Творчество Й.П. Якобсена тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Мариева, Наталия Владимировна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 192
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Мариева, Наталия Владимировна
Введение.
Глава 1. «Фру Мария Груббе».
I. Жанровое своеобразие романа.
II. Языковые особенности.
III. Система персонажей в романе.
Глава 2. «Нильс Люне».
I. Построение сюжета и системы персонажей в романе.
II. Характер главного героя в контексте проблемы мечты и реальности.
III. Проблема восприятия.
IV. Образ автора-повествователя.
Глава 3. Тематическое своеобразие творчества Й.П. Якобсена.
I. Религиозная тема.
II. Тема счастья.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Послевоенное творчество Мартина А. Хансена и проблема датского модернизма2011 год, кандидат филологических наук Королинская, Юлия Вячеславовна
Поэтика художественной модальности ранней новеллистики Артура Шницлера2006 год, кандидат филологических наук Барышева, Татьяна Геннадьевна
Роман В. Набокова "Дар" как энциклопедия жанров2010 год, кандидат филологических наук Майорова, Галина Владимировна
Жанрово-стилевые особенности трилогии Фазу Алиевой "Роса выпадает на каждую травинку"2012 год, кандидат филологических наук Джамалудинова, Хадижат Гамзатовна
Поэтика современной башкирской прозы2009 год, доктор филологических наук Абдуллина, Амина Шакирьяновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Й.П. Якобсена»
Творчество Иенса Петера Якобсена (1847-1885) занимает важное место в истории датской и мировой литературы. Оно относится к 70-80 гг. XIX в., это начало того периода, когда скандинавская литература выходит на европейский уровень (последняя треть XIX - начало XX вв.). Творчество Х.Ибсена, А.Стриндберга, А.Хьеллана, Х.Банга, литературно-критическая деятельность Г. Брандеса получают большую известность. В этом же ряду стоит и творчество Й.П. Якобсена.
Якобсен, следуя позитивистскому духу времени, учится на естественнонаучном факультете копенгагенского университета, специализируется в области ботаники, переводит основные труды Ч.Дарвина «Происхождение видов» и «Происхождение человека» на датский язык, пишет популяризаторские статьи об эволюционной теории. Но вскоре его естественнонаучные занятия вытесняются литературными интересами. К раннему творчеству (1866-1869) относятся два поэтических сборника, «Кактус зацветает» и «Херверт Сперринг», опубликованные только после смерти автора; это по преимуществу подражательные стихи, среди которых находят отдельные поэтические шедевры. В 1872 году опубликована новелла «Могенс», далее на протяжении всего жизненного пути Якобсен пишет новеллы, которые в 1882 собраны в сборник «Могенс и другие новеллы». Первый роман писателя - «Фру Мария Груббе» - выходит в 1876 г., второй -«Нильс Люне» - в 1880 г.
70-80-х гг. XIX в. - период бурного развития датской литературы, который получил название «современного прорыва», это широкое культурное движение, поставившее своей целью преодолеть косность и отсталость Дании и стремившееся к обновлению во всех сферах /^ч человеческой деятельности, в том числе в литературе. Во главе «движения прорыва» стоял Георг Брандес, который в своих лекциях и статьях выдвигал ряд требований к современной литературе. Ставить «проблемы на обсуждение» - один из главных лозунгов критика; известный датский литературовед Свен Меллер Кристенсен выделяет четыре такие проблемы, «отношение к религии, отношение между поколениями, социальные проблемы, т.е. отношения между классами, отношения между полами»1. Якобсен был близок к кругу Георга и Эдварда Брандесов. Темы и проблемы творчества Якобсена во многом близки «движению прорыва», его первое опубликованное произведение, новелла «Могенс», считается «первым произведением прорыва». Якобсен очень уважал Г. Брандеса, внимательно прислушивался к его оценкам, но в своем творчестве следовал не требованиям критика, а собственному таланту. Поэтому, хотя творчество Якобсена совпадает по времени и по общей направленности художественных поисков с «литературой прорыва», это более широкое литературное явление. Не случайно, произведения Якобсена были с восторгом прочитаны и плодотворно восприняты в 90-900-е гг. как в Дании, так и в других странах (в том числе, в России и Германии).
Предметом данного исследования является прозаическое творчество о
И.П. Якобсена. Рассмотрение конкретных произведений в их жанровом и художественном своеобразии и всего творчества датского писателя с точки зрения тематики, с учетом культурно-исторической эпохи создания произведений и их рецепции в последующие эпохи - цель данной работы.
При изучении художественной прозы И.П. Якобсена в ее жанровом и тематическом своеобразии рассматриваются следующие вопросы:
- жанровое определение романа «Фру Мария Груббе»;
- языковые особенности романа в связи с жанровым своеобразием;
- принцип построения системы персонажей в романе «Фру Мария Груббе»;
- построение сюжета и системы персонажей в романе «Нильс Люне»;
- характер героя в контексте проблемы мечты и реальности;
- проблема восприятия реальности через субъективное сознание персонажей романа Якобсена «Нильс Люне»;
- образ автора-повествователя в романе «Нильс Люне»;
- доминантные темы творчества Якобсена.
В соответствии с поставленными задачами выстроена структура исследования, которое состоит из Введения, трех глав, Заключения и Приложения. Первая глава, посвященная роману «Фру Мария Груббе», состоит из трех разделов: 1. «Жанровое своеобразие романа», 2. «Языковые особенности», 3. «Система персонажей в романе». Во второй главе рассматриваются вопросы, связанные с романом «Нильс Люне»: 1. «Построение сюжета и системы персонажей в романе», 2. «Характер главного героя в контексте проблемы мечты и реальности», 3. «Проблема восприятия», 4. «Образ автора-повествователя». В третьей главе исследуется тематическое своеобразие творчества Якобсена: 1. «Религиозная тема», 2. «Тема счастья».
