказского периода в творчестве писателя было начато советскими исследователями М. П. Алексеевым и М. Васильевым.

Много фактического материала о жизни и творчестве A.A. Бестужева-Марлинского можно обнаружить в книге М.П. Алексеева «Этюды о Марлинском»3. Это очень глубокое и содержательное исследование, в котором даны сведения об этнографических, исторических и фольклорных источниках произведений писателя. Изучив достаточно фактического материала, М. Алексеев говорит о Бестужеве-Марлинском как о великолепном знатоке быта и природы Кавказа, о его прекрасном владении кавказскими наречиями и о глубоких этнографических интересах писателя. Наиболее подробно и всесторонне писатель проанализировал разнообразные источники повести «Аммалат-бек».

Статья М. А. Васильева «Декабрист A.A. Бестужев-Марлинский как

1 Котляревский Н. Декабристы А. А. Одоевский и А. А. Бестужев Марлинский. Их жизнь и литературная деятельность. - СПб., 1907.

2 Замотан И. И. Романтизм двадцатых годов XIX столетия в русской литературе. - СПб., 1911.

3 Алексеев М. П. Этюды о Марлинском. - Иркутск, 1928. писатель-этнограф»1 посвящена извлечению исторической и этнографической информации из произведений писателя. Работа В. Васильева «Бестужев-Марлинский на Кавказе»2 направлена на изучение в прозе писателя того, что называется фактическим материалом.

В 1953 году в свет вышла книга В.Г. Базанова «Очерки декабристкой литературы. Публицистика. Проза. Критика» . В ней автор анализирует декабристские, социальные и литературные взгляды писателя. Достаточно внимания в книге уделено кавказским повестям и рассказам Бестужева-Марлинского. В. Базанов не только отмечает заслуги Бестужева в области кавказоведения, но и пытается определить особенности бестужевского этнографизма и фольклоризма. Автор рассматривает кавказское творчество писателя в связи с общими, идейными и художественными взглядами писателя, которые зависят от предшествующего опыта декабристкой литературы. Под этим углом автор исследует ряд очерков писателя, а также его крупные произведения «Аммалат-бек» и «Мулла-Нур».

В книге A.B. Попова «Русские писатели на Кавказе. A.A. Бестужев-Марлинский»4 и основанной на этом исследовании работе «Декабристы-литераторы на Кавказе»5 рассматривается вклад A.A. Бестужева-Марлинского в освещение кавказской темы, в формирование представлений русского общества о Кавказе в этнографическом аспекте. Автор так же, как и исследователи М. П. Алексеев, М. Васильев и В. Васильев, расширил исследование кавказского периода в творчестве Бестужева-Марлинского, главным образом, под углом зрения этнографических и краеведческих

1 Васильев М. А. Декабрист A.A. Бестужев-Марлинский как писатель-этнограф // «Научно-педагогический сборник» Восточного педагогического института в Казани. - Казань, 1926. - Вып. 1.

2 Васильева В.А. Бестужев-Марлинский на Кавказе. - Краснодар, 1939.

3 Базанов В. Очерки декабристкой литературы. Публицистика. Проза. Критика. - М., 1953.

4 Попов A.B. Русские писатели на Кавказе. A.A. Бестужев-Марлинский. - Баку, 1949.

5 Попов A.B. Декабристы-литераторы на Кавказе. - Ставрополь, 1963. интересов писателя. Особенностью работ является то, что автор сопоставил художественные тексты Бестужева-Марлинского с краеведческим материалом.

Очень близка тематически к вышеназванной работе книга В. Шадури «Декабристская литература и грузинская общественность»1. Она освещает особенности картин грузинской культуры и то, как они предстают в сочинениях A.A. Бестужева-Марлинского.

М. 3. Садыхов в книге «Азербайджан в декабристкой литературе (A.A. Бестужев-Марлинский)» и в ряде других своих работ раскрывает особенности русско-азербайджанских литературных связей, говорит о роли в их развитии декабристской литературы, которая многое сделала для взаимопонимания и улучшения отношений между народами и о месте писателя-декабриста A.A. Бестужева-Марлинского в развитии этих отношений.

Е.М. Пульхритудова в своей монографии «Литературная теория декабристского романтизма в 30-е годы XIX века» раскрывает особенности эволюции А.А Бестужева-Марлинского как писателя в 1820-1830-е гг. Главная цель работы — раскрытие вопросов общечеловеческого значения, в частности, таких, как понимание писателем природы человека.

Труд С. Голубова «Бестужев-Марлинский A.A.»4 представляет собой художественную биографию писателя. О жизненном пути писателя рассказывает также Т.В. Толстая в своей работе «Бестужев-Марлинский».5

Новый подход к изучению творчества A.A. Бестужева-Марлинского

1 Шадури В. Декабристская литература и грузинская общественность. - Тбилиси, 1958.

2 Садыхов М.З. Азербайджан в декабристской литературе (A.A. Бестужев-Марлинский). - Баку: АН Азербайджанской ССР, 1960.

3 Пульхритудова Е.М. Литературная теория декабристского романтизма в 30-е годы XIX века. // Проблемы романтизма. - М., 1968.

4 Голубов С. Бестужев-Марлинский А. А. - М., 1960.

5 Толстая Т.В. Бестужев-Марлинский. - М., 1933. был продемонстрирован Ф.З. Кануновой в работе «Эстетика русской романтической повести. Бестужев-Марлинский и романтики-беллетристы 20-х годов XIX века»1. В своей работе Канунова затрагивает тему самоидентификации в прозе Бестужева-Марлинского. В главе «Эволюция романтизма Бестужева-Марлинского. Кавказские повести» автор изучает кавказское творчество писателя с учетом эволюции Бестужева-писателя в 30-е годы в связи с центральными проблемами его творчества последекабристской поры, главным образом, в связи с проблемой личности. Ф.З. Канунова исследует философское, этическое и эстетическое значение произведений Бестужева-Марлинского о Кавказе, их жанровые особенности и их место в русской литературе. Очень ценен, по нашему мнению, анализ черновиков писателя, который позволяет проследить за работой Бестужева-Марлинского над текстом.

В труде В.А. Михельсона «Путешествие в русской литературе»2 в одной из глав рассказывается об A.A. Бестужеве-Марлинском, как об авторе романтических очерков, в которых романтизм сливался с действительностью. Именно очерки Марлинского, по мнению автора, привели к народности.

Особенностям отражения дагестанской темы в творчестве русских писателей посвящены труды Р.Ф. Юсуфова и Г. Г. Ханмурзаева.

