Дагестан в художественной публицистике П.К. Услара тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Рашидова, Гюльнара Рашидовна

  • Рашидова, Гюльнара Рашидовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 157
Рашидова, Гюльнара Рашидовна. Дагестан в художественной публицистике П.К. Услара: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Махачкала. 2007. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Рашидова, Гюльнара Рашидовна

Введение

Глава первая. Дагестан в историко-этнографической и просветительской публицистике П.К. Услара

1.1 Деятельность П. К. Услара в Дагестане

1.2 П.К. Услар о распространении грамотности между горцами

1.3. П. К. Услар - просветитель

Глава вторая. Дагестан в лингвистических исследованиях и письмах

П.К. Услара

2.1 П.К. Услар о горских языках

2.2 П.К. Услар о фольклоре горцев

2.3 Письма П.К. Услара

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дагестан в художественной публицистике П.К. Услара»

Актуальность темы данного исследования заключается в необходимости изучения, научного анализа и осмысления публицистики крупного русского ученого-лингвиста Петра Карловича Услара (18161875) и определения в ней места Дагестана.

Научная и просвятительская деятельность П. К. Услара на Кавказе связана с тем периодом, когда на основании Гюлистанского договора России с Персией в 1813 году Дагестан вошел в состав Российской империи. В то время Дагестан был отсталой страной, раздробленной на ряд феодальных политических образований, которые управлялись независимо друг от друга и постоянно находились в междуусобных войнах.

Присоединение Дагестана к России имело прогрессивное значение для дальнейшего политического, культурного и экономического развития страны гор. В результате народы Дагестана избавились от разорительных набегов персидских, турецких и других захватчиков, прекратились междуусобные войны, ликвидировали работорговлю, экономическую отсталость и политическую раздробленность1.

Положительным явлением была также ликвидация ханской власти в 60-х годах. Деспотизм ханов и тяжелый феодальный гнет в Дагестане, как отмечают историки, сочетался с колониальной политикой царизма. Подати и натуральные повинности местным феодалам, и казне царя, обеспечение военных частей и крепостей продовольствием, а их коней кормом легли на плечи бедных крестьян-горцев. Доведенные до отчаяния люди восставали то в одном, то в другом селе или ханстве, участке или округе. Так возникли восстания 1837-1838 годов на юге Дагестана, народно-освободительная война во главе с имамом Шамилем и восстание 1877 года.

1 Хашаев Х.-М. Прогрессивное значение присоединения Дагестана к России. -Махачкала,1958.- с. 9-10.

Жестокие методы ведения войны на Кавказе, казни свободолюбивых горцев вызвали возмущение у прогрессивной части интеллигенции России, у революционных демократов, поэтов, писателей и ученых, таких как Н.Добролюбов, А.Чернышевский, Л.Толстой, П.К. Услар и др. Демократы признавались в том, что в основе движения горцев Дагестана и Чечни против царизма и местных ханов, беков и феодалов лежали антиколониальные и антифеодальные мотивы. Н. Добролюбов указывал, что «борьба велась со стороны горцев за независимость их страны, за неприкосновенность их быта»1. Русские демократы предлагали свои пути решения проблемы.

П.К. Услар с 1837 года служил на Кавказе, пристально следил за военными и другими событиями, читал периодическую печать, переписывался с учеными, поэтами и общественными деятелями, разделял взгляды демократов. Он предлагал приобщить горцев Кавказа к русскому народу и русской культуре через их просвещение на родных языках. С этой целью П.К. Услар и исследовал языки местных народов.

Петр Карлович Услар был не только крупным ученым-лингвистом, исследователем кавказских, в том числе и дагестанских, языков, но и историком и этнографом, просветителем и талантливым публицистом.

Его статьи, путевые заметки, доклады и другие произведения публицистического характера опубликованы при жизни автора в газете «Кавказ», «Сборниках сведений о кавказских горцах» и в других изданиях на русском и немецком языке.

Только в одном номере ССКГ опубликованы 6 статей и монография «Абхазский язык». Наиболее значительными, проблемными и злободневными являются известные статьи: «Развитие грамотности среди горцев», «Распространение грамотности между горцами», «Предложение

1 Добролюбов Н. А. Полное собрание сочинений. Т. IV. - М. ,1937. - С.155 об устройстве горских школ», «О составлении азбук кавказских языков» и др'.

Петр Карлович всю жизнь занимался просветительской деятельностью на Кавказе: выступал за светское образование, составление и издание азбук, букварей, учебников на родных языках, за воспитание горцев в духе дружбе с русским народом и другими народами края, за изучение и сохранение языков, фольклора, культуры и истории аборигенных народов, за перевод русских книг на горские языки, за решение других общественно-политических, социально-экономических и морально-этнических проблем. Ученый не только выступал на крупных собраниях и в печати, но и один из первых организовывал их, активно участвовал в них и впервые претворял свои идеи в жизнь.