Методологической базой исследования являются работы в области поэтики романа М.М. Бахтина, Н.Т. Рымаря, Л.Я Гинзбург, а также труды по теории и истории литературы Ю.Н. Тынянова, В.М. Жирмунского, Б.Г. Реизова, Д.С. Лихачева, Н.Д. Тамарченко. ♦ * о
Существует большое количество работ, посвященных творчеству И.П. Якобсена. Исследование отдельных произведений писателя начинается непосредственно после их публикации в статьях и рецензиях современников. Статья о Й.П. Якобсене в «Датском биографическом лексиконе» (1887-1904) написана его другом Вильгельмом Меллером , в следующем издании (19341939) - известным исследователем литературы Олофом Фрисом3, в обоих случаях приводятся основные факты биографии писателя, круг его литературных интересов и краткий обзор творчества.
2 Dansk biografisk lexikon. Udgivet af C.F. Bricka. Bind VIII. Kebenhavn, Gyldendalske Boghandles Forlag (F.Hegel & Sot), 1894. S. 357-361.
3 Dansk biografisk Lexikon. Grundlagt af C.F. Bricka. Redigiret af Povl Engelstoft under medvirkning af Sven Dahl. Bind XI. - Kebenhavn, J.H.Schultz Forlag, 1937. S. 309-317.
Собственно научное изучение творчества Якобсена начинается в XX веке, когда оно становится предметом особого рассмотрения, материал входит в учебники и научные издания по истории датской литературы4. Первое наиболее значительное издание такого рода - многотомная «Иллюстрированная история датской литературы»5 (1925); в IV том, написанный Вильгельмом Андерсеном, входит биография Якобсена и подробный обзор его творчества. В хронологическом порядке рассматриваются параллельно события жизни писателя и его произведения: история создания, анализ отдельных, наиболее важных эпизодов. В.Андерсен относит творчество Якобсена к натурализму6, пытается найти в его произведениях воплощение идей Э.Золя, например, о героине романа «Фру Мария Груббе» говорится, что она «продукт своего времени и среды» (что будет справедливо опровергнуто С.М. Кристенсеном).
В 4-томной «Истории литературы Дании» (1966) раздел о творчестве Якобсена написан Хаконом Стангерупом. Якобсен поставлен на грани старой литературы романтического толка и новой, натуралистической. По мнению исследователя, новелла «Могенс» не является выдающимся произведением, но имеет историко-литературное значение: это «манифест», который представляет «новое понимание человека» как части природы и новое изображение человека в произведении. В романе «Фру Мария Груббе» исследователь выделяет главным мотивом «отношение к эротике», «психофизиологическое изображение эротической сущности», отмечает также стилизацию языка, его ритмический характер в отдельных фрагментах
4 Gustafson AJrik. Six Scandinavian novelists. Prinston University press, New York, 1940. Jorgensen AkseJ K. Dansk litteraturhistorie. - GADs Forlag, IGabenhavn, 1944. Mitchell P.M. A History of Danish Literature. Gyldendal, Copenhagen, 1957. Kabell Age. Faser af Dansk Digtning. - Kobenhavn, 1959. Thomsen Ejnar. Dansk litteratur efter 1870. - Rosenkilde og Bagger, Kebenhavn, 1962. Norrild Svend. Dansk litteratur historie. -Gyldendal, Kobenhavn, 1963. Franzen Lars-Olof. Punktnedslag i DanskLitteratur 1880-1970. Kebenhavn, 1971. Dansk litteratur fra runer til graffiti. Redaktion Keld B. Jessen og Steffen Hejlskov Larsen. -Gjellerup, 1988. Fibiger J., Lutken G. Litteraturens veje. - Gads forlag, Kebenhavn, 1998.
5 Illustreret dansk litteraturhistorie ved Carl S. Petersen og Vilhelm Andersen. Bind 4. Nordisk forlag, Kebenhavn, London, Berlin, 1925.
6 Понятие «натурализма» в датском литературоведении не совпадает по терминологическому значению с его использованием в русской науке: датские исследователи литературы следуют, как правило, за Г. Брандесом, который понимал натурализм расширительно, что соответствует более понятию «реализма».
7 Dansk litteratur historie. Bind 3. fra Georg Brandes til Johannes V. Jensen. Af Hakon Stangerup og F.J. Billeskov Jansen. Politikens forlag, Kebenhavn, 1966. для подтверждения отрывок описания взгляда героини дан в разбивке на короткие строки как верлибр). В романе «Нильс Люне» выделяется три основных мотива: «вольнодумец», «мечтатель», «эротическая проблема».
В 8-томной «Истории датской литературы»8 (1985) раздел о творчестве Якобсена написан Пером Даль, он рассматривает отдельные события жизни писателя и его произведения с точки зрения отношений власти и подчинения в социальном и сексуальном планах. Поэтические произведения, новеллы и эпизоды романов анализируются как выражение сексуальной фантазии автора и героя, а также в аспекте социальной конфликтности. Например, в эпизоде пожара в новелле «Могенс», когда герой видит свою возлюбленную гибнущей в огне, выявляется два символических значения. Во-первых, это «изображение сексуальных фантазий» героя, в «страстном пламени» которых умирает героиня. Во-вторых, это гибель «буржуазной дисциплины» (дом советника юстиции) в огне «пролетарской необузданности» (фабрика, завод и рабочий квартал недалеко от дома), своеобразно передающая впечатления Якобсена от Парижской коммуны, прогремевшей за два года до написания новеллы.
