Творчество Д.А. Сикейроса и пути становления современной монументальной живописи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Соколов, Алексей Викторович

  • Соколов, Алексей Викторович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 173
Соколов, Алексей Викторович. Творчество Д.А. Сикейроса и пути становления современной монументальной живописи: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2010. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Соколов, Алексей Викторович

Введение

Глава 1. ория изучения

1.1 тво и идеология: бенни в оричом изучении художвенной культуры XX в

1.2 тво Меки и Д. А. Сикейрв отечвенном твознании

1.3 Сикейри мекаий мурализм в зарубежной ориографии

1.4 Литературное недие Сикейр как очник для изучения его творчва

Глава 2 . Художвенная культура Меки в контее оричихбытий XX в

2.1 тво Меки и его роль в развитии художвенной культуры Западного полушария

2.2 «Филфия латиноамерикаойщни»: утверждениемобытни мекаой культуры

2.3 Мекаая архитектура XX в. и тенденции монументального тва

2.4 Некоторые бенни монументального тва Меки 1920-х гг. и агитационно-мовое тво СССР: опыт «пролетаого интернационала» в художвенной культуре

Глава 3. Художвенная эволюция творчва Д. А. Сикейр

3.1 Юношие годы: идейноеановление мера

3.2 Сикейри западноевропеая художвенная культура 1919 - 1922 гг

3.3 Начальный период творчва (1922-1932 гг.). Пои новогоиля. Рождение мурализма

3.4 Период 1932-1944 гг. «Героичий эрионизм». Фотография, кино и роль «монтажного метода» в творчве Сикейр

3.5 Период 1945- 1974 гг. Рвет зрелого творчва

- «Монументальная графика»

- «Скульптоживоп»

-«Стиль Полифорума» - кульминация творчва Сикейр

Глава 4. Художвенное недие Сикейр и проблемы монументальной живоп XX в

4.1 Влияние мекаого мурализма наановление новейшего тваран Нового Света: коллективная работа, гдавенный заказ и культурная политика, мобильная мураль в творчве америкаих художников (Горки, Ротко, Поллок, Розенкв)

4.2 Сикейри пути обновления монументальной живоп вранах Старого Света (Западная и Вочная Европа) и СССР

4.3 Меая Сикейр в Куэрнаваке как интернациональная школа обучения, формирующая новых художников-монументалов

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Д.А. Сикейроса и пути становления современной монументальной живописи»

Творчество художников мексиканского мурализма оставалось до последнего времени на периферии научного и публичного интереса. Сейчас, на фоне изменившегося отношения к наследию XX в., просыпается интерес к этой яркой странице в истории мирового искусства.

Движению мексиканских муралистов принадлежит одно из ведущих мест в монументальной живописи XX в. Большая часть исследований, касающихся этой темы, была посвящена явлению мурализма в целом и рассматривала творчество «Великой тройки» - Д. Риверы, X. Ороско и Д. Сикейроса совместно, что во многом обедняло значение каждого художника, не позволяя оценить истинный масштаб его вклада в мировое художественное наследие.

Настоящая работа посвящена комплексному анализу творчества Д. А. Сикейроса, одного из крупнейших живописцев Мексики XX в. В ней исследуется специфика монументально-декоративных решений мастера, раскрывается своеобразие их стилистики, анализируется эволюция авторских приемов формообразования. Делается акцент на идейном и стилистическом новаторстве. Последний фактор представляется недостаточно изученным.

Также неучтенной и неразработанной осталась проблема значительного влияния Сикейроса на сложение художественной культуры Латинской Америки и США, на молодое поколение художников этого региона.

К сожалению, применительно к творчеству Сикейроса и к монументальной живописи XX в., преобладает устоявшееся отношение как к явлениям прошлого, принадлежащим ушедшей идеологии, исторической действительности и не имеющим перспектив будущего развития. В работах советских исследователей адекватный анализ художественных качеств произведений Сикейроса зачастую уступал место дифирамбам идеологического свойства, в ряде случаев сводился к жанру героической биографии.

