Творчество Фридьеша Хидаша в контексте музыкальной культуры Венгрии ХХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Чикота Йожеф

  • Чикота Йожеф
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 231
Чикота Йожеф. Творчество Фридьеша Хидаша в контексте музыкальной культуры Венгрии ХХ века: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки». 2020. 231 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Чикота Йожеф

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Фридьеш Хидаш: личность, жизненный путь, основные жанры творчества

1.1. Жизненный и творческий путь композитора

1.2. Музыкальное наследие Ф. Хидаша

1.2.1. Духовая оркестровая музыка

1.2.2. Концертные произведения

1.2.3. Духовая камерная музыка

1.2.4. Хоровая музыка

1.2.5. Музыка к спектаклям, кинофильмам и радиопостановкам

1.2.6. Сочинения педагогического репертуара и аранжировки

ГЛАВА II. Исторический контекст в изучении творчества Ф. Хидаша

2.1. Из истории музыкальной культуры Венгрии XX века

2.2. Формирование в Венгрии духовых оркестров и особенности их 96 развития

2.3. Роль духовых оркестров в развитии венгерской культуры

ГЛАВА III. Особенности авторского стиля Ф. Хидаша

3.1. Интонационно-ладовые черты

3.2. Жанрово-стилевая специфика

3.3. Особенности драматургии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Фотографии с портретами Ф. Хидаша и его родных

2. Хронологический список сочинений Фридьеша Хидаша

3. Издания сочинений Ф. Хидаша и избранная дискография

4. Интервью с Ф. Хидашем

5. Афиши и программы концертов

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

Творчество Фридьеша Хидаша (1928-2007), видного современного венгерского композитора, оказавшего мощное влияние на развитие духовой оркестровой музыки Венгрии, до сих пор не получило отражения в музыкознании1.

Его творчество охватывает практически все существующие жанры академической музыки, включая камерно-инструментальный ансамбль, концерт, симфоническую музыку, балет, оперу, хоровые и органные сочинения. Вместе с тем Хидаш обрел мировую известность благодаря своим произведениям для духовых инструментов, концертного духового оркестра. В память о композиторе с 2008 г. в венгерском городе Дьёре проводятся Международные курсы для дирижёров духовых оркестров. Союзом венгерских духовых оркестров и ансамблей учрежден почетный приз имени Фридьеша Хидаша за популяризацию венгерской духовой музыки. Все большее признание получает особая роль Хидаша в истории современной духовой музыки, венгерской классической музыки.

Назрела необходимость исследовать творчество Хидаша, которое получило признание пока только со стороны исполнителей, обязанных ему беспрецедентным в истории музыки расширением репертуара для духовых инструментов. В число часто исполняемых опусов входят «Праздничная музыка» для духового оркестра (1985), «Birthday Concerto» для тромбона и симфонического оркестра (1998) и «Septettino» для 3 труб, 2 тромбонов и тубы (1995); Тромбоновый квартет (1996, существует также его версия для квартета

1 В 2014 году была издана единственная книга, посвященная Ф. Хидашу. Автор данной работы является одним из участников авторского коллектива. См.: Eeva Saarela, Laszlo Marosi, Jozsef Csikota, Reiner Hobe. Hidas Frigyes. Amicus Auctoris Musikverlag, 2014. 130 o. [Ева Саарела, Ласло Марози, Йожеф Чикота, Хойнер Райнер. Хидаш Фридьеш. Amicus Auctoris Musikverlag, 2014. 130 с.]. В книгу вошли воспоминания о композиторе и его жизнеописание.

туб) и «188 тактов для меди» для 12 валторн, 12 труб, 10 тромбонов, 2 туб и ударных (1995); «Четыре движения» для брасс-ансамбля (1991) и Этюд для военного оркестра (1988).

Актуальность темы исследования определяется возрастанием интереса к личности Хидаша, осознанием его роли в процессе формирования профессиональных духовых оркестров, развитии образования духовиков. Вовлеченность Хидаша в процессы развития духовой музыки, музыкального образования, а также культуры Венгрии второй половины ХХ века в целом делает его наследие интереснейшим явлением для изучения.

Творчество Хидаша, как и Д. Куртага и Д. Лигети, получивших известность в России, пришлось на наиболее насыщенный период послевоенного времени, для которого характерны поиск новых композиционных техник (додекафонии, пуантилизма, минимализма), кардинальное преобразование жанров2, неприятие эстетического эталона прежних лет, обновление музыкального языка. С 1980-х происходит формирование «new simplicity» («новой простоты») как реакции на авангард, что выражается в апеллировании к «старомодной», по выражению Лигети3, мелодичной и общепонятной музыке, эмоционально воздействующей на слушателя4. Хидашу, считавшему себя последним венгерским композитором -романтиком, безусловно, близка эстетика «простоты». Важнейшими свойствами его музыки являются зримость образов, конструктивное развертывание материала, светлый лиризм, ясность музыкального изложения, доступность восприятию. Его сочинения пленяют своей мелодичностью и ясностью в равной мере и любителей музыки, и профессиональных

2 Яркими представителями этой направленности являются композиторы «новой венгерской школы» (Янош Вишки, Бела Тардош), «студии новой музыки» (Золтан Йеней, Йожеф Шари, Ласло Видовски, Ласло Шереги, Барнабаш Дукай, Дьюла Чапо).

3 Цит. по: Крейнина Ю. Лигети в зеркале своих суждений о музыке // Дьёрдь Лигети: личность и творчество. Сб. статей. М.: Российский институт искусствознания, 1993. С

4 К представителям данного направления отнесем Шандора Балашши, Шандора Соколаи, Ласло Дуброваи, Дьёрдя Орбана, Миклоша Чемицки, Дьёрдя Шельмеци, Яноша Вайду.

музыкантов. Большая часть партитур сочинений Хидаша опубликована и заслуживает пристального теоретического исследования.

Актуальность диссертации обосновывается тем фактом, что в музыкознании это первая монографическая работа, посвященная творчеству Хидаша. Он вдохновлялся музыкой Баха, импрессионистскими опусами К. Дебюсси, неофольклорными опытами З. Кодаи, программным симфонизмом романтиков. При этом каждая из этих составляющих не существовала изолированно, но становилась частью стилевого синтеза. Уже к 1960-м годам он нашел не только свою жанровую палитру, но и оригинальную, всегда узнаваемую авторскую интонацию в звучании духовых инструментов как в сольных партиях, так и в ансамбле или оркестре. Основные принципы оркестровки вырабатывались им в соответствии со звучанием органа -инструмента, который сформировал его слух еще в юности, когда он служил органистом. Именно в ориентации на мощное звучание органа формировался состав духового оркестра Хидаша. Усиление каждой группы духовых инструментов (как минимум до четверного состава) приводило к тому, что по количеству исполнителей духовой оркестр, для которого он писал музыку, практически аналогичен симфоническому.