Крупные датские литературоведы посвящают отдельные главы своих исследований творчеству Якобсена в целом или его отдельным произведениям. Например, в книге Ханса Брикса «Писатели Дании»9 (1951) глава о Якобсене начинается с воссоздания возвышенного, благородного образа писателя. Затем рассматривается новелла «Могенс» - в ней разнородные элементы существующей эстетики (идиллия, водевиль, трагедия) перемешиваются с целью обновления в сфере описаний и сюжетной линии. Х.Брикс пишет о языковых пластах в романе «Фру Мария Груббе», а затем характеризует «колористический стиль» Якобсена. Писатель, по мнению исследователя, запечатлел «первичное цветовое
8 Dansk litteratur historie. Bind 6. Kebenhavn, 1985. (s. 240-266,293-300.)
9 Brix Hans. Danmarks digtere. Kebenhavn, 1951. восприятие» (из которого сознание вычленяет отдельные контуры предметов), что подтверждается анализом цветовых прилагательных.
Существуют интересные исследования отдельных новелл писателя, например, Й. Хольмгор10 пишет о новелле «Чума в Бергамо», строя свой анализ на выделении бинарных оппозиций. В книге Й.Д. Йохансена
Литература и желание»11 рассматриваются в структурнопсихоаналитическом аспекте новеллы «Выстрел в тумане» и «Фру Фене».
Написано несколько отдельных монографий, посвященных жизни и творчеству Й.П. Якобсена. Первая крупная работа такого плана принадлежит шведской исследовательнице Брите Тигершёльд12. Помимо внешних фактов биографии, она пытается восстановить эмоциональное и интеллектуальное развитие писателя, приводя материал о круге его интересов и чтения, в соответствии с историческим и культурно-идейным состоянием общества в
Дании того периода. Романы Якобсена рассматриваются в литературном, философском и общественном контексте. Например, проводятся связи между романом «Фру Мария Груббе» и историческим романом П.Мериме «Хроника царствования Карла IX», романом Флобера «Мадам Бовари», романом Э. и
Ж. Гонкуров «Жермини Ласерте».
В 1953 г. опубликована крупная работа Фредерика Нильсена «И.П.
11
Якобсен. Поэт и человек» , основанная на психоаналитическом подходе. В книге дана подробная биография Якобсена с привлечением его писем, дневниковых записей и раннего, поэтического творчества, в котором исследователь видит прямое отражение чувств и переживаний автора. Далее рассматриваются романы и новеллы писателя. Произведения Якобсена прочитываются с целью найти в них невысказанные прямо мечты и подавленные желания автора; исследователь в предисловии говорит, что
10 Holmgaard Jergen. J.P. Jacobsen. Pesten i Bergamo. // Analyser af dansk kort prosa. Bind 1. red. Jergen Dines Johansen. - Borgens forlag, 1975. s.250-266.
11 Johansen Jargen Dines. Litteratur og begaer. - Syddansk Universitetsforlag, 2003.// University of Southern Denmark studies in Scandinavian language and literature. Vol. 55,2003.
12 TigershiOld B. J.P.Jacobsen och hans roman "Niels Lyhne". Gateborg, 1945.
13 Nielsen F. J.P. Jacobsen. Digteren og mennesket. En littersr undersagelse. Kebenhavn, 1953. центральным в его сочинении является доказательство альголанического характера переживаний Якобсена».
Исследование Йорна Восмара «Творчество Якобсена»14 (1984) основано на антропологическом подходе с использованием феноменологического и психоаналитического методов. Первая часть работы рассматривает внешний мир, как он описан в произведениях Якобсена, на основе идеи «стремления к бесконечному» и персонажей на основе идеи «стремления субъекта слиться с объектом». Вторая часть представляет анализ раннего творчества в единстве с жизнью и психологическим развитием автора в этот период. Третья часть рассматривает персонажей Якобсена в антропологическом аспекте: идеалы, которые являются для них жизненными ориентирами (Восмар выделяет два основных идеала, противопоставленных друг другу - героический и эротический) и условия, определяющие возможность или невозможность их реализации. Психоаналитический подход, по мысли ученого, не должен главенствовать в рассмотрении художественного произведения, поэтому ему посвящена небольшая часть, в которой даны типы альголанизма в творчестве Якобсена, без соотнесения их с личностью автора.
Творчество Й.П. Якобсена затрагивается также в сравнительных исследованиях датской и русской литератур; этой теме посвящены две крупные работы: К. Тиандер «К вопросу о международном значении Тургенева» 15 (1913) и Й.Ф. Йенсен «Тургенев в датской духовной жизни»16 (1961). К. Тиандер рассматривает датскую литературу 70-х гг. XIX в., называя это десятилетие «тургеневским периодом». Исследователь выделяет черты в творчестве Якобсена, близкие к особенностям тургеневской прозы: тип любящей женщины, мужской тип «лишнего человека» и особенности стиля («комизм в страстных ситуациях», «кажущаяся бессвязность черт и о м сцен»). В масштабном и основательном труде И.Ф.Иенсена одна из глав
14 Vosmar Jorn. J.PJacobsens digtning. Kbh, 1984.
15 Тиандер К. Датско-русские исследования. Вып. 2. - СПб., 1913.
