Творчество художника И.С. Куликова (1875-1941) в контексте русского искусства конца XIX - первой половины XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Куликова, Светлана Михайловна

  • Куликова, Светлана Михайловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 411
Куликова, Светлана Михайловна. Творчество художника И.С. Куликова (1875-1941) в контексте русского искусства конца XIX - первой половины XX вв.: дис. кандидат наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2008. 411 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Куликова, Светлана Михайловна

XX века»

§2 « Творчество И.С.Куликова от 1930 - х гг. до 1941 г.»

И.С. Куликове

Заключение

Библиография.

§1. Использованная литература

§2. Использованные архивные материалы

Принятые сокращения

Приложение 1. Летопись жизни

Приложение 2. Каталог произведений И.С. Куликова

Приложение 3. Выставки, в которых участвовал

И.С.Куликов

Приложение 4. Список иллюстраций

Приложение 5. Иллюстрации

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество художника И.С. Куликова (1875-1941) в контексте русского искусства конца XIX - первой половины XX вв.»

Введение.

Творчество Ивана Семеновича Куликова (1875-1941) , исследуемое в настоящей работе, охватывает значительный период — более 60 лет конца XIX - первой половины XX века. Это время совпадает с важнейшими событиями в культурной жизни России.

Именно тогда Санкт-Петербург становится центром основных современных течений, где формируются новые концепции, сталкиваются различные, подчас противоречившие друг другу открытия. Без анализа этих тенденций и изучения связанных с ними явлений российской художественной жизни, без осмысления того, что было внесено положительного и отрицательного, невозможно понять новое в художественном процессе России того времени. Однако в изучении данного периода русского изобразительного искусства существуют лакуны в исследовании творчества отдельных мастеров.

Иными словами, весь спектр духовной жизни ограничивается штудированием отдельных, наиболее известных мастеров, исходя из чего, процесс постижения происходит спонтанно и необоснованно. Многие художники или вообще не учтены, или известны лишь узкому кругу специалистов, что делает комплексное изучение художественной жизни России неполным.

И.С.Куликов принадлежал к плеяде мастеров, таких как: Б.М.Кустодиев, И.С. Горюшкин-Сорокопудов, Ф.В.Сычков, сформировавшихся ещё в

дореволюционную эпоху. Он прожил долгую творческую жизнь, создав множество произведений в разных жанрах живописи.

Исходя из временных рамок творческого пути И.С.Куликова, можно сказать, что он прошёл сложный путь исканий художника - реалиста на грани веков, так как его творчество имеет прочную связь со временем.

Но несмотря на ряд искусствоведческих работ, посвящённых, главным образом, общим проблемам творчества И.С. Куликова, оно проанализировано ещё недостаточно основательно. Наследие И.С.Куликова значительно

превосходит устоявшийся хрестоматийный ряд. Многие произведения художника оказались вне поля зрения исследователей.

Произведения Куликова находятся во многих российских музеях: Третьяковской галерее, Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, доме-музее И.Е.Репина «Пенаты», Муромском историко-художественном музее, доме-музее И.С.Куликова в Муроме, Владимиро-Суздальском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике, Серпуховском историко-художественном музее, Вязниковском краеведческом музее, Государственном Ярославо — Ростовском историко-архитектурном и художественном музее — заповеднике, Костромском художественном музее, Оренбургском областном музее изобразительных искусств, Вологодской областной картинной галерее, Кировском художественном музее, Дальневосточном художественном музее, Днепропетровском художественном музее, Государственном музее искусств Узбекской ССР и в других художественных музеях и галереях России и стран ближнего зарубежья. Небольшая часть работ находится в частных собраниях.

Имя мастера и его творческое наследие всё ещё остаётся на периферии культурного общественного сознания. Слава великих современников продолжает заслонять творчество Куликова, известного художника конца XIX — первой половины XX века.

Новые факты и новые находки дают нам возможность повторного обращения к работам художника и их переосмыслению. По-новому видна универсальная личность И.С.Куликова — художника, коллекционера, организатора музейного дела и талантливого преподавателя.

Использование многочисленных коллекций дало возможность комплексного изучения произведений Куликова, что позволило выявить неизвестные или забытые живописные полотна и графические листы художника, до сих пор не привлекавшие внимания исследователей.

В ходе исследования взяты к рассмотрению не все произведения того или иного периода, а наиболее характерные, типичные, показывающие эволюцию

взглядов автора. Проанализировать же в диссертации всё творчество И.С.Куликова, которое включает в себя как многочисленные живописные, так и графические работы, к сожалению, не представляется возможным. Графическое наследие И.С.Куликова, на наш взгляд, отдельная проблема, поэтому настоящая работа посвящена, главным образом, живописному наследию. Графические работы Куликова привлечены в исследовании по мере необходимости, исходя из сюжетной канвы работы.

Диссертация основана на материалах: отделов живописи и рисунка Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея Академии Художеств, музея-усадьбы И.Е. Репина " Пенаты ", Государственной Третьяковской галереи, Государственного Литературного музея, музея А.М.Горького, Муромского историко-художественного музея, дома-музея И.С.Куликова в Муроме, Владимиро-Суздальского историко-архитектурного музея-заповедника, Ивановского областного художественного музея, Серпуховского историко-художественного музея. Автор пользовался архивными материалами Российского Государственного Исторического архива, отдела рукописей Российской Национальной библиотеки им. М.Е. Салтыкова -Щедрина, отдела рукописей Государственного Русского музея, Научного архива Академии Художеств, архива Государственной Третьяковской галереи.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, снабжена справочным аппаратом, включающим библиографию, приложения. Первым приложением является летопись жизни И.С.Куликова.

Второе приложение - каталог произведений живописи и графики И.С.Куликова, насчитывающий 537 произведений. Это наиболее полный каталог произведений И.С.Куликова, охватывающий все этапы творческого пути художника. В третье приложение вошли списки выставок, участником которых был И.С.Куликов. Четвёртое приложение - список иллюстраций. Пятое приложение - альбом фотографий с произведений И.С.Куликова и фотографии разных лет самого художника.

Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, её недостаточным освещением в российском искусствознании. Обращение к творчеству известного мастера начала XX века позволило не только восстановить имя забытого художника, но также создать полный каталог его произведений, уточнить и расширить список выставок, в которых участвовал И.С.Куликов. Поиски диссертантом работ И.С. Куликова, которые были лишь упомянуты в литературе, раскрыли историю бытования его произведений. Привлечение неизвестных ранее архивных материалов, публикаций в прессе дало возможность глубже проникнуть в творчество художника, а также выявить ранее неизвестные работы Куликова.

Историография творчества И.С.Куликова.

До сегодняшнего дня ни одним из исследователей творчества И.С.Куликова не был сделан подробный обзор историографии о художнике. В первой главе нами изучены публикации, дающие уточнение биографических данных, помогающие проследить интерес к творчеству этого мастера критиков и исследователей и изучить изменение отношения к его наследию на протяжении столетия.

Творчеством И.С.Куликова современники художника мало интересовались, и в начале века не существовало ни одного искусствоведческого исследования, посвященного этому талантливому живописцу.

Впервые имя И.С.Куликова упоминается в каталогах ученических выставок Высшего Художественного училища при Императорской Академии художеств с 1897 г., а первые оценки творчества художника в искусствоведческих обзорах выставок относятся к 1904 г.

Публикации начала XX века, в которые, так или иначе, вошли упоминания о Куликове - это справочная литература о Академии Художеств, где сведения о художнике значатся в разделе учёбы по мастерской И.Е. Репина; отчёты деятельности Императорской Академии художеств;

журнальная периодика, касающаяся вопросов закупки художественных произведений и каталоги выставок, в которых принимал участие И.С.Куликов.

Справочная литература по Академии Художеств предоставляет нам сведения об учащихся Высшего Художественного училища при Императорской Академии Художеств.

Так из справочника « Императорская Академия Художеств и состоящее при ней Высшее Художественное училище в 1899 - 1900 учебном году», выпущенном в Санкт-Петербурге в 1900 г. мы получаем краткие биографические данные на учащихся Высшего Художественного училища. Среди учеников профессора И.Е.Репина, значится Куликов И.С. , о котором сказано: « Куликов Иван Семёнович, крестьянин, родился 1 апреля 1875 года, вероисповедания православного, образования домашнего, в Высшем Художественном училище с 1896 года/ 1898 г., на III курсе»1.

Для нас особенно ценно, что автор-составитель справочника указал не только время поступления И.С.Куликова в мастерскую И.Е.Репина, но и дал уточняющие данные о времени перевода И.С.Куликова в ученики профессора Репина.

В журналах о деятельности Императорской Академии Художеств за период с 1902 года по 1907 год указаны сведения об окончании И.С. Куликовым Высшего Художественного училища при Императорской Академии Художеств и получения пенсионерской поездки 2.

Необходимо подчеркнуть, что в начале XX века сведения о художнике Куликове в различных изданиях представлены только краткой биографией.

1 Императорская Академия Художеств и состоящее при ней Высшее Художественное училище в 1899 - 1900 учебном году. СПб, 1900. С. 206.

2 Журналы Императорской Академии Художеств в 1904 г. СПб.: Типография Г.И. Зархи ,

1905. С. 23-24.

Журналы Императорской Академии Художеств в 1905 г. СПб.: Типография Г.И. Зархи ,

1906. С. 14.

Его имя помещено С.Н. Кондаковым в биографической части II тома юбилейного справочника, посвященного Императорской Академии Художеств

о

и изданного в СПб. в 1914 году .