Дирижер Дьёрдь Лехель в одном из своих интервью отнес Хидаша к тем немногим «артистам, которые в этом еженедельно меняющемся мире никогда не слушали ничего, кроме своего внутреннего голоса. Он не спешил вслед за модой. Он был верен себе, своей глубоко лирической, богатой душе» (17 октября 1988 года)5. «Простота» музыки Хидаша вписывается в направление т.н. «новой искренности»6, «неоромантизма»7, ухода от «новой сложности»8,

5 URL: https://xn--hajdtnc-lwa7t.hu/hidas-frigyes-zeneszerzorol/ (дата обращения: 07.03.2019).

6 Высоцкая М.С., Григорьев Г.В. Музыка ХХ века: от авангарда к постмодерну : учеб. пособие. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2014. 440 с.

7 Сильвестров В.В. Дождаться музыки. Лекции-беседы. По материалам встреч, организованных С. Пилютиковым. Киев : Дух i л^ера, 2012. 368 с. C

8 Griffi ths P. Modern music and after. New York: Oxford University Press, 2010. 456 p. Pр

которое ведет к новому синтезу, основывающемуся на обращении к материалу музыкального искусства «прошлого». Изучение компонентов стиля музыки Хидаша на примере наиболее репрезентативных сочинений для духового оркестра представляет, на наш взгляд, самостоятельную научную проблему.

Кроме того, неисследованными являются многие документы, интервью с музыкантами, которые лично знали композитора, интересные факты, позволяющие представить более полно все грани личности Хидаша.

Объектом исследования выступает творческое наследие Фридьеша Хидаша как одного из выдающихся музыкантов и композиторов второй половины XX - начала XXI века.

Предмет исследования:

Связь творчества Хидаша с венгерской духовой оркестровой культурой XX столетия.

Материалом исследования послужили крупные сочинения для духового оркестра Ф. Хидаша: балетная музыка «Кориолан» по трагедии Шекспира (1980), Второй концерт для флейты с духовым оркестром (1985), «Праздничная музыка» («Festive Music», 1985), «Нестанцованный балет» (1996), «Вьенне» («Vjenne» (Thehistory of Vriezenveen, 1999), а также интервью и высказывания самого композитора, почерпнутые в личном общении с мастером.

Критерием отбора произведений для анализа авторского стиля послужила их репрезентативность для того или иного жанра и периода творчества композитора.

Цель исследования - всестороннее рассмотрение личности, эстетики и стиля музыки Фридьеша Хидаша и определение значения его творчества для истории современной венгерской музыки.

Задачи исследования:

- представить жизнеописание композитора и воссоздать образ личности Ф. Хидаша - человека и музыканта;

- обозначить место Хидаша в историческом контексте развития венгерской и общеевропейской современной музыки;

- выявить особенности стиля музыки Хидаша на основе наиболее репрезентативных сочинений для духового оркестра;

- рассмотреть историю формирования и развития духовых оркестров в венгерской музыкальной культуре XX века и определить роль Хидаша в этом процессе;

- привлечь внимание исполнителей и музыковедов к творческому наследию Хидаша.

Методы исследования

Метод биографической реконструкции позволил проследить жизненный путь и историю творческих замыслов композитора. При анализе нотных источников были применены музыкально-аналитические методы.

Методологические принципы исследования совмещают историко-стадиальный и музыкально-стилистический подходы. Непосредственное изучение конкретных музыкальных опусов нацелено на поиск языковых, композиционных, жанровых соответствий; ставятся вопросы обусловленности музыкально-выразительных средств тенденциями времени, творческими влияниями, национальными традициями.

Степень изученности проблемы

Внимание исполнителей к музыке Хидаша не получило отклика в музыковедческих публикациях. На сегодняшний день ни в одном издании о венгерской музыке не упоминается имя композитора.

Необходимым условием для формирования взглядов на творчество Хидаша явилось изучение музыковедческой литературы, посвященной как венгерским композиторам, так и общим историческим и теоретическим проблемам музыкального искусства XX века на русском и иностранных языках: трудов российских исследователей (О. Алюшиной, Н. Гавриловой, Ю. Алиевой, Ю. Крейниной, А. Михайлова, А. Раабена, М. Раку, С. Савенко, Н. Саниной, А. Соколова, Т. Хайновской, С. Хлыбовой, Ю. Холопова, В. Холоповой и др.) и зарубежных авторов (И. Балажа, Р. Бекклес Уилсон, С. Бече, Ф.Бониша, Я. Бройера, Л.Добшай, У. Дибелиуса, М. Итцеес, К. Комлос, П. Лаки, X. Люка,

Б. Сабольчи, Б. Сухоффа, Е. Саарела, Л.Марози, Х. Райнер, 3. Фаркаша, С. Хайлгендорф, К.Чалмераса, М. Шлюрена, Ф. Шпангемахера, К. Шталя и др.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Фридьеш Хидаш как один из самых плодовитых современных венгерских композиторов, почти единственный в своём роде оказал влияние на развитие разных областей венгерской музыкальной культуры, но в большей степени - на развитие венгерской духовой оркестровой культуры.

2. Своими произведениями, сочинёнными для духовых оркестров, Ф. Хидаш содействовал расширению репертуара не только венгерских, но и восточноевропейских и других зарубежных и международных духовых оркестров.

3. Его камерные сочинения для духовых инструментов не только значительно расширили репертуар для камерных духовых ансамблей, но и способствовали обновлению учебно-образовательных материалов в духовом исполнительстве.

4. Композиторская деятельность Хидаша в течение 30-40 лет привела к значительным изменениям в венгерской духовой оркестровой культуре, инспирировав процесс ее активного развития благодаря появлению большого количества произведений для духовых инструментов и духовых оркестров, широко использовавшихся как в концертной, так и в учебной практике.

Новизна исследования, имеющая научное значение

Научная новизна работы определяется тем, что впервые в музыкознании появилось исследование, посвященное творчеству Хидаша - одного из видных венгерских композиторов ХХ века. Автором работы сделан акцент на изучении его творческой деятельности в области музыки для духовых инструментов и том влиянии, которое оно оказало на венгерскую духовую оркестровую культуру.