В книгу «Дагестан и русская литература конца XVIII - первой половины XIX века» Р.Ф. Юсуфов включает главу, посвященную «теме Дагестана» у A.A. Бестужева-Марлинского. Автор дает обстоятельный анализ повестей и очерков писателя о Кавказе, которые, по его мнению, образуют единый цикл, одно большое произведение с романтически

1 Канунова Ф.З. Эстетика русской романтической повести. Бестужев-Марлинский и романтики-беллетристы 20-х годов XIX века. - Томск, 1973.

2 Михельсон В.А. Путешествие в русской литературе. - Ростовский государственный университет, 1974.

3 Юсуфов Р.Ф Дагестан и русская литература конца XVIII и первой половины XIX в. - М., 1964. и свободным расположением глав.

Значению дагестанской темы в русской литературе посвящена монография Р.Ф. Юсуфова «Русский романтизм начала XIX века и национальные культуры»1.

О том, какое влияние оказал Дагестан на творчество русских писателей рассказывает Ханмурзаев Г.Г. в своей работе «Русские писатели XIX века о Дагестане»2. Значительное место в исследовании уделено проблеме романтического героя в повестях A.A. Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек» и «Мулла-Нур».

Попытка нового прочтения прозаического творчества поэта-декабриста «кавказского» периода в контексте диалога культур сделана JI.A. Эмировой и З.Н. Акавовым в монографии «Кавказская проза A.A. Бестужева-Марлинского: проблемы русского менталитета в евразийском диалоге культур»3. Работа посвящена научному осмыслению «литературного» евразийства. В ней сделана попытка проследить кавказское наследие Бестужева в двух ракурсах: европейском и азиатском.

Среди западных критиков хотелось бы отметить, недавно вышедшую работу слависта Льюиса Бегби «Александр Бестужев-Марлинский и русский байронизм»4. Это новая работа, в которой исследуется жизнь и творчество писателя, анализируется выход Бестужева на литературную арену и его сознательное превращение в байронического персонажа. Три главы книги посвящены исследованию причастности писателя к восстанию декабристов, и тому, каким суровым испытанием стало для него восстание и годы ссылки. В последних двух главах излагается история пребывания Бестужева на

1 Юсуфов Р.Ф. Русский романтизм начала XIX века и национальные культуры. - М., 1970.

2 Ханмурзаев Г.Г. Русские писатели XIX века о Дагестане. — Махачкала, 1988.

3 Эмирова JI. А., Акавов 3. Н. Кавказская проза A.A. Бестужева-Марлинского: проблемы русского менталитета в евразийском диалоге культур. - Махачкала, 2004.

4 Бегби Л. Александр Бестужев-Марлинский и русский байронизм. - СПб., 2001.

Кавказе, где он не только сражался с горцами, но и где утвердился в качестве первостепенной фигуры в русской литературе под псевдонимом Марлинский, и где встретил свой загадочный конец.

Необходимо также отметить и вступительные статьи, написанные к собраниям сочинений и сборникам рассказов и повестей писателя.

Очерк творчества писателя содержит вступительная статья В.Г. Гусева1, помещенная в изданных 1976 году «Повестях и рассказах» A.A. Бестужева-Марлинского. Несмотря на ценность некоторых наблюдений автора, статья содержит ряд фактических неточностей.

Краткий обзор творчества Бестужева-Марлинского как критика, л беллетриста и поэта дал H.H. Маслин во вступительной статье к собранию сочинений писателя в 2-х томах (1958).

Статья о писателе, вышедшая во втором двухтомнике писателя (1981), была написана В.И. Кулешовым3. Эту же статью мы можем обнаружить в труде В.И. Кулешова «Этюды о русских писателях» (исследования и характеристики)4. В статье рассказывается об эволюции Бестужева-Марлинского как писателя-романтика.

В диссертации Э.А. Чамоковой «Проза A.A. Бестужева-Марлинского 30-х годов XIX века»5 проза писателя рассматривается как определенное художественное единство, в рамках которого прослеживается его эволюция. Недостатком диссертации является то, что в ней, по нашему мнению, недостаточно внимания уделено кавказским произведениям писателя, хотя

1 Гусев В. И. Судьба Александра Бестужева // Бестужев-Марлинский А. А. Повести и рассказы. — М.: Сов. Россия, 1976.

2 Маслин H.H. A.A. Бестужев-Марлинский // Бестужев-Марлинский А. А. Соч. в 2-х томах. - Т. 1. - М., 1958.

3 Кулешов В. И. Александр Бестужев-Марлинский // Бестужев-Марлинский А. А. Соч. в 2-х томах. - Т. 1. -М., 1981.

4 Кулешов В. И. А. А. Бестужев-Марлинский (К пересмотру значения) // Этюды о русских писателях. - M., 1982.

5 ЧамоковаЭ.А. Проза A.A. Бестужева-Марлинского 30-х годов XIX века: Дис. на соискание ученой степени к. ф. н.-Л., 1968. они были созданы им в исследуемый период.

Реслан Гала в своей диссертации «Проблема восточного колорита в прозе A.A. Бестужева-Марлинского»1 рассматривает прозу писателя после 1925 года как особую систему. Автор анализирует ранние повести Бестужева и приходит к выводу, что система персонажей, которой отмечен «восточный цикл» писателя, сформировалась еще в его раннем творчестве. «Восточный колорит» рассматривается автором в контексте эволюции романтического метода А. А. Бестужева-Марлинского.

В диссертации Т.А. Никольской «Жанровая система A.A. Бестужева-Марлинского»2 изучаются особенности становления повести - жанровой доминаты творчества писателя. Автор определяет специфику жанровых форм писателя, сопоставляет жанровые системы Марлинского и его современников. В работе также совсем незначительное место уделено кавказским повестям Бестужева-Марлинского и практически ничего не говорится о его кавказских очерках, но это не умаляет ее достоинств, так как выводы и обобщения автора представляют несомненную ценность.

В своей диссертации «Взаимосвязи национальных литератур в контексте эволюции культур: A.A. Бестужев-Марлинский и дагестанский фольклорные литературные традиции» X. И. Ильясов характеризует связи A.A. Бестужева-Марлинского с Дагестаном, с художественным наследием его народов, рассматривает эти проблемы на фоне развития русского романтизма, а также на фоне социально-политических событий в Дагестане в первой половине XIX века. Автор исследует вышеуказанные вопросы в

1 Реслан Гала Проблема восточного колорита в прозе А. А. Бестужева -Марлинского: Дис. на соискание ученой степени к. ф. н. - M., 2000.