Автором составителем каталога особо отмечено произведения И.С.Куликова: « В крестьянской избе» и « Портрет Щуко», за которые Куликовым получено 1 ноября 1902 года звание художника. Кондаков отмечает в справочнике совместную работу Куликова с Репиным над полотном « Заседание Государственного Совета», а также получение художником с 1903 года пенсионерской поездки от Академии Художеств.

Биографические данные на И.С. Куликова помещены в каталоге Императорской Академии Художеств, под редакцией Исакова С.К. изданного в СПб. 1915 году4.

Каталог Исакова С.К. по коллекции собрания Императорской Академии Художеств, выпущенный автором - составителем еще в дореволюционное время, до сих пор является одним из основных справочных изданий по коллекции музея Академии Художеств. Как указано в заглавии каталога, цель данного издания осветить коллекцию русской живописи собрания Академии Художеств от XVIII - до начала XX в. В каталоге приведены краткие биографические справки о мастерах, даны описания работ, указаны техника и размеры, источник поступления в музей, список картин, переданных из Академического музея в провинциальные собрания.

До 1917 года включительно упоминания о И.С.Куликове встречаются в обзорах выставок, в которых оценки его творчества были достаточно противоречивы. Они зависели от художественных пристрастий критиков, писавших о Куликове, и от направления издания, в которых публиковались эти критические эссе.

о

Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии Художеств: 1764-1914.в 2-х частях. СПб.: 1914. Часть II Биографическая. С. 106

4 Исаков С.К. Академия художеств. Музей. Русская живопись. Пг.: Унисон , 1915. VIII, С. 308, X с. с ил.

Так в " Журнале для всех" за 1904 год в разделе «Петербургские весенние выставки» Сергей Маковский делая обзор Академической выставки 1904 г. положительно характеризует увиденные им здесь произведения И.С.Куликова5.

Г. Лукомский в статье «Художественная жизнь Москвы» в журнале «Аполлон» за 1910 в февральском номере даёт краткую, нелицеприятную характеристику выставленным работам известных художников, объединившихся в « Группу художников» и экспонирующимся в Москве на Кузнецком мосту. Он пишет: « ... в Москве отведены под выставку как бы запасные, тёмные комнаты магазина. Куликов, Фешин, Бродский, Грабовский, Горелов, Шлуглейт, - достаточно известные по весенней « академической» имена, чтобы о них распространяться. Чувствуется влияние новых веяний; выбираются новые « точки», приёмы стилизации. Но всё это при недостаточно развитой интеллектуальности - не даёт никаких утешительных результатов»6.

В журнальной периодике мы находим ценные сведения о закупке произведений И.С.Куликова. Так, например, в № 4 журнала « Аполлон» за 1913 год автор заметки сообщает о том, что на Весенней выставке 1913 г. академической комиссией в составе: Репина, В.Маковского, М.Боткина, фон Липгарта была приобретена картина И.С.Куликова " Боярышни". Известно, что данное полотно художника получило премию на конкурсе Общества Поощрения художеств в 1912 г., затем участвовало на Весенней Академической выставке в 1913 и на XI Международной выставке изобразительных искусств в Венеции в 1914, после которой осталось в Венеции. Сегодня его местонахождение неизвестно.

На сегодняшний день в список исследований о творчестве художника включены как статьи, так и монографии. Изученные нами работы,

5 Маковский С. Петербургские весенние выставки: Передвижная-Академическая// Журнал для всех. Спб.,1904.№ 5. С. 295.

6 Лукомский Г. Художественная жизнь Москвы//Аполлон. Спб.,1910. № 5 (февраль). С. 68.

посвященные творчеству И.С.Куликова, рассматриваются в хронологической после до в ате л ьно сти.

Среди исследователей, обращавшихся в разные годы к проблемам творчества И.С. Куликова, следует, прежде всего, назвать В.А. Фильберта7, П.П. Балакина8, Н.А. Беспалова9, Г. Хлебова10.

До персональной выставки произведений академика живописи И.С.Куликова, прошедшей в 1959 г. в Москве, Ленинграде, Горьком, Владимире, Муроме 11, о нем была написана всего лишь одна, небольшая по объему, монографическая работа В.А. Фильберта, вышедшая во Владимирском книжном издательстве в 1955 г. и раскрывающая лишь некоторые аспекты творчества художника.

7 Фильберт В.А. Академик живописи Иван Семенович Куликов. Владимир: Владимирское книжное издательство, 1955 . 20 е.; 9 л. илл.

Фильберт Вячеслав Александрович (род. 24.08.1906 г. -1969 г.), род. в п. Дубавка, Саратовской губ..; образование - незаконченное высшее, искусствовед, жил и работал во Владимире. Состоял в инициативной группе создания Владимирской областной организации Союза художников, которая была образована в июне 1945 года. После постановления партии и правительства, принятых в конце 1940-х годов, касающихся борьбы против « космополитизма» и « формализма » в литературе и искусстве был исключён из членов Союза художников.

См.: Справочник членов и кандидатов в члены Союза художников СССР. М., 1968 . С. 841; с сайта Владимирской областной организации Союза художников РСФСР, с сайта персоналий учёных и деятелей науки гор. Владимира.

8 Балакип Пётр Петрович (род. 4.XII 1931 г.), искусствовед, член Союза художников, живёт и работает в Нижнем Новгороде.

См.: Справочник членов Союза художников СССР. М.,1979 . С. 87.

9 Беспалов H.A. И.С.Куликов. М.: Изобразит, искусство, 1990. С.168.

10 Хлебов Г. В. Жил академик в провинции (И.С.Кулнков в Муроме): Популярный очерк.Владимир,2000. ( Материалы по истории Владимирской губернии.Вып.7).

11 Каталог персональной выставки произведений академика живописи Ивана Семеновича Куликова (1.IV. 1875- 15.XII.1941 г.), экспонировавшейся в 1959 г. в гг. Горьком, Москве, Ленинграде/Авт. составители П.П. Балакин и А.В.Морозов указаны в предисловии. Предваряет каталог статья В.М. Лобанова " Славный репинский ученик - И.С.Куликов", в которой дан анализ творчества И.С.Куликова. С. 3-11. Москва: Изд-во Советский художник, 1959 .45 с. с илл.

В связи с персональной выставкой 1959 г. и в последующие годы появился ряд статей М.Б. Милотворской12, П.П. Балакина13, Г.В.Хлебова14, H.A. Беспалова15, справедливо утвердивших место И.С.Куликова, художника-реалиста, в культурной жизни России первой половины XX в., отмечавших различные грани его творчества, но в целом носивших обзорно-биографический характер.

Первой публикацией на ретроспективную выставку произведений И.С.Куликова в г. Горьком была статья М.Б. Милотворской « Работы академика живописи И.С.Куликова». В №10 журнала «Искусство» за "i960 она анализирует творчество художника и методы преподавания И.Е.Репина. М.Б.Милотворская в своей статье даёт характеристику жанровой многоплановости художника, подробно останавливаясь на рассмотрении каждого из жанров. Автор статьи самой сильной чертой его творчества считает правдивое изображение народной жизни. Особый интерес, на наш взгляд, представляет данная в статье автором публикации характеристика восприятия жизни художником И.С.Куликовым, которое автор статьи представляет как спокойное, чуть созерцательное. Кроме того, в своей статье М.Б.Милотворская характеризует Куликова и как коллекционера русского народного костюма.

П.П. Балакин в №4 журнала «Художник» за 1961, в рубрике - по выставочным залам, помещает публикацию « Его имя не забыто. (О творчестве художника И.Куликова)», в которой освещает состоявшуюся в Москве, после экспонирования данной выставки в Горьком и Владимире

12 Милотворская М.Б. Работы академика живописи И.С.Куликова. (О жизни и творчестве художника. 1875-1941 )//Искусство. 1960.№ 10. С. 73-75.

13 Балакин П.П. Его имя не забыто. (О творчестве художника И.Куликова)//Художник. 1961.№ 4.С. 36-38.

14 Хлебов Г.В. Ученик Репина. (О жизни и творчестве худож. И.С.Куликова.(1875-1941 )//Художник. 1971.№ 3. С. 37-39.

15 Беспалов H.A. Вы истинный художник (К биографии И.С. Куликова (1875-1941)//Огонек. 1987.№ 7.С. 8, вкл. л.

ретроспективную выставку произведений И.С.Куликова. На презентации данной выставки выступили художники, лично знавшие Ивана Семеновича, это A.A. Пластов и A.M. Каманин. Выставка, собранная из различных художественных собраний - Мурома, Владимира, Ленинграда, Кирова, Вологды и частных коллекций - после экспонирования в Москве переехала в залы Русского музея. Эта экспозиция, собранная по инициативе музейных сотрудников г. Горького, насчитывала более двухсот экспонатов. Искусствовед П.П.Балакин в данной статье освещает истоки творческого пути И.С.Куликова. Однако, уже в самом начале статьи вкрадывается ошибка. Он пишет о двухгодичном занятии И.С.Куликова в мастерской В.Е.Маковского, что не соответствует действительности, И.С.Куликов занимается в мастерской В.Е. Маковского не более 2-х месяцев. Кроме того, инициатива перехода к Репину всецело принадлежала Ивану Семёновичу, П.П. Балакин же в своей статье пишет:

« За два года учёбы под руководством В. Маковского молодой художник научился пристально наблюдать окружающую действительность, видеть существенное и важное в малом. Вскоре Маковский сам почувствовал, что не может дать больше ученику, и сказал: « Вам нужно к Репину»16! На этом искажения фактов биографии Куликова не кончаются. Балакин так описывает переход И.С. Куликова в мастерскую Репина: « На выставке летних этюдов 1898 г. работы Куликова понравились Илье Ефимовичу. И он принял его в мастерскую»17.

