Творчество А. и Б. Стругацких в контексте эстетических стратегий постмодернизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Милославская, Виктория Владимировна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 184
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Милославская, Виктория Владимировна
Введение.
Глава 1. Творчество А. и Б. Стругацких в контексте развития отечественной фантастики.
1.1. Термин «фантастика» через призму литературоведческих дискуссий.
1.2. Фантастика как одна из адекватных форм выражения философского мышления XX века.
1.3. Новый тип фантастики братьев Стругацких в контексте развития советской фантастики.
Глава 2. Произведения А. и Б. Стругацких 1960-х годов как экспериментальная реализация постмодернистской картины мира.
2.1. Формально-содержательные принципы эстетики постмодернизма. Постмодернистская картина мира.
2.2. Мифопоэтика, интертекстуальность, ирония как способ расширения художественного пространства сказки «Понедельник начинается в субботу».
2.3. Повесть «Улитка на склоне»: сон как способ построения многоуровневой реальности.
Глава 3. Произведения А. и Б. Стругацких 1970 - 1980-х годов в контексте эстетических стратегий постмодернизма.
3.1. Роман «Град обреченный»: многоуровневое пространство текста.
3.2. Интертекстуальность, автоинтертекстуальность и «стереоскопичность» романа «Хромая судьба»: многоуровневость пространства текста, реализация принципа двойного письма.
3.3. Дискретность повествования и многоуровневая организация романа А. и Б. Стругацких «Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Особенности языка и стиля прозы братьев Стругацких2008 год, кандидат филологических наук Тельпов, Роман Евгеньевич
Языковая игра в ментальных пространствах произведений художественной фантастики: на материале творчества А. и Б. Стругацких2009 год, кандидат филологических наук Ваганова, Ирина Юрьевна
Трансформация мироощущения героя и автора в процессе творческой эволюции Аркадия и Бориса Стругацких («Далекая Радуга» – «Улитка на склоне» – «Град обреченный»)2016 год, кандидат наук Фролов Алексей Владимирович
Формы диалога с М.А. Булгаковым в современной отечественной прозе: 1980-е - 2000-е годы2009 год, кандидат филологических наук Харитонова, Зинаида Григорьевна
Семиотико-синергетическая интерпретация особенностей реализации категорий интертекстуальности и интердискурсивности в постмодернистском художественном дискурсе2009 год, доктор филологических наук Олизько, Наталья Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество А. и Б. Стругацких в контексте эстетических стратегий постмодернизма»
Отдельные периоды в развитии искусства слова XX века были не похожи друг на друга и различались не только действием общелитературных закономерностей, но и философскими концепциями, на которых основывалась или которые внедряла литература в сознание читателей. Литературное произведение, таким образом, представляет собой эстетически организованную систему смыслов, отличающихся многозначностью.
Во второй половине XX века в философии начинают появляться специальные исследования воображаемых, виртуальных миров, а также их семантики. И именно фантастика способна была предоставить философии своеобразное пространство для развертывания экстравагантных концепций и уникальные инструменты моделирования и экспериментирования.
Фантастическая литература оказалась весьма чувствительна к постмодернизму, ведь его главный эстетический принцип — моделирование мира на основе синтеза реальности, окружающей автора, и мира, созданного человеческим воображением, причем граница между ними абсолютно проницаема. Фантастические миры убедительно и емко воплощают философию постмодернизма: в них абсолютно естественна «хаотичность» бытия, алогизмы, рефлексия, скрытое цитирование (призванное убедить в реальности «нового» мира за счет включения в текст элементов уже существующих текстов) и т.п.
Братья-соавторы Аркадий и Борис Стругацкие являются одними из ярчайших представителей отечественной фантастики. Их творчество пришлось на конец 1950-х - 1980-е годы. Братья Стругацкие очень быстро стали популярными писателями, завоевав симпатии читателей сначала книгами о романтике космических полетов и освоения дальнего космоса, затем - детективным сюжетом и философской проблематикой.
Их творчество во многом оказывало и до сих пор оказывает значительное влияние на развитие русской и мировой фантастики, их произведения являются эталоном для начинающих фантастов, а также предметом многочисленных споров на форумах, посвященных фантастике. Книги Стругацких выдержали множество изданий в России и за рубежом и до сих пор пользуются популярностью. Многие современные фантасты называют себя их учениками: известные фантасты В. Рыбаков, С. Лукьяненко, М. Успенский и другие в книгах «Время учеников» из серии «Миры братьев Стругацких» продолжают или переосмысливают сюжеты произведений Стругацких. По произведениям, сценариям и просто по мотивам многих произведений братьев Стругацких сняты фильмы, выпущены аудиокниги и созданы компьютерные игры.
Но несмотря на большую популярность писателей и наличие отдельных исследований в области «стругацковедения» (М. Амусин, Э. Бардасова, А. Кузнецова, И. Хауэлл, Д. Сувин, С. Поттс, В. Кайтох и др.), их творчество остается недостаточно изученным. Объектом интереса литературоведов преимущественно были отдельные социальные или художественные аспекты творчества А. и Б. Стругацких, такие как периодизация их творчества, сатирический аспект, своеобразие языковых средств и некоторые другие.
Таким образом, актуальность поставленной темы обусловлена необходимостью многостороннего исследования творчества Стругацких, а также востребованностью и одновременно отсутствием в отечественном литературоведении специальных обобщающих работ по сформулированной проблеме.
На наш взгляд, творчество братьев Стругацких органично встраивается в постмодернистскую парадигму. Их произведения содержат в себе многие элементы, присущие постмодернистским художественным текстам, а также воплощают постмодернистскую картину мира, характеризующуюся, в первую очередь, дискретностью повествования, которая позволяет создать текст, основанный на противоречиях и диссонансах. Таким образом, взгляд на творчество А. и Б. Стругацких в постмодернистской парадигме позволяет увидеть его новые грани и лучше понять такое сложное и неоднозначное явление, как постмодернизм.
Объект исследования - творчество Аркадия и Бориса Стругацких, в частности тексты 1960-х и 1980-х годов («Понедельник начинается в субботу» (1964), «Улитка на склоне» (1965), «Хромая судьба» (1982), «Град обреченный» (1970, 1987), «Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя» (1988)), в контексте постмодернистской эстетики.
Предмет исследования - своеобразие художественного воплощения постмодернистского мироощущения в творчестве братьев Стругацких.
Целью диссертационного исследования является интерпретация эстетически значимых текстов писателей-фантастов А. и Б. Стругацких в свете художественно-философского опыта конца XX столетия.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Определить тенденции развития фантастики в эпоху постмодернизма.