Выбор темы диссертации обусловлен осознанием значимости публицистического творчества П.К. Услара в контексте развития русско-дагестанских общественно-политических, социально-экономических, культурных и литературных связей.

Публицистика - газетные и журнальные статьи, отдельные издания по общественно-политическим и социально-экономическим вопросам - имеет свою тематику и проблематику, систему жанров и закономерности развития.

К публицистике - публичному обсуждению важнейших проблем жизни и быта, науки, литературы и искусства - с древнейших времен обращались общественные деятели, писатели, ученые, преподаватели, а специалисты других отраслей. Блестящими публицистами в XIX веке были русские писатели и критики В.Белинский, А Герцен, Н Чернышевский, Н. Добролюбов, Ф. Достоевский, Л.Толстой и др., в XX веке - советские писатели А.Горький, И Эренбург, А.Фадеев и др.

Публицистика взаимосвязана с художественной литературы: В.Г. Белинский отмечал «пограничность» литературы и публицистики, писал: пограничные линии существуют более предположительно, нежели действительно. Искусство по мере приближения к той или другой своей границе, постепенно теряет от своей сущности и принимает в себя от сущности того, с чем граничит»1.

В трудах критиков XIX века Н.Чернышевского и Г.Успенского отмечена тесная взаимосвязь художественной литературы и публицистики, необходимость осмысления писателем реального факта сквозь собственную призму. В XX веке теория публицистики получила дальнейшее развитие. Так, по высказыванию Плеханова, «публицистика» -это синоним «рассуждения», «толкования», «социологии»2.

Исследуя творчество П.К. Услара, мы исходили из определения публицистики, данного в Литературном энциклопедическом словаре: «Предмет публицистики — вся жизнь, в ее прошлом и настоящем, частная и общественная, реальная и отраженная в прессе, искусстве, документе. Картины действительности, человеческие характеры и судьбы возникают в публицистических произведениях как аргументы, почерпнутые из самой жизни, как система доказательств, как предмет анализа или служат эмоциональной почвой, раздражителем, поводом для произнесения «приговоров», для обличения или «запроса» в инстанции для утверждения идеала. Публицистика - всегда политическая, религиозная и философская борьба; она всегда партийна, идеологична, целеустремленна»3.

Публицистика П.К. Услара - многоликая область творчества ученого. Она включает в себя различные по жанровым особенностям произведения: газетные статьи, журнальные статьи, предисловия к книгам, доклады, отчеты и письма. Личные письма ученого тесно связаны с его деятельностью, изданы в составе отдельных изданий и сборников, давно стали фактами истории науки, воспринимаются как произведения публицистики.

1 Белинский В. Собр. соч.: В 3-х т.- М.,1948. - С.805.

2 Плеханов В. Искусство и литература.-М.,1948.-С.ЗОЗ.

3 Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987.-С.313.

Публицистика П.К. Услара носит преимущественно просветительский характер содержит и элементы таких областях, как история этнография; фольклор, экология быт.

В начале своей деятельности П.К. Услар занимался историей Кавказа. В дальнейшем интенсивно заниматься лингвистическими исследованиями, но не отошел от истории, культуры, этнографии и других аспектов жизни горских народов, т.к. без их знания учета невозможно исследовать язык, тем более добиться научно достоверных результатов.

По тематике публицистические произведения П.К. Услара охватывает кавказские проблемы: в них автором ставятся такие важные и актуальные вопросы, как просвещение народов Кавказа, создание школ на родном языке и др.

В своих статьях и докладах П.К.Услар настойчиво обращается к чиновникам, ученым, писателям и общественности по одному и тому же кругу вопросов, касающихся одной, важной, на его взгляд, проблемы просвещения народов Кавказа: создание азбук на тех языках, на которых нет письменности; обучение детей на родном языке, затем тем на русском языке; исследование языков местных народов на научном уровне.

В публицистических произведениях ученого ясно проявляются просветительские, педагогические, лингвистические и философские взгляды ученого.

В публицистике П.К. Услара выражена человеческая боль за угнетенных, бесправных и забытых богом людей-горцев, лишенных грамоты на родном языке, выявлена их перспектива, если примут предлагаемую им систему обучения и воспитания.

Статьям и докладам П.К. Услара характерны аргументированность, научность, убедительность и настойчивость. Эти и другие особенности публицистики, не трудно предполагать, воздействовали на царских чиновников, от которых зависело положительное решение проблемы просвещения горцев.

Здесь уместно напомнить о функциональной роли публицистики в определенном социуме, выявленной В. Ученовой: «Смыслом публицистики было и остается воздействие в первую очередь на социальную практику, на действие людей и общественных институтов. Путь к этому нередко лежит через формирование мнений»1. Функциональную роль публицистики так понимал и П.К. Услар. Он старался создавать общественное мнение обращаясь к ученым, педагогам, религиозным деятелям и др.