В действительности же, по рекомендации Э.К.Липгардта, уже в 1896 году Куликов был принят И.Е. Репиным в мастерскую вольнослушателем, и через два года, а именно, в 1898 г. он перешел в ученики.

Отмечая различные творческие интересы мастера и большой диапазон жанровых исканий художника, П.П.Балакин выделяет, как наиболее типичную для его творчества, народную тематику. Такие пейзажи И.С.Куликова, как "

16 Балакин П.П. Его имя не забыто. (О творчестве художника И.Куликова)//Художник. 1961.№ 4.С. 36.

Оттепель", "Пейзаж с лошадкой", своим фоном и интенсивным солнечным светом, напомнили искусствоведу работы В.А.Серова. П.П.Балакин вкратце даёт ретроспективу творческих исканий мастера с начала XX века до середины XX века, вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Описывая предысторию написания Куликовым картины « Чкалов в кругу семьи», П.П. Балакин пишет: « Художник лично знаком с выдающимся лётчиком, изобразил его в домашней обстановке в московской квартире Чкалова»18.

После смерти В.П.Чкалова, который был гордостью страны, многие художники стремились получить заказ на написание его портрета. В 1939 году Куликову предоставляется такая возможность. Сам художник не был знаком со знаменитым лётчиком. Портрет был написан по фотографии В.П.Чкалова. Впоследствии художник продолжает тему, создав произведение « Чкалов в кругу семьи».

В №7 журнала "Искусство" за 1963 г. П.П. Балакин публикует статью « И.Е. Репин и И.С.Куликов (По материалам неопубликованной переписки И.Е.Репина с И.С.Куликовым)»19.

Материалом для данной статьи явилась переписка И.С.Куликова со своим учителем. Автор, как и в предыдущей публикации, повторяет хронологическую ошибку о времени учёбы И.С.Куликова в творческой мастерской И.Е.Репина, считая её начало с 1898 года.

В своей статье Балакин уделяет большое внимание Репину как педагогу, с большим интересом относящемуся к творческим исканиям своих учеников. И.Е.Репин принимает также живое участие в их судьбе, стремясь всячески помочь своим питомцам. Так, он широко привлекает их к иллюстрированию произведений художественной литературы, в частности рассказов М.Горького.

17 Там же. С. 36.

18 Там же. С. 38.

19 Балакин П.П. И.Е.Репин и И.С.Куликов (По материалам неопубликованной переписки И.Е.Репина с И.С. Куликовым)//Искусство. 1963.№ 7.С. 66-68.

С конца 1900 годов по 1902 год И.С. Куликов вместе с Д. Богословским, Н. Петровым и 3. Сориным участвует в оформлении его произведений.

П.П. Балакин подробно исследует по архивным материалам создание картины " Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения ". После публикации И.Э.Грабаря это второе обращение к данной теме. Наиболее ценным явилось уточнение датировки начала и завершения работы над картиной непосредственно И.С. Куликовым. Начало работы над полотном - это первые числа мая 1901 г. и завершение - до 25 ноября 1902 г. Корректировка, стала возможной благодаря обращению автора статьи к сохранившимся архивным материалам. Автор подробно, привлекая архивные источники, анализирует, какие непосредственно портретные этюды исполнил И.С.Куликов и их местонахождение. П.П.Балакин пишет: « Известно, что Репиным было создано к картине около пятидесяти, Кустодиевым около двадцати пяти, и Куликовым около двадцати портретных этюдов. Судьба большинства этюдов И.С.Куликова нам неизвестна. Достоверно, что Куликов писал портретные этюды с Д.П. Голицына-Муравлина, И.Я. Голубева, O.K. Кремера, А.Н. Куропаткина, П.Л.Лобко, П.А. Маркова, Н.В. Муравьёва, C.B. Рухлова, П.П. Семёнова, H.JI Скадовского (?), Ф.Г. Тернера, А.Г. фон Тимрота( ?), П.П. Тыртова, Э.В.

ЛА

Фриша» . Знаки вопроса перед фамилиями H.JI. Скадовского и А.Г. фон Тимрота поставлены самим автором статьи, в примечаниях же он пишет о том, что эти работы находятся в музее - усадьбе И.Е.Репина в Пенатах. Сегодня же вышеперечисленные этюды, поставленные П.П.Балакиным под сомнение, искусствоведы относят к работам И.С.Куликова.

01

В 1965 г. П.П. Балакин выпускает монографию ~ , в которой публикует дополненные сведения о творческой деятельности художника. Интерес в

20 Там же. С. 67.

21 Балакин П.П. Иван Семенович Куликов. 1875-1941. Л.: Художник РСФСР, 1965. 90 с. с илл.; 2 л. илл.

монографии представляет список основных произведений И.С.Куликова, охватывающий период с 1896 по 1941 г.

Произведения художника систематизированы и располагаются в списке по хронологии создания. Указаны материал, техника, размеры, подписи и надписи, местонахождение работ. Отмечены выставки, на которых экспонировались работы. Книга Балакина на момент её выхода в 1965 г. стала основным трудом о творчестве муромского художника И.С.Куликова.

В 70-е годы репинский ученик И.С.Куликов не забыт историками искусства, которые продолжают изучать наследие мастера. Так Г.В. Хлебов своей публикацией « Ученик Репина. (О жизни и творчестве художника И.С.Куликова.( 1875-1941)» в №3 журнала «Художник» за 1971 продолжает изучение наследия мастера. Данная статья выходит под рубрикой " Художник и время" Это интересный анализ, со своим подходом, тонкими наблюдениями и несомненными удачами. Такой удачей можно считать замечание об авторстве портрета К.П.Победоносцева выполненного с репинского этюда 1903 года. По утверждению П.П.Балакина он принадлежит кисти И.С.Куликова. Однако, как верно замечает Г.В.Хлебов, Куликов окончил написание своей части работы в 1902 г. и не мог создать вышеупомянутый портрет К.П.Победоносцева с репинского этюда 1903 г.

Ещё одной удачей можно считать замечание автора статьи об авторских повторениях в творчестве И.С.Куликова, который неоднократно обращался к уже воплощенным творческим замыслам, дополняя и модифицируя первые. Автор статьи дает ценное замечание к картине " Гулянье зимой", 1928 г., которая является вариантом картины " На гулянье"(1914).

Впервые в данной работе автор статьи подмечает тот факт, что живописное произведение И.С.Куликова " Физкультурница " на четыре года опережает известную картину А.Самохвалова « Девушка в футболке», которая собой открыла новую страницу в истории советской живописи.

22 Хлебов Г.В. Ученик Репина. (О жизни и творчестве худож. И.С.Куликова.(1875-1941) //Художиик. 1971. №З.С. 37-39.

Г.В. Хлебов продолжает журнальные публикации о творчестве И.С.Куликова ив № XI журнала « Художник» за 1989 печатает статью « Иван Куликов». Она выходит в рубрике " Забытые имена" и представляет собой ещё один взгляд на мастерство художника.

К сожалению, эта публикация имеет также погрешности в хронологии. Автор этой статьи так же пишет о двухгодичном занятии И.С.Куликова в творческой мастерской В.Е.Маковского, повторяя тем самым заблуждение относительно даты поступления И.С.Куликова в мастерскую И.Е.Репина.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Куликова, Светлана Михайловна

Заключение.

В ходе исследования удалось решить поставленные задачи и достичь определённых результатов.

1. Систематизирован и обобщён разрозненный в архивах, периодической печати, мемуарных изданиях искусствоведческих трудах материал о творчестве И.С.Куликова.

2. Упорядочены биографические сведения.

3. В работе отображены основные вехи его профессиональной подготовки и роста мастерства.

4. Проанализированы этапы творческой биографии Куликова.

5. Введён в научный оборот ряд произведений художника, не рассматривавшихся ранее в публикациях о художнике.

6. На основе переписки с музеями и картинными галереями России и ближнего зарубежья установлено местонахождение многих произведений Куликова, выявлены новые поступления, не вошедшие в опубликованные ранее музейные каталоги.

7. Уточнены датировки некоторых произведений художника.

8. Составлен каталог живописных и графических произведений художника.

9. Составлен список выставочной деятельности художника.

На основе проведённого диссертационного исследования можно сделать следующие выводы:

И.С. Куликов был последовательным приверженцем реалистической школы живописи. В основе его творчества лежала любовь к родному краю, людям живущим на родной муромской земле, его произведения насыщены русским национальным колоритом.

Проведённое исследование позволяет опровергнуть устоявшееся мнение исследователя творчества Куликова Н.А.Беспалова в уже упомянутой нами неоднократно книге по творчеству художника « И.С. Куликов» 1990 г. о том, что: « не представляется возможным выделить в его творчестве какие-либо этапы».

Напротив, в исследовании акцентируется деление творчества художника на несколько этапов. Таких, как: начальная подготовка и учеба И.С.Куликова в о

Обществе Поощрения Художеств у Липгарта, затем учёба в ВХУ у Репина, самостоятельная деятельность после окончания ИАХ и наивысший расцвет творчества художника, граница которого определена революционными преобразованиями в стране. В своей работе автор выделяет в отдельный раздел все произведения художника, созданные после 1917 года, вне зависимости от жанровой принадлежности.