2. Дать общую характеристику феномена творчества братьев Стругацких.
3. Рассмотреть тексты А. и Б. Стругацких, написанные в 1960-е годы, в контексте эстетики постмодернизма (как экспериментальную характеристику постмодернистской картины мира).
4. Рассмотреть произведения братьев Стругацких периода 1970 - 1980-х годов в контексте постмодернистских эстетических стратегий.
5. Проанализировать произведения Стругацких с точки зрения интертекстуальных связей как способа построения многоуровневого пространства.
Суть стратегии и методологии диссертационного исследования составил комплексный подход, реализующий возможности структурно-семиотического, сравнительно-типологического, описательного и биографического методов, применяется методика интертекстуального анализа литературного произведения, что позволяет привлечь обширный философский, культурологический и собственно литературоведческий материал в тесном их переплетении.
Теоретическую основу исследования составили труды по теории литературоведческого анализа и интерпретации текста Ю.М. Лотмана, М.М. Бахтина, Л.П. Егоровой, В.М. Головко; работы по теории и истории постмодернизма Р. Барта, Ж. Делеза, Ж. Деррида, М. Фуко, У. Эко, М. Эпштейна, И. Ильина, В. Курицына, Л. Пирогова; а также работы, посвященные исследованию фантастики и творчества А. и Б. Стругацких: М. Мещеряковой, Е. Неелова, Е. Харитонова, М. Амусина, Р. Арбитмана, Л. Ашкинази, Е. Брандиса, А. Бритикова, Е. Ковтун, Ц. Тодорова, А. Кузнецовой, С. Некрасова, И. Хауэлл, Ю. Козловски, Д. Сувина, С. Потгса.
Научная новизна работы обусловлена тем, что впервые проведено обобщающее исследование творчества А. и Б. Стругацких с опорой на концептуальные установки постмодернистской парадигмы. Произведения 1960-х годов (сказка «Понедельник начинается в субботу», повесть «Улитка на склоне») рассмотрены как экспериментальная реализация постмодернистской картины мира; романы 1970 - 1980-х годов («Град обреченный», «Хромая судьба», «Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя») рассмотрены в контексте постмодернистской эстетики. Показано, как экспериментальное апробирование новых для советской литературы писательских стратегий в произведениях братьев Стругацких 1960-х годов сменяется сознательным использованием элементов постмодернистской эстетики в романах 1970 - 1980-х гт. Данный пласт текстов ранее рассматривался, в основном, только как этап развития фантастики в России.
Теоретическая значимость работы заключается в комплексном подходе к изучению творчества братьев Стругацких в постмодернистской парадигме. На примере произведений разных лет выявлены характерные для А. и Б. Стругацких черты постмодернистской эстетики: дискретность, интертекстуальность, гибридность письма, многоуровневость и др. Результаты многоаспектного исследования литературного наследия писателей расширяют представления не только о развитии советской фантастики, но о формировании постмодернистской эстетики в русской литературе второй половины XX века.
Практическая значимость диссертационного исследования определена возможностью использования результатов работы для дальнейшего изучения современной русской литературы, осмысления творчества отечественных писателей-фантастов XX века. Результаты исследования могут быть использованы в вузовском преподавании курса «История русской литературы XX века», дисциплин «Актуальные проблемы изучения русской литературы рубежа XX — XXI вв.», «Технология литературоведческого исследования».
Положения, выносимые на защиту:
1. Мифологизм, интертекстуальность, ирония как одни из определяющих доминант постмодернистской поэтики в произведениях братьев Стругацких 1960-х годов позволяют расширить художественное пространство текста и обеспечивают отображение постмодернистского постулата «Мир-как-Текст», отражающего его вариативность и незафиксированность.
2. Произведения Стругацких, написанные в 1960-е годы, являются экспериментальным воплощением постмодернистской картины мира, где полиреальность является одним из основных ее свойств (реальности не конкурируют, а взаимодополняют друг друга).
3. Коллажность и дискретность повествования значительно усложняют структуру произведений братьев Стругацких и реализуют многоуровневую организацию этих текстов, что способствует художественному воплощению постмодернистской картины мира, где граница между текстом и его интерпретацией стирается.
4. В романах братьев Стругацких 1970 - 1980-х годов интертекстуальность, автоинтертекстуальность и «стереоскопичность» создают своеобразные «информационные шумы», которые усложняют ассоциативно-символический подтекст и реализуют стратегию «двойного письма», благодаря которой текст обеспечивает возможность поливариантного прочтения, актуализируя заложенные в нем смыслы.
5. Романам Стругацких 1970 - 1980-х годов свойственна подчеркнутая эклектика языка, в основе которой лежит многоуровневое кодирование, обеспечивающее равноправие массового и элитарного дискурсов в тексте.
Апробация работы. Работа прошла апробацию на международных (Москва, 2003; Волгоград, 2006; Ставрополь, 2006) и региональных (Ставрополь, 2004, 2005, 2006, 2008) конференциях; в статьях сборников научных трудов (Владикавказ, 2006; Ставрополь, 2007), а также в статье, опубликованной в Вестнике Ставропольского государственного университета (Ставрополь, 2007; издание из списка ВАК). По теме диссертации осуществлено 11 публикаций.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Рецепция творчества братьев Стругацких в критике и литературоведении: 1950-1990-е гг.2004 год, кандидат филологических наук Кузнецова, Алла Владимировна
Картина мира постмодернистской литературы: типология массового и элитарного2007 год, кандидат филологических наук Санькова, Алена Александровна
Интертекстуальные связи и их специфика в произведениях Анджелы Картер2004 год, кандидат филологических наук Зверькова, Светлана Владимировна
"Диалогизм" романа "Кысь" Т. Толстой: фольклорный, литературный и историко-культурный аспекты2008 год, кандидат филологических наук Пономарева, Ольга Александровна
Романы Д. Лоджа 1990-х годов: эстетическая теория писателя и художественная практика2004 год, кандидат филологических наук Ченцова, Надежда Николаевна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Милославская, Виктория Владимировна
Заключение
В результате проделанного исследования мы можем утверждать, что, на развитие советской фантастики во многом повлияла западная литература, которая в то время была наиболее передовой. Советскими фантастами заимствовались отдельные схемы и приемы, что определяло некоторую «вторичность» их произведений.
Середина 1950-х годов стала периодом кризиса западной фантастики и временем расцвета фантастики советской. Движение «Новая волна» («Четвертая волна» в России), идеологи которого призывали заимствовать приемы и достижения самых крайних и авангардных направлений современной им нефантастической литературы, вывели фантастику на новый уровень развития. Вскоре «Новая волна» сошла «на нет», но тем не менее она оставила после себя значительное наследие в виде изменения самого подхода писателей к фантастике: теперь научная идея использовалась больше как прием, нежели как цель произведения.