Ранее в изучении наследия Сикейроса преобладал схематизм, использовался ограниченный стереотипный ряд произведений, часто повторявшийся во многих исследованиях практически без изменений.

Недостаточное погружение в историко-культурный контекст, в котором формировалось и развивалось творчество Сикейроса, формировало предвзятое мнение. Данная диссертационное исследование направлено на преодоление тенденциозного взгляда при оценке творчества мастера, исключающего перспективность и масштабность художественных свершений Сикейроса.

Таким образом, актуальность избранной темы обусловлена потребностью в заполнении пробелов, необходимостью уточнения истории монументальной живописи, что крайне важно для создания объективной картины искусства XX в.

Большинство исследований творчества Сикейроса рассматривает его в основном в пределах родной страны - Мексики, поверхностно касаясь произведений исполненных в США, Аргентине, Чили и на Кубе, из-за чего создается искаженное представление о влиянии творчества художника в этих регионах. Работы, созданные за рубежом и отмеченные смелым экспериментаторством и формальными новациями, являются объектом особого внимания в данной работе.

Искусство и идеология СССР сильно повлияли на становление творческого метода Сикейроса. На протяжении всей жизни он был воодушевлен масштабом, энтузиазмом, подлинным новаторством проходящего здесь художественного процесса. Впервые приехав в СССР в 1928 г., он впоследствии неоднократно вновь посещал нашу страну (в 1955, 1957, 1967, и 1973-м годах). Связи не ограничивались непосредственным присутствием, контакты с деятелями советского искусства продолжались в Мексике и других странах.

Таким образом, в ходе данного диссертационного исследования нами был рассмотрен и проанализирован весь корпус монументальных работ Сикейроса и расширена география деятельности автора включением СССР, стран Западной Европы, США, Аргентины, Чили и Кубы.

Для наиболее полного понимания творчества Сикейроса хронологические рамки нашего исследования вышли за пределы дат жизни мастера (1896-1974 гг.) и охватывают весь XX в. - с 1900-х до 1990-х гг. включительно (временем определившим характер его творческой деятельности, и последним десятилетием XX века, когда стали различимы ее последствия). Эти хронологические рамки дают возможность наиболее полно проследить не только эволюцию авторской манеры мастера, наглядно показав многообразие его форм, технических приемов, но прояснить их истоки. Такой временной охват создает условия для создания объективной оценки его творчества и является необходимым условием для изучения его влияния на последующее развитие монументальной живописи.

В центре внимания данного исследования находятся монументально-декоративные произведения, созданные Сикейросом, а также его учениками и последователями из разных стран. Так же нами рассмотрен ряд станковых работ, непосредственно связанных с монументальной живописью и помогающих полнее раскрыть процесс идейно-стилевой эволюции мастера.

Особое внимание уделено проблематике взаимоотношений архитектуры и монументальной живописи в творчестве Сикейроса. Архитектурный аспект был недостаточно разработан ранее. С помощью архивных фотоматериалов, непосредственного изучения произведений, с которыми мы ознакомились во время пребывания в Мексике в 2007 г., был полностью реконструирован общий ряд работ, исчерпывающе демонстрирующих творческую эволюцию мастера. Рассмотрено более 20 монументальных композиций, в том числе малоизученные, ранее не известные широкой общественности, считавшиеся утраченными и вновь открытые реставраторами, за счет чего значительно расширено понимание наследия художника.

Предметом исследования является монументальная живопись Сикейроса и ряда других художников, в разной мере близких мастеру. В работе рассмотрено идейно-стилевое своеобразие мастера, его новаторская суть. Особое внимание уделено эволюции приемов формообразования, основанного на синтезе искусств.

Цель диссертации состоит в выяснении истинного места творчества Д. А. Сикейроса в контексте развития искусства монументальной живописи XX в. и его влияния на художников-монументалистов этого периода.