Несмотря на то, что художник во второе десятилетие XX века не прерывает основной нити своего творчества, он зачастую повторяет уже ранее найденные и апробированные сюжеты. Постепенно Куликов принимает жизнь новой России, вливаясь в число мастеров, которые воспевают новую эпоху, нового советского человека.

Влияние революции и пришедшая на место старых тем новая тематика в искусстве художника уже была отмечена и разработана в ряде работ исследователей. В данном работе добавлены или уточнены детали и привлечены новые архивные материалы. Художественные взгляды Куликова формировались на образцах искусства передвижников, но не замыкались в его рамках и были устремлены к живописным новациям современности. В его произведениях просматриваются как черты реализма, так и следы увлечения импрессионизмом. Можно сказать, что его творческий подход синтезирует качества и принципы нескольких направлений, что и обусловило своеобразие его живописи. Последовательность в реализации новых композиционных решений и живописных задач наблюдается на протяжении всего творчества мастера. Условно его эволюцию можно представить как движение от натурных этюдов к картине, основанной на творческом синтезе наблюдений художника.

И.С.Куликов мог выявить красоту в повседневной жизни, оценить и опоэтизировать самые неприметные её стороны. На его полотнах мы видим жизнь отдалённых уголков русской деревни. Бабушка, кормящая кур; девушка, стоящая у изгороди; деревенские праздники и базары - всё радует глаз художника. И вместе с тем, его волнуют чисто живописные задачи. Он занят поиском красоты пластического языка новых средств выразительности, отвечающих духу времени. Поклонник великого шведского мастера А. Цорна, Куликов, как и большинство молодых русских художников начала XX века, противопоставляет традиционной сдержанности колорита передвижников декоративную звучность красок, пастозный мазок.

Серьёзный подход молодого художника к проблемам художественного творчества с первых шагов творческого пути, с конца 90-х годов XIX века; особый психологизм ранних портретов, таких как: «Портрет матери», «Портрет отца», «Старушки из Нежиловки», подготавливают художника к его с блеском выполненным портретам начала XX века, таким как: « Портрет Щуко», « Портрет Чирикова», « Портрет А.Дурова».

Великолепно выполненные жанровые полотна художника уже на раннем этапе творчества в ВХУ, будучи учеником репинской мастерской, такие как « Деревенские портные», « В крестьянской избе» помогают проявить себя в ученические годы в таких многофигурных композициях, как « Постановка натуры в мастерской Репина», совместно с другими учениками репинской мастерской; « Заседании Государственного Совета», совместно со своим учителем И.Е.Репиным и другом по мастерской Б.М.Кустодиевым и приблизить Куликова к таким остросоциальным жанровым полотнам мастера начала и первого десятилетия XX века, как « Семья лесника», « Ярмарка в Муроме», « Возвращение из города».

Переломный период, каким являлся революционный переворот, сопровождавшийся сменой правящего режима, с переменой приоритетов в области тематики не явился угнетающим моментом в творчестве художника. Напротив, благодаря чёткой жизненной позиции Куликова, уверенности в своих замыслах и планах, он способствовал концентрации таланта художника и его дальнейшего развития. Уже в 20-х Куликов годах встал в авангард художественной жизни страны, его полотна стали визитными карточками эпохи. Его искусство оказалось востребованным благодаря картинам « Физкультурница», « Юнгштурм», « Молодёжь на праздновании дня Мюда ».

Уже в конце 30- х г. ему давали заказы на монументальные полотна, такие как оформление пригородных залов Ярославского (Северного) вокзала.

Анализируя поздний период творчества художника, автор даёт оценку его преподавательской и музейной деятельности.

В январе 1919 года И.С.Куликов организовал для посетителей музей в Муроме и несколько лет был директором городского музея.

В разные годы в музей поступили собрания Н.Г. Добрынкина, Уварова и самого академика живописи И.С.Куликова. Располагая большим собранием старинных русских костюмов, старинной утвари, И.С.Куликов принес это вместе со своими картинами в дар родному городу.

И.С.Куликов, стремясь реализовать свой творческий потенциал, обратился в послереволюционные годы к преподавательской работе, чему способствовал немалый опыт работы в сфере искусства. Он открывает в Муроме рисовальную школу. Идея создания в Муроме рисовальной школы родилась у И.С.Куликова уже в 1918 году; и уже осенью того же года он обращается в Отдел народного образования с предложением о необходимости организации в Муроме рисовальной школы на базе бывшего реального училища.

В 1935-1936 г. И.С.Куликов преподавал в студии при краеведческом музее (домик, где преподавал И.С.Куликов, до сих пор сохранился, и напоминает, как и многие другие места Мурома, об Иване Семеновиче Куликове). Художник работал во многих жанрах. Он создает живописные пейзажи старого Мурома, памятники архитектуры, в то же самое время пишет целую серию натюрмортов, таких как " Натюрморт с подсолнухом", где он передает красоту осени.

Его итоговым произведением можно считать " Выход Нижегородского ополчения в 1612 году", над воплощением замысла которого он работал до последнего дня своей жизни.

И.С.Куликов умер 15 декабря 1941 года, во время Великой Отечественной войны, так и не успев завершить свою работу. Память о его жизни и творчестве жива и сейчас, спустя 130 лет со дня рождения художника.

188

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Куликова, Светлана Михайловна, 2008 год

Библиография. §1. Использованная литература.

1. Александр III : Воспоминания. Дневники. Письма. Спб.: Пушкинский фонд, 2001.399 с.

2. Алянский Ю.Л. Увеселительные заведения старого Петербурга. Спб.: Аврора, 2003. 352 с.

3. Андроникова М.И. Об искусстве портрета. М.:Искусство,1975. 326 с. с ил.

4. Б.а. Акварелисты// Живописец. Художественный сборник / Под редакцией Я. 1.Ясинского. 1903. № 2. С.14.

5. Б.а. Архитектурно-художественный Еженедельник. П-г, 1915. № 46 С. 442.

6. Б.а. Весенняя выставка// Живописец. Художественный сборник / Под редакцией Я.1.Ясинского. 1903. № 2. С.14.

7. Б.А. XXI выставка картин О. Р. А.//Живописное обозрение. Т.1, 1899. № 8.С. 159-160.

8. Б.А. Итоги первой выставки советского искусства в Америке// Искусство. М., 1929.№ 5-6.С. 160-165.

9. Балакин П.П. Иван Семенович Куликов. 1875-1941. JL: Художник РСФСР, 1965 . 90 с. с илл.; 2 л. илл.

Ю.Балакин П. Его имя не забыто. О творчестве художника И.Куликова// Художник. 1961. № 4. С. 36-38.

11.Балакин П. И.Е.Репин и И.С.Куликов/ По материалам неопубликованной переписки И.Е.Репина с И.С.Куликовым//Искусство. 1963.№ 7. С.66-68.

12.Батырев В.М. Вокзалы. М.: Стройиздат, 1988. 216 с. с илл.

13.Башкирцева М.К. Дневник Марии Башкирцевой/ В ступит, статья У. Гладстона; послесловие Ф. Коппе. СПб., 1893. 483 с.

14.Бащенко Р.Д. Симферопольский художественный музей: Буклет. Киев: Мистецтво, 1973. 55 с.

15.Беляева JI.H., Зиновьева М.К., Никифоров М.М. Библиография периодических изданий России 1901-1916. Кн. 1-4 / Под общей редакцией Барашенкова В.М., Голубевой О.Д., Морачевского Н.Я. Л.: ГПБ., 1958-1961.

16.Беспалов H.A. Вы истинный художник. К биографии И.С.Куликова. 18751941 //Огонек. 1987. № 7. С. 8, вкл. л.

17.Беспалов H.A. Куликов И.С. М.: Изобразительное искусство, 1990. 168 е., с илл.

18.Беспалов H.A. Иван Куликов. М.: Белый город, 2003. 48 с. с илл.

19.Беспалов H.A. Муром. Памятники архитектуры и искусства. М.: Советская Россия, 1990. 272 с. с ил.

20.Боборыкин П. Старые толки//Мир искусства. 1899 .Т.1. С. 23-35.

21.Большая Советская Энциклопедия. М., 1972 . Третье издание. Т. 9 . С. 121.

22.Бродский И.И. Мой творческий путь/ Лит. Редакция и вступит, статья И.А. Бродского. Изд. 2-е, доп. и переработ. Л.: Художник РСФСР, 1965. 176 е., ил.

23.Бродский И.А., Меламуд Ш.Н. Пенаты: Дом-музей Репина в Куоккале // Искусство. М., 1940. № 5. С. 19-26.

24.Бродский И.А. Педагогическая деятельность И.Е.Репина//Вопросы художественного образования: Тематический сборник научных трудов/ АХ СССР. Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Л., 1974. Вып. 10. С. 19-30 .

25.Бродский И.А. Репин-педагог. М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1960. 128 с. с илл.

26.Бурова Г., Гапонова О., Румянцева В. Товарищество передвижных художественных выставок. В 2-х томах. М.: Искусство, 1952-1959. Т.1: Перечень произведений и библиография. М.: Искусство, 1952. 456 е.; Т.2: Обзоры выставок в периодической печати. М: Искусство, 1959. 459 с.

27.Бучкин П.Д. О том, что в памяти: Записки художника/ Общая редакция и предисловие Бродского И.А. Л.: Художник РСФСР, 1963 . 250 с. с илл.

28.Верещагин В. Из записной книжки// Искусство и художественная промышленность. Хроника. 1899- 1900. № Ц. С.237-246.