С выходом на литературную арену такого явления, как постмодернизм, начался новый этап в развитии фантастической литературы: из «властительницы дум» интеллигентов она превратилась в «своеобразный литературный клуб для узкого круга почитателей» [Ковтун, 2004; 505].
Итак, фантастика в эпоху постмодернизма представляет собой достаточно сложное и неоднозначное явление. И, как уже было отмечено в начале исследования, именно фантастика смогла предоставить «испытательный полигон» для претворения в жизнь самых разнообразных философских концепций, а один из основных принципов постмодернизма -«синтезирование вымышленных конструкций с включением в них как мира реального, так и мира, созданного человеческим воображением» — является основой всей фантастической литературы.
Постмодернизм как современное направление в культуре «характеризуется, прежде всего, как определенный мировоззренческий комплекс специфическим образом эмоционально окрашенных представлений на уровне художественного текста» [Санькова, 2007; 187]. К основным формально-содержательным принципам постмодернистской литературы относятся: интертекстуальность, эклектизм, дискретность, игровая стратегия постмодернистского письма, полистилизм, цитатность, деконструкция художественного пространства, разрушение пространственно-временных и смысловых координат, диффузия жанров, исчезновение реальности, смерть автора, крах рационализма, постмодернистская ирония.
Мы рассмотрели творчество братьев Стругацких с позиций некоторых эстетических стратегий постмодернизма и можем сделать вывод, что их творчество органично встраивается в контекст постмодернистской эстетики. Их тексты содержат в себе многие элементы, которые характерны для постмодернистских произведений, а также воплощают постмодернистскую картину мира, характеризующуюся, в первую очередь дискретностью (т.е. хаотичным нагромождением зачастую разнородных элементов).
Их произведения 1960-х годов (сказка «Понедельник начинается в субботу» и повесть «Улитка на склоне») являют собой экспериментальное воплощение постмодернистской картины мира. Сознательное цитирование классического наследия, вырванное из привычного контекста, преломляет исходные тексты в разных ракурсах. Важная особенность постмодернистских произведений - дискретность повествования, которая нарушает логичность сюжета и отвергает привычные принципы организации самого текста. Таким образом, сам текст как бы «дробится» на отрывочные кадры. Текст основывается на противоречиях, диссонансах, взаимном противопоставлении разнородных форм, граница между текстом и его интерпретациями стирается. Универсальность текстового пространства, в котором сочетаются рациональность и иррациональность, задается равноправие реального, потенциально возможного и заведомо фантастического рождает множественность смыслов.
Введением в текст сказки «Понедельник начинается в субботу» фольклорных персонажей Стругацкие «расширяют» само пространство текста, а стратегия «двойного письма» актуализирует зашифрованные в тексте смыслы, что дает основания признавать его одинаково интересным и массовому, и элитарному читателю. Трансформация интертекстов, ориентирована на снижение прообраза, путем введения его в иронический контекст, что позволяет автору и читателю участвовать в метаязыковой игре.
В повести «Улитка на склоне» представлено построение художественного пространства по законам сна, где сон переходит в реальность и наоборот. Этот прием реализует один из основных принципов прозы Стругацких - полиреальность, в котором допускается равноправное существование в тексте двух и более реальностей (реальности не конкурируют, а дополняют друг друга). «Вязкость повествования» за счет построения сложных ментальных конструкций в диалогах персонажей здесь реализует постмодернистскую попытку автора избежать «смерть».
Таким образом, мифологизм, интертекстуальность, ирония как одни из определяющих доминант постмодернистской поэтики в произведениях братьев Стругацких 1960-х годов позволяют расширить художественное пространство текста и обеспечивают отображение постмодернистского постулата «Мир-как-Текст», отражающего его вариативность и незафиксированность.
В произведениях Стругацких 1970 - 1980-х годов («Град обреченный», «Хромая судьба» и «Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя») все большее значение приобретает интертекстуальность, которая является фундаментом, позволяющим создавать сложные текстовые конструкции. Обнаруживаемые здесь явные и скрытые цитации, реминисценции и аллюзии (без злоупотребления крайними агрессивными формами постмодернистского письма) расширяют границы восприятия и открывают для читателя новые перспективы исследования художественного пространства. А многоуровневая организация этих текстов способствует художественному воплощению постмодернистской картины мира, где граница между текстом и его интерпретацией стирается.
Наличие библейских параллелей в романах «Град обреченный» и «Отягощенные Злом» и библейских аллюзий в романе «Хромая судьба» свидетельствует о попытке писателей вывести эти тексты на новый уровень: сделать их совершенно определенной (метафизической) частью культуры. Но происходящая наряду с этим «десакрализация» текста Библии является весьма созвучной постмодернистской парадигме. Таким образом, деструкция художественного пространства текста знаменует разрыв между традиционным восприятием действительности и волной новых ассоциаций, рождаемых игрой с читательскими ожиданиями.
Тексты романов представляют собой причудливую комбинацию взаимопересекающихся сюжетных линий, интертекстуальных пластов, а трансформация авторами «чужих» или «своих» текстов создает новое мифологическое пространство этих романов. Интертекстуальность, автоинтертекстуальность и «стереоскопичность» создают своеобразные «информационные шумы», которые усложняют ассоциативно-символический подтекст и реализуют стратегию «двойного письма», благодаря которой текст обеспечивает возможность поливариантного прочтения, актуализируя заложенные в нем смыслы.
Постмодернистская поэтика с ее стремлением к глобальному культурному интертексту имеет возможность наиболее полной и индивидуально-ориентированной реализации горизонта читательских ожиданий субъектов различного интеллектуального и культурного уровней и создает новое осмысление современности в контексте истории, культуры, которое складывается в диалоге с классикой, где классическое искусство выступает в роли глобального мифа, универсального «архетипического» образа мира.
Таким образом, мы с уверенностью можем утверждать, что творчество братьев Стругацких гармонично вписывается в постмодернистскую парадигму, что, в свою очередь, открывает новые возможности в исследовании их наследия.
Нам кажется необходимым также отметить тот факт, что фантастика в эпоху постмодернизма породила новые жанровые течения в рамках социально-философской фантастики (киберпанк и турбореализм). По мнению представителей турбореализма (С. Лукьяненко, М. Успенского), Аркадий и Борис Стругацкие являлись основоположниками этого течения, что еще раз говорит о том, что феномен фантастики братьев Стругацких -явление в отечественной литературе принципиально новое, и значение их произведений для всего литературного процесса велико.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Милославская, Виктория Владимировна, 2008 год
1. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Град обреченный // Собрание сочинений в 11 т. Т. 7. — Донецк: Сталкер, 2004.
2. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Отягощенные Злом // Собрание сочинений в 11 т. Т. 6. — Донецк: Сталкер, 2004.
3. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Понедельник начинается в субботу // Собрание сочинений в 11 т. Т. 3. — Донецк: Сталкер, 2004.
4. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Пять ложек эликсира // Собрание сочинений в 11 т. Т. 9. — Донецк: Сталкер, 2004.
5. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Улитка на склоне // Собрание сочинений в 11 т. Т. 4. — Донецк: Сталкер, 2004.
6. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Хромая судьба // Собрание сочинений в 11 т. Т. 8 — Донецк: Сталкер, 2004.
7. Аблеев С.Р., Кузьминская С.И. Массовая культура современного общества: теоретический анализ и практические выводы // http://www.roerich.com/aipe/mssian/ims/welcome 1 .html.
8. Адамчук И. Зоологическая терминология в фантастических произведениях братьев Стругацких // Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной конференции, посвященной проблемам научной фантастики: IV Ефремовские чтения. — Николаев, 1991. — С. 74 — 75.
9. Амусин М. Братья Стругацкие: Очерк творчества. — Иерусалим: Бесэдер, 1996.
10. Амусин М. Далеко ли до будущего? // Нева. — 1988. — № 2. — С. 153 — 160.
11. Амусин. М. Стругацкие и фантастика текста // Знамя. — 2000. — № 7. — С. 208 — 216.
12. Амусин М. Иллюзии и дорога // Октябрь. 1989. - № 6.
13. Андреев Ю. Земные заботы фантастов // Ленинградская правда (Ленинград). 1983.- 16 авг. (По материалам сайта //www.fandom.ru/aboutfan/andreevyl.htm).
14. Анненский И. О формах фантастического у Гоголя // Анненский И. Книга отражений. — М., 1979.
15. Арбитман Р. Истоки будущего в настоящем // За инженер, кадры (Саратов). 1983. - 2 нояб. - № 32 (1108). - С. 4. (По материалам сайта http://www.fandom.ru/aboutfan/arbitman15.htm).
16. Арзамасцева Н. Стругацкие // Русские писатели 20 века: Биографический словарь/ Гл. ред. и сост. П.А. Николаев. — М.: Большая Росс. Энциклопедия: Рандеву-АМ, 2000. — С. 669 — 671.
17. Арсланов В.Г. Миф о смерти искусства: Эстетические идеи франкфуртской школы от Беньямина до «новых левых». М., 1983.
18. Ашин Г.К. Миф об элите и «массовом обществе». М., 1966.
19. Ашин Г.К. Ложная дилемма буржуазной культурологии (Элитарная и «массовая» культуры) // Вопросы философии. 1983. - № 7. - С. 149-158.
20. Ашкинази Л. Стругацкие: комментарий для генерации 1ЧЕХТ. Словарь Стругацких // http://istok.fenzin.org/book/6224.
21. Байер Ю.П. Социокультурная коммуникация и постмодерн // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 1113 апреля 2000 г. СПб., 2000. - С.131-133.
22. Баландина Я.В. В мире формул (к проблеме анализа современного детектива) // Материалы международной научно-практической конференции «Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания». -СПб., 2003.
23. Бардасова Э.В. Концепция «Возможных миров» в свете эстетического идеала писателей-фантастов А. и Б. Стругацких: Дис. . канд. филол. наук. — Казань, 1995.
24. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX XX вв. - М., 1987.
25. Барт. Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М., 1989.
26. Барт Р. Избранные работы. Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступит, ст. Косикова Г.К. М., 1989. - С. 388-389.
27. Баткин Л. О постмодернизме и «постмодернизме» // Октябрь. 1996. -№10.
28. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.
29. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М.: Советская Россия, 1979.
30. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы // Работы 1920-х годов. — Киев, 1994.
31. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. -М.: Художественная литература, 1990.
32. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979.
33. Белоусов А. Забывая о социальной обусловленности // Лит. газ. (М.). -1969. 22 окт. - С. 6. (По материалам сайта http://www.fandom.ru/aboutfan/belousovl.htm).
34. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Избранные эссе. М., 1996.
35. Бердяев Н. Философия неравенства. Письма к недругам // Бердяев Н. Собрание сочинений. Т. 4. Париж: УМСА-Ргезэ, 1990.
36. Биленкин Д. Реализм фантастики // Сборник научной фантастики. Вып. 32.—М., 1988.
37. Борисов В. Комментарии. Улитка на склоне // http://gamma.ural.ru/abs/rec/rec04.htm.
38. Богданова O.B. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы XX века начало XXI века). - СПб., 2004.
39. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000.
40. Бодрийяр Ж. Злой демон образов // Искусство кино. 1992. - № 10.
41. Бодрийяр Ж. Забыть Фуко. СПб., 2000.
42. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.
43. Брандис Е., Дмитриевский В. Зеркало тревог и сомнений. — М., 1967.
44. Брандис Е., Дмитриевский В. Тема «предупреждения» в научной фантастике // Вахта Арамиса. — JL: Лениздат, 1967. — С. 440 — 471. (по материалам сайт http://www.fandom.ru/aboutfan/brdm12.htm).
45. Брандис Е. Фантастика и новое видение мира // Звезда. — 1981.8. — С. 41 — 49. (по материалам сайта http ://www. fandom.ru/aboutfan/brandis9 .htm).
46. Бритиков А. Научная фантастика, фольклор и мифология // Русская литература. — 1984. — №3. — С. 55 — 74.
47. Бритиков А.Ф. Предвидение будущего // Русская литература. — 1986.2.
48. Бритиков А.Ф. Проблемы изучения научной фантастики // Русская литература. — 1980. — № 1.
49. Бритиков А. Ф. Русский советский научно-фантастический роман. — Л., 1970.
50. Булгаков М.М. Мастер и Маргарита. Театральный роман. Собачье сердце Томск, 1989.
51. Вайль П., Генис А. Поэзия банальности и поэтика невероятного // Звезда.- 1994.-№4.-С. 189-192.
52. Васильев В.В поисках милосердия, или За сорок лет. //http://vasilid2.ferhana.ru/read-room.php?cat=public&p=l.
53. Васильев И.В. Постмодерн в авангарде // Дергачевские чтения-2000. Ч. 2. — Екатеринбург, 2001.