16 Jensen Johan Fjord. Turgenjev i dansk Sndsliv. - Kabenhavn, 1961. посвящена творчеству Якобсена в аспекте литературного влияния. Несмотря на высказанное с самого начала сомнение в возможности исследования влияний в творчестве Якобсена (так как «каждый импульс проходил сильное индивидуальное формирование, что часто настолько далеко уводило
17 результат от исходного пункта» ), литературовед доказывает, что стилевая новизна в новелле «Могенс» объясняется влиянием тургеневской прозы. Иенсен приводит сведения, подтверждающие знакомство Якобсена с произведениями Тургенева, подробно анализирует текст новеллы, выделяя стилевые черты и сюжетные и образные мотивы, указывающие на влияние русского писателя. По мнению исследователя, в последующих произведениях Якобсена стиль формировался без влияния Тургенева, но точки соприкосновения можно выявить на уровне героя (неукорененность, разрыв с культурной средой Базарова и Нильса Люне, описание смерти обоих героев как поражения, но и героизма). Иенсен рассматривает влияние в его эволюции: «уменьшающееся языковое, стилистическое влияние при
18 повышающейся характерологической связи» . Трудно определимое сходство Якобсена и Тургенева в общем настроении их произведений, в отношении к человеку объясняется исследователем родственностью их натур. В ходе о рассмотрения Иенсен дает много интересных замечаний о стиле Якобсена, ставит творчество писателя в широкий литературный контекст, национальный и европейский.
В серии издательства «Hans Reitzels forlag» две книги посвящены творчеству Якобсена: «Вокруг Нильса Люне»19 (1970) и «Вокруг Марии Груббе»20 (1972)
- это подборка материалов, включающая статьи и рецензии современников, эпистолярный материал (письма самого писателя и его окружения), содержащий высказывания о романах, выдержки из крупных исследований датских и европейских литературоведов.
17 Ibidem. S. 100.
18 Ibidem. S. 124.
19 Omkring "Niels Lyhne'V Udg. af N.Barfoed. - Kabenhavn, Reitzel, 1970.
20 Omkring "Fru Maria Grubbe" / Udg. af J.Ottosen. - Kabenhavn, Reitzel, 1972.
Особого упоминания требуют исследования Свена Меллера
Кристенсена, сделавшего большой вклад в изучение датской литературы второй половины XIX в. В своем исследовании «Творчество и 21 мировоззрение» (1960) С. М. Кристенсен посвящает одну из глав роману «Фру Мария Груббе». Он выделяет и рассматривает шесть этапов жизненного пути героини, делает замечания по поводу композиции романа, доказывая, что упреки в слабости и несвязности построения несправедливы. Проверяя ставшее расхожим мнение о связи героини со средой, Кристенсен признает внешнюю принадлежность Марии Груббе к среде XVII века, но подчеркивает внутреннее несовпадение, расхождение героини со средой. Его труд «Импрессионизм в датской прозе» (1955) рассматривает датскую художественную прозу 1870-1900 гг. в стилистическом аспекте, при этом большее значение придается целостности литературного процесса, а не отдельным писателям. Кристенсен затрагивает отношение натурализма и импрессионизма, понимая под последним стилевое явление. В качестве примет импрессионистического стиля он выделяет: распадение эпической формы, драматические элементы в прозе (диалоги с индивидуализированными репликами, сходные с ремарками авторские замечания о движениях, мимике и жестах действующих лиц, описание места, данное во вступлении к ситуациям и сходное с ремаркой по цели: через отдельные детали создать не просто обстановку, но атмосферу). Исследователь останавливается на явлении несобственно-прямой речи и ее функции в импрессионистическом стиле, рассматривает лиризм и субъективизм прозы, которые выражаются в прерывистой композиции, описаниях душевного состояния, суггестивности. Кристенсен анализирует морфологические и синтаксические особенности импрессионистической прозы на всех уровнях с большим количеством примеров из произведений писателей исследуемого периода, в том числе из произведений Якобсена. Он
21 Kristensen Sven Meller. Digtning og livssyn. Fortolkninger af danske vasrker. 2. oplag, Gyldendal, Kbh, 1960.
22 Kristensen Sven Meller, Impressionismen i dansk prosa. 1870-1900. Kbh, 1955. касается явления феноменологической апперцепции, то есть передачи впечатления без логической обработки с целью - «показывать вещи, а не рассказывать о них». В заключении исследователь пишет в частности, что у Якобсена присутствуют как элементы старого, риторического стиля (в сравнениях, метафорах, формах одушевления), так и элементы импрессионистического стиля (номинативность, размывание четкой структуры предложения, ассоциативные сравнения).
Еще одна работа Кристенсена «Поэт и общество»23 (1974) -исследование периода последней трети XIX - начала XX вв. в историко-культурном и социологическом аспектах. Здесь ученый восстанавливает мироощущение эпохи в его эволюции на протяжении четырех десятилетий, отношение литературы и общества на разных уровнях (литература и официальная мораль и религия, отношение писателей к читательской публике, характеристика читательской публики, ее предпочтения, социальное происхождение писателей). Приведены статистические сведения о частотности публикаций произведений Якобсена, прижизненных и посмертных, и количестве экземпляров; материал свидетельствует о возрастании интереса к писателю и превращении его в классика датской литературы после 1910 г. * *
В России произведения Якобсена переводили и издавали особенно интенсивно с 1892 по 1915, новеллы печатались в разных переводах в периодических изданиях и выходили отдельными сборниками, романы неоднократно переиздавались: роман «Фру Мария Груббе» переведен П.Г.Ганзеном, «Нильс Люне» в двух переводах - В.Спасской и С. Городецкого.
23Kristensen Sven M0ller. Digteren og samfundet i det 19. Miundrede. Bind 2. Kbh, 1974.