29.Весенняя выставка в Академии Художеств// Живописное обозрение. 1899.Т.1 .№ 18. С. 366-367.

30.Весенняя выставка в Академии Художеств// Журнал для всех. Спб.,1903. № 1.С. 877-880.

31.Весь Петербург на 1907 год. Адресная и Справочная книга С-Петербурга. СПб.: Издание A.C. Суворина, б.г. 730 с.

32.Весь Петербург на 1911 год. Адресная и Справочная книга С-Петербурга. СПб.: Издание A.C. Суворина, б.г. 806 с.

33.Вильчковский С.Н. Царское Село. СПб., 1911. 277 е., илл., карта.

34.Виппер Б. Проблемы сходства в портрете//Сборник Московского Меркурия по истории литературы и искусства. М., 1917. Вып. 1. С. 163 - 172.

35.Власова Р. и Ивановский П. К истории создания картины И.Е.Репина " Заседание Государственного Совета 7/ Искусство, 1963. № 12. С. 54-60.

36.Власова Р. Этюды Репина И.Е. к картине " Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года "// Проблемы развития русского искусства. Тематический сборник научных трудов. JI.,1972. Вып. 111. С.48-58.

37.Воинов В. Б. М. Кустодиев. Л.: Госиздат , 1925. 95 е., 55 табл. с репродукц., 3 табл. с автолитограф.

38.Волошин М. Скелет живописи// Весы, 1904. № 1.С. 41-52.

39.Воронова О.П. Куинджи в Петербурге. Л.: Лениздат, 1986. 240 с. с ил. (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге - Петрограде -Ленинграде).

40.Вся Москва. М., 1929 . 656 с.

41.Выставка картин. XXVI Передвижная выставка// Живописное обозрение. Спб, 1898 .Т. 1. № 10. С. 202-203.

42.Выставка картин Кружок Мюссаровских понедельников: Каталог. СПб., 1901.33 с.

43.XVIII выставка картин общества русских акварелистов в здании Императорской Академии Художеств //Живописное обозрение. Спб, 1898.Т.1. №4. С. 81.

44.Выставки советского изобразительного искусства: Справочник. М, 1973. Т. 2.С. 344; Т.З. С. 29.

45.Гиляровская Н. Выставка советского искусства в Нью-Йорке// Искусство, 1929. №3-4. С. 167-169.

46.Гомберг - Вержбинская Э.П. Передвижники. [2-е издание, исправ. и доп.]. Л.: Искусство, 1970. 235 с.

47.Горина Г.С. Художники Мордовии: Библиографический справочник/ Управление по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Совета министров Мордовской АССР. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1974 .112 с., илл.

48.Горький М. Письма о литературе/ Сост. А.И. Овчаренко. М.: Советский писатель, 1957. 642 с.

49.Горький A.M. в изобразительном искусстве 1868 -1968, посвящённый 100-летию со дня рождения: Описание изобразительных материалов музея A.M. Горького /Вступит, статья Головиной С.; составитель Герасимов Е.М. и др.; АН СССР; Институт мировой литературы им. А.М.Горького; музей А.М.Горького. М.: Наука , 1969. 579 с. с ил.

50.Государственный Русский музей. Живопись XVIII - начало XX века: Каталог/ Автор вступительной статьи Смирнов Г.В. Л.: Аврора; Искусство, 1980. 445 с.

51 .Государственный Совет. 1801 - 1901 гг. /Составлено в Государственной канцелярии. СПб: Гос. Типография, 1901. 215 е., [28] с. ил.

52.Грабарь И.Э. Письма. 1891-1917/ Редакторы - составители авторы введения и комментариев Андреева Л.В., Каждан Т.П. М.: Наука, 1974. 472 е., ил.

53.Грабарь И.Э. Репин. Кн. 1-2 /Вступительная статья О. Подобедовой. М.: Издательство Академии Наук СССР , 1963-1964.

54.Данилова И.Е. Уффици глазами русских второй половины XIX - н. XX в. // Панорама искусств. М., 1985. № 8 . С. 308-319.

55.Далькевич М.М. Васильев Ф.А., его жизнь и значение в самостоятельном развитии русского пейзажа //Искусство и художественная промышленность. СПб., 1901. №4.С. 90.

56.225-лет Академии Художеств СССР. Ретроспективная выставка: Каталог. Живопись, скульптура, архитектура, графика, театрально-декорационное искусство, декоративно-прикладное искусство, документы. Кн. 1-2. М.: Изобразительное искусство, 1985.(2-е издание исправленное, дополненное).

57.Десятилетие ресторана " Вена ". Литературно-художественный сборник. СПб, 1913. 133 с. сил.

58.Дуров А. в жизни и на арене / Предисловие Ю. Дмитриева; предисловие М.Горького. М.: Искусство, 1984. 198 с, 8 л. ил, портр.

59.Жинкин Н.И. Портретные формы: Искусство портрета/Под редакцией А.Г. Габричевского. М.: Издательство Государственной Академии Художественных Наук, 1928. Вып. 3. 193 с. с илл.

60.Забелин И.Е. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: Аврора, 1992.607с.

61.3ак H.A., Старикова В.Г. Дальневосточный художественный музей. Русское изобразит, искусство XV- начала XX в. : Каталог / Отв. ред. Н.И. Туркин. Л.: Художник РСФСР, 1961. 118 е.; 13 л. ил.

62.3ахаркин А.Ф. Писатель и драматург Е.Н.Чириков// Русские писатели. Биобиблиографический словарь. М.: Издательство Просвещение, 1971.С. 696.

63.Зелинская Р. Репродукции с картин Ленинградской юбилейной выставки//Продукция изоискусств: Издание критико-библиографического института. М, 1933. № 7.С. 9-10.

64.3ингер Л. Автопортрет в системе жанров// Искусство. М, 1984. № 12 . С. 1014.

65.Иванова 3. Портрет на выставке молодых художников// Искусство. М, 1939. № 4.С. 35-46.

66.Ивановский областной художественный музей. Русское искусство XVIII-начала XX века. Советское искусство: Каталог. Л.: Художник РСФСР , 1963. 124 с. с илл.

67.Игнатова Н. О фактуре масляной живописи/ЛОный художник. М, 1984.№ 4.С. 35.

68.Иллюстрированный каталог произведений премированных на конкурсе профессора Куинджи А.И. СПб, 1905 . 4 с, 22 табл. с репродукц.

69.Иллюстрированный каталог XXXVI выставки ТПХВ (Товарищество Передвижных Художественных выставок), 1908. СПб.: Типография И.Г. Брауде, 1908. 12 с.

70.Императорская Академия Художеств и состоящее при ней Высшее Художественное училище в 1897 - 1898 учебном году. СПб. : Главное Управление Уделов, 1897. 172 с.

71.Императорская Академия Художеств и состоящее при ней Высшее Художественное училище в 1899 - 1900 учебном году. СПб, 1900. 236 с.

72.Императорское общество Поощрения художеств. Выставка опытов художественного творчества (эскизов) русских и иностранных художников и учеников: Каталог, январь 1896/ 1897 г. СПб., 1896. 10 с.

73.Исаков С.К. Академия художеств. Музей. Русская живопись. Пг.: Унисон , 1915. VIII. С. 308.Х с. сил.

74.Исенко С. Повязки, кички, сороки//Народное творчество. М., 1991.№ 1. С. 35-41.

75.Исенко С. Кокошник//Народное творчество. М., 1991. № 2.С. 22-24.

76.Исенко С. Понева, понька//Народное творчество. М., 1991.№ 4.С. 28-31.

77.Искусство России, Западной Европы и дальнего Востока ХУШ-ХХ веков: Каталог// Антикварное объединение " Гелос". Аукцион 23 мая 1998: М., 1998 .

78.Кантор А. Сюжетная картина позавчера, вчера, сегодня//Творчество. М., 1979.№ 8.С. 21-22.

79. Каррик. Художественное обозрение. Выставка акварелей и рисунков в зале музея барона Штиглица//Живописное обозрение. Спб.,1899.Т.2. № 51.С. 1023.

80.Каталог Весенней выставки в залах Императорской Академии художеств 1904. С.-Петербург: Тв-во Р.Голике и А.Вильборг, 1904 . 46 с.

81.Каталог 2-ой выставки картин Объединения художников им. И.Е.Репина: Вторая выставка картин, этюдов и рисунков / Вступительная статья А. Григорьева — Мари: Центральный Дом учёных. М.,1928 .

82.Каталог выставки картин художников Петрограда всех направлений за 5-ти летний период деятельности 1918-1923г. Академия художеств. Пг.: Петрогубсорабис, секция ИЗО. 1923.42 с.

83.Каталог выставки произведений художников периферии /Вступительная статья М. Сокольникова. М.,1940.

84.Каталог Государственного музея искусств Узбекской ССР. Русское и советское искусство. Живопись, миниатюра, графика, скульптура/ Составитель Е.М. Никифорова. Л., 1968. 261 с.

85.Каталог Музея Анатолия Леонидовича Дурова. Воронеж: Типо-Лит. " Т-ва Н. Кравцов и К." 1911. 66 с. илл.

86.Каталог персональной выставки произведений академика живописи Ивана Семеновича Куликова (1.1У.1875-15.ХП.1941)/Составители П.П.Балакин, А.В.Морозов; вступительная статья В.М. Лобанова. М.: Советский художник. 1959 . 45 с. с илл.

87.Каталог посмертной выставки произведений Б.М.Кустодиева (1878-1927) / Составители М.С. Коноплева и A.C. Нотгафт. Л.: Издательство Государственного Русского музея, 1928 . 68 е., илл.