Впервые предпринята попытка осмысления венгерской духовой оркестровой культуры как части музыкальной европейской культуры, обозначены языковые, жанровые, композиционные, в том числе тембровые

доминанты стиля Фридьеша Хидаша, охарактеризованы многообразные аспекты его эстетики и составляющие композиторского стиля на основе наиболее репрезентативных сочинений для духового оркестра; подробно проанализированы крупные сочинения для духового оркестра: Второй концерт для флейты с духовым оркестром (1985), «Праздничная музыка» («Festive Music», 1985), «Нестанцованный балет» (1996), «Вьенне» («Vjenne» (Thehistory of Vriezenveen), 1999), балетная музыки «Кориолан» по трагедии Шекспира (1980); выявлена роль Хидаша в процессе формирования и развития духовых оркестров в венгерской музыкальной культуре XX века, а также влияние его музыки на художественные процессы в венгерской музыкальной культуре второй половины XX века.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что творческий путь Ф. Хидаша изучен, начиная от самых ранних опусов; охарактеризованы многообразные аспекты его эстетики и составляющие его стиля; выявлены связи между его музыкой и процессов венгерской музыкальной культуры второй половины XX века. Ключевые положеня работы могут служить исходными для изысканий его творчества в музыкознании, истории исполнительского духового искусства.

Практическая ценность состоит в том, что материалы данного исследования могут привлечь к творческому наследию Хидаша новое поколение исполнителей, а также исследователей и педагогов.

Данная работа может быть использована в курсе истории музыки европейских стран, теории музыки, в справочно-библиографических изданиях, в педагогической практике при обучении игре на духовых музыкальных инструментах. Результаты исследования расширят репертуарные возможности творческой деятельности современных инстументалистов.

Апробация работы

Диссертационная работа обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры теории и истории музыки ФГБОУ ВО «Российской государственная специализированная академия искусств». Отдельные

положения диссертации изложены в 10 публикациях, в том числе трех - в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ и одной, вошедшей в базу данных Web of science. Результаты исследования прошли апробацию в выступлениях международных научных конференциях «Искусствознание; наука, опыт, просвещение» (Москва, Государственный институт искусствознания, 2017, 2018, 2020), «Искусство, дизайн и современное образование» (Москва, Российская государственная специализированная академия искусств, 2019), «Творчество и исполнительство: взгляд молодых ученых на мир искусства» (Москва, Российская государственная специализированная академия искусств, 2020).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Фридьеша Хидаша в контексте музыкальной культуры Венгрии ХХ века»

Структура работы

Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка литературы, Списка иллюстративного материала и пяти Приложений.

ГЛАВА I. Фридьеш Хидаш: личность, жизненный путь, основные жанры творчества 1.1. Жизненный и творческий путь композитора

Композитор, дирижер, пианист и органист Фридьеш Хидаш родился в Будапеште 25 мая 1928 года9. Отец Фридьеша10 служил кантором в Базилике Святого Иштвана. Впоследствии именно там Хидаш начал свой музыкантский путь в качестве церковного органиста.

С раннего детства атмосфера храма, звучание органа производили на него неизгладимые впечатления. Занятия на органе раскрыли в нем необычайные способности к импровизации, силу музыкального воображения, а также повлияли на развитие инструментального мышления, что в случае с Хидашем неразрывно связано с органом: в его сочинениях духовой оркестр часто звучит подобно органу, а совместное звучание различных групп инструментов нередко походит на органную музыку.

Хотя на фортепиано Хидаш играл с раннего детства, в молодые годы он готовился не к музыкальной карьере, а хотел поступить в Политехнический университет и стать инженером-механиком. К выбору музыкальной карьеры подтолкнул Фридьеша друг отца — Артур Хармат, который с 1938 по 1957 год был дирижером Базилики Святого Иштвана. Хармат обратил внимание на необычайные музыкальные способности мальчика. По воспоминаниям Хидаша, в одном из радиоинтервью именно Хармат предрек его музыкальное будущее,

9 Фотографии с портретами Ф. Хидаша и его родных см. в Приложении I.

10 Отец Фридьеша изменил немецкую фамилию Хальбвидерл на венгерский лад. См.: Eeva Saarela, Laszlo Marosi, Jozsef Csikota, Reiner Hobe. O.29.

отмечая, что «этот ребенок так хорошо импровизирует, что из него должен получиться музыкант». Хармат рекомендовал Хидаша в Музыкальную академию Яношу Вишки. В класс композиции он должен был поступить со своим собственным сочинением для фортепиано. Поскольку тогда ему очень нравилась французская музыка, из каждого такта сочиненного им небольшого произведения излучалась любовь к французской музыке, при этом чувствовалось несомненное влияние К. Дебюсси. Председателем приемной комиссии был З. Кодай, который порекомендовал будущему композитору: «Тот, кто настолько любит французскую музыку, должен учить и французский язык»11. Однако этим советом Хидаш не воспользовался.

О своем решении выбрать музыкальное поприще Ф. Хидаш никогда не пожалел. Помимо занятий на органе в Базилике Святого Иштвана, на Хидаша глубокое впечатление произвел театр. И совершенно закономерно, что жизненный путь привел его сначала в Музыкальную академию, а потом в Национальный театр, в область драматического искусства. В период с 1946 по 1951 год Хидаш учился в Будапештской музыкальной академии (тогда ее называли Музыкально-художественным институтом имени Ференца Листа) по классу композиции у Яноша Вишки, который, в свою очередь, был учеником З. Кодая. Диплом композитора Хидаш получил в 1952 году.

Во время обучения в академии на Хидаша значительное влияние оказали Янош Вишки — лауреат премий имени Кошута и имени Эркеля, заслуженный деятель искусств, и дирижер Ласло Шомоди. У последнего он учился дирижерскому мастерству в рамках программы подготовки дирижеров. Однако

диплома дирижера Хидаш так и не получил по причине нежелания «изучать

1?

различные идеологизированные дисциплины и сдавать по ним экзамены»12. Любопытно, что впоследствии при официальном оформлении трудовых

11 Цитата из интервью c Ф. Хидашом: Vogel Maria: Kivancsiskodo (Szerk.: Vogel Maria), Magyar Radio 11-es studio, 1995.

12 Информация из интервью c Ф. Хидашом: Horvath Adam: Hidas Frigyes zeneszerzovel Horvath Adam rendezo beszelget; Magyar Radio 3-as studio, 1993. URL: http: //kincsestar.radio.hu/ktz/hidas/ (дата обращения: 05.10.2014).

отношений у него ни разу не потребовали диплома. Уже в выпускной год своего обучения в Музыкальной академии он стал дирижером и директором Национального театра.

Ф. Хидаш с особым уважением и любовью вспоминал своих выдающихся педагогов Музыкальной академии. Режё Кокаи, Лайош Бардош, Пал Ярдани, Золтан Хорушитски оказали на молодого композитора огромное влияние — и как профессионалы — преподаватели различных дисциплин, и как удивительно чуткие, мудрые люди.