Исследователь Е.Прохоров определяет публицистическую литературу как одну из форм синкретической литературы. Он пишет: «Синкретизм живет в исторической науке, научно-художественной прозе, публицистических произведениях науки и искусства, а прежде всего - в публицистике. собственно публицистика - это уже развитой синкретизм, обогащающийся на каждом этапе истории общества.»2. То, что синкретизм живет в публицистике, в произведениях науки, видно из статей и докладов, отчетов и писем П.К. Услара.

Развивая теорию публицистики, Ю.Лотман указывает на ее полифункциональность: «Для того, чтобы понять сложное взаимодействие различных функций одного и того же текста, необходимо рассмотреть каждую из них в отдельности, исследовать те объективные признаки, которые позволяют данному тексту быть произведением искусства, памятником философии, юридической и иной формы мысли»3.

Дагестанский исследователь З.К. Магомедова отмечает, что именно полифункциональность публицистических текстов, взаимосвязанность художественности и фактографии с попеременным преобладанием их элементов в тексте и дают нам возможность выделить публицистику в особый вид творчества со всеми присущими ему художественными, эстетическими особенностями. Одной из главных характеристик

1 Ученова В. Публицистика и политика.- М., 1979.-С. 13.

2 Прохоров Е. Искусство публицистики.-М.,1984.-С35.

3 Лотман Ю.М.Анализ поэтического текття - Л.,1979.-С.35. публицистического текста является наличие в них двух составных: понятийности и образности. В зависимости от преобладания одного из них формируются разные типы текстов. Понятийность предполагает опору на документ, факт и научное сообщение, а образность составляет эмоционально-художественную форму подачи информационного материала1.

Публицистическое произведение заключает в себя мировоззренческую концепцию, в которой проявляется личность публициста, находящегося в центре информации, вырисовывается образ автора.

Публицистика П.К. Услара прежде всего аналитическая, в ней много ценной информации о Дагестане: о его языках, людях, о состоянии их просвещенности и т.д.

Одной из важнейших черт публицистики, по мнению З.К. Магомедо-вой, является полнота суждений о явлениях окружающей жизни. Фактическая информация - основа для этого. Но факт сам по себе не срабатывает, если нет должного оформления. Как известно, главная задача публицистики заключается в выработке общественного мнения. Если в публикации содержится вся полнота информации и все это подается на определенном фоне, тогда можно говорить о достижении автором заданной цели.

Под влиянием русской публицистики, в том, числе и статей П.К. Услара, во второй половине XIX века зародилась дагестанская публицистика, основы которого заложили А.Омаров, А.Чиркеевский , К. Зульфукаров и др. В начале XX века на страницах газет «Заря Дагестана» и «Мусульманская газета», издаваемые Саидом Габибовым в Петербурге на руссом языке, дагестанская публицистика проявила свою высокую граж-данственность и художественность, овладела различными формами

1 Магомедова З.К. Дагестанская публицистика XX века формирование, развитие, тенденции.- Махачкала,2005.-С.9-10. и стала самостоятельным типом общественно-политической, духовно-культурной и социально-экономической литературы.

Степень разработанности проблемы не отвечает глубине и масштабности публицистики П.К. Услара.

Жизнь и научную деятельность Петра Карловича Услара исследовали

1 л языковеды, историки и публицисты: Л.П. Загурский , А.С. Чикобава , Д.И. Трунов3, А.С.Гаджиев4, А.А. Магометов5, Б.И. Гаджиев6 и др.

Много ценных сведений о жизни и исследовательской деятельности Петра Карловича содержится в статьях русского историка Л.П. Загурского, у которого хранился архив ученого. Так, в «Записке об очерке табасаранского языка, посмертном труде Услара» он сообщает, что наиболее интенсивную работу над табасаранским языком П. Услар вел в 1873 году, а также в 1874 году. В 1872 и в начале 1873 года П. Услар работал над хрестоматией, в 1873 и 1874 годах он параллельно работал над грамматическим очерком и словарем. Поэтому грамматический очерк, хрестоматия и словарь представлены в рукописи как три отдельно пронумерованные самостоятельные части. Фонетическая часть и исторические сведения даны после завершения морфологии. Ученый приступал к литографированию очерка табасаранского языка, но успел только отлитографировать заглавный лист и алфавит, - сильно развивающаяся болезнь сделала невозможным продолжение занятий.

Просветительскую и научную деятельность П.К. Услара высоко оценил академик А.С. Чикобава. В предисловии к «Табасаранскому языку», который издали спустя 103 года после смерти автора, грузинский ученый отметил, что данная работа осталась «неоконченной, оказалась,

1 Загурский Л.П., Петр Карлович Услар и его деятельность на Кавказе. // ССКГ, вып. Х.-Тифлис,1881.

2 Чикобава А.С. Услар и вопросы научного изучения горских иберийско-кавказских языков. // Иберийско-кавказское языкознание, УИ.- Тбилиси, 1955.

3 Трунов Д.И. Свет из России.- Махачкала, 1956.