2 Никольская Т.А. Жанровая система A.A. Бестужева-Марлинского: Дис. на соискание ученой степени к. ф. н. - Уфа, 2002.

3 Ильясов Х.И. Взаимосвязи национальных литератур в контексте эволюции культур: A.A. Бестужев-Марлинский и дагестанские фольклорные литературные традиции: Дис. на соискание ученой степени к. ф. н. - Махачкала, 2003 контексте культур Кавказа и России и прослеживает проявления отмеченных взаимосвязей в некоторых типичных символах, в частности, в символах звезды и ладьи в творчестве А. А. Бестужева-Марлинского.

Творчеству A.A. Бестужева-Марлинского посвящены также соответствующие главы в учебных пособиях по истории русской литературы XIX века.

Актуальность темы данного исследования определяется тем, что в настоящее время многое из того, о чем говорил и писал A.A. Бестужев-Марлинский, приобретает новое звучание. Эпизоды произведений писателя связаны с взаимоотношениями России и Кавказа. Именно благодаря этому писателю у русского читателя сформировался образ кавказца, до сих пор существующий в России. Несмотря на то, что Бестужев-Марлинский жил и творил в начале XIX века, многие из его наблюдений могли бы послужить своеобразным уроком современным политикам, имеющим дело с кавказскими народами. A.A. Бестужев-Марлинский одним из первых сумел сделать свое видение Кавказа неотъемлемым элементом представлений русского человека об этом регионе, которое сохранилось до наших дней. Бестужевым-Марлинским были сделаны интересные наблюдения, которые предвосхитили многие последующие концепции войны на Кавказе. Все это делает публицистику писателя актуальной и злободневной, а ее всестороннее исследование становится весьма важным.

Учитывая вышеупомянутое, автор считает необходимым комплексно исследовать публицистическое наследие A.A. Бестужева-Марлинского кавказского периода, проанализировав тематическое разнообразие его произведений, а также их художественное своеобразие.

Целью данного диссертационного исследования является рассмотрение и комплексный анализ кавказской публицистики A.A.

Бестужева-Марлинского. В центре нашего внимания - очерковая проза писателя, а также его эпистолярное наследие.

Задачи работы определяются спецификой предмета и объекта исследования и сводятся к следующему:

- создать, по возможности, более реальную картину кавказской публицистики Бестужева-Марлинского и ее места в русской литературе;

- выявить роль А. А. Бестужева-Марлинского в разработке кавказской темы и формировании взглядов русского читателя к кавказским народам;

- проанализировать жанровую и композиционную специфику очерков А. А. Бестужева-Марлинского о Кавказе;

- определить место и роль автора-рассказчика в кавказской публицистике A.A. Бестужева-Марлинского;

- проанализировать тематику и проблематику писем с Кавказа;

- охарактеризовать особенности постановки темы кавказской войны в очерках A.A. Бестужева-Марлинского;

- выявить заслуги A.A. Бестужева-Марлинского как писателя-этнографа;

- определить место и роль путевых очерков в творчестве A.A. Бестужева-Марлинского кавказского периода.

Научная новизна работы, по нашему мнению, заключается в том, что автор делает попытку восстановить роль и место A.A. Бестужева-Марлинского в разработке кавказской темы в русской литературе, комплексно исследовав его публицистическое наследие кавказского периода. В диссертации анализируются очерки писателя и письма, написанные им, в период пребывания в Дагестане. В работе корректируется романтический подход к изображению окружающей действительности в публицистике писателя, обосновывается преобладание в ней реалистического взгляда на

Кавказ и его народности. Незначительное внимание уделено повестям «Аммалат-бек» и «Мулла-Нур», в связи с наличием публицистического элемента в данных произведениях.

Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на фундаментальных трудах A.B. Попова, В. Базанова, С.Н. Голубова, В.А. Михельсона, Ф.З. Кануновой, М.З. Садыхова, Р.Ф. Юсуфова, Г. Г. Ханмурзаева, JI. Бегби.

Методы исследования. В работе использованы описательный, аналитический, историко-литературный и комплексный методы исследования.

Теоретическая значимость работы заключается в системном исследовании кавказской публицистики и писем русского писателя-декабриста A.A. Бестужева-Марлинского, в результате которого были выявлены новые подходы к анализу публицистических жанров писателя, в которых сочетается документальная достоверность описываемых событий и одновременно художественность повествования, романтичность вызываемых ими эмоций.

Практическая ценность исследования связана с возможностью применения его результатов в практике высшей и общеобразовательной школы при ведении спецкурсов и занятий, посвященных изучению проблем истории русской литературы, в частности, связанных с темой Кавказа в русской литературе I половины XIX века и месте A.A. Бестужева-Марлинского в разработке этой темы.

Структура работы обусловлена задачами исследования. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Нурбагандова, Людмила Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проделанной работы, необходимо еще раз подчеркнуть, что Александр Александрович Бестужев-Марлинский был первым русским писателем, который наиболее правдиво и объективно изобразил общественную жизнь народов Кавказа, в том числе и Дагестана, их быт, нравы, особенности самобытной культуры.

Будучи на Кавказе, живя там, писатель пересмотрел свой взгляд на этот край. Он старался творчески осмыслить события, происходящие на Кавказе. Не случайно, что в формировании взгляда на Кавказ главная заслуга принадлежит A.A. Бестужеву-Марлинскому. Именно этот писатель сделал свое видение Кавказа элементом представлений об этом крае у русского читателя. До Бестужева-Марлинского тема Кавказа была отражена в произведениях Державина, Жуковского, позднее в романе Нарежного «Черный ход», в поэме Пушкина «Кавказский пленник», в ряде произведений Грибоедова. В произведениях этих писателей мы наблюдаем отражение общекавказской действительности. Бестужев-Марлинский был первым русским писателем, который изобразил дифференцированный Кавказ, населенный разными народностями и изобилующий специфическим местным материалом. Благодаря Бестужеву-Марлинскому читатели впервые узнали, что «кавказские горцы не дикари и не хищники, а рыцари, правда, необразованные, но зато одаренные благородными чувствами и вулканическими страстями».