Как ни странно, но за первые четыре года обучения по классу композиции у этого самого плодотворного впоследствии венгерского композитора ХХ века не родилось ни одного собственного произведения. Он всегда выполнял предусмотренные учебной программой упражнения, но своей музыки тогда не писал. По настоянию Яноша Вишки и с целью получения диплома ему пришлось всерьез заняться композицией. В результате в 1951 году появился 1-й концерт для гобоя — быстро написанная им композиторская дипломная работа13. Идею написания произведения в этом жанре подсказал композитору его друг детства, который к тому времени был первым гобоистом Оперного театра.

Концертное произведение, написанное для духового инструмента, — жанр, который в тот период в Венгрии был едва ли известен. Во многом этим и было вызвано недоумение Яноша Вишки, узнавшего о намерении Хидаша. Он просто считал невообразимым, что автор, ранее не писавший музыкальных произведений, сразу справится с концертом. Необычен был и солирующий инструмент, к которому ранее никогда не обращались композиторы в Венгрии, до сей поры ограничивая свой выбор фортепиано, скрипкой и виолоночелью. И вообще, в то время венгерские композиторы редко создавали произведения для духовых инструментов. Принимаясь за сочинение, Хидаш от своего приятеля-гобоиста получил лишь следующую инструкцию: писать в Ре мажоре —

13 Напомню, что для Ф. Хидаша жанр концерта стал одним из основных в творчестве. За 56 лет своей творческой деятельности им написано 33 концерта.

любимой тональности гобоистов, к тому же привлекательной для слушательского восприятия14. Примечательно, что это произведение, выполненное Хидашем как дипломное, вошло в репертуар не только оканчивающих высшую школу, но и состоявшихся концертирующих музыкантов, и в Венгрии, и за ее пределами.

За два года до окончания академии Ф. Хидаш нашел работу по специальности. В этом ему помог его педагог Дюла Давид — преподаватель теории музыки, инструментовки (для духовых разных составов), — заметив у Хидаша склонность к театру, театральной сцене. Стараниями Давида в 19501951 годах Хидаш стал дирижером в молодежном театре15.

В 1951 году, в последний год учебы в Музыкальной академии, опять же Д. Давид назначил Ф. Хидаша на пост музыкального директора Национального театра, где он оставался вплоть до 1966 года. Это обстоятельство Хидаш считал чистой случайностью, но его талант, а также общественно-культурная обстановка того времени объясняют истинную причину выдвижения столь молодого человека на такой высокий пост. Потери Второй мировой войны, и государственно-политический переворот, произошедший в Венгрии в 1948 году, сказались на том, что в стране не хватало музыкантов, поэтому для возрождения венгерской музыкальной сцены требовались молодые таланты, такие как Ф. Хидаш.

За 15 лет, проведенных в Национальном театре, Ф. Хидаш приобрел разносторонний опыт, так как на посту музыкального руководителя он был причастен и к дирижерской, и к композиторской деятельности. Годы, проведенные в театре, он считал счастливыми в творческом отношении. Театральная труппа, круг замечательных авторов, работавших при театре, воспринимались им как необыкновенный мир. Знакомство с театральной

14 Информация из интервью c Ф. Хидашом: Nemes András: Esti hangulatban — Beszélgetés Hidas Frigyes zeneszerzovel; (Szerk.: Nemes András), Magyar Rádió 2-es stúdió, 1994. URL: http: //kincsestar. radio.hu/ktz/hidas/ (дата обращения: 05.10.2014).

15 Подробнее см. там же.

средой и обретение соответствующих знаний и опыта было им продуктивно использовано на протяжении всей дальнейшей творческой жизни, и в частности композиторской практики. Хидаш считал, что работа в театре требует от композитора развитой способности тонко чувствовать сценическую пластику каждого артиста как условие ее воплощения в музыке. При этом театральному композитору нужно точно знать, как распределено сценическое время на протяжении всего спектакля. По убеждению Хидаша, настоящий профессионал в области театральной музыки должен буквально ощущать запах декораций, огни рампы, жить атмосферой театра. За 15 лет, проведенных в Национальном театре, у него была возможность дирижировать двумя наилучшими оркестрами страны, так как Оркестр Радио и Государственный концертный оркестр работали поочередно в этом театре. Музыкальная жизнь Хидаша была тогда чрезвычайно активной. Одним из любимых его произведений стала пьеса «Чонгор и Тюнде» («Csongor and Tünde») на музыку Лео Вейнера, поставленная Эндре Мартоном16.

В Национальном театре Хидаш познакомился с Дьёрдем Лехелом, руководителем Оркестра Радио, в составе которого играл на фортепиано как внештатный исполнитель. В качестве оркестрового пианиста он принимал участие в радиозаписях музыки Б. Бартока, «Петрушки» Стравинского, Первой симфонии Д. Шостаковича и так далее17. В общей сложности Хидаш играл на фортепиано в Оркестре Радио около 20 лет, принимая участие в зарубежных

16 Через 8 лет Э. Мартона уволили из Национального театра якобы по необходимости сокращения штатов. Причина увольнения оказалась выдуманной, поскольку несколько позже на его место взяли несколько человек. Информация из интервью c Ф. Хидашом: Nemes András: Esti hangulatban - Beszélgetés Hidas Frigyes zeneszerzovel; (Szerk.: Nemes András), Magyar Rádió 2-es stúdió, 1994.

17 Информация из интервью c Ф. Хидашом: Bieliczkyné Buzás Éva: „Hiányzik a biztató kézszoritás...".BeszélgetésHidas Frigyes zenbeszerzovel (1990.01. 11.) URL: http:/fonix-sarok.hu./?Zenei%C3%ADr%C3%Alsok:Hidas Frigyes:Best%C3%A9lget%C3%A9s Hidas Frigyes zeneszerz%C5%91vel %281990. 01.11.%29 (дата обращения: 05.10.2014).

поездках, радиозаписях. Так, начав свою деятельность в театре как дирижер, он оставался музыкантом-исполнителем и композитором в Оркестре Радио. Хидаш всегда был наполнен радостью от разнообразия своей деятельности, от предоставленной ему возможности в полной мере раскрыть свой потенциал. Работая в театре, он овладел способностью как бы «видеть» музыку извне, а не только слышать ее. При этом к радиопрограммам он создал такую же великолепную музыку, как и к балету. А за годы, проведенные в составе Оркестра Радио, он научился писать музыку без преувеличения к каждому музыкальному инструменту. Благодаря этому он постоянно получал предложения от этого оркестра.

По признанию Ф. Хидаша, композиторскую деятельность он начал в 1955 году. Его первые серьезные произведения появились на свет в 60-е годы, а начиная с 70-х уровень его творческой активности поднялся до небывалых высот.

Что касается личной жизни, в 1955 году Ф. Хидаш женился на Анне Е. Чакань, а в 1957-м у них родилась дочь Каталин. В те годы — с 1957-го по 1962-й — параллельно с работой в театре он служил дирижером в Базилике Святого Иштвана, придя на смену своего первого учителя Артура Хармата. 5 июля 1966 года он женился на Эржебет Зомбори. Общих детей у них не было, но с сыном жены, Петером Амиго, который в настоящее время заботится о творческом наследии Хидаша и является наследником его авторских прав, он поддерживал родственные отношения как отца и сына.