Последние издания произведений Й.П. Якобсена: «Фру Мария Груббе» в переводе С.Петрова (1962), «Нильс Люне» в переводе Е.Суриц (отдельное издание 1976, в сборнике «Фиорды» 1988). Материал о жизни и творчестве писателя можно найти в предисловиях к романам В. Неустроева; в «Истории всемирной литературы» раздел о датской литературе соответствующего периода написан И.П.Куприяновой; в «Биобиблиографическом словаре» в статье Г.Храповицкой. Единственная статья, посвященная творчеству датского писателя - «Роман Йенса Петера Якобсена "Нильс Люне"» В.Г. Адмони,24 в которой рассматриваются отдельные черты стиля и проблематики романа25.
24 Скандинавский сборник. Вып. XIV. - Таллинн, 1969. С. 229-237.
25 Более подробно тема «Произведения Й.П. Якобсена в России» в Приложении.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
"Вымышленная биография" Энн Бронте как тип автобиографического романа2012 год, кандидат филологических наук Елисеева, Ирина Александровна
Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской2002 год, кандидат филологических наук Хохлова, Елена Вячеславовна
Мастерство Ф. Искандера-новеллиста2002 год, кандидат филологических наук Измайлова, Саида Измайловна
Художественный конфликт как жанро- и стилеобразующий фактор в новеллах Т. Керашева2005 год, кандидат филологических наук Пшизова, Асъят Каральбиевна
Романы Гайто Газданова: Динамика художественной формы2010 год, доктор филологических наук Проскурина, Елена Николаевна
Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Мариева, Наталия Владимировна
Заключение.
Творчество Й.П. Якобсена богато и разнообразно. Выбранные аспекты рассмотрения в данном исследовании - жанровые, художественные, тематические особенности - не исчерпывают всех возможных подходов к творчеству писателя, но дают возможность определить своеобразие его художественного мира. Первый роман «Фру Мария Груббе» является жанровым синтезом - историческая и психологическая линии переплетаются в романе-биографии. Максимально достоверно описывается жизненный путь реальной исторической личности - Марии Груббе. Автор создает колорит XVII века с помощью упоминания исторических событий и лиц, стилизации и индивидуализации речи персонажей, но использует это в качестве фона, на котором выступает главная героиня.
Особый интерес представляет система персонажей в романе «Фру Мария Груббе»: в центре располагается главная героиня, второстепенные персонажи являются ступенями в ее поиске жизненного идеала. В сравнении со ступенчатым построением системы персонажей в первом романе, второй роман, «Нильс Люне», имеет более сложное строение: периоды подъемов и спадов в эмоциональном, интеллектуальном, творческом развитии главного героя переплетаются с волнообразными линиями развития других персонажей.
Характер Нильса Люне раскрывается через противопоставление мечты и реальности. Понятие «мечты» изменчиво и неопределенно: оно связано с возрастом героя, с ожиданием будущего и надеждой. Содержание мечты находит выражение в трех сферах отношений и деятельности: в творчестве, любви и идее атеизма. В романе Якобсена мечта связана с понятием иллюзии, что выводит на проблему восприятия персонажами реальности сквозь призму их субъективного сознания, которое содержит иллюзии, привитые воспитанием, культурным наследием, литературными произведениями.
Еще Георг Брандес назвал Якобсена «великим колористом датской прозы», далее исследователи много занимались рассмотрением стилистических особенностей писателя. В данной работе языковые особенности романа «Фру Мария Груббе» выявляются с точки зрения особенностей жанра, а в романе «Нильс Люне» наибольший интерес представляет фигура повествователя, проявляющаяся в речи и в отношении к главному герою.
При изучении тематического своеобразия творчества Й.П. Якобсена выделяются две доминантные темы - религиозная тема, "которая находит свое выражение в романах и некоторых новеллах, и тема счастья, которая ставится, главным образом, в новеллах писателя.
Темы, проблемы, образы Якобсена встраиваются в литературную традицию XIX века: противопоставление мечты и реальности имеет своим истоком романтическое двоемирие, тема счастья волновала писателей XVIII-XIX вв., религиозная тема остро зазвучала в европейской и русской литературе второй половины XIX века. Образ Нильса Люне продолжает и по-своему развивает классический для литературы образ молодого человека в поисках своего места в жизни. Женские образы (Мария Груббе, Бартолина Люне, Фенимора) встраиваются в галерею женских образов эпохи: Эмма Бовари Флобера, Жанна из романа Мопассана «Жизнь», Жермини Ласерте братьев Гонкур, Нора Ибсена, фрекен Жюли Стриндберга, Тэсс из рода д'Эрбервилей Т.Гарди, Катерина из пьесы Островского «Гроза», Анна Каренина Л.Н. Толстого. В жанровом отношении Якобсен продолжает традицию, но видоизменяет ее в соответствии со своими художественными установками: развитие жанра исторического романа приводит к тому, что он отходит от классического образца, в духе В.Скотта, синтезирует качества других типов романа. Это традиция найдет продолжение в творчестве И. В. Йенсена, написавшего роман на историческую тему «Падение короля», который имеет много точек соприкосновения с романом Якобсена «Фру Мария Груббе».