В ходе работы над диссертацией были поставлены следующие задачи:

- освободить наследие Сикейроса из тенденциозного контекста и поместить его в объективную атмосферу, полно раскрывающую суть его творчества;

- составить объективную характеристику наследия мастера, соединив воедино разрозненные факты жизни и творчества Сикейроса. Рассмотреть его творчество в контексте развития мировой художественной культуры XX в.;

- выявить периоды в эволюции творчества, основываясь на изменении художественного стиля;

- обнаружить и проанализировать культурные связи и художественные влияния, а так же ориентиры, нашедшие отражение в творчестве Сикейроса;

- раскрыть причины, характер и последствия технико-технологических нововведений Сикейроса в монументальной живописи;

- выявить подлинную инновационность его творческого метода и представить, каким образом и в какой мере она повлияла на современную монументальную живопись;

- изучить обширное литературно-критическое наследие мастера как ключ к пониманию его концепций и их реализации;

- выявить творческие связи Сикейроса и мексиканских муралистов с советским искусством 1920-1930-х гг.;

- выявить влияние Сикейроса и мексиканских муралистов на становление новейшего искусства США, Франции и др. стран Запада кон. 1930-1960-х гг.;

- показать перспективность и востребованность художественных открытий мастера в монументально-декоративном искусстве.

В качестве источников было использовано художественно-критическое наследие мастера, в том числе не переведенные на русский язык книги

Сикейроса «Нет другого пути, кроме нашего», «Как писать мураль» и др., эпистолярная и мемуарная литература, материалы российской и зарубежной периодической печати 1920-1960-х гг., архивные материалы и фонды Дома-музея Д.А. Сикейроса в Мехико. Кроме того, обширный корпус его монументальных произведений, станковая живопись и графика.

В ходе работы над диссертацией были изучены фонды российских и мексиканских музеев, библиотек и архивов, фонды периодической печати: РГБ им В.И. Ленина, ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, библиотека ГМИИ им A.C. Пушкина и др.

Изучая наследие Сикейроса, мы применили ряд традиционных для искусствознания методов. Прежде всего, это формально-стилевой метод, который помог нам впервые воссоздать полноценную картину стилевой эволюции творчества Сикейроса и выявить её отдельные периоды. Кроме того, культурно-исторический метод позволил реконструировать атмосферу, сопровождавшую идейные и художественные поиски мастера в тесной взаимосвязи с советской, латиноамериканской и западноевропейской культурой первой пол. XX в. Помимо того, в третьей главе нашего исследования, применен иконографический метод, позволяющий выявить влияние католической иконографии и иконографии древнейндейского искусства, составляющих важную часть культурного наследия Мексики. Названный метод помогает нам, также показать характерное для периода 1920-1930-х гг., но не выявленное исследователями, воздействие агитационно-массового искусства СССР на иконографию мексиканского мурализма (мотивы мученичества и смерти героя, которые впрочем, вполне сопоставимы с некоторыми мотивами католической иконографии, похороны революционера, апофеоз героя, и т. п.). Иконологический метод позволяет достичь ясности в понимании происхождения многих произведений живописца, выявляя их истоки в малоизвестном литературном и эпистолярном наследии мастера. Принятый в зарубежном и современном отечественном искусствознании метод социальных исследований в области истории искусства, показал особые отношения Сикейроса с заказчиком, архитектором, широкой аудиторией и обществом в контексте общественно-политической ситуации того или иного периода.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Соколов, Алексей Викторович

Заключение.

В диссертации монографически представлено творчество Д. А. Сикейроса, уточнены важные этапы его биографии и творческой эволюции, выявлено особое место Сикейроса в художественной жизни Мексики и показано значение этого мастера в развитии искусства монументальной живописи.

Впервые рассмотрена совокупность исторических предпосылок, повлиявших на творчество Сикейроса. Круг архивных и изобразительных источников по материалам исследования значительно расширен за счет корпуса неизвестных и малоизвестных документов.

Мексика в диссертации рассмотрена как один из крупнейших и своеобразных центров мировой культуры первой пол. XX в., до недавнего времени мало известных и рассматривающихся тенденциозно.