C 1966 по 1974 год наступил перерыв, когда художник «отправился в свободное плавание», сконцентрировав свою энергию на предложениях, поступавших от Венгерского радио. B этот период родилась одна из выдающихся его работ «Траурная музыка» («Mourning music»), созданная в память о 2-й Венгерской армии. Со времени учебы в академии его не оставляла мысль написать произведение, посвященное величайшей трагедии в венгерской истории ХХ века, — подобно Михаю Вёрёшмарти, создавшему свой «Пролог» (Prologue) столетием ранее. Хидаша не интересовала ни история, ни политика

— его тронула человеческая трагедия, связанная с январскими событиями 1943 года, произошедшими на Дону, где была разгромлена 2-я Венгерская армия. Автор написал музыкальное произведение как прощание с погибшими солдатами — их было приблизительно 120 000 (!). Он намеренно не хотел давать произведению название «Реквием», ведь тогда, в 1972 году, вышла в свет книга Иштвана Немешкюрти «Реквием по армии» («Requiem for the army»), освещавшая эту тему. Тем не менее первая (Dies irae), вторая (Requiem aeternam dona eis) и третья (Domine) части имеют непосредственное отношение к жанру реквиема. Некоторые фрагменты книги (отрывки из дневников, заметки, письма, военный приказ Густава Яни, военный приказ о роспуске армии Марселя Штомма) были использованы композитором для «Траурной музыки» («Mourning music»). Кроме того, один из разделов музыкального произведения связан со стихотворением М. Вёрёшмарти. «Траурная музыка» написана в 1973 году — к 30-летней годовщине трагедии 2-й Венгерской армии. Венгерское радио взяло на себя презентацию и запись этого сочинения. Однако вмешалась политика, повлияв на дельнейшую непростую судьбу произведения. Реквием был исполнен лишь один раз, а затем его партитура была «отложена в долгий ящик» — на 15 лет. В период «культурной разрядки»

— перед сменой политического режима Габор Берени вновь нашел сохранившиеся радиозаписи и к 45-летней годовщине трагедии исполнил это сочинение в театре.

Впоследствии публичное исполнение «Траурной музыки» состоялось лишь в 1993 году, когда в Музыкальной академии был организован концерт в память о 2-й Венгерской армии. Тогда же на телеканале Duna Television вышел фильм-концерт об этом событии. В концерте принимали участие солисты Лайош Миллер, Янош Гурбан, Шандор Кечкеш, певческий хор Венгерского радио (дирижер хора Ева Фодор), мужской хор Военного ансамбля (дирижер Андраш Тот), а также Симфонический оркестр Венгерского радио (дирижер Геза Оберфранк). Хидаш в своих интервью многократно вспоминал самые трогательные моменты концерта, когда в конце исполнения, в тишине,

нарушаемой лишь колокольным звоном, женский хор, воплощавший ангелов, прощался с солдатами с «небес», сценически располагавшихся на 2-м этаже Музыкальной академии18.

С 1974 по 1979 год Ф. Хидаш работал музыкальным директором будапештского Театра оперетты, сменив на этом посту Камилло Лендваи, который по причине активной педагогической деятельности в Музыкальной академии не мог продолжать театральную деятельность. Хидаш с радостью принял предложение Театра оперетты, ведь именно тогда театральная труппа играла спектакль «Скрипач на крыше» (Fiddler on the roof), который Хидаш просто обожал и надеялся, что будет им дирижировать. Однако, когда летом его зачислили в театр, опять вмешалась политика, и спектакль был запрещен в двух странах мира (в Венгрии и Чили), поэтому его мечта — наконец-то продирижировать этот дорогой для него спектакль — так и не сбылась19.

В многочисленных беседах Хидаш отмечал произведение, которым больше всего гордится, — музыку к балету «Кедр» («Cedar»), написанную им в 1975 году. К композитору в то время обратился хореограф Ласло Шереги с идеей создания балета о судьбе и творчестве художника Тивадара Чонтвари Костки. В первый момент самому Хидашу показалась невероятной идея воплотить на языке танца и музыки впечатляющую картину жизни великого художника и вдохновенный мир его живописи. Ласло Шереги подготовил несколько сценических эпизодов, к которым и попросил Хидаша написать «восхитительную» музыку. Композитор, в свою очередь, исполнил просьбу с большой радостью — он был открыт к любым интересным предложениям. В результате было создано подлинно новаторское произведение, в котором музыка находилась в постоянном содружестве с живописью, танцем и театром.

18 Nemes András: Esti hangulatban - Beszélgetés Hidas Frigyes zeneszerzovel; (Szerk.: Nemes András), Magyar Rádió 2-es stúdió, 1994. URL: http: //kincsestar. radio.hu/ktz/hidas/ (дата обращения: 05. 10.2014).

19 Там же.

После 1979 года, отказавшись от поста дирижера, Хидаш посвятил себя исключительно композиторской деятельности. Напомним: более 20 лет Ф. Хидаш стоял за дирижерским пультом театральных оркестров и занимал должность музыкального директора. Этот театральный опыт пригодился ему не только для осуществления балетных и оперных замыслов, но и в сочинении музыки к многочисленным теле- и радиоспектаклям, к кинофильмам. Годы, проведенные Хидашем в театре, помогли ему понять, какая музыка подходит к театральному спектаклю, как могут две эти сферы — театр и музыка — дополнять друг друга. И в конечном счете на композиторском поприще его всегда ждал неизменный успех.

Творчество Хидаша отличается многообразием. В его багаже самые разные сочинения — и хоровые, и инструментальные. Начиная с 70-х годов все больше и больше произведений создавалось им именно для духовых. Особое внимание композитор уделил тромбону, став автором большинства музыкальных произведений для этого инструмента. Первое такое сочинение, в котором этому инструменту была отведена солирующая функция, получило название «Семь багателей» (Seven Bagatelles). Такой выбор, возможно, объясняется ярким впечатлением композитора от выдающейся игры Густава Хёна выступавшего в составе оркестра Венгерского радио. Уважение к мастерству этого музыканта, скорее всего, сподвигло композитора на создание такого количества произведений для тромбона.