4 Гаджиев А. Г. С. Петр Карлович Услар - выдающийся кавказовед. - Махачкала, 1966.

5 Магометов А.А., П.К. Услар - исследователь дагестанских языков.- Махачкала, 1979.

6 Гаджиев Б. И. Они были в Дагестане, Махачкала, 1990. однако, и в неоконченном виде достаточно ценный для того, чтобы пользоваться ею»1. Далее он пишет: «Меньше чем за 10 лет (1861-1870 г.г.) П. Услар разработал и издал литографическим способом ценные по сей день труды: «Абхазский язык», «Чеченский язык», «Аварский язык», «Лакский язык», «Хюркилинский язык» (т.е. даргинский) язык», «Кюринский (т.е лезгинский) язык», а «Табасаранский язык» остался неоконченным»2.

Свой очерк об П.К. Усларе дагестанский писатель и публицист Дмитрий Трунов назвал «Пионер кавказского языкознания». Очерк занимает целую I главу книги « Дорога к свету». Он печатался в «Дагестанской правде» и вошел в сборник «Свет из России» (1954) Очерк «Пионер Кавказского языкознания» - документальный, опирается на события и факты, взятые из жизни ученого. Писатель воссоздает портрет ученого, влюбленного в Дагестан и дагестанцев: «Страна гор.Она влекла его к себе неодолимо влекла много лет с нею связаны радости познания и радости стремительного полета научной мысли. Именно в этой стране он возмужал как ученый.Он часто впадал в беспамятство.

Когда больной приходил в сознание руки беспокойно начинали шарить. Начинал быстро-быстро говорить, звать к себе Абдуллу, Айдемира, Казанфара. Это были его друзья и помощники. Но они не л могли откликнуться. Они были далеко, в горах Дагестана.» .

Интересные мысли о творчестве П.К. Услара имеются в брошюре А.С.Гаджиева и статье Б. И. Гаджиева. Однако в публикациях Л. Загурского, А. Чикобавы и других авторов ничего не сказано о публицистике П.К. Услара.

Объект исследования - публицистика (очерки, статьи, доклады, отчеты и др.) П. К. Учлара.

1 Услар П. К. Табасаранский язык. - Тибилиси, 1979.-С.5.

2 Услар П. К. Табасаранский язык. - Тибилиси, 1979.-С.5.

3 Трунов Дм. Указ. работа, с. 151-152.

Предмет исследования - тема Дагестана в публицистике П.К Услара. Публицистика П.К. Услара нами впервые рассматривается с ее идейно-художественной стороны, чтобы проследить зарождение формирование в ней культурно-исторического образа Дагестана. Цель и задачи исследования. Цель диссертации - исследование публицистики П.К. Услара и процессов формирования в ней образа Дагестана. Задачами исследовании являются:

-изучение публицистики и личных писем П. К. Услара;

- изучение темы Дагестана в его публицистике;

- анализ крупных публицистических произведений ученого; -выявление идейно-тематической и художественной специфики публицистики П.К.Услара.

- выявление роли П.К. Услара в развитии просвещения науки, публицистики и двуязычия в Дагестане.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые исследуется исследуются публицистика и письма русского ученого-лингвиста XIX века П.К. Усшра и определяется место Дагестана в его творчестве.

Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на фундаментальных для нас трудах А. Веселовского, В. Жирмунского, Г. JIo-мидзе, Н. Конрада, Г.Гамзатова, Ш. Мазанаева, С.Ахмедова, А.Магометова и др1. Мы, опирались на положение, выдвинутое Н.И. Конрадом, о литературной ценности каждого письменного памятника и о необходимости его включения в литературоведческий контекст.

Методы исследования. В диссертации использованы аналитический, сопоставительный, историко-литературный и комплексный методы исследования.

Практическое значение работы заключается в том, что она может быть использована при составлении учебников и пособий для школ, пед

1 См. список используемой литературы колледжей и университетов по истории русской и дагестанской публицистики, литературы и лингвистики. По материалам диссертации можно подготовить спецкурс для студентов вузов республики Дагестан.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждена на заседании кафедры русской литературы Дагестанского государственного университета, а основные ее положения опубликованы в научных статьях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Объем работы 156 страниц машинописи.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Рашидова, Гюльнара Рашидовна

Заключение

Исследование художественной публицистики П.К. Услара и определение места Дагестана в ней приводит нас у следующим рассуждениям и выводам.

Петр Карлович Услар - крупный русский ученый-лингвист - один из первых в истории кавказоведения исследовал языки местные народов и создал капитальные труды: «Абхазский язык», «Чеченский язык», «Авар^ский язык», «Лакский язык», «Хюркилинский язык», «Кюринский язык» и «Табасаранский язык».

Петр Карлович был многогранной личностью. Говорить о нем только как о лингвисте, это значит - показать лишь одну строну его деятельности. П.К. Услар был еще и историком, этнографом, фольклористом, просветителем и публицистом.