Кавказская проза Бестужева-Марлинского это самая сильная сторона прозы писателя тридцатых годов, так как в ее основе лежат жизненные впечатления и непосредственные наблюдения автора. В связи с тем, что писателя не устраивала существующая литература о Кавказе, он пытался найти новые литературные формы, которые бы сочетали научную точность с занимательностью изложения. Он старался научно и творчески осмыслить события, происходящие на Кавказе. В связи с этим особенностью очерков писателя является то, что в них он использовал два плана — художественный и публицистический, то есть он сумел реальные факты и события изобразить, используя весь арсенал стилистических и языковых средств, свойственных художественной литературе. Материал очерков служил реалистическим тенденциям творчества писателя. Отвергнув безликую беллетристику и сухую ученость, Бестужев-Марлинский создает прекрасные художественно-публицистические очерки, которые отличались необычайным стилем и метафоричностью. Несмотря на то, что ряд исследователей, в том числе и Белинский, критиковали за это писателя, такая яркость языка и стиля имела большое значение для прозы 30-х годов XIX века. «Этим путем - отмечал исследователь творчества писателя Степанов Н.Л. - Марлинский преодолел ту бедность языка, ту стертость стиля, которая господствовала до него в прозе, здесь он выступил как новатор».1 Разнообразному пестрому миру торговцев, разбойников, беков, крестьян, солдат, о которых повествуется в очерках писателя, соответствует необычность языка, который автор «завивает», стремясь к новизне и разнообразию. При этом язык произведений Бестужева-Марлинского интересен не только с точки зрения разнообразия художественной лексики и стиля, но и с точки зрения эмоциональной насыщенности, выдержанности ритма, разнообразия интонации.

Ведущая роль в художественно-публицистических очерках писателя

1 Степанов Н. Л. Марлинский (Бестужев) А. // Марлинский (Бестужев) А. Избранные повести. - Л., 1937. -С. 38 принадлежит автору-рассказчику, передающему свои впечатления и рассуждающему о насущных проблемах. Именно благодаря очеркам Бестужева-Марлинского мы можем проследить становление образа автора-рассказчика в творчестве писателя, который проходит через все путевые и этнографические очерки. Если в раннем творчестве писателя автор это в основном наблюдатель, то сейчас это исследователь и часто сам участник описываемых событий. Автор Бестужева — это лицо реальное, это подлинная личность, говорящая от своего имени и выражающая свое мнение. Это автор, которого интересует все: и мелкие детали быта горцев, и особенности их нравов и обычаев, и проблемы истории и будущей жизни народа. При этом читатель может обнаружить в очерках Бестужева-Марлинского черты его собственной жизни. Очерки писателя во многом автобиографичны. Так, в очерке «Путь до города Кубы» А. А. Бестужев-Марлинский пишет: «Пускай, что ни говорят, а книга и сочинитель - одно и то же лицо, только в разных переплетах. Стало быть, как бы сочинитель не вытерт был подражанием, как бы не хотел он скрываться умышленно, настоящий цвет его кожи пробьет где-нибудь сквозь земные белила. .Ловите же его в такие проблески искренности — и с ним вместе вы поймаете целый невод его современников, с ракушками и растениями его родины, его поры» (II, 188). Эти слова Бестужева-Марлинского служат хорошим напутствием его читателям и исследователям и позволяют сделать вывод о том, что все его творчество представляет собой художественную систему, в которой в символах, метафорах, сравнениях и параллелях скрыто то, что было дорого сердцу писателя.

A.A. Бестужев-Марлинский был первым русским писателем, который стал осуждать бесчеловечную войну на Кавказе и считал ее губительной для его народов. В своих очерках он размышляет о политике самодержавия на

Кавказе, о методах присоединения Кавказа к России и приходит к выводу о необходимости приобщения народов Дагестана к передовой русской культуре гуманными методами. В очерке «Письма из Дагестана» писатель впервые показал совместную борьбу русских солдат и горцев с неприятелями (именно в очерке «Письма из Дагестана» он призывал к братству народов: «добрые люди должны быть друзьями»). Несмотря на это гуманизм Бестужева неотделим от его патриотизма (с одной стороны, он восхищался свободолюбивыми горцами, а с другой — гордился за «непобедимого русского солдата»).

Изображая картины колониальной войны, A.A. Бестужев-Марлинский отказался от романтической патетики и придерживался ее правдивого показа с жестокостью, разрухой, страданиями и героизмом простых людей, но в то же время не лишая ее героизма. Писатель сумел посмотреть на тяжелую и героическую военную жизнь глазами очевидца. Он знал солдат не по рассказам, так как сам испытал на себе все тяготы и невзгоды Кавказской войны. Смелые и сильные люди из народа: русские солдаты и горцы стали главным объектом художественного изображения писателя. Именно местный кавказский материал подсказал писателю новые решения спорных вопросов об отношении русских и кавказцев.

Несомненны и наиболее ценны этнографические сведения, которые мы можем обнаружить как в крупных произведениях писателя, так и в его очерках «Письмо к доктору Эрману», «Кавказская стена», «Шах-Гуссейн», в «Рассказе офицера, бывшего в плену у горцев» и в письмах. Именно в этнографических очерках наряду с романтическими описаниями природы и характеров все чаще проявляются точные, вполне реальные характеристики. Следовательно, в них, как и в путевых очерках писателя, выразилось его стремление к реалистическому изображению горской среды. A.A. Бестужев

Марлинский очень выразительно описал наружность дагестанских городов, внешний вид горцев, их жилище, также достаточно внимания уделил национально-историческому своеобразию, языку и поэзии горного края. Исторический и этнографический материал интересовал писателя при изучении всех общественных явлений и событий. В связи с этим он занимает основное место практически во всех его произведениях. На специфичность жанрового стиля Бестужева-Марлинского повлияло и использование им фольклорного материала. Фольклорная окраска повествования проявляется не только в использовании пословиц, поговорок, песен, сказок, легенд, описании обычаев и обрядов, но и в языке, который переполнен тюркскими словами.

Критики и литературоведы оценили кавказские произведения Бестужева-Марлинского как великолепные этнографические сочинения. «Этнографические и исторические интересы Бестужева и сведения его о* жизни кавказских народов, - писал Н. Степанов, - были по тому времени исключительно широки. Эти сведения и непосредственное знакомство с Кавказом сказались в ярко написанных и до сего времени не потерявших своего значения очерках писателя., в которых этнографические материалы и бытовые наблюдения занимают наиболее большое место».1

Так как этнографический элемент предполагал показ в произведении национального своеобразия, самобытной культуры, склада, чувств и мыслей народа, то это объясняло типичное для писателей-декабристов увлечение Бестужевым-Марлинским народным творчеством, кавказскими легендами и преданиями, то есть тем, что мы называем «местным колоритом». Именно «местный колорит» сделал чужую историю и неизведанную культуру доступной и понятной русскому читателю. Сведения, полученные из этнографических очерков писателя, отличаются высоким уровнем реальных исторических и этнографических описаний, облаченных в драматические формы.