Необходимо отметить, что в 70-е годы духовой оркестр в Венгрии не слишком ценился. По этой причине в то время редко создавались музыкальные сочинения для оркестра духовых инструментов, репертуар которого был ограничен маршами, польками и аранжировками симфонических произведений, да и музыкальные критики считали такие оркестры непригодными для исполнения чего-то иного. Именно когда духовой оркестр не был «модным» в Европе, Хидаш к нему и обратился20. Несмотря на то что у Хидаша на тот период еще не было соответствующего опыта, в 1975 году венгерское

объединение музыкантов-духовиков предложило ему написать произведение для духовых. Так появилось Каприччио (Capriccio), премьера которого состоялась в исполнении оркестра Специальной средней музыкальной школы по подготовке младших офицеров Венгерской армии (Special secondary music school for the training of junior officers of the Hungarian army), оркестром руководил Эрнё Кейл. Оркестр сделал радиозапись в студии № 6, показав сочинение в Летнем концерте на Рыбацком бастионе в Будапеште и в городе Эгер, на площади Добо. Сочинение имело большой успех, что вдохновило автора к созданию большого количества новых произведений такого рода. Хидаш считал своей задачей заполнить пробелы в репертуаре духовых оркестров. По его словам, он писал так много для духового оркестра, потому что и оркестров таких стало очень много — больше, чем симфонических. К тому же композитор стремился писать для духовых понятную и любимую исполнителями музыку.

Мировую известность Ф. Хидашу принесло то обстоятельство, что Музыкальное издательство Будапешта (Editio Musica Budapest) опубликовало его произведения, которые были представлены на фестивале духовых оркестров в Манчестере в 1981 году. Начиная с этого момента стали поступать предложения из-за рубежа, и в 1988 году в возрасте 60 лет он завоевал титул самого исполняемого композитора в мире. Вот подтверждение признания его чрезвычайно плодотворной более чем 50-летней творческой деятельности: в 1959 и 1980 годах он получил премию имени Ференца Эркеля, в 1987 году на родине его представили к званию заслуженного деятеля искусств, в 1993 году ему была присуждена премия имени Белы Бартока и Дитты Пастори. За выдающиеся заслуги в возрождении современной духовой музыки в 1995 году его пригласили стать членом WASBE (World Association for Symphonie Bands and Ensembles) — Всемирной ассоциации симфонических оркестров и ансамблей.

В Венгрии Ф. Хидаш стал широко известен как автор музыки к телевизионному сериалу «Соседи» («Neighbors»). Режиссер-постановщик Адам

Хорват перед киносъемками обратился к композитору с просьбой, чтобы тот представил себя в любой возможной ситуации, в какую попадают обычные люди, и написал об этом музыку. В результате композитор создал целый репертуар, описывающий самые разные жизненные ситуации: пасхальные и рождественские праздники, экскурсию, свадьбу, день рождения, экзамены на аттестат зрелости, выпускной бал. Однако об одном не думал тогда композитор — писать траурную музыку. Но как ни парадоксально, одним из самых известных произведений Ф. Хидаша стал Реквием — сочинение, исполняемое во многих странах, в том числе и в России. Предложение написать его поступило от мэра одного из районов Будапешта в 1965 году. Премьера Реквиема должна была состояться в рамках программы Летнего праздничного фестиваля следующего года. Хидаш с радостью удовлетворил эту просьбу. По каким-то причинам премьеру решили провести в церкви на площади Бакач, что и произошло 4 ноября 1966 года по случаю 40-й годовщины Венгерской революции, и так исполнение Реквиема Хидаша стало частью ознаменования этого трагического события. Первое венгерское концертное исполнение прозвучало в ноябре 2006 года во Дворце искусств Будапешта21. По первоначальному замыслу автора, Реквием был посвящен «жертвам всех войн в истории человечества». Издательство «Стормворкс Европа» (Stormworks Europe) в Будапеште опубликовало Реквием в 1995 году как первое произведение Хидаша. В 2006 году на основе этого произведения был поставлен фильм-концерт.

В 2000 году по случаю тысячелетия Венгерского государства Хидаш создал 47-минутную ораторию под названием «Поучения» («Teachings»). Ее текстом послужили размышления короля Святого Иштвана, обращенные к сыну — принцу Имре. Хидаш был крайне расстроен, что ни это произведение, ни Реквием — хотя Венгерское радио их и записало на пленку — не были переданы по радио и в профессиональных изданиях не вышло ни одной критической статьи относительно этих произведений.

В последние десятилетия своей карьеры Ф. Хидаш не только плодотворно работал, но и объездил весь мир: входил в жюри многих музыкальных конкурсов, был почетным гостем на фестивалях, читал лекции как приглашенный специалист на четырех континентах.

В письмах он не упоминал о своих произведениях. В то время пресса не уделяла должного внимания его профессиональным успехам. В 2004 году он получил гран-при на Международном конкурсе композиторов «Удары ветров» («Coups de Vents»), состоявшемся в городе Лилле (Франция), но в венгерских журналах об этом не появилось ни единой строки. Только журнал «Музыка» («Music») опубликовал некоторые заметки по этому поводу22.

Ф. Хидаш прожил в Будапеште большую часть жизни — более 40 лет. Было у него и любимое место на берегу озера Балатон. На даче в местечке Балатонсепезд, любуясь природой на полуоткрытой террасе, в летние прохладные рассветы под пение птиц он писал музыку, занимался инструментовкой. Здесь он не только творил, но и отдыхал, регулярно принимал друзей, товарищей по цеху, чтобы поговорить, побыть вместе, пообщаться. Ухудшающееся с возрастом зрение не лишило его творческого настроя — композитор и «вполуслепую» нашел для себя соответствующий способ нотной записи. Более замкнутым он стал после смерти любимой жены. Сам Хидаш признался, что написал несколько произведений в качестве своеобразной терапии, когда был в трауре после потери жены, среди которых, вероятно, и самое задушевное его сочинение под названием «В память о Зизи — 228 дней» («In memory of Zizi - 228 days», 2004).

С последним годом жизни Ф. Хидаша связано значительное музыкальное событие: 22 мая 2006 года в Национальном концертном зале имени Б. Бартока на гала-концерте по случаю торжественного открытия органа (в то время самого большого в Восточной Европе) впервые был исполнен его Органный концерт (Organ Concert) при участии органиста Ксавера Варнуса и

22 Az utokor itélete; Hidas Frigyes emlékezete, 2007. 03. 11. URL: http://www.nava.hu/id/313576 (дата обращения: 01.09.2015).

симфонического оркестра Данубия (дирижер Эрвин Лукач). Исполненное сочинение было написано еще в 1997 году, но автор забыл о нем и только по счастливой случайности «наткнулся» на него «вовремя». Таким образом, несомненно, что особая привязанность к органу обрамляет творческую карьеру Ф. Хидаша. Еще в детстве, когда будущему композитору было 13 лет, Артур Хармат, органист в Базилике Святого Иштвана, направил юного творца на музыкальный путь, сыграв решающую роль в выборе профессии Хидашем.