88.Каталог собрания живописи, графики, скульптуры: Русское дореволюционное и советское искусство. Вологда: Кн. изд-во, 1960. 231 с. с ил. (Вологодская обл. карт, галерея).

89.Каталог 3-й выставки картин Объединения художников им. И.Е.Репина. М.,1929.

90.Каталог 3-й Горьковской краевой художественной выставки картин, этюдов, эскизов, рисунков, гравюр и аппликаций. Горький: Художественный музей, 1935.

91.Каталог художественной выставки " Современного русского искусства " в помещении Казанской художественной школы. Казань. Арское поле. Казань: Типо-литография Н.М. Чижовой, 1909. 48 с.

92.Каталог «Художники старшего поколения РСФСР» /Составил A.B. Усынин . Вводная статья. М.,1940.

93.Кириллина Е.В. « Репин в Пенатах». Л.: Лениздат, 1977 . 207 с, илл.

94.Кисловодская выставка картин, акварели и графики советских художников: Каталог /Вступительная статья A.M. Родионова и A.M. Скворцова. М,1939.

95.Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии Художеств: 1764-1914. СПб 1914.4.1. 354 е.; 4.2. 460 с.

96.Кондаков С. Художественное собрание A.A. Коровина// Столица и усадьба. Спб, 1917 .№ 80. С.8.

97.Кондаков С. Петроградская выставка финского искусства//Столица и усадьба. Спб., 1917 . № 80.С.15.

98.Костина Е.М. И.С. Горюшкин - Сорокопудов. М., Советский художник, 1956. 30 с.

99.Костюченко Н. Картина-жанр?// Творчество. 1980. № 8.С.12-17.

100. Кузнецова Е. Жанровые сцены на русских прялках// Юный художник. 1991. № З.С. 20-22.

101. Куликова С.М. Шесть рисунков И.С. Куликова в сборнике " Десятилетие ресторана "Вена'У/Петербургские чтения 1997/Ассоциация исследователей Санкт-Петербурга//Материалы энциклопедической библиотеки " Санкт-Петербург-2003/СПб., 1997.С. 644-648.

102. Куликова С.М. Новая атрибуция портрета И.С.Куликова работы Б.М.Кустодиева из собрания Русского музея// Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства /III научная конференция 1997 г./ Москва: ГТГ.: Магнум Аре, 1998 . С. 96-99.

103. Куликов И.С. Как писалась картина И.Е.Репина " Заседание Гос. Совета"// Юный художник. М.; Л., 1940. № 10 , 4-я с. обл.

104. Кустодиев Б.М.: Каталог выставки/ Вступительная статья Т. Коваленской; Составители Д.В. Захарова, И.Г. Ростовцева; Государственная Третьяковская галерея; Государственный Русский музей. М.: Академия Художеств СССР, 1960. 163 е., ил.

105. Кустодиев Б.М. Письма. Статьи, заметки, интервью : Встречи и беседы с Кустодиевым (Из дневников Вс. Воинова). Воспоминания о художнике/ Составитель-редактор Б.А. Капралов; Общая научная редакция М.Г.Эткинда; Вступительная статья М. Эткинда " Об этой книге "; Статья Б. Капралова " Замечательный русский художник С.13-18. Л.: Художник РСФСР,1967 . 439 с. с илл.

106. Леняшин В.А. Жанровая система как проблема искусствознания// Художник. М, 1977. № 10 С. 33-38.

107. Личные архивные фонды в государственных хранилищах СССР: Указатель. Т.1-2/ Ред. Герасимова Ю.И, Дмитриев С.С, Житомирская C.B. М.: 1963. Т l.(A-M), 1962. 478 е.; Т.2.(Н-Я), 1963. 502 с.

108. Лобанов В.М. Художественные группировки за последние 25 лет. М.: Академия художеств СССР, 1930.148с.

109. Лодыжинский Вл. Е.Н.Чириков. К 40-летнему юбилею литературной деятельности//Литературно-художественный журнал Перезвоны. Рига, 1927. № 29(2). С. 931-932.

110. Лурье Феликс. Журнал "красивой жизни"// Нева. Спб, 1997.№ 9.С.214-218.

111. Лясковская O.A. Портретист и модель// Художник. 1963.№ 5.С. 55-62.

112. Лясковская O.A. И.Е.Репин: Жизнь и творчество. (1844-1930). 3-е изд., исправл. и доп. М.: Искусство, 1982. 478 с, илл, приложения.

113. Материалы к библиографии по истории Академии Художеств 1757-1957.Работы и материалы/ Составители Н.Е.Белоутова, О.Ф.Беляева , О.Н.Бызова, А.М.Гусева, Т.А.Федорова, П.И.Эздрина, Е.П.Юн. Л: Академия Художеств СССР, 1957. Вып.У. 209 с.

114. Маковский С. Петербургские весенние выставки: Передвижная -Академическая//Журнал для всех. Спб., 1904.№ 5.С. 291-296.

115. Манин B.C. Еще раз о жанрах// Творчество. М., 1980. № 5.С.14-15.

116. Манин B.C. Жанры изобразительного искусства в свете их сущности//Советское искусствознание. М.,1986. № 20.С. 196-222.

117. Манин B.C. О границах автопортрета//Музей. 1980. Т. 1 С.14-16.

118. Международная художественная выставка картин 1911 г. в Риме. Очерк с планами выставок и г. Рима/ Составитель В.А. М., 1911. 96 е., 1 карта, 1 план.

119. Милотворская, М. Работы академика живописи И.С.Куликова. О жизни и творчестве художника. (1875-1941) // Искусство. М., 1960.№ 10.С.73-75.

120. Могильникова Г.А. Художественные выставки в Казани во второй половине XIX в.: Доклад, прочитанный на " Краеведческих чтениях " 1956 г. Казань. Казань, 1958.

121. Монгайт А. Муром. Сокровища русского зодчества / Под общей ред. академика В.А. Веснина. М.: Издательство Академии Архитектуры СССР. 1947. 31 с. с илл.

122. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М. Издательство Академии Художеств СССР, 1962 . 388 с. с илл.

123. Молева Н.М, Белютин. Русская художественная школа второй половины XIX нач. XX в. М.: Искусство, 1967. 391 е.; 94 л. илл.

124. Моргунова - Рудницкая Н.Д. Илья Репин. Жизнь и творчество. М.: Искусство. 1965 . 295 с. с илл.

125. Морозов А. Проблема портретного жанра сегодня// Советское искусствознание 73. М, 1974. С. 35.

126. Мочалов Л. Жанры: прошлое, настоящее// Творчество. М,1979.№ 5.С. 1819.

127. Музеи и архитектурные памятники Горьковской области: Справочник-путеводитель/Составитель А. Иорданский. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1968. 336 с.

128. Мухина Т. А.Цорн в России // Юный художник. М, 1982. № 7.С. 41.

129. Нагаевская Е. М. Башкирцева//Искусство. М, 1987 . № 3.С.59-63.

130. Недошивин Г.А. Беседы о живописи. [2-е изд., переработ.] М, Молодая гвардия, 1964. 144 с, илл.

131. Некрасов Н.В. У11-я очередная выставка Московского Товарищества художников// Искусство и Художественная промышленность. Спб,1900 . № 18. С. 309.

132. Некрасов Н.В. 20-я Периодическая выставка картин Московскогообщества Любителей художеств//Искусство и художественная промышленность 1900- 1901 г. СПб., 1900 . № 3 (27). С. 79.

133. Нерадовский П.И. Из жизни художника. Л.: Художник РСФСР, 1965. 198 е., илл.

134. Нехорошев Ю.И. Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Л.: Художник РСФСР, 1968. 82 с.

135. Нива. Еженедельный иллюстрированный журнал литературы, политики и современной жизни / Редакторы: Клюшников В.П., Берг Ф.Н., Стахеев Д., Волконский М.Н., Тихонов А., Сементовский Р.И., Светлов В.Я., Железнов И.М. и др. СПб.: Т-во А.Ф.Маркс, 1905.№ 18.С. 341

136. Никифорова Е.М. Русское и советское искусство: Каталог. Л.: Художник РСФСР , 1968. 261,[13] с. с ил. ( Гос. музей искусств Уз. ССР).

137. Новое о Репине: Статьи и письма художника. Воспоминания учеников и друзей. Публикации/Ред. совет: И.А.Бродский и В.Н. Москвинов. Л.: Художник РСФСР, 1969 . 435 с. с ил.

138. Об участии Императорской АХ в устройстве русского художественного отдела на международных выставках в городах Мюнхене и Льеже в 1905 г.// Журнал Императорской Академии Художеств в 1904 г. СПб, СПб.: Типография Г.И. Зархи ,1905. С.62-63.

139. Осенняя выставка картин Товарищества художников. Пг., 1923.

140. Осипенковский областной художественный музей им. И.И.Бродского. Киев: Мистецтво,1955. 32 с. с илл.

141. Открытые письма и другие художественные издания Общины св. Евгении Красного Креста. [6-е. изд. испр, доп.] Пг.: Государственная типография, 1915. 391 с.

142. 1-я выставка картин Общества художников им. И.Е.Репина. Центральный Дом учёных ЦЕКУБУ/ Вступительная статья И.Грабаря. М.,1927.

143. Перечень худож. произведений Цветковской галереи.[2-е. изд. испр, доп.] М.: Типолит. И.Н. Кушнерев и К ,1915. 106 с. с ил. 1-е изд. Под загл.: Перечень картин и рис. Собрания И.Е. Цветкова. М.: Типолит. И.Н. Кушнерев, 1904. 52 с.