Бестужев-Марлинский один из первых прославил жанр путевого очерка, и не последнюю роль в этом сыграли очерки кавказского периода: «Путь до города Кубы», «Горная дорога из Дагестана в Ширван через Кунакенты», «Последняя станция к старой Шамахе», «Переезд из селения Топчи в Куткаши», «Дорога от станции Алмалы до поста Мугансы». В данных очерках писатель повествует не только об увиденном в пути и об интересных встречах. Во всех своих путевых очерках Бестужев-Марлинский осуждает буржуазно-дворянскую культуру, размышляет о судьбах Кавказа, о движении декабристов, тоскует по Родине. Отличительной особенностью-путевых очерков писателя является то, что в них начинают преобладать реалистические тенденции. Ведущую роль играют «объективные» описания; направленные на внешний предмет, а не на внутреннюю жизнь автора. Лирические отступления в них сочетаются с социально-бытовыми зарисовками. Особое место в очерках писателя уделено природе горного края, ее богатству и яркости. В кавказской публицистике писатель показал себя выдающимся мастером пейзажной живописи. Несмотря на то, что пейзаж - это самый романтический элемент творчества писателя, в кавказских очерках он оснащается реальными деталями, становится динамичным.

Таким образом, в кавказской публицистике А. А. Бестужева-Марлинского мы наблюдаем преобладание реалистического взгляда на Кавказ и его народности, хотя» это не означает полного отрицания романтических подходов к изображению окружающей действительности. Почву прозе писателя, которая не искажала действительность, а давала автору возможность в художественной форме оставить в истории русской литературы свой взгляд на жизнь, давал его личный опыт.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Нурбагандова, Людмила Александровна, 2008 год

1. Бестужев-Марлинский A.A. Собрание сочинений в 2-х томах. — М., 1958.

2. Бестужев-Марлинский A.A. Повести и рассказы М., 1976.

3. Бестужев-Марлинский A.A. Собрание сочинений в 2-х томах. — М., 1981.

4. Бестужев-Марлинский A.A. Повести и рассказы — М., 1988.

5. Бестужев-Марлинский А. А. Кавказские повести. СПб., 1995.

6. Дагестан в русской литературе. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1960.1. Критическая литература

7. Азиева М.И. О реалистических тенденциях в романтизме позднего A.A. Бестужева-Марлинского// Творческие методы и литературные направления МГУ, 1987. -С.86-89.

8. Азиева М.И. Поэтика кавказских повестей A.A. Бестужева-Марлинского. Тбилиси, 1993.

9. Азадовский М.К. Литература и фольклор. Л., 1938.

10. Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре. — М.-Л., 1960.

11. Азадовский М. К. Страницы истории декабризма / под ред. Благоволиной Ю. П. и др. Иркутск. - 1992., Кн. 2.

12. Аббасов Шучаят Музаффар оглы «Восточная тематика в журнале

13. Московский телеграф» Н. А. Полевого»: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н. Баку, 1925

14. Абаза Г. В. Метод и стиль прозы декабристов. Калинин, 1973.

15. Алексеев M.JI. Этюды о Марлинском. Иркутск, 1938.

16. Алексеев М.П. Тургенев и Марлинский //Творческий путь Тургенева: Сборник статей/Под ред. H.A. Бродского. Петроград, 1923.

17. Ю.Алехин А. В жанре путешествия // Звезда. — 2000. № 6

18. Архипов В.А. A.A. Бестужев- критик и литературная борьба 20-х годов XIX века //Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н. -М., 1950.

19. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя. М.: Просвещение, 1987.

20. Архипова A.B. Литературное дело декабристов. Л., 1987. Н.Архипова А. В. Эволюция исторической темы в русской прозе Iчетверти XIX века // На путях к романтизму. — Л., 1984.

21. Базанов В.Г. Очерки декабристкой литературы: Публицистика. Проза. Критика. -М.: ГИХЛ, 1953.

22. Базанов В.Г. От фольклора к народной книге. — Л., 1973.

23. Башнин М.М. Литературно-эстетические взгляды декабристов. -Петрозаводск, 1968.

24. Бабушкин Н. Т. Творчество народа и творчество писателя. -Новосибирск, 1966.

25. Белинский В. Г. Литературные мечтания // Белинский В. Г. Избранные сочинения в 2-х т. — Т. 1, ГИХЛ, 1934

26. Белунова Н. Л. Искусство эпистолярия и художественноепроизведение // Русский язык в школе. 1995. - №5

27. Белунова Н. JI. Дружеское письмо творческой интеллигенции как эпистолярный жанр // Филологические науки. — 2000. №5

28. Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. М.: Языки русской литературы. 1999.

29. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. — М., 1973.

30. Бэгби JI. Александр Бестужев-Марлинский и русский байронизм. -Санкт-Петербург, 2001.

31. Васильев В.А. Бестужев-Марлинский на Кавказе. Краснодар, 1939.

32. Васильев В.А., A.A. Бестужев-Марлинский в Пятигорске // Сборник научных трудов. Выпуск IV. Кафедра общественных наук. -Пятигорск, 1949.

33. Васильев М.А. Декабрист A.A. Бестужев-Марлинский как писатель-этнограф // «Научно-педагогический сборник» всесоюзный педагогический институт в Казани. Казань, 1926, вып.1.

34. Ватейшвити Д J1. Русская общественная мысль и печать на Кавказе в первой трети XIX века. М., 1973

35. Вацуро В. Лермонтов и Марлинский // Творчество М. Ю. Лермонтова. М., 1964.

36. Виноградов Б.С. Кавказ в русской литературе 30-х годов XIX века.- Грозный, 1966.31 .Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959.

37. Виноградов В.В. Литературное наследство. Декабристы-литераторы. Т.60. -М,. 1956.

38. Воспоминания Бестужевых. М., 1951.

39. Востриков А. В. Тема «исключительной дуэли» у Бестужева

40. Марлинского, Пушкина и Лермонтова // Русская литература. 1993.-№3.

41. Гаджиев А.Д. Кавказ в русской литературе первой половины XIX века.-Баку, 1982.

42. Гаджиев В.Г. Декабристы на Кавказе //Вопросы истории Дагестана. Махачкала, 1975. - Вып.З.

43. Гаджиев Б.И. Встреча с Дагестаном.- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976.

44. Гаджиев Агим Джафар-оглы. Творчество писателя-декабриста A.A. -Бестужева-Марлинского в контексте кавказской культуры //Научная мысль Кавказа: научный и общественный теоретический журнал. -Ростов-на-Дону. 2001.- № 1.