По инициативе друзей-музыкантов в это время Хидашу поступило предложение написать оперу при участии духового оркестра. В быстро созданном либретто было охвачено все, о чем просил Хидаш: любовь, смерть, ситуация путаницы... Однако сочинению самой оперы не суждено было осуществиться. После длительной и тяжелой болезни, которую композитор терпеливо переносил, до последнего момента работая с неиссякаемой творческой энергией, 7 марта 2007 года на 78-м году жизни он скончался в Будапеште. Прощание с ним происходило в его любимом месте — Балатонсепезде. Согласно завещания, его прах и прах любимой жены был развеян над Балатоном. Любимого и глубокоуважаемого коллегами, друзьями, музыкантами Фридьеша Хидаша провожали в последний путь многочисленные почитатели его таланта — под сопровождение Центрального оркестра Венгерской армии.

1.2.Музыкальное наследие Ф. Хидаша

Творческий путь Ф. Хидаша был длительным и плодотворным. За 56 лет своей карьеры он написал более 300 музыкальных произведений, включая музыку к спектаклям, кинофильмам, радиопостановкам (см. Приложение II). Деятельность его чрезвычайно многогранна. Кроме оркестровых произведений им созданы концерты почти для всех музыкальных инструментов симфонического оркестра, а также для различных составов. И тем не менее выдающаяся область его творчества — многочисленные сочинения для духового оркестра, в которых ярче всего проявился его талант.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чикота Йожеф, 2020 год

Источники:

https://web.archive.org/web/20060221183547/http://kincsestar.radio.hu/ktz/hidas/ https://port.hu/adatlap/szemely/hidas-frigyes/person-20755

https: //info .bmc.hu/index.php?node=artis музыкальный информационный центр

ПРИЛОЖЕНИЕ III ИЗДАНИЯ СОЧИНЕНИЙ Ф. ХИДАША И ИЗБРАННАЯ ДИСКОГРАФИЯ

Frigyes Hidas

5 concertos

J*dl<b С Ь«р»*я .gH* I )dia *>rtr< ■ j

1-Hlr Hnrbtlra '«A . D«lpki t ntrmblr

л VTORMWORK5® Е1ШОГЕ raOOUCTION

<S9 ВГ j rRICVti H,DM

-»if ■ FIVE

/--X MOVEMENTS

Д TRAINING

S s^i 1 PATTERNS

I Ш И 5x5 I

eWXLD BKAiS CNJ6MBLE

■U. > V -: ill ^

ER

Hungorion Contemporary Trumpet Concertos

HIDAS M. SUGAR PETROVICS DUBROVAY LENDVAY V JEREB

ПРИЛОЖЕНИЕ IV

Интервью с Ф. Хидашем, опубликованное в Радио-газете (1984/28)

Радио Газета 1984/28

Последнее романтично

Когда мы договорились по телефону во время интервью, Фридеш Хидаш спросил меня, следует ли ему носить красный цветок, приколотый к его петлице. Хотя эта необычная элегантность произвела бы большое впечатление рано утром, я великодушно проигнорировал ее. В любом случае, Хидаш - один из тех композиторов, которых знает каждый радио-артист, у него такие давние отношения с радиоинститутом.

- Когда начались эти отношения?

В 1955 г. я играл на пианино в радио-оркестре двадцать лет, но я также играл на флейте, а также играл музыку на нескольких клавишных. Так что я настоящий старый «музыкальный клоун». Мне нравилось работать в оркестре, и как композитор я особенно извлекаю пользу из опыта, который я здесь приобрел. Я настоятельно рекомендую этот метод всем своим молодым коллегам.

- Вы играете и на гобое?

Нет, но я чувствую «душу» инструмента. Ваш вопрос, очевидно, затрагивает тему конкурса гобоев.

- Ваше музыкальное произведение звучало во многих странах мира.

Сегодняшние произведения регулярно играют во всем мире. Премьера не

означает, что работа удалась. Но если работу покажут второй раз, возможно, это уже признак успеха. Поэтому меня порадовала новость о том, что последний раз - в прошлом году и в этом году - конкурс гобоев проводился на двух концертах в Монтевидео.

- Вы в последнее время пишете произведения для духового оркестра?

Я занимаюсь почти этим последние два или три года. Зная, что существует очень мало пьес для учеников, играющих на духовых инструментах, таких как «Микрокосм» Бартока для пианистов, я написал 24 квинтета и 16 секстетов под названием «Учебные модели» для начинающих духовых музыкантов. Ноты уже попали в редакцию музыкального издательства, и я думаю, что они вызывают довольно большой интерес. Полгода назад по просьбе одного датского музыканта я написал музыкальное произведение под названием «Концерт в стиле барокко», и мои друзья сказали мне, что недавно они были на его премьере в Блумингтоне. Сейчас, кстати, пишу для них оркестровый концерт. Это было сделано по заказу Радио, нашим главным помощником. У духовой музыки есть еще один серьезный сторонник: армия, у которой очень хорошие условия для развития военных оркестров. Приятно слушать музыку, которую хорошо обученные музыканты играют в современных военных оркестрах.

-Помимо концертных работ, вы написали музыку для многих фильмов и пьес. Какие конкретные знания требуются для этих жанров?

Во-первых, театральные знания. Конечно, нужно знать театр. Я проработал в Венгерском национальном театре с 1951 года в течение 15 лет, и благодаря этому, когда я пишу музыку для радиоспектакля, театральное действо предстает перед моими глазами, как если бы я мог видеть его только на

сцене. Также необходимо хорошее чувство времени, потому что продолжительность музыки во время театрального представления должна соответствовать продолжительности театральных сцен. Вам нужно почувствовать доступное время при сочинении.

- Режиссеры театра вмешиваются в работу композиторов?

Мне нравится, когда режиссер театра делится своими идеями. Но я также не против, чтобы мне доверяли заранее, потому что они знают меня и знают, какую музыку они могут ожидать от меня. Золтан Варконьи и Келети Мартон просто сказали: «Делай это, это твое дело!». Вот когда я стараюсь придерживаться этого.

- Для какого фильма вы в последний раз сочиняли музыку?

За радиоверсию «Банк бан» режиссера Ласло Бозо и Адама Хорвата, автора шестисерийного телесериала о жизни венгерского графа Сечени.

- Приходится ли вам приспосабливаться к музыкальному стилю той или иной исторической эпохи при написании музыки для таких произведений?

Только в случае необходимости, если этого требует контент, например сцена из фильма Сечени, изображающая танцевальное мероприятие. Однако в прошлом веке великие личности венгерской Реформации не могли танцевать под музыку двадцатого века. Там, где музыка не играет такой конкретной роли, я пишу современную музыку. Насколько я могу быть современным ... много раз я чувствую себя последним венгерским романтиком.