В основе романа «Нильс Люне» лежат черты социально-психологического романа, романа биографии (история молодого человека), по типологии М.М. Бахтина это «роман становления». Своеобразие романа Якобсена в преобладании психологического содержания. Основываясь на традиции, Якобсен внес в нее новое, своеобразное, что дало возможность следующему поколению по-своему прочитать и воспринять роман. Один из представителей поколения, чью молодость пришлась на период рубежа XIX-XX вв., Стефан Цвейг, который пишет в предисловии к немецкому изданию 1931: «Наши чувства формировались этой книгой и наши вкусы; она наполняла образами наши мечты, она подарила нам первое лирическое предчувствие истинного мира; наша жизнь и наша юность немыслимы без нее, без этой удивительной книги, нежной, чуть болезненной и почти забытой в шуме наших дней»152.
152 Цвейг С. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 10. - М.: TEPPA, 1997. С. 111.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Мариева, Наталия Владимировна, 2007 год
1. Jacobsen J.P. Mogens og andre noveller. K0benhavn. 1968.
2. Jacobsen J.P. Samlede vasrker. Bind 1. ("Fru Maria Grubbe"). Kjetbenhavn,
3. Rosenkilde og Bagger, 1972.
4. Jacobsen J.P. Samlede vaerker. Bind 2. ("Niels Lyhne"). Kobenhavn, Rosenkilde og Bagger, 1973.
5. Датская новелла XIX XX веков. - Л., «Художественная литература», 1967. Европейская поэзия XIX века. - М., 1977. с. 401- 404. Якобсен Й.П. Нильс Люне. - М., «Художественная литература», 1976. Якобсен Й.П. Фру Мария Груббе. - М., Л., Гослитиздат, 1962.
6. Адмони В.Г. Роман Иенса Петера Якобсена «Нильс Люне». // Скандинавский сборник, вып. 14. Таллин, 1969. Стр. 229-236.
7. Андрее А. Дистанция времени и перевод. // Мастерство перевода. Сборник. М., 1965. с. 118-131.
8. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
9. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
10. Березина А.Г. Поэзия и проза молодого Рильке. Л., Изд-во Ленинградского университета, 1985.
11. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств. М., Наука, 1987.
12. Брандес Г. Скандинавская литература. Киев, 1908.
13. Герцфельд Мария. Скандинавская литература и ее современные тенденции. СПб, 1899.
14. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979.
15. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971.
16. Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности / Донецкий нац. ун-т. М.: Языки славянской культуры, 2002. - 528 с.
17. Горн В.Ф. История скандинавской литературы от древнейших времен до наших дней. М., 1894.
18. Григорьева Л.Г. Литература скандинавских стран 1800-1860. Краткий обзор. М.: ИМЛИ РАН, 2004.
19. Дания и Россия 500 лет. / Под ред. Л.П.Поульсена-Хансена. - М., Междунар. отношения, 1996. (Карл Стиф. Литература и наука, с. 132152.)
20. Ерхов Б. Послесловие. // Фиорды. Скандинавский роман XIX начала XX века. - М., 1988. стр. 517-527.
21. Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. Ч.2./ Под ред. Н.П. Михальской. М.: Просвещение, 1997. с. 444-446.
22. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.
23. Исторический роман. История и теория. Материалы спецкурса и спецсеминара. Учебное пособие. Душанбе, 1988.
24. История всемирной литературы в 9 тт. Т.7. М., Наука, 1991.
25. История Дании с древнейших времен до начала XX века. М.: Наука, 1996.-503 с.
26. История Дании. XX век. М., Наука, 1998. - 379 с.
27. Кан А.С. История скандинавских стран: (Дания, Норвегия, Швеция). Учеб. пособие для вузов по специальности «История». М.: Высшая школа, 1980.-311 с.
28. Компаньон А. Демон теории. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2001.-с. 336.
29. Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора. // Страницы истории русской литературы. М., Наука, 1972. С. 199-207.
30. Кристенсен Свен М. Датская литература. 1918-1952. -М., 1963.
31. Куприянова И.П. Литературные судьбы Марии Груббе. // Художественное сознание и действительность. Межвузовский сборник. Под ред. А.Г.Березиной. Выпуск 6. СПб., издательство СПб ун-та, 2004.
32. Куприянова И.П. «Скорбные воспоминания» Леоноры Кристины Ульфельдт примечательное явление датской литературы XVII века. // Скандинавская филология. Scandinavica. IV. Межвузовский сборник. -Л., Издательство ленинградского университета, 1985. С. 109-119.
33. Куприянова И.П. Тургенев в Дании. // Первые скандинавские чтения. Этнографические и культурно-исторические аспекты. СПб., 1997. с. 224-232.
34. Куприянова И.П. «Французская автобиография» Леоноры Кристины Ульфельдт. //ЕПИТОАА1. Сб. статьей к 80-летия проф. Н.А. Чистяковой. СПб, Издательство СПбГУ, 2001. с. 136-145.
35. Лебон Гюстав. Психология народов и масс. СПб.: «Макет», 1995. -316 с.
36. Лейтес Н.С. Роман как художественная система. Учебное пособие по спецкурсу. Пермь, 1985.
37. Литературная энциклопедия терминов и понятий. / Под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001.
38. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М., Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.
39. Литературоведческие термины: Материалы к словарю. Коломна, 1997.
40. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. СПб.: Алетейя, 2001. - 566 с.
41. Лукач Г. Исторический роман. // Литературный критик. 1937, книги 7, 9,12.
42. Лукьянец И.В. Французский роман второй половины XVIII века. (Автор, герой, сюжет). СПб., 1999.
43. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999.
44. Мерло-Понти М. Око и дух. // Французская философия и эстетика XX века. М., Искусство, 1995. С. 215-253.
45. На рубеже веков. Российско-скандинавский литературный диалог. -М.: РГГУ, 2001.
46. Небесная арка. Марина Цветаева и Райнер Мария Рильке. СПб, «Эгида», 1999.