144. Петербургские весенние выставки. Первая выставка Нового Общества художников//Журнал для всех. Спб, 1904.№ 4.С. 3.

145. Пика В. Джованни Сегантини. (Перевод с рукоп. Е.М.Л.) //Искусство и Художественная промышленность. Спб, 1900.№ 16. С. 169-180.

146. Плетнева Г. Движение жанра// Творчество. М, 1979.№ 12.С.10-11.

147. Поплавский Г.В. Собинов в Петербурге-Петрограде-Ленинграде. Л.:Лениздат, 1990.253 с, с ил. ( Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге-Петрограде-Ленинграде).

148. Поспелов Г. Натурные рисунки Серова// Искусство. М, 1990.№ 6.С. 5763.

149. Псковский Гос. объединенный историко-архитектурный и художественный музей - заповедник. М.,1981. 22, 438, 16с.: ил.

150. Пружан И.Н. Произведения А.И.Морозова в Русском музее и частных собраниях Ленинграда//Сообщения Государственного Русского музея. Москва: Искусство, 1956.Вып.1У. С. 34-41.

151. Пунина И.Н. Петербургская артель художников. Л.: Художник РСФСР, 1966. 79 с.

152. Репин И.Е. Отрывок из воспоминаний/УИскусство. 1936.№ 6 .С. 65.

153. Репин И.Е. Письма /1893-1930/. Т.2. М.1969.

154. Репин И.Е. Далекое близкое/ Вступительная статья К.Чуковского " Репин как писатель "с.5 -24.Л.: Художник РСФСР. 1982 . 518 с.

155. Репин. Художественное наследство. Т. 1-2/ Под редакцией И.Э.Грабаря и И.С. Зильберштейн. М.: Л.: Издательство Академии наук СССР, 1948- 1949.

156. Рогинская Ф.С. Лукиан Попов// Искусство. M, 1949.№ 5.С.71-87. 2002.

157. Рондо Артур « Цветы и прекрасная дама»// Пинакотека. М, 2002.№13-14. С.264.

158. Ростовцев H.H. Очерки по истории преподавания рисунка: учебное пособием, 1983. С. 15-154.

159. Русская жанровая живопись XIX-нач. XX в.: Очерки. Русская жанровая живопись 1896-1917г./Введение Прытков В.А. С. 291.

160. Русская художественная Летопись 1913 г. Музеи//Аполлон. Спб., 1913.№ 4.С. 46.

161. Рылов A.A. Воспоминания. Л.: Художник РСФСР , 1977 . 287 с. с илл.

162. Сафаралиева Д.А.Учебный рисунок в Академии Художеств//Художник. М.,1983. № 7.С. 57-60.

163. Сафаралиева Д.А. Учебный рисунок в Академии Художеств: Альбом/ Под ред. Б.С. Угарова. М.: Изобразительное искусство, 1990. 160 с. ил.

164. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820- 1932): Справочник. СПб.: Издательство Чернышева , 1992 . 400 с.

165. Сидоров A.A. Портрет как проблема социологии искусств//Искусство. М., 1927.№ 11;№ 111.

166. Ситник К. Портрет в живописи и его особенности// Искусство. М.,1956.№ 4. С. 12-18.

167. Смирнов Н. Е.Н.Чириков //Краткая Литературная энциклопедия. М., 1975. Т.8.С. 531.

168. С.К. Петроградская выставка финского искусства//Столица и усадьба. Спб.,1917. № 80. С. 15.

169. Скобельцына Е.И. Каталог русского дореволюционного и советского изобразительного искусства. Псков: Изд. газ." Псковская правда". 1963. 60 е.; 8 л. ил. (Псков, Историко-худож. музей.)

170. Сокольников М. Федот Васильевич Сычков. М.: Советский художник, 1954. 87 с.

171. Сокольников М. Хроника московских выставок. Декабрь 1939 - январь 1940 //Искусство. М., 1940. № 1. С. 171 .

172. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже 19-20 в. / Институт истории искусства Министерства Культуры СССР. М.: Искусство, 1970. 293 с.

173. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России нач. XX в. М.: Искусство, 1976. 222 с.

174. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России (1900-1910-х г.) М.: Искусство, 1988. 285 с.

175. Стрижова Н.Б. Графиня П.С.Уварова, княгиня З.Н.Юсупова при дворе и вне двора// Фрейлины и кавалерственные дамы 18 начала XX века»./ Изд. к выставке: « За любовь и отечество» /6 ноября 2004-15 янв. 2005г./. М.: ГИМ. 2004. С. 131-141.

176. Суетин Н.М. Искусство на выставке. Международная выставка 1939г. в Нью-Йорке//Искусство.М, 1939.№ 5.С. 103-107.

177. Суздалев П. О жанрах живописи. Исторический жанр//Творчество. М, 1963.№3.C. 21-22.

178. Суздалев П.О. О жанрах живописи. Портрет. Бытовой жанр//Творчество. М., 1964. №2.С. 20-21.

179. Тома JI.A. К вопросу о дифференциации портрета как жанра живописи// Советское искусствознание. M, 1978.С.233-247.

180. Турков A.M. Борис Михайлович Кустодиев. М.:Искусство. 1986.160 с.[40] л. ил, порт. (Жизнь в искусстве).

181. Уманов-Каплуновский В.В. Автографические тетради// Столица и усадьба. Спб, 1915. №26. С.11-12.

182. Уманов-Каплуновский В.В. Из моего собрания//Столица и усадьба. Спб, 1917. С. 19.

183. Уманов-Каплуновский В.В. Мой альбом//Столица и усадьба. Спб, 1915.№25.С.14-16.

184. Уманов-Каплуновский В.В. Коллекции П.Л.Вакселя//Столица и Усадьба. Спб, 1915.№ЗЗ.С. 9-12.

185. Уманов-Каплуновский В.В. Собрание Э.П.Юргенсона// Столица и Усадьба. 1915.№ 42.С. 3-6.

186. Устав общества художников 11 Мюссаровские понедельники". СПБ, 1913.

187. Фильберт В.А. Академик живописи И.С.Куликов. Владимир: Владимирское книжное издательство, 1955. 20 е.; 9 л. илл.

188. Фриче В. Социология красок// Фриче В. Социология искусства. М.:Л. 1926 .209 с.

189. Цирес А.Г. Язык портретного изображения// Искусство портрета/ Под редакцией Габричевского А.Г. М.: Государственная Академия Художественных наук. 1928.С. 86-158.

190. Цорн А, Лилиефорс Б.:Каталог / Автор вступительной статьи Вестхольм А.; автор статьи об Андерсе Цорне Форссман Э. Гетеборг: Рундквиста, 1967. 36 с. с илл.

191. Цорн и его современники. Каталог выставки ГЭ. Л, 1981г.

192. 4-ая Осенняя выставка картин: Каталог. СПб, 1909. 20 с.

193. Четыркин Л. Первые успехи// Творчество. М, 1936. № 12. С. 12.

194. Чехов А.П. Собрание сочинений. Письма.(1893 -1904). M, 1964.Т. 12. С. 507- 508.

195. Чижова И. Есть женщины в русских селениях. Страницы истории искусства//Художник. M, 1990.№ 7.С. 41-58.

196. Чириков E.H. Забытый "певец Волги ". Памяти поэта Садовников Д.Н.//Перезвоны. Рига, 1927 .№ 35 (8).С.1122-1124.

197. Шлыкова М.Э. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. М.,2001 .64 с.

198. Шебуев Н. Скоморохи наших дней// Солнце России. 1915 . № 260(5) февраль. С. 6-10.

199. Шувалова И.Н. Новый этюд И.Е.Репина к картине " Торжественное заседание Гос. Совета 7 мая 1901 г. " в собрании ГРМ//Сообщения ГРМ. JL, 1974.С. 43-46.

200. Хлебов Г.В. Репинский ученик// Юный художник. М., 1987.№ З.С. 37.

201. Хлебов Г.В. Иван Куликов/ТХудожник. М.Д989. № 11. С. 40-46.

202. Хлебов Г.В. Ученик Репина. (О жизни и творчестве худож. И.С.Куликова. 1875-1941)//Художник. М., 1971. № З.С. 37-39.

203. Хлебов Г.В. Жил академик в провинции.... (И.С. Куликов в Муроме). Владимир, 2000. 70 с.

204. Художники Мордовии: Библиографический справочник/ Автор-составитель Г.С. Горина. Саранск, 1974. 111 с. с илл.

205. Ноябрьская VII выставка общества русских акварелистов//Весы. М., 1904.№ 1.С. 83: Хроника.

206. Художники народов СССР: Биобиблиографический словарь. Т. 1-6 / Составитель О.Э. Вольценбург. М., 1970.Т. 1.445 е.; М., 1972.Т.2. 439 с; М., 1976. Т. 3. 543 е.; СПб., 1995. Т.4. Кн.2. 622 е.; СПб., 2002. Т.5. 359 с.

207. Эрнст С.Р. Рисунки русских художников в собрании Е.Г.Шварца//Старые годы. Ежемесячник для любителей искусства и старины/ ред. П.П. Вейнер. Спб., 1914. №9. С. 24-56.

208. Энциклопедия обрядов и обычаев/ Составители Брудная Л.И.; Гуревич З.М., Дмитриева О.Л.) С.-Петербург: Респекс, 1996. 552 с.