В просветительской, научно-педагогической и лингвистической деятельности Петра Карловича Услара публицистика занимает большое место. К публицистике, которая стоит у истоков творческого пути человека, ученый обращался с самого начала своей деятельности: чтобы изложить, претворить в жизнь и пропагандировать свою систему просвещения, обучения и воспитания горцев П.К. Услару приходилось многократно выступать на различных собраниях и в печати, публично объяснять и доказывать преимущество своей системы просвещения горских народов, своей системы исследования их языков, культуры и истории, сближения народов Кавказа с русским народом.

Публицистика для П.К. Услара служила своеобразным путем освоения действительности, заявления о своей научной позиции, претворения в жизнь своей системы обучения по азбуке, составленной на основе русской графики.

П.К. Услар сумел разобраться в сложной языковой обстановке в Дагестане и создать крупные академические труды о местных языках. Дальнейшее развитие дагестанских языков и их носителей он связал с русским языком и русским народом. По этим жизненно-важным для дагестанцев вопросам ученый твердо писал: «Международным языком должен быть русский, а международной письменностью русская. Русский язык, сближение с русской жизнью бесконечно важны для будущего Кавказа»1.

В Дагестане П.К. Услар не только изучил языки, но и продолжил исследовать историю Кавказа: собирал и обобщал архивные документы и этнографически материалы, освещал далекое прошлое народов Дагестана .

Роль П. К. Услара в разработке вопросов истории горских народов отмечена и в изданиях. Так, ученый и историк Гаджиев А. Г.-С. пишет: «Значение Услара для Кавказа неоценимо. С него начинается новый период для этнологического и этнографического исследования края» .

Труды П.К. Услара еще при его жизни получили высокую оценку специалистов, ученого заслуженно считают одним из основоположников научного изучения горских иберийско-кавказских языков и первым исследователем дагестанских языков. За оригинальные исследования в области лингвистики его избрали членом-корреспондентом Санкт-Петербургской академии наук и удостоили Демидовской премией.

Лингвистические труды П.К. Услара давали богатейшие материалы также историкам для выяснения вопросов о происхождении языков коренных народов Кавказа. Он предполагал, что носители кавказских языков кавказские горцы «представляют из себя ничтожные остатки множества народов, населяющих в доисторические времена огромные полосы земли в Азии и Европе»4. Высказывания П.К. Услара по данному

1 ССКГ, вып. III, с.7.

Газета «Дагестанские областные ведомости», 1 августа 1910.

3 Гаджиев А.Г-С. Указ. работа, с. 21.

4 Ученые записки ИИЯЛ Даг. Филиала АН СССР, т.1.- Махачкала, 1956. - С. 19. вопросу в' XX веке получили дальнейшее развитие в исследованиях ученых Дагестана и других республик Кавказа.

П.К. Услар пропагандировал светские науки, успехи российской науки в различных областях, рекомендовал дагестанцам пользоваться научными знаниями, чтобы освободиться из-под влияния религиозно-идеалистических представлений о земле и небесах, о планетах и т.д. «Горцы,- писал он в статье «О распространении грамотности между горцами»,-готовы верить всяким чудесам и откровениям свыше, готовы верить и тому, что на днях явиться Хункер с несметным ополчением правоверных и прогонят гяуров-русских с Кавказа.». Для распространения научных знаний ученый предлагал перевести на родные языки популярные брошюры по астрономии и другим наукам. Тогда «горцы поверят, что Земля круглая и ходит вокруг солнца. Постепенно будет распространяться убеждение, что существует наука и вне Корана».

П.К. Услар написал статьи, посвященные вопросам распространения на Кавказе известных религий: христианства, ислама и иудаизма. При их рассмотрении ученый выступает с позиции материализма: он против принципа предопределенности в религиях, согласно которому все будет так, как заранее определено богом, а воля божья - закон для смертного.

П.К. Услар высоко ценил произведения устного творчества народов Дагестана. Важное значения придавал собиранию и изданию произведений фольклора: пословиц и поговорок, сказок и песен, анекдотов и басен, образных выражений и сравнений.

В произведениях фольклора ученый видел один из главных источников для изучения истории, культуры, языка и литературы народа. По этому поводу он в статье «Кое-что о словесных произведениях горцев» писал: «Сказки, песни и поговорки, живущие в устах народов, составляют единственный и надежный, ничем посторонним не засоренный источник для изучения языка. Собрание всего изустно живущего в народе должно составить первый письменный памятник после создания азбуки». Поэтому во всех букварях и книгах для чтения, подготовленных под руководством П.К. Услара, много места занимают произведения фольклора.

Ученый высоко ценил и музыкальную культуру народов Дагестана. Он отметил: «Горцы обладают обширным запасом мелодий. Горские мелодии представляют в высшей степени интересное явление. Не думаю, чтоб нашелся европеец, который мог бы с первого раза освоиться с ними. Но, чем далее, тем более свыкается с их дикою прелестью».