В диссертации подвергнут исследованию широкий круг культурных и идейных взаимосвязей Сикейроса, сыгравших значительную роль в становлении творчества мастера. Процесс возникновения, становления и развития мексиканского мурализма рассмотрен в широком культурно-историческом контексте. Дана панорамная картина художественной жизни Мексики, описаны ее важнейшие стадии. Основная глава работы показывает эволюцию творчества мастера, выявляет сложную взаимосвязь произведений монументальной живописи с архитектурной традицией. В итоге выделены отдельные периоды, различные в приемах формообразования.

В результате проведенной научной работы были сделаны следующие выводы:

Истинное место в истории искусства Сикейроса определяется его ролью создателя новой оригинальной модели пространственного искусства на основе многочисленных и разнообразных предпосылок. В русле формирования новой мировой художественной культуры. Природный талант и восприимчивость ко всем актуальным художественным течениям позволили Сикейросу объединить национальную традицию настенной живописи с достижениями классического европейского монументализма и новейшими концепциями художественного мира.

Мексика - центр культуры Западного полушария, средоточие новых европейских тенденций в искусстве нач. XX в. Движение мексиканского мурализма — явление, во многом повлиявшее на становление художественной культуры Западного полушария и нового искусства США, не только в 1930-х гг., но и определившее основные тенденции его развития в новейшее время.

Широкий круг сопоставлений позволил убедительно доказывает преемственность творчества Сикейроса от искусства СССР 1920-х гг. Выявлено восприятие методики и программных положений, а главное энтузиазма, Впервые диссертации подробно и обстоятельно прослежены обширные связи с тенденциями советской культуры 1920-х гг. Сикейрос воспринял опыт «монументальной пропаганды», значительно трансформировал и во многом развил эту традицию.

Сложность формирования мурализма заставляет говорить о конгломерате различных культурных традиций, объединенных на мексиканской почве. Удается выявить составляющие этого конгломерата.

Мурализм рассмотрен как существенный фактор, значительно влиявший на развитие архитектуры Мексики.

Сикейрос - как художник-монументалист, создавший новый вид отношений архитектуры и живописи. Путь не компромисса, а органичного подхода к архитектуре предполагает не встраивание по принципу незаметности, а серьезное взаимодействие с архитектурой, соотносясь с архитектоникой, учитывая особенности, развивая достоинства пластики, руководствуясь назначением помещения, не стесняясь в средствах, неся идею. Отсутствие искушенности в исполнении восполнял сложностью замысла и технологическим новаторством. Его роль как художника, впервые введшего в оборот современные технические приспособления и извлекшего из них особые художественные качества. Снкейрос является подлинным «художником идеи», что опровергает распространенное о нем представление лишь как о страстном политическом фанатике, использующем изобразительное искусство исключительно как средство идеологического давления.

Использование древнейших традиций национального наследия в сочетании с новейшими тенденциями мирового искусства становится важнейшим источником новой пластической концепции творчества Д.А. Сикейрос.

Наиболее выразительные с точки зрения внешней формы его находки были обусловлены принципиальностью подхода к разработке живописного ансамбля, трансформируя закономерности архитектурной ситуации.

Синтетическая природа настенной живописи понималась Сикейросом комплексно и широко. Важным для него было не просто желание объединить живописную составляющую с архитектурой, но максимально сблизить иллюзорное изображение и реальное пространство. Через тектоническую связь пластических искусств создавалось принципиально новое восприятие действительности.

Сикейрос открыл и доказал на практике, убедил оппонентов: индустриальные методы и инструменты могут и должны использоваться для создания произведений настенной живописи. Принадлежа хронологически к XX в. Сикейрос воплощает иной, перспективный для будущего тип художника, свободного от крайностей индивидуализма, но не желающего поступаться своими интересами, принципиального новатора, перспективный потенциал творчества которого позволяет предвидеть его определяющее значение для развития мирового искусства. Знаменательно, что становление его имело место именно в условиях работы над созданием монументально-декоративных произведений, как бы подчеркивая подлинную природу его свободной творческой мысли.