54. Васюченко И. Отвергнувшие воскресенье // Знамя. — 1989. — Кн. 5. — С. 216 —225.
55. Вельш В. «Постмодерн»: Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. 1992. - №1.
56. В мире фантастики // Сборник литературно-критических статей и очерков. —М., 1989.
57. Воздвиженская А. Продолжая споры о фантастике // Вопросы литературы. — 1981. — № 8.
58. Вольтская Т. Чудо — тайна — достоверность. Беседа с Борисом Стругацким // ЛГ. — 1999. — 17—23 ноября.
59. Вольтская Т. В фантастику XXI в. еще никто не прорвался // ЛГ. — 1997. — 12 ноября.
60. Воронин А. А.Н. Стругацкий, Б.Н. Стругацкий «Град обреченный». Поэтика. СПб, 2002.
61. Галина М. Как много DOOM. Кто наследует Стругацким // ЛГ.,— 1998. — 18 февраля.
62. Галина М. Отмененная реальность // ЛГ. — 1998. — 27 мая.
63. Геворкян Э. Последний бастион // Если. — 2000. — № 2.
64. Головко В.М. Историческая поэтика русской классической повести: Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов. — М.-Ставрополь, 2001.
65. Голосковер ЯЗ. Логика мифа. — М., 1987.
66. Голубев А. Необычный мир Стругацких // Книжное обозрение. — 1995. — №48. —С. 16 — 18.
67. Гончаров Б. П. Структурализм, «постструктурализм» и системный анализ //Русская литература. — 1985. —№ 1.
68. Гройс Б. Полуторный стиль: Соцреализм между модернизмом и постмодернизмом // Новое литературное обозрение. 1995. - № 15.
69. Гулыга A.B. Искусство в век науки. М., 1978.
70. Гулыга А. Что такое постсовременность? // Вопросы философии. -1988.-№ 12.
71. Гуревич Г. Карта страны фантазий. М.: Искусство, 1967.
72. Гуртуева Т.Б. Пространство постмодернизма // Русский постмодернизм: Предварительные итоги. — Ставрополь, 1998.
73. Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. М., 1966.
74. Дашкова Т. Три истории: забавные игры русского постмодернизма (Обзор книг о русском литературном постмодернизме) // Новое литературное обозрение. 2001 .-№ 51.
75. Делез Ж. Платон и симулякр // Новое литературное обозрение. М., 1993.-№5.
76. Делез Ж. Различие и повторение. СПб: Петрополис, 1998.
77. Денисова Г.В. В мира интертекста: язык, память, перевод. М.: Азбуковник, 2003.
78. Деррида Ж. Письмо и различие. М.: Академический Проект, 2000.
79. Деррида Ж. Структура, знак, игра в дискурсе гуманитарных наук // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М., 2000. - С. 407-426.
80. Дианова В.М. Массовая художественная культура XX века сквозь призму теоретического наследия // Российская массовая культура конца XXвека. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. СПб., 2001.
81. Дубровский Д.И. Постмодернистская мода // В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия «Мыслители». Вып. 4. СПб., 2001.
82. Дубровский М. Неизвестный Аркадий Стругацкий: Сказка для научных сотрудников младшего возраста // Поиск. — 1992. — №1 (191). — 1— 7 янв. — С. 8.
83. Егорова Л.П. Актуализация межнаучных связей // Русская классическая литература XX века в современной школе: Сб. статей и материалов. — Ставрополь, 1996.
84. Егорова Л.П. Герменевтика и феноменология как арсенал современного литературоведения // Принципы и методы исследования в филологии в конце XX в. — СПб.; Ставрополь, 2001.
85. Егорова Л.П. Интерпретация как феномен антропоцентрического литературоведения // Вестник СГУ. Вып. 29. — 2002.
86. Егорова Л.П. Литературоведческая интерпретация как магистральный путь изучения художественного произведения // Филология на рубеже тысячелетий. — Ростов-н/Д, 2000.
87. Егорова Л.П. Постмодернизм в искусстве и действительности // Русский постмодернизм: Материалы межвузовской научной конференции. Библиографический указатель. — Ставрополь, 1998.
88. Егорова Л.П. Технология литературоведческого исследования: Учебно-методическое пособие. — Ставрополь, 2001.
89. Егорова Л.П. Типы литературоведческой интерпретации // Проблемы филологии: Материалы научной конференции «Университетская наука — региону». — Ставрополь, 1996.
90. Егорова Л.П. Что такое когнитивное литературоведение? // Когнитивная парадигма. — Пятигорск, 2000.
91. Елисеев Г. Научная фантастика // www.krugosvet.ru.
92. Елисеев Н. Мыслить лучше всего в тупике // Новый мир. 1999. - №12.
93. Ефремов И. Предисловие к книге А. и Б. Стругацких «Хищные вещи века». —М., 1965.
94. Жолковский А.К. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма. -М., 1992.
95. Жолковский А.К. Ж/Z: Заметки бывшего пред-пост-структуралиста // Литературное обозрение. — 1991. — № 10.
96. Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий. М.: Флинта: Наука, 2002.
97. Захаров В. Условность и фантастика // Жанр и композиция литературного произведения. —Петрозаводск, 1986.
98. Захаров В.Н. Фантастическое как категория поэтики Достоевского 70-х гг. // Жанр и композиция литературного произведения. — Петрозаводск, 1971.
99. Загидуллина М.В Классические литературные феномены как историко-функциональная проблема (творчество A.C. Пушкина в рецептивном аспекте): Автореф. дис. . докт. филол. наук. Екатеринбург, 2002 .
100. Затонский Д. Постмодернизм в историческом интерьере // Вопросы литературы. 1996. - № 3.
101. Зенкин С.Н. Жан Бодрийяр: время симулякров // Бодрийяр. Символический обмен и смерть. М., 2000.
102. Зеркалов А. Писатели и книги. Писатели и читатели. Писатели и будущее // Стругацкий А., Стругацкий Б. Собр. соч. в 9 т. Т. 1. — М., 1991.
103. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980.
104. Зыбайлов Jl.К. Интернет и литература (гипертекст\интертекст) // Русский постмодернизм: Предварительные итоги. — Ставрополь, 1998.
105. Зыбайлов Л., Шапинский В. Постмодернизм: Учебное пособие. М., 2001.
106. Иванова И.Н. О трактовках понятия «постмодернизм» // Русский постмодернизм: Предварительные итоги. — Ставрополь, 1998.
107. Иванюта Г. Из наблюдений за поэтикой поздних Стругацких. «Хромая судьба» // Вестн. Удмурт, ун-та (Ижевск). 1993. - № 4. - С. 112-114. (По материалам сайта http://www.fandom.ru/about fan/ivaniutal .htm).