В публицистике П. К. много места занимает Дагестан и дагестанцы, вырисованы колоритные образы дагестанцев.

Создание образа Дагестана в публицистике П.К. Услара происходит поэтапно: исторический события и факты в статьях ученого подкрепляются этнографическими материалами; характеризуя языки местных народов (аварцев, лакцев, даргинцев, лезгин и табасаранцев), создаются собирательные образы носителей того или иного языка; описывая быт, фольклор, обычаи и традиции местных народов и их конкретных представителей, в том числе своих помощников и переводчиков, создаются живые образы реальных людей - исторических личностей.

Образы Дагестана и дагестанцев в представлении П.К. Услара создавались не только на образах Шамиля, Хаджи-Мурата и других легендарных личностей, но и на примерах живых людей, окружающих ученого. Такими достойными уважения любви и доверия были его помощники и переводчики.

Высокую похвалу русского ученого заслужили А. Чиркеевский, М. Хандиев, А.Омаров, К.Зульфукаров и др. П.К. Услар в М.Хандиеве, который в условиях господства реакционной идеологии пробил себе дорогу в светскую науку, заметил «железное трудолюбие». Восхищенный личностью молодого дагестанца, ученый написал: «Железное трудолюбие Хандиева восторжествовало над всеми препятствиями. По-русски выучился он говорить и писать свободно и правильно, составил для аварского языка азбуку, грамматику и хрестоматию».

Большое усердие П.К. Услар заметил в другом своем помощнике -Казанферове Зульфукарове, о котором отозвался следующим образом: «При исключительной помощи его я успел составить обширную грамматику, хрестоматию и словарь кюринского языка. Теперь он усердно трудиться над постепенным пополнением составленного нами кюринского словаря. Сверх того для упражнения кюринцев в чтении написал книгу, которая готова для печати». Речь шла о «Кюринской азбуке», которая вышла из печати в 1871г. в Темир-Хан-Шуре.

И в предсмертный час, 8 июня 1875 года, Петр Карлович Услар думал

0 Дагестане и дагестанцах. В своих воспоминаниях дочь ученого Нина Петровна пишет: «Отец 5 июня начал безумолку говорить беспрестанно призывая сотрудников-горцев, особенно какого-то Казанфера»1.

Дагестанские ученые М.Гаджиев, М.-С.Саидов, Ш. Микаилов, Г. Муркелинский, Г. Гамзатов и др.высоко оценили и ценят лингвистические труды П.К. Услара, опираются на них в своих исследованиях и цитируют их. «Прослеживая историю возникновения и развития письменности у аварцев, нельзя не упомянуть об алфавите, разработанном на основе русской графики знаменитым лингвистом-кавказоведом П.К. Усларом, его осведомителем Айдемиром из аула Чиркей во второй половине XIX века»,

- пишет М.-С. Саидов. «Первые обстоятельные исследования по дагестанским языкам были проведены известным дореволюционным ученым П.К. Усларом.

Работы П.К. Услара вызывали огромный интерес в научном мире к изучению кавказских языков» - написано в предисловии к третьему л выпуску сборника «Языки Дагестана» . «Наиболее полным, сохранившим

- свое значение до настоящего времени трудом по лезгинскому языку, созданным XIX веке, является монография «Кюринский язык» П.К. Услара»,- указано в академическом издании «Языки Дагестана»1.

Отмечая столетие со дня смерти П.К. Услара в 1975 г., республиканская газета «Дагестанская правда» писала, что большая заслуга П.К. Услара перед народами Дагестана заключается в том, что он разработал на русской графической основе алфавиты всех исследованных им местных языков с полным учетом лингвистических требований, а также практических интересов кавказского языкознания. Алфавиты, составленные Усларом, в основном правильно отражают звуковую систему л этих языков и стоят на уровне требований современной науки и языке .

П.К.Услар свой научно-просветительской деятельностью и публицистикой показал личный пример, как нужно уважать людей другой национальности, другой культуры и другой веры. Он воспитал целую плеяду ученых, просветителей и педагогов светского мировоззрения, заложил основы русско-дагестанской дружбы и сотрудничества. В русской публицистике XIX века создал внушительные образы дагестанцев в лице А.Чиркеевского, М. Хандиева, А.Омарова и К. Зульфукарова и др.

Академик Н. Марр считал, что П.К. Услару надо было поставить памятник, если не в Тифлисе, то «хотя бы там, где в выси парят орлы», имея в виду Дагестан. Вопрос об увековечении памяти Петра Карловича ставил в своих статьях и Г.А. Гюльмагомедов.

Мы также считаем, что дагестанцы должны увековечить имя великого ученого-кавказоведа Петра Карловича Услара.

Успехи, достигнутые в развитии просвещения, культуры и науки в Дагестане в XIX-XX веках, безусловно связаны с научной и просветительской деятельностью П.К. Услара, который оставил большой след в лингвистике, истории, просвещении, этнографии и культуре Страны гор.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Рашидова, Гюльнара Рашидовна, 2007 год

1. Абдуллаев М. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана Махачкала, 1986.

2. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение.- М., 1975.

3. Агларова З.М. Образ Дагестана и дагестанцев в английской литературе (XVII- нач. XX века): Автореф. канд.дис. на соискание ученой степени канд. филол.наук.-Махачкала, 2005.

4. Акбиев С.Х. Связь времен и дружба литератур.- Махачкала, 1985.

5. Акимов К.Х. Лезгинская национальная проза.- Махачкала, 1998.

6. Алексеев В.А. Русский советский очерк.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.

7. Алкадари Г. Асари- Дагестан.-Махачкала,1994.

8. Анализ художественного произведения.-М. 1987.

9. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала, 1996.

10. Ю.Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы. М.,1953. 1 ГБарабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики.- М., 1983.

11. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975.

12. Белая Е.А. Художественный мир современной прозы.- М.: Наука. 1983.

13. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений.-М.,1953.

14. Бочаров А.Г. Бесконечность поиска. Художественные поиски современной советской прозы,- М., 1982.

15. Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований.-Л., 1969.

16. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы,- Л.: Худ. литература, 1978.

17. Вагабова Ф.И. Формирования лезгинской национальной литературы.- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1970

18. Вагидов A.M. Восхождение к единству,- Махачкала, 1991.

19. Вердеревский Е.А. Кавказские пленницы или Плен у Шамиля.- М., 1857.

20. Веселовский А.Н. Историческая поэтика.- М., 1989.

21. Виноградов В.В. О языке художественной прозы- М.,1980.

22. Гаджиев А.-Г.С. Петр Карлович Услар выдающийся кавказовед. Махачкала, 1966.

23. Гаджиев Б. Они были в Дагестане. Махачкала, 1990.

24. Гаджиев В.Г.Роль России в истории Дагестана.-М.,1965.

25. Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане.- Махачкала: Дагкниизат,1998.

26. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Вопросы истории, теории, методологии.-Махачкала,1990.

27. Гашаров Г.Г. Лезгинская литература: История и современность. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1998.

28. Григорян А.П. Проблема художественного стиля.- Ереван, 1966

29. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики.- М., 1965.

30. Гусейнов М.А. Тропой Бестужева и Аммалата.- Махачкала, 1997.

31. Дагестан в русской литературе. Дореволюционный период.-Махачкала, 1960.

32. Добролюбов Н.А. Собр. сочн.: В 6-ти т.-М.-Л.,1972.

33. Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч.: В 30-ти т.-Л.,1972.

34. Жанр и композиция литературного произведения.- Петрозаводск, 1986.

35. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика.- Л.: Наука, 1977.

36. Историко-литературный процесс. Проблема и методы изучения -Ленинград: Наука, 1974.

37. История Дагестана: В 4-х т.-М.,1967.

38. История дагестанской советской литературы: В 2-х т.- Махачкала: Изд-во ДФ АН СССР, 1967.

39. История русской литературы: В 3-х т.-М: Наука, 1964.

40. История советской многонациональной литературы. В 6-ти т.-М.: Наука, 1970.

41. Караганов А.В. Характеры и обстоятельства.- М.: Сов.писатель,1959.

42. Касиев Э.Ю. Очерки лакской дореволюционной литературы.-Махачкала, 1959.

43. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX в.-М.,1975.

44. Козубский Е.И. Памятная книжка Дагестанской области, Темир-Хан-Шура, 1895.

45. Конрад Н.И. Запад и Восток.-М.,1972.

46. Кто есть кто в кавказоведении: Словарь- справочник.- М., 2000.51 .Литературный процесс.-М., 1981.

47. Литературный энциклопедический словарь.-М.,1987.

48. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд-ве 2-е.-Л.: Художественная литература, 1978.

49. Ломидзе Е.И. Единство и многообразие.-М.,1960.

50. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство,- М.: Искусство, 1976.

51. Магомедова З.К. Дагестанская публицистика XX века: формирование, развитие, тенденции.- Махачкала: Эпоха,2005.

52. Магометов А.А. П.К. Услар исследователь дагестанских зыков.-Махачкала, 1979.

53. Мазанаев Ш.А.Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур,- Махачкала, 1997.

54. Мусаханов Г.Б.Очерки кумыкской дореволюционной литературы, Махачкала, 1959.

55. Нажмудин Самурский: книги, статьи, документы, исследования.-Махачкала,2003.

56. Нестеренко А.А. Авторское начало в эпическом произведении.-М.,1982.

57. Новиков JI.A. Художественный текс и его анализ. -М.,1988.

58. Орлов А.С. Язык русских писателей.- JI.,1984.

59. Пал невский П.В. Пути реализма. Литература и теория.- М.: Современник, 1974.

60. Плеханов Г.В. Искусство и литература.-М.,1948.