45. Гасанов Т. Мулла-Нур говорит по-азербайджански // Литературный Азербайджан. 1989. - №5

46. Гачев Г. Д. Образ в русской художественной литературе. М.: Наука, 1981.

47. Глюх Д. И. Эволюция ритмической организации прозаических ~ художественных произведений в русской литературе 20-30-х годов XIX века.-М., 1977.

48. Грознин Е. К. Некоторые подробности знакомства А. А. Бестужева с А. С. Грибоедовым // Русская литература. 1985. - №3

49. Глушков Н. И. Очерк в русской литературе. Ростов на Дону., 1966

50. Голубов С.Н. Бестужев-Марлинский. ЦРГ- М.: Молодая гвардия, 1960.

51. Голуб И. Б. Образность публикаций. М., 1989

52. Горбов С.Н. Бестужев-Марлинский.-М.: Журн.-газет. Объединение, 1938

53. Гуминский В. Странники и путешественники: (О русской паломнической литературе) // Наш современник. 1996. - №1

54. Гусев В.Е. Вклад декабристов в отечественную этнографию //Декабристы и русская культура. Ленинград, 1976.

55. Гусев В.И. Судьба Александра Бестужева //Бестужев-Марлинский А.А. Повести и рассказы. М.: Советская Россия, 1976.

56. Гусейнов М. Тропой Бестужева и Аммалата. Махачкала, 1997.

57. Давыдова Т. Новелла, рассказ, очерк // Литературная учеба. 2002. - №6

58. Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана. М.: Изд-во восточной литературы, 1962.

59. Далгат У.Б. Литература и фольклор. М., 1981.

60. Дагестан в русской литературе: В 2-х кн. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1960. Кн.2.

61. Декабристы и русская культура // под ред. Бриксмана М.А.- Л., 1975.

62. Декабристы-литераторы.-М., 1954-1956 // Литературное наследство. Т. 59-60.

63. Драгомирецкая Н.В. Автор и герой в русской литературе XIX XX в.-М.: Наука, 1991.

64. Ермолаева И. И. Проблема романтизма в эстетике и творчестведекабристов. М., 1966

65. Жанр и композиция литературного произведения. М., 1981.

66. Жизнь и судьба малых литературных жанров. — Иваново, 1996.

67. Замотин И.И. Романтизм 20-х годов XIX столетия в русской литературе. Варшава, 1903.

68. Замотин И.Н. Романтический идеализм в русском обществе и литературе 20-30-х годов XIX столетия. СПб., 1907.

69. Декабристы: Антология: в 2-х томах. Сост.вступ.ст. Вл.Орлова, JL, 1978.

70. Ермолаева И.И. Проблема романтизма в эстетике и творчестве декабристов. М., 1966.

71. Избранные социально-романтические и философские произведения декабристов в 3-х томах. -М., 1951.

72. Из литературного наследия А. А. Бестужева — Марлинского / Публ. -Осповата А. JI. И Тодеса Е. А.: Изд. АН СССР. Серия лит. и яз. -1981. т. 40. -№3.

73. Ильясов X. И. Взаимосвязи национальных литератур в контексте эволюции культур: A.A. Бестужев-Марлинский и дагестанские фольклорные литературные традиции Автореферат кандидатской диссертации. Махачкала, 2003

74. Илюшин Е.И. В ореоле романтической легенды: Пушкин и Бестужев // Пушкин и русская литература. -М., 1998.

75. История русской литературы XIX века. / Под ред. Н. Д. Муратовой. -Л., 1962.

76. История русской литературы / Под ред. Куприянова Е. Н. Л., 1981. — Т. 1 -2

77. История романтизма в русской литературе. Романтизм в русскойлитературе 20-30-х гг. XIX века (1824 1840). - М., 1979.

78. Иезуитова Р. В. Литература второй половины 1820-1830-х годов и фольклор // Русская литература и фольклор. Первая половина XIX века. — Л., 1976.

79. Канунова Ф.З. Эстетика русской романтической повести (Бестужев-Марлинский и романтики беллетристы 20-30-х годов XIX). Томск: Изд-во Томского унив., 1973.

80. Калоев Б. А. Марк Осипович Косвен кавказовед // Этнографическое обозрение. - 2000. - № 3.

81. Киреев Р. Бестужев-Марлинский A.A. Случилось важное несчастье. // Реалист.- М., 1997. Вып.2.

82. Киреев Р. Александр Бестужев: Нежный цветок Севера, ты увянешь под моим знойным дыханьем.// Наука и религия. 2004. - №1

83. Котляревский Н. Декабристы. Кн. А. Одоевский и А. Бестужев. Их жизнь и литературная деятельность. СПб., 1907.

84. Козубский Е.И. К биографии A.A. Бестужева-Марлинского // Русский архив. 1905. №.11

85. Косвен М.О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке // Кавказский этнографический сборник. М., 1955. Вып.1.

86. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. Исследования и материалы. М.: Изд-во вост. Литературы, 1961.

87. Костенецкий Я.И. A.A. Бестужев (Марлинский) Из воспоминаний //Русская старина.- 1900. -№11.

88. Кричевская Л. И. А. А. Бестужев Марлинский и Л. Н. Толстой // Научный доклад высшей школы филологических наук. - 1989. -№5

89. Кулешов В.И. Александр Александрович Бестужев-Марлинский (1797-1837) // История русской критики XVIII начала XIX веков. 4-е изд.- М, 1991.

90. Кулешов В.И. Этюды о русских писателях (исследования и характеристики). М., 1982.

91. Курляндская Г. Повести Бестужева-Марлинского и литературный процесс // Вопросы литературы. -1975. №4.

92. Курьянова И.А. Русская военная повесть. К эволюции жанра (A.A. Бестужев-Марлинский и JI.H. Толстой) // A.C. Пушкин и русская литература XIX века: II Крымские Пушкинские чтения. Керчь. 2226 сентября 1992. Материалы.

93. Кубачева В. Н. Восточная повесть в русской литературе XIII нач. XIX века. -М., 1962.

94. Левин Ю.Д. Об обстоятельствах смерти A.A. Бестужева-' Марлинского // Русская литература, 1962. №2.

95. Лейтон Л. Марлинизм история одной стилистики // Russian Literature. - 1975. -№ 12. - С. 29-60.

96. Лееметс X. Д. Метафора в русской романтической прозе 30-х годов XIX в // Автореферат кандидатской диссертации. Тарту, 1974.

97. Лейдерман Н.Л. К определению сущности категории «жанр» (жанровая доминанта и носители жанра) // Вопросы специфики жанров художественной литературы. Тезисы докладов. Минск,1974.