108. Игрицкий И. После чего модерн? // http://www.column/igor.shtml.
109. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. -М., 1996.
110. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М., 1998.
111. Иныиакова Е.Ю. На грани элитарной и массовой культур // ОНС. — 2001.-№ 1.-С. 162-174.
112. Казаков Р.Б. О перспективах наддисциплинарного взаимодействия в научном знании эпохи «постмодерна» // Междисциплинарные подходы к изучению прошлого: до и после «постмодерна». Материалы научной конференции / Отв. ред. Л.П. Репина. М., 2005. - С. 28-31.
113. Кайтох В. Братья Стругацкие: Очерк творчества // Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Собр. соч. в 11 т. Т. 12, дополнительный. Донецк: Сталкер, 2003.
114. Калашников H.H. Образ тумана в повести А. и Б. Стругацких «Улитка на склоне» в свете фольклора и литературы // http://www-koi8-r.rusf.ru/abs/rec/kalash03 .htm.
115. Канчуков Е. Каждый город и весь мир принадлежал им по праву // Детская литература. 1988. - № 3. - С. 29 - 33. (По материалам сайта http:// www .fandom.ru/ab outfan/kanchuko v 1. htm).
116. Ковтун E.H. Фантастика в эру постмодернизма: русская и восточноевропейская фантастическая проза последней трети XX столетия // Славянский вестник. Вып. 2. М.: МАКС Пресс, 2004.
117. Колесников A.C. Философия и литература: современный дискурс // История философии, культура и мировоззрение. К 60-летию проф. A.C. Колесникова. СПб., 2000. - С. 8 - 36. (По материалам сайта http://anthropology.ru/ru/texts/lcolesmkov/discourse.html).
118. Колотаев В.А. Мотив деструкции в русской литературе XIX XX веков. -Ставрополь, 1999.
119. Комментарии к «Мирам братьев Стругацких» / Подг. В. Курильский //www.rusf.ru/abs/rec/rec05 .htm.
120. Кононенко O.A. Современные тенденции в постмодернистской драматургии // Традиции русской классики XX века и современность: Материалы научной конференции. Москва. М., 2002.
121. Коротков В.Е., Шульгина И.А. Постмодернизм: культура парадигма -метод // Русский постмодернизм: Предварительные итоги. - Ставрополь, 1998.
122. Косиков Г. К. Зарубежное литературоведение и теоретические проблемы науки о литературе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.-М., 1987.
123. Костина A.B. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2005.
124. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. М.: Академический проект, 2000.
125. Кривцун O.A. Эстетика: Учебник. М., 2000.
126. Кристева Ю. Разрушение поэтики // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вступ. ст. Г.К. Косикова. -М., 2000.-С. 458-483.
127. Кузнецов В. Философия и фантастика. К постановке проблемы // http://censura.ru/articles/fictionphilosophy.htm.
128. Кузнецова А. Братья Стругацкие: феномен творчества и феномен рецепции // silent-gluk.livejournal.com.
129. Кузнецова A.B. Рецепция творчества братьев Стругацких в критике и литературоведении: 1950-1990-е гг.: Дис. . канд. филол. наук. М., 2004.
130. Курилов В. актуальные проблемы современной отечественной теории литературы // Филологический вестник Ростовского гос. университета. -1997. -№ 1.
131. Краткая литературная энциклопедия. В 9 т. Т. 7. — М., 1972.
132. Курицын В. К ситуации постмодернизма // Новое литературное обозрение. 1995. -№11.
133. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2001.
134. Кусаинов A.A. Человек в культуре постмодерна // Человек и общество: На рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов / Под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. Вып. 18. Воронеж, 2003. - С. 231-235.
135. Лейдерман Н. А., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950 — 1990-е годы. В 2 т. Т. 2. — М., 2003.
136. Лем С. Фантастика и футурология. М., 2004.
137. Липовецкий М. Свободы черная работа (Об «артистической прозе» ■ нового поколения)// Вопросы литературы. — 1989. — № 9.
138. Липовецкий М.Н. Трагедия и мало ли что еще // Новый мир. 1994. — № 10.
139. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики). Екатеринбург, 1997.
140. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 3. — Таллинн, 1993.
141. Лотман Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры // Учен, зап. Тарт. гос. ун-та, 1969. Вып. 236.
142. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та, 1984. Вып. 664.
143. Лотман Ю.М. Соположенность разнородных элементов как принцип композиции // Структура художественного текста. — М., 1970.
144. Лотман Ю.М. «Шум» и художественная информация // Структура художественного текста. М., 1970.
145. Любченко Т., Лебедь О. «Эффект остраннения» в научной фантстике // http://www.fandom.rusf.ru.
146. Малахов В. Парадоксы мультикультуризма // Иностранная литература. 1997.-№11.
147. Малютин А. Современное искусство как равенство различного // http://www.marksizm.info/root/example/2005/10/04/ravenstvo-2-2.html
148. Макаров Ю. Попытка контакта // Миров двух между. — М., 1988. — С. 288 — 295.
149. Мамаева H.H. Светлое будущее в философии А. и Б. Стругацких // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Вып. 6, 2003. (По материалам сайта http://www.eunnet.net/sofia/06-2003/text/0608.html)
150. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. — М., 1978.
151. Маньковская Н.Б. «Париж со змеями» (Введение в эстетику постмодернизма). М., 1995.
152. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.
153. Мзареулов К. Фантастика: Общий курс //littp://www.gumer.info/bibliotekBuks/Literat/mzar/index.php.
154. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. — Саратов, 1980.
155. Мелетинский Е.М. К вопросу о применении структурно-семиотического метода в фольклористике // Семиотика и художественное творчество. — М., 1977.
156. Мелетинский Е.М. Средневековый роман: Происхождение и классические формы. — М., 1983.
157. Мещерякова М.И. Что есть фантастика // http://www.rolemancer.ru/printfeature.php?artid=536.
158. Моравский С. Образ культуры на переломе веков // В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия «Мыслители». Вып. 4. СПб., 2001.
159. Нагорная H.A. Сновидения в постмодернистской прозе // Традиции русской классики XX века и современность: Материалы научной конференции. Москва. М., 2002.
160. Неелов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.
161. Неелов Е.М. Сказка, фантастика, современность. — Петрозаводск, 1987.
162. Неелов Е.М. Современная литературная сказка и научная фантастика: Дис. . канд. филол. наук. — Петрозаводск, 1973.