Юдит Червенка [Уиёй СИегуепка]

ПРИЛОЖЕНИЕ V

АФИШИ КОНЦЕРТОВ

Szeretettel meghívjuk Önt és

fKedves Családját

HlDAS FRIGYES

I* halálának 10. évfordulója

¥ r tiszteletére

f rendezett megemlékezésre és

HANGVERSENYRE

2017. április 29. (szombat) Helyszín: Szent István Bazilika, BUDAPEST

19:00 szentmise hldas frigyes lelki üdvéért

19:30 Megemlékezés Hidas Frigyesröl -

Dr. hábil. MADARÁSZ IVÁN, Kossuth-díjas és Erkel Ferenc-díjas zeneszerzö, a Zeneakadémia professzora. Щ

müsor:

Hidas Frigye&L Req uie

Vezényel: Dr. Csikota /фящ

Szólisták:

Kónya Krisztina - szoprán, Kálnay Zsófia - alt, Kóbor Tamas - tenor, Cseh Antal - basszus

Közremüködik:

aSZTEZMK Vox Universitatis Szegediensis Enekkar Karvezetö: Dr. Cseri Zsófia; a SZTE-JGYPK Argenteus Vegyeskar Karvezetö: Dr. Kovács Gábor;

és

a Szegedi Tudományegyetem Zenemüvészeti Kara ésa Makói Magán Zeneiskola Egyesített Koncert Fúvószenekara. /

és díjtcilan.

tlödöt szeretettel várunk!

Лш j^gi* ^¡UШ

támogatásával valósul meg.

Афиша концерта в память о Фридеше Хидаше в Будапеште 29 апреля 2017 года. В программе Реквием Хидаша. Дирижер Йожеф Чикота. Источник: Архив концерта частной музыкальной школы Мако

2о-

су СБ

тако{ Мадап Zeneiskola

вгегуегёзёЬеп Б2егеЬеие1 тедЫу)а Оп£ ¿Б КеёувБ С§а/асЩ£

2014. тагсшз ю-ёп 183" огш кег(1еНе1

а таког НадутакагЬап (Мако, Posta Шса 2.) тедгеп(1егеп(1о

НапдуегБепуёге.

А Иапдуегяепуеп /с11ср а

БъедесЧ Tudomdnyegyetem 2епетйуёвге11 Кагапак Бгт/откиь Zenekara,

уегбпуе!: 5отог)т 1'ё1ег кагпаду,

уа1ат1п1 а

БгедесН Тидотапуедуе^ет 2епетйуё8теН Кагапак Копсег1 РйуоБгепекага,

усгёпус!: О г. ВИкоГа /6г«е/ кагпаду.

Я ¡-¡¡¿¡тРпдуез: Е1 пет шлсок Ьа1еП 2. С\М. уоп У/еЪег: А Ьйуоз уас/ойг - пуПапу 3-1. уап ВееЛоусп: II. Бггп^ота

Minden ërdekl6d6t ъхеге1еИе1 уагипк. А ЬеЫрев Л/(а1ап.

Ф. Хидаш. Нестанцованный балет. Афиша концерта, 10 марта 2014 г., г. Мако (Венгрия), дирижер Й. Чикота. Источник: Архив концерта частной музыкальной школы Мако

Vannak emberek, akiknek az arcahoz hozzatartozik a nevetes.

Szeretettel meghivjuk Ont es Kedves Csaladjat a Szegedi Tudomanyegyetem Zenemtiveszeti Kara es a Makoi Magan Zeneiskola Egyesitett Koncert Fiivoszenekara

2015. november 8-an (vasarnap) 18 orai kezdettel

SZTE JozsefAttila Tanulmanyi es Informacios Kozpont Kongresszusi termeben

(6722 Szeged, Ady ter 10.) megrendezendo

HANG VER SENYER E

Koszontot mond: Dr. Toth Peter SZTE ZMK dekanja.

Dr. Robert S-Hansbro-gb

ОГ „NewVorMlbmb '

Saint Rose College profiss^ ~-°"™ze,6/Siskolai^^

Vezenyel: Dr. Csikota Jozsef egyetemi adjunktus, valamint novendekei Orosz Janos es Vikol Kdlmdn, a SZTE ZMK vegzos karmesterhallgatoi.

Vendegkarmester: Dr. Robert S. Hansbrough

Dr. Csikota Jozsef

SZTE ZMK egyetemi adjunktusa

"asopust Peter

SZTE ZMK

Miisor:

Bert Appermont: Jericho

Dr.Tdth Peter: Unnepi Nyitdny William Schumann: Circys Overture

Hidas Friayes: Violin a

К, №4il A*

'^zTE ZMK tanszckvezeto foiskolai docense. tyf f . Dr. Toth Peter: Ikpros Л

> -¿д ДР Alfred Reed: El Cjj^hMeal <*

^^^e^^^ifinden erdeklodot szeretettel varunk! Л belepos dijtil^an.

IMK*

Афиша концерта в Сегедском университете 8 ноября 2015 года в Сегеде. Музыка Хидаша в исп. Университетского оркестра музыкального факультета Сегеда,

Дирижер Йожеф Чикота. Источник: Архив концерта частной музыкальной школы Мако

Szeretettel meghivjuk Önt és Kedves Csalädjat a Szegedi Tudomânyegyetem Zenemûvészeti Kara Koncert Fuvôszenekarànak

2018. december 2-än (vasärnap) 17 ôrai kezdettel a SZTE ZMK Fricsay termében

(Szeged, Tisza L. krt. yg-8i.) megrendezendö

HANG VERSENYÊRE.

Simon Peréié

fùvôskarmester Szlovéniâbôl

Vezényel: Dr. Csikota Jozsef egyetemi adjunktus, valamint nôvendékei, Lukàcs-Borbély Ottô és Zeitler Dénes,

a SZTE ZMK fùvôskarmester tanszak hallgatôi.

Vendégkarmester: Simon Percic (Szlovénia) Szôlôt énekei. Hajdii Zsuzsa a SZTE ZMK hallgatôja.

V

m

Dr. Csikota Jozsef

SZTE ZMK egyetemi adjunktusa

Mûsor:

Pécsi Jozsef : Centenâriumi indulô

Misson: Vivat academia! (osbemutatô) ?rdi: Traviata -_

Nautilus Preludio

(osbemutatô) - Verdi: Ah fors e lui

Hidas ^(д^^ЁМ^ЫЁМ^Ше soprano aria) Sivït Sibelius: valse triste

Verdi: La Forza fael Destiyo - Puccini: Babbino Caro

fyertü& й* ^ (soprano aria)'

Афиша концерта в Сегедском университете 2 декабря 2018 года в Сегеде. В программе Сюита Ф. Хидаша. Исп.: Университетский оркестр музыкального факультета Сегеда. Дирижер Йожеф Чикота Источник: Архив концерта частной музыкальной школы Мако

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.