98. Литературно-критические работы декабристов / под ред. Фризмана Л. Г.-М., 1978

99. Литературное наследство. Декабристы-литераторы / под ред. ЕголинаА. М. Т. 59. -М., 1954.

100. Лорер Н.И. Записки декабриста. М., 1931.

101. Левкович Я. Судьба Марлинского // Звезда. 1975. - №12.

102. Литература и Кавказ. Ставрополь, 1979.

103. Маслин Н. О романтизме Марлинского // Вопросы литературы. -1958. № 7

104. Малкина В.Я. Описание путешествий по Кавказу в творчестве A.C. Пушкина и A.A. Бестужева (Марлинского) // Пушкин и русская культура. -М., 1998.

105. Мазанаев Ш.А. Русскоязычная литература Дагестана. -Махачкала. Даг.кн.изд-во. 1984.

106. Мазанаев Ш. А. Двуязычное художественное творчество в системе многонациональных литератур. Махачкала, 1996.

107. Манн Ю. В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма; Учебное пособие для вузов. М., 2001.

108. Мануйлов В.А. К истории кавказской темы в русской литературе // Вестник ЛГУ. Серия истории языка и литературы, 1962. -В.2.

109. Маслин Н. О романтизме Марлинского //Вопросы литературы, 1059. -№7.

110. Маслин Н. A.A. Бестужев-Марлинский / Вступ. ст. // Соч.: В. 2-х т.- М., 1958.

111. Мейлах Б. Литературно-эстетическая программа декабристов // Вопросы литературы и эстетики. Л., 1958.

112. Мезенцев П. Белинский и эстетические традиции декабристов // Русская литература. 1965. - №2

113. Михалева Т. И. Декабристская проза. М., 1969.

114. Мордовченко И.И. A.A. Бестужев-Марлинский // Русская критика первой четверти XIX века. М.: Л.: АН СССР, 1959. Раздел об A.A. Бестужеве и вступительная статья H.A. Мордовченко.

115. Мордовченко И.И. A.A. Бестужев-Марлинский // Бестужев-Марлинский A.A. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. 2-е издание. Л., 1961.

116. Михельсон В. А. Путешествие в русской литературе. -Ростовский государственный университет, 1974.

117. Мухина С. Л. Литература декабризма о нерусских народах России. Фрунзе, 1972.

118. Никольская Т.А. Жанровая система A.A. Бестужева-Марлинского. Автореферат кандидатской диссертации. Уфа, 2002.

119. Нечкина М.В. Движение декабристов. Т. 1-2. М., 1955.

120. Осповат А.Л. Несколько слов об Александре Бестужеве // Бестужев-Марлинский A.A. Ночь на корабле: Повести и рассказы. -М., Художественная литература, 1988.

121. Овсянникова С.А. A.A. Бестужев-Марлинский и его роль в движении декабристов. М., 1954.

122. Орлов Вл. Декабристы. Т. 1-2. - Л., 1975

123. От романтизма к реализму / Под ред. М. П. Алексеев. Л., 1978.

124. Очерки по истории русской журналистики и критики. — Л., 1950.

125. Памяти декабристов. Сборник, Т.П.Л., 1926.

126. Писатели-декабристы в воспоминаниях современников / Под ред. ВацуроВ. Э. идр.-М., 1980.-Т. 1-2

127. Письма к Полевому, написанные в 1831-1837гг.//Русский вестник. -1861.-№3, 1861. -№4.

128. Письма из ссылки // Былое. 1925. -№5.

129. Попов A.B. Русские писатели на Кавказе. A.A. Бестужев-Марлинский. Вып.1.- Баку. Изд-во АН Азербайджанской СССР, 1949.

130. Попов A.A. Декабристы-литераторы на Кавказе. Ставрополь, 1963.

131. Полярная звезда, изданная A.A. Бестужевы и К. Рылеевым. / издание подготовили В. А. Архипов, В.Г. Базанов, Я. Л. Левкович. — М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1960.

132. Петрунина H.H. Декабристская проза и пути развития повествовательных жанров // Русская литература. -1978. -№1.

133. Петрунина Н. Н. Проза второй половины 1820-1830-х гг. // История русской литературы / под ред. Куприянова Е. Н. Л., 1981. -Т.2

134. Прокофьева H.H. Жанровое своеобразие произведений декабристов на темы отечественной истории (В. Кюхельбекер, А.Одоевский, А. Бестужев-Марлинский). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1988.

135. Прокофьева Д. С. Восприятие прозы А. А. Бестужева -Марлинского в Польше // Прокофьева Д. С. «Струн вещих пламенные звуки. .и». М., 1990

136. Проблемы метода и жанра. Томск, 1997. - Вып. 19.

137. Проблема стиля и жанра в русской литературе XIX века. -Свердловск, 1991

138. Пульхритудова Е.М. Литературная теория декабристского романтизма в 30-е годы XIX века // Проблемы романтизма. М., 1968.

139. Пульхритудова Е.М. Развитие декабристского романтизма в 30-е годы XIX века. М., 1966.

140. Русская литература и Кавказ. Ставрополь, 1974.

141. Пристли Д.Б. Русские писатели «романтического века» // Иностранная литература. 1994. - №10.

142. Пыпин А. Н. Сверстник Пушкина: А. Бестужев-Марлинский // История русской литературы. СПб., 1907. - Т.4

143. Ревякин А.И., Ревякина И.А. Александр Александрович -Бестужев-Марлинский (1797-1837) // История русской литературы XIXb. М, 1977

144. Реслан Гала Проблема восточного колорита в прозе А. А. Бестужева-Марлинского. Автореферат кандидатской диссертации. -М., 2000

145. Роболи Т.А. Литература путешествий //Русская проза / Ред. Ю. Н. Тынянов, Б. М. .Эйхенбаум. Л., 1926.

146. Розен А. Е. Записка декабриста. Иркутск, 1984.

147. Русская литература XIX века: Первая половина / Сост. И.Е. Каплан, П.К.Пустовойт. -М.; Просвещение, 1981.

148. Русская литература и фольклор. Первая половина XIX века. -Л., 1976.

149. Русский романтизм / Под ред. H.A. Гуляева. М.: Высшая школа, 1974.

150. Русская повесть XIX века: история и проблематика жанра. Л., 1973.

151. Русские писатели 20-30-х годов XIX в. Т. 1-2. МГ, 1950.

152. Русские повести 20-30-х гг. XIX в. М., 1950. - Т.1-2

153. Русская романтическая повесть / под ред. Сахарова В. И. М., 1980.

154. Русский романтизм / Под. ред. Григорьян К. Н. Л., 1978.