163. Некрасов С. Власть как насилие в Утопии Стругацких: опыт деконструкции // http://100pudov.com.Ua/library/l 1/2038/.
164. Некрасов С. Космизм Н.Ф. Федорова и творчество Стругацких // Философия бессмертия и воскрешения. Вып. 2. — М.: Наследие, 1996. — С. 162 — 167.
165. Некрасова И.В. О некоторых свойствах поэтики современной прозы // Традиции русской классики XX века и современность: Материалы научной конференции. Москва. -М., 2002.
166. Неронова И. Дискурсивно-нарративная организация романа А.Н. и Б.Н. Стругацких «Хромая судьба». Липецк: Крот, 2007. (По материалам сайта http://s3000.narod.ru/krot2007121902.htm)
167. Неронова И. Художественный мир произведения как функция монтажного конструирования в повествовании братьев Стругацких (повесть «Отягощенные злом»), Липецк: Крот, 2007. (По материалам сайта http://li.rossia.org/users/velobos/)
168. Нямцу А., Беридзе А. Функциональность литературных традиций в романе А. и Б. Стругацких «Хромая судьба» // Науковш вюник Чершвецького ушверситету (Чершвщ). 2001. - Вип. 106. - С. 30 - 37. (По материалам сайта http://www.fandom.ru/aboutfanl.htm)
169. Огурцов А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика // Человек,-2001.-№3.
170. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. -М., 1991.
171. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991
172. Осипов А. Н. Основы фантастоведения. — М., 1989.
173. Осипов А. Советская фантастика // Осипов А. Миры на ладонях. Фантастика в творчестве писателей-сибиряков: Лит.-крит. очерк // Красноярск: Кн. изд-во, 1988.- С. 148-164. (материалам сайта http://www.fandom.ru/aboutfan/osipov0352.htm).
174. Осипов А. Фантастика от А до Я: Основные понятия и термины: Краткий энциклопедический справочник. — М.: Дограф, 1999.
175. Парамонов Б. Конец стиля: постмодернизм. // Звезда. 1994. - № 8. -С. 191.
176. Парнов Е. Горизонты пророчеств // Вопросы литературы. — 1984. — № 3.
177. Переслегин С. «Полдень.» начинается в субботу // Стругацкий А. Н. Понедельник начинается в субботу. Сказка о Тройке (2 экз.). — М., 2002.
178. Переслегин С. Скованные одной цепью // Стругацкий А., Стругацкий Б. Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя. М., 1989 // (По материалам сайта http://www.rusf.ru/abs/rec/rec03.htm).
179. Пирогов Л.В. К проблеме анализа и интерпретации постмодернистского текста // Текста как объект многоаспектного исследования. —СПб.; Ставрополь, 1998.
180. Пирогов Л.В. Постмодернистская «имморальность» как выражение некоммуникации // Руский постмодернизм: Предварительные итоги. — Ставрополь, 1998.
181. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. — М., 1969.
182. Пушкин A.C. Руслан и Людмила // Собр. соч. В 10 т. Т. 3. — М., 1975.
183. Пятигорский А. М. О постмодернизме // Пятигорский А. М. Избранные труды.—М., 1996.
184. Рассохина И.Б. Тенденции смены парадигм в художественной культуре // Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века: Материалы научной конференции 10 октября 2001 г. Сер. «Symposium». Вы. 16.-СПб., 2001.-С.25-26.
185. Ревич В. Фантастика — это не жанр, это способ думать // Восточный телеграф: Еженедел. Дальневост. газ. (Петропавловск-Камчатский).- 1990.24 нояб. 1 дек.- № 2.- С. 7. (По материалам сайта http://www.fandom.ni/convent/l 68/sahconl 9902.htm).
186. Рейнгольд С. Русская литература и постмодернизм // Знамя. 1998. - № 9.
187. Рейтблат А. Русский извод массовой литературы: непрочитанная страница // Новое литературное обозрение. 2006. - № 77.
188. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1999.
189. Руднев В. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. — М., 2000.
190. Русский постмодернизм: Материалы межвузовской научной конференции. Библиографический указатель / Под ред. проф. Л.П. Егоровой. -Ставрополь, 1999.
191. Рыбаков В. Набат или молитва? Неизбежные метаморфозы фантастики // ЛГ. — 1994. — 14 сентября.
192. Рыбаков В. Научная фантастика как зеркало русской революции // Нева. — 1996. —№4.
193. Рыбаков В. Срочно требуется идеал // Нева. — 1996. — № 4.
194. Рыбаков В. Фантастика: реальные бои на реальных фронтах // http://somepost.rU/content/magazine/a/3187.101 .html
195. Санькова A.A. Картина мира постмодернистской литературы: типология массового и элитарного. Дис. . канд. филол. наук. Ставрополь, 2007.
196. Северова Н. Знак скрытой истины: Писатель: Принц и нищий // Литературная Россия. 2002. - 9 авг. - № 32.
197. Северова И. Художественный мир Стругацких: Факультатив в литературе. — Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2001.
198. Сербиненко В. Три века скитаний в мире утопии // Новый мир. — 1989.5, —С. 242 — 255.
199. Скоропанова И. Русская постмодернистская литература. М., 1999.
200. Скоропанова И. Русская постмодернистская философия: Новая философия, новый язык. СПб., 2002.
201. Снегирев Ф. Время учителей // Советская библиография. 1989. - №2.- С.123.
202. Советская фантастика 20 — 40-х годов // Вступительная статья Дмитрия Зиберова: Замыслы мирового будущего. — М., 1987.
203. Советская фантастика 50 — 70-х годов: повести и рассказы // Вступительная статья, сост. С. Плеханова. —М., 1998.
204. Соколов Е. Г., Твердохлебов С. Г. Массовая культура советского периода // http://www.ibci.ru/konferencia/page/statyak06.htm.
205. Соломина А. Свобода: надтекст вместо подтекста // Литературное обозрение. 1998. - №3. - С. 92-93.
206. Степанова Т. Научная фантастика как вид фантастической литературы: Дис. учен. степ. канд. филол. наук. — М., 1985.
207. Стругацкий А. Думать — не развлечение, а обязанность // Книжное обозрение. — 1987. — № 9. — С. 3.
208. Стругацкий Б. Жить интересней, чем писать // ЛГ. — 1991. — 10 апреля.
209. Стругацкий Б. Когда мы начинали, мы были верными сталинскими соколами // Витрина. — 1997. — № 4. — С. 62 — 63.
210. Стругацкий Б. Комментарии к пройденному / Собр. соч. в 11 т. — Донецк: Сталкер, 2004.
211. Стругацкий Б. Крушение социализма не снилось даже фантастике // Труд. — 1998. — 10 — 16 апреля.