47. Неустроев В.П. Литература Скандинавских стран (1870-1970) : Учебн. пособие для филол. фак. ун-тов. М.: Высш. школа, 1980.
48. Нордау М. Вырождение; Современные французы. М.: Республика, 1995.
49. Орловская-Бальзамо Е. Воздушные пути литературы: Якобсен -Рильке Пастернак : пер. с ит. / Орловская-Бальзамо Е. // Новое литературное обозрение. - 2000. - N 6(46). - С. 132-162.
50. Оскоцкий В.Д. Роман и история. (Традиции и новаторство советского исторического романа.) М.: Худож. лит., 1980.
51. Писатели Скандинавии о литературе. М., 1982.
52. Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. М. Л., 1965.
53. Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М., 1955.
54. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. -Л., 1958.
55. Рильке Р.-М. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. М., «Искусство», 1971.
56. Рильке P.M. Избранная проза: Сборник / Сост. Н.С.Литвинец. М.: Радуга, 1984.
57. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. М.: Издательство «Наука», 1974.
58. Рожкова Т.В. Историко-биографический роман в русской литературе 20-30 годов XIX века. (Жанровые разновидности). Иваново, 1994.
59. Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа. Воронеж, 1989.
60. Рымарь Н.Т. Поэтика романа. Куйбышев, 1990.
61. Сванидзе А.А. Культура стран Северной Европы в XVI начале XVII в. // Культура западной Европы в эпоху Возрождения. Под ред. Л.М.Брагиной. М., 1996. С. 277-299.
62. Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Л.ИТимофеев и С.В. Тураев. М., «Просвещение», 1974.
63. Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. С.И. Кормилов. М.: Олимп: ООО «Издательство ACT», 2000. - 704 с.
64. Тиандер К. Датско-русские исследования. Вып. 2. СПб., 1913.
65. Тынянов Ю.Н. Литературная эволюция: Избранные труды. М.: «Аграф», 2002. - 496 с.
66. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., Прогресс, 1978.
67. Фейхтвангер Леон. О смысле и бессмыслице исторического романа. //Литературный критик. 1935. № 9. Стр.106 -112.
68. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 188 с.
69. Хинкис В. О пользе соразмерности и сообразности. // Мастерство перевода. Сборник. М., 1965. с. 132-148.
70. Цвейг С. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 10. М.: ТЕРРА, 1997. - 736 с. (111-120)
71. Четвертые Арзамасские Соборные встречи. Русский исторический роман: традиции и перспективы / материалы Всероссийского научно-практического семинара. / Арзамас: АГПИ, 2005. - 122 с.
72. Шарыпкин Д.М. Русская литература в скандинавских странах. Л., 1975.
73. Шарыпкин Д.М. Скандинавская литература в России. Л., 1980.
74. Эсалнек А.Я. Типология романа (теоретический и историко-литературный аспекты). М., Изд-во МГУ, 1991. - 159 с.
75. Эстрина В.А. Образ автора как лингвостилистическая категория текста. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. Львов, 1980.
76. Andersen Jorn Erslev. J.P. Jacobsen, kompositorisk heterogenitet og poetisk taenkning. // Spring. Tidsskrift for moderne litteratur. 1998, № 13. S. 81-93.
77. Andersen Vilh. Dansk litteratur. Forskning og undervisning. Kebenhavn og Kristiania, 1912.
78. Billeskov Jansen F.J. Holberg og hans tid. Gyldendal, Kebenhavn, 1980.
79. Birket Smith S. Leonora Christina Grevinde Ulfeldt's Levned. -Kobenhavn, Gyldendalske Boghandels Forlag (Hegel & Son), 1887.
80. Brandes Edvard. Litteraere tendenser. Artikler og Tendenser. Kobenhavn, 1968.
81. Brix Hans. Danmarks digtere. Kobenhavn, 1951.
82. Brostram Torben. Labyrint og arabesk. Kobenhavn, 1967.
83. Danmarks historie./Red. af J.Danstrup og H.Koch. Politikens Forlag. Bind 7-8. K0benhavn, 1964.
84. Dansk litteratur historie. Bind 6. Kobenhavn, 1985. (s. 240-266,293-300.)
85. Dansk litteratur historie. Bind 3. fra Georg Brandes til Johannes V. Jensen. Af Hakon Stangerup og F.J. Billeskov Jansen. Politikens forlag, K0benhavn, 1966.
86. Dansk litteratur fra runer til graffiti. Redaktion Keld B. Jessen og Steffen Hejlskov Larsen. Kobenhavn, 1988.
87. Dansk litteraer kritik fra Anders Sorensen Vedel til Sophus Claussen. -Kobenhavn, 1964.
88. Falsig Erik. Jens Peter Jacobsen. Bibliografi. Danmarks Biblioteksskole, 1990.
89. Franzen Lars-Olof. Punktnedslag i DanskLitteratur 1880-1970. Kbh, 1971.
90. Friis О. Jacobsen J.P. // Dansk biografisk Lexikon. Grundlagt af C.F. Bricka. Redigiret af Povl Engelstoft under medvirkning af Sven Dahl. Bind XI. Kobenhavn, J.H.Schultz Forlag, 1937. S. 309-317.
91. Fibiger J., Lutken G. Litteraturens veje. Gads forlag, Kobenhavn, 1998.
92. Gustafson Alrik. Six Scandinavian novelists. Prinston University press, New York, 1940.
93. Holberg L. Epistler og smaastykker. Kobenhavn, 1922.
94. Holmgaard Jorgen. J.P. Jacobsen. Pesten i Bergamo. // Analyser af dansk kort prosa 1. red. Jorgen Dines Johansen. Borgens forlag, 1975. s.250-266.