155. Рустамов Тофик. А. Бестужев-Марлинский A.A. Избранные произведения. Баку, Азернешр, 1990.

156. Садыхов М. 3. Писатели-декабристы и Азербайджан. Баку, 1967.

157. Садыхов М.З. Азербайджан в декабристкой литературе (A.A. Бестужев-Марлинский) Баку: АН Азербайджанской ССр, 1960.

158. Садыхов М. 3. Русские писатели об Азербайджане: русско-азербайджанские литературные связи в XIX веке. Баку., 1970.

159. Садыхов М. 3. Очерки русско-азербайджано-польскйх связей XIX в.-Баку, 1975.

160. Садыхов М. 3. М. Ф. Ахундов и русская литература. Баку, 1986.

161. Сабанцев М.Т. Литературно-книжные традиции в стилистике книги (О A.A. Бестужеве-Марлинском) // Вопросы русской, советской и зарубежной литературы. Хабаровск, 1972.

162. Сандомирская В. «Естественный человек» и общество «Звезда». -Л., 1969.

163. Сахаров В.И. Форма времени // Русская романтическая пьеса. — М.: Советская Россия, 1980.

164. Сахаров В.И. Писатель-декабрист и его издатели (H.A. Полевой и A.A. Бестужев-Марлинский) // Известия АН. Серия литературы и языка.-1999. Т.58. -№1.

165. Сахаров В. И. Под сенью дружных муз: о русских писателях романтиках. М., 1984.

166. Сахаров В. И. Возвращенный изгнанник: (О писательской судьбе А. А. Бестужева Марлинского) // Октябрь. — 1983, - №5

167. Семенов Л. П. К вопросу о влиянии Марлинского на Лермонтова //Филологические записки. Воронеж, 1914. - вып. 5-6

168. Сиповский В. Очерки из истории русского романтизма. СПб., 1909.

169. Степанов Н.Л. Писатель-декабрист (А. Бестужев-Марлинский) // Поэты и прозаики. М., 1966.

170. Степанов Н. Л. Романтические повести А. Марлинского // Литературная учеба. Л., 1937. - № 9

171. Степанов Н. Л. Критика и журналистика декабристского движения. Очерки по истории русской журналистики и критики. — ЛГУ, 1950

172. Свиясов Е.В. Военная проза XIX века // Русская военная проза XIX века. Л.; Лениздат, 1989.

173. Семевский Л. Бестужев на Кавказе. 1989-1837 // Русский вестник, 1870, №7.

174. Соколов A.A. История русской литературы XIX века. М., 1970.

175. Сорокин Ю. С. Белинский и проблемы русской стилистики // Русская речь. — 1976. №4

176. Степанов Н.Л. Декабристы в борьбе за русскую литературу // Знамя. -1950- №12.

177. Строганов М. «Полярная звезда» К. Ф. Рылеева и А. А. Бестужева-Марлинского // Литературное обозрение. 1994. - №5

178. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000.

179. Титов А. Александр-Бестужев герой забытого романа // Русская литература. 1959. -№ 1.

180. Толстая Т.В. A.A. Бестужев-Марлинский. М., 1933.

181. Троицкий В.Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20-30-х годов XIX века. М., 1985.

182. Троицкий В.Ю. Романтизм в русской литературе 20-х годов XIX века. Проза //История романтизма в русской литературе. М., 1979. —Т.2.

183. Троицкий В.Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20-30-х годов XIX века. М, 1981.

184. Трунов Д. Дорога к свету. Махачкала, 1962.

185. Турьян Мариэтта Александр Марлинский и его последняя «кавказская» повесть // Марлинский A.A. «Мулла-Нур». Быль. М.: Рудомина, 1966.

186. Усок Е.И. Декабристская теория в русской литературе. М., 1979.-Т.1.

187. Фадеев A.B. Россия и Кавказ первой трети XIX века. М.: Изд-во АН СССР, 1960.

188. Фохт У .Р. Проблемы романтизма.- М., 1967.

189. Фохт У.Р. Пути русского реализма. М., 1963.

190. Фризман Л.Г. Декабристы и русская литература. М.: Художественная литература, 1988.

191. Ханмурзаев Г.Г. Дагестанская тема в русской литературе XIX века. Проблема характера. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1987.

192. Ханмурзаев Г.Г. Русские писатели XIX века о Дагестане. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1988.

193. Харченко В.К. Изобразительные средства в прозе A.A.

194. Бестужева-Марлинского // Русская речь. -1978. -№2.

195. Хидирова Э.С. Дагестанский фольклор в иноэтническом восприятии: историко-функциональные аспекты в русской художественной, публицистической и научной литературе XIX века.- Махачкала, 2001.

196. Цейтлин А.Г. Русская литература первой половины XIX века. -М., 1940.

197. Цетлин М. Декабристы. Судьба одного поколения. Париж , 1933.

198. Чамокова Э. Проза A.A. Бестужева-Марлинского 30-х годов XIX века. Автореферат кандидатской диссертации. Л., 1968. .

199. Чернец Л.В. Литературные жанры. Поэтика и типология; !985.

200. Чернец Л. В. К теории литературных жанров // филологические науки. 2006. - №3

201. Черняев В. Ю. Воспитан в горном корпусе / Русская литература. -1975.-№12

202. Шадрина М. К вопросу о становлении и развитии жанра путешествий (в русской литературе) // Русский язык в школе. 2003.- №3

203. Шадури В. Декабристская литература и грузинская общественность. Тбилиси, 1958.

204. Шарупич А.П. Декабрист Александр Бестужев. Вопросы мировоззрения и творчества. Минск, 1962.

205. Шарупич А.П. Романтизм Александра Бестужева. Минск, 1964.

206. Юсуфов Р.Ф. Дагестан и русская литература конца XVIII в. и первой половины XIX в. М.: Наука, 1964.

207. Юсуфов Р.Ф. Проблема национальных культур у русскихромантиков 20-30-х годов XIX века. Махачкала. Даг. ФАН СССР, 1968.

208. Юсуфов Р.Ф. Русский романтизм начала XIX века и национальная культура. М.: Наука, 1970.

209. Эйдельман Н. Я. Быть может за хребтом Кавказа. Русская литература и общественная мысль первой половины XIX века. Кавказский контекст / Под ред. М. С. Лазарева. — М.: Наука: Главная редакция восточной литературы. — 1990.

210. Эмирова Л. А., Акавов 3. Н. Кавказская проза A.A. Бестужева-Марлинского: проблемы русского менталитета в евразийском диалоге культур. Махачкала, 2004.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.