212. Стругацкий Б. Предисловие к книге «Фантастика: четвертое поколение». — Л., 1991.
213. Стругацкий Б. Стругацкие: число — множественное, Степень — превосходная // Новая газета. — 1997. ■—■ № 46. — С. 15.
214. Стругацкий А., Стругацкий Б. Фантастику любили с детства // Аврора.1981. — №2- С. 150 — 155.
215. Стругацкий Б. Чугунным системам надо противостоять // Новое Время.1996. — № 24. — С. 38 — 39.
216. Стругацкий Б. Что такое фантастика // День свершений. — Л., 1988.
217. Стругацкий Б. Я не эскапист // Книжное обозрение. — 1998.— № 16. — С. 16.
218. Тамарченко Е. Факт и фантастика // Поиск-90. Пермь, 1990.
219. Ткачев М. Н. Он был талантливым другом (об А. Н. Стругацком) // Книжное обозрение. — 1996. — №3. — С. 17— 18.
220. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. — М., 1997.
221. Традиции русской классики XX века и современность: Материалы научной конференции. Москва. М., 2002.
222. Усманова А.Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. М., 2000.
223. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М., 1970.
224. Урбан А. Фантастическая или философская? // http://www.fandom.rusf.ru.
225. Успенский Б.А. История и семиотика // Успенский Б.А. Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. —М., 1994.
226. Фантастика учит гражданственности // Сов. библиография. — 1988. — №3. —С. 35—41.
227. Фантастика в ожидании прозы // Звезда. — 1998. — № 9.
228. Федорова Л.Ф. Некоторые проблемы теории и критики постмодернизма // Русский постмодернизм: Предварительные итоги. -Ставрополь, 1998.
229. Фидлер Л. Пересекайте рвы, засыпайте границы // Современная западная культурология: самоубийство дискурса. М., 1993.
230. Филиппов Л. От звезд к терновому венку // Стругацкий АН., Стругацкий Б.Н. Собр. соч. в 11 т. T.l 1. Донецк: Сталкер, 2004.
231. Фрейд 3. «Психология масс и анализ человеческого «Я» // http://www.magister.msk.ru/library/philos/freudOO 1 .htm (по изданию Фрейд 3.
232. Психология масс и анализ человеческого «Я». М.: Изд-во «Современные проблемы», Н. А. Столляр, 1926).
233. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. — М., 1978.
234. Фролов А. Научно-фантастическое произведение и его читатели: Повесть А. и Б. Стругацких «За миллиард лет до конца света»// Проблемы жанра. — Душанбе, 1984. — С. 65 — 74.
235. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990
236. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994
237. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / Пер. с франц. М., 1996.
238. Фуко М. Забота о себе. История сексуальности / Перевод с франц. Т.Н. Титовой и О.И. Хомы. М.-Киев, 1998.
239. Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994.
240. Фуко М. Что такое автор? // Лабиринт-эксцентр. 1991. - №3.
241. Хазанов Б. Апология нечитабельности: Заметки о романе и романах // Октябрь. 1997.-№ 10.
242. Хализев В. Е. Теория литературы. — М., 1999.
243. Ханютин Ю. Кинофантастика: возможности жанра и практика кинопроизводства // Жанры кино. — М., 1979.
244. Харитонов Е. «Русское поле» утопий // http://www.fandom.ru/aboutfan/fantasto/haritonove.htm.
245. Чаликова В. Идеологии не нужны идеалисты // Завтра: Фантаст, альманах. Вып. 2- М.: Текст. - 1991.- С. 206-211 (По материалам сайта http://www.fandom.ru/aboutfan/chalikova2.htm).
246. Черная Н. И. В мире мечты и предвидения: Научная фантастика, ее проблемы и художественные возможности. Киев: Наукова думка, 1972. (по материалам сайта http://book.studentport.ш/card.php?idbook=24455).
247. Шестопалов О. Тридцать лет спустя // Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Хромая судьба. Хищные вещи века. Фантастические повести. — М., 1990.
248. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Иностранная литература. -1989.-№ 10.
249. Эко У. От Интернета к Гуттенбергу // Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета. М., 2000.
250. Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике. СПб., 2004.
251. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. книги А.Г. Погоняйло, В.Г. Резник. ТОО ТК «Петрополис», 1998.
252. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб.-М., 2005.
253. Эпштейн М. Искусство авангарда и религиозное сознание // Новый мир. 1990. -№12.С. 223-235.
254. Эпштейн М. Постмодерн в России: Литература и теория. М., 2000.
255. Эпштейн М. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук. М.: НЛО,2004.
256. Эпштейн М. От модернизма к постмодернизму: Диалектика «гипер» в культуре XX века // Новое литературное обозрение. — 1995. — № 16.
257. Эпштейн М.Н. Постмодерн в русской литературе. — М.: Высш. шк.,2005.
258. Юнг К. Г. Современность и будущее. Мн., 1992.
259. Ямпольский М. Б. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. — М., 1993.
260. Яусс X. Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. — 1995. — № 12.
261. Howell У. Apocalyptic Realism: The Science Fiction of Arkady and Boris Strugatsky. — The University of Michigan, 1994 // http://fan.lib.m/a/ashkinazi 1 a/text 2110.shtml.
262. Kozlovsky E.Z. Comic codes in the Strugatskys tales: "Monday Begins On Saturday" and "Tales of the Troika". — M., 1994 // http://fan.lib.ru/a/ashkinazi 1 a/text 2120-shtml.
263. Potts S.W. The Second Invasion: The Fiction of the Strugatsky Brothers. — San Bernardino, California, USA. — 1991 // http://fan.lib.ru/a/ashkinazi 1 a/text 2150.shtml.
264. Suvin D. On the SF Opus of the Strugatsky Brothers // Suvin D. Position and Pressuposition in Science Fiction. — London: Macmillan, 1988 // http://fan.1ib.ru/a/ashkinazi 1 a/text2190.shtml.
265. Словари и энциклопедические издания
266. Культурология: XX век: Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.
267. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под ред. В.В. Бычкова- М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003.
268. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева М.: Советская энциклопедия, 1987.
269. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 тысяч слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры. 3-е изд., испр. и доп. М.: «АЗЪ», 1995.
270. Постмодернизм: Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001.
271. Руднев В.П. Словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты. — М.: Аграф, 1999.
272. Словарь терминов московской концептуальной школы / А. Монастырский. М., 1999.
273. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М.: Интрада-ИНИОН, 1996.
274. Философский энциклопедический словарь / Редколлегия: С.С., Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 20-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.