209. Эткинд М.Г. Б.М. Кустодиев. Л.; М.: Искусство, 1960. 219 с. с 16 илл.

210. Эфрос A.M. Два века русского искусства. М.: Искусство. 1969. 302 с.

211. Эфрос А. М. Профили. М.: Федерация, 1930. 308 с.

212. Юдина Е.П. Митрофанов В.П. Живопись. Миниатюра. Рисунок. Акварель. Скульптура. Прикладное искусство. Каталог: Русское искусство XVIII- н. XX в. / Научн. ред. М.М. Колпакчи. М.: Искусство, 1964. 496 с. с ил. (Гос. Яросл. - Рост, ист,- архит. и худож. музей- заповедник. Худож. отд.).

213. Ягодовская А. Жанровая форма-предмет или функция//Творчество. М.,1979.№1.С. 13-14.

214. Яковлева Н. Жанровый анализ//Творчество. М., 1978. № 9.С.21-22.

215. Яремич С. Хроника. Выставки// Художественные сокровища России. СПб., 1902. №2. С. 7.

216. Esposizione internazionale di Roma 1911: Catalogo della Mostra di belle Arti. Bergamo, 1911.429 c.

217. Laurin G. La Suede vue par ses Peintres. Stockholm, 1911. 64 c.

218. Offizieller Katalog der Internationalen Kunst-Ausstellung des Vereins Bildender Kunstler Münchens Secession. München, 1898. C. 25.

219. Allgemeines Lexikon der bildender Kunstler/ Thieme-Becker. Leipzig, 1928. XXII b. 600 c.

§2. Использованные архивные материалы.

Отдел рукописей Российской Национальной библиотеки.

ОР РНБ, ф. 59, ед. хр. 1726 (Собрание Вакселя П.Д.). Письмо Зарубина В.И. к И.С.Куликову от 6.XI. 1907 г.

ОР РНБ, ф. 123 Фонд Вакселя П.Л. , ед. хр. 270 Письмо и 2 телеграммы Куликова И.С. к Вакселю П.Л. 1917 г. и б.д.

ОР РНБ, ф.123, ед. хр. 839 Расписка в получении денег Куликовым И.С. за исполненную для посольства в Софии работу от 05.1914 г.

ОР РНБ, ф. 124 Фонд Вакселя П.Л., ед. хр. 439 Письма(4) Берггольца P.A. (художника) к И.С.Куликову от 1907 г. -1911 г.

ОР РНБ,ф. 124 , ед. хр. 446 Письма (2) Бернштама Ф.Г. (архитектора) к И.С.Куликову от 1906 г. 1914 г.

ОР РНБ, ф.124, ед. хр. 640 Письма(2) Брешко- Брешковского H.H. ( литератора) к И.С.Куликову 1905 г. и б.д.

ОР РНБ, ф. 124, ед. хр. 651 Письмо Бровар В.В.( жены художника) к И.С.Куликову от 22.XI. б.г.

ОР РНБ, ф. 124 , ед.хр. 653 Письма(7) Бровара Я.И.(художника) к И.С.Куликову 1906-1908 г.

ОР РНБ, ф. 124 , ед.хр. 938 Письмо Владимирова И.А. (художника) к И.С.Куликову от 1.01.1909 г.

ОР РНБ, ф. 124, ед.хр. 1591Письма(3) Дурова А.Л.(артиста цирка) к И.С.Куликову от 1911- 1914 г.

ОР РНБ, ф.124, ед.хр. 1739 Письма (2) Зайденберга С. М. к И.С.Куликову от 5.03.09, 14.12.09.

ОР РНБ, ф.124, ед.хр. 2264 Письма(З) Крыжицкий К.Я.( пейзажиста) к И.С.Куликову от 9.05.1907 г. и б.д.

ОР РНБ, ф. 124 , ед. хр. 2502 Письмо Липгарта Э.К. к И.С.Куликову, от 31.10.1896 г.

ОР РНБ,ф. 124 , ед.хр. 2517 Письмо Лихачева Н.П. к И.С.Куликову от 7.12.1909г.

ОР РНБ, ф. 124, ед.хр. 2710 Письмо Мартена Д.(художника) к И.С. Куликову от 24.02.1910 г.

ОР РНБ, ф. 124 , ед.хр. 2733 Письмо Матэ В.В. к И.С.Куликову б.д.

ОР РНБ,ф. 124 ,ед.хр. 3385 Письма (15) Плотникова Вл. Алекс.(художника) к И.С.Куликову от 1908 - 1912гг, б.д.

ОР РНБ, ф.124, ед.хр. 3448 Письма (13) Попова Л.В. (художника) к И.С.Куликову от 1906 г. - 1910 г.

ОР РНБ, ф.124, ед.хр. 3633 Письма (6) И.Е.Репина к И.С. Куликову от 19011914 г. и б.д.

ОР РНБ, ф. 124 , ед.хр. 4029 Письма (3) Соколова А.П.(художника) к И.С.Куликову от 1903 г. - 1909 г.

ОР РНБ, ф. 124, ед.хр. 4627 Письмо Цветкова Н. к И.С.Куликову от 8.XI. 1907г.

ОР РНБ,ф. 124, ед.хр. 4899 Письмо Шпажинского И.В. к И.С.Куликову от 21.XI. 1900 г.

ОР РНБ, ф. 404 , оп. 308 а. Л., 1960 г. Опись фонда И.С.Куликова. ОР РНБ, ф. 404 Фонд И.С.Куликова, 175 ед.хр., 1893-1941.

ОР РНБ, ф. 459. , п. № 47 . Альбом № 6 Письмо М.К. Максимовой (Романовской) Собрание автографов 4.V1 Рисунок И.С.Куликова от 3.сентября 1904 г. (23х 17,5) Рисунок молодой женщины.

Отдел рукописей Государственного Русского музея.

ОР ГРМ, ф. 100, ед.хр. 248 б.д. Выписка из рукописного дела Куликова И.С. Российский государственный исторический архив.

РГИА, ф. 789, оп.12, 1898 г., дело И-1 Вагнера П.Н.

РГИА, ф. 789,оп. 13,1904 г, дело 10. О покупке картины И.С.Куликова с "Весенней выставки" 1904 г. " Этюд женской головки на солнце".

РГИА, ф.789,оп.12,1898 г., дело № И-32 Вещилова К.А.

РГИА, ф. 789, оп 11, 1891 г., дело № И-164 Дудина С.М.

РГИА, ф. 789, оп.12,1896 г., дело № И-40 Зарубина В.И.

РГИА, ф. 789 , оп. 12 , 1896 г., дело № И-58 Куликова И.С.

РГИА, ф. 789, оп.12, 1896 г., дело № И-63 Хейлика М.И.

Архив Российского Этнографического музея.

РЭМ, Ф.1,оп.20,№ 367.Письмо И.С.Куликова от 27 апреля 1908 года к Н.М. Могилянскому о передаче музею коллекции пряничных форм.

Принятые сокращения.

гмэ

Государственный музей этнографии

ГРМ

Государственный Русский музей

ГТГ

Государственная Третьяковская галерея

ИАХ

Императорская Академия художеств

МИХМ

Муромский историко-художественный музей

НИМ РАХ Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств

ОРГРМ

Отдел рукописей Государственного Русского

музея

ОРГПБ

Отдел рукописей Государственной

Публичной библиотеки

СИХМ

Серпуховский историко-художественный

музеи

Приложение 1. Летопись жизни.

И.С.Куликов родился 1(13) апреля 1875 года в Муроме в крестьянской семье. Родители Куликова - бывшие крепостные крестьяне из деревни Афанасово Муромского уезда. Отец Семён Логинович, мать Александра Семёновна Куликовы.

В 1889 году Куликов кончает уездное училище. Летом 1893 года знакомится с художником Александром Ивановичем Морозовым (1835 -1904 г.).

В январе 1894 года Иван Семенович принят по рекомендации Морозова в школу Общества поощрения художеств.

В ноябре 1896 года перешел с помощью Э.К.Липгарта в мастерскую И.Е.Репина, а весной 1898 года из вольнослушателей перевёлся в ученики ВХУ.

1 ноября 1902 года И.С.Куликов за произведения: "Портрет В.А.Щуко" и " Чаепитие в крестьянской избе" получил золотую медаль и звание художника. По окончании Академии Художеств И.С.Куликов знакомится со своей будущей женой Елизаветой Аркадьевной Соколовой. В августе 1903 года Куликов выезжает за границу в качестве пенсионера. В 1904 году, в 1905 году Куликов получает продление пенсионерской поездки. Посещает Италию, Германию, Францию.

В 1908 году ученики И.Е.Репина объединяются в Общину художников, Куликов присоединяется к друзьям по мастерской.

С 1909 года Иван Семенович член общества имени А.И.Куинджи. В сентябре 1910 года Владимирская Губернская Архивная комиссия избрала его в действительные члены комиссии.

В октябре 1915 года баллотировался и получил звание Академика живописи.

В январе 1919 года организовал для посетителей музей в Муроме. В 1922 году (в Петрограде с 1918 года) был создан Профессиональный союз художников, в 1922 году в него вступил И.С.Куликов. В 1927 году бывшие ученики репинской мастерской организовали Общество художников имени И.Е.Репина, куда вошел и Куликов. В январе 1935 года был организован областной Союз Художников и И.С.Куликов стал членом Горьковского отдела Союза Художников. Выставлял свои произведения на различных выставках, как по стране, так и за рубежом.

Умер 15 декабря 1941 года в Муроме.

219

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.