Монументальная живопись Сикейроса соответствует самым строгим требованиям к этому жанру и имеет при этом поразительный уровень свободы творчества. На этом основывается ее потенциал в качестве примера для создания новых проектов.

В ходе исследования был предпринят подробный анализ культурно-исторического окружения, картина которого за прошедшее десятилетие существенно расширилась, обогатилась новыми подробностями. Выявлены существенные факторы, так или иначе повлиявшие на творчество Сикейроса.

Объяснено происхождение и принципиальная категория деятельности мастера - соответствие духу времени и перспективность развития.

Сикейрос показал, что средства современной монументальной живописи позволяют работать в новых условиях динамично меняющегося общества и жизненного пространства. Авторство разработки схем и способов органичного входа монументальной живописи в новые формы зодчества. Создал живописную систему, которая открыла новые возможности для синтеза архитектуры и живописи.

Сейчас снова просыпается закономерный интерес к искусству государственного значения, каким всегда являлась монументальная живопись. Естественно необходима опора, нужное направление, отсутствует, т.к. изменились условия, непрерывный процесс нарушен, в связи с чем возникают затруднения. Пути становления современной монументальной живописи должны иметь прочную профессиональную основу. Монументальная живопись Сикейроса - сложное и многомерное искусство.

Впервые в отечественном искусствоведении нами вводится ряд работ, созданных в последние годы жизни мастера (1971-1974 гг.). Таким образом, замыкая путь творческой эволюции Сикейроса, делаются выводы о продолжении заложенной им традиции монументальной живописи в современности.

Проведен комплексный анализ памятников и уточнены некоторые аспекты их стилистического генезиса. Таким образом, на основе обширного фактологического материала, включающего ряд произведений мастера, не проанализированных прежде, впервые составлена подробная периодизация художественного творчества Сикейроса, с выявлением отдельных наиболее важных периодов. Определяется значимое место творчества Сикейроса и мексиканского мурализма в общей картине монументальной живописи XX в. Впервые в истории отечественного искусствоведения автор диссертации вводит в научный оборот обширный круг литературных источников - собственных текстов мастера, в которых Сикейрос интерпретирует своё творчество не только как живописец, но и как мыслитель. Кроме того, показаны творческие связи Сикейроса с художественными кругами СССР (1920-1930-х гг.) и США (1930-1940-х гг.), а так же глобальная роль его наследия в современной художественной культуре.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Соколов, Алексей Викторович, 2010 год

1. Ades, Dawn, Art in Latin America: The Modern Era, 1820-1980 , New Haven and London, 1989

2. Banfield,Edward C. The democratic muse.Visual arts the public interest, 1984

3. Bantel, Linda and Marcus B. Burke, Spain and New Spain : Mexican Colonial Arts in their European Context, ( exhibition catalogue, Art Museum of South Texas, Corpus Christi, 1979)

4. Barman Greta, From the Lost Years: Mural Painting in New York City under the W.P.A. Federal Arts Project 1935-1943, Garland Publishing, New York and London, 1978ф 5. Brenner, Anita, Idols Behind Altars, New York: Payson and Clarke, 1929

5. Brook, Carolina. Orozco, Rivera, Siqueiros: Muralismo messicano. Giunti, 1993

6. Burke, Marcus B. Pintura y escultura en Nueva España : El Barroco, Mexico City, 1992

7. Cardosa y Aragón, Luis, La Pintura Mexicana Contemporánea, Mexico: Imprenta Universitaria, 1953

8. Canillo, Rafael A., Siqueiros, Mexico: Secretaria de Educación Publica, 1974

9. Chariot, Jean, Mexican Art and the Academy of San Carlos, 1785-1915, Austin, Texas, 1962ф 11. Chariot Jean, The Mexican mural renaissance. 1920-1925. New Heaven -London, 1963

10. Cockcroft, Eva. Toward a people's art. The contemporary mural movement. New York; Dutton, 1977

11. Consejo Nacional de Cultura, Siqueiros, La Habana: Delagacion Provincial de Cultura, 1964

12. Craven, David, Art and revolution in Latin America 1910-1990.

13. Crespo de la Serna, Jorge Juan, David Alfaro Siqueiros, Mexico: Editorial Espartaco, S.A.,1959

14. De Micheli, Mario. Siqueiros. Mexico, 1985

15. Fauchereau, Serge. Les peintres révolutionnaires mexicains. Paris, Messidor, 1985

16. Folgarait, Leonard. So Far From Heaven: David Alfaro Siqueiros1 "The March of Humanity" and Mexican Revolutionary Politics , Cambridge University Press, 1987

17. Folgarait, Leonard. Mural Painting and Social Revolution in Mexicol920-1940. Art of the new order. 1998

18. Goldman, Shifra M. Dimensions of the Americas: Art and Social Change in Latin America and the United States. The University of Chicago Press, 1994

19. Goldman, Shifra M. Contemporary Mexican Painting in a Time of Change. University of New Mexico Press, 1981

20. Goldman, Shifra M. Arte Chicano: A Comprehensive Annotated Bibliography of Chicano Art, 1965-1981 (Chicano Studies Library Publications Series, No 11). University of California Ethnic Studies, 1986

21. Green, Christopher. Art in France: 1900-1940. Yale University Press.2000

22. Harris, Moira F. Museum of the streets : Minnesota's contemporary outdoor murals. Pogo Press, 1987

23. Harten, Jurguen ; Herner, Irene; Siqueiros Pollock/ Pollock Siqueiros, Alemania, Catalogo, Kunsthalle Dusseldorf / Dumont, 1996

24. Herner, Irene, Siqueiros, del paraiso a la utopia, Mexico: Dirección General de Publicaciones, 2004

25. Hurlburt, Lawrence P., The Mexican Muralists in the United States, Albuquerque, 1989

26. Ignat, Nestor. Orozco, Rivera, Siqueiros. Bucharest, 1968

27. La pintura mural de la revolution Mexicana 1921 1960. Mexico, 1960

28. Lee, Anthony W. Painting on the Left: Diego Rivera, radical politics, and San Francisco's public murals. University of California Press, 1960

29. Lodge R.G. A history of synthetic painting media with special reference to commercial materials. American Institute for Conservation pre-prints of the 16th Annual Meeting. 1988

30. Mendizabal, Hector у Schavelzon, Daniel, El Mural de Siqueiros en la Argentina. Buenos Aires: El Ateneo, 2003

31. Pellicer, Carlos. Mural painting of the Mexican revolution, Fondo Editorial de la Plastica Mexicana, 1985

32. Pintura Mural de Mexico: La Epoch Prehispanica, el Virreinato у Los Grandes Artistas de Nuestro Siglo, Mexico: Editorial Panoramas, 1981

33. Reed, Alma, The Mexican Muralists. New York: Crown Publishers, 1970

34. Rodriguez, Antonio, A History of Mexican Mural Painting, London: Thames and Hudson, 1969

35. Rodriguez, Antonio, David Alfaro Siqueiros. Mural Painting. Mexico, Fondo Editorial de la Plastica Mexicana, 1992

36. Smeckebier, Lawrence, Modern Mexican Art, Minneapolis: University of Minneapolis, 1939

37. Stein, Philip. Siqueiros: His Life and Works. New York: International Publishers, 1997

38. Street art San Francisco/ Mission Muralismo, ed. By Annice Jacoby. New York, 2009

39. Tibol, Raquel, David Alfaro Siqueiros, Dresden, 1966

40. Weismann, Elizabeth Wilder, Art and Time in Mexico: From the Conquest to the Revolution, New York, 1985

41. White D. Anthony. Siqueiros: Biography of a Revolutionary Artist. BookSurge Publishing, 2009

42. WK Interact, Exterior Interior Act 2, Berlin, 2005

43. Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств. 1917- 1932. Под ред. В. П. Толстого. М., 1984

44. Антясов М., Заметки об архитектуре Мексики. « Архитектура СССР», 1956, №11

45. Бобринская Е. Русский авангард: границы искусства. М., 2006

46. Борьба за прогрессивное реалистическое искусство в зарубежных странах. Под ред.Ю.Д. Колпинского. М., «Искусство», 1975

47. Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным. 19261936 гг. Каталог выставки. Автор-составитель Е. Деготь., М. 2008

48. Богемская К. Латиноамериканское непрофессиональное творчество (Гаитянский примитив и муралисты 60-70-х гг.) Искусство стран Латинской Америки. М., 1986

49. Воейкова И. Н. Монументалисты советской России. Выпуск 1-2. Л., «Художник РСФСР», 1980

50. Валериус С.С. Монументальная живопись. Современные проблемы.-М.,1979

51. Вольский А. История мексиканских революций. М.- Л., 1928ф 54. Воронина Т.С., Давид Альфаро Сикейрос. М., «Изобразительное искусство», 1976

52. Всеобщая история архитектуры. Т. 11. Под ред. A.B. Иконникова. Москва 1973 г.

53. Всеобщая история искусств. Т. 6, кн. 1, М., 1965

54. Гапоненко Т. Г. Монументальная живопись в её прошлом и настоящем. М., 1931

55. Геронский Г. Давид Сикейрос. Искусство, 1960, № 3, с.45-48

56. Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994ф 60. Голомшток И., Искусство Древней Мексики, М.,1962

57. Голомшток И.Н., Каретникова if. А Искусство стран Латинской Америки. М., 1959.

58. Горяинов В.В. Современное искусство Италии. М., «Искусство», 1967

59. Григулевич И.Р. Сикейрос. М., «Искусство», 1980

60. Жадова Л. А. Декоративное искусство СССР, 1960, № 10, с. 33-36

61. Жадова Л.А. Монументальная живопись Мексики. М. «Искусство», 1965

62. Жадова Л. Поиск и эксперимент. Из истории русского и советскогоискусства (1910 193 Ох гг.) Дрезден, Искусство, 1978 («Suche und Experiment».1. Dresden, 1978)

63. Жадова Л.А. ВХУТЕМАС ВХУТЕИН - страницы истории" / ДИ СССР. 1970. № 11

64. Е. С. Зернова Воспоминания монументалиста. М., «Советский художник», 1985

65. Искусство Италии. Живопись. Скульптура. Архитектура Х-ХХ веков. Под ред. Фосси Г. М., «Белый город» 2001

66. Карам А. Куэрнавакский мурал. Художник, 1966, № 11, с. 50-51

67. Каретникова И., К 70-летию Сикейроса. Декоративное искусство СССР, 1967, №2, с.39-42

68. Каретникова И.А. Давид Альфаро Сикейрос. М., «Знание», 1966

69. Каретникова И.А. Искусство современной Мексики. М., 1962

70. Кеменов В. Против абстракционизма. В спорах о реализме. Сб. статей. Ленинград, 1963

71. Кинжалов Р.В. Искусство Древней Мексики. М.,1962

72. Кириченко Т. Последняя встреча с Д.А. Сикейросом. Иностранная литература, 1974, № 4, с. 261-262

73. Кириченко Е.И. Три века искусства Латинской Америки. М., 1972

74. Козлов А. «Гражданин, борец, художник» (Памяти Д.А. Сикейроса) «Молодежь Азейрбаджана» 1974, 26 января

75. Козлова Е.А. Становление мексиканской живописи 16-18 вв. М., 1997

76. Козлова Е.А. От семи пещер до страны Анауак. Художественный мир индейцев Центральной Мексики. М., ЛЕНАНД, 2008

77. Козлова Е.А. О Сикейросе сегодня. Сборник PAX, 2008 №2

78. Козлова Е. А. Искусство стран Латинской Америки. М., 1986

79. Козлова Е. А. Очерки истории латиноамериканского искусства. М., 1997

80. Козлова Е. А. Ангажированное искусство: вклад Латинской Америки. Очерки истории латиноамериканского искусства. XIX XX века. Часть II. Сб. статей Санкт-Петербург, 2004

81. Комаров А.А. Технология материалов стенописи. М., «Изобразительное искусство», 1994

82. Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. М., Наследие, 1997

83. Коэн Р. Сикейрос должен творить, Искусство, 1962, № 8, с.35-36

84. Кузнецова Е. В. Культовая архитектура мексиканских провинций XVI века. -М.,2004

85. Культура стран Латинской Америки. Сб. статей ИЛА РАН. Ред. П.А. Пичугин. Москва, 1993

86. Лавров Н.М. Мексиканская революция 1910-1917гг. М., 1972

87. Лебедев Ю. Скульптура Древней Мексики. «Искусство», 1960, № 6

88. Логинов В. Техника мексиканских монументалистов. «Декоративное искусство СССР», 1961, №5

89. Маринельо X. Творчество и революция. М., 1977

90. Монументальное искусство СССР. Сост. В. П.Толстой. М.: Искусство, 1978

91. Новая краткая история Мексики (перевод с испанского). М., ИЛА РАН, 200896. «Чудесная реальность» Мексики в русском зеркале. Из века шестнадцатого в век двадцать первый. Составитель- Л.М. Бурмистрова. М., «Рудомино», 2008

92. Павловский С.А. Материалы и техника монументально-декоративного искусства,- М., «Советский художник» 1975

93. Парке Г. История Мексики. М., 1949

94. Полевой В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М., «Советский художник» 1989

95. Полевой В.М. Искусство стран Латинской Америки. М., «Искусство» 1967

96. Проблемы ибероамериканского искусства. Вып. 2/ Отв. ред. Е. А. Козлова. М.: КРАСАНД, 2009 - 368 с.

97. Семенов О., «Полифорум» Сикейроса. Искусство, 1982, №3? с.61-66

98. Семенов О.С. Давид Альфаро Сикейрос. Очерк жизни и творчества художника. М., «Детская литература», 1980

99. Сердцем слушая революцию. Сост. Герман М. Ю. Л., 1980

100. Сикейрос Д.А. Меня называли Лихим Полковником. Воспоминания.-М., Изд-во политической литературы, 1986

101. Сикейрос Д.А. Мексиканская монументальная живопись. Интервью. Искусство, 1971, № 2, с. 52- 53

102. Сикейрос Д.А. Национальное в искусстве. Творчество, 1958, № 8 , с. 1415

103. Сикейрос Д. А. Молодому мексиканскому художнику. Отрывки из книги. Искусство, 1969, № 2, с. 53-56

104. Сикейрос, Давид Альфаро. Альбом репродукций, автор вступительной статьи Н. Бродская. Л., «Советский художник», 1969

105. Тананаева Л. И. Между Андами и Европой. Спб., 2003

106. Терновец Б. Н. Революционное искусство в странах капитализма. Искусство, № 2, с. 187-211

107. Томас А.Б. История Латинской Америки. Издательство иностранной литературы. Москва, 1960

108. Турчин B.C. Образ Двадцатого. М., «Прогресс- Традиция», 2003

109. ХиллерБ. Стиль XX века. М., «Слово», 2004

110. Шемякин Я. Г. Латинская Америка: традиции и современность. М., Наука, 1987-192 с.

111. Шелешнева H.A. Латиноамериканская живопись XX века. М., 1990

112. Шелешнева-Солодовникова Н. А. Латиноамериканское искусство XVI -XX веков: Исторический очерк. М., «Ленанд», 2008

113. Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. М., Стройиздат, 1990.

114. Чернышев Н. М. Проблемы монументальной живописи. Искусство, 1933, № 1, с. 43-57

115. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения в шести томах. М., «Искусство» 1971

116. Эйзенштейн С.М. Неравнодушная природа. М., «Музей кино» 2006

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.