95. Illustreret dansk litteraturhistorie ved Carl S. Petersen og Vilhelm Andersen. Bind 4. Nordisk forlag, Kobenhavn, London, Berlin, 1925.
96. Jensen Johan Fjord. Turgenjev i dansk andsliv. Kobenhavn, 1961.
97. Johansen Jorgen Dines. Litteratur og begaer. Syddansk Universitetsforlag, 2003. // University of Southern Denmark studies in Scandinavian language and literature. Vol. 55, 2003.
98. Jorgensen Aksel K. Dansk litteraturhistorie. GADs Forlag, Kobenhavn, 1944.
99. Jorgensen Aage. Dansk litteraturhistorisk bibliografi 1967-1986. Dansklasrerforeningen, Kobenhavn, 1989.
100. Kabell Age. Faser af Dansk Digtning. Kobenhavn, 1959.
101. Kofoed Niels. Hovedlinier i dansk litteratur. Lund, 1962.
102. Kristensen Sven IVtoller. Digteren og samfundet i det 19. arhundrede. Bind 2. Kbh, 1974.
103. Kristensen Sven Moller. Digtning og livssyn. Fortolkninger af danske vasrker. 2. oplag, Gyldendal, Kobenhavn, 1960.
104. Kristensen Sven Moller. Impressionismen i dansk prosa. 1870-1900. KjEfbenhavn, 1955.
105. Ladewig Petersen E. Fra standssamfimd til rangssamfund 1500-1700. Dansk social historie, bind 3. Kobenhavn, Gyldendal, 1980.
106. Larsen Peter Stein. Modernistiske outsidere. Underbelyste hj0rner af dansk lyriktradition fra 1800 til i dag. Odense, 1998.// Odense University Studies in Scandinavian Languages and Litteratures. Vol. 39. - 192 c.
107. Lauring Palle. Danske konger og dronninger. Danmarks konger. Dronninger og andre kvinder i Danmarks historie. H0st og S0n, K0benhavn,1998.
108. Leonora Christina Grevinde Ulfeldt. Jammers-Minde. Udg. Af S. Birket Smith. 3 udg., Gyldendalske Boghandels Forlag (Hegel & Son), Kjobenhavn, 1885.
109. Leonora Christina. Historien om heltinde. // Acta Jutlandica 58, Humanistisk serie 57. Arhus, 1983.
110. Madsen Sven Ole. J.P. Jacobsen Virkelighed og kunst. Akademisk forlag, Kobenhavn6 1974.
111. Mitchell P.M. A History of Danish Literature. Gyldendal, Copenhagen, 1957.
112. Mylius Johan de. Litteratur billeder. ^stetiske udflugter i litteraturen fra S0ren Kierkegaard til Karen Blixen. Odense, 1988.
113. Moller Vilh. Jacobsen. // Dansk biografisk lexikon. Udgivet af C.F. Bricka. Bind VIII. K0benhavn, Gyldendalske Boghandles Forlag (F.Hegel & Son),1894. S. 357-361.
114. Nielsen F. J.P.Jacobsen. Digteren og mennesket. En litteraer unders0gelse. K0benhavn, 1953.
115. O.Nielsen John. 1864 da Europa gik af lave. - Odense: Odenseuniversitetsforl., 1987. - 439 с.// Odense univ. studies in history a. social scienses. Vol. 102.11 l.Norrild Svend. Dansk litteratur historie. Gyldendal, K0benhavn, 1963. s. 143-147.
116. Nyholm A. Religion og politik. En Monrad studie. Nyt Nordisk Forlag, Kobenhavn, 1947.
117. Omkring "Fru Maria Grubbe" / Udg. af J.Ottosen. Kebenhavn, Reitzel, 1972.
118. Omkring "Niels Lyhne'7 Udg. af N.Barfoed. Kobenhavn, Reitzel, 1970.
119. Povl Eva. Blikket i spejlet. Selvets spejling i kunstnnerromaner og selvportraetter fra 1880-1914. Syddansk Universitetsforlag, Odense, 2002. // University Press of Southern Denmarks Studies in Litterature. Vol. 34.
120. Rubow P.V. Saga og pastiche. Kobenhavn, 1975.
121. Schoolfield George C. Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge. // A companion to the works of Rainer Maria Rilke. Edited by Erika A. Metzger and Michael M. Metzger. Camden House, Rochester, 2004. S. 154-188.
122. Steffensen S. Rilke og virkelighed. En psykologisk-aestetisk undersogelse. Kobenhavn, 1944.
123. Thomsen Ejnar. Dansk litteratur efter 1870. Rosenkilde og Bagger, Kobenhavn, 1962.
124. Thomsen Niels. Hovedstramninger 1870-1914: Idelandskabet under kultur, politik og hverdagsliv. Odense universitetsforl., 1998. - 191 c. //Odense univ. studies in history a. social scienses. Vol. 217.
125. Tiemroth Jorgen E. Dansk litteratur. Fra runepoesi til modernisme. Kobenhavn, 1965.
126. Tigershiold B. J.P.Jacobsen och hans roman "Niels Lyhne". Goteborg, 1945.
127. Vosmar Jorn. J.PJacobsens digtning. Kobenhavn, 1984. 124.0sterud, Erik. Jakten pa naturens gate. J. P. Jacobsens 'Mogens' ibrytningsfeltet mellem religion og naturvitenskap. // Ny poetik, nr. 6, 1996, s. 36-53.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.