61. Поляков М.Я. В мире идей и образов.- М.,1983.

62. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля.-М.,1970.

63. Поспелов Г.Н. Теория литературы: Учебник.- М.,1978.

64. Потебня А.А. Эстетика и поэтика.-М.:Искусство,1976.

65. Поэтика дагестанской советской литературы: Сб.ст.-Махачкала, 1986.

66. Поэтика русской советской прозы.-Уфа,1987.

67. Пресняков О.П. Поэтика познания и творчество. М.: Художественная литература, 1980.

68. Принципы анализа литературного произведения.-М.,1984.

69. Проблемы жанров русской и советской литературы.- Томск, 1975.

70. Проблемы комплексного изучения восприятия художественной литературы: Сб.научн.трудов.-Калинин, 1984.

71. Прохоров Е. Искусство публицистики.- М., 1984.

72. Пустовойт П.Г. Слово. Стиль. Образ.- М., 1965.

73. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве.- Наука, 1974.

74. Савченко А.Н. Речь и искусство.- Ростов-на-Дону, 1988.

75. Сайд Габиев: Сб.статей. Сост.Г.Муркелинская.-Махачкала,1989. 81 .Словарь литературоведческих терминов.-М., 1974.

76. Слово о Дагестане. Сост. М. Бутаев.- Махачкала, 1967.

77. Соколов А.Н. Теория стиля.- М.:Искусство,1968

78. Тарланов З.К. Язык и культура.-Петрозаводск,1984.

79. Тимофеев Л.И.Основы теории илитературы.-М.,1976.

80. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика.-М.,1930.

81. Трунов Д. Дорога к свету: Сб.статей и очерков.-Махачкала,1962.

82. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино.-М., 1977.

83. Успенский Б.А. Поэтика композиции.-С.-Петербург,2000.

84. Ученова В. Публицистика и политика.-М.:Наука,1979.

85. Федоров А.И.Образная речь.-Новосибирск,1985.

86. Феодаева Ф.З. Русско-даггстанские отношения во II половине XVIII-начале XIX вв.: Автореф. канд.дис. на соискание ученой степени канд. истор.наук.-Махачкала,1972.

87. Ханмурзаев Г.Г. Дагестанская тема в русской литературе второй половины XIX века.-Махачкала,1982.

88. Ханмурзаев Г.Г. Русские писатели XIX века о Дагестане.-Махачкала, 1988.

89. Хашаев Х.-М. Прогрессивное значение присоединения Дагестана к России. Махачкала, 195 8.

90. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы.- М.,1970.

91. Чернышевский Н.Г. Литературное наследие.- М.,1930. 98.Чернышевский Н.Г. Полн.собр.соч.-М.1953.99Ликобава А.С. Петр Услар и вопросы научного изучения горских иберейско-кавказских языков.// Иберийско-кавказское языкознание. УН.-Тбилиси,1955.

92. Чичерин А.В. Идеи и стиль.- М: Сов.писатель, 1968.

93. Эмирова Г. А. Творчество В.Распутина: проблема художественно-публицистического освоения действительности Автореф. канд.дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук.-Махачкала, 2005.

94. Эмирова JI.A. Кавказская проза А.А. Бестужева-Марлинского: проблема евразийского культурного диалога: Автореф. канд.дис. на соискание ученой степени канд. филол.наук.-Махачкала,2002.

95. Юсуф Р.Ф. Дагестан и русская литература конца XVIII и первой половине XIX века.- М.: Наука, 1964.1. Источники:

96. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1.-Тифлис, 1868.

97. Сборник сведений о кавказских горцах.Вып.11.- Тифлис, 1869.

98. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. III.- Тифлис, 1870.

99. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.Х.-Тифлис,1881

100. Услар П.К. Древнейшие сказания о Кавказе. Тифлис, 1881.

101. Услар П.К О распространения грамотности между горцами.//Абхазский язык. Тифлис, 1887.

102. Услар П.К. О составлении азбук кавказских языков.//Абхазский111. язык. Тифлис, 1888.

103. Услар П.К. Нечто об азбуках кавказских горцев.//Чеченский язык.-Тифлис,1888.

104. Услар П.К. Об исследовании кавказских языков.//Чеченский язык. -Тифлис, 1888.

105. Услар П.К. Письма к А.Берже.//Чеченский язык.-Тифис,1888.

106. Услар П.К. Аварский язык. Тифлис, 1889.

107. Услар П.К. Лакский язык. Тифлис, 1890.

108. Услар П.К. Письма к Шифнеру .//Лакский язык.-Тифлис,1890.

109. Услар П.К. Хюрклинский язык. Тифлис, 1892.

110. Услар П.К. Кюринский язык. Тифлис, 1896.

111. Услар П.К. Табасаранский язык. Тбилиси, 1979.

112. Языки Дагестана. Махачкала, 1954.

113. Языки Дагестана. Под.ред. Г.Гамзатова.-Махачкала-Москва